Сау «акация»: история создания, описание и характеристики

Сау 2с3 «акация»

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была предназначена для вооружения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Советской армии.

Первоначально только один дивизион в полку укомплектовывали 2С3 — 18 машин (одна батарея — шесть машин). К концу 1980-х годов в каждом артиллерийском полку дивизии первого эшелона имелось три дивизиона 2СЗ (54 установки).

В АФГАНИСТАНЕ

Первым серьезным конфликтом, в котором принимала участие САУ «Акация», стала война в Афганистане. В 40-й армии 2С3 была самой распространенной артиллерийской установкой. Эти самоходные гаубицы обычно осуществляли непосредственную поддержку штурмовым подразделениям.

Для защиты от крупнокалиберных пулеметов ДШК корпус и башню САУ обвешивали траками или ящиками с песком. С 1984 года 2С3 начали использовать для сопровождения колонн, которые моджахеды часто обстреливали.

Первоначально самоходные гаубицы 2С3 принимали за танки, одним из
недостатков которых были небольшие углы возвышения орудия. Однако, в отличие от танков, САУ «Акация» успешно осуществляли артиллерийскую поддержку во время сопровождения колонн, обстреливая врага шрапнельными снарядами.

По состоянию на 1 августа 1987 года в составе 40-й армии оставалось три самоходных артиллерийских дивизиона, вооруженных САУ 2С3 общей численностью в 50 единиц.

ПОСТСОВЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Самоходные гаубицы 2С3 использовались, правда ограниченно, противоборствующими сторонами в ходе вооруженных конфликтов в различных регионах бывшего Советского Союза. Например, имеются данные о применении этих артсистем в ходе приднестровского и грузино-абхазского конфликтов в 1990-х годах.

Российская армия широко использовала САУ «Акации» во время первого и второго чеченских конфликтов. В августе 2008 года в Южной Осетии они применялись и грузинскими войсками и артиллерийскими частями российской 58-й армии.

Одним из эпизодов применения стала артиллерийская дуэль между российской и грузинской артиллерийскими группировками в поселке Шанхай. В ходе дуэли от осколочного ранения погиб командир одной из САУ 2С3.

Причиной потери был выбор удобной, но хорошо просматриваемой с грузинской стороны огневой позиции.

САУ «Акация» в 2014 и 2015 годах использовали обе стороны вооруженного конфликта на востоке Украины. В 2016 году во время обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха колонна 2С3 была замечена на улицах Степанакерта. Также в СМИ появлялись фотографии этих САУ на позициях в Нагорно-Карабахской республике.

В ДРУГИХ СТРАНАХ

Что касается боевого применения САУ 2С3 в других районах мира, то в наибольших количествах их использовала иракская армия в ходе ирано-иракской войны в 1980-е годы, а затем в 1991 году против войск антииракской коалиции. Впрочем, в последнем случае применение этих систем носило ограниченный характер, в силу скоротечности военных действий.

В 2011 году во время гражданской войны в Ливии САУ 2С3 использовались правительственными войсками. В ходе гражданской войны в Сирии самоходные гаубицы «Акация» применялись подразделениями Сирийской арабской армии, в том числе использовались при стрельбе прямой наводкой для оказания негативного психологического эффекта на вражеские подразделения.

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По данным справочника «Милитари бэлэнс» (The Military Balance) по состоянию на 2016 год в Сухопутных войсках Российской армии насчитывалось 1800 САУ 2С3, из них 1 тыс. — на хранении. Еще 50 самоходных гаубиц этого типа состоят на вооружении в морской пехоте ВМФ России.

Насколько достоверны эти сведения — сказать трудно. Есть основания полагать, что цифры несколько завышены.

Точные данные привести нет возможности, но из открытых источников следует, что самоходными гаубицами «Акация» полностью укомплектованы самоходно-артиллерийские дивизионы 19, 32, 59, 136-й, а также 36-й и 74-й гвардейских отдельных мотострелковых бригад (по два дивизиона — 36 САУ в бригаде). Упоминается также о наличии САУ 2С3 наряду с 2С19 и в артиллерийском полку 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Разумеется, эти данные неполные.

Окончательно же «Акация» будет заменена в Сухопутных войсках Российской армии только с поступлением на вооружение новой 152-мм самоходной гаубицы 2С35 «Коалиция-СВ».

Что же касается морской пехоты, то наличие в ней 50 2СЗ представляется сомнительным. Во всяком случае на всех имеющихся (в том числе и выложенных в сеть) фотографиях с последних учений этого рода войск можно увидеть только 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика». Эта артсистема плавающая и значительно больше подходит для морской пехоты.

М109 И «ПАЛАДИН»

Нет никакого сомнения, что при создании «Акации» своего рода «образцом для подражания» была американская 155-мм самоходная гаубица М109, разработанная во второй половине 1950-х годов и в 60-е годы массово поступавшая в армию США и в армии других стран НАТО.

Созданная на 10 лет позже 2С3 превосходила M109 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (17,4 км против 14,6 км), возимому боекомплекту (40 выстрелов против 28), числу членов экипажа (четыре человека против шести), удельной мощности (19 л. с/т против 15,5 л. с./т).

Однако все это верно в сравнении с базовым образцом M109, вооруженном гаубицей с длиной ствола в 23 калибра. В 1973 году американцы модернизировали свою САУ, заменив орудие. Им стала гаубица с длиной ствола в 39 калибров, которая превзошла «Акацию» по дальности стрельбы. Правда, ненамного — ее ОФС летел на 18,1 км.

По-видимому, столь незначительное превосходство американской артсистемы и удерживало отечественных специалистов от модернизации вооружения «Акации». Оно остается неизменным до сих пор.

В 1992 году в США появилась самоходная гаубица М109А6 «Паладин» с дальностью стрельбы ОФС 22 км, но к этому времени у нас в войска уже поступала новая самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» с дальностью стрельбы 24,7 км. Так что преимущество, которого удалось добиться «Паладину» над «Акацией», причем не только в дальности стрельбы, уже не имело никакого значения.

    4767      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/sau-2s3-akatsiya/

От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ

19 ноября в вооружённых силах России и Беларуси отмечается День ракетных войск и артиллерии. К профессиональному празднику артиллеристов и ракетчиков Warspot подготовил обзор тяжёлых гусеничных САУ второй половины XX – начала XXI веков калибром более 152 мм.

Самоходные артиллерийские установки на гусеничном ходу в XXI веке по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира. Колёсные САУ, несмотря на появление новых интересных образцов, остаются нишевым оружием, применение которого значительно ограничивается условиями местности.

Эволюция гусеничных САУ на протяжении примерно вековой истории имела общие черты с развитием танков, что неудивительно – многие самоходные орудия в качестве базы имели и имеют танковые шасси.

Постепенно рос калибр орудий, увеличивалась боевая масса установок – но, как и в случае с танками, эта тенденция сохранялась лишь до определённого момента.

В случае с танками развитие гигантизма прекратилось в результате появления «компромиссного» класса основного танка, а для гусеничных самоходных артиллерийских установок таким пределом стал калибр 152–155 мм.

Если в 50–70-е годы создавалось и принимались на вооружение самоходы с орудиями калибром до 200 мм и более, в наши дни новые САУ практически не переходят порога в 155-мм. Большой калибр рассматривался конструкторами как способ увеличения дальности стрельбы.

Но научно-технический прогресс (например, создание активно-реактивных снарядов) позволил достигать дальности полёта снаряда до 70 км без создания исполинских артиллерийских систем.

Кроме того, нишу сверхдальнобойной артиллерии в какой-то степени заняли тактические и оперативные ракеты.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения подписей, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

M44, США. 155-мм гаубица, выпускалась с 1954 года. На фотографии М44 на учениях в Западной Германии, 1960 год. Экипаж 5 человек. Масса 31 тонна, мощность двигателя 500 л.с., максимальная скорость 56 км/ч. Боекомплект 24 снаряда, скорострельность 1 выстрел в минуту, дальность стрельбы 14,6 км. Построено около 600 М44
militarymashup.comM110, США. 203-мм гаубица, производилась с 1962 года. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы 16,8 км. Построено более 1000 М44. Продолжают стоять на вооружении в Греции, Иране, Южной Корее, Турции, Японии, на Тайване и в др. странах
pinterest.comM-50 155mm, Израиль. 155-мм гаубица, разработана в начале 1960-х гг. на базе танка «Шерман». Расчёт 8 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 460 л.с. Боекомплект 47 снарядов. Создано около 120 машинL-33/Ro'em, Израиль, 155-мм гаубица. Ещё одна САУ на базе «Шермана»; произведено, вероятно, около 200 единицM107, США. 175-мм гаубица, производилась с 1962 г. На фотографии М107 ведёт огонь во время операции Сан-Анджело, Вьетнам, 1968 год. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы до 32,7 км. Стоят на вооружении в Израиле, Иране, Турции и во Вьетнаме
militarymashup.comM109, США. 155-мм гаубица, производилась с 1962 года. На фотографии – египетская М109 во время учений «Operation Bright Star» 15 сентября 2005 года. Экипаж 6 человек. Масса 23,8 тонн, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 61 км/ч. Боекомплект 28 снарядов, скорострельность до 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 22 км. Стандартная САУ НАТОBandkanon 1, Швеция. 155-мм гаубица, состояла на вооружении с 1967 года. Экипаж 5 человек. Масса 52 тонны, мощность двигателей 240+290 в модифиации А (300+290 в модификации С) л.с., максимальная скорость 28 км/ч. Возимый боекомплект 14 снарядов, скорострельность до 15 (один в стволе) выстрелов за 45 секунд
tv.nrk.no2С3 «Акация», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1971 года. Экипаж 4 человека. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л/с, скорость до 60 км/ч. Боекомплект 40–46 выстрелов, скорострельность до 3,5 выстр./мин, дальность стрельбы до 25 км. Построено около 4000 2С3. Состоит на вооружении примерно в двух десятках государств
gvtm.ruТип 75, Япония. 155-мм гаубица, принята на вооружение в 1975 году. Экипаж 6 человек. Масса 25,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 47 км/ч. Боекомплект 28 выстрелов, скорострельность 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 19 км. Построена 201 единица2С7 «Пион», СССР. 203-мм пушка, производился с 1975 года. На фотографии азербайджанская САУ 2С7 в Баку. Экипаж 7 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 780 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 4 снаряда, дальность стрельбы 50 км. Построено более 500 САУ. Имеются в армиях Азербайджана, Анголы, Беларуси, Грузии, России, Узбекистана, Украины2С5 «Гиацинт-С», СССР. 152-мм пушка, производилась с 1976 года. На фотографии белорусская САУ 2С5 на параде в Минске. Экипаж 5 человек. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л.с., скорость до 63 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 33 км. Построено более 2000 САУ 2С5. Используются в Беларуси, России, Узбекистане, Украине, ФинляндииAMX AuF1, Франция. 155-мм гаубица, производилась с 1977 года. На фотографии саудовская AuF1 с экипажем. Экипаж 4 человека. Масса 46 тонн, мощность двигателя 720 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 42 выстрела, дальность стрельбы 30 км, скорострельность 8 выстр./мин. Эксплуатируют в Кувейте, Ираке, Саудовской Аравии и во ФранцииМ1978 «Коксан», Северная Корея. 170-мм пушка, в эксплуатации с 1978 года. Расчёт 8 человек. Масса 46 тонн, корость до 40 км/ч. Боекомплекта не несёт, скорострельность 1–2 выстрела за 5 минут, дальность стрельбы до 40–60 км. Поставлялись Ирану и Ираку
modelsuwemilitaria.blogspot.com.byPalmaria, Италия. 155-мм гаубица, производилась с 1982 года. На фото ливийские САУ Palmaria у г. Адждабия в 2011 году. Экипаж 5 человек. Масса 46 тонн, мощность двигателя 750 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность 4 выстр./мин. Построено 235 машин, поставлялись в Ливию, Нигерию; башни — в Аргентину2С19 «Мста-С», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1989 года. Экипаж 5 человек. Масса 42 тонны, мощность двигателя 780–840 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 50 выстрелов, дальность стрельбы до 29 км, скорострельность 7–10 выстр./мин. Построено более 720 машин. Состоят на вооружении в России, Азербайджане, Беларуси, Венесуэле, Украине, ЭфиопииM109A6 Paladin, США. 155-мм гаубица, модификация М109 с новыми башней, радиостанцией и СУО, принятая на вооружение в США в 1992 году. Экипаж 5 человек. Масса 32 тонны. Боекомплект 39 снарядов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 4 выстр./мин. Произведено около 1200 САУ. Состоят на вооружении в США и в Саудовской Аравии
afcent.af.milAS-90, Великобритания. 155-мм гаубица, производилась с 1992 года. Экипаж 5 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 660 л.с., максимальная скорость 53 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км. Построено 179 машин. Состоит на вооружении в ВеликобританииPLZ-45, Китай. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 1997 года. На фотографии PLZ-45 армии Кувейта. Экипаж 5 человек. Масса 43 тонны, двигатель 520 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 39 км, скорострельность 4–5 выстр./мин. Состоит на вооружении в Китае, также поставлялся в Алжир, Бангладеш, Кувейт и Саудовскую АравиюK9 Thunder, Южная Корея. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 5 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 1000 л.с.,скорость до 67 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность 6–8 выстр./мин. Произведено 1140 штук; в Турции налажено лицензионное производство (выпущено около 180 машин)
krigeren.dkPzH 2000, Германия. 155-мм гаубица, производится с 1998 года. Расчёт 5 человек. Масса 55 тонн, мощность двигателя 986 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 60 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км (установлен мировой рекорд 56 км), скорострельность 8–10 выстр./мин. Произведено более 300 штук; состоит на вооружении в Германии, Греции, Италии и НидерландахТип 99, Япония. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 4 человека. Масса 40 тонн, мощность двигателя 600 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 38 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Произведено 111 штук; состоит на вооружении в Японии
ddmurasame.deviantart.comSSPH Primus, Сингапур. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 2004 года. Экипаж 4 человека. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 550 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 48 САУ; состоит на вооружении в СингапуреPLZ-05, Китай. 155-мм гаубица, производится с 2007 года. Экипаж 5 человек. Масса 35 тонн, мощность двигателя 520 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 52 км, скорострельность до 8 выстр./мин. Построено около 276 штук. Состоит на вооружении в КитаеAHS Krab, Польша. 155-мм гаубица с башней от британской AS-90 и шасси на базе узлов Т-72 польского производства (на фото). Производится с 2008 года. Экипаж 5 человек. Масса 52,1 тонны, мощность двигателя 850 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 10 САУ2С35 «Коалиция-СВ», Россия. 152-мм гаубица, производится с 2013 года. Экипаж 3 человека. Масса до 48 тонн, мощность двигателя 1000 л/с. Боекомплект 50–70 выстрелов, заявлена дальность стрельбы до 70 км и скорострельность до 16 выстр./мин. Построено 12 машин. САУ впервые официально продемонстрировали 9 мая 2015 года

Читайте также:  Знаки и награды вдв, как отличить настоящие боевые ордена и медали

Источник: https://warspot.ru/4444-ot-akatsii-do-koalitsii-sovremennye-tyazhyolye-sau

Сау 2с3 — акация

Видео как работает самоходная гаубица 152-мм 2С3 Акация и 2С1 Гвоздика:

 

 

ИСТОРИЯ

4 июля 1967 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление, предписывающее приступить к разработке новой 152-мм самоходной гаубицы.

 Согласно которому начались полномасштабные работы по САУ “Акация”, “Гвоздика”, “Фиалка” и 240-мм самоходному миномету “Тюльпан”.

Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 “Акация” проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».

Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на основе буксируемой пушки-гаубицы Д-20 конструкции И.Ф. Ефимова. Ее ствол выполнили моноблочным, с эжектором. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Также был внедрен двухкамерный дульный тормоз и вертикальный, клиновый затвор с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

 Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК Круг, которое в свою очередь создали на базе опытной CAУ СУ-100П, и получило индекс «Объект 303″. Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года.

В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена чрезмерная загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний.

Поэтому решено было заменить раздельно-гильзовое заряжание картузным и внедрить полуавтомагический поршневой затвор с пластическим обтюратором. С проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 “Акация” была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии — Уральском заводе тяжелого транспортного машиностроения.

Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

НАЗНАЧЕНИЕ

Предназначается для уничтожения и подавление средств ядерного удара, артиллерии и других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и самоходных орудий; разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений, а также подавление его тылов и органов управления.

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Корпус и башня машины свариваются из катанных броневых листов и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Конструктивно корпус разделен на три  отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа), управления (впереди слева) и боевое (сзади).

 Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего.

Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства.

Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.

Артиллерийская часть состоит из 152-мм гаубицы Д-22, позволяющей вести стрельбу непрямой и прямой наводкой с места при подаче боеприпасов как из боеукладки, так и с грунта. Гидравлический тормоз отката — веретенного типа, с компенсатором жидкости; накатник — гидропневматический, с клапаном дополнительного торможения.

Цилиндры тормоза отката и накатника жестко связаны с казенником и при выстреле отходят вместе с ним. Подъемный механизм секторного типа, с ручным приводом, обеспечивает углы возвышения ствола от — 4° до + 60°. Поворотный механизм служит для кругового вращения башни, имеется пневматический уравновешивающий агрегат.

В походном положении, для исключения поломок механизма наведения, ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне.

В боекомплекте «Акации» применяются выстрелы раздельно-гильзового заряжания, размещенные в двух боеукладках, в башне и внутри корпуса.

В него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540ЖС, последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540 весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами, обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с.

При угле встречи с целью 90° они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60° — 220 мм.

Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и тупоголовые Бр-540Б, с баллистическим наконечником, которые на расстоянии 1000 м при попадании в объект под углом 90° пробивают броню толщиной до 120 мм. Кроме того, допускается использование боеприпасов буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе бетонобойные Г-545 и специальные.

В башне размещается орудие, часть боекомплекта и фильтровентиляционная установка. На командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет ПКТ. В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов.

Читайте также:  Kpaпoвый бepeт: каким должен быть настоящий спецназовец

2С3 «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия.

В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность “Акации” поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый, 4-тактный дизель В-59 мощностью 520 л.с. — водяного охлаждения, с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже.

Трансмиссия — механическая, двухпоточная, коробка передач выполнена в блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска — независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Гусеницы с резинометаллическими шарнирами.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица — 2А33М.

В боекомплект “Акации” вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных.

Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т. д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т. п.

) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м.

Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18 500 м, при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24 000 м.

Кроме того, самоходная гаубица «Акация» может стрелять и другими снарядами: осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МП-20 и Д-20, корректируемыми 152-мм снарядами Краснополь (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. А в 70-х годах в боекомплект 2СЗ дополнительно был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С3М

Масса, т: 27,5 Годы производства: с 1975 по 1987 Длина, мм: 6970 Длина с пушкой, мм: 7760 Ширина, мм: 3250 Высота, мм: 2530 Клиренс, мм: 450 Лоб башни, мм: 30 Лоб рубки, мм: 30 Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33 Тип пушки: нарезная гаубица Длина ствола, калибры: 28 Боекомплект пушки: 46 выстрелов Углы ВН: -4..+65 Углы ГН: 360 Дальность стрельбы, км: 4,2..

20,5 Скорострельность, выстр/мин: 1,25..3,5[8] Прицелы: ПГ-4, ОП5-38 Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ Тип двигателя: В-59-4 Мощность двигателя, л.с.: 520 Скорость по шоссе, км/ч: 63 Запас хода по шоссе, км: 500 Удельная мощность, л.с./т: 19 Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6 Преодолеваемый подъём, град: 30 Преодолеваемая стенка, м: 0,7 Преодолеваемый ров, м: 2,5..

2,55

Преодолеваемый брод, м: 1

В 1987 году гаубицу вновь усовершенствовали. На нее была установлена аппаратура приема и отображения информации управления огнем и новый прицел СП-538. В боекомплекте появился управляемый снаряд ОФ-38 «Краснополь», позволяющий поражать объекты, движущиеся со скоростями до 35 км/ч на дистанции до 18 км. Такая установка получила наименование 2С3М1.

Последняя глубокая модернизация 2С3 получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы.

Гаубица 2А33 заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу 2А33М (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм М-385), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами.

Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 2С3М2

Масса, т: 28 Длина, мм: 6970 Длина с пушкой, мм: 9170 Ширина, мм: 3250 Высота, мм: 2530 Клиренс, мм: 450 Лоб башни, мм: 30 Лоб рубки, мм: 30 Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33М Тип пушки: нарезная гаубица Длина ствола, калибры: 39 Боекомплект пушки: 45 выстрелов Углы ВН: -4..

+65 Углы ГН: 360 Дальность стрельбы, км: до 25,1 Прицелы: ПГ-4, ОП5-38 Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ Тип двигателя: В-59-4 Мощность двигателя, л.с.: 520 Скорость по шоссе, км/ч: 63 Запас хода по шоссе, км: 500 Удельная мощность, л.с./т: 19 Удельное давление на грунт, кг/кв.

см: 0,6 Преодолеваемый подъём, град: 30 Преодолеваемая стенка, м: 0,7 Преодолеваемый ров, м: 2,5

Преодолеваемый брод, м: 1

Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ “Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.

Производство 2С3 “Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, СНГ, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

Источник: http://gods-of-war.pp.ua/?p=173

Сау «акация». самоходная гаубица 2с3 «акация»: технические характеристики и фото

Бизнес 16 декабря 2014

«Акация» – 152-мм самоходная гаубица (индекс ГАБТУ – объект 303). Разработана коллективом конструкторов Уральского завода транспортного машиностроения под руководством Ф.Ф. Петрова и Г.С. Ефимова.

САУ 2С3 «Акация» предназначена для уничтожения и подавления минометных и артиллерийских батарей, живой силы противника, огневых средств, танков, ракетных установок, тактических средств атомного оружия, пунктов управления и прочего.

Смена поколений

До середины шестидесятых годов прошлого века в войсках армии СССР продолжали служить самоходные артиллерийские установки (САУ) Второй мировой войны, такие как СУ-100, ИСУ-152 и ИСУ-122. Эти машины сочетали в себе качества пушечно-гаубичных комплексов с противотанковыми возможностями.

Именно за эту универсальность они нравились военным старой закалки, имеющим опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны. Однако со сменой поколений офицеров и генералов постепенно сформировались новые взгляды на тактику использования самоходной артиллерии в современной войне.

Так, в частности, основным врагом танков и другой бронетехники является не обычный снаряд, а противотанковый управляемый реактивный снаряд (ПТУРС).

В связи с этим военные специалисты пришли к мнению, что с одной стороны самоходные артиллерийские установки не должны специализироваться на уничтожении тяжелых машин, а с другой стороны, новая САУ не должна “одеваться” в толстую броню, ведь ПТУРС может пробивать даже самую крепкую из них.

Кроме того, согласно новым требованиям, самоходные артиллерийские установки должны иметь максимальную подвижность, авиатранспортабельность и повышенную плавучесть. Для того чтобы техника отвечала данным требованиям, следовало отказаться от тяжелой брони и отдать предпочтение противопульной защите.

Что касается размещения орудия, то для повышения маневра огнем оно должно быть размещено не в бронерубке, а в свободно вращающейся башне, что позволит вести комплексу круговой обстрел. Помимо этого одним из главных требований военных было создание возможности использования обновленными САУ ядерных боеприпасов.

Предыстория

Началу работ над САУ «Акация» предшествовала огромная поисковая научно-исследовательская работа, в ходе которой был произведен сравнительный анализ артиллерийских комплексов, созданных в ходе Второй мировой войны (типа СУ-100, СУ-152 и других), а также послевоенного периода – как отечественных оружейников, так и зарубежных.

Так, в процессе исследовательской работы организациями и предприятиями оборонного комплекса СССР был предложен ряд различных вариаций шасси, на котором бы размещалось 152-мм орудие. По одному из них самоходная гаубица прорабатывалась на базе танковой ходовой части объектов «118», «123» и «124» инженерами Свердловского машиностроительного завода.

В этом проекте предусматривалось разместить в башенной части артиллерийское орудие буксируемой пушки Д-20.

В другой вариации предлагалось САУ «Акация» создать на базе узлов и механизмов среднего танка Т-64 («объект 432»). Инженеры предлагали разместить 152-мм орудие в бронированной поворотной башне совместно со спаренным пулеметом.

Такое решение было весьма популярным, так как Т-64 был первым послевоенным танком второго поколения. В нем было реализовано множество новых прогрессивных решений, он отличался оригинальной ходовой частью и автоматом заряжания.

В то время эта машина была весьма популярна для проработок перспективных проектов бронетанковой техники. Однако в результате исследований опыта применения самоходной артиллерии, а также проработок облика установки было отдано предпочтение концепции перспективного развития САУ.

А для дальнейших работ по созданию САУ «Акация» была рекомендована ходовая часть Свердловского машиностроительного завода.

Видео по теме

История создания

Исходя из всех вышеперечисленных технических задач, совместным постановлением СМ СССР и ЦК КПСС №609-201 от 4.07.1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» выдали техническое задание на создание САУ 2С3 «Акация».

Вместе с 152-мм комплексом конструкторы завода разрабатывали ряд других самоходных артиллерийских систем: 122-мм гаубицы «Гвоздика» и «Фиалка», а также 240-мм миномет «Тюльпан». Принципиально новые модели САУ призваны были ликвидировать отставание СССР от стран блока НАТО в данном аспекте.

«Акация» проектировалась для вооружения полков мотострелковых и танковых дивизий. Эта самоходная гаубица предназначалась для уничтожения укрытой и открытой живой силы противника, военной техники и вооружения, а также других объектов на глубину интересов дивизии.

Артиллерийский комплекс создан на базе шасси экспериментальных самоходных установок «объект 105» и «объект 120», а также ЗРК «Круг».

Два первых опытных образца были созданы уже к концу 1968 года, однако в процессе испытаний были выявлены серьезные недоработки, в частности весьма сильная загазованность боевой рубки. Из-за этого недостатка были забракованы еще четыре образца, созданные к лету следующего года.

После усовершенствования вентиляционной системы данная проблема была решена, в результате первая серия САУ «Акация» (фото, приведенные в этой статье, наглядно демонстрируют эти машины) была выпущена в 1970 году. А в 1971 году она была принята на вооружение.

Читайте также:  Bell p-39 airacobra — обзор и технические характеристики самолета

Данная модель выпускалась без изменений вплоть до 1975 года, после этого в войска поступила модернизированная версия САУ «Акация» под индексом 2С3М. Обновленная машина имела обновленную боеукладку барабанного типа на двенадцать зарядов, что позволило повысить скорострельность комплекса и увеличить возимый боезапас.

Спустя еще два года самоходка подверглась очередной модернизации (2С3М1). Теперь 152-мм самоходная гаубица была оснащена аппаратурой ввода, приема, обработки, а также отражения командных данных и новым прицелом СП-538.

Помимо этого, были введены в боекомплект корректируемые снаряды 3ОФ38 «Сантиметр» и управляемые снаряды 3ОФ39 «Краснополь». Последний модернизированный вариант 2С3М2 отличался от своих предшественников более мощной артиллерийской системы.

Также эта версия установки оснащалась приемоиндикаторной аппаратурой «Механизатор-М» (1В514-1), позволяющей совершать обмен данными между машиной старшего офицера батареи и орудием, тем самым сокращая время подготовки комплекса к открытию огня. В целом, самоходная гаубица «Акация» выпускалась вплоть до 1993 года.

Описание машины

Артиллерийская установка выполнена по классической схеме с башенной рубкой. Комплекс имеет бронированный сварной корпус, который разделен на три отсека: управления, боевой и силовой (моторно-трансмиссионный). Первое отделение расположено между моторной перегородкой и левым бортом в носовой части кузова. Здесь находится рабочее место механика-водителя.

Силовое отделение расположено в правой передней части. Здесь размещены трансмиссия, двигатель, а также системы силовой установки. В кормовой части корпуса находится боевое отделение. На днище кузова размещается вращающаяся платформа, которая установлена на шариковом погоне, она опирается на пять ролов. Рабочее место наводчика размещается слева от орудия, а заряжающего – справа.

Кресло командира находится позади наводчика.

Реализация шасси самоходки отличается от ее предшественников использованием мелкозвенчатых гусениц с резинометаллическими шарнирами и передним расположением ведущих катков.

«Акация», 152-мм самоходная гаубица: артиллерийская часть

Орудие (2А33) для этой самоходной установки разрабатывалось в ОКБ-9. За основу была взята буксируемая пушка-гаубица Д-20. Сборка прототипа производилась на Пермском машиностроительном заводе №172, а серийное производство – на ПО «Баррикады».

Артиллерийское орудие с вертикальным клиновым затвором, эжектором и двухкамерным дульным тормозом размещено в поворотной бронированной закрытой башне, установленной на усиленной шаровой опоре.

С целью облегчения процедуры заряжания гаубица оборудована электромеханическим устройством досылания снарядов и гильз оригинальной конструкции, а также лотком-улавливателем отстрелянных гильз.

На крыше боевой рубки САУ (фото приведено выше) слева находится командирская башенка, где установлен станковый пулемет с дистанционным управлением, по правому борту находится люк заряжающего. Огонь может вестись с места, как в обычных условиях, так и на зараженной местности. Боеукладка самоходной артиллерийской установки (немодернизированной модели) размещается в двух механизированных лентах. Во время ведения огня они также могут подаваться через специальный люк в корпусе с грунта.

Силовые установки и вспомогательное оборудование

На самоходной гаубице «Акация» разработчики установили двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный с турбонаддувом двигатель с жидкостным охлаждением (В-59). Совместно с ним используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарными поворотными механизмами.

Артиллерийская установка имеет индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами. На САУ конструкторы установили специальное оборудование самоокапывания, позволяющее за двадцать минут отрыть в грунте окоп для укрытия.

С целью обогрева экипажа в самоходке установили отопительную установку (ОВ-65Г), производительность которой составляет 6500кКал/час. Этот самоходный артиллерийский комплекс имеет коллективную защиту, снабженную системами ППО и ПАЗ, от оружия массового поражения.

2С3 оборудована автоматической пожарной системой, фильтровентиляционной установкой, системой герметизации отсеков, что позволило защитить экипаж от воздействия бактериологического, ядерного и химического оружия. Герметичность самоходной гаубицы сохраняется как в процессе ведения огня, так и во время передвижения.

Боеприпасы

Для стрельбы из самоходной гаубицы «Акация» используются снаряды от пушек Д-20 и МЛ-20, а также от гаубицы Д-1. Для этих систем в НИМИ были разработаны целая линейка 152-мм боеприпасов.

Например: осколочно-фугасный снаряд 3ВОФ33 с полным переменным и уменьшенным переменным зарядом, 3ВОФ33 с дальнобойным зарядом, выстрел 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98, а также 3В013 и 3В014 с осколочно-кассетным снарядом полным и уменьшенным переменным зарядом.

Уменьшенные заряды позволяют посылать снаряды на небольшую дальность по более крутой траектории. Это позволяет поражать цели, которые укрыты за различными препятствиями, такими как дома, холмы и прочее.

Для уничтожения тяжелых бронированных машин используют кумулятивные боеприпасы БП-540. Эти снаряды с начальной скоростью 676 м/с имеют прицельную дальность до пяти километров. По нормали они пробивают танковую броню толщиной до 250 мм, под углом 60 градусов до 220 мм, а под углом 30 градусов – до 120 мм.

Помимо перечисленных боеприпасов в боекомплект самоходной установки входят специальные боеприпасы, служащие для дезорганизации вражеских систем управления в тактическом звене методом постановки помех ультракоротких и коротких волн радиосвязи.

Например, 3ВРБ37 и 3ВБР36 с полным и уменьшенным переменным зарядом.В настоящее время самоходные гаубицы «Акация» используют разработанные НТК «Автоматизация и механизация технологий» корректируемые снаряды типа «Сантиметр» и управляемые типа «Краснополь».

Так, комплекс «Сантиметр» применяется для поражения бронетехники в местах сосредоточения артиллерийских систем и пусковых установок на огневых позициях, долговременных оборонительных комплексов, пунктов связи и управления, мостов и переправ.

«Краснополь» используется для уничтожения малоразмерных наземных целей в условиях ведения огня с закрытых огневых позиций с подсвечиванием целей лазерным лучом целеуказателя-дальномера.

Сау «акация»: характеристики

Боевая масса установки составляет 27,5 тонн (относительно малый вес «Акации» позволяет осуществлять ее транспортировку на транспортных самолетах), длина с направленным вперед орудием – 7765 мм, высота – 3050 мм, ширина – 3250 мм. Клиренс САУ – 450 мм, среднее удельное давление на грунт – 0,6 кг/см2.

Мощность двигателя составляет 520 л.с, число оборотов – 2000 об/мин. Характеристики ходовой части: индивидуальная подвеска, гусеничный тип движителя, 1-й и 6-й катки оборудованы гидравлическими телескопическими амортизаторами, ширина резинометаллической гусеницы – 485 мм, число траков – 115.

Запас топлива составляет 850 литров. Максимальная скорость – 63 км/ч. Запас хода – 500 км. Машина в состоянии преодолевать препятствия: подъем – 30 градусов, крен – 25 градусов, ров – 3 метра, стена – 0,7 метра, брод – 1 метр. Лобовая броня кузова и башни составляет 30 мм.

Экипаж самоходной гаубицы состоит из четырех человек.

Артиллерийское вооружение: характеристики

Как уже говорилось ранее, разработчиками гаубицы 2А33 являются ОКБ-9 и КБ2 Пермского машиностроительного завода, а изготавливали ее на ПО «Баррикады». На «Уралтрансмаше» производилась окончательная сборка САУ.

Характеристики это орудие имеет следующие: калибр – 152,4 мм, длина отката ствола – 510-750 мм, углы наведения – вертикальные от -4 до +60 градусов, горизонтальные – 360 градусов, вес качающейся части – 2450 кг, скорострельность – 1,9-3,5 выстрелов в минуту. Затворная часть представляет собой полуавтоматический вертикально-клиновый копирный тип.

Тормоз отката – гидравлический веретенный. Тип накатника – пневматический. Заряжание – раздельно-гильзовое. Дальность стрельбы: снарядами типа 3ОФ25 до 17,3 км, 3ОФ22 до 20,5 км, «Краснополь» – до 20 км.

В качестве дополнительного вооружения используется станковый пулемет типа ПКТ калибра 7,62 мм, боекомплект которого составляет 250 патронов.

Военные компании

Самоходные гаубицы 2С3 «Акация» довольно успешно применялись во многих военных конфликтах, которые возникали в разных районах земного шара за последние четыре десятилетия.

О наличии этих установок на вооружении Советской армии западная разведка узнала лишь в 1973 году, поэтому она получила условное наименование «Модель 1973». Официально же правительство СССР «засветило» САУ «Акация» только в 1977 году на учениях «Карпаты».

В этом же году эти машины впервые участвовали в параде на Красной площади. В 1979 году около сотни самоходных гаубиц 2С3 было поставлено в ГДР, следующей страной, получившей эти боевые машины, стал Ирак.

В период иракской компании «Акация» принимала участие во всех боевых операциях, правда, военные остались недовольны недостаточной, по их мнению, дальностью стрельбы.

С самого начала военных действий в Афганистане эти артиллерийские установки были задействованы в артподразделених ограниченного контингента Советских войск. Военные эксперты отметили высокую надежность комплекса, однако без недостатков здесь также не обошлось.

Главными минусами САУ признаны недостаточная дальность стрельбы и скорострельность. Интересным фактом является то, что в Афганистане эти боевые машины использовались в основном для стрельбы прямой наводкой, что оказывало большой деморализующий эффект на моджахедов.

Этот же прием сейчас используют и сирийские военные против боевиков-исламистов.

САУ «Акация» участвовала и во всех вооруженных конфликтах в бывшем СССР. Например, в компаниях на Северном Кавказе, а также в период так называемой «Войны 888».

Сегодня эти боевые артиллерийские установки используются в конфликте на Украине, как со стороны регулярных войск, так и ополчения.

Заключение

В настоящее время на вооружении нашей армии находятся как современные самоходные артиллерийские установки, так и производства времен СССР. Гаубица «Акация», несмотря на свой солидный возраст, продолжает исправно нести боевое дежурство не только в армии России, но и за рубежом.

Эти артиллерийские установки поставлялись в Европу: страны Варшавского договора; на африканский континент: Алжир, Ирак, Ливию, Сирию. Кроме того, после распада Советского Союза эти машины остались во всех без исключения бывших союзных республиках.

Спрос на этот вид вооружения не ослабевает и сегодня, поступают заказы как на артиллерийские установки времен СССР, так и на новые САУ России. Ведь в современной войне подобные комплексы в сочетании с высокоточными управляемыми боеприпасами могут играть ключевую роль.

В действии «Акация» показала себя с наилучшей стороны, военные специалисты отмечают простоту и надежность этого артиллерийского комплекса. А после ее участия в Афганской компании она стала весьма популярной. Возможно, именно поэтому она остается на вооружении не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/8977/

Ссылка на основную публикацию