Российский вертолет ка-50 «черная акула»

Прощание с «Черной акулой»

16.01.2009

Вертолет Ка-50 «Черная акула».
Фото автора

Накануне Нового года в жизни российской армейской авиации произошло два важных события.

Сначала главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что государственная комиссия, рассмотревшая результаты испытаний новейших отечественных боевых вертолетов, решила принять на вооружение Военно-воздушных сил две винтокрылые машины – Ми-28Н «Ночной охотник», как его называют в войсках, и Ка-52 «Аллигатор» – улучшенную версию знаменитой «вертушки» Ка-50 «Черная аула». А вскоре генеральный директор Дальневосточного авиационного завода «Прогресс», что находится в городе Арсеньев (Приморский край) и где собирают и «Акулу», и «Аллигатор», объявил о прекращении серийного производства Ка-50.

Вертолет, о котором лет двадцать назад был снят даже приключенческий художественный фильм, видимо, прекращает свое существование и останется только в нескольких экземплярах.

По сведениям «НВО», в 334-м центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке сейчас находится восемь таких машин и еще пять – недостроенных – на самом заводе в Арсеньеве.

Но теперь их сборка вряд ли будет завершена.

Судьба «Черной акулы», которая некогда вызывала фурор на международных авиасалонах, проявила себя в боях в Афганистане и Чечне, оказалась предрешенной. Почему? Ответ на этот вопрос прост и в то же время сложен. Попробуем разобраться.

НЕВЕЗУЧАЯ МАШИНА

Начнем с того, что разработка ударного вертолета В-80, который потом назовут Ка-50 «Черная акула», началась еще в конце семидесятых годов прошлого века.

Этот винтокрыл и должен был, по замыслу его создателей, превосходить по всем параметрам «засветившийся» во Вьетнаме и широко разрекламированный во многих голливудских фильмах знаменитый американский «Апач» АН-64D – лучший зарубежный штурмовой вертолет того времени.

Отечественные специалисты воплотили в своем детище все самые передовые конструкторские идеи тех лет – по оснащению «вертушки» самым мощным вооружением и высокоточной системой наведения.

А, кроме того, обеспечили машину высокой скороподъемностью, маневренностью и способностью успешно действовать в условиях высокогорья при максимальных наружных температурах воздуха и умением вести бой с превосходящими силами противника. В том числе и воздушного.

В этом «Акуле» помогали уникальные качества, которыми не обладал ни один другой боевой вертолет мира – соосное расположение винтов, что позволяло машине буквально «висеть» и вращаться, ведя огонь по сторонам, на одном месте в воздухе, повышенная боевая живучесть.

Все важнейшие агрегаты винтокрыла были дублированы и защищены легкой броней, которая выдерживала попадание пули калибра до 12,7 мм. «Акула» имела взрывобезопасные топливные баки и катапультное кресло пилота, что позволяло ему при необходимости покинуть подбитую машину.

Кроме того, в ее арсенале помимо неуправляемых ракет и скорострельных пулеметов, какие были и есть у знаменитого «крокодила» Ми-24, появились сверхзвуковые ракеты – противотанковые и авиационные (последние – это Р-73, а потом и «Иглы» с тепловой головкой самонаведения).

В 1984 году «Черная акула» выиграла закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом министров СССР. Она превосходила своего предшественника Ми-24 по всем тактико-техническим характеристикам.

По мощи оружия, способности летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи – от разведки противника до нанесения сокрушительных ударов по его бронетехнике и живой силе.

Кроме того, Ка-50 мог, как истребитель, сражаться с другими вертолетами.

У «Акулы» было и другое достоинство – управлял машиной, вел бой на ней один пилот, который выполнял обязанности летчика, штурмана и оператора огневых средств. В случае гибели «вертушки» потери были бы по крайней мере в два раза меньше, чем при смертельном поражении любой другой винтокрылой машины. А человек был и остается самой большой ценностью любого боевого комплекса.

Но эта уникальная особенность – пилот, выполняющий массу обязанностей, сыграла с «Акулой» роковую роль. Командование армейской авиации не принимало данной концепции. На боевых вертолетах, что на отечественных, что на зарубежных, утверждали генералы, функции летчика и штурмана-оператора были разъединены.

И аргументы конструкторов, что в истребителе летчик решает задачи один за всех, не принимались. Заказчики были непримиримы – одно дело истребитель, которого часто выводят на цель с земли, говорили они, а другое – вертолет, который доложен сам искать себе «добычу».

И хотя в начале девяностых годов прошлого века «Черная акула» была запущена в серийное производство на дальневосточном заводе «Прогресс», а в 1995-м принята на вооружение Российской армии, ее противники сделали все, чтобы она не появилась в войсках. Им помог и известный обвал с выделением финансовых средств на производство боевой техники.

Ка-50 осталась только для международных авиасалонов, где она, как знают специалисты, поражала военных экспертов своей высочайшей маневренностью и обилием высокоточного вооружения, что могла нести на своих пилонах, и┘ для новых бесконечных испытаний.

Правда, по настоянию специалистов, «Черная акула» все же приняла участие в антитеррористической операции в Чечне. Проявила себя там достаточно хорошо – обнаружила и уничтожила несколько баз боевиков. Но пробыла она на войне недолго.

Большие авиационные начальники решили не рисковать – вдруг террористы сумеют сбить легендарную машину, в этом случае политический и психологический резонанс от такой потери будет несоизмерим с боевой эффективностью применения этого вертолета.

И «невезучая вертушка» вернулась на свою базу – в Торжок, в 334-й центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации.

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».

РЕИНКАРНАЦИЯ В «АЛЛИГАТОРА»

Борьба с «ветряными мельницами» – с психологической неспособностью отдельных представителей из руководства ВВС и фронтовой авиации принять концепцию «одного летчика на вертолете» утомила создателей «Черной акулы». Они, что называется, пошли на попятную и сделали машину по той же соосной схеме, что и Ка-50, но уже с двумя пилотами, провели своеобразную реинкарнацию «Акулы».

Она стала теперь называться Ка-52 «Аллигатор».

Новая машина умеет все тоже самое, что и ее предшественница, но, кроме того, приобрела возможность быть командирской – осуществлять координацию действий ударной вертолетной группировки, искать и распределять между ними обнаруженные и вновь выявленные цели, стала «разведывательным ударным всепогодным вертолетным комплексом, предназначенным для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года».

Штурман-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного центра, что расположен в городе Ахтубинске Астраханской области, полковник Владимир Томилин сказал «НВО», что Ка-52 особенно ценна при проведении операций в горах.

«Аллигатор» обладает повышенным потолком полета и редкостными маневренными качествами. Кроме того, может успешно дополнить несколько звеньев Ми-28Н, создав боевой комплекс, способный решать любые задачи.

И только он может «висеть» на одном месте около 12 часов подряд, «освещая» местность на многие километры вокруг.

По сведениям, которыми располагает «НВО», если Ми-28Н пойдут во фронтовую авиацию, как говорится, напрямую, то камовские машины будут предназначены в основном только для тех подразделений, которые должны выполнять специальные задачи. Не исключено, что и в связке с милевскими.

Поставка первых Ка-52 «Аллигатор» запланирована на 2009 год. Всего до 2012 года, как стало нам известно, планируется закупить 12 таких машин из ста боевых вертолетов, что запланированы на поставку в войска Гособоронзаказом.

Конечно, они, как и двенадцать апостолов, погоды в Российской армии не сделают. Но не исключено – действительно помогут сохраниться уникальному КБ имени Камова, сберечь и развить те высокие технологии, что еще есть на дальневосточном авиазаводе «Прогресс».

С боевой техникой такое бывает – перестанешь ее делать, а потом не сумеешь возродить никогда.

Примеры известны.

Германия и Япония, которым было запрещено после Второй мировой войны заниматься авиацией, только-только научились делать современные многофункциональные истребители, да и то в связке с другими технологически высокоразвитыми странами. Хотя их автомобили одни из самых лучших в мире. Да и боевые вертолеты сегодня умеют делать только отдельные страны. Их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Благодаря «Черной акуле», с которой мы прощаемся и которая будет теперь, видимо, присутствовать только в музее да на авиасалонах, Россия пока в их числе.

P.S. В прошлом году Пентагон отказался от дальнейших закупок вертолетов MH-60S Knighthawk, созданных корпорацией Sikorsky Aircraft. Кроме того, военное ведомство США объявило о сворачивании программы по созданию вертолета нового поколения RAH-66 Comanche, общая стоимость которой составляла 38 млрд. долларов. Американцы экономят на сокращении многообразия своей боевой техники.

Источник: http://nvo.ng.ru/armament/2009-01-16/9_blackshark.html

Ка-50 «Черная акула». Юбилей

Ка-50 «Черная акула». ЮбилейruforcesJuly 6th, 2012Добрый вечер.Наш обзор сегодня вечером посвящен уникальному вертолету — юбиляру Ка-50 «Черная акула»
ИсторияНезаметно прошло 30 лет с момента первого полета одной из уникальных в мировой авиации винтокрылых машин — ударного боевого вертолета Ка-50 разработки КБ Камова.

К сожалению, СМИ (в том числе и профильные авиационные издания) несколько подзабыли об этом событии, как и о машине. Мы взяли на себя смелость восполнить данный пробел.
Начало практического этапа конкурса на перспективный боевой вертолет было определено в августе 1980 г. решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.

Им задавалась постройка двух пар опытно-экспериментальных экземпляров В-80 и Ми-28, предназначенных для проведения сравнительных испытаний. В том же году было оформлено единое тактико-техническое задание Министерства обороны на эти машины.

17 июня 1982 года летчик-испытатель Николай Бездетнов впервые поднял в воздух прототип Ка-50 — В-80 и выполнил на нем висение, а 23 июля 1982 года опытный вертолет совершил первый полет по кругу. 

К чести конструкторов КБ Камова, в жесткой конкурентной борьбе их винтокрылая боевая машина выиграла конкурс.

 

14 декабря 1987 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определявшее порядок и сроки завершения создания одноместного боевого вертолета-штурмовика В-80Ш-1 и запуска его в серийное производство на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. Основным перспективным боевым вертолетом Советской Армии признавался В-80Ш-1.

Техническая документация на изготовление установочной партии таких вертолетов начала передаваться на завод «Прогресс» еще в 1989 году. Решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР о постройке на арсеньевском заводе установочной серии из 12 вертолетов В-80Ш-1, получивших вскоре новое обозначение Ка-50, вышло в 1990 году.

В следующем году здесь была изготовлена головная машина (001, борт №018), первый полет на которой выполнил 22 мая 1991 г. заводской летчик-испытатель А И. Довгань.Первый этап Государственных испытаний Ка-50 (оценка летно-технических характеристик) начался в сентябре 1990 г.

на 4-м и 5-м летных экземплярах В январе 1992 года головной серийный вертолет был передан в Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) Министерства обороны России и с февраля приступил к полетам по программе второго этапа Госиспытаний (оценка боевой эффективности), который завершился в декабре 1993-го.

В ноябре 1993 го начались войсковые испытания Ка-50 в 344-м Центре боевого применения (ЦБП) армейской авиации, базирующемся в Торжке. Летчики и инженеры 344-го ЦБП внесли большой вклад в доводку вертолета и отработку тактики его боевого применения.

Очень много в совершенствование машины и методику его пилотирования внес начальник 344-го ЦБП генерал-майор Борис Воробьев (трагически погиб в 1998 году при выполнении программы летных испытаний) и его последователь полковника Александр Рудых (на текущий момент он является наиболее опытным пилотом данного типа вертолета). 

В итоге опытно-конструкторских работ к началу 90-х машина приобрела тот облик, который теперь известен многим. 

С легкой руки журналистом вертолет Ка-50 окрестили «Черной акулой», чему способствовал художественный фильм с одноименным названием, снятый в предгорьях Чимгана в Ташкентской области УзССР (для испытаний в горной местности использовался военный аэродром Чирчик).

Читайте также:  Загрязнение атмосферы – искусственно созданная проблема или естественный процесс

 Казалось бы, можно было развивать новый вертолет, доводить его бортовые системы, оружие, обучать пилотов, закупать и передавать в строевые части ВВС. Но новые времена и новые люди внесли свои корректировки.

Решением главкома ВВС Михайлова на вооружение ВВС России был принят другой ударный вертолет — Ми-28Н, который на тот момент являлся прототипом боевого вертолета, причем не прошедшим государственные испытания (к слову, они были завершены только в 2008 году).

 Великолепный образец вертолетостроения Ка-50, по злой иронии судьбы, оказался не нужен ВВС России и остался существовать в виде десятка вертолетов, последние из которых продолжают нести боевую службу в 344-м ЦБПиПЛС.

 Позже, новое руководство ВВС, видимо более трезво оценивая возможность Ка-50, заказала переработанный вариант этого вертолета под индексом — Ка-52, получившим название «Аллигатор». Машина снова оказалась самой современной среди всех типов вертолетов ВВС России и ожидается поступление в ВВС не менее 140 машин. Но это уже другая история……

Предлагаем большой фотосет вертолета Ка-50 «Черная акула» (Hocum A) как в полете, так и на статике.

Перспективы

К огромному сожалению, данный образец вертолетной техники, опередивший на десятки лет концепцию ударного оружия, так и остался невостребованным в ВВС России. Хотя очевидно, что вертолет имеет огромный ресурс для модернизации и применения современных систем БРЭО, двигателей, БКО и управляемого ракетного оружия.

 Отдельным, весьма интересным направлением, могло бы стать создание на базе Ка-50 беспилотного ударного комплекса, с потрясающей маневренностью, энерговооруженностью и живучестью.

Группа таких ударных БЛА, управляемая с борта командного пункта на базе Ка-52 или Ка-31, могла бы успешно решать задачи по выполнению штурмовых ударов, уничтожению бронетехники и коммуникаций противника, без риска потерять пилотов. 

Боевое применение

На военных форумах и интернет-ресурсах военной тематики периодически разгораются споры об эффективности боевых вертолетов данного типа. Спорить — дело увлекательное, но неблагодарное.

Поэтому предлагаю предоставить слово самим летчиках испытателям, благо у них имеется опыт применения Ка-50 в боевых условиях во время 2-й Чеченской компании.

 Здесь следует напомнить, что экспериментальная боевая ударная группа (БУГ) в составе двух ударных вертолетов Ка-50 и одного вертолета целеуказания Ка-29ВПНЦУ, базировалась на аэродроме Северный под г.Грозный с 26 декабря 2000-го по 15 февраля 2001 года.

Вертолеты, летчики и техники БУГ отрабатывали боевое применение и техническое обслуживание новых машин в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе и новую тактику применения с внешним целеуказанием.

 Для информации рекомендуется просмотреть нарезку из передачи «Смотр» в двух частях, о боевом применении вертолетов Ка-50 «Черная акула» в Чечне в 2000-2001гг с интервью летчиков — испытателей и документальными кадрами боевой работы.

При подготовке материалов использовался ресурс http://www.airwar.ru, интервью с летчиками 344 ЦБП и другая информация, доступная из открытых источников.

Большая благодарность летчикам 344-го ЦБПиПЛС ВВС и лично фотографу Сергею Аблогину за предоставленные уникальные снимки боевой машины.

Источник: https://ruforces.livejournal.com/21044.html

Боевой вертолет КА-50 «Черная акула» (стр. 1 из 2)

Боевой вертолет КА-50 «Черная акула»

Игорь Лисин

http://www.statya.ru/foto.php3?n=http://www.arms.ru/air/ka50.jpgРаботы по созданию перспективного боевого вертолета Ка-50 начались на фирме «Камов» в 1977 году. Основу парка боевых вертолетов Советской Армии в то время составляли машины Ми-24.

По своим характеристикам они не могли противостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АH-64 Apache, разработка которого тогда шла полным ходом. В поисках преимуществ новой боевой машины, проектируемой на фирме «Камов», были проработаны различные схемы вертолетов.

Опыт применения боевых вертолетов во Вьетнаме и Афганистане продемонстрировал низкую живучесть вертолетов классической одновинтовой конструкции из-за уязвимости рулевого винта и длинной трансмиссии.

Преимущества аэродинамически симметричного соосного несущего винта оказались очевидными. Такой винт обеспечивает простоту управления вертолетом в ручном, а главное, автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любой силы и направления.

К тому же соосный несущий винт способен повысить боевую живучесть вертолета, обеспечить компактность силовой передачи и значительно снизить потери мощности двигателей. В настоящее время Ка-50 является лучшим вертолетом в мире по использованию мощности силовой установки.

Все хорошо помнят, как российский МиГ-29 изумил мир фигурой пилотажа, называемой «колокол», Су-27 поразил специалистов и зрителей «коброй Пугачева». Своя пилотажная «изюминка» есть и у Ка-50. Так называемая «воронка» по чистоте исполнения присуща только боевой камовской машине. Эта фигура обеспечивает вертолету сосредоточенный огонь по точечной цели.

В то же время сама машина относительно противника постоянно перемещается по азимуту и углу места — в «воронке», что чрезвычайно затрудняет прицеливание по машине.

Ка-50 способен перемещаться боком, т.е. скользить со скоростью 80 км/час, и назад — со скоростью 90 км/час. Перемена направления движения на противоположное происходит за несколько секунд. Единственный в мире вертолет, способный в течение 12 часов «висеть» на одном месте, — это тоже Ка-50.

Приоритеты фирмы «Камов» распространяются не только на непревзойденный опыт в теории и практике строительства вертолетов по сооснои схеме. С 1965 года, опередив весь мир на 10 лет, фирма приступила к использованию на своих машинах стеклоплас-тиковых лопастей.

Такие же лопасти, но уже 4-го поколения используются и на Ка-50. Во время испытаний на боевую живучесть в одной из лопастей вертолета сделали 30 пробоин из автоматического стрелкового оружия. Тем не менее это позволило машине летать без аварий в течение 80 часов.

Основу боевой мощи Ка-50 составляют противотанковое управляемое ракетное вооружение и пушка. Часто вертолет, атакующий танки, сам становится мишенью. Ка-50 противопоставляет этому сверхзвуковые противотанковые ракеты «Вихрь» с дальностью пуска до 10 км.

Такие качества оружия уменьшают время нахождения вертолета на огневой позиции и превосходят дистанцию эффективного огня зенитных ракетных комплексов противника. Комбинированная боевая часть сверхзвуковой ракеты оснащена несколькими взрывателями различного действия.

Все это в сочетании с высокоточной, помехозащищенной системой наведения позволяет одинаково эффективно поражать одним и тем же типом боеприпаса как бронированные (до 900 мм с динамической защитой) наземные цели, так и перемещающиеся со скоростью до 800 км/час воздушные объекты. Ракета имеет высокую скрытность применения: противник узнает об атаке только в момент попадания.

Данное средство поражения обладает избыточной энергетикой, которая используется для усиления его боевых качеств. Большая серия опытных пусков подтвердила превосходство системы автоматического наведения ракеты на цель. Оно позволяет поражать малоразмерные объекты на максимальных дальностях значительно эффективнее, чем при ручном наведении оператором.

Мощная пушечная установка калибра 30 мм заимствована в сухопутных войсках и полностью унифицирована по используемым боеприпасам с боевой машиной пехоты БМП-2. Пушка 2А42 имеет переменный темп стрельбы и селективное боепитание из двух патронных ящиков, снаряжаемых бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.

Это позволило на 30% повысить эффективность поражения наземных легкобронированных и воздушных целей. Боевая живучесть ствола позволяет произвести отстрел всего боекомплекта (500 снарядов) без задержек и промежуточного охлаждения. Как на БМП-2, так и на армейском боевом вертолете пушечная установка надежно работает в условиях повышенной запыленности.

Hетрадиционным выглядит и размещение пушки на Ка-50. Чтобы сохранить высокую точность стрельбы и другие замечательные свойства установки, ее поставили у центра масс вертолета. Это отвечает прочностным требованиям и не требует усиливать конструкцию машины. К тому же уменьшается влияние отдачи на вертолет при стрельбе, экономится вес и не нарушается центровка машины при расходе снарядов.

Электрогидравлический следящий привод обеспечивает перемещение ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях, выдерживая направление стрельбы. Пушка 2А42 и ракеты «Вихрь» разработаны коллективом оружейников под руководством члена-корреспондента РАH А.Г.

Шипунова, Для улучшения адаптации машины к существующему парку армейских боевых вертолетов и для смещения огневого акцента в сторону особенностей поражаемой цели возможны различные варианты вооружения Ка-50.

Эти варианты формируются на 4 узлах внешней подвески практически из всей номенклатуры авиационных средств поражения, ограниченной только грузоподъемностью замковых механизмов на пилонах. Для использования всего перечня этих боеприпасов не требуется изменять конструкцию и алгоритмический аппарат системы управления вооружением.

Пилоны для подвески оружия выполнены поворотными в вертикальной плоскости. Отклоняясь вниз до 10 градусов, они способны, в некоторой степени, придавать новые боевые качества размещенному на них обычному вооружению. При необходимости на всех точках подвески можно разместить топливные баки.

Для действий в составе группировки боевых вертолетов на Ка-50 имеется аппаратура приема разведданных от различных систем http://www.statya.ru/foto.php3?n=http://www.arms.ru/air/ka50_1.jpgнаведения. Эта информация выводится и на индикатор на лобовом стекле.

Hеобходимость разрешения проблемы сохранения высокой точности применения бортового вооружения привела к тому, что в системе наведения место оператора полностью заняла автоматика.

Устранение человека с его эмоциями и чувствительностью к стрессовым ситуациям из наиболее критического звена системы было обеспечено высоким техническим уровнем современной оборонной промышленности и многолетним опытом разработки и эксплуатации авиационной автоматики специалистами фирмы «Камов», Единый электронный комплекс бортового оборудования и управления оружием был заказан специализированной фирме, разрабатывающей аналогичные системы для одноместных истребителей МиГ и Су. Таким образом численность экипажа вертолета Ка-50 была сведена до предельного минимума — один человек.

Вертолет проектировался с повышенной степенью боевой живучести. С одной стороны, более компактную одноместную машину проще защитить, с другой — уровень защиты единственного пилота должен быть достаточно высоким.

По сравнению с АH-64А, вертолет Ка-50 имеет существенно меньшие размеры жизненно важных агрегатов. Полностью отсутствующий рулевой винт с его системами управления и редуктором допускает поражение хвостовой балки без тяжелых последствий.

Мероприятия, проводимые с целью повышения боевой живучести Ка-50 и выживаемости экипажа на поле боя, привели к успешному решению 26 проблем.

Среди них такие, как обеспечение длительной работоспособности трансмиссии после поражения маслосисте-мы, применение принудительной системы аварийного покидания, внедрение широкой сети противопожарной защиты, и многое другое.

В силовой конструкции используется 35% композиционных материалов. Здесь они применяются не просто для уменьшения веса машины. При поражении пулями и снарядами композиты не обладают вторичным поражающим действием осколков и брызг, присущим металлической обшивке.

Особенно тщательно отработаны элементы защиты кабины летчика и топливной системы. Пилот Ка-50 размещается в полностью бронированной и экранированной кабине. Ее общий вес — чуть более 300 кг. Многочисленные испытания различных материалов защиты подтвердили эксплуатационные и боевые преимущества стальной комбинированной брони.

Она введена в силовую конструкцию фюзеляжа и обеспечивает ему дополнительную жесткость. Высокая противоснарядная стойкость такой брони обеспечивает защиту летчика при попадании в борт кабины нескольких снарядов калибра 20 мм. Компоновка и конструкция кабины не допускают изменения ее внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю.

Исключено попадание внутрь кабины других агрегатов при разрушении элементов их крепления.

Шасси нового боевого вертолета и конструкция фюзеляжа обеспечивают поглощение аварийных перегрузок при падении машины.

Особенности размещения топливной системы исключают возможность возникновения пожара после аварийного жесткого приземления вертолета. Ка-50 способен продолжать полет на одном двигателе при поражении другого.

Читайте также:  Гарпун — древнее орудие охоты. конструкционные особенности гарпунов и их становление

Тяги управления автоматом перекоса лопастей остаются работоспособными даже при наличии в каждой из них 2 пробоин от пуль крупнокалиберного пулемета.

Особого внимания заслуживает система аварийного принудительного покидания машины. Она представляет собой впервые в мире практически реализованную катапультную систему спасения вертолетчика. Система надежно работает во всех критических ситуациях, связанных с повреждениями Ка-50.

Концепция одноместного вертолета максимально предусматривает сохранение жизни летчика. Кресло К-37, разработанное на фирме «Звезда» под руководством члена-корреспондента РАH Г.И.Северина, позволяет катапультироваться во всем диапазоне высот и скоростей, включая нулевые.

Кроме того, пилот может с парашютом покинуть машину, не катапультируясь. При задействовании системы на борту выполняется ряд последовательных операций: отстрел лопастей несущего винта, открытие створки кабины, срабатывание вытягивающего ракетного двигателя.

Подобная система катапультирования особенно необходима на одноместном вертолете из-за жесткого лимита времени при покидании машины на предельно малых высотах.

Источник: http://MirZnanii.com/a/118829/boevoy-vertolet-ka-50-chernaya-akula

Мое увлечение — Ка-50 ЧЕРНАЯ АКУЛА — DRIVE2

К — 50 ЧЕРНАЯ АКУЛА

Тактико-технические характеристики Ка-50 «Чёрная акула»

Экипаж, чел.

1Скорость, км/ч максимальная в пологом пикировании — 350максимальная в горизонтальном полете — 310крейсерская — 270Потолок, м статический — 4000динамический — 5500Вертикальная скороподъемностьна высоте 2500 м 10 м/сДальность, км перегоночная — 1200действия — 450Масса, кг максимальная взлетная — 10800нормальная взлетная — 9800пустого вертолета — 7700Максимальная боевая нагрузка, кг 1811Габариты вертолета, м диаметр несущих винтов — 14,5длина с вращающимися винтами — 16размах крыла — 7,34высота — 4,93Двигатель ГТД ТВЗ-117, 2 по 2200 л.с.Вооружение Встроенное пушечное: 1 х 30-мм 2А42Точек подвески: 4Масса подвески: 2000 кгПодвесное пушечное: 2 × 23-мм пушки УПК–23–250Неуправляемое ракетное: НАР С-13 — 2 × 5 шт.НАР С-8 — 4 × 20 шт.; тяжёлый НУРС С-24Управляемое ракетное:ПТУР «Вихрь» — 2 × 6 шт.; Х-25МЛ«Воздух-воздух»: Игла-В — 2 × 2 шт.; Р-73Бомбовое: ФАБ-500, -250, -120, -100;

КМГУ-2; ЗБ-500; РБК-500, -250.

В 1976 году, параллельно с развертыванием работ по созданию Ми-28, в ОКБ имени Н.И. Камова приступили к проектированию второго (после Ка-29) боевого вертолета, получившего обозначение В-80. Думаю, выбор схемы новой машины был не прост.

С одной стороны, накоплен уникальный опыт в области разработки вертолетов соосной схемы, позволявшей существенно повысить маневренные характеристики и получить более высокую продолжительность и дальность полета при одинаковой грузоподъемности, чем у вертолетов одновинтовой схемы.

С другой стороны, заказчик — фронтовая авиация — накопил свой багаж, эксплуатируя вертолеты, созданные в ОКБ имени М.Л. Миля. Естественно, за 30 лет сложились и определенные связи, положительно влиявшие на боеготовность вертолетных частей сухопутных войск.

Значит, требовалось создать машину, разрушившую бы существовавшие стереотипы и способную уже на начальном этапе летных испытаний продемонстрировать свое превосходство.

Ставка на соосную схему, вопреки скептикам, позволяла разрубить многие «тугие» узлы, то и дело возникавшие еще в процессе предварительного проектирования.

Но главное, на что решились конструкторы, — это, вопреки устоявшимся взглядам, сделать ставку на одноместную машину, правда, рассчитывая, что промышленность сможет создать оборудование, помогающее пилоту отыскивать неприятеля на поле боя и, исходя из степени угрозы, выбирать оружие.

Одноместная компоновка вертолета позволила также уменьшить вес необходимой брони и размеры машины, сократить расходы на обучение летного и технического состава, снизить человеческие потери в военное время. На одноместном вертолете соосной схемы проще решались задачи аварийного покидания при использовании катапультных систем.

Но создавать машину, сделав ставку исключительно на новинки, опасно, да и техника, развивающаяся по своим законам, вынуждает применять похожие технические решения. Так, в Ка-50 «Чёрная акула» и Ми-28 двигатели расположили не единым блоком, как на предшественниках, а по бортам фюзеляжа, что исключало их поражение одним выстрелом.

Более высокие весовая отдача и тяговооруженность (за счет отсутствия потерь на рулевой винт) позволили продолжать полет в случае отказа одного из двигателей.
Кроме этого, в вертолете для защиты пилота от средств поражения применили комбинированную броню из стальных и алюминиевых сплавов, а также бронестекла.

Экранировали систему управления машиной и наиболее важные агрегаты и оборудование. Разработали двухконтурную конструкцию лонжерона лопасти несущего винта и многое другое, способствующее повышению боевой и эксплуатационной эффективности. В состав арсенала вертолета Ка-50 «Чёрная акула» включили 30-мм пушку 2А42 с боезапасом 460 патронов.

Особенностью орудия являются селективное (выборочное) боепитание и переменный темп стрельбы.

Кроме этого, на четырех узлах внешней подвески можно размещать универсальные пушечные контейнеры УПК-250-23 с двуствольным орудием ГШ-23 и боекомплектом 500 патронов, НАР С-13, С-8 и С-24, до 12 ПТУР «Вихрь» и ракеты класса «воздух — земля» Х-25МЛ.

Кроме этого, допускается подвеска четырех управляемых ракет класса «воздух — воздух» «Игла-В» и Р-73, а также авиабомб калибра от 100 до 500 кг, контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2, зажигательных баков ЗБ-500 и РБК-250/500. Для увеличения дальности полета предусмотрена подвеска до четырех 500-литровых топливных баков.

В мае 1981 года состоялась защита эскизного проекта и макета В-80, и спустя год, 17 июля, летчик-испытатель ОКБ Бездетный опробовал первый прототип вертолета (бортовой № 010) в полете.

Эта машина была, по сути, демонстрационной, поскольку на ней стояли двигатели, заимствованные с вертолета Камова, отсутствовало многое оборудование. Тем не менее это позволило определить основные летные данные, оценить маневренность.

Испытания Ка-50 «Чёрная акула» проводились в Подмосковье, и по требованию сотрудников режимно-секретной службы на вертолет нанесли «гражданскую» символику, а на бортах наклеили пленку с рисунками иллюминаторов. Но это чуть не привело к трагедии.

В одном из полетов пленка отклеилась и попала в двигатель. После чего от маскировки отказались.

Второй летный экземпляр (бортовой № 011), поднявшийся в воздух 16 августа 1983 года, был оснащен всеми основными системами и предназначался для отработки вооружения и авиационного оборудования.

Информация о новинке советского авиапрома быстро проникла сквозь стены «железного занавеса», и НАТО присвоило ей свое кодовое обозначение — Hokum А.Во время испытаний машины на боевую живучесть отстрелили хвостовую часть с оперением, что не помешало благополучно завершить полет.

В октябре того же года состоялось совещание с участием представителей министерств обороны и авиационной промышленности, на котором большинство его участников отдали предпочтение В-80 как машине, обладавшей лучшими летно-техническими данными и лучшим соотношением цена—качество. Сравнительные испытания (27 полетов), проведенные в 1984 году, подтвердили превосходство В-80 над Ми-28. На основании этого в октябре того же года министр авиационной промышленности подписал приказ о подготовке серийного производства В-80.

Пока все шло хорошо, но 3 апреля 1985 года, во время исследований предельных режимов полета на первой опытной машине, в результате превышения пилотом допустимой отрицательной перегрузки произошло схлестывание лопастей винтов.

Эта катастрофа унесла жизнь летчика-испытателя Евгения Ивановича Ларюшина, давшего путевку в жизнь нескольким типам вертолетов ОКБ Камова.

Для снижения вероятности возникновения подобных ситуаций увеличили расстояние между несущими винтами и установили систему, препятствующую выходу машины на режимы, при которых возможно опасное сближение лопастей.

Несмотря на трагедию, в сентябре 1985 года, после второго этапа сравнительных испытаний В-80 и Ми-28, Министерство обороны выдало окончательное заключение о выборе В-80 в качестве основного ударного вертолета, и для продолжения летных испытаний в декабре 1985 года построили третий экземпляр В-80 с бортовым №012.

С 1988 по 1993 год в НИИ ВВС проходили государственные сравнительные испытания Ми-28А (такое обозначение получил экспортный вариант) и штурмовик В80Ш-1, государственные летные, специальные летные испытания опытного боевого вертолета Ми-28А.

В этот же период В-80 получил обозначение Ка-50 «Чёрная акула», а результаты комплексной тактико-технико-экономической оценки этих машин показали преимущества этой машины.
В ноябре 1993 года начались войсковые испытания машины с целью отработки тактики ее боевого применения.

После доводки серийной машины до должного технического уровня 28 августа 1995 года вертолет Ка-50 указом Президента Российской Федерации был принят на вооружение. Однако из-за финансовых затруднений удалось построить только 10 серийных машин.

17 июня 1998 года, готовясь к демонстрационным полетам, погиб начальник Центра боевого применения и подготовки летного состава в Торжке генерал-майор Евгений Алексеевич Воробьев. Расследование трагедии показало, что и на этот раз ее причиной стало схлестывание лопастей из-за превышения пилотом установленных ограничений.

Ситуация усугубилась еще и тем, что все произошло на малой высоте, когда летчик не мог воспользоваться средством аварийного спасения. К 2007 году промышленность изготовила лишь 15 машин, включая опытные экземпляры.

Летные испытания Ка-50 показали возможность полета со скоростью до 390 км/ч, однако для серийных машин этот параметр ограничили 315 км/ч. Как и положено вертолету, Ка-50 может двигаться боком и назад со скоростью 80 и 90 км/ч соответственно.

Руководство по летной эксплуатации ограничивает максимально допустимую перегрузку 3,5 д, углы крена не более 70 градусов, тангажа — ±60 градусов и угловую скорость по всем осям в пределах 60 градусов в секунду.

Источник: https://www.drive2.ru/b/1320390/

Боевой ударный вертолет Ка-50 Черная Акула

Обозначение НАТО: HOCUM-A

На что способна эта необычная машина — иностранные авиационные эксперты узнали на последней международной аэрокосмической выставке в Фарнборо.

Там впервые, демонстрировался первый в мире одноместный вертолет огневой поддержки, оборудованный бронированной кабиной и надежной системой спасения.

Для устроителей авиасалона русский экспонат оказался сюрпризом, хотя летательные аппараты этого класса появились четверть века назад.

Как известно, впервые вертолеты в военных целях эпизодически применяли американцы еще во время второй мировой. В корейскую войну 1950 —1953 годов на геликоптерах транспортировали небольшие подразделения, эвакуировали раненых, а также летчиков, сбитых над территорией КНДР или открытым морем. Действовали они весьма эффективно, и вскоре число машин увеличилось с 25 до 125.

В августе 1964 года, после так называемого “инцидента в Тонкинском заливе”, американцы (опять они, но что поделаешь!) приступили к воздушным бомбардировкам Демократической Республики Вьетнам и взяли на себя борьбу с партизанами, противниками поддерживаемого Вашингтоном сай-гонского режима.

Для переброски солдат “рейнджеров” и обстрела “подозрительных” районов использовали серийные многоцелевые машины. Однако тяжелые, неповоротливые вертолет такого класса не подходили для оперативной поддержки войск огнем с воздуха.

Поэтому в 1967 году компания “Белл” изготовила сравнительно небольшой, маневренный боевой АН-1 “Хью Кобра”, который нес управляемые и неуправляемые реактивные снаряды “воздух — земля”, скорострельную пушку или пулеметы. И в том же году опытно-конструкторские бюро М.Л.Миля и Н.И.

Камова представили военным образцы машин аналогичного назначения. Предпочтение отдали транспортно-боевому Ми-24.

Заметим, что и американцы не сразу решились обзавестись сугубо боевой машиной, В 1979 году компания “Сикорский” выпустила ударный вариант многоцелевого UH-60 “Блэк Хок”.

Он был цельнометаллическим, с двумя газотурбинными двигателями Лопасти несущего винта выдерживали попадания крупнокалиберных пуль, броня защищала сиденья двух пилотов и некоторые агрегаты, причем последние частично продублировали на случай повреждений при обстреле с земли.

Ниже грузовой кабины смонтировали короткие крылья с узлами подвески для 16 противотанковых реактивных снарядов “Toy” или “Хеллфайер”, а также четырех кассет, из которых при полете на малой высоте разбрасывалось до 320 противопехотных или противотанковых мин.

Подобным образом в 1984 году поступили и англичане, превратив в боевой строившийся семь лет многоцелевой “Уэстленд” UUC-13 “Линкс”. Мощности двух газотурбинных двигателей хватило, чтобы обеспечить ему достаточные скорость и маневренность.

Читайте также:  Новейшие корветы проекта 22800

Лопасти несущего и рулевого винтов выполнили из композиционных материалов; усовершенствованное навигационное и прочее оборудование (радиолокатор системы разведки, целеуказания и управления оружием заимствовали у американского “Апача”) позволяют экипажу действовать не только днем и ночью, но и в любую погоду.

“Линкс-3” вооружили управляемыми противотанковыми ракетами “Toy” или “Хот”, противосамолетными “стингерами” и пушкой калибра 20 или 30 мм.

— А специалисты нашего ОКБ еще два десятилетия назад считали, что, помимо транспортных, нужны и боевые вертолеты, — заметил заместитель генерального конструктора В.А.Касьяников. — Ведь никого не смущает сосуществование в армии в общем-то схожих, но разных по назначению бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков. Увы, к ним тогда не прислушались…

Зато американцы в 1972 году объявили конкурс на сугубо боевой, всепогодный геликоптер весом 7,2 т, развивающий не менее 320 км/ч. Участвовало шесть фирм, но на финишную прямую вышли только два образца — “Белл” АН-63 и “Хьюз” АН-64. В 1976 году военные испытали по три экземпляра и выбрали АН-64, которому присвоили имя собственное “Апач”.

В отличие от предшественников, его кабину и наиболее важные агрегаты защитили броней, которую не пробивали крупнокалиберные пули.

Под несущим винтом, в нижней части фюзеляжа, торчали крылышки, на больших скоростях создававшие дополнительную подъемную силу, но главным образом служившие для подвески ракет “Toy”. Кроме того.

на вертолете имелась 30-мм пушка Спустя 13 лет арсенал “Алача” пополнили ракетами “Сайдуиндер”, для обороны от истребителей,“Toy” заменили новейшими “Хеллфайер”, оснащенными двумя кумулятивными боевыми частями и радиолокационной головкой самонаведения.

Эти снаряды способны поражать подвижные бронированные цели на дистанции до 6 км. Внедрили и радиолокатор системы управления вооружением “Лонгбоу”, его антенна размещена над втулкой несущего винта, поэтому экипаж может наблюдать за обстановкой из-за укрытия — как подводники через перископ.

В 1976 году конкурс на боевой вертолет объявили и в СССР. Ему предстояло заменить Ми-24. Камовцы предложили Ка-25ф, но предпочтение отдали Ми. Зато в ОКБ имени Н.И. Камова получили возможность обстоятельно проанализировать опыт американских вертолетчиков во Вьетнаме и, позже, советских в Афганистане. В частности, причины потери 333 наших винтокрылых машин, многие из которых сбили с земли.

Атакуя позиции противника, вертолет должен заходить на цель на минимальной высоте, прижимаясь к земле, а попав под обстрел — мгновенно менять курс и высоту. При этом его фюзеляж должен быть как можно уже, чтобы уменьшить вероятность поражения летящими навстречу снарядами и пулями.

Выходило, надо сразу отказаться от второго летчика, с чем поначалу категорически не согласились военные, сославшись на американцев,— не зря, мол. те сажают в кабину двух: выйдет из строя один, второй приведет машину на базу.

Камовцы резонно напомнили о знаменитых самолетах-штурмовиках Ил-2 и Су-25, где летчик справляется и с пилотированием, и с боевой работой, а безопасность обеспечивается бронезащитой. По такому принципу спроектировали Ка-50…

Его выполнили по традиционной для “фирмы Камов” двухвинтовой схеме, оснастив мощным вооружением — 12 сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми ракетами “Вихрь” (на дистанции 10 км они пробивают 900-мм броню), блоками для восьми десятков 80-мм неуправляемых ракет класса “воздух — земля”, ракетами для борьбы с воздушным противником. Есть и 30мм пушка, поворачивающаяся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с селективным боепитанием. Обычно в ленту для авиапушек поочередно укладывают осколочные и бронебойные снаряды, что ведет к их неоправданно большому расходу,— объяснял генеральный конструктор С.В.Михеев.— Скажем, обстреливали танк, а ему осколочно-фугасные снаряды что слону дробина. Ка-50 два снарядных ящика — для 250 бронебойных и такого же числа осколочных снарядов. Выбрав цель, летчик переключает оружие на нужный режим огня — если по танку, то стреляет только бронебойными. Применили тульскую пушку 2А42, которой оснащают боевые машины пехоты. И в этом есть свой резон. Стандартные авиапушки при стрельбе охлаждаются набегающим потоком воздуха, из них ведут огонь короткими очередями. Боевые вертолеты действуют на малых высотах, в запыленной атмосфере, противопоказанной самолетным системам. А2А42 создана именно для таких условий и “не боится” длинных очередей.

Огневая мощь Ка-50 сочетается с уникальными летными свойствами, что во многом определяется его конструктивной схемой. Только соосный вертолет способен неожиданно для противника пойти боком со скоростью 90 км/ч или внезапно отработать “полный назад” — как пресловутые НЛО.

Не в пример одновинтовым машинам, ему не грозит деформация или поломка длинной балки, на конец которой вынесен рулевой винт.

Да и в скороподъемности соосные превосходят одновинтовые, у которых изрядная доля мощности двигателей отбирается на хвостовой винт, и подъемной силы у двух винтов куда больше.

Ка-50 оснастили совершенным навигационно-пилотажным оборудованием.

В частности, дисплеем, на который подается информация о состоянии основных агрегатов и систем; сопряженным с картой автоматическим курсопрокладчиком, непрерывно фиксирующим местонахождение летящего вертолета; аппаратурой, принимающей информацию о целях и окружающей обстановке от наземных наблюдательных постов, других вертолетов и самолетов, устройством, предупреждающим о том, что машина облучается чужими радиолокаторами Словом, сделано все, чтобы облегчить работу летчика

Наша главная цель заключалась в том, чтобы обеспечить ему полную уверенность в технике и в том, что в любых условиях гарантировано спасение — подчеркнул Касьяников — Последнее обеспечивается своеобразным комплексом Он включает во-первых полностью бронированную кабину, выдерживающую прямое попадание 23 мм снарядов а ее остеклению не страшны удары осколков и крупнокалиберных пуль Вот показательный пример после прострела тяги винтов она продолжала служить Добавим если в силовую установку попадет снаряд или ракета мощности уцелевшего двигателя хватит чтобы машина продолжала полет.

Во-вторых Ка-50 положил начало вертолетам, оснащенным катапультируемым креслом пилота Еще лет 10 на зад подобное считалось невозможным ведь оно выстреливается вверх как раз в плоскость, сметаемую стремительно вращающимся винтом На Ка-50 катапультирование происходит всего за 2 с — после того как летчик рванет на себя соответствующую ручку, разом от стреливаются лопасти обоих винтов, сбрасывается фонарь кабины, особое реактивное устройство выносит человека вверх, одновременно открывается купол парашюта Нелишне добавить, что катапультирование возможно на любых высотах, начиная с нулевой.

В конструкции Ка-50 нашли воплощение многие технические новинки и оригинальные инженерные решения Скажем, свыше 30% элементов и деталей выполнено из композиционных материалов в том числе двухлонжеронные лопасти несущих винтов.

Впервые такие лопасти мы изготовили и применили на универсальном Ка-26 еще в 1965 году — напомнил С В Михеев — Конструкцию и технологию запатентовали еще в 1961 м.

На Ка-50 внедрили и композитные подшипники поэтому почти в восьми десятках узлов смазка не требуется А это весьма облегчает обслуживание вертолета и делает его надежнее.

Заместитель начальника отдела технического проектирования В И Дорин подчеркнул, что крыло с подвесками для боевой нагрузки и оба топливных бака скомпонованы в районе несущих винтов, где центр масс и, значит, расход горючего и боезапаса никак не сказываются на центровке — еще одной заботой меньше у летчика Что же касается топливных баков, то обычно их делают металлическими Однако при попадании пуль и снарядов от них откалываются раскаленные при ударе осколки, которые и поджигают горючее На Ка-50 баки также из композиционного материала, который не разогревается при прямом попадании, а образовавшаяся пробоина затягивается внутренним протектором.

При взгляде на Ка-50 сразу обращаешь внимание на его низкую “посадку” Оказалось, и это не случайно — при обслуживании вертолета на полевом аэродроме техникам не понадобятся стремянки Михеев отметил и еще одно достоинство Ка-50 вместо обычных для авиации многочисленных узких лючков и горловин установлены широкие откидные капоты Значит, на обслуживание уйдет меньше времени и возрастет эффективность боевой техники. — Мы намеренно пошли на нарушение известного требования — максимально облегчать конструкцию,— пояснил В И Дорин — Напротив, в узлы подвески встроили лебедки — только для того чтобы облегчить и ускорить работу оружейников, которым не придется таскать весьма увесистые боеприпасы Пушку оснастили автоматом перезаряжения, в приемник которого до статочно вставить три первых снаряда, а остальные сами займут место в ее снарядном ящике.

Стоило увидеть, что выделывал Ка-50 с устрашающим названием “Черная акула” (другой — “Вервольф” — с изображением оскаленной волчьей морды стоял в ангаре) над подмосковным, фирменным аэродромом Круто опустив нос, лихо выписывал виражи на малой высоте, потом, разогнавшись, чуть ли не отвесно уходил ввысь, вновь набирал скорость в горизонтальном полете и вдруг без разворота устремлялся в сторону, летел непривычно — боком Словом, это был высший пилотаж по-вертолетному Тот самый, который нынешним летом увидели организаторы, участники и посетители международного авиакосмического салона в парижском аэропорту Ле Бурже, а потом и в подмосковном городе Жуковском.

Так “фирма Камов” (до недавнего времени ОКБ имени Н И Камова) еще раз подтвердила свою высокую репутацию Напомним, что только она проектирует и выпускает удачные вертолеты соосной схемы разного назначения, а теперь предложила российским вооруженным силам уникальный боевой вертолет.

Впрочем, камовцы успешно оснащали и народное хозяйство специализированными и универсальными винтокрылыми аппаратами Есть у них и интереснейшие разработки для авиации XXI века, но о них — разговор особый…

Тактико-технические характеристики вертолёта Ка-50:

Год принятия на вооружение — 1995

Экипаж — 1 чел

Диаметр несущего винта — 14,50 м

Длина вертолета с вращающимися винтами — 15,90 м

Длина корпуса вертолёта — 13,5 м

Общая высота — 4,9 м

Ширина по размаху крыльев — 7,3 м

Масса:

— максимальная — 10800 кг

— пустого вертолета — 7692 кг

Статический потолок — 4000 м

Практический потолок — 5500 м

Практическая дальность полета — 460 км

(с нормальной боевой нагрузкой)

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3, 5 ед.

Двигатели — 2 х ГТД Климов ТВ3-117ВМА

Мощность двигателей — 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)

Вертикальная скороподъемность — 10 м/с

Максимальная скорость:

на пологом пикировании — 390 км/ч

в горизонтальном полете — 310 км/ч

крейсерская скорость — 270 км/ч

полета вбок — 80 км/ч

полета назад — 90 км/ч

Максимальный вес боевой нагрузки — 1811 кг

 Вооружение вертолёта Ка-50:

Боевая нагрузка вертолёта достигает почти 2 т. В состав вооружения могут входить противотанковые ракеты, НУРы различных калибров, управляемые ракеты «воздух-воздух», пушки, бомбы и другое вооружение.

В противотанковом варианте на подкрыльевых пилонах может подвешиваться до 12 противотанковых ракет «Вихрь». Эти ракеты автоматически наводятся на воздушную или наземную цель используя наводку лазерным лучом. Эти ракеты обладают бронепробиваемостью до 900 мм и могут поражать танки на расстоянии до 8 км.

Ка-50 вооружен 30-мм скорострельной пушкой 2А42, которая может поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Пушка прикреплена рядом с центром масс вертолета, что обеспечивает более высокую точность стрельбы.

В боекомплект пушки входит 460 снарядов двух типов: бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. Тип снарядов выбирается пилотом. Каждый снаряд весит 0,39 кг, обладает начальной скоростью 980 м/с и дальностью полёта более 4 км.


Источник: http://www.zelezki.ru/helicatalog/russia/3122-boevoi_udarnyi_vertolet_ka-50_chernaya_akula.html

Ссылка на основную публикацию