Что значит для военного человека мундир?

Как русский военный мундир стал символом чести?

Военнослужащие дорожили своей формой, многие ее элементы передавались от поколения к поколению, например, пробитые пулями в боях гренадерские шапки Павловского полка. В 1807 году под Прейсиш-Эйлау и Фридландом отличился Павловский гренадерский полк.

Отмечая «отличное мужество, храбрость и неустрашимость, с каковыми подвизался полк при неоднократных сражениях», Александр I приказал новые головные уборы (кивера) в полку не вводить, а сохранить гренадерские шапки с медными налобниками. На гренадерках были выбиты фамилии солдат, которые сражались в них в 1807 году.

«Сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в боях» более ста лет служило военнослужащим одного из лучших полков русской армии напоминанием о славных боевых делах их предшественников.

Лишение права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования в войсках считалось одним из самых тяжелых наказаний. В марте 1806 года по русской армии был объявлен приказ: «Среди храбрости, оказанной российскими войсками, усмотрены и деяния тех, кои в день баталии покрыли себя бесславием.

Новгородский мушкетерский полк при встрече с неприятелем противостоял ему недружно. В наказание столь постыдного поведения Новгородского мушкетерского полка положено отныне штаб- и обер-офицерам его носить шпаги без темляков, а нижним чинам сего полка тесаков не иметь».

Только четыре года спустя Новгородскому мушкетерскому полку, загладившему вину мужеством и храбростью при штурме укреплений Басарджика, были возвращены отличия.

Важным элементом русского мундира стали погоны. Церемония лишения офицерского звания стала выражаться в срывании погон с плеч того, кто обесчестил их своим поведением.

Требования к соблюдению формы были жесткими. В 1821 году на званом ужине полковник лейб-гвардии Московского полка Г. А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку.

Император Александр I приказал: «Мундир Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». Выражаясь современным языком, его уволили в отставку без права ношения военной формы.

В этом странном на первый взгляд факте проявилась жесткая забота о том, чтобы офицеры никогда не забывали, кто они такие и какой мундир носят.

В русской армии традиционно строго следили за соблюдением формы одежды и внешнего вида военнослужащих. В подтверждение этого два приказа по военному министерству:

Приказ № 115 от 15 ноября 1837 года.

«Некоторые из господ военнослужащих дозволяют себе иметь на голове довольно длинные волосы и причесывают их или даже завивают, подражая всем прихотям новых, странных обычаев, нередко из-за границы к нам достигающих… Находя неприличным допускать это в войсках, вменено в непременную обязанность всем гг. воинским начальникам строго наблюдать: дабы ни у кого из подчиненных не было никакой прихотливости в прическе волос, чтобы вообще волосы были стрижены единообразно, и непременно так, чтобы спереди на лбу и на висках были не длиннее вершка, а вокруг ушей и на затылке гладко выстрижены, не закрывая ни ушей, ни воротника, и приглажены справа налево». Те, кто служил в армии, вспомнят своего старшину, который требовал то же самое, правда, немного другими словами.

Приказ № 132 от 17 декабря 1837 года «Некоторые гг.

штаб- и обер-офицеры употребляют эполеты разнообразного вида и формы, произвольно отступая от установленных образцов… Утвердить новые сим эполетам образцы, с тем, чтобы от образцов сих впредь никаких отступлений допускаемо не было… Воспретить частым фабрикантам изготовление, как для гвардии, так и для армии эполет иной формы». Сейчас так же борются, но с фуражками, имеющими высокие тульи, которые военные модники предпочитают заказывать в частных мастерских.

Крымская война, вскрыв отсталость и гнилость военного управления в России, показала настоятельную необходимость военных реформ.

Была введена всеобщая воинская повинность, резко сокращены сроки службы, значительно изменилась экипировка войск, что непосредственно сказалось и на форме одежды.

Вместо мундира фрачного покроя был введен образец, который дошел до наших дней — двубортный или однобортный мундир-полукафтан. Он был более свободного покроя с накладными или прорезными карманами. Первоначально застегивался на пуговицы, затем на крючки.

Для офицеров с 1860 года введен летний двубортный мундир. В конце ХIХ века его сделали короче и назвали кителем. Китель шили из белой ткани со стоячим воротником и двумя рядами золоченых пуговиц.

Для парадной формы сохранили эполеты, а на повседневной стали носить погоны. С 1854 года ввели офицерские походные шинели с погонами и стоячим воротником.

Первоначально они предназначались только для военного времени.

В 1862 году ввели легкую шапку и башлык вместо касок и киверов. Повседневными головными уборами стали: фуражка для офицеров и бескозырка для солдат. Снова вернулись к брюкам-шароварам, заправляемым в сапоги с высокими голенищами.

В этот период появилась знаменитая гимнастерка. В Туркестанском военном округе на русскую полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам для гимнастических занятий, прикрепили погоны и разрешили носить ее вне строя, а затем и в строю.

Форма оказалась удачной и была принята в войсках.

В русской армии, одной из первых в Европе, отказались от ярких мундиров, преобладающим стал серо-зеленый цвет. Погоны, кант, околыши на фуражках стали изготавливать разных цветов — по роду войск и служб. Для солдат ввели стальную каску. Зимним головным убором стала папаха.

Погоны приобрели современный вид. Различие только в том, что в нижней части погона крепили цифровое обозначение номера полка. Например, «9Д» — девятый драгунский кавалерийский полк. А галун (лычки) на погоны унтер-офицеров нашивались ближе к их верхней части, рядом с пуговицей.

Обмундирование стало удобным и практичным.

В этом обмундировании русская армия воевала с Японией, а затем с Германией в ходе Первой мировой войны. В ходе Гражданской войны эта форма с незначительными изменениями сохранилась в белогвардейских армиях.

Этот материал продолжает цикл статей, посвященных русской военной форме:
Какое защитное снаряжение использовали воины древней Руси?
Как Петр I «переодевал» русскую армию?
В какой военной форме русская армия громила Наполеона?
Зачем Красной Армии понадобились ромбы, шпалы, квадраты и треугольники?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/20373/

К чему снится мундир

0-9АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯНовейший сонник Г. Иванова

Примерять мундир — к общению с чиновником; шить — к присутствию в казенном доме.

Мундир — к казенному известию.

Надевать во сне парадный мундир — к получению награды.

Надевать во сне праздничный мундир — к параду.

Видеть во сне военный мундир — предвещает дополнительный заработок, который даже превзойдет основной. Видеть на ком-то форменный мундир — наяву окажетесь в окружении надежных друзей, от которых вам ни в чем и никогда не будет отказа.

Видеть старинный, например, гусарский мундир — предвещает встречу с искренним и сердечным человеком, который станет верным спутником вашей жизни.

Видеть во сне таможенника в мундире, досматривающего ваш багаж — наяву можете быть втянуты в серьезный конфликт помимо своей воли и желания.

Видеть во сне своего избранника в морском мундире — это к скорой разлуке с ним. Надевать во сне мундир — подвергнетесь общественному порицанию.

Мундир — побочные доходы.

Мундир — должностные обязательства.

Старый, рваный — надоели и тормозят ваше развитие.

Новый, примерять — повышение по службе.

Видеть во сне военный мундир — является предвестием важного и в то же время очень интересного дела.

Примерять на себя военный мундир — означает, что Вы берете на себя очень много лишних забот.

Если Вам приснился старинный мундир — Вам предстоит романтическое знакомство. Молодой девушке такой сон — сулит знакомство с военным человеком.

Молодой женщине сон, в котором она видит человека в мундире — предсказывает: ее муж будет человеком военным либо же просто придающим слишком большое значение дисциплине.

Если ты рассматриваешь старинный мундир — знай: поддержкой и опорой в любых ситуациях для тебя станет твоя семья. Приснилось, что ты одета в мундир? На твои плечи ляжет бремя забот.

Мундир — Вы видите во сне мундир — вам поручат важное и интересное дело; вы будете работать с воодушевлением и обеспечите себе материальный достаток. Вы видите во сне старинный мундир — вы с кем-то познакомитесь в весьма романтических обстоятельствах.

Вы примеряете мундир — вы в реальной жизни возложите себе на плечи ответственность за поступки других людей; вы поручитесь за кого-то, кто во многом зависит от вас; у вас скоро прибавится забот.

Девушке снится мундир — эта девушка познакомится с военным, и только от нее будет зависеть решение, связать ли с ним судьбу.

Мундир — уверенность в своих способностях справиться с любыми препятствиями.

Мундир — к славе, неожиданному доходу. Военная служба.

Если во сне вы видели висящий на вешалке парадный мундир — наяву вы производите совершенно не то впечатление, которое вообще должна создавать ваша личность.

Это вовсе не значит, что вы лицемерите или носите некую психологическую маску. Все дело в том, что между вашим внутренним миром и тем, как вы выглядите, нет гармонии.

Возможно, именно в этом несоответствии кроется причина многих ваших неудач. Что делать такова ваша карма!

Видеть военного, одетого в мундир — не думайте о людях хуже, чем они есть на самом деле. Сон говорит, что вы часто поступаете именно так. Конечно, в каком-то смысле такая тактика хороша, меньше ошибок в оценках.

Просто, удобно и никаких нервных потрясений. Таким образом, вы, обладая достаточно сильным биополем, как бы заранее программируете поведение человека, о котором вы думаете нехорошо. Не будь вашего настроя, этот человек вел бы себя по-другому.

Согласитесь, что ваше влияние не так уж и незаметно.

Самому надевать мундир во сне — вас ожидает ответственное мероприятие, в связи с чем вы будете очень волноваться.

Сон со среды на четверг

Сновидение отражает будущие события социально-делового характера. Яркий сон, который сновидец запомнил в деталях, указывает на вероятность благоприятных карьерных изменений в ближайшую субботу или воскресенье. Малозапоминающиеся картины предвещают тяжелую однообразную работу.

2 лунный день

Сновидение обычно носит информативный характер: за его деталями могут скрываться советы, предостережения или верные пути для решения проблемы. Будьте осторожнее с его трактовкой: есть риск принять ложные сведения за истинные.

Растущая Луна

Сновидение говорит о новых поворотах событий, которые вскоре произойдут. Оно указывает на сферы жизни и вопросы, которыми необходимо заняться в ближайшее время. Сны на растущей Луне – вещие.

8 ноября

Сон со счастливыми и радостными картинами сулит воплощение заветной мечты и приближение благоприятных событий. Плохие сновидения могут иметь негативные последствия в реальной жизни.

Источник: https://my-calend.ru/sonnik/mundir

Мундир

Нашел в сети статью про военную униформу и решил ее откомментировать. Полный тест статьи не размещаю, тольтко комментируемые моменты.

Российская военная форма и Традиция

Разумеется, советскую военную форму, введенную еще в 1969 году, нужно было менять. Современным требованиям ни по эстетическим, ни по эксплуатационным характеристикам она уже не отвечала.

За двадцатилетний период с момента принятия на снабжение большинство предметов форменной одежды конструктивно устарели и стали нетехнологичными и трудоемкими в производстве. Серьезной переработки требовала полевая форма (так называемая «песчанка»). Предстояло изменить эмблематику и фурнитуру.

Честно говоря форма образца 1969 года была далека от совершенства уже в момент создания.

Мундиры с рубашкой и галстуком былим абсолютно лишены какой бы то ни было традиционности для русского мундира, а их окончательное введение было связано с начавшимся еще при Хрущеве отказе от исторического покроя мундира со стоячим воротником (тогда его ввели только офицерам).

Появление мундира с рубавшкой, отложным воротником и галстуком, взамен восстановлееного Сталиным традиционного мундира, было связано с формировавнием уже в середине 50-х годов у советской элиты подсознательного чувста собственнной ущербности по отношению к США и Западу. Следствием этого стало постепенное появление военных мундиров на англо-американский манер.

К сожалению, парадная и повседневная форма после грачевских нововведений стала походить на обмундирование стран Латинской Америки. Ее разработчики практически не учитывали сложившихся традиций покроя, цвета ткани, даже размеров некоторых элементов.

В небытие канула характерная для русской парадной формы ткань цвета морской волны (она просуществовала в нашей Армии без малого 200 лет!).

Цвет морской волны сложился как элемент исключительно офицерской формы только при Александре III.

Для русской же армии в целом характерен, скорее, темно-зеленый цвет.

Современный же «оливковый» цвет парадной и повседневной формы является совершенно нетрадиционным.

Покрой кителя также не характерен для отечественного обмундирования: накладные карманы, позаимствованные у Британской армии, существовали в русских вооруженных силах только в короткий период с 1907 по 1917 год (воротник при этом был не отложным, как сейчас, а стоячим).

Полевой китель образца 1907 г.

был вполне традиционен для русского военного мундира. Он получил продолжение в введенной в 1943 г. униформе «победного» образца. Дело не в накладных карманах, а в общей стилистике мундира где учитывается все в комплексе — цвет, покрой, аксессуары, традиция.

Цвет офицерской шинели почти в точности соответствует расцветке шинели вермахта, что невольно вызывает негативные эмоции у ветеранов и людей старшего поколения.

Это ерунда.

А вот новая шинель действительно уродская. Старая шинель просуществовала в России с Николая I почти не меняясь и была принана всеми как образец удобства и элегантности.

Читайте также:  Российский пистолет-пулемет пп-91 «кедр»

Новая шинель это не шинель, это пальто с погонами.

Кроме того, современная шинель не практична: отложной воротник делает этот вид армейской одежды неудобным к ношению в морозы. Не в пример нынешней, советская офицерская шинель была абсолютно традиционной по покрою, удобной и теплой.

Что касается солдатских «волосатых» шинелей, то они просто-напросто уродуют военнослужащего, выставляя его на посмешище!

Солдатская шинель вообще ниже всякой критики.

Советская солдатская шинель была не идеальна (из-за желания государства сэкономить), но в ней хотя бы можно было ходить не вызывая насмешек у окружающих, да и удобнее она была в разы.

Много нареканий вызывают головные уборы российских военнослужащих. Отменена папаха. Фасон фуражки, прозванной за свои необъятные размеры «аэродромом», соответствует не европейским, а скорее африканским стандартам (русская фуражка всегда была маленькой). Высокая тулья вызывает ассоциации с головными уборами гитлеровской армии.

Покрой пилотки практически аналогичен американскому образцу.

Здесь очень точно подмечено. Посмотрите фотографии начала ХХ века, русские фуражки имели очень маленькую тулью, более того гвардейские фуражки офицеров делались специально на заказ и тулья на них уменьшалась еще более.

Современная мода на фуражки пошла еще с ссоветской армии в 70-е годы и была отвратительной уже тогда. В 70-80-е многие офицеры носили огромные фуражки, что в сочетании с темными очками давала совершенно «банановый» эффект.

На что они расчитывали? На ассоциацию их с Пиночетом? Современная пилотка не просто похожа, она полностью повторяет американскую вплоть до ношения одновременно кокарды и флажка.

Не вполне удачно прошла и реформа полевого обмундирования. С одной стороны, в войсках прочно утвердился практичный в боевых условиях камуфляж (в советской армии он был введен в конце 1970х годов для некоторых подразделений специального назначения, пограничных войск и морской пехоты).

Вместе с тем, по каким-то причинам тыловые службы допустили существование свыше десятка разнообразных его расцветок, в том числе, самых нелепых. Причем, камуфляж распределяется не в зависимости от условий местности, а совершенно бессистемно.

В итоге, даже в одном подразделении бойцы зачастую выряжены в полевую форму самых различных цветов. При этом практически всегда расцветка брюк и кителя не соответствует летнему головному убору (по оригинальной номенклатуре тыловиков он носит название «фуражка полевая»).

Полевая форма выглядит довольно убого и по покрою.

Самое страшное, что от безденежья часто полевое обмундирование это единственная униформа которую видят и носят не только солдаты, но и офицеры. недавно ездил в командировку — в купе со мной ехал полковник, тоже по делам куда то.

Спрашиваю — почему не в мундире и шинели, а в пятнах и зимней куртке? Он отвечает, что рад бы да не выдают, а самому покупать накладно. И это офицер-полковник!

К слову, упомянутая «полевая фуражка» относится к одному из самых неудачных элементов новой российской формы одежды. Она не эстетична, плохо сидит на голове, не защищает от непогоды.

Офицеры и генералы ее практически не носят, предпочитая кепи неустановленных образцов. Солдат же начинает «экспериментировать», ушивая головной убор по сложившейся в той или иной части «моде».

Особенно ужастно смотрится полевое кепи с шинелью, меня передергивает когда встречаю на улице военного одетого так.

Зато полностью отвечают отечественным традициям такие архаичные элементы обмундирования, как сапоги и портянки. Причина их нахождения «в строю» заключается, по всей видимости, в желании сэкономить — ведь вещевые склады завалены «кирзачами» и портяночным материалом.

Правда заместитель начальника Центрального вещевого управления Министерства обороны генерал-майор Шляев объясняет наличие сапог и портянок несколько иначе: «Я должен сказать, что этот вид обуви практичен, проверен временем, отвечает бытовому укладу народа.

Эти предметы удобны в носке для нашего солдата и обеспечивают гигиенические требования гораздо лучше, чем натовские ботинки с носками».

Возникает резонный вопрос: что это — откровенная тупость или просто лукавство? Впрочем, в обиход все же постепенно входят ботинки с высокими берцами, но они неудобны и тяжелы (их вес составляет в зависимости от метода крепления подошвы от 1,6 до 2,1 кг).

Офицеры предпочитают «облегченные» ботинки, покупая их в «Полигонах» и «Арсеналах» за свой счет.

За сохранение в армии кирзы и портянок надо бы всех высших чиновников из хозуправления посадить куда нибудь посевернее и наподольше. Может быть они тогда окупят хоть чуть чуть тот вред, что наносят армии своей деятельностью.

Руководство Министерства обороны должно понимать, что униформа значит для военного человека очень многое.

Богатейшие традиции русской форменной одежды должны быть возрождены в полном объеме для парадного обмундирования, а полевую форму необходимо привести к европейским стандартам (очень удачна и американская полевая форма).

Во первых, скорее всего не понимают, а во вторых все равно ничего не сделают.

Источник: https://diunov.livejournal.com/38840.html

Нормы поведения военных людей — Армейский сайт «Почта полевая»

Один из старейших в русской армии лейб-гвардии Кексгольмский полк (1903 год)

Живыми носителями традиций армии в офицерском собрании являлись ветераны. Воспитанные на уважении к светлой памяти героев и боевым делам части, они не только хранили традиции, но и творили их, выступая перед офицерами с воспоминаниями.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

На общем собрании офицеров полка он рассказывал, что, двигаясь «в походной колонне по улицам местечка…, батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

– Ты что, отец? – спросил батальонный командир. – Почему стоишь смирно?

– А как же, – ответил старик, – ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном…

Трудно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция».

Одним из первых символов воинской чести являлись погоны. Символика погон и эполет уходит в седую старину. С 1802 года в русской армии начали вводить погоны на оба плеча. Они нашивались на мундир и шинель.

Офицерские погоны обшивались золотым или серебряным шнуром. На погонах нашивались (вышивались) номера соединений (частей) или начальные буквы их наименований, а также вензеля, присвоенные войсковым частям.

С 1807 года погоны офицеров и генералов были заменены эполетами.

Элементы военной одежды, сходные с погонами и являющиеся их предшественниками, известны с давних пор. Такими элементами были, например, наплечники (оплечья), защищавшие древних русских витязей от ударов мечей неприятеля.

Обращение к такой форме защиты воинов наблюдалось и в новое время, в частности, в период тридцатилетней войны (1618-1648) в Европе.

В то время в кавалерийских эскадронах (особенно среди кирасир шведского короля Густава II Адольфа) был распространен прием рубки, заключавшийся в нанесении сильного косого удара клинком по плечу неприятельского всадника и получивший название «удара смерти».

Именно для защиты от таких ударов на плечи кавалеристов приклепывались металлические пластинки. В последующем эти пластинки потеряли свое значение, но, воплотившись в другом материале, вновь появились на военных мундирах в форме погон и эполет.

И до введения погон различие в должностном положении воинов и в их ранге всегда находило отражение в определенных элементах военной одежды.

Этим подчеркивалась необходимость проявлять уважение к начальникам и старшим, как более опытным в военном деле и более квалифицированным лицам, которым от имени государства доверено обучать войска и управлять ими в бою.

В отличительных знаках должностного положения в своеобразной материальной форме воплощалась основополагающая идея военной службы – беспрекословное и обязательное подчинение младших по званию старшим.

Так, командный состав стрелецких войск в отличие от рядовых носил цветные перчатки и посох, являвшийся в то время символом власти. В регулярных полках, создававшихся Петром I с конца XYII века, унтер-офицеры в отличие от рядовых имели золотой галун на обшлагах камзола и на полях шляпы.

На офицерской одежде золотым галуном обшивались не только обшлага камзола и поля шляпы, но также борта и карманы камзола. Помимо этого, офицерам полагались золоченые пуговицы, шейные металлические знаки, которые надевались в строю, шарфы с золотыми (для штаб-офицеров) и серебряными (для обер-офицеров) кистями, а при параде – красно-белый шейный галстук.

Форма одежды петровских войск, хотя и не очень пригодная для холодной погоды, с небольшими изменениями держалась до начала царствования Павла I.

Самым тяжелым наказанием за бесчестный поступок в кадетском корпусе являлся срыв погон, обставляемый весьма торжественно-драматически: перед строем роты ротный командир срывал у виновного погоны под барабанную дробь.

После этого виновный шествовал за ротой, в нескольких шагах от левого фланга. Это имело огромное воспитательное значение.

Заметим, что офицер, а также юнкер и кадет ни при каких условиях не считали возможным показаться где-либо без погон.

Презрительное отношение ко всем, кто не носил офицерских погон, принимало порой чудовищные формы.

В некоторых частях войск Общество офицеров не допускало в офицерское собрание врачей своих же частей, так как последние, хотя и носили военную форму, но являлись не офицерами, а военными чиновниками.

Вопросы чести мундира в военных училищах, так же как и кадетских корпусах занимали важное место в общем воспитании будущих офицеров.

Военная одежда была на Руси одной из первых видов награды. Еще в 1469 году Иван III приказал выдать за отвагу в бою воинам-устюжанам сермяги и бараньи шубы.

Отсюда и пошла традиция вручения мундира и военных атрибутов, который считался символом чести.

Лишение мундира или права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего.

Нарядные доломаны и чикчиры лейб-гвардии конных гренадер, черкеска офицеров Его Величества конвоя, строгая куртка кадета Морского корпуса. Как не похожи они друг на друга, но суть у них одна. За всем этим – долгий путь развития русской регулярной армии.

Внешний вид мундира менялся под воздействием многих причин, в том числе и до развития артиллерии и стрелкового оружия. Так, увеличенные дальности боя ружей в середине XIX века, заставляло отказаться от ярких султанов и плюмажей.

А в начале XX века, для того чтобы поднять престиж армии, пришлось, наоборот, усилить «живописность» формы. Такими и дошли до нас мундиры русской армии: у каждого полка свой цвет петлиц, выпушек, свои эмблемы и символы.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятие «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 году во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир.

Этого пустякового на сегодняшний взгляд, нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т.е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит».

Что это? Прихоть самодержца? Скорее всего, забота о том, чтобы офицер никогда не забывал, кто он такой, какой мундир носит.

Сын Николая I Алексей являлся шефом 89-го пехотного Беломорского полка. Он носил обычную шинель из грубого сукна, не имел никаких скидок на высокое положение. Все происходило по уставу.

Наследник должен был являться на полковые праздники одетым строго по форме. Так с детства у цесаревича, да и не только у него, воспитывалось чувство братства защитников Отечества.

Впрочем, этот факт говорит, вопреки внушавшимся нам искаженным представлениям, и об определенном демократизме, существовавшем в русской армии.

Практически все императоры, начиная с Петра I, носили военные мундиры, числились в различных полках и были их шефами. Недаром «табель о рангах» отводил военным одну из высших ступеней в иерархической лестнице. Сравниться с ними могли лишь придворные и дипломаты. Поэтому честь мундира была настолько высока, что офицер никогда не появлялся в обществе в другой одежде.

Источник: https://pochta-polevaya.ru/aboutarmy/history/russkaya-imperatorskaya-armiya/39383.html

Воинский этикет

Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Прежде всего это участие в войне. Война — тяжелое испытание для человека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву отвлеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности — чувство сострадания к побежденному врагу.

Пример этого — благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким военачальникам на Шипке и Плевне.

Читайте также:  Даманский конфликт

Вообще, понятиям нравственным в русской армии уделялось много внимания. Существовало еще понятие чести военного мундира, которое трактуется слишком широко.

Оно расплывается в сознании воина, тогда как понятие чести полкового мундира, т. е. данной конкретной единицы, вполне осязаемо.

Поэтому создавались и поддерживались особые полковые традиции, почетные отличия (в элементах формы, в своих знаках), что позднее привело и к появлению полковых мундиров.

Офицерская честь

Впервые слово встречается в сочинении герцога Филиппа Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково же определение понятия ? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти исключительно кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз.

Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства.

Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах.

И русский царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Так, например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры.

Интересно, что в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

А в честь побед русского оружия Петр I начинает проводить триумфальные шествия. Полки под знаменами, на которых изображались масличные ветви и лавры, под музыку торжественных бодрых маршей совершали церемониальные прохождения. Гремел ружейно-пушечный салют. Устраивались иллюминации и фейерверки. Триумфальные шествия стали предшественниками еще одного военного ритуала — военного парада.

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Бывало, что смотр полков производил и сам царь. Проверялись форма одежды и состояние оружия. Демонстрировались ружейные приемы, перестроения, передвижения и воинские маневры. Смотр завершался торжественным прохождением полка.

Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями.

Наиболее распространенными из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры.

Кстати, именно с Петра I солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь — не что иное, как особенные правила основанные на особенном порядке, с помощьют которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание.
/ А.Токвиль /

Честь мундира

При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. С его легкой руки появляется много новых традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк.

Рядовые и офицеры этого полка носили , а на головном уборе знак — череп со скрещенными костями. Их еще называли — , или . Это название было дано им, как говорят, князем В. Г. Мадатовым.

А произошло это сразу после боя с французами в августе 1813 года, когда гусары разгромили два полка тяжелой кавалерии Наполеона. Они с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму.

В ней же они встретили и Первую мировую войну.

Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы во время Гражданской войны перешли на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К. П.

Ушаков, в прошлом корнет-александриец. Через год в белой армии был воссоздан Александрийский гусарский полк. Вооруженных сил Юга России участвуют во множестве боев. А завершают боевой путь в 1920 году в Крыму.

Часть александрийцев не расставалась со своей формой даже в эмиграции.

К другим воинским дореволюционным формированиям, десятилетиями носившими традиционный мундир полка, относились синие, желтые и красные кирасиры, а также знаменитая дворцовых гренадер. История их возникновения необычна. Оказывается, красочное облачение, за которое их прозвали , было придумано Николаем I.

Знаток военных форм, к тому же и сам прекрасный рисовальщик, он прорисовал все, начиная от огромных медвежьих шапок, красных мундиров и кончая даже формой усов и бакенбардов этих красавцев. Ружья имели красные погонные ремни и чуть расслабленные (по императорскому же предложению) винты, дававшие при легкое звяканье. Офицеры носили одни лишь бакенбарды.

А унтера и гренадеры — и усы, и бакенбарды .

Огромная шапка, казавшаяся по виду тяжелой, была легче любой каски или кивера.

Интересная подробность — когда форма создавалась, конечно, больше думали о престиже , о чести мундира. А форма оказалась, помимо ее изысканной красоты, еще и столь удобной, что продержалась вплоть до падения самого Зимнего дворца.

Понятие чести мундира проявилось и в Красной Гвардии. Это были очень длинные шинели (кавалерийского типа) с застежками- — красными у пехоты и синими у кавалерии.

Не стоит удивляться, что мысль о мундире увлекает части Добровольческой армии. Так, например, личный конвой генерал-лейтенанта Андрея Шкуро, его была облачена в особые шапки из волчьего меха. Кроме того, он вводит и особый боевой клич, подобный волчьему вою, и приветствие командира в виде волчьего подвывания. А практика эта шла еще со времен Первой мировой войны.

Тогда молодой Шкуро командовал особым партизанским отрядом, отличаясь отчаянными налетами на германские тылы. В гражданскую же лично водил в атаки свою , быстро выросшую в дивизию.

Носил , им же самим и сочиненную, генерал Яков Слащев, георгиевский кавалер и предводитель обороны Крыма в 1920 году. Он появлялся на боевых позициях в белом доломане и лиловых чакчирах (гусарская форма). А генерал Петр Врангель хотя и не задумывался особенно о военном облачении, но почти постоянно носил черную черкеску, за что его называли Черным бароном.

Военные суды чести

Основная цель их появления — охранение корпоративной чести офицерского сословия путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к корпорации. Суды эти носили чисто сословный характер. Строились они на выборных началах и действовали обособленно от общей военно-судебной организации.

Поскольку нижние армейские чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась.

Учреждение военных судов чести в России относится к 1863 году.

Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров.

Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших.

По положению 1863 года к компетенции судов общества офицеров были отнесены поступки, несовместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде.

Примечательно, что дела о дуэлях были изъяты из ведения судов чести. По причине достаточно веской: с допущением подобного прусским законам правила самим законом дозволялось бы кровопролитие и самоуправство вооруженною рукою.

Военная служба уничтожает все искусства, кроме тех, которые способствуют войне Ф.Ламот-Левайс

О служебном этикете военнослужащего российской армии Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

В Красной Армии для определения принадлежности к ее составу в 1918 году устанавливают нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток. А поверх венка располагается пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды — эмблема «плуг и молот».

Кроме того, в том же 1918 году установлен и значок-кокарда для головного убора красноармейцев и командиров — пятиконечная звезда с эмблемой . На воротниках шинелей и гимнастерок — петлицы соответствующего цвета (по роду войск).

А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

6 января 1943 года — знаменательный день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля — и для Военно-Морского флота погоны.

Одним из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне, является отдание воинской чести. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской — ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей.

Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.

Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон — не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина — советский офицер должен идеально выглядеть и со стороны: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля.

Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение — не выставлял военного в приземленно-бытовом виде.

Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных.

Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица…

http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/war.asp

Песни Ольги Дубовой :

http://www.bestchart.ru/mrossia.php?p=rich

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43446830096

История военного мундира (стр. 1 из 3)

История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке.

Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. В России такая одежда была уже у стрельцов.

В петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение форменного костюма возросло.

Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды на европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма, кроме европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших определенный знаковый характер.

Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что двумя его особенностями являются функциональность и традиционность, т.е.

использование того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с определенными историческими событиями, традициями, наконец, как видимого знака различия и награды.

Кроме того, форменный костюм играет большую роль для развития духа корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит мундир той или иной воинской части.

Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем расцвета в России систем военного мундира.

Читайте также:  Туманность андромеды скоро столкнется с нашей галактикой

Если Петр I положил начало унификации одежды для военных, но не успел её закончить — помешала длившаяся более 20-ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма менялась, согласно канонам, им заложенным.

При этом, критикуя Павла I за приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I так же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую почву, в частности, саксонские. Саксонцы были союзниками России в Северной войне.

Если проследить спектр цветов, характерных для обмундирования полков русской армии в этот период, то можно заметить, что одним из преобладающих цветов будет красный – цвет мундиров саксонских солдат. Да и покрой одежды петровской армии тоже был чужд русской традиции.

Можно утверждать, что Павел I лишь повторял то, что до него делали практически все русские монархи, начиная с Петра Великого – заимствовал наиболее популярные образцы военного костюма в Европе. Он привнес не чуждую русской армии униформу, а наоборот, направил развитие военной одежды в одно русло с общеевропейской, из которого она была выведена так называемой потемкинской реформой.

Павел I, много сделавший для приведения русской армии в нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того, что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии.

Дворянская среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка. Конечно. это насаждение новых традиций шло не без перегибов со стороны императора. В нем сочетались дух средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и привели к трагедии 11 марта 1801г.

, когда император Павел I был убит собственными гвардейскими офицерами.

Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет, когда новый император Александр I утвердился на троне “выпушки, погончики, петлички” вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская.

Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование.

Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал организации; их эстетические представления складывались под влиянием парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито. Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и психологически понятной фигурой.

Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-лейтенант Я.П.

Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся.”. Но с другой стороны формапостепенно становится обязательной и для гражданских ведомств.

С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и городничих были выходцами именно из военной среды.

Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление Александра 1 на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после , как отмечает советская историография “реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина”.

Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту.

Если до войны для идентификации воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным стандартам.

1814-1825гг. — сложное время. Это и время “хрипунов, удавленников, фаготов”, и вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками которых были офицеры.

Никакие демократические идеи не могли убить в них чувство “фрунтового артикульства”. Известно, что полковник П.

Пестель был не раз отмечаем Александром за заслуги в деле муштрования солдат и был сторонником жесткого обращения с ними.

Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в начале царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его ношении, то уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в отношении мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится причиной способной привести к незамедлительному наказанию.

Хотя, наказание ждет провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство морального ущерба. Известно, например, что поводом для отставки полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А.

Катенин был отправлен в отставку за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.

К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения. Темно-зеленый мундир с красной отделкой — вот основные цвета николаевских солдат. Время Николая 1 апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг.

унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не менее начнет и закончит свои знаменитые реформы изменениями именно в военной сфере – начнет кардинальным изменением в 1855г. покроя мундира во всей армии, а закончит в 1874г.

проведя закон о всеобщей воинской повинности, параллельно с этим еще раз поменяв внешний вид военного обмундирования.

Рассматривая стиль и системы различий в военной одежде русской армии можно разделить её историю на ряд этапов, не только традиционных — по царствованиям, но и по господствовавшим в ней иностранным влияниям или их отсутствию.

Практически весь XVIII век – время подавляющего влияния прусско-голштинского стиля в военной форме. И не обязательно речь идет о слепом копировании, а лишь о принятии каких-либо стандартов.

В 80-е гг. весьма чужеродно вклинивается так называемая. “потемкинская” форма, являющаяся изобретением самого Г.А. Потемкина и шедшая вразрез всей военной моде.

В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск.

Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии. Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из метких стрелков, снабженных «винтовальными» ружьями.

Введение военной формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто. В ходе Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в расцветке одежды.

С появлением в русской армии гусаров для них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли внешнего облика воинов.

Однако в ходе военных реформ 80-х годов, учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась более удобная, чем раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин.

Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он убедительно доказывал, что в результате этих перемен «солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее».

Объясняя, почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал: «В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в ружейных приемах и протчем.

Занимая себя таковою дрянью, и до сего времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов… Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением.

Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг; чего у солдата быть не может… Завивать, пудриться, плесть косы — солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж пукли? (букли).

Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал — то готов…

» Далее Потемкин отмечал: «Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила». Преимущества нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали лацканы, обшлага и воротник куртки. На левом плече у воротника также пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины внизу для прочности нашивались кожаные краги. На смену черным солдатским треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы — каски. «Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий солдату и есть наряд военный характеристический». Каски делались из кожи, а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из круглой тульи и козырька. По верху каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались спереди на шее, прикрывая при этом уши. Солдатская прическа стала гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по народному выражению, «в скобку». Новая летняя форма также не была обременительна для солдат, так как «строилась» из полотна. В 1788 году во всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины II. В остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили гвардия и гусарские полки, Удобная и практичная «потемкинская» форма сохранялась недолго — всего десять-двенадцать лет. Она была полностью отменена Павлом I — фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и организатором «опруссачивания» российских войск. В данную подборку наряду с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены малоизвестные изображения солдат и офицеров в «потемкинской» военной форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели славные защитники Отечества Российского — герои Кинбурна, Очакова, Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128296/istoriya-voennogo-mundira

Ссылка на основную публикацию