Первенец в семействе советских бронированных машин — бронетранспортер бтр-40

Бронетранспортер БТР-40

«Краткая справка: Советский бронетранспортер БТР-40 на базе полноприводного грузовика ГАЗ-63. История создания, особенности конструкции и эксплуатации»

Бронетранспортер БТР-40 без тента

История создания БТР-40

В 1947 году в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова и ведущего конструктора В.К. Рубцова на базе грузового автомобиля ГАЗ-63 началась разработка легкого бронетранспортера под названием «Объект 141«.

В 1948 г. были готовы два опытных экземпляра бронетранспортера, один из них изготовили с полностью бронированным корпусом и башенной установкой. По результатам заводских испытаний было принято решение готовить к представлению государственной комиссии и последующему серийному производству вариант машины с открытым верхом.

Бронетранспортер под названием БТР-40 был принят на вооружение Советской армией в 1950 г., и в том же году на Горьковском автомобильном заводе началось его серийное производство.

БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках и использовался в качестве транспортного средства мотострелкового отделения, разведывательно-дозорной машины, тягача противотанковых орудий.

Он был неприхотлив в эксплуатации, прост в обслуживании и имел довольно неплохие характеристики, в целом отвечая всем войсковым требованиям.

Чертеж БТР-40

Модернизация и дальнейшая служба БТР-40

В 1951 г. на базе БТР-40 производился БТР-40А, на котором в десантном отделении разместили зенитную установку ЗПТУ-2, спарку 14,5-мм пулеметов КПВ, способную поражать как воздушные, так и наземные цели.

В 1956г., учитывая опыт боевых действий в Венгрии, был разработан и выпускался по 1960г. вариант машины БТР-40Б с полностью бронированным корпусом.

В 1957 г. разработана и выпущена незначительной серией машина БТР-40В, оборудованная внешней системой регулирования давления воздуха в шинах (система самоподкачки), с целью повышения проходимости бронетранспортера.

С 1957 г. выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ, оборудованная приборами радиационной и химической разведки. По внешнему виду практически не отличалась от базовой модели.

Также на основе БТР-40 создана БРДМ.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, Израиль, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии.

Производство бронетранспортера БТР-40 велось с 1950 по 1958 год, с вооружения был снят только в 1993 году.

Страна: СССР
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1950 г.
Длинна: 5000 мм (корпус)
Ширина: 1900 мм
Высота: 1830 мм
Броня, лоб: 7 – 15 мм
Броня, борт: 7 – 15 мм
Броня, башня: 7 – 15 мм
Экипаж: 2 человека + 8 десантников
Двигатель: ГАЗ-40, 78 л.с.
Дальность хода: 285 км
Максимальная скорость: 79 км/ч
Масса: 5,3 тонны
Вооружение: 1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1946-1960-avtobronetehnika/bronetransporter-btr-40.html

БТР-40

Созданием колесной бронетехники на Горьковском автозаводе занималось Специальное конструкторское бюро, для секретности носившее название «Бюро серийных автомобилей», которое в 40-е годы возглавлял Владимир Алексеевич Дедков.

Прототипы двухосных полноприводных бронеавтомобилей ЛБ-62 были построены там еще перед Великой Отечественной войной.

Но только появление в серийном производстве двигателя ГАЗ-51, агрегатов трансмиссии и мостов ГАЗ-63 в первые послевоенные годы открыло дорогу к созданию зрелой конструкции небольшого внедорожного автомобиля с легким, но прочным бронекорпусом.

Если до войны на вооружении Красной армии стояли бронеавтомобили – машины, применявшиеся непосредственно в бою по типу легких танков, то с учетом опыта военных действий и эксплуатации поступившей по Ленд-Лизу американской техники (например, машин М3А «Скаут»), командование Советской армии склонилось в пользу бронетранспортеров (БТР) – грузопассажирских бронированных колесных или гусеничных транспортных средств, предназначенных прежде всего для доставки личного состава, оружия и боеприпасов на место боевых действий. 

В КБ Серийных автомобилей ГАЗа под руководством Ведущего конструктора Всеволода Константиновича Рубцова был разработан первый горьковский БТР. В его основу положили здравую идею, что бронированному автомобилю не нужна рамная конструкция.

Грамотно спроектированный бронекорпус вполне может играть роль основного несущего силового элемента всей машины. За счет этого существенно снижается масса и уменьшается габаритная высота.

Выигранные килограммы и сантиметры пригодятся для улучшения характеристик самого бронекорпуса. Например, уменьшение массы шасси дает возможность применить более толстые бронелисты.

Разумеется, к тому времени в проектировании бронекорпусов стало уже аксиомой правило располагать наружные, особенно лобовые, листы корпуса под наклоном – так они лучше отбрасывают от себя пули и осколки.  

 

На выходе у Рубцова и его коллег получился компактный маневренный двухосный бронетранспортер, обладавший максимальной для такой машины проходимостью. Габаритная длина БТР-40 была ненамного больше, чем у «Волги», ширина как у ЗИМа ГАЗ-12, высота меньше, чем у УАЗ-452. Боевая масса бронетранспортера 5,3 тонны всего на 150 кг превышала полную массу груженого бортового грузовика ГАЗ-51.

Бронетранспортеру требовался более мощный двигатель, чем грузовику. Шестицилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-40 относился к тому же семейству, что и базовый двигатель ГАЗ-51, но оснащался рядом узлов от форсированного двигателя автомобиля ЗИМ ГАЗ-12. В результате он развивал мощность 78 л.с. Иногда в зарубежных армиях БТР-40 переоборудовали, оснащая американскими или английскими дизелями.

В машине помещались 10 человек – механик-водитель, командир и 8 солдат. Попасть внутрь можно было через передние двери и распашную калитку в заднем борту.

Броня  рассчитывалась на защиту пассажиров, агрегатов и груза от пуль, осколков и небольших мин. Бронекорпуса сваривали не в Горьком, а в соседней Владимирской области на Муромском тепловозостроительном заводе имени Дзержинского.

Стандартным вооружением БТР-40 считался пулемет Горюнова СГМБ популярнейшего калибра 7,62 мм, который можно было установить на корпус машины как справа, так и слева.

На вооружение Советской армии БТР-40 поступил в 1950 году практически одновременно с более крупным и тяжелым трехосным бронетранспортером БТР-152, разработанным на ЗИСе. Получилось семейство транспортных средств одинакового назначения, состоящее из двух машин: легкой и более тяжелой. В войсках БТР-40 служил разведывательной и штабной машиной, артиллерийским тягачом.

У базовой модели БТР-40 бронекорпус был без крыши, накрывавшийся сверху брезентом. Так же были устроены основные американские бронеавтомобили и бронетранспортеры времен Второй мировой войны.

Отсутствие бронекрыши позволяло снизить металлоемкость и массу машины, а, главное, в критической ситуации позволяло бойцам быстрее выскочить из попавшей под обстрел или горящей машины. Однако после войсковой операции в Венгрии 1956 года этот принцип поставили под сомнение.

Открытая машина оказалась уязвимой в условиях городских уличных боев – противник получил возможность бросить внутрь кузова бронетранспортера гранату или бутылку с зажигательной смесью, катастрофическую опасность для экипажа и расчета представляли засевшие на верхних этажах домов снайперы.

А ведь машины класса БТР-40 из-за небольших размеров эффективно применять при боевых действиях в городе и подавлении общественных беспорядков. Поэтому в 1958 году по проекту ГАЗа  завод в Муроме освоил модификацию БТР-40Б с крытым бронекорпусом и люками над головами бойцов, количество мест для которых сократилось до 6.

БТР-40 успешно ставился на железнодорожный ход, для чего на него навешивали катки с ребордами. На рельсах он мог развивать до 65 км/ч. Серийно выпускалась модификация для ПВО БТР-40А с зенитной установкой ЗПТУ-2 из двух спаренных пулеметов КВПТ калибром 14,5-мм. На опытном БТР-40В пробовали систему подкачки шин с внешними трубками и самоблокирующийся дифференциал.

Производство семейства БТР-40 оказалось недолгим – оно длилось всего 10 лет. На смену этим машинам пришли новые модели БРДМ и БРДМ-2, которые в отличие от БТР-40, стали плавающими. Восемь с половиной тысяч выпущенных БТР-40 еще долго служили советским и зарубежным военным.

Например, они принимали участие в Чехословацких событиях 1968 года. Немало машин ушло на экспорт в социалистические и другие братские страны. Официально на вооружении Российских вооруженных сил БТР-40 стоял до 1993 года.

В Музее представлен полностью рабочий экземпляр БТР-40 с открытым кузовом базовой модели, отлично сохранившийся на войсковой консервации. 

Техническая характеристика

Экипаж 2 человека
Десант 8 человек
Габаритные размеры 5000х1900х1750 мм (высота с тентом 1830 мм)
Дорожный просвет 270 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ГАЗ-40
Рабочий объем 3485 см3
Мощность 78 л.с. при 3400 об/мин
Снаряженная масса 5300 кг
Вооружение пулемет калибра 7,62 мм
Бронирование:лоб/борт/корма/днище 11-15/ 8-9/ 7/ 4 мм
Максимальная скорость 80 км/ч
Расход топливапри скорости 40 км/ч 28 л/100 км

Источник: http://gvtm.ru/btr-40

Бронетранспортёр БТР-40 (СССР)

HomeБронетехникаБМП, БТРБронетранспортёр БТР-40 (СССР)

Бронетранспортер БТР-40 предназначался для перевозки личного состава мотострелковых батальонов танковых, механизированных и стрелковых дивизий, а также разведывательных подразделений, подразделений связи и управлений частей и соединений бронетанковых и механизированных войск. Он был создан в Горьком в 1950 г. конструкторским бюро (СКБ КЭО) ГАЗ иод руководством В.А. Дедкова. Разработка машины под заводским обозначением ГАЗ-40 началась в 1947 г. Ведущим конструктором машины был В.К. Рубцов. БТР был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 16 ноября 1950 г. Серийный выпуск машин осуществлялся в 1950-1958 гг. на Горьковском автозаводе. Бронекорпуса для БТР-40 изготавливались Муромским тепловозостроительным заводом им. Дзержинского.

Бронетранспортер БТР-40 был выполнен по традиционной для данного класса машин компоновочной схеме с последовательным расположением отделения силовой установки, отделения управления и десантного отделения. В отделении управления размещались рабочие места членов экипажа – водителя и командира машины, в десантном отделении находилось восемь мест для членов десанта.

Для наблюдения в боевой обстановке в крышках люков перед рабочими местами водителя и командира были установлены приборы наблюдения – стеклоблоки Б-1. Силовым элементом конструкции служил несущий корпус машины, к которому крепились все узлы и агрегаты. Для защиты от воздействия атмосферных осадков открытые сверху обитаемые отделения БТР зачехлялись быстросъемным тентом.

Читайте также:  Викинги – лучшие воины эпохи раннего средневековья

Основным оружием бронетранспортера БТР-40 являлся 7,62-мм пулемет СГМБ, который устанавливался на вертлюжных кронштейнах, расположенных на лобовом, бортовых и кормовом листах корпуса. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов (в пяти коробках). В бронетранспортере также имелось восемь ручных осколочных и две противотанковых гранаты.

Броневая защита БТР – противопульная. Сварной, открытый сверху корпус, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм. В кормовом броневом листе корпуса имелся люк для десанта, закрывавшийся двумя броневыми створками.

По бортам машины в районе отделения управления имелись люки для членов экипажа. Люки закрывались броневыми дверьми. В бортах бронетранспортера имелось четыре амбразуры с крышками для ведения огня из стрелкового оружия.

Для тушения пожара в машине имелся ручной огнетушитель ОУ-2.

Шестицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель ГАЗ-40 по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63 имел повышенную мощность 57 кВт (78 л.с.), за счет увеличения максимальной частоты вращения коленчатого вала с 2800 до 3400 об/мин. Системы, обеспечивавшие работу двигателя, были аналогичны системам, применяемых в автомобиле ГАЗ-63.

Емкость топливной системы силовой установки составляла 120 л. Этого количества бензина хватало для передвижения БТР по шоссе на расстояние до 285 км.

Механическая трансмиссия состояла из однодискового сцепления сухого трения, четырехступенчатой коробки передач, раздаточной коробки с демультипликатором, трех карданных валов открытого типа и двух ведущих мостов с главными передачами и с самоблокирующимися дифференциалами.

Бронетранспортер имел две независимых системы тормозов: систему ножного колодочного тормоза, действовавшую на все колеса, и систему ручного дискового тормоза. Поворот бронетранспортера осуществлялся с помощью рулевого механизма имевшего глобоидальный червяк и двoйнoй ролик.

Источник: http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/7948-bronetransporter-btr.html

Колёсные бронетранспортёры

«Русские медленно запрягают, но быстро ездят» – сказал о нас первый германский канцлер Бисмарк.

И действительно, если немцы широко применили бронетранспортёры с самого начала Второй мировой войны, то в наших войсках они стали появляться в заметных количествах лишь в 1943 году. Но и это были в основном американские броневики М3.

Зато после войны в СССР приступили к массовому производству собственных бронемашин, чтобы пропитать ими Советскую армию словно слоёный пирог.

БТР-40

Первым серийным бронетранспортёром в СССР стал БТР-40, созданный в 1947-м году на базе армейского полноприводного грузовика ГАЗ-63. Запущенный в производство в 1950-м году, броневик был рассчитан на перевозку восьми десантников и двух членов экипажа. БТР-40 не имел крыши и вооружался одним станковым пулемётом.

Бойцы могли вести огонь из автоматов через четыре лючка в бортах машины. Простой по конструкции, небольшой и подвижный БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках.

Он с успехом стал использоваться не только для перевозки мотострелков, но и в разведке, а так же в качестве штабной машины, артиллерийского тягача и даже лёгкой пулемётной ЗСУ. Боевое испытание прошёл в 1956-м году в Венгрии. Его производство продолжалось всего десять лет, но снят с вооружения он был лишь в 1993-м году.

Всего было построено около 8 500 БТР-40. Экспортировавшийся в 18 стран мира, он участвовал во множестве локальных конфликтов. Однако более всего «провоевал» БТР-40 в кино, причём на стороне немцев.

БТР-152

Наряду с лёгким БТР-40 пошёл в серийное производство и средний бронетранспортёр БТР-152. Рассчитанный на перевозку уже семнадцати мотострелков, он был создан на базе трёхосного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151. Средний бронетранспортёр выпускался с 1950 по 1962 год.

Всего было построено 12 421 БТР-152 двенадцати модификаций! Он экспортировался в более чем 30 стран. Во многих из них состоит на вооружении по сей день и даже модернизируется. В Египте и Афганистане нашёл широкое применение зенитный вариант БТРа со счетверённой установкой крупнокалиберных пулемётов ДШК чехословацкого производства.

Иногда в кузове броневика монтировали спаренную 23-мм пушечную установку ЗСУ-23-2. В Йемене на базе БТР-152 была создана ЗСУ, вооружённая американской 20-мм шестиствольной пушкой «Вулкан» со скорострельностью 3 тыс. выстрелов в минуту. Однако самую глубокую модернизацию нашего БТРа провели израильтяне.

Захватив у египтян большое количество машин, они установили на нём американский дизель с гидромеханической трансмиссией, спарку 20-мм пушек и новые средства связи. В таком виде БТР-152, названный «Шоэтом», и вошёл в состав израильской армии.

Кстати, на сегодняшний день этот БТР представлен в трёх(!) военных музеях Израиля, в четырёх музеях России и ещё по одному экспонату имеется в Беларуси, Германии, Молдове, Польше и Франции. Неудивительно, что порулить на таком брутальном красавце хочется не только любопытным мамам, но и детям.

БТР-60

Эксплуатация в войсках БТР-152 показала, что бронетранспортёр не обладает достаточной проходимостью для беспрепятственного сопровождения танков. Поэтому в 1960-м году ему на смену была запущена в производство абсолютно новая и на этот раз четырёхосная полноприводная боевая машина БТР-60.

Подобно танку новый бронетранспортёр уже без труда преодолевал окопы и рвы шириной до 2 метров.

Более того, чтобы мотострелковые части могли сходу форсировать водные преграды и захватывать плацдармы, БТР-60 сделали плавающим! На нём установили два карбюраторных двигателя: один приводил в действие первый и третий мост, другой – второй и четвёртый.

При выходе из строя одного из двигателей повреждённая машина могла выйти из боя на другом. Первые БТР-60 были открытыми сверху, вооружались одним станковым пулемётом, а четырнадцать мотострелков спрыгивали на землю через бортовые дверцы с довольно большой высоты.

Представленный в нашей экспозиции БТР-60ПБ создали для участия в ядерной войне, которая, как показали события Карибского кризиса в 1962-м, оказалась вполне реальной! Вести бой на заражённой радиацией территории можно было лишь из полностью закрытых герметичных машин.

На БТРе появилась башенка с крупнокалиберным пулемётом, а число перевозимых стрелков уменьшилось до восьми человек. Однако ядерной войны не случилось, и на многочисленных учениях нашим бойцам пришлось прыгать с новой машины уже через открытые люки на крыше ещё с большей высоты, чем на бескрышых БТРах.

Не стали наши бронетранспортёры форсировать реки в Европе, и мало плавали они в арабо-израильских, ирано-иракских, африканских, афганской и многочисленных постсоветских войнах. Зато выявилась слабость их брони, уязвимой даже от обычного стрелкового оружия.

Неудачное расположение антенны нередко приводило к её отстрелу огнём из собственной башни. Поэтому после выпуска более 10 000 «шестидесяток» в начале 70-х годов им на смену пришёл БТР-70.

Источник: https://stalin-line.by/ekspozitsiya/ploshchadka-boevoj-tekhniki/kolesnye-btr

Летающий бронетранспортер: БТР-МДМ «Ракушка»

Среди новых бронированных машин, продемонстрированных широкой публике на Параде Победы в Москве в 2015 году, были и небольшие, непривычно «безбашенные» транспортеры с эмблемой ВДВ на нижнем переднем броневом листе.

Эти малютки — а на фоне новых танков и БМП на платформе «Армата» или тех же БМП и БТР на платформе «Курганец-25» они действительно смотрятся как младшие братья — носят официальное название БТР-МД «Ракушка». И это первый в истории постсоветской России гусеничный бронетранспортер, поступающий на вооружение крылатой пехоты.

Именно поступающий: первая партия из 12 бронетранспортеров была передана ВДВ за два месяца до парада — в марте 2015 года. А всего до конца года в войска поступят 62 новые машины этой модели.

Как и у многих современных образцов вооружения, поступающих или готовящихся к принятию на вооружение в последний десяток лет, у БТР «Ракушка» очень долгая и непростая история.

Впрочем, с учетом того, какие проблемы переживал отечественный ВПК в 90-е, удивляться следует не давности этой истории, а тому, что машина все-таки была доведена до серии, при этом серьезно изменившись, чтобы соответствовать требованиям времени.

Первый гусеничный авиадесантируемый бронетранспортер — БТР-Д, выпускавшийся на базе боевой машины десанта БМД-1, поступил на вооружение советских ВДВ 40 лет назад, в 1974 году. Машина оказалась весьма удачной, отлично показав себя и в Афганистане, и позже в Чечне.

Однако уже в начале 90-х стало понятно, что 20 лет беспорочной службы — это отлично, но машина явно морально устаревает.

Поэтому в 1992 году военные выдали конструкторам КБ Волгоградского тракторного завода, который выпускал БТР-Д, техническое задание на машину нового поколения.

Как нетрудно догадаться, работы над созданием бронетранспортера по этому заданию сильно затянулись. Патент на БТР-МД, то есть бронетранспортер многоцелевой десантируемый, был выдан 15 марта 2007 года. Основой для него послужила недавно созданная и планировавшаяся к принятию на вооружение БМД-4.

А уже через год командование ВДВ выдало новое техническое задание — на создание авиадесантируемого БТР на базе новой БМД-4М, фактически сильно модернизированной БМД-3: военным требовались унифицированные по многим узлам машины.

Эта модель, созданная в Специальном КБ машиностроения при Курганском машиностроительном заводе, получила наименование БТР-МДМ, то есть модифицированная. Новая модель впервые была представлена широкой публике в 2013 году на российской выставке вооружений Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле.

Незадолго до этого первые две машины этой модели поступили в войска на испытания, а уже после выставки к ним прибавились еще десять.

Традиционно в советской, а потом и российской армии бронетранспортеры, предназначенные для перевозки личного состава, делались колесными, а боевые машины пехоты — гусеничными, поскольку фактически это были легкие танки непосредственной поддержки пехоты.

Читайте также:  Российский внедорожник газ-3106

Исключением были только ВДВ: колесные БТР семейств БТР-60 можно было десантировать только посадочным способом или на специальной платформе. Поэтому и был создан гусеничный БТР-Д на базе БМД-1.

Однако основное различие между БМП и БТР сохранилось и тут: за счет облегчения вооружения на машине, которая должна была прежде всего транспортировать личный состав, а не поддерживать его в наступлении, увеличивалось десантное отделение.

Такой подход сохранился и применительно к проектированию БТР и БМП/БМД для современной российской армии.

А поскольку одним из основных требований современных вооруженных сил является многофункциональность каждого вида бронемашин, конструкторы пошли по пути унификации, а то и создания единых бронированных платформ.

Классическим примером второго варианта являются платформы типа «Армата» и «Курганец-25». А первого — выбор БМД-4М, которая становится основной для российских ВДВ, в качестве платформы для БТР-МДМ.

От своей «старшей сестры» бронетранспортер отличается прежде всего более легким вооружением. БМД-4М вооружена боевым модулем «Бахча-У» с двумя пушками калибра 100 мм и 30 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Правда, за счет размещения модуля пришлось сократить число десантников на борту: всего пятеро, плюс трое членов экипажа.

В новом БТР-МДМ все наоборот: он вооружен только двумя пулеметами ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов на каждый (один установлен в дистанционно управляемой установке над креслом командира, второй, курсовой — в лобовом броневом листе справа, почти у самого борта).

За счет такого облегчения вооружения БТР-МДМ обслуживается всего двумя членами экипажа и берет в 2,5 раза больше десантников — 13 человек.

Еще одно принципиальное отличие БТР-МДМ от БМД-4М — большое количество люков, позволяющих десанту и экипажу садиться в машину и покидать ее в любых условиях.

Над тремя передними сиденьями (в центре водительское, слева от него командирское, справа резервное) — три отдельных люка классической круглой формы. Еще два, прямоугольные, расположены над сиденьями для десанта и открываются вверх и вбок.

Плюс кормовой люк, самый широкий, который может использоваться на ходу как бронированный щиток: он открывается вперед-вверх, и под его прикрытием десант может вести огонь из личного оружия.

Неопытному человеку, пожалуй, не отличить волгоградский БТР-МД от курганского БТР-МДМ. Численность экипажа и десанта у них одинаковые, общая компоновка и конструкция машин тоже не отличаются: спереди — отделение управления, в середине — десантный отсек, сзади — моторно-трансмиссионное отделение.

Обе машины имеют одинаковый изменяемый клиренс от 100 мм (минимальный) до 500 мм (максимальный); при этом рабочий клиренс составляет 420 мм.

Сходны и показатели движения: скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересеченной местности — 45–50 км/ч, по воде (бронетранспортер имеет два волокитных движителя) — 10 км/ч.

А вот характеристики двигателя и гусеничного движителя наделяют их разными возможностями. Волгоградский БТР-МД имеет ходовую часть от БМД-4 и такой же двигатель мощностью 450 л.с., а курганский БТР-МДМ — стоящий на БМД-4М двигатель мощностью 500 «лошадок», что наделяет его большей удельной мощностью: 34 л.с. на тонну массы против 30 у БТР-МД.

И хотя скорость у обеих машин одинаковая, курганский бронетранспортер способен, например, резче стартовать и резче разворачиваться, что в боевых условиях может иметь важное значение. Подвеска и гусеницы у БТР-МДМ тоже более надежны, чем у варианта МД.

Есть и еще одно преимущество у машины производства Курганского машиностроительного завода: гораздо более существенная притворенная защита, что в последние несколько лет является решающим фактором.

Как говорят представители ВДВ, в общей сложности за ближайшие десять лет они должны получить не менее 250 БТР-МДМ различных модификаций. И далеко не все из них будут именно бронетранспортерами, предназначенными для перевозки личного состава.

БТР-МДМ изначально разрабатывался как машина, на базе которой быстро и без особых хлопот можно оборудовать бронетранспортеры различного назначения.

Уже сейчас известно, что, кроме собственно БТР-МДМ, воздушно-десантные войска получат также бронированный санитарный транспортер БММ-Д1, бронированную машину медицинского взвода БММ-Д2 и перевязочную медицинскую машину БММ-Д3 на удлиненном семикатковом шасси.

Кроме того, на базе БТР-МД может быть смонтирован модуль разведки и управления (дебатируемый вариант получил индекс МРУ-Д) из состава комплекта средств автоматизации ПВО тактического звена «Барнаул-Т».

Помогите статье попасть в ТОП!

Вы рекомендуете статью

Добавить
закладку

Убрать
закладку

Источник: https://defence.ru/article/3287/

Обзор бронетранспортера БТР-80 / ГАЗ-5903

Унифицированная командная машина Р-149МА3 на базе БТР-80
БТР-80 / ГАЗ-5903. Подборка-1
Боевая противодиверсионная машина 15Ц56М “Тайфун-М”

БТР-80-бронетранспортер советского производства. Заводской индекс ГАЗ-5903. Бронетранспортёр стал продолжением развития советский 8-колесных бронетранспортёров БТР-60 и БТР-70.

На модернизацию БТР-70 повлияли недостатки выявление во время его эксплуатации и боевого применяя вовремя Афганской войны, где были выявлены ряд недочетов, которые выявились именно в горной местности. Массовое-конвейерное производство БТР-80 началось в 1984 году, производится и по нынешний момент 2016 год.

За годы производства многократно модернизировался, а на базе БТР-80 были созданы различные модификации: радиостанции, медицинские, командные и т.п.

БТР-80 стал основным бронетранспортёром в Российской армии и стран СНГ после распада СССР и применялся практически во всех современных военных конфликтах на территории бывшего СССР. На данный момент примерно 25-30 стран мира имеют на вооружение БТР-80 и его модификации.

 История создания

К началу 1980-ых годов БТР-70, принятый на вооружение в 1976 году был основным бронетранспортёром в советской армии. Предшественником БТР-70 являлся БТР-60 и БРДМ-2. После глубокой модернизации БТР-70 оставался со спаренным бензиновыми двигателями ГАЗ-66, который терял мощность в жарку погоду и высокогорье, появились боковое двери для десанта.

Не смотря на модернизацию БТР-70 продолжал иметь существенные недостатки. Высадка/посадка десанта, через боковые двери вызывала неудобства. Водометные движитель новой конструкции часто забивался водорослями, торфом и другими предметами.

Пулемет КПВТ при стрельбе в горной местности часто не мог обеспечить поддержку десантников, прижатых засевшими душманами в горах, так как имел недостаточный угол наклона.

В начале 1980-ых годов в КБ ГАЗа под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина стали проектировать бронетранспортер ГАЗ-5903. Компоновка нового корпуса мало отличалась от БТР-70. Корпус стал длинней и шире на 115 мм, шире на 80 мм и выше на 30 мм.

Защита корпус БТР-80 была незначительно улучшена, что увеличило массу на 18% с 11,5 тонн до 13,6 тонн. Бронетранспортёр получил более удобные двухстворчатые двери для высадки/посадки десанта и экипажа.

Несмотря на это БТР-80 получился более безопасным за счет замены спаренных бензиновых двигателей на дизельный, так как дизельное топливо менее огнеопасно по сравнению с бензином. Замена бензиновых двигателей повысило тяговитость моторов и запас хода.

Пулеметная башня получила угол возвышения пулемета до 60 градусов, так же на ней разместили дымовые 6 гранатомётов для создания дымовых завес. После успешный полигонных испытаний ГАЗ-5903 был принят на вооружение советской армии в 1986 году под обозначением БТР-80.

Корпус

Корпус бронетранспортёра имеет наклонную гомогенную броню от 7 до 10 мм. За счет наклонных листов повышается толщина брони, плюс наклон брони увеличивает вероятность рикошета.

Корпус БТР-80 изготавливают посредством сварки катанных листов. В передней части бронемашины расположен волноотрожатель, который в походном положении увеличивает толщину лобовой брони.

Часто корпус амфибийной техники называют лодкой.

Кабина управления бронетранспортёра выполнена в классическое виде-рулевое управление для механика-водителя с левой стороны, с правой стороны находится место командира. Позади водителя-механика и командира располагалось десантное отделение на 7 человек.

На самом деле в десантном отделении 8 посадочных мест-6 мест располагаются в центральной части бронемашины посадка на две скамьи по 3 места (спина к спине) и два одиночных места за сидениями водителя и командира на которых усаживался один десантник и оператор башенного пулемета.

В десантном отделении имеются восемь шаровых бойниц для ведения огня из стрелкового вооружения десантников, бойницы в сторону движения бронемашины. Для посадки высадки десантников имеются боковые двухстворчатые двери, распаляющие по центру БТР-80. Складные дверцы выполняют роль подножки и позволяют посадку/высадку десанта на небольшой скорости.

На крыше бронетранспортёра для десанта имеется дополнительные прямоугольные люка. Для механика-водителя и командира имеются полукруглые люки, через которые можно покинуть машину и вести визуальную обстановку в походном положении. На корпусе машины имеются дополнительные люки для обслуживания двигателя и других узлов. В передней части имеется лебедка с цепным приводом от карданного вала.

Бронемашина оборудована автоматической системой пожаротушения двигателя, может работать в ручном режиме. Машина адаптирована для использования во время использования врагом ОМП, для этого имеется воздушна-фильтрационный агрегат для очистки воздуха и создания избыточного давления внутри корпуса машины.

Вооружение

БТР-80 вооружен крупнокалиберным пулеметом КПВТ со спаренным ПКТ способен поражать живую сила врага, легкобронированную силу врага на дистанции 2000 метров бронебойными патронами и до 4000 зажигательными (те же самые разрывные).

Стреляя бронебойными патронами Б-32 14,5х114-мм обеспечивает пробитие практически все модели легкобронированной техники не только в боковую броню, а также в лобовую. Для стрельбы так же могут использоваться патроны МДЗ (мгновенного действия, зажигательные-проще говоря-разрывные), ЗА (зажигательные патроны), БЗТ-бронебойно-зажигательные-трассирующие).

Читайте также:  Российский пассажирский самолет мс-21: есть ли шанс на прорыв?

  С помощи КПВТ можно разрушать огневые точки врага и живую сила врага укрывающуюся за стенами зданий. При необходимости возможна стрельба по низколетящим вертолетам противника на дистанции до 1000 метров.

Новая башня позволяет «задирать» ствол пулемета до 60 градусов, что необходимо во время военных действий в горной местности или городе, когда враг располагается на высотных зданиях. После поражения БТР с них демонтируют пулемет для их дальнейшего использования на «тачанках» или ДОТах. Для поражения живой силы врага на дистанции 1500 метров используется спаренный пулемет ПКТ.

Для прицеливания используется оптический прицел 1ПЗ-2 с изменяемой кратностью от 1,2 до 4 крат, поле зрения 49 и 14 градусов. Боекомплект БТР-80 составляет 500 патронов для КПВТ и 1500 патронов для ПКТ. Наводчик пулеметной башни усаживается в кресло с верхним креплением к башне и вращается одновременно с башней.

Средства наблюдения и связь

Для наблюдения за дорогой механиком-водителем используются ветровые окна, которые во время боя закрываются во время боя бронестворками. Наблюдение за дорогой и происходящим вокруг происходит с помощи перископов ТНОП-115.

Для вождения в темное время суток используются приборы ночного видения ТВНЕ-4Б, которые обеспечивают обзор до 60 метров и до 120 метров при включении инфракрасной фары ФГ125 усиливающая принимаемый сигнал.

  
Командир машины, как правило использует бинокулярный прибор ночного видения ТКН-3 имеющий оптическое увеличение до 5 крат днем и до 4 крат ночью. ТКН-3 соединяется с инфракрасным прожектором ОУ-3ГА2М, которые обеспечивает подсветку в ночное время суток на дистанции 300-400 метров. Как у механика-водителя у командира имеется 3 перископа ТНПО-115.

Перископами ТНПО-115 оснащен, так же десантное отделение. Обзор пулеметчика обеспечивает пулеметный прицел 1ПЗ-2, дополнительно имеется перископ наблюдения ТНП-20 на левой стороне башни и перископ ТНПТ-1 в крыше башни обеспечивает обзор задней области башни.

В качестве связи на БТР-80 установлена радиостанция Р-123М “Магнолия-М” (на ранних выпусках, радиус действия 13-20 км) и Р-163 “Арбалет” (радиус действия 5-24 км) или Р-173 “Абзац” (радиус действия до 20 км). В качестве внутреннего коммутатора используется танковое переговорное устройство Р-124 для связи между водителем, командиром и пулемётчиком.

Плавание

БТР-80 способен преодолевать водные препятствия. Для преодоления водных препятствия или высадке с десантных кораблей применяется воолноотрожатель в передней части машины и дополнительные воздухозаборники (при большом волнение воды). Перед плаванием открывается заслонка (люк) с водометным движителем, который обеспечивает скорость на воде до 9 км/ час.

Вращения водометного двигателя обеспечивается за счет отбора мощности из коробки передач. При выводе из строя водометного движителя плавание возможно продолжить с помощи вращения колес на 2-3 скорости, таким способом плавания скорость составляет 1-3 км/час. Поворот на воде обеспечивается колесами и поворотными рулями водомета.

Во время плавания включается электронасос для откачки поступающей забортной воды используется электронасос и насос с приводом от водомета (работает за счет разницы давления воды, производительностью 800 л/минуту). За счет закрывания заслонки водомета вода направляется в две трубы против хода движения, что обеспечивает плавание задним ходом.

Несмотря на то, что бронемашина адаптирована для плавания известны случаи затопления бронемашин на учениях повлекших к гибели экипажа.

Двигатель и трансмиссия

В качестве двигателя используется 8-ми цилиндровый дизельный двигатель КАМАЗ-7403 мощностью 260 лошадиных сил, объем двигателя 10,85 литра. Двигатель обеспечивает среднюю скорость 20-40 км/час по грунтовым дорогам и до 80 км/час по шоссе. Расход топлива по пересеченной местности 80-100 литров и 40 литров по шоссе.  Запас хода по шоссе 600 км.

Колесная формула машины 8х8, два передних моста рулевые. БТР-80 способен продолжить движение при полном повреждении (наезд на мину) одного переднего колеса. Подвеска торсионная, рычажная, торсионная с телескопическими амортизаторами. Руль имеет гидроусилитель. Тормоза снабжены вакуумным усилителем с барабанными тормоза.

Автомобиль снабжен автоматической централизованной подкачкой шин, что обеспечивает сброс/увеличения давления в зависимости от необходимого давления на грунт. Система подкачки воздуха обеспечивает подкачку шин во время прокола/прострела шин, пока машина не доберется до ремонтной базы. Все колеса бронемашины бескамерные.

Машина способна продолжить движение даже при потери одного или двух колес.

Боевое применение и выводы

Машина используется, как бронированное транспортное средство для перевозки личного состава внутри брони и на самой брони. БТР-80 гибнет в первую очередь, так как имеют противопульную броню от стрелкового оружия калибром 7,62. Часто на броне перевозят личные вещи десанта, ящики с боеприпасами.

Во время первой-второй Чеченской компании, военного конфликта на востоке Украины БТРы часто обвешивали самодельной броней в виде противокумулятивных решеток, резиновых лент транспортера, мешков с песком. Некоторые способы брони подвергаются критике.

Так противокумулятивные решетки увеличивают размер и вес БТРов, расчет использование решеток на механическое повреждение (деактивация) кумулятивных выстрелов гранатомета (вероятность такого исхода примерно 30%) за счет удара корпуса заряда о ребро решетки.

Бытует ошибочное мнение, что решетка должна взрывать заряд и рассеивать кумулятивную струю до подлета к броне-на практике данное расстояние должно быть гораздо больше, плюс броня БТР все равно не достаточна даже частичного поглощения энергии кумулятивной струи.

Даже при таком исходе у БТРов хорошие шансы на выживание, так как кумулятивная струя проходит на сквозь корпус, так как боекомплект БТРов менее взрывоопасен чем у БМП/БМД или танков. Даже при подрыве на мине или фугасе при потере одного (иногда даже двух колес) БТРы часто могут покинут поле боя своим ходом. Пулемет КПВТ может дать достойный отпор в первые минуты боя, если экипаж не растеряется.

Не смотря на свои недостатки бронемашина популярна во многих странах мира, куда поставлялась на экспорт почтив 30 стран мира. Помимо России БТР-80 и его модификации продолжают выпускать на Украине, Румынии, Колумбии. На базе БТР-80 созданы более совершенные БТР-82 и БТР-90.

Недостаток БТР-80 его двигатель кушащий до 100 литров на 100 км по пересеченной местности и ограниченный обзор из кабины. Второй недостаток-слабая броня, данным недостатком обладают практически все БТР и БМП, так как данный класс бронетехники относится к легкоборонированной технике, а не танкам.

ТТХ БТР-80 / ГАЗ-5903

 Колесная формула  8х8
 Тип подвески  индивидуальная торсионная, гидравлические армотизаторы
 Двигатель  КАМАЗ-7403, дизельный, турбированный
 Объем двигателя  10,85 литра
 Мощность   260 л.с. 19 л.с./т.
 Топливо дизель
 Объем бака   2х150 литров
 КПП  четырехступенчатая
 Габариты  длина 7650-мм, ширина 2900-мм, высота 2350-2460-мм
 Колея  2410-мм
 Клиренс  475-мм
 Базовая масса  нет данных
 Снаряженная масса  13 600 кг
 Грузоподъемность  500 кг
 Масса буксируемого прицепа  нет данных
 Экипаж  3 экипаж+7 десантника
 Скорость максимальная 85 км/час, крейсерская 20-40 км/час, 9 на плаву
 Запас хода 200-400 км по пересеченной местности и 600 км по шоссе
 Расход топлива  50 л/100 км по шоссе, до 100 л/100 км по пересеченной местности
 Преодолеваемое препятствие подъем-30 гр., стенка 0,5 метра, ров 2 метра, плавает
 Броня 7-10 мм, катаная, противопульная
 Вооружение ПКТ-2000 патронов (7,62х54-мм), КПВТ-500 патронов (14,5х114-мм), 6-еть дымовых гранатометов 

Модификации:

Советского/Российского производства

  • БТР-80-основная (базовая) модификация бронемашины с пулеметом 7,62-мм ПКТ и 14,5-мм пулеметом КПВТ
  • БТР-80К (ГАЗ-59031)-командный вариант на базе БТР-80, отличается дополнительным оборудованием связи. Фото-1, фото-2.
  • БТР-80А-модернизированный вариант БТР-80 отличается дополнительной кевларовой защитой и 30-мм автоматической пушкой с пулемётом ПКТ на лафете. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БТР-80С-вариант БТР-80, вместо пушки на лафете пулемет КПВТ и ПКТ. Машина поставляется для войск Национальной Гвардии РФ. Фото-1
  • БТР-80М-удлиненный вариант БТР-80 с установленным дизелем ЯМЗ-238 (модностью 240 л.с.), установлены шины КИ-126 с повышенной пулестойкостью. Фото-1, фото-2
  • 1B152-командно-наблюдательная машина. Фото-1, фото-2
  • 2С23 “Нона-СВК”-120-мм “Нона” в башенной установке. Фото-1, фото-2
  • БРВМ-К-бронированная ремонтно-восстановительная машина
  • БРДМ-З-бронированная разведывательно-дозорная машина
  • БРЭМ-К-бронированная ремонтно-эвакуационная-машина. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5
  • ГАЗ-59037-гражданский вариант БТР-80. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5, фото-6, фото-7, фото-8, фото-9
  • БПДМ “Тайфун”-боевая противодиверсионная машина, создана в конце 1990-ых годов
  • БМПД-“Тайфун-М”-боевая противодиверсионная машина, создавалась в 2007-2012 годах на базе БТР-82. Подборка детальных фото
  • ГАЗ-59402 “Пурга”-бронированная пожарная машина. Фото-1, фото-2
  • ГАЗ-5903В “Ветлуга”-бронированная пожарная машина, порошковая-многозарядная. Фото-1, фото-2
  • ПЛС 2С23-передвижной лафетный ствол на базе “Нона-СВК”. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5
  • УНШ (К1Ш1)-шасси для использования в качестве: штабной машины, медицинской и т.п.
  • Р-439-МД2-машина спутниковой связи. Фото-1, фото-2
  • РБ-531Б “Инфауна”-машина радиоэлектронной борьбы. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БММ-80 “Симфония”-медицинская бронированная машина. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4
  • ПУ-12М6 (9С482М6)-командный пункт управления войсками ПВО. Фото-1
  • Р-149БМР “Кушетка-Б”-командно-штабная машина. Фото-1, фото-2, фото-3
  • Р-149МА1-командно-штабная машина. Фото-1, фото-2
  • РХМ-4-машина РХБЗ.
  • РХМ-6-машина РХБЗ
  • РМП-2-машина разведки РХБЗ
  • ЗС-88-звуковещательная машина. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4
  • ЗС-96-звуковещательная машина. Фото-1

Украинские модификации

  • БТР-80-КБА-2-отличается 30-мм автоматической пушкой КБА-2. Фото-1
  • БТР-80УМ “Рогань”-отличается дизельным двигателем мощностью 300 л.с.. В башне установлена 23-мм автоматическая пушка.
  • БТР-80М “Гром”-вместо башни установлен боевой модуль “Гром”. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка, ПКТ, 30-мм гранатомет АГС, ПТУР “Конкурс”.
  • БТР-80Т (БТР-94)-вооружен башней БАУ-23-2. Вооружен двумя автоматическими 23-мм пушками. Дизельный двигатель модностью 303 л.с и 8-ми ступенчатая коробка передач. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БРЭМ-бронированная ремонтно-эвакуационная машина производится на Киевском ремонтно-механическом заводе
  • ASGLA “ASPAD-IGLA”-ЗРК представляет собой переделку БТР-80 экспортировавшихся для армии ГДР. Разработкой машины занималась европейская компания MBDA совместно с украинской фирмой “Арсенал”.

Венгерские

Источник: https://warbook.info/item/btr-80

Ссылка на основную публикацию