Учебно-тренировочный самолет як-152: история создания, описание и характеристики

Учебно-тренировочный самолёт Як-152 | MediaRepost — главные новости часа

Як-152 — это поршневой учебно-тренировочный самолет первоначальной подготовки и профессионального отбора летчиков на ранней стадии обучения. Летательный аппарат входит в состав учебно-боевого комплекса Як-130 и включает в себя также процедурный тренажер, учебный компьютерный класс, и средства объективного контроля. Самолет Як-152 был разработан специалистами ОАО «ОКБ им. А.С.

Яковлева», которое сегодня входит в состав ПАО «Корпорация «Иркут». Первый учебно-тренировочный самолет Як-152 был построен на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО «Корпорация «Иркут». Разработчики данной модели опирались на богатый опыт ОКБ им. А. С. Яковлева в роектировании авиационной техники учебного назначения.

С 1935 года в нашей стране и за ее пределами было произведено более 22 тысяч учебных поршневых самолетов данного КБ: УТ-2, Як-11, Як-18, Як-52. Разработка и подготовка производства учебно-тренировочного самолета Як-152 основаны на использовании новейших российских конструкторских решений и разработок в области малой авиации.

29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152. Самолет поднял в небо летчик-испытатель 1-го класса ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» Василий Севастьянов. По его словам, полетное задание было выполнено в полном объеме, самолет вел себя нормально.

По словам главкома ВКС России Виктора Бондарева, испытания самолета должны быть завершены до марта 2017 года, после чего Як-152 планируется запустить в серийное производство.

Як-152 первый полет, фото: www.irkut.com

В июне 2016 года Министерство обороны Российской Федерации заказало 150 самолетов Як-152, которые предназначены для первичного обучения будущих военных летчиков. Серийное производство данной модели разворачивается на мощностях Иркутского авиационного завода.

Общая потребность Минобороны России в самолетах Як-152 оценивается экспертами в 250-300 единиц. ДОСААФ России может закупить еще более 100 таких самолетов для своих учебных центров.

16 марта 2016 года ДОСААФ Республики Беларусь заключило рамочный договор на поставку учебно-тренировочных самолетов Як-152 для своих структур, количество закупаемых в рамках данного договора самолетов не уточняется. История учебно-тренировочного самолета Як-152 разработки ОКБ имени А. С.

Яковлева, предназначенного для первоначальной летной подготовки курсантов военно-воздушных сил, берет начало еще в 1990-е годы. Тогда самолет предлагался в связке с проектировавшимся на тот момент реактивным самолетом повышенной подготовки — перспективным учебно-тренировочным комплексом УТК-Як, который позднее получил обозначение Як-130.

Новый самолет предполагалось создать на базе двухместного спортивно-пилотажного и учебно-тренировочного Як-54, который строился в 1994-2002 годах на Саратовском авиационном заводе, где было произведено 14 экземпляров данной машины.

Позднее с 2008 года по крайней мере еще 5 самолетов Як-54 было выпущено Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина. Первоначально новый проектируемый самолет обозначался, как Як-54М, но в 2000 году его решено было переименовать в Як-152.

Таким образом подчеркивалось, что машина должна стать преемником популярной и очень известной «летающей парты» Як-52. В 2001 году проект самолета Як-152 принял участие в конкурсе, проводимом Минобороны России на новый самолет первоначальной летной подготовки. Основным соперником выступал Су-49, спроектированный специалистами ОКБ Сухого.

Несмотря на тот факт, что конкурс состоялся, финансирования на дальнейшую разработку и строительство самолетов заказчиком выделено не было. В качестве временной меры яковлевцы предлагали провести модернизацию ранее произведенных в стране самолетов Як-52 до версии Як-52М.

Модернизированный учебный самолет с обновленным приборным оборудованием, новым фонарем кабины с улучшенным обзором и двигателем М-14Х с воздушным винтом MTV-8 впервые поднялся в небо 16 апреля 2004 года, а весной следующего года успешно прошел государственные испытания. Самолет также отличался увеличенным запасом топлива и установленной системой спасения экипажа СКС-94М. Серийную модернизацию уже выпущенных Як-52 до версии Як-52М планировалось осуществлять на 308-м авиаремонтном заводе в Иваново, но и эти планы в тех условиях осуществить так и не удалось.

Як-152 пилотировал летчик-испытатель Василий Севастьянов, фото: www.irkut.com

Примерно в то же время неподдельный интерес к российскому проекту проявили в КНР, где вопрос разработки нового самолета первоначальной подготовки летчиков стоял не менее остро, чем в Российской Федерации. Уже в 2006 году Пекином был заключен контракт с ОКБ им. А. С. Яковлева, специалисты которого выступили консультантами своих коллег из компании Hongdu.

Они помогли им разработать новый УТС, получивший обозначение L-7 (российский прототип китайского самолета носил обозначение Як-152К). Первый китайский опытный самолет L-7 был собран компанией Hongdu осенью 2010 года, в ноябре того же года учебный самолет дебютировал на авиасалоне, проходившем в Чжухае.

Дело с российской версией самолета сдвинулось с мертвой точки только в 2013 году, когда появились первые сведения о том, что к теме нового самолета первоначальной летной подготовки летчиков готовы вернуться в Минобороны России.

17 марта 2014 года на официальном портале госзакупок появилось извещение о проведении конкурса на выполнение ОКР «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного самолета Як-152 для нужд Министерства обороны РФ».

По итогам проведенного 30 мая того же года конкурса Минобороны РФ заключило госконтракт с ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Стоимость заключенного контракта составила 300 миллионов рублей, срок выполнения — конец 2016 года.

Учебно-тренировочный самолет Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан, выполненный по классической аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом, убирающимся в полете трехопорным шасси с носовым колесом и современным 12-цилиндровым дизельным двигателем RED A03T, работающим на авиационном керосине.

Амортизационные качества опор шасси самолета с шинами низкого давления, а также небольшие длины разбега при взлете и пробега при посадке позволяют эксплуатировать Як-152 даже с небольших по размерам грунтовых аэродромов.Планер самолета Як-152 является цельнометаллическим за исключением обшивки рулей и элеронов, которые произведены из углепластиков.

Учебно-тренировочный самолет Як-152 после выполнения первого полета, фото: www.irkut.com

Цельнометаллический фюзеляж полумонокок был усилен четырьмя лонжеронами. Неразъемное однолонжеронное крыло самолета набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено выдвижными закрылками и элеронами, улучшающими взлетно-посадочные характеристики самолета. Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в 4-х точках, которые расположены на лонжероне и задней стенке.

Установленное на борту самолета оборудование позволяет начинающим летчикам приобретать необходимые навыки обращения с современным пилотажно-навигационным и прицельным оборудованием, а также средствами радиосвязи.

Для учебно-тренировочного самолета Як-152 была выбрана тандемная схема расположения членов экипажа в двухместной кабине: переднее место предназначено для пилота-ученика, заднее место — для инструктора. Як-152 может пилотировать и один член экипажа как с переднего, так и с заднего места.

Особенностью машины является уникальная система катапультирования СКС-94М, которая позволяет обеспечить безопасное аварийное покидание самолета членами экипажа.

Простота конструкции самолета, высокая надежность, подходы к агрегатам и коммуникациям установленных систем обеспечивают высокий уровень удобства технического обслуживания Як-152 с минимальными затратами на подготовку к совершению полетов при использовании минимального объема общедоступных аэродромных средств. Аэродинамическая компоновка крыла, формы в плане и профилировка учебно-тренировочного самолета Як-152 были выбраны конструкторами из условия обеспечения функций первоначального обучения и подготовки летчиков.

Як-152, рендер: www.irkut.com

Самолет Як-152 предназначен для обучения курсантов технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого, сложного и высшего пилотажа, а также технике пилотирования самолета в составе группы. Самолет обеспечивает успешное решение ключевых задач первоначальной летной подготовки в дневных и ночных условиях.

Данная машина позволяет обеспечить профессиональный отбор, последующее обучение и подготовку начинающих летчиков как в военных, так и в гражданских пилотажных центрах, летчиков-спортсменов в ДОСААФ. Эксплуатировать самолет будут и в летных училищах, и в аэроклубах по всей стране.

Основные направления обучения на самолете Як-152:• техника пилотирования, которая включает простой, сложный и высший пилотаж;• основы навигации;• выполнение штопора и вывод машины из него;• техника пилотирования по приборам при совершении полета по маршруту и заходе на посадку с использованием аэродромных радиотехнических систем посадки;• техника пилотирования самолета в составе группы днем в простых метеоусловиях, а также за облаками;• действия летчика в особых случаях.Авионика учебно-тренировочного самолета Як-152 обеспечивает:• отображение важной информации на современных цветных многофункциональных индикаторах;• трехкратное резервирование пилотажно-навигационного оборудования;• регистрацию всей информации о параметрах полета и работе систем самолета, а также запись переговоров членов экипажа на защищенный бортовой накопитель;• автоматический ответ на запрос средств радиолокационной системы государственного опознавания и вторичных радиолокаторов системы УВД (управления воздушным движением).

Як-152, рендер: www.irkut.com

Учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152 является новым направлением развития учебной авиации корпорации «Иркут».

К плюсам данной машины, безусловно, можно отнести то, что самолет может эксплуатироваться даже с небольших грунтовых аэродромов, прочность грунта на которых не ниже 5 кг/см2. Также достоинством является возможность хранения учебного самолета вне ангара.

Расчетный ресурс Як-152 составляет не менее 10 тысяч часов полета или 30 лет эксплуатации и 30 тысяч посадок. Агрегаты, системы и оборудование Як-152 могут эксплуатироваться «по состоянию».Летно-технические характеристики Як-152:Габаритные размеры: длина — 7,8 м, высота — 3,11 м, размах крыла — 8,8 м.

Площадь крыла — 12,9 м2.Максимальная взлетная масса — 1490 кг.Мощность двигателя — 500 л.с.Максимальная скорость горизонтального полета — 500 км/ч.Скороподъемность — 10 м/с.Максимальная высота полета — 4000 м.Максимальная дальность полета — 1500 км (полная заправка баков)Максимальный запас топлива — 175 кг.

Тип топлива — TS-1 (авиационный керосин).Длина разбега — 235/260 м (бетон/грунт).Длина пробега — 420/375 м (бетон/грунт).Максимальные эксплуатационные перегрузки: 8-6g (с двумя летчиками); +9-7g (с одним летчиком).

Рендеры www.irkut.com

Источники информации: http://www.irkut.comhttp://www.yak.ruhttp://www.uacrussia.ru/ru/press-center/news/uchebno-trenirovochnyy-samolet-yak-152-sovershil-pervyy-polet

http://www.take-off.ru/news/134-news02014/883-iak-152-dlia-kursantov-vvs

Источник: https://MediaRepost.ru/news/59290-uchebno-trenirovochnyy-samolet-yak-152.html

Як-152 — учебно-тренировочный самолёт начальной подготовки

Качественные изменения, происходящие в последние годы в структуре ВКС и системе подготовки военных лётчиков в России, потребовали серьёзного обновления учебно-материальной базы учебных заведений Воздушно-космических сил РФ.

С 2010 года на вооружение поступает реактивный учебно-боевой самолёт нового поколения Як‑130, предназначенный для повышенной лётной подготовки курсантов училищ и лётчиков строевых частей ВКС, в конце 2015 года начались испытания спортивно-пилотажного самолёта с крылом обратной стреловидности СР-10, который Минобороны России готово закупить в количестве 100 штук, если испытания самолёта завершатся успешно.

Но первоначальную лётную подготовку, по мнению командования ВКС, целесообразнее проходить на более простом в пилотировании учебном самолёте. Это мировая практика, когда молодые лётчики (и не только военные) делают «первые шаги в небе» на простых в управлении и надёжных учебных самолётах с различными типами двигателей.

Весной 2014 года Минобороны России реализовало свой давний замысел: в открытом конкурсе на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной лётной подготовки лётчиков на базе учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки Як‑152» для нужд Министерства обороны Российской Федерации под шифром «Птичка-ВВС» был определён победитель. ОКБ им. А. С. Яковлева, представило проект комплекса, в который кроме самолёта Як‑152 вошли процедурный тренажёр, учебно-компьютерные классы и система средств объективного контроля.

Самолёт первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора на ранней стадии подготовки лётчиков.

Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трёхопорным шасси с носовым колесом.

Самолёт оснащается 12-цилиндровым дизельным двигателем RED A03 V12 мощностью 500 л.с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Двигатель установлен на моторной раме через амортизационные втулки.

Воздух для охлаждения двигателя поступает через жалюзи в передней части капота.

Як‑152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Переднее место предназначено для ученика, заднее — для инструктора. Пилотирование Як‑152 возможно одним пилотом из передней или задней негерметичных кабин, которые оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом.

Установленное на самолёте оборудование позволяет начинающему пилоту приобретать навыки обращения с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием.

Амортизационные качества опор шасси с пневматиками низкого давления, небольшие длины разбега при взлёте и пробега при посадке позволяют эксплуатировать самолёт на небольших грунтовых аэродромах. Уборка и выпуск шасси осуществляются электроприводами, а торможение колёс — с помощью гидравлики.

Читайте также:  «звездные войны»: пентагон на шаг ближе к созданию космических сил

Самолёт, оснащённый двигателем RED A03, рассчитан на эксплуатацию с максимальной эксплуатационной перегрузкой до +5/-3 g, при первоначальном проектировании с двигателем М-14Х закладывались перегрузки +9/-7 g.

Источник: https://cont.ws/post/385892

Учебно-боевой самолет ЯК 130

ПодробностиКатегория: СамолетыОпубликовано: 04.08.2016

Самолет ЯК 130 — основной учебный самолет ВВС России, но при этом способный выполнять боевые задачи. Первый военный самолет, полностью разработанный с нуля в России после распада СССР.

Даже при сравнительно небольших размерах после оснащения новейшими оптико-электронными прицельными устройствами и навигационным оборудованием, установки новейшей радиолокационной станции появляется возможность расширить варианты боевого применения, используя в качестве штурмовика, близкого по характеристикам к СУ-25СМ, или многофункционального истребителя 4+ поколения. Учитывая возможность посадки на неподготовленные (в том числе грунтовые) аэродромы, его применение в некоторых случаях станет экономически более целесообразным. Следует обратить внимание на небольшую длину разбега, составляющую от 510 до 940 метров. Очень важно, что после модернизации появляется возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов по различным целям, не залетая в зону действия войсковой противовоздушной обороны вероятного противника. Да, да, и это все о нем, самолете ЯК-130 отмечалось в информации официального представителя ОКБ им. Яковлева.

История создания

А начиналось его проектирование совсем не просто. Во-первых, необходимо было выиграть в 1991 году тендер у конкурента — МИГ-АТ ОКБ Микояна. Комиссией военно-воздушных сил предпочтение было отдано учебно-тренировочному ЯК-130. Однако финансирование разработки проекта не проводилось из-за отсутствия денег, что было обычным явлением в лихие девяностые.

По этой причине привлекли к проектированию итальянскую Alenia Aermacchi, и далее разработка планера осуществлялась совместно. В процессе проектирования возникли непреодолимые разногласия, и итальянцы, получив техническую документацию, вышли из кооперации с ОКБ им. Яковлева, продолжив самостоятельно проектировать самолет.

В дальнейшем итальянский самолет получил обозначение – М-346, внешне похожий на ЯК-130.

Впервые ЯК-130 выполнил пробный полет в 1996 году, в этом же году совершил первый вылет и МИГ-АТ, разработанный совместно с французскими авиастроительными фирмами. После необходимых доработок и модернизации в 2001 году было объявлено об окончательной победе самолета, разработанного в ОКБ им. Яковлева.

Первый серийный самолет ЯК-130 совершил испытательный полет в 2004 году. Окончательный акт о завершении испытаний ЯК-130 был подписан лишь в конце 2009 года, хотя первый вылет самолета, из числа заказанных по контракту для ВВС России, состоялся еще в мае 2009 года. К концу 2015 года для Вооруженных Сил РФ было передано 69 самолетов.

В рамках гособоронзаказа ВКС России в течение 2016-2018 гг. будут переданы еще 30 таких самолетов. 

Общее описание ЯК-130

На сегодняшний день ЯК-130 представляет сложнейший учебно-тренировочный летающий центр подготовки курсантов военно — учебных заведений и совершенствования летной подготовки опытных пилотов.

Оснащение и летные возможности самолета позволяют отрабатывать навыки пилотирования, необходимые для выполнения боевых задач на самолетах четвертого и пятого поколений, например, на истребителях МИГ-29, штурмовике СУ-25 и других.

В соответствии с учебными планами и программами курсанты ВВУЗов практически учатся взлету и посадке, действиям при возникновении нештатных ситуаций, управлению самолетом на предельных режимах, выполнению маневров в одиночном полете и в составе группы, а также выполнять другие задачи. В настоящее время самолет является одним из элементов оснащения учебно-тренировочных комплексов. 

  • К преимуществам самолета можно отнести:
  • отличная маневренность и управление при полетах на малой высоте;
  • достойные показатели скороподъемности;
  • возможность применения современного высокоточного оружия;
  • первоклассные взлетно-посадочные характеристики;
  • одно из лучших в мировом самолетостроении соотношение цены и качества;
  • боевое применение в различных метеоусловиях.

Обучение и тренировки на ЯК-130 предшествуют самостоятельным полетам не только на отечественных самолетах, но и таких как F-16, «Мираж» и других.

 Особенностью самолета является то, что помимо основных топливных баков в крыльях и фюзеляже имеется возможность использования подвесных баков, хотя дальность полета и без них составляет 2000 км на высоте 12500 м.

Кабина оборудована двумя катапультируемыми креслами, сохранившими жизнь не одному пилоту во время летных происшествий. По характеристикам самолет имеет полезную боевую нагрузку в 3000 кг.

Это позволяет на девяти точках подвески разместить различные виды вооружений, например, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, противокорабельные ракеты, а также корректируемые и обычные пятисоткилограммовые авиабомбы. Возможности новейших электронных комплексов, установленных на самолете, при его дальнейшей модернизации существенно расширят боевые возможности ЯК-130. 

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина — 11493 
  • Размах крыла — 9840
  • Высота — 4640
  • Масса пустого — 4600 кг
  • Нормальная взлётная масса — 7700 кг
  • Максимальная взлётная масса — 10 290 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
  • Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1050 км/ч
  • Практический потолок: 12 500 м 
  • Тяговооружённость: 0,8
  • Длина разбега: 510—940 м
  • Длина пробега: 610—880 м

Вооружение

  • Боевая нагрузка — до 3 т.
  • Управляемые ракеты —  ближнего боя Р-73 «воздух-воздух»
  • Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8,
  • Блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13,
  • Неуправляемые ракеты С-25ОФМ
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг

Эксплуатация

Характеристики самолета позволяют его использование в качестве истребителя-бомбардировщика, самолета – разведчика, в качестве одного из элементов системы радиоэлектронной борьбы, на его базе возможно создание мощного беспилотного средства поражения объектов и живой силы противника. По данным российского центра анализа стратегий и технологий в 2011 году продажи военной авиационной техники в целом составляют около 50% от всего экспорта оружия. На сегодняшний день эти самолеты поставлены в Алжир, Белоруссию, Вьетнам. По данным Рособоронэкспорта в 2011 году только Алжиру переданы 16 самолетов на общую сумму более 200 миллионов долларов. Обсуждаются контракты на поставку ЯК-130 в Малайзию, Филиппины, Казахстан и ряд других стран. Заинтересованность в покупке проявляют и в странах Латинской Америки.

Специалисты отмечают, что модернизация самолета расширит рынки сбыта, так как по различным причинам многие страны хотели бы купить легкие штурмовики, несущие до трех тонн различного вооружения, в том числе и управляемого. Кроме того, не имеет смысла доводить скорость ЯК-130 до сверхзвуковых величин, по аналогии с китайским L-15, так как это мало чему может научить летный состав.

ЯК-130 получил высокую оценку на различных международных авиасалонах. Как утверждают СМИ, международные эксперты на авиасалоне в Ле Бурже (2013 год) признали двухместный реактивный самолет лучшим в категории учебно-тренировочных средств.

Специалисты планируют участие самолета не только на международных авиасалонах, но и эксплуатацию пилотажных групп на международных линиях. Персонаж одного известного российского фильма утверждал, что у него нет недостатков и он весь положительный. Похожая ситуация с нашим реактивным учебно-тренировочным самолетом ЯК-130.

Возмущен только британский журнал The Week, которому не понравилось, что российский учебно-тренировочный самолет может нести на борту слишком много современного оружия. 

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/25-voennaya-aviatsiya/84-samolet-yak-130

Облик самолета Як-152

Заслушав и обсудив доклады специалистов, комиссия положительно оценила состояние проекта и документации, подчеркнув в своих выводах такие выгодные отличительные особенности самолета, как оптимальность аэродинамической компоновки, значительное повышение безопасности экипажа благодаря применению высокоэффективной системы аварийного покидания, наличие трехопорного шасси с передней опорой, применение современного комплекса радио-электронной аппаратуры и средств электронной индикации в кабинах на базе 4-х многофункциональных дисплеев, аналогичных применяемым на самолете Як-130.

Отмечен также ряд конкурентных преимуществ самолета и комплекса. В частности, возможность безангарного хранения и базирования на аэродромах с небольшой прочностью грунта (5 кг/см2), возможность выполнения полетов в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, одинаковая информационная обстановка кабин самолетов Як-152 и Як-130, использование инновационного дизельного двигателя на керосине и т.п.

Вместе с тем комиссия внесла ряд ценных замечаний по самолету и комплексу. В частности, по мнению летчиков, необходимо оптимизировать эргономические параметры кабин экипажа под летчиков с различными антропометрическими данными. Комиссия предложила также рассмотреть установку на самолет Як-152 альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом.

В целом Макетная комиссия прошла на достаточно высоком техническом и организационном уровне, подтвердила правильность основных решений по самолету и комплексу и ознаменовала собой завершение важного этапа подготовки к постройке опытных образцов самолётов Як-152 и составляющих элементов «Учебно-тренировочного комплекса первоначальной лётной подготовки летного состава».

В свою очередь, 17 октября 2014 года агентство «Интерфакс-АВН» сообщило, что завершена разработка конструкторской документации на Як-152:

Инженерным центром им. Яковлева, входящем в состав корпорации «Иркут», завершен очередной этап разработки нового учебно-тренировочного самолета первоначального обучения Як-152, сообщает Интерфакс-АВН , ссылаясь на источник в авиапроме.

По словам собеседника агентства, в конце сентября Минобороны РФ провело заседание Макетной комиссии, которая дала оценку выполненных по госконтракту работ.

«Макетная комиссия отметила удачную аэродинамическую компоновку самолета, применение на самолете катапультируемых сидений, шасси с носовой стойкой, системы индикации с четырьмя многофункциональными дисплеями в обеих кабинах, аналогичными тем, что установлены на самолете Як-130», — сказал собеседник агентства.

Отмечалось также, что самолет Як-152 не требует ангарного хранения, может базироваться на грунтовых площадках, выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью.

«Комиссия предложила рассмотреть возможность установки на самолет Як-152 альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом», — сказал собеседник агентства.

Он отметил, что в связи с отсутствием в России авиадвигателя необходимой мощности, на Як-152 предполагается установка авиадизеля иностранного производства, работающего на авиационном керосине.

«Теперь в течение года на предприятии корпорации «Иркут» предстоит изготовить опытную партию из двух летных экземпляров Як-152 для летных испытаний и двух планеров самолета для статических и ресурсных испытаний», — сказал собеседник агентства.

Як-152 — это учебно-боевой самолет для повышения летной подготовки курсантов и летчиков строевых частей ВВС. Максимальная скорость горизонтального полета Як-152 составит 300–320 километров в час, потолок – 4000 метров, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 километров. Нормальная взлетная масса – 1320 килограммов.

Ресурс Як-152 должен составлять не менее 10 тысяч часов и 30 тысяч посадок. На новом УТС курсанты военных училищ, а также системы ДОСААФа смогут осваивать технику пилотирования и основы навигации, фигуры высшего пилотажа, групповые полеты. По оценке специалистов, бортовое оборудование позволит работать в сложных метеоусловиях.

На Як-152 будет установлена система катапультирования СКС-94М.

Источник: https://yablor.ru/blogs/oblik-samoleta-yak-152/4722381

Як-152 — учебно-тренировочный самолёт начальной подготовки

03.07.2018

Качественные изменения, происходящие в последние годы в структуре ВКС и системе подготовки военных лётчиков в России, потребовали серьёзного обновления учебно-материальной базы учебных заведений Воздушно-космических сил РФ.

С 2010 года на вооружение поступает реактивный учебно-боевой самолёт нового поколения Як‑130, предназначенный для повышенной лётной подготовки курсантов училищ и лётчиков строевых частей ВКС, в конце 2015 года начались испытания спортивно-пилотажного самолёта с крылом обратной стреловидности СР-10, который Минобороны России готово закупить в количестве 100 штук, если испытания самолёта завершатся успешно.

Но первоначальную лётную подготовку, по мнению командования ВКС, целесообразнее проходить на более простом в пилотировании учебном самолёте. Это мировая практика, когда молодые лётчики (и не только военные) делают «первые шаги в небе» на простых в управлении и надёжных учебных самолётах с различными типами двигателей.

История создания Як-152 начинается в начале 2000 годов, когда президентом ОКБ им. Яковлева Олегом Демченко было принято решение о переобозначении создаваемого учебно-тренировочного самолёта Як-54М в Як-152 для подчеркивания его преемственности с известным серийным самолётом Як-52.

При этом ОКБ планировало начать сборку самолёта уже в 2001 году. Проектирование велось за счёт собственных средств ОКБ им. Яковлева, которое было готово оплачивать НИОКР вплоть до первых поставок самолётов заказчикам. Стоимость самолёта составляла не менее 100 тыс. долл.

, спрос в России оценивался в количестве от 200 до 800 машин.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и напомнить, что в это же время ОКБ им. Яковлева начало проектировать новый пассажирский среднемагистральный самолёт МС-21, работы над которым также велись на собственные средства ОКБ. Ограниченность финансовых ресурсов предопределяла поиск инвестора, яковлевцы нашли его в Китае.

Китай был очень заинтересован в УТС типа Як-152, его предполагалось использовать для подготовки лётчиков китайских ВВС и гражданских пилотов. В конце 2006 года планировалось подписать соглашение о совместной разработке на базе Як-152 нового учебно-тренировочного самолёта первоначального обучения L-7.

Читайте также:  Планета юпитер — самая большая планета с большим секретом

В конце 2008 года разработка конструкторской документации на Як-152 находилась в завершающей стадии, на следующий год документы должны были передаваться на арсеньевский авиазавод «Прогресс», где планировался серийный выпуск самолётов, и через год-полтора предложить его российским ВВС. В том же 2008 году Як-152 участвовал в конкурсе на УТС первоначального обучения. Победителем был определен самолёт Су-49, однако Минобороны эту тему тогда не финансировало.

В 2010 году в Китае поднялся в воздух первый прототип самолёта L-7 спроектированный и построенный совместно с ОКБ Яковлева на базе Як-152.

2013 год стал переломным в судьбе самолёта. В августе того года СМИ сообщили, что командование ВВС России заинтересовалось проектом самолёта начальной лётной подготовки Як-152.

Об этом в интервью РИА Новости перед открытием авиасалона МАКС-2013 рассказал лётчик-испытатель ОКБ имени Яковлева Роман Таскаев.

По его словам, военные приступили к разработке технических требований к новому самолёту.

«Возможно, будет принято решение, что будем его строить для отбора и первоначальной подготовки лётчиков. Он будет поршневой, но это даст экономию средств на производство и эксплуатацию. Размеры у него будут как у Як-52, но в нем будут учтены новые технологии и требования, чтобы была преемственность для перехода на Як-130», ─ рассказал Таскаев.

В ноябре 2013 года разработка технических требований к УТС первоначального обучения совместно ВВС с ОКБ имени Яковлева была развёрнута в полном объёме.

Поставки нового учебно-тренировочного самолёта российским ВВС планировали начать в 2016 году. В течение года была доработана под требования ВВС России разработанная ранее на самолёт Як-152 конструкторская документация.

Серийное производство предполагалось организовать на Иркутском авиационном заводе.

Весной следующего года Рособоронпоставка объявила открытый конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ по теме «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной лётной подготовки лётчиков на базе учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки Як‑152» для нужд Министерства обороны Российской Федерации под шифром «Птичка-ВВС». Стоимость контракта на создание самолёта была определена Минобороны в 300 млн рублей. Потенциальный головной исполнитель проекта — корпорация «Иркут» оценивала стоимость исполнения контракта в 318,7 млн рублей. В конкурсных условиях оговаривалось, что самолёт должен пройти госиспытания и быть принятым на вооружение не позднее 25 ноября 2016 года.

Победителем конкурса было объявлено ОКБ им. А. С.

Яковлева, которое представило проект комплекса в составе самолёта Як‑152, процедурного тренажёра, учебных компьютерных классов и системы средств объективного контроля.

Самолёт первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора лётчиков на ранней стадии подготовки.

Летом 2014 года на Иркутский авиазавод начала поступать рабочая конструкторская документация, на заводе приступили к подготовке производства для изготовления опытной партии УТС Як-152.

В сентябре вся документация была передана на завод, началось проектирование технологической оснастки для изготовления первых планеров самолётов.

23-25 сентября 2014 года в ОКБ имени Яковлева Минобороны провело заседание макетной комиссии, которая дала оценку выполненных по госконтракту работ.

Основные ЛХТ
УТС Як-152

Тип двигателя,кол-во х мощность, л.с.

поршневой дизельный
RED A03

1 х 500

Расположение экипажа
тандем

Макс. взлетный вес, кг
2125

Макс. запас топлива, кг
200

Макс. нагрузка, кг
550

Макс. скорость, км/ч
500

Скорость горизонтального полёта, км/ч
380

Посадочная скорость, км/ч
145

Скороподъёмность, м/сек
8

Практический потолок, м
4000

Макс. дальность полёта, км
1500

Макс. эксплуатационная перегрузка, ед.
+5/-3

Длина разбега/пробега, м
300/450

Геометрические размеры

Длина, мм
7220

Высота, мм
2470

Размах крыла, мм
8820

Диам. винта, мм
2500

Макетная комиссия отметила удачную аэродинамическую компоновку самолёта, применение на самолёте катапультируемых сидений, шасси с носовой стойкой, систему индикации с четырьмя многофункциональными дисплеями в обеих кабинах, аналогичными тем, что установлены на самолёте Як-130. Отмечалось также, что самолёт не требует ангарного хранения, может базироваться на грунтовых площадках, выполнять полёты в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью.

Макетной комиссии был представлен полноразмерный макет самолёта Як-152 построенный Отраслевым специальным конструкторским бюро экспериментального самолётостроения Московского авиационного института (ОСКБЭС МАИ) в варианте, предложенном для ВВС России, с дизельным двигателем RED Aircraft A03 V12.

Было отмечено, что в связи с отсутствием в России авиадвигателя необходимой мощности, на Як-152 предполагалась установка авиадизеля иностранного производства, работающего на авиационном керосине.

Комиссией было предложено рассмотреть возможность установки на самолёт альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом.

Двенадцатицилиндровый двигатель RED A03 V12 разработан немецкой компанией RED Aircraft GmbH. В 2011 году двигатель RED A03 V12 успешно завершил очередной этап лётных испытаний на самолёте Як-52. В проекте создания двигателя одним из основных инвесторов выступает российский инвестиционный холдинг «ФИНАМ».

Основатель компании RED Aircraft GmbH Владимир Райхлин — известный в мире моторист и автогонщик — первый, кому удалось добиться значительных успехов в создании эффективного дизельного мотора, работающего на авиационном керосине, который, помимо высокой надёжности и экономичности, был бы безопасным, долговечным и экологичным.

Читайте также  СР-10 — спортивно-пилотажный самолёт

В 2015 году должны были быть изготовлены первые два лётных экземпляра самолёта Як-152, которые планировалось задействовать в проведении государственных испытаний, и два самолёта для наземных статических и ресурсных испытаний. Завершить государственные испытания УТС Як-152 намечали в 2016 году.

* * *

Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трёхопорным шасси с носовым колесом.

Самолёт оснащается 12-цилиндровым дизельным двигателем RED A03 V12 мощностью 500 л.с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Двигатель установлен на моторной раме через амортизационные втулки.

Воздух для охлаждения двигателя поступает через жалюзи в передней части капота.

Як‑152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Переднее место предназначено для ученика, заднее — для инструктора. Пилотирование Як‑152 возможно одним пилотом из передней или задней негерметичных кабин, которые оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом.

Управление самолётом осуществляется центральной ручкой, вся полётная информация выводится на два жидкокристаллических монитора. Установленное на самолёте оборудование позволяет начинающему пилоту приобретать навыки обращения с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием.

В 2013 году самарский завод «Авиаагрегат», входящий в холдинг «Технодинамика» по собственной инициативе приступил к проведению опытно-конструкторских работ по шасси для ЯК-152 до подписания договора.

Было подготовлено техническое предложение, а в апреля 2014-го приступили к техническому проекту. В декабре 2014 года началась разработка рабочей конструкторской документации (РКД).

В марте 2015-го для технологической подготовки производства технологам были переданы разработанные 3D-модели и габаритные чертежи. Ещё через несколько месяцев, в июне, РКД передана заводу-изготовителю.

Шасси Як-152 спроектировано из надёжных конструкционных материалов и с применением проверенных временем конструкторских и технологических решений.

Амортизационные качества опор шасси с колёсами низкого давления и небольшие длины разбега при взлёте и пробега при посадке позволяют эксплуатировать самолёт на небольших грунтовых аэродромах.

Уборка и выпуск шасси осуществляются электроприводами, а торможение колёс — с помощью гидравлики.

Самолёт, оснащённый двигателем RED A03, рассчитан на эксплуатацию с максимальной эксплуатационной перегрузкой до +5/-3 g, при первоначальном проектировании с двигателем М-14Х закладывались перегрузки +9/-7 g.

Максимальная скорость горизонтального полёта самолёта — до 500 км/час, потолок — 4 000 м, длина разбега — не более 300 м, дальность полёта — 1 500 км. Ресурс Як‑152 должен составить не менее 10 тысяч часов, 30 лет и 30 тысяч посадок.

Проекции трёх видов самолёта

Планер Як-152 цельнометаллический за исключением обшивки рулей и элеронов, которые изготовлены из углепластиков. Цельнометаллический фюзеляж полумонокок усилен четырьмя лонжеронами.

Неразъёмное однолонжеронное крыло набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено элеронами и выдвижными закрылками, улучшающими взлётно-посадочные характеристики.

Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в четырёх точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Высокая надёжность, простота конструкции, подходы к агрегатам и коммуникациям систем обеспечивают удобство обслуживания с минимальными затратами на подготовку к полётам при использовании минимума общедоступных аэродромных средств. Аэродинамическая компоновка крыла, формы в плане и профилировка — выбраны из условия обеспечения функций самолёта первоначального обучения и пилотажного.

Планируется, что на самолёте Як‑152 курсанты военных лётных заведений будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, а также групповым полётам.

Як‑152 даст возможность отработать технику пилотирования по приборам (под шторкой) при полёте по маршруту и заходе на посадку с использованием аэродромных посадочных систем, действия в особых случаях в полёте и другие вопросы.

Наличие тренажёрного комплекса с единым программным обеспечением сделает процесс обучения более эффективным.

Читайте также  22 декабря 1976 года первый полёт совершил аэробус Ил-86

Самолет Як‑152 и учебно-тренировочный комплекс на его базе имеют целый ряд конкурентных преимуществ.

Среди них: возможность безангарного хранения и базирования на аэродромах с небольшой прочностью грунта, возможность выполнения полётов в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, использование инновационного дизельного двигателя, работающего на керосине, и ряд других.

По оценке специалистов, бортовое оборудование Як‑152 позволит работать в сложных метеоусловиях.

Оснащение самолёта обеспечит начинающим пилотам возможность получить практические навыки в использовании современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.

Як‑152 стал первым самолётом малой авиации, для которого Раменское приборостроительное конструкторское бюро в последние годы специально разработало бортовое радиоэлектронное оборудование.

Новая учебная машина будет соответствовать современным требованиям безопасности. Як‑152 позволит отрабатывать действия молодых лётчиков при вводе самолёта в штопор и выводе из него. На самолёте устанавливается сверхлёгкий комплекс средств аварийного покидания КСАП‑152 с креслами СКС-94М2 разработки научно-производственного предприятия «Звезда».

Выполнение программы первоначальной лётной подготовки на самолёте Як‑152 с применением наземных технических средств обучения и системы объективного контроля позволяет сократить затраты на профессиональную подготовку курсанта в несколько раз.

Использование двух учебных самолётов — поршневого Як‑152 на начальном этапе обучения и реактивного Як‑130 в ходе продвинутого — станет оптимальным сочетанием в системе подготовки курсантов ВКС: поскольку Як‑152 имеет полностью унифицированное с Як‑130 информационно-управляющее поле кабины, молодые пилоты смогут быстрее освоить самолёт Як‑130, после чего будут готовы перейти уже на боевые самолёты.

* * *

В настоящее время (апрель 2016 г. — прим. Авиация России) на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) — филиале корпорации «Иркут» — идёт строительство четырёх опытных образцов Як‑152.

Два самолёта предназначены для проведения лётных испытаний, один — для наземных статических испытаний, и ещё один — для наземных ресурсных испытаний.

После завершения госиспытаний ИАЗ приступит к серийному выпуску самолётов Як‑152.

7 июня 2016 г. стало известно, что Минобороны России заказало 150 машин, и уже до конца 2016 года самолёт должен подняться в небо.

По мнению экспертов, общие потребности Минобороны РФ в учебно-тренировочных самолётах типа Як‑152 оцениваются в 250–300 единиц. Кроме того, представители российского ДОСААФ заявили о желании приобрести свыше 100 таких учебных машин для своих учебных авиационных центров.

Специалисты высоко оценивают экспортный потенциал Як‑152. К самолёту уже проявили интерес за рубежом, в частности в странах СНГ. Так, 16 марта 2016 года ДОСААФ Республики Беларусь заключило рамочный договор на поставку Як-152 для своих структур.

Поскольку Як‑152 после соответствующей доработки и адаптации может эксплуатироваться и в гражданских целях, ожидается, что он будет востребован в других организациях, осуществляющих первоначальную лётную подготовку.

Дополнено:

29 сентября 2016 года — подготовка к первому полёту УТС Як-152 / фото (с) ОАК

29 сентября 2016 года — первый полёт УТС Як-152 / фото (с) ОАК

Источники:

  • Журнал ОАК «Горизонты» №4 2015 г.
  • Авиационная энциклопедия «Уголок неба»
  • Новости ВПК (VPK.name)
  • Пресс-служба корпорации «Иркут»
  • Блог Ru-Aviation
  • Военно-технический сборник «Бастион»
  • Фото в шапке статьи: первый полёт 29 сентября 2016 года / (с) ОАК

Андрей Величко
апрель-сентябрь 2016 г.

Источник: https://nebesno.ru/iak-152-ychebno-trenirovochnyi-samolet-nachalnoi-podgotovki/

Второе пришествие легкого учебно-тренировочного самолета Як-152

Федеральное агентство (ФА) «Рособоронпоставка» объявилo в марте 2014 г. конкурс на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по учебно-тренировочному самолету Як-152

Читайте также:  День защитника отечества 23 февраля 2019 — подробная история возникновения праздника

Самолет Як-152 (ранее он имел обозначение Як-54М) разработан в первой половине 90-х годов прошлого века на базе двухместного поршневого учебно-тренировочного самолета Як-54 (первый полёт состоялся 23 декабря 1993 г.). В декабре 2000 г. руководством ОАО «ОКБ им. А.С.

Яковлева» было принято решение о переобозначении самолета Як-54М в машину Як-152 для подчеркивания его преемственности с известным спортивно-тренировочным самолетом (УТС) Як-52, который являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.

https://www.youtube.com/watch?v=l3Ic9F4VeP8

ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» продемонстрировало опытный образец двухместного самолета первоначального обучения Як-54М (Як-152) на МАКС-2003.

В 2001 г. проект самолета Як-152 вместе с предложенным ОАО «ОКБ Сухого» проектом машины Су-49 участвовал в конкурсе Минобороны России. По итогам конкурса в октябре 2001 г. победителем был назван проект УТС Су-49. Однако тогда денег на его разработку у Минобороны не нашлось. О самолетах Як-152 и Су-49 подзабыли.

Прошло более десяти лет и проект легкого УТС Як-152 решили реанимировать, объявив конкурс на выполнение ОКР под названием «Птичка-ВВС» для нужд Минобороны России. Можно с очень большой долей уверенности предположить, что в конкурсе победит ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева». Стоимость контракта на создание двухместной машины Як-152 определена в 300 млн руб.

Соответствующий документ размещен на официальном сайте ФА «Рособоронпоставка», которым руководит Надежда Синикова.

В соответствии с условиями конкурса, в рамках ОКР, помимо самолета, должны быть разработаны средства наземного обслуживания, контроля и обучения.

Разработку рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца необходимо завершить до 30 сентября 2014 г.

Согласно планам, изготовление четырех опытных образцов (двух машин для летных испытаний, по одному – для статических и ресурсных испытаний) планируется завершить до 30 октября 2015 года, а государственные совместные испытания провести до 30 сентября 2016 года.

Необходимо сказать, что первоначально Як-152 проектировался под установку поршневого двигателя М-14Х мощностью 325-360 л.с.

На сегодняшний день проработан вопрос об оснащении самолета Як-152 авиационным дизелем, разработанным немецкими специалистами. Созданный в Германии 12-цилиндровый авиадизель RED A03 V12 мощностью 500 л.с.

успешно прошел испытания в составе силовой установки на самолете Як-52. На Як-152 планируют установить модификацию двигателя RED A03 V12.

Бортовое оборудование самолета позволит осуществлять полеты в сложных метереологических условиях, соответствует требованиям ВВС России. На самолете будет установлена система катапультирования СКС-94М, которая обеспечит аварийное покидание самолета членами экипажа.

Машина Як-152 должна стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого войдут самолет Як-152 для первоначального обучения, Як-130 для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВВС, а также единый тренажерный комплекс с единым программным обеспечением.

Следует также сказать, что с декабря 2010 г. в Китае летает аналог самолета Як-152 – машина L-7. Соглашение о совместной разработке УТС L-7 для начальной летной подготовки было подписано между Россией и Китаем в августе 2007 г.

Справка сайта

Максимальная скорость горизонтального полета самолета Як-152 составит 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4 тыс м, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 км. Нормальная взлетная масса – 1320 кг.

Ресурс Як-152 должен быть не менее 10 тыс часов и 30 тыс посадок.

Предполагается, что на новом УТС курсанты военных летных училищ, а также курсанты системы ДОСААФ России будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, групповым полетам и др.

Юрий Пономарев

Фото ОAО «ОКБ им. А.С.Яковлева»

На снимке: УТС Як-54М

Источник: http://rusaviacluster.ru/aviatsiya/oak/555-vtoroe-prishestvie-legkogo-uchebno-trenirovochnogo-samoleta-yak-152

После 40-летнего перерыва в России создан самолет для массовой подготовки молодых летчиков

?uacrussia (uacrussia) wrote,
2016-12-26 14:47:00uacrussia
uacrussia
2016-12-26 14:47:00В конце сентября 2016 года с аэродрома Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут») состоялся первый полет учебно-тренировочного самолета Як-152.

Машина, разработанная и построенная корпорацией «Иркут», предназначена для первоначальной летной подготовки. Российские заказчики планирует закупить до 2020 года 150 таких самолетов. Як-152 придет на смену старым Як-18 и Як-52.«Полетное задание выполнено полностью.

Машина вела себя нормально», – доложил о результатах первого полета летчик-испытатель 1-го класса ОКБ им. А. С. Яковлева Василий Севастьянов, пилотировавший Як-152. Этот двухместный поршневой самолет очень важен для всей авиации России. Пусть он не сверхзвуковой, сверхманевренный истребитель, и не реактивный учебно-боевой самолет.

Однако именно на Як-152 в скором будущем выполнят свои первые полеты курсанты летных учебных заведений, подростки в аэроклубах ДОСААФ.

Оценка испытателя

На фото: Василия Севастьянова после первого полета на Як-152 встречает шеф-пилот ОКБ им. А. С. Яковлева Роман Таскаев.Требования к этой машине были соответствующими – максимальная надежность и безопасность, простота управления, возможность решать все, в том числе, самые сложные задачи первоначального обучения. Поэтому так была важна оценка Василия Севастьянова – опытного летчика-испытателя, освоившего больше двадцати типов самолетов и участвовавшего в заводских и государственных испытаниях самолета Як-130.«Як-152 создавали как поршневой учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки, – рассказывал Севастьянов в одном из интервью после первого полета на новой машине. – Освоив азы на Як-152, молодые пилоты, как правило, будут переходить к освоению других типов самолетов».Василий Севастьянов работает в ОКБ им. А. С. Яковлева уже почти четверть века – с 1993 года. Он участвовал не только в испытаниях новой авиационной техники, но и в обучении летчиков. Потому Севастьянов мог оценить новый Як-152 не только как испытатель, но и как инструктор.«Як-152 – это современная учебная машина, при создании которой использованы новые технологии, оборудование, – отмечает летчик-испытатель. – Так, бортовое радиоэлектронное оборудование самолета Як-152 обеспечивает выполнение полетов ночью, а также учебного “слепого” полета, для чего предусмотрена шторка, закрывающая кабину курсанта. Это выгодно отличает самолет Як-152 от многих аналогов».Як-152, по словам его первого пилота, – настоящая «учебная парта». Мировая практика показывает, что молодые летчики делают «первые шаги» в небо на простых в управлении и надежных учебных самолетах. Это касается и подготовки пилотов реактивной авиации. Для этих целей новая яковлевская машина подходит идеально. «Как и все учебные машины, Як-152 достаточно прост и надежен в управлении, – считает Василий Севастьянов. – В целом, в самолет закладывались более высокие возможности, чем у большинства машин первоначального обучения, которые присутствуют на рынке. Уверен, что в ходе испытаний мы сумеем их подтвердить».

Оценка летчика-спортсмена

Самолеты первоначального обучения – одна из основ подготовки пилотов, точнее – ее первая ступень. Недаром российская пилотажная группа, выступающая на предшественниках Як-152 – самолетах Як-52, выбрала для себя название «Первый полет».

Причем, такие самолеты не только обеспечивают обучение молодых летчиков в учебных и пилотажных центрах, подготовку летчиков-спортсменов в ДОСААФ. Самолет первоначального обучения дает возможность провести профессиональный отбор.«Раньше была система ДОСААФовских клубов, в которые приходили подростки, занимались, получали минимум по 30 часов налета.

И тогда они, понимая, что могут быть пилотами, и имея первоначальную летную подготовку, поступали в военные или гражданские училища, – рассказывает журналу “Горизонты” семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина. – Сейчас в подготовке летчиков этот этап пропал.

Поэтому, например, ребята поступают в училище, учатся год, со второго курса начинают летать, и тут только выясняется, что этот молодой человек неспособен быть летчиком: может у него особенности работы вестибулярного аппарата, нет нужной реакции для быстро принятия решений».

Як-152 позволяет обучить технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого, сложного и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов.

«Сегодня, например, при подготовке пилотов для гражданской авиации у них достаточно большой “налет” на тренажерах, но практически отсутствуют визуальные полеты, полеты на отказ двигателя, на другие нештатные ситуации.

Такие полеты необходимы, но их, конечно, лучше выполнять на малых самолетах, на которых это проще и в десятки раз дешевле», – считает Капанина. Спортсменка активно выступает за возрождение в регионах страны сети аэроклубов, восстановление интернатов, летных классов, которые должны финансировать совместно различные государственные органы России.

Это даст возможность летать уже подросткам: во времена СССР на самолетах Як-52 разрешалось летать с 16 лет, при том, что автомобильные права получали с 18. Эта система даст возможность готовить смену для авиации, а также в целом повысить «авиационную мобильность» страны. «Выпускники таких аэроклубов, интернатов и классов, пусть и не пойдут дальше в летные училища, однако будут безопасными профессионалами в воздухе, смогут пилотировать собственные или арендованные самолеты», – говорит Светлана Капанина.

Универсальная машина

Новая учебная машина разработана ОКБ им. А. С. Яковлева, входящим в состав корпорации «Иркут». Это конструкторское бюро имеет большой опыт создания учебной авиационной техники. С 1935 года в России и за ее пределами выпущено свыше 22 тыс. учебных поршневых самолетов УТ-2, Як-11, Як-18 различных модификаций, Як-52.

Большинство современных летчиков России начинало свой путь в небо на самолетах ОКБ им. А. С. Яковлева.Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользовались легкие пилотажные самолеты ОКБ: Як-50, Як-55, Як-55М. Эти машины отличались от учебно-тренировочных самолетов способностью выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

На спортивных машинах яковлевского КБ отечественные летчики завоевали несколько высших наград на чемпионатах мира.Самолет Як-152 стал логическим продолжением сразу двух линеек самолетов ОКБ им. А. С. Яковлева – учебно-тренировочных и спортивных.

От первых самолету Як-152 досталась простота в управлении и обслуживании, от вторых – высокая маневренность и способность летать с высокими эксплуатационными перегрузками.Рабочая конструкторская документация на самолет Як-152 выпускается в цифровой форме.

Для передачи электронных моделей изделий на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) – филиал корпорации «Иркут» – используется корпоративная информационная система, базирующаяся на высокоскоростных защищенных каналах связи.Первый опытный Як-152 построен на ИАЗ. Здесь же строятся самолеты для летных испытаний, ведется подготовка к серийному производству.

На этапе изготовления самолета Як-152 ИАЗ применяет передовые производственные технологии, внедренные в ходе выполнения ключевых программ Корпорации: Су-30СМ, Як-130, МС-21, производство компонентов для самолетов Airbus A320.Як-152 обладает рядом преимуществ перед другими поршневыми учебно-тренировочными самолетами мира.

Максимальная скорость горизонтального полета самолета 420 км/ч. Это на 30-40 % больше, чем у большинства машин первоначального обучения. Длина разбега у «Яка» меньше, чем у большинства самолетов этого класса – всего 235 метров. Максимальная дальность его полета – 1500 км – находится на уровне лучших зарубежных образцов.

Примерно в полтора раза больше, чем у самых совершенных аналогов, диапазон максимальных эксплуатационных перегрузок для Як-152 – от +9 до -7.Такие высокие летно-технические характеристики достигнуты за счет ряда факторов.

Это и аэродинамическое совершенство самолета, и развитая система механизации крыла, и применение убирающегося шасси, что практикуется далеко не на всех массовых самолетах первоначального обучения. Як-152 отличается также повышенной тяговооруженностью, достигнутой благодаря установке самого мощного мотора в этом классе самолетов – дизельного двигателя RED A03Т мощностью 500 л. с.

Помимо улучшения летно-технических характеристик особенности конструкции Як-152 позволяют с самых первых полетов формировать у курсантов необходимые навыки, например, в части управления механизацией крыла и шасси.«Аэродинамика этой машины – великолепная, живучесть хорошая, он имеет катапульту.

На ней можно обучать и курсантов летных учебных заведений, и ребятишек, пацанов в ДОСААФ», – рассказывает директор Иркутского авиазавода по бережливому производству Сергей Яманов.Як-152 сможет обеспечить профессиональный отбор, обучение и подготовку широкого круга пилотов в государственных (например, ДОСААФ) и негосударственных учебных центрах. Благодаря высоким летно-техническим характеристикам самолет Як-152 может использоваться и для подготовки летчиков-спортсменов.Поскольку разработка и производство спортивно-пилотажных самолетов в России несколько лет назад прекратилась, Як-152 может занять нишу самолетов этого класса на новом техническом уровне и дать импульс развитию одного из направлений развития малой авиации в стране.

Як-152. Личное дело

Источник: https://uacrussia.livejournal.com/58011.html

Ссылка на основную публикацию