Самураи — кто они такие, обзор их экипировки и кодекса чести

Самураи — кто они такие, обзор их экипировки и кодекса чести

Мы много слышали историй про самураев, одно упоминание о которых ассоциируется у нас с образцами мужества и отваги, с непреложными правилами соблюдения чести и достоинства. Невольно напрашивается сравнение самураев с рыцарями средневековой Европы.

Однако если рыцарский титул означал признание за человеком высокого положения в обществе и мог передаваться, как по наследству, так и быть присвоен простолюдину за особые заслуги, то японские самураи представляли собой отдельную феодально-военную касту.

Вход в касту самураев был положен с рождения человека, а выходом из нее являлась только его физическая смерть.

Клан самураев

Самурай должен был в течение всей своей жизни следовать определенным законам и принципам, нарушение которых строго каралось. Самым страшным проступком считались противоправные деяния, которые могли нанести вред репутации и оскорбить честь всего клана. Виновник с позором лишался титула и звания самурая.

Только добровольная смерть виновника могла смыть позор с него и со всего его рода. Такое мнение прочно укоренилась в сознание людей, которые мало знают о Японии и об ее этических традициях.

На самом деле на добровольную смерть, самоубийство или по-японски — харакири, шли только самые знатные вельможи и военачальники, которые боялись быть осуждены за свои проступки и могли быть с позором изгнаны из самурайского клана.

Учитывая тот факт, что большую часть элитной касты составляли люди из глухих провинций, мало кто из них готов был слепо следовать вековым традициям, поэтому если говорить о харакири, то это скорее легендарный атрибут, приписанный самураям историей. Немного было желающих добровольно и самостоятельно лишить себя жизни.

Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая

В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия.

Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество — касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки.

В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету.

Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.

Учеба самураев

Значение слова самурай буквально переводится как «служилый человек».

Это могли быть люди как самого высокого ранка в иерархии феодальной знати, так и мелкие дворяне, состоявшие на службе у императора или у своего сюзерена.

Основной род деятельности членов касты — военная служба, однако в мирное время самураи становились телохранителями высоких господ, состояли на административной и гражданской службе в качестве наемных служащих.

Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе.

С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства.

Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни.

Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.

Самурай и его слуга

Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки.

Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику.

Были обучены верховой езде и стрельбе из лука.

На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты.

Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост.

Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества.

Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.

Однако каста воинов не была чисто мужским клубом. Ведя свою родословную с давних времен, многие знатные роды в Японии имели женщин, состоящих в элитном сословии. Женщины-самураи вели светский образ жизни и были освобождены от воинских и административных обязанностей. При желании любая из женщин клана могла получить определенную должность, заниматься административной работой.

С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны.

Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому.

Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.

Как становились самураями

Мечи самурая

Совершеннолетие в самураев наступало с 15 лет. Считалось что в этом возрасте молодой человек уже готов стать полноправным членом элитного сословия. Молодому человеку вручались настоящие мечи – катана и вакидзаси, являющиеся настоящими символами принадлежности к военной касте.

Мечи становились постоянными спутниками самурая в течение всей жизни. Женщины-самураи в знак принятия титула получали кайкэн — короткий нож в форме кинжала. Вместе с вручением боевого оружия, новый член касты воинов обязательно получал новую прическу, которая являлась отличительной чертой образа самурая.

Образ воина довершала высокая шляпа, считающаяся обязательным атрибутом мужского костюма.

Маска самурая

Считалось, что такой шлем служит больше для украшения воина в бою. Однако не стоит приуменьшать боевого значения этого элемента военного костюма. Изготовленные из тонкой листовой стали, шлемы прекрасно защищали голову и главное, шею самурая от ударов противника.

В бою самураю было важным защитить свою голову. Раны в шею и в голову считались для самурая самыми опасными, поэтому к декоративным элементам, которыми украшался шлем, следует добавить и прочность самой конструкции. Единственным недостатком японских шлемов считалось отсутствие забрала.

Открытое лицо воина в бою всегда считалось самым уязвимым местом, но японцы не были бы японцами, если бы не придумали что другое, способное прикрыть лицо от вражеских копий и стрел. В дополнение к кабуто, каждый самурая имел защитную маску. Хаппури или хоатэ использовались вместе со шлемами.

Маска самурая могла закрывать лицо полностью, либо прикрывать только нижнюю часть лица. Каждая маска была неповторима своим внешним видом. Воин, облаченный в доспехи, со шлемом на голове и с маской на лице был достаточно хорошо защищен в бою.

Внешний вид самурая в полном боевом облачении вызывал у противника трепет и страх. Искусное владение верховой ездой только усиливало психологический эффект.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/samurai-kto-oni-takie-obzor-ih-ekipirovki-i-kodeksa-chesti.html

Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения

Бусидо(в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.

Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.

Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), кодекс самурая бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.

Точно и вполне конкретно постулаты кодекса Бусидо оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:

– Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.

– Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.

– Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.

– Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.

– В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.

– Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его — означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети — его ветви.

– Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.

– В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.

– Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.

– Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.

– Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.

– Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.

– Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.

– Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.

– Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.

– Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.

– Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством. 

Слово «Бусидо», высеченное на камне.

В видео показан отрывок из фильма “Последний самурай”, передающий смысл кодекса самурая.

Источник: https://jamato.ru/samurai/24

Путь самурая: Как быть мужчиной, следуя кодексу чести японских воинов

Мы составили правила настоящего джентльмена, руководствуясь трактатом о бусидо Ямамото Цунэтомо

Как-то раз мы уже знакомили вас с кодексом поведения мужчины, основываясь на старинных рыцарских преданиях и своде правил джентльмена, но кое о чем мы еще не поговорили: как быть настоящим мужчиной, следуя пути самурая. Поиск ответов на вопрос о том, как быть настоящим мужчиной, может продолжаться всю жизнь, но трактат о бусидо «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо учит нас искать эти ответы в прошлом.

Редакция FURFUR внимательно изучила произведение знаменитого самурая, жившего в XVII–XVIII веках, и выделила главное. Для удобства мы разделили советы на бытовые и философские. Впрочем, этот трактат мы очень рекомендуем и к самостоятельному прочтению.

Свод правил самурайского кодекса указан в самом конце сборника сочинений Ямамото Цунэтомо. Самих по себе правил (а вернее заповедей) всего четыре. Сам же трактат о пути бусидо состоит из 11-ти книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей предлагает учиться Цунэмото, в их жизненном пути искать сил и ответов на важнейшие вопросы бытия и повседневности.
Заповеди самурая

Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая.Будь всегда полезен хозяину.Помни о долге сына перед своими родителями.Проявляй великое сострадание и помо­гай людям.
Правила поведенияв обществе

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона.Говорить, потупив взгляд, неучтиво.Нехорошо ходить, засунув руки в раз­резы по бокам хакама.

Правила написания писем требуют, что­бы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.Тот, кто пьяным хватается за меч, проявляет не только безрассудство, но и трусость.

Даже если ты знаешь, что тебя могут сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть и позаботиться о внешнем виде. Ведь враги будут пре­зирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно.Самурай должен избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и великой роскоши.Спрашивать, когда знаешь, означает пос­тупать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.
Читайте также:  Бельгийский пистолет-пулемет fn p90: обзор основных технических характеристик
Отношениек своей жизни

Всю свою жизнь прилежно учись. Каж­дый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.Подражание чужим традициям — это потворство.Путь саму­рая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым челове­ком.
Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с труднос­тями, нужно смело и радостно бросаться вперед.Серьезность болезней и другие несчастья определяются нашим отношением к ним.Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое вре­мя» — это одно и то же.
Поскольку смерть всегда рядом, нужно прилагать усилия и действовать без промедления.Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь.Если человек не совладал со своим телом и рассудком еще вначале, он никогда не одолеет врага.Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Зав­тра тоже будет только один день.

Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/162223-hagakure

Кто такой самурай? Японский самурай: кодекс, оружие, обычаи | Блог Серито гэкидо

В современной популярной культуре японские самураи представлены в образе средневекового воина по аналогии с западными рыцарями. Это не совсем правильная трактовка понятия. На самом деле самураи были в первую очередь феодалами, владевшими собственной землей и являвшими собой опору власти. Это сословие было одним из ключевых в японской цивилизации того времени. Зарождение сословия.

Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка.

Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов – коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами.

Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.

Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому – страну сотрясали междоусобные войны. Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил – бусидо.

Сегунат
В 1192 году возник политический строй, который позже был назван сегунатом. Это была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун – образно говоря, главный самурай.

Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.

Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.

Феодальная иерархия
Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.

На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.

В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него.

Часто его измеряли в рисе – главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса.

Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.
Чтобы понять ценность риса в средневековой Японии, достаточно привести пример самурайской зарплаты.

Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.

Отношения между сегуном и дайме.
Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Кодекс бусидо.
Вместе с развитием сегуната появился кодекс бусидо, авторами которого выступали лучшие японские самураи. Этот свод правил сформировался под влиянием идей буддизма, синтоизма и конфуцианства. Большинство этих учений пришло в Японию с материка, а точнее, из Китая. Эти идеи пользовались популярностью у самураев – представителей главных аристократических родов страны.

В отличие от буддизма или доктрины Конфуция, синтоизм был древней языческой религией японцев. В ее основе лежали такие нормы, как поклонение природе, предкам, стране и императору. Синтоизм допускал существование магии и потусторонних духов. В бусидо от этой религии в первую очередь перешел культ патриотизма и верной службы государству.

Благодаря буддизму кодекс японских самураев включал в себя такие идеи, как особое отношение к смерти и равнодушный взгляд на жизненные проблемы. Аристократы часто практиковали дзен, веря в перерождение душ после гибели. Самурайская философия. По бусидо воспитывался японский воин-самурай.

Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни. Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо.

Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах. Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением.

В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага. Воинская честь. В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой.

Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков. Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов.

Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.

За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление.

Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности.

Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.

Отношение к семье. Поклонение семье в Японии также имело место быть. Так, например самурай должен был помнить о правиле «ветвей и ствола». Согласно обычаям, семья сравнивалась с деревом. Родители были стволом, а дети лишь ветками. Если воин презрительно или неуважительно относился к старшим, он автоматически становился изгоем в обществе.

Этому правилу следовали все поколения аристократов, в том числе самый последний самурай. Японский традиционализм существовал в стране на протяжении многих веков, и его не могли сломить ни модернизация, ни выход из изоляции. Отношение к государству. Самураев приучали к тому, что их отношение к государству и законной власти должно было быть таким же смиренным, как и к родной семье.

Для воина не было интересов выше его господина. Японское оружие самураев служило правителям до самого конца, даже когда число их сторонников становилось критически малым. Верноподданническое отношение к сюзерену часто принимало формы необычных традиций и привычек. Так, самураи не имели права ложиться спать ногами в сторону резиденции своего господина.

Также воин следил за тем, чтобы не целиться оружием в сторону своего хозяина.

Характерным для поведения самураев было презрительное отношение к смерти на поле боя. Интересно, что здесь сложились обязательные обряды. Так, если воин осознавал, что его бой проигран, и он безнадежно окружен, он должен был назвать собственное имя и спокойно умереть от оружия врага. Смертельно раненный самурай, перед тем как испустить дух, произносил имена японских самураев старших званий.

Образование и обычаи. Сословие феодалов-воинов являлось не только милитаристской прослойкой общества. Самураи были прекрасно образованными, что являлось обязательным для их положения. Все воины изучали гуманитарные науки. На первый взгляд, они не могли пригодиться на поле боя. Но на деле все было ровно наоборот.

Японские доспехи самурая могли не защитить своего владельца там, где его спасала литература. Для этих воинов было нормой увлечение поэзией. Великий боец Минамото, живший в XI веке, мог пощадить поверженного врага, если тот прочитал бы ему хорошее стихотворение. Одна самурайская мудрость гласила, что оружие является правой рукой воина, в то время как литература – левой.

Важной составляющей быта была чайная церемония. Обычай пить горячий напиток носил духовный характер. Этот ритуал был перенят у буддийских монахов, которые таким образом коллективно медитировали. Самураи даже проводили турниры по распитию чая между собой. Каждый аристократ обязан был построить в своем доме отдельный павильон для проведения этого важного обряда.

От феодалов привычка пить чай перешла в крестьянское сословие. Обучение самураев. Самураи обучались своему ремеслу с самого детства. Для воина было жизненно важно освоить технику владения несколькими видами оружия. Также высоко ценился навык кулачного боя. Японские самураи и ниндзя должны были быть не просто сильными, но и крайне выносливыми.

Каждый ученик должен был проплыть в бурной реке в полном облачении. Настоящий воин мог сразить врага не только оружием. Он умел подавлять соперника морально. Делалось это с помощью специального боевого клича, от которого становилось не по себе неподготовленным врагам. Повседневный гардероб. В жизни самурая регламентировалось почти все – от отношений с окружающими до одежды.

Она была еще и социальным маркером, по которому аристократы отличали себя от крестьян и простых горожан. Только самураи могли носить одежду из шелка. Кроме того, их вещи имели особенный покрой. Обязательным было кимоно и хакама. Оружие также считалось частью гардероба. Самурай постоянно носил с собой два меча. Они были заткнуты за широкий пояс. Носить такую одежду могли только аристократы.

Крестьянам подобный гардероб был запрещен. Это объясняется еще и тем, что на каждой своей вещи воин имел нашивки, показывавшие его клановую принадлежность. Такие гербы имел каждый самурай. Перевод с японского языка девиза мог объяснить, откуда он родом и кому служит. Самураи могли использовать в качестве оружия любой подручный предмет. Поэтому гардероб подбирался и для возможной самообороны.

Прекрасным оружием становился самурайский веер. От обычных он отличался тем, что основу его конструкции составляло железо. В случае внезапного нападения врагов даже такая невинная вещь могла стоить жизни атаковавшим врагам. Доспехи

Если обычная шелковая одежда предназначалась для повседневного ношения, то для боя у каждого самурая был специальный гардероб. Типичные доспехи средневековой Японии включали в себя металлические шлемы и нагрудники. Технология их производства зародилась в период расцвета сегуната и с тех пор практически не менялась.

Читайте также:  Як-9: самый массовый советский истребитель великой отечественной

Доспехи одевались в двух случаях – перед боем или торжественным мероприятием. Все остальное время они хранились в специально отведенном для этого месте в доме самурая. Если воины отправлялись в длительный поход, то их облачение везли в обозе. Как правило, за доспехами следили слуги.

В средневековой Европе главным отличительным элементом экипировки был щит. С помощью него рыцари показывали свою принадлежность к тому или иному феодалу. У самураев не было щитов. Для опознавательных целей они использовали цветные шнуры, знамена, а также шлемы с выгравированными рисунками гербов.

Источник: http://www.animacity.ru/node/206256

10 правил истинного самурая

Дайдодзи Юдзан, автор книги “Кодекс Бусидо” – знаток военного искусства и известный писатель конца XVII — начала XVIII вв., за свои 92 года пережил правление шести сёгунов.

Его сочинение дает очень ясное и живое описание Бусидо — неписаного кодекса поведения воина в обществе, свода правил и норм «истинного», «идеального» воина.

Всей своей жизнью Дайдодзи воплощал свое учение, ибо его часто приводили в пример как образец верности, выдержки и спокойствия.Мы расскажем основные правила истинного самурая, описанные в книге “Кодекс Бусидо”:

Правило 1. Образование

Поскольку самураи стоят выше трех других сословий общества (землевладельцы, ремесленники и торговцы) и призваны управлять, им непременно следует быть хорошо образованными и иметь широкие знания о причинности всех вещей. Нынешнему воину безграмотность непростительна.

Правило 2. Сыновняя почтительность

Самурай должен понимать, что родители подарили ему жизнь и что он — часть их плоти и крови.

Каким бы способным, умным, красноречивым и добрым он ни был, все это бесполезно, если он не относится к родителям с почтительностью. Древние говорили: «Ищи преданного подчиненного среди почтительных».

Ибо не способный исполнить сыновний долг перед родителями едва ли будет преданно служить господину.

Правило 3. Боевой дух

Самое главное — самурай никогда не должен пренебрегать боевым духом, ни в какое время и ни при каких обстоятельствах. Старая пословица гласит: «Покидая свой дом, веди себя так, как будто видишь врага».

Правило 4. Правильное и неправильное

Если самурай знает, как делать правильное и избегать неправильного, он обрел Бусидо.

Кодекс правильного поведения гласит: в первую очередь самурай должен чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому поступать правильно и избегать неправильного. Тогда это станет привычкой.

Правило 5. Храбрость

В Бусидо очень важны три качества: преданность, правильное поведение и храбрость. Бесстрашие проявляется, не только когда самурай надевает доспехи и отправляется в бой. Увидеть, обладает он ею или нет, можно даже тогда, когда он живет повседневной жизнью. Ибо рожденный храбрым будет предан своему господину и почтителен к родителям.

Свободное время он будет использовать для учения и совершенствования в боевом искусстве. Он будет остерегаться праздности и внимательно расходовать каждую монету. Храбрый самурай хранит себя в надежде совершить выдающийся поступок, а потому он умеряет себя в еде, вине и увлечении женщинами, чтобы сохранить свое тело здоровым и сильным.

Правило 6.

Этикет и манеры

Если самурай не соблюдает правильного этикета и лишен манер, которые выражают уважение к господину или родителю, его нельзя назвать живущим в соответствии с Бусидо. Когда он лежит, ноги его ни на мгновение не должны быть обращены в сторону господина.

Когда он кладет на землю копье, его острие также не должно быть направлено в сторону господина. А если он услышит разговор о своем господине или сам заговорит о нем, он должен сразу же встать, если он лежит, и выпрямиться, если он сидит, ибо в этом состоит Путь самурая.

Правило 7. Управление домом

Самурай, обнаруживший, что отношения с женой его не устраивают, убеждает ее с помощью резонных аргументов. Если же ее поведение не меняется, в чрезвычайной ситуации он может с ней развестись. Если же он оставляет ее в качестве жены, но при этом всячески унижает, — такое поведение недостойно самурая.

Правило 8. Бережливость

Самурай, находящийся на службе, должен всегда быть бережливым, дабы не пришлось экономить на домашних расходах. Если он обнаружит, что живет не по средствам, он должен быстро изменить свои траты. Но при этом нельзя быть скупым. Древние говорили, что в Китае скупость считается равной трусости.

Правило 9. Отношение к подопечным

Самурай никогда не должен совершать преступные и несправедливые действия в отношении своих подопечных.

Иными словами, он не должен требовать большего оброка, чем это принято, от крестьян или истощать их принудительными занятиями.

Он не должен заказывать ремесленникам вещи, а затем отказываться за них платить. К этим людям всегда следует относиться заботливо.

Правило 10. Выбор друзей

Самураю следует среди сослуживцев, отличающихся доблестью, чувством долга, мудростью и влиятельностью, выбрать одного, на которого действительно можно положиться в случае нужды. При этом нежелательно заводить близких друзей, к которым он будет особо привязан и с которыми будет предпочитать есть, пить и путешествовать.

Ибо если он найдет в ком-то родственную душу, оба они легко начнут вести себя так, как не подобает их кругу, обращаясь друг к другу безо всяких церемоний. Такое отсутствие чувства собственного достоинства недостойно самурая.

Остальные 5 правил истинного самурая Вы узнаете, прочитав книгу «Кодекс Бусидо» Дайдодзи Юдзан – эта книга представлена в нашей Библиотеке в кратком изложении.

Источник: http://www.knigikratko.ru/articles/10-pravil-istinnogo-samuraya

История самураев: чем прославились японские средневековые воины

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит».

Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия.

Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора.

По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи.

В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией.

Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние.

Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства.

Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу.

Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна.

Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии.

К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину.

Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение.

Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место.

Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь.

Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века.

Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия.

В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено.

Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину.

Читайте также:  Иран угрожает сша новой баллистической ракетой

Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти.

Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку.

И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны.

В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина.

Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию.

Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками.

Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками.

Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел.

Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам.

Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев.

Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Источник: https://KnowHistory.ru/journal/istoriya-yaponskih-samuraev

Самурай, про кодекс чести, значение духа и пути, маска и шлем, броня и доспехи, женщины-воины в истории

Что на сегодняшний день известно про самураев — японских воинов (буси), кроме того, что они являлись искусными бойцами в средневековой Японии? Главным образом, самураи были выходцами из светских феодалов, княжеств и мелко-сословного дворянства.

В основе деятельности древнеяпонских воинов была не одна только война. Нередко они входили в состав личной охраны своих хозяев. Большинство самураев — это телохранители — дайме.

В нечастые периоды мирного времени самураи исполняли обязанности обыкновенных слуг.

Испокон веков самураи всегда считались настоящей элитой в японском общественном строе, тогда как дайме считались элитой элит в среде самураев.

Про самураев-женщин

Обычно при произношении слова «самурай» немедля приходят образы суровых воинов-мужчин. Тем не менее, древнеяпонские хроники неоднократно упоминают и о самураях-женщинах.

Таких женщин-воинов называли онна-бугэйся. Кровопролитные сражения привлекали самураев-девушек и женщин.

Эти воительницы активно участвовали в битвах вместе с мужчинами-воинами, причем для них не делалось никаких поблажек.

Женщинам-воинам был близок путь самурая. В боях они в основном пользовались нагинатами (длинными мечами) – оружием, наиболее подходящим для женского пола.

Такие мечи были древним японским холодным оружием с длинной рукояткой приблизительно до двух метров, обладали изогнутыми лезвиями с односторонней заточкой длиной до 30 сантиметров.

Фактически они были аналогичны холодному оружию ближнего боя — глефам.

Было установлено, что в битвах самураи-женщины участвовали намного чаще, чем до этого считалось. Так, например, в 1580 году произошло сражение вблизи местечка Сенбон Матсубару.

Проведенные в той местности раскопки показали обнаруженные на поле древней битвы 105 останков тел. Результаты проведенных ДНК-анализов продемонстрировали принадлежность к женскому полу 35 останков тел.

И что самое интересное, проведение раскопок в остальных достоверно установленных местах древних битв показали примерно такую же результативность.

Экипировка самураев

В противоположность средневековым европейским рыцарским латам самурайские «бронники» создавались так, чтобы была учтена их подвижность.

Они должны были быть чрезвычайно прочными, причем оставаясь довольно гибкими, чтобы движения воинов ничем не были стеснены. Самурайские доспехи изготавливали из различных металлов, либо кожаных лакированных пластин.

Пластины связывали между собой с помощью кожаных шнурков. Руки были защищены наплечниками, в виде небольших прямоугольных щитов, а также бронированными рукавами.

Любопытной деталью в доспехах древних воинов был шлем самурая. Он обладал формой чаши, собранной из металлических пластинок, которые были скреплены при помощи заклепок. Лица воинов защищались доспехами, крепившимися на тыльной части, под шлемом. Еще одна любопытная деталь в самурайских головных уборах – это наличие подшлемников.

«Любовь» и самураи

К сексуальным отношениям между японскими воинами общество того времени относилось нормально. Примерно такие же взаимоотношения были между спартанцами.

Инициатива однополой связи в основном могла исходить от более опытных мастеров-наставников к молодым воинам, которые только становились на путь самурая. Практикование однополой любви именовалось «вакасюдо» или «путь молодости».

Из найденных документальных свидетельств выяснилось, что «путем молодости» прошли почти все самураи.

«Евро-самураи»

Из древнеяпонских хроник также стало известно, что в некой особой обстановке воины, не японского происхождения, могли сражаться совместно с самураями.

Таким воинам выдавалось оружие с доспехами, а также новое японское имя. Такую честь могли пожаловать лишь весьма влиятельной персоне, например, дайме.

Кроме того, это мог быть человек реально управляющий страной, но также и полководец, а именно сегун.

Это были мореплаватели:

  • Англичанин, достигший японских берегов, Вильям Адамс по имени Миура Андзин. Он сделал многое для развития торговли Японии с Англией и Голландией;
  • Голландец Ян Йостен ван Лодестейн по имени Яйосу был советником сегуна Токугавы Иэясу по внешнеполитической и торговой деятельности;
  • Француз Юджин Коллаче, новое имя которого неведомо. Добравшись домой, он был уволилен военно-полевым судом как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которую опубликовали в конце XIX столетия;
  • Голландец, негоциант, поставщик оружия Эдвард Шнелл по имени Хирамацу Бухей. Добился у японцев уровня военного инструктора и поставщика оружия.

Количество самураев

Существовало представление про самураев, что они были избранной кастой воинов, а и их численность была крайне мала. На самом деле самураи – это просто вооруженные слуги, приближенные к знати. В дальнейшем самураев стали соотносить с классом буси — воинов средних и высших сословий.

По подсчетам историков, самураев насчитывалось намного больше, чем это предполагалось. Оказалось, что более 10% всех японцев и были классом самураев. И как раз именно потому, что их было немало, им удалось оказать судьбоносное влияние на всю японскую империю.

Принято считать, что в наше время каждый японец несет в себе частичку и дух самурая.

Одеяние самураев

Самураи в какой-то мере были эталоном, а их манера одеваться повлияла на модные веяния целой эпохи. Японские самураи ни за что в жизни не надевали вызывающую одежду. Их облачение создавалось для пригодности к надобностям воинов. Его предназначение заключалось в свободе передвижений, чтобы не стеснялись движения.

В одежду самураем входили несколько главных компонентов, включая:

  • Хакаму (просторные штаны, типа шароваров);
  • Кимоно (традиционную японскую одежду, главным образом шелковую);
  • Хитатарэ (своеобразную накидку, церемониальную одежду, которую надевали под доспехи).

Оружие самураев

Самураи были великолепными воинами и в совершенстве обращались со всем имеющимся оружием. Древнейшим мечом, который носили японские воиныи, был текуто. Такое наименование было у всех древних мечей, появившихся у японских воинов в II-IV столетиях нашей эры. Мечи были прямыми и обладали односторонней заточкой.

Оружие постоянно совершенствовалось. Следующие мечи постепенно изгибались и превратились в легендарные японские мечи, известные под названием «катана». Это изогнутые японские двуручные мечи с односторонними клинками. Несомненно, японские катаны стали символом самураев.

Кодекс чести самурая говорит, что душа буси живет в его мече. Кроме катаны, у самураев был при себе меч с меньшим размером — сето. Такие мечи разрешалось носить лишь самураям.

Совместно, оба меча именовались дайсе, что в буквальном смысле слова можно перевести как «большой-маленький».

Самураи также обладали длинными луками – юми, более двух метров длиной. Изготовлялись луки из слоеного бамбука, древесины, с использованием кожи. И технология их изготовления не менялась в течение веков.

Стрельба из лука у самураев достигала почти фанатичного уровня. Кроме того, в боях японскими воинами использовались копья-яри. Это такая разновидность японского древкового оружия, обладающая множеством модификаций.

Однако копья для самураев больше были символами личного героизма.

Образование самураев

Что еще известно про самураев, так это то, что они кроме всего прочего обладали и великолепным образованием.

В бусидо говорилось, что воины всегда должны улучшаться и совершенствоваться как угодно, причем даже если это не военное дело.

Они занимались написанием стихов, рисованием, проведением чайных церемоний, изучением каллиграфии. Многим удалось овладеть икебаной, чтением литературы, а также отличными математическими знаниями.

Образы самураев

Благодаря доспехам и оружию самураи создали довольно-таки солидный внешний вид. В наши дни во множестве кинофильмов японские воины выглядят именно так. На самом деле, все было не совсем так.

Они были невысокими, максимум 165 сантиметров роста и худого телосложения. Однако есть некоторые упоминания о том, что, самураи вышли из айнов. Это такая малочисленная этническая группа.

В отличие от японцев, они обладали намного большей силой и ростом, а также белой кожей. Древние айны внешне больше походили на европейцев.

Источник: https://WarWays.ru/roda-vojsk/samuraj.html

Ссылка на основную публикацию