Каким будет новый американский «стелс»-бомбардировщик

Почему новый американский «стелс» заведомо стал провалом Пентагона?

18.11.2015, ТРК «Звезда».

Построить – одно, обосновать – другое

Новость о том, что Соединенные Штаты планируют разработать новый стратегический бомбардировщик, на пару дней всколыхнула все авиационное сообщество. Вопросы вроде: «Гонка вооружений возвращается?» – были одними из самых популярных в те дни. Однако после того, как информационная буря улеглась, авиационные специалисты стали размышлять, каким же может быть новый американский «стратег».

Память о супердорогих и весьма ограниченных в возможностях американских бомбардировщиках, в конструкции которых использовалась модная «стелс-технология», замешанная на специальном покрытии корпуса и нехарактерной для самолета форме фюзеляжа, в памяти военных специалистов и авиационных экспертов по всему миру еще свежа. Подать новый самолет правильно – целое искусство. Все равно что продемонстрировать товар лицом.

Это значит, что американским инженерам и политикам предстоит не просто продемонстрировать проект нового бомбардировщика, нарисованного с помощью графического редактора, но и доказать всем его целесообразность. Здесь, по признаниям специалистов, и кроется основная проблема.

Оправдать постройку тяжелого стратегического бомбардировщика после целой серии невероятно дорогих машин, годных лишь на доставку авиабомб в районы, свободные от ПВО, – задача непростая, и даже при том, что американский военный бюджет – крупнейший в мире, желающих тратить с десяток миллиардов долларов на новую игрушку можно пересчитать по пальцам одной руки.

Эффективность, цена и потенциальные угрозы

Споры вокруг целесообразности постройки нового бомбардировщика начались как только новость о том, что такой самолет может быть создан, появилась в СМИ.

Почти сразу же программа под названием LRS (Long-Range Strike Bomber/Бомбардировщик дальнего радиуса действия), которая является частью мероприятий по восстановлению боеспособности американской ядерной триады и была оценена в один триллион долларов, подверглась критике.

Помимо авиационных экспертов, выражающих сдержанный скепсис относительно перспектив нового проекта, критикой отличились и американские эксперты в области глобальной безопасности.

Том Коллина и Уилл Сэтрен, аналитики американского фонда Ploughshares, на страницах портала Aviationweek выразили глубокую озабоченность направлением работ, уточнив, что программа по созданию B-3 (именно такое сокращение может получить новый стратегический бомбардировщик) не имеет ничего общего с военными нуждами страны и нагрузка, которую примет на себя военный бюджет Америки, колоссальна. По самым скромным подсчетам, постройка одного самолета обойдется в 550 миллионов долларов, а общее количество бомбардировщиков B-3 должно перевалить за десять.

Еще более 21 миллиарда долларов в Пентагоне планируют потратить на разработку проекта. Впрочем, как полагают эксперты, «золотой», но не отвечающий целям и задачам современной войны самолет – далеко не первый в списке проектов.

«У американцев уже достаточно долго, фактически с момента создания самолета B-2, ведутся разговоры о том, что такая техника для войск избыточна, что она не просто не оправдывает своего предназначения, но и в случае настоящей войны, я сейчас имею в виду настоящее боестолкновение с хорошо вооруженным и подготовленным противником, окажется просто ломом и на ее дальнейшем использовании смело можно будет ставить крест», – поясняет в интервью «Звезде» авиационный инженер специалист по системам жизнеобеспечения, БРЭО и бортовой навигации кандидат технических наук Сергей Прудченко.

«В 1980-х, когда B-2 «продавали» сенатской комиссии по вооружениям, его стоимость закладывали на уровне в 800 с небольшим миллионов долларов за штуку и построить планировали более 130 единиц. По факту же вышло, что один такой самолет стал не просто золотым, он трижды платиновым стал при цене в три миллиарда долларов за единицу.

Оружие всегда определяло и определяет, помимо технологичности, соотношение цена/качество. Можно за куда меньшие деньги построить эффективный бомбардировщик, способный нести современные средства поражения наземных объектов. При этом вполне вероятно, что бомбардировщик вообще не будет входить в зону действия ПВО», – добавил эксперт.

Боевое применение «платиновых» B-2 оказалось не таким ярким, как чек, подписанный на компанию Northrop Grumman в Пентагоне. В одном из первых же боевых вылетов «Дух» отличился, однако результат бомбардировки сильно удивил американских военных.

B-2, совершивший беспосадочный перелет с базы ВВС Уайтмэн в штате Миссури до Балканского полуострова, попаданием бомбы JDAM уничтожил китайское посольство, «увенчав» точечный удар смертью нескольких журналистов и мирных жителей.

Последующее боевое применение «Духов» также не блещет уникальным маневрами или тяжелыми условиями для выполнения задачи: операции «Иракская свобода» и «Рассвет Одиссеи», по словам экспертов, едва ли свидетельствуют о степени технологичности американских бомбардировщиков.

Эффективность и вооружение

Американские эксперты, анализирующие боевые возможности уже состоящего на вооружении бомбардировщика В-2 и перспективного проекта В-3 отмечают, что целей и задач, равно как и необходимости создания нового самолета, просто нет.

Учитывая, что В-2, по заявлениям Пентагона, будет состоять на боевой службе до 2060 года, создание нового комплекса «самолет+вооружение» кажется не просто бессмысленным, а слегка бредовым.

Коллина и Сэтрен отмечают, что создание самолета, способного прорывать систему ПВО, будет сопровождаться работами по созданию аналогичных крылатых ракет, также способных к прорыву ПВО вероятного противника.

Американские эксперты отмечают, что размещение ракеты, способной к прорыву сквозь систему ПВО, на аналогичном самолете похоже на «использование на боксерском ринге лука для стрельбы».

Авиационные эксперты, некогда занятые разработкой бортовых систем, отвечающих за наведение и применение вооружения, отмечают, что «двойная работа» в случае с перспективным проектом ожидаемого результата не даст.

«В случае с бомбардировщиком важно понять, по какому пути нужно следовать: если концепция предполагает создание самолета для прорыва ПВО противника и дальнейшего бомбометания высокоточным вооружением – это одно, а если отталкиваться от создания средств авиационного поражения, способных к прорыву ПВО противника, то здесь перечень работ следует сосредоточить на средствах доставки, проработать вопросы дальности полета, бортовой электроники. Самолет, вооруженный такими, скажем, крылатыми ракетами, вообще в зону действия ПВО входить не будет.

Зачем осознанно идти по пути усложнения проекта, лично мне непонятно.

Особенно здесь следует учесть, что уже существующий В-2 позиционируется как средство для прорыва ПВО и вооружают его в основном свободно падающими бомбами и комплектами вооружения JDAM, попутно оставляя возможность для применения спецбоеприпасов с ядерной БЧ», – поясняет в интервью «Звезде» авиационный инженер специалист в области БРЭО Сергей Прудченко.

Все и сразу

Эксперты отмечают, что перспектив у проекта LRS-B не так уж и много. Сам проект по созданию перспективного бомбардировщика, впрочем, назвать новым тоже можно с большой нятяжкой.

«Насколько мне известно, проект LRS-B находится в разработке примерно с середины 2000-х годов. При этом требования военных меняются чуть ли не каждый год, чем промышленники крайне недовольны.

При этом некоторые требования весьма противоречивы.

Например, экипажная и беспилотная конфигурации «в одном флаконе», разведывательные, РЭБ и ударные функции в одном самолете и так далее, чем промышленники очень недовольны.

При этом машина должна иметь дальность полета не менее 10 000 километров, чтобы выполнить требования по нанесению ударов в любой точке мира. На мой взгляд, при сегодняшних и даже перспективных технологиях эти требования невыполнимы.

Думаю, дальше аванпроектов в ближайшие годы тема не продвинется», – поясняет в интервью «Звезде» военный эксперт Виктор Мураховский.

Уязвимости

Еще один вопрос, над которым инженерам из Northrop Grumman совершенно точно придется задуматься, – это уязвимость американских стелс-бомбардировщиков.

По признаниям специалистов, ни один из американских «стратегов» невидимостью не отличается и может быть обнаружен не самой новой системой ПВО, а перспективные разработки в области средств противовоздушной обороны, такие как российские С-400 и С-500, появления которых с ужасом ждут за пределами России, могут поставить крест на еще не появившемся на свет бомбардировщике. По словам специалистов, способов «поймать» такой самолет – великое множество. «Такие самолеты обнаруживаются метровыми РЛС на раз-два, пассивным средствами точно так же», – поясняет Виктор Мураховский.

Однако самые большие проблемы у стелс-бомбардировщиков могут начаться при встрече с более продвинутыми системами.

В случае с системой С-400, обмануть которую не может ни один даже самый современный зарубежный самолет, стоит отметить, что техническое задание на разработку уникального вооружения было выдано еще в 1983 году. Но и это для американских бомбардировщиков не самое страшное.

«В случае С-500 картина обстоит еще серьезнее, ведь это зенитно-ракетная система совершенно другого уровня по всем компонентам», – уточняет Мураховский.

Именно системы ПВО, работающие в самых разных режимах, уже состоящие на вооружении войск ВКО и только проходящие государственные испытания, являются нерешаемой проблемой для любого вида американских бомбардировщиков – будь то многомиллиардные B2 или еще более дорогие В3, с созданием которых авиационные инженеры Northrop Grumman рискуют сесть в глубокую лужу.

Учитывая все это, а также постоянно меняющиеся требования к перспективным бомбардировщикам со стороны военных, едва ли можно надеяться, что американцам по силам создать угрозу, которая не разорит государственную казну, подобно проекту F-35, и средство противодействия которой уже давно способно догнать сверхзвуковой ракетой любую неопознанную цель, входящую в воздушное пространство России.

Источник: http://agitpro.su/pochemu-novyj-amerikanskij-stels-zavedomo-stal-provalom-pentagona/

Тест-драйв бомбардировщика «Стелс»: что придёт на смену?

Корреспондент Popular Mechanics получил редкую возможность отправиться в полет на бомбардировщике-невидимке B-2 и стать свидетелем учебной операции. Более того — его допустили к рычагам управления, и теперь он расскажет читателям о своем необычном опыте.

Несколько лет назад администрация США выделила более $6 млрд на разработку нового стратегического бомбардировщика. По оценкам экспертов, всего проект потребует не менее $120 млрд.

Поскольку разработка всё ещё под завесой тайны, редакция Popular Mechanics попыталась представить себе, каким будет новый самолет.

Воздушное пространство над США исчерчено невидимыми траекториями — это магистрали с оговоренными точками входа и выхода, используемые военными самолетами для дозаправки в воздухе.

Наша магистраль имеет номер 16 и ориентирована по линии «запад — восток». Мы летим на высоте около 8000 м над центральными районами штата Миссури.

Рядом со мной в кабине бомбардировщика-невидимки B-2 сидит пилот, капитан Тимоти Салливан по кличке Шрам.

У капитана Салливана рост под два метра — это многовато для тесного кокпита, но начальство пошло пилоту навстречу, разрешив летать. Однако случись катапультирование — он неизбежно зацепится коленями за приборную панель.

Мы вышли на маршрут, по которому летают самолеты-заправщики KC-135 Stratotanker. Впереди нас ждет полет в сцепке с одним из них на скорости 720 км/ч. За это время мы должны заполнить под завязку наши топливные баки.

«Еще шесть минут, и танкеры будут уже в поле нашего зрения», — говорит Шрам. Я слышу его голос из динамиков в моем шлеме.

Без переговорного устройства его голос потонул бы в реве двигателей нашего бомбардировщика, носящего имя Spirit of Georgia.

Чести полетать в кокпите бомбардировщика B-2 удостоилось примерно столько же людей, сколько успело побывать в космосе. За всю историю космонавтики за пределы нашей атмосферы вырвалось всего 530 человек. К моменту моего полета, который состоялся в конце 2012 года, лишь 543 человека поднялись в воздух в кокпите самолета-невидимки Spirit. Доживем до посадки, и я стану 544-м.

Кабина бомбардировщика-невидимки рассчитана на двух пилотов, сидящих бок о бок. Наверно, в 1980-е, когда самолет проектировали в компании Northrop Grumman, дизайн приборов индикации смотрелся как последний писк моды. В кабине имеется непритязательного вида туалет — это унитаз из нержавейки, установленный за спинкой правого сиденья прямо рядом с серверами секретной связи.

Естественно, никакой перегородки здесь не предусмотрено. Там же, за сиденьями, умещается двухметровая горизонтальная плоскость, на которой можно устроиться подремать, хотя многие предпочитают просто растянуться на полу. Это бывает нелишним, ведь время полета В-2 зачастую измеряется двузначными числами.

«Я способен задремать в любом месте и в любой позе, — говорит Шрам, — а вот в кабине В-2 почему-то мне не спится».

Заправка в воздухе

С расстояния в 15 км стратотанкеры, составляющие в длину целых 40 м, выглядят маленькими точками. Однако по мере приближения мы уже четко видим очертания самолета, принадлежащего 128-му авиакрылу топливозаправщиков Национальной гвардии США.

Читайте также:  Военные базы нато гораздо ближе к российским границам, чем вы думаете

А дальше я наблюдаю хорошо отрепетированный танец в воздухе. Нуждающийся в дозаправке самолет пристраивается сзади и чуть ниже танкера. Из КС-135 выдвигается телескопическая заправочная стрела.

На ее конце — штуцер, который должен точно попасть в крошечный лючок в обшивке бомбардировщика.

Включается помпа, а оба самолета тем временем продолжают полет, точно согласовывая друг с другом свои движения.

Когда я выслушивал во время предполетного инструктажа рассказ об этих манипуляциях, все было понятно, логично и рационально, однако, как только мы вплотную подкрались к танкеру и его корма закрыла весь обзор через лобовое стекло, операция дозаправки показалась мне чистым безумием. Притереться на расстоянии в четыре метра к другому самолету и удерживать такое положение минуту за минутой — одна эта мысль сама по себе представлялась дикой. Мозг в черепной коробке холодел от ужаса.

Шрам пристраивается у хвоста авиатанкера, и я вижу каждое его движение, когда он корректирует позицию своего бомбардировщика. И это на расстоянии, когда до танкера буквально доплюнуть можно.

Оператор, управляющий заправочной стрелой, следит за нами через небольшое окошечко в хвосте КС-135, и мы видим выражение его лица.

К счастью, уменьшив расстояние между самолетами до предела, мы выходим из зоны турбулентности, то есть наш бомбардировщик попадает в стабильный пузырь разреженного воздуха, сформировавшийся за хвостом заправщика.

На каждый час полета В-2 приходится 55 часов технического обслуживания. Большая часть времени расходуется на восстановление маскирующего покрытия. Аэродромные механики, как, например, сержант Джесси Филипс, легко узнают самолеты «в лицо». «У каждого из этих самолетов свой характер», — говорит сержант.

Заправочный люк самолета В-2 расположен в верхней части его фюзеляжа, так что Шрам и не видит, сколь далеко сейчас отстоит стрела заправщика от приемной горловины. Ему видны только световые сигналы, загорающиеся на фюзеляже заправщика, которые подсказывают ему, в каком направлении нужно сместиться.

Еще одна подсказка — обрамление лобового стекла. Пилот давно уже знает, что должно вписываться в эту рамку, когда он выведет свой самолет в нужную позицию.

И вот завершены все корректирующие маневры, на экране приборной панели загорается сигнал «стыковка», и по штанге в бомбардировщик полились тонны горючего.

На полных баках В-2 способен пролететь порядка 10 000 км, но если лететь от Миссури куда-нибудь на Ближний Восток и обратно, то в воздухе придется дозаправляться еще несколько раз.

Я спросил пилота, что же они делают в случае сильной атмосферной турбулентности или при других погодных неприятностях. «А какие есть варианты? Заправляемся, — ответил Шрам, и в его голосе звучала не столько бравада, сколько смирение.

— Ведь без топлива все равно никуда не долетишь».

Самолет-невидимка В-2 по праву считается самым технически совершенным из всех бомбардировщиков мира, однако и в нем многое стоило бы усовершенствовать. Я спросил у соседа по пилотской кабине, чего бы он желал от нового бомбардировщика, и услышал в своих наушниках: «Большего радиуса действия. Чтобы пореже заправляться».

Противостояние с равными

Война в Афганистане постепенно стихает, и Америка перераспределяет свои стратегические акценты.

Вместо того чтобы готовиться к непосредственным боестолкновениям с плохо вооруженным противником, ведущим партизанские действия, в Пентагоне задумались о возможных противостояниях с сильными национальными государствами, располагающими вполне современным оружием.

Среди военных экспертов такие потенциальные противники называются «равными» (peer) или «почти равными» (near-peer) по военной мощи.

В 2011 году администрация Обамы заявила, что Пентагон теперь больше внимания будет уделять ситуации в Азии, которую необходимо считать «ключом ко всему тихоокеанскому региону». За этими словами вырисовывается стратегия, направленная конкретно против Китая — самого сильного в мире из «почти равных» противников.

Этот разворот в стратегическом мышлении вдохнул новую жизнь в программу разработки нового бомбардировщика-невидимки, которую еще в 2009 году закрыл тогдашний министр обороны Роберт Гейтс.

Ударный бомбардировщик дальнего радиуса действия может взлетать далеко за пределами доступности для китайских крылатых и баллистических ракет, а его системы противорадарной маскировки позволят преодолеть барьер ПВО, который в этой стране поддерживается на весьма высоком уровне. (См. статью «Война невидимок», «ПМ» № 11'2012.

) Кроме того, бомбардировщик может за считанные часы вернуться на базу, чтобы пополнить боезапас, чем выгодно отличается от подводной лодки или надводного корабля. Это преимущество может оказаться весьма важным в длительных военных кампаниях.

Пока что война между китайскими (а также некоторыми другими) разработчиками новых систем ПВО и американскими ВВС ведется только под крышами ангаров. На первый взгляд поверхность фюзеляжа и крыльев В-2 кажется просто черной.

А вот старший сержант Джесси Филипс, молодой авиатехник, который никогда не занимался ничем, кроме обслуживания самолетов В-2 на базе Whiteman, способен разглядеть на этой черной шкуре сложный рисунок.

В одних местах материал покрытия подобран так, чтобы поглощать волны от радиолокатора, в других отражение радиоволн направляется поперек фюзеляжа на его тыльную сторону.

Июнь 1946 года. Летчик-испытатель Макс Стэнли совершает полет на XB-35, дальнем предке нынешнего В-2. Впереди эту идею ждут еще десятилетия технической доводки, пока такой аппарат не станет достаточно устойчивым в полете, чтобы участвовать в боевых действиях. Ноябрь 1981 года.

Компания Northrop Grumman выигрывает тендер на разработку бомбардировщика по схеме «летающее крыло». Февраль 1982 года. Начинаются полеты опытного аппарата Tacit Blue. Данные, полученные при этих испытаниях, будут использованы для проектирования обводов бомбардировщика В-2. Июль 1989 года. В небе над Калифорнией в первый раз пролетает В-2.
Апрель 1997 года.

Официальные лица ВВС заявляют, что теперь В-2 способен сбрасывать и неядерные бомбы. Март 1999 года. Два бомбардировщика Spirit наносят удар по Югославии. При этом используются бомбы спутникового наведения. Это первое использование В-2 в реальных боевых действиях. Октябрь 2001 года. Cамолеты В-2 бомбят Афганистан в ответ на теракты 11 сентября 2001 г. Март 2003 года.

Самолеты В-2 открывают военную кампанию Shock and Awe («Шок и трепет») в Ираке. 900-кг бомбы попадают в заданные цели, однако Саддама Хусейна убить не удалось. Февраль 2008 года. На Гуаме из-за отказа датчиков воздушной скорости B-2 терпит крушение. Жертв нет. Как сказал авиамеханик Томас Андерсон, «для нас эта новость прозвучала, как сообщение об убийстве Кеннеди».

Март 2011 года. Три В-2, прилетев из штата Миссури, за один вечер уничтожают прямо на земле все ВВС Ливии. Февраль 2012. года Администрация Обамы при формировании бюджета на 2013 г. запрашивает $6,3 млрд под разработку нового бомбардировщика, обещая его выпуск к 2025 г. Январь 2013 года. Пентагон подтверждает, что самолет-невидимка В-2 способен нести боеприпас GBU-57.

Это 14-тонная бомба, взрывающаяся только после того, как прошьет десятки метров бетонной защиты.

В целом задача такой облицовки состоит в том, чтобы никакие из посланных волн не вернулись на приборы противника.

«Мы постоянно взаимодействуем с инженерами военно-воздушной базы Тинкер (там расположен главный центр воздушной логистики штата Оклахома), получая от них обновленные методики и коррективы в технические данные, — говорит Филипс.

— Нам нужно всегда держаться на шаг впереди в гонках с противником, поскольку на той стороне они все время пробуют на зубок наши средства маскировки». И чем дольше В-2 останется на вооружении, тем сложнее будет таким, как Филипс, держаться на шаг впереди потенциального противника.

Идея разработать новый бомбардировщик в расчете на противостояние с равносильным противником едва не захлебывается в потоках критики — особенно со стороны борцов за разоружение.

Уильям Хартунг, руководитель темы «Вооружения и безопасность» в Центре международной политики, в своем февральском выступлении выразил мнение всех этих оппонентов, призвав «закрыть или сократить финансирование таких проектов, как, к примеру, разработка нового бомбардировщика с ядерными ракетами… поскольку такая техника актуальна только в условиях холодной войны».

Опасность неожиданного массированного удара ядерными ракетами сейчас практически свелась к нулю, так что бомбардировщик, предназначенный для доставки атомных бомб, вряд ли может рассматриваться как приоритетное направление.

С другой стороны, наличие ядерных зарядов, всегда поддерживаемых в полной боевой готовности, может оказаться фактором, препятствующим перерастанию традиционной войны в ядерный конфликт.

Таково мнение Эли Якобса, координатора одной из программ в Центре стратегических и международных исследований (CSIS). «Проигрывающая сторона, стремясь положить конец военному конфликту, может дерзнуть и нанести ограниченные ядерные удары», — писал он на сайте CSIS.

Имея наготове средства ядерного сдерживания, легче, по его мнению, будет не доводить ситуацию до такого катастрофического развития.

Впрочем, главным предназначением нового американского бомбардировщика станет не сбрасывание ядерных бомб, а использование оружия других типов.

ВВС США уточнили эти приоритеты еще в прошлом году, когда авиационное руководство официально заявило — новый самолет первым делом будет предназначен для доставки неядерных боеприпасов.

Правда, это противоречит позициям самого Пентагона, который изначально подготовил В-2 для оснащения ядерным оружием еще за несколько лет до того, как этот самолет был оборудован под традиционные виды вооружения.

Благодаря дозаправке в воздухе самолет В-2 способен достичь цели в любой точке мира, взлетев с территории США. Новый бомбардировщик получит большую грузоподъемность и увеличенный радиус действия.

Бригадный генерал Томас Бассьер, командующий 509-м бомбардировочным авиакрылом, которое базируется на базе Whiteman, знает, что двадцать его самолетов представляют собой весьма эффективный инструмент, позволяющий оказывать влияние (то есть просто нагонять страх) на различные преступные режимы. «Осмелюсь заявить, что много кому наши В-2 не дают спать по ночам», — говорит он.

Пилоты В-2 давно уже не пользуются в своей работе традиционными прицелами для бомбометания и не жмут на гашетки. В их распоряжении кнопочки и клавиатура. Самолет сам вычислит правильный момент для сброса бомбы, учитывая при этом текущую скорость.

Он автоматически откроет бомболюк и выпустит боеприпас — либо из бомбового стеллажа, либо из ротационного пускового устройства.

Из официальных сообщений известно, что В-2 способен сбросить 80 неуправляемых бомб, причем так, что каждая из них ляжет не далее 150 м от заданной цели, кроме того, он может нести до 16 боеприпасов типа Joint Direct Attack Munition (JDAM) — 900-килограммовых свободнопадающих бомб, которые превращены в самонаводящиеся.

Для этого достаточно было снабдить их управляемыми стабилизаторами, корректирующими курс падающего снаряда. При выпуске бомб типа JDAM взрываются пироболты. «Прямо в кабине можно спиной почувствовать, как самолет выстреливает свой боезапас», — говорит Шрам.

Возможности самолета В-2 были ярко продемонстрированы, когда в марте 2011 года он участвовал в ночном налете на Ливию.

«Мы поразили 45 из 48 запланированных целей, использовав для этого высокоточное оружие, — рассказал нам генерал-лейтенант Джеймс Ковальски, начальник «глобального» ударного командования ВВС.

— Все эти цели представляли собой хорошо защищенные укрытия для самолетов. Вот тут-то Каддафи и понял, что его укрытия были не так уж и хорошо защищены, да и вообще по большому счету это были вовсе и не укрытия».

Источник: https://www.PopMech.ru/weapon/14208-test-drayv-bombardirovshchika-stels-chto-pridet-na-smenu/

Почему русские радары видят самолеты-невидимки

Невидимых самолетов не бывает. Построенные по стелс-технологиям истребители и бомбардировщики причудливой формы с неважными характеристиками и огромной стоимостью все равно находят русские радары и сбивают русские ракеты. Мы узнали, почему так происходит.

Всемирную известность стелс-технологиям принесла операция «Буря в пустыне». Шесть недель подряд американские штурмовики F-117 бомбили Багдад.

Каждую ночь самолеты ВВС США беспрепятственно преодолевали все рубежи иракской ПВО, поражали намеченные цели и невредимыми возвращались на базы.

Выглядело это, что говорить, эффектно и позволило заместителю командующего американских ВВС Джону Уэлчу горделиво заметить: «Технология «стелс» вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом».

На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем «Кадиллак» или «Кока-Кола». Не стоит забывать, что любая война является мощной рекламой для применяемого в ней оружия. Если оно оправдывает ожидания.

Цена незаметности

Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово «невидимость». Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности.

И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, — и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.

Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние — но какой ценой…

Ивановские десантники получили ПЗРК «Верба»

Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком.

Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами.

Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей — одну из самых заметных металлических деталей в самолете, — перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.

Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная «бабочка», менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.

Читайте также:  Танк т-34 100

В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками.

Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже -внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета.

Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика — грабителя в темном доме.

Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.

Достать невидимку

Как вооружены и экипированы десантники-миротворцы

27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора».

Первая ракета 5В27Д, выпущенная на кировском заводе имени XX партсъезда в 1976 году, оторвала американскому истребителю крыло, вторая попала в фюзеляж.

Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.

— 24 марта мы покинули воинскую часть и переместились в пригород Белграда, у села Шимановцы, — рассказал командир расчета Р-125 Драган Матич. -Три дня прошло относительно спокойно: работали по командам, обычная процедура. Главной задачей было не попасть под радары АВАКСов, сопровождавших самолеты НАТО. Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве.

Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире — источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению.

Через 17 секунд после команды «Огонь» самолет был сбит нашими ракетами.

Отстрелявшись, зенитчики тут же покинули позицию.

— Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у расчета остаться в живых. За три месяца агрессии мы меняли позицию 24 раза. За нами следили АВАКСы и американские спутники.

20 секунд в эфире или на вражеском радаре — и, считай, ты уже мертвый. Прилетит «Томагавк» или мощная бомба, — продолжил Матич. — Мы молча стреляли и уезжали — это и спасло нашу команду.

Никто не пострадал, хотя в моей бригаде ПВО погибло девять человек.

Сербский ракетчик рассказал, что его расчет поразил также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств нет. А сбитый F-117 американцы долгое время называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались -сейчас кабина «стелса» украшает музей авиации в Белграде.

Кто не спрятался, мы не виноваты

Любой самолет состоит из компромиссов, любят повторять авиаторы. В ВВС это вещь столь же непреложная, как подъемная сила. Скорость и маневренность, полезная нагрузка и боевая дальность, средства обнаружения целей и защиты от ПВО — при создании каждого боевого самолета эти противоречивые, но одинаково важные для него свойства увязывают в единый комплекс, жертвуя чем-то во имя чего-то.

Шойгу в Казани показали модернизацию бомбардировщиков Ту-22

В F-117 ради незаметности пожертвовали многим.

Построенный по схеме «летающее крыло», он плохо маневрировал, не мог летать на сверхзвуке, был нестабилен по тангажу и рысканью и траекторию его полета необходимо было постоянно корректировать -эту функцию возложили на автоматическую систему управления.

У Night Hawk не было радара и систем радиоэлектронной борьбы. В случае обнаружения он оказывался беззащитен перед атакой с земли или воздуха.

Несмотря на автоматику и самых опытных пилотов, 6 из 64 построенных F-117 разбились во время тренировочных полетов.

Вследствие перечисленных недостатков и проигранной рекламной кампании в 2008 году Night Hawk был снят с вооружения. Ему на смену пришли истребители F-22 и F-35. Сравнив скрытность последнего и возможности ЗРК С-400 «Триумф», руководитель аналитического центра «Air Power Australia» Карло Копп сделал вывод, что американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России.

Стелс-технологии более-менее эффективны против радаров, работающих в Х-диапазоне (8-12 ГГц), а локаторы на ультракоротких волнах (30 МГц — 3 ГГц) отлично видят самолеты-невидимки. Как раз такие мобильные антистелсовые РЛС поступают на вооружение в российскую армию. Подобными радарами оснащены и корабли ВМС Китая.

Источник: https://rg.ru/2014/06/08/stels-site.html

«Стелс» (самолет): технические характеристики :

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне».

Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид».

Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

«Стелс» — самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта.

Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель – до 12, а американский самолет «Стелс» – 0,3 кв.м.Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС.

Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета.

Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд. Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс».

Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность.

В результате «Стелс» (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе.

Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону.

Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения.

Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем.

Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года.

Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот.

Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива.

Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме – 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов.

Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек.

Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч.

Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности.

Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Читайте также:  Антивещество: прорыв в физике или угроза всем живущим?

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника.

В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.Экипаж – 1 пилот. Номинальная масса объекта – 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс.

Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев — и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта – 17,5 т. Максимальный скоростной порог – 2200 км/ч.

Источник: https://www.syl.ru/article/198493/new_stels-samolet-tehnicheskie-harakteristiki

Каким будет русский бомбардировщик будущего?

Сложно себе представить ВВС России без стратегических бомбардировщиков. Эти машины со времен Холодной войны выступают в роли носителей ядерного оружия и входят в так называемую ядерную триаду. Но срок эксплуатации Ту-95МС и Ту-160 не безграничен и сейчас на смену им разрабатывается машина нового поколения.

Сложно себе представить ВВС России без стратегических бомбардировщиков. Эти машины со времен Холодной войны выступают в роли носителей ядерного оружия и входят в так называемую ядерную триаду. Но срок эксплуатации Ту-95МС и Ту-160 не безграничен и сейчас на смену им разрабатывается машина нового поколения.

ПАК ДА: «стратег» завтрашнего дня

Сейчас в составе ВВС РФ находится 32 боеспособных стратегических бомбардировщика Ту-95МС и 16 самолетов Ту-160. Их основным вооружением являются не самые современные крылатые ракеты Х-55. Сам Ту-95 совершил первый полет в далеком 1952 году и на сегодняшний день устарел морально.

Справедливости ради нужно отметить, что американский бомбардировщик B-52 также впервые увидел небо в 1952, и сейчас он продолжает нести военную службу. В составе ВВС США заменить легендарные B-52 призван перспективный Next-Generation Bomber. А вот в России на смену «медведям» (такое прозвище Ту-95 получил в НАТО) должен прийти ПАК ДА.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) – этим замысловатым именем обозначают новую боевую машину. Сейчас ПАК ДА существует лишь на бумаге, а его первый полет намечен на 2022 год. И хотя о перспективном бомбардировщике известно относительно мало, кое какие выводы мы можем сделать уже сейчас.

Каким он будет?

Первоначально концепция ПАК ДА предполагала создание сверхзвукового бомбардировщика – идейного наследника Ту-160. Однако потом во главу угла была поставлена экономичность и теперь военные видят самолет дозвуковым. Машина будет построена по аэродинамической схеме «летающее крыло», а ее прародителем стал американский малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, также созданный по этой схеме.

Как и B-2, отечественный самолет разрабатывается с упором на малозаметность и будет представлять собой эдакий русский «стелс». Основным достоинством ПАК ДА, по сравнению с упомянутым Спиритом, станет его гораздо меньшая цена, хотя точная стоимость самолета пока неизвестна.

В тайне держатся и технические характеристики крылатой машины. Скорее всего, максимальная дальность полета ПАК ДА составит 15 000 км, а его полезная нагрузка будет равна 24 000 кг. Арсенал боевой машины будет включать как стратегическое (ядерное), так и высокоточное тактическое вооружение. Основным оружием ПАК ДА станут управляемые бомбы и крылатые ракеты большой дальности.

Источник: https://magmens.com/tech/2468-kakim-budet-russkiy-bombardirovschik-buduschego/

B-3: стелс-бомбардировщик середины XXI века (NGB, LRS-B)

Сегодня бомбардировщики выполняют важные тактические задачи, такие как авиаподдержка (Air Support Close), благодаря высокоточным боеприпасам и датчикам, бомбардировщики могут быть использованы, как средства доставки технологичного высокоточного оружия к своим целям.

Главными средствами нанесения ракетно-бомбовых ударов США считаются B-52 Stratofortress, B-1B и B-2 Spirit, однако новые вызовы времени и наращивание технологичного вооружения у соперников США, заставляют разрабатывать новые, более быстрые, менее заметные и затратные средства нанесения ударов с воздуха.

В целом, не смотря на количественные показатели, качественное состояние ВВС США, трудно назвать совершенным. Основные бомбардировщики имеют устаревшее оборудование и были произведены более 50 лет тому (B-52), были произведены в малом количестве (B-2 Spirit).

Америке срочно требуется воздушная боевая единица, которая будет отвечать вызовам 21 века — автономность, искусственный интеллект, малозаметность, взаимодействие со всеми родами войск на боле боя.

Такой боевой единицей должен стать бомбардировщик B-3.

B-2 Spirit

Однако история создания B-3 такая же неоднозначная, как поведение США в мире, в котором они остались единственной сверхдержавой.

Создание бомбардировщиков на основе технологии Стелс, по схеме летающее крыло было начато еще в 1970-х годах для противостояния угрозе со стороны СССР.

Однако после краха СССР и окончания Холодной войны, США как победителю больше не потребовались сотни дорогих бомбардировщиков. Америка остановилась на 21-м сверхсовременном и сверхдорогом (2,2 млрд.

долл. за единицу) бомбардировщике B-2 Spirit.

Критическая дороговизна и вызовы современности заставили Пентагон задуматься о новом самолете, подобном B-2 Spirit, но менее дорогом и более оснащенном. Так была начата программа 2018 Bomber, в основу которой легла концепция B-3. Перед прототипом ставились следующие задачи:

— возможность многочасового дежурства в зоне боевых действий до ожидания приказа;- большая, чем у B-2 дальность полета;- возможность доставки управляемого и неуправляемого оружия, а том числе ядерного;- малозаметность со средним взлетным весом;

— стоимость до 550 млн. долл. США.

В результате постоянного обновления требований к возможностям нового бомбардировщика, главные военно-промышленные компании США в сфере авиации, которые в 2008 году создали промышленный альянс — Boeing-Lockheed либо Northrop Grumman, заявили о невозможности закончить освоение программы к 2018 году.

Поэтому была создана новая программа под названием NGB (Next-Generation Bomber), которая уже не опирается на конкретные сроки. В 2010 году программа NGB также была закрыта, а все наработки должны сосредоточиться в рамках разработки ударных самолетов дальнего действия.

Новая программа была названа как Long Range Strike Bomber (LRS-B), под которую было зарезервировано 40-50 миллиардов долларов, включая разработку и строительство тестовых машин.

В недавнем времени в США произошла инверсия стратегического и тактического назначения бомбардировщиков, согласно которой небольшие группы самолета могут обеспечить стратегические эффекты, проводя миссии, которые обычно описывались как тактические миссии.

Как и любой новый «дальний бомбардировщик» (Long Range Strike Bomber, LRS-B) — B-3 родился в период, когда тактическое и стратегическое планирование было подвергнуто пересмотру, в связи с отсутствием реальной военной силы способной противостоять военной мощи США.

Новый бомбардировщик, после сокращения финансирования, не собирается быть очередным технологическим скачком вперед, поскольку будет зависеть главным образом от технологий применяемых в существующих B-2 Spirit, которые будут коренным образом усовершенствованы на основе боевого опыта полученного этими машинами. Что касается внешних отличий, то они будут незначительны. Однако, как отмечает подполковник ВМС США Берке, командир эскадрильи F-35B, «бомбардировщик B-3 будет отличаться от B-2 Spirit, как конвертоплан V-22 Osprey отличается от вертолета CH-46».

«Дальний бомбардировщик» B-3, который будет построен либо командой Boeing-Lockheed либо Northrop Grumman, войдет состав ВВС США в разгар революции в воздушном бою. Морские и наземные операции в настоящее время неразрывно переплетаются с воздушной мощью, так что это военно-воздушные сил являются крайне востребованы при проведении военных операций в XXI веке.

В 2013 году Пентагон заявил, что новый бомбардировщик должен быть готовым к использованию к началу 2025 года. Согласно информации имеющейся в наличие, будут проектироваться две версии B-3, пилотируемая машина и беспилотная версия.

В последующем планируется расширить версии до стелс-самолета разведчика, постановщика помех и воздушного командного центра. Конструкция B-3 будет выполнена по ранее заявленной схеме «летающее крыло» без хвоста, это снизит заметность для радаров противника и увеличит подъёмную силу.

Дальность перелета должна составлять около 9 тысяч километров с полезной нагрузкой не превышающей 12 тонн.

Почти все остальные сведения об облике и технологиях самолета проекта B-3 засекречены.

Вместе с обновлением воздушного флота США самолетами F-35, компании производящие наступательно-оборонительное вооружение продолжают разрабатывать и создавать для США и союзников, новые инструменты преобладания против всесторонних глобальных угроз, среди которых и дальние бомбардировщики B-3.

Современные машины, такие как F-35, B-2 Spirit могут поддерживать функционирование общей информационной сети (LINK 16) где, отдельный самолет может работать в качестве единого целого механизма, способного поражать цели или защищать одновременно. Это обеспечивается тем, что мы окрестили эволюцией C5ISR (Command, Control, Communications, Computers, Combat Systems, Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance).

Бомбардировщик В-3 должен не просто доставлять больше боеприпасов на большее расстояние, чтобы выполнять стратегические задачи, которые будут важными элементами базовой платформы B-3, как и обладать усовершенствованной системой Стелс, чтобы обеспечивать более низкую наблюдаемость. Он должен будет как минимум:

— быть способен опираясь на датчики информационной системы Link 16 обеспечиваемой флотом F-35, беспилотными системами, системами американский союзников;

— он должен будет иметь информационную систему C2 которая будет помогать получать и предоставлять специализированную информацию о выполнении, изменении или отмены военной миссии;

— он должен быть в состоянии обеспечить управленческие возможности сражения для более быстрого передового развёртывания или применения на малых дистанциях;

— B-3 должен будет получить возможность не просто управлять оружием, которое он имеет на борту, но и иметь возможность работать и управлять отдельными видами вооружения в области применения:

— B-3 должен стать не только средством доставки ядерного арсенала США, но и сдерживающим активом, который в состоянии синхронно работать с боевыми военно-воздушными силами, чтобы нанести своевременные и эффективные удары против нестабильных ядерных государств, таких как Северная Корея, прежде чем они смогут использовать свои ракеты и оружие против США и союзников;

— управление B-3 должно осуществляться как в пилотируемом режиме, так и в режиме автономной (беспилотной) машины.

Как центральная сила воздушных боевых мероприятий, бомбардировщик B-3 может гарантировать, что у Соединенных Штатов имеется преобладание над китайцами в 21-м веке.

Бомбардировщик, который будет действовать как менеджер сражения, обеспечивает новый вид присутствия, который позволяет координированно работать с американскими союзниками во время выполнения боевых миссий за пределами США.

В центре формирования в оборонительно-наступательный мероприятий на основе B-3 находится то, что можно было бы назвать S3Revolution (sensors, stealth, speed). Датчики, технология стелс и скорость позволяют проводить воздушные мероприятия, обнаруживать, уничтожать и эффективно реагировать на многочисленные угрозы, которые могут угрожать США и союзникам.

Однако проект LRS-B, сегодня, рассматривается согласно Стратегия третьей компенсации как переходной этап в создании современного и передового самолета. Разработка, следующего за B-3 поколения самолетов, закреплена в программе 2037 Bomber, которая автоматически будет начата с 2020 года.

В рамках этой программы планируется заменить весь авиафлот, который будет списываться до 2040 года.

Среди требований к бомбардировщику-2037 называют: передвижение со сверхзвуковой скоростью (сегодня доступно только B-1B), способность ношения ядерного вооружения, возможность дистанционного управления, автономного использование на основе искусственного интеллекта.

Источник: https://state-usa.ru/weapon/197-b-3-stels-bombardirovshchik-serediny-xxi-veka-ngb-lrs-b

Ссылка на основную публикацию