Большой водоплавающий автомобиль зис-485/бав

ЗИС-485 – водоплавающий грузовик

История создания ЗИС-485, этого серийного трехосного полноприводного (6х6) грузового автомобиля-амфибии, насчитывает 54 года. Он был разработан на Московском автомобильном заводе имени Сталина (ЗИС, ныне ЗИЛ) в 1950 г., и там же выпускался.

Машина использовалась в инженерных войсках в качестве переправочно-десантной и предназначалась для транспортировки стрелковых подразделений, легких артиллерийских систем, минометов, автомобильной и другой техники массой не более 2,5 т. Ее также называли БАВ (большой автомобиль водоплавающий).

Она имела целый ряд интересных технических особенностей, ныне перешедших в разряд экзотических.

Корпус ЗИС-485 представлял собой металлический сварной водонепроницаемый понтон, внутри которого располагалась рама автомобиля с агрегатами и узлами. Корпус ЗИС-485 делился по длине на носовой, центральный и кормовой отсеки. В носовом, прикрытом палубой, размещалось моторное отделение, а на палубе – фары и шкиперское имущество: багор, ручной насос и спасательный круг.

В центральном отсеке ЗИС-485 находилась рубка для экипажа, состоявшего из водителя и его помощника. Здесь же располагались органы управления машиной и контрольные приборы. В этом отсеке имелся трюм, и размещалась передняя часть грузовой платформы.

Пол рубки – деревянный, со съемными досками. Предусматривалась возможность обогрева рубки воздухом от системы охлаждения двигателя. В кормовом отсеке ЗИС-485 размещались топливные баки, привод водяного руля и грузовая платформа с откидным задним бортом.

В днище корпуса ЗИС-485 имелись ниши для передних и задних колес, ведущих мостов с карданной передачей, а также туннель для гребного винта и водяного руля.

Кроме того, в днище были отверстия для слива воды, проникшей в корпус, и слива масла из агрегатов трансмиссии, которые закрыты пробками. В средней части днища слева находится кингстон (клапан для приема воды внутрь корпуса или ее отлива).

Три серьги в носовой части корпуса служили для буксировки машины на суше и по воде (верхние). В кормовой части установлен буксирный прибор.

Грузовая платформа ЗИС-485 имела фанерный пол, уложенный на основание из стальных балок, сваренных с корпусом. Под полом платформы: впереди слева установлен ящик ЗИП, справа – кожух запасного колеса, доступный снаружи. На последних моделях машины запасное колесо размещалось на платформе справа.

В ЗИС-485 устанавливался 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель ЗИС-123 мощностью 80,9 кВт (110 л.с.), развиваемой при 3 000 мин-1. Он позволял машине с полной нагрузкой двигаться с весьма приличной скоростью – до 60 км/ч по шоссе и до 10 км/ч на плаву.

Мотор ЗИС-485 имел нижнее расположение клапанов, рабочий объем 5,55 л, степень сжатия 6,5 и карбюратор типа К-84 с падающим потоком. Система охлаждения двигателя в дополнение к радиатору имела теплообменник, охлаждаемый при движении на плаву забортной водой. Пуск двигателя в ЗИС-485 производился электрическим стартером 1,32 кВт (1,8 л.с.).

В качестве топлива использовался бензин – автомобильный А-70 или авиационный Б-70. Топливных баков было два, параллельно расположенных, по 120 л.

Уместно заметить, что этот двигатель работал и в серийном отечественном колесном бронетранспортере БТР-152, выпускавшимся на том же ЗИСе с 1950 г. Что, впрочем, справедливо и для большинства агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части.

Трансмиссия для движения по суше состояла из двухдискового сухого сцепления, 5-ступенчатой коробки передач, 2-ступенчатой раздаточной коробки, трех одноступенчатых конических главных передач со спиральными зубьями. Каждый мост ЗИС-485 приводился от раздаточной коробки собственной(!) карданной передачей.

Всего этой цели служило шесть карданных валов с двумя промежуточными опорами. Механическая трансмиссия для движения на плаву состояла из коробки отбора мощности, установленной на коробке передач, карданной передачи (три вала, две промежуточных опоры и вал гребного винта) и трехлопастного гребного винта.

(Не автомобиль, а сплошные карданы! – ред.)

Подвеска ЗИС-485 была зависимой. Спереди работали две продольных полуэллиптических рессоры с двумя гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двухстороннего действия.

Сзади стояли две продольных полуэллиптических рессоры балансирной тележки с реактивными штангами. Такая подвеска характерна для современных трехосных полноприводных автомобилей.

На ЗИС-485 она обеспечивала возможность двигаться по шоссе и грунтовым дорогам со средней скоростью соответственно 40 и 30 км/ч.

Рулевое управление ЗИС-485 без гидроусилителя. Рулевой механизм для движения по суше – «глобоидальный червяк с трехгребневым роликом», а для движения по воде использовался балансирный водяной руль с тросовым приводом от рулевого управления автомобилем. Минимальный радиус поворота на суше составлял 11,25 м по колее переднего колеса, что было меньше допустимого (12 м).

ЗИС-485 имел рабочий тормоз с барабанными механизмами на всех колесах и пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз – ленточный, с механическим приводом, устанавливался на раздаточной коробке.

Колея передних и задних колес совпадала и составляла 1 620 мм. Колеса дисковые, с разъемным ободом. На них монтировались шины низкого давления размером 11,00–18, иногда 12,00–18, с протектором «прямая елка» для грунтовых дорог. Задние колеса – односкатные. Крепление колес к ступицам на шести шпильках.

Давление воздуха в шинах – 0,35 МПа (3,5 кгс/см2), для повышения опорной проходимости в тяжелых дорожных условиях его можно было снизить до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) благодаря централизованной системе регулирования давления воздуха в шинах, впервые появившейся в нашей стране на ЗИС-485 и БТР-152.

На автомобилях ЗИС-485 раннего выпуска воздух к шинам подводился снаружи, а в дальнейшем, на модификации БАВ-А – изнутри, через ступицы.

Электрооборудование ЗИС-485 было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В с «плюсом» на корпусе. В 1959 г.

полярность электрооборудования изменили, что обеспечило возможность работы армейских радиостанций (при необходимости) от электрооборудования машины.

Источниками электроэнергии ЗИС-485 были генератор постоянного тока Г15-Б мощностью 220 Вт и две 6-вольтовые аккумуляторные батареи 3-СТ-84, соединенные последовательно. Система зажигания двигателя батарейная.

Проходимость ЗИС-485 была хорошей.

Она могла на сухом твердом грунте преодолевать с полной нагрузкой подъем крутизной до 30°, ров (канаву) шириной 0,75 м, эскарп с высотой стенки 0,5 м, переплывать водоемы и двигаться по косогору до 20°.

Дорожный просвет в 280 мм позволял ЗИС-485 двигаться по довольно глубоким колеям. Запас хода по топливу, был большой – 510 км по шоссе, при норме расхода 47 л/100 км.

Автомобиль ЗИС-485 имел габариты 9 540х 2 485х2 660 мм (по тенту) и массу с полной нагрузкой 9 650 кг, что позволяло ему свободно проезжать по деревянным мостам в сельской местности и легко вписываться в складки местности, маскироваться.

Для удаления воды, попавшей в корпус через пробоины, имелась система водоотлива.

Она состояла из двух центробежных насосов – трюмного и отсеков, коллектора водоотлива, системы трубопроводов и ручного (аварийного) насоса водоотлива.

Трюмный насос и насос отсеков приводились в действие цепными передачами от промежуточного карданного вала привода гребного винта и имели производительность соответственно 300 и 150 л/мин при 3 000 мин-1.

Автомобиль ЗИС-485 имел лебедку с тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4 500 кгс). Диаметр ее троса составлял 13 мм, а рабочая длина – 60 м. Лебедка размещалась за рубкой под грузовой платформой и выдавала трос в сторону кормы. Правда, вытягивать его надо было вручную.

Многочисленные учения, в которых участвовали автомобили ЗИС-485, подтвердили их полезность. Так, численность переправляемого в одном рейсе десанта составляла 28 человек со стрелковым оружием, или можно было перевезти пушку калибром до 85 мм вместе с расчетом, 122-миллиметровую гаубицу (тоже с расчетом), автомобиль ГАЗ-69 с грузом или ГАЗ-63 без груза.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/3065-zis-485-vodoplavayushchiy-gruzovik/

Советские автомобили-амфибии

Во времена СССР было сконструировано немало автомобилей-амфибий. Некоторые их них были отправлены в серийное производство, а некоторые так и остались всего лишь прототипами. Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку водоплавающих машин, которые были построены в советские времена.

Читайте также:  Советский штурмовик ил-2: история, устройство и ттх

ВАЗ-Э2122

Этот автомобиль-амфибия ВАЗ-Э2122 разрабатывался по специальному заказу Министерства Обороны СССР. Он был сконструирован в 1976 году тольяттинцами с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». С первого взгляда и не скажешь что это водоплавающий автомобиль!

ВАЗ-Э2122 оснащался 1,6-литровым двигателем, постоянным полным приводом и двумя баками для бензина. Вазовская амфибия могла двигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч. В 1977 году был представлен второй вариант вазовской амфибии, но ни один из них так и не был отправлен в серию.

ЗИС-485 «БАВ»

ЗиС-485 БАВ (БАВ — большой автомобиль водоплавающий) — автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1950 по 1962 год. Машина БАВ могла перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза.

ЗиС-485 БАВ оснащался бензиновым шестицилиндровым двигателем мощностью 110 л.с. Максимальная скорость на суше составляла 60 км/ч, а на воде — 10 км/ч. Движение машины на плаву осуществлялось за счёт вращения трёхлопастного гребного винта, приводимого от трансмиссии. Руль был установлен за винтом.

УАЗ-3907 «Ягуар»

Этому водоплавающему автомобилю, построенному на базе УАЗ-469, также не удалось попасть на конвейер. Особенностью конструкции «Ягуара» стали два гребных винта перед задним мостом, благодаря которым машина имела на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость.

Оснащался УАЗ-3907 «Ягуар» 2,4-литровым бензиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью 78 л.с. Максимальная скорость по суше: 105 км/ч, по воде: 9 км/ч.

Коробка передач — механическая четырехступенчатая трансмиссия. К 1989 году было изготовлено всего 14 таких машин-амфибий, которые были приняты на вооружение.

Но в 1991 году руководство компании отказалось от серийного выпуска УАЗ-3907 «Ягуар».

ГАЗ-46 «МАВ»

ГАЗ-46 «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Его выпуск начался в 1953 году на Горьковском автомобильном заводе. Корпус МАВ ГАЗ-46 — стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре.

ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа». Трансмиссия и подвеска были заимствованы от ГАЗ-69. Максимальная скорость на суше — 90 км/ч, по воде — 9 км/ч.

Двигатель был соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой.

По воде машина передвигалась с помощью одного трехлопастного гребного винта, установленного сзади на корпусе и приводимого от главного двигателя. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года

ЛуАЗ-967

Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ. Он имел маленькие габариты: 3682x1712x1580 мм и двигатель объёмом менее 1 литра мощностью всего 37 л.с.

По воде ЛуАЗ 967 передвигался благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву — до 3-х км/ч.

Особенностью конструкции такого автомобиля-амфибии была откидная рулевая колонка, расположенная по центру салона: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом в полулёжа.

Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя.

#амфибия #водоплавающийавтомобиль #ссср #техника

Источник: http://carakoom.com/blog/15770

Водоплавающие автомобили СССР

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего. И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.

ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году.

По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии.

Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

ЗИС-485 «БАВ»

«БАВ», как вы, наверное, уже догадались — это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 2,5 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии — GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

ЛуАЗ-967

 Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь».

Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами.

При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

НАМИ-055

Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт.

В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час.

Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев — в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

ВАЗ-Э2122

Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа — ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы».

От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа.

Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

УАЗ-3907

УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери.

Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.

Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.

[источники]

источники

http://5koleso.ru/articles/obzory/v-vode-ne-tonet-avtomobili-amfibii-sssr

http://dnpmag.com/2015/08/22/5-sovetskix-avtomobilej-amfibij/

И еще про старые машины времен СССР: вот например Четырехосный грузовик повышенной проходимости, а вот Горьковский Автомобильный Завод и ЗиС-127 Первый советский междугородний автобус. Вспомним еще про советскую инвалидку и советские электромобили

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=74413

Источник: https://masterok.livejournal.com/2503397.html

ЗИС-485 БАВ

Характеристики ЗИС-485 БАВ

Великая отечественная война показала необходимость создания автомобилей-транспортеров. Так же развитие десантных войск требовало форсирования различных водных преград.

Объединив все эти требования Государственный комитет обороны поручил Министерству автотракторной промышленности СССР разработать техническое задание и проектирование автомобиля-амфибии. За основу был взят американский грузовой трехосный автомобиль-амфибия GMC-DUKW.

Отечественный аналог получил название БАВ — большой автомобиль водоплавающий.

фотография ЗИС-485 БАВ форсирование и выход из воды

Агрегатную базу ЗИС-485 БАВ спроектировали из узлов трехосного грузовика ЗИС-151 и бронетранспортера БТР-152. На освоение выпуска этих машин после войны потребовалось несколько лет. С началом их серийного производства, унифицированные с ними двигатели, мосты, детали трансмиссии стали доступными.

Проектировать советскую «утку» в 1948 году поручили тогда уже известному создателю внедорожной техники В.А. Грачеву. После войны Виталий Андреевич еще не работал на ЗИСе. Он был Главным конструктором строившегося в Днепропетровске автозавода, где предполагалось выпускать грузовики типа ЗИС-150.

Зная о недостатках московского прототипа, Грачев работал над оригинальной конструкцией обычного 4-тонного грузовика ДАЗ, унифицированного с ЗИСом, но обладавшего многими оригинальными деталями. Завершив работу над гражданским грузовиком, Грачев и его коллеги взялись за амфибию. Ее тоже собирались выпускать на том же новом заводе в Днепропетровске.

Ведущим конструктором по автомобилю БАВ Грачев назначил Л.А. Берлина, по двигателю — С.И. Тяжельникова, по трансмиссии А.Х. Лефарова, по кузову — Б.Т. Комаревского и С.С. Киселева. За испытания отвечал Ю.С Палеев. Летом 1949 года первые два построенных ДАЗом опытных образца плавающих автомобилей испытывали на Днепре.

Ровно через год, с июля по сентябрь 1950-го, амфибии прошли полный цикл заводских и межведомственных испытаний в Крыму и на Кавказе. После их успешного прохождения, амфибия была рекомендована к серийному производству.
    В 1951 году Правительство СССР — по требованию Л.П. Берии и при непосредственном участии Д.Ф.

Читайте также:  Первый советский броневик среднего класса ба-и

Устинова — приняло решение прекратить подготовку производства автомобилей в Днепропетровске, передать территорию и построенные корпуса завода для выпуска ракеты-носителя ядерных боеголовок Р-1, созданной под руководством С.П. Королева. Так появился Южный машиностроительный завод, известный также, как «Южмаш» и ЮМЗ.

А Виталий Грачев и ряд его коллег получили назначение на работу конструкторов ЗИСа. Интересно, что Грачев переезжал из Днепропетровска в Москву с семьей и всем имуществом прямо на опытном образце несостоявшегося грузовика ДАЗ. В столице Грачев завершил работу над амфибией , и она была принята к производству на ЗИСе.

Кроме войскового названия БАВ, машина получила отраслевой производственный индекс ЗИС-485. Выпуск плавающего грузовика начался в 1952-м, а с 1953-го такие машины начали поступать в войска.

фотография ЗИС-485 БАВ форсирование реки

По агрегатам советский БАВ, выполнили максимально унифицированным с трехосным полноприводным грузовиком. Шестицилиндровый двигатель ЗИС-123 располагался, впереди. От коробки передач крутящий момент на установленную отдельно раздаточную коробку передавал промежуточный вал. От раздаточной коробки на каждый из трех мостов шли отдельные карданные передачи.

Перечисленные конструктивные особенности трансмиссии, а частично — уже освоенные в серийном производстве готовые унифицированные агрегаты — БАВ унаследовал от грузовика ЗИС-151 или от бронетранспортера БТР-152. Движение по воде обеспечивал установленный сзади гребной винт.

Крутящий момент на него передавался от дополнительной коробки отбора мощности (КОМ), такой же, какая была у самосвалов, пожарных автомобилей и других специализированных модификаций грузовика. КОМ и вал винта связывала передача из трех секций карданного вала с двумя промежуточными опорами. В общей сложности в трансмиссии оказалось девять карданных валов.

За поворот на воде отвечали корабельные водяные рули, установленные возле гребного винта и приводившиеся тросами от автомобильного рулевого управления переднего моста. Колеса задней тележки с самого начала выполнили односкатными. Необычной для начала 50-х годов особенностью ходовой части БАВ стала централизованная система подкачки шин.

Воздух подавался еще не по гибким шлангам, пропущенным через ступицы, а по внешним трубкам, но они не выступали наружу, а были прикрыты корпусом кузова. Подвеска на обычных рессорах фактически осталась от грузовика ЗИС.

фотография ЗИС-485 БАВ вид сзади

Герметичный кузов представлял собой водонепроницаемый сварной понтон.

Поскольку двигатель и радиатор системы охлаждения находились внутри герметичного кузова, для движения по суше пришлось сделать люк, через который воздух подавался в радиатор, а для плавания — установить дополнительный к радиатору теплообменник, охлаждаемый водой за бортом.

В днище кузова были сделаны ниши для колес, мостов, карданной передачи, туннели для привода гребного винта и водяных рулей. Для слива масла из картеров двигателя, коробок и мостов служили вывинчивающиеся пробки. В средней части днища слева находился кингстон — клапан для приема воды внутрь корпуса или слива ее.

На случай попадания воды в кузов через пробоины были предусмотрены два центробежных насоса водоотлива, которые приводились цепями от вала передачи гребного винта. Также машину комплектовали аварийным ручным насосом, чтобы в самой сложной ситуации оставить шанс доплыть до берега.

Элементы кузова ЗИС-485 носили не автомобильные, а корабельные названия. Горизонтальная площадка над двигателем у БАВа — не капот, а палуба. Помещение водителя и сидящего рядом пассажира — не кабина, а рубка.

Полости под деревянным настилом пола рубки и грузовой платформы — трюм. Багор, ручной насос и спасательный круг, уложенные на палубе, звались шкиперским имуществом.

Задняя часть кузова, где в трюме находились два бензобака, называлась кормовой.

фотография ЗИС-485 БАВ

Грузовая платформа получилась вместительной. За один рейс БАВ мог перевезти по воде 28 бойцов со стрелковым оружием, пушку калибром до 85-мм или гаубицу калибром до 122-мм вместе с расчетом, груженый автомобиль ГАЗ-69 или порожний ГАЗ-63. На марше открытая кабина-рубка и грузовая платформа накрывались общим тентом.

На суше БАВ являлся нормальным автомобилем высокой проходимости, способным штурмовать глубокие колеи, грязь, снег, подъемы до 30о и идти поперек уклона до 20о.
    Из-за высокой загрузки столичного завода ЗИС, производство БАВа передали на Брянский автозавод. К концу 50-х годов амфибию модернизировали.

Двухдисковое сцепление заменили однодисковым, увеличили колею, поставили более совершенную систему подкачки шин с подводом воздуха через шлаги в ступицах, сами шины размерностью 11,00-18 уступили место более мощным и мягким 12,00-18, таким, как у ЗИЛ-157 и ГАЗ-66. Наконец, запасное колесо перенесли из специального отсека внизу на грузовую платформу.

А, главное, двигатель на поздних БАВах использовали взятый с грузовика ЗИЛ-157. После всех обновлений амфибия звалась уже БАВ-А или ЗИЛ-485А (марка брянского завода держалась в секрете).

фотография БАВ ЗИС-485 на плаву

фотография ЗИС-485 БАВ на плаву

В начале 60-х годов на вооружение Советской армии были приняты новые модели бронетехники, умевшие плавать — БТР-60, БМП-1. С их появлением отпала острая нужда в массовом применении специальных плавающих транспортеров.

В связи с этим в 1962 году БАВ сняли с производства, освободив мощности Брянского завода для более необходимой военной продукции — например, созданных в московском СКБ В.А. Грачева грузовиков семейства ЗИЛ-135 и других многоосных шасси. В 70-80-е годы предпринимались попытки приспособить имевшиеся в наличии БАВы для спасательных служб.

Правда, известна еще одна попытка создать большой плавающий автомобиль — в 70-е годы в Горьком построили четырехосный транспортер ГАЗ-44, по грузоподъемности превосходивший московско-брянскую машину.

ЗИС-485 БАВ органы управления

Источник: http://dar-web.ru/st_zis485_bav_adaptiv.php

Большой автомобиль водоплавающий ЗиС-485, Одесса

Памятник БАВ ЗИС-485 установлен в городе Одессе, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы.

Во время Второй мировой войны,  в Красную армию, по Ленд-Лизу, поступило небольшое количество американских грузовых трехосных амфибий GMC-DUKW, прозванных американцами  «утка» (duck).

После изучения этих грузовых амфибий, ГКО было выдано техническое задание Министерству автотракторной промышленности СССР на разработку большого автомобиля водоплавающего (БАВ). 

В качестве базы для создания БАВ наилучшим образом подошли узлы бронетранспортера БТР-152 и трехосного грузовика ЗИС-151. Разработку БАВ начали на Днепропетровском автомобильном заводе под руководством В.А. Грачева.

Весной 1951 года, после перепрофилирования Днепропетровского завода на выпуск баллистических ракет Р-1, все работы по созданию амфибии были перенесены на ЗиС.

Выпуск новой амфибии начался в 1952 году, а начиная с 1953 года, машины БАВ под индексом ЗИС-485 начали поступать на вооружение Советской Армии.

БАВ выполнили максимально унифицированным с трехосным грузовиком ЗиС-151. Впереди был расположен шестицилиндровый двигатель ЗИС-123. Передаваемый на раздаточную коробку через промежуточный вал от коробки передач крутящий момент, передавался отдельными карданными передачами на каждый из трех ведущих мостов.

При помощи установленного сзади гребного винта, на который передавался крутящий момент через дополнительную коробку отбора мощности (КОМ), обеспечивалось движение по воде. КОМ и вал винта были связаны между собой передачей из трехсекционного карданного вала, имевшего две промежуточные опоры.

В общей сложности, учитывая эту особенность, трансмиссия амфибии состояла из девяти карданных валов. Поворот на воде обеспечивался при помощи корабельных водяных рулей, установленных возле гребного винта. Рули, от рулевого управления передним мостом, приводились при помощи тросов. Колеса задней тележки выполнены односкатными.

Нововведением в ходовой части БАВ, явилась установленная система подкачки шин. Воздух в нее подавался по внешним трубкам, прикрытым корпусом кузова. Также от грузовика ЗИС, по сути, осталась и подвеска на обычных рессорах.

Читайте также:  Президенты кипра: влияние правителей на становление государства

В герметичном кузове, представлявшем собой водонепроницаемый сварной понтон, был сделан люк, через который при движении по суше, воздух подавался для охлаждения радиатора системы охлаждения. При плавании, двигатель амфибии охлаждался при помощи дополнительного теплообменника, охлаждаемого водой из-за борта.

Также, в днище кузова сделали ниши для колес, карданной передачи, мостов, туннели для привода водяных рулей и гребного винта. Слева, в средней части днища, расположили кингстон — клапан для приема или слива воды внутрь корпуса.

В случае попадания воды через пробоины в кузов, она откачивалась при помощи двух центробежных насосов, приводившихся от вала передачи гребного винта при помощи цепного привода. В комплект машины входил и аварийный ручной насос.

Элементам кузова БАВ ЗИС-485 были присвоены корабельные, а не автомобильные названия.

Капот над двигателем назывался палубой, кабина для размещения водителя и пассажира – рубкой, полости под грузовой платформой и настилом пола рубки — трюмом.

Спасательный круг, ручной насос и багор, уложенные на палубе, назывались шкиперским имуществом. Задняя часть кузова, с расположенными в трюме двумя бензобаками, называлась кормовой.

Грузовая платформа амфибии получилась весьма вместительной. БАВ мог перевезти по воде за один рейс 28 пехотинцев со стрелковым оружием, 122-мм. гаубицу или 85-мм. пушку вместе с расчетом, порожний автомобиль ГАЗ-63 ил груженый ГАЗ-69.

На марше общим тентом накрывались кабина-рубка и грузовая платформа. На суше, ЗИС-485 был хорошим автомобилем высокой проходимости. БАВ был способен преодолевать глубокие колеи, снег, грязь, подъемы до 30о и двигаться поперек 20о  уклона.

 

Учитывая высокую загрузку завода ЗиС, производство амфибии было развернуто на Брянском автомобильном заводе (БАВ). В конце 50-х годов амфибия подверглась модернизации. Вместо двухдискового сцепления установили однодисковое и увеличили колею.

Установили новую систему подкачки шин, теперь воздух стал подводиться при помощи гибких шлангов в ступицах, а сами шины были заменены более мощными и мягкими, увеличенного размера, аналогичными шинам ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. Запасное колесо было перенесено на грузовую платформу. Также был установлен новый двигатель от грузовика ЗИЛ-157.

Модернизированная амфибия получила название ЗИЛ-485А ил БАВ-А.

С принятием на вооружение Советской армии в начале 60-х БТР-60 и БМП-1, отпала острая необходимость в массовом использовании специализированных плавающих транспортеров. В 1962 году БАВ были сняты с производства. 

Фотографии автомобиля сделаны в 2012 году.

Годы производства 1950-1962
Привод механический
Колесная формула 6×6
Грузоподъемность на суше, кг. 2500
Грузоподъемность на плаву, кг. 3500
Снаряженная масса, кг. 7150
Длина, мм. 9540
Ширина, мм. 2485
Высота, мм.  2635
Колесная база до средней оси, мм.  3668
Колесная база до задней тележки, мм. 1120
Дорожный просвет, мм. 285
Двигатель ЗИС-123, карбюраторный, шестицилиндровый, рядный, нижнеклапанный
Рабочий объем,  см3 5555
Мощность, л.с. 110
Максимальная скорость на суше, км./ч. 73
Максимальная скорость на плаву, км./ч. 10-11

Неподалеку от памятника БАВ ЗиС-485 расположены следующие памятники:

Подводная лодка «Малютка»

45мм. противотанковая пушка

Зенитная пушка С-60

ЗРК С-75 Волхов

Источник: http://litnik.pp.ua/avtomobili/bolshoi-avtomobil-vodoplavaiushchii-zis-485-odessa

Даз -485 / зис-485 бав

Годы производства: 1949 – 1962
Разработчик оригинала: ДАЗ
Производитель оригинала: АМО/ЗИС/ЗИЛ и БАЗ
Производитель модели: YVS
Масштаб

В 1944 г. из США по ленд-лизу в ряды советских войска стали поступать диковинные большие  автомобили-амфибии GMC DUKW-353, которую американцы по созвучию и схожести написания  прозвали «duck» — «утка».

Использование этих машин в Висло-Одерской операции, при форсировании Свири и Даугавы показало их крайнюю эффективность.

Действительно, боевые потери значительно уменьшались при форсировании водных преград сходу на американских «утках», нежели при традиционном использовании лодок, наведении понтонов и временных мостов под огнём противника.

Таким образом, советские военные решили, что неплохо бы иметь и нам подобный автомобиль-амфибию.

По окончании войны разработку отечественного большого водоплавающего автомобиля поручили столичному ЗИСу. Однако на ЗИСе от этого заказа отпихнулись, ссылаясь на перегруженность в связи с подготовкой к производству грузовиков ЗИС-150

и ЗИС-151, а так же военного БТР-152. Тогда для разработки и производства новой военной машины был выбран только что образовавшийся в Днепропетровске автомобильный завод ДАЗ. Там под руководством А. Грачёва, планировалось собирать грузовики ДАЗ-150 на основе аналогичной ЗИСовской модели.

До этого Грачёв работал конструктором на ГАЗе в Горьком и прославился созданием целой плеяды полноприводных легковых автомобилей (ГАЗ-61-40, ГАЗ-61-73, ГАЗ-31-415,ГАЗ-61-417, армейские внедорожники ГАЗ-64 и ГАЗ-67).

Днепропетровские конструкторы оценили все достоинства и недостатки американского прототипа и с энтузиазмом, по 10-12 часов в сутки, принялись работать над собственной амфибией.

Советская амфибия получила заводской индекс ДАЗ-485 БАВ (большой автомобиль водоплавающий), а за основу для шасси было решено взять отечественные полноприводные грузовики ЗИС-151 (6х6) и ГАЗ-63 (4х4).  Они же служили и донорами для сборки первых экземпляров водоплавающей машины.

Сразу же огромное внимание конструкторы уделили разработке системы подкачки и спуска давления в шинах – когда автомобиль входил или выходил из воды, ему в большинстве случаев приходилось преодолевать зоны заболоченного грунта или мокрого песка, где проходимость автомобиля, пусть и полноприводного, резко снижалась.

Чтобы этого избежать, нужно было спустить определённое количество воздуха в шинах, тогда под давлением массы автомобиля нижняя часть шин расширялась, и площадь давления на грунт увеличивалась, что позволяло успешно преодолевать болотистую и песчаную местность.

После того как автомобиль выезжал на твёрдый грунт или шоссе, специальный компрессор должен был вернуть давление в шинах в норму. Именно такая система получившая название СРДВШ (система регулирования давления воздуха в шинах) была применена на ДАЗ-485. Кроме того, колёса амфибии могли выдержать до пяти сквозных пулевых прострелов каждое – компрессор восполнял утечку воздуха и продолжал поддерживать нужное давление. Снаружи эта система подкачки представляла собой сочленённые прямые трубки, которые подходили к каждому колесу с внутренней стороны. За

внешнее сходство конструкциис лапками членистоногого СРДВШ прозвали «пауком».

Первый ДАЗ-485 БАВ был построен в августе 1949г.

Когда машина была собрана, стояла глубокая ночь, но никто из конструкторов не пожелал отправиться домой – сразу же поехали к Днепру, где при свете фар «утки» — американского прототипа нашего БАВа  — было решено испытать новую амфибию.

За руль ДАЗ-485 сел лично Грачёв, а ведь было достаточно рискованно направлять ночью в воды Днепра не обкатанный и не прошедший никаких испытаний, пусть и водоплавающий, автомобиль. Однако, БАВ не подвёл своих создателей и выдержал первый экзамен на «отлично».

А впереди было ещё много испытаний: горные дороги Кавказа и Крыма; форсирование рек Кубань, Волга и Днестр; пробег  Москва – Сталинград – Астрахань – Баку – Батуми – Крым – Одесса – Минск – Москва протяжённостью свыше 10 000 км.

Когда машину испытывали в Крыму при форсировании Керченского пролива, тогда ещё полностью не очищенного от мин и затонувших кораблей, поднялся сильный шторм. Сопровождающим катерам типа «морской охотник» запретили выходить в море, но Грачёв со своим коллективом всё же рискнул переплыть пролив и выехал на сушу благополучно.

БАВ отлично всходил носом на волну, все агрегаты работали бесперебойно, а система водоотлива успешно справлялась с откачкой воды, попадавшей в грузовой отсек и трюмы. Но всё это было впереди, а пока коллектив ДАЗа праздновал заслуженную победу. ДАЗ-485 не только не уступал американскому DUKW-353, но и по многим параметрам превосходил его: наш БАВ имел гораздо более удачную компоновку, более вместительное грузовое отделение, откидывающийся задний борт, а главное – гораздо более совершенную, надёжную и эффективную систему подкачки шин СРДВШ.

Источник: http://www.ussrtoscale.com/——485——-485—-.html

Ссылка на основную публикацию