Военно-морской флот вмф россии: история, состав, перспективы

ВМФ: текущее состояние и перспективы развития

Конец XX века ознаменовал собой окончание целой эпохи, развал страны тяжким бременем лег на плечи народа, отразился на всех сферах жизни общества от с/х и ЖКХ, до машиностроения и науки. Что касается вооруженных сил, то крах системы и последовавший за ней коллапс промышленности привели армию на грань выживания.

Но самый, на мой взгляд, тяжелый удар получил ВМФ, ведь без должного финансирования флота корабли были вынуждены ржаветь у причалов, нехватка запчастей и ГСМ сказывалась на боеготовности, постановка корабля на ремонт фактически означала вывод его из состава флота, а плановая модернизация затягивалась на десятилетия.

За эти годы флот потерял десятки кораблей, многие из которых в итоге были пущены на иголки. Россия за прошедшие два десятилетия фактически утратила свои позиции не только в мировом океане, но и у своих берегов.

В качестве примера можно привести Черноморский бассейн или Дальневосточных регион, где наши соседи за это время существенным образом изменили расклад сил в свою пользу.

В последнее время в открытой прессе появляется множество информации о закладке новых кораблей, но они в основном представляют собой суда небольшого водоизмещения (патрульные корабли, ракетные катера, корветы), основной функцией которых является контроль прибрежных вод.

Спорить о том, нужны ли данные корабли флоту бессмысленно, потому как ответ возможен только один «однозначно ДА», но сегодня речь пойдет именно о боевых кораблях, способных решать широкий спектр поставленных задач. На текущий момент в состав ВМФ России входит порядка полутора десятков боевых надводных кораблей, способных решать задачи за пределами 200-мильной экономической зоны. Состав отечественно надводного флота выглядит следующим образом:

Северный флот:

1 Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 тип «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (введен в строй в 1990 году)1 Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2, тип «Орлан» Петр Великий (введен в строй в 1998 году)3 БПК проекта 1155 и 1155,1: «Вице-адмирал Кулаков» (введен в строй в 1981 году), «Североморск» (введен в строй в 1987 году), «Адмирал Чабаненко» (введен в строй в 1999 году)1 Эсминец проекта 956, тип «Сарыч» «Адмирал Ушаков» (введен в строй в 1993 году)Итого 6 боевых кораблей

Черноморский флот

1 Ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» (введен в строй в 1982 году);1 БПК проекта 1134-Б «Керчь» (введен в строй в 1974 году).Итого 2 боевых корабля.

Балтийский флот

1 Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый» (введен в строй в 1992 году)Итого 1 боевой корабль

Тихоокеанский флот

1 Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» (введен в строй в 1989 году);3 Эсминца проекта 956, тип «Сарыч»: «Быстрый» (введен в строй в 1989 году), «Безбоязненный» (введен в строй в 1990 году), «Адмирал Трибуц» (введен в строй в 1986 году);3 БПК проекта 1155: «Маршал Шапошников» (введен в строй в 1986 году), Адмирал Виноградов (введен в срой в 1988 году), Адмирал Пантелеев (введен в строй в 1992 году)Итого 7 боевых кораблейИтого в составе ВМФ России на текущий момент находится лишь 16 боевых надводных корабля (без учета кораблей прибрежной зоны, вспомогательных и десантных судов), средний срок службы которых превышает два десятилетия.Если на двух первых флотах (Черноморском и Балтийском), в связи с географическими особенностями акватории, основную массу задач можно возложить на «небольшие суда» (ракетные катера, малые артиллерийские корабли, корветы), то для Северного и Тихоокеанского флотов ключевое значение имеют корабли, способные решать значительно больший спектр задач, в том числе и на просторах мирового океана. Основной целью данных флотов является прикрытие районов патрулирования наших РПКСН и защита территории от угрозы нападения «вероятных друзей» с использованием ЯО и крылатых ракет. Так как основными источниками угрозы являются АУГ и подводные лодки, способные наносить удары по цели, находясь от нее за тысячи километров, то решать задачу охраны страны на дальних рубежах с использованием кораблей, автономность которых существенно ограничена (10-15 дней), представляется мало реализуемым. Для решения подобных задач, на мой взгляд, нужны Корабельные Ударные Группы, состоящие из судов, способных комплексно решать задачи ПВО, противолодочной обороны, РЭБ, обладать значительным ударным потенциалом.На днях в СМИ появилась информация о начале реализации проекта по глубокой модернизации ТАРК проекта «Орлан» «Адмирал Нахимов», а также озвучены планы по усеченной модернизации двух оставшихся атомных крейсеров того же проекта того же проекта, которые с середины 90-х находятся на консервации и планировались к выводу из состава ВМФ.

Справка: Крейсера проекта 1144 «Орлан» — серия из четырёх высоко автономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой.

По классификации НАТО проект обозначается как англ. Kirov-class battlecruiser.Главным конструктором проекта был В. Е. Юхнин. По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находится в строю.

Вооружение после модернизации:

Главным приобретением станет УКСК — новейшие универсальные корабельные стрельбовые комплексы. В эти же пусковые контейнеры можно будет устанавливать ракеты «Оникс» или «Калибр», которые станут основным оружием.

Помимо этого будет усилена и противовоздушная оборона: С-400 и новые системы ПВО ближнего боя.

В общей сложности, с учетом зенитных ракет, крейсер будет нести более 300 ракет разных типов.

Представители данного проекта:

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»)Введен в строй: 30 декабря 1980 годаСеверный флот ВМФ РоссииТекущее состояние: С 1990 года в резерве. В отстое с 1991 года.Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»)Введен в строй: 31 октября 1984 годаТихоокеанский флот ВМФ РоссииТекущее состояние: В отстое с 1999 года.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов»)Введен в строй: 30 декабря 1988 годаСеверный флот ВМФ РоссииТекущее состояние: В ремонте и модернизации с 1999.

Фактически модернизация началась в конце 2012 года, окончание модернизации 2018 год Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Юрий Андропов» («Пётр Великий»)Введен в строй: март 1998 годаСеверный флот ВМФ РоссииТекущее состояние: В строю.

Также имеется информация о начавшемся ремонте и модернизации РК «Маршал Устинов» проекта «Атлант», который должен войти в состав Тихоокеанского Флота. Дополнительно озвучивались планы по приобретению у Украины РК «Украина» (бывший «Адмирал флота Лобов») того же проекта.

Справка: Крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (код НАТО — англ.

Slava class) — класс советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.

Всего было построено 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3

Вооружение:

• Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч с частичным бронированием оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.• Противолодочное — два торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибр 533 мм, длина 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч).• Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путем ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.• Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27 корабельного базирования с ангаром и вертолетной площадкой.• Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса снаряда — 86 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.• Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.• Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолетов, вертолетов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.• Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте.На мой взгляд, корабли данных проектов, имеющие на борту вооружение в виде ракетных комплексов Калибр и Вулкан, а также аналоги ЗРК С 400 морского базирования, отлично подходят для решения поставленных задач и могут служить основой для формирования корабельных ударных групп.На мой взгляд, корабли данных проектов, имеющие на борту вооружение в виде ракетных комплексов Калибр и Вулкан, а также аналоги ЗРК С 400 морского базирования, отлично подходят для решения поставленных задач и могут служить основой для формирования корабельных ударных групп.

Справка: «Триумф» (С-400, первоначально — С-300ПМ3, индекс УВ ПВО — 40Р6, по классификации МО США и НАТО — SA-21 Growler, буквально «Ворчун») — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Предназначен для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения — самолётов-разведчиков, самолётов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолётов радиолокационного дозора и наведения и прочих.

Каждая ЗРС обеспечивает одновременный обстрел до 36 целей с наведением на них до 72 ракет

Основные характеристики «Триумфа»Максимальная скорость поражаемых целей, км/c 4,8Дальность обнаружения цели, км 600Дальность поражения аэродинамической цели, км • максимальная 400• минимальная 2 Высота поражения цели, км • максимальная 30• минимальная 0,005 Дальность поражения тактических баллистических целей, км • максимальная 60• минимальная 7 Количество одновременно обстреливаемых целей (полным составом ЗРС) 36Количество одновременно наводимых ракет (полным составом ЗРС) 726-7 Ударных Корабельных Групп, укомплектованных данными судами в сопровождении эсминцев способны в будущем перекрыть основные удароопасные направления.Основной проблемой при формировании подобных соединений является практически полное отсутствие в составе ВМФ России современных многоцелевых эсминцев. На современном этапе от кораблей подобных классов, которыми фактически должны комплектовать подобные Ударные Группы, требуется в первую очередь универсальность, способность решать широкий спектр задач, таких как ПВО, противолодочная оборона, РЭБ, обладать хорошим ударным потенциалом. Имеющиеся в составе ВМФ эсминцы (проекта 956 «Современный») и БПК (проекта 1155) начали приниматься на вооружение более 30-ти лет назад и уже не в состоянии в полной мере без проведения глубокой модернизации решать весь спектр возложенных на них задач, тем более что их количественный состав оставляет желать лучшего (большая часть кораблей нуждается в капитальном ремонте или находится в резерве), это прекрасно понимает и руководство ВМФ, которое до 2020 года планирует провести модернизацию кораблей данных проектов:ЭМ планируется провести ремонт и модернизацию, а также реконструировать энергетическую установку.БПК планируется оснастить современными пушками А-192, ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».Для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями. Но проводить ремонт и модернизацию до бесконечности невозможно, ни кто не отменял такие понятия как «усталость металла» и «физический износ». Исходя из вышеизложенного, пора задуматься о разработке проекта Эсминца, который мог бы в полной мере совмещать в себе лучшие отечественные разработки и корабельную школу, а также вобрать в себя и зарубежный опыт. Но данный проект не только должен быть реализован на бумаге, но и должен фактически запуститься в серию, так как единичными, штучными экземплярами все накопившиеся проблемы на флоте решить не удастся.

Подводя итог, хотел бы с надеждой взглянуть в будущее, так как далеко не все потеряно для нашего флота и страны в целом, а панические настроения, которые царили в обществе еще каких-то 5-10 лет назад, постепенно сходят на нет, ведь при реализации намеченных задач и ежедневной слаженной работе нам под силу решить многие проблемы, и Россия в ближайшее десятилетие сможет прочно встать на ноги и восстановить утраченные позиции в мировом океане.

Источник: https://topwar.ru/29576-vmf-tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya.html

Вооружённые Силы Российской Федерации

Главная | Основы военной службы | Материалы по основам военной службы | Вооружённые Силы Российской Федерации | Структура и задачи Вооружённых Сил Российской Федерации | Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Военно — Морской Флот

Из истории создания

В 1695 г. молодой царь Петр I предпринял попытку овладеть занятой турками крепостью Азов. Осада закончилась неудачей, так как гарнизону крепости оказывал большую помощь и поддержку господствовавший на Азовском море турецкий флот.

Читайте также:  Обзор самолета ил-18: история создания и лётно-технические характеристики

После анализа причин неудачной осады в России было учреждено Адмиралтейство, а на р. Воронеже заложены судостроительные верфи. В результате предпринятых энергичных мер в 1696г.

удалось создать первое в истории России соединение боевых и транспортных судов, так называемый морской воинский караван. В его составе было 2 фрегата, 23 галеры, 4 брандера и около 1000 мелких гребных судов. В мае 1696 г. сухопутное войско (около 75 тыс.

человек) и морской воинский караван достигли Азова и блокировали его с суши и с моря, а 20 мая отряд из 40 казачьих лодок напал на турецкую эскадру. Турки потеряли 2 корабля и 10 грузовых судов. В это же время основная часть воинского каравана заняла позицию в устье р.

Дона и не дала возможности прибывшему для помощи азовскому гарнизону турецкому флоту подойти к берегу и высадить подкрепление осажденным.

В результате этих действий 19 июля 1696 г. Азов сдался. В связи с этими событиями 1696 г. по праву считают годом основания Военно-Морского Флота России.

Организационная структура Военно — Морского Флота

  • Главное командование Военно-морского флота
  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
    • Береговые войска:

    • Береговые ракетно-артиллерийские войска
    • Морская пехота

Военно-Морской Флот — вид Вооруженных Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам врага, уничтожать его корабли на море и в базах, нарушать его океанские и морские коммуникации и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить войска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав ВМФ входят нескольких родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых войск. В его состав входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения и различные службы. Главные рода сил — подводные силы и морская авиация.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии.

Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота — предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения.

В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

    Военно-Морской Флот (ВМФ) состоит из следующих родов сил (рис. 1):

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • морской пехоты и войск береговой обороны.
    • В его состав входят:

    • корабли и суда,
    • части специального назначения
    • части и подразделения тыла.

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ.

Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника.

Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района).

Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

Источник: Сайт Министерства обороны Российской Федерации
http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/voenno-morskoy-flot.html

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_ovs/obzh_ovs_materialy_vs_rf_01_1_vmf.html

Как, кем и когда создавался Военно-Морской флот России

Российский императорский флот — одно из самых первых и официальных названий военно-морского флота России. Просуществовало название до 1917 года — думаю не стоит уточнять, почему именно в этом году слово «императорский» было «вырезано» из официального названия. Тем не менее обратимся к более важным вещам — к истории создания военно-морской мощи России.

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений, и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он, император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему: «прав был или нет» великий император в своем решении. По мне, совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран.

Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо.

Самым главным аргументом в подтверждение вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I

Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности, первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань».

 Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте (стесненный их полчищами), а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова. Корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинстве случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г.

Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г.

после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель.

Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот.

В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот — один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый.

Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию.

Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

Читайте также:  Снайперская винтовка т-5000 «орсис»

На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале.

В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве.

После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город).

По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся победы над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей, 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут.

В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом.

В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига.

Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно».

Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства.

В результате Персидского похода русские войска при поддержке кораблей флотилии заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта.

К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность.

Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море.

Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А.

Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации.

Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов.

Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

Моряки Черноморского флота.

ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

• сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

• защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

• создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

• обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

• обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
  • Береговая
  • Палубная
  • Стратегическая
  • Тактическая
  • Береговые войска флота
  • Морская пехота
  • Войска береговой обороны

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.

Источник: https://moiarussia.ru/kak-kem-i-kogda-sozdavalsya-voenno-morskoj-flot-rossii/

Военно-морской российский флот: обзор, особенности и интересные факты :

Российский флот — предмет гордости нашей страны и зависти всех остальных держав. История его развития, интересные факты и о том, какое место он занимает сегодня.

Этапы истории Российского флота

День военно-морского флота не имеет точной даты и отмечается традиционно в последнее июльское воскресение. Всю его историю можно разделить на несколько больших этапов:

  1. Со времен Древней Руси до правления Петра I.
  2. Российский Императорский Флот.
  3. Советский флот.
  4. Настоящее время.

Роль Российского военно-морского флота в государстве

Российский военно-морской флот — вид вооруженных сил государства, призванный защищать государственные интересы в морских и океанских территориях, защищать независимость России за границами сухопутных войск.

Российский флот заменил Советские военно-морские силы, основой которых был Российский Императорский флот. По своему составу и численности российский флот уступает только американскому и советскому.

Многие корабли, составляющие сегодня российский морской флот, были построены во времена Советского Союза и устарели морально и физически. Последние несколько лет ведется активное строительство кораблей и пополнение вымпелами.

Государство разработало программу вооружений, согласно которой, на развитие флота будет выделено более 4 триллионов рублей до 2020 г.

Андреевский флаг

Андреевский флаг — символ Российского военного флота, он появился во времена правления Петра Великого. Первый в мире флаг с изображением андреевского креста появился в Шотландии. На косом кресте был распят Андрей Первозванный.

Легенда гласит, что король Ангус II, который возглавлял войска Пиктов и Скоттов, перед сражением с англами просил Бога даровать ему победу. Он поклялся, что если одержит победу, объявит Андрея Первозванного покровителем Шотландии.

Утром облака сошлись в форме креста, на котором был распят апостол.

Воодушевленные знаком свыше воины поверили в благословение и разгромили англов. Агнус II выполнил свой обет и назначил Андрея покровителем Шотландии. Белый косой крест на голубом фоне, как память о сражении, стал символизировать страну. Позднее этот крест стал частью флага Соединенного Королевства и сохранился на нем до нашего времени.

В декабре 1699 г. Петр утвердил в качестве символа русского флота синий крест на фоне белого полотна. Внешний вид флага был утвержден только спустя двадцать лет.

Георгиевский адмиральский флаг

Андреевский флаг символизировал российский флот до 1917 г. и был единственным его символом. После революции в 1919 году его дополнили Гергиевским флагом: в центр андреевсекого был помещен щит красного цвета, на котором был изображен святой Георгий Победоносец. Этот символ вручался кораблям, экипажи которых проявляли воинскую доблесть и мужество, защищая честь страны или флага.

Изначально символ российского флота был огромных размеров, доходя до 4 метров в длину. Такие размеры создавали ужасный рев, и это свойство было использовано в качестве психологической атаки.

Самый печальный момент в истории флага — использование его генералом Власовым, который воевал на стороне Германии.

В 1992 году было принято решение вернуть Андреевский флаг как символ флота государства и заменить им советскую символику. Единственный корабль, который сегодня не поднимает этот символ, — лодка С-56. Она носит статус военного мемориала. В память о подвигах советских моряков на ней ежедневно поднимается и спускается советский флаг.

Цели и задачи военно-морского флота

Флот оказывает влияние на политическую обстановку стран только лишь своим существованием. Долгое время границы Британской Империи были очерчены бортами кораблей. Сегодня мировой океан является главным источником огромных ресурсов и главной транспортной артерией. Страна, в распоряжении которой находятся боевые корабли, может стать источником вооруженных сил в любой его точке.

Военные корабли могут оказывать воздействие на коммуникации страны-противника, отрезая ее от поставок сырья и продовольствия. Моряки могут не только наносить удары на морские и воздушные силы. Истории известно немало примеров, когда они становились частью сухопутных войск и участвовали в сражениях.

Так, во времена Великой Отечественной войны моряки Черноморского флота организовывали отряды обороны Севастополя и Одессы, а их командиры стояли во главе этих отрядов. Морские военные силы оказывали содействие войскам на суше и участвовали в прорыве блокады Ленинграда и ее снятии.

Среди основных задач, которые выполняет Российский военный флот, можно выделить:

  1. Демонстрацию военной мощи и флага.
  2. Охрану прибрежной территории и морских коммуникаций.
  3. Гуманитарные миссии.
  4. Переброску и снабжение войск.
  5. Обеспечение национальных интересов России.
  6. Миротворческие действия.
  7. Борьбу против пиратства.
  8. Противоракетную оборону.
  9. Боевое дежурство.

Мирные задачи военно-морского флота

Российский морской флот в мирное время выполняет следующие функции:

  1. Сдерживание сил и военных угроз в отношении Российской Федерации.
  2. Защита независимости страны и ее интересов за пределами сухопутных территорий, внутри морских вод и территориальном море, суверенитета в экономической зоне и континентальном шельфе.
  3. Создание безопасной обстановки для хозяйственной деятельности на территории моря и Мирового Океана.
  4. Защита, охрана границ России, контроль за использованием воздушного пространства.
  5. Содействие органам Внутренних дел России в разрешении внутренних конфликтов с применением оружия, обеспечение безопасности граждан и установление режима чрезвычайного положения.
  6. Содействие отрядам МЧС в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и другие задачи.

Структура

Российский флот имеет следующую структуру:

  1. Надводные силы.
  2. Авиация.
  3. Морская пехота.
  4. Подводные силы.
  5. Береговая охрана.
  6. Войска специального назначения.
  7. Тыловые войска.
Читайте также:  Универсальный советский броневик ба-64

Надводные силы

Надводные силы — основа выхода и развертывания кораблей в зону боевых действий. Осуществляет перевозку и прикрытие десанта, обеспечивает возврат на базу. Важнейшая часть современного военно-морского флота.

Оснащенные вертолетами и самолетами корабли российского флота обладают большей поражающей способностью.

Вертолеты обеспечивают возможности связи и передачи грузов в море, проведение спасательных операций личного состава.

Подводные силы

Ударная мощь российского флота. Осуществляют скрытое контролирование Мирового Океана, наносят мощные удары из его глубины. Подводные лодки подразделяют на ракетные и торпедные. Атомные подводные лодки, которые оснащены ракетами баллистического типа и крылатыми ракетами, — главная ударная сила военно-морского флота.

Войска морской авиации

Морская авиация включает в себя:

  • Стратегическую и тактическую — для оказания сопротивления надводным кораблям.
  • Палубную, основная задача которой — ликвидация самолетов противника в воздухе и ведение разведки.

Морская пехота

Сила военно-морского флота для боевых операций, в том числе совместно с сухопутными войсками в составе морских десантов и для охраны прибрежной территории.

Войска береговой охраны

Основная цель — защита пунктов базирования военно-морских сил, портов, островов от нападения противника. В основе вооружения — артилерия и боевые ракетные комплексы, специальные боевые корабли, призваные обеспечить оборону войсками на побережье.

Источник: https://www.syl.ru/article/311773/voenno-morskoy-rossiyskiy-flot-obzor-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Вмф россии. состояние и перспективы развития. часть 1. — цезариум

Публикуем интересный взгляд на функции, задачи и перспективы российского военно-морского флота. 

В данной серии статей предлагается рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего развития российского военно-морского флота. Однако прежде, чем говорить собственно о российском флоте, необходимо разобраться с тем, какой собственно флот в идеале нужен современной России и для каких целей.

Для начала стоит заметить, что флот строится под определённые задачи, определяющимися общими геополитическими условиями страны и её геополитическими задачами.

К примеру, для США флот – это “основа основ”, он защищает многочисленные морские коммуникации, являющиеся можно сказать, залогом “жизнедеятельности” США, обеспечивает военное присутствие вооружённых сил США в различных регионах мира, осуществляет развёртывание сухопутных войск за рубежом и т.д.

В связи с этим стоит заметить, что Россия, во-первых, сугубо континентальная держава, и практически все как существующие, так и потенциально возможные войны для обеспечения безопасности страны и её национальных интересов велись или будут вестись “на суше”. Зависимость же от морских коммуникаций же для России очень минимальна.

Во-вторых, и, пожалуй, самое главное, современная

Россия – это региональная держава, что к сожалению, многие не понимают или это понимание для многих крайне болезненное (в результате чего многие “требуют” от армии и флота региональной державы “сверхдержавного” уровня).

Региональная держава – это страна, которая за счёт своего экономического иили военного потенциала оказывает существенное политическое и экономическое влияние на другие страны в определённом регионе. Для современной России “зоной национальных интересов” является пространство бывшего СССР.

Казалось бы, нужен ли вообще в таких условиях сколь-либо мощный флот?

Для ответа на данный вопрос попробуем выделить потенциальные “конфликтные зоны” и потенциальные военные конфликты, в которых в будущем возможно участие российских вооружённых сил:

— “Операция по наведению стабильности на Востоке Украины” – назовём так отнюдь не лежащую в области фантастики возможность открытого крупномасштабного вмешательства в войну на Восточной Украине.

— Потенциальный региональный конфликт в Закавказье.

— “Наведение порядка” в какой-либо стране Средней Азии. К примеру, в случае появления там вооружённых радикальных исламских группировок, представляющих угрозу безопасности России или по какой-то ещё причине.

— Маловероятное, но отнюдь не кажущиеся невозможным в свете нынешних реалий военное столкновение с НАТО или страной, состоящей в НАТО на территории некоторых стран бывшего СССР, например, в Прибалтике или скажем, в Закавказье.

— Ограниченное участие в боевых действиях с целью поддержки союзников или обеспечения национальных интересов в стране, находящейся на весьма значительном удалении от российской территории. В частности, это ведущаяся ныне война в Сирии.

— Так называемая “Битва за Арктику”.

— Вооружённый конфликт с Японией из-за Курильских островов.

Остановимся пока что на последних двух потенциальных конфликтах. Причиной, начинающейся пока что к счастью, сугубо мирной, т.н.

“Битвы за Арктику” являются климатические изменения, вызывающие интенсивное таяние арктических льдов, в результате чего уже растаяла значительная часть арктической “ледяной шапки”, а через пару десятилетий (а возможно и даже раньше), есть вероятность таяния всего ледяного покрова в Арктике.

Это в свою очередь уже “оголило” обширные районы морского шельфа, невероятно богатого углеводородными ресурсами, то есть нефтью и газом. Кроме того, в перспективе это даёт возможность без существенных препятствий осуществлять морские перевозки Северным Морским путём, что в настоящее время затруднительно.

Естественно, обнаружившиеся огромные запасы природных ресурсов и перспектива контроля будущего “чистого” Северного Морского пути привлекают все государства, располагающиеся вблизи арктической зоны – это Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Это уже вызывает различные территориальные споры по поводу принадлежности тех или иных акваторий и участков морского шельфа.

Однако значительная часть акваторий и шельфа, богатого полезными ископаемыми контролируется Россией, и существует вероятность, что в будущем, в Арктике возможна самая натуральная “битва за ресурсы”.

И в этой войне, очевидно, задача России будет сводиться к обеспечению безопасности своих морских экономических зон, ключевых островов, акваторий и т.д. Такая война, очевидно, абсолютно невозможна без адекватного флота. Причём, в данном случае совершенно не исключено столкновение с ВМС США, в виде как минимум одной авианосной ударной группы.

Тут, я думаю, стоит сделать небольшое отступление, насчёт возможности военного столкновения с ВМС США, и попытаться вообще оценить силы США, на противостояние с которыми на мой взгляд, следует ориентироваться.

Почти всегда, когда речь заходит о возможном противостоянии с ВМС США, почему-то начинается совершенно бессмысленное сравнение российского флота со ВСЕМ флотом США, в общем то классический “подсчёт бобов”. Мол “у нас 1 авианосец, а у американцев 10”, “у России 4 крейсера, а у американцев 84 “Иджис”-корабля” и т.д.

К счастью для нас с вами, Америка совершенно не может задействовать весь свой флот или хотя бы его большую часть, даже если бы очень захотела.

У флотов России и США вообще абсолютно разные задачи. США – это в чистом виде талассократическая держава, и флот для Америки, как я уже говорил — “основа основ”.

По большому счёту, именно флот является главным “столпом” военной мощи Америки и её главным геополитическим инструментом.

Со времён окончания Холодной войны, сфера влияния США увеличилась, вместе с тем увеличилось американское военное присутствие и количество военных баз в мире, соответственно ещё более растянулись морские коммуникации. Да, флот Америки огромен, но он должен быть повсюду.

Тут ситуация примерно, как с флотом Британской Империи во Второй Мировой.Формально он был в 1939-м самым мощным и многочисленным в мире, но на практике был вынужден распылять свои силы и зачастую не мог выставить очень крупные военно-морские соединения на конкретном направлении.

У флота США сейчас есть множество проблем, помимо гипотетического противостояния с Россией, в частности необходимости присутствия в различных регионах мира. Кроме того, многие страны, которых трудно назвать союзниками или дружественными Америке обзаводятся весьма мощными флотами.

К примеру, в ближайшие годы Индия будет обладать двумя полноценными авианосными соединениями, а Китай и вовсе фактически бросил глобальный вызов США на море и без преувеличения семимильными шагами наращивает мощь своего флота.

Собственно, для ВМС США уже давно наиболее приоритетным направлением является Тихий океан, на “традиционную” для времён противостояния с советским флотом “главную зону” – Северную Атлантику выделяются откровенно скромные силы.

Так, в составе Тихоокеанского флота США сейчас числится 6 авианосных ударных групп (АУГ), в то время как в составе Атлантического (соединения которого собственно фактически единственные “кандидаты” для ведения боевых действий против ВМФ России на Севере) их 4.

Отдельной проблемой для американцев является т.н. “коэффициент оперативной готовности” их АУГ, являющихся, как известно, основой ударной мощи американского флота. Этот коэффициент редко превышает 0.5.

Авианосцы США, учитывая их интенсивную эксплуатацию проводят половину своей жизни не в море, а на всевозможных ремонтах. К примеру, до текущего года как минимум один из авианосцев проходил долговременный ремонт (длящийся несколько лет), связанный с “перезагрузкой” реакторов.

С этого года на ближайшие несколько лет будет достигнут “пик” боеспособности американского флота, т.к. в течении несколько лет больше никакому авианосцу “перезарядка” реакторов не требуется.

Но даже без учёта этого авианосцы несут длительную службу по полгода, после чего встают на сопоставимый по длительности средний ремонт, а в это время в зону боевого дежурства выходит АУГ-“сменщик”, авианосец и корабли прикрытия которой уже прошли этот самый ремонт.

В условиях столь интенсивной эксплуатации флота ВМС США, чтобы иметь в отдельно взятый момент боеготовыми N авианосцев, их должно быть N * 2. Соответственно реально в определённый временной промежуток боеспособна лишь половина американских АУГ.

Учитывая всё вышесказанное, на мой взгляд, реально для противостояния России в адекватный временной промежуток США едва ли может выставить более 2-х АУГ.

Заметим, перед началом многих войн последних десятилетий с участием США, сбор значительных авианосных сил занимал не один месяц.

Однако стоит заметить, что даже одна АУГ это крайне серьёзный противник, чья боевая мощь превосходит суммарную мощь многих флотов мира, а авиакрыло авианосца более многочисленно, чем ВВС многих “третьих” стран.

Таким образом, в “прилегающих” к России “северным морям” российскому флоту следует ориентироваться на противостояние по меньшей мере одной АУГ, при благоприятных раскладах.

Также заметим, что к 2020 году полноценной АУГ будет обладать Великобритания, в чью “зону ответственности” де-факто входит Северная Атлантика и чей флот с момента Холодной войны (в ходе которой он представлял далеко не радужное зрелище) радикально нарастил свою мощь.

На Тихом океане основным потенциальным противником России является Япония, располагающая крайне мощным флотом.

При этом, в случае начала войны из-за Курильских островов (мирным путём, решение данного вопроса для Японии фактически невозможно), без адекватного противодействия ВМС Японии и нанесения ему достаточно высокого ущерба победа в войне невозможна.

Эта задача фактически эквивалента поражению/лишения боеспособности авианосной ударной группы, если не более сложная, учитывая численный и качественный состав ВМС Японии, “ядро” которых составляет 2 лёгких авианосца, 6 “Иджис”-эсминцев, 9 современных эсминцев с большими возможностями ПВО.

Едва ли в войне Япония может задействовать все основные силы своего флота, но тем не менее совершенно ясно, что в случае войны со стороны Японии будет действовать крайне мощное и многочисленное корабельное соединение.

Теперь собственно, попробуем сформулировать, какой же флот нужен современной России. Несмотря на то, что, казалось бы, Россия сугубо континентальная держава, флот ей нужен, и нужен достаточно мощный. Ограничится в чистом виде “флотом береговой обороны”, как некоторые предлагают, Россия позволить себе просто не может.

Точнее это возможно на Балтике и Чёрном море, где их небольшие размеры позволяют полностью “перекрыть” их авиацией, ПКР береговых ракетных комплексов и малых кораблей, действующих под плотным прикрытием авиации и в радиусе действия наземных средств ПВО. На Севере и Тихом океане, учитывая размеры даже “прибрежных” акваторий, в частности Баренцева и Охотского моря, для их более-менее уверенной обороны нужны достаточно многочисленные и мощные военно-морские силы.

Одной из основных проблем в военно-морском строительстве для России является её гигантская площадь и географическое положение, в результате чего ВМС России вынуждено разделены на 4 практически изолированных друг от друга флота, перемещение кораблей и военно-морских соединений между которыми в адекватный промежуток времени либо невозможны, либо предельно затруднительны. В случае войны, или в угрожаемый период силы одного флота не могут быть усилены силами другого, либо это требует значительного времени. Это в свою очередь, вынуждает иметь Россию фактически два “отдельных” мощных флота – на Севере и Тихом океане, не считая сил для действия во “внутренних” морях.

При этом, как на Севере, так и на Тихом океане, российский флот в случае начала войны в любом из данных регионах будет вынужден иметь дело с многочисленными и обладающими высочайшим технологическим уровнем и боевыми возможностями корабельными соединениями противника, в частности с авианосными ударными группами.

Для обеспечения безопасности своих акваторий, защиты интересов и территориальной целостности в вышеуказанных регионах, Россия должна обладать на Севере и Тихом океане военно-морскими группировками, чей численный и качественный уровень позволял бы обеспечить уверенное и гарантированное поражение как минимум одной авианосной ударной группе, а в случае столкновения с большим количеством вражеских сил, хотя бы обеспечить завершение конфликта на приемлемых для страны условиях.

В идеале для этого необходимо наличие в составе Тихоокеанского и Северного флота по одной полноценной АУГ (либо сопоставимое по мощи корабельное соединение), оснащённой надводными кораблями современного поколения и значительных сил подводных лодок и морской авиации, обладающих противокорабельным вооружением, способным “пробивать” наиболее совершенные в мире корабельные системы ПВО.

В геополитических и экономических реалиях современной России, наиболее эффективными путями достижения вышеуказанных целей в развитии флота является “упор” на развитие подводного флота, морской авиации и совершенствовании противокорабельного вооружения.

В следующих частях будут рассмотрены текущее состояние и перспективы на обозримое будущее для всех “компонентов” ВМФ России – надводного и подводного флота, морской авиации, средств береговой обороны, ракетного оружия, средств разведки и целеуказания, и в целом о том, какие меры предпринимаются Россией для увеличения мощи и боеспособности флота и насколько они успешны.

Павел Румянцев

Источник

Источник: http://cezarium.com/russian-fleet/

Ссылка на основную публикацию