Бетонобойные авиабомбы: с небес в преисподнюю

Авиабомбы ркка

А.Б. Широкорад

1 2

Бронебойные авиабомбы первого поколения

Бронебойные авиабомбы БРАБ-220 (слева), БРАБ-500 (старой конструкции).

Советские бронебойные авиабомбы первого поколения были созданы в начале 1930-х гг. В их число входили БРАБ-220, БРАБ-500 и БРАБ-1000. В служебных документах 1940-х гг. их называли бомбами «старой конструкции».

Бомбы «старой конструкции» состояли из двух свинчиваемых частей. Головную часть составлял корпус-снаряд с приваренным к нему кольцом жесткости (БРАБ-220 кольца жесткости не имела) и хвостовой, свальцованный из листовой стали конус, к которому были приварены соединительное резьбовое кольцо, донный запальный стакан и 4-первый стабилизатор. Бомбы снабжались основным и дополнительным бугелями.

Снаряжение производилось тротилом, отдельно — головная и хвостовая части, в запальный стакан ставился дополнительный детонатор.

В довоенное время считалось, что бронебойные бомбы старой конструкции могут пробить палубную броню толщиной до 200 мм, но опытным путем это не проверялось.

Корпус авиабомбы БРАБ-220 состоит из фугасного 11-дюймового (279-мм) морского снаряда. К нему приварена хвостовая часть, состоящая из конуса и 4-перого стабилизатора.

Снаряд переснаряжен тротилом (в 11-дюймовых артиллерийских снарядах первоначально в качестве взрывчатого вещества использовался черный порох, влажный пироксилин и мелинит).

Все бомбы старой конструкции снабжались взрывателями АПУ-1 и АПУВ-М.

Бронебойные авиабомбы второго поколения

Бронебойные авиабомбы БРАБ-500 (слева), БРАБ-1000

Бронебойные бомбы второго поколения были спроектированы в 1939-1941 гг. в ГСКБ-47. В служебных документах их называли бронебойными бомбами «новой конструкции».

Часть испытаний этих авиабомб на эффективность провели не натурным бомбометанием, а в наземных условиях стрельбой моделями авиабомб из гладкоствольных пушек по бронеплитам. Этот метод позволил резко ускорить и удешевить отработку изделий.

За несколько дней до начала войны испытания авиабомб были завершены, и изделия представлены в правительство для приема на вооружение ВВС.

Корпуса бронебойных авиабомб новой конструкции изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой и имели конусообразную фоому, суживающуюся к хвостовой части. Стенки корпуса переменной толщины, что обеспечивает при ударе о преграду его равнопрочность по всей длине.

На головной части, имеющей оживальную форму, сделаны 2 кольцевые канавки, определяющие границу разрушения головки при проникании бомбы в броню различной прочности. В хвостовую часть ввинчивается дно, к которому приварены запальные стаканы, один — у БРАБ-250 и два — у БРАБ-500 и БРАБ-1000.

Стабилизатор имел коробчатую форму. У БРАБ-250 и ББРАБ-1000 он смонтирован на штампованном конусе и закреплялся на дне корпуса с помощью прижимного кольца. У БРАБ-500 крылья приварены непосредственно к дну корпуса.

Бронебойные авиационные бомбы снабжались основными и дополнительными бугелями. Корпус и дно снаряжались тротилом отдельно.

Тип бомбыБРАБ-250БРАБ-500БРАБ-1000
Вес бомбы, кг 255 510 1012
Вес ВВ, кг 31,3 65,5 131
Длина бомбы, мм 1828-1841 2297-2313 2789-2815
Диаметр корпуса, мм 220 277 356
Размах стабилизатора, мм 390 480
Взрыватель АВ-87 АВ-87 два АВ-87

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-500 с высоты 500 м проникает в железобетон на 248 мм, с высоты 3000 м — на 574 мм, а с высоты 8000 м — на 860 мм.

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-1000 проникает в железобетон с высоты 500 м — на глубину 496 мм, 3000 м — 1156 мм и 8000 м — 1780 мм.

Реактивные бронебойные и бетонобойные бомбы

Бронебойная бомба с дополнительной скоростью БРАБ-200ДС>

Разработка реактивных бронебойных и бстонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3.

На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны. В 1940-х гг.

их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).

БРАБ-200 ДС состояла из следующих основных частей: головной боевой части, ракетной части и обтекателя со стабилизатором.

Длина БРАБ-200 ДС составляла 2054 мм. Полный вес 213 кг. Вес боевой части 150 кг. В боевой части содержалось 12,3 кг тротила. Взрыватель РД. Ракетный заряд весом 19,2 кг сообщал бомбе дополнительную скорость 180 м/с. Ракетный двигатель срабатывал от дистанционной трубки ТМ-4. Время срабатывания устанавливалось на земле при подвеске бомбы.

По расчетным данным бомба БРАБ-200 ДС, сброшенная с высоты 1000 м, должна была пробивать 77-мм цементированную броню или 109-мм гомогенную. Соответственно при высоте 6000 м толщина пробиваемой брони возрастала до 182 и 260 мм.

Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевой части 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.

Ракетный заряд весом 17,2 кг сообщает бомбе дополнительную скорость 210 м/с. Срабатывание ракетного заряда подобно БРАБ-200 ДС происходит с помощью дистанционной трубки ТМ-4.

Бомба БЕТАБ-150 ДС проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,65 м. При взрыве бомбы в грунте большой плотности образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,48 м.

1 2

Источники

  • «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад /

Источник: http://www.airpages.ru/ru/abr2.shtml

Разрушители бункеров. Почему бетонобойные бомбы снова входят в моду

Николай Протопопов

9 июля 2018 г. 13:54:15

Пробить несколько метров железобетона укрепленной долговременной огневой точки, разрушить взлетно-посадочную полосу вражеского аэродрома или шахту с ядерными ракетами — для решения таких специфических задач есть особые бетонобойные авиационные бомбы и артиллерийские снаряды. В последние годы мощные проникающие боеприпасы все чаще применяют для борьбы с террористами, использующими подземные убежища. В том числе в Сирии. О развитии этого вида оружия и его особенностях — в материале РИА Новости.

Стальная кувалда

Советские артиллеристы вели огонь бетонобойными снарядами в зимней войне с Финляндией.

После первых неудачных попыток прорыва линии Маннергейма и больших потерь личного состава командование решило активнее использовать артиллерию перед тем, как пускать в бой бронетехнику и пехоту.

Особенно эффективны против железобетонных укреплений на Карельском перешейке были 203-миллиметровые гаубицы Б-4.

Их бетонобойные снаряды буквально вгрызались в двухметровые стены и многослойную броню бункеров, превращая доты и дзоты в бесформенные груды строительного мусора. Эти гиганты уничтожили несколько сотен дорогостоящих сооружений, а за мощь и разрушительность финны даже прозвали гаубицу Б-4 «кувалдой Сталина».

Успех бетонобойной артиллерии вдохновил советских военных и инженеров на разработку аналогичных авиационных средств поражения. За основу первой отечественной бетонобойной бомбы БетАБ-150ДС взяли все тот же артиллерийский 203-миллиметровый снаряд.

Боевая часть бомбы весила больше ста килограммов, а реактивный разгонный блок придавал ей дополнительное ускорение при приближении к цели.

БетАБ-150 проникала в горную породу на глубину более полутора метров, образуя при этом воронку диаметром до двух метров.

Бойцы Красной армии обстреливают финские укрепления

Многозадачность

В послевоенное время бомбардировочная авиация вооружилась более солидными инструментами — бомбами массой до пятисот килограммов.

Такие снаряды, прошедшие несколько этапов модернизации, Воздушно-космические силы России применяют и сегодня, в том числе в Сирии.

Точечные удары бетонобойными авиационными бомбами уничтожают укрепленные командные пункты террористов и особо защищенные бункеры, подземные склады вооружения и коммуникации боевиков.

От осколочных или бронебойных бетонобойные снаряды отличаются прежде всего толстыми усиленными стенками и особой прочностью корпуса. В железобетонный массив снаряд должен войти под прямым углом и с большой скоростью.

Взрыватель срабатывает с задержкой. Снаряд разрывается непосредственно в толще бетона или, пробив насквозь стену укрепления, внутри сооружения.

Поэтому в артиллерии для разрушения крепких бетонных конструкций годятся только мощные орудия большого калибра.

Что касается авиации, то в распоряжении ВКС России есть несколько типов бетонобойных бомб — свободнопадающие и оснащенные реактивными ускорителями. Простую БетАБ-500 может нести практически любой современный ударный самолет.

Ее сбрасывают с высоты нескольких тысяч метров, чтобы боеприпас успел развить огромную скорость и получить запас кинетической энергии, достаточный для стопроцентного пробития преграды.

Пятисоткилограммовая бомба свободно проходит через перекрытие из чистого бетона толщиной до метра либо прошивает до трех метров грунта.

Ее модификация — БетАБ-500ШП — оснащена парашютом для стабилизации в полете, а реактивный двигатель придает дополнительное ускорение у земли. Пробивная способность примерно такая же, но за счет особой конструкции бомбу можно скидывать с малых высот. К тому же она намного точнее, чем обычная БетАБ-500.

Один из наиболее современных снарядов в арсенале ВКС России — кассетная бетонобойная бомба РБК-500У — состоит из десяти боевых элементов и особенно эффективна для поражения площадных целей. Небольшие снаряды разлетаются в радиусе нескольких десятков метров, разрушая взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки аэродромов, автомобильные магистрали.

Российские фронтовые бомбардировщики Су-24 на авиабазе Хмеймим

Убить Саддама

Армия США тоже научилась пользоваться бетонобойным оружием. Самой распространенной считается управляемая бомба GBU-28. Ее разработали специально для операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе в 1991-м. Американским военным тогда не хватало мощности вооружения для уничтожения правительственных бункеров и командных пунктов иракской армии.

Для ускорения работ (промышленности дали только две недели) в качестве корпуса первых версий GBU-28 использовались стволы 203-миллиметровых артиллерийских орудий. На испытаниях снаряд массой более двух тонн и почти с трехстами килограммами взрывчатки пробивал бетонное перекрытие толщиной до шести метров. А точность бомбометания повышалась лазерным наведением.

В ходе операции «Буря в пустыне» американцы сбрасывали такие наспех сделанные бомбы с бомбардировщиков F-111. В бункерах и бомбоубежищах Багдада находились не только военные и члены правительства, но и обычные граждане. После нескольких дней бомбардировок сообщили о сотнях погибших и раненых.

Чуть менее внушительные размеры у BLU-109/B. Бомба весит около тонны и пробивает перекрытия толщиной до двух метров. Ее преимущество в том, что боеприпас оснащен умными системами наведения JDAM и Paveway III.

Самолеты российских ВКС нанесли точечный авиационный удар бетонобойными бомбами БетАБ-500 по бункеру боевиков «ИГ» (террористическая организация, запрещенная в России) в сирийской провинции Латакия

Бетонобойные бомбы активно разрабатывают и другие страны. На вооружении ВВС Израиля, например, стоят авиационные корректируемые MRP-500, а французские летчики пользуются проникающими BLU-107 Durandal. Очевидно, что такое оружие отправят в отставку еще не скоро.

Источник

Источник: http://www.imperiyanews.ru/details/51918f6a-6683-e811-80f0-020c5d00406e

Бетонобой-баба: Наиболее распространенные типы проникающих бомб

26.02.2014, 22:47

Бетонобой-баба: Наиболее распространенные типы проникающих бомбСандийские национальные лаборатории в США провели первые за последние шесть лет испытания бетонобойной ядерной бомбы B61-11, засняв в рапиде ее заглубление в грунт. Сама бомба не имела ядерной боевой части и не взорвалась.

В последние несколько лет многие страны мира начали разрабатывать и испытывать проникающие авиационные бомбы, позволяющие поражать подземные склады и бункеры вероятного противника. Наиболее активно созданием таких типов боеприпасов занимаются США и Израиль, готовящиеся к поражению подземных складов оружия на территории Ирана и Сирии. «Лента.

ру» подготовила краткий обзор некоторых типов бетонобойных бомб. 

B61-11

Испытания ядерной бомбы B61-11 состоялись в США 20 ноября 2013 года, однако Сандийские национальные лаборатории, проводившие проверку боеприпаса, сообщили об этом только в середине января текущего года. В испытаниях использовалась бомба без боевой части.

Само испытание проводилось при помощи специальной ракетной тележки, установленной на рельсах. Она должна разгонять тестируемые бомбы до рабочих скоростей (этот и многие другие параметры для бетонобойной версии B61 засекречены).

Перед стартом тележки бомбу охладили до температуры, соответствующей большой высоте полета.

Этапы заглубления B61-11 в грунт 

Сама бомба и бетонная мишень были размечены контрастными пятнами, которые бы позволили анализировать все параметры заглубления B61-11. Какие именно данные были получены в результате испытаний боеприпаса, Сандийские лаборатории не уточняют.

Подобные испытания не проводились с октября 2008 года, когда у ракетных саней перед стартом загорелся двигатель (один человек получил сильные ожоги).

До 2008 года испытания боеприпасов проводились Сандийскими лабораториями регулярно в рамках действующей программы поддержания ядерного арсенала в боеспособном состоянии и продления сроков его службы.

Ракетная тележка 

Снятые с ядерных бомб боевые части проходят отдельные испытания в Лос-Аламосской национальной лаборатории или Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса. Бомбы B61-11 в настоящее время являются основным типом стратегических боеприпасов ВВС США.

Бомба была принята на вооружение в 1997 году и заменила устаревшие противобункерные бомбы B53. Существование новой модификации B61 было официально подтверждено в 2001 году, однако ее параметры до сих пор не раскрываются. Мощность ядерной части бомбы по одним данным составляет десять килотонн, а по другим — 340 килотонн.

По данным ВВС США, B61-11 не оснащается боевой частью изменяемой мощности. 

BLU-109/B

Одним из распространенных сегодня типов противобункерных бомб является американская BLU-109/B. Она стоит на вооружении ВВС США, Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратов и еще семи стран мира. Боеприпас, оснащенный хвостовым взрывателем замедленного действия, имеет стальную оболочку толщиной 25,4 миллиметра. Масса боевой части бомбы составляет 240 килограммов. Бомба массой 907,2 килограмма способна пробивать железобетонные перекрытия толщиной до 1,8 метра. Свободнопадающий боеприпас может быть укомплектован системами наведения JDAM или Paveway III. 

В 2011 году ВВС США приняли на вооружение новую противобункерную бомбу MOP, масса которой составляет 13,6 тонны. На вооружении боеприпас получил обозначение GBU-57. 

Масса боевой части этой бомбы составляет 2,5 тонны. Первая версия корректируемой GBU-57 была способна пробивать до 60,9 метра армированного бетона. В январе 2013 года была представлена усовершенствованная версия бомбы с улучшенными параметрами заглубления.

Этот боеприпас разрабатывался специально для поражения укрепленных подземных объектов на территории Ирана.

Читайте также:  Черные береты: кто их носит и как их получают

Одной из самых эффективных бетонобойных бомб считается GBU-28, также стоящая на вооружении ВВС США. Масса этого боеприпаса, поступившего на вооружение в 1991 году, составляет 2,3 тонны.

Корректируемая бомба с боевой частью массой 286 килограммов способна проникать в землю на глубину до 30 метров или пробивать армированные бетонные перекрытия толщиной более шести метров. Во время испытаний в 1995 году в Сандийских национальных лабораториях эта бомба была закреплена на ракетной тележке.

После разгона боеприпас пробил железобетонные плиты общей толщиной 6,7 метра и сохранил достаточно кинетической энергии, чтобы после этого пролететь около 1,6 километра. 

а свою способность пробивать толстые бетонные перекрытия GBU-28 получила прозвище «глубокая глотка». С момента принятия на вооружение бомба использовалась ВВС США в бою всего дважды: сброс GBU-28 производился во время операции «Буря в пустыне» для поражения подземных бункеров на территории Ирака.

MPR-500

В феврале 2012 года израильская компания IMI представила новую противобункерную авиационную бомбу MPR-500 массой 227 килограммов. Этот боеприпас способен проникать в сплошной армированный бетон на глубину до метра или пробивать до четырех бетонных перекрытий толщиной до 200 миллиметров каждое. Своей проникающей способностью боеприпас обязан не только стальному прочному корпусу, но и ракетному двигателю, придающему ему дополнительное ускорение после сброса. При взрыве MPR-500 разлетаются до тысячи осколков, способных поражать живую силу противника на расстоянии до ста метров. MPR-500 является свободнопадающей бомбой, которая может быть конвертирована в корректируемый боеприпас за счет установки специального комплекта типа JDAM. Проектирование бомбы велось израильскими специалистами с учетом данных о строительстве подземных бункеров и укреплений на территории Ливана, некоторые из которых располагаются внутри жилых домов или школ. MPR-500 специально выполнена в малом калибре, чтобы боевые самолеты могли брать на борт большее число боеприпасов.

БетАБ

В России бетонобойные бомбы стоят на вооружении под обозначением БетАБ. Они выпускаются в трех версиях: БетАБ-500, БетАБ-500ШП и БетАБ-500У. Версии отличаются калибром, массой боевой части и конструкцией. В частности, масса БетАБ-500У составляет 510 килограммов. Эта бомба предназначена для поражения подземных складов боеприпасов, ядерного оружия, командных пунктов управления и железобетонных укрытий. Бомба способна пробивать до 1,2 метра железобетона или заглубляться на три метра в грунт. Для достижения 90-градусного угла падения БетАБ-500У оснащена стабилизирующим парашютом. Мощность боевой части боеприпаса составляет около 45 килограммов в тротиловом эквиваленте. Другая версия — БетАБ-500ШП — оснащается боевой частью массой 77 килограммов. В этом боеприпасе используется реактивный ускоритель. Бомба предназначена в первую очередь для уничтожения взлетно-посадочных полос аэродромов и рулежных дорожек. Боеприпас способен пробивать броню толщиной до 550 миллиметров или железобетонные перекрытия толщиной до 1200 миллиметров. Одна БетАБ-500ШП способна повредить до 50 квадратных метров взлетно-посадочной полосы. Бомбы типа БетАБ стоят на вооружении ВВС России и Индии.

Василий Сычев

Источник: http://interpolit.ru/blog/betonoboj_baba_naibolee_rasprostranennye_tipy_pronikajushhikh_bomb/2014-02-26-537

Книга Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты. Автор

Девятитонная фугасная (справа) и бронебойная авиабомбы

Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500-2600ТС.

Примечание Под зоной сильных повреждений следует понимать повреждения кирпичной кладки, под зоной средних повреждений – повреждения деревянных стен и частей зданий, под зоной легких повреждений – разбитие стекол, смещение черепиц и т д

Бетонобойные бомбы

1 – БеТАБ-250 2 – БеТАБ-500 3 – БеТАБ-500ШП (активно-реактивная)

Бетонобойная бомба БеТАБ-500ШП

В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БеТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм Диаметр бомбы 426 мм.

В 1955 г. специально для бомбардировщиков Ту-16 была принята на вооружение бомба БРАБ-500М55. Она предназначалась для действия с больших высот – от 6,5 км и выше

Длина бомбы составляла от 1485 до 1500 мм. Размах 4-перого стабилизатора 471-475 мм Полный вес бомбы 513-517 кг Бомба содержала 76-80 кг мощного взрывчатого вещества.

В борьбе с танками обычные фугасные и осколочно- фугасные бомбы малоэффективны. Так, ОФАБ-ЮО про

бивала своими осколками броню толщиной 30 мм только при разрыве на расстоянии не более 5 м от танка. На штурмовик Ил-2 можно было подвесить всего 4 такие бомбы. При полете на большой скорости вероятность попадания в танк была невелика.

Поэтому командование ВВС проявило заинтересованность в реализации предложения известного конструктора взрывателей И.А. Ларионова, который в середине 1942 г. предложил конструкцию легкой противотанковой авиабомбы кумулятивного действия.

Заряд противотанковых бомб имеет кумулятивную выемку, закрытую тонкой металлической оболочкой. Основным поражающим фактором противотанковой авиационной бомбы является кумулятивная струя, которая образуется благодаря обжатию облицовки.

Кумулятивная струя имеет диаметр 1-3 мм и скорость 12-15 км/с. В месте соударения струи с броней возникает давление до 105 МПа. Кумулятивная струя прожигала броню (поэтому первые кумулятивные снаряды у нас назывались бронепрожигающими).

Осколками корпуса такой авиабомбы поражается живая сила и легкоуязвимая техника.

Максимальное бронепробиваемое действие противотанковой авиабомбы достигается при условии, что в момент взрыва заряд бомбы находится на определенном расстоянии от брони, которое называется фокусным. Взрыв кумулятивного заряда на фокусном расстоянии обеспечивается соответствующими размерами головки бомбы.

Испытания кумулятивных авиабомб были проведены с декабря 1942 по 21 апреля 1943 г. Авиабомбы надежно пробивали броню толщиной до 70 мм и действовали настолько эффективно, что ГКО по инициативе И.В.

Сталина в срочном порядке решил принять на вооружение противотанковую авиабомбу ПТАБ-2,5-1,5 и организовать ее массовое производство. Наркому боеприпасов Б.Л. Ванникову было поручено изготовить к 15 мая 1943 г 800 тыс. авиабомб ПТАБ- 2,5-1,5 с донным взрывателем АДА.

Заказ выполняли более 150 предприятий различных наркоматов и ведомств.

С мая по август 1943 г. было изготовлено 1612 тыс. авиабомб. Верховный главнокомандующий И.В. Сталин категорически запретил применять эти авиабомбы до получения специального разрешения. Существование авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 держалось в строгом секрете. Но как только началось танковое сражение на Курской дуге, бомбы применили в массовых количествах.

Противолодочная авиабомба ПЛАБ-250-120

Как известно, советской военной разведке удалось установить не только день, но и час атаки немецких войск на Курской дуге – 5 июля, 3 часа утра. С рассветом 5 июля по указанию маршала Г К.

Жукова была проведена мощная артиллерийская и авиационная контрподготовка.

Внезапности, на которую так рассчитывало немецкое командование, не получилось, и немецкие войска смогли начать наступление только в 5 ч 30 мин.

В этот день наши штурмовики впервые применили новые противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5 Они пробивали броню немецких «Тигров» и «Пантер». Применяя их, летчики 291-й штурмовой авиадивизии под Воронежем уничтожили за день 30 вражеских танков. Самолет Ил~2 брал 312 таких авиабомб – по 78 в каждую из четырех кассет.

В операциях нашей авиации на Курской дуге было израсходовано более 500 тыс противотанковых авиабомб. В дальнейшем их успешно применяли в Корсунь-Шевчен- ковской операции, в Миусской операции Южного фронта и многих других.

В 1943 г. было изготовлено 6044 тыс. авиабомб ПТАБ- 2,5-1,5, в 1944 г. – 6792 тыс. авиабомб.

Всего за время войны было изготовлено 12370 тыс. авиабомб ПТАБ-2,5-1 5.

Противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-100 принята на вооружение в 1940-х гг. Она состоит из корпуса, парашютной коробки с парашютом и расцепляющего механизма. Корпус изготавливается из 3-мм листовой стали и состоит из цилиндра и сферических штампованных головной части и дна.

Длина бомбы 1046-1062 мм. Максимальный диаметр корпуса 290 мм. Размах стабилизатора 310 мм Вес снаряженной бомбы 100 кг Вес взрывчатого вещества 70 кг. Коэффициент наполнения бомбы 70%. Взрыватель АВ-87 или ВМ7.

Противолодочная авиабомба ПЛАБ-100 предназначена для поражения подводных лодок с высот 300-800 м.

Парашют уменьшает угол прицеливания до требуемой величины (от 20 до 3°) в зависимости от силы и направления ветра. Подводная лодка выводится из строя при разрыве авиабомбы ПЛАБ-100 на расстоянии 8-10 м от ее корпуса

Противолодочная авиабомба ПЛАБ-250-120

В настоящее время на вооружении морской авиации состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250- 120.

Вес бомбы 123 кг Бомба содержит в себе 61 кг мощного взрывчатого вещества. Длина бомбы 1500 мм, диаметр 240 мм.

Бомба сбрасывается с высоты от 50 м до 8 км при скорости носителя до 1000 км/ч.

Морская авиабомба (дневная) ОМАБ-25-12Д

Морская авиабомба (ночная) ОМАБ-25-8Н

Для указания местонахождения были созданы специальные морские ориентирные авиационные бомбы: дневная ОМАБ-25-12Д и ночная ОМАБ-25-8Н.

Дневная бомба ОМАБ-25-12Д создает на водной поверхности хорошо видимый ориентир в виде светового пятна, визуально обнаруживаемого с расстояния от 10 до 26 км. Время существования пятна – не менее 75 мин. Вес дневной бомбы 12 кг, длина 870 мм, диаметр 153 мм.

Ночная бомба ОМАБ-25-8Н создает в ночное время на водной поверхности хорошо видимое световое пятно, визуально обнаруживаемое с расстояния от 32 до 58 км Время существования пятна от 60 до 80 мин. Вес ночной бомбы 9,2 кг, длина 872 мм, диаметр 140 мм.

Источник: https://www.booklot.ru/authors/morozov-v-p/book/entsiklopediya-sovremennoy-voennoy-aviatsii-19452002-chast-2-vertoletyi/content/2957445-betonoboynyie-i-broneboynyie-bombyi/

Российская авиация ведет в Сирии точные бомбардировки «глупыми» бомбами, Technet.cz, Чехия

Радек Фолпрехт (Radek Folprecht), Ян Грогман (Jan Grohmann)

Если не замечать мелких ошибок: как то что Су-24М2 всё же иной вариант модернизации, отличный от Су-24М с СВП-24, и то что на применяемых в Сирии модернизированных Су-25СМ не СВП-24, при этом точность навигационного бомбометания у них тоже высока, то хорошая статья.

По моим прикидкам при сбросе с помощью СВП-24 свободнопадающих авиабомб с высоты 5 тысяч метров круговое вероятное отклонение ОФАБ-250-270 ~35-40 метров, и 6-8 ОФАБ-250-270 при залповом сбросе на точечную цель по поражающему эффекту мало в чём уступают одной КАБ-500С.

При сбросе с высоты 500 метров КВО свободнопадающих авиабомб так и вовсе уменьшается до 10-15 метров, но во избежание потерь наша авиация в Сирии с малых высот не бомбит.

Ссылка на перевод на ИноСМИ

Ссылка на оригинал статьи на чешском языке

Су-24М в Сирии с четырьмя свободнопадающими авиабомбами ФАБ-500М62

Точные бомбардировки можно вести двумя методами. Первый заключается в использовании «умных боеприпасов», которые впервые привлекли внимание СМИ во время «прямых включений» с войны в Персидском заливе в 1991 году. В текущем сирийском конфликте российская сторона продемонстрировала другой вариант — умное применение «глупых» (ненаводящихся) бомб.

Большую часть авианалетов в сирийском конфликте российская авиация осуществляет с привлечением фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 с изменяемой геометрией крыла и истребителей Су-25СМ. Это модернизированные самолеты довольно старых типов. Удары по подавляющему числу целей российские самолеты наносят с помощью ненаводящихся бомб.

Несмотря на это, похоже, что даже с таким грузом российские самолеты способны с достаточно высокой точностью поразить точечные цели. Для этого используется сложная бортовая специализированная вычислительная подсистема СВП-24.

СВП-24 определяет точное место, вернее, лучше сказать, момент автоматического сброса «глупой» бомбы таким образом, чтобы она поразила определенную цель на земле, упав как можно ближе к ней.

Система учитывает точно известные позиции цели и самолета (данные получают со спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС), скорость и высоту полета и угол наклона самолета, а также принимает во внимание данные о баллистике конкретного типа боеприпаса.

Кроме того, учитываются гидрометеорологические условия (атмосферное давление, ветер, влажность) в данной местности, которые меняются в зависимости от времени и высоты. От точности и достаточности входных данных, разумеется, зависит и точность самой системы.

В информационном материале производителя говорится о повышении точности попадания неуправляемой бомбы в цель в восемь раз при использовании СВП-24 на самолетах Су-24М, так что точность использования «глупой» бомбы якобы приближается по точности к применению бомбы управляемой. Также самолет может маневрировать в определенных пределах даже при приближении к цели, что, согласно тому же документу, повышает шансы пилота на выживание на 30-40% в случае активной противовоздушной обороны неприятеля. Как подобные цифры были установлены, в материале не говорится.

Залповый сброс шести ОФАБ-250-270 и достаточно точное накрытие цели

Генерал-майор Игорь Семченко в интервью российской отраслевой газете «Военно-промышленный курьер», опубликованном второго декабря 2015 года, сообщает, что с СВП-24 вероятность попадания в малую подземную защищенную цель (например, бункер) повышается на 30-40%, а в случае слабо защищаемых целей средней величины (склады, строения, мосты) — на 60%. Поэтому один Су-24М с 12-16 «глупыми» бомбами может, по словам Семченко, за один вылет уничтожить до двух целей инфраструктуры противника.

Если использовать всю эту информацию — хотя ее можно признать и неподтвержденной — и добавить снимки с сирийского аэродрома, откуда Су-24М2 поднимаются в небо, как правило, с четырьмя «глупыми» бомбами калибром 250-500 килограммов (хотя мелких на борт они могут взять огромное множество), то все это можно считать косвенным доказательством эффективности системы СВП-24.

История «чуда»

Несмотря на то, что в связи с участием российской стороны в конфликте в Сирии о СВП-24 положительно отзываются даже некоторые западные СМИ, сегодня эта система на Ближний Восток не «с неба свалилась».

В 1992 году в Жуковском (военный авиационный комплекс Раменское) была создана компания «Гефест и Т», которая выполняла заказы Министерства обороны на автоматизированные и информационные системы в области авиации. Вскоре перед специалистами Гефеста поставили задачу разработать компьютерную бортовую систему для модернизации Су-24М.

Так в 1996 году на свет появилась уже известная нам СВП-24 (теперь понятно, откуда в названии цифра 24). Однако путь к современному операционному использованию был долгим: проект несколько раз приостанавливался и вновь возобновлялся. Из-за конкуренции с другими проектами звучали обвинения в коррупции, в общем, было все то же, что и в других странах.

Читайте также:  «нерехта» — пионер боевых роботов

В первом десятилетии нового тысячелетия Су-24М2 с Гефестом успешно прошли испытания, после чего системой было оборудовано неизвестное число самолетов, поставленных на вооружение.После модернизации, заключавшейся, прежде всего, в установке СВП, самолеты Сухой обозначались Су-24М2.

Правда, цифра 2 зачастую не указывается, и есть другая трудность: как Су-24М2 обозначаются и самолеты, модернизированные по другой программе НИИРЭК, которая, однако, не предполагает компьютерного оснащения такой сложности и функциональности, как система Гефеста.

Сама СВП-24 состоит из нескольких компонентов, размещенных на борту самолета, и взаимодействует с внешними наземными, воздушными и космическими системами, от которых получает необходимые данные. То есть СВП-24 является одним из элементов так называемого цифрового боя и служит не только для наведения «глупых» бомб.

Система улучшила навигацию и повысила безопасность полетов на низких высотах в автоматическом режиме. Также важно, что удалось даже снизить, пусть и незначительно, расходы на эксплуатацию и сервис авионики.Потенциал новой системы способствовал разработкам его модификаций для использования на других самолетах старых типов. Сегодня мы знаем о существовании, например, СВП-24-22 для стратегических бомбардировщиков Ту-22, СВП-24-25 для штурмовиков Су-25, СВП-24-27 для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, а для тренировочных целей была создана СВП-24-39 для все еще используемых Aerо L-39 Albatros.

Российские бомбы, используемые в Сирии

На фотографиях российских самолетов в Сирии можно увидеть несколько типов ненаводящихся бомб. Как уже было сказано, для их сбрасывания на цели используют, в первую очередь, самолеты Су-24М2 и Су-25СМ. Оба типа оснащены системой СВП-24. Третьим типом самолетов, оборудованным этой системой, является дальний бомбардировщик Ту-22М3М (Ту-22М3 — после модернизации).

Эти бомбардировщики использовались в операциях стратегической авиации, когда Tу-22M3M, Tу-95MС и Tу-160 вылетали с авиабаз на территории России.

И если Tу-95MС и Tу-160 в небе над территорией Сирии не появлялись, а наносили удары по целям крылатыми ракетами, то отсеки Tу-22M3M были заполнены «малыми» осколочно-фугасными авиационными бомбами ОФАБ-250-270, которые использовались против группировок боевиков ИГИЛ под Дайр-эз-Заур.

Стоит отметить, что именно ОФАБ-250-270 весом 266 килограммов попадаются на фотографиях чаще всего. Среди других типов ненаводящихся бомб, используемых российской авиацией в Сирии, — фугасные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500, а также бетонобойные БетАБ-500 и кассетные РБК-250.Помимо ненаводящихся бомб все же используются, пусть и в меньшем количестве, бомбы «умные».

Например, самые современные КАБ-500С со спутниковым наведением, которые сбрасывают бомбардировщики Су-34. Для полноты картины можно еще упомянуть об использовании управляемых ракет класса «воздух-земля» и ракетных блоков с неуправляемыми ракетами. Однако все это уже не относится к теме «глупых» бомб, сбрасываемых с помощью СВП-24.

Раздача медалей

Австрийское издание Contra Magazin пишет: «Если НАТО, прежде всего, Соединенные Штаты, инвестируют в крайне точно наводящееся оружие и системы тотального наблюдения, то Россия использует свою технологическую смекалку для минимизирования расходов».Но не все так просто. Не стоит представлять себе, что использование систем, подобных СВП-24, полностью вытеснит «умные» бомбы.

Оценивая значение СВП-24, нельзя забывать, что расчет для сбрасывания бомб не единственная функция системы, как уже говорилось выше.Но при сравнении с «конкурентными» методами решения задачи точных бомбардировок мы лучше видим преимущества и недостатки системы.

Да, используется «дешевые» стандартные боеприпасы, без привлечения сложных комплектов (типа американского JDAM), так что расходы на боеприпасы не повышаются, и не требуется особенно осторожного обращения.Но недостатком кажется невозможность влиять на траекторию бомбы после сброса с самолета.

С другой стороны, нет угрозы потери сигнала, что, например, может произойти из-за облаков, дыма или пыли в случае вооружений, которые наводятся лазером. Из этого следует невозможность использования СВП-24 против движущихся целей, хотя не стоит понимать это как догму (пример — движущаяся колонна и т. п.).

«Самое умное» вооружение в принципе должно быть более точным, чем «глупая» бомба с использованием СВП-24, в случае которой точность обусловливают достаточность и правильность входных данных.

С первоначальным вариантом статьи на Armadni Noviny и её обсуждением чешской аудиторией можно ознакомиться по этой ссылке.

Источник: https://ak-12.livejournal.com/43802.html

Читать

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ

Предназначен для борьбы с бронированной техникой противника.

Первый из шести опытных экземпляров вертолета «Линкс» (разработаны компанией «Уэстленд») поднялся в воздух 21 марта 1971 г. Войсковые испытания прошли в 1976 г., в декабре 1977 г. начались поставки.

Нынешние серийные вертолеты «Бэттлфилд Линкс» и «Супер Линкс» являются усовершенствованными вариантами соответствующих армейских и военно-морских моделей. К 1993 г. построено 380 вертолетов в сухопутном и морском исполнении для заказчиков из 17 стран.

Разработаны следующие варианты. «Линкс» АН Мк.1 – вариант общего и вспомогательного назначения с полозковым шасси для британской армии.

Противотанковый, штурмовой, вертолет сопровождения, для эвакуации раненых, летающий командный пункт, вертолет службы материально-технического обеспечения, для разведывательных операций, спасательных операций на море и тактический транспортный вертолет. Построено 113 аппаратов

«Линкс» АН Mk.lGT – промежуточный вариант, предшествующий АН Мк.7.

«Линкс» HAS Mk.2 – вариант общего назначения для ВМС Великобритании с неубирающимся трехопорным шасси и складывающейся балкой хвостового винта.

«Линкс» mk.2 (FN) – вариант для ВМС Франции, аналог HAS Mk 2

«Линкс» has Mk.3 – второй противолодочный вариант для ВМС Великобритании с силовой установкой повышенной мощности и усовершенствованной трансмиссией, оснащался двумя ТВД Роллс-Ройс Джем 41-1 мощностью 835 кВт/1120 л.с и РЛС в модифицированной носовой части кабины. Усовершенствованный вариант получил обозначение HAS Mk 3S.

«Линкс» HAS Mk.3 ICE – два вертолета ВМС Великобритании для использования в Арктике.

«Линкс» HAS Mk.3 GM – неофициальное обозначение 19 вертолетов, приспособленных для войны в Персидском заливе

«Линкс» HAS Mk.ACTS – построен в рамках второго этапа программы усовершенствования; дополнительно оснащался центральной тактической системой RAMS 4000.

«Линкс» HAS Mk.4 (FN) – вариант для Франции с силовои установкой как у варианта «Линкс» HAS Mk 3 «Линкс» АН Мк.5 – аналог «Линкс» АН Мк.1, три вертолета для оценки министерством обороны Великобритании летных характеристик с двигателями увеличенной мощности

«Линкс» АН Мк.7 – находится на вооружении в настоящее время Усовершенствованный вариант британского армейского вертолета с выхлопным устройством коробчатого типа, несущим винтом из композитных материалов и реверсированным хвостовым винтом.

«Линкс» HAS Mk.8 – последний вариант, предназначенный для ВМС Великобритании; 15 новых машин и 45 переделанных из предыдущих моделей.

Увеличена масса, усовершенствованы винты, система магнитного обнаружения подводных лодок, бортовое электронное оборудование, система радиоэлектронной разведки; РЛС перемещена из носовой в боковую часть кабины; в носовой части установлен тепловизор; экспортный вариант имеет обозначение «Супер Линкс».

«Линкс» АН Мк.9 – последний боевой вариант для армии Великобритании. Оснащен трехопорным шасси, что мешает установке противотанковых ракет «Тоу». Заказаны 16 новых аппаратов плюс 8, которые должны быть переделаны из модели АН Мк.7; экспортный вариант называется «Бэттлфилд Линкс».

«Линкс» Мк.21 – вариант для ВМС Бразилии; аналог «Линкс» HAS Mk.2.

«Линкс» Mk.22 – вариант для Египта

«Линкс» Мк.23 – вариант для Аргентины, аналог «Линкс» HAS Mk 2.

«Линкс» Мк.24 – вариант для Ирака.

«Линкс» Мк.25 – вариант для ВМС Нидерландов, где машины получили обозначение UH-14A; подобен варианту «Линкс» HAS Mk.2.

«Линкс» Mk.26 – вариант для Ирака.

«Линкс» Мк.27 – вариант для ВМС Нидерландов, где машины получили обозначение SH-14B; оснащен двигателями повышенной мощности и датчиками для противолодочных операций. Поставлено 9 машин

«Линкс» Мк.28 – вариант для полиции Катара; в целом подобен аппарату «Линкс» АН Мк.1. Оснащен ТВД 47-1 и специальным оборудованием, а также поплавковым шасси.

«Линкс» Мк.80 – вариант для ВМС Дании; подобен аппарату «Линкс» HAS Mk.2. Поставлено 8 машин.

«Линкс» Мк.81 – вариант для ВМС Нидерландов, получил обозначение SH-14C; оснащен двигателями повышенной мощности и магнитным обнаружителем подводных лодок; на некоторых аппаратах магнитный детектор заменен ультразвуковым, что соответствует стандарту варианта SH-14B. Построено 8 аппаратов.

SH-14D – переделка пяти вертолетов ВМС Дании UH-14A и восьми вертолетов SH-14C. Оснащен опускаемым в воду гидролокатором, УКВ-радиостанци- еи, системой оповещения о радиолокационном облучении противником, ИК-системой обнаружения целей в передней полусфере (FLIR), навигационной спутниковой системой, радиовысотомером, винтом с лопастями из композитных материалов, а также двигателями Mk 42.

«Линкс» Мк.82 – вариант для Египта.

«Линкс» Мк.83 – вариант для Саудовской Аравии.

«Линкс» Мк.84 – вариант для Катара.

«Линкс» Мк.85 – вариант для ОАЕ.

«Линкс» Мк.86 – вариант для службы Береговой охраны ВВС Норвегии, аналог «Линкс» HAS Mk.2, но с двигателями увеличенной мощности и нескладывающимся пилоном хвостового винта Поставлено 6 аппаратов.

«Линкс» Мк.87 – вариант для ВМС Аргентины, аналог «Линкс» Мк.23 с двигателями повышенной мощности.

«Линкс» Мк.88 – вариант для ВМС ФРГ, аналог «Линкс» Мк.86. Поставлено 19 аппаратов.

«Линкс» Мк.89 – вариант для ВМС Нигерии для противолодочных операций и спасения на море. Поставлено 3 аппарата.

«Линкс» Мк.90 – вариант для ВМС Дании, построен в одном экземпляре.

«Супер Линкс» Мк.95 – 5 вертолетов для ВМС Португалии; эквивалент аппарата HAS Mk.8.

«Супер Линкс» Mk.99 – 12 вертолетов для ВМС Южной Кореи; эквивалент аппаратов HAS Mk.8.

«Бэттлфилд Линкс» 800 – вариант АН Mk 9 с ТВД LHTEC Т800.

Фюзеляж вертолета «Линкс» цельнометаллический, типа полумонокок. В грузовой кабине имеются две широкие двери, сдвигаемые по направляющим. С обеих сторон фюзеляжа есть узлы крепления для подвески вооружения.

Для поисково-спасательных операций вертолет оборудован лебедкой. В морском варианте хвостовая балка выполнена складывающейся. Несущий винт четырехлопастный, с полужестким креплением. Лопасти цельнометаллические.

Топливная система состоит из пяти баков, емкостью 973 л каждый, размещенных под полом кабины Возможна установка двух дополнительных баков емкостью 214 и 436 л.

Шасси лыжное неубирающееся. Для передвижения вертолета по земле предусмотрена установка колес. Морской вариант HAS Mk.2 имеет трехколесное неубирающееся шасси с самоориентирующейся носовой стойкой.

Для облегчения посадки вертолета на палубу и удержания его на месте используется система «Гарпун» с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе.

Вертолет снабжен автоматической системой управления и стабилизации, радиооборудованием, аварийной радиостанцией, сигнально-переговорным устройством, доплеровской навигационной системой.

Вертолет АН Mk 1 вооружен одной пушкой калибра 20 мм с боезапасом 1500 снарядов или пулеметом калибра 7,62 мм, которые устанавливаются внутри кабины На пилонах по бокам фюзеляжа могут разместиться 2 пулемета в контейнерах, 2 контейнера с 14 НУР калибра 50 мм, контейнеры УР «Аэроспасьяль» AS. 12 или УР CL 834 «Скюа». На морском варианте имеется гидроакустическая станция

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=157099&p=75

Тоннели не спасут: русские бетонобойные бомбы достанут финнов из под земли

Американское издание The Wall Street Journal сообщило, что финны проводят учения, в рамках которых тренируются использовать сеть подземных тоннелей в столице Финляндии в случае войны с Россией. Однако кротовая тактика вряд ли спасет финнов от русских бетонобойных бомб.

Американское издание The Wall Street Journal сообщило, что финские военнослужащие проводят учения, в рамках которых тренируются использовать сеть подземных тоннелей в столице Финляндии для ведения боевых действий.

К тренировочной операции также привлекли гражданских лиц, которым объяснили, как пользоваться сетью укрытий. Сами тоннели имеют протяженность в 200 километров и соединяют различные супермаркеты, парковки, линии электро — и водоснабжения, а также  другие объекты инфраструктуры.

Как сообщает WSJ, двери в тоннели способны выдержать взрывы, а внутри потайных коридоров можно уместить все население Хельсинки.

Причин для проведения учений две. Во-первых, финны опасаются предстоящих учений России и Белоруссии под названием «Запад-2017». Во-вторых, Хельсинки до сих пор полагает, что их государство может стать объектом для агрессии со стороны России.

Необходимо отметить, что сеть подземных тоннелей действительно эффективное средство для ведения боевых действий с потенциальным противником. Это особенно заметно по действиям радикальных исламистов в Сирии, которые используют «кротовую тактику» и тоннели для противодействия правительственным силам Башара Асада.

Подобные сооружения позволяют скрытно перемещаться, а также укрываться от огня вражеской артиллерии. Однако они эффективны в том случае, если достаточно заглублены и построенные с применением большого количества армированного бетона.

Это необходимо для защиты от современных средств поражения подземных укрытий, которые есть не только у США, но и у России.

Напомним, что Россия обладает огромным арсеналом различных бетонобойных боеприпасов, так называемых БетАБов, которые могут не только проникать в грунт, но и уничтожать подземные бункеры.

Например, армия РФ имеет на складах корректируемые бомбы с бетонобойной БЧ: КАБ-1500Л-Пр, КАБ-1500Кр-Пр, КАБ-1500ТК-Пр, КАБ-1500ЛГ-Пр, которые могут пробивать  до трех  метров армированного бетона на заглублении 10-20 метров.

Также есть толстостенные авиационные бомбы, которые могут пробивать железобетонные перекрытия не менее 2,5 метров. Например, ФАБ-1500-2600ТС. И это далеко не полный перечень боеприпасов.

Более того, не стоит забывать о бомбе объемного взрыва российского производства «Папа всех бомб», которая в четыре раза мощнее американской «Матери всех бомб». Мощность отечественной разработки сопоставима с ядерным боеприпасом.

Военный эксперт, коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в интервью изданию «ПолитЭксперт» также заявлял, что у РФ есть специальные бомбы, которые в состоянии пробивать до 100 метров армированного бетона.

Читайте также:  Защитные символы древних народов и тайны славянских оберегов

В связи с этим нужно отметить, что в случае возможного противостояния Финляндии и России, если такое вообще будет возможно, русские бетонобойные бомбы запросто достанут финнов из-под земли.

Тем не менее, сценарий вооруженного противостояния маловероятен, так как Хельсинки проводит мирную политику  и по большей части стремится к торговым отношениям. Россия тоже не станет проявлять к мирному соседу агрессию без причин.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Источник: https://politexpert.net/51921-tonneli-ne-spasut-russkie-betonoboinye-bomby-dostanut-finnov-iz-pod-zemli

Российские бетонобойные бомбы. Авиация против укреплений

Враг может спрятать свои объекты под землей или поместить их под железобетонное укрытие. Однако такая защита уже давно не дает никаких гарантий.

На вооружении всех развитых военно-воздушных сил, в том числе и российских, состоят специальные бетонобойные авиационные бомбы. Подобное оружие разработано для поражения укрепленных целей, защищенных от других авиабомб.

За счет ряда характерных особенностей конструкции бетонобойные бомбы способны уходить в грунт на большую глубину или пробивать солидные слои железобетона.

История советских и российских бетонобойных авиационных бомб (в отечественной терминологии используется сокращение БЕТАБ) началась в середине 30-х годов. В то время советские инженеры работали над новым классом авиационного оружия – т.н.

ракетными бомбами или бомбами с «дополнительной скоростью». Результатом перспективного проекта стало несколько бронебойных и бетонобойных бомб, предназначенных для атаки кораблей и наземных укреплений.

Характерной чертой новых классов оружия было наличие твердотопливного ракетного двигателя, обеспечивавшего разгон бомбы перед попаданием в цель.

Из артиллерии в авиацию

В конце тридцатых была запущена разработка новых авиационных бомб, соответствующих актуальным задачам. Вскоре советские конструкторы создали изделия БРАБ-200ДС и БЕТАБ-150ДС.

Последняя стала первой отечественной авиабомбой, изначально предназначенной для борьбы с бетонными укреплениями.

Любопытно, что уже к началу сороковых оружейники нашли наиболее удачные конструкторские решения, часть которых используется до сих пор.

Реконструкция облика бомбы БЕТАБ-150ДС.

Примечательные результаты в деле борьбы с корабельной броней и бетонными укреплениями показывала 203-мм артиллерия. По этой причине основой для новых бомб стали существующие снаряды соответствующих калибров.

Бетонобойную бомбу построили на основе снаряда Г-620 аналогичного назначения. Последний весил около 100 кг, имел толстостенный корпус и нес 15,36 кг взрывчатого вещества. Снаряд комплектовался ударной трубкой УТ-36.

После определенной переработки конструкции и установки дополнительных агрегатов снаряд превратился в бомбу.

Новое изделие получило название БЕТАБ-150ДС – «бетонобойная авиационная бомба калибром 150 кг». Литеры «ДС» означали «дополнительная скорость» – так обозначалось наличие разгонного твердотопливного двигателя, предназначенного для повышения характеристик пробития и заглубления.

Бетонобойная бомба нового типа получила стальной корпус, основанный на детали существующего артиллерийского снаряда. Он имел головную часть заостренной формы с цилиндрической поверхностью в задней части.

Сзади к снаряду предлагалось присоединять цилиндрический корпус с твердотопливным двигателем, оснащенным дистанционной трубкой ТМ-4. Снаружи на нем установили Х-образное оперение.

Любопытно, что, в отличие от более поздних БЕТАБ, первое изделие этого класса не имело тормозной системы.

Бомба БЕТАБ-150ДС имела длину чуть менее 2,1 м при диаметре корпуса 203-205 мм. Снаряженная масса – 165 кг. Ракетный двигатель получил заряд твердого топлива массой 17,4 кг.

После сброса с самолета-носителя бомба должна была выходить на расчетную траекторию и включать двигатель, при помощи которого достигалась скорость 210 м/с.

Испытания показали, что при падении на мраморный скальный массив перспективное изделие может уйти на глубину 1,65 м. После взрыва в массиве появлялась воронка диаметром 1,8 и глубиной 2,5 м.

Послевоенная БЕТАБ-500 под крылом самолета.

По ряду причин, первая отечественная бетонобойная бомба не успела на Советско-финскую войну.

В ходе этого конфликта Красная Армия столкнулась с проблемой в виде многочисленных вражеских укреплений, и при этом не могла рассчитывать на реальную помощь бомбардировочной авиации. Бомбу нового типа приняли на вооружение уже во время Великой Отечественной.

По имеющимся данным, советские бомбардировщики регулярно использовали такое оружие против различных объектов противника, и в большинстве случаев речь шла об успешном поражении цели.

В тот же период разрабатывалась более крупная бетонобойная бомба БЕТАБ-750ДС. Она отличалась увеличенной до 4 м длиной и была больше похожа на снаряды реактивных минометов. Однако при освоении производства такого оружия возникли серьезные проблемы, и вскоре от него отказались. В результате этого в линейке БЕТАБ осталось только одно серийное изделие.

Послевоенное семейство

Несмотря на достаточно высокие характеристики, бомба БЕТАБ-150ДС со временем морально устарела.

Развитие наземных средств защиты, имевшее место в ходе недавней войны, предъявляло новые требования к оружию. Боевая авиация тоже не стояла на месте и теперь нуждалась в ином вооружении.

В связи с этим в послевоенный период было создано новое семейство бетонобойных бомб, соответствовавших актуальным требованиям.

Читайте также  Российские производители авиабомб работают в три смены

Согласно исследованиям военных теоретиков, теперь самолетам с бетонобойными бомбами предстояло бороться с рядом новых целей.

В частности, такое оружие рассматривалось в качестве средства борьбы с железобетонными укрытиями, строящимися на аэродромах вероятного противника.

На тот момент уничтожение самолета в таком сооружении было возможно только при использовании специальных бомб, способных пробить мощное перекрытие.

Современная бомба БЕТАБ-500ШП. На хвостовой части корпуса установлен парашютный контейнер.

Первыми послевоенными образцами БЕТАБ стали два изделия сравнительно простой конструкции. Это были свободнопадающие бомбы БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 калибром 250 и 500 кг соответственно.

При создании нового оружия использовались современные материалы и технологии. Одновременно с этим был взят курс на упрощение конструкции. В частности, первые послевоенные бомбы не комплектовались реактивным ускорителем.

Впрочем, и при таком облике они были способны решать поставленные задачи.

БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 имели корпуса похожей конструкции, отличавшиеся размерами и объемом. Оба изделия комплектовались скругленной головной частью, за которой помещалась цилиндрическая основная часть корпуса. В хвосте предусматривалась коническая секция с креплениями для Х-образного стабилизатора. В связи с различными габаритами и отличающейся массой две бомбы имели разные пропорции.

Бомба меньшего калибра имела длину 1,86 м при диаметре 285 мм и весила 210 кг, из которых 140 кг приходилось на боевую часть. По своим характеристикам она существенно превосходило старую БЕТАБ-150ДС.

Длина бомбы БЕТАБ-500 достигла 2,11 м при диаметре 425 мм. Масса – 410 кг с 380-кг боевой частью, оснащенной 75,8 кг взрывчатого вещества. Более крупный боеприпас мог пробить 500-1000 мм железобетона.

Взрыв, осуществлявшийся с замедлением до 30 с, оставлял после себя воронку диаметром 4-5 м.

Старые идеи и новые технологии

Бетонобойные бомбы БЕТАБ-250 и БЕТАБ-500 показывали, в целом, высокие характеристики, но со временем перестали полностью отвечать требованиям. Прежде всего, возникали претензии к точности попаданий и реальному воздействию на цель.

Для максимального разгона бомбы до момента встречи с целью, обеспечивающего максимальное заглубление, бомбометание приходилось осуществлять с больших высот, что сказывалось на точности свободнопадающего боеприпаса.

Кроме того, развитие противовоздушной обороны вынуждало самолеты работать на малых высотах, и это тоже негативно влияло на применение БЕТАБ.

Разрезной макет бомбы БЕТАБ-500ШП. Желтым цветом обозначен заряд ВВ боевой части, коричневым — взрыватель, черным — твердотопливный двигатель. В заднем контейнере уложен парашют.

По результатам очередных исследовательских и конструкторских работ были созданы несколько новых бетонобойных бомб с разными особенностями конструкции. Они разрабатывались с использованием некоторых элементов изделия БЕТАБ-500, и потому могут считаться ее глубокой модернизацией.

Идеи, предложенные еще в начале сороковых годов, были вновь реализованы в бомбе БЕТАБ-500ШП («штурмовая, с парашютом»). В ее основе лежала боевая часть существующей БЕТАБ-500, которую дополнили новыми устройствами.

В одном корпусе с боезарядом, в его хвостовой части, поместили реактивный двигатель с 2,2 кг твердого топлива. За двигателем установили сбрасываемый контейнер с парашютом площадью 6 кв.м.

Бомба имела длину 2,51 м и весила 380 кг, из которых 77 кг приходилось на заряд боевой части.

Изделие БЕТАБ-500ШП после сброса с носителя должно выпускать тормозной парашют, задачей которого является изменение траектории полета. Для повышения боевых качеств авиабомба должна падать на цель под минимальным углом к вертикали.

После выхода на подобную траекторию осуществляется сброс парашютной системы и запуск твердотопливного двигателя. С его помощью бомба в минимальное время развивает достаточную скорость. За счет нововведений конструкции БЕТАБ-500ШП может применяться на высотах от 170 м.

При этом она пробивает до 550 мм железобетона, а по прочим характеристикам сопоставима с базовой БЕТАБ-500.

Общий вид изделия БЕТАБ-500Ш. Заметны сопла двигателя, направленные вперед и тормозная система в сложенном положении.

Не менее интересный вариант бетонобойной бомбы был предложен в проекте БЕТАБ-500Ш («штурмовая»). В этом случае к основному корпусу с усиленной головной частью и боезарядом предлагалось присоединять специальное тормозное устройство комбинированного действия.

В крупном цилиндрическом корпусе устройства помещался твердотопливный двигатель, причем его сопла находились на переднем торце. Сзади на корпусе поместили воздушный тормоз т.н. зонтичного типа, состоящий из нескольких подвижных плоскостей. БЕТАБ-500Ш имела длину 2,8 м при диаметре 325 мм. Масса – 424 кг, заряд – 70 кг.

Как и БЕТАБ-500ШП, это изделие могло сбрасываться со сравнительно малых высот.

Читайте также  Объект на вылет

После отделения от носителя БЕТАБ-500Ш самостоятельно затормаживается при помощи реактивного двигателя и зонтичного воздушного тормоза.

Падение скорости приводит к изменению траектории. Затем плоскости тормоза складываются вдоль корпуса. Бомба получает возможность разогнаться и упасть на цель.

По известным данным, с точки зрения боевых качеств БЕТАБ-500Ш похожа на другое оружие своего класса.

Суббоеприпасы для кассет

Бетонобойные авиационные бомбы калибром до 500 кг предназначаются для поражения железобетонных сооружений, бункеров, укрытий и т.д.

При этом авиация может получить приказ на уничтожение иных целей, построенных из бетона.

Специально для поражения взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, автомобильных дорог и иных площадных целей были разработаны боевые элементы, применяемые с разовыми бомбовыми кассетами.

Такое оружие носит названия РБК-500 БЕТАБ и РБК-500У БЕТАБ-М. Бетонобойный элемент для таких кассет представляет собой уменьшенный вариант полноразмерной авиабомбы.

Он имеет цилиндрический корпус переменного диаметра с коническим головным обтекателем, внутри которого помещаются основной заряд в усиленном корпусе, а также твердотопливный двигатель и парашют.

В кассету типа РБК-500 умещается десять таких изделий.

Компоненты системы РБК-500 БЕТАБ. Слева — боевой элемент, справа — бомбовая кассета с элементами.

По своему принципу действия суббоеприпасы изделия РБК-500 БЕТАБ похожи на полноразмерные авиабомбы БЕТАБ-500ШП. Сразу после выхода из кассеты отдельные элементы раскрывают парашюты и выходят на траекторию, близкую к вертикальной.

Далее осуществляется запуск двигателя, при помощи которого элемент набирает требуемую скорость падения.

Несмотря на малые размеры, такие суббоеприпасы способны надежно поражать бетонные ВПП или шоссе, оставляя после себя множество достаточно крупных воронок.

БЕТАБ в бою

Первая отечественная бетонобойная бомба поступила на вооружение в самом начале Великой Отечественной войны, и поэтому вскоре таким изделиям пришлось атаковать реальные цели.

Являясь фактически единственным представителем своего класса, БЕТАБ-150ДС активно использовалась до самого конца войны.

На счету такого оружия множество разрушенных дотов, блиндажей и бункеров и других сооружений противника.

После войны отечественные ВВС использовали оружие в основном на полигонах в рамках учений, однако им все же пришлось работать по реальным целям. Бомбы семейства БЕТАБ-500 активно использовались в Афганистане для атаки объектов в горах.

По разным данным, некоторое количество такого оружия нашло применение позже, во время двух войн в Чечне.

Во всех случаях грамотное применение бетонобойных бомб позволяло едва ли не одним ударом уничтожить тот или иной защищенный объект вместе с находящимися внутри врагами.

Показательные выступления авиации с применением бомб БЕТАБ-500ШП. Изделия слева еще летят на парашютах, бомбы справа — уже запустили двигатели.

В конце сентября 2015 года воздушно-космические силы России начали операцию на территории Сирии. Уже к концу осени того же года стало известно, что в ряде случаев российские боевые самолеты атаковали объекты противника при помощи бетонобойных бомб. В очередной раз была показана высокая эффективность подобного оружия при его грамотном применении.

***

Некоторые задачи оказываются чересчур сложными для оружия общего назначения, и в таком случае должны применяться специализированные системы.

Специально для борьбы с укрепленными объектами, построенными в скальном грунте или с применением железобетона, несколько десятилетий назад были разработаны первые отечественные бетонобойные авиационные бомбы.

В дальнейшем это направление получило развитие, что привело к заметному росту потенциала боевой авиации.

В арсеналах российских воздушно-космических сил на данный момент имеется сразу несколько средств для борьбы с бетонными сооружениями. А это значит, что вероятный противник может не надеяться на свои укрытия и бункеры. Современное оружие достанет его и под толщей железобетона.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2018/07/rossijskie-betonobojnye-bomby-aviaciya-protiv-ukreplenij/

Ссылка на основную публикацию