Папа римский – глава католической церкви: его место и роль в истории

Папа римский

Папа римский. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти­тул «па­па» в ран­не­хри­сти­ан­скую эпо­ху при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию ко всем епи­ско­пам и вы­ра­жал осо­бое поч­те­ние (по от­но­ше­нию к римскому епи­ско­пу впер­вые встре­ча­ет­ся в начале III века у Тер­тул­лиа­на). Позд­нее он за­кре­пил­ся лишь за епи­ско­па­ми Ри­ма и Алек­сан­д­рии.

Современная официальная ти­ту­ла­ту­ра Папа Римский: епи­скоп Рим­ский, ви­ка­рий Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник кня­зя апо­сто­лов, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Римской об­лас­ти, су­ве­рен государства Ва­ти­кан, раб ра­бов Бо­жи­их.

Рим с са­мо­го за­ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви иг­рал боль­шую роль в её жиз­ни. Ни­ка­кая дру­гая западная Цер­ковь, кро­ме рим­ской, не име­ла апо­столь­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в то вре­мя как на Вос­то­ке бы­ло мно­го апо­столь­ских ка­федр (например, ос­но­ван­ных апостолом Пав­лом в Ма­лой Азии, Гре­ции).

Римская цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в жиз­ни других ка­федр по­сред­ст­вом ад­ре­со­ван­ных им по­сла­ний по различным во­про­сам (например, по по­во­ду спо­ров о дне празд­но­ва­ния Пас­хи, середина II века, по во­про­су пе­ре­кре­щи­ва­ния ере­ти­ков, середина III века) и поль­зо­ва­лась у них ав­то­ри­те­том.

В эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров (IV-VIII веков) по­зи­ции Римской ка­фед­ры ещё бо­лее ук­ре­пи­лись, так как Папы Римские вы­сту­па­ли про­тив­ни­ка­ми ере­тических уче­ний: ари­ан­ст­ва (ко­то­рое при­ня­ли многие вар­вар­ские пле­ме­на ещё до на­ше­ст­вия на Римскую им­пе­рию), мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва, не ос­та­нав­ли­ва­ясь да­же пе­ред временными раз­ры­ва­ми с восточными церк­ва­ми. Это стя­жа­ло римскому пре­сто­лу сла­ву оп­ло­та пра­во­сла­вия. По­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451) во все­лен­ской Церк­ви сло­жи­лась сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов – круп­ней­ших и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ка­федр (Рим­ская, Кон­стан­ти­но­поль­ская, Алек­сан­д­рий­ская, Ан­ти­охий­ская и Ие­ру­са­лим­ская), к пред­стоя­те­лям ко­то­рых с VI века стал ре­гу­ляр­но при­ме­нять­ся ти­тул пат­ри­ар­ха (из официальной ти­ту­ла­ту­ры Папы Римского ти­тул пат­ри­ар­ха За­па­да ис­клю­чён в 2006 году, од­на­ко со­хра­нён в латинской под­пи­си «P. P.» – «Па­па и Пат­ри­арх»).

Вме­сте с тем в Римской церк­ви по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось уче­ние о при­ма­те Папы Римского как вер­хов­но­го гла­вы всей хри­сти­ан­ской Церк­ви, но­си­те­ля выс­шей юрис­дик­ции и ав­то­ри­те­та в во­про­сах ве­ры и хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С этим уче­ни­ем свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние осо­бой ве­ро­учительной сис­те­мы ка­то­ли­циз­ма.

Опи­раю­щее­ся на тол­ко­ва­ние отдельных мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор.

11:28 и другие) уче­ние о пап­ском при­ма­те ос­но­ва­но на пред­став­ле­нии о пер­вен­ст­ве в Церк­ви апостола Пет­ра, ко­то­рый в западной тра­ди­ции счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма; па­пы, как пре­ем­ни­ки апостола Пет­ра по Римской ка­фед­ре, на­сле­ду­ют от не­го это пер­вен­ст­во.

Римский со­бор 378 года оп­ре­де­лил прин­цип не­под­суд­но­сти пап свет­ской вла­сти и рас­про­стра­нил су­деб­ную власть епи­ско­па Рим­ско­го на всех епи­ско­пов За­па­да, Римский со­бор 382 года впер­вые за­я­вил о при­ма­те епи­ско­па Рим­ско­го по от­но­ше­нию к апо­столь­ским ка­фед­рам Вос­то­ка.

В V веке яр­ким вы­ра­зи­те­лем уче­ния о пап­ском при­ма­те был па­па Лев I Ве­ли­кий. Римский со­бор 494 года впер­вые на­звал Папу Римского «на­ме­ст­ни­ком Хри­ста» (vicarius Christi). На Вос­то­ке уче­ние о при­ма­те Папы Римского не при­ни­ма­лось в пол­ном объ­ё­ме, но и не ос­па­ри­ва­лось до оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни.

По­сте­пен­но Папы Римские ста­ли пре­тен­до­вать на выс­ший сю­зе­ре­ни­тет в Ев­ро­пе на ос­но­ва­нии под­дель­но­го до­ку­мен­та в фор­ме императорской кон­сти­ту­ции – «Кон­стан­ти­но­ва да­ра» (VIII-IX века).

Осо­бый им­пульс по­ли­тические при­тя­за­ния пап по­лу­чи­ли по­сле «Пи­пи­но­ва да­ра» (середина VIII века), ко­то­рым франк­ский май­ор­дом Пи­пин Ко­рот­кий да­вал Папе Римскому власть свет­ских пра­ви­те­лей на от­воё­ван­ных у лан­го­бар­дов зем­лях – бу­ду­щей Пап­ской об­лас­ти.

Ос­лаб­ле­ние Ви­зан­тии по при­чи­не внутренних смут и про­ти­во­ре­чий, араб­ских (VII-VIII веков) и тюрк­ских (XI века) за­вое­ва­ний спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му стрем­ле­нию Папы Римского рас­про­стра­нить свою власть на Вос­то­ке, что при­ве­ло к со­пер­ни­че­ст­ву с восточными пат­ри­ар­ха­та­ми (например, борь­ба па­пы Ни­ко­лая I и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия из-за цер­ков­ной юрис­дик­ции над Бол­га­ри­ей и при­ори­те­та в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти сре­ди сла­вян-языч­ни­ков) и в ито­ге – к раз­де­ле­нию церк­вей.

В пе­ри­од борь­бы с им­пе­ра­то­ра­ми Свя­щен­ной Римской им­пе­рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре­тен­до­ва­ли на выс­шую свет­скую власть во всех хри­сти­ан­ских зем­лях, что бы­ло вы­ра­же­но в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы и в дея­тель­но­сти па­пы Гри­го­рия VII.

Кре­сто­вые по­хо­ды, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми Кон­стан­тино­по­ля (1204), вве­де­ние ин­кви­зи­ции (два по­след­них со­бы­тия при па­пе Ин­но­кен­тии III) оз­на­ме­но­ва­ли пик уси­ле­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти Папы Римского.

В XIII-XV веках, осо­бен­но во вре­мя про­ти­во­стоя­ния со­бор­но­му дви­же­нию, Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап, Ве­ли­кой схиз­мы, уси­лия Папы Римского бы­ли на­прав­ле­ны на удер­жа­ние дос­тиг­ну­то­го влия­ния.

Важ­ны­ми ве­ха­ми в ис­то­рии пап­ст­ва яв­ля­ют­ся Ре­фор­ма­ция и про­ти­во­по­став­лен­ная ей Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью Контр­ре­фор­ма­ция, од­ним из клю­че­вых со­бы­тий ко­то­рой стал Три­дент­ский со­бор (1545-1563), осо­бо вы­де­лив­ший пап­ские пре­ро­га­ти­вы, в ча­ст­но­сти то, что ав­то­ри­тет Папы Римского вы­ше ав­то­ри­те­та лю­бо­го со­бо­ра. Уче­ние о пап­ском при­ма­те в ка­че­ст­ве дог­ма­та ка­то­ли­циз­ма бы­ло про­воз­гла­ше­но Ва­ти­кан­ским I со­бо­ром (1869-1870) в дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Pas­tor Aeternus». Этой же кон­сти­ту­ци­ей про­воз­гла­шён дог­мат о без­оши­боч­но­сти Папы Римского в важ­ней­ших официальных су­ж­де­ни­ях (ex cat­hedra) по во­про­сам ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти (в ос­таль­ных слу­ча­ях вы­ска­зы­ва­ния Папы Римского не но­сят об­ще­обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра; дог­мат не под­ра­зу­ме­ва­ет лич­ную без­греш­ность па­пы).

В ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­вой эво­лю­ции ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском при­ня­ло сле­дую­щий вид. Ии­сус Хри­стос по­ста­вил апостола Пет­ра кня­зем (латинский princeps) апо­сто­лов; Пётр – ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви, ви­ди­мый её гла­ва и на­ча­ло един­ст­ва. Он един­ст­вен­ный вос­при­нял власть (potestas) пря­мо от Хри­ста, а не че­рез по­сред­ст­во Церк­ви.

Он на­ме­ст­ник Хри­ста, при­няв­ший всю пол­но­ту вла­сти, а не од­но лишь пер­вен­ст­во чес­ти; апо­сто­лы при­ня­ли власть не без Пет­ра и не про­тив Пет­ра, они бы­ли ему под­чи­не­ны и да­же апостол Па­вел не был ему ра­вен. Апостол Пётр был пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, по­это­му Папа Римский – пол­но­вла­ст­ный пре­ем­ник апостола Пет­ра.

От­сю­да име­но­ва­ние пап­ской ка­фед­ры как «апо­столь­ско­го пре­сто­ла», «пре­сто­ла святого Пет­ра» и тому подобное. Пет­ро­во пре­ем­ст­во не ос­но­ва­но на все­лен­ских со­бор­ных по­ста­нов­ле­ни­ях. Един­ст­во Церк­ви в том, что «ста­до Хри­сто­во» в си­лу об­ще­ния с Папой Римским име­ет еди­но­го пас­ты­ря и ис­по­ве­ду­ет его ве­ру.

При­зна­ние та­ко­го пер­вен­ст­ва Папы Римского не­об­хо­ди­мо для спа­се­ния; не по­ви­ную­щий­ся па­пе – схиз­ма­тик. Папа Римский име­ет не­по­сред­ст­вен­ную епи­скоп­скую юрис­дик­цию над всей Цер­ко­вью. Это – вер­хов­ная власть в во­про­сах ве­ро­уче­ния и мо­ра­ли, дис­ци­п­ли­ны и управ­ле­ния.

По­ста­нов­ле­ния Папы Римского не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­нительном со­гла­сии Церк­ви, что­бы быть не­пре­лож­ны­ми, так как они вы­ра­жа­ют са­мую сущ­ность цер­ков­ной ве­ры и яв­ля­ют­ся го­ло­сом Церк­ви. 

Папа Римский име­ет вер­хов­ную за­ко­но­дательную, административную и су­деб­ную власть. Бу­ду­чи вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ци­ей, Папа Римский при­ни­ма­ет апел­ля­ции от всех вер­ных; его ре­ше­ние не под­ле­жит пе­ре­смот­ру в какой-либо другой ин­стан­ции.

Сам Папа Римский не под­ле­жит ничь­е­му су­ду, име­ет власть над со­бо­ра­ми.

Он вер­хов­ный учи­тель Церк­ви, сам по се­бе оп­ре­де­ляю­щий об­ще­обя­за­тель­ные ве­ро­учительные ис­ти­ны и пол­но­моч­но ин­тер­пре­ти­рую­щий со­бор­ные по­ста­нов­ле­ния, но мо­жет дей­ст­во­вать и как ча­ст­ный учи­тель, например под­дер­жи­ваю­щий од­но из до­пус­ти­мых мне­ний какой-либо бо­го­слов­ской шко­лы (бо­го­слов­ские факультеты, мо­на­ше­ские ор­де­на у ка­то­ли­ков име­ют пра­во на ча­ст­ные док­три­ны по дис­кус­си­он­ным во­про­сам).

Трак­туе­мая та­ким об­ра­зом власть Папы Римского ос­па­ри­ва­лась пра­во­слав­ны­ми, про­тес­тан­та­ми и да­же чле­на­ми са­мой Рим­ско-ка­то­лической церк­ви (со­бор­ное дви­же­ние, гал­ли­кан­ст­во) в различных ас­пек­тах (Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­щен­ное Пре­да­ние, ка­но­ни­ка, цер­ков­ная ис­то­рия).

Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962-1965) Рим­ско-ка­то­лической церк­ви, со­хра­нив не­пре­ре­кае­мым уче­ние о пер­вен­ст­ве Папы Римского во все­лен­ской Церк­ви, на­ря­ду с этим, при­дал осо­бое зна­че­ние прин­ци­пам епи­скоп­ской кол­ле­ги­аль­но­сти, в рам­ках ко­то­рой римский пон­ти­фик осу­ще­ст­в­ля­ет своё пер­во­вер­хов­ное слу­же­ние. Со­глас­но при­ня­той со­бо­ром дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Lumen Gentium», кол­ле­гия епи­ско­пов об­ла­да­ет унас­ле­до­ван­ной от апо­сто­лов пол­но­той вла­сти в Церк­ви и без­оши­боч­но­стью в из­ло­же­нии уче­ния о ве­ре и нра­вах, од­на­ко обя­зательным ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния этих пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся со­гла­сие и един­ст­во с Папой Римским.

В начале XXI века боль­шин­ст­во бо­го­сло­вов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском главным пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва Рим­ско-ка­то­лической церк­ви с другими церк­ва­ми.

Свет­ская власть Папы Римского, ны­не дей­ст­вую­щая в государстве Ва­ти­кан (пра­во­пре­ем­ни­ке Пап­ской об­лас­ти), важ­на как га­ран­тия его не­за­ви­си­мо­сти от лю­бой че­ло­ве­че­ской вла­сти.

В ме­ж­ду­народном пра­ве в си­лу од­но­временного вла­де­ния Папой Римским не­раз­дель­ны­ми функ­ция­ми вла­сти – как ви­ди­мо­го гла­вы Рим­ско-ка­то­лической церк­ви и как су­ве­ре­на государства Ва­ти­кан – он яв­ля­ет­ся су­ве­рен­ной пер­со­ной ис­клю­чительного свой­ст­ва (persona sui generis).

Пол­ный су­ве­ре­ни­тет Папы Римского со­хра­ня­ет­ся за ним вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний.

В из­бра­нии но­во­го Папы Римского по­сле смер­ти (или отречения) пре­ды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, со­глас­но пра­ви­лу, ут­вер­див­ше­му­ся со вре­мён гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы XI века, мо­гут при­ни­мать уча­стие толь­ко кар­ди­на­лы, со­брав­шие­ся на конк­ла­ве. С конца XIV века Папа Римский не­из­мен­но из­би­ра­ет­ся из чис­ла кар­ди­на­лов. Со­глас­но Ко­дек­су ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, он мо­жет от­речь­ся от слу­же­ния по собственной во­ле без со­из­во­ле­ния с чьей-ли­бо сто­ро­ны.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Frenz Th. Das Papsttum im Mittelalter. Köln [u. a.], 2010
  • Denzler G. Das Papsttum: Ge­schichte und Gegenwart. 3. Aufl. Münch., 2009
  • Papsttum und Politik: eine Institu­tion zwischen geistlicher Gewalt und poli­tischer Macht / Hrsg. T. Mörschel. Freiburg [u. a.], 2007
  • Poupard P. Le pape. P., 2003
  • Winkler G.B. Das Papsttum: Entwicklung der Amtsgewalt von der Antike bis zur Ge­gen­wart. Innsbruck, 2002
  • Der Dienst des Petrus in der Kirche: Orthodoxe und reformatorische Anfragen an die katholische Theologie / Hrsg. J. Brosseder. Fr./M., 2002
  • Paravicini Bagliani A. Il trono di Pietro. Roma, [2001]
  • За­двор­ный В.Л. Ис­то­рия Рим­ских пап: В 2 т. М., 1995–1997
  • Eno R.B. The Rice of the Papacy. Wil­ming­ton, 1990
  • Tillard J.M.R. The Bishop of Rome. L., 1983
  • Кар­са­вин Л.П. Ка­то­ли­че­ст­во. П., 1918

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/papa_rimskii

Глава Римско-католической церкви папа Франциск выступил с откровенным заявлением в поддержку гей-сообщества

Статьи – ИНОСЛАВИЕ

Вчера Папа римский Франциск сделал заявление, которое на фоне высказываний предыдущего главы римско-католической церкви можно назвать едва ли не революционным.

В частности, говоря о существовании “гей-лобби” в Ватикане, он сказал: “Если кто-то является геем, но ищет Бога, и у него добрые намерения, кто я, чтобы осуждать его?» Вместе с тем Папа римский уточнил, что по церковным законам грехом являются гомосексуальные контакты, но не ориентация.

Читайте также:  Первенец в семействе советских бронированных машин — бронетранспортер бтр-40

Многие расценили слова Папы как попытку занять более либеральную позицию в отношении гомосексуалов в сравнении с его предшественником, Бенедиктом XVI, который в 2005 году подписал документ, в котором говорилось, что “мужчины с глубоко укоренившимися гомосексуальными наклонностями не могут быть священниками”. Франциск же сообщил что “священников-геев следует простить и отпустить им грехи”.

Этот призыв идёт в ногу со временем, означая серьёзную реформу в христианском мире, несущую ещё большее разложение.

Последние новости из Ватикана подтверждают подчинённость Римской Католической Церкви “новому мировому правительству” и стремление создать единую религию под властью непогрешимого Папы.

Сначала, в июне 2013 года, Папа Франциск сделал заявление в поддержку атеистов. Так, во время проповеди он сказал, что неверующие люди, которые делают добрые дела, будут искуплены Иисусом.

Таким образом, он публично пообещал атеистам спасение без их личного решения примириться с Богом, что противоречит не только учению Священного Писания, но и здравому смыслу. Слова понтифика стали заголовками новостей по всему миру.

После того, как слова Франциска привлекли такое внимание международных СМИ, Ватикан вновь подтвердил, что атеисты по-прежнему идут в ад.

Как мы видим, все последние заявления папы-иезуита доказывают, что вся работа по «уходу» Бенедикта ХVI была проделана не зря. Напомним, что его отречение произошло в результате беспрецедентного давления на Св.

Престол со стороны наднациональных финансовых кланов, организовавших против него информационную войну, принявшую    всеобъемлющий характер и распространившуюся на все стороны его деятельности – финансовую, административную, политическую и религиозную.

Цель была одна – встроить папскую власть в «новый мировой порядок», доказать несостоятельность руководства Св.Престола и необходимость в «коренных переменах» Церкви.

На практике это означает перевод финансов Ватикана под тотальный контроль всемирной банкирской группы, что бьёт по самой закрытой и неприкасаемой структуре Святого Престола – по Банку Ватикана. В результате во главе Св.Престола встал папа Франциск, первый папа-иезуит.

Все мы помним, как он омывал ноги больным СПИДом, всегда и везде принципиально оставался бедным, ездил на работу в храм в автобусе, а став понтификом, отказался от лимузина…Но в тени сентиментальных подробностей о благородном Франциске остается главная сенсация – впервые в истории Престол святого Петра занял иезуит. При весьма загадочных обстоятельствах.  

По утверждению кандидата исторических наук Ольги Четвериковой, автора книги «Измена в Ватикане: заговор пап против христианства», “сегодня мы видим повторение той же схемы, что была применена в отношении Святого Престола в период лишения его светской власти в сентябре 1870 г.

Тогда низложение Папы Пия IХ революционной итальянской армией было своего рода спектаклем, скрывавшим план лишения понтифика власти над Папской областью. Ее должны были передать новым правителям Италии со всеми землями. А заодно и со всеми долгами, которые Папа не мог выплатить Ротшильдам (около 30 млн. скудо).

Обанкротить Папу было невозможно по статусу. Вот и разработали план такой реструктуризации долгов, чтобы и волки (Ротшильды) оказались сыты, и овцы (Папа и его окружение) целы, только острижены наголо.

Папа компенсировал потерю светской власти принятием тогда же на Первом Ватиканском соборе 1870 года догмата о собственной непогрешимости. Сегодня суверенитет Папы вновь поставлен под вопрос.”

Также О.Четверикова отмечает: “То, что сейчас происходит на Западе, говорит о том, что грядёт «новая евангелизация», имеющая целью сформировать единую мировую религию под началом Папы Римского. Который сам пребывает под контролем «старшего брата»….

Новый Папа, гибкий иезуит, подходит к выполнению этой экуменической миссии идеально.” Свою «открытость» к диалогу со всеми новый Папа ясно продемонстрировал в ходе торжеств по случаю инаугурации.

 Среди гостей папы были представители различных иудейских организаций, мусульманских сообществ (итальянского, болгарского и сербского) и буддистов.

Непривычный новый стиль поведения понтифика, которым так восхищаются СМИ и который так напоминает поведение перестройщика Горбачёва, с его показной скромностью и демократичностью, неофициальностью и даже панибратством (взять хотя бы его последний телефонный звонок «старому другу» Николасу минуя секретаря), всё это – составная часть иезуитской методики, предполагающей максимальную культурную адаптацию к любым социально-культурным условиям. Главной особенностью иезуитов стала знаменитая иезуитская мораль, позволяющая произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, подстраиваться под воззрения  и нравы людей любого времени и места, оправдывать любой безнравственный поступок. Именно в системе «нравственного богословия» иезуитов, можно найти истоки той «двойной морали», которая стала одним из ключевых принципов дипломатии и удобным оружием отстаивания интересов правящих кругов Запада в мировой политике. Достаточно напомнить, что иезуитские частные высшие учебные заведения закончили бывшие руководители ЦРУ У.Кейси, Д.Тенет, Р.Гейтс, Л.Э.Панетта и нынешний директор Джон Бреннан.

В условиях повсеместного назревания социального взрыва сильным мира сего очень нужен «бедный Папа», усыпляющий нравственную бдительность верующих.

Главная же задача иезуитов – обеспечить укрепление власти транснационального класса собственников путём создания иллюзий его чудесного перерождения в спасителя человечества.

И пока Папа будет создавать «бедную церковь», богатые будут завершать ограбление народов в целях установления своего тотального господства над миром.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1169628

Папа римский – глава католической церкви

Духовное развитие 7 декабря 2012

Католическая церковь утверждает, что первый папа римский – апостол Петр – получил власть из рук самого Иисуса Христа. С тех пор непрерывно, через восемнадцать дней после смерти предыдущего, избирается следующий земной наместник Бога. Папа римский в католицизме считается главой всей церкви.

Избирается он конклавом – собранием кардиналов – пожизненно. Ему оказывают высокие почести. Перед восхождением папы на престол совершается бескровная жертва. Затем он надевает специальный головной убор – тиару. Это уже не обычная митра епископа, а корона, состоящая из трех зубьев, в знак того, что папа римский отныне получает власть в мире загробном, земном и церковном.

Его особый статус церковная традиция обосновывает наследованием им власти от апостола Петра, а значит, и от Христа. Кроме того, папа римский является еще и главой Ватикана – государства, которое занимает на территории Рима небольшую площадь (44 га) и вступает в дипломатические отношения практически со всеми странами мира.

Этому способствовала независимость западных епископов (в отличие от восточных) от светской власти.

Представление о том, что только церковь может вручать власть государственным правителям, начало формироваться после того, как пала западная территория Римской империи. Каждый очередной папа римский проводил свою политику.

Под благородным предлогом – освобождением Гроба Господнего – он организовывал и возглавлял военные походы.

А в I Х веке папа Иоанн VIII дополнил право католической церкви решать вопрос о разрешении или запрете коронации правителей еще и правом отбирать у них корону.

Расхождения между двумя церквями (восточной и западной) увеличивались с каждым годом. VII Вселенский Собор, созванный в 787 году, лишь усилил трения. И связаны они были не только с вопросами идеологии и церковными догмами, как думает большинство непосвященных, а и с политическими причинами.

Дело в том, что в то время Византийская империя осуществляла успешную экспансию на Апеннинском полуострове. Естественно, что правители Рима всячески противились этому. Отправной точкой послужил конфликт, спровоцированный в 862-870 годах Михаилом III.

Он низложил Игнатия, патриарха Константинополя, а на его место поставил Фотия, человека светского, не имеющего никакого отношения к церковному миру. Это не понравилось Николаю I, римскому папе. Впоследствии этот конфликт в долгое противостояние не вылился, но и полностью тоже не утих.

Обострение противоречий произошло в 1054 году. Оно завершилось официальным и окончательным разделением двух церквей христианского мира.

С этих пор у папства появилась обратная сторона. Вместе с ростом его престижа и влияния на политику росли и закулисная борьба, и интриги между кардиналами, заинтересованными в том, кто будет у власти.

Был и такой период в жизни церкви, когда духовный сан получали только для того, чтобы иметь влияние на политику, на светских правителей. Папы приходили друг другу на смену, даже не дожидаясь смерти предшественника. Часто кандидат, который ранее был свергнут, умудрялся вернуть себе престол.

Показателен случай, когда папа Бенедикт IX в Х I веке свое право на должность восстанавливал не один раз. Мало того, очередному кандидату он сам же и продавал престол.

В течение следующих веков папство много раз возрождалось и впадало в упадок, совершало и ошибки, и благодеяния. О преступлениях католической церкви многое стало известно лишь после завоевания европейских стран Наполеоном: на этих территориях он отменил инквизицию.

И только в наши дни Иоанн Павел II публично принес извинения за преступления, совершенные католической церковью за всю историю ее существования. Именно этот папа реформировал структуру церкви, разработал современный вариант функций и социальной роли церкви.

Он многократно призывал священнослужителей не участвовать в деятельности политиков.

Главную миссию церкви Иоанн Павел II видел в освобождении мира от конфликтов, но не политическими методами, а с помощью евангельского служения всему человечеству, в духовном пастырстве.

Источник: fb.ruДуховное развитие
Москати Джузеппе, святой Римско-католической церкви: биография, личная жизнь

Москати Джузеппе — великий человек, которого Католическая церковь объявила святым. Неаполитанский лекарь был не только хорошим врачом, но и человеком с большой душой. Глубокая вера наделила его чувством милосерд…

Духовное развитие
Кольцо рыбака – атрибут облачения Папы Римского

Что такое кольцо рыбака? Это перстень-печатка, который носит Папа Римский, с изображением барельефа св. Петра, сидящего в лодке и забрасывающего сети в лоно вод.

Духовное развитие
Папа Римский: список церковных деятелей, имена и даты

Читайте также:  Обзор дальнемагистрального пассажирского лайнера boeing 747

Были времена, когда не существовало церковной организации, культа, догматов, не было должностных лиц. Из массы рядовых верующих выходили пророки и проповедники, учителя и апостолы. Именно они заменяли священников. Счи…

Духовное развитие
Франциск Папа Римский – кто он?

После вступления в силу в последний день февраля 2013 года отречения Бенедикта XVI, занимавшего папский престол 8 лет, от сана Папы Римского (впервые за 600 лет!), встал вопрос о назначении нового лидера Римско-католи…

Образование
Папа римский Иннокентий 3-й: биография, легенда, буллы

В миру папа римский Иннокентий 3 был известен как Лотарио де Сеньи. Он появился на свет недалеко от города Ананьи. Точная дата рождения понтифика не известна. Это либо 1160, либо 1161 год. Его отец Тразимоно носил тит…

Образование
Родриго Борджиа – второй Папа Римский из испанского рода Борджиа

Будущий Папа Римский Родриго Борджиа был родом из Арагона. Его династия стала знаменитой благодаря тому, что она дала миру нескольких правителей города Гандия, а также дюжину верховных сановников католической Церкви.

Духовное развитие
Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты

После Октябрьской революции в 1917 г. многие древние храмы Москвы были, к сожалению, уничтожены. Однако некоторые религиозные сооружения практически чудом, но все же были сохранены. Относится к их числу и церковь Клим…

Новости и общество
Легат – это не только посланник сената и папы Римского, но и норма права

Слово легат – это производное от латинского слова legatus, что в переводе обозначает “делегировать, предписывать, назначать2. Оно имеет четыре значения. В древнем Риме – посланник сената и представитель пр…

Духовное развитие
Выборы Папы Римского: как избирают понтифика

А вы знаете, как происходят выборы Папы Римского? Может вы слышали о правилах избрания понтифика? Если нет – сейчас мы об этом расскажем. Чаще всего избрание нового главы Римско-католической церкви происходит после пе…

Духовное развитие
Как выбирают Папу Римского в Ватикане?

Вряд ли вы задавались вопросами, почему Папа Римский живет именно в Ватикане, почему он носит тот или иной тип одежды на различные мероприятия. Мы расскажем вам обо всем, что на сегодняшний день известно об этой загад…

Источник: http://monateka.com/article/53339/

Женщина на посту Папы Римского или величайшая загадка католической церкви

Великой загадкой католической церкви является папесса Иоанна, которая во времена Средневековья якобы являлась одной из настоятелей Рима. До сих пор тайна происхождения папессы и ее реальный пол не разгаданы, что мучает многих современных исследователей и историков.

По некоторым источникам, под именем Иоанн VIII в период с 855 по 858 год католической церковью правила женщина, что до сих пор окончательно не доказано. Из-за давности происходящего историки не могут утверждать о правдивости событий или же опровергать их, но известно, что такое явление наверняка могло быть вычеркнуто из официальных документов.

Сейчас существуют разные версии происхождения возможной папессы Иоанны в Ватикане, но все легенды гласят, что она была разоблачена при собственных родах на улице во время одной из процессий.

Тогда разъяренная толпа и оскорбленные служители церкви якобы убили папессу и вычеркнули ее правление из истории церкви, назначив на ее место другого Папу Римского.

Возможно, после этого случая в Ватикане возникла традиция проверять наличие мужских половых органов с помощью особенного кресла с дыркой.

Многие историки древних времен переписывали историю жизни папессы Ионанны, но достоверно известно, что данная девушка являлась дочерью проповедника из Англии, которая отправилась с отцом в странствия. Уже в 12 лет она умела читать проповеди язычникам на уровне своего отца, а спустя 3 года осталась сиротой и ушла в монастырь Блитруды.

Там юная девушка стала хранительницей библиотеки, куда вскоре явился монах, который переписывал золотом послание апостола Павла и уехал уже с Иоанной. В Ватикан девушка попала после длительных странствий и несколько лет служила в мужском монастыре Святого Мартина, где ее якобы заметил папа Лев IV и назначил личным секретарем.

После кончины папы она смогла стать его преемницей.

Папесса Иоанна смогла управлять католической церковью более двух лет, пока не родила, согласно имеющимся слухам, прямо на улице и толпа забросала ее и ребенка камнями. Однако эта легенда может являться полностью выдуманной, так как ни один источник не упоминает об этом вплоть до 13 века, когда события происходили в 9 веке.

Несмотря на довольно запутанную историю правления папессы Иоанны, о ней складывают литературные сюжеты и снимают сравнительно современные фильмы. Однако наверняка неизвестно, существовала ли на самом деле эта персона в списке римских пап.

Источник: https://www.anews.com/p/68789782-zhenshhina-na-postu-papy-rimskogo-ili-velichajshaya-zagadka-katolicheskoj-cerkvi/

Традиции и обычаи Ватикана

Кто такой Папа Римский

Папа Римский

(лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:1. Глава и суверен Святого Престола,2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,3. Суверен города-государства Ватикан.13 марта 2013 года папой римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.Папа Франциск проводит первую мессу после своего избранияВ первые века христианства название “папа” (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами.[3] Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.Полный суверенитет папы римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений. Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.Упоминания о епископах, управлявших имуществом общин ранних христиан, сохранились в источниках, датируемых началом II века. Папство сформировалось на базе римского епископата в V веке. К IV веку римские епископы как крупные землевладельцы заняли в церкви особое положение, а с середины VI века они (приняв к тому времени название «пап») стали фактическими властителями Рима. В 756 году, получив от Пипина Короткого, земли, окружавшие Рим, папа стал светским правителем Папской области. До Латеранского собора 1059 года, утвердившего избрание пап исключительно кардиналами, папы, подобно другим епископам, избирались совместно духовенством и светской знатью. С 1309 по 1377 год резиденция пап, подпавших под власть королей Франции, находилась в Авиньоне. В Рим, воспользовавшись ослаблением Франции в результате Столетней войны, папство возвратил Григорий XI.Авиньон. Папский замокЦерковный раскол, произошедший в XVI веке в результате Реформации, существенно ослабил влияние римского папы. Светская власть пап окончилась с ликвидацией Папской области и её включением в состав объединённой Италии в 1870 году. С 1929 года папа по Латеранским соглашениям снова получил светскую власть и стал главой Ватикана.

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко).

После того, как камерленго, временный глава Коллегии кардиналов, официально удостоверит смерть папы, начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

В это время Святым Престолом и Римско-католической церковью управляет Коллегия кардиналов. Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся.

Начало конклаваСогласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

Смерть папы

Смерть папы Римского должна быть подтверджена кардиналом-камерленго, который раньше также должен был трижды ударить серебряным молоточком по лбу умершего.

Но на протяжении XX века эта церемония не использовалась и папа Иоанн Павел II постановил, что кардинал должен лишь трижды позвать умершего его крестным именем в присутствии папского церемониймейстера, прелатов, секретаря и канцлера Апостольской палаты.

После этого камерленго забирает Кольцо рыбака и уничтожает его в присутствии коллегии кардиналов. Раньше это делалось для того, чтобы сделать невозможной подделку документов.

    Эмблема и монета периода Sede Vacante
После того, как камерленго официально удостоверит смерть папы, начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Выборы Римского Папы

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко).

Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся.

Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы-священники.

Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году.

Читайте также:  Винтовка ремингтон 700 с американским качеством

Имя Папы

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность.

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил о решении отречься от Римского престола 28 февраля 2013 года, до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году.

Бенедикт XVIСуществует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Официальный титул папы римского

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, (Патриарх Запада), Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни: Episcopus Romanus, Vicarius Christi, Successor principis apostolorum, Caput universalis ecclesiae, Pontifex Maximus, (Patriarcha Occidentis), Primatus Italiae, Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae, Princeps sui iuris civitatis Vaticanae, Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Власть папы в Церкви

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами.

Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Папе также принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви.

В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Папа Иоанн Павел II и Мать Тереза
Основная цель Вселенских Соборов – предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры).

Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (в связи с догматом о безошибочности папы).Папа наделён высшей судебной властью в Церкви.

Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Светская власть папы

Папа — глава государства Ватикан. До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

Интересные факты

Первый автомобиль, подаренный Ватикану правительством ИталииВ 2009 году имя, образ и символы, ассоциирующиеся с главой Римской католической церкви, были защищены авторским правом.Среди римских пап отсутствует Иоанн XX, но были Иоанн XXI, Иоанн XXII и Иоанн XXIII.Конклавы 2005 и 2013 годах были самыми короткими в истории — по 2 дня.

Источник: http://allvatican.3dn.ru/publ/istorija_i_tradicii_vatikana/tradicii_i_obichai_vatikana/rimskij_papa_glava_gosudarstva_vatikan/5-1-0-3

Папа Римский. Кто возглавит римско-католическую церковь?

13-02-2013 12:35 СТАТЬИ – ЖИЗНЬ

 Бенедикт XVI был избран папой в 2005 году, когда ему было 78 лет. Он стал одним из самых пожилых кардиналов в истории, взошедших на Святой Престол. Когда умер предыдущий папа Иоанн Павел II, кардинал Йозеф Ратцингер уже подумывал о том, чтобы отойти от церковных дел. По его словам, папой он становиться не хотел.

Однако именно на него тогда пал выбор других кардиналов Ватикана. Если кто-то ожидал от его папства плавного и мирного перехода к новой эпохе в жизни католической церкви, то этих оптимистов ждало разочарование, пишет ВВС.

Бенедикт XVI стал у руля крупнейшей в мире христианской конфессии в момент, когда над ней сгущались грозовые тучи скандала вокруг сексуальной эксплуатации детей священниками.

Но это была не единственная проблема, которую быстро меняющийся мир поставил перед этим древним институтом.

Поток обвинений, судебных исков и официальных отчетов о сексуальных посягательствах клира был особенно интенсивным в 2009-2010 годах. Пожалуй, эта тема стала определяющей для папства Бенедикта XVI.

Наиболее неприятные обвинения сводились к тому, что местные епископаты – и иногда Ватикан – принимали участие в сокрытии многих подобных фактов, позволяя священникам-педофилам уйти от наказания.

Некоторые церковные иерархи попытались отмести эти заявления как клевету на церковь. Однако папа заявил, что нельзя уклоняться от ответственности и указал на “грехи внутри церкви”.

Он принес жертвам извинения, четко заявил, что Нажать подобные факты должны немедленно обнародоваться, и установил порядок ускоренного лишения сана виновных в сексуальных домогательствах

Путь в ВатиканМногие припоминали понтифику его детство в нацистской Германии. Ему было шесть лет, когда нацисты пришли к власти. В 1941 году он вступил в гитлерюгенд и даже служил в зенитном батальоне, но незадолго до поражения нацистов стал дезертиром.

К католицизму Ратцингер обратился после войны. В 1960 году он выступил на втором ватиканском соборе с речью о необходимости модернизации и реформирования католической церкви.

Однако волна протестов, прокатившаяся по Европе в 1968 году, заставила Ратцингера отказаться от теологического либерализма.

В 1981 году Иоанн Павел II назначает кардинала Ратцингера руководителем Конгрегации доктрины веры – бывшей Святой Инквизиции, – позволив ему оказывать значительное влияние на церковную жизнь.

Ратцингер стал продолжателем идей Иоанна Павла II. Он высказывался против абортов, гомосексуальности, феминизма и даже рок-музыки и книг о Гарри Поттере. Он рассматривал католицизм как единственно правильную веру, считая все остальные неполноценными.

Именно Ратцингер как старший кардинал руководил похоронами Иоанна Павла II. Когда белый дым над Сикстинской капеллой в Ватикане известил об избрании 78-летнего немца новым папой Бенедиктом XVI, многие не удивились.

В тени предшественникаНо застенчивому, не всегда уверенному в себе Ратцингеру не хватало шарма и харизмы его предшественника. В то же время, они оба разделяли мнение о том, что церковь должна сопротивляться безудержному индивидуализму и консюмеризму.

В 2006 году во время лекции в Германии папа процитировал критические высказывания в отношении ислама, сделанные еще в XIV веке. Это спровоцировало массовые протесты в некоторых мусульманских странах. В результате понтифику пришлось приносить извинения и говорить, что эти высказывания не отражают его собственных взглядов.

Папа Римский Бенедикт XVI. ФОТО Ему также пришлось извиняться за поведение католических священников-педофилов в Соединенных Штатах и других странах.

Главную цель своей жизни Ратцингер видел в борьбе с ослаблением веры внутри самой церкви и с ее маргинализацией в общественной жизни.

Правление Бенедикта XVI можно назвать переходным: он пытался совместить унаследованные от прошлых поколений религиозные принципы с новыми требованиями, которые предъявило к церкви светское общество. При этом он твердо верил, что для продолжительного служения обществу католическая вера должна поддерживаться в первоначальной чистоте. Даже если это приведет к сокращению паствы.

Как выбирают папу римскогоПапа римский выбирается собранием кардиналов, известным как конклав. Эти выборы имеют очень древнюю историю и окружены завесой тайны. Сейчас в мире есть 203 кардинала из 69 стран. Они выделяются среди других католических иерархов своими красными одеяниями.

По правилам, установленным в 1975 году, конклав не может состоять более чем из 120 кардиналов, и в выборах папы не могут принимать участия кардиналы старше 80 лет. Таких в настоящее время 118.

Теоретически папой может быть избран любой католик мужского пола. Однако на практике, практически без исключений, им становится кто-то из кардиналов. Ватикан уверяет, что этот выбор исходит от Святого Духа.

На самом же деле в этом процессе много политики.

Кардиналы формируют группы, поддерживающие того или иного кандидата, и даже те из них, кто имеет мало шансов на папство, могут оказать существенное влияние на выбор понтифика.

Избранный понтифик станет духовным лидером для более чем миллиарда католиков во всем мире, и его решения будут иметь непосредственное отношение к самым насущным проблемам их жизни.

Завеса тайны

Источник: http://www.trust.ua/news/75721-papa-rimskij-kto-vozglavit-rimsko-katolicheskuyu-cerkov.html

Ссылка на основную публикацию