Советская зенитная ракета са-75 образца 1957 года на пусковом устройстве пу-см-62 – гроза самолетов-шпионов

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина» (СССР)

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина» предназначен для прикрытия стационарных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. После нескольких полетов над СССР высотных самолетов-разведчиков U-2 в августе 1956 г. под руководством министра оборонной промышленности Д.Ф.

Устинова были рассмотрены возможные экстренные меры по усилению ПВО. Форсирование работ по созданию СНР 6-сантиметрового диапазона сочли нереальным из-за задержек с освоением соответствующих электровакуумных приборов. Работавший тогда в ракетостроении известный авиаконструктор П.В.

Цыбин предложил разместить средства С-25 на железнодорожных платформах, но это означало создание с нуля уже третьего комплекса, отличного как от С-25, так и от С-75. В итоге приняли предложение А.А.

Расплетина о внедрении в серию упрощенного варианта С-75 с использованием освоенных приборов 10-сантиметрвого диапазона без аппаратуры селекции движущихся целей и электронного выстрела, который в дальнейшем получил обозначение СА-75 «Двина».

КБ-1 продолжало работу и по варианту комплекса с аппаратурой 6-сантиметрового (диапазона Н), который позднее приняли на вооружение как С-75 «Десна». Отметим, что обозначение С-75 применяется и ко всему семейству комплексов СА-75, С-75, С-75М и др., созданных в несколько этапов и многие десятилетия одновременно находившихся в эксплуатации.

Официально принятое решение было утверждено Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. Опытный образец СНР СА-75 «Двина» должен был быть поставлен на совместные испытания в апреле 1957 г., а для обеспечения ускоренного оснащения войск зенитно-ракетной техникой в 1957 г.

предстояло выпустить средства для комплектования 40 батарей (зенитно-ракетных комплексов — в со временной терминологии) и 1200 ракет В-750.
Полигонные испытания опытного образца начались в августе 1957 г, хотя первый пуск по реальной цели провели даже несколько раньше, в январе того же года, «по оказии» сбив Ил-28, участвовавший в «генеральной репетиции» испытаний оснащенной специальным зарядом ЗУР комплекса С-25. Совмещение конструкторских (заводских) испытаний серийного комплекса с совместными (Государственными) позволило завершить весь объем испытаний 28 ноября, через 5 месяцев после поставки на полигон опытного образца ЗРК.

Комплекс СА-75 «Двина» с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957 г. №1382-638 и Приказом МО СССР №00102 1957 года. Несмотря на затянувшиеся почти до конца года испытания на полигоне, производственное задание 1957 г.

было в значительной мере выполнено — удалось изготовить 30 из 40 заданных ЗРК и 621 из заказанных 1200 ракет.
В январе 1957 г.

на площадке № 60 полигона Капустин Яр началось создание стыковочной базы, где поступавшие с заводов поэлементно ЗРК комплектовались, настраивались в условиях реальной работы и окончательно сдавались военным — с августа там же комплектовались дивизионы строевых войсковых частей.

Несмотря на принятие комплекса СА-75 «Двина» на вооружение, при испытаниях выявились его существенные недостатки. В частности, при полете цели на малой высоте на угломестном экране возникала вторая (паразитная) отметка, затруднявшая наведение ЗУР, в особенности в автоматическом режиме.

При переключении масштаба дальности на экранах индикаторов происходил спад напряжения, что часто приводило к потере сопровождения. Сильный шум в кабинах быстро утомлял операторов. Большая зона падения стартовых ускорителей, расположенная на удалении от 2 до 5,4 км от пусковой установки, ограничивала выбор позиций.

При регламентных работах требовалось вскрытие всех лючков на ракете. Радиовзрыватель «Шмель» имел малую помехозащищенность. Но в целом, выявленные недостатки не носили решающего значения, и с 1958 г. комплексы СА-75 «Двина» в массовом количестве поставлялись Заказчику и вскоре стали основным оружием Войск ПВО страны.

В первые годы эксплуатации ЗРК СА-75 «Двина» поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы.

В состав комплекса СА-75 «Двина» входят антенный пост на артиллерийской повозке КЗУ-16, кабины станции наведения ракет на шасси автомобилей ЗиС-150, средства энергоснабжения, шесть пусковых установок СМ-63 с зенитными управляемыми ракетами 1Д или 11Д.

  В комплексах семейства СА-75 «Двина» использовалось несколько режимов сопровождения цели: ручное либо автоматическое по всем координатам, а также автоматическое по угловым координатам в сочетании с ручным по каналу дальности, в котором достигалось наилучшее определение координат и разрешение целей.

Для ручного и полуавтоматического сопровождения были выделены особые рабочие места с индикаторами, на которых область сопровождаемой цели «вырезалась» по дальности и отображалась в более крупном масштабе.

Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) выполнена по нормальной компоновочной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. В переднем отсеке размещался радиовзрыватель, передающие антенны которого находились под радиопрозрачными участками носового обтекателя, за которым располагался предохранительно-исполнительный механизм.

Следующий отсек образовывала боевая часть. Далее следовал топливный отсек с несущими баками горючего и окислителя, разделенными совмещенным двухстеночным днищем, что позволило сократить длину ракеты.

В расположенном за баком окислителя приборном отсеке последовательно размещались шар-баллон — воздушный аккумулятор давления, блок управления автопилота, радиоаппаратура и источник питания — ампульная батарея. В хвостовом отсеке маршевой ступени ракеты находились рулевые машинки, вкладной бак «И» с пусковым горючим ОТ-155 и жидкостный ракетный двигатель.

Снаружи отсека располагались цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену. Жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов в наземных условиях развивал тягу 2,65 т, в пустоте — 3 т.

Стартовый двигатель состоял из стального корпуса со съемным днищем, многошашечного вкладного заряда из нитро- целлюлозного топлива и сопла с «грушей» для регулирования критического сечения в соответствии с температурой заряда.

На наружной поверхности стартового двигателя крепились стабилизаторы с элеронами, размещенными в одной плоскости. Механическая связь между ступенями обеспечивалась коническим переходным отсеком, сбрасываемым вместе со стартовиком.

На нижней поверхности первой и второй ступени размещались роликовые опоры и бугель, а на верхней — такелажные узлы.

Двигатель второй ступени запускался перед разделением ступеней и работал до окончания наведения ракеты. Подрыв боевой части производился по команде, формируемой радиовзрывателем или поступающей от СНР. В случае промаха подавалась команда на самоликвидацию и ракета ув'одилась вверх с последующим подрывом боевой части.

Для обучения и проведения тренировок личного состава промышленностью выпускались габаритно-массовые макеты ракет и учебные ракеты в нескольких вариантах, также разрезные макеты ракет и различные тренажерные средства.

В составе наземных средств стартовой батареи РБ-75 использовалось до шести пусковых установок СМ-63-1, расположенных на удалении от 50 до 75м от станции наведения ракет и 6-12 транспортно-заряжающих машин ПР-11 и средства их буксировки. Пусковая установка синхронизировалась с СНР для предстартового наведения ЗУР.

Максимальный угол пуска составлял 75°. Пусковые установки буксировались гусеничными тягачами АТС-59 со скоростью до 35 км/ч по шоссе и до 10 км/ч по грунтовым дорогам.

Транспортно-заряжающая машина ПР-11А на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151В обеспечивали работу с ракетой 1Д и ее усовершенствованной модификацией 11Д и оснащалась баком емкостью 346 л для окислителя.

В дальнейшем в войска поставлялись машины ПР-11Б на базе автомобиля-тягача ЗИЛ-157КВ. В «северном» исполнении и для районов песчаных пустынь взамен автомобилей поставлялись гусеничные тягачи АТС-59.

Заряжание пусковой установки производилось при повороте балки с ЗУР на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону ПУ.

Сопряжение направляющих транспортно-заряжающей машины и ПУ обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков и другими специальными приспособлениями. Ракета переводилась с транспортно-заряжающей машины на ПУ за 1 минуту.

Общее время перезаряжания составляло 2-4 мин, но при работе слаженного расчета значительно уменьшалось.

На позиции дивизиона 6 ракет могли находиться на пусковых установках в состоянии окончательной готовности и до 1 8 ЗУР на транспортно-заряжающих машинах в состоянии промежуточной готовности, без заправки окислителем, в хранилище ракет — сооружении, рассчитанном на 18 боевых и 2 учебных ракеты. На боевой позиции сооружались взводные укрытия, рассчитанные на две транспортно-заряжающие машины.

Технический дивизион полка (бригады) производил сборку ракет, пристыковку крыльев, стабилизаторов, рулей; установку боевых частей, предохранительно-исполнительного механизма, пиропатронов; проверку бортового оборудования ракет; заправку сжатым воздухом, горючим и транспортировку ракет на стартовые позиции.

При работе зенитного ракетного комплекса в составе полка или бригады для поиска воздушных целей использовались целеуказания от командного пункта части. Кроме того, ЗРК (дивизион) СА-75 «Двина» мог вести боевые действия самостоятельно с использованием придаваемых ему РЛС П-12 «Енисей» и радиовысотомера ПРВ-10.

В дальнейшем использовались модернизированные варианты этих средств — станции П-12МП, П-18 («Терек», 1РЛ131)
Нормативное время развертывания (свертывания) ЗРК в составе антенного поста, кабины станции наведения ракет с настройкой аппаратуры, дизель-электростанций, РПУ, шести ПУ определялось временем, потребным на развертывание и свертывание антенного поста и ПУ, и составило 6 часов. Позднее его сократили до 4 часов, а затем довели до 2 часов 20 мин. На соревнованиях ракетчикам удавалось развернуться за 30-40 мин. Средняя скорость на марше колонны дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

Модификации:
СА-75М «Двина» с ракетой В-750В
Ракета 1Д (В-750) обеспечивала поражение целей на высотах до 20-22 км, что было признано недостаточным после ряда безнаказанных полетов U-2. Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г было предписано повысить высотность С-75 до 25 км.

Для выполнения этого требования тягу ЖРД повысили с 2,65 до 3,1 т за счет форсирования двигателя по давлению в камере сгорания. «Высотный» вариант ракеты 10-см диапазона получил обозначение 11Д (В-750В), двигателя-С2.711 В.

Из-за концентрации всех сил на доводке и испытаниях ракеты 1Д, намеченное на конец 1957г начало пусков ракеты В-750В задержалось до апреля 1958 г. После окончания испытаний комплекс СА-75 с ракетой 11Д был принят на вооружение без оформления Правительственного постановления, Приказом МО СССР №00102 1957г.

Ракеты 11Д выпускались в нескольких вариантах: 11Д (В-750В); 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ — вариант ракеты, доработанный для обеспечения стрельбы по самолетам-постановщикам помех), которые быстро заменили ракету 1Д (В-750).

С началом серийного производства и поставок в Войска ПВО страны комплекса С-75 «Десна» производство комплексов СА-75 для МО СССР было постепенно свернуто, хотя ряд его элементов еще много лет выпускался специально для экспортных поставок.

СА-75М «Двина-А»
В ОКБ завода №304 был разработан и в 1957 году изготовлен, но не передавался в серию опытный образец трехкабинного варианта комплекса — СА-75М «Двина-А» с включением в его состав станции П-12 с выносным индикатором кругового обзора в кабине управления ЗРК.

СА-75М «Двина» и СА-75МК «Двина»
Для сокрытия характеристик состоявших на вооружении советских войск ЗРК С-75 6-сантиметрового диапазона до середины 1960-х годов производились экспортные варианты комплекса СА-75 10-сантиметрового диапазона с ракетой 11Д.

Специально были созданы варианты ЗРК с СНР РСН-75МА в трехкабинном варианте — СА-75М для поставок в социалистические страны и СА-75МК для прочих стран, незначительно отличавшиеся составом оборудования, комплектацией и исполнением в соответствии с климатическими условиями заказчика. Серийно выпускалась и новая распределительная кабина «РМ». Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В) и 11ДА, при этом во Вьетнам и ряд других стран поставлялись также ЗУР 11ДУ и 11ДМ. Комплексам СА-75М (СА-75МК) придавалась PЛC П-12МН с выносным индикатором кругового обзора.

Тактико-технические характеристики СА-75 «Двина»
Тип ракеты: двухступенчатая управляемая ракета «земля-воздух»Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени — жидкостныйСистема наведения: радиокоманднаяДлина ракеты: 10600 ммДиаметр корпуса первой ступени: 700 ммМаксимальная и минимальная дальность поражения целей: 29—34 км и 7 кмМаксимальная высота поражения целей: 25—27 кмСтартовая масса: 2300 кгМасса боевой части: 200 кгТип боевой части: осколочно-фугасная

Способ подрыва БЧ: СА-75 (1957) радиокомандный с поста управления; С-75 (1959) неконтактным радиовзрывателем

Источник: http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/837-zenitnyi-raketnyi-ko.html

С-75: самый боевой зенитно-ракетный комплекс России

С-75: самый боевой зенитно-ракетный комплекс России

Русские оружейники XX века создали немало уникальных образцов вооружения, которые не просто прославили отечественную оружейную школу по всему миру, но и стали настоящими символами эпохи.

Достаточно вспомнить, скажем, автомат Калашникова — самый, пожалуй, массовый образец стрелкового оружия на планете, или танк Т-34, или самолет МиГ-21, ставший самым массовым боевым реактивным самолетом в мире. В том же ряду почетное место занимает и зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75.

Читайте также:  Советско-финская (зимняя) война: «незнаменитый» конфликт

Он стал самым широко применявшимся ЗРК в мире и одним из самых боевых: ракеты С-75 поражали цели практически по всему миру.

Наиболее распространенной и удачной модификацией С-75 стал не первый его вариант с индексом СА-75 «Двина», принятый на вооружение в Советском Союзе в декабре 1957 года, а собственно С-75 «Десна». Он был принят на вооружение 22 мая 1959 года, и именно он оказался наиболее «боевым» из всего семейства «семьдесят пятых».

А оно было немаленьким: за четыре с лишним десятка лет, которые семейство С-75 производится только в СССР и России, в него входили СА-75 «Двина» и С-75 «Десна», более поздний вариант С-75М «Волхов» и его экспортная модификация С-75М «Волга».

Именно он стал основой для самой современной модели «семьдесят пятой» — созданного в 2001 году комплекса С-75-2 «Волга-2», способного уничтожать даже крылатые ракеты.

История комплекса С-75 неразрывно связана с историей его непосредственного предшественника — стационарного ЗРК С-25 «Беркут», ставшего первой русской зенитно-ракетной системой защиты крупных промышленных и политических центров.

Но «двадцать пятый» был комплексом стационарным и весьма дорогим в производстве и обслуживании. Это означало, что, как ни подстегивай производство и разработчиков, как ни натаскивай личный состав дивизионов С-25, они будут разворачиваться медленнее, чем будут совершенствовать средства нападения потенциального противника.

Кроме того, хотя основными целями для бомбардировок, в том числе и ядерных, должны были стать именно крупные объекты, было настолько же очевидно, что и полевые войска потребуют надежной противовоздушной обороны, в которой наиболее эффективным средством становились ЗРК.

К тому же стационарные комплексы были слишком уязвимы именно за счет своей неподвижности, а расходы на их создание были весьма существенными.

Все эти соображения и привели к принятию постановления Совета министров СССР от 20 ноября 1953 года «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».

В этом документе были заданы первоначальные технические требования к новому комплексу: его не более чем двухтонная ракета должна была поражать на высотах от 3 до 20 км цели, летящие со скоростью до 1500 км/час.

Такие условия выдвигались, исходя из того, что на начало 1950-х существующие в СССР средства ПВО — ствольная зенитная артиллерия и самолеты — обеспечивали перехват и уничтожение объектов на высотах 14-17 км и летящих не быстрее 1000 км/ч. Между тем иностранные самолеты-разведчики летали заметно выше и ощутимо быстрее, а потому чувствовали себя в безопасности.

Настолько, что в разведывательных полетах, например, над Кольским полуостровом участвовала даже формально нейтральная Швеция — просто потому, что это было безопасно. И можно представить себе, насколько было велико удивление организаторов этих полетов, когда в конце 1950-х Советский Союз и его союзники внезапно стали сбивать самолеты-разведчики на высотах, считавшихся недосягаемыми!

Но для того, чтобы произвести такой эффект, создателям С-75 понадобилось почти пять лет. К середине мая был подготовлен эскизный проект нового зенитно-ракетного комплекса, в апреле 1955-го начались летные испытания его главного оружия — ракеты В-750.

В августе 1957 года начались полигонные испытания комплекса, а 11 декабря СА-75 «Двина» был принят на вооружение.

В принципе, это был компромиссный вариант, системы наведения и управления которого работали в неудобном 10-сантиметровом диапазоне, а основные элементы размещались в пяти автодомиках на шасси трехосных грузовиков.

Но новый ЗРК требовался советской ПВО как воздух, и потому серийное производство СА-75 развернули раньше, чем комплекс встал на вооружение: к концу 1957 года были готовы и сданы 30 батарей СА-75 и 621 ракета для них.

К этому времени уже вовсю шла работа над модернизацией комплекса. Принципиальным отличием его стал другой диапазон работы — 6-сантиметровый; также удалось наконец-то применить принцип селекции целей, который не успели отработать до запуска в серию СА-75.

Чтобы повысить мобильность ЗРК и скорость разворачивания, а также расширить номенклатуру транспортеров, все элементы управления нового комплекса разместили в трех автоприцепах вместо пяти автофургонов.

Наконец, создали и новую ракету В-750Н с аппаратурой управления шестисантиметрового диапазона, а вскоре на ее базе разработали В-750ВН, имевшую «высотный» двигатель второй ступени, который обеспечивал ей меньшее время достижения предельной высоты — 27 км.

Новая модификация получила «главный», общий для всего семейства ЗРК индекс — С-75 — и собственное имя «Десна».

Ее приняли на вооружение 22 мая 1959 года, меньше чем через два года после принятия на вооружение первенца «семьдесят пятого» семейства.

А всего через четыре с небольшого месяца ракетой комплекса семейства С-75 был сбит первый реальный самолет противника. Причем не в Советском Союзе, а над территорией его тогдашнего союзника — Китая.

Источник: http://rusplt.ru/wins/s75-boevoy-zenitnoraketnyiy-kompleks-25177.html

Зенитно ракетный комплекс ЗРК C75

259

   Задача создания перевозимой зенитной ракетной системы для противовоздушной обороны объектов в любой точке страны была поставлена летом 1953 года после того, как выполненные опытным образцом С-25 первые и сразу же успешные пуски ракет по самолетам-мишеням показали, что вопросы создания ЗРК для ПВО г. Москвы решены.

При этом необходимость и целесообразность срочного создания такого комплекса не была самоочевидной. Как известно, основными объектами обороны для Войск ПВО страны являются города и промышленные районы.

Тем не менее, в пользу разработки перевозимого комплекса свидетельствовал ряд стратегических, тактических и технико-экономических соображений.

   Как и С-25, одноцелевой ЗРК построен на основе радиолокатора с линейным сканированием пространства. Этим обеспечивались высокая точность наведения ракет на цели, дополнительные возможности по обстрелу целей в сложных условиях, в том числе плотных групповых целей, и простота построения комплекса.

Кабина «ПВ»

   Аналогично тому, как это делалось в С-25, сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях реализовывалось в радиолокаторе новой системы двумя отдельными антеннами, сопряженными с отдельными же передающими и приемными устройствами.

   В 1957 г. на вооружение Советской Армии был принят мобильный зенитный ракетный комплекс С-75 конструктора П. Грушина. ЗРК состоит из радиолокационной станции наведения, двухступенчатой зенитной ракеты, шести пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и средств электропитания.

   Боевое крещение ЗРС С-75 прошла 1-го мая 1960 г. под г. Свердловском. Именно этот комплекс прервал полеты американских разведывательных самолетов над нашей страной. В 1957 г. ЦРУ США заказал компании «Локхид» высотные самолеты У-2. Они могли летать на высоте до 24400 м, были оснащены фоторазведовательной аппаратурой, не имели вооружения.

С момента создания и до мая 1960 г. эти самолеты безнаказанно бороздили наше небо. 1 мая 1960 г. американцы решили во время парада в Москве пролететь над Красной площадью. Самолет Пауэрса шел со стороны Средней Азии. Его вела радиолокационная система ПВО. О его полете докладывали лично Н.С.

Хрущеву на трибуну мавзолея, но до Свердловска У-2 не проходил над зоной ЗРК. Под Свердловском на перехват Пауэрса была поднята пара МИГ-17: ведущий ст. л-т Возген Авозян и ведомый л-т Сергей Сафронов. В это же время батарея м-ра Воронова выпустила 2 ракеты. Одна из них сбила самолет Сафронова, вторая разрушила хвостовое оперение У-2.

Пауэрса схватили и связали колхозники, он получил 8 лет и был обменян в 1962 г. на нашего разведчика Рудольфа Абеля.

   Во время Брежнева о них вдруг вспомнили, вызвали в Кремль. Вдове Сафронова вручили Золотую звезду Героя, посмертно присвоенную ее мужу. А подполковнику Авозяну — орден Боевого Красного Знамени.

   До этого 16 ноября 1959 г. С-75 прошел боевые испытания, сбив на высоте 28000 м над Сталинградом американский аэростат-шпион. В 1962 г. над Кубой такой же ракетой был сбит второй самолет-разведчик У-2.

Старт ЗУР

   Но триумфом ЗРК С-75 «Двина» стал Вьетнам. В июле 1965года в первом бою тремя ракетами были сбиты три «Фантома». Воевавшие во Вьетнаме примерно 60 дивизионов сбили около 2000 самолетов, в том числе более 60 Б-52. В 1957-1961 гг. создаются три модификации зенитной ракетной системы С-75, вооруженных ракетами 11Д, 13Д и 20Д.

В настоящее время сняты с вооружения. За все годы, начиная с 1957 года, ЗРС С-75 различных модификаций поставлялась более чем в 40 стран мира и хорошо себя зарекомендовала в реальных боевых условиях. В ходе «октябрьской» войны на Ближнем Востоке в 1973 году 44% целей, сбитых ПВО АРЕ, были уничтожены ЗРК «Десна».

Также эффективно действовали дивизионы ЗРС С-75 и в Сирии, и в Ираке.

   В отличие от стационарной С-25 в радиолокаторе наведения С-75 автоматическое сопровождение цели (и наведение на нее ракет) по угловым координатам состояло из двух операций: их электронного сопровождения внутри линейно-сканируемого пространства и электро-механического слежения центром сканирования за направлением на цель.

   Как и в С-25, обозреваемое радиолокатором наведения пространство отображалось на индикаторах с развертками «дальность-азимут» и «дальность-угол места».

         Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина»

   В первые годы эксплуатации комплексов они поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы.

   В состав средств станции наведения ракет РСНА-75 (или боевых средств радиотехнической батареи комплекса СА-75) входили следующие средства:

  • приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой;
  • кабина управления У (командный пункт дивизиона, КП);
  • индикаторная кабина И;
  • кабина управления стартом К3;
  • АСД-75 — кабина К5;
  • кабина стабилизаторов тока и управления дизель-электростанцией К6;
  • средства транспортировки кабины ПА с РЛС.

   Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16, а остальные пять кабин размещались в КУНГах на пяти автомобильных шасси.

   ЗРС С-75 не один раз подвергалась модернизациям и приобретала все новые и новые качества.

  • СА-75 «ДВИНА» (ЗУР В-750 (1Д), принят на вооружение в 1957 году. Первый серийный комплекс с упрощенным составом радиооборудования и аппаратурой 10-см диапазона
  • СА-75М «ДВИНА» (ЗУР В-750В (11Д), принят на вооружение в конце 1957 г. Увеличена верхняя граница зоны поражения за счет увеличения тяги двигателя ЗУР. Ракеты строились в вариантах 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ). Комплекс поставлялся на экспорт.
  • ЗРК CA-75M «Двина-А»
  • ЗРК СА-75М и СА-75МК «ДВИНА», конец 1960-х — начало 1960-х гг. Экспортный вариант для поставки в соцстраны (СА-75М) и прочие страны (СА-75МК). Исполнение и комплектация отвечала климатическим условиям стран-заказчиков. Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ.
  • ЗРК С-75 «ДЕСНА» (ЗУР В-750ВН (13Д), принят в 1959 г. Новое оборудование, аппаратура селекции движущихся целей, 6-см диапазон. В 1964 г. для ЗУР приняли новый импульсный взрыватель и новую БЧ. Варианты ракет: 13Д, 13ДА, 13ДМ (В-753 — для корабельного ЗРК М-2 «Волхов-М»).
  • ЗРК С-75М «ВОЛХОВ» (ЗУР В-755 (20Д), принят в 1961 г. Расширена зона поражения целей, улучшена помехозащищенность. Ракета имела новую аппаратуру радиоуправления и радиовизирования, новый взрыватель, БЧ (с готовыми ПЭ), ЖРД. Модернизированные варианты ракет: 20ДА, 20ДП, 20ДУ (В-755У), 20ДС, 20ДСУ, В-755ОВ (20ДО).
  • ЗРК С-75М «ВОЛХОВ» (ЗУР В-760 (15Д), принят в 1964 г. ЗУР со специальной боевой частью.
  • ЗРК С-75Д «ДЕСНА», принят в 1969 г. Модернизированный ЗРК С-75 «Десна». Комплекс использовал ракеты В-755 и В-755У.
  • ЗРК С-75М «ДЕСНА» (ЗУР В-755 (20Д), создан в середине 1960-х гг. для экспортных поставок.
  • ЗРК С-75М1 «ВОЛХОВ», принят в 1965 г. Комплекс с расширенными возможностями на базе систем «Десна» и «Волхов».
  • ЗРК С-75М2 «ВОЛХОВ» (ЗУР В-759 (5Я23), принят в 1971 г. Новая ЗУР с увеличенной дальностью, усовершенствованная аппаратура РЛС. Могли использоваться ракеты 20ДС, 20ДУ, 20ДСУ.
  • ЗРК С-75М3 «ВОЛХОВ» (ЗУР В-760В (5В29), принят в 1975 г. Развитие комплекса С-75М2 со специальной БЧ.
  • ЗРК С-75М4 «ВОЛХОВ», принят в 1978 г. Комплекс с телевизионно-оптическим визиром, усовершенствованной РЛС и выносными имитаторами станции наведения.
  • ЗРК С-75 «ВОЛГА». Экспортный вариант ЗРК С-75М «Волхов» с измененным составом оборудования и ракетой 20Д. Поставлялся в Сирию и Ливию.
  • ЗРК С-75 «Волга-М»

         Зарубежные модификации ЗРК С-75:

  • HQ-1 («Хун Ци 1»). Китайская копия С-75 10-см диапазона, начало 1960-х гг.
  • HQ-2 («Хун Ци 2»). Китайский ЗРК на базе HQ-1, середина 1960-х гг.
  • «Тэйр Аль Сабах» (Утренняя птица). Египетский проект модернизации С-75.
  • «Сайяд 1». Иранская версия ЗРК, испытанная в 1999 г.
Читайте также:  Новый российский пулемет корд и его модификации

   Зенитная управляемая ракета для С-75 стала первой, созданной МКБ «Факел». В отличие от ракет ЗРС С-25 она была двух

ЗУР на пусковой установке

ступенчатой. Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени — жидкостный. .

   Шесть пусковых установок позволяли производить, без их перезаряжания, поочередный обстрел трех целей с наведением на каждую двух ракет.

Свидетельством огромного объема работ, выполненных ОКБ-2/МКБ «Факел» по совершенствованию ракет комплексов семейства С-75, может служить далеко не полный список некоторых известных как реализованных, так и нереализованных модификаций ракет для этих ЗРК.

Варианты ракет для комплексов типа С-75

  • В-750 (1 Д) — первая поступившая на вооружение ракета диапазона «В» (10 см);
  • В-750П — экспериментальная ракета с поворотным крылом;
  • В-750ИР — вариант с импульсным радиовзрывателем;
  • В-750В (11Д) — ракета диапазона «В» с увеличенной высотностью;
  • В-750Н — ракета диапазона «Н» (6 см);
  • В-750ВН (13Д) — ракета диапазона «Н» с увеличенной высотностью;
  • В-751 — экспериментальная ракета КМ с прямоточным двигателем на основе «025» М.М. Бондарюка;
  • В-752 — вариант ракеты по пакетной схеме (с боковым расположением ускорителей);
  • В-753 — вариант ракеты для корабельного комплекса М-2;
  • В-754 — вариант ракеты с разработанной в НИИ-648 полуактивной радиолокационной ГСН ПАРГ-6-3В;
  • В-755 (20Д) — глубокая модернизация ракеты В-750ВН;
  • В-755С — вариант ракеты, предназначавшийся для применения в составе макета системы «Сатурн-М»;
  • В-756 — вариант ракеты для корабельного комплекса М-2бис;
  • В-757 (17Д)-двухступенчатая ракета с ПВРД на маршевой ступени;
  • В-757КР (3М10) — вариант ракеты В-757 для комплекса Сухопутных войск «Круг»;
  • В-758 (22Д) — трехступенчатая ракета с ПВРД на второй ступени;
  • В-759 (5Я23) — модернизация ракеты В-755;
  • В-760 (15Д) — вариант ракеты В-755 со спецзарядом;
  • В-760В (5В29) — вариант ракеты В-759 со спецзарядом.

В ходе эксплуатации комплексов С-75М для них были разработаны модернизированные варианты ракеты 20Д:

  • 20ДА — ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС.
  • 20ДП — вариант ракеты В-755, доработанный для наведения на цель на пассивном участке траектории. По Решению ВПК N136 от 12 сентября 1960 г. были развернуты работы по расширению зоны поражения дозвуковых воздушных целей за счет наведения ракет на пассивном участке траектории. Предполагалось увеличить в полтора раза максимальную дальность пуска ракет по дозвуковой цели с ЭПР 6-8 м(кв) и обеспечить дальнюю границу зоны поражения 55-60 км. Конструкторские испытания должны были начаться во II кв. 1961 г. Увеличение времени полета ракеты потребовало проведения комплексной работы по ее модификации. Для обеспечения более продолжительного полета ЗУР с работающим ЖРД был разработан вариант двигателя, получивший обозначение С2.720.А2. Требовалось провести доработки радиовзрывателя 5Е11, системы самоликвидации, предохранительно-исполнительного механизма, бортового источника питания. Особая сложность состояла в обеспечении энергоснабжения бортовой аппаратуры и привода рулевых машинок, обеспечивавших перекладку аэродинамических рулей. Было увеличено время задержки срабатывания самоликвидатора ракеты. За счет использования ракеты на пассивном участке траектории дальняя граница зоны поражения доработанных комплексов была увеличена до 56 км. Самоликвидация ракеты производилась ограничением времени полета или при промахе независимо от времени полета. Отслужившие гарантийный срок ракеты 20ДП при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС.
  • 20ДУ — (В-755У) — модификация ракеты 20Д с уменьшенным временем предстартовой подготовки была передана в серийное производство во второй половине шестидесятых годов. Длина ракеты — 10,8 м, масса — 2398 кг. Ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДСУ.
  • 20ДС — модификация ракеты с селектирующим блоком для обеспечения стрельбы по целям с высотой полета менее 200 м;
  • 20ДСУ — модификация ракеты, оснащенная селектирующим блоком, бортовая аппаратура доработана для уменьшения времени предстартовой подготовки.
  • В-755 0В (20ДО) — на основании Решения ВПК от 1 апреля 1964 г. N76 велась разработка модификации ракеты В-755, предназначенной для отбора проб воздуха при проведении испытаний ракеты 15Д. Головной организацией по созданию и выпуску ракеты В-750 0В был назначен завод N41. Планами работ предусматривалось выпустить 10 ракет в IV квартале 1964 г. и 10 ракет в I квартале 1965 г. Для своевременного отделения блока отбора проб воздуха, в том числе и при работающем двигателе второй ступени, ракета оснащалась дополнительной третьей ступенью с твердотопливным двигателем.
PСН-75. Антенный пост1 — азимутальная антенна, 2 — угломестная антенна, 3 — СПК Кабина П СНР-75М3 Кабина П СНР-75М4

   В состав РСН были введены дополнительные антенны узкого луча, новые режимы «узкий луч» и «подсвет». Позднее появился TV-канал «Карат-2». Для работы в помехах был введен радиодальномер РД-75.

   В последней модернизации РСН-75М4 две антенны узкого луча были заменены одной. Модернизация по программе «Волга-2А» предполагает замену основных аналоговых систем на цифровую аппаратуру. Это значительно улучшает технические и эксплуатационные характеристики.

   Зенитные ракетные комплексы семейства С-75 сыграли исключительную роль в развитии советских Войск ПВО страны.

Именно их применение в локальных конфликтах позволило правильно оценить реальные возможности зенитного ракетного оружия, его значимость как нового фактора, по сути дела поставившего под вопрос само понятие «господства в воздухе «.

Даже при превосходстве в численности авиации на порядок и более американские летчики не могли чувствовать себя в безопасности в небе Вьетнама и уверенно решать поставленные перед ними задачи по поражению наземных объектов.

    Вьетнамская война дала такую рекламу С-75, что трудно найти страну, которая не купила бы эту систему. Малайзия, Индонезия, Латинская Америка, Китай. Кстати, китайцам мы передали всю технологию по разработке С-75. На авиасалоне в Ле Бурже в 2003 году были ЗРК С75 китайского производства, практически без серьезных модернизаций.

Мы же теперь эту систему уже не выпускаем. Опыт войны во Вьетнаме был использован при обороне Суэцкого канала. Многие страны оснастили национальные системы ПВО комплексами С-75.

ЗРК «Волга» поставлялся в Афганистан, Анголу, Алжир, Албанию, Болгарию, Венгрию, Йемен, Индию, Ирак, Иран, КНДР, Китай, Кубу, Ливию, Мозамбик, Монголию, Перу, Польшу, Пакистан, Румынию, Сирию, Судан, Чехию, Эфиопию, Югославию. 1

Вверх

Источник: http://mvizru84.my1.ru/index/0-10

Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10»: история, описание и характеристики

ЗРК 9К35 «Стрела-10» — это зенитно-ракетный комплекс, разработанный в СССР в середине 70-х годов. Основной его задачей является поражение воздушных объектов противника на малых высотах. «Стрела-10» разрабатывалась для прикрытия танковых и механизированных подразделений на марше и непосредственно на поле боя.

Несмотря на свой почтенный возраст, 9К35 «Стрела-10» до сих пор остается надежным и смертоносным оружием. В России по состоянию на 2016 год стоит на вооружении примерно 500 ЗРК «Стрела-10» разных модификаций.

История создания

Работы над созданием ЗРК 9К35 начались в июле 1969 года, после выхода в свет соответствующего постановления Совмина СССР. Перед конструкторами была поставлена задача создать новый ЗРК путем модернизации и доработки комплекса «Стрела-1».

Новая «Стрела» создавалась в КБ точного машиностроения, в кооперации с целым рядом крупнейших предприятий ВПК страны.

Причины, которые побудили начать этот проект, довольно просты.

Военное руководство страны посчитало необходимым создавать не только сложные и дорогие ЗРК с радиолокационными системами обнаружения целей, но и относительно дешевые всепогодные зенитные комплексы с оптикоэлектронной системой наведения.

Следует отметить, что в этот самый период активно велись работы над созданием ЗРПК «Тунгуска», однако, несмотря на это, проекту ЗРК 9К35 «Стрела-10» был дан зеленый свет.

«Стрела-10» рассматривалась военными в качестве дополнения к более дорогому и продвинутому ЗРПК «Тунгуска».

Кроме зенитно-ракетного комплекса для сухопутных войск («Стрела-10СВ»), планировали создать корабельный ЗРК, а также «Стрелу-11» для ВДВ на базе БМД-1. Однако эти проекты так и не были реализованы.

Военные поставили перед разработчиками комплекса довольно жесткие требования, будущий ЗРК должен был иметь следующие характеристики:

  • «Стрела-10СВ» должна была гарантировано поражать воздушные цели, летящие со скоростью 415 м/с на встречных курсах и 310 м/с — на догонных.
  • Цели должны поражаться на высоте от 25 м до 3-3,5 км, на дистанции от 0,8-1,2 до 5 км.
  • Вероятность поражения ракетой воздушного объекта должна составлять от 0,5-0,6 при отсутствии ловушек и помех.

ЗРК должен был работать как в автономном режиме (если воздушная цель обнаружена визуально), так и при централизованном управлении. Военные требовали, чтобы боекомплект ЗРК составлял 12 ракет, комплекс мог преодолевать водные преграды и транспортироваться воздушным транспортом (Ми-6 и Ан-12). Масса боевой машины ограничивалась 12,5 т.

Испытания начались в начале 1973 года и продолжались до мая 1974 года.

После их окончания мнения членов комиссии разделилось: представители ГРАУ и разработчиков комплекса высказались за принятие «Стрелы» на вооружение, а приемщики из Управления войск ПВО и начальник комиссии считали, что делать этого не стоит, ибо ЗРК не полностью соответствует заявленным характеристикам. Их не устраивал уровень вероятности поражения цели, надежность и компоновка боевой машины. Было принято решение принять на вооружения ЗРК 9К35 «Стрела-10» после устранения этих недостатков.

В 1976 году указанные недоработки были устранены, «Стрела-10» прошла повторные испытания и была принята на вооружение.

Состав и описание ЗРК «Стрела-10»

В состав зенитно-ракетного комплекса 9К35 «Стрела-10» входят как боевые средства (БМ 9К35 и 9К34 и ЗУР 9КЛ37), так и средства, необходимые для его технического обслуживания. К ним относятся контрольно-проверочная машина и машина технического обслуживания.

Организационно 9К35 объединяются в зенитно-ракетный взвод, который состоит из трех машин 9А34 и одной командирской 9А35. Командирская машина оборудована пассивным радиопеленгатором целей, 9А34 пеленгатора не имеет.

В состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, кроме взвода ЗРК «Стрела-10», входил еще и взвод ЗРПК «Тунгуска».

В качестве пункта управления батареи использовался ПУ-12 (ПУ-12М), который в будущем планировали заменить на КП «Ранжир».

Источник: https://wwwscaniaru.mirtesen.ru/_/zenitnoraketnyiykomleks

Зенитный ракетный комплекс С-75 «Волхов» М1,2,3,4.(СА-75″Десна»,С-75М»Двина»)

(SA-2 «Guideline по классификации НАТО ) 

Знаменита система С-75 потому,что она первой вступила в настоящий бой и сбила  самолет реального противника  U-2.Затем были войны во Вьетнаме,на  Ближнем Востоке.И сейчас это старое,но грозное в умелых руках оружие служит в десятках стран мира.

  • Видеоклип про С-75: http://yadi.sk/d/jAnLJzhm7H1xY

Краткая история создания.

    20 ноября 1953 года было принято постановление Совета Министров СССР «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника» («Система 75»).КБ-1 к маю 1954 года разработало эскизный проект на С-75.

В основу технических решений были положены принципы системы-25: общий локатор для цели и ракеты с линейным сканированием.Поскольку система должна была быть подвижной,то габариты антенн надо было сокращать.Это предполагалось достичь путём уменьшения длины волны с 10 см до 6 см и уменьшением сектора сканирования с 54 град. до 20 град.

Чтобы при таком сужении сектора обзора локатора обеспечить уверенный захват ракеты отказались от дешёвого вертикального старта и перешли к наклонному старту ракеты с наводимой в область «захвата» пусковой установкой.

Для компенсации уменьшения обзорных возможностей станции наведения в системе-75 предполагалось разработать секторный радиолокатор для целеуказания.Однако эта работа в КБ-1 не заладилась — наверное сказалось отсутствие опыта в разработке станций РТВ.

И тогда было принято «хитрое» решение — КБ-1 делает не зенитно-ракетную систему,а только зенитно-ракетную батарею.Также пусковую установку стали именовать»пушкой».

Военных (тогда ещё не было 4 ГУМО)  убедили,что всё,как в привычной им зенитной артиллерии:зенитная  батарея,»пушки» ,станция наведения (только не орудий, а ракет) и надо получать целеуказание от обзорной станции,например от П-12.

Под это дело выпустили в августе 1954 года  » Основные ТТТ к передвижной системе зенитного управляемого реактивного оружия для борьбы с авиацией противника(Система-75).» ,где уже не было секторного локатора,но был подтверждён 6-ти сантиметровый диапазон.

Однако проблемы с приборами этого диапазона привели к тому,что в августе 1956 года было принято решение об изготовлении упрощенного образца СА-75 в 10-ти сантиметровом диапазоне (что в полтора раза ухудшало точность ),без СДЦ,без тренажёра.Комплекс назвали СА-75 диапазона «В» («Двина»).Появившейся позже 6-ти см вариант  с системой СДЦ назвали С-75 диапазона «Н» («Десна»).Модернизация комплекса С-75 началась практически сразу после его принятия на вооружение.Основные работы проводило КБ «Кунцево».Введение в РСН антенн «узкого» луча привело к созданию С-75М «Волхов».В дальнейшем система продолжала совершенствоваться.Появились С-75М2,С-75М3,С-75М4 (на вооружение не принята),выдано задание на С-75М5.Для зарубежных поставок применялось обозначение «Волга-«,»Волга-2″,»Волга-3».

Читайте также:  Новый российский стратегический бомбардировщик пак да будет невидимым

Проведённые до 1972 года модернизации комплекса и входящих в него ракет представлены в таблицах :

Таблица 1.

Таблица 2.

 Начало: эскизные проекты и испытания системы.

  • Система зенитного управляемого оружия. С-75Эскизный проект.1954 г Часть 3.Радиолокационная станция наведения.Книга 1.Общие требования к станции наведения. http://yadi.sk/d/C8hbzzxlGJN9b
  • Система зенитного управляемого оружия С-75.Эскизный проект.1954 г.Часть 3.Радиолокационная станция наведения.Книга 2.Радиотракт станции наведения .http://yadi.sk/d/9dqOBWEQGJPRJ                                        
  • Система зенитного управляемого оружия С-75.Эскизный проект.1954 г Часть 5.Характеристики системы управления ракетой.  http://yadi.sk/d/GZa5cI5b7H25o
  •  Эскизный проект модернизации передвижной системы зенитного управляемого оружия С-75 ( система 75-М ).Общая часть (дополнение). 1959 г. https://yadi.sk/d/COpcOIxcWrwib

Как пишет в своих воспоминаниях К.Альперович из-за задержки с разработкой специальных электровакуумных приборов 6-ти см диапазона и трудностями в разработке СДЦ было принято решение вначале изготовить упрощенный вариант С-75 в 10-ти см диапазоне и без СДЦ.Такой вариант был обозначен как С-75 литеры «В».Он и был принят на вооружение в 1957 г.

         В 1963 году был разработан эскизный проект модернизации С-75М под новую ракету В-758 трёхступенчатую,с прямоточным двигателем:

  • Представление на соискание Ленинской премии за работы по коренному расширению тактико-технических характеристик  и боевых возможностей систем зенитного управляемого ракетного оружия С-75,С-25 и разработку научных методов исследования систем зенитного управляемого ракетного оружия(совокупность научно-исследовательских,опытно-конструкторских и исследовательских работ).http://yadi.sk/d/Kc-fIH1dGeeVH

Станция наведения ракет РСН-75В состоит из 3-х кабин: ПВ,УВ и АВ.

           Техническое описание на приёмо-передающую кабину ПВ состоит из 2-х книг:

  • Том 2 кабина ПВ часть 1.Альбом  схем  http://yadi.sk/d/MbSSdZOp7H2zy
  • Том 2.Кабина ПВ.часть 2.Альбом схем.  http://yadi.sk/d/FeZuVLzm7H3CU

           Техническое описание на  кабину управления  УВ состоит из 2-х книг:

  • Том 3 книга1 «Общие сведения о кабине УВ.Система индикации.Аппаратура демодуляции помех и средств защиты от ПРС.Сопряжение с запросчиком типа 75Е6.» http://yadi.sk/d/OkWLhMXY7H3GQ
  • .Кабина УВ. Альбом схем .Книга 1.  http://yadi.sk/d/oQPY-0oy7H3S0     и

           Техническое описание на  аппаратную  кабину АВ состоит из 4-х  частей:

  •  Кабина АВ. Альбом схем. часть 1  http://yadi.sk/d/-TeEJEvB7H3eo
  •  Кабина АВ. Альбом схем. часть 2  http://yadi.sk/d/JjuWZ2fa7H3lw
  •  Том 4.Кабина АВ.часть 3.Альбом схем   http://yadi.sk/d/Mv-kokgq7H3sy
  •  Часть 4-я :«Радиопередатчик команд.»  http://yadi.sk/d/RcbtptNt7H68i
  •  Том 4.Кабина АВ.часть 4.Альбом схем  http://yadi.sk/d/zQlIngMZ7H43E
  •   Инструкция по эксплуатации Часть 4.Кабина АВ (устройство определения координат и устройство выработки команд управления)  http://yadi.sk/d/FGhWC5cP7H4pg

Учебники «Основы построения …»(даже с вопросами по изучаемым материалам)

Учебное пособие по С-75 из серии «Ракетная техника ЗРВ».

  Великолепные книги!Подробно и доходчиво описываются все вопросы построения  РСН-75 («Десна») и РСНА-75 («Двина») — от СВЧ до механики,не только КАК сделано,но и ПОЧЕМУ так сделано.Годится и для изучения других комплексов- по соответствующим вопросам.

  • Ракетная техника ЗРВ.Учебное пособие.Книга 4.Приемное устройство станций наведения ракет РСНА-75 и РСН-75М.Часть 1.Приемное устройство станции РСНА-75.1963 г. http://yadi.sk/d/ySrOSQA57Iuiu
  • Ракетная техника ЗРВ.Учебное пособие.Книга 4.Приемное устройство станций наведения ракет РСНА-75 и РСН-75М.Часть 2.Приемное устройство станции РСН-75М.1963 г  http://yadi.sk/d/v0aT_W6x7Iv0a
  • Ракетная техника ЗРВ.Учебное пособие.Книга 5.Система определения координат станций наведения ракет РСНА-75 и РСН-75М.1963 г.  http://yadi.sk/d/APHXVxTK7IueY
  • Ракетная техника ЗРВ.Учебное пособие.Книга 6.Система выработки команд станций наведения ракет РСНА-75 и РСН-75М.1963 г.  http://yadi.sk/d/vAtGLr3n7IuyC
  • Ракетная техника ЗРВ.Учебное пособие.Книга 10.Система управления положением антенн и горизонтальной метки  станций наведения ракет РСНА-75 и РСН-75М.1963 г  http://yadi.sk/d/5kMpQ9Zd7Iv4U

   После первого этапа модернизации в состав ЗРК С-75 был введен радиодальномер для обеспечения работы комплекса ракетой В-760 с СБЧ в условиях помех.Поэтому РД. был  очень секретный и за рубеж не поставлялся.

Для защиты от противорадиолокационных снарядов (ПРС) типа «Шрайк» была разработана аппаратура «Дублер».

  Развертывание комплекса С-75 на позициях

   Как происходит размещение комплекса на позициях?  

  • Техническое описание ракеты В755  http://yadi.sk/d/Hw2tkzev8XPLK
  •   ТО ракеты В755 книга 2.Автопилот АП-755У. http://yadi.sk/d/xZjVh3x38XP1s
  •   ТО на пусковую установку СМ-90  http://yadi.sk/d/Aw0ZmvnN8XPGs

            Рисунки к ТО на ПУ СМ-90  http://yadi.sk/d/OPmwC8b98XOiG

  •   ТО на пусковую установку СМ-63 http://yadi.sk/d/-faFQEhu8XPDc
  •   Приложение к ЭП ЗУР В-760. 1961 г. http://yadi.sk/d/q9hVYEgj8XOWS

 

Источник: http://historykpvo-2.ucoz.ru/index/0-6

Зенитно-ракетные комплексы

Зенитный ракетный комплекс С -125

Возникновение авиации и применение ее в военном деле повлекло за собой создание средств противовоздушной обороны. В начале 50 — х гг.

прошлого века в СССР и США были разработаны и приняты на вооружение первые зенитные ракетные комплексы С- 25 «Беркут» и «Найк Аякс», имеющие примерно одинаковые характеристики.

Дальнейшее развитие средств воздушного нападения потребовало разработки и принятия на вооружение новых, более эффективных средств противовоздушной обороны.

Низковысотный мобильный зенитный ракетный комплекс С — 125 предназначен для поражения воздушных целей на малых и средних высотах. Комплекс всепогодный, способен поражать цели на встречных курсах и вдогон.

Характеристики ракеты и боевой части позволяют производить обстрел как наземных, так и надводных радиолокационно наблюдаемых целей.
Испытания комплекса начались в 1961 году, тогда же он был принят на вооружение войск ПВО Советской Армии.

В тоже время для Военно — морского флота были разработаны корабельные варианты комплекса М1 «Волна» и М1 «Волна М». Вскоре новый зенитный ракетный комплекс был испытан в реальных боевых условиях – во Вьетнаме и Египте.

Двухступенчатая твердотопливная ракета 5В24 выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Ракета имеет твердотопливный стартовый двигатель, время которого до сбрасывания – 2,6 сек. Маршевый двигатель также твердотопливный, запускается после окончания работы стартового и работает 18,7 сек. Если ракета не поразила цель, она самоликвидируется.

Для обнаружения и сопровождения воздушных целей служит станция наведения ракет. Максимальная дальность обнаружения целей составляет 110 км. В составе комплекса используются пусковые установки 5П71 или 5П73.

На одной пусковой установке 5П71 размещается 2 зенитные управляемые ракеты, на ПУ 5П73 – 4 зенитные управляемые ракеты. Время заряжания – 1 минута.

Для транспортировки и заряжания ракет используется транспортно — заряжающая машина на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ — 131 или ЗИЛ — 157. Для предварительного обнаружения целей используются радиолокационные станции П — 15 и П — 18.

Главное боевое испытание комплекс прошел в 1973 году, когда Сирия и Египет использовали большое число комплексов против израильской авиации. Зенитный ракетный комплекс С — 125 использовался Вооруженными силами Ирака, Сирии, Ливии, Анголы.

Восемь дивизионов С — 125 использовались для обороны Белграда при отражении налетов авиации НАТО против Югославии.

Низковысотный ракетный комплекс С — 125 находится на вооружении армий и флотов стран СНГ, а также многих зарубежных государств, оставаясь и сегодня грозным оружием ПВО. 

Зенитный ракетный комплекс С-75М «Десна»

Зенитный ракетный комплекс С — 75 предназначен для поражения воздушных целей на средних и больших высотах, на встречных курсах и вдогон.

Перевозимый (буксируемый) комплекс разрабатывался для прикрытия важных административно — политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. С — 75 одноканален по цели и трехканален по ракете, т. е.

одновременно способен сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет.

За время своего существования ЗРК С — 75 многократно модернизировался. В 1957 году на вооружение был принят упрощенный вариант СА — 75 «Двина», в 1959 году – С — 75М «Десна». Следующей модификацией стал комплекс С — 75М «Волхов». Ракеты всех серийных модификаций двухступенчатые, выполнены по нормальной аэродинамической схеме.

Первая ступень (стартовый ускоритель) – твердотопливная, представляет собой пороховой реактивный двигатель, работающий в течение 4,5с.
Вторая ступень имеет жидкостный реактивный двигатель, работающий на соединении керосина и азотной кислоты. Боевая часть – осколочно — фугасная массой 196 кг. Максимальная дальность поражения целей С — 75 «Десна» составляет — 34 км.

Максимальная скорость обстреливаемой цели навстречу — 1500 км/ч.

Зенитный ракетный комплекс С — 75 состоит на вооружении зенитно — ракетного дивизиона, включающего станцию наведения ракет, кабину сопряжения с автоматизированной системой управления, шесть пусковых установок, средства энергоснабжения, средства разведки воздушного пространства.

Обычно пусковые установки располагаются по кругу на расстоянии 60 — 100 метров вокруг станции наведения ракет. Элементы комплекса могут располагаться на открытой местности, в окопах или стационарных бетонных укрытиях.

Боевой расчет комплекса состоит из 4 человек – одного офицера и трех операторов сопровождения по угловым координатам.

В СССР боевое крещение С — 75 состоялось 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит высотный американский самолет разведчик U – 2 «Локхид», пилотируемый пилотом ЦРУ Пауэрсом.

Результатом этого применения С — 75 было то, что США прекратили свои разведывательные полеты над территорией СССР и лишились тем самым важного источника стратегической развединформации. Под названием «Волга» (экспортное название) комплекс поставлялся во многие страны мира.

Поставки осуществлялись в Анголу, Алжир, Венгрию, Вьетнам, Египет, Индию, Ирак, Иран, Китай, Кубу, Ливию и другие страны. 

Зенитный  ракетный комплекс  С — 300П

Зенитный  ракетный комплекс  С — 300П принят на вооружение в 1979 году и предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от  ударов средств воздушного нападения, в том числе нестратегических баллистических ракет. Он заменил системы ПВО С — 25 «Беркут», размещавшиеся вокруг Москвы, а также комплексы С — 125 и С — 75. Зенитный ракетный комплекс  С — 300П состоял на вооружении зенитных ракетных полков и бригад войск ПВО страны. 

В комплексе С — 300П использовались буксируемые пусковые установки с вертикальным стартом 4 —  х  ракет и транспортные машины, предназначенные для перевозки ракет. В комплексе С — 300П первоначально использовалась ракета В — 500К.

Ракета имеет твердотопливный двигатель, при запуске она выбрасывалась из транспортно — пускового контейнера с помощью пиропатронов на высоту 25 м, а затем запускался ракетный двигатель.

Максимальная дальность поражения аэродинамической цели составляла 47 км.

В состав комплекса С — 300П входят:   радиолокатор подсвета и наведения, осуществляющий наведение до 12 ракет на 6 одновременно сопровождаемых целей,  низковысотный обнаружитель,  до 3 —  х пусковых комплексов, в каждом из которых может быть до 4 — х пусковых установок, а на каждой пусковой установке  — до 4 ракет типа В — 500К или В — 500Р.

В течение 1980 – 1990 гг. зенитная ракетная система С — 300 претерпела ряд глубоких модернизаций, которые существенно повысили ее боевые возможности. 

Зенитный ракетный комплекс С-200В

Зенитная ракетная система большой дальности С — 200 предназначена для борьбы с современными и перспективными воздушными целями: самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, высотными скоростными самолетами — разведчиками, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

За время своего существования ЗРК С — 200 многократно модернизировался: в 1970 г. поступил на вооружение С — 200В («Вега») и в 1975 г. – С — 200Д («Дубна»).

В Советском Союзе С — 200 входил в состав зенитно — ракетных бригад или полков смешанного состава, включающих кроме того, дивизионы С — 125. Зенитная управляемая ракета системы С — 200 двухступенчатая. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей.

Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. Боевая часть осколочно — фугасная. Ракета имеет головку для полуактивного самонаведения.

В состав ЗРК С — 200 входят: пункт управления и целеуказания К — 9М; дизель — электростанции; радиолокатор подсвета цели, который представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели и вырабатывает информацию для пуска ракеты.

В составе комплекса имеется шесть пусковых установок, которые располагаются вокруг радиолокатора подсвета цели. На них осуществляется хранение, предстартовая подготовка и старт зенитных ракет.

Для раннего обнаружения воздушных целей комплексу придается радиолокационная станция воздушной разведки типа П — 35.

ЗРК С — 200, обслуживаемые советскими расчетами, поставлялись Сирии и применялись в боевых действиях зимой 1982/1983 годов против израильской и американской авиации. Комплекс поставлялся в Индию, Иран, КНДР, Ливию, Северную Корею и другие страны.

Источник: https://stalin-line.by/ekspozitsiya/ploshchadka-sistem-pvo-raketnykh-kompleksov-i-avtomobilnoj-tekhniki/zenitno-raketnye-kompleksy

Ссылка на основную публикацию