Крылатая ракета с ядерным двигателем: что это было?

Технические подробности: ракета с ядерным двигателем

Первая стадия — отрицаниеНемецкий эксперт в области ракетной техники Роберт Шмукер посчитал заявления В. Путина совершенно неправдоподобными. «Не могу представить, что россияне могут создать маленький летающий реактор», — рассказал эксперт в интервью «Дойче Велле».

Могут, герр Шмукер. Только представьте.Первый отечественный спутник с ядерной энергоустановкой (“Космос-367”) был запущен с Байконура в далеком 1970 году.

37 тепловыделяющих сборок малогабаритного реактора БЭС-5 “Бук”, содержащих 30 кг урана, при температуре в первом контуре 700°С и тепловыделении 100 кВт обеспечивали электрическую мощность установки 3 кВт. Масса реактора — менее одной тонны, расчетное время работы 120-130 суток.

Эксперты выразят сомнение: слишком мала мощность у этой ядерной “батарейки”… Но! Вы посмотрите на дату: это было полвека назад.

Низкий КПД — следствие термоэмиссионного преобразования. При других формах передачи энергии показатели значительно выше, например у АЭС значение КПД находится в пределах 32-38%. В этом смысле особый интерес представляет тепловая мощность “космического” реактора. 100 кВт — серьезная заявка на победу.Стоит отметить, БЭС-5 “Бук” не относится к семейству РИТЭГов.

Радиоизотопные термоэлектрогенераторы преобразуют энергию естественного распада атомов радиоактивных элементов и обладают ничтожной мощностью. В то же время “Бук” — настоящий реактор с управляемой цепной реакцией.Следующее поколение советских малогабаритных реакторов, появившихся в конце 1980-х гг., отличалось еще меньшими габаритами и большим энерговыделением.

Таким был уникальный “Топаз”: по сравнению с “Буком” количество урана в реакторе сократилось втрое (до 11,5 кг). Тепловая мощность возросла на 50% и составила 150 кВт, время непрерывной работы достигло 11 месяцев (реактор данного типа был установлен на борту разведывательного спутника “Космос-1867”).
Ядерные космические реакторы — внеземная форма смерти.

При потере управления “падающая звезда” не исполняла желаний, но могла отпустить “счастливчикам” их грехи.В 1992 году два оставшихся экземпляра малогабритных реакторов серии “Топаз” были проданы в США за 13 млн. долл.

Главный вопрос: достаточно ли мощности у подобных установок для их использования в качестве ракетных двигателей? Путем пропуска рабочего тела (воздух) через горячую активную зону реактора и получения на выходе тяги по закону сохранения импульса.Ответ: нет. “Бук” и “Топаз” — ядерные электростанции компактных размеров. Для создания ЯРД необходимы другие средства.

Но общий тренд виден невооруженным глазом. Компактные ЯЭУ давно созданы и существуют на практике. Какую мощность должна иметь ЯЭУ для применения в качестве маршевого двигателя крылатой ракеты, аналогичной по размерам Х-101?Не можешь найти работу? Умножь время на мощность!
(Сборник универсальных советов.)Найти мощность также не составит большого труда. N=F×V.

По официальным данным, крылатые ракеты Ха-101, как и КР семейства “Калибр”, оснащаются короткоресурсным ТРДД-50, развивающим тягу 450 кгс (≈ 4400 Н). Маршевая скорость крылатой ракеты — 0,8М, или 270 м/с. Идеальный расчетный КПД турбореактивного двухконтурного двигателя — 30%.

В этом случае потребная мощность двигателя крылатой ракеты всего в 25 раз превышает тепловую мощность реактора серии “Топаз”.Несмотря на сомнения немецкого эксперта, создание ядерного турбореактивного (либо прямоточного) ракетного двигателя — реалистичная задача, отвечающая требованиям современности.

Ракета из ада

«Все это сюрприз — крылатая ракета с ядерными двигателями, — отметил Дуглас Барри, старший научный сотрудник Международного Института стратегических исследований в Лондоне. — Эта идея не нова, об этом говорили в 60-х, но она столкнулась с большим количеством препятствий».Об этом не только говорили. На испытаниях в 1964 году ядерный прямоточный двигатель “Тори-IIС” развил тягу 16 тонн при тепловой мощности реактора 513 МВт. Имитируя сверхзвуковой полет, установка израсходовала за пять минут 450 тонн сжатого воздуха. Реактор проектировался очень “горячим” — рабочая температура в активной зоне достигала 1600°С. Конструкция имела очень узкие допуски: на ряде участков допустимая температура была всего на 150-200°С ниже температуры, при которых плавились и разрушались элементы ракеты. Хватало ли этих показателей для применения ЯПВРД в качестве двигателя на практике? Ответ очевиден.Ядерный ПВРД развил большую (!) тягу, чем турбопрямоточный двигатель “трехмахового” разведчика SR-71 “Блэк бёрд”.
«Полигон-401», испытания ядерного ПВРДЭкспериментальные установки “Тори-IIA” и “-IIC” — прототипы ядерного двигателя крылатой ракеты SLAM. Дьявольское изобретение, способное, по расчетам, пронзить 160 000 км пространства на минимальной высоте со скоростью 3М. Буквально “выкашивая” всех, кто встречался на её скорбном пути, ударной волной и громовым раскатом в 162 дБ (смертельное значение для человека). Реактор боевого ЛА не имел никакой биологической защиты. Разорванные после пролета SLAM барабанные перепонки показались бы незначительным обстоятельством на фоне радиоактивных выбросов из сопла ракеты. Летающее чудовище оставляло за собой шлейф шириной более километра с дозой излучения 200-300 рад. По расчетам, за один час полета SLAM заражала смертельной радиацией 1800 квадратных миль.Согласно расчетам, длина летательного аппарата могла достигать 26 метров. Стартовая масса — 27 тонн. Боевая нагрузка — термоядерные заряды, которые требовалось последовательно сбросить на несколько советских городов, вдоль маршрута полета ракеты. После завершения основной задачи SLAM должна была еще несколько суток кружить над территорией СССР, заражая все вокруг радиоактивными выбросами.

Пожалуй, самое смертоносное оружие из всех, которые пытался создать человек. К счастью, до реальных запусков дело не дошло.

Проект с кодовым названием “Плутон” был свернут 1 июля 1964 года. При этом, по словам одного из разработчиков SLAM, Дж. Крейвена, никто из военного и политического руководства США не сожалел о принятом решении.Причиной отказа от “низколетящей ядерной ракеты” стало развитие межконтинентальных баллистических ракет.

Способных нанести необходимый ущерб за меньшее время при несопоставимых рисках для самих военных. Как справедливо заметили авторы публикации в журнале Air&Space: МБР, по крайней мере, не убивали всех, кто находился рядом с пусковой установкой.До сих пор неизвестно, кто, где и как планировал проводить испытания исчадия ада.

И кто бы отвечал, если бы SLAM сбилась с курса и пролетела над Лос-Анджелесом. Одно из безумных предложений предлагало привязать ракету за трос и гонять по кругу над безлюдными районами шт. Невада.

Однако сразу возникал другой вопрос: что делать с ракетой, когда в реакторе выгорят последние остатки топлива? К месту, где “приземлится” SLAM, будет нельзя приближаться в течение столетий.

Жизнь или смерть. Окончательный выбор

В отличие от мистического “Плутона” родом из 1950-х гг., проект современной ядерной ракеты, озвученный В. Путиным, предлагает создание эффективного средства для прорыва американской ПРО. Средство гарантированного взаимного уничтожения — важнейший критерий ядерного сдерживания.

Превращение классической “ядерной триады” в дьявольскую “пентаграмму” — с включением в неё средств доставки нового поколения (ядерные крылатые ракеты неограниченной дальности и стратегические ядерные торпеды “статус-6”) вкупе с модернизацией боевых блоков МБР (маневрирующий “Авангард”) есть разумный ответ на появление новых угроз. Политика Вашингтона в отношении ПРО не оставляет Москве другого выбора.“Вы развиваете свои антиракетные системы. Дальность антиракет возрастает, точность увеличивается, это оружие совершенствуется. Поэтому нам нужно адекватно отвечать на это, чтобы мы могли преодолевать систему не только сегодня, но и завтра, когда у вас появится новое оружие.”
В. Путин в интервью NBC.Рассекреченные подробности экспериментов по программе SLAM/Плутон, убедительно доказывают, что создание ядерной крылатой ракеты было возможно (технически осуществимо) еще шесть десятилетий назад. Современные технологии позволяет вывести идею на новый технический уровень.

Меч ржавеет от обещаний

Несмотря на массу очевидных фактов, объясняющих причины появления “супероружия президента” и развеивающих любые сомнения насчет “невозможности” создания подобных систем, в России, как и за рубежом, остается множество скептиков. “Все перечисленное оружие — лишь средство информационной войны”. И следом — самые разные предложения.

Наверное, не стоит принимать всерьез карикатурных “экспертов”, таких, как И. Моисеев. Руководитель института космической политики (?), заявивший интернет-изданию The Insider: “Нельзя на крылатую ракету ставить ядерный двигатель. Да и нет таких двигателей”.Попытки “разоблачения” заявлений президента делаются и на более серьезном аналитическом уровне.

Подобные “расследования” немедленно обретают популярность среди либерально настроенной общественности. Скептики приводят следующие аргументы.Все озвученные комплексы относятся к стратегическим сверхсекретным вооружениям, проверить или опровергнуть существование которых не представляется возможным.

(В самом послании Федеральному собранию демонстрировалась компьютерная графика и кадры пусков, неотличимые от испытаний других типов крылатых ракет.) В то же время никто не говорит, к примеру, о создании тяжелого ударного беспилотника или боевого корабля класса “эсминец”. Оружие, которое в скором времени пришлось бы наглядно продемонстрировать всему миру.

По мнению некоторых “разоблачителей”, сугубо стратегический, “секретный” контекст сообщений может указывать на их неправдоподобный характер. Что ж, если это главный аргумент, то о чем тогда спор с этими людьми?

Встречается и другая точка зрения.

Шокирующие новости о ядерных ракетах и беспилотных 100-узловых подлодках делаются на фоне очевидных проблем ВПК, встречающихся при реализации более простых проектов “традиционных” вооружений. Заявления о ракетах, разом превзошедших все существующие образцы вооружений, имеют резкий контраст на фоне общеизвестной ситуации с ракетостроением.

Скептики приводят в пример массовые отказы при пусках “Булавы” или затянувшееся на два десятилетия создание РН “Ангара”. Сама история началась в 1995 году; выступая в ноябре 2017 г., вице-премьер Д. Рогозин пообещал возобновить запуски “Ангары” с космодрома “Восточный” только в… 2021 г.

И, кстати, почему без внимания был оставлен “Циркон” — главная военно-морская сенсация предыдущего года? Гиперзвуковая ракета, способная перечеркнуть все существующие концепции морского боя.Новость о поступлении в войска лазерных комплексов привлекло внимание производителей лазерных установок.

Существующие образцы оружия направленной энергии создавались на обширной базе исследований и разработок высокотехнологичного оборудования для гражданского рынка. К примеру, американская корабельная установка AN/SEQ-3 LaWS представляет “пачку” из шести сварочных лазеров суммарной мощностью 33 кВт.

Заявление о создании сверхмощного боевого лазера контрастируют на фоне весьма слабой лазерной промышленности: Россия не входит в число крупнейших мировых производителей лазерного оборудования (Coherent, IPG Photonics или китайская Han' Laser Technology).

Поэтому внезапное появление образцов лазерного оружия высокой мощности вызывает у специалистов неподдельный интерес.Вопросов всегда больше, чем ответов. Дьявол кроется в мелочах, однако официальные источники дают крайне скудное представление о новейших вооружениях.

Зачастую даже неясно, система уже готова к приятию на вооружение, или её разработка находится на определенном этапе. Известные прецеденты, связанные с созданием подобного оружия в прошлом, свидетельствуют, что возникающие при этом проблемы не решаются по щелчку пальцев.

Любителей технических новинок волнует выбор места для проведения испытаний КР с ядерным двигателем. Или способы связи с подводным беспилотником “Статус-6” (фундаментальная проблема: под водой не работает радиосвязь, во время проведения сеансов связи субмарины вынуждены подниматься к поверхности).

Было бы интересно услышать пояснение и о способах применения: по сравнению с традиционными МБР и БРПЛ, способными начать и окончить войну в течение часа, “Статусу-6” потребуется несколько суток, чтобы добраться до побережья США. Когда там уже никого не будет!Окончен последний бой.Остался кто-нибудь живой?В ответ — только ветра вой…С использованием материалов:Air&Space Magazine (апрель-май 1990)

The Silent War, автор John Craven

Источник: https://topwar.ru/137609-tehnicheskie-podrobnosti-raketa-s-yadernym-dvigatelem.html

Ракета, о которой никто не знал Василий Сычев — о новейшей военной разработке из послания Владимира Путина — Meduza

Россия. Москва. 1 марта 2018. Президент РФ Владимир Путин во время выступления с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ в Центральном выставочном зале «Манеж».

Марат Абулхатин / фотослужба Госдумы РФ / ТАСС / Scanpix / LETA

Читайте также:  Антивещество: прорыв в физике или угроза всем живущим?

В своем послании Федеральному собранию 1 марта президент Владимир Путин значительную часть времени уделил новым военным разработкам.

Среди них, помимо гиперзвуковых ракет и планеров, он назвал и новую крылатую ракету с практически неограниченной дальностью полета, в которой вместо обычного двигателя используется компактная ядерная энергетическая установка.

До этого о подобных российских разработках для военных целей никогда не упоминалось, а последние такие проекты закрылись еще в 1960-х годах прошлого века. «Медуза» попросила военного эксперта Василия Сычева рассказать, что может представлять собой новая ракета, и почему в свое время и США, и советские военные отказались от разработки ядерного ракетного двигателя.

Согласно посланию Путина, испытания ракеты с ядерной энергетической установкой состоялись в конце прошлого года на Центральном полигоне РФ. Он расположен на Новой Земле и с 1954-го по 1990 год использовался для проведения испытаний ядерного оружия.

Сегодня на этом полигоне проводятся ядерные испытания, целью которых является оценка остаточного ресурса ядерных боевых зарядов на вооружении России.

По словам президента, во время испытаний энергетическая установка ракеты сумела выйти на расчетную мощность и обеспечила расчетный же уровень тяги.

Благодаря ядерной установке новый российский боеприпас способен практически неограниченное время находиться в воздухе.

Путин также отметил, что при разработке новой крылатой ракеты конструкторам пришлось потрудиться, чтобы уместить ядерный реактор в корпус, по своим размерам аналогичный корпусу стратегической крылатой ракеты Х-101. Длина последней составляет 7,5 метра, а диаметр — 0,7 метра.

После короткого представления ракеты был показан и короткий видеоролик, рассказывающий о ее основных возможностях.

Из него следует, что крылатая ракета может лететь на предельно малой высоте в соответствии с ландшафтом и облетать зоны действия системы противовоздушной и противоракетной обороны противника.

Другие подробности о новом боеприпасе президент не привел. Название для ракеты тоже еще не выбрано, варианты можно предлагать на сайте министерства обороны России.

Владимир Путин рассказывает о новых военных разработках в рамках послания Федеральному собранию. 1 марта 2018 года

Россия 24

Крылатая ракета, которая загрязняла все вокруг

Из сообщения Путина сделать однозначный вывод об используемых в ракете технологиях невозможно. В частности, президент сказал, что в ракете смонтирована ядерная энергетическая установка. Обычно этот термин подразумевает использование ядерного реактора в качестве источника энергии.

В этом качестве он не является двигателем, а поставляет энергию, например, для электромоторов, отвечающих за движение. Так организована работа, например, атомных подводных лодок — ядерный реактор питает электромоторы, которые крутят гребные винты.

В этом случае реактор является частью двигательной установки.

Вероятно, в новой ракете, если она действительно была создана и испытана, реактор тоже является частью двигательной установки. В целом ядерный ракетный двигатель представляет собой установку, использующую деление ядер для создания реактивной тяги. Разработка подобных установок была популярна в США и СССР в середине XX века.

К настоящему времени конструкторы предложили несколько вариантов ядерных ракетных двигателей, часть из которых пригодна для использования в космосе, а другая — для полетов в атмосфере.

Все они работают по общему принципу — реактор нагревает некое рабочее тело (водород, аммиак или забортный воздух), которое, нагреваясь, расширяется и выходит через сопло, создавая тягу.

Были и довольно безумные проекты, предусматривавшие создание импульсных детонационных ядерных двигателей. В них в специальном отсеке должны были через небольшие промежутки времени происходить ядерные взрывы мощностью около килотонны каждый.

Плазменное облако от взрыва должно было отражаться от специальных пластин и выходить через сопло, формируя тягу. В США даже состоялись испытания такой установки, правда, вместо делящегося вещества в ней подрывали обычную взрывчатку.

Вскоре от создания таких силовых установок отказались из-за их дороговизны, конструкционной сложности и радиационной опасности для атмосферы.

Двигатели для полетов в космосе не могут иметь неограниченную дальность полета, поскольку рабочее тело — водород или аммиак — им необходимо возить с собой.

По этой причине такие силовые установки никогда не рассматривались в качестве основных для атмосферных ракет и атомолетов (самолетов с ядерными двигательными установками).

Для атмосферных летательных аппаратов конструкторы в США и СССР рассматривали «дышащие» ядерные установки, способные втягивать забортный воздух и разогревать его до колоссальных температур.

В США такой двигатель разрабатывался в рамках проекта Pluto. Американцы сумели создать два прототипа нового двигателя — Tory-IIA и Tory-IIC, на которых даже производились включения реакторов.

Один из двигателей прошел и испытания на формирование тяги, для этого использовался сжатый воздух, подаваемый в воздухозаборник и горящая нефть, которая разогревала камеру нагрева.

Принцип работы двигателя был таков: через воздухозаборник засасывался воздух, который затем проходил через зону реактора в зону нагрева с реакторными керамическими стержнями, разогревался до 1700 градусов Цельсия и, расширившись, покидал ее через сопло, создавая тягу. Мощность установки должна была составить 600 мегаватт.

Испытания прототипа ядерного реактивного двигателя Tory-IIC на испытательном полигоне в Неваде. 1964 годWikimedia Commons

Двигатели, разработанные в рамках проекта Pluto, планировалось устанавливать на крылатые ракеты, которые в 1950-х годах создавались под обозначением SLAM (Supersonic Low Altitude Missile, сверхзвуковая маловысотная ракета).

Согласно проекту, длина этой ракеты должна была составить 26,8 метра, диаметр — три метра, а масса — 28 тонн. В корпусе ракеты должен был располагаться ядерный боезаряд, а также ядерная двигательная установка, имеющая длину 1,6 метра и диаметр 1,5 метра.

Разработчики полагали, что, благодаря ядерному двигателю, дальность полета ракеты SLAM составит, по меньшей мере, 182 тысячи километров.

Предполагалось, что некий носитель разгонял бы крылатую ракету до рабочей скорости и отпускал ее. Разгон был необходим для того, чтобы появился набегающий поток воздуха для поступления в реакторную зону. Дальше уже возникла бы самоподдерживающаяся тяга.

Американские военные полагали, что в случае угрозы войны крылатые ракеты можно будет запустить в некий выделенный район, где они бы кружили, дожидаясь команды на поражение цели. Поражающих же факторов у ракеты должно было быть несколько.

Во-первых, на боеприпас должен был устанавливаться реактор практически без защитных кожухов, которые бы усложнили и утяжелили конструкцию. Работающий реактор без защитных кожухов должен был излучать радиацию. Ракета должна была лететь к цели на предельно малой высоте, что гарантировало бы радиационное заражение территории, над которой она пролетала.

Во-вторых, воздух, прошедший через зону реактора, тоже был бы заражен. Наконец, у цели срабатывал бы ядерный боезаряд, который разрушал бы и ядерный двигатель. Обломки двигателя и его топливных ячеек гарантированно создавали бы обширную зону радиоактивного заражения.

В 1964 году министерство обороны США проект закрыло.

Выяснилось, что в полете крылатая ракета с ядерным двигателем слишком сильно загрязняет все вокруг, — а ведь прежде чем добраться до Советского Союза, ей предстоит пролететь над территорией США, а также территориями союзников в Европе, нанеся им непоправимый радиационный ущерб.

Кроме того, к этому времени в США успешно завершилась разработка и постановка на вооружение первых баллистических ракет Redstone с дальностью полета до 600 километров, а также была подтверждена возможность создания межконтинентальных баллистических ракет. Их применение было дешевле, проще и даже безопаснее.

Архип Люлька и его ядерные двигательные установки

Советские военные создавать боевые ракеты с ядерными двигателями не планировали. В 1950-х годах экспериментальный завод имени Мясищева разрабатывал стратегический бомбардировщик-атомолет М-60.

Самолет создавался на базе стратегического реактивного бомбардировщика М-50. Длина самолета составляла 58,7 метра, а размах крыла — 25,1 метра. Он должен был получить четыре двигателя.

Созданием ядерных двигательных установок занимался конструктор Архип Люлька.

Ядерные двигатели планировалось сделать достаточно компактными, чтобы их горячую зону можно было разместить в кожухе обычного реактивного двигателя. Предполагалось, что ядерная установка сможет выдавать тягу до 22,5 тонны.

Атомолет должен был взлетать с помощью обычных двигателей, а затем включать ядерные и выключать реактивные. Благодаря ядерным установкам дальность советского атомолета должна была составить не меньше 25 тысяч километров.

С их помощью самолет мог бы выполнять полеты на скорости в 3,2 тысячи километров в час. В 1960 году проект М-60 закрыли.

Параллельно М-60 прорабатывался еще один проект атомолета на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Этот самолет получил обозначение Ту-95ЛАЛ. С работающим ядерным реактором на борту он совершил первый полет в 1961 году.

В том же году разработка самолета была прекращена. Поводом для закрытия проектов М-60 и Ту-95ЛАЛ стала их дороговизна и сложность организации защиты экипажа от излучения реактора.

Кроме того, свою роль в закрытии проектов сыграло и принятие на вооружение баллистических ракет с ядерными боевыми блоками.

Была ли ракета

Если крылатая ракета с ядерной энергетической установкой, о которой в послании рассказал Путин, действительно была создана, то это означает, что работы над созданием атмосферного ядерного двигателя тайно велись на протяжении нескольких последних лет. Возможно, основой для них послужили наработки Люльки, полученные в рамках проекта атомолета М-60.

В любом случае, непонятно, как конструкторам удалось создать компактный реактор, умещающийся в корпусе крылатой ракеты Х-101.

И даже если это удалось сделать (современные материалы, теоретически, позволяют создавать очень компактные реакторы), то неясно, удалось ли решить проблему радиационного загрязнения атмосферы при полете ракеты? Или радиационное загрязнение в данном случае проблемой не считается?

Ответа на эти вопросы пока нет.

Между тем, различные военно-дипломатические источники и представители военных начали уверять, что проект ракеты с ядерной энергетической установкой уже практически полностью реализован, а все технологии боеприпаса «отшлифованы».

Но все эти заявления вполне могут делаться для американских властей — Россия и США уже несколько лет ведут негласную гонку вооружений, подразумевающую как разработку реальных боевых технологий, так и пускание пыли в глаза.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/03/04/raketa-o-kotoroy-nikto-ne-znal

Крылатая ракета с ядерным двигателем и другое оружие из послания Путина

Крылатая ракета с ядерным двигателем

Среди прочих новинок президент особо выделил крылатую ракету с ядерным двигателем. По его словам, ничего подобного пока нет ни у одой страны в мире.

«Практически ее можно обнаружить на самом подходе к цели, а возможности ее маневра делают крылатую ракету также неуязвимой. Она может нести груз на любое расстояние. Сутками может летать», — рассказал «Красной звезде» замминистра обороны.

«Нам впервые, наверное, удалось это сделать. Спасибо огромное нашим ученым-ядерщикам, которые эту сказку сделали практической былью. В прошлом году прошли комплексные испытания, они подтвердили все те подходы, которые были заложены в эту крылатую ракету», — продолжил Борисов.

Он уточнил, что в ходе испытаний были подтверждены возможности вывода на заданную мощность ядерной энергетической установки. Замминистра пояснил, что ракета стартует на обычных пороховых двигателях, а затем запускается ядерная установка, при этом запуск должен происходить за короткий промежуток времени.

«Уникальность этой ракеты в том, что она, может быть, и тихоходнее по сравнению с гиперзвуковым «Кинжалом», но летит по заданной траектории, огибая складки местности на низкой высоте, что затрудняет ее обнаружение», — сказал Борисов.

Гиперзвуковой комплекс «Авангард»

Представитель военного ведомства также уделил внимание гиперзвуковому комплексу «Авангард». По его словам, система хорошо испытана и у Минобороны есть контракт на ее серийное производство. «Так что это никакой не блеф, а реальные вещи», — утверждает Борисов.

Он отметил, что при создании «Авангарда» российским ученым пришлось преодолеть ряд сложностей, связанных с тем, что температура на поверхности боевого блока достигает 2 тыс. градусов. «Он действительно летит в плазме. Поэтому проблема управления этим объектом и вопросы защиты стояли очень остро, но решения были найдены», — отметил Борисов.

Мбр «сармат»

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Сармат» должна прийти на смену МБР «Воевода», продолжил замминистра.

«Подразумевается, что она, в отличие от своих предшественниц, может быть оснащена еще и гиперзвуковыми блоками, которые на порядок увеличивают проблему ее перехвата со стороны противоракетных систем», — сказал он.

По словам Борисова, все практические, научно-технические и производственные проблемы уже решены, подготовлены необходимые производственные мощности.

«В прошлом году хорошо прошли бросковые испытания. Они, безусловно, будут продолжены, потому что, как вы знаете, ракетная техника требует повышенной надежности. Это очень грозное оружие, и требуется гарантировать его стопроцентное применение. Поэтому большое количество испытаний — это, безусловно, нормальная практика», — сказал Борисов.

По его словам, стартовый вес ракеты «Сармат» превысит 200 тонн.

«Она может летать и через Северный, и через Южный полюса благодаря тому, что у нее значительно повышена дальность применения по отношению к «Воеводе».

А возможность выводить серьёзную полезную нагрузку позволяет нам применять различную «начинку» — боевые блоки, которые в совокупности с тяжёлыми ложными целями достаточно эффективно преодолевают всевозможные элементы противоракетной обороны», — заявил он.

«Самое привлекательное, конечно, сбивать баллистическую ракету на старте, когда она находится на активном участке полета. У нашей новинки «Сармат» этот активный участок гораздо меньше, чем у его прародителя «Воеводы». Именно это делает новую МБР менее уязвимой», — сказал Борисов.

Читайте также:  Ил-112 — легкий транспортный самолет в стадии проектирования

Утилизация «Воеводы»

В ближайшее время российские военные приступят к утилизации МБР «Воевода» (по классификации НАТО — SS-18 «Сатана»).

«Про эту стратегическую ракету все хорошо наслышаны, и у нас она прозвана «Воевода», а на Западе её называют «Сатана». Она разработана еще в середине 1980-х годов и стоит на боевом дежурстве, но время проходит, технологии двигаются вперед, эта система устаревает. Она уже на финише своего жизненного цикла…», — пояснил Борисов.

Между тем, в прошлом декабре командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявлял, что «Воевода» останется в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) до 2024 года. Он говорил, что комплексы могут остаться на боевом дежурстве и после этого, вплоть до 2025-2027 годов.

Ядерный подводный беспилотник

Подводный аппарат с ядерной энергетической установкой, который президент охарактеризовал словами «это просто фантастика», позволяет создать на своей основе торпеду с рекордными габаритными и весовыми характеристиками, заявил Борисов.

Он уточнил, что аппарат может погружаться на глубину свыше 1 тыс. метров и маневрировать в процессе движения к намеченной цели, двигаясь практически автономно.

«Оно не требует никакой коррекции, т.е. гироскопия, система наведения позволяют ей с достаточно высокой точностью, быстро, «без улик» подойти к объекту поражения. Я не знаю сегодня средств, которые способны остановить это оружие, потому что даже скоростные характеристики у него кратно выше, чем у имеющихся надводных и подводных средств, включая торпедное оружие», — сказал Борисов.

Он назвал новое оружие уникальным, открывающим совершенно другие возможности для защиты и безопасности РФ. По его словам, в отличие от нынешних атомных подлодок, для выведения на заданную мощность реактора нового аппарата нужны считанные секунды, а не несколько часов.

Гиперзвуковые комплексы «Кинжал»

Наконец, говоря о гиперзвуковых ракетных комплексы «Кинжал», Борисов отметил, что они могут уничтожать как неподвижные, так и движущиеся цели вплоть до авианосцев и кораблей класса крейсер, эсминец, фрегат.

Помимо гиперзвуковой скорости, «Кинжал» обладает способностью обходить все опасные зоны противовоздушной или противоракетной обороны. «Именно возможность маневрирования в гиперзвуковом полёте позволяет обеспечить неуязвимость этого изделия и гарантированное попадание в цель», — сказал замминистра.

Он напомнил, что с декабря прошлого года первые «Кинжалы» были приняты в опытно-боевую эксплуатацию и уже стоят на дежурстве.

INTERFAX.RU

Источник: https://news-front.info/2018/03/12/krylataya-raketa-s-yadernym-dvigatelem-i-drugoe-oruzhie-iz-poslaniya-putina/

Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

В своей речи 1 марта 2018 года президент России Путин В.В. объявил о создании целого комплекса вооружений прорывного характера. Одним из его важнейших компонентов была названа крылатая ракета Буревестник с ядерным двигателем.

Данное сообщение вызвало изумление мирового сообщества: от восторга до ужаса. Были высказаны диаметрально противоположные точки зрения касательно возможности создания столь компактной ракеты с действующим ядерным двигателем. Оставив в стороне геополитическую составляющую данного вопроса, рассмотрим принцип действия подобной системы и возможные перспективы этой разработки.

Сразу следует отметить, что слова некоторых «экспертов» о невозможности подобных разработок крайне несерьезны. Самые передовые достижения военной мысли всегда строго засекречены и только когда есть что-либо лучшее, предается огласке. Следует учесть, что по некоторым оценкам секретная наука опережает официальную на 80­-100 лет.

Ракета с ядерным двигателем имеет достаточно длинную историю разработки: работы в данном направлении активно шли, начиная с конца 50-х годов XX века как в США, так и в СССР. Таким образом этой проблеме более полувека, и опыт накоплен очень значительный.

Как действует ядерный ракетный двигатель

Принцип действия ядерного ракетного двигателя (ЯРД) в классическом понимании следующий. Ядерное топливо накаляет рабочую камеру до максимально возможной температуры (насколько позволяют конструкционные материалы).

Теплообменник передает это тепло рабочему телу, которое, нагреваясь, устремляется через сопло в окружающее пространство и толкает ракету. В качестве рабочего тела может рассматриваться водород, гелий, водяной пар или иные соединения с малой молекулярной массой.

Существуют концепции ядерных ракетных двигателей с твердой и газофазной активной зоной. В последнем случае скорость истечения рабочего тела превзойдет на порядок все существующие жидкостные ракетные двигатели при той же тяге, которой они обладают.

Реализовать такой проект намного сложнее, чем ядерный ракетный двигатель с твердой активной зоной, показатели которого все равно многократно выше любого ЖРД. Именно поэтому работы велись в основном именно с этим типом двигателей.

Воздушно-космический самолет М-19

Основной проблемой в то время были размеры реакторов, в особенности теплообменников, которые не позволяли создавать компактные конструкции летательных аппаратов.

Тем не менее Советскому Союзу удалось разработать ядерную силовую установку, которая должна была стать сердцем воздушно-космического самолета М-19.

Аппарат массой 500 тонн, мог доставить на низкую околоземную орбиту 40 т груза и выполнять «нырки» в атмосферу, появляясь в любой точке Земли. В качестве рабочего тела должен был использоваться водород.

М-19 был подготовлен к реализации в металле и только договор с США о запрете использовании ядерной энергии в данной сфере, не позволил реализовать этот проект Советскому Союзу. У самих же Соединенных Штатов дела в данной плоскости сложились неважно. Им не удалось создать ничего подобного до настоящего времени.

Буревестник — крылатая ракета с ядерной энергоустановкой

Поэтому говорить о невозможности для России создать крылатую ракету с ядерной энергоустоновкой Буревестник совершенно неуместно. Главной проблемой, как было сказано выше, были большие габариты, которые не были принципиальны для огромного воздушно-космического самолета, но оказывались критичны для ракеты, размерами сопоставимой с современным «Калибром[i]» или X-101.

В президентской речи были упомянуты материалы, используемые в гиперзвуковом крылатом блоке Авангард, имеющие жаростойкость в 2000 градусов по Цельсию.

При такой температуре аппарат будет выглядеть как раскаленный метеорит.

Это бесспорно революция в материаловедении, которая, очевидно, и позволила создать один из самых сложных компонентов ядерного ракетного двигателя для крылатой ракеты – эффективный теплообменник малых размеров.

В условиях земной атмосферы такой ракете совсем не обязательно иметь при себе запас рабочего тела, поскольку им может являться воздух. Осуществляя забор воздуха и направляя его в теплообменник, можно получить реактивную струю необходимых параметров.

Возможен вариант ядерного реактора в качестве электростанции, которая обеспечивает энергией работу электродвигателей с турбинами.

Какой именно использовался принцип, конкретно не оглашалось, однако в любом случае использование крылатой ракеты с ядерным двигателем позволяет получить невероятную дальность.

Такой системе можно летать по Земле много дней подряд, преодолевая тысячи километров, а энергия в реакторе не иссякнет. В июле 2018 года были проведены успешные испытания крылатой ракеты Буревестник — характеристики, которые были заявлены ранее, соответствуют расчетным.

От крылатой ракеты Буревеснтик до космического корабля с ядерным двигателем

Но главным выводом следует считать перспективы использования этой технологии в космонавтике.

Если крылатая ракета с ядерной силовой установкой реализована и действует, то нет никаких преград для реализации межпланетных космических кораблей на ядерной тяге.

А это совсем другая космонавтика! Месяц до Марса вместо года – это как минимум, а в перспективе – еще быстрее. А это открывает реальные перспективы для пилотируемых полетов в дальний космос и колонизации планет.

[i] Диаметр «Калибра» составляет 0,533 м при длине ракеты 6,2-8,22 м в разных модификациях.

В течение столетий, до самой эпохи Воз­рождения, Римская католическая церковь снова и снова посылала армии на Средний Восток, чтобы отбить …

Тянь-Шань в Григорьевском ущелье

В день, когда мы приехали в Кыргызстан, началась страшная непогода — холод, дождь, пронизывающий ветер. И только когда облака …

Барселона — столица Каталонии

Барселона располагается на северо-востоке Испании. Она является столицей Каталонии. По числу населения Барселона находится на пятнадцатом месте в Европе. В 120 …

Остров Сент-Люсия

Сент Люсия – расположенный в центре восточной цепи. гористый остров, который напоминает по форме авокадо. Сент Люсия – один из наиболее …

Древний город Мачу-Пикчу – гибель цивилизации

В 1911 в течение нескольких дней через дебри джунглей к подножию горы Мачу-Пикчу в Перу пробиралась экспедиция Хайрема Бингема в сопровождении …

Проблема искусственного интеллекта

Известным оксфордским специалистом в области прогнозирования будущего Ником Бостром было высказано убеждение , что создание искусственного интеллекта в полном …

Маршруты по Флоренции

Флоренция — Город в Италии, расположенный в регионе Тоскана. Эта страница посвящена самостоятельному путешествию во Флоренцию. Мы подобрали лучшие …

Мерцающая улыбка Монны Лизы

Несколько лет назад профессор Гарвардского универ­ситета Маргарет Ливингстон на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое проходило в …

Таинственная планета Нибиру

В 1981 году с космических исследовательских станций «Вояжер» и «Пионер» поступили данные, которые однозначно указывали на то, что за …

Источник: http://www.objectiv-x.ru/kosmicheskie-korabli-buduschego/krylataja-raketa-s-jadernym-dvigatelem-prolog-k.html

Ядерные двигатели в крылатых ракетах. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 июля 2018 года в Минобороны сообщили журналистам, что Россия готовится провести летные испытания опытных образцов усовершенствованной крылатой ракеты «Буревестник» с ядерным двигателем.

В ведомстве указали, что малозаметная крылатая ракета с практически неограниченной дальностью, несущая ядерную боевую часть, является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как противоракетной, так и противовоздушной обороны.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справочный материал о проектах использования ядерных двигателей в крылатых ракетах.

Ядерные двигатели

Идея использовать ядерные двигатели в авиации и космонавтике возникла в 1950-х годах вскоре после создания технологии управляемой атомной реакции.

Плюсом такого двигателя является длительное время работы на практически не расходуемом в полете компактном источнике топлива, что означает неограниченную дальность полета.

Минусами были большой вес и габариты атомных реакторов того времени, сложность их перезарядки, необходимость обеспечения биологической защиты обслуживающего персонала. С начала 1950-х годов ученые СССР и США независимо друг от друга изучали возможность создания разных типов атомных двигателей:

  • ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ЯПВРД): в нем поступающий через воздухозаборник воздух попадает в активную зону реактора, нагревается и выбрасывается через сопло, создавая нужную тягу;
  • ядерный турбореактивный двигатель: действует по похожей схеме, но воздух перед попаданием в реактор сжимается компрессором;
  • ядерный ракетный двигатель: тяга создается за счет нагрева реактором рабочего тела, водорода, аммиака, других газов или жидкостей, которые затем выбрасываются в сопло;
  • ядерный импульсный двигатель: реактивную тягу создают поочередные ядерные взрывы малой мощности;
  • электрореактивный двигатель: вырабатываемая реактором электроэнергия используется для нагрева рабочего тела до состояния плазмы.

Наиболее подходящими для крылатых ракет и самолетов являются прямоточный воздушно-реактивный или турбореактивный двигатель. В проектах крылатых ракет предпочтение традиционно отдавалось первому варианту.

Советские проекты

В СССР работами по созданию ядерного прямоточного воздушно-реактивного двигателя занималось ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка.

ЯПВРД был предназначен для модификации межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» («изделие 375»), которую с 1954 года проектировало ОКБ-301 под руководством Семена Лавочкина. Стартовый вес ракеты достигал 95 т, дальность должна была составить 8 тыс. км.

Однако в 1960 году через несколько месяцев после смерти Лавочкина проект «обычной» крылатой ракеты «Буря» был закрыт. Создание же ракеты с ЯПВРД так и не вышло за рамки предэскизного проектирования.

Впоследствии специалисты ОКБ-670 (переименованного в КБ «Красная Звезда») занялись созданием ядерных ракетных двигателей для космических и боевых баллистических ракет, однако ни один из проектов так и не дошел до стадии испытаний. После смерти Бондарюка работы над авиационными ядерными двигателями были фактически прекращены.

К ним вернулись лишь в 1978 году, когда при НИИ тепловых процессов было образовано конструкторское бюро из бывших специалистов «Красной Звезды», занимавшееся прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

Читайте также:  Тэкко — обзор разновидностей и применение японских кастетов

Одной из их разработок стал ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель для более компактной, по сравнению с «Бурей», крылатой ракеты (стартовой массой до 20 т).

Как писали СМИ, «проведенные исследования показали принципиальную возможность реализации проекта». Однако о ее испытаниях не сообщалось.

Само КБ просуществовало под различными названиями (НПВО «Пламя», ОКБ «Пламя-М») до 2004 года, после чего закрыто.

Опыт США

С середины 1950-х годов ученые Радиационной лаборатории в Ливерморе (штат Калифорния) в рамках проекта Pluto разрабатывали ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель для сверхзвуковой крылатой ракеты.

К началу 1960-х годов были созданы несколько прототипов ЯПВРД, первый из которых — Tory-IIA — был испытан в мае 1961 года. В 1964 году начались испытания новой модификации двигателя — Tory-IIC, который смог проработать пять минут, показав тепловую мощность около 500 МВт и тягу в 16 т.

Однако вскоре проект был закрыт. Традиционно считают, что причиной этого как в США, так и в СССР стало успешное создание межконтинентальных баллистических ракет, способных доставить ядерные боезаряды на территорию противника. В этой ситуации межконтинентальные крылатые ракеты не выдержали конкуренции.

В россии

Источник: https://tass.ru/info/5386826

Новое супероружие России: что такое ядерный ракетный двигатель

Заявление, сделанное Владимиром Путиным в ходе своего послания Федеральному собранию, о наличии в России крылатой ракеты, приводимой в движение двигателем на ядерной тяге, вызвало бурный ажиотаж в обществе и СМИ. В то же время о том, что представляет собой такой двигатель, и о возможностях его использования до последнего времени было известно достаточно мало, как широкой общественности, так и специалистам. 

«Ридус» попытался разобраться, о каком техническом устройстве мог вести речь президент и в чем состоит его уникальность.

Учитывая, что презентация в Манеже делалась не на аудиторию технических специалистов, а для «общей» публики, ее авторы могли допустить определенную подмену понятий, не исключает заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

«То, что говорил и показывал президент, специалисты называют компактными силовыми установками, эксперименты с которыми проводились изначально в авиации, а затем при освоении дальнего космоса.

Это были попытки решить неразрешимую проблему достаточного запаса топлива при перелетах на неограниченные дальности.

В этом смысле презентация совершенно корректна: наличие такого двигателя обеспечивает энергоснабжение систем ракеты или любого иного аппарата сколь угодно долгое время», — сказал он «Ридусу».

Работы с таким двигателем в СССР начались ровно 60 лет назад под руководством академиков М. Келдыша, И. Курчатова и С. Королева.

В те же самые годы аналогичные работы велись в США, но были свернуты в 1965 году. В СССР работы продолжались еще около десятилетия, прежде чем тоже были признаны неактуальными.

Возможно, поэтому в Вашингтоне не сильно передернули, заявив, что не удивлены презентацией российской ракеты.

В России идея ядерного двигателя никогда не умирала — в частности, с 2009 года ведется практическая разработка такой установки.

Судя по срокам, заявленные президентом испытания вполне укладываются именно в этот совместный проект Роскосмоса и Росатома — поскольку разработчики и планировали провести полевые испытания двигателя в 2018 году.

Возможно, в связи с политическими причинами они чуть поднатужились и сдвинули сроки «влево».

«Технологически это устроено так, что ядерный энергоблок нагревает газовый теплоноситель. И этот разогретый газ либо вращает турбину, либо создает реактивную тягу напрямую.

Определенное лукавство в презентации ракеты, которую мы услышали, состоит в том, что дальность ее полета все-таки не бесконечна: она ограничена объемом рабочего тела — жидкого газа, который физически можно закачать в баки ракеты», — говорит специалист.

При этом у космической ракеты и крылатой ракеты принципиально разные схемы управления полетом, поскольку у них разные задачи. Первая летит в безвоздушном пространстве, ей не надо маневрировать, — достаточно придать ей первоначальный импульс, и далее она движется по расчетной баллистической траектории.

Крылатая же ракета, наоборот, должна непрерывно менять траекторию, для чего у нее должен быть достаточный запас топлива, чтобы создавать импульсы. Будет ли это топливо воспламеняться ядерной энергоустановкой или традиционной — в данном случае не принципиально. Принципиален только запас этого топлива, подчеркивает Тихомиров.

«Смысл ядерной установки при полетах в дальний космос — это наличие на борту источника энергии для питания систем аппарата неограниченно долгое время.

При этом может быть не только ядерный реактор, но и радиоизотопные термоэлектрические генераторы.

А смысл такой установки на ракете, полет которой не будет продолжаться долее нескольких десятков минут, мне пока не вполне ясен», — признаётся физик.

Доклад в Манеже лишь на пару недель запоздал по сравнению с заявлением NASA, сделанным 15 февраля, о том, что американцы возобновляют научно-исследовательские работы по ядерному ракетному двигателю, заброшенные ими полвека назад.

Кстати, в ноябре 2017 года уже и Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) сообщила, что до 2045 года в КНР будет создан космический корабль на ядерном двигателе. Поэтому сегодня можно смело говорить о том, что мировая ядерно-двигательная гонка началась.

Источник: https://www.ridus.ru/news/271913

Физика крылатой атомной ракеты (обзор) | Независимый альманах ЛЕБЕДЬ

  • Показанная же на презентации Путина ракета околозвуковая или слабосверхзвуковая (если, конечно, верить, что на видео именно она). Но при этом габарит реактора уменьшился значительно по сравнению с TORY-II от ракеты SLAM, где он составлял аж 2 метра включая радиальный отражатель нейтронов из графита.Схема ракеты SLAM.

    Все приводы пневматические, аппаратура управления находится в капсуле, ослабляющей излучение.

    Можно ли вообще уложить реактор в диаметр 0,4-0,6 метра? Начнем с принципиально минимального реактора — болванки из Pu239. Хороший пример реализации такой концепции — космический реактор Kilopower, где, правда, используется U235.

    Диаметр активной зоны реактора всего 11 сантиметров! Если перейти на плутоний 239 размеры АЗ упадут еще в 1,5-2 раза. Теперь от минимального размера мы начнем шагать к реальном ядерному воздушному реактивному двигателю, вспоминая про сложности. Самым первым к размеру реактора добавляется размер отражателя — в частности в Kilopower BeO утраивает размеры.

    Во-вторых мы не можем использовать болванку U или Pu — они элементарно сгорят в потоке воздуха буквально через минуту. Нужна оболочка, например из инкалоя, который противостоит мгновенному окислению до 1000 С или других никелевых сплавов с возможным покрытием керамикой.

    Внесение большого количества материала оболочек в АЗ сразу в несколько раз увеличивает необходимое количество ядерного топлива — ведь «непродуктивное» поглощение нейтронов в АЗ теперь резко выросло!

    Более того, металлическая форма U или Pu теперь не годится — эти материалы и сами не тугоплавкие (плутоний вообще плавится при 634 С), так еще и взаимодействуют с материалом металлических оболочек. Переводим топливо в классическую форму UO2 или PuO2 — получаем еще одно разбавление материала в АЗ, теперь уже кислородом.

    Наконец, вспоминаем предназначение реактора. Нам нужно прокачивать через него много воздуха, которому мы будем отдавать тепло. примерно 2/3 пространства займут «воздушные трубки». В итоге минимальный диаметр АЗ вырастает до 40-50 см (для урана), а диаметр реактора с 10-сантиметровым бериллиевым отражателем до 60-70 см.

    Воздушный ядерный реактивный двигатель можно впихнуть в ракету диаметром около метра, что впрочем, все же не кардинально больше озвученных 0,6-0,74 м, но все же настораживает.

    Так или иначе, ЯЭУ будет иметь мощность ~несколько мегаватт, питаемые   ~10^16 распадов в секунду. Это означает, что сам реактор будет создавать радиационное поле в несколько десятков тысяч рентген у поверхности, и до тысячи рентген вдоль всей ракеты.

    Даже установка нескольких сот кг секторной защиты не сильно снизит эти уровни, т.к. нейтронны и гамма-кванты будут отражаться от воздуха и «обходить защиту».

      За несколько часов такой реактор наработает ~10^21-10^22 атомов продуктов деления c  активностью в несколько (несколько десятков) петабеккерелей который и после остановки создадут фон в несколько тысяч рентген возле реактора.

    Конструкция ракеты будет активирована до примерно 10^14 Бк, хотя изотопы будут в основном бета-излучателями и опасны только тормозным рентгеном. Фон от самой конструкции может достигать десятки рентген на расстоянии 10 метров от корпуса ракеты.

    Все эти сложности дают представление, что и разработка и испытания подобной ракеты — задача на грани возможного. Необходимо создать целый набор радиационно-стойкого навигационного и управляющего оборудования, испытать это все довольно комплексным образом (радиация, температура, вибрации — и все это на статистику).

    Летные испытания с работающим реактором в любой момент могут превратиться в радиационную катастрофу с выбросом от сотен террабеккерелей до единиц петабеккерелей.  Даже без катастрофических ситуаций весьма вероятная разгерметизация отдельных твэлов и выброс радионуклидов.

    Из за всех этих сложностей американцы отказались от ракеты с ядерным двигателем SLAM в 1964 г.

    Конечно, в России до сих пор есть Новоземельский полигон на котором можно проводить такие испытания, однако это будет противоречить духу договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (запрещение вводилось с целью недопущения планомерного загрязнения атмосферы и океана радинуклидами).

    Наконец, интересно, кто в РФ мог бы заниматься разработкой подобного реактора.

    Традиционно изначально высокотемпературными реакторами занимался Курчатовский институт (общее проектирование и расчеты), Обнинский ФЭИ (экспериментальная отработка и топливо), НИИ «Луч» в Подольске (топливо и технологии материалов).

    Позже к проектированию подобных машин подключается коллектив НИКИЭТ (например реакторы ИГР и ИВГ — прообразы активной зоны ядерного ракетного двигателя РД-0410).

    Сегодня НИКИЭТ обладает коллективом конструкторов, которые выполняют работы по проектированию реакторов (высокотемпературный газоохлаждаемый РУГК, быстрые реакторы МБИР, БРЕСТ), а ФЭИ и «Луч» продолжают заниматься сопутствующими расчетами и технологиями соотвественно. Курчатовский институт же в последние десятилетия больше перешел к теории ядерных реакторов.

    Резюмируя, можно сказать, что создание крылатой ракеты с воздушным реактивным двигателеям с ЯЭУ является в целом выполнимой задачей, но одновременно крайне дорогой и сложной, требующей значимой мобилизации людских и финансовых ресурсов, как мне кажется в большей степени, чем все остальные озвученные проекты («Сармат», «Кинжал», «Статус-6», «Авангард»).

    Очень странно, что эта мобилизация не оставила ни малейшего следа. А главное, совершенно непонятно, в чем польза от получения подобных образцов вооружений (на фоне имеющихся носителей), и как они могут перевесить многочисленные минусы — вопросы радиционной безопасности, дороговизны, несовместимости с договорами о сокращении стратегических вооружений.

    Малогабаритный реактор разрабатывается с 2010 года, об этом докладывал Кириенко в Госдуме. Предполагалось, что его установят на космический аппарат с ЭРД для полетов к Луне и Марсу и испытают на орбите в этом году.
    Очевидно, что для крылатых ракет и подводных лодок используется аналогичное устройство.

    Да, ставить атомный движок можно, и успешные 5 минутные испытания 500 мегаватного движка, сделанные в штатах много лет назад для крылатой ракеты с рам джетом для скорости 3 маха это, в общем-то, это подтвердили (проект Плуто). Стендовые испытания, понятно (движок «обдували» подготовленным воздухом нужного давления/температуры).

    Только вот зачем? Существующих (и проектируемых) балличтических ракет достаточно для ядерного паритета.

    Зачем создавать потенциально более опасное (для «своих») в использовании (и тестировании) оружие? Даже в проекте Плуто подразумевалось, что над своей территорией такая ракета летит на значительной высоте, снижаясь на под-радарные высоты только близко к территории противника.

    Не очень хорошо находиться рядом с незащищенным 500 мегаватным воздушно охлаждаемым урановым реактором про температуре материалов более 1300 цельсиев. Правда, упомянутые ракеты (если они действительно разрабатываются) будут меньшей мощности чем Плутон (Slam). Ролик-анимация 2007 г., выданный в презентации Путина за показ новейшей крылатой ракеты с атомной энергетической установкой.

    Возможно, все это подготовка к северо корейскому варианту шантажа. Мы перестанем разрабатывать наше опасное оружие — а вы с нас снимаете санкции.

    Что за неделя — китайский босс пробивает пожизненное правление, российский грозит всему миру.

    Обзор по материалам знатоков из социальных сетей подготовил Валерий Лебедев

  • Источник: http://lebed.com/2018/7211.htm

    Ссылка на основную публикацию