Авианосцы вмс сша: названия, типы и характеристики

Авианосцы ВМС США, количество современных атомных авианесущих кораблей Нимиц и других у Соединенных Штатов Америки в 2018 году

Видный американский военный теоретик контр-адмирал Альфред Мэхэн однажды заявил, что военно-морской флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим утверждением трудно спорить.

Несколько столетий наиболее могущественной морской державой в мире была Англия, границы Британской империи чертились форштевнями ее боевых кораблей.

Однако в XX столетии Royal Navy постепенно утратил свою гегемонию, уступив место сильнейшей морской державы Соединенным Штатам Америки.

После окончания последней мировой войны США стали самым активным образом развивать военно-морские силы, и сегодня эта страна обладает самой многочисленной и боеспособной группировкой боевых кораблей.

Основу американской военно-морской мощи составляют авианосные ударные группировки, боевым ядром каждой из них является атомный авианосец. Авианосцы США – это предмет национальной гордости американцев и символ военной мощи этого государства.

Американские авианосцы принимали участие практически во всех конфликтах, которые вело это государство в прошлом и нынешнем веке.

Первый атомный авианосец США «Энтерпрайз» был спущен на воду 24 сентября 1960 года, этот гигант был выведен из состава флота только в 2012 году.

Вообще, следует отметить, что американские флотоводцы очень серьезно отнеслись к возможностям, которые дает кораблям атомная силовая установка. За несколько десятилетий было построено множество боевых кораблей с ЯУ: фрегатов, подводных лодок, эсминцев и авианосцев.

Однако большинство этих судов еще до начала нынешнего столетия были отправлены на слом. Руководство ВМС США пришло к выводу, что оснащать ядерными реакторами имеет смысл только подводные лодки и новые авианосцы.

Можно добавить, что оснащение боевых кораблей ЯУ совершило настоящий переворот в военном деле, который можно сравнить с изобретением парохода, гребного винта и металлического корпуса.

Сколько же авианосцев находится на вооружении в настоящий момент? В каких частях Мирового океана они находятся, каковы характеристики и возможности этих плавучих аэродромов?

Эволюция американского авианосного флота

Идея использования авиации в военно-морском деле появилась почти сразу после создания первых самолетов. Уже в 1910 году американский пилот впервые совершил взлет с корабельной палубы.

Морская авиация, как род ВМС, появилась уже во время Первой мировой войны. В то время боевые самолеты обычно взлетали с палубы корабля, а посадку совершали на воду, для этого они были оборудованы поплавками.

В 1917 году англичане построили первые авианосец – специализированный корабль для базирования и взлета боевых кораблей.

В межвоенные годы именно США наиболее активно занималась созданием авианосцев и отработкой тактики использования авиации на море.

Историческая атака на Перл-Харбор была выполнена с помощью самолетов, базировавшихся на шести японских авианосцах.

Также следует отметить, что во время нападения американские авианесущие корабли не пострадали, так как их в этот момент не было в гавани. Этот факт оказал значительное влияние на дальнейший ход войны на Тихом океане.

Можно без преувеличения заявить, что морская авиация и авианосцы сыграли важнейшую роль в этом конфликте.

После окончания войны стало понятно, что авианосные корабли потеснили линкоры и стали основной ударной силой на море. Именно благодаря большому количеству построенных авианосцев, а также огромному опыту их применения США стали ведущей морской державой мира.

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось появлением реактивных самолетов, вертолетов и бомбардировщиков-носителей ядерного оружия.

Существующие авианосцы ВМС США уже не годились для взлета и посадки этих тяжелых и скоростных машин, поэтому в США начали разрабатывать проекты постройки «суперавианосцев» водоизмещением более 60 тыс.

тонн. Однако после окончания войны финансирования флота было резко уменьшено, часть строящихся авианосцев были порезаны на металл, проект суперавианосца типа «Юнайтед Стейс» так и не был реализован.

Однако Корейская война очень быстро отрезвила горячие головы сторонников сокращения флота. Уже в конце этого конфликта ВМС получил дополнительные средства на развитие авианосного флота. Была начата амбициозная программа модернизации авианосцев типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно были построены четыре корабля нового проекта — «Форрестол».

В 1954 году появился первый в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой – американская субмарина «Наутилус».

Идея оснастить ЯУ авианосец витала в воздухе, и в 1961 году она была реализована – в строй вступил атомный гигант «Энтерпрайз», он оставался в эксплуатации до 2012 года.

Так как новый авианосец оказался очень не дешев, после его принятия в эксплуатацию были построены три неатомных авианосца типа «Китти Хок». Последний авианосный корабль с котлотурбинной установкой был принят в состав американского флота в 1972 году.

В послевоенный период все американские авианесущие корабли были разделены на несколько классов: десантные вертолетоносцы (LPH), легкие авианосцы (CVL), ударные авианосцы (CVA), противолодочные (CVS), атомные ударные (CVAN) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), которые выполняли функции учебных кораблей в мирное время.

3 марта 1975 года в эксплуатацию был принят «Нимитц» (CVN-68), который стал первым представителем нового класса американских авианосцев.

В настоящий момент все американские ударные атомные авианосцы, находящиеся в эксплуатации, относятся к типу «Нимитц». Последний из них – George H. W.

Bush (CVN-77) – был введен в эксплуатацию в начале 2009 года. Общее количество этих кораблей составляет десять единиц.

В настоящее время на завершающем этапе находится строительство авианесущих кораблей нового типа – Gerald R. Ford (CVN-78), ожидается, что он будет принят на вооружение флота в апреле 2018 года и даст начало новой серии кораблей данного класса.

Его уже называют «авианосцем» XXI столетия. И хотя, по своему внешнему виду он мало чем отличается от последних авианосцев серии «Нимитц», но его «начинка» будет куда более современной.

Этот корабль уже стал одной из самых популярных тем для обсуждения среди военно-морских специалистов разных стран.

В последние десятилетия американский флот стремительно меняет свой облик. В настоящее время происходит кардинальное обновление авиационного парка ВМС. Уже снят с вооружение всеобщий любимец F-14 «Томкэт», его судьбу разделил противолодочный самолет S-3 Viking.

Им на смену пришел F/A-18E/F Super Hornet, а в ближайшие годы американский флот ожидает получить новейший F-35C – суперсовременный ударный самолет пятого поколения. Также ожидается, что будет полностью заменен самолет РЭБ EA-6 Prowler, ему на смену должен прийти EA-18G.

Значительная модернизация ожидает самолет управления Е-2 «Хокай», эксплуатация которого началась еще в середине 70-х годов.

Еще одним направлением развития военно-морской авиации станет более широкое использование беспилотных летательных аппаратов. Несколько лет назад БПЛА X-47B впервые совершил удачную посадку на палубу авианосца.

Современные американские авианосцы

Сегодня в состав ВМС США входит десять атомных авианосцев класса «Нимитц», в апреле 2018 года ожидается принятие на вооружение одиннадцатого корабля этого класса – авианосца «Джеральд Р. Форд», который является головным кораблем новой серии. Планируется, что в будущем авианосцы этого типа частично заменят «Нимитцы».

Nimitz (CVN-68). Этот корабль стал первым авианосцем одноименной серии, он получил название в честь американского адмирала, который командовал флотом США на Тихом океане во время войны. «Нимитц» был введен в состав ВМС США в 1975 году. Изготовлением корабля занималась компания Newport News Shipbuilding (штат Виргиния). Порт приписки корабля – Китсап, штат Вашингтон.

Авианосец «Нимитц» имеет стандартное водоизмещение 98 425 т, в состав энергетической установки входят два ядерных реактора Westinghouse A4W. Команда корабля – 3200 человек. Максимальная скорость – более 31 узла.

Вооружение авианосца состоит из двух ЗРК Sea RAM и двух ЗРК ЗРК Sea Sparrow. В состав авиационной группировки «Нимитца» входит 90 вертолетов и самолетов.

Dwight D. Eisenhower (CVN-69). «Дуайт Эйзенхауэр» стал вторым кораблем в серии атомных авианосцев «Нимитц». Он был введен в эксплуатацию в октябре 1977 года. Водоизмещение авианосца – 97 тыс. тонн, Корабль оснащен двумя реакторами и четырьмя турбинами. Его максимальная скорость хода – 31 узел. Численность корабельной команды – 3200 человек.

Вооружение авианосца состоит из зенитно-ракетных комплексов RIM-7 Sea Sparrow, RIM-116 (по две единицы каждого). Авиационная группировка корабля насчитывает 90 вертолетов и самолетов.

Авианосец Dwight D. Eisenhower был задействован во время первой иракской кампании (1991 год).

Carl Vinson (CVN-70). Третий корабль серии «Нимитц», он был принят в состав американского ВМФ в мае 1982 года. Основным местом службы «Карла Винсона» являются Тихий и Индийский океаны.

Авианосец Carl Vinson был задействован во время операции США в Афганистане, а также во второй иракской кампании (2003 год).

Theodore Roosevelt (CVN-71). Четвертый авианосец серии, он был введен в эксплуатацию в октябре 1986 года. Стоимость строительства корабля составила 4,5 млрд долларов.

В конструкцию авианосца «Теодор Рузвельт» было внесено большое количество усовершенствований, и он весьма значительно отличается от первых трех кораблей своей серии. Часть экспертов считает, что было бы логичным выделить этот корабль и все последующие авианосцы в отдельную группу.

Водоизмещение корабля 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек, 2480 человек входит в состав авиакрыла. Максимальная скорость корабля – 30 узлов, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин. В состав корабельной авиационной группировки входит 90 летательных аппаратов.

Авианосец «Теодор Рузвельт» принимал активнейшее участие в первой иракской кампании, с его борта было совершено более 4,2 тыс. боевых вылетов. В 1999 году этот корабль участвовал в операции против Югославии.

Abraham Lincoln (CVN-72). Пятый авианосец серии «Нимитц», он был спущен на воду в начале 1988 года и через год введен в эксплуатацию.

Авианосец имеет водоизмещение 97 тыс. тонн, два ядерных реактора позволяют кораблю развивать скорость до 30 узлов, численность команды составляет 3,2 тыс. человек.

George Washington (CVN-73). Этот авианосец типа «Нимитц» был введен в эксплуатацию в июле 1992 года.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, два ядерных реактора и четыре турбины позволяют ему развивать ход до 30 узлов, численность экипажа 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла.

На авианосце базируется 90 боевых вертолетов и самолетов.

John C. Stennis (CVN-74). Это седьмой авианосец серии «Нимитц», он был заложен в марте 1991 года и вошел в состав американского флота в конце 1995 года. Порт приписки корабля – Китсеп, штат Вашингтон.

Водоизмещение авианосца 97 тыс. тонн, численность команды составляет 5617 человек, на борту может размещаться до 90 летательных аппаратов. Ядерная установка корабля позволяет ему развивать скорость хода до 30 узлов.

Harry S. Truman (CVN-75). Восьмой корабль серии «Нимитц», заложенный в 1993 году и принятый в состав флота в 1998 году. Он обошелся американским налогоплательщикам в 4,5 млрд долларов. Порт приписки – Норфолк.

Водоизмещение – 97 тыс. тонн, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин, скорость – 30 узлов. Численность команды — 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. На борту могут базироваться до 90 летательных аппаратов.

В 2018 году этот авианосец был привлечен к операции против Исламского государства (запрещенного в России) в Сирии и Ираке.

Ronald Reagan (CVN-76). Девятый «Нимитц», заложенный в 1998 году и принятый на вооружение ВМС США в 2003 году. Порт приписки корабля – Сан-Диего.

Этот авианосец имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей этой серии, но в целом его характеристики соответствуют предшественникам. Скорость в 30 узлов обеспечивают два ядерных реактора, водоизмещение – 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек. На борту корабля могут разместиться 90 самолетов и вертолетов.

George H. W. Bush (CVN-77). Последний авианосец серии «Нимитц». Он был заложен в 2003 году и принят в состав ВМС в 2009 году. По сравнению с другими кораблями этой серии, в конструкцию авианосца «Джордж Буш» были внесены значительные изменения. Стоимость проекта составила 6,2 млрд долларов.

Авианосец получил «остров» новой конструкции с усиленным бронированием, новыми коммуникационными системами и более современными РЛС.

По сравнению со своими предшественниками корабль имеет более совершенную систему распределения и хранения авиационного топлива, заправка самолетов производится в полуавтоматическом режиме.

Увеличен общий уровень автоматизации корабельных систем, на палубе установлены новые газоотбойники. Наиболее важные зоны корабля защищены кевларовой броней. Команда получила вакуумные гальюны.

Они часто выходят из строя, поэтому корабль уже получил прозвище «грязный» авианосец.

Основные характеристики авианосца не отличаются от предыдущих кораблей серии: водоизмещение – 97 тыс. тонн, скорость – 30 узлов, авиационная группировка – 90 самолетов и вертолетов.

Gerald R. Ford (CVN-78). Это головной корабль новой серии, заложенный в ноябре 2009 года. Авианосец был спущен на воду в ноябре 2013 года, в настоящее время строительство авианосца находится на завершающем этапе, в апреле 2018 года он должен быть принят в состав флота.

Читайте также:  Военно-воздушные силы ввс россии 2018: история и состав

Этот авианосец оснащен новой электромагнитной катапультой, которая позволяет разгонять самолеты более плавно и запускать их гораздо чаще. Количество возможных вылетов с палубы корабля увеличено до 160.

Два ядерных реактора корабля производят на четверть электроэнергии больше, чем энергетические установки авианосцев типа «Нимитц». За счет уникальной степени автоматизации эксплуатационные расходы будут значительно меньше, чем у кораблей предыдущего поколения.

Также значительно улучшены мореходные качества авианосца. Несколько уменьшена заметность судна для радиолокаторов противника. Этот корабль сможет функционировать без дозаправки ядерным топливом 25 лет, то есть почти половину запланированного для него срока службы.

Водоизмещение «Джеральда Форда» более 98 тыс. тонн, максимальная скорость – 30 узлов, на его палубе могут базироваться до 75 самолетов и вертолетов. В состав корабельной авиационной группировки будут входить: F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A и MH-60R/S.

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/avianoszy-vms-ssha/

Авианосцы США, атомные Нимиц, Энтерпрайз, Кеннеди и Джеральд Форд, сколько у Америки современных кораблей на 2018 год

Военные действия на полях сражений Второй Мировой войны стали свидетельством того факта, что отныне авиация становится одним из решающих факторов для достижения победы над противником, как в тактическом плане, так и в стратегическом.

На сухопутном фронте свидетельством растущей мощи авиации сначала стала «Битва за Англию». Чуть позже авиация продемонстрировала свою силу при бомбардировках союзнической авиацией городов Германии и во время массированных налетов американской авиации на японские острова.

На море картина от действия авиации была более еще впечатляющей. Атака в декабре 1941 года Японией американской базы Перл-Харбор, битва у атолла Мидуэй и разгром японского флота в заливе Лейте продемонстрировали всему миру боевые возможности авианосцев и авиации морского базирования.

Американские авианосцы оказались наиболее эффективным и действенным инструментом для ведения войны на океанских просторах.

Авианосцы

Авианосцы США – инструмент военно-политического влияния

Соединенные Штаты с окончанием Второй Мировой войны стали ведущей мировой державой. Этому способствовали набравшая силу американская экономика и состояние вооруженных сил страны. Никогда прежде США не имели такой мощной армии и военного флота.

В отличие от других стран, участвующих в глобальном конфликте, Америка вышла из войны с самыми мощными и современными военно-морскими силами.

К линкорам и крейсерам, спущенным на воду в течение войны и считавшимися основными боевыми единицами флота, американцы сумели добавить огромный авианосный флот. Это несмотря на то, что потери американских ВМС во время военных действий на море были достаточно ощутимы.

За годы войны с американских верфей сошли 151 авианосец, часть из которых продолжала долгую службу, часть была пущена в скором времени на слом.

Орискани. Затопление

Учитывая тот факт, что львиная доля американских авианосных судов, спущенных на воду в годы войны, приходится на эскортные авианосцы, такие темпы строительства военных судов поражают воображение и вызывают восхищение.

Если строительство эскортных кораблей было поставлено на поток и здесь главным было количество, то постройка полноценных боевых кораблей требовала куда больше времени, больших технических усилий и ресурсов. Несмотря на это со стапелей было спущено 20 тяжелых авианосцев, которые своим участием положили начало разгрому японского флота.

Следует отметить высокий технологический уровень, который удалось сохранить американским судостроителям при постройке новых судов. Это неизбежно отразилось на боевых характеристиках кораблей, которые на долгое время стали хрестоматийными.

Американские тяжелые авианосцы типа «Эссекс», вошедшие в строй еще в период военных действий, оказались настолько успешными, что еще длительное время оставались самыми современными и мощными военными кораблями в мире.

Архитектура корабля

После войны на американских верфях строились тяжелые авианосцы с обычной силовой установкой. Размеры судов постоянно увеличивались, совершенствовались системы обеспечения воздушных судов.

Это были уже не просто плавучие боевые платформы, перевозившие большое количество боевых самолетов и обеспечивавшие техническое обеспечение авиационной группировки. Теперь это были настоящие плавучие города, обладающие колоссальной огневой мощью и огромными техническим ресурсом.

Появление реактивной авиации привело к стремительному увеличению размеров и водоизмещения судов. Вместе с кораблями типа «Эссекс» основу боевой мощи американского флота составляли авианосцы типа «Индепендес», Первыми послевоенными авианосцами в американских ВМС стали корабли типа «Эссекс», «Индепендес», «Мидуэй» и «Сайпан».

Проверенные в боях тяжелые авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» оказались наиболее удачными. Подтверждением тому служит количество судов этих типов, построенных на американских верфях.

Архитектура корабля. Часть 2

Боевые корабли этих типов продолжали строиться в послевоенные годы, составляя основу боевой мощи американских ВМС. Некоторые американские корабли по праву можно назвать долгожителями, прослужившими почти пол столетия.

Последние авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» были выведены из состава ВМФ США только в начале 90-х годов.

Отдельные суда военной постройки были переданы Франции и Испании, странам союзникам США по блоку НАТО или стали музейными экспонатами.

Кабот Испания

Тяжелые многоцелевые авианосцы — козырная карта Соединенных Штатов

Следующим этапом в развитии авианосца стали корабли типа «Форрестол». Это были уже огромные корабли. Водоизмещение стремительно выросло, достигнув отметки в 80 тыс. тонн. Длиной полетной палубы корабль превосходил авианосцы типа «Мидуэй» на целых 20 метров.

Причина такого быстрого роста размеров и водоизмещения новых кораблей стало стремительное развитие авиации. Поступившие на вооружение армии и флота США истребители «Фантом» обладали огромной скоростью, могли нести большую бомбовую нагрузку.

Соответственно для таких машин требовалась полетная палуба большей длины, увеличилась площадь ангаров. Экипаж такого монстра составлял уже свыше 4 тыс. человек.

Форрестол

Всего было построено 4 корабля этого типа, головной корабль CVN-59 «Форрестол», CVN-60 «Саратога», CVN-61 «Рейнджер» и CVN-62 «Индепендес». Этим кораблям выпала судьба принять участие в военных действиях в Юго-Восточной Азии.

С американских авианосцев взлетали для бомбардировки вьетнамских городов самолеты «Скайхок» и «Фантом».

Американский флот сосредоточил в Тонкинском заливе крупные военно-морские силы, среди которых одновременно в разные периоды присутствовало 3-4 авианосца.

Следует отметить, что во время Вьетнамской войны выявились слабые стороны современных авианосцев. В процессе боевых действий, существенно возросла интенсивность полетов.

Самолеты находились прямо на палубе в полном боевом оснащении, что неизбежно приводило к возникновению чрезвычайных происшествий.

Корабль, на палубе которого одновременно находилось столько боевой техники и вооружений, представлял собой пороховой погреб. Аварии и частые пожары стали постоянными спутниками авианосцев ВМС США.

Пожар на Форрестоле

Катастрофа с авианосцем «Форрестол» наглядно показала, насколько такие огромные боевые суда являются беззащитными и беспомощными. Для того, чтобы вывести огромный корабль из строя достаточно одного ракетного удара и пороховая бочка сама взлетит на воздух. Американский флот понес значительные потери в небоевых условиях.

Требовались кардинальные меры по усилению живучести боевых судов этого класса. Результатом анализа катастрофы в Южно-Китайском море стали не только усиление средств контроля взлета и посадки самолетов на палубу авианосцев, но и совершенство средств противопожарной безопасности на кораблях.

Следующие корабли, заложенные и спущенные на воду в середине 60-х годов, оказались на порядок успешнее и безопаснее.

Китти Хоук

Именно эти корабли участвовали в налетах американской авиации на Ирак в ходе Первой войны в Персидском заливе в 1991 году, оказывая поддержку американским частям и войскам союзников. Последним боевым применением боевых судов типа «Китти Хоук» стала бомбардировка сербских позиций во время военной операции сил НАТО в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг.

Атомная энергия в эпоху господства авианосцев

Важно отметить тот факт, что в разные периоды, в эпоху политических кризисов и во время экономического спада Америка продолжала строить крупные боевые суда.

Этот процесс подстегивала гонка вооружений, где ВМС США соревновались с военно-морских флотом СССР, роль мирового полицейского, которую после Второй Мировой войны выполняли Соединенные Штаты.

Военно-морское командование и Комитет Начальников Штабов стремился постоянно поддерживать военно-морское присутствие во всех горячих точках планеты США на постоянном уровне. Для этого требовалось иметь не только многочисленный боеспособный флот, состоящий из надводных кораблей и подводных лодок, но и специально подготовленные ударные соединения.

На верфи

Вместе с постройкой и вводом в строй атомных подводных лодок, военно-морское командование предприняло попытку создать надводный корабль с атомной энергетической установкой. Результатом такого решения стал спуск на воду в 1961 году первого атомного авианосцы «Энтерпрайз». Корабль был построен в единственном экземпляре.

Сказалась его большая стоимость и отсутствие у высшего военного руководства четкого представления о том, каким должен быть многоцелевой ударный авианосец с ядерным реактором на борту.

Этот корабль стал испытательным полигоном, на котором отрабатывались технические приемы управления, обслуживания и обеспечения надводных кораблей такого класса.

Кеннеди

Новый авианосец имел ядерную энергетическую установку. Водоизмещение корабля составляло уже почти 100 тыс. тонн. Длина полетной палубы составляла 317 метров. Для того времени (1975 год) это был самый крупный боевой корабль, спущенный на воду.

Планировалась постройка еще 10 однотипных судов в течение последующих 30 лет. Предполагалось, что первые пять судов должны качественно улучшить и увеличить количественно авианосную группировку ВМС США. Последующие суда будут вводиться в строй по мере износа авианосцев ВМС США более ранней постройки.

К 2000 году американский флот должен был стать полностью атомным.

Стоянка кораблей

Следом за головным кораблем, авианосцем класса «Nimitz» под номером CVN-68, в строй вошли следующие суда:

  • CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр» введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года;
  • CVN-70 «Карл Винсон» введён в строй 13 мая 1982 года;
  • CVN-71 «Теодор Рузвельт» вступил в состав флота 25 октября 1986 года;
  • CVN-72 «Авраам Линкольн» вошел в состав флота 11 ноября 1989 года;
  • CVN-73 «Джорж Вашингтон» зачислен в состав флота 4 июля 1992 года;
  • CVN-74 «Джон К. Стеннис» введён в состав флота 9 декабря 1995 года;
  • CVN-75 «Гарри Трумэн» вступил в строй 25 июля 1998 года;
  • CVN-76 «Рональд Рейган» вошел в состав флота 12 июля 2003 года;
  • CVN-77 «Джордж Буш” введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Джеральд Р. Форд

В 1992 году боевая структура авианосных соединений была преобразована. Существующие авианосные боевые группы, подобие тех соединений, с которыми американский флот воевал на Тихом океане во время Второй Мировой войны, были преобразованы в авианосные ударные группы.

Основным ударным элементом такой группы становился американский авианосец, способный нести 60-80 самолетов различных классов. Помимо авианосной компоненты в состав группы входили корабли других классов.

По штату в АУГ входят 1-2 ракетных крейсера, 3-5 эсминца, фрегаты и 1-2 атомные подводные лодки.

АУГ

На сегодняшний день в составе ВМФ США имеется 10 авианосных ударных групп, которые базируются в разных частях света. Последняя 11-я АУГ находится только в стадии формирования. Где будет нести службу новый авианосец до сих пор неизвестно, однако вероятно это будет район Индийского океана или Дальний Восток.

Источник: https://WarWays.ru/flot/korabli/avianostsy-ssha.html

Сколько авианосцев у США в 2018 году

В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных авианосцев. Каждый из этих судов, помимо своего названия, имеет специальное обозначение, содержащее три буквы (CVN), указывающие на то, что данный корабль является многоцелевым ядерным авианосцем, и цифры, являющиеся порядковым номером конкретного авианосца.

10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц». Строительство первого авианосца данного класса началось в 1968 году. Эти боевые корабли считаются самыми большими военными судами в мире: их длина превышает 300 метров, водоизмещение равно практически 100 000 тонн, а для обслуживания каждого такого авианосца требуется 5-6 тысяч человек.

Список авианосцев США

  • «Нимиц» (CVN-68) — был введён в состав американского флота в 1975 году. Данный авианосец использовался во время войны в Ираке.
  • «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — числится в составе ВМС США с 1977 года. Авианосец принимал участие в известной операции американских войск «Буря в пустыне».
  • «Карл Винсон» (CVN-70) — стал частью ВМФ США в 1982 году. За то время, что авианосец находится в боевом строю, на его палубе успели побывать два американских президента — Билл Клинтон и Барак Обама.
  • «Теодор Рузвельт» (CVN-71) — введён в эксплуатацию в 1986 году. Сыграл одну из ключевых ролей в операции «Буря в пустыне».
  • «Авраам Линкольн» (CVN-72) — был спущен на воду в 1989 году. Это первый авианосец американского флота, на котором стали служить женщины.
  • «Джордж Вашингтон» (CVN-73) — числится в составе ВМФ США с 1992 года. Авианосец несёт службу преимущественно в водах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
  • «Джон Стеннис» (CVN-74) — введён в эксплуатацию в 1995 году. В 2016 году принимал участие в крупнейших международных военно-морских учениях, в которых были задействованы армии 26 стран.
  • «Гарри Трумэн» (CVN-75) — спущен на воду в 1998 году. В июне 2016 года авианосец вошёл в акваторию Средиземного моря. С его палубы в рамках борьбы с ИГИЛ было совершено множество успешных боевых вылетов.
  • «Рональд Рейган» (CVN-76) — является частью ВМС США с 2003 года. Благодаря усовершенствованной тормозной системе, этот авианосец может принимать тяжёлые самолёты.
  • «Джордж Буш» (CVN-77) — вошёл в состав американского флота в 2009 году. Один из самых больших военных кораблей в мире. Экипаж размещённого в Средиземном море судна также принимает участие в борьбе с ИГИЛ.
Читайте также:  Сау «коалиция-св»: история и ттх

Спуск на воду авианосца «Генри Форд»

«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем класса «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля нового типа «Форд».

Согласно планам американских судостроителей, авианосцы «Форд» должны стать усовершенствованной версией кораблей класса «Нимиц».

Новые авианосцы будут оборудованы по последнему слову техники, их корпуса будут крупнее и прочнее, а для обслуживания этих судов потребуется меньшее количество человек.

В 2017 году на воду был спущен первый корабль нового класса — «Джеральд Форд» (CVN-77), ставший одиннадцатым авианосцем в составе ВМФ США. Строительство этого величественного корабля обошлось американскому правительству в 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» практически невидим для радаров противника, оборудован 25 палубами и улучшенной системой приёма и запуска самолётов.

Введение авианосца в эксплуатацию несколько раз переносилось из-за технических неполадок. Несмотря на то, что судно было официально зачислено в состав военного флота США, «Джеральд Форд» до сих пор не прошёл все необходимые испытания. Скорее всего, полноценная эксплуатация судна в боевом режиме начнётся только в 2020 году.

К 2023 году правительство США планирует закончить строительство ещё двух авианосцев класса «Форд».

(4

Источник: https://UsaMagazine.ru/skolko-avianoscev-u-ssha/

Блеф и реальность. Американский авианосец типа “Нимиц”

Ударный атомный авианосец «Джон К. Стеннис» вместе с кораблями боевого охранения направлен в зону Персидского залива … Атомный авианосец «Джордж Буш» переброшен к берегам Сирии. … Третий авианосец США прибыл на Ближний Восток.

Из сообщений информагентств за последний год Несмотря на явную угрозу у своих берегов, Исламская Республика Иран хладнокровно объявила о запуске 180 центрифуг по обогащению урана.

Американские авианосные группировки бессильно покрутились у побережья Ближнего востока и взяли курс на родную ВМБ Норфолк…Всякий раз, когда авианосцы ВМС США «играют мускулами» на публику, на их палубах неизбежно образуется «плевок» от тех, кого они должны были напугать.

«Недемократические режимы» словно не замечают страшных 100 000-тонных кораблей и проводят свою независимую политику, ничуть не стесняясь стоящих на рейде «Нимицев» с ядерной силовой установкой.- В чем сила, брат?- Сила – в правде.

Почему никто не боится атомных авианосцев типа «Нимиц»? Каким образом США сметают с лица Земли целые государства? Неужели Иран знает какой-то секрет, что позволяет себе так легкомысленно реагировать на присутствие американских авианосных кораблей?

Заблуждение №1. Подгоним к побережью пять «Нимицев» и…

И американские летчики умоются кровью. Все рассуждения о мощи палубной авиации ВМС США – «проецирование силы», «500 самолетов», «в любой момент, в любой точке Земного шара» – на деле являются фантазиями впечатлительных обывателей.

Заблуждение №2. Пять сотен самолетов! Это не фунт изюма!

Начнем, пожалуй, с наиболее известного мифа: на палубах атомного авианосца могут базироваться 80…90…100 (кто больше?) палубных самолетов, которые, естественно, могут разнести в клочья небольшую страну.Реальность куда прозаичнее: если загромоздить авиатехникой все пространство полетной и ангарной палуб, то на «Нимиц», теоретически, можно «впихнуть» 85-90 самолетов.

Разумеется, никто так не делает, иначе возникнут большие сложности с перемещением самолетов и их подготовкой к вылетам.На практике, численность авиакрыла «Нимица» редко превышает значения в 50-60 летательных аппаратов, среди которых всего 30-40 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» («СуперХорнет»).

Все остальное – самолеты обеспечения: 4 самолета радиоэлектронной борьбы, 3-4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 «Хоукай», возможно наличие 1-2 транспортных самолетов С-2 «Грейхаунд». Наконец, эскадрилья из 8-10 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов (эвакуация сбитых пилотов – задача не из легких).

В итоге, даже пять супер-авианосцев «Нимиц» едва ли способны выставить более 150-200 ударных машин и 40 самолетов боевого обеспечения. Но разве этого мало?

Заблуждение №3. Авианосцы завоевали полмира!

250 боевых машин – ничтожное количество. В операции «Буря в стакане пустыне» было задействовано … 2600 боевых самолетов (не считая тысяч винтокрылых машин)! Именно столько авиации потребовалось чтобы «немного» разбомбить Ирак.

Возьмем операцию масштабами поменьше – Югославия, 1999 год. Всего в бомбардировках Сербии приняли участие порядка 1000 летательных аппаратов стран НАТО! Естественно, на фоне этого невероятного количества техники, вклад палубной авиации с единственного авианосца «Теодор Рузвельт» оказался просто символическим – всего 10% выполненных задач.

Кстати, сверхмощный авианосец «Рузвельт» приступил к выполнению боевых задач лишь на 12-е сутки войны.
Попытка решить любой локальный конфликт силами нескольких авианосцев закончится трагически – палубная авиация не способна обеспечить необходимую плотность бомбовых ударов, у нее не хватит сил, чтобы самостоятельно организовать достойное прикрытие.

Часть истребителей-бомбардировщиков придется задействовать в качестве воздушных танкеров, что еще более сократит и без того мало количество ударных машин. В результате, при встрече с более-менее подготовленным противником (Ирак образца 1991 года) – вражеская авиация и средства ПВО перебьют авиакрылья «Нимицев» в первый же день войны.

Заблуждение №4.

Плавучие гнезда агрессии и разбоя

1300 боевых вылетов в сутки – интенсивность авиаударов во время операции «Буря в пустыне» поражает воображение. Каждые несколько часов по территории Ирака прокатывались смертельные волны из 400-600 самолетов. Очевидно, что даже 10 суперавианосцев типа «Нимиц» не способны выполнить такое количество работы; они слабы, как щенки, перед мощью тактической авиации наземного базирования.В 1997 году в ходе международных учений JTFEX 97-2 самолеты с атомного авианосца «Нимиц» установили рекорд – 197 вылетов в сутки. Однако, как это всегда случается на учениях, «достижение» авианосца «Нимиц» оказалось банальной показухой, устроенной перед высоким начальством. Вылеты совершались на дальность не более 200 миль, а часть самолетов просто взлетала с авианосца, делала облет фок-мачты и сразу же приземлялась на палубу. Есть все основания полагать, что эти «боевые вылеты» совершалась порожняком – действительно, зачем цеплять под крылья тонны бомб и ПТБ, если цель учений не нанесение ударов, а заветная цифра в 200 самолетовылетов (кстати, так и не достигнута).На практике, в боевых условиях, авиакрылья «Нимицев» редко выполняют больше 100 вылетов в сутки. Просто «дешевые понты» на фоне тысяч боевых вылетов авиации Многонациональных сил во время операции «Буря в пустыне».Но и это еще не все. Ключевая проблема авианосцев в том, что палубные самолеты здорово уступают по характеристикам «сухопутным» самолетам – истребитель-бомбардировщик «Хорнет» просто посмешище на фоне многоцелевого F-15Е «Страйк Игл». Несчастный «Хорнет» не в силах поднять даже бомбу крупного калибра (ограничение при полетах с палубы!), в то время, как F-15E гарцует в небе с четырьмя 900-кг боеприпасами (не считая подвесных топливных баков, прицельных контейнеров и ракет «воздух-воздух»).Что ж, становится понятно, почему супер-авианосцы ВМС США не рискнули вмешаться и предотвратить оккупацию Кувейта иракской армией летом 1990 года. Вообще палубная авиация проявила тогда удивительную пассивность и даже ни разу не попробовала преодолеть ПВО Ирака. «Непобедимые» авианосцы терпеливо ждали полгода, пока в зоне Персидского залива не образуется миллионная группировка Международной Коалиции при поддержке 2600 боевых самолетов и 7000 единиц бронетехники.Воистину, – великие «завоеватели» и «разбойники». Вклад авианосцев ВМС США в мировые конфликты просто неоценим: Ирак – 17% от общего количества боевых вылетов авиации, Югославия – 10% всех боевых вылетов авиации, Ливия – 0%. Позорище.В 2011 году американцы постеснялись приглашать «Нимицы» в Средиземное море, полковника Каддафи «прессовали» 150 самолетов с авиабаз в странах Европы.

Заблуждение №5. Ядерный реактор превращает «Нимиц» в супероружие.

Причина появления ядерного реактора на авианосцах проста – стремление поднять темп выпуска самолетов и, тем самым, увеличить интенсивность работы палубной авиации. Фокус в том, что для эффективного выполнения ударных задач, самолеты должны взлетать группами по 15-20 (а то и более) машин за короткий промежуток времени.

Растягивать этот процесс недопустимо – минимальная задержка приведет к ситуации, когда первая пара будет уже над целью, а последняя пара самолетов будет только готовится к взлету с катапульты.В результате, в короткий промежуток времени требуется обеспечить катапульты огромным количеством перегретого пара.

Разогнать два десятка 20-тонных боевых машин до скорости 200 км/ч – энергии требуется так много, что авианосец с обычной ГЭУ замедляет ход вплоть до полной остановки – весь пар «вылетает» из катапульт, вращать турбины оказывается нечем. Янки пытались решить проблему, взгромоздив на авианосец ядерную паропроизводящую установку.

Увы, несмотря на повышенную производительность ЯППУ, вместо эффективного «плавучего аэродрома» американцы получили «вундервафлю» с жизненным циклом в 40 млрд. долларов в современных ценах (для перспективных авианосцев типа «Форд» эта сумма возрастет в 1,5-2 раза).

И это только затраты на строительство, ремонт и эксплуатацию корабля! Без учета стоимости летательных аппаратов, авиатоплива и авиационных боеприпасов.Даже двукратное увеличение количества самолетовылетов – вплоть до 197 в сутки (рекорд!) ситуацию исправить не помогло – палубная авиация была унылым зрелищем в любом из локальных конфликтов последних 50 лет.

Ядерная силовая установка, вместе с её многочисленными контурами, комплектом биологической защиты и целым заводом по производству бидистиллята занимает так много места, что какие-либо разговоры об экономии места за счет отсутствия топливных цистерн с мазутом, просто неуместны.

Увеличение ёмкости цистерн авиатоплива (с 6000 тонн у неатомного АВ типа «Китти Хоук» до 8500 тонн у атомного «Нимица») в большей степени объясняется значительным ростом водоизмещения – с 85 000 тонн «Китти Хоука» до более чем 100 000 тонн у атомного авианосца. Кстати, ёмкость погребов боезапаса больше как раз у неатомного корабля.

Наконец, все преимущества от неограниченной автономности по запасам корабельного топлива теряются при действии в составе эскадры – атомный авианосец «Нимиц» сопровождает эскорт из эсминцев и крейсеров с обычной, неатомной ГЭУ.Ядерный реактор на борту американских авианосцев –дорогое и бесполезное излишество, негативно влияющее на живучесть корабля, но не имеющее никакого принципиального значения. Несмотря на все усилия американцев, ударная мощь авианосцев ВМС США все равно остается на уровне плинтуса.

Заблуждение №6. Авианосец необходим для войны на чужих берегах.

Свидетельств ничтожности военного значения авианосцев более чем достаточно. Собственно, обитатели Пентагона понимают это гораздо лучше нас, потому в локальных конфликтах всецело полагаются на военные базы США в количестве 800 единиц на всех континентах Земли.

Но каким образом вести войну, при отсутствии зарубежных военных баз? Ответ незамысловат: никак. Если у вас нет авиабаз в Южной Америке, вести локальную войну на другом конце Земли невозможно. Никакие авианосцы и десантные «Мистрали» не заменят пяток нормальных аэродромов с двухкилометровой «бетонкой».

Уникальная Фолклендская война (1982 год) – не аргумент. Британские морпехи высаживались на практически необитаемые острова при вялом воздушном противодействии со стороны ВВС Аргентины. Сорвать высадку аргентинцы никак не могли – аргентинский флот оказался полностью небоеспособен и спрятался в базах.

Еще один интересный миф: современный Авианосец выполняет роль колониального крейсера Британской империи в Занзибаре.

Все-таки 100 000 тонн «дипломатии» внушают – имперский облик авианосца «Нимиц» должен вызывать ужас и трепетание в сердцах несчастных туземцев. Атомная «вундервафля», входящая в любой зарубежный порт, привлекает к себе внимание всех местных СМИ и внушает аборигенам уважение к Америке, демонстрируя всему миру техническое превосходство США.

Увы, даже роль «символа военной мощи Соединенных Штатов» авианосцам оказалась не под силу!Во-первых, авианосцы типа «Нимиц» просто теряется на фоне других важных событий: размещение американской системы ПРО в Европе, развертывание ЗРК «Пэтриот» на границе с Сирией – все это вызывает куда больший мировой резонанс, нежели очередной бессмысленный поход авианосца ВМС США в Аравийское море. К примеру, граждан Японии гораздо больше волнуют непрекращающиеся бесчинства американских морпехов с базы Футэмма на о. Окинава, чем авианосец «Джордж Вашингтон», тихо ржавеющий у причала в Йокосуке (американская ВМБ в пригороде Токио).
Обычное состояние авианосца ВМС СШАВо-вторых, авианосцы ВМС США банально не могут выполнять роль «колониального крейсера в Занзибаре», по причине … отсутствия авианосцев в Занзибаре. Парадоксально, но факт – основную часть жизни атомные исполины мирно спят у пирсов в своих тыловых базах в Норфолке и Сан-Диего, либо стоят в полуразобранном состоянии в доках Брементона и Ньюпорт-Ньюс.Эксплуатация авианосцев столь затратна, что адмиралы ВМС США семь раз подумают, прежде чем отправить гиганта в дальний поход.В конце концов, чтобы «навести понт» не обязательно жечь дорогущие урановые стержни и содержать 3000 моряков – для «демонстрации флага» порой достаточно визита одного крейсера или эсминца (читатели наверняка помнят, сколько шума наделал сорванный визит американского штабного корабля «Маунт Уитни» в Севастополь).

Заключение

Читайте также:  Тридцать лет в афганском плену: украинский воин-интернационалист вернулся домой

Проблемы палубной авиации начались с появлением реактивных двигателей. Рост габаритов, масс и посадочных скоростей реактивных самолетов вызвал неизбежное увеличение размеров авианосцев. При этом размеры и стоимость авианосных кораблей росли значительно быстрее, чем боевая эффективность этих монстров. В итоге, к концу ХХ века авианосцы превратились в чудовищные неэффективные «вундервафли», бесполезные как в локальных конфликтах, так и в гипотетической ядерной войне.Второй удар по палубной авиации был нанесен во время Корейской войны – самолеты научились ловко заправляться в воздухе. Появление воздушных танкеров и систем дозаправки на самолетах тактической авиации привело к тому, что современные истребители-бомбардировщики могут эффективно действовать на удалении в тысячи километров от родного аэродрома. Им не требуются авианосцы и «аэродромы подскока» – мощные «Страйк Иглы» способны за одну ночь прелететь Ла-Манш, промчаться над Европой и Средиземным морем, высыпать четыре тонны бомб на ливийскую пустыню – и еще до рассвета вернуться на авиабазу в Великобритании.Единственная «узкая» ниша, в которой могут быть применены современные авианосцы – противовоздушная оборона эскадры в открытом океане. Но для решения оборонительных задач мощь «Нимица» избыточна. Для обеспечения ПВО корабельного соединения достаточно легкого авианосца с парой истребительных эскадрилий и вертолетами ДРЛО. Безо всяких ядерных реакторов и сложных катапульт. (Реальный пример такой системы – строящиеся британские авианосцы типа «Куин Элизабет»).Но главное, такие конфликты исключительно редки – за 70 лет, минувших с момента окончания Второй мировой, морская война случилась лишь однажды. Речь идет о Фолклендской войне в Южной Атлантике. Кстати, в тот раз аргентинская сторона обошлась без авианосцев – имея единственный самолет-заправщик и единственный самолет ДРЛО («Нептун» образца 1945 года), аргентинские пилоты на устаревших дозвуковых «Скайхоуках», успешно действовали на удалении в сотни километров от побережья и, в результате, едва не «укокошили» треть эскадры Её Величества.
Площадка для игры в баскетбол. Самое подходящее применение для вундервафли стоимостью 6 млрд. долларов
Берегитесь, грозный авианосец ВМС США “Карл Винсон” (CVN-70). Корыто не умеет воевать, зато годится для стадиона
А еще на нем можно перегонять поддержаные иномарки из Японии
Вот такое предназначение для авианесущего крейсера нашли советские моряки
Положение “Нимицев” и универсальных десантных кораблей ВМС США на 20 февраля 2013 года. Восемь из десяти авианосцев типа “Нимиц” гордо демонстрируют флаг в родных портах (in homeport) и на судоремонтных заводах. Еще один ходит вдоль побережья США и лишь один находится на позиции в Аравийском море.

Источник: https://topwar.ru/24966-blef-i-realnost-amerikanskiy-avianosec-tipa-nimic.html

Легкий авианосец для ВМС США

Где-то во френд-ленте видел отголоски замшелого уже холивара о перспективах легких авианосцев с акцентом на “УДК без док-камеры”. Насколько я понимаю, тогда все затихло в связи с отсутствием возможности проверить на практике результаты мысленных экспериментов.

Прошлогодний поход “Кузи” в Средиземку ни на роль подтверждения, ни опровержения не подходит в силу известных причин. Но тут вдруг сами американцы собрались подбросить дровишек в топку приутихшей было дискуссии.Лично для меня тема представляет интерес чисто академический, но кому-то может быть интересна.

Одна беда – текст голый совсем, без картинок. Ни рендеров, ни компьютерных анимаций почему-то нарисовать еще не успели, хотя вроде бы времени вполне хватало.

Так что придется читателям терпеть многабукафф, а в качестве единственной иллюстрации пусть будет первое попавшееся, что более-менее подходит:
Звено F-35B “Лайтнинг-2” над УДК “Америка” © Photo: Andy Wolfe / US Navy

Вопрос об окончательном выборе количества кораблей в серии атомных авианосцев (АВМА) типа “Форд”, которые планируются к постройке для ВМС США, в настоящее время остаётся открытым. Во многом это обусловлено запредельно высокой стоимостью строительства и эксплуатации каждого нового корабля, в связи с чем, вся программа подвергается резкой критике. Идут дебаты в конгрессе, министерстве обороны и ВМС США, вплоть до появившихся предложений разработать более дешевый легкий авианосец LAC (Light Aircraft Carrier) для замены или в дополнение к тяжелым, к каковым относят все корабли этого класаа, водоизмещением более 70 тыс. тонн.

Утверждается, что LAC смогут решать задачи, которые не требуют полного использования возможностей тяжелого авианосца и его авиагруппы (охрана заданного района, воздушная поддержка операций низкой интенсивности, усиление амфибийно-десантных и крейсерско-миноносных групп, конвойные действия, проецирование силы и демонстрация военного присутствия). В повседневных условиях это позволит экономить драгоценный ресурс тяжелых авианосцев для его использования в военное время. В случае войны лёгкие авианосцы могут также придаваться для усиления авианосных ударных групп тяжелых авианосцев.

Принципиально это соответствует концепции “Распределенного ударного потенциала” (Distributed Lethality – DL), которая с 2017 года официально является составной частью доктрины использования надводного флота ВМС США. Согласно её положениям, использование бóльшего числа корабельных групп должно повысить оперативную доступность надводных сил.

Большим сторонником нового подхода оказался председатель комитета по обороне верхней палаты конгресса США небезызвестный сенатор Джон МАККЕЙН.

В январе 2017-го в своем специальном докладе он заявил, что в течение следующих пяти лет американские ВМС должны начать переход от закупки универсальных десантных кораблей (УДК) к строительству лёгких авианосцев в качестве дополнения к имеющимся тяжелым. По его мнению, передача флоту первого такого корабля должна состояться не позднее середины 2030-х годов.

В том же январе 2017-го в докладе “Восстановление американской морской мощи” (Restoring American Seapower) НИИ центра бюджетного и стратегического анализа (Center for Budgetary and Strategic Analysis) рекомендовал строить легкие авианосцы водоизмещением 40-60 тыс. тонн с обычной энергетической установкой.

Его основные характеристики будут почти вдвое меньше соответствующих характеристик АВМА типа “Нимиц”/”Форд” (водоизмещение 100/110 тыс. т, длина 330/340 м, 80 самолётов, включая 48 ударных) и примерно соответствуют характеристикам французского атомного авианосца “Шарль де Голь” (43тыс. т, 283 м, 28-40 самолётов) или нового английского “Куин Элизабет” (65 тыс.

т, 283 м, до 36 F-35), которые, кстати, у себя дома никто легкими не считает.Заданным параметрам также соответствуют американские УДК, которые в ходе последних конфликтов фактически уже многократно использовались в роли легких авианосцев за счет вооружения самолётами с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) AV-8B “Харриер”.

После снятия их с вооружения с аналогичными целями планируется использовать СВВП F-35В “Лайтнинг-2”. Следовательно, новые УДК типа “Америка” (45 тыс. т, 257 м, 20 самолётов) могут рассматриваться как основа для разработки проекта легкого авианосца, если решение о его создании всё-таки будет принято.

Кроме того, очевидно, что будут рассмотрены и другие концепции. Так, в июне 2017 года некто Бредли МАРТИН (Bradley Martin) в сотрудничестве с Майклом МАКМЕХОНОМ (Michael E. McMahon) под брендом корпорации “РЭНД” опубликовали доклад “Варианты будущего авианосцев” (Future Aircraft Carrier Options), в котором анализируются четыре возможных альтернативы продолжению строительства АВМА типа “Форд”, включая:

1) тот же авианосец “Форд”, но с более дешевыми и экономичными системами;

2) атомный авианосец водоизмещением 70 тыс. тонн с авиагруппой, аналогичной по составу авиакрылу АВМА типа “Форд”;

3) вариант на основе проекта УДК типа “Америка”;

4) чисто легкий авианосец водоизмещением около 20 тыс. тонн с авиагруппой из десяти СВВП.

Сторонники концепции легких авианосцев считают, что они получатся намного дешевле тяжелых. В частности, в долгосрочной перспективе расходы на закупку новых авианосцев типа “Форд” оцениваются в 11,4 млрд. долл. за один корабль, тогда как новый УДК типа “Америка” стоит “всего” 3,4 млрд.

, а стоимость разработанного на его базе лёгкого авианосца якобы не должна превысить 5 млрд. долларов.

Впрочем, совершенство таких расчётов обоснованно оспаривается. Если легкие авианосцы пойдут в дополнение к тяжелым, а не вместо них, то это потребует соответствующего сокращения, если не остановки программы строительства УДК.

Статьи закупок военного бюджета и так чрезвычайно перегружены, поэтому средства для строительства новых крупных боевых кораблей могут быть получены только за счёт сокращения других программ.

А ведь командование морской пехоты несколько лет кряду жалуется, что количество кораблей амфибийно-десантных сил в боевом составе флота уже сейчас не обеспечивает выполнение всего спектра стоящих перед корпусом задач.

Если же легкие авианосцы будут вместо тяжёлых, это однозначно приведет к снижению ударной мощи флота. В частности, легкий авианосец на основе проекта УДК типа “Америка” из-за своей короткой полётной палубы будет способен нести лишь СВВП.

Это приведёт к уменьшению радиуса действия его авиагруппы в сравнении с самолетами классической схемы взлёта-посадки.

Также веским аргументом противников концепции является то, что в настоящее время нет СВВП ДРЛО и РЭБ, аналогичных E-2D “Эдвансед Хокай” и F/A-18G “Гроулер”, без которых воевать считается немыслимым.

В среднесрочной перспективе эти недостатки частично можно устранить внесением изменений в конструкцию УДК типа “Америка” с удлинением его полетной палубы, установкой носовой рампы и стартовых катапульт или разработкой полностью нового корабля водоизмещением 60-70 тыс. тонн.

Но это, в свою очередь, приведет к существенному удорожанию проекта, что, по меньшей мере, ставит под сомнение экономические преимущества новой программы в сравнении с продолжением строительства тяжелых авианосцев.Так, согласно расчетам в докладе “РЭНД”, постройка авианосца водоизмещением 70 тыс.

тонн будет всего на 25% меньше стоимости постройки АВМА типа “Форд”, однако он будет значительно уступать последнему в боевой эффективности, обеспечивая на 50% меньше самолётовылетов в сутки. Также у легкого авианосца меньше автономность, дальность плавания и живучесть. Последние факторы особенно актуальны для двух последних из четырех альтернативных вариантов в докладе.

В заключение специалисты “РЭНД” делают вывод, что легкий авианосец водоизмещением 20 тыс. тонн сможет использоваться только в кризисных ситуациях низкой интенсивности или для сопровождения тяжелого авианосца в составе АУГ.

На основании этого рекомендуется продолжить строительство серии АВМА типа “Форд”, не исключая в случае необходимости разработку для них менее затратного в производстве и эксплуатации атомного реактора.В самих американских ВМС особой радости от возможных перспектив не испытывают.

По мнению командования, только использование тяжелых авианосцев обеспечивает сочетание высоких наступательных (ударных) возможностей, требуемых темпов ведения операций и длительного участия в военных конфликтах средней и высокой интенсивности.

Понимая, что такие высокие материи мало волнуют политиков, выражаются опасения, что количество атомных авианосцев в боевом составе ВМС США придется сократить до 6-9 единиц только для того, чтобы высвободить личный состав на формирование экипажей новых кораблей и комплектование летно-техническим персоналом авиагрупп легких авианосцев.

Как бы то ни было, но в том же в июне 2017-го бюджетное управлением Конгресса США (Congressional Budget Office – CBO) внесло поправку в проект военного бюджета на 2018 год, предусмотрев выделение 30 млн. долларов на разработку первоначальной концепции легкого авианосца.

В рамках принятия окончательного решения об их строительстве для американских ВМС в Сенате планируют рассмотреть важнейшие технологические вопросы, обосновывающие оперативную и экономическую целесообразность такого решения. Старый авианосник и палубник МАККЕЙН радостно потирает руки – уж теперь он им всем там покажет!

А напоследок хотел бы обратить внимание коллеги prokhor_tebin на сумму в 30 млн. только на концептуальные исследования. На таком фоне 18 млн. для заказа на разработку и строительство нового ледокола БОХР выглядят сущими копейками. А вы говорите “они что-то подозревают”. Если бы им реально надо было, давно бы уже по-быстрому взяли в аренду за смешные деньги у финнов, или построили у них же. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Источник: https://andrej-kraft.livejournal.com/114942.html

Ссылка на основную публикацию