Единственный в мире серийный истребитель пятого поколения f-22 raptor

Т-50 vs F-22 Raptor. Сравнительный анализ истребителей пятого поколения в России и США

Авиация всегда будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития.

Сейчас, когда в мире вновь неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей».

Модное выражение «изделие пятого поколения» впервые появилось в боевой авиации. Давайте попробуем разобраться, что оно означает.

На самом деле термину уже очень много лет. Впервые военные и конструкторы СССР и США задумались о таком истребителе ещё в самом начале 1980-х годов. Основными признаками такого самолёта стали так называемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

Программы по созданию истребителей 5-го поколения практически одновременно стартовали в США и СССР. Ожидалось, что уже в 1990-е годы истребители поступят на вооружение военно-воздушных сил.

Однако Советский Союз распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена. Единственный построенный лётный образец –«изделие 1.

44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а затем в России велись работы над другим экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin).

Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой вооружения для выполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей.

С-37, также как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» также не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.

Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже были готовы первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной основе.

По итогам тендера, в котором участвовали две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (ныне Lockheed Martin), в серии получивший обозначение F-22 Raptor.

Контракт на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», разработавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось построить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позже отказались). Во время лётных испытаний в 1992 году опытный образец потерпел катастрофу в ходе посадки на авиабазе Эдвардс.

После этого в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились серьёзные изменения. Самолёт в окончательном облике был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка опытной машины, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года.

Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, однако на вооружение ВВС США они стали поступать только спустя три года.

Дорогой и очень секретный

Программа F-22 оказалась одной из самой дорогостоящих в истории авиации.

По оценкам специалистов, разработка и серийное производство значительно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда долларов, или около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. В настоящий момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС США.

Сборочная линия F-22А (на текущий момент производство прекращено)

На сегодняшний день F-22А Raptor является единственным в мире серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы перечисленные выше основные признаки самолётов этого типа.

Кроме того, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, обнаружения цели и применения вооружения. Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77.

Основное вооружение размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до 30 км) в двух боковых отсеках.

Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Кроме того, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, которые могут использоваться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Однако данные варианты вооружения резко увеличивают заметность самолёта и значительно снижают его манёвренные качества.

Истребитель F-22А с открытыми отсеками вооружений

Облик F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Однако борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах стран третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили.

Применять на нём высокоточные боеприпасы типа JDAM начали только в 2005 году. В 2012 году ВВС США получило первый модернизированный самолёт F-22, обладавший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb).

Кроме того, в настоящее время он не способен применять новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км).

Эти типы ракет будут доступны для вооружения F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.

Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X

Учитывая секретность технологий, используемых в программе F-22, США долгое время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Только в 2007 году они впервые стали базироваться за рубежом – на острове Окинава (Япония).

В 2014 году «японские» самолёты участвовали в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ российского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C).

В 2007 году истребители впервые осуществили перехват пары российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сначала отказались. Однако уже в 2009 году самолёты появились в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, который, в свою очередь, пытался перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший вдоль побережья.

По сообщениям прессы, только в сентябре 2014 года США приняли решение использовать F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского государства, расположенным на территории Сирии. В ходе этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS.

Однако применение столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами власти США сочли нецелесообразным.

Что же в России?

Как уже говорилось, по ряду причин (и в первую очередь в связи с распадом СССР) в России разработка истребителя 5-го поколения шла значительно медленнее. Однако это дало возможность переосмыслить цели и задачи программы, ведь 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской авиационной промышленности.

В этот период появились очень удачные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в различных версиях. Они стали хитами экспортных поставок по всему миру и составляют основу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.

Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как оказалось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, а также мощные реактивные двигатели с всеракурсным изменением вектора тяги и широкой номенклатурой применяемого вооружения всех классов. Дальнейшим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), который создавался в интересах российских ВВС и должен быть основным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Приняв во внимание сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на создание F-22, Россия решила разрабатывать истребитель среднего класса – по своей размерности он должен был оказаться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker).

При этом отечественный истребитель должен превосходить все западные аналоги и обеспечивать разнообразие возможностей боевого применения. На основании этих требований в 2001 году был объявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

Конкурс выиграла компания «Сухой» с проектом Т-50.

Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый полёт опытный Т-50 совершил в январе 2010 года. В настоящее время на испытаниях уже находятся 5 образцов.

В 2014 году начались государственные испытания истребителя на полигоне Министерства обороны в Ахтубинске, где одновременно с лётчиками-испытателями к освоению машины приступили военные.

По данным компании «Сухой», в рамках предварительных испытаний Т-50 были проведены оценки аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управляемости, динамической прочности, а также проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолёта.

Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»

С лета 2012 года на двух самолётах проводятся испытания новейшей бортовой радиолокационной системы с АФАР, а также перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.

Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», которое будет обладать более высокими характеристиками, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.

Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения с самого начала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная система, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется гораздо более широкая номенклатура средств поражения.

В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести несколько ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и большой дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом сообщают рекламные материалы на МАКС-2013.

Аналогов ей в мире сегодня не существует.

Авиационная ракета большой дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружён новый истребитель. Одной из подобных, возможно, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer).

Она спроектирована по модульному принципу, который позволяет использовать разные комбинированные системы наведения. Последние могут включать в себя инерциальную систему и варианты конечного точного наведения – на основе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) или спутниковой навигации.

В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение российских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.

Полёт трёх Т-50 во время МАКС-2013

Хотя российский истребитель 5-го поколения несколько запоздал, в итоге он может существенно превосходить американский аналог. Попробуем подвести итоги сравнения двух машин.

Соотношение цены и качества

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как показало время, оказался невостребованным и очень дорогим. Отставание от США Россия использовала с умом – были оценены опыт создания F-22, его эксплуатация и возможности. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись стремлением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и плохо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базовыми всеракурсными двигателями покажет настоящую сверхманёвренность.

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет только класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних дистанций.

Использование его в качестве носителя высокоточного оружия для поражения наземных целей стало возможным значительно позже. При этом F-22 может применять крайне ограниченный набор вооружения с наведением по сигналам GPS.

Отсутствие собственной оптико-электронной системы не позволяет использовать более широкий спектр ракет и управляемых бомб.

Т-50 будет иметь сразу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, в том числе таких специфических, как РЛС ПВО противника, тогда как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека вооружений F-22.

Наличие режимов сверхманёвренности и эффективных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою.

Обладание же ракетами сверхбольшой дальности РВВ-БД позволит Т-50 поражать противника на дистанции, на которой он не сможет ответить.

В заключение приведём цитату человека, которого вряд ли можно заподозрить в предвзятости. «Данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают, что у самолёта довольно сложная конструкция, которая по меньшей мере не уступает, а по мнению ряда экспертов, даже превосходит американские самолёты пятого поколения», – сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула.

Источник: https://warspot.ru/3272-t-50-vs-f-22-raptor-sravnitelnyy-analiz-istrebiteley-pyatogo-pokoleniya-v-rossii-i-ssha

Истребитель F-22 Raptor

Тип многоцелевой истребитель
Максимальная скорость 2410 км/ч
Практический потолок 20000 м
Боевой радиус 760 км
Читайте также:  Мина корабельная якорная (изделие 670.00.000)

Многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. А также он является самым дорогим истребителем в мире.

История

Начало работ над истребителем пятого поколения

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle.

Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов — YF-22 и YF-23.

На создание самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94).

Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.

23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

Программа ATF и F-22 Raptor

Первая предсерийная машина взлетела 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оборудовался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.

Серийный выпуск самолёта начался в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был собран в общей сложности 51 самолёт. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

В 2006 году планировалось приобрести 384 самолёта для вооружения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже собраны. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35.

21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе за продолжение производства истребителей F-22 Raptor.

Источник: http://wartools.ru/vvs-usa/lockheed-boeing-f-22-raptor

F-22 Raptor и реальные проблемы ВВС России

Легенда о дерзком полете конструкторской мысли, потерянных деньгах и несбывшихся надеждах. Гимн величию человеческого разума и притча о безумных путях, на которые иногда сворачивает технический прогресс. Сага о том, как несмелые очертания истины тают в пелене тумана человеческих заблуждений.

Парабола об алчности и доверчивости, что идут рука об руку на протяжении веков, питаемые несбыточной людской мечтой о «философском камне» и «вечном двигателе». Все это – история истребителя «пятого поколения».

Миф о фантастическом крылатом корабле, что принесет лавры побед к ногам тех, кто сможет построить такую машину.

Еще ни один самолет в истории авиации не преподносился с такой помпой, как грозный истребитель «Рэптор». Беспощадная ярость небес. Абсолютное техническое превосходство ВВС США.

Чудотворное средство для выигрыша любых войн. Невидимое и разрушительное оружие, приносящее смерть каждому, кто осмелился «поднять руку» на его создателей.

Парадокс в том, что на сегодняшний день ни один из 187 истребителей «пятого поколения» участия в боевых действиях не принимал. Это было бы нормально, если на Земле прекратились войны – но, с 2003 года, когда на авиабазу Неллис прибыл первый серийный F-22, мир сотрясли множество конфликтов – авиация ВВС США совершила десятки тысяч боевых вылетов, сметя с лица Земли два государства.

Оправдания, связанные с «избыточной мощью самолета» и «несоответствием условий локальных конфликтов назначению F-22» могут вызвать лишь ярость у американских налогоплательщиков: военные потратили 60 миллиардов долларов на создание самолета, для которого нет подходящих задач!Сравнение F-22 с ядерным оружием не проходит — «Рэптор» не обладает и долей останавливающего эффекта Стратегических Ядерных Сил. В отличие от «Трайдентов» и «Минитмэнов», это чисто тактическое оружие, призванное решать насущные проблемы нашего времени. Но увы…Пилоты ВВС США предпочитают возить бомбы и доминировать в воздухе, используя проверенные F-15 и F-16. Получается проще, дешевле, а главное — ничуть не хуже, чем при использовании истребителя «пятого поколения».Гораздо веселее другой факт: F-22 наверняка окажется малополезен при решении «серьезных задач». До сих пор не утихают споры о малозаметности самолета – эксперты сокрушаются о том, что «Рэптор», скорее всего, не сможет эффективно работать в зоне действия зенитных комплексов С-300.Здесь следует задать простой опрос: А что вы ожидали? Двенадцать каналов наведения. Шесть скоростей звука. Масса боевой части 150 кг. Солидный комплект радаров и систем обнаружения, способных засекать воздушные цели на дальности в сотни километров.Лезть напролом в зону действия С-300 – чистое самоубийство. И никакой «Рэптор» здесь не панацея – летчики ВВС США откажутся садиться в кабины, а того, кто отдал приказ о прорыве вражеской ПВО с помощью «Рэпторов», ожидает трибунал.

Что нам «Рэптор»! Закидаем шапками?

Ничуть. 300-ый зенитный комплекс – действительно серьезное оружие, это признают даже мастистые зарубежные эксперты. Другое дело, что для прорыва сквозь заслон С-300 совсем не обязателен убер-самолёт «пятого поколения».Это как же так?Грубая сила и ничего более.

Обнаруженные позиции ЗРК давят простым способом: залпом противорадарных ракет HARM, наводящихся на источники радиоизлучения. Ракеты запускаются по баллистической траектории, на самонаведении – сами самолеты-носители при этом остаются вне зоны действия ЗРК, а счет выпущенных «Хармов» обычно идет на тысячи.

Тупоголовые «Хармы» перебьют все микроволновки и радиопередатчики в округе, но несколько из них обязательно разорвется вблизи РЛС зенитного комплекса, выведя его из игры.

Даже если оператор, почувствовав неладное, успеет выключить радар – «Харм» запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой скорбный путь в направлении предполагаемой цели.Гремучий коктейль из «Хармов» обильно сдабривается крылатыми ракетами «Томагавк», шквалами радиоэлектронных помех, БПЛА и диверсионными группами спецназа.

Запуск противорадилокационной ракеты AGM-88 High-speed Anti-Radar Missile (HARM)Очень грубый, затратный и грязный приём – но это единственный способ прорыва современной ПВО. Именно этот сценарий мы наблюдали во всех конфликтах последних лет – обе Войны в Персидском заливе, Югославия, Ливия.

Лишь когда командование убеждается в недееспособности вражеской системы ПВО – в воздушное пространство вторгаются «носители демократии» — сотни боевых самолетов ВВС стран НАТО. Обычные F-15 и F-16.Убер-самолет F-22 «Рэптор» вновь остался без работы. Как и его коллега B-2 «Спирит». Сверх-возможности этих машин попросту не востребованы.

Кто Вы, истребитель пятого поколения?

У современных летчиков есть все — сверхзвуковые самолеты, способные в автоматическом режиме прорываться к цели, едва не срывая крылом кроны деревьев.

Фантастические прицельные комплексы, способные из стратосферы отличить женщину от мужчины, вооруженного человека от мирного обывателя или разглядеть тепловой след проехавшего автомобиля – чувствительность этих систем потрясает воображение.

Реактивные боевые машины могут за считанные часы перелететь континент, а их боевая нагрузка превышает показатели стратегических бомбардировщиков времен Второй мировой. Невероятные фигуры высшего пилотажа, управляемое ракетное оружие, оптико-электронные оборонительные комплексы и системы постановки помех.

Спрашивается: Ребята, что вам еще нужно? Бессмертие и бесконечные патроны?Конечно, прогресс не стоит на месте – на смену четвертому поколению истребителей должно обязательно прийти пятое. Но чем конкретно отличается «пятое поколение»? И здесь, даже у самых смелых теоретиков возникает коллапс сознания.

— Малозаметность!Сделать самолет абсолютно невидимым пока еще никому не удалось – приёмы технологии «стелс» находятся в явном противоречии с законами аэродинамики. Работы по частичному снижению заметности не имеют решающего значения – риск быть обнаруженным по-прежнему остается велик.

Парадоксально, но меры по радикальному снижению заметности могут быть реализованы на самолетах предыдущего поколения – подтверждено на практике: серийные истребители «Супер Хорнет», перспективные машины F-15SE «Сайлент Игл» и «Сайлент Хорнет».

«Наплывы» на гондолах двигателей — внутренние отсеки для вооружения.

Изменено хвостовое оперение — кили отклонены в стороны для лучшего рассеивания радиоволн- Сверхманевренность! Расскажите о ней Су-27 и его модификации Су-35.- Многофункциональность! Расскажите об этом создателям F-15E «Страйк Игл».- Сверхзвуковая крейсерская скорость без использования форсажа!Можно.

Потребуются «всего лишь» сверхмощные (и прожорливые) двигатели. В принципе, единственное значимое отличие «пятого поколения». Другой вопрос – насколько велика потребность в таких способностях? И не слишком высока заплаченная цена?Анализируя требования, предъявляемые к «пятому поколению», становится очевидно – они буквально «взяты с потолка».

То, что могло действительно пригодиться: беспилотное управление в воздушном бою, абсолютная невидимость для любых средств обнаружения противника – до сих пор остаются атрибутами научной фантастики. То же, что предлагает современная промышленность под видом «истребителя нового поколения» — не более чем архисложная и сверхдорогая машина, чьи задачи дублируются обычными самолетами с гораздо большей эффективностью (затраты/результат).Здесь можно было поставить точку, если бы не одно важное обстоятельство:

Истребители «пятого поколения» действительно существуют! Но это не имеет никакого отношения к F-22 «Рэптор».

Кто же эти загадочные машины? «Сухой» ПАК ФА? Китайский прототип J-20?Нет, новое поколение истребителей появилось задолго до создания ПАК ФА. Это был длительный системный процесс, который обрел окончательную форму порядка 20 лет назад. Сама авиатехника изменениям не подверглась – двигатели, планер – все осталось прежним.

Может быть, все дело в авионике – высокотехнологичной «начинке» самолета? И снова, мимо. Радиолокационные станции, ИНС, «fly-by-wire» (электродистанционная система управления) – здесь никаких кардинальных изменений отмечено не было. Увеличение производительности бортовых компьютеров и появление «стеклянных кабин» не привело к революции в авиастроении.

К какому поколению относится самолет — 4+ или 4++ имеет не так много значения, как это принято полагать.Изменения коснулись, в первую очередь, организационных вопросов – новая тактика и специальные приёмы позволили резко повысить мощь современной авиации.

Что все это значит, товарищи? Встречайте нашего первого гостя:KC-10 «Экстендер» (удлинитель) – воздушный танкер на базе пассажирского авиалайнера DC-10. 11 топливных баков, 90 тонн авиационного топлива.

Танкер предназначен для взаимодействия с тактической авиацией: телескопическая заправочная штанга и система «шланг-конус» позволяют передавать топливо на любой из военных самолетов стран блока НАТО. Производительность системы заправки – 5678 л/мин (штанга) и 1590 л/мин (шланг-конус). Танкер способен одновременно передавать топливо трем самолетам.

В верхней части фюзеляжа имеется горловина для заправки самого заправщика.240 воздушных танкеров (500 с учетом Национальной Гвардии и резерва ВВС) – вот где скрывается источник силы ВВС США.
«Парад слонов».

Танкеры KC-135 на авиабазе Милденхолл (Великобритания)К черту истребители «Рэптор»! Системы дозаправки открывают перед тактической авиацией совершенно фантастические перспективы: армада танкеров позволяет оперативно сгруппировать силы и нанести массированный удар по любой точке планеты.

Патрулирование над любым регионом Земли или «воздушный мост» для экстренной переброски войск в другое полушарие… Системы дозаправки стоят практически на всех американских самолетах – боевых истребителях и бомбардировщиках, самолетах дальнего радиолокационного обнаружения, транспортных машинах, вертолетах. Ведутся эксперименты с беспилотниками.

На сегодняшний день в составе ВВС России находятся 19 воздушных танкеров Ил-78 (на базе военно-транспортного самолета Ил-76). Также, в качестве воздушных заправщиков могут использоваться фронтовые бомбардировщики Су-24 (подвесной заправочный агрегат УПАЗ-1А «Сахалин»).

Пилоты бомбардировочной авиационной эскадрильи авиабазы Западного военного округа (ЗВО) после 18-летнего перерыва выполнили полеты с дозаправкой топливом в воздухе
— начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту Владимир Матвеев, декабрь 2012 г.Будем объективны: много ли пилотов ВВС России способны провести дозаправку в воздухе в темное время суток? В режиме полного радиомолчания? Ведь это стандартные трюки американских летчиков.Российские СМИ и официальные источники регулярно публикуют сенсационные сравнения «Рэптора» и российского ПАК ФА. Просто удивительно, какую скандальную известность приобрели истребители «пятого поколения» – самолеты, не совершившие ни одного боевого вылета и имеющие сомнительную ценность в реалиях современных конфликтов. В то же время, системам воздушной дозаправки – одному из столпов, на котором держатся современные ВВС — уделяется предельно мало внимания.

Читайте также:  Маршрутное такси газ-3221: описание и технические характеристики

Звездное скопление

Наш следующий гость, хотя и не относится к когорте истребительной авиации, но демонстрирует реальные приоритеты американских военно-воздушных сил. Этот самолет никогда не показывают по телевизору, про него не снимают передачи «Дискавери» и «Ударная сила». В отличие от разрекламированных «Рэпторов», он всегда остается в тени.

Пока F-22 и ПАК ФА позируют на авиасалонах, эта машина спокойно выполняет свою ответственную работу: демилитаризованная зона вдоль 38-й параллели на Корейском полуострове, Ближний Восток, пограничные районы Ирана, Северная Африка – вот её сферы ответственности.

Обычный транспортный борт ВВС США? Нет, это E-8 Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System) – авиационный комплекс дальнего наблюдения и целеуказания, предназначенный для распознавания и классифицирования наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с наземными силами в режиме реального времени. Разведчик и воздушный командный пункт в одном лице.В случае реального вооруженного конфликта нужно «валить» его в первую очередь — иначе этот гадёныш вычислит и сдаст всех. «Джи Старс» патрулирует на удалении нескольких десятков километров от поля боя, сканируя местность радаром бокового обзора AN/APY-3, тепловизорами и камерами высокого разрешения – десятки операторов на борту «Джи Старс» ведут непрерывное наблюдение за перемещениями противника, оперативно предупреждая собственные войска о возможных засадах, направлениях эвакуации и о любых изменении обстановки. Существует предположение, что именно «Джи Старс» вычислил кортеж полковника Каддафи.Обнаружение, управление наземными подразделениями, многоканальная спутниковая связь, ретрансляция сигналов и управление беспилотниками – аналогов этого самолета в мире не существует.На сегодняшний день в составе ВВС США числятся полтора десятка E-8 «Джи Старс». И это имеет гораздо больше значения, чем пресловутые истребители «Рэптор». Увы, никаких работ по созданию аналогов американского «Джи Старса» не ведется – все заняты обсуждением истребителя «пятого поколения».

Игровой набор «Юный разведчик»

Универсальность – обязательное качество современной боевой авиации.

Но тому, кто готовится к воздушному бою, незачем тащить с собой балласт в виде прицельного комплекса для работы по наземным целям (к примеру, система LANTIRN весит полтонны)!С другой стороны, во время вылета на штурмовку без LANTIRN не обойтись – комплекс позволяет совершать сверхзвуковые броски на предельно малой высоте, засекать и идентифицировать точечные наземные цели. В любое время суток, в сложных погодных условиях.Как решить непростую дилемму?Решением стала гениальная концепция быстросъёмных подвесных комплектов. Прицельно-навигационные контейнеры, разведывательная аппаратура, конформные топливные баки, модули радиоэлектронной борьбы, системы буксируемых ловушек, крепления, замки и широкий спектр подвесного вооружения на все случаи жизни. Все системы крепятся на стандартные узлы внешней подвески и не требуют изменений в конструкции.*

*за исключением конформных топливных баков

Моё имя — Квазимодо!
Безобразные горбы на спине F-16 — конформные топливные баки, превращающие самолет в стратегический бомбардировщикПодобный подход обеспечивает самолету исключительную универсальность и помогает улучшить именно те способности, которые требуются для выполнения каждой конкретной миссии. Съёмные модули можно комбинировать в любом порядке, подвешивать одни и те же блоки на самолетах разных типов (стандартизация и экономия!), а при необходимости легко заменить поврежденный или неисправный блок на новый (простота, удобство эксплуатации). В то же время, после установки прицельно-навигационного контейнера, любой F-16 приобретает возможности обнаружения, сравнимые с суперсамолетами F-22 и F-35.В итоге мы получаем относительно простой самолет-платформу и съёмный комплект оборудования. Данная концепция блестяще зарекомендовала себя во всех войнах последних лет. Подвесные контейнеры LITENING, LANTIRN и SNIPER XR с успехом применяются на любых типах истребителей, штурмовиков и стратегических бомбардировщиков стран НАТО.

Навигационный AN/AAQ-13 и прицельный AN/AAQ-14 контейнеры системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night).
Сочетает в себе РЛС и тепловизоры переднего обзора, лазерный дальномер, оптические датчики сопровождения цели и коррелятор линии визирования ракетыНапример, уже упомянутый LITENING применяется в ВВС США для оснащения F-15E, F-16, A-10, B-52… При необходимости контейнер может быть подвешен под крыло любого палубного самолета «Харриер» или F/A-18. Системой заинтересовались союзники – LITENING совместим с бортовой электроникой самолетов «Панавиа Торнадо», «Еврофайтер Тайфун», «Гриппен»…Создатели истребителей «пятого поколения» делают то же самое, но гораздо более сложным и затратным способом. Они предлагают изначально оснащать самолет супер-элекроникой, монтируя блоки внутри фюзеляжа. В результате цена самолета взлетает до небес, а половина из установленных систем обычно используется в качестве балласта.Удивительно, но столь важные системы остались за рамками буйных споров о возможностях «Рэптора» и ПАК ФА. Вместо обсуждения по-настоящему значимых вещей, из года в год продолжаются бессмысленные дебаты вокруг «пятого поколения» истребителей, которое, по-факту, ничего не решает в современной войне.
Прицельный контейнер системы SNIPER XR под фюзеляжем стратегического бомбардировщика B-1B Lancer

Источник: https://topwar.ru/27613-f-22-raptor-i-realnye-problemy-vvs-rossii.html

Топ-5 современных истребителей: американский F-22 Raptor против российского Су-35С. Фото

1 из 5

REUTERS / Toby Melville

2 из 5

REUTERS / Pascal Rossignol

4 из 5

REUTERS /Hamad I Mohammed

5 из 5

REUTERS /Hamad I Mohammed

F-22 Raptor

Единственным серийным и боеготовым истребителем пятого поколения является американский F-22 Raptor. Он же является и самым дорогим самолетом этого класса – с учетом стоимости разработки цена каждого борта равна умопомрачительным $412 млн.

F-22 обладает всеми критериями машины пятого поколения: сверхзвуковой крейсерской скоростью (без применения форсажа и, соответственно, без больших затрат топлива и ресурса двигателей), радиолокационной малозаметностью (известна как технология Stealth), сверхманевренностью, многофункциональностью, развитой бортовой электроникой, которая автоматизирует многие процессы полета и боя и т. п.

Машина получилась действительно интересной, однако стоимость помешала F-22 стать массовым и заменить в ВВС США все аналогичные по классу тяжелые истребители F-15. Всего в период с 1997 по 2011 год было построено 195 F-22, из них 187 серийных. После этого производство было завершено.

Из недостатков Raptor, помимо высокой стоимости, можно отметить достаточно скудный набор вооружения «воздух-земля», которое истребитель может нести во внутренних отсеках (если вооружение устанавливается на внешнюю подвеску, эффект радиолокационной малозаметности исчезает).

Тем не менее как единственная серийная машина нового поколения F-22 однозначно занимает первое место в нашем рейтинге.

Су-35С

Российский истребитель Су-35С — это глубоко модернизированный Су-27. Самолет получил новые двигатели АЛ-41Ф1С с всеракурсно управляемым вектором тяги, который обеспечивает машине, пожалуй, лучшую в мире маневренность для машины этого класса.

Электроника самолета также была полностью переработана, самолет получил новую радиолокационную станцию Н035 «Ирбис», позволяющую обнаруживать воздушные цели на дальности до 400 км и одновременно обстреливать до 8 из них.

Помимо этого, Су-35 покрыт радиопоглощающим покрытием, что снижает его заметность для радаров противника (но в заметно меньшей степени, чем у F-22). В итоге Су-35С относится не к пятому поколению, а к поколению 4++ — в нем реализована часть необходимых требований.

Помимо Су-35С, есть ряд других машин на основе Су-27, достойных войти в наш рейтинг. В первую очередь это двухместный многофункциональный истребитель Су-30СМ, во многом похожий на одноместный Су-35С.

Эта машина оказалось столь удачной по соотношению цена-качество, что стала одним из бестселлеров российского оборонно-промышленного комплекса – одна только Индия закупила 272 таких истребителя.

В рамках американо-индийских учений Cope India Су-30МКИ (индийская модификация самолета) одержали победу как над тяжелыми истребителями F-15, так и над легкими F-16.

F-16 Fighting Falcon

Американский легкий истребитель четвертого поколения F-16 не обладает такими высокими характеристиками, как тяжелые F-15 Eagle или Су-27 (а также машины, созданные на его основе). «Сокол» имеет заметно меньший радиус действия, несет меньше вооружения и т. п.

Но его главным преимуществом является массовость и отличное соотношение цена-качество. В итоге с 1979 года, когда первая модификация самолета поступила на вооружение ВВС США, было выпущено 4573 F-16 в различных вариантах.

Эта машина стала самым массовым истребителем четвертого поколения, а на данный момент является самым распространенным военным самолетом в мире, находясь на вооружении 26 стран. Советский/российский легкий истребитель МиГ-29 и его модификации не получили столь широкого распространения (выпущено около 1600 машин).

Это можно объяснить как меньшим рынком сбыта, так и более сложным и дорогим обслуживанием двухдвигательного МиГ по сравнению с однодвигательным F-16.

При этом в отличие от большинства других примеров стоимость американского самолета примерно равна стоимости российского — при явном превосходстве в том, что касается бортовой электроники. Широкий опыт боевого применения F-16 как для ударных задач, так и для завоевания господства в воздухе, позволяет ему занять уверенное третье место в нашем рейтинге.

F/A-18E/F Super Hornet

Палубный истребитель F/A-18, в том числе его самая современная модификация Super Hornet, является основой американского проецирования военной мощи. Эти машины являются на данный момент единственными палубными истребителями на 10 авианосцах США, готовых решать боевые задачи по всему миру.

Первые «Шершни» поступили на вооружение США в 1983 году, с тех пор выпущено не менее 2000 самолетов разных модификаций. Машина изначально создавалась как для выполнения ударных задач, так и завоевания господства в воздухе.

Максимальная многофункциональность достигнута самой современной модификацией F/A-18E/F Super Hornet.

За долгие годы службы в американской армии «Шершень» был использован практически во всех военных кампаниях, в которых участвовали США.

Удачная конструкция самолета и соотношение цена-качество привели к тому, что многие страны закупили F/A-18, хотя и не имеют авианосцев (истребители базируются на наземных аэродромах).

Сочетание этих факторов дает право «Супершершню» войти в наш рейтинг и занять в нем четвертое место.

Dassault Rafale

Французский истребитель Rafale, разработанный компанией Dassault, был принят на вооружение ВВС Франции в 2001 году – он заметно моложе своих конкурентов по четвертому поколению в нашем рейтинге.

По своей концепции он относится к легким истребителям, имея заметно более ограниченную дальность полета (а значит, и радиус боевого применения), чем у тяжелых машин, таких как Су-35С, или F-22. Летные характеристики Rafale очень неплохи – машина во многом превосходит «легких» конкурентов.

Боевой опыт машина уже получила в Афганистане, Ливии и Сирии. Однако более высокое место французу не дает занять его непомерно высокая стоимость, достигающая $124 млн в максимальной комплектации.

Для сравнения, тяжелый Су-35С, превосходящий Rafale практически во всем, обойдется иностранным заказчикам примерно в $85 млн, а российской армии в 2 млрд рублей (около $33 млн). Самая современная модификация того же легкого F-16 (F-16V Viper) обойдется заказчиками, по разным оценкам, в $50-60 млн.

Тем не менее некоторые покупатели у Rafale нашлись – это Египет (24 единицы) и Индия (36 единиц, хотя планировалось 126). Возможно, высокая стоимость французского самолета связана и с не слишком большим количеством выпущенных машин – пока их всего около 170. Но с учетом скорого появления новых истребителей пятого поколения Rafale, вероятно, еще очень недолго пробудет в списке пяти лучших самолетов этого класса.

Читайте также:  Самолет ту-95 медведь потерпел крушение на дальнем востоке

Источник: http://www.forbes.ru/tehnologii-photogallery/336279-top-5-sovremennyh-istrebiteley-amerikanskiy-f-22-raptor-protiv

ВИДЕО: F-22 Raptor появились в Европе

США разместили в Европе многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor. Уже известно о появлении 4 машин на авиабазе Шпангдалем на западе Германии.

США разместили в Европе многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor. На данный момент известно о четырех машинах.

Об этом сообщает Stars and Stripes.

Истребители в сопровождении около 60 военнослужащих прибыли на авиабазу Шпангдалем на западе Германии «для усиления поддержки восточноевропейских союзников по НАТО, которые обеспокоены действиями России на Украине», утверждает американская сторона.

Командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Фрэнк Горенк заявил, что размещение F-22 Raptor в тренировочных целях даст «возможность использовать эти новейшие машины для отработки действий вместе с другими самолетами ВВС США, наших партнеров и других членов НАТО». По его словам, размещение истребителей в Европе в очередной раз подтверждает, что Вашингтон выполняет обязательства по обеспечению безопасности своих союзников.

США впервые перебросили F-22 Raptor в Европу. В то же время за пределы Соединенных Штатов эти самолеты уже выходили. В прошлом году истребители были доставлены в Японию в качестве демонстрации силы против Китая.

Напомним. В середине июня стало известно о планах Пентагона разместить военную технику, включая танки и боевые машины пехоты, в Восточной Европе для «сдерживания возможной российской агрессии».

Сначала слухи на эту тему появились в американских СМИ, после чего Польша и Литва подтвердили факт переговоров о размещении на своей территории американских военных складов для тяжелой военной техники.

В МИД РФ назвали размещение танков США в Европе нарушением договора с НАТО от 1997 года и пригрозили в ответ разместить ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области.

F-22 Raptor («Рэптор» от англ. Raptor — хищная птица). Американский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle.

F-22 является первым и на сегодняшний день единственным истребителем пятого поколения, стоящим на вооружении. Кроме того, он является самым дорогим истребителем в мире — себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 млн долларов (данные на 2008 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн.

В основу проектирования этого самолёта был положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»).

Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность.

Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.

F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.

Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта.

В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40% (по другим данным 60%), из них не менее 30 % приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ).

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.

Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.

F-22 Raptor управляют две отказоустойчивые бортовые ЭВМ, называемые CIP — Common Integrated Processor. В каждом из них — 66 модулей, основой каждого модуля является 32-разрядный RISC-процессор i960.

F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Антенна такого типа состоит из ~2000 приёмно-излучающих элементов.

Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) — нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надёжность работы.

Дальность обнаружения цели c ЭПР =1 м² — 225 км (обычный режим) и 193 км (режим LPI), крылатая ракета (0,1 м²) — 125—110 км. Инструментальная дальность БРЛС — 525 км.

Способность радара работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI) делает бесполезными обычные системы СПО/РТР.

Радар AN/APG-77 способен осуществлять активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается.

В отличие от обычных радаров, которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, используя технику, названную широкополосной передачей.

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder. А также корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39.

Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

F-22 Raptor — демонстрационный полет

F-22 Raptor — фигуры высшего пилотажа

Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года.

Серийное производство самолёта началось в 2001 году.

14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада.

К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт.

В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.

В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35.

21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300 по всему миру, как главном аргументе за продолжение производства истребителей F-22 Raptor.

Источник: http://stuki-druki.com/facts/VIDEO_F-22_Raptor_poyavilis_v_Evrope.php

Американские F-22 терпят поражение без боя

5 октября американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию о том, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили «дамскую слабость».

Их электроника наотрез отказывается работать в дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры.

Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь практически неработоспособны.

Газета приводит мнение руководителя пресс-службы командования ВВС США в зоне Тихого океана полковника Эдварда Томаса о том, что технические проблемы являются достаточно распространенными для этих истребителей, хотя они разрекламированы в прессе США как лучшие в мире.

Недавно специалисты Пентагона провели исследование проблем эксплуатации F-22. Оказалось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов. В целом стоимость часа летной эксплуатации истребителя пятого поколения составляет более 44 тысяч долларов.

Тем не менее, эти истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50 процентов стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок. «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане.

А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя 190 таких машин). По официальной версии, такое решение принято в связи с финансовым кризисом. Но хронологически произошло это после публикации в СМИ скандальных откровений одного из разработчиков «Раптора» инженера Дэррола О Олсена.

Он рассказал, что корпорация Lockheed Martin поставила американской армии истребители пятого поколения F-22 Raptor, в конструкции которых были заранее известные разработчикам недостатки. Например, дефекты стелс-покрытия, которые не были исправлены до начала поставок самолетов военным.

Дэррол О Олсен сообщил, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель. Это происшествие обернулось более чем миллионным ущербом для военных.

Отметим, что F-22 Raptor является единственным на сегодняшний день стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. Его экспорт был категорически запрещен законодательством США, но после отказа Пентагона от закупок американские законодатели в срочном порядке поставили вопрос о рассекречивании «Раптора», снятии эмбарго и срочном поиске покупателей.

«Раптором», как сообщают западные СМИ, уже соблазнились ВВС Израиля. Дороговизна изготовления и эксплуатации этой машины их не смущает. Важнее способность истребителя высоко летать и нести рекордное количество вооружения для своего класса. Еще одним покупателем может стать Япония, ссылающаяся на необходимость защиты от ракетных угроз КНДР.

Недавно министр обороны США Роберт Гейтс во время посещения военно-воздушного колледжа в Алабаме в своей речи перед военнослужащими назвал F-22 «серебряной пулей», которая может пригодиться лишь в редких случаях.

Принимая решение о прекращении закупок F-22, эксперты военного ведомства США учитывали аналогичные возможности менее дорогого истребителя пятого поколения F-35, сообщил Гейтс. Он подчеркнул, что финансирование программы F-35 в перспективном бюджете военного ведомства будет увеличено с 6,8 до 11,2 миллиарда долларов.

Это позволит ускорить развитие проекта и разработку самолета. В ближайшие пять лет с конвейера должно сойти не менее 500 этих машин.

Россия, по мнению Гейтса, сможет разработать аналогичный боеспособный истребитель пятого поколения не раньше, чем через шесть лет. Китаю для этого понадобится не менее десяти лет. К этому времени, по расчетам американских военных, на вооружении США уже будет находиться более тысячи аналогичных машин.

У нас пока дела с истребителем пятого поколения под кодовым названием ПАК ФА идут медленно. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин в начале года обещал: «К 12 августа 2009 года Россия получит летный образец самолета пятого поколения, и в этом же году он поднимется в воздух». Но вот уже октябрь — и тишина.

Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете.

Но главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин охарактеризовал их так: » Анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в том, что по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей наш истребитель не будет уступать лучшим зарубежным аналогам».

На данный момент мы отстаем от США в разработке истребителей на целое поколение. Мы только разворачиваем поставки в ВВС модернизированного истребителя четвертого поколения Су-35. Хотя можно сказать с гордостью, что он наступает на пятки американскому истребителю пятого поколения F-35.

Для сравнения: боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов. Боевой радиус Су- 35 — 1600 километров, максимальная скорость 2500 километров в час. Практический потолок 18000 метров.

Боевая нагрузка 6000 килограммов. Оружие примерно равноценное.

— На учениях Pacific Vision-2008, прошедших в августе прошлого года на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35, — рассказал корреспонденту «СП» летчик-испытатель СССР Михаил Власенко. — В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения.

Правда, представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими истребителями.

К сожалению, по слабости промышленности мы отстаем в применении Су-35 четвертого поколения от американцев в эксплуатации ими F-35 пятого поколения. Наш истребитель планировалось поставить на крыло в 2008 году.

Но в феврале прошлого года его только вывели на летные испытания. Были оглашены новые сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам — 2011 год.

Совсем недавно Министерство обороны РФ приняло решение закупить для Военно-воздушных сил 48 многоцелевых истребителей Су-35. Сроки уже другие. Техника будет принята на вооружение до 2015 года.

ВВС России заявили о планах сформировать к этому времени 2−3 полка из этих истребителей. Как уже было выше упомянуто, министр обороны США Гейтс к тому же периоду собирается поставить в армию до 500 истребителей пятого поколения. Чем ответит Сердюков?

Фото [*]

Источник: https://svpressa.ru/society/article/15063/

Ссылка на основную публикацию