Вертолет ми-24д

Вертолёт Ми 24 Технические Характеристики

Транспортно-боевой вертолет Ми-24 Крокодил

Описание Ми-24

Ми-24 предназначен для огневой поддержки подразделений сухопутных войск, уничтожения бронетанковой техни­ ки, высадки десанта и эвакуации раненых, а также для транс­ портировки грузов в кабине и на внешней подвеске.

Работа по созданию вертолета Была начата в 1960 году, 15 сентября 1969 года состоялся первый полет опытного образца. а в начале 1970 года, еще до завершения государ­ ственных испытаний.

вертолет первой серийной модифи­кации Ми-24А был запущен в серийное производство на Арсеньевском механическом заводе (рабочее проектирова­ние велось параллельно с подготовкой серийного производ­ ства). Несколько позже выпуск Ми-24 в модификации Д освоил и Ростовский вертолетный Завод.

Серийный выпуск был прекращен к 1992 году, всего было произведено до 2300 ма­ шин этого типа.

Вертолет Ми-24 иногда называют летающим танком однако если проводить аналогии с бронетанковой техни­ кой, то его следовало называть боевой машиной пехоты , гак как наряду с довольно мощным вооружением он спосо­ бен перевозить отделение пехотинцев со штатным воору­жением и боеприпасами.

Для обеспечения такой возмож­ности За двухместной кабиной экипажа располагается 8-местная грузовая кабина, для доступа в которую по обе стороны фюзеляжа имеются двухстворчатые двери. Одна из створок этих дверей открывается вверх, а другая — вниз.

На первой серийной модификации стрелок-оператор и летчик находились в общей кабине, на последующих- по схеме тандем» (кабина стрелка-оператора находится впереди).

Обе кабины герметизированы и оборудованы системой конди­ционирования воздуха, что дает возможность вести боевые действия в условиях химического и радиационного зараже­ния местности и в широком диапазоне температур.

Вертолет имеет трехстоечное, убирающееся в полёте ко­ лесное шасси, а также крыло относительно большого раз­маха (6,66 м), которое в полете развивает подъемную силу, равную примерно 25% массы вертолета. Под каждой из кон­солей крыла смонтировано по два пилона для подвески воо­ ружения, консоли заканчиваются вертикальными законцов ками, также использующимися для размещения вооружения.

Конструктивное решение силовой установки Ми-24 во многом идентично силовым установкам Ми-14 и последних модификаций Ми-8. Здесь используются два турбовальных газотурбинных двигателя ТВЗ-117 различных модификаций, установленные в общем обтекателе над грузовой кабиной. Для запуска двигателей на необорудованных площадках пре­ дусмотрена вспомогательная силовая установка АИ-9В.

Для снижения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне частот и уменьшения, таким образом, вероятности его пора­жения ракетами с тепловыми головками самонаведения на соплах двигателей устанавливаются экранно-выхлопные уст­ ройства.

устанавливаемые на воздухосборниках пылезащит­ные устройства предотвращают попадание в двигатели пыли и посторонних предметов но время руления, взлета и посадки

Несущая система Ми-24 несколько отличается от несущей системы Ми-8: пятилопастный несущий винт имеет меньший диаметр, а его лопасти имеют обшивку из стеклопластика. Трёх- лопастный рулевой винт располагается слева на концевой бал­ке, выполненной в виде стреловидного вертикального оперения.

В связи с тем, что вертолет Ми-24 предназначен для дей­ ствий над полем боя, при его создании особое внимание было уделено повышению его боевой живучести.

Для этого был реализован комплекс мер, включающий в себя брониро­вание кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и сис­ тем, дублирование пилотажных приборов в кабинах летчика и стрелка-оператора, резервирование ряда систем и внедре­ние противопожарной системы заполнения топливных ба­ ков пенополиуретаном.

В целях защиты от ракет с тепловыми головками само­ наведения на фюзеляже вертолета установлены контейнеры АСО-2, снаряженные 132 зарядами — ложными целями. Для снижения визуальной заметности было разработано несколь­ ко вариантов камуфляжной окраски вертолета.

Пилотажно-навигационное оборудование вертолета в кл ю-чает в себя автопилот, автоматические радиокомплексы, ра­ диовысотомер, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматические навигационные планшеты с движущейся кар­той района боевых действий, а также другую аппаратуру. Для обеспечения радиосвязи используются три работающие в раз­ ных диапазонах частот командные УКВ радиостанции, а так­же коротковолновая связная радиостанция. В кабинах смон­ тировано также самолетное переговорное устройство и аппаратура речевых сообщений.

На большинстве модификаций вертолета для управления вооружением установлена оптико-электронная обзорно-при­цельная система. Состав другой прицельной аппаратуры в значительной степени определяется модификацией верто­ лета и его вооружением.

Выпускались следующие модификации вертолета. Ми-24А — модификация с размещением летчика и стрел­ка-оператора в общей кабине и с установленным в носовой части 12,7-мм пулеметом и противотанковыми управляе­ мыми ракетами «Фаланга-М» или «Фаланга-МВ».

Наведение пулемета на цель осуществляется вручную с помощью кол­ лиматоркого прицела. Количество выпущенных вертолетов этой модификации составляет примерно 250 машин. Ми-24Д — модификация с тандемным размещением лет­ чика и стрелка-оператора в раздельных кабинах.

В состав

вооружения включен четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 на подфюзеляжной турельной установке. Управ­ ление пулеметом осуществляется с помощью прицельной станции КПС-53АВ. Установленные на вертолете противо­ танковые ракеты «Фаланга-П» наводятся на цель полуавто­матической радиокомандной системой наведения.

Ми-24В — усовершенствованный вариант модификации Ми-24Д. В состав вооружения введены новые сверхзвуковые противотанковые ракеты «Штурм-В», в кабине летчика уста­ новлен новый автоматический прицел АСП-17В. Обеспечена возможность размещения на пилонах подвесных топливных баков. С 1976 по 1986 год выпущено более 1000 вертолетов

этой модификации.

Ми-24П — модификация, на которой вместо подвесной пулеметной установки в носовой части фюзеляжа на пра­вом борту установлена неподвижная двуствольная авиапуш­ ка ГШ-ЗОК калибром 30 мм, огонь из которой ведет лет­чик, используя прицел АСП-17В. Скорострельность пушки — 300 и 3000 выстрелов в минуту. Вертолет производился се­ рийно с 1981 по 1991 год, выпущено 620 машин.

Ми-24ВП — модификация, вооруженная подфюзеляжной установкой с двуствольной пушкой ГШ-23. Вертолет про­ изводился серийно с 1989 года.

Ми-24ВМ — дальнейшее развитие модификации Ми-24ВП.

От базовой модификации он отличается модернизирован­ ным несущим и Х-образным рулевым винтами, установкой лазерного дальномера, аппаратуры закрытой радиосвязи и новой командной радиостанции с расширенным частотным диапазоном. Вертолет вооружён модернизированным ком­ плексом противотанковых ракет и системой управляемого вооружения Игла-В класса воздух-воздух

Ми-24Р — разведывательный вариант Ми-24Д, оборудо­ ван контейнерами со средствами радиационной, химичес­кой и биологической разведки. Противотанковое вооруже­ ние на вертолете отсутствует, однако остальное вооружение сохранено. Ми-24К — вертолет для ведения разведки над полем бoя и корректировки огня своей артиллерии.

Ми-25 — экспорт ный вариант вертолета Ми-24Д Ми-35 — экспортный ва- риант вертолета Ми-24В Ми-35П — экспортный вариант вертолета Ми-24П Ми-35М — экспортная модификация вер- толета с радиоэлектронным оборудованием западных фирм и новыми агрегатами и системами вооружения, разработан­ ными для боевого вертолета Ми-28.

Кроме перечисленных серийных моделей, были разрабо­ таны и проходили испытания патрульно-спасательный вер­ толет Ми-24ПС, противолодочный вертолет Ми-24М и вер­толет — минный тральщик Ми-24БМТ.

Имелся также рекордный вариант вертолета А-10, на ко­ тором в 1975 и 1978 годах было установлено несколько мировых рекордов, в т ом числе абсолютный рекорд скорос­ти- 303,4 км/час на базе 15-25 км.

Транспортно-боевые вертолеты Ми-24 являются носителя­ми не только описанного выше стрелково-пушечного воору­ жения и противотанковых комплексов.

В состав их вооруже­ния входят также подвесные пусковые установки неуправляемых ракет калибром 57, 80, 122 и 240 мм, унифицированные пу­шечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23 и боекомплектом 250 патронов, унифицированные вертолетные гондолы с тремя пулеметами (1х12,7 мм и 2×7, 62 мм) или двумя 30-мм гранатометами. На пилонах вертолета могут под­ вешиваться также авиабомбы различного назначения калиб­ром до 500 кг и баки с зажигательной смесью.

Благодаря наличию вмесгительной грузовой кабины пос­ле израсходования боеприпасов вертолет может произвести посадку и перезарядить оружие из боезапаса, перевозимого в кабине.

Вертолет Ми-24 состоит на вооружении армий стран СНГ и других стран мира. Значительная часть из них останется в строю и в начале XXI век а.

Вертолет Ми-24 в армии называют крокодилом . Катастрофы с ним, подобные сегодняшней, крайне редки

Вертолет Ми-24 — боевая машина, за его устрашающий вид его порой называют крокодилом . Он отлично зарекомендовал себя в Афганистане и Чечне. А вот мирных потерь, подобных той, что произошла сегодня под Уссурийском, можно пересчитать по пальцам.

Вертолет Ми-24 — боевая машина, за его устрашающий вид его порой называют крокодилом . Он отлично зарекомендовал себя в Афганистане и Чечне. А вот мирных потерь, подобных той, что произошла сегодня под Уссурийском, можно пересчитать по пальцам.

Борьба с танками, огневая поддержка сухопутных войск, сопровождение десантников, уничтожение вертолетов противника — вот только некоторые задачи, которые может решать один из самых известных и массовых боевых вертолетов Ми-24.

Летчики не любят, когда их машину за глаза называют крокодилом . В Афганистане, Ливии и Анголе эта машина была самым опасным оружием с воздуха. Броня этого вертолета выдерживает попадание снаряда до 23 миллиметров. Не удивительно, что 20 лет назад во время боев в Ливане в лобовом столкновении истребитель Фантом был сбит нашей винтокрылой машиной.

Бывший командующий военной авиации, герой Советского Союза Виталий Павлов — летал на Ми-24. Говорит, что эта техника надежная, но требует от пилотов повышенного внимания, особенно при взлете и посадке.

Виталий Павлов: Если вертолеты шли строем, 60 метров друг от друга, то чтобы пролететь 200 метров им потребовалось бы меньше секунды. В таких случаях малейшая помеха или ошибка пилота может обернуться катастрофой .

Вот некоторые технические характеристики Ми-24. Диаметр винта — более 17 метров, грузоподъемность почти две с половиной тонны. Максимальная скорость 315 километров в час. Дальность полета 450 километров. Экипаж такого вертолета — три человека.

Летчик, летчик-оператор и борттехник. Принципиальное отличие Ми-24 от западных машин — кабина для отделения восьми мотострелков. Вести огонь можно залпом и одиночными пусками.

Ми-24 оборудован специальными системами защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.

Виталий Павлов: Ми-24 — основной боевой вертолет на протяжении последних двадцати пяти лет. Такие аварии уже случались в Афганистане… .

ЧП на учениях происходят не впервые. Практически в том же месте, где сегодня столкнулись вертолеты, похожая трагедия случилась в марте этого года. Тогда во время учений поисково-спасательный вертолет КА-27ПС взлетел с борта противолодочного корабля Адмирал Трибуц и упал в воду в 300 метрах от него.

Погибли четыре человека. В июле 2000 года на военном аэродроме Левашово под Петербургом во время учений военных спасателей разбился вертолет Ми-8. В нем находились три члена экипажа, 16 спортсменов из сборной ВВС России по парашютно-десантному спорту и два офицера Федерального поисково-спасательного управления.

Спасти никого не удалось.

Вертолеты Ми-24 — обязательные участники большинства командно-штабных учений. Но падение на учебном поле случилось впервые.

Как Ми-24 помогают уничтожать ИГ в Сирии

Источник: http://informatik-m.ru/perspektivnaya_aviatsiya/vertoljot-mi-24-tehnicheskie-harakteristiki.html

История создания МИ-24. С новой кабиной (МИ-24Д)

Одновременно с внедрением в серийное производство вертолета МИ-24А В ОКБ М.Л. Миля велись работы по совершенствованию комплекса вооружения, постепенно, по мере готовности нового вооружения и оборудования, подтягивая вертолет к заданному еще при разработке уровню.

В 1971 году на испытания вышла новая модификация — Ми-24Б (изделие 241). От Ми-24А она отличалась заменой установки НУВ-1А с одноствольным пулеметом на более совершенную пулеметную установку УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12.7, прицельной станцией и аналоговым вычислителем.

Кроме того, Ми-24Б оснащался ПТРК «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической системой наведения. Под кабиной справа разместили подвижную антенну радиолинии, а справа от нее под обтекателем — оптическую систему наведения ракет. Реализация полуавтоматического наведения ПТУР повышала вероятность попадания ракеты в цель в три-четыре раза.

Несколько опытных Ми-24Б в период с 1971 по 1972 год прошли первый этап испытаний, но вскоре их доводка была приостановлена.

Опыт эксплуатации Ми-24А в строевых частях выявил серьезный дефект вертолета. Из-за просторной кабины экипажа образовывались большие «мертвые» зоны.

Летчик- оператор закрывал командиру вид вперед — вправо, а сам не имел возможности обозревать левую заднюю полусферу. Блики от стекол мешали наблюдению, а наличие лишь небольшого лобового бронестекла делала защиту кабины недостаточной.

Читайте также:  Почему травматический пистолет гроза-051 обладает большой популярностью?

Кроме того, общее «жизненное пространство» повышало вероятность одновременного вывода из строя как командира, так и летчика-оператора.

Исходя из этого, в ОКБ с начала 1971 года велись работы над принципиально новой носовой частью. «Веранда» распадалась на две узкие и хорошо защищенные кабины, каждая со своим отдельным фонарем, большим лобовым бронестеклом и дверью у командира и люком у оператора.

Теперь экипаж размещался тандемом: в носовой части летчик-опе¬ратор, выше него командир, а для техника нашлось место за его спиной в проходе между кабиной командира и грузовым отсеком, через двери которого он попадал на свое рабочее место. Борта и пол кабин был дополнительно усилен броней.

Обзор, который открывался из новой кабины Ми-24 был предметом зависти всей фронтовой авиации и был, пожалуй, эталоном в ВВС как среди вертолетов, так и среди летательных С новой кабиной изменилась вся эстетика машины. Она перестала напоминать транспортный вертолет, приобретя хищный и агрессивный внешний вид.

Фюзеляж вытянулся в мощное удлиненное тело, буквально «влитое» в обтекающий его воздух. За это Ми-24Д и последующие варианты у строевиков получили уважительное прозвище «крокодил». Не в смысле уродства, как говорят о некоторых дамах, а в смысле силы и грозных  «зубов». В начале лета 1972 года новой передней частью были доработаны два опытных В-24.

На них предусматривалась установка уже отработанного на Ми-24Б пулемета ЯкБ-12,7 «Штурм-В». Поэтому новому вертолету в случае его серийного производства было первоначально присвоено название Ми-24В. Однако доводка ПТРК, который не имел пока серийного аналога, как обычно затянулась.

В качестве временной меры было решено запустить в серийное производство промежуточный (между Мн-24А и Ми-24В) вариант вертолета. За основу взяли конструкцию Ми-24В, добавив комплекс вооружения Ми-24Б. Так появился Ми-24Д (изделие 246), выпуск которого несмотря на его «промежуточность» превысил этот показатель у Ми-24А.

Совместные государственные испытания Ми-24Д прошел в период с февраля по ноябрь 1974 года. Их провели летчики-испытатели С.В. Петров, Л.З. Татарчук и М.В. Разомазов. Ведущим инженером по машине был Г.И. Кузнецов.

 

Первые пять серийных машин были выпущены на заводе в Арсеньеве в 1973 году. Для расширения выпуска к производству Ми-24Д был подключен и Ростовский вертолетный завод в Ростове-на-Дону. Приказ об этом вышел 13 февраля 1972 года, а уже в следующем году из ворот завода вышли первые серийные машины.

Кроме раздельных кабин в полностью перекомпонованной носовой части фюзеляжа на МИ-24Д изменениям подверглась и носовая опора шасси. Теперь она не убиралась полностью в фюзеляж, а в полуутопленном положении выступала из него. Кроме того, под носовой частью установили новую посадочную фару.

В носовой части разместилась унифицированная стрелковая пулеметная установка УС-ПУ-24 с четырехствольным крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7 (9А624 или ТКБ-063) созданным под руководством П.Г. Якушева и Б.А. Борэова специально для Ми-24 согласно Постановлению СМ СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 года.

Пулемет имел техническую скорострельность 4000 — 5000 выстрелов в минуту и «метал» 45-граммовые пули со скоростью 810 м/с. Его вес составлял 45 кг, а боекомплект 1470 патронов в боевом и 750 в транспортном или санитарном вариантах загрузки.

Установка позволяла вести стрельбу в сторону на ± 60°, вниз на 60° и вверх на 20°, позволяя успешно поражать живую силу, легкобронированные цели, и, как впоследствии показала практика, вертолеты и даже истребители противника.

Номенклатура неуправляемых средств поражения не отличалась от применяемой на Ми-24А, а вот комплекс управляемого оружия был взят с Ми-24Б. Крупносерийный выпуск ПТУР 9М17П ПТРК «Фаланга-ПВ» был развернут в Коврове с начала 1973 года.

Конструктивно ракета состояла из отдельных блоков и узлов, стыкуемых при ее окончательной сборке: боевой части, стартового и маршевого порохо¬вых зарядов, воспламенителей, трассеров-ламп и ракетной части.

Выполненная по схеме «без хвостка» ПТУР имела развитые крылья с прямоугольными рулевыми поверхностями, расположенными на их задней кромке.

В целом они конструктивно отличалась от ранее используемой на Ми-24А 9М17М установкой новых трассеров-ламп 9X419 с увеличенной мощностью, что обеспечило равномерную интенсивность излучения на всем протяжении полета ракеты.

В ходе серийного выпуска уже с середины 1974 года Ми-24Д стали выпускаться с «левым» рулевым винтом и радиостанцией Р-828 «Эвкалипт М-24». Фотопулемет С-13 был перенесен в обтекатель на левую законцовку крыла.

В дальнейшем машины комплектовались бортовым магнитофоном МС-61 «Лира», место радиостанции «Перо-I» заняла более совершенная Р-863 (что было внешние заметно по антеннам), а старый «Карат М-24» был заменен новой станцией «Ядро-П».

Опыт эксплуатации Ми-24А на полевых аэродромах заставили конструкторов искать пути борьбы с таким неприятным явлением, как абразивный износ лопаток компрессора ГТД от попадания а них пыли и песка. В 1975 году на опытных вертолетах прошли отработку и были рекомендованы к применению пылезащитные устройства (ПЗУ), устанавливаемые на воздухозаборники.

С 1977 года их начали ставить на серийные Ми-24Д с двигателями ТВЗ-117 Ш серии (ресурс их подняли до 750 ч). ПЗУ, иногда шутливо называемые острыми на язык техниками «противозачаточными устройствами», отбирали для своей работы у 220 л.с. мощности двигателей, обеспечивали степень очистки воздуха в пределах 70 — 75% — хуже, чем у американцев (90-95%), но уже кое-что.

Комплект весил 55 кг и снижал дальность полета вертолета на 1,5-2%. В 1980 году был создан и учебный вариант вертолета Ми-24ДУ (изделие 249), отличающийся от боевого варианта наличием полного двойного комплекта управления и отсутствием носового пулемета. Все остальное вооружение, включая и ПТРК было сохранено.

Боевой вертолет Ми-24Д, в отличие от Ми-24А, был официально принят на вооружение Советской армии, на что было оформлено Постановление от 29 марта 1976 года. Что интересно, по этому постановлению он вошел в строй с более поздним Ми-24В.

Всего до 1977 года два завода выпустили около 340 машин в версии «Д». Для поставок на экспорт в третьи страны были разработаны экспортные варианты Ми-25 (базовый Ми-24Д) и учебный Ми-25У. Эти машины, выпускаемые на Ростовском вертолетном заводе, отличались упрощенной комплектацией оборудования и установкой экспортного варианта ПТРК «Фаланга» поставляемого под шифром «Скорпион».
 

Из книги И.Мороз, И.Приходченко » Боевой вертолет МИ-24″

Источник: http://www.vertopedia.ru/articles/show/8

Научно-популярный портал «Нечто»

Успешное применение вооруженными силами США специализированных боевых вертолетов в военных действиях во Вьетнаме, а затем появление таких вертолетов и в других странах вызвало необходимость создания подобных вертолетов у нас. Под руководством генерального конструктора М.Л.Миля на Московском вертолетном заводе была начата в 1967 году разработка транспортно-боевого вертолета на базе вертолета Ми-8

В отличие от легких боевых вертолетов Bell AH-IG «Huey Cobra», разработанных в США и предназначенных в основном для непосредственной поддержки наземных войск и борьбы с танками противника, новый транспортно-боевой вертолет предназначался не только для этих целей, но и для высадки тактических десантов в зоне прорыва и при захвате плацдармов, для сопровождения десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов и для борьбы с вертолетами противника, а также для транспортировки груза и для эвакуации раненых. Поэтому вертолет должен был иметь экипаж из летчика и стрелка-оператора систем вооружения, дополненных в случае необходимости бортмехаником, размещенный в кабине в носовой части, и мог принять на борт отделение из восьми десантников с личным вооружением и боеприпасами или четырех раненых на носилках, размещенных в кабине в центральной части фюзеляжа.

Вертолет должен был обладать высокими летными характеристиками и иметь мощное ракетно-пушечное вооружение и усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование.

Высокая боевая живучесть должна была обеспечиваться бронированием кабин и важнейших агрегатов и дублированием основных систем, а также применением средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях в боевых условиях.

Идея такого вертолета, ставшего летающей «боевой машиной пехоты», является оригинальной и принадле жит М.Л.Милю. После смерти М.Л.Миля руководство всеми работами по вертолету Ми-24 осуществлял генеральный конструктор М.Н.Тищенко. На фото М.Л.Миль.

Рабочее проектирование опытного вертолета началось в июне 1968г. и велось параллельно с подготовкой к серийному производству, что позволило значительно сократить время разработки, и первый из двух опытных вертолетов В-24 впервые поднялся в воздух 15 сентября 1969г. (летчик-испытатель Г.В.Алферов).

Позже была построена опытная партия из 10 вертолетов В-24 (5 на МВЗ и 5 на заводе в г. Арсеньеве), предназначенных для летных и статических испытаний. Во время испытаний один из вертолетов Ми-24 разбился. Государственные испытания начались в июне 1970г. и проводились в течение полутора лет с участием 16 вертолетов.

Во время испытаний вертолеты Ми-24 с нормальной взлетной массой 11т достигали максимальной скорости 320км/ч в боевом варианте и 340км/ч в транспортном и имели крейсерскую скорость соответственно 270 и 280км/ч. В случае отказа одного двигателя вертолет мог продолжать полет с одним работающим двигателем в течение часа. При нормальной взлетной массе и скоростях полета 100-250км/ч вертикальная перегрузка составляла 1.75g.

Серийное производство вертолетов Ми-24 началось в 1970г, а в 1971г. вертолеты в исходном варианте Ми-24 начали поступать в части.

Вертолеты Ми-24 серийно производились на заводах в Арсеньеве и Ростове, где было построено более 5200 вертолетов различных модификаций, из них более половины для стран СНГ, остальные на экспорт в 15 стран мира (Афганистан, Алжир, Ангола, Куба, Чехословакия, Германия, Венгрия, Индия, Ирак, Ливия, Мозамбик, КНР, КНДР, Никарагуа, Перу, Польша, Вьетнам, Йемен).

В 1992г. серийный выпуск вертолетов Ми-24 был прекращен. В 1995г. на вооружении армейской авиации России находилось около 1500 вертолетов Ми-24 и более 1000 вертолетов в других странах, которые еще долго останутся в строю.

В состав оборудования входят — оптико-электронная обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ, система создания помех «Липа», система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет.

Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, радиовысотомер, комбинированная курсовая система «Гребень-1».

Связная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, самолетное переговорное устройство СПУ-8.

На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения.

Фонари кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения.

Вертолет Ми-24Д (на фото) снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов.

На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке.

На внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32*57 мм или 20*57) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР калибра 240 мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами, до 1500 кг бомб.

На вертолетах Ми-24 в 1975 и 1978 годах был установлен ряд мировых рекордов. В вооруженных силах России вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, Ми-28 и Ка-52. На фото двухствольная пушка ГШ-30 и управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60.

Полезная нагрузка
До 8 солдат или 4 носилок.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение (Ми-24Д) — 1973 Диаметр главного винта — 17,3 м Диаметр хвостового винта — 3,91 м Длина — 17,51 м Высота — 6,5 м Масса, кг — пустого — 8200 — нормальная взлетная — 11200 — максимальная взлетная — 12000 Внутренние топливо — 1500 кг + 1000 опционально

Читайте также:  Древнеримский цестус в современности

ПТБ — 1200 (4 х 500 л)

Тип двигателя — 2 х ГТД Климов ТВ3-117
Мощность — 2 х 1620 кВт (2 х 2220 л.с.) Максимальная скорость — 335 км/ч Крейсерская скорость — 270 км/ч Практическая дальность — 1000 км Дальность действия — 224 км Скороподъемность — 750 м/мин Практический потолок — 4500 м Статический потолок — 1500 м

Экипаж — 2 + 1 (опционально) чел.

(* По данным combatavia.info)

Модификации

Ми-24 — кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М» (внешне — это такие маленькие, с довольно большим для такой ракеты крылом). Опытные машины.

Ми-24А — практически то же самое (немного удлиннена кабина), только в серии. Построено около 250 машин. Часть выпущена в учебном варианте Ми-24У. От боевого он отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24Б — аналог Ми-24А, кроме вооружения — в носу стояла подвижная пулеметная установка УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯКБ-12,7. В серию не пошел из-за неудовлетворительного обзора из кабины.

Ми-24В — раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и противотанковый комплекс «Штурм-В». Однако из-за неготовности комплекса, под который изначально создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом «Фаланга-М» под названием Ми-24Д (с 1973 г. Всего до 1977 г. построили около 350 таких машин).

Часть машин выпущена в варианте Ми-24ДУ, с кабиной инструктора вместо оператора). Hа экспорт Ми-24Д поставлялся под обозначением Ми-25. Собственно Ми-24В (в том варианте, в котором он был задуман т.е.

с комплексом «Штурм-В»: до 8 ракет в длинных цилиндрических контейнерах) пошел в серию c 1976 года (построено около 1000 машин, на экспорт шел под обозначением Ми-35).

Ми-24РХР — вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной / химической / бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной системами в носовых обтекателях.

Ми-24П — аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с правого борта двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими насадками на концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено 620 машин.

Ми-24ВП — то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой HППУ-23 с двухствольной пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был с 1989 года.

Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.

Ми-24Р — разведчик химической и радиационной обстановки на базе Ми-24В. Оснащен контейнерами со спецоборудованием на подкрыльевых пилонах и дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.

Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолет для сухопутных войск (также на базе Ми-24В). Построено примерно по полторы сотни Ми-24Р и Ми-24К.

А-10 — специально обегченный бескрылый вариант Ми-24А для рекордных полетов (1975 год). В единственном экземпляре.

Ми-24ПС — милицейский патрульно-спасательный вертолет. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом.

Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек.

Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным вооружением.

Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.

Ми-24ВМ — проект модернизации существующих Ми-24ВП с новым РЭО, комплексом вооружения «Атака-В» + возможностью подвески ракет класса «воздух-воздух» комплекса «Игла-В», рулевым винтом по типу Ми-28 и рядом доработок по планеру.

Ми-24Л — вариант с отрицательным поперечным V крыла, на концах которого расположены пилоны для подвески ракет, и с размещением (на вертолетах позднего выпуска) рулевого винта слева по борту (вместо прежнего правого размещения).

Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.

Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.

Ми-35П — экспортный вариант Ми-24Д.

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka 

Источник: http://nechtoportal.ru/tehnika-2/mi-24-vertushka.html

Транспортно-боевой вертолет Ми-24

Первый советский вертолет-штурмовик, обладающий транспортно-высадочными возможностями.

Мало какая война последних тридцати-сорока лет обходилась без этих хищноватых вертолетов, получивших за характерную внешность прозвище «крокодил». Ми-24, первый советский ударный винтокрыл, явно входит в самые узкие списки легко узнаваемой отечественной военной техники.

Строго говоря, Ми-24 — это не специализированный ударный вертолет (вроде американских AH-1 Cobra, AH-64 Apache или более поздних отечественных Ми-28 и Ка-50/52).

Опыт применения легких десантных вертолетов во Вьетнаме показал, что такой машине явно нужна броня и сильное вооружение для автономной работы.

Ми-24 сделали не чистым ударным вертолетом, а с грузовой кабиной, в которой могло размещаться целое отделение десантников или раненые. Поэтому Ми-24 нередко именуют «транспортно-боевым».

Это так называемая «летающая БМП», концепция которой сильно занимала авиаконструктора Михаила Миля, сумевшего убедить военных в возможности сделать винтокрылую машину, способную быть одновременно и «танком», и «транспортером».

Миль настолько глубоко проработал ознакомительные, в сущности, предложения по проекту в части вопросов боевого применения машины, что военные всерьез обиделись и потребовали от него оставить им, будущим эксплуатантам этой «гениальной» техники, хоть сколько-нибудь места для внесения замечаний и предложений.

Однако основным назначением Ми-24 была все-таки «работа» по земле, в частности — по бронетехнике. Именно в таком качестве «крокодила» в основном и использовали в дальнейшем — как вертолет огневой поддержки.

Машину проектировали под новый комплекс противотанковых управляемых ракет «Штурм». Как это случается, ракеты к вертолету не успели, и первые версии Ми-24 оснащались оружием с вооруженных версия Ми-4 и Ми-8 — комплексом ракет 9М17 «Фаланга-М» с ручным управлением.

Ракеты 9М114 «Штурм-В» получила только крупносерийная версия Ми-24В.

Первая версия Ми-24А, взлетевшая в воздух 19 сентября 1969 года, имела стандартную кабину, похожую на увеличенную кабину Ми-8. За большую площадь остекленных угловатых плоскостей ее на жаргоне авиаторов звали «веранда» или «стакан».

Такую же кабину имела и версия Ми-24Б с усовершенствованным вооружением. С промежуточной серийной версии Ми-24Д вертолет получил свой привычный облик: кабины летчика и штурмана друг за другом.

Надо сказать, что даже чисто эстетически это сделало машину куда красивее, не говоря уже о значительном улучшении обзора и эргономики работы с бортовым оборудованием.

Вертолет Ми-24А. Изображение: «Уголок неба»

Максимальная взлетная масса 11,5 тонн. Двигатели — два турбовальных серии ТВ3−117 (на Ми-35М — ВК-2500) взлетной мощность по 2200 л. с. Максимальная скорость 335 км/ч, крейсерская 270 км/ч (для Ми-35М с неубирающимся шасси — 300 и 240 км/ч соответственно).

Практическая дальность 450−600 км у разных версий, перегоночная до 1000 км (с подвесными баками). Статический потолок 1400−2000 метров у разных версий, у Ми-35 М с новыми двигателями до 3150 метров.

В грузовом отсеке Ми-24 мог перевозить до 8 десантников или четырех раненых.

Стрелково-пушечное вооружение вертолета изменялось от версии к версии. Ми-24А оснащался 12,7-мм пулеметом А-12, 7.

Опытный Ми-24Б и серийные Ми-24Д и Ми-24В получили четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12, 7 на подвижной установке УСПУ-24 под в носу под кабиной.

На Ми-24П слева в носу ставили неподвижную двухствольную 30-мм пушку ГШ-30К, впоследствии признанную избыточно мощной, а на Ми-24ВП — двухствольную 23-мм ГШ-23Л, которая сохранилась на последних модификациях Ми-35 М.

Остальное вооружение размещается на шести (для Ми-35М — четырех) узлах подвески под крыльями. Управляемое ракетное оружие «воздух-земля» представлено ПТУР 9М114 «Штурм-В», с конца 1990-х — новыми ПТУР 9М120 «Атака-В». Управляемое ракетное вооружение «воздух-воздух» изначально было представлено парой ракет Р-60 (Р-60М) с инфракрасной головкой наведения, а также ракетами 9М39 «Игла-В».

Источник: https://defendingrussia.ru/enc/mnogocelevyje/transportnobojevoj_vertolet_mi24-830/

Gaijin.Net Store — Hind Pack

This website uses cookies. By continuing to access this website you are giving consent to cookies being used.

Vehicles

Attention! Before effecting the payment, please make sure that you have logged onto Gaijin.Net Store under the account for which you want to acquire the content.

Please login to purchase

This pack includes

  • Helicopter Mi-24D with Czechoslovakian Air Force camouflage (Rank 5 USSR);
  • 2000 Golden Eagles;
  • Premium account for 15 days.

Please note that some payment methods can affect the final purchase price. To see the final price, please click on desired payment option. By making the payment you accept and agree to our Terms of Use.

Mi-24D

The Mi-24 series were developed in late 1960’s and is the most widely used attack helicopter in the world. The model Mi-24D was released in 1972 and has several distinctive features over the original Mi-24A model.

This model has a redesigned forward fuselage, with two separate cockpits for the pilot and gunner in a tandem configuration, also new armor and armored cockpit glass was installed. The armament consists of a 12.

7 mm calibre four-barrel rotary cannon, four SACLOS “Phalanga-MV” anti-tank missiles with 550 mm armor penetration, and various additional ordnance options of 23 mm gunpods, unguided rockets and bombs.

  • Helicopters have their own research tree, however they use the aviation crew skills;
  • In the Events menu there are special Arcade and Realistic Helicopter battles. You can't use them in any Air gamemodes.
  • In Tank Realistic battles you have to earn spawn points first in order to use a helicopter from your line-up. You can do this in any ground vehicle, even reserve ones, but it is recommended to have at least Rank V ground vehicle to use alongside helicopters.
  • In Tank Arcade battles, helicopters are used in kill-streaks in high-BR matches. You will not earn research progress towards helicopters while using a streak.

All premium vehicles allow you to earn increased Research Points and Silver Lions for each battle and comes furnished with all available modifications.

With a Premium account (also purchasable in the game for Golden Eagles) you will earn more Research Points and Silver Lions during each battle for a set amount of days. This is cumulative with bonuses from premium vehicles!

Note!

  • Compensation is not provided if you purchase 2 different packs which include the same vehicle or you already have the vehicle from this pack!
  • Available for Linux, Windows and Mac only. You can't activate this item for the PSN-account.

» Screenshots:

Average rating 2.72 with 53 votes

You can rate this product only if you own it

Источник: https://store.gaijin.net/story.php?id=6364

Советский многоцелевой вертолет Ми-24Д, СССР, 1973 год

     «Летающяя боевая машина пехоты», многоцелевой вертолет Ми-24 (обозначение НАТО – Hind), был разработан в середине 1960-х годов, в КБ М.Л. Миля.

     Основными предназначениями нового вертолета были непосредственная поддержка наземных войск, борьба с танками противника, а так же высадка десантов (восемь десантников с личным вооружением и боеприпасами) в зоне прорыва и при захвате плацдармов, сопровождение десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов, транспортировка груза и эвакуация раненых (двух лежачих и двух сидячих с одним сопровождающим), борьба с вертолетами противника. Экипаж вертолета состоит из летчика и стрелка-оператора систем вооружения и, в случае необходимости, бортмехаником, находившимся в грузовом отсеке.     Новый вертолет имел внешнюю компоновку и динамическую схему как у Ми-8, классическую одновинтовую схему с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Несущий винт Ми-24 меньшего диаметра, чем у Ми-8,

но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава. Ось вала винта (и всей силовой установки) наклонена влево на 2,5°. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Фюзеляж типа полумонокок, более узкий, чем у Ми-8. Свободнонесущее высокорасположенное крыло имело небольшой размах с большим отрицательным углом поперечного V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. За счет создания дополнительной подъемной силы крылья позволяют разгрузить несущий винт. На каждой консоли этого крыла могли размещаться различные варианты вооружения. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж.

Читайте также:  Самые дорогостоящие армии мира

     Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-24.     Запас топлива размещён в 5 мягких топливных баках. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в

фюзеляже и подвеска 2 или 4 ПТБ по 400 л под крылом.

     В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении тягами и служат трапами. Окна могут открываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия. На борт вертолет может взять 1500 кг груза.     При эксплуатации Ми-24А в частях выявился серьезный недостаток – неудовлетворительный обзор из кабины экипажа. Из-за относительно просторной кабины образовались большие «мертвые» зоны: оператор закрывал летчику вид вперед — вправо, не имея,

в свою очередь, возможности обозревать левую заднюю сферу. Стекла «бликовали». Кроме того, размещение летчиков в общей кабине повышало опасность их одновременного вывода из строя в боевой ситуации. Поэтому уже в 1971 году в ОКБ им. М.

Л Миля была спроектирована принципиально новая носовая часть фюзеляжа: летчик и оператор располагались тандемно, в изолированных кабинах на разных уровнях, летчик находится выше и имеел возможность аварийно покинуть вертолет после сбрасывания фонаря или через грузовую кабину. Фонари кабины выполнены из оргстекла. Обе кабины были оснащены системой герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. На случай выхода пилота из строя в кабине штурмана-оператора установлен второй комплект управления.

     Удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе 60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа.

Патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.

     Кроме того, в начальный период эксплуатации Ми-24А было выявлено, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) вертолет имеет недостаточную путевую управляемость. Эта проблема была решена в 1974 году, путем переноса рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения, его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.      В начале лета 1972 года на опытном производстве МВЗ два опытных Ми-24 были оснащены новой носовой частью. По мимо высокотемпного пулемета, на них предусматривалась установка нового противотанкового комплекса со сверхзвуковым ПТУР «Штурм

-В». Изначально, новым вертолетам был присвоен индекс «В», однако доводка серийного комплекса «Штурм» затянулась, и в серийное производство поступил вертолет с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на опытном Ми-24Б, с предыдущим вариантом носовой части. Этот промежуточный вариант получил обозначение Ми-24Д.

     В состав оборудования входят — оптико-электронная (ТВ для низких уровней освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ, приемник предупреждения о РЛ облучении, оптико-электронной обзорно-прицельной системой, система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский

измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система «Гребень-1». В состав приборного оборудования входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2.

Связная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию «Карат», самолетное переговорное устройство СПУ-8.

Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.

     Алюминиевые лопасти винта были заменены на композитные из стали и фибергласса. Так же были заменены на стальные и титановые многие алюминиевые части и узлы. Вооружение вертолета включало пулеметную установку УСПУ-24 с дистанционным

управлением, включающюю в себя четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 мм конструкции Якушева-Борзова (12.7мм, 4000 выстр/мин, 1400 патронов) с вращающимся блоком стволов. с боекомплектом 1400 патронов, и ПТУР Фаланга-П, объединенной с системой наведения Радуга-Ф. Это привело к практически двойному увеличению точности попадания.

     Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могут быть установлены УР ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с НАР С-5 (32х57мм или 20х57мм) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР С-13 калибра 130мм, пусковые установки НАР С-24 калибра 250мм, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л (калибр 23мм, боекомплект 250 патронов), контейнеры ГУВ с двумя пулеметами ТКБ-621 калибра 7.62мм и одним ЯкБ-12.7 калибра 12.7мм или гранатометами АГС-17 «Пламя» калибра 30мм, до 1500кг обычных или химических бомб, универсальные контейнеры для разбрасывания мин, блоки осветительных ракет и другое вооружение. Вертолет может осуществить посадку и перезарядить оружие с помощью боезапасов в кабине.

     Ми-24Д защищала 4-5-мм стальная броня, прикрывавшая кабину экипажа, коробку приводов и маслобаки двигателей, редуктор и гидробак, задерживала более 2/3 попадавших пуль.

Бронестекла кабин во всех случаях вообще ни разу не были пробиты, хотя наибольшее число попаданий Ми-24 получал именно спереди, во время атаки, и больше всего доставалось рабочему месту оператора (однажды в лобовом стекле насчитали 6 пулевых отметин).

Высокая боевая живучесть вертолета обеспечивается бронированием кабины и жизненно важных агрегатов, а также дублированием систем и применением средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях.

     Госиспытания нового вертолета проходили с февраля по ноябрь 1974 года. Ведущими по машине были инженер Г.И.Кузнецов, летчики-испытатели С.В.Петров, М.В.Разомазов и Л.З.Татарчук. В НИИ ВВС вертолет прошел широкий спектр испытаний и исследований. С положительными результатами завершились испытания вертолета и его противообледенительной системы в

условиях естественного обледенения в Заполярье. Исследованы возможности Ми-24Д и отработаны рекомендации по выполнению взлетов и посадок в горных условиях при высоких температурах воздуха.

В процессе испытаний был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и т.д.

Проведены исследования по выполнению прерванного и продолженного взлета, выполнению посадок с одним работающим и двумя отказавшими двигателями. Наконец, в полном объеме были завершены войсковые испытания Ми-24Д. Все это естественно распространялось и на последующие модификации.

     Приказ о запуске в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе Ми-24Д вышел 13 февраля 1972 г., а в 1973 г.

заказчику были сданы первые пять серийных вертолета Ми-24Д. 29 марта 1976 года Ми-24Д принят на вооружение Советской Армии.

     Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, с начала боевых действий в котором началась бесконечная череда модернизаций вертолета. Уже летом 1980 года начались доработки, включавшие перерегулировку заводскими бригадами топливной автоматики двигателей, призванную компенсировать падение мощности в разреженном жарком воздухе, и установку пылезащитных устройств (ПЗУ). На «особый период» подняли допустимую температуру газов перед турбиной, предпочитая возможность прогара недобору мощности. «Заглушки» ПЗУ, отсеивавшие песок и пыль на входе в двигатели, очищали воздух на 70-75%, снижая износ лопаток компрессора в 2,5-3 раза. С 1981 года в Афганистан начали поступать Ми-24В, оснащенные новыми высотными двигателями ТВЗ-117В, которые имели на 15-20% большую мощность в условиях жаркого высокогорья. При ремонтах этими двигателями стали оборудовать и Ми-24Д.

     Была предпринята неудачная попытка установить боковые бронестекла, но 35-кг рамы ухудшили обзор и уменьшили полезный объем кабины, буквально не давая повернуть головы. Топливные баки стали заполнять пенополиуретановой губкой.

Эта мера хоть и прибавила 40 кг к массе вертолета, зато позволила свести на нет случаи пожара на борту из-за повреждения топливной системы, ставших причиной гибели до 45% всех сбитых машин.

Побочным эффектом этого решения стали участившиеся случаи загрязнения фильтров крошками губки (вначале заполнитель был бельгийского производства, затем из-за отказа в поставках его заменили отечественным, более ломким).

     На Ми-24 продолжали обходиться прикрытием стрелка-борттехника, использовавшего окна десантного отсека. Чтобы увеличить сектор обстрела, ввели раздельное открытие только верхних створок дверей, в которых можно было свободнее орудовать пулеметом (прежде они распахивались вместе с нижними и стрелку не на что было опереться). Обычно использовали уважаемый за дальность и

точность боя пулемет ПК (ПКТ), а иногда и пару, чтобы не тратить время на перебрасывание оружия с борта на борт.

     Был выполнен комплекс доработок для защиты от ПЗРК. Они включали установку экранно-выхлопных устройств (ЭВУ). ЭВУ, смешивая горячие выхлопные газы с наружным воздухом, снижали тепловой фон двигателей в 2-3 раза, однако из-за большого сопротивления и неудобства в эксплуатации они прижились не сразу и стали обязательными лишь с 1983 года, когда угроза ПЗРК стала ощутимой.      Кассеты ИК-ловушек АСО-2В устанавливали вначале под хвостовой балкой, а с 1987 года – блоками по три на фюзеляже за крылом, «растопырив» их в стороны для создания за вертолетом широкого шлейфа ложных целей. Комплекс защиты увенчала станция активных помех СОЭП-В1А «Липа», оказавшаяся очень эффективной: с вертолетов не раз наблюдали, как обманутая «Липой» и ловушками ракета начинала метаться в стороны и разрывалась в отдалении. «Липа» работала от взлета до посадки, а при ее отказе

вертолет пристраивался над другим, прикрываясь его работающей станцией. АСО использовались не только при штурмовке цели, но и при пролете опасных районов.

     Оборудование Ми-24Д впрыском воды на вход двигателей, призванное компенсировать минусы доработок (только ПЗУ отбирали 5-6% номинальной мощности, столько же съедали «уши» ЭВУ), приносило новые проблемы. Например, включение системы, повышавшей производительность и массовый расход компрессора, сопровождалось «взрывным» приростом мощности, с которым трудно было освоиться (в Кабуле на взлете один вертолет даже перевернулся), к тому же обычная вода быстро забивала форсунки отложениями солей, а требуемой дистиллированной взять было негде.      Всего с 1973 по 1977 на заводах в Ростове-на-Дону и Арсеньеве было построено около 350 Ми-24Д. В 1980 г. появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А.     На экспорт вертолет Ми-24Д поставлялся с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25. Вертолет поставлялся в страны Юго-Восточной Азии, Индокитая, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки не говоря уже о страна бывшего Варшавского Договора. Первые экспортные Ми-25 поступили в конце 1978 года в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию.     На фото вертолет с номером Ми-24Д из 254-й овэ Кундуз, Афганистан, июль 1980 года. Но на модели установлены появившиеся гораздо позже ЭВУ, а так же ПТУР «Штурм-В» и блоки Б8В20.

     Модель «ЗВЕЗДА», масштаб 1:72

Диаметр главного винта, м…………………………………………….17.30
Диаметр хвостового винта, м…………………………………………..1.50
Длина,м…………………………………………………………………………17.51
Высота ,м……………………………………………………………………….3.90Масса, кг

    пустого………………………………………………………………………..8200

    нормальная взлетная………………………………………………….11200
    максимальная взлетная……………………………………………..12000
Внутренние топливо, кг………………………………………………….1500 + опционально 1000
ПТБ……………………………………………………………………………….1200
Тип двигателя……………………………………………………………….2 ГТД Климов ТВ3-117
Мощность, кВт……………………………………………………………….2 х 1620
Максимальная скорость, км/ч………………………………………..335
Крейсерская скорость, км/ч……………………………………………270
Практическая дальность, км………………………………………….1000
Дальность действия, км…………………………………………………224
Скороподъемность, м/мин……………………………………………..750
Практический потолок, м……………………………………………….4500
Статический потолок, м………………………………………………….1500
Экипаж, чел……………………………………………………………………2 + опционально 1
Полезная нагрузка:………………………………………………………..до 8 солдат или 4 носилок

Источник: https://155ts.livejournal.com/14077.html

Ссылка на основную публикацию