Mcdonnell douglas ah-64 apache — американский вертолет

AH-64 Apache, AH64, Ударный вертолет Апач, Боевой вертолет Апач, Attac Helicopter

AH-64 Apache
Attack Helicopter

AH-64 Apache является первым армейским боевым вертолетом, разработанным с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток, в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возвращения в строй.

Вертолет «Апач» проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа «вести бой и выжить»).

Тактико-технические требования армии для вертолета AH-64A «Апач» с вооружением из 8 ПТУР «Нелфайр» и 320 30-мм снарядов включали вертикальную скороподъемность 2,3 м/с на высоте 1220 м при температуре 35°С, крейсерскую скорость 269 км/ч на высоте 1220 м и продолжительность полета при выполнении типового задания 1 ч 50 мин.

Требованиями предусматривался расчетный срок службы вертолета 4500 часов, возможность эксплуатации в условиях песчаного грунта в течение 450 ч, безопасность полета в условиях дождя и умеренного обледенения, выживаемость экипажа при вертикальной посадке со скоростью 12,8 м/с.

Требованиями предусматривалась возможность выполнения задания при попадании одиночной пули калибром 12,7 мм и обеспечение максимальной живучести при попадании одиночного снаряда калибром 23 мм.

В соответствии с типовым заданием предусматривалась возможность полета в зону ведения боя по приборам и проведение атаки при видимости 800 м и высоте облачности около 60 м. Прототип вертолета совершил первый полет 30 сентября 1975 года; первые три предсерийных образца были переданы армии США для проведения испытаний в июне 1979 года, в Декабре 1994 года был изготовлен последний из 811 заказанных вертолетов этого типа.

Конструкция.

Конструктивно вертолет АН-64А выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, среднерасположенным крылом небольшого размаха и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет имеет изготовленный из алюминиевых сплавов фюзеляж; самолетного типа с относительно малым поперечным сечением, что обеспечивает снижение эффективной площади рассеивания. Двухместная кабина экипажа находится в передней части.

Кресла в ней установлены по схеме «тандем», на переднем размещается стрелок-оператор, а на заднем, приподнятом на 0,48 м для улучшения обзора, — летчик. Броня, защищающая кабину снизу и с боков, а также броневая перегородка между креслами изготовлены из композиционного материала кевлар.

В кабине стрелка-оператора, кроме панели выбора оружия и управления им, имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки. Наряду с двухдвигательной силовой установкой и дублированной системой управления вертолетом это существенно повышает живучесть вертолета в бою.

Вертолет имеет снабженное автоматическими закрылками среднерасположенное крыло с размахом 5,23 м. Под крылом есть четыре узла подвески вооружения, при этом пилоны с подвешенными на них ракетами могут поворачиваться на угол 5° вверх и до 28° вниз.

Оборудование.

Вертолет оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием — в общей сложности около 220 единиц. В состав прицельно-навигационного оборудования входят электронно-оптическая система TADS/PNVS, комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, доплеровская РЛС, инерциальная навигационная система AN/ASN-143 и радиовысотомер.

Связное оборудование включает четыре радиостанции и аппаратуру засекречивания. Для обеспечения точности поражения цели с вертолета AH-64A «Апач» различными видами вооружения, в первую очередь ПТУР «Хелфайр», на вертолете используется комплексная прицельно-навигационная система TADS/PNVS фирмы «Мартин-Мариетта» для опознавания цели и ночного видения.

Система TADS объединяет пять подсистем, которые позволяют в любое время время суток и в сложных погодных условиях за считанные секунды обнаруживать и опознавать цели, с высокой точностью определять их дальность и координаты.

Система TADS включает в себя следующие подсистемы: лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D); ИК-система ночного видения в передней полусфере (FLIR); оптическая система прямого видения (DVO); телевизионная система отображения в дневное время (DT); лазерный блок слежения. Все это оборудование размещается в бочкообразном обтекателе в носовой части вертолета.

Подсистемы передают сигналы для отображения на лобовом стекле летчика и оператора.Система ночного видения PNVS включает ИК-системы ночного видения в передней полусфере, датчик которой, выведенный в носовую часть фюзеляжа над системой TADS, связан посредством оптоэлектронной следящей системы с движениями головы летчика или оператора.

Таким образом нашлемная следящая система ориентируется в соответсвии с направлением головы летчика или оператора. Данные от системы PNVS (используемые в первую очередь для пилотирования и обнаружения целей) и от системы TADS отображаются на монокуляре комплексной системы индикации и прицеливания IHADSS.

Система IHADSS позволяет экипажу анализировать информацию в процессе наблюдения за целью, наводить системы оружия видя перед собой цель, согласовывать данные линии визирования между летчиком и оператором, наводить системы TADS/PNVS на целеуказание. Подсистема FLIR, входящая в TADS, при необходимости может быть использована в системе PNVS как резервная.

Летчик или оператор с помощью рукоятки на ручке управления (слева от сидения) имеет возможность ориентировать подсистему TADS FLIR в диапазоне +120° по азимуту и от +30° до -60° по углу возвышения. Углы отклонения системы PNVS: +90° по азимуту и от +20° до -45° по углу возвышения.

Силовая установка.

В конструкции четырехлопастного несущего винта и четырехлопастного рулевого винта использованы лопасти фирмы «Тул Рисерч энд Энжиниринг». Лопасть несущего винта пятилонжеронной конструкции, имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Лонжероны выполнены из нержавеющей стали и усилены трубчатыми силовыми прокладками из стеклопластика.

Обшивка лопасти слоистой конструкции из нержавеющей стали, хвостовая часть выполнена из композиционных материалов. Конструкция лопасти отличается повышенной прочностью: срок службы более 4500 часов. Лопасти могут складываться или демонтироваться при транспотировке вертолетов «Апач» самолетами Локхид C-141 (вмещает 2 вертолета) и C-5A (вмещает 6 вертолетов).

Система крепления лопасти отражает опыт фирмы «Хьюз», накопленный при разработке легкого вертолета OH-6A, где использованы система упругих пластин-торсионов с эластомерными демпферами в плоскости вращения и разнесенными горизонтальными шарнирами. Лопасти несущего винта имеют профиль HH-02. Рулевой винт установлен с левой стороны стреловидного киля.

Он состоит из двух двухлопастных винтов, установленных по Х-образной схеме, при которой лопасти расположены под углами 55 и 125° друг к другу, что обеспечивает оптимальное снижние уровня шума. В лопастях рулевого винта использован профиль NACA 64A006. Двигатели вертолета размещены в гондолах по бокам фюзеляжа.

Такой значительный разнос двигателей является мерой предотвращения выхода из строя обоих двигателей при одиночном выстреле по вертолету.

Опытные вертолеты были оснащены ТВД «Дженерал Электрик» YT700 или T700-GE-700 (номинальная мощность двигатля 1560 л.с.). Фирма «Дженерал Электрик» подготовила более мощный вариант под обозначением T700-GE-401 (обозначение для армии T700-GE-701) в соответствии с требованиями флота США к противолодочному вертолету Сикорский SH-60B «Си Хоук».

В 1983 году фирма «Дженерал Электрик» поставила армии первые серийные ТВД T700-GE-701 для установки на вертолеты «Апач». Новые выртолеты AH-64D оснащены модифицированными двигателями T700-GE-701C повышенной мощности.

Двигатели имеют модульную конструкцию и снабжены встроенными центробежными воздухоочистителями (пылезащитными устройствами), которые обеспечивают удаление до 95% пыли и песка, засасываемых в воздухозаборник. Выхлопные устройства двигателей оборудованы системой «Black Hole», снижающей тепловое излучение. Общая емкость двух протектированных топливных баков составляет около 1 420 литров.

Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы, редукторы рулевого винта и двигателей, соединительные валы. Мощность двигателей, имеющих встроенные редукторы, передается на главный редуктор и через вал привода рулевого винта на рулевой винт.

Промежуточный редуктор и редуктор привода рулевого винта работают на консистентной смазке, чтобы уменьшить опасность выхода из строя от действия пуль и осколков. При израсходовании или вытекании смазочного масла главный редуктор в течение 1 часа может работать без смазки. Поставки элементов трансмиссии осуществляют фирмы «Литтон» и «Эркрафт Гир».

Вооружение.

Для вертолета АН-64А американские фирмы «Мартин Мариэтта» и «Весмингауз» разработали авиационную всепогодную систему оружия AAWWS «Лонгбоу», которая должна войти в качестве одного из основных элементов в программу поэтапного усовершенствования этого вертолета.

Главными составными частями этой системы являются вращающаяся антенна миллиметрового диапазона, размещаемая над втулкой несущего винта вертолета, ПТУР «Хеллфайр» с новой радиолокационной головкой самонаведения (вместо лазерной) и соответствующее электронное оборудование, установленное в фюзеляже и кабине вертолета.

Ракета «Хеллфайр» имеет длину 1,76 м, диаметр 0,18 м, размах крыла 0,33 м, стартовый вес 43 кг. Она оснащена кумулятивной боевой частью (9 кг), которая способна пробивать лобовую броню современных танков.

Система AAWWS обеспечивает возможность ведения борьбы с танками в сложных метеорологических условиях, так как РЛС миллиметрового диапазона в отличие от оптических средств наведения оружия, в том числе лазерной, способна успешно функционировать в условиях тумана и дождя.

Встроенное вооружение вертолетов АН-64А «Апач» состоит из одноствольной 30-мм пушки М230, смонтированной в турельной установке в нижней части фюзеляжа под креслом стрелка-оператора. Темп стрельбы этой пушки 625 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3 000 м.

Для борьбы с танками вертолет вооружен ПТУР «Хеллфайр» с полуактивной лазерной головкой самонаведения. На четырех подкрыловых узлах подвески могут размещаться до 16 таких ракет. При необходимости на каждом из узлов подвески вместо ПТУР может размещаться также по одной пусковой установке, в каждой из которых находится 19 неуправляемых авиационных ракет калибром 70 мм.

Разработаны следующие модификации вертолета:

  • YAH-64A — протип вертолета простоенный году фирмой «Хьюз». Наряду с YAH-63 фирмы «Белл» участвовал в конкурсе армии США по программе Advanced Attack Helicopter.

    Были построены (1975 год): YAH-64A GTV (обозначение AV-01) — машина для наземных испытаний, и два вертолета (AV-02 и AV-03) для участия в конкурсных полетах. После заключения контракта они неоднократно модифицировались.

    В 1979 году были постоены еще два летных образца AV-04 (впоследствии разбился) и AV-05 для армейских испытаний.

  • AH-64A — серийный вертолет созданный на «эталоне» YAH-64A AV-05. Выпускался с 1983 по 1994 год. Самый первый серийный AH-64A имел обозначение PV-01.

    Кроме армии США, вертолеты этой модификации поставлялись вооруженным силам Израиля, Нидерландов, Саудовской Аравии, Египта, Греции и Объединенных Арабских Эмиратов.

    К 2010 году планируется заменить все вертолеты этого типа, стоящие на вооружении армии США, на AH-64D (без радара Longbow).

  • GAH-64A — вариант AH-64A приспособленный для обучения и тренировочных полетов. Построено 17 вертолетов.

  • JAH-64A — вариант AH-64A для специальных летных исследований. Вертолет дополнительно оборудован системами записи параметров полета и работы систем, а также системой передачи этих данных наземному персоналу. Построено 7 вертолетов.

  • AH-64B (Apache Bravo) — модификация отличающаяся увеличенным крылом, новыми средствами связи и навигации (включая GPS) и повышенной защитой от оружия массового поражения. Взлетный вес увеличился на 122 кг, по сравнению с AH-64A. Согласно программе планировалось доработать 254 вертолета AH-64A. Программа так и была не реализована (прекращена в 1990 году).

  • AH-64G (Advanced Apache) — модификация AH-64B для стран НАТО (еще одно из возможных обозначений AH-64B/G). Планировалась оснащение новыми двигателями и ЭДСУ, установка БРЭО по желанию заказчика. Имелась возможножность применения AAWWS Longbow. От программы отказались в 1990 году из-за отсутствия заказов.

  • AH-64 Sea Going Apache — морская модификация вертолета с вооружением из противокорабельных ракет Гарпун (Harpoon) и Пингвин (Penquin). Программа закрыта на этапе разработки.

    Читайте также:  Китайский экзоскелет будущего
  • АН-64С — модификация AH-64A с учетом накопленного опыта эксплуатации. Имела новое улучшенное БРЭО. Очень близка к AH-64D (исключая установку новых двигателей и радара Longbow). В 1993 году программа преобразована в модификацию вертолетов до AH-64D и обозначение AH-64C более не применялось.

  • AH-64D Longbow — новая модификация вертолета на базе AH-64C с надвтулочной РЛС Longbow и более мощными двигателями (-701C). Все AH-64A армии США планируется доработать до AH-64D (без радара Longbow).

  • WAH-64D — вариант AH-64D для армии Великобритании (лицензионное производство фирмой «Westland»). Отличается от AH-64D двигателями фирмы «Rolls Royce». Построено 67 вертолетов.

  • Размеры:
     Диаметр главного винта, м    14.63
     Диаметр хвостового винта, м   2.79
     Длина общая, м    14.97
     Высота с вращающимся рулевым винтом, м    4.66
    Двигатели
     ГТД General Electric T700-GE-701C   2
     Мощность максимальная, л.с.   1825
    Массы и нагрузки:
     Масса пустого вертолета, кг   5165
     Масса максимальная взлетная, кг   9520
    Летные данные:
     Максимальная скорость, км/ч    365
     Крейсерская скорость, км/ч   293
     Статический потолок без учета влияния земли, м   4570
     Динамический потолок, м    6400
     Боевой радиус действия, км    400
     Перегоночная дальность, км    1900

    По материалам изготовителя:  Boeing / McDonnell Douglas Web Site

    Фотогалерея

    Назад

    Источник: http://chinascout.narod.ru/helicopters/strike/ah-64.html

    McDonnell Douglas AH-64 Apache Ударный вертолет

    McDonnell Douglas AH-64 Apache Ударный вертолет Основной производитель:    США      Имя:   AH-64 Apache Тип:    Ударный вертолет

    Год принятия на вооружение:   1984

    Описание:

    В начале 1984 года первая группа вертолетов АН-64А «Апач» поступила на вооружение армии США. АН-64А, по мнению экспертов НАТО, является наиболее совершенным из всех боевых вертолетов, состоящих на вооружении стран альянса.

    Он создан для борьбы с танками противника в условиях высокой насыщенности поля боя средствами войсковой ПВО. Возложенные на него задачи «Апач» может выполнять в сложных метеорологических условиях, условиях плохой видимости, днем и ночью.

    По мнению специалистов «Апач» является вертолетом XXI века.

    Он обладает хорошей маневренностью, высокой скоростью полета.

    Его конструкция рассчитана на перегрузки от -1,5 до + 3,5 Двигатели оборудованы специальным устройством, рассеивающим струю и снижающим температуру выхлопа, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения.

    Лопасти несущего винта имеют обшивку слоистой конструкции из стали и композиционных материалов. Применены принципиально новые решения при креплении лопастей к втулке винта. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль калибра 12,7 мм.

    Шасси — неубирающееся, что значительно увеличило полезную нагрузку вертолета. На АН-64А установлен X-образный рулевой винт, который намного эффективнее обычного. «Апач» оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые на боевом вертолете установлена нашлемная система целеуказания, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы.

    Вертолет АН-64А имеет следующее вооружение: противотанковые управляемые ракеты «Хеллфайр» с лазерной системой наведения, автоматическую пушку Хьюз Н230А-1 «Chaingun», установленную между основными стойками шасси, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами.

    Использование двух независимых гидросистем, бронированной кабины и наиболее важных систем и участков планера, а также применение топливных баков специальной формы и конструкции позволило разработчикам создать машину, способную выполнить боевую задачу и вернуться на базу после попадания в вертолет снарядов калибром 23 мм.

    С 1985 года в США начались разработки нового вертолета АН-64В «Апач Браво», который имеет больший размах крыла и двигатели увеличенной мощности. Модификация включает замену электронного оборудования. В комплект вертолета входит нож для перерезания высоковольтных проводов. АН-64А «Апач» хорошо зарекомендовал себя во время войны в Ираке (1991 г.).

    В настоящее время компанией «Макдоннелл- Дуглас» производится новая модель вертолета AH-64D, получившая название «Лонгбоу Апач». AH-64D оборудован более современной системой управления вооружением, обеспечивающей ведение прицельной стрельбы с больших дистанций.

    ВВС Нидерландов и Королевские ВВС Великобритании планируют закупить 30 и 67 вертолетов AH-64D соответственно.

    Модификации:

      • АН-64А Apache — первая серийная модификация. • АН-64В Apache Bravo — модернизированная версия АН-64А, с новой РЛС и новым ГТД и возможностью применения УР «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder. • АН-64C Apache — модернизированная версия АН-64А до стандарта АН-64D. • AH-64D Longbow Apache — усовершенствованный вариант боевого вертолета АН-64 Apache с с системой управления огнем Longbow на базе РЛС с милиметровой волной фирмы Westinghouse над втулкой несущего винта, более мощными ГТД General Electric T700-GE-701 (1417 кВт или 1930 л.с.), усовершенствованными ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, доплеровской навигационной системой и процессором. Вертолет оборудован системой позволяющей получать информацию с комплекса Joint-STARS ВВС США. На АН-64D установлена система прицелеивания на базе Target Acquisition Designation Sight (TADS — AN/ASQ-170) и Pilot Night Vision Sensor ( PNVS — AN/AAQ-11). Первый вертолет с системой Longbow совершил первый полет 11 марта 1991 г, первый пуск ПТУР Hellfire произведен в мае 1995 г, поставки армии США начались в 1996 г. Вертолеты так же планируется поставить в армии Великобритании и Нидерландов. На английском варианте вертолета будут установлены ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM322. • AH-64 Sea Apache — версия вертолета для Копуса морской пехоты с РЭО самолета F/A-18, РЛС APG-65 и возможностью использования ПКР AGM-84 Harpoon и/или AGM-119 Penguin и УР «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM или AIM-132 ASRAAM.

    Технические характеристики:

      Диаметр несущего винта — 14,63 м. Диаметр хвостового винта — 2,79 м. Длина вертолета с вращающимися винтами — 17,3 м. Длина — 14,97 м. Высота — 4,66 м. Ометаемая площадь несущего винта — 168,1 кв.м. Экипаж — 2 чел. Практический потолок — 6400 м. Статический потолок — 4570 м. Максимальная дальность полета (только с внутренним запасом топлива) — 400 км. Максимальная дальность полета (с внешним запасом топлива) — 1900 км. Внутренний запас топлива — 1157 кг. ПТБ — 4 х 871. Максимальная продолжительность полета — 3 ч. 9 м. (с внутренним запасом топлива). Двигатели — 2 х General Electric T700-GE-701C. Мощность — 2 х 1825 л.с. (1342 кВт). Максимальная скороподъемность — 942 м/мин. Максимальная вертикальная скороподъемность — 474 м/мин. Скорость: Максимальная — 365 км/ч Крейсерская — 293 км/ч Скороподъемность — 14,6 м/с Масса: Максимальная — 9520 кг. Нормальная — 5550 кг. Пустого — 5165 кг.Максимальная боевая нагрузка — 770 кг.

    Вооружение:

      1 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами. Боевая нагрузка — 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114 Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР, 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger, или их комбинации..

    Источник: http://military-informer.narod.ru/ver-ah-64.html

    Создание mcdonnell douglas ah-64 apache

    Боевой вертолёт Hughes (чуть позднее ставший гордостью корпорации McDonnell Douglas) Apache создавали продолжительно, наряду с этим создателям было нужно столкнуться как с техническими, так и с денежными проблемами. Но как раз тогда был создан один из самых действенных современных вертолётов огневой помощи прошлого века.

    В первой половине 70-ых годов двадцатого века Американская армия выпустила технические требования к новому вертолёту в рамках программы создания Advanced Attack Helicopter (AAH).

    Эта машина предназначалась для замены боевого вертолёта первого поколения AH-1 Huey Cobra, доказавшего эффективность летательных аппаратов для того чтобы типа на последнем этапе войны во Вьетнаме. Новый AAH обязан функционировать днём и ночью, в любую погоду, в условиях противодействия сильной ПВО.

    В конкурсную разработку включились пять компаний: «Bell», «Boeing-Vertol» (совместно с «Grumman Aerospace»), «Hughes», «Lockheed» и «Sikorsky». Неудивительно, что имевшая обширный опыт «Bell Helicopter Textron» вычисляла себя фаворитом конкурса, представив проект вертолёта YAH-63 (Bell Model 409).

    Конструкторы «Hughes» создали смотревшийся неуклюжим, угловатый вертолёт Model 77, которому армейские присвоили обозначение YAH-64.

    AAH поднимается в атмосферу

    22 июня 1973 года Минобороны США заявило, что Bell YAH-63 и Hughes YAH-64 стали победителями предварительного этапа программы AAH.

    Следующим шагом стало сравнение образцов – обе компании должны были выстроить и испытать по два прототипа, и изготовить по одной машине для наземных опробований – GTV (Ground Test Vehicle).

    К началу лета 1975 года «Hughes» приступила к наземным опробованиям прототипа AV-01.

    Эта машина предназначалась для предварительной отработки силовой установки, а первым лётным экземпляром должен был стать вертолёт AV-02. Практически AV-01 ни при каких обстоятельствах не летал и употреблялся «Hughes» в качестве GTV. А компания «Bell» уже в апреле того же года изготовила YAH-63 для наземных опробований, и её лидерство в программе вынудило «Hughes» ускорить темп работ.

    В следствии, первый полёт YAH-64 состоялся на сутки раньше, чем у YAH-63 – 30 сентября 1975 года.

    AV-02, второй прототип YAH-64, на раннем этапе лётных опробований. Обратите внимание на начальную форму носовой части фонаря и фюзеляжа кабины.

    Последовали интенсивные лётные опробования прототипов, проводившиеся сперва компаниями-разработчиками, а после этого американской армией.

    Сейчас было решено заменить первоначально предполагавшиеся в качестве оружия для AAH ракеты TOW на Rockwell Hellfire – ракеты класа Земля-Земля с лазерным наведением, имеющие прицельную дальность пуска 6 км.
    По окончании оценки результатов опробований 10 декабря 1976 года заявили, что победителем программы AAH был признан Hughes YAH-64.

    На протяжении опробований появились кое-какие технические неприятности, и было нужно поменять конструкцию несущей совокупности. Винт подняли вверх на 220 мм, а законцовкам лопастей придали стреловидность.

    Удалось уменьшить массу прототипа, поменяв конструкцию хвостового оперения и установив более лёгкую совокупность охлаждения выхлопных газов двигателей Black Hole.
    Второй этап программы предусматривал постройку трёх AH-64, соответствующих серийному стандарту, доведение до этого стандарта двух прототипов и GTV, полную интеграцию вооружения и бортового оборудования.

    Прототип AV-03 с макетами ракет Hellfire. Видна управляемая поверхность задней кромки крыла, употреблявшаяся на первых AH-64. Позднее от её применения отказались.

    Первый полёт доработанного до серийного вида AV-02 состоялся 28 ноября 1977 года. На прототипе AH-64 были установлены два соперничающих варианта совокупностей TADS/PNVS: на AV-02 – компании «Martin-Marietta», а на AV-03 – компании «Northrop». Последний из трёх вертолётов, AV-06, заново изготовленных на протяжении второго этапа, взлетел 16 марта 1980 года.

    Это первенствовала машина, оснащённая окончательным вариантом хвостового оперения и высокой втулкой винта.

    В апреле 1980 года было принято ещё одно ответственное для программы AAH ответ – для установки на серийные вертолёты были выбраны совокупности TADS/PNVS компании «Martin-Marietta».
    К сожалению, 1980 год завершился катастрофой.

    20 ноября AV-04 вместе с самолётом сопровождения T-28D отправился в испытательный полёт. Автомобили шли в плотном строю и столкнулись.

    Удалось выжить лишь пилоту самолёта T-28D.

    Для установки на вертолёт AAH были предложены варианты совокупностей TADS/PNVS от двух разработчиков, компаний «Martin-Marietta» (слева) и «Northrop» (справа). И в том и другом случае в системы входили тепловизионные и телевизионные датчики, разрешавшие экипажу обнаруживать и атаковать цели днём и ночью. Изображения, передаваемые TADS/PNVS, отображались на нашлемных индикаторах экипажа.

    В мае 1981 года AV-02/-03/-06 были переданы Армии США с целью проведения последнего этапа эксплуатационных опробований AH-64. Испытательные полёты, проводившиеся в Хантер-Лиджетт, завершились удачно. Единственным важным ответом, принятым по итогам опробований, стала замена двигателя на более сильную модификацию T700-GE-701 мощностью 1690 э.л.с. (1259 кВт).

    Читайте также:  В россии будут созданы воздушно-космические силы

    В конце 1981 года на последнем этапе программы создания AAH вертолёту дали имя Apache.

    Решение

    15 апреля 1982 года, наконец, было издано постановление о развёртывании полномасштабного производства Apache. Американская армия сперва увеличила число заказанных автомобилей до 536, но позже была вынуждена уменьшить эту цифру до 446.

    По расчётам «Hughes» полная цена программы составляла 5994 миллионов долларов. В армии полагали, что цена одного вертолёта составит 1.

    6 миллионов долларов (в стоимостях 1972 года), но сейчас оказалось, что цена увеличилась до 13 млн, а к концу того же года – до 16.2 млн.

    Программа создания AAH столкнулась с важной политической оппозицией, но у Apache были и могущественные приверженцы.

    В письме, датированном 22 июля 1982 года и направленном соперникам Apache в Сенате США, главноком силами НАТО в Европе генерал Бернард Роджерс показывал на возросшую угрозу государств Варшавского контракта и потребовал принятия ответных мер.

    Письмо заканчивалось словами: «нам необходимы AH-64 в Европе, и мы не можем позволить себе тратить время на проектирование нового вертолёта».

    Передача армейским

    Церемония выкатки в Меза первого Apache для американской армии состоялась 30 сентября 1983 года, через восемь лет по окончании первого полёта. К 1986 году «Hughes» собиралась достичь большого темпа выпуска – 12 вертолётов в месяц.

    Предполагалось, что в 1985 году будет закуплено 144 автомобилей AH-64, во второй половине 80-ых годов двадцатого века – 144 вертолёта и во второй половине 80-ых годов XX века – 56.
    Первый серийный AH-64 (PV-01) совершил 30-минутный полёт 9 января 1984 года. К этому времени прототипы налетали более чем 4500 часов.

    Но это событие осталось без особенного внимания, потому, что 6 января 1984 года было заявлено о вхождении «Hughes Helicopters» в состав корпорации «McDonnell Douglas».

    Начало работы

    Передача первого серийного Apache Армии США произошло 26 января 1984 года, не смотря на то, что это скорее был формальный акт. PV-01 был снабжён регистрирующей аппаратурой и оставался в распоряжении «Hughes / McDonnell Douglas», и, практически, впредь до поставки PV-13 военные пилоты не могли летать на Apache по собственному усмотрению.

    Официальная церемония передачи первого AH-64A Армии США была совершена в сентябре 1983 года на заводе в Меза, Аризона, намерено выстроенном для выпуска Apache.

    Первые вертолёты были поставлены в Форт-Остин (военный школа логистики) и Форт-Раккер (армейский центр лётной подготовки).

    Поставки Apache велись следующим образом: в 1985 году было получено 138 автомобилей, в 1986-м – 116, в 1987-м – 101, в 1988-м – 77, в 1989-м – 54, в 1990-м – 154 и в 1995 году – последняя дополнительная партия из 10 автомобилей.

    Всего американские армейские взяли 827 вертолётов AH-64A (включая шесть прототипов и 171 вертолёт, купленный в конце прошлого века).

    Первым боевым подразделением, взявшим на вооружение Apache, был 7-й батальон 17-й кавалерийской (аэромобильной) бригады в Форт-Худе, начавший 90-дневную программу переподготовки в апреле 1986 года. Заключительный AH-64A поступил в армию 30 апреля 1996 года – это был 915-серийный Apache.

    США отправляют в Европу ударные вертолеты AH-64 Apache

    Увлекательные записи:

    Источник: http://stroimsamolet.ru/sozdanie-mcdonnell-douglas-ah-64-apache/

    Мировая авиация

    AH-64 ApacheНазначение:

    Первый полёт:

    Производитель:

    Стоимость:

    ГабаритыДиаметр несущего винта:

    Длина с вращ. винтами:

    Высота с вращ. винтами:

    Основные массыПустой:

    Нормальная взлётная:

    Максимальная взлётная

    Силовая установкаКоличество, тип, марка:

    Мощность:

    Лётно-технические характеристикиЭкипаж:

    Крейсерская скорость:

    Максимальная скоростьв горизонтальном полёте:

    Максимальная скорость:

    Дальность полёта перегоночная:

    Статический потолок:

    Максимальная скороподъёмность:

    ВооружениеВстроенноестрелково-пушечное:

    Управляемое ракетное:

    Неуправляемое ракетное:

    «Воздух-воздух»:

    ударный вертолёт 
    30 сентября 1975 года 
    Hughes Helicopters McDonnell Douglas Boeing Integrated Defense SystemsAgustaWestland (производится по лицензии) 
    14,5 млн долларов США (AH-64A) 
    14,63 м
    17,73 м
    3,87 м
    5165 кг
    8000 кг
    9500 кг
    2 х ГТД,Дженерал Электрик T700-GE-701 
    2 х 1695 л.с.
    2 чел.
    265 км/ч
    293 км/ч
    365 км/ч
    1900 км
    4570 м
    12,7 м/с
    1×30 мм (M230 Chain Gun, 1200 сн.) 
    AGM-114 
    Hydra 70 
    AIM-92, AIM-9 

    Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.

    Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:

    * Вооружение — 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19-ю 70-мм НУР Hydra 70 * Экипаж — 2 человека * Характеристики: расчётная взлётная масса — 7260 кг, скороподъёмность — 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ — 1850 км * Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м * Двигатель — газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с разрабатываемым военно-транспортным вертолётом UH-60 * Система снижения ИК-излучения * Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины * Предполагаемый срок службы — 15 лет

    * Расчётная стоимость серийной машины — 14—16 млн. долларов.

    Участие в конкурсе принимали пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. В июне 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и производство прототипов.

    Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые взлетел Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher).

    В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов.

    В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.

    После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд изменений в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов.

    Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта.

    Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном производстве вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».

    Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью.

    Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.


    Модификации

    * YAH-64 — прототип. Построено 5 экземпляров. * AH-64A — первая серийная модификация. * GAH-64A — вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр. Переоборудовано 17 вертолётов. * JAH-64A — модификация для проведения специальных лётных исследований. Построено 7 машин.

    * AH-64B — вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции «Буря в пустыне». Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту. Разработка прекращена в 1992 году.

    * AH-64C — модернизированный AH-64A. До закрытия программы в 1993 году было модернизировано всего два вертолёта.
    * AH-64D «Апач Лонгбоу» — вторая основная модификация «Апача» («Лонгбоу» означает «длинный лук»).

    Главная особенность — РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 «Лонгбоу», размещённая в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Кроме того, установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование.

    Поступил на вооружение в 1995 году, однако до 1997 года на «Апачах» этой модификации не устанавливалась надвтулочная РЛС. Планируется модернизировать в этот вариант все остающиеся AH-64A в 2008 году.

    Боевое применение

    «Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Полученный боевой опыт был достаточно символическим: в операции приняли участие всего 11 машин. Состоялось несколько успешных пусков ракет AGM-114. Потерь не было, три вертолёта получили лёгкие повреждения.

    Более серьёзным испытанием стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. Именно «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, атаковав в ночь на 17 января две иракские радиолокационные станции в районе Багдада, представлявшие угрозу для коалиционной авиации над иракской столицей.

    Оба радара были уничтожены. В дальнейшем AH-64 приняли участие в ряде пограничных столкновений с иракскими войсками в период воздушной фазы кампании.

    24 февраля началось наземное наступление Многонациональных сил; за четыре дня наземной войны AH-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство. Также они выполняли непосредственную поддержку войск, иногда взаимодействуя с штурмовиками A-10.

    Потери оказались очень невысоки для такой масштабной операции — всего три вертолёта (в том числе один потерян от огня противника), причём один из них был потерян в наземном пожаре до начала боевых действий.

    В ходе военной операции НАТО против Югославии в 1999 году эскадрилья AH-64 была переброшена в Албанию и предназначалась для поддержки возможного сухопутного наступления в Косово. Однако в конце апреля — начале мая два «Апача» были потеряны во время тренировочных полётов над Албанией, экипаж одного из них погиб.

    В конечном счёте AH-64 не приняли участия в боевых операциях.

    По утверждениям некоторых неофициальных сербских источников, около десятка «Апачей» были выведены из строя 26 апреля в результате налёта сербской авиации на авиабазу Ринас, однако сам факт проведения этой операции не подтверждается ни командованием НАТО, ни официальными сербскими представителями.

    AH-64 активно применялись с первого дня вторжения в Ирак в марте 2003 года. Впервые были задействованы машины модификации AH-64D. В целом «Апачи» подтвердили свою высокую репутацию в этом конфликте.

    Проблемы возникали в основном из-за неудачной тактики применения, наиболее известным примером чего является рейд против бригады из состава дивизии Республиканской гвардии «Медина» 24 марта 2003 года.

    Столкнувшись с неподавленной и хорошо организованной системой ПВО противника, 30 из 33 участвовавших в налёте «Апачей» получили боевые повреждения.

    В этом эпизоде вновь подтвердилась высокая живучесть AH-64: лишь один из подбитых вертолётов совершил вынужденную посадку на территории противника(его экипаж попал в плен, а сам вертолёт был уничтожен ударом авиации, чтобы его аппаратура не попала в руки противника).

    Однако с началом в Ираке партизанской войны потери AH-64 начали возрастать. Основной причиной этого является характерная для партизанской войны неожиданность обстрела с земли, особенно во время полёта над городскими кварталами, когда невозможно определить, откуда ведётся огонь.

    Читайте также:  Марс — наша надежда на новое место жительства

    Вертолёт просто не успевает совершить противозенитный манёвр. Кроме того, бронирование «Апача» предназначено лишь для защиты от огня из пулемётов и частично — малокалиберных зенитных орудий. Как и любой другой вертолёт, он уязвим для ракет ПЗРК.

    По неполным данным, с начала войны и до конца 2007 года в Ираке по различным причинам было потеряно не менее 17 «Апачей».

    Американские, британские и голландские вертолёты используются в боевых операциях в Афганистане. Потери здесь оказались небольшими и связаны в основном с техническими неполадками.

    Израильские вертолёты впервые были задействованы в бою в 1991 году на территории Ливана. Они применялись во время ограниченных военных операций против «Хизбаллы» в 1993 и 1996 годах. Широкое применение «Апачи» получили в ходе второй палестинской Интифады 2000—2005 годов.

    Как правило, они наносили демонстративные удары по объектам палестинских террористических организаций в ответ на проводимые теракты, но поучаствовали и в настоящей поддержке наземных войск в ходе операции «Защитная стена» в марте—апреле 2002 года.

    В ходе Ливанской кампании летом 2006 года AH-64 применялись для нанесения ударов по целям на территории Ливана. Было потеряно три машины, в том числе две столкнулись друг с другом в воздухе.

    По предварительным данным, все потери были небоевыми, хотя «Хизбалла» взяла на себя ответственность за сбитие всех трёх вертолётов.

    Сбит из ружья?

    24 марта 2003 года телекомпании всего мира показывали видеозапись иракского телевидения: окружённый иракцами AH-64D, лежащий «на брюхе» без видимых повреждений.

    Официальный Багдад объявил, что вертолёт был сбит крестьянином Али Обейдом Мангашем из своего охотничьего ружья.

    Меткий стрелок получил орден и назначенное Саддамом Хусейном за сбитый вертолёт США денежное вознаграждение — порядка 20 тысяч долларов.

    Следует заметить, что подобное происшествие само по себе не является невозможным, поскольку конструкция вертолёта имеет ряд очень уязвимых мест. Однако история с AH-64 оказалась несколько иной.

    После окончания активных боевых действий западные журналисты нашли Мангаша и узнали, что в действительности он не получил ни ордена, ни денег.

    Утром 24 марта он обнаружил на своём поле брошенный американский вертолёт (один из «Апачей», подбитых в ходе налёта на позиции дивизии «Медина») и сообщил о находке властям.

    Его проинструктировали рассказать приехавшей съёмочной группе, что вертолёт был сбит им из ружья, что стало хорошим пропагандистским ходом. Экипаж вертолёта впоследствии был найден и взят в плен. Эта история превратилась в «городскую легенду», до сих пор имеющую некоторое распространение в Интернете.

    Характеристики

    * Экипаж — 2 человека

    * Длина — 17,73 м * Высота — 3,87 м

    * Диаметр несущего винта — 14,63 м

    * Двигатели: Дженерал Электрик T700-GE-701 (2×1695 л.с.)

    * Масса пустого — 5165 кг * Масса снаряжённого — 7260 кг

    * Максимальная взлётная масса — 9500 кг

    * Непревышаемая скорость (в пикировании) — 365 км/ч * Максимальная скорость — 320 км/ч * Крейсерская скорость — 265 км/ч * Боевой радиус — 480 км * Перегоночная дальность — 1900 км * Практический потолок — 6400 м

    * Скороподъёмность — 12,7 м/с

    * Вооружение: o 30-мм пушка M230 Chain Gun (скорострельность — 625 выстр./мин, боезапас — 1200 снарядов) o Ракеты «воздух-воздух» AIM-92, AIM-9 o Ракеты «воздух-земля» AGM-114

    o Неуправляемые ракеты Hydra 70

    Источник: http://aviations.ucoz.ru/publ/zarubezhnye/mcdonnell_douglas_ah_64_apache/3-1-0-100

    Создание McDonnell Douglas AH-64 Apache

    13 Янв, 2017.

    Боевой вертолёт Hughes (чуть позднее ставший гордостью корпорации McDonnell Douglas) Apache создавали долго, при этом создателям пришлось столкнуться как с техническими, так и с финансовыми проблемами.

    Но именно тогда был создан один из самых эффективных современных вертолётов огневой поддержки прошлого века.

    В 1972 году Армия США выпустила технические требования к новому вертолёту в рамках программы создания Advanced Attack Helicopter (AAH). Эта машина предназначалась для замены боевого вертолёта первого поколения AH-1 Huey Cobra, доказавшего эффективность летательных аппаратов такого типа на заключительном этапе войны во Вьетнаме.

    Новый AAH должен действовать днём и ночью, в любую погоду, в условиях противодействия сильной ПВО.

    В конкурсную разработку включились пять компаний: «Bell», «Boeing-Vertol» (совместно с «Grumman Aerospace»), «Hughes», «Lockheed» и «Sikorsky». Неудивительно, что имевшая большой опыт «Bell Helicopter Textron» считала себя лидером конкурса, представив проект вертолёта YAH-63 (Bell Model 409).

    Конструкторы «Hughes» разработали выглядевший неуклюжим, угловатый вертолёт Model 77, которому военные присвоили обозначение YAH-64.

    AAH поднимается в воздух

    22 июня 1973 года Министерство обороны США объявило, что Bell YAH-63 и Hughes YAH-64 стали победителями предварительного этапа программы AAH. Следующим шагом стало сравнение образцов – обе фирмы должны были построить и испытать по два прототипа, а также изготовить по одной машине для наземных испытаний – GTV (Ground Test Vehicle).

    К июню 1975 года «Hughes» приступила к наземным испытаниям прототипа AV-01. Эта машина предназначалась для предварительной отработки силовой установки, а первым лётным экземпляром должен был стать вертолёт AV-02.

    Фактически AV-01 никогда не летал и использовался «Hughes» в качестве GTV. А фирма «Bell» уже в апреле того же года изготовила YAH-63 для наземных испытаний, и её лидерство в программе заставило «Hughes» ускорить темп работ. В результате, первый полёт YAH-64 состоялся на день раньше, чем у YAH-63 – 30 сентября 1975 года.

    AV-02, второй прототип YAH-64, на раннем этапе лётных испытаний. Обратите внимание на первоначальную форму носовой части фюзеляжа и фонаря кабины.

    Последовали интенсивные лётные испытания прототипов, проводившиеся сначала фирмами-разработчиками, а затем армией США. В это время было принято решение заменить первоначально предполагавшиеся в качестве вооружения для AAH ракеты TOW на Rockwell Hellfire – противотанковые ракеты с лазерным наведением, имеющие прицельную дальность пуска 6 км.

    После оценки результатов испытаний 10 декабря 1976 года объявили, что победителем программы AAH был признан Hughes YAH-64. В ходе испытаний возникли некоторые технические проблемы, и пришлось изменить конструкцию несущей системы.

    Винт подняли вверх на 220 мм, а законцовкам лопастей придали стреловидность. Удалось уменьшить массу прототипа, изменив конструкцию хвостового оперения и установив более лёгкую систему охлаждения выхлопных газов двигателей Black Hole.

    Второй этап программы предусматривал постройку трёх AH-64, соответствующих серийному стандарту, доведение до этого стандарта двух прототипов и GTV, полную интеграцию бортового оборудования и вооружения.

    Прототип AV-03 с макетами ракет Hellfire. Видна управляемая поверхность задней кромки крыла, использовавшаяся на первых AH-64. Позднее от её использования отказались.

    Первый полёт доработанного до серийного вида AV-02 состоялся 28 ноября 1977 года. На прототипе AH-64 были установлены два конкурирующих варианта систем TADS/PNVS: на AV-02 – фирмы «Martin-Marietta», а на AV-03 – фирмы «Northrop». Последний из трёх вертолётов, AV-06, заново изготовленных в ходе второго этапа, взлетел 16 марта 1980 года.

    Это была первая машина, оснащённая окончательным вариантом хвостового оперения и высокой втулкой винта. В апреле 1980 года было принято ещё одно важное для программы AAH решение – для установки на серийные вертолёты были выбраны системы TADS/PNVS фирмы «Martin-Marietta».

    К сожалению, 1980 год завершился трагедией. 20 ноября AV-04 вместе с самолётом сопровождения T-28D отправился в испытательный полёт. Машины шли в плотном строю и столкнулись. Удалось выжить только пилоту самолёта T-28D.

    Для установки на вертолёт AAH были предложены варианты систем TADS/PNVS от двух разработчиков, фирм «Martin-Marietta» (слева) и «Northrop» (справа).

    В обоих случаях в состав систем входили тепловизионные и телевизионные датчики, позволявшие экипажу обнаруживать и атаковать цели днём и ночью. Изображения, передаваемые TADS/PNVS, отображались на нашлемных индикаторах экипажа.

    В мае 1981 года AV-02/-03/-06 были переданы Армии США для проведения заключительного этапа эксплуатационных испытаний AH-64. Испытательные полёты, проводившиеся в Хантер-Лиджетт, завершились успешно.

    Единственным серьёзным решением, принятым по результатам испытаний, стала замена двигателя на более сильную модификацию T700-GE-701 мощностью 1690 э.л.с. (1259 кВт).

    В конце 1981 года на заключительном этапе программы создания AAH вертолёту дали имя Apache.

    Окончательное решение

    15 апреля 1982 года, наконец, было принято решение о развёртывании полномасштабного производства Apache. Армия США сначала увеличила число заказанных машин до 536, но потом была вынуждена уменьшить эту цифру до 446. По расчётам «Hughes» полная стоимость программы составляла 5994 млн долларов.

    В армии полагали, что стоимость одного вертолёта составит 1.6 млн долларов (в ценах 1972 года), но теперь оказалось, что цена увеличилась до 13 млн, а к концу того же года – до 16.2 млн. Программа создания AAH столкнулась с серьёзной политической оппозицией, но у Apache были и могущественные сторонники.

    В письме, датированном 22 июля 1982 года и адресованном противникам Apache в Сенате США, главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Бернард Роджерс указывал на возросшую угрозу со стороны стран Варшавского договора и требовал принятия ответных мер.

    Письмо заканчивалось словами: «нам нужны AH-64 в Европе, и мы не можем позволить себе тратить время на проектирование нового вертолёта».

    Передача военным

    Церемония выкатки в Меза первого Apache для американской армии состоялась 30 сентября 1983 года, через восемь лет после первого полёта. К 1986 году «Hughes» планировала достичь максимального темпа выпуска – 12 вертолётов в месяц. Предполагалось, что в 1985 году будет закуплено 144 машин AH-64, в 1986 году – 144 вертолёта и в 1987 году – 56.

    Первый серийный AH-64 (PV-01) совершил 30-минутный полёт 9 января 1984 года. К этому времени прототипы налетали свыше 4500 часов. Но это событие осталось без особого внимания, поскольку 6 января 1984 года было объявлено о вхождении «Hughes Helicopters» в состав корпорации «McDonnell Douglas».

    Начало службы

    Передача первого серийного Apache Армии США состоялось 26 января 1984 года, хотя это скорее был формальный акт. PV-01 был снабжён регистрирующей аппаратурой и оставался в распоряжении «Hughes / McDonnell Douglas», и, фактически, вплоть до поставки PV-13 армейские пилоты не могли летать на Apache по своему усмотрению.

    Официальная церемония передачи первого AH-64A Армии США была проведена в сентябре 1983 года на заводе в Меза, Аризона, специально построенном для выпуска Apache.

    Первые вертолёты были поставлены в Форт-Остин (армейская школа логистики) и Форт-Раккер (армейский центр лётной подготовки). Поставки Apache велись следующим образом: в 1985 году было получено 138 машин, в 1986-м – 116, в 1987-м – 101, в 1988-м – 77, в 1989-м – 54, в 1990-м – 154 и в 1995 году – последняя дополнительная партия из 10 машин.

    Всего американские военные получили 827 вертолётов AH-64A (включая шесть прототипов и 171 вертолёт, приобретённый в первой половине 1980-х годов).

    Первым боевым подразделением, получившим на вооружение Apache, был 7-й батальон 17-й кавалерийской (аэромобильной) бригады в Форт-Худе, начавший 90-дневную программу переподготовки в апреле 1986 года.

    Последний AH-64A поступил в армию 30 апреля 1996 года – это был 915-серийный Apache.

    Источник: http://avianews-info.ru/vertolety/sozdanie-mcdonnell-douglas-ah-64-apache-neizvestnaia-aviaciia.html

    Ссылка на основную публикацию