Wada — история создания и деятельность международной антидопинговой организации

Всемирное антидопинговое агентство как субъект международного спортивного права — Книги — Библиотека международной спортивной информации

В настоящее время наблюдается процесс активного формирования комплекса норм, регулирующих международные отношения в области спорта. В научной литературе отсутствует единодушие в вопросе о его месте в системе права. Его можно рассматривать как комплексное по своей сути направление межгосударственного сотрудничества37.

Западные юристы-международники предлагают использовать для обозначения складывающегося массива договорных норм и норм «мягкого права» в спортивной сфере термин «международное спортивное право». Дж.

Нафциджер (США) предлагает понимать под этим термином «более или менее определенный свод правил, принципов и процедур, которые управляют политическими и социальными последствиями транснациональной спортивной деятельности»38.

Британские ученые М. Белофф, Т. Керр и М.

Деметриу полагают, что спорт как совокупность однородных общественных отношений становится предметом правового регулирования и совокупность норм, его регулирующих, постепенно выделяется как отрасль права. Они называют спортивное право отдельной областью права (a discrete field of law) и указывают на наличие в спортивном праве своего предмета регулирования, принципов sui generis и источников39.

Идея формирования международного спортивного права находит сторонников и в отечественной правовой науке. Так, С.В. Алексеев рассматривает международное спортивное право как «систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международной спортивной деятельности»40.

Необходимо прояснить вопрос о том, является ли международное спортивное право отраслью международного публичного права, подобно таким традиционным его отраслям, как, например, право международных договоров, право внешних сношений или международное морское право.

В советской, а позднее в российской международно-правовой литературе ученые указывали на ряд системообразующих критериев, в соответствии с которыми обосновывается наличие в системе международного права определенной отрасли международного права41.

Традиционно это становится возможным при одновременном наличии следующих условий: при наличии обособленной группы однородных общественных отношений — самостоятельного предмета правового регулирования, особого метода правового регулирования, заинтересованности общества в совершенствовании правового регулирования конкретной группы общественных отношений, нормативного материала соответствующего качества и количества. В случае международного спортивного права имеются самостоятельный предмет регулирования, особый метод регулирования, заключающийся в сочетании публично-правового, частноправового, а также неправового (корпоративного) регулирования международных спортивных отношений в рамках Олимпийского движения, общественная потребность в регулировании таких отношений, целый ряд нормативных документов, регламентирующих различные аспекты международной спортивной деятельности. Некоторые юристы-международники полагают, что отрасль международного права возникает лишь тогда, когда «государства договариваются о формулировании широкого универсального международно-правового акта, содержащего основные принципы в данной области»42.

Кодификационный процесс, конечно, важен, однако не следует переоценивать роль единого акта в формировании новых отраслей международного права.

В настоящее время рассматриваются как вполне самостоятельные права целый ряд отраслей международного права, в которых пока не выработаны единые кодифицирующие акты (например, международное трудовое право, международное аграрное право, международное энергетическое право, международное транспортное право, международное интеллектуальное право, международное атомное право и др.)43.

Итак, под международным спортивным правом следует понимать комплексное образование, представляющее собой систему разноплановых норм, регулирующих спортивные отношения, простирающиеся за пределы одного государства.

Оно включает в себя как нормы международного публичного, так и международного частного права, а также корпоративные нормы международных организаций в рамках Олимпийского движения44.

Последняя категория норм — корпоративные нормы — являются нормативными регуляторами, отличными от правовых (наряду с моральными, политическими, техническими нормами, а также обычаями, традициями, деловыми обыкновениями)45.

В известной степени такой термин, как международное спортивное право, является условным, поскольку под ним подразумевается нормативный комплекс, регламентирующий международные спортивные отношения, в котором, однако, не все нормы являются правовыми46.

Вместе с тем совершенно справедливо указывается на опыт зарубежных стран в области изучения правовых проблем международной спортивной деятельности и преподавания международного спортивного права47, где уже никем не подвергается сомнению верность избранного термина — «международное спортивное право»48.

Кто же выступает в качестве субъектов международного спортивного права? Традиционными для международного публичного права факторами являются государства и межправительственные организации.

Примерами заключенных на универсальном уровне межгосударственных договоров в спортивной сфере могут служить принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО Международная хартия физической культуры и спорта от 21 ноября 1978 г., Найробский договор об охране Олимпийского символа от 26 сентября 1981 г., Международная конвенция ООН против апартеида в спорте от 10 декабря 1985 г.

, Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, единогласно принятая всеми государствами-членами ЮНЕСКО 19 октября 2005 г. Примерами региональных договоров выступают Конвенции Совета Европы: Конвенция против применения допинга от 16 ноября 1989 г. и Дополнительный протокол к ней от 12 сентября 2002 г.

, Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, во время футбольных матчей от 19 августа 1985 г.

Кроме того возможно заключение двусторонних договоров между государствами — обычно положения, регламентирующие сотрудничество в спортивной сфере, включаются в соглашения о культурном и научном сотрудничестве (например, Программа культурного и научного сотрудничества между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией на 2001-2003 годы от 6 марта 2001 г.49, Программа культурного и научного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Коста-Рика на 2001-2003 гг. от 16 ноября 2001 г.50).

Вместе с тем субъектами международного спортивного права в его широком понимании являются и международные неправительственные организации (МНПО). Их усилиями создается комплекс норм «мягкого права» — именно так, кстати говоря, начиналось формирование международного экологического права51.

В настоящее время заметная инициатива в регулировании международного спортивного движения принадлежит Международному олимпийскому комитету (МОК), с 1981 г. функционирующему в качестве МНПО. Совокупность международных соревнований, коммерческого интереса и общественных потребностей делает массив нормативных актов МОК в области спорта международным по своей природе.

Однако создаваемые в сфере олимпийского спорта нормы получают закрепление не в международных договорах, а в международных соглашениях между организациями, большинство из которых независимы от своих национальных правительств. В качестве примеров такого рода можно указать на конституцию современного Олимпийского движения — Олимпийскую хартию МОК в ред. от 7 июля 2007 г.

, а также на уставы и регламенты разнообразных международных спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по видам спорта.

В соответствии с решением Всемирной конференции по допингу в спорте, закрепленным в одноименной Лозаннской декларации от 4 февраля 1999 г., 10 ноября 1999 г. в Лозанне было создано Всемирное антидопинговое агентство (World Anti-Doping Agency (WADA) — далее ВАДА).

Так возник чрезвычайно интересный субъект международного спортивного права, играющий ныне ключевую роль при осуществлении практического контроля за нераспространением допинга в спорте. Деятельность этого фонда, учрежденного по инициативе МОК в соответствии со швейцарским Гражданским кодексом, достаточно быстро приобрела международный характер.

Агентство действует на основе пересмотренного в 2009 г. Статута52 и объединяет в своих рядах представителей Олимпийского движения, 18 правительств, 2 межправительственные организации (Совет Европы и Европейский Союз), другие публичные и частные организации.

Вследствие этого ВАДА уже нельзя назвать МНПО — оно представляет собой «уникальную гибридную организацию», управление и финансирование которой осуществляют в равной степени Олимпийское движение и правительства53.

По инициативе ВАДА в 2003 г. был принят Всемирный антидопинговый кодекс (далее — Кодекс 2003 г.), с 1 января 2009 г. действующий в новой редакции от 17 ноября 2007 г.54. Кодекс 2003 г. представляет собой всеобъемлющий свод правил и руководящих принципов, обязательных для участников спортивного движения. В дополнение к Кодексу 2003 г.

ВАДА разработало пять международных стандартов, которые содержат обязательные для антидопинговых организаций технические и процедурные положения в отношении запрещенного списка субстанций, исключений для их терапевтического использования, тестирования, деятельности лабораторий и защиты частной жизни и личной информации.

Пятый международный стандарт ВАДА вступил в силу совсем недавно — 1 июня 2009 г.

Он был разработан на основе имеющихся универсальных и региональных нормативных актов, касающихся использования персональных данных: руководящих принципов Организации экономического сотрудничества и развития по защите частной жизни и трансграничных потоков персональных данных 1980 г.

, Конвенции Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (ETS № 108), Директивы 95/46/EC Европейского парламента и Совета от 24 октября 1995 г. о защите персональных данных и о свободном обмене такими данными. Кодекс 2003 г. предполагает строгое следование всем пяти имеющимся международным стандартам ВАДА.

Кодекс 2003 г. устанавливает сроки дисквалификации спортсменов за нарушения антидопинговых правил (ст.10.3.1 — 10.3.

3) и предполагает возможность применения финансовых санкций антидопинговыми организациями — МОК, ВАДА, Международным паралимпийским комитетом, международными спортивными федерациями, национальными олимпийскими и паралимпийскими комитетами, национальными антидопинговыми организациями, оргкомитетами Олимпийских игр.

Финансовые санкции никак не влияют на срок дисквалификации (ст. 10.12.). Спортсмен, признанный нарушившим антидопинговые правила, должен в обязательном порядке вернуть все призовые деньги (ст.10.8.1.). Ст.20.7 Кодекса 2003 г. посвящена роли и ответственности ВАДА в осуществлении международного контроля за использованием допинга в спорте.

ВАДА обладает полномочиями принимать и исполнять антидопинговые принципы и процедуры; проводить мониторинг соблюдения Кодекса подписавшимися сторонами; утверждать международные стандарты, необходимые для реализации Кодекса; осуществлять аккредитацию и реаккредитацию лабораторий для проведения анализов проб или уполномочивать другие лаборатории проводить анализы проб; разрабатывать и утверждать модели лучших методов организации работы; поддерживать, осуществлять, уполномочивать, финансировать и координировать антидопинговые научные исследования и способствовать продвижению антидопинговых образовательных программ; планировать и проводить эффективную независимую наблюдательную программу; осуществлять процедуры допинг-контроля в соответствии с планами других антидопинговых организаций, сотрудничать с соответствующими национальными и международными организациями и агентствами. В настоящее время Кодекс 2003 г. официально признан 35 международными федерациями олимпийских видов спорта, 202 национальными олимпийскими комитетами, 64 национальными антидопинговыми организациями55.

В ст. 22 Кодекса 2003 г. указывается, что положения «такого частного неправительственного инструмента, как Кодекс», не создают обязательств для правительств.

По этой причине к правительствам обращаются не с призывом стать стороной, подписавшей Всемирный антидопинговый кодекс, а скорее с просьбой подписать принятую 3 марта 2003 г. Копенгагенскую декларацию о борьбе с допингом в спорте.

Эта декларация не носит юридически обязательного характера — она содержит политические обязательства государств по имплементации Кодекса 2003 г., а также по ратификации, принятию, утверждению и присоединению к Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте 2005 г.

На сегодня Копенгагенскую декларацию уже подписали 193 государства мира56, что свидетельствует об успешной координации усилий спортивных движений и правительств в сфере международной борьбы с допингом.

Кодекс 2003 г. не содержит международно-правовых норм в их традиционном понимании. Тем не менее его положения носят нормативный характер. На основополагающую роль Всемирного антидопингового кодекса указывается в Олимпийской хартии.

За нарушение требований Всемирного антидопингового кодекса правилом 23 установлен перечень возможных мер и санкций.

В правиле 46 заявлено о том, что в программу Олимпийских игр включаются только те виды спорта, международные спортивные федерации которых руководствуются Всемирным антидопинговым кодексом.

Остается открытым вопрос о том, носят ли нормативные положения Кодекса 2003 г. юридически обязательный характер. В научной литературе высказывается мнение о том, что Кодекс 2003 г. представляет собой корпус норм международного «мягкого» права, принятых для выработки единых подходов в сфере противодействия допингу в спорте57.

Читайте также:  Немецкие многоствольные минометы nebelwerfer: история и применение

Для установления международных договорных рамок в целях борьбы против допинга в спорте была разработана конвенция, обязывающая государства следовать принципам Кодекса 2003 г. на национальном уровне. Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 г., которая вступила в силу 1 февраля 2007 г.

(далее — Конвенция 2005 г.), стала первым документом, вводящим на универсальном уровне международно-правовой запрет в отношении допинга. В Конвенции 2005 г. участвуют более 130 государств мира58. Россия находится в числе более 40 государств, ратифицировавших Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте 2005 г.

59.

Средствами достижения целей Конвенции названы принятие на национальном и международном уровнях надлежащих мер и поощрение всех форм международного сотрудничества между государствами — участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничества с ВАДА (ст.3).

Государства-участники обязуются придерживаться принципов Кодекса 2003 г., включенного в число добавлений к Конвенции, «в качестве основы для принятия мер по решению задач Конвенции».

Вместе с тем указывается, что «добавления сами по себе не устанавливают для государств-участников каких-либо международно-правовых обязательств» (ст.4). Целый ряд иных положений Конвенции 2005 г. указывает на основополагающую роль ВАДА: об этом говорится в преамбуле, ст.2-4, 14, 29-30.

Так, в разделе III, посвященном международному сотрудничеству, указано на необходимость поддержки ВАДА в выполнении его важной миссии (ст.14). Государства-участники поддерживают принцип равнодолевого финансирования государственными органами и Олимпийским движением годового бюджета ВАДА (ст.15).

Высшим контрольным органом Конвенции 2005 г. в соответствии со ст. 28 является Конференция сторон. Ее очередные сессии проводятся раз в два года. ВАДА приглашается на Конференцию сторон в качестве консультативной организации (ст.29).

Конференция сторон распределяет средства учрежденного из целевых средств ЮНЕСКО «Фонда для искоренения допинга в спорте» — Добровольного фонда (ст.17) для финансирования утвержденных ею мероприятий, в частности для оказания государствам-участникам помощи в разработке и осуществлении антидопинговых программ (ст.18).

В ст. 30 Конвенции 2005 г.

перечислены функции Конференции сторон: она содействует достижению целей Конвенции, обсуждает вопросы взаимоотношений с ВАДА, утверждает план использования средств Добровольного фонда, рассматривает доклады, представляемые государствами-участниками раз в два года о мерах, принятых ими в целях выполнения положений настоящей Конвенции (ст. 31), а также рассматривает поправки к Конвенции и поправки к Запрещенному списку и Стандартам выдачи разрешений на терапевтическое использование запрещенных субстанций, принятые ВАДА для их утверждения (ст. 34).

Источник: http://bmsi.ru/doc/d3b2b501-f3f6-434e-8ac7-f39a2b0903d2

WADA решило выгнать Россию со всех соревнований мира

Понедельник, 18 июля 2016 г. Просмотров Комментариев Нравится

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обнародовало сегодня доклад, в котором информация о том, что российские чиновники, с ведома министра спорта и при поддержке офицеров ФСБ, подменяли пробы спортсменов на Олимпиаде в Сочи, признан достоверной.

Еще до того, как итоговый доклад был зачитан на пресс-конференции в Торонто главой комиссии канадским юристов Ричардом Маклареном, с выводами WADA успело ознакомиться американское антидопинговое агентство. Это развязало американским спортивным чиновникам руки настолько, что они решили потребовать от МОК отстранить Россию от Олимпиады.

Каким-то волшебным образом  проект письма Американского антидопингового агентства (USADA), которое якобы должно было быть отправлено Международному олимпийскому комитету (МОК) во вторник, появляется еще за два дня до публикации доклада WADA.

«Вчерашний день нанес серьезный удар всем чистым атлетам и тем, кто верит в олимпийские ценности.

Независимое расследование, возглавляемое уважаемым профессором права Ричардом Маклареном, подтвердило шокирующую систему долговременного использования допинга и вмешательства в антидопинговые процессы, имеющую поддержку на государственном уровне, в России», — говорилось в письме USADA.

По мнению агентства, собранные в ходе расследования улики свидетельствуют о «систематическом вмешательстве в сбор допинг-проб российских спортсменов на протяжении многих лет».

В USADA считают, что доклад Макларена доказывает, что эта деятельность велась под руководством Министерства спорта при помощи российского правительства и спецслужб. «Тем самым Россия намеренно нарушила фундаментальные принципы олимпийского движения, Олимпийской хартии и кодекс WADA», — делают вывод составители письма.

После этого, не услышав еще даже выводов WADA, вслед за американскими спортивными чиновниками поспешили отметиться и представители еще девяти стран и 20 спортсменов.

Среди десяти стран, которые решили попросить МОК снять Россию с Олимпийских игр, помимо США и Канады оказались Германия, Испания, Япония и Швейцария. С таким же обращением готова выступить и Новая Зеландия

Фальстарт получился грандиозным.

В основе так называемого «независимого расследования» под руководством Макларена, лежит признание бывшего директора  московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, уехавшего после увольнения  в США, где, конечно, сразу покаялся, рассказав в нескольких интервью о подменах проб российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи «по ночам, при свете одной-единственной лампочки».

Кроме того, Родченков рассказал, что разработал смесь из трех запрещенных препаратов, которые смешивал с алкоголем и давал российским спортсменам. Допинг, по словам Родченкова, употребляли некоторые главные звезды российской олимпийской сборной: в их числе 14 членов сборной по лыжным гонкам и два члена сборной по бобслею, которые в итоге выиграли золотые медали.

В докладе, подготовленном комиссией WADA, также говорится, что московская антидопинговая лаборатория занималась сокрытием положительных проб. Про это тоже было известно ранее — в прежнем докладе WADA говорилось, что Григорий Родченков приказал уничтожить более 1000 проб накануне проверки агентства.

Было ли у комиссии еще какие-то  материалы, на основании которых она сделала свои выводы — неизвестно. Создается впечатление, что мнение комиссии выстроено только на словах «перебежчика», а могут ли они являться достоверными? Вопрос, на который ответа мы не получим.

«Для меня вообще удивительно, что международные чиновники такого уровня пользуются непроверенными данными. В качестве президента Федерации керлинга России был на Олимпиаде-2014.

И меня с моим государством обвиняют в фальсификации проб. Могу сказать, что ничего подобного не было»,- поражен глава Комитета Госдумы РФ по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев.

Он уже объявил «несостоятельными» выводы независимой комиссии, сделанные без доказательств.

Так или иначе, но выводы WADA не могут не вызывать вполне объяснимых сомнений в их достоверной и объективности. И прежде всего потому, что странным образом совпадают по времени с очередной атакой, которую США повели на российскую олимпийскую сборную.

К»рупная международная организация, от которой во многом зависит весь мировой спорт, выпустила откровенный антироссийский доклад, основанный на показаниях русофоба, провокатора и многократного пациента психоневрологических диспансеров Григория Родченкова. Так держать!»,- пишет Егор Бакланов.

Источник: http://www.PolitOnline.ru/interpretation/22886956.html

Анализ на антидопинг

Субъективное мнение о степени серьезности нарушений слишком сильно влияет на решения об отстранении спортсменов от соревнований

Если установление запрета для значительной части нашей сборной на участие в Олимпийских играх в Рио еще можно было как-то переварить, то после отстранения паралимпийской сборной нервы сдали у многих. При этом критика звучала прежде всего в адрес Всемирного антидопингового агентства (WADA) и Международного паралимпийского комитета (МПК).

Высказались даже ведущие лица страны, включая Владимира Путина. Скандал со взломом серверов агентства и публикацией документов, разрешающих спортсменам ряда стран принимать запрещенные препараты, добавил эмоций в обсуждения.

Попробуем спокойно разобраться, действительно ли международные спортивные организации и их функционеры предвзято относятся к российским спортсменам.

WADA обладает достаточно широкими полномочиями. В частности, агентство имеет право объявить, что тот или иной субъект спорта не соблюдает требований Всемирного антидопингового кодекса (кодекс WADA), на строгое соответствие которым он ранее подписывался.

Именно это произошло в отношении Паралимпийского комитета России. Основанием для такого решения стали обвинения в существовании государственной программы по использованию допинга в российском спорте, выдвинутые в «докладе Макларена» 18 июля 2016 года.

Кто должен соблюдать кодекс

Соблюдать кодекс должны все подписавшиеся под ним субъекты, включая национальные антидопинговые организации (НАДО) и международные федерации по виду спорта (МФ). Более того, Олимпийская хартия (ОХ) устанавливает, что требованиям кодекса должны соответствовать все участники олимпийского движения.

Правила 25 и 27.2 ОХ уточняют, что МФ и Национальные олимпийские комитеты (НОК) должны принять и обеспечить выполнение кодекса WADA. Аналогичным образом ст.2.1.

1 о правах и обязанностях членов Международного паралимпийского комитета (МПК) содержит требование, согласно которому все члены МПК должны соблюдать кодекс WADA.

Поскольку государства формально не могут быть подписавшимися сторонами кодекса (так как это не межправительственный документ), было принято решение «связать» государства с кодексом через принятие многосторонне обязывающих международных правовых актов.

В частности, на международной конференции по допингу в спорте, проходившей в Копенгагене в марте 2003 года, государствами была разработана и согласована Копенгагенская декларация по борьбе с допингом. Впоследствии на ее основе была принята Международная конвенция под эгидой ЮНЕСКО.

Конвенция вступила в силу 1 февраля 2007 года и на данный момент ратифицирована 183 государствами, включая Россию.

Согласно ст.23.5.1 кодекса, контроль за его соблюдением осуществляется самим WADA. Каждый субъект должен отчитываться перед WADA о своем соответствии требованиям кодекса и пояснять причины случаев его несоблюдения, если таковые имели место. Если подписавшийся субъект не может представить информацию о соблюдении кодекса, то он может быть признан «несоблюдающим».

Санкции

Не существует единого подхода в применении санкций к субъекту, признанному не соблюдающим кодекс. Каждый случай индивидуален и рассматривается исходя из всей совокупности обстоятельств. В то же время если какая-либо из НАДО признается не соблюдающей кодекс, то одним из наиболее вероятных последствий будет отзыв аккредитации у действующей в ее стране лаборатории WADA.

Так, например, деятельность НАДО Испании была приостановлена 19 марта 2016 года, после того как испанские власти не смогли принять необходимый для соответствия кодексу WADA закон. Из-за чего Испания на данный момент является единственной страной помимо России, которая признана не соблюдающей кодекс.

В Испании есть две аккредитованные WADA лаборатории: в Мадриде и Барселоне. Однако аккредитация первой была приостановлена, а второй — нет, поскольку ст.4.4.

Международного стандарта для лабораторий устанавливает, что WADA может не приостанавливать аккредитацию лаборатории, если по крайней мере 60% ее допинг-проб было проанализировано антидопинговыми организациями, деятельность которых не приостановлена.

В случае же с лабораторией Мадрида 69% проб, проанализированных в ней, были получены в рамках деятельности НАДО самой Испании.

Еще одним последствием для страны, признанной не соблюдающей кодекс WADA, является невозможность участия ее спортсменов в Олимпийских играх и иных международных соревнованиях, хотя напрямую такое ограничение в кодексе не обозначено. Однако ст.23.6 гласит, что возможны «иные последствия, согласно Олимпийской хартии».

Правило 40 ОХ, в свою очередь, указывает на то, что все члены спортивной команды, включая спортсменов, официальных лиц и иных сотрудников, должны соблюдать положения ОХ и кодекса WADA. При этом правило 27.2 ОХ обязывает национальные олимпийские комитеты исполнять кодекс WADA.

Все упомянутые здесь статьи, по сути, и выступают в качестве правового основания для отстранения спортсменов от участия в международных соревнованиях.

Впрочем, несмотря на проблемы Испании в принятии соответствующего законодательства, испанские спортсмены были допущены до Олимпийских игр и других соревнований.

Это можно объяснить лишь тем, что испанские спортсмены в отличие от российских не были замечены в последнее время в каких-то допинговых скандалах.

Россиянам же запретили выступать в Рио, поскольку, по мнению WADA, нет гарантии, что любой отдельно взятый спортсмен сборной России «чист».

Международные нарушители

Хотя при обсуждениях допингового скандала в России почти все внимание было уделено вопросу соблюдения кодекса WADA национальными организациями, точно такая же логика должна работать и в отношении организаций наднациональных.

Например, Международный олимпийский комитет и любая из международных спортивных федераций также могут быть признаны не соответствующими требованиям кодекса.

Но если с практической точки зрения признание МОК не соблюдающим кодекс WADA нереально, то в отношении отдельно взятой МФ это вполне допустимо.

Так, например, WADA имеет полномочия и основания признать Международную ассоциацию легкоатлетических федераций (IAAF) не соблюдающей кодекс, учитывая, что ряд ее топ-менеджеров были замешаны в сокрытии допинг-проб за денежное вознаграждение.

Принимая во внимание, что правило 25 ОХ требует от МФ строгого соблюдения положений кодекса, признание IAAF не соответствующей кодексу привело бы к потере данным спортом позиций в системе международных видов спорта и, очень вероятно, статуса олимпийского вида спорта. Ведь согласно правилу 45.

Читайте также:  Mcdonnell douglas ah-64 apache — американский вертолет

3 ОХ только виды спорта, соответствующие требованиям Олимпийской хартии и кодексу WADA, могут быть включены в программу Олимпийских игр.

Но если IAAF удалось сместить акцент исключительно на проблемы с допингом в России, то в других видах спорта уже тяжело отрицать факт применения допинга спортсменами различных стран.

В частности, хотя Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) отстранила российских тяжелоатлетов от участия в Олимпийских играх в Рио из-за обвинений в подмене допинг-проб в Сочи, ей не удалось уйти от справедливой критики за плохое качество собственной антидопинговой программы.

Что подтвердилось после повторного анализа допинг-проб с Олимпийских игр в Лондоне и Пекине. При этом подавляющая часть положительных проб принадлежала не российским спортсменам.

Спортивный арбитражный суд (CAS) ранее уже подтверждал законность отстранения различных МФ от участия в международных соревнованиях за «плохую допинговую историю».

 Так, CAS установил, что Международная федерация по фитнесу и бодибилдингу (IFBB) не смогла внедрить антидопинговую политику в своей организации.

И это в таком виде спорта, как бодибилдинг, где злоупотребление запрещенными веществами встречается очень часто.

Выборочный подход

Таким образом, субъективное мнение о степени серьезности нарушений, наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств, последствиях нарушения для репутации того или иного вида спорта играет слишком важную роль при вынесении решений об отстранении субъектов спорта от участия в соревнованиях.

Хотя в деле IAAF были собраны в том числе спецслужбами США разнообразные доказательства коррупции менеджеров федерации, масштабного сокрытия положительных допинг-проб и их фальсификаций, приостановления деятельности IAAF не последовало.

С другой стороны, за менее серьезные нарушения требований кодекса WADA была достаточно легко отстранена IFBB.

А ПКР был отстранен только на основании «доклада Макларена» и представленных в ходе судебного заседания в CAS выдержек из якобы электронной переписки между российскими спортивными функционерами (их правдивость еще надо доказать).

Таким образом, можно констатировать, что позиции международных спортивных организаций (WADA, МОК, МПК) не только выглядят сомнительными, но и фактически таковыми являются.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/society/15/09/2016/57da631f9a794779877b52f7

Общие вопросы Допинга

Что такое допинг? Что является нарушением антидопинговых правил?

Допинг – это не только использование спортсменом запрещенного вещества или метода.

В Кодексе ВАДА допинг определяется как любое нарушение антидопинговых правил, к которым относится:
наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;
использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или метода;
уклонение, отказ или неявка на процедуру сдачи проб;
любое сочетание 3х пропущенных тестов иили зарегистрированное непредоставление информации о местоположении спортсмена в течение 12 месяцев;
фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг – контроля (как спортсменом, так и персоналом спортсмена);
обладание запрещенной субстанцией или оборудованием для применения запрещенных методов (как спортсменом, так и персоналом спортсмена);
распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или оборудования для применения запрещенных методов(как спортсменом, так и персоналом спортсмена);
назначение или попытка назначения спортсмену запрещенной субстанции или запрещенного метода;
соучастие. помощь, поощрение, подстрекательство, вступление в сговор, сокрытие или любой другой вид намеренного соучастия в нарушении антидопинговых правил;
профессиональное сотрудничество. например, сотрудничество спортсмена в профессиональном качестве с любым персоналом спортсмена, который отбывает срок дисквалификации;

Зачем бороться с допингом в спорте?

Допинг несет угрозу жизни и здоровью спортсменов;
Допинг — это обман, а обман противоречит духу спорта. В основе любых соревнований лежит честность и обеспечение равных условий для всех участников.

Допинг дает незаконное преимущество тем, кто его использует.
Допинг представляет угрозу для молодежного спорта.

Стремясь подражать во всем старшим, юные спортсмены, не задумываясь, могут прибегать к использованию запрещенных препаратов, если их кумиры используют подобные методы.

Как устроена мировая система противодействия допингу?

Основу системы противодействия допингу составляют антидопинговые организации, к которым относятся Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, другие оргкомитеты крупных международных соревнований, которые проводят тестирования на своих соревнованиях, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), международные федерации, национальные олимпийские и паралимпийские комитеты и национальные антидопинговые организации.
ВАДА выполняет функцию методологического и координирующего центра.
Национальные антидопинговые организации и международные федерации являются основными антидопинговыми организациями для страны и вида спорта соответственно. Юрисдикция международных федераций распространяется на спортсменов международного уровня, национальных антидопинговых организаций – на спортсменов национального уровня.
В ряде регионов мира для оказания помощи в организации противодействия допингу странам, где эти службы только начинают развиваться, создаются региональные антидопинговые организации.
Анализ проб спортсменов осуществляется в антидопинговых лабораториях, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА.
Несмотря на то, что национальные спортивные федерации не являются антидопинговыми организациями, их роль в противодействии допингу очень велика. Антидопинговые правила международных федераций и национальных антидопинговых организаций реализуются на уровне национальных федераций.
Международный спортивный арбитражный суд (CAS), расположенный в Лозанне, является высшей судебной инстанцией, которая рассматривает международные споры в области спорта.

Что такое Всемирный антидопинговый кодекс?

Всемирный антидопинговый кодекс (Кодекс ВАДА) содержит антидопинговые правила и принципы, которым должны следовать спортсмены и антидопинговые организации во всех странах и видах спорта. Кодекс позволяет унифицировать принципы борьбы с допингом: пробы у всех спортсменов берутся по одной и той же схеме, к нарушителям одних и тех же правил применяются одинаковые санкции и т.д.

Когда был принят Кодекс ВАДА?

Всемирный антидопинговый кодекс был принят в Копенгагене 3 марта 2003 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте.

Международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, ВАДА, национальные антидопинговые организации и организаторы крупных спортивных соревнований подписали Кодекс ВАДА и тем самым приняли его перед Олимпиадой 2004 г. в Афинах.
В ноябре 2007 г.

в Мадриде на Всемирной конференции по борьбе с допингом была принята новая редакция Кодекса ВАДА, которая вступила в силу с 1 января 2009 г.
Новая версия Кодекса ВАДА принята в конце 2013 года на IV Всемирной конференции по допингу в спорте в Йоханненсбурге (ЮАР).
Новая редакция вступила в силу с 01 января 2015 года.

Какая нормативно-правовая база для борьбы с допингом существует в России?

Приказом Минспорттуризма России от 13 апреля 2011 г.

№ 307 были утверждены Общероссийские антидопинговые правила, отражающие приоритеты национальной политики в области противодействия допингу и определяющие порядок проведения мероприятий допинг-контроля, включая дисциплинарные процедуры и порядок направления и рассмотрения запросов на терапевтическое использование.

Общероссийские антидопинговые правила были разработаны общероссийской антидопинговой организацией с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, на основании положений Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте.

30 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации», который дает право разрывать трудовой договор со спортсменом, если он был уличен в употреблении допинга, или если срок его дисквалификации превышает шесть месяцев.

Также в законе прописаны обязанности спортсмена соблюдать Общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль и предоставлять информацию о своем местонахождении в целях проведения допинг-контроля.

Кроме того, Трудовой кодекс предусматривает обязанность тренера принимать меры по предупреждению нарушения спортсменом антидопинговых правил.

22 ноября 2011 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 261 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», позволяющий штрафовать и дисквалифицировать тренеров и врачей в области спортивной медицины за нарушение антидопинговых правил.
Также ежегодно обновляются редакции нормативно-правовых актов в области противодействия допингу в спорте. 14 июня 2011 года была утверждена новая редакция нормативно-правового акта о порядке проведения допинг-контроля; ежегодно Минспорта утверждает Перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, которые соответствуют Запрещенному списку ВАДА.

Что такое биологический паспорт спортсмена?

Биологический паспорт – это программа долговременного мониторинга биологических параметров спортсмена, изменения в которых косвенно свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов или запрещенного метода. Данная информация может служить основанием как для внезапного тестирования, так и для применения санкций.

Программа биологического паспорта спортсмена разрабатывается с 2002 года. 1 декабря 2009 года было одобрено «Руководство по созданию и использованию биологического паспорта спортсмена», после чего все антидопинговые организации получили возможность использовать в своей работе программу биологического мониторинга.

Что такое «РУСАДА»?

Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» является независимой организацией, осуществляющей комплекс мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений антидопинговых правил на территории Российской Федерации.

Организация была учреждена в 2008 году по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту в соответствии с Кодексом Всемирного антидопингового агентства и Международной Конвенцией о борьбе с допингом в спорте.

В состав учредителей «РУСАДА» входят Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Паралимпийский комитет России, Российский государственный медицинский университет, Российская академия образования, Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации».

Основными направлениями деятельности РУСАДА являются мероприятия допинг-контроля, реализация информационно-образовательных программ, пропаганда здорового и честного спорта, сотрудничество на национальном и международном уровнях.

Как связаться с «РУСАДА»?

125284 г. Москва, ул. Беговая, д. 6А
Тел./факс: +7 (495) 788-40-60
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Официальный сайт:  www.rusada.ru

Источник: http://centrvostok.wtf-vao.ru/antidoping/463-obshchie-voprosy-kodeksa-vada

В аду wada: английские аристократы, атмосфера страха и «допинговый концлагерь»

Для большинства рядовых болельщиков, переживающих за успехи или неудачи своей национальной сборной на очередной Олимпиаде, вопрос допинга обычно представляется в некоем черно-белом плане.

В такой картине мира, с одной стороны, в белых халатах стоят и следят за «честной игрой» представители антидопинговой системы.

А с другой стороны, — пожалуй, как минимум в черных балаклавах и тонких резиновых перчатках — орудуют нечестные спортсмены, их алчные тренеры и их тайные подручные из спецслужб и секретных лабораторий, в которых год за годом создают магические средства для улучшения спортивных результатов.

В таком представлении Всемирное антидопинговое агентство (WADA) представляется, как минимум, светлым «градом на холме» и истиной в последней инстанции, вердикт которой является окончательным приговором и непреложной истиной.

С аристократическим размахом

Однако, как показывает история создания и деятельности WADA, в отчетах этой международной организации часто допускаются грубейшие ошибки, а масса «окончательно установленных» ею фактов применения допинга потом не выдерживает ни малейшей критики.

Более того, вал разбирательств по антидопинговым делам, инициированным WADA, в последние годы приобрел уже столь неоднозначный и одновременно массовый характер, что, начиная с января 2016 года, окончательные вердикты по допинговым обвинениям агентства вынужден выносить не дисциплинарная комиссия Международного олимпийского комитета, а специальное подразделение Спортивного арбитражного суда в швейцарской Лозанне (Court of arbitration for sport, CAS).

Более того, под архитектуру столь сложного взаимодействия в треугольнике «спортсмены—WADA—MOK» даже пришлось подводить детальное многостраничное обоснование, в котором такая супервизорская роль CAS была признана главенствующей, как «меньшее зло». Причина проста: конфликт по линии «спортсмены против WADA и против MOK», сопровождавшийся громкими скандалами как в части применения допинга, так и в части вопиющих ошибок WADA, грозил похоронить под своими обломками все Олимпийское движение.

Само по себе агентство WADA — достаточно позднее новшество в мире спорта. Оно было официально создано только в 1999 году, в отличие от МОК, основанного еще по инициативе создателя современного Олимпийского движения, барона Пьера де Кубертена, в 1894 году.

Само Олимпийское движение, что уже ни для кого не секрет, было детищем европейской континентальной аристократии, которая полтора века назад поняла, что на роль нового «опиума для народа» вместо разваливающегося и ржавеющего здания традиционной религии надо искать какую-то адекватную замену.

Читайте также:  Практичный отечественный карабин вепрь-223

Выход в конце XIX века был найден именно в теме спорта: вместо церкви местом сбора социальной энергии масс стал городской стадион, а пьедестал сакральных ценностей вместо бога занял атлет-спортсмен, который воплощал все лучшее, что есть в людях.

Гуманистические ценности человека и «сверхчеловека», которые развивались на протяжении всего XIX века, после провозглашения лозунгов Великой французской революции, нашли свое отражение во французском (или шире — европейском континентальном) проекте Олимпийского движения.

Интересно, что структуры МОК вплоть до 1950-х годов не включали в свой состав представителей Великобритании и Британского Содружества.

МОК был (да и остается) во многом именно проектом континентальной аристократии Старого Света, которая и создала для себя эту «дойную корову» большого спорта, с многомиллионными аудиториями и столь же многомиллионными контрактами на все, связанное со спортом, — от рекламы и спортивного инвентаря вплоть до строительных подрядов и торговли «легионерами».

С таким «аристократическим» подходом к спорту связан еще один исторический казус — вплоть до 1952 года СССР не участвовал в Олимпийских играх! Связано это было не с тем, что Иосиф Сталин и большевики запрещали в СССР Олимпийское движение — еще в 1920 году Советская Россия подала заявку на участие в Олимпийских играх в Антверпене.

А с тем, что до конца 1930-х годов в МОК в качестве представителей России числились изгнанные великие князья и прочие «хозяева жизни» из дореволюционной России, которые выступали категорически против участия в Олимпиадах советских спортсменов.

В силу чего на всех предвоенных Олимпийских играх нашу страну представляла команда спортсменов-эмигрантов, не продемонстрировавшая, как и ожидалось, каких-либо выдающихся результатов.

Англичанка — как всегда

Конечно, для британской аристократии, обойденной вниманием французов и немцев, место в структурах МОК с течением времени все-таки нашлось — как и СССР, Великобритания и страны Британского Содружества интегрировались в МОК, начиная с 1950-х годов. Но, как показал опыт недавнего Брекзита, в общем европейском доме «англичанка гадит всегда» и требует особого к себе отношения.

В силу чего, после ряда трений и скандалов внутри МОК, Соединенному Королевству и его доминионам практически отдали на откуп, казалось бы, устоявшуюся и бесперспективную тему допинга. Но эти ребята, как мы помним со времен пиратов Моргана и Флинта, могут довести до войны и разбоя любое дело.

Именно это и случилось с темой допинг-контроля, который, начиная с 1999 года, оказался в англосаксонских руках.

Когда вы читаете, что под допинг-запрет подпадает совершенно невинный препарат «мельдоний», который в России продается в аптеках и изобретатель которого, латыш Иварс Калвиньш, называет такой шаг не иначе как «абсурдом», — это все штрихи именно к такого рода политике WADA: «Если допинга нет, то его необходимо создать».

Как показали недавние скандалы в США, в поиске, запрете различных препаратов и расширении списка «запрещенного» у WADA нет равных. Недавно агентство даже пыталось запретить спортсменам употребление растворов витаминов перед соревнованиями, чем вызвало бурю негодования даже среди американских спортсменов.

Все дело в том, что сам по себе олимпийский спорт, несмотря на провозглашенную его основателем добровольность и любительский подход, давно уже стал уделом специалистов и профессионалов.

Ни для кого не секрет, что современный спортсмен на протяжении десятилетий подвергает свое тело утомительным ежедневным тренировкам в попытке получить вожделенное олимпийское «золото».

Конечным итогом такого рода варварского подхода к человеческому организму, имеющего мало общего с идеалами Олимпийского движения, обычно является подорванное здоровье, казалось бы, молодого олимпийского чемпиона, а то и ранняя инвалидность олимпийца.

И, конечно же, в таких условиях и спортсменам, и тренерам приходится «ходить по грани» в вопросе применения любых лекарственных препаратов, да еще в условиях, когда WADA постоянно расширяет как список запрещенных препаратов, так и саму трактовку допинг-процедуры.

При этом WADA практически поместило все Олимпийское движение в атмосферу страха и в созданный им же «допинговый концлагерь».

Так, одним из последних нововведений WADA явилось требование «часа в неделю» для антидопингового контроля — на протяжении всей своей активной спортивной жизни атлет обязан сообщать о своем расписании, и один час его свободного времени (при этом неизвестно, какой именно час) должен быть зарезервирован для сдачи антидопинговых проб. WADA может нагрянуть к спортсмену и ранним утром, и после шумной вечеринки — фактически, любой олимпиец в сегодняшнем мире находится под постоянным надзором «капо» из структур WADA.

Вакханалия дилетантов

В качестве «окончательного приговора» при такой системе тотальной слежки и контроля за спортсменами WADA использует весьма спорные методы «статистической достоверности» антидопинговых проб отдельных спортсменов.

Надо сказать, что такой «косяк» со статистическими методами WADA уже привел к скандалу с олимпийским чемпионом из Эстонии Андрусом Веэрпалу, который был лишен олимпийского звания из-за расследования WADA, однако потом успешно доказал свою невиновность в арбитражном суде CAS.

Предвзятый подход WADA ко всем спортсменам как к преступникам, заключенным концлагеря или же рабам на пиратском английском судне уже привел к тому, что вопросы адекватности и компетентности агентства вышли на уровень даже таких серьезных научных журналов как Nature, в котором еще в 2008 году был поднят вопрос о компетентности WADA не только в вопросах формирования списков запрещенных препаратов, но и в части применяемых им псевдостатистических методов.

В целом же, если посмотреть на список олимпийских чемпионов, лишенных медалей Игр, но затем получивших их обратно, то можно увидеть странное: с организацией WADA в качестве отдельного агентства случаи такого рода «ошибок» стали просто нормой.

Достаточно привести имена Марии Луизы Калле (анализ допинг-пробы признан ошибочным), Вадима Девятовского и Ивана Тихона (процедура допинг-контроля нарушена), а также, скажем, Ларса Никласа Бекстрема (допинг-контроль показал положительный результат на разрешенный к употреблению противоаллергенный препарат), чтобы продемонстрировать картину полнейшей вакханалии в WADA. Допинг-пробы неправильно отбираются, коряво анализируются, в положительные результаты допинга попадают разрешенные препараты, а «статистические методы» WADA оказываются антинаучной выдумкой дилетантов.

Источник: https://riafan.ru/538832-v-adu-wada-angliiskie-aristokraty-atmosfera-straha-i-dopingovyi-konclager

Всемирное антидопинговое агентство

Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА, англ. World Anti-Doping Agency — WADA) — независимая структура, осуществляющая координацию борьбы с допингом в спорте. Основана в 1999 году.

Предпосылки создания

С самого начала употребления спортсменами допинга сопровождалось несчастными случаями. В 1886 году погиб от допинга первый спортсмен — велосипедист Д. Линтон. В 1904 году потерял сознание и едва выжил марафонец Т. Хикс. Датский велосипедист К. Йенсен в 1960 году на Олимпиаде в Риме скончался на трассе во время соревнований.

Первой спортивной организацией, которая стала бороться с употреблением спортсменами допинга, стала в 1928 году Международная любительская легкоатлетическая организация.

Франция в 1963 году, первой из государств, запретила употребление допинговых веществ. За ней подобные запреты стали вводить и другие страны мира.

Проведение спортивными федерациями тестов на допинг начали в 1966 году Международный союз велосипедистов и Международная федерация футбольных ассоциаций.

Борьба с допингом стала из приоритетных направлений деятельности Международного олимпийского комитета. Особенно активной стала эта деятельность в 1960-х годах.

В 1962 году МОК во время сессии в Москве принял резолюцию, в которой призвал спортивные федерации, а также олимпийские комитеты государств вести активную борьбу с допингом. Вопрос употребления допинга рассматривался на I Международном конгрессе спортивной науки в Токио в 1964 году.

Созданная в 1967 году медицинская комиссия МОК, стала брать у спортсменов письменное подтверждение об их отказе от употребления искусственных препаратов.

Впервые допинг-контроль МОК провел в 1968 году на зимних играх в Гренобле. С 1972 года он стал обязательным на Олимпийских играх.

Медицинский кодекс МОК, принятый В 1994 году стал регулировать порядок проведения антидопингового контроля. Ему на смену в 1999 году был утвержден Антидопинговый кодекс олимпийского движения.

В 1999 году министры и руководящие работники, ответственные за физическое воспитание и спорт провели в Лозанне Всемирную конференцию по допингу в спорте. В ней приняли участие представители правительств, межправительственных и неправительственных организаций, МОК, международных спортивных федераций (МСФ), национальных олимпийских комитетов и спортсменов.

Принятая на конференции Лозаннская декларация о допинге в спорте призвали всех к борьбе с допингом, утвердила статус Антидопингового кодекса олимпийского движения, определила санкции для спортсменов за употребление допинга, обязанности МОК, международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов и арбитражный спортивный суд о допинге в спорте.

Во исполнение Лозаннской декларации о допинге в спорте было образовано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) как независимое структуру, осуществляющую координацию борьбы с допингом в спорте.

Организационная структура

Штаб-квартира ВАДА размещается в Монреале (Канада), текущий президент ВАДА — Джон Фэйхи.

В агентстве страны представляются по географическому принципу в соответствии с пяти олимпийских регионов: Африка (3 члена), Америка (5), Азия (4), Европа (6), Океания (2).

Документы, принятые ВАДА

ВАДА по своей правосубъектностью относится к международных неправительственных организаций. Хотя ВАДА и финансируется и управляется правительствами стран, он был создан как частный фонд. Поэтому документы ВАДА являются актами soft law и не обязательны для выполнения правительствами. Они могут лишь брать на себя моральные обязательства.

В рамках своей компетенции ВАДА в 2003 году приняла Всемирный антидопинговый кодекс и Копенгагенскую декларацию о борьбе с допингом в спорте.

Кодекс имеет приложения: Запрещенный список (перечень субстанций и методов, запрещенных к употреблению во время соревнований и вне их в определенном виде спорта) и Международный стандарт по терапевтическому использованию запрещенных веществ (необходим в случае необходимости выписывать спортсмену запрещенный препарат как лекарственное средство).

Всемирный антидопинговый кодекс является основным документом, принятым ВАДА. Его новые редакции вводились в действие в 2009 и 2015 годах. Приложения постоянно обновляются. Изменения, внесенные ВАДА к этим приложениям, могут быть оперативно внесены и в Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте.

Украина 3 августа 2006 ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с допингом в спорте принятой ЮНЕСКО на своей 33-й сессии, которая состоялась 18 ноября 2005 в городе Париж.

Антидопинговый контроль

В 2014 году под эгидой ВАДА было проведено 283 тысяч проб на допинг у спортсменов. Пробы проводили спортивные федерации и национальные антидопинговые организации в 32 лабораториях всего мира. В более трех тысячах анализах обнаружили запрещенные вещества.

Среди национальных антидопинговых организаций всего выполнили проверку Китай (13000), Россия (12 000) и Германия (9000).

Среди спортивных дисциплин всего проверялось в футболе — 31000 проба (144 образцы содержали запрещенные вещества). Среди других олимпийских видов спорта наибольшее количество анализов проведения в легкой атлетике (25 000), велосипедном спорте (22000) и водным видам спорта (12000). Меньше всего — в керлингу (306)

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/v/vsemirnoe-antidopingovoe-agentstvo.html

Ссылка на основную публикацию