Истребитель миг-23 — основные техниеские характеристики и применение в бою

МиГ-23 атакует

?Игорь Аксюта (101) wrote,
2014-05-15 16:00:00Игорь Аксюта
101
2014-05-15 16:00:00
фото кликабельно

Описание самолетаИстория создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса). Первый полет опытный МиГ совершил 26 мая 1967 года, а первый серийный МиГ-23С поднялся в воздух в мае 1969 года.Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя Труда».

Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолета. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.

Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23 МЛ. Самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолет серийно выпускался, для советских ВВС с 1976 по 1981 гг.

, а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации -МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки.

Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.

Истребитель МиГ-23МЛД широко применялся в Афганистане, где помимо задач обороны от возможных действий ВВС Пакистана, использовался для нанесения ударов по наземным целям, причем потери от огня зенитных средств были минимальные: благодаря высокой тяговооруженности МиГ-23 резко набирал высоту и быстро выходил из зоны поражения.

Несколько сот Миг-23С до сих пор служат в вооруженных силах России, заменяя Су-9, Су-11 и Як-28П . Ракеты, укреплены на среднем пилоне, пилонах под воздухозаборниками и основаниями крыльев. Для зарубежных заказчиков производилась упрощенная модификация Миг-23 с такой же высокоскоростной конструкцией планера и системами Миг-23С, но без радара. Третья модификация — двухместный тандем Миг-23У, используемый в учебных целях.


В состав оборудования входят :

– РЛС «Сапфир-21″ (МиГ-23С и МиГ-23МС),- импульсно-доплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 – 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛА);- теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км);- станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух»;- ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ);- радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛА);- аварийная радиостанция Р-855УМ;- навигационная система «Полет-1Л-23″ (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Полет-2Л-23″ (МиГ-23МЛ);- автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;- маркерный радиоприемник МРП-56П;- радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;- самолетная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С;- ответчик СО-69;- система предупреждения и оповещения СЗМ;- система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;- автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ;- система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).Самолеты МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК ложными целями (расположены над неподвижной частью крыла) .Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.Серийное производство прекращено в начале 1980-х годов.


Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1969 г.Размах крыла — 7,8 / 14,0 м.Длина самолета — 16,7м.Высота — 5,77 м.Площадь крыла, кв.м. — 37,35 при 16°; — 35,50 при 45°; — 34,16 при 72°.Масса пустого — 10850 кг.Взлетная масса — 14700 кг.Максимальная взлетная масса — 17800 кг.

Тип двигателя — ТРДФ Р-35-300.Максимальная тяга, кН/кгс:- бесфорсажная — 2х84,0/2х8550;- форсажная — 2х124,5-127,5/2х12700-13000.Максимальная скорость, км/ч:- у земли — 1350;приуглестреловидности 16° — 940(М=0,8);- на большой высоте — 2500 (М=2,35).

Посадочная скорость — 240 км/ч.Практический потолок — 18500 м.Практическая дальность, км:- без ПТБ — 1950;- с ПТБ (3х800 л) — 2820.Длина разбега — 500 м.Длина пробега — 750 м.

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 8,5 при полном ракетном вооружении и М=0,85 — 4,0


Вооружение

пушка ГШ-23Л (23 мм, 3200 выстр./мин.

боекомплект 260 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р с радиолокационной полуактивной системой наведения, а также Р-23Т и Р-24Т с ТГС на двух подкрыльевых узлах внешней подвески и до четырех УР ближнего боя Р-60 и Р-60М на двух подфюзеляжных узлах. Для поражения наземных целей применяются УР Х-23 с наведением по лучу, НАР и свободнопадающие бомбы общей массой до 2000 кг.

Модификации

МиГ-23С – первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолет совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.Выпускался в 1969-1970 гг. в г. Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время МНПО им. Дементьева).МиГ-23УБ – учебно-боевой самолет «Спарка». Выпускался в 1970-1978 гг. в Иркутске.

МиГ-23М – самолет с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой.

Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС «Сапфир-23Д», позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (И К самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М.

МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.МиГ-23М и МиГ-23МФ – второй экспортный вариант самолета (1977 г.) имел более мощную РЛС.МиГ-23МЛ – начал выпускаться с 1974 г.

Самолет имел усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ. МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.МиГ-23МЛД – наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23.

Самолет имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения.

Боевое применение

Источник: https://101.livejournal.com/3699389.html

МиГ-23 — истребитель с крылом изменяемой стреловидности

Фронтовой истребитель МиГ-23 предназначен для борьбы с самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического объединения.

Впервой половине 1960-х годов ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке истребителя, который смог бы заменить стоящий на вооружении МиГ-21.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на новой машине было решено установить крыло с изменяемой стреловидностью (в пределах 16°-72°). Первый полет на опытном «23-11» совершил 26 мая 1967 года летчик-испытатель А. В.

Федотов. Два года спустя — в мае 1969 года — поднялась в небо первая серийная машина.

В СЕРИИ

Серийное производство нового истребителя МиГ-23С велось на московском заводе «Знамя Труда» (в настоящее время МНПО им. Дементьева). После модернизации, в ходе которой были усовершенствованы бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, улучшены маневренные характеристики, самолет стал называться МиГ-23М.

Требования дальнейшего увеличения маневренности привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя  — МиГ-23МЛ. Самолет был оснащен более мощным двигателем и усовершенствованным оборудованием. Позже на его базе был создан перехватчик МиГ-23П. МиГ-23 серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 год, а в экспортном варианте — до 1985 года.

Самолеты различных модификаций поставлялись в ВВС Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама Германии, Египта, Ирака, Индии, Ливии, Кубы, КНДР, Польши, Сирии, Чехословакии, Эфиопии, Южного Йемена. На ММЗ «Знамя труда» выпущено 4278 машин, на Иркутском авиазаводе построено 769 учебно-тренировочных самолетов МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ — 1020 самолетов).

В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Впервые МиГ-23 участвовал в боевых действиях в 1974 году — в составе ВВС Ирака наносил бомбовые удары по позициям курдских боевиков. В том же году, во время сирийско-израильского пограничного конфликта, МиГ-23 ВВС Сирии сбил два израильских самолета. МиГ-23 участвовал во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов.

В ходе Ливанской войны в воздушных боях истребителями МиГ-23 было сбито семь израильских самолетов при потере десяти своих. Советские МиГ-23 с 1984 года участвовали в Афганской войне (1979-1989). МиГ-23МЛД использовались для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах.

В 1985 году в Анголу было направлено 50 самолетов МиГ-23МФ и МиГ-23БН. В 1987 году над северными районами Намибии самолетами МиГ-23 был сбит один истребитель Дассо «Мираж» F.1CZ. Во второй половине 1987 года еще один самолет «Мираж» F.1CZ в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60.

Кроме того, в Анголе самолетами МиГ-23 уничтожены истребитель ВВС ЮАР Дассо «Мираж» III и штурмовик «Импала». 4 января 1989 года над заливом Сидра произошел воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23 и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в результате чего оба МиГа были сбиты.

В ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 года истребители США F-15С, по западным данным, сбили шесть самолетов МиГ-23. 18 февраля 1991 года два иракских МиГ-23 сбили над Багдадом истребитель-бомбардировщик «Торнадо» ВВС Италии.

По арабским источникам, МиГ-23МФ сбили, как минимум, один F-16, применив УР Р-23 на встречных курсах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА МИГ-23 МЛ

  • Тип: фронтовой истребитель
  • Двигатель: 1 х ТРДФ Р-35-300 мощностью 8550 кгс (на форсаже — 13 000 кгс)
  • Размеры, м: — длина: 16,7 — высота: 5,77— размах крыла: 7,8/14,0
  • Вес, кг: — пустой: 10 850— взлетный: 15 600
  • Технические характеристики: — максимальная скорость, км/ч: 2500 — практический потолок, м: 17 700— дальность, км: 1450 (2360 с 3 х ПТБ)
  • Вооружение: пушка 1 х 23-мм ГШ-23Л, УРВБ 2 х Р-23ЛЯ или Р-24Р/Т, 2-4 х Р-13М или 2-6 х Р-60, НАР 4 х 16 х С-5 или 2 х С-24Б, авиабомбы: 4 х ФАБ-500 или 16 х ФАБ-100
Читайте также:  Удобный травматический пистолет safari mini для регулярной самообороны

    12603      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/mig-23-istrebitel-s-kryilom-izmenyaemoy-strelovidnosti/

Истребитель МиГ-23. История, фото, видео, характеристики

Разработчик  ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет  1967
Единиц произведено (1967-1985)  4399 (истребителей и модификаций УБ)

МиГ-23 (по классификации НАТО: Flogger – «Бичеватель») – советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1960-х годов. Оснащен  крылом изменяемой стреловидности.

История МиГ-23

История создания самолёта МиГ-23 берёт начало в первой половине 1960-х годов, когда ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолёта на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией.

Производство

Производство МиГ-23 было успешно налажено в Москве, однако, в первом поколении истребитель имел ряд «детских болезней» и было принято решение провести модернизацию. Новый МиГ-23М получил новый двигатель, оборудование, подвесной топливный бак и обновленное крыло.

В 1974 году появление 4 поколения истребителей заставило провести еще одну глубокую модернизацию. МиГ-23МЛ усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж.

Крайний и самый совершенный вариант МиГ-23МЛД вышел на серийное производство в конце 197-хх. На нем была доработана конструкция фюзеляжа, установлена новая РЛС. На самолет монтировались блоки тепловых ловушек.

Вооружение

МиГ-23 разработан по концепции универсального боевого самолета – он может применяться и как истребитель и как штурмовик, для чего он может модифицироваться инженерными силами ВВС.

Основным оружием по воздушным целям считались управляемые ракеты Р-24 и Р-60 (всего 4 ракеты).

Самолёт для удара по наземным целям мог взять две управляемые ракеты, или 4 бомбы или бомбовые кассеты калибром 100, 250 или 500 кг. На самолёт могли подвешиваться бомбы калибром 100 кг, всего 16 шт. Предусматривалась и подвеска блоков неуправляемых ракет.

В нижней части фюзеляжа, за передней стойкой находилась встроенная двуствольная пушка ГШ-23Л.

Экспорт

Самолёты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

Видео МиГ-23 : Руление, взлет и посадка

Модификации МиГ-23

МиГ-23С — первый серийный истребитель, взлетевший в 1969 году. Оснащался двигателем Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатором, радиокомпасом АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.

  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой. В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС, теплопеленгатор и коллиматорный прицел, что позволило применять новые ракеты малой и средней дальности.
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощённой бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощённую РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант имел двигатель АЛ-21Ф-3. Весьма популярный и универсальный истребитель-бомбардировщик, широко распространенный в странах третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой, усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС, теплопеленгатор, систему опознавания «свой-чужой» и индикатор на лобовом стекле — ИЛС.
  • МиГ-23П — облегчённый перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.
  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полёт совершил в 1967 году. На самолёте дополнительно устанавливались два подъёмных двигателя тягой по 2350 кгс.[8]
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли.

Боевое применение

МиГ-23 появился в разгар Холодной войны и, как и его современники, имеет большой опыт участия во множестве войн.

Истребитель участвовал в боевых действиях на Ближнем Востоке с 1974 года, в том числе, в арабо-израильских войнах. Истребитель так же участвовал в большинстве приграничных конфликтов СССР, в том числе, Афганистане. После развала СССР эти самолеты воевали в конфликтах на постсоветском пространстве. Так же МиГ-23 участвовали и до сих пор участвуют в конфликтах в Африке.

Эксплуатанты МиГ-23

За все время производства с 1967 по 1985 годы на заводе «Красное Знамя» (ныне ОАО РСК МиГ) было выпущено порядка 4400 единиц. В настоящее время самолет имеется в 11 государствах Азии и Африки. В некоторых из них, эти самолёты постепенно снимаются с вооружения.

  • КНДР  КНДР
  • Вьетнам  Вьетнам
  • Сирия  Сирия
  • Эфиопия  Эфиопия
  • Ангола  Ангола
  • Шри-Ланка  Шри-Ланка
  • Зимбабве  Зимбабве
  • Намибия  Намибия
  • Куба  Куба
  • Кот-д’Ивуар  Кот-д’Ивуар
  • Йемен  Йемен

Интересные факты

  • 25 июня 1983 года начаты полигонные испытания на малозаметность самолёта МиГ-23 (бортовой номер 5029) с радиопоглощающим покрытием.
  • В художественном фильме 1977 года «Отклонение — ноль» МиГ-23 предстает в виде новейшего самолёта под индексом «100» («сотка»).
  • 4 июля 1989 года Миг-23 пролетел 900 км над территорией Европы на автопилоте без лётчика в кабине, упав в бельгийской деревне, при этом погиб один человек. Лётчик самостоятельно катапультировался над Польшей.

Схема МиГ-23

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ МиГ-23

Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДФ Р-27Ф2М-300 тягой 10 тс
Максимальная боевая нагрузка 2 тонны
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 1 450 км
Максимальная взлетная масса 18,2 т
Максимальная скорость 2500 км/ч
Размах крыла от 7.78 до 13.97 м
Площадь крыла от 34.16 до 37.27 кв. м
Длина 16,71 м
Высота 4,5 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=11116

Армии мира

МиГ-23 — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности.

Назначение: фронтовой истребитель

ТТХ МиГ-23:

Экипаж: 1 чел

Макс. скорость у земли: 1150 км/ч

Макс. скорость на высоте: 1800 км/ч

Дальность полёта: 1950 км

Дальность полёта с ПТБ: (3х800 л) — 2820 км

Практический потолок: 18500 м

Размеры

Длина: 16,7 м

Высота: 5,77 м

Размах крыла: 7,8/14.0 м

Площадь крыла: 37,35 при 16°; — 35,50 при 45°; — 34,16 при 72° м²

Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: 16 — 72 °

Масса

Пустой: 10850 кг

Снаряжённый: 14700 кг

Макс. взлётная: 17800 кг

Силовая установка

Тяга (мощность): 1х84,0 / 1х8550 кН/кгс

Тяга форсажная: 1х124,5—127,5 / 1х12700—13000 кН/кгс

Вооружение

Стрелково-пушечное вооружение: пушка ГШ-23Л (23 мм, 3200 выстр.

/мин)  Боезапас: 260 снарядов  Кол-во точек подвески: 4  Масса подвесных элементов: до 2000 кг УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р с радиолокационной полуактивной системой наведения ; Р-23Т и Р-24Т с ТГС на двух подкрыльевых узлах внешней подвески ; Р-60 ; Р-60М ; Для поражения наземных целей применяются: УР Х-23 с наведением по лучу ; НАР и свободнопадающие бомбы.

Модификации:

МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолёт совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.

Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».

МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка».

МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300).

Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС «Сапфир-23Д», позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».

МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.

МиГ-23МФ — имел упрощенную РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.

МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик.

Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б.

Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.

МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.

МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.

МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей.

Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения.

Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.

История:

В 1961 году в ОКБ-155 А.И.Микояна начались работы по созданию фронтового истребителя следующего после МиГ-21 поколения под обозначением МиГ-23. Первоначально предполагалось создать новый самолёт с использованием ряда элементов МиГ-21. Прототип такой машины Е-8 совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов).

Самолёт был построен по аэродинамической схеме «продольный триплан» и имел подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник. На двух прототипах был выполнен ряд полётов, но после аварии одного из них в сентябре 1962 года работы по теме Е-8 были прекращены и началась разработка нового самолёта. Главным конструктором был назначен Г.А.Седов. Общее руководство осуществлял А.И.

Микоян, а после его смерти — Р.А.Беляков.

Разрабатываемый самолёт должен был обладать скоростью до 2700 км/ч, увеличенной дальность полёта и иметь на борту ракеты средней дальности К-23 (ранее отечественные истребители вооружались пушками и ракетами малой дальности).

Однако вскоре заказчик выдвинул требование обеспечить возможность базирования самолёта на аэродромах с ограниченной ВПП, что привело к изменению проекта. Для сокращения разбега первоначально предполагалось оснастить самолёт дополнительными подъёмными двигателями.

Отработка подъёмного двигателя РД-36-35 была проведена на опытном МиГ-21ПД (Е-7ПД, «изделие 23-31») в июне 1966 года. 3 апреля 1967 года лётчик-испытатель П.М.Остапенко поднял в воздух первый вариант истребителя МиГ-23 — самолёт МиГ-23ПД («изделие 23-01») с треугольным крылом и двумя двигателями РД-36-35.

Читайте также:  Тяжелые огнеметные системы «буратино» и «солнцепек»

Вскоре был построен второй прототип МиГ-23 — самолёт «23-11» с крылом изменяемой геометрии. Его первый полёт состоялся 10 июня 1967 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Оба прототипа были показаны на воздушном параде 9 июля в Домодедово.

Специально для МиГ-23 разрабатывались система управления вооружением С-23, обеспечивающая всеракурсный перехват воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, и новые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-23. В процессе испытаний конструкторы остановили свой выбор на варианте с крылом изменяемой геометрии.

При этом большой объём работ по исследованию нового типа крыла провели специалисты ЦАГИ, за что в 1975 году били удостоены Государственной премии СССР. Серийный выпуск МиГ-23С начался в 1969 году на Московском заводе «Знамя Труда». Первые самолёты поступили в Липецкий ЦБПиПЛС.

Государственные испытания и доводка самолёта продолжались до 1973 года.

МиГ-23 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой стреловидности. Крыло имеет три фиксированных положения: 16°, 45° и 72° по переднему лонжерону. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Под фюзеляжем установлен киль, складывающийся при посадке вправо на угол 95°.

Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается в фюзеляж. Колёса большого диаметра позволяют эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Силовая установка состоит из одного двухвального одноконтурного ТРДФ Р-27-300 (позднее Р-29Ф-300, Р-35-300) конструкции Хачатурова. На опытных образцах устанавливались более мощные двигатели Р-44 и Р-47.

Воздухозаборники боковые с регулируемыми клиньями. В конструкции планера широко использованы стальные сплавы. При посадке может применяться тормозной парашют.

В состав вооружения входили пушка ГШ-23Л, управляемые ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности, ракеры «воздух-поверхность», блоки НАР, авиабомбы калибром до 500 кг (включая тактические ядерные). У МиГ-23МЛД боевая нагрузка может достигать 4500 кг.

Всего в 1969-1985 годах изготовлено 5047 самолётов МиГ-23 всех модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался (менялась конструкция крыла, варианты силовой установки, состав оборудования и вооружения).

В 70-х годах МиГ-23 стал основным истребителем в советских ВВС, заменив в этом качестве МиГ-21. Имея лучшие характеристики, чем у основного американского истребителя F-4E «Фантом 2», он обеспечил советским ВВС качественное превосходство вплоть до появления истребителей четвёртого поколения F-15A и F-16A.

В боевых условиях МиГ-23 применялся в Ливане, Анголе, Ираке, Афганистане, Эфиопии. Многократно привлекался он и при уничтожении разведывательных аэростатов, пересекавших Государственную границу СССР.

Возможности самолёта продемонстрировал случай, произошедший 4 июля 1989 года, когда МиГ-23М после катапультирования пилота пролетел почти 900 км над тирриторией Польши, ГДР, ФРГ и упал в Бельгии.

С 1974 года самолёт поставлялся на экспорт (первой его получила Ливия). Он стоял на вооружении ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египта, Индии, Ирака, КНДР, Кубы, Ливии, Польши, Румынии, Сирии, Судана, Чехословакии.

Несколько самолётов через третьи страны приобретены США и Китаем. В середине 90-х годов ОКБ начало работы по модернизации самолёта для иностранных покупателей, в результате которых появился опытный МиГ-23-98.

В настоящее время большинство российских МиГ-23 выведены из эксплуатации и находятся на консервации на базах хранения. Дольше всего эти самолёты эксплуатировались в полках ПВО — до 1999 года (т.е. до объединения ВВС и ПВО).

Небольшое количество продолжает летать в лётных училищах и использоваться в авиационной промышленности в качестве летающих лабораторий.

Источник: http://army-world.ru/?page_id=933

МиГ-23: фото и описание

МиГ-23 – многоцелевой истребитель советского производства, способный одновременно бороться с воздушными целями и наносить удары по объектам, находящимся на земле. Относится к третьему поколению истребительной авиации. В СССР пришел на смену МиГ-21 и стал одним из самых массово выпускавшихся серийных истребителей.

МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.

МиГ-23 был призван заменить устаревший основной истребитель ВВС СССР МиГ-21. Его проектированием занялось КБ Микояна в начале 1960-х годов. Главной отличительной чертой новой машины должна была стать возможность изменения геометрии крыла. Полет первого прототипа этой машины состоялся в мае 1967. Предсерийный экземпляр поднялся в воздух два года спустя.

Главный выпускающим предприятием истребителя стал завод «Знамя труда» (Москва). Различные модернизации самолета производились вплоть до середины 1980-х годов, эта машина составляла тогда основу парка многоцелевых истребителей СССР.

МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.

В сравнении со своим предшественником МиГ-21, новая машина обладала значительно улучшенной аэродинамикой, достигнутой за счет изменения конструкции планера. Фюзеляж самолета был укорочен, а крыло могло теперь изменять форму.

Крыло МиГ-23 состоит из подвижных и неподвижных элементов и под управлением пилота способно становиться стреловидным или прямым, подстраиваясь под нужды полета. Всего на различных модификациях МиГ-23 имелось три варианта различных крыльев.

Благодаря новому форсажному двигателю истребитель получил возможность разгоняться до 2500 км/ч. Потолок машины составил 17,7 км. Без подвесных топливных баков самолет мог преодолеть до 1500 км.

Фонарь кабины был герметичным и имел неплохой обзор, причем обзор задней полусферы обеспечивался специальным смотровым прибором.

МиГ-23МЛД.МиГ-23.МиГ-23.

Для борьбы с авиацией противника МиГ-23 оснащался ракетами средней дальности с радиолокационным и тепловым наведением. Всего он мог нести до четырех таких ракет.

Кроме того, на машине была установлена двуствольная скорострельная пушка ГШ-23 с боекомплектом из 200 снарядов.

При необходимости можно было поставить еще до двух таких пушек, для чего имелись специальные контейнеры.

Для атаки наземных целей в боекомплект МиГ-23 входили две управляемые ракеты «воздух-поверхность». Также самолет мог нести кассетные бомбы на 500, 250 и 100 кг. При использовании четырех специальных держателей имелась возможность взять на самолет до 16 бомб (по 100 кг.).

Общая масса вооружения, которое мог нести МиГ-23 составляла 2 т.

МиГ-23.МиГ-23 в небе. Фото от 1 мая 1989.МиГ-23МЛД.

МиГ-23М был первой модификацией самолета. Он характеризуется применением улучшенного двигателя, наличием подвесного топливного бака, более совершенной аэродинамикой крыльев.

Главной модификацией стал самолет МиГ-23МЛ. Конструкция планера самолета была подвергнута изменениям, а сама машина стала значительно легче, что повысило летные характеристики и маневренность. Необходимость этой модификации обусловливалась необходимостью реагировать на появление новых американских машин 4-го поколения.

МиГ-23П представляет собой самолет-перехватчик, созданный на базе многоцелевого МиГ-23 и оснащенный специальным оборудованием.

МиГ-23МЛД.МиГ-23МЛД на стоянке.

Всего за годы производства (завершено в 1985 г.) было выпущено более 3600 МИГ-23. Помимо СССР, он состоял на вооружении стран Варшавского договора. Поставлялся также на Кубу, в Ирак, Сирию, Египет, Индию, Вьетнам и ряд африканских стран.

Источник: http://komotoz.ru/photo/aviaciya/mig-23.php

Миг-23МФ – Истребитель

Серая окраска ПВО. Номер – 16 красный (cn 0390206503). Название ОКБ – (изд.23МФ, изд.2МФ, вариант А). Получен из Лиелвардского полка в РВВАИУ. После РВААИУ передан авиамузею. Три звезды с левого борта возле кабины. Возле кабины знак лучший экипаж. (Название ОКБ – изд.23МФ, изд.

2МФ, вариант А) – одноместный фронтовой истребитель с двигателем Р29-300, модификация МиГ-23М с системой вооружения С-23Э. В 1977 г. на базе МиГ-23М был создан истребитель МиГ-23МФ, который предназначался, в основном, для оснащения ВВС стран Варшавского договора. Он отличался от своего прототипа лишь незначительно упрощенным БРЭО.

Так, на самолете установили экспортный вариант системы командного наведения “Лазурь-СМА”, радиоприцел “Сапфир-23Э” (“Э” – экспортный), теплопеленгатор ТП-23-1, имеющие несколько худшие характеристики. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М. Строился на МАПО в 1978-1983 гг. для поставок на экспорт в страны Ближнего Востока и Африки.

Первой страной-импортером МиГ-23МФ стала Болгария, получившая эти истребители в 1978 г.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Миг-23МФ: В ходе боев в Ливане летом 1982 года истребители МиГ-23МФ сирийских ВВС выполнили с 6 по 11 июня 52 боевых вылета и провели семь воздушных боев, сбив восемь пилотируемых самолетов израильтян (в том числе пять истребителей Локхид F-16А) и один БПЛА ВОМ-34, потеряв шесть машин. Истребители МиГ-23МС уничтожили два самолета Макдоннелл-Дуглас F-4Е (сирийские потери составили четыре самолета этого типа). Во время очередного обострения положения в Ливане, зимой 1982-1983 гг. сирийские МиГ-23МЛ сбили три израильских истребителя F-15А и один F-4Е, не понеся при этом потерь.

Другим театром военных действий, на котором широко применялись МиГ-23, была Ангола, куда в 1985 году было направлено 50 самолетов МиГ-23МФ и МиГ-23БН, пилотируемых кубинцами. В 1987 году над северными районами Намибии самолетами МиГ 23 был сбит один истребитель Дассо “Мираж”F.1Z2. Во второй половине 1987 года еще один самолет “Мираж”2.

1С2 в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60 (однако сумел вернуться на базу). Кроме того, в Анголе самолетами МиГ-23 был уничтожен истребитель ВВС ЮАР Дассо “Мираж”III и штурмовик “Импала”. Самолеты МиГ-23 различных модификаций широко использовались Ираком в войне с Ираном в 1980-1988 гг.

Самолетом этого типа, вооруженным двумя управляемыми ракетами класса “воздух-поверхность”, 17 мая 1987г был атакован и тяжело поврежден американский фрегат “Старк”.

В Афганистане истребители МиГ-23МЛД советских ВВС использовались для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах.

Советским истребителем МиГ-23МЛД был сбит самолет F-16А ВВС Пакистана, нарушивший воздушную границу Афганистана. В ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 года истребители США F-15С, по западным данным, сбили шесть самолетов МиГ-23, пытавшихся перелететь в Иран.

В свою очередь, иракские истребители МиГ-23 сбили, как минимум, один самолет противника – истребитель-бомбардировщик “Торнадо” ВВС Италии, уничтоженный над Багдадом 18 февраля 1991 г парой МиГ-23МФ.

Летно-технические характеристики Миг-23МФ:

Модицикация МиГ-23МФ
Размах крыла, м
минимальный 7.78
максимальный 13.97
Длина, м 16.71
Высота, м 4.82
Площадь крыла, м2
максимальная 37,27
минимальная 34.16
Масса, кг
пустого 10890
нормальная взлетная 15700
максимальная взлетная 18400
топлива 4090
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-29-300
Тяга, кгс
на форсаже 1 х 12500
максимальная 1 х 8300
Максимальна скорость, км/ч
у земли 1350
на большой высоте 2500
Перегоночная дальность, км 2380
Практическая дальность, км 1450
Скороподъемность, м/мин 11700
Практический потолок, м 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка 8,0
Экипаж, чел 1
Вооружение 23-мм пушка ГШ-23Л (боекомплект 200 патронов),Боевая нагрузка – 2000 кг на узлах подвескидве УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, две-четыре ракеты малой дальности Р-3С, Р-3Р или К-13М, или УР ближнего боя Р-60. управляемые ракеты Х-66 и Х-23Р, НАР С-5, С-8 и С-24, свободнопадающие бомбы, разовые бомбовые кассеты и баки с напалмом массой до 500 кг.

Источник: http://ru.airmuseum.lv/blog/mig-23mf/

Фронтовой истребитель миг-23

Основной истребитель советских ВВС 70-80-х годов. Работе по его созданию предшествовал большой объем исследований, в которых принимали участие ГС.Бюшгенс, Г.В.Александров, С.М.Белоцерковский, ГЙ.

Загайнов и другие ведущие ученые-аэродииамики ЦАГИ, Было доказано, что за счет применения крыла изменяемой стреловидности обеспечивалось создание многорежимного боевого самолета, способного решать задачи фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и мало высотного истребителя-бомбардировщика.

Читайте также:  Советский универсальный грузовик зил-431410

Работы по проектированию самолета МиГ-23 были начаты в 1964 году, а первый опытный самолет, «23-11/1», пилотируем ый летчиком-испытателем А.В. Федотовым, впервые поднялся [I воздух 9 июля 1967 г.

В 1969 году на ММЗ «Знамя труда» начался выпуск первой серийной модификации, МиГ-23С с ТРДФ Р-27. В 1972 году был создан МиГ-23М, имеющий более мощный двигатель Р-29, крыло с увеличенной хордой подвижных частей, хвостовое оперение, смещенное назад, усовершенствованное БРЭО и ракетное вооружение класса «воздух-воздух» средней дальности.

Первой экспортной модификацией стал самолет МиГ-23МС, созданный в 1973 году и имеющий более простое оборудование и вооружение. Другой экспортный вариант, МиГ-23МФ, созданный в 1977 году, мало отличался от самолета МиГ-23М.

На заводе в Иркутске был освоен выпуск учебно-боевых вариантов МиГ-23.

Появление на Западе истребителей четвертого поколения заставило ОКБ им. А.И.Микояиа провести работы по улучшению маневренных характеристик МиГ-23. В 1976 г. был создан облегченный самолет МиГ-23МЛ, оснащенный усовершенствованным двигателем Р-35. Его дальнейшим развитием стали созданный в 1977 году фронтовой истребитель МиГ-23МЛА и истребитель-перехватчик ПВО МиГ-23 П.

Завершил эволюцию самолетов семейства МиГ-23 фронтовой истребитель МиГ-23МЛД, созданный в 1984 году и способный совершать полет на больших углах атаки, что увеличивало маневренные характеристики.

На самолете был уменьшен «боевой» угол стреловидности (технология изготовления отъемных частей крыла была полностью отработана, было выяснено что, консоли даже на уменьшенном угле стреловидности, могут «держать» эксплуатационную перегрузку 8,5 g), в корневой части крыла был сделан вихреобразующий «запил», а на ПВД появились вихреобразующие пластины. В вариант МиГ-23 МЛД до 1985 году было переоборудовано большое количество самолетов МиГ-23 других модификаций.

Серийное производство истребителей МиГ-23 прекращено в 1985 году. На ММЗ «Знамя труда» выпущено 4278 самолетов (включая и истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске построено 769 УТС МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ — ] 020 самолетов),

В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах храпения. Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификации поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы,Чехословакии,Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Полыни, Сирии, Вьетнама.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

В ходе боев в Ливане летом 1982 года истребители МиГ-23МФ сирийских ВВС выполнили с 6 по N нюня 52 боевых вылета и провели семь воздушных боев, сбив восемь пилотируемых самолетов израильтян (в том числе пять истребителей Локхид F-16A) и один БГША BQM-34, потеряв шесть машин. Истребители МиГ-23МС уничтожили два самолета Макдоннелл-Дуглас F-4E (сирийские потери составили четыре самолета этого типа).

Во время очередного обострения положения в Ливане, зимой 1982-1983 гг. сирийские МиГ-23 МЛ. сбили три израильских истребителя F-15A и один F-4E, не понеся при этом потерь.

Другим театром военных действии, на котором широко применялись МиГ-23, была Ангола, куда в 1985 году было направлено 50 самолетов МнГ-23МФ и МиГ-23БН, пилотируемых кубинцами.

В 1987 году над северными районами Намибии самолетами МиГ-23 был сбит один истребитель Дассо «Мираж»F.1 Z2. Во второй половине 1987 года еще один самолет «Мираж» F.1 CZ в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60 (однако сумел вернуться на базу).

Кроме того, в Анголе самолетами МиГ-23 был уничтожен истребитель ВВС ЮАР Дассо «Мираж»III и штурмовик «Импала».

Самолеты МиГ-23 различных модификаций широко использовались Ираком в войне с Ираном в 3 980-1988 гг. Самолетом этого типа, вооруженным двумя управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность», 17 мая 1987 г. был атакован и тяжело поврежден американский фрегат «Старк».

В Афганистане истребители МиГ-23 МЛД советских ВВС использовались для нанесения ударов но наземным целям, а также прикрывали действия ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах. Советским истребителем МнГ-23МЛД был сбит самолет F-J6A ВВС Пакистана, нарушивший воздушную границу Афганистана.

В ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 года истребители США F-15C, по западным данным, сбили шесть самолетов МиГ-23, пытавшихся перелететь в Иран. В свою очередь, иракские истребители МиГ-23 сбили, как минимум, один самолет противника — истребитель-бомбардировщик «Торнадо» ВВС Италии, уничтоженный над Багдадом 18 февраля 199! г, парой МиГ-23МФ.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ МнГ-23 — один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки.

Консоли крыла имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться па угол стреловидности 16°, 45° и 72° по передней кромке. Каждая консоль имеет предкрылки, четы-рехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы.

На самолете МиГ-23МЛД «боевой» угол стреловидности уменьшен с 45° до 33°. При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов стреловидности 16*-33° носок крыла стал отклоняться автоматически (при скорости до 900 км/ч (М‹0,9) и угле атаки более 10° носок отклонялся па 20″),

Под фюзеляжный гребень МиГ-23 выполнен отклоняемым, при выпуске шасси его нижняя часть устанавливается в горизонтальное положение.

Тормозной парашют площадью 21 м2 размещен в основании киля.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен одним ТРДФ Р-27Ф2М-300 (1 x10.000 кгс^МиГ-23С, МиГ-23уБ), Р-29-300 (1 х 12.500 кгс — МпГ-23М, МиГ-23МС, МиГ-23МФ), Р-3 5-300 илиР-35Ф-300(1 х 13.000 кгс-МиГ23 МЛ, МиГ 23 МЛ А, МиГ-23 II и МиГ-23 МЛД).

ВООРУЖЕНИЕ.

Имеются пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полу активной системой наведения, Р-23Т и Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС; две-четыре УР малой дальности РЧЗМ, Р-ЗР или Р-ЗС с радиолокационной пол у активной системой наведения или ТГС; четыре-шесть УР ближнего боя Р-60 и Р-60М, В ходе модернизации возможна установка ракет Р-73 с целеуказанием от нашлемного визира.

Для поражения наземных целен самолет может оснащаться двумя УР Х-66 или Х-23, НАР различных типов, свободно-падающими бомбами калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг, В перегрузочном варианте самолета МнГ-23МЛД масса боевой нагрузки может достигать 4500 кг

РАЗМЕРЫ (МиГ-23 МЛ). Размах крыла 7,8/14,0 м; длина самолета 16,70 м; высота 5,77 м; площадь крыла: 37,35-34,16м2; диапазон изменения угла стреловидности 16°-72°.

МАССЫ, кг (МиГ-23МЛ): максимальная взлетная 17.800; нормальная взлетная 14,700; топлива во внутренних баках 3700 (МиГ-23М); пустого 10.845 (МиГ-23МФ),

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость у земли 1350 км/ч, максимальная скорость па большой высоте 2445 км/ч; посадочная скорость 240 км/ч; практический потолок 18,000 м (МиГ-23С), 15,800 (МиГ-23УБ), 17500 м (МиГ-23М), 18.500 м (МпГ-23МЛ), 19.

000 м (МИГ-23МЛЛ); скороподъемность у земли 240 м/с (МиГ-23МЛ), 230 м/с (МиГ-23МЛД); практическая дальность без ПТБ 1800 км (МиГ-23 С), 1950 км (МиГ-23МЛ); перегоночная дальность с ПТБ 2820 км (МнГ23МЛ); длина разбега 500 м; длина пробега 750 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0 g (МиГ-23С), 7,0 g (МиГ-23УБ), 8,0 g (МиГ-23М), 8,5 g (МиГ-23МЛ).

Источник: http://mirror1.ru.indbooks.in/?p=233991

Многоцелевой истребитель МиГ-23

Многоцелевой истребитель МиГ-23

МиГ-23 (по кодификации НАТО: Flogger, Флоггер — англ. Бичеватель) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности.

История создания

В 1961 году в ОКБ-155 А.И.Микояна начались работы по созданию фронтового истребителя следующего после МиГ-21 поколения под обозначением МиГ-23. Первоначально предполагалось создать новый самолёт с использованием ряда элементов МиГ-21. Прототип такой машины Е-8 совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов).

Самолёт был построен по аэродинамической схеме “продольный триплан” и имел подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник. На двух прототипах был выполнен ряд полётов, но после аварии одного из них в сентябре 1962 года работы по теме Е-8 были прекращены и началась разработка нового самолёта. Главным конструктором был назначен Г.А.Седов. Общее руководство осуществлял А.И.

Микоян, а после его смерти – Р.А.Беляков.

Жизненный цикл

Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя Труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолёта.

Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.

Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23МЛ. Самолёт получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель.

Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолёт серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 гг., а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.

В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации — МиГ-23МЛД.

Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолёта на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно.

Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.

Двенадцать МиГ-23МЛД и два учебно-боевых МиГ-23УБ в период с конца 1984 г. до начала 1990-х гг. базировались на советской военно-морской и военно-воздушной базе Камрань, где выполняли задачи противовоздушной обороны базы.

Поскольку дальности полета даже с подвесными баками для перебазирования с аэр. Хвалынка (г. Спасск-Дальний Приморского края) самолетам не хватало, в кратчайшие сроки была организована разборка самолетов на технологические отсеки и консервация их в специальных контейнерах.

В этих контейнерах, сначала по железной дороге до Владивостока, а затем – на судне, самолеты и были доставлены во Вьетнам.

После прибытия контейнеров в Камрань, истребители в течение нескольких недель были собраны, проверены и облетаны, после чего эскадрилья приступила к выполнению поставленных задач.В данный момент все МиГ-23 российских ВВС выведены в резерв и находятся на базах хранения.

Назначение

Фронтовой самолет-истребитель Миг-23 предназначен для борьбы с самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического объединения. Отдельные модификации МиГ-23 способны поражать наземные цели.

Конструктивные особенности

МиГ-23 – один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки. Консоли крыла имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться на угол стреловидности 16, 45 и 72 по передней кромке.

Каждая консоль имеет предкрылки, четырехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы. На самолете МиГ-23МЛД “боевой” угол стреловидности уменьшен с 45 до 33.

При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов стреловидности 16-33 носок крыла стал отклоняться автоматически (при скорости до 900 км/ ч (М

Источник: http://3v-soft.clan.su/news/mnogocelevoj_istrebitel_mig_23/2009-12-25-59

Ссылка на основную публикацию