«звездные войны»: пентагон на шаг ближе к созданию космических сил

Звёздные войны XXI века СОНАР-2050

Современная эпоха характеризуется как эпоха информационных войн (информационного противоборства), в которых особенно велики роль и значение космических информационных систем.

Соответственно, всё развитие отечественной и зарубежной космической техники тесно связано с использованием космических средств для решения военно-политических задач. Объективные предпосылки для этого существуют.

Так, средства выведения космических объектов создавались на базе боевых ракет оборонными предприятиями по заказу военного ведомства, и, естественно, военные в первую очередь думали об использовании спутников для оборонных целей.

Ещё до запуска первого спутника постановлением Советского правительства от 30 января 1956 г. на министерство обороны СССР была возложена задача исследования перспектив военного использования космического пространства.

Таким образом, освоение космоса изначально имело военную направленность.

Ретроспективный анализ политики Вашингтона в данной области показывает, что планы милитаризации околоземного космического пространства начали разрабатываться сразу после Второй мировой войны.

Они включали проекты создания искусственных спутников Земли военного назначения; орбитальных платформ и военных космических станций, способных поражать наземные объекты; воздушно-космических истребителей и бомбардировщиков, а также размещения в околоземном космическом пространстве оружия массового поражения. После окончания холодной войны военные в США стали относиться к космосу более целенаправленно. Американцы хотели бы видеть свою космическую инфраструктуру и спутники способными противостоять внешнему воздействию противника, что подразумевает возможность маневрировать, уклоняться, быть быстро заменимыми, выдерживать удары и даже наносить ответные.

Разработка в ряде стран НАТО (Великобритания, Франция, Германия) в ходе первого десятилетия XXI века доктрин и концепций, освещающих особенности развязывания и ведения военных конфликтов будущего, велась в полном соответствии с оценкой руководства стран блока роли и места вооружённого противоборства в воздушно-космической сфере.

В них подчёркивается, что «на начальном этапе вооружённого конфликта сторона-агрессор путём комплексного применения авиации, орбитальной группировки и высокоточного оружия в условиях сетецентризма может нарушить деятельность гражданских и военных структур, вывести из строя важнейшие объекты критической инфраструктуры и в результате вынудить страну, подвергшуюся нападению, капитулировать». Но одним из первоочередных условий натовцы всё же считают достижение гарантий недопущения неприемлемого ущерба в рамках ответного удара противника.

Если ранее использование космических средств в ходе локальных войн и вооружённых конфликтов было, как правило, эпизодическим (Вьетнам, Ближний Восток, Афганистан, Фолклендские острова и др.), т. е.

отработкой комплексов аппаратуры космической связи и навигационных приборов при наличии спутника на орбите и возможности его оперативного прохождения над районом наблюдения, то теперь ситуация изменилась коренным образом.

Первым опытом широкомасштабного практического использования космических систем в ходе боевых действий стали события в Персидском заливе в 1991 г., когда многонациональные силы применяли космические средства во всех фазах операции.

В целом военно-космические средства оказали настолько сильное влияние на действия в том конфликте, что даже способствовали разработке новых тактических приёмов их боевого применения. По оценкам военных экспертов, война в Персидском заливе — это «первая война космической эры», или «первая космическая война нашей эры».

Ещё более впечатляющим по масштабам использования космической информации было применение космических средств в Югославии. Планирование ракетно-бомбовых ударов, контроль результатов их проведения, топогеодезическое и метеорологическое обеспечение операции на всех её стадиях практически на 100 % осуществлялись с использованием техники космического базирования.

В югославском конфликте в целях координации действий разнородных средств разведки, а также оптимизации получаемой информации при штабе НАТО в Европе было создано специальное подразделение применения космических средств. В район боевых действий было направлено около двух десятков мобильных оперативных групп для обеспечения космической информацией командиров тактического звена авиационных и морских группировок.

А теперь уже в США обеспокоены российской космической программой.

Об этом заявила помощник американского госсекретаря Илим Поблет, у которой особую озабоченность вызывают «ненормальное» поведение одного из российских спутников и работы в области разработки лазерных комплексов (имеется в виду комплекс «Пересвет»). В это же время сам Вашингтон планирует в ближайшие годы создать новый вид вооружённых сил — Космические войска, предназначенные «для защиты американской спутниковой группировки от китайской и российской угроз».

Директор НАСА Джим Брайденстайн объяснил, что создание космических сил США необходимо для защиты американских банков и энергосетей, поскольку угроза потери GPS является «экзистенциальной» и космические силы «как никогда необходимы», ведь без сигнала GPS «всё будет парализовано», потому что синхронизирующий сигнал GPS нужен для каждой банковской операции.

В то же время, обвиняя Россию в милитаризации космоса, США сами развязывают гонку вооружений в околоземном пространстве.

По заявлению главы Пентагона Джеймса Мэттиса, сделанному им во время визита в Бразилию, он подтвердил желание США создать Космические силы, которые якобы нужны для защиты собственных спутников.

При этом, правда, «Бешеный пёс» сообщил, что США не планируют размещать там оружие. Как в этом случае будет происходить защита спутников, непонятно.

При этом Д. Меттис напомнил события 2007 года, когда Китай с помощью ракеты уничтожил собственный спутник на околоземной орбите, чем наглядно продемонстрировал США свои возможности. Но в 2008 году США также сбили с орбиты свой неисправный спутник-шпион с помощью ракеты SM-3 на высоте 247 километров.

Противоракеты сегодня созданы для уничтожения целей на высотах от 2400 километров и ниже, где и находятся орбиты многих разведывательных спутников, так что говорить о противоспутниковом оружии как только о китайском ноу-хау нет смысла.

В 2013 году Китай запустил ракету, которая должна была в научных целях достичь высоты в 10 тысяч километров, а по мнению Пентагона, это был тест противоспутникового оружия для поражения целей на высоте до 36 тысяч километров (и это уже геостационарная орбита!).

Вот тут и появляется желание американцев до 2023 года разместить на орбите батарею лазеров для уничтожения боевых блоков баллистических ракет.

Это займёт лет двадцать, но главное, что процесс пошёл. В 2016 году была обозначена новая космическая концепция (Space Enterprise Vision), которая призвана создать «устойчивую» космическую инфраструктуру вооружённых сил США к 2030 году.

Наземная инфраструктура Пентагона и сами военные спутники с ходом времени и стремительным развитием технологий устаревают, поэтому в американском военном ведомстве сегодня уделяют особое внимание сотрудничеству с коммерческими спутниковыми компаниями; применению оборудования, позволяющего, например, беспилотникам в полёте менять спутниковые диапазоны; шифрованию сигналов и противодействию «глушению» сигналов.

В целом Пентагон хочет видеть больше видео из любой точки планеты и в самом высоком разрешении. Ещё пять лет назад мало кто предполагал, сколько информации будут генерировать системы наблюдения.

Своей инфраструктуры Пентагону уже не хватает, и военным приходится планировать формат сотрудничества с коммерческими компаниями.

Ожидается, что только к 2026 году спутниковые компании смогут полностью удовлетворить запросы Пентагона и работать с потоками информации в нужном для военных объёме.

В течение ближайших пары лет министерство обороны США и коммерческие компании должны выработать план развития своих отношений, оценить необходимость запуска сугубо военных спутников и спрогнозировать запросы Пентагона в плане технических потребностей, чтобы не вышло так, как с беспилотниками, когда они стали использоваться повсеместно даже на тактическом уровне и начали поставлять большие объёмы видеоинформации, к чему не были готовы каналы связи и оборудование боевых подразделений.

Теперь в 400, 1000 и даже 36000 км от Земли над нашими головами становится всё больше «игроков» и растёт число угроз.

В настоящий момент на орбите планеты находится порядка 1500 спутников с гражданскими или военными миссиями: навигация, связь, разведка… Мировой космический клуб включает в себя шесть десятков стран, однако ведущие роли в нём играют всего четыре государства: США, Россия, Китай и Франция. Как бы то ни было, «демократизация» выхода в околоземное пространство предвещает возможное появление новых игроков. Американское военное руководство встревожено этим фактом и опасается, что господство США в этой сфере в будущем может оказаться под вопросом. Так, ещё в 2001 году министр обороны США Дональд Рамсфелд произвёл настоящую сенсацию заявлением об угрозе «Перл Харбора» в космосе. При этом были приведены следующие аргументы:

  • ядерная война так и останется неприемлемым средством решения конфликтов между крупными державами из-за неприемлемого уровня ущерба. Поэтому ареной вооружённого противостояния постепенно, но неминуемо окажется космос, несмотря на запреты, наложенные международным космическим правом;
  • США неизменно будут планировать и вести свою космическую политику, имея целью глобальный контроль. Луна как площадка отработки элементов экспедиции на Марс окажется удобной «легендой» для военной лунной программы.
  • В роли главного соперника США выступит Китай. Россия в гонке космических вооружений принять участие не сможет и в течение двух десятилетий покинет «высшую космическую лигу». Постепенно будут переводиться на военные «рельсы» орбитальные группировки.

Поэтому на сегодняшний день основными драйверами развития космического рынка являются распространение киберопераций и массовое внедрение автоматизированных беспилотных систем в вооружённых силах. Cпутниковые системы коммуникаций и метеорологические возможности — ключевые факторы для эффективного функционирования современной армии.

То, что произойдёт в ближайшие десять лет, вызывает, кроме военных, ещё и юридические и политические вопросы. Как должны реагировать страны, если их спутник в космосе подвергся нападению? Что делать, если военные спутники страны плотно сопровождаются спутниками вероятного противника?

И даже если начнётся война в космосе, то атака на спутники не станет критической для вооружённых сил, но повлечёт за собой ответные меры и удары. То есть станет поводом для начала реальной масштабной войны и резкой эскалации боевых действий.

Вывод из строя разведывательных спутников на низких орбитах не сильно повлияет на действия военных. Сбить навигационные спутники на более высоких орбитах будет сложнее и займёт больше времени. Возможно, этого времени будет даже достаточно для маневрирования.

И даже если одна страна сможет, например, прервать связь центра и той же авианосной ударной группы, нет никаких гарантий, что такая группа или иные части перестанут действовать в автономном режиме и не предпримут ответных ходов. В худшем случае атака на спутник может быть расценена как подготовка к ядерному удару, что заставит сверхдержавы нанести первыми удар по врагу.

У космических держав, по сути, есть две стратегии: или уничтожать превентивно спутники противника и тем самым выступать в роли космического агрессора, или ничего не делать, но рисковать потерять всю свою критичную космическую инфраструктуру в ходе первой же космической атаки.

Есть ещё вариант международных соглашений, которые бы прописывали и число спутников для каждой страны на орбите, и шаги при «кинетическом» или ином воздействии на спутники.

Естественно, что одной из приоритетных программ Союзного государства является развитие космических технологий Беларуси и России. Основное направление, которое интересно нам и принесёт выгоду, — это прикладные космические технологии.

Иными словами, то, что разрабатывалось для космоса, но может более эффективно применяться в других отраслях экономики. Важно отметить и участие в ряде совместных программ Союзного государства.

С 2007 года реализован ряд программ космической тематики: «Космос БР», «Космос НТ», «Нанотехнологии СГ», «Мониторинг СГ».

Ещё одно перспективное направление, которым сейчас активно занимаются специалисты наших государств, — это разработка малых и сверхмалых космических аппаратов.

В век, когда спутники такого размера позволяют получать информацию на уровне огромных дорогостоящих аппаратов, а стоимость отличается на порядки, это направление не может не привлекать (тем более что эти разработки имеют «двойное» назначение).

Таким образом, по мере дальнейшего освоения человечеством космического пространства и создания новых космических технологий роль космоса в повышении уровня национальной безопасности государства будет только возрастать.

Источник: http://www.sonar2050.org/publications/1918/

Звездные войны 2.0. Пентагон создает министерство космических вооруженных сил

К 2020 году США планируют создать министерство космических сил и продолжают подготовку космических войск.

Соединенные Штаты продолжают работу над созданием космических войск и к 2020 году планируют сформировать новое министерство в структуре Пентагона.

Ведомство, как заявил вице-президент США Майк Пенс, займется организацией, обучением и оснащением космических войск США, сообщает Reuters. Пока готовится план созданию министерства космических войск и подсчитываются предполагаемые расходы на его финансирование.

Читайте также:  Ил-112 — легкий транспортный самолет в стадии проектирования

До момента создания ведомства появится должность помощника министра обороны США, а затем – независимый министр.

Напомним, США заявили о планах создать на своей территории национальные военно-космические силы в июне этого года.

Американский лидер Дональд Трамп тогда заявил, что США должны захватить лидерство в космосе и «не плестись» за Россией и Китаем.

Сообщалось, что в разработке самостоятельного вида войск примет участие не только оборонное ведомство, но также Белый Дом и другие заинтересованные госструктуры.

Пентагон выходит в космос. США воплощают идею о космических войсках

В эфире НСН первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов ранее заявил, что даже если Вашингтон будет вести военные действия в космосе, Россия сможет защитить свои границы и граждан.

«Эти заявления американской стороны можно рассматривать как очередной виток гонки вооружений.

Президент РФ, Главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин неоднократно говорил, что у нас очень хорошая техника, профессионалы в области строительства вооружений, военной техники. Гонка вооружений нам незачем.

Мы в любом случае найдём то вооружение (не наступательное), которое сможет гарантированно обеспечить безопасность наших границ и наших граждан, чтобы граждане могли спокойно смотреть в своё будущее», — подчеркнул депутат.

Со своей стороны, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин ранее отметил успехи США в части развития частной космонавтики.

«Американская частная космонавтика является лидером практически во всех рыночных направлениях и составляет серьезную конкуренцию государственным компаниям. Американское государство говорит, что направление многоразовых ракет перспективно, и нужно стимулировать его развитие.

Что это перспективно – нет сомнений. В ближайшие 50-100 лет все ракеты будут многоразовыми.

То есть это очень долгосрочный инструмент именно стимулирования развития технологий», — заявил Ионин в эфире НСН, добавив, что в России такие инструменты стимулирования, через техническое регулирование, через законодательное регулирование технологий не используют.

Ранее также стало известно о намерении американских властей развернуть в космическом пространстве сенсоры и другие элементы противоракетной обороны, пишут «Известия». В то же время, глава ВВС США Хизер Уилсон указывал, что инициатива по созданию военных космических сил является очень дорогостоящим предприятием.

Источник: http://nsn.fm/in-the-world/zvezdnye-voyny-20-pentagon-sozdaet-ministerstvo-kosmicheskikh-vooruzhennykh-sil.html

Сша создадут свои космические войска. зачем они нужны? будут звездные войны? отвечает научный руководитель института космической политики иван моисеев

Солдаты воздушно-космических войск России транспортируют ракету «Союз» со спутником «Глонасс-М», Плесецк, 17 июня 2018 года

18 июня президент США Дональд Трамп поручил Пентагону приступить к созданию военных космических войск.

Он заявил, что эти войска будут отдельным подразделением в составе вооруженных сил США. Космические войска есть в России, Китае, Израиле, нескольких европейских странах.

«Медуза» попросила научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева объяснить, чем такие войска занимаются.

научный руководитель Института космической политики

Последнее заявление Трампа — о том, что космические силы США выделятся в самостоятельную силовую структуру и за счет этого повысится их статус. Конечно, это будет сопровождаться повышением финансирования.

Стратегия США в этой области обозначена в их официальных программах развития. Ее можно обозначить примерно так: у нас должны быть такие военно-космические силы, чтобы никто даже не подумал, что может с нами тягаться. А если все-таки вздумают, то для ведения сражения противнику потребуются такие затраты, что его экономика развалится.

На эту тему есть знаменитая история 1983 года. Президент США Рональд Рейган заявил о начале , или, как ее еще называют, о программе «звездных войн». Но шума и устрашающих картинок про это было явно больше, чем реальных достижений.

Организации, которые этим занимались, остались. Они и сейчас занимаются противоракетной обороной, создали эффективную систему ПРО, только не глобальную, как планировалось, а тактическую. И не космического базирования, а наземного.

В России создали воздушно-космические силы в 2015 году. По сути, это было объединение военно-воздушных сил с сегментом армии, который занимается космическими разработками.

Космические войска не борются с инопланетянами, нет никаких «звездных войн». Когда мы говорим о космических войсках, мы почти всегда имеем в виду борьбу между земными государствами, которая ведется в том числе и через космос. Военно-космические войска созданы, чтобы через космическое пространство обеспечивать связь между военными, разведку разных типов, навигацию.

Сами между собой спутники воевать не будут, это фантастика. Такие системы разрабатывались, но позже все пришли к тому, что это невыгодно. Затраты на то, чтобы сбить спутник, больше, чем на его запуск.

Вообще, к счастью, военно-ударное космическое вооружение занимает в мире мало места. Его разрабатывают на бумаге — теоретически.

Возможно, и сам Трамп [когда говорит о том, что Америка должна доминировать в космосе] здесь неверно трактует [намерения правительства США].

Фактически никакой деятельности ударные космические войска не ведут. Был один случай, когда в 2007 году Китай [в рамках учений] сбил собственный спутник.

И как бы в ответ американцы в 2008 году тоже сбили свой неисправный спутник — под тем предлогом, что он мог упасть в незапланированном месте и нужно минимизировать угрозу.

Но все увидели в этом демонстрацию силы со стороны США, и, наверное, так оно и было. Американцы показали всем, что как минимум умеют делать то же, что и Китай.

США тратят на военные космические разработки примерно в десять раз больше, чем Россия, плюс у США не было экономических провалов, как у нас в 1990-е. Во времена СССР недостатки технологий наши вооруженные силы компенсировали большим количеством запусков плохих спутников. А сейчас говорить о соревновании России и США не приходится.

Россия пока может только наблюдать за тем, что делает Америка. Военно-космическая гонка стоит очень дорого и требует высоких технологий. Для космических исследований всегда берутся самые лучшие технологии и эксперты, которыми располагает страна. Мы же научились строить ракеты, но важна еще и их начинка, а это трудоемко и дорого.

Любая гонка России за США в плане космических войск приведет к тем же последствиям, к каким пришел СССР [перед распадом], — к экономическому кризису. Если мы захотим за ними поспеть, то если сейчас США увеличат на 1 процент свои ассигнования в этой области, нам надо будет свои нынешние расходы увеличивать на десять.

Помимо России, США и Китая военно-космическое вооружение развивают Франция, Япония и Израиль. Франция исторически стремится к независимости от НАТО.

Япония сравнительно недавно начала развивать свою военно-разведывательную систему из-за находящейся поблизости КНДР. Израиль находится в напряженном состоянии уже давно, и у них лучшие в мире спутники-разведчики.

Впрочем, по объему и ассортименту военно-космического вооружения все эти страны уступают и США, и России.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/06/19/ssha-sozdast-svoi-kosmicheskie-voyska-zachem-oni-nuzhny-budut-zvezdnye-voyny

Трамп готовит мощный ответ гиперзвуковому оружию РФ

К 2020 году в США должны появиться Космические силы. Они станут шестым видом вооруженных сил страны после Сухопутных войск, Военно-воздушных и Военно-морских сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны. В причинах, побудивших США приступить к созданию Космических сил, разбиралась «Лента.ру».

В 1947 году из Сухопутных войск выделились ВВС — самый молодой вид американских вооруженных сил. Идею глубокого реформирования космического направления ВВС предлагал 13-й и 21-й министр обороны Дональд Рамсфелд еще в 2000 году, но из-за террористических актов 11 сентября 2001 года и военной операции против Ирака инициатива не нашла необходимой поддержки.

Ситуация начала меняться в 2017 году, когда республиканец из Алабамы Майкл Роджерс предложил создать Космический корпус США. По мнению члена палаты представителей, «военно-воздушные силы в космосе так же быстры, как стадо черепах».

В ответ на это в ВВС заявили, что у США «лучшая космическая сила в мире», и подтвердили, что большему наращиванию космических средств помешали антитеррористические мероприятия и кампания в Ираке.Фактически такая точка зрения означает, что в ВВС испугались секвестра бюджета в пользу нового вида вооруженных сил.

В итоге в бюджете на 2018 финансовый год прямой поддержки каких-либо мероприятий, предполагающих создание Космического корпуса, нет. Однако уже в марте 2018 года за создание нового вида вооруженных сил выступил президент США Дональд Трамп.

С его позицией согласился и действующий министр обороны Джеймс Мэттис, который в 2017 году выступал против появления Космического корпуса.«Я не был против создания Космических сил», — заявил недавно Мэттис и пояснил, что выступал лишь против поспешных решений, предваряющих формирование нового вида ВС.

Комментарию Мэттиса предшествовало заявление вице-президента Майкла Пенса о том, что администрация Трампа будет настаивать на создании шестого вида ВС к 2020 году.

На первом этапе создания Космических сил в рамках ВВС планируется выделение элементов нового вида ВС. Это произойдет даже в том случае, если новый состав Конгресса не одобрит создание Космических сил. На втором этапе, при условии положительного решения Конгресса, эти компоненты планируется объединить в Космические силы.

https://www.youtube.com/watch?v=OCcHWqqJAQ0

Уже в ближайшее время Пентагон предпримет несколько шагов. Прежде всего, в целях ускорения разработки и внедрения новых технологий следует ожидать появления Агентства космического развития. Для этого уже началось реформирование Центра космических и ракетных систем ВВС.

Также планируется организовать Силы космических операций, которые в перспективе должны отвечать за принятие оперативных решений в новом виде ВС. Одновременно будет организована работа гражданского помощника министра обороны, отвечающего за управление и поддержку Космических сил, с дальнейшей перспективой трансформации должности в самостоятельного секретаря (министра) Космических сил.

В перспективе командование новыми войсками должен возглавить четырехзвездочный генерал или опытный высокопоставленный офицер.

Из планов Пентагона следует, что основные кадры для Космических сил сформирует уже действующее в рамках ВВС Космическое командование. В настоящее время в космическом направлении ВВС задействовано около 18 тысяч гражданских и военных.

Хотя в принятом на 2019 год военном бюджете (716 миллиардов долларов) особое внимание уделили ВВС, финансирование нового вида ВС напрямую запланировано лишь в 2020 году.

По всей видимости, инициативы администрации Трампа постепенно находят все большую поддержку. В частности, глава НАСА Джим Брайденстайн заявил, что полностью поддерживает создание Космических сил. «В конце концов, все технологии, которые разрабатывает НАСА, мы хотим коммерциализировать.

Объем космической экономики составляет около 350 миллиардов долларов в год», — считает администратор.В США неоднократно рассказывали о возможных угрозах американским спутникам. Так, в Пентагоне уверены, что уже к 2020 году Россия и Китай могут разработать технологии ликвидации отдельных спутников.

В частности, речь идет о российском комплексе ПРО А-235 (ОКР «Нудоль»), лазерах и системах радиоэлектронной борьбы, способных нарушить работу спутниковой электроники, а также о кибероружии. В Минобороны США уверены, что для уничтожения целей на низкой околоземной орбите пригодны противоракеты «земля-воздух» создаваемого комплекса С-500.

Опасение Соединенных Штатов также вызывают испытываемые Россией маневрирующие спутники-убийцы и противоспутниковые ракеты-перехватчики, размещаемые на реактивном самолете МиГ-31, и импульсное электромагнитное оружие.Предполагается, что именно Космические силы США будут противостоять китайскому и российскому гиперзвуковому оружию.

Уже на следующий день после выступления президента России Владимира Путина, на котором было заявлено о наличии у РФ оружия, способного «гарантированно преодолевать все существующие и перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны», глава стратегического командования ВС США генерал Джон Хайтен предложил способ противодействия таким угрозам.

Военачальник предложил сосредоточиться на средствах космического базирования для предупреждения запуска и ликвидации баллистических ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов. «Такой датчик мог бы отследить ракету на среднем участке баллистической траектории (когда находящаяся вне атмосферы боеголовка отсоединилась от носителя — прим. „Ленты.

ру“), а также наблюдать и находить из космоса другие возникающие угрозы, такие как гиперзвук», — заявил генерал. После обнаружения из космоса гиперзвукового аппарата противника его ликвидацию предлагается проводить по наводке космического датчика традиционными средствами наземного, воздушного или морского базирования.

Впоследствии идею спутниковой разведки поддержали эксперты.

В частности, американский специалист по международным отношениям, почетный профессор Бостонского университета Анжело Кодевилла, ранее принимавший участие в разработке архитектуры программы SDI (Strategic Defense Initiative — Стратегическая оборонная инициатива), известной в 1980-х годах как «звездные войны», считает, что противостоять новейшим российским и китайским межконтинентальным баллистическим ракетам могут орбитальные оптические датчики, обнаруживающие наземные пуски, и космические лазеры, уничтожающие ракеты. Эксперт отдельно отмечал, что данные системы позволяют перехватывать баллистическую ракету исключительно на взлете (то есть до того, как от носителя отсоединится разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения).

По словам Кодевиллы, такой лазер был готов в США к запуску уже в 1978 году, а к настоящему времени подобные технологии продвинулись далеко вперед. Уничтожить лазером взлетающую ракету, отмечает эксперт, легче из космоса, а не с земли, поскольку в первом случае ход лазерного луча не искажается (то есть не преломляется в атмосфере).

Для обнаружения раннего пуска баллистических ракет Кодевилла считает эффективными системы наподобие SBIRS (Space-Based Infrared System — инфракрасная система космического базирования) в части группировки, находящейся на низкой околоземной орбите (то есть SBIRS Low).

Работы над соответствующим проектом в США были заморожены еще в 1972 году (сейчас развернуты лишь элементы SBIRS High).

В настоящее время предложения Хайтена, Кодевиллы, других военных и экспертов встретили активное понимание в Пентагоне.

Военное ведомство ускоряет развертывание крупнейшей космической системы инфракрасного наблюдения SBIRS.

Сегодня на геостационарной орбите находятся четыре космических аппарата данной системы, два других геостационарных спутника планируют запустить в ближайшие три-четыре года.

https://www.youtube.com/watch?v=5pXvh-d60zI

При этом Пентагон отказывается от развертывания седьмого и восьмого аппаратов SBIRS, направляя соответствующее финансирование на разработку альтернативной системы инфракрасного слежения.

По мнению Минобороны США, вместо запуска дорогих и массивных спутников необходимо начать развертывание информационной сети, основанной на более дешевых и простых космических аппаратах.

Такой подход, полагают в США, позволит оперативно реагировать на угрозы со стороны Китая и России. За создание новых спутников должно отвечать Агентство космического развития.

Уже в принятом военном бюджете на 2019 год прописано требование к американским военным: приступить к разработке датчиков и оружия космического базирования, предназначенных для обнаружения пуска и перехвата баллистических ракет. Датчики должны быть развернуты в космосе не позднее 2022 года.

При этом космическое оружие, когда до его развертывания дойдет дело, будет «ориентировано на регионы» — то есть должно реагировать на угрозы (перехватывать ракеты уже на стартовом участке траектории), исходящие только из конкретных частей мира, например, Ирана или Северной Кореи.

Читайте также:  Как украина променяла россию на boeing

Пентагон уже проявляет интерес к недорогим ракетам SpaceX и Blue Origin, грузоподъемность которых позволяет выводить на околоземную орбиту нагрузки в десятки тонн (вроде попытки запуска в 1987 году на советской сверхтяжелой ракете «Энергия» прототипа орбитального боевого лазера), а также заинтересован в частных компаниях, разрабатывающих сверхлегкие и легкие носители, позволяющие оперативно запускать небольшие военные спутники.

В ситуации, когда заявленное Россией гиперзвуковое оружие фактически не создано, а находится, вероятно, лишь в стадии разработки, США уже в ближайшие годы могут получить эффективное средство противодействия ему.

Если оставить в стороне целесообразность подобных разработок в США, Китае и России, не вызывает сомнений, что по крайней мере в первых двух странах эти инициативы хотя бы способствуют экономическому и технологическому развитию, чего нельзя сказать о последнем государстве.

Источник: https://news.rambler.ru/weapon/40564042-tramp-gotovit-moschnyy-otvet-giperzvukovomu-oruzhiyu-rf/

«Психологическое воздействие»: зачем Пентагон собирается создавать космические войска

Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что его ведомство работает над созданием космических войск. Соответствующее поручение Пентагону ранее дал президент Соединённых Штатов Дональд Трамп. Официально Вашингтон объясняет потребность в космическом вооружении возросшей мощью России и Китая.

Однако эксперты отмечают, что риторика о защите внеземного пространства от «угрозы с востока» призвана оправдать вполне прагматичные цели военного лобби по увеличению финансирования, а также оказать психологическое воздействие на внешнеполитических игроков.

О перспективах милитаризации космоса — в материале RT.

Министр обороны США Джеймс Мэттис сообщил, что его ведомство работает над созданием космических войск. Соответствующее поручение Пентагону в июне дал президент США Дональд Трамп. Идею о создании в Соединённых Штатах военно-космических сил глава Белого дома озвучил, выступая перед военнослужащими Корпуса морской пехоты на базе в Калифорнии. В министерстве пояснили слова президента. 

«Нам следует рассматривать космос как развивающийся театр военных действий. Создание оперативного командования, конечно, является одним из вариантов», — заявил Мэттис в интервью телеканалу ABC News.

По словам главы Пентагона, ведомство полностью поддерживает инициативу Трампа и работает над реализацией его идеи. Мэттис также отметил, что космос — «такое же поле боя, как земля, воздух и море», практически повторив слова главы Белого дома.

  • Министр обороны США Джеймс Мэттис и президент США Дональд Трамп
  • Reuters

Спорный момент

Как отметил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков, в настоящий момент Вашингтон прорабатывает организационные аспекты создания космических войск. Одним из спорных моментов является выделение этого подразделения в отдельное командование.

Ранее республиканец Майк Роджерс и демократ Джим Купер внесли законопроект о выделении Космического командования в отдельный род войск.

По мнению конгрессменов, пребывание космических войск в составе ВВС препятствует привлечению финансов в столь важную в стратегическом отношении сферу.

Также Роджерс и Купер критиковали командование ВВС за недостаточные усилия по милитаризации космоса и сконцентрированность на развитии исключительно авиации. По их мнению, армия США может выстроить полноценные космические войска в ближайшие три—четыре года.

Однако начальник штаба ВВС США Дэвид Голдфин и министр ВВС Хезер Уилсон выступили против законопроекта. По их мнению, вычленение Космического командования в отдельную структуру повлечёт чудовищную бюрократическую волокиту. Эту точку зрения поддерживает и большинство генералитета ВВС США.

https://www.youtube.com/watch?v=RnbEkJVyaUM

Также по теме

Звёздные войны 2.0: почему США не предотвращают гонку вооружений в космосе

Комитет Генеральной Ассамблеи ООН одобрил проект резолюции по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Против…

«Сейчас в Стратегическом командовании ВВС США уже существует подразделение космических войск, которое занимается спутниковыми группировками, обслуживающими Пентагон средствами связи и ретрансляции.

Туда входят спутники оптико-электронной разведки, радиорелейные спутники, которые перехватывают и дешифрируют сигналы, а также спутники по предупреждению о ракетном запуске.

Этому подразделению хотят придать иной статус, подключив к разработкам военно-промышленного комплекса США и управления перспективных исследовательских проектов Минобороны», — пояснил Леонков.

Эксперт отметил, что в настоящее время американцы разрабатывают кинетическое и лазерное оружие, а также орбитальные комплексы по перехвату баллистических ракет.

«Эти крупные проекты необходимо отдать кому-то под командование. Нужно, чтобы руководство выступало заказчиком проектов, принимало бы разработки на вооружение, а также планировало боевые операции. Для реализации боевых задач управление должно быть оперативным, о чём и заявил Мэттис», — сказал Леонков.

Космическое лобби

Идея создания космических войск обосновывается опасениями Пентагона по поводу возможной угрозы со стороны России и Китая. Так, в марте этого года подобную обеспокоенность выразила Национальная разведка США. По её данным, российские и китайские противоспутниковые технологии могут быть приняты на вооружение уже «в ближайшие несколько лет».

В Пентагоне уверены, что создаваемое в РФ и КНР космическое оружие направлено против американских спутников. По словам главы Стратегического командования ВС США генерала Джона Хайтена, Москва и Пекин инвестируют в орбитальную платформу, которая сможет сбивать американские космические аппараты с помощью ракет и лазеров или же будет способно создавать им помехи.

Также по теме

«Полномасштабная милитаризация»: почему Трамп задумался о создании космических войск

США рассматривают возможность создания космических войск, заявил американский президент Дональд Трамп. Он отметил, что национальная…

«Они создали эти возможности, чтобы бросить вызов Соединённым Штатам, бросить вызов нашим союзникам и изменить баланс сил в мире. Мы не можем этого допустить», — подчеркнул генерал.

Однако, как отметил в беседе с RT заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Юрий Швыткин, за риторикой Пентагона об «угрозе с востока» скрываются вполне прагматичные цели военного лобби по увеличению финансирования. Преувеличивая мнимую угрозу со стороны России и Китая, власти США хотят оправдать выделение огромного объёма средств на оборонно-промышленный комплекс, считает депутат.

По мнению собеседников RT, ещё одним фактором, усилившим беспокойство США, стало обращение президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию. Напомним, в ходе своего выступления глава России продемонстрировал новые виды вооружения.

«После этого выступления один из представителей Пентагона попросил денег на космическое направление. Минобороны США решило вывести на орбиту дополнительную группировку спутников для наблюдения за гиперзвуковыми аппаратами, которые сделала Россия. Теперь лобби, которое представляет так называемую военную партию, собирается заниматься милитаризацией космоса», — полагает Леонков.

  • Заседание конгресса США
  • globallookpress.com
  • © D. Myles Cullen

Напомним, конгресс США намерен увеличить общий оборонный бюджет страны. В 2019 финансовом году (начнётся 1 октября 2018 года) он может составить рекордные $716 млрд. 

В оборонном бюджете США на 2018 год среди задач Агентства по противоракетной обороне числилась разработка базирующейся в космосе системы по перехвату баллистических ракет.

Бюджет на 2019 финансовый год также предусматривает развёртывание такой системы. Согласно документу, разработка и внедрение «устойчивой космической сенсорной архитектуры» должны быть завершены к 31 декабря 2022 года.

Работы будут проводиться Агентством ПРО совместно с DARPA и ВВС США.

Милитаризация космоса

Между тем, как пояснил Леонков, пока единственным аспектом военного присутствия в космосе являются орбитальные спутники. Разведывательные спутниковые аппараты в настоящий момент есть у США, России и Китая.

«Пока что речь идёт только о таком расширении космической составляющей американской противоракетной обороны, которое предусматривает увеличение количества спутников. Также возможны инвестиции в развитие орбитальных систем слежения», — заявил эксперт.

По мнению аналитиков, заявления Вашингтона преследуют целью оказать прежде всего «психологическое воздействие» на геополитических противников.  

Курс Вашингтона на милитаризацию космоса вызывает обеспокоенность у мирового сообщества.

Так, в прошлом году на комитете по разоружению Генассамблеи ООН Россия инициировала резолюцию «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве».

Суть резолюции сводится к необходимости немедленного старта переговоров по созданию международного юридически обязывающего документа на запрет размещения на орбите летального оружия.

Также по теме

В погоне за превосходством: к чему может привести появление в армии США Космических войск

В США проходят совещания по созданию Космических войск, сообщил американский президент Дональд Трамп. Таким образом, в Соединённых…

Источник: https://russian.rt.com/world/article/543677-ssha-kosmos-armiya

«Звёздные войны» возвращаются? | Центр военно-политических исследований

Пентагон уже сегодня располагает суперсовременными средствами для действий в космосе

В США космические войска как шестой вид вооружённых сил будут созданы к 2020 году. Это подтвердил вице-президент Майкл Пенс, выступая на днях в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне.

В своей речи он воздержался от раскрытия подробностей предстоящего формирования «звёздных войск», однако подчеркнул, что Белый дом хочет с их помощью обеспечить «доминирующее положение США в космосе».

18 июня 2018 года президент Дональд Трамп дал указание министерству обороны страны создать космические силы (United States Space Force) в качестве полноценного вида вооружённых сил страны, которые сегодня представлены армией (сухопутными войсками), ВМС, ВВС, морской пехотой и береговой охраной. В первой декаде августа Майк Пенс при посещении Пентагона пояснил, что задача нового вида ВС состоит в том, чтобы обеспечить Соединённым Штатам беспрепятственный доступ к космическому пространству и его использование в интересах Америки.

По оценке экспертов, это одно из самых «революционных» недавних решений военно-политического руководства США в военной сфере. Так, по оценке журнала «Форин полиси», путём создания новых космических войск администрация Дональда Трампа вознамерилась произвести «самое существенное структурное изменение в вооружённых силах страны за многие десятилетия».

Для этого Пентагону необходимо, по словам Пенса, уже в ближайшие месяцы развернуть командную структуру будущих космических сил США и организовать её функционирование. Она будет включать:

• космическое командование, которому предписано разрабатывать доктрины применения космических войск и проведения ими боевых операций в околоземном пространстве;

• управление по развитию космических сил, которое займётся разработкой новых видов вооружений;

• силы космических операций;

• управление по обеспечению и обслуживанию.

Уже известно, что новое космическое командование может быть создано уже к концу текущего года. Оно будет возглавляться, видимо, четырёхзвёздным генералом.

По мнению сторонников создания космических войск, их появление продиктовано четырьмя ключевыми стратегическими причинами, исходящими от действий других государств:

• разработкой ими ударных космических вооружений в виде противоспутниковых систем;

• использованием ими космоса для проведения киберопераций и других враждебных действий в отношении объектов на околоземных орбитах и целей на Земле;

• созданием ими препятствий для работы глобальных навигационных систем;

• использованием ими космического пространства для размещения информационно-разведывательных средств и технических средств контроля за вооружениями.

Утверждается, что средства связи космического базирования, успешно защищённые от попыток прослушивания или скачивания проходящей через них критически важной информации потенциальным противником, могут быть сравнительно легко уничтожены с помощью ударных космических вооружений.

Американские эксперты обращают внимание и на возможность частичного повреждения или уничтожения потенциальными противниками различных космических объектов, используемых в интересах обороны США.

И для этого могут быть использованы ударно-кинетические средства, мощное электромагнитное и микроволновое излучение, лазерное и ядерное оружие, средства радиоэлектронной борьбы в виде блокирования передачи информационных данных или их подмены ложными сведениями, а также другими враждебными действиями, которые могут быть выработаны в будущем.

В связи с этим уместно будет предположить, что, обозначая подобные враждебные акции против американских космических объектов, Соединённые Штаты, видимо, и сами готовятся проводить подобные операции в космосе.

Нынешнее военно-политическое руководство США, как следует из высказываний его представителей, исходит из того, что их доминированию в космическом пространстве в настоящее время могут противостоять в силу своего потенциала Россия и КНР, а также в какой-то степени Иран и КНДР.

В первой декаде августа Пентагон направил в конгресс специальный доклад под названием «Окончательный доклад по организационным и управленческим структурам космических компонентов национальной безопасности».

В нём зафиксировано, что министерство обороны США откроет новую эру в космической технологии и разместит новые космические системы «для того, чтобы сдерживать, а также в случае необходимости ослаблять, создавать препятствия, нарушать, уничтожать и влиять на потенциал противника в космосе с целью защиты американских интересов, средств и способа существования страны».

Тем самым нынешняя американская администрация сформулировала основные приоритеты своей космической стратегии, которая до сих пор официально не обнародована.

https://www.youtube.com/watch?v=-nTvoZ_Cpxw

Вместе с тем ряд действующих американских военачальников и гражданских экспертов выступили против создания космических войск как отдельного вида вооружённых сил.

Об этом заявили, например, представители командования ВВС, в структуру которых уже входят подразделения, отвечающие за космос (Air Force Space Command). Так, министр ВВС Хизер Уилсон назвала данный шаг излишним.

Читайте также:  Костюм для рыбалки: его разновидности от дорогих до дешевых, рейтинг недорогих моделей

ВВС итак, заметила она, предложили увеличение финансирования космических программ в бюджете, а также объявили о реформе в целях повышения их эффективности и скоординированности действий.

Интересно, что в письме, направленном в конгресс летом 2017 года, министр обороны Джеймс Мэттис также высказался против их создания, но, как следует из его недавно сделанных заявлений, сейчас он придерживается другого мнения. Согласно его разъяснениям, он прежде выступал лишь против поспешного формирования новой структуры для ведения боевых операций в космосе, а не против её создания в принципе.

Военный эксперт Лорен Томпсон в статье, опубликованной на прошлой неделе в журнале «Форбс», высказал мнение, что создание космических войск лишь навредит обороноспособности США.

По его словам, оно нарушит ключевые отношения между видами вооружённых сил.

Так, сухопутные войска крайне зависимы от орбитальных систем, геолокации и спутниковой связи, а создание нового вида войск нарушит связи между существующими видами вооружённых сил страны, которые выстраивались на протяжении многих лет.

Помимо этого, считает эксперт, создание нового вида ВС потребует привлечения ресурсов, включая гражданский и военный персонал, которые придётся забрать у других военных структур.

Кроме того, новые космические силы будут дублировать функции других командований.

К примеру, по мнению Томпсона, ВВС вряд ли перестанут решать задачи по борьбе с киберугрозами, поэтому космическим силам придётся создавать свои собственные схожие оргструктуры и конкурировать за квалифицированных сотрудников.

Возникает проблема и финансирования будущих новых сил. Руководство ВВС недавно заявило, что потенциальные расходы Пентагона на создание космических сил могут оказаться гораздо больше, чем предполагается сейчас. Джеймс Мэттис в августе признал, что возглавляемое им министерство пока не определилось с общей суммой расходов на эти цели.

Вполне очевидно, что попытка нынешней администрации США создать космические силы с ударными функциями и долговременной установкой «доминировать в космосе» может иметь негативные последствия для стратегической стабильности.

С точки зрения глобальных интересов человечества необходимо избежать гонки вооружений в космическом пространстве.

Напомню, что генеральный постулат международного космического права гласит, что космическое пространство является общим наследием всего человечества и оно должно использоваться исключительно в мирных целях.

Источник: http://Eurasian-Defence.ru/?q=node/42218

«Звездные войны Трампа»: решение о создании ВКС США толкает страну на шаг назад

Решение Дональда Трампа вызвало негативную реакцию. Создание ВКС — это попытка получить преимущество в космической гонке вооружений, считают эксперты.

Техника, которая выводит спутники связи и разведки на орбиту, изначально предназначается для военного применения. В последние годы значимость таких военных объектов в космосе существенно возросла. Об этом пишет американское издание DefenseNews.

На прошлой неделе, 19 июня, президент США Дональд Трамп объявил о создании в стране космических войск, ставших шестым видом вооруженных сил. По словам американского лидера, это сделано для того, чтобы обеспечить для Вашингтона превосходство в космическом пространстве. Он отметил, что не хочет, чтобы другие страны обогнали США.

В свою очередь Россия ещё в 2015 году поступила наоборот, объединив под названием ВКС сразу три вида войск – военно-воздушные силы, космические силы и войска ПВО/ПРО. Таким образом РФ смогла оптимизировать порядок подчиненности. Также объединение войск помогло России повысить их эффективность за счет более тесной интеграции.

Американский эксперт по российским вооруженным силам Майкл Кофман, представляющий Центр военно-морского анализа Арлингтона, считает, что Москва приняла верное решение. Дело в том, что все три вида войск тесно взаимосвязаны друг с другом.

Раньше в США думали так, всё, что находится над Землей, должно быть под контролем ВВС, а в Советском Союзе наоборот, провели границу между космосом и небом. Эксперты отмечают, что решение Дональда Трампа о создании космических войск, по сути, направляет Соединенные Штаты на шаг назад, а Россия, объединив все в ВКС, продвигается вперед.

Основной целью американского лидера создания ВКС является размещение оружия в космосе. Такой вывод следует из того, что США уже не первый год отказывается принять резолюцию ООН об отказе от размещения вооружения в космическом пространстве.

В целом, предложение Трампа о создании ВКС вызвало скорее негативную реакцию. Даже некоторые американские политики выступают против этого.

В СМИ подчеркивают, что решение лидера США является ничем иным, как попыткой получить преимущество в «гонке космических вооружений».

Вероятно, действия Вашингтона в будущем могут оказать негативное воздействие на стратегическую стабильность и международную безопасность.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Источник: https://politexpert.net/111233-zvezdnye-voiny-trampa-reshenie-o-sozdanii-vks-ssha-tolkaet-stranu-na-shag-nazad

Звездные войны по-трамповски

В середине марта Дональд Трамп несколько огорошил американский истеблишмент очередной президентской инициативой. Он предложил создать новый вид вооруженных сил — космические войска. Что это за идея и как ее понимать — в материале портала iz.ru.

— Космос — это такая же среда для ведения боевых действий, как суша, море и воздух, — пояснил президент, — так что нам, возможно, потребуются космические войска. ВВС у нас уже есть, армия, флот, будут и космические войска.

На данный момент в составе ВВС США есть Космическое командование. К его компетенции относится вся работа с военными спутниками и запусками в интересах Пентагона. Трамп не удосужился пояснить, в чем состоит смысл его предложения и почему действующая схема управления военным космосом его не устраивает.

Давно ли дело было?

В июне 2017 года в недрах законодательной власти США уже крутилась завиральная идея о «космическом корпусе». Республиканец Майк Роджерс, один из представителей от Алабамы, усиленно пытался протащить в решение о военном бюджете на 2018 год строчку о необходимости создания такой структуры внутри ВВС.

Роджерс, председатель подкомитета палаты представителей по стратегическим вооружениям, утверждал, что США должны защищать свои военные программы, реализуемые в космическом пространстве, а ВВС пора бы озаботиться созданием «двухсредных» летательных аппаратов, способных действовать как в атмосфере, так и на орбите. Он указывал на необходимость сохранить превосходство над Китаем и Россией.

К нему присоединился демократ Джим Купер из Теннесси, старший от своей партии в том же подкомитете, и это позволило им продвигать свою инициативу как «двустороннюю».

Купер вдобавок доказывал, что США вообще не в состоянии нормально применять оружие даже на поверхности без «космического эшелона» спутников, а частники наподобие Элона Маска и Джеффа Безоса «делают больше для нашего военного космоса, чем все ВВС вместе взятые».

Военные, мягко сказать, остолбенели от такого. Первыми, естественно, отреагировали в ВВС.

— Пентагон и так переусложнен, — объявила секретарь Минобороны по делам ВВС Хизер Уилсон. — Еще одна структура запутает управление и потребует больше денег. Если у меня будут лишние деньги, я их лучше потрачу на боевые средства, а не на бюрократов.

Дошло до того, что министр обороны Джеймс Мэттис написал в конгресс персональное послание с просьбой исключить всякое упоминание о таких вещах из итоговой версии документа.

— Мы так обычно не поступаем, в смысле письма такие не пишем, — пояснил он журналистам в июле 2017-го, — Больше комментировать не хочу. Я им там дал понять, что думаю на этот счет, дальше пусть сами решают, это они у нас — законодательная власть.

В ноябре 2017 года эта поправка была отклонена. Теперь, естественно, незадачливые соавторы приободрились.

— Я горжусь поддержкой со стороны президента Трампа в деле этой важной, исторической идеи о создании самостоятельных космических сил, — прокомментировал прессе происходящее Купер. — Готов работать совместно с его администрацией, чтобы в самое ближайшее время воплотить идею в жизнь.

А можно было?

Милитаризация космоса — тема давняя и болезненная. Ведущие мировые державы неоднократно ограничивали поползновения друг друга к тому, чтобы разместить там оружие. Однако следует отметить, что требования полной демилитаризации космического пространства международные соглашения не содержат.

Действующий с 1967 года Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе) прямо военного использования не блокирует. Исключается только вывод в космос оружия массового поражения, создание военных баз и инфраструктуры, а также проведение учений и испытаний оружия на небесных телах.

Нетрудно видеть, что размещение в космосе оружия как такового договор не запрещает. Такие проекты возникали регулярно. Советские орбитальные станции получали автоматические пушки самообороны — на случай борьбы с «похищениями».

Американцы рисовали совершенно умопомрачительные картинки во время программ СОИ: рентгеновские орбитальные лазеры с ядерной накачкой (в этот момет договор 1967 года опасно затрещал) и тысячи мелких космических перехватчиков, которые должны были атаковать стартующие ракеты (Brilliant Pebbles).

Говорить о прикладных видах военного космоса типа фото- и радиоразведки или спутников предупреждения о ракетном нападении уже и не приходится.

Предпринимались попытки отделаться и от наиболее опасных «пограничных» систем вооружения. Так, по соглашению ОСВ-2 в 1979 году СССР брался снять с дежурства 18 систем частично-орбитальной бомбардировки — ракетных комплексов Р-36орб, чья ракета 8К69 могла подходить к территории США через Южный полюс.

Нетрудно вспомнить, что не так давно Россия заявила о том, что такие же вещи теперь умеет делать ракета комплекса «Сармат». Кстати, договор ОСВ-2 так формально и не был ратифицирован, но по большей части «джентльменски» исполнялся подписантами.

Поэтому 8К69 к 1983 году убрали из шахт, хотя к этому времени Москва и Вашингтон уже успели в хлам переругаться из-за Афганистана и «евростратегических» ракет, а «разрядку» сменил новый виток гонки вооружений.

Однако на данный момент любая страна может свободно развертывать в космосе обычные вооружения (как противоспутниковые, так и предназначенные для «возвращения с орбиты»).

Равно как нет ограничений и на системы «планетарного» базирования, способные атаковать космические аппараты на орбите.

Наконец, строго не запрещены даже наземные испытания космических ядерных систем — только косвенно, через систему договоров о ядерных испытаниях, которую никак не введут в действие.

В связи с этим можно вспомнить и замечательный американские космические самолеты X-37B, которые с 2010 года регулярно отправляются на орбиту, где проводят очень много времени. Скажем, предыдущий провел в космосе два года (2015–2017), а нынешний отправился туда в сентябре 2017-го. Состав нагрузки этих аппаратов принципиально не разглашается, официально они используются «для исследований».

«Система» принятия решений

Напоследок оценим самое интересное в этом сюжете — то, как господин президент пояснил свое предложение. Приведем обширную выдержку из прямой речи автора:

«Я как-то раз сказал — а мы делаем огромный объем работы в космосе, — так вот, я сказал: может, нам нужен новый вид вооруженных сил? Мы назвали их «космические войска». Это всё было несерьезно. А потом я говорю: да это ж прекрасная идея, может, нам так и сделать? Возможно, так и будет. И возникнет великая, прорывная вещь».

Хочется спросить: а велась ли какая-либо проработка вопроса перед публичным объявлением? Запрашивал ли президент справки у заинтересованных ведомств? Изучал ли способы применения военных космических средств? Анализировал ли эволюцию системы управления военно-космическим потенциалом США? Интересовался ли перспективами военного использования космического пространства?

Сложившиеся системы управления с устоявшимся консенсусом элит (не важно, демократические или авторитарные, с разными полутонами в виде приставок «псевдо-» и «квази-») чаще всего демонстрируют поведение «политической машины», работающей независимо от личных пристрастий отдельных функционеров. Человек, даже занимающий высший пост в государстве, легко может сказать: на моем месте окажется кто-то другой, но в позиции государства ничего не поменяется.

Трамп демонстрирует совершенно обратное поведение: он регулярно пытается выскочить за флажки, за которые не выскакивает даже Верховный главнокомандующий США, а потом жалуется на «глубинное государство», которое саботирует его самодеятельность.

Источник: https://iz.ru/720648/konstantin-bogdanov/zvezdnye-voiny-po-trampovski

Ссылка на основную публикацию