Самый скоростной и высотный боевой самолет в мире — истребитель-перехватчик миг-31

Презентации по истории – История и все что с ней связано

ГлавнаяРазноеХарактеристики миг 31

МиГ-31БМ на сегодняшний день является одним из самых универсальных истребителей-перехватчиков в мире. В международной кодификации сверхзвуковой самолет получил название Foxhound, что означает «лисья гончая». Можно с уверенностью сказать, что МиГ-31 – лучший по всем характеристикам. Он предназначен для обнаружения и уничтожения противника на предельных высотах при любых условиях.

История появления

Проект «МиГ-31БМ» получил утверждение только в начале 1970-х годов. До этого несколько лет созданием ударного истребителя МиГ-31 занимались лучшие военные инженеры Советского Союза под руководством А. Чумаченко. С 1975 года проект возглавил К. Васильченко. На его плечах лежала не только разработка концепции сверхзвукового летательного аппарата, но и его испытания.

Изначально истребитель-перехватчик МиГ-31БМ мог поражать цели в светлое время суток. Постепенно навигационное оборудование совершенствовалось. Весной 1976 года было решено внедрить в программную комплектацию самолета новые электронные средства слежения. Благодаря этому расширились и боевые возможности истребителя. Так, на борту оказалась РЛС с фазированной антенной.

Самолет строился по схеме «тандем», то есть экипаж должен был вмещать только двух человек. На летчика возлагались функции пилотирования, а на штурмана – обработка оперативных данных. Первые успешные испытания самолета прошли в конце 1978-го, а спустя полтора года постановлением правительства СССР проект был завершен.

Характерные отличия серии

МиГ-31БМ имеет ряд важных отличительных особенностей от оригинала МиГ-31. В первую очередь это касается бортового комплекса радиолокации. Благодаря этому оборудованию экипаж способен обнаруживать в считанные секунды до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована единовременно.

Также выделяются у Миг-31БМ технические характеристики, касаемые противорадиолокационной системы защиты. В нее входят такие ракетные установки, как Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Помимо этого, в отличительные особенности серии можно включить модернизированную систему лазерного наведения.

Для комфорта экипажа была разработана специальная компоновка кабин. Теперь летчик имеет возможность своевременно получать данные о тактической подготовке. Ранее командир не мог знать, что делает его штурман. Для слежения за обстановкой кабина летчика оборудована многофункциональным индикатором диагональю в 10 дюймов.

Штурман, в свою очередь, получил возможность вывода на экран радиолокационной информации.

Конструкция истребителя

Модель планера 31БМ была разработана на основе МиГ-25. При конструировании особое внимание было уделено корпусу, который способен выдерживать подъемную нагрузку на 25% больше, чем предыдущие версии. Оболочка состоит на 50% из стали, 33% из высокопрочного сплава алюминия и 13% из титана. Ракетная установка наполовину зафиксирована в корпусе.

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики двигателей схожи с прототипами от Ту-134. Речь идет о движке Д-30Ф6, который был разработан еще в 1979 году.

Это мощные модульные двигатели с соплом и форсажной камерой. При запуске истребителя применяется метод «огневой дорожки». Виброгорение автоматически устраняется объединенным коллектором.

Сами двигатели изготовлены из титана, железа и никеля.

Радиолокационные характеристики

МиГ-31БМ – многофункциональный истребитель нового поколения. Его главным преимуществом перед противником является универсальная БРЛС, в состав которой входят сразу две модернизированные системы. Первая получила название «Заслон».

Она была принята на вооружение еще в 1981 году. Система способна обнаружить наземную цель с вероятностью погрешности в 0,5% на расстоянии до 200 км. Дальность видимости в воздухе составляет 35 км. «Заслон» дает возможность одновременно атаковать 8 каналов.

Истребитель способен поражать цели в режиме «мертвой петли».

Дополнительная БРЛС «Заслон-М» поступила на вооружение в 2008 году. Она дает возможность обнаружения летающих целей до 320 км и поражения до 290 км. На данный момент таких характеристик нет ни у одного истребителя в мире. Кроме того, в «Заслон-М» встроен теплопеленгатор 8ТП, способный определять живые цели до 56 км даже в сложных климатических условиях.

В комплектацию входит и система цифровой помехозащиты от МиГ-31.

Описание: тактико-технические характеристики

Длина истребителя версии 31БМ составляет 21,6 м при размахе крыльев в 13,5 м. Масса сверхзвукового аппарата равна 21,8 тонны. Максимальный вес с полной загрузкой – до 47 т.

Суммарный объем баков составляет 17 тысяч литров топлива.Общая тяга двигателей на форсаже равна 31 000 кгс. При этом максимальный порог эксплуатационной перегрузки – 5G.

Недаром самым «выносливым» истребителем в мире считается именно МиГ-31БМ.

Технические характеристики бортового оборудования позволяют сверхзвуковому перехватчику достигать скоростного барьера в 3000 км/ч. При этом крейсерский разгон равен 2500 км/ч. Без дозаправки истребитель способен совершать перелет на расстояние до 3000 км. Потолок высоты – 20,5 км. Средняя продолжительность перелета без дозаправки составляет 3,3 часа.

Характеристики вооружения

В комплектацию МиГ-31БМ входит 23-миллиметровая многоснарядная пушка серии ГШ-6-23М, а также управляемые ракеты Р-33, Р-40Т, Р-60 и Р-60М. Стоит отметить скорострельность установки ГШ-6-23М. Она составляет до 80 снарядов в минуту.

Ракетные комплексы расположены на 6 подвесках. Плюс дополнительные две точки для ПТБ. Подвески закреплены равномерно на корпусе и крыльях. Ударные установки включают в себя по 4 ракеты большой и средней дальности поражения.

В модернизированных моделях имеется система УР Р-77 с 4 снарядами.Вооружение истребителя дает возможность экипажу поражать цели с высокой точностью как на земле, так и в воздухе. Бомбардировка осуществляется посредством лазерной навигации.

Максимальная масса общей боевой нагрузки – 9 тонн.

Востребованные модификации

С момента реализации проекта «МиГ-31» на свет появилось огромное количество различных вариаций самолета. Самым востребованным из них стал МиГ-31БМ. Этот многофункциональный сверхзвуковой перехватчик способен не только атаковать цели на дальних дистанциях, но и осуществлять разведку благодаря интегрированной БРЛС нового поколения. Упрощенным аналогом версии является МиГ-31Б.

Модели литеры «Д» и «И» предназначены для запуска небольших спутниковых аппаратов. МиГ-31ЛЛ является воздушной лабораторией. Истребитель 31М имеет усиленное вооружение и часто используется в качестве бомбардировщика. Модели «ФЭ» и «Э» представляют собой экспортные варианты.

Применение истребителя

Самолеты поколения МиГ-31 были призваны заменить устаревшие версии Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года истребители поступили в расположение ВВС СССР на острове Сахалин. Спустя 10 лет на балансе России находились порядка трех сотен перехватчиков.

Именно эти крылатые аппараты контролировали воздух во время второй Чеченской войны.В 2014 году правительством страны было принято решение модернизировать все имеющиеся в строю МиГ-31.

Ожидается, что через 5-6 лет все устаревшие модели серии будут усовершенствованы до МиГ-31БМ.

На сегодняшний день истребители используются в разведке.

Базирование и экспорт

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики, буквально, поражают воображение. Именно поэтому эти истребители столь востребованы и в других странах. Тем не менее, большинство аппаратов находится в расположении ВВС России.

На текущий момент модель 31БМ базируется на 6 военных аэродромах. Больше всего их находится в Елизово – около 30 единиц. Следом идут базы Хотилово (24 шт.) и Центральная Угловая (14 шт.).

Страной-лидером по содержанию экспортных МиГ-31 является Казахстан. На аэродроме Караганды в составе 610-й базы находится 33 истребителя.

fb.ru

МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный

Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е.

Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев.

Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО.

Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью SR-71.

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практический потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:   с подвесными баками   с дозаправкой 3,6 ч7 ч
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:   пустого самолета   нормальная взлетная   максимальная взлетная 21820 кг41000 кг46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:   бесфорсажная   форсажная 2 x 91,00 кН2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж 2 чел
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,боевая нагрузка — 3000 кг,4 УР большой дальности Р-33,2 УР средней дальности Р-40Т и4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами.

Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка схемы Гатлинга калибра 23 мм.

Бортовая РЛС МиГ-31

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию.

Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей.

На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них… заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.

www.techcult.ru

технические характеристики, максимальная скорость и высота, фото, видео полета в стратосферу

МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

Читайте также:  Новейшие танки россии

Историческая справка

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — пилота и штурмана.

МиГ-31.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. Крыло — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для топлива. Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов. Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч, а сверхзвуковая — 2500 км/ч. Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м., а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что самолет может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

Похожие публикации

nasamoletah.ru

Источник: http://ppt-history.ru/raznoe/harakteristiki-mig-31.html

Истребитель перехватчик МиГ- 31

Работы в ОКБ А.И. Микояна по радикальному совершенствованию перехватчика МиГ-25П начались еще в середине 1960-х гг. но основательно подошли к нему в 1972 г. Вначале опытный самолет имел обозначение МиГ-25МП (Е-155МП).

Самолет предназначен для борьбы как с высотными, так и с низколетящими целями. Создавался он под двигатель Д-30Ф, усовершенствованный вариант гражданского двигателя Д-30.

БРЛС МиГ-31 осуществляет захват и сопровождение 10 воздушных целей в пространстве, ограниченным телесным углом. 70° по азимуту (в горизонтальной плоскости) и +70°, —60° по углу места (в вертикальной плоскости).

При этом цели могут быть одновременно как в свободном пространстве, так и на фоне земли. Бортовой теплопеленгатор истребителя обеспечивает захват и сопровождение целей по инфракрасному излучению.

Перехватчик может одновременно вести огонь на поражение четырех целей, летящих с разными курсами, на разных высотах, с различными скоростями. Группа из 4 МиГ-31, один из которых ведущий, а три ведомые, способна обмениваться информацией о результатах обзора пространства в полосе шириной 800 км по фронту, перераспределять цели между собой и передавать информацию ведущему другой группы.

Появление МиГ-31 в войсках ПВО оценили по достоинству. Прекратились полеты вдоль границ с Россией американских разведчиков SR-71. А когда шеф-пилот ОКБ В.Е. Меницкий показал его на авиасалоне в Ле-Бурже, западные специалисты, как говорится, сняли шляпы в знак уважения к российской авиации.

В ОКБ с 1984 г. начались работы по глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31. Было выпущено несколько модификаций истребителя. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.

Ельцин поздравил создателей самолета МиГ-31М и его систем вооружения в связи с успешным проведением первых в мире испытаний по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км. Истребитель-перехватчик МиГ-31 на сегодня является самым скоростным и высотным самолетом в мире.

На нем установлено шесть мировых рекордов скороподъемности и высоты полета. С 1976 по 1994 г. выпущено 500 машин всех модификаций.

Истребитель-перехватчик МиГ-31. Досье

 МиГ-31 (по классификации NATO – Foxhound, Фоксхаунд) – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения, разработан в 1970-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне ОАО РСК МиГ) под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

Первый полет состоялся 16 сентября 1975 г. опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода им. Микояна Александр Федотов. Самолет принят на вооружение 6 мая 1981 г. Производился в 1975-1994 гг.

на авиазаводе Сокол в Горьком (ныне Нижний Новгород), всего построено более 500 самолетов. В настоящее время находится на вооружении ВВС России и Казахстана. В начале 1990-х гг.

к покупке самолета проявляли интерес Сирия, Ливия и Китай, однако контрактов заключено не было. В боевых действиях МиГ-31 не участвовал.

По состоянию на 2012 г. в ВВС России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80% парка нуждались в ремонте. В 2013 г. число боеспособных самолетов, по сообщению генерал-полковника Александра Зелина, занимавшего должность главнокомандующего ВВС РФ, составляло порядка 190 единиц.

Летно-технические характеристики

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями Д-30Ф-6 (разработан КБ Авиадвигатель, Пермь) в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси. Длина самолета – 22,6 м, размах крыла – 20,6 м, высота 6,1 м. Практический потолок 20,6 тыс. м, взлетный вес 41 т. Самолет способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, боевой радиус составляет 720 км.

Вооружение

Вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм, различные модификации самолета могут оснащаться ракетами воздух- воздух и воздух-поверхность разных типов (имеет 8 узлов подвески ракет), авиабомбами.

Модификации

Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 г. однако с 2011 г. на нижегородском заводе Сокол началась модернизация самолетов этого типа до версии МиГ-31БМ. В 2013 г. первая пара модернизированных перехватчиков заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область).

На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно. До 2020 г.

ВВС России должны получить 60 самолетов МиГ-31БМ.

Аварии и катастрофы

Точное число серьезных авиационных происшествий с участием этого типа самолета неизвестно. Согласно данным из открытых источников, с начала эксплуатации в различных авиационных инцидентах потеряны по меньшей мере 34 единицы МиГ-31.

Источники: lifenews.ru, yablor.ru, kollektsiya.ru, guns.allzip.org, tass.ru

Сменяются империи и эпохи, однако город Иерусалим непостижимым образом продолжает оставаться в центре мировых событий. Этот факт не является случайностью, …

Индейцы хопи

Индейцы хопи в своих преданиях запечатлили четыре эпохи, в последнюю из которых живем мы. Тысячи лет назад предки хопи жили …

Сенсорная перегрузка – путь к уничтожению личности

Начало XXI века ознаменовалось всплеском новых информационных технологий, шквальным возрастанием потоков новостей и серией мировых кризисов разной формы и …

Создание искусственного интеллекта

Уже многие десятилетия, не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых волнует проблема: возможно ли создание искусственного интеллекта? На заре кибернетики …

Технология 3d печати: ракетный двигатель

Не секрет, что современные полеты в космос обходятся чрезвычайно дорого, и значительную часть стоимости составляет непосредственно процесс изготовления комплектующих ракет-носителей. …

Существуют ли вампиры в реальной жизни?

Согласно общепринятым понятиям, вампиры являлись людьми, которые когда-то обманули смерть, выпив кровь другого человека, и поэтому они должны продолжить пить кровь, чтобы …

Храм народов Джима Джонса

Одним изсамых известных культов за всю историю является «Храм народов», во главе которого стоял «преподобный» Джим Джонс. Чле­нами культабыли в …

Откуда произошли кошки

Кошка – это самое любимое домашнее животное человека. Это грациозное, ласковое, привлекательное и независимое животное. К семейству кошачьих также …

Мелирование волос в домашних условиях

Множество женщин хотело бы сделать мелирование волос самостоятельно, но не все представляют, как это делается или, боятся. Скорее всего не …

Источник: http://www.objectiv-x.ru/voennaya-aviaciya/istrebitel-perehvatchik-mig-31.html

Истребитель-перехватчик МиГ-31

?judgesuhov (judgesuhov) wrote,
2015-08-21 23:12:00judgesuhov
judgesuhov
2015-08-21 23:12:00

Давно хотел написать об этом уникальном истребителе, который как-то чуть не залетел в окно моего кабинета, пройдя в сотне метров над крышей нашего офиса который частенько мешает спать особо впечатлительным жителям нашего города.

МиГ-31 – сверхзвуковой двухместный высотный истребитель-перехватчик, принятый на вооружение в 1981 году.Из-за внешнего сходства можно посчитать его развитием МиГ-25, однако это совершенно новая машина.

И хотя в основе всех вариантов проекта Е-155МП (обозначение проекта в ОКБ) лежал фюзеляж и воздухозаборники от МиГ-25 – машина вышла совсем другая. Новая по философии боевого применения, по аэродинамике, двигателям, составу бортового оборудования.

Чертежи истребителей МиГ-25 и МиГ-31 соответсвенно (кликабельно)Главным конструктором самолета был небезызвестный Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.Человек, заслуживающий отдельного рассказа.

Если коротко – ведущий разработчик космического корабля “Буран”, автор аэрокосмических систем “Спираль” и МАКС, Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1962) и Сталинских (1950, 1952) премий, Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния».

Авиационный комплекс МиГ-31 с РЛС “Заслон” разрабатывался и «затачивался» под новую угрозу – американские стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами (далее – КР). В Советском Союзе узнали о разработке в США авиационных крылатых ракет и нового стратегического бомбардировщика B-1 (никто тогда еще не подозревал, чем это все кончится).

МиГ-31 должен был, главным образом, купировать эту угрозу с севера и Дальнего Востока – уничтожая носители до рубежа пуска (в идеале), или в крайнем случае осуществляя перехват уже запущенных ракет и наводя на них остальные средства ПВО.

Правда первой боевой задачей перехватчиков стала борьба с разведчиками SR-71, которые к тому моменту начали донимать ПВО СССР.

Черные Дрозды” применяли тактику “булавочных уколов”, вторгаясь в воздушное пространство страны на несколько десятков километров и провоцируя систему ПВО на ответные действия; в виду скоротечности пребывания над территорией страны сбить разведчика ракетой было практически невозможно, тем не менее, радиотехнические системы ПВО переводились в боевой режим, а параметры режимов работы наших систем спокойно фиксировались самолетом радиотехнической разведки, который летал вне пределов территории СССР. Примерно тоже самое, кстати, по-моему мнению, делал Су-24 с «Дональдом Куком» не так давно в Черном море.Помимо уникальных летно-технических характеристик, доставшихся в наследство от «старшего брата» МиГ-25 (максимальная скорость – 3000 км/ч, практический потолок 20,6 км) 31-ый получил новейшее и не имеющее аналогов (вот здесь эта фраза к месту!) вооружение – уникальную на тот момент радиолокационную станцию (РЛС) СБИ-16 “Заслон”, которая позволяла ему обнаруживать цели на дальности до 300 км, сопровождать их до десяти штук и осуществлять одновременное наведение ракет на четыре из них (наиболее приоритетные для поражения цели выбираются автоматически бортовым вычислителем “Аргон-К”).«Заслон», кстати – первая в мире РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на серийном боевом самолете.Разработанный в НПО “Фазотрон” заслон обеспечивал дальность обнаружения целей – до 300 км., цель с ЭПР порядка 5 м2 обнаруживается на удалении 189 км (дальность автоматического сопровождения – 120 км). Углы сканирования ФАР +/-70 град, по азимуту и от -60 до +70 град, по углу места.
Отлично видно полотно ФАР РЛС “Заслон”С помощью автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача информации о целях, обнаруженных РЛС, другим самолетам или на наземный КП в реальном масштабе времени, причем бортовой процессор позволяет восстанавливать “забитые” помехами цели по частичкам, собирая воедино информацию от нескольких РЛС “Заслон”. Эта же аппаратура делает возможным использование перехватчика в качестве самолета ДРЛО и управления. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км.Для осуществления скрытого перехвата на перехватчике установлена ИК поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП, выдающая целеуказание ракетам Р-40ТД и Р-60 с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН). Максимальная дальность обнаружения цели в благоприятных условиях теплопеленгатором 8ТП – 50 км.Естественно, что управляться со всем этим хозяйством, отслеживать кучу целей и пилотировать при этом не самый простой в управлении самолет (МиГ-31 был гораздо более капризен и своенравен – к примеру, в отличие от предыдущих МиГов, “срывался” сразу, не предупреждая о сваливании вибрацией) одному летчику было сложно.Поэтому самолет получил экипаж из двух человек: летчика и штурмана-оператора. Причем последний был «главнее», поскольку отслеживал ситуацию в воздухе, осуществлял поиск целей и оказывал решающее влияние на исход воздушного боя. Тут как раз к месту пользующее популярностью в штурманской среде высказывание: “летчик, нужен лишь в качестве перевозчика штурмана”. =)Работу МиГа красноречиво описывает эпизод из книги заслуженного летчика испытателя СССР, Героя Советского Союза В.Н. Кандаурова “Взлетная полоса длиною в жизнь”:– Каким же образом выглядел один из полетов на испытание вооружения с реальным уничтожением четырех самолетов-мишеней?- Я сидел в кабине и откровенно зевал, совершенно, не зная чем бы себя занять. Мы уже с полчаса летели с курсом 90 градусов на самом удобном для нас режиме по скорости и высоте. Где-то впереди на малых высотах навстречу нам должны были лететь мишени, разбросанные по фронту на 50 км. Эфир был пуст. Ощущение, что ты один в бескрайнем небе”. “Не беспокойся, ты не один, – усмехнулся я сам себе, – сзади штурман работает. Уж ему-то не до “дураков” сейчас”. Все же не выдерживаю и нажимаю кнопку внутренней связи:- Коля, мне надоело спать, скажи как у тебя дела? Что делаешь?- Сплю, – услышал тихий голос штурмана Н.Волкогонова- Хорошее дело! – воскликнул я в удивлении, – Оба спим, а кто же работает?- “Заслон” работает, в автомате. Пока сидим и ждем.- Осматриваю еще раз пульт вооружения. Все включено, Ракеты готовы к пуску. Еще пять минут общего молчания. Вдруг на стекле (индикатор на фоне лобового стекла) появилась метка цели, сигнал “Атака” и шкала дальности.Первая – наиболее опасная – слева под 30, работай, командир, – слышу голос своего штурмана.Доворачиваю самолет, “накладываю” прицельное кольцо на метку цели и туту же вхожу в зону пусков. Пошла, родная!Сразу после схода ракеты появляется метка второй цели справа. Энергичный разворот. Чтобы удержать кольцо на цели, перехожу в пикирование. До цели 40 км. Начало зоны пусков с 30 км. В запасе семь-восемь секунд, можно проконтролировать двигатель. “Значит следующие две еще менее опасные, значит, у меня будет время на маневры”, – спокойно рассуждаю я, и пускаю вторую. Через двадцать секунд все было кончено.- Командир, все четыре сбиты, поворачиваем домой, здесь нам делать больше нечего, – слышится в наушниках довольный голос Николая.

Читайте также:  Новейшая разработка баллистической ракеты мбр сармат

– Да, – отвечаю, – все так просто, что даже противно.

Двигатель

двигатель Д-30Ф6Двигатель нужен был уникальный – он должен был обеспечить очень высокую скорость полета, и при этом обладать повышенной экономичностью.И его сделали. МиГ-31 помимо длительного полета на сверхзвуке (обычно для истребителей этот режим полета, весьма “неудобный” и невыгодный, доступен на короткое время) на скорости в 3000 км/ч может и “ползать как черепаха” на 217 км/ч и барражировать в воздухе продолжительное время.Кстати, мало кто знает, что двигатель Д-30Ф6 – это модифицированный двигатель Д30 пассажирского самолета Ту-134 (модификации его затем применялись на самолетах Ту-154М, Ил-62 и Ил-76), к которому добавили форсажную камеру.

Пушка для АДА.

Еще один интересный момент – это пушка МиГа.

Казалось бы – зачем скоростному истребителю, да еще и с дальнобойными ракетами (а так же радиусом виража в 10 км и довольно посредственной маневреностью) пушка?Самолет оснащен шестиствольной 23мм авиапушкой ГШ-6-23М с темпом стрельбы 3000 выстрелов/мин (боекомплект – 260 снарядов).

Пушка ему нужна была, чтобы сбивать метеорологические зонды шпионские высотные автоматические дрейфующие аэростаты (АДА), запускаемые странами НАТО с 50-х годов.

Используя господствующие над территорией СССР воздушные течения в стратосфере, АДА безнаказанно пересекали нашу территорию на высотах в десятки километров, где их не могли достать ни большинство перехватчиков, ни ракеты ЗРК (помимо этого стоимость ракеты ЗРК была не сопоставима со стоимостью аэростата)… дело еще и осложнялось тем, что уменьшение толщины пленки оболочки до 5 мкм сделало АДА практически радиопрозрачными – невидимыми для наземных РЛС.АДА стали серьезной головной болью – ведь ничто не мешало прикрепить к аэростату контейнер не с разведывательной аппаратурой, а с биологическим/химическим/ядерным оружием. Настолько серьезной, что для их уничтожения даже стали разрабатывать специальный самолет – М-17.Для поражения шпионских аэростатов был разработан даже специальный снаряд с высокочувствительным взрывателем, поскольку при попадании обычного снаряда в оболочку микронной толщины взрыватели не срабатывали. Снаряды оставляли в оболочке небольшие аккуратные отверстия, которые из-за очень малого перепада давления на такой высоте не обеспечивали утечку гелия, достаточную для снижения аэростата.Правда этими снарядами нельзя стрелять в дождь – взрыватель может среагировать на каплю дождя и взорваться рядом с собственным самолетом.
Патрон 23х115мм с фугасно-зажигательным снарядом, для авиапушек ГШ-23, ГШ-6-23, ГШ-6-23М. Предназначен для поражения АДА

Противники оценили МиГ-31 по достоинству.

Когда американцы получили данные о новом советском истребителе – помощник министра обороны США по вопросам командования, управления, связи и разведки Дональд Леман заявил: “Самолет МиГ-31 превосходит любой американский истребитель, включая F-15, и имеет лучшее бортовое радиоэлектронное оборудование, лучшую радиокомандную систему наведения, управления и связи, лучшие управляемые ракеты воздух-воздух, обладает большей скоростью и радиусом действия; Советский Союз выпускает эти истребители в качестве главной устрашающей силы”.

Странным образом с появлением МиГ-31 совпало завершение США программы полета АДА над СССР.

Может быть потому что шары уже все что могли сфотографировали? Ну или может потому что появились средства их эффективного перехвата (МиГ-31, М-17)?Косвенным доказательством признания достоинств МИГ-31 можно считать снятие с вооружения в 1989 году дорогущих американских высотных самолётов-разведчиков SR-71 «Blackbird», считавшихся до этого неуязвимыми для истребителей советских ПВО.Правда с развалом СССР их снова «вернули» в строй, но это уже, как вы понимаете, совершенно другая история.

Продолжение следует:

Часть 2. – Модификации.

Часть 3. – Варианты подвески вооружения.

Часть 4. – Зачем России МиГ-31?

Источник: https://judgesuhov.livejournal.com/86823.html

Истребитель-перехватчик МиГ-31

Тип Истребитель-перехватчик
Максимальная скорость 3000 км/ч
Практический потолок 20600 (практический) м
Боевой радиус 720 км

Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Создан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ”») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, при абсолютно любых погодных условиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1000 км.

С самого начала предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 на протяжении нескольких лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

История

Работы по проектированию истребителя-перехватчика МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП), стартовали в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе во главе работ стоял главный конструктор А. А. Чумаченко.

Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский.

В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич приступил к разработке «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, используемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой.

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, располгавшихся один за другим.

Прототип МиГ-31 впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

22 апреля 1976 года стартовали государственные совместные испытания (ГСИ) МиГ-31. Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 года и завершился в сентябре 1980 года.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. Серийное производство начато в 1979 году.

МиГ-31 заменил перехватчик Ту-128.

Конструкция

Планер

Планер самолёта МиГ-31 создан на базе планера МиГ-25. МиГ-31 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.

Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25. является основным силовым элементом планера, однако на МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали из-за уменьшения максимальной скорости самолета и меньшего нагрева силовой части конструкции. В средней части фюзеляжа расположены семь топливных баков. Топливо размещается также в четырех крыльевых и двух килевых баках.

Корпус МиГ-31 может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана 16 %, алюминиевых сплавов 33 %.

Носовая часть фюзеляжа выполнена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Члены экипажа размещаются тандемом, в передней кабине — летчик, в задней — штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм; в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ. Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты.

Трехлонжеронное крыло с углом стреловидности по передней кромке 41 град. имеет корневой наплыв с углом стреловидности 70 град.. На верхней поверхности каждой консоли крыла оборудован аэродинамический гребень.

Крыло имеет щелевые закрылки, элероны и по всей длине консоли четырехсекционные отклоняемые носки с углом отклонения 13 град..

На внешних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух внешних баков емкостью по 2500 л.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8 град., оборудовано рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12 град. расположены аэродинамические гребни.

Читайте также:  Загрязнение атмосферы – искусственно созданная проблема или естественный процесс

Система управления самолетом МиГ-31 — механическая. Гаргрот расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жесткие тяги).

На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм; убираются вперёд. Заднее колесо основной опоры расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего.

Передняя опора шасси снабжена двумя колесами 660х200 мм; в отличие от МиГ-25 убирается назад.

Двигатели

Двигатели Д-30Ф6 (1979 г.) были созданы на базе гражданского Д-30 от Ту-134 (1967 г.), с форсажной камерой и соплом, двигатель модульный; степень двухконтурности равна 3.

Двигатель имеет пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Максимальная температура газов на входе в турбину составляет 1660 К.

Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединённого коллектора».

В двигателе применены сплавы титана, никеля и стали. Сухая масса двигателя — 2416 кг.

Воздухозаборники двигателей — боковые, увеличенного, по сравнению с МиГ-25, сечения; количество поступающего к двигателям воздуха регулируется нижними створками и верхним горизонтальным клином автоматически в зависимости от высоты и скорости полета.

Система управления вооружением

Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) . МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981 по 2000 год (до поступления на вооружение истребителя Рафаль).

МиГ-31 способен перехватывать низколетящие крылатые ракеты (включая сверхскоростные), создана модификация для поражения спутников на высоте от 120 км, может перехватывать цели, летящие со скоростями до M = 5.

Самолёты ДРЛОиУ А-50 и МиГ-31 могут автоматически обмениваться между собой целеуказанием. МиГ-31 способен наводить на цель наземные комплексы ПВО.

Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон» разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский).

Модификации

-МиГ-31Б

Серийная модификация МиГ-31, оборудованная системой дозаправки в воздухе; принят на вооружение в 1990 году.

-МиГ-31БС

МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе.

-МиГ-31БСМ

Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.

-МиГ-31БМ

Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012.

Модернизированные самолёты будут оснащены новой системой управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.

-МиГ-31Д

Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт». Серийно не выпускался.

-МиГ-31ДЗ

Серийный истребитель-перехватчик, оснащённый системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

-МиГ-31И (изделие «Ишим»)

Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов.

-МиГ-31ЛЛ

Летающая лаборатория в Жуковском.

-МиГ-31М

Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; имел характерную «округлую наружу» форму корневых наплывов. Серийно не производился.

-МиГ-31Ф

Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта).

-МиГ-31ФЭ

Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ. Серийно не выпускался.

-МиГ-31Э

Экспортный вариант с упрощённым БРЭО. Серийно не производился.

Состоит на вооружении

-Россия:-Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 12 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год-Воздушно-космические силы Российской Федерации — 40 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 40 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год-Военно-морская авиация Северного флота — 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год-6-я армия ВВС и ПВО Балтийского флота — 31 МиГ-31, по состоянию на 2016 год-14-я армия ВВС и ПВО ВВС ЦВО — 50 МиГ-31Б/МиГ-31БС/МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год-Военно-морская авиация Тихоокеанского флота — 12 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год

-11-я армия ВВС и ПВО Тихоокеанского флота — 20 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год

По данным на 2013 год, 80 % парка нуждались в ремонте. По словам бывшего командующего ВВС, из 252 Миг-31 планируется модернизировать и оставить только 100 самолетов в разных модификациях, 60 из них – до уровня МиГ-31БМ. Перехватчики базируются:

-790 Гв. ИАП — аэродром совместного базирования Хотилово (возле города Бологое, Тверская область) (24 ед. МиГ-31ДЗ и МиГ-31БМ);-эскадрилья — 3958-я авиабаза Саваслейка (возле Мурома) (12 ед. МиГ-31БМ);-764 ИАП — аэродром совместного базирования Большое Савино (Пермь) (МиГ-31, МиГ-31ДЗ , МиГ-31БС, МиГ-31БМ);-712 Гв.

ИАП — Канск (возле города Канск, Красноярский край) (МиГ-31БМ);-22 Гв. ИАП — Центральная Угловая (северная окраина города Владивосток) (14 ед. МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС и МиГ-31БМ);-865 ИАП — аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед.

МиГ-31);-98 ОСАП — аэродром Мончегорск (Мурманская область) (14 ед. МиГ-31БМ).

-Казахстан:

-Силы воздушной обороны Республики Казахстан — 32 Миг-31/Миг-31БМ на 2016 год

ТТХ

Технические характеристики

-Экипаж: 2 человека-Длина: 22,69 м-Длина фюзеляжа: 20,62 м-Размах крыла: 13,46 м-Высота: 6,15 м-Площадь крыла: 61,60 м2-База шасси: 7,11 м-Колея шасси: 3,64 м-Масса:-пустого: 21820 кг-с полной заправкой: 39150 кг-максимальная взлетная масса: 46750 кг-топлива: 17330 кг-полезной нагрузки: до 5000 кг-Двигатель: 2 х ТРДДФ Д-30Ф6-тяга:-максимальная бесфорсажная: 2 х 9500 кгс-на форсаже: 2 х 15500 кгс-масса двигателя: 2 х 2416 кг

-Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

Лётные характеристики

-Максимальная допустимая скорость:-на малой высоте: 1500 км/ч-на большой высоте: 3000 км/ч (M=2,83)-Крейсерская скорость:-дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)-сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)-Посадочная скорость: 280 км/ч-Практическая дальность:-на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км-без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км-с одной дозаправкой: до 5400 км-на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км-Боевой радиус: 720 км-Продолжительность полёта: до 3,3 ч-Практический потолок:-до 30000 м (динамический)-до 20600 м (практический)-Нагрузка на крыло:-с полной заправкой: 635 кг/м2-при максимальной взлётной массе: 759 кг/м2-Тяговооружённость:-с полной заправкой: 0,79-при максимальной взлётной массе: 0,66-Скороподъёмность:-у земли 160 м/с:-на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с-Разбег: 950—1200 м

-Пробег: 800 м

Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

-одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 снарядов);-боевая нагрузка — 3000 кг;-4 УР большой дальности Р-33;-2 УР средней дальности Р-40Т;

-4 УР малой дальности Р-60. Р-60М

Применяемые ударные комплексы.

-Пушечное:-1х6-23мм ГШ-6-23:-боекомплект: 260 снарядов.-скорострельность:-при НУ: не менее 8000/мин-при t = ?60 град. C: не менее 6400/мин-Ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):

4 точки на корпусе и 4 на пилонах на крыльях допускает в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса до 4 ракет большой дальности + ещё до 4 ракет средней или малой дальности (в том числе 4 ракеты большой дальности и 4 средней Р-77).

-ракеты класса воздух-воздух:-большой дальности: 4 Р-33 до 304 км (2012), 6 Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G, Р-33 с дальностью 120км (1981) и Р-33С 160 км (1999)-средней дальности: Р-40) 2 максимум 4 с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км маневрирование цели 4G, 4 Р-77 дальность 100 км маневрирование цели 12G.-малой дальности: 4Р-60(М), 4 Р-73 инфракрасного спектра.

Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты, Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Тип Истребитель-перехватчик
Максимальная скорость 3000 км/ч
Практический потолок 20600 (практический) м
Боевой радиус 720 км

Источник: http://wartools.ru/vvs-russia/istrebitel-perekhvatchik-mig-31

МиГ-31: истребитель мира

После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее.

Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты.

Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более).

Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во‑первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во‑вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей.

Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р-33.

Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет давнюю историю: он приступил к работе 1 февраля 1932 года. Первым детищем предприятия стал истребитель-биплан И-5. В цехах завода до сих пор можно увидеть исторические панно и плакаты.

Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного — истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете.

Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10−15 часов в год.

Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации — основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ.

Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать.

Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?

«В конце концов самолет — это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, — говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол».

— В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет.

Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Пять штук на Францию

МиГ-31 барражирует над Арктикой, высматривая возможные цели, — мчатся ли они в стратосфере, идут на средних высотах или крадутся у поверхности, а значит, главное для него — бортовая РЛС, способная обнаружить все эти цели.

Поэтому ключевым моментом модернизации высотных перехватчиков стало оснащение их новой РЛС «Заслон-М» с фазированной антенной решеткой. Таким образом, значительно (до 320 км) повысилась дальность обнаружения ЛА вероятного противника, со 120 до 280 км выросла дальность поражения. Теперь самолет может одновременно отслеживать 24 цели и атаковать восемь из них.

МиГ-31 вполне готов к «сетецентрической» войне, так как имеет возможность работать с наземной автоматизированной системой управления «Рубеж» и координировать свои действия с другими боевыми объектами.

Например, обнаружив далекую цель, экипаж перехватчика способен передать ее координаты многофункциональным истребителям, не имеющим РЛС с таким дальним обзором, или другому МиГ-31. При этом один перехватчик может контролировать небо на фронте 500 км и более.

Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию. В рамках модернизации самолет также оборудуется новой кабиной с современной индикацией. Точнее, кабинами: экипаж самолета состоит из двух человек — командира и штурмана. Обновлен навигационный комплекс — теперь в нем есть система спутниковой навигации и международная система посадки.

Источник: https://www.PopMech.ru/weapon/371212-mig-31-istrebitel-mira/

Ссылка на основную публикацию