Военно-транспортный самолет ил-76

Ил-76 — DRIVE2

Помните фильм “Кандагар”? Так вот самолет Ил-76 с бортовым номером RA-76842, на котором наши ребята-летчики совершили побег, до сих пор находится в строю и совершает перелеты!)

Ил-76 — первый российский военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.

Предназначен не только для оперативной транспортировки крупногабаритных грузов, но и десантирования грузов и боевой техники массой до 47 тонн с высоты 4000 метров и личного состава с высоты 8000 метров.

Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.Предусматривалось применение этого самолёта в качестве бомбардировщика.Тип — средний транспортно-десантный.

Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года.

История создания Ил-76Ил-76 первоначально предназначался для замены Ан-12. Он разрабатывался в ОКБ имени Ильюшина с июня 1966 года. Руководил работами Г.В.Новожилов, генеральный конструктор ОКБ московского машиностроительного завода “Стрела”. Генеральный конструктор ОКБ — С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение.

Ил-76 должен был иметь грузоподъёмность и дальность действия в 2 раза большие, чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик.Полномасштабный макет был изготовлен в 1969 году, и сразу в Москве началась постройка первого прототипа.

Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы.Возглавляли постройку самолета директор предприятия Д. Е. Кофман и главный инженер В. А. Юдин.Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.

Фрунзе. В мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже.Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе № 84 в Ташкенте.В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты.

При разработке самолета большое внимание было уделено обеспечению безопасности полета, надежности и автономности эксплуатации. В процессе создания самолета на его конструкцию и системы было получено более двухсот авторских свидетельств на изобретения и более тридцати иностранных патентов.

Испытания с использованием двух прототипов и двух серийных самолетов продолжались до декабря 1974 года.Войсковые испытания самолёта начались в ноябре 1973 году. Вскоре первые самолеты стали поступать на вооружение Военно-транспортной авиации.Самолёт Ил-76 официально принят на вооружение ВВС приказом МО СССР от 21 апреля 1976 года.

В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом.На Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов, 24 официально зарегистрированы в 1973 году в международной авиационной федерацией (ФАИ). В числе рекордов — одиночный прыжок с высоты 15 760 метров и свободное падение до высоты 960 метров; групповой прыжок с высоты 14 846 метров и свободное падение до высоты 631 метров.

Был установлен женский мировой рекорд — парашютистка покинула борт самолета Ил-76 на высоте 14 974 м и пролетела в свободном падении до высоты 574 м. Командиром экипажа в этих полетах был А. М. Тюрюмин.

Самолет Ил-76 открыл новые возможности для доставки в труднодоступные места, в том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане различных грузов, в том числе и техники, в том числе используя различные способы их парашютного десантирования.Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ.

Конструктивные особенностиИл-76 — однофюзеляжный высокоплан со стреловидным крылом (250 по передней кромке, перелом по задней кромке) и однокилевым хвостовым оперением.

При проектировании самолета Ил-76 одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета.

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметизированных кабин: пилотов вверху носовой части фюзеляжа, штурмана — под кабиной пилотов, грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. Передняя часть фюзеляжа оснащена двумя люками, кормовая — трёхстворчатым задним грузовым люком.Личный состав может десантироваться в четыре потока (два через грузовой люк).

Размеры грузовой кабины, оборудованной специально разработанными бортовыми погрузочно-разгрузочными средствами и приспособлениями, дают возможность широко использовать любые типы стандартных авиационных и автомобильных контейнеров, поддонов, применяемых в международных перевозках.

Одной из самых уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76, стал перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 метров и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия).

Многоколесное шасси повышенной проходимости в сочетании с мощной механизации крыла и большой энерговооруженностью позволяет эксплуатировать самолет с неподготовленных грунтовых аэродромов, обеспечивая при этом короткие взлетно-посадочные дистанции.

При торможении на посадке, с помощью створок реверсивных устройств, струя выходных газов отклоняется вперёд, обеспечивая короткий пробег — всего 450 метров.Топливная система самолета Ил-76 высоконадежна, проста в эксплуатации и обеспечивает бесперебойное питание двигателей топливом на всех возможных режимах полета.

Топливо размещается в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы. В каждой группе баков имеется расходный отсек, из которого топливо подается к двигателю. Работа топливной системы, в том числе управление насосами перекачки топлива в расходные отсеки, осуществляется автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива.Основными особенностями системы управления самолетом Ил-76 стали возможность перехода с бустерного управления на ручное и применение автономных рулевых машин, объединяющихся в одном агрегате бустер и гидравлическую насосную станцию (с баком и электроприводом).Для десантирования личного состава впервые было создано специальное оборудование, которое состоит из бортовых и секций центральных сидений, тросов для принудительного раскрытия парашютов, разделителей и прерывателей потоков парашютистов и бортовых защитных полотнищ, защищающих десантников от воздушного потока на рампе. Троса ПРП установлены на борту самолета таким образом, что раскрытие стабилизирующих парашютов десантников происходит в проеме грузового люка, но вне рампы, что позволяет исключить возможные зацепы или порывы стабилизирующих устройств. Боковые двери при десантировании парашютистов защищают их от набегающего потока и позволяют безопасно покинуть самолет. Благодаря уникальной аэродинамике самолета скорость десантирования личного состава находится в пределах 260-400 км/ч, что создает более комфортные условия десантирования за счет снижения динамических нагрузок на десантников.

В посадочном варианте личный состав может перевозиться как в однопалубном варианте на бортовых и секциях центральных сидений, так и в двухпалубном варианте с добавлением второй палубы. На второй палубе личный состав размещается на сидениях, размещенных в два ряда вдоль бортов.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-76Размах крыла — 50,50 метров.Длина самолета — 46,59 метров (Ил-76МФ — 53,2 метра).Высота самолета — 14,76 метра.Площадь крыла — 300 квадратных метров.Длина грузового отсека — 20,00 метров (24,50 метров с рампой, Ил-76МФ — 31,1 метр).Ширина грузового отсека — 3,40 метров.Высота грузового отсека — 3,46 метров.

Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.Посадочная скорость — 210 км/ч.Высота полета — 9000-12000 метров.Практическая дальность полета — 4500 километров.Максимальная коммерческая загрузка — 40000 кг (Ил-76Т), 50000 кг (Ил-76ТД), 52000 кг (Ил-76МФ), то есть 50 тонн груза или 225 пассажиров (в двухпалубном варианте).

Возможность десантирования — 126 парашютистов, боевой техники и грузов на платформах весом до 21 тонны.В грузовой кабине возможна установка трёх пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров. Пассажировместимость каждого модуля — 30 человек.Максимальный взлетный вес — 170000 килограммов.Экипаж — 7 человек.Силовая установка состоит из 4 двигателей (Д-30 КП).

Взлетная тяга одного двигателя — 12000 кгс.Расход топлива — 9 тонн в час.Календарный ресурс самолёта – 20 лет.Количество полётов – 10000.

Количество лётных часов – 30000.

На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.Основные массовые модификации, которые эксплуатируются в России сегодня: гражданский Ил-76ТД и военный Ил-76МД.

Для международного авиарынка, в том числе для Индии, Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, построено более 900 самолётов.

На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 году созданы самолёт ДРЛО “Адан” 1 с РЛС Томпсон-СЗР “Тайгер” (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолёт-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус).

Перспективные разработки Ил-76В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолетаИл-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma.Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км.

Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии.Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн, появится возможность перевозки до 4 морских контейнеров.

Происшествия и авиакатастрофыВ результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 59 самолетов типа Ил-76, 11 машин — в результате боевых действий (на 22 сентября 2009 года).

18 октября 1989 года под городом Баку произошло крушение военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Самолёт упал в Каспийское море, погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа и 48 десантников.1 февраля 1990 года Ил-76 у литовского города Паневежис после ухода на второй круг и входа в облака на высоте 70 метров внезапно потерял управление и плашмя упал.5 апреля 1996 года на Камчатке Ил-76 врезался в гору.25 января 1997 года в Анадыре самолёт разбился при взлете. Причина катастрофы –ошибка экипажа, выполнение взлета с нарушением инструкций.26 июля 1999 года Ил-76 разбился при взлёте.

Читайте также:  Обзор пассажирского самолета airbus a321

14 июля 2001 года самолёт разбился при взлете из-за превышения груза.

7 октября 2009 года на аэродроме “Северный” ЦБП и ПЛС ВТА ВВС в Ивановской области у самолета Ил-76 на взлете оторвался, а затем загорелся двигатель. При аварии никто не пострадал.
1 ноября 2009 года самолёт Ил-76 МВД России потерпел катастрофу при взлете из якутского аэропорта “Мирный”. Погибли все, кто находился на борту — 11 человек.

Источник: www.vesti.ru/doc.html?id=323644

Источник: https://www.drive2.ru/b/2094256/

Ил-76 – тяжелый военно-транспортный самолет

Разработчик  ОКБ Ильюшина
Первый полет  1971
Единиц произведено (к 2000 году)  950

Ил-76 – советский тяжелый реактивный военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в начале 1970-хх. Первый в истории СССР реактивным военным транспортом. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.

История Ил-76

Первые работы в рамках программы нового военно-транспортного самолета были начаты в 1966, когда Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ им.

Ильюшина проработать тему создания тяжелого военного транспорта нового поколения. Год спустя постановлением Совета Министров программа была официально начата.

Работы проводились под руководством заместителя генерального конструктора ОКБ Г.В. Новожилова.

Первый полет прототип самолета совершил в 1971 году под управлением экипажа Героя Советского Союза Э.И. Кузнецова, перелетев Центрального аэродрома им. Фрунзе на аэродром Раменское. В том же году был впервые представлен на авиасалоне в Ле Бурже.

В 1973 году совершил первый полет серийный Ил-76, собранный на ташкентском авиазаводе им. Чкалова, где в дальнейшем и производился. Всего было изготовлено порядка 1000 единиц.

Конструкция Ил-76

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схемевысокоплана со стреловидным крылом и однокилевым Т-образным оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке.

Консоли крыла оснащены развитой механизацией, включающей в себя пятисекционные предкрылки, две трехщелевые закрылки и четыре тормозных щитка. Кроме того, для повышения управляемости элероны выполнены двухсекционными.

На киле хвостового оперения имеется руль направление с триммером.

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин: кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки (на военных модификациях). В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк с аппарелью.

Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.
Четыре реактивных двигателя Д-30КП монтированы на пилонах под крылом. На крайних версиях Ил-76 двигатели заменены на ПС-90А-76 с увеличенной тягой.

Расположение ВСУ необычно для многих самолетов — в передней части левого обтекателя шасси.

Шасси пятиопорное, многоколёсное, убирающееся в фюзеляж. Носовая опора имеет 4 бескамерных колеса. Колёса затормаживаются при уборке. Основная опора шасси состоит из передних и задних стоек. На каждой из четырёх стоек установлено по 4 камерных колеса.

Видео Ил-76 : Видеозапись взлета с аэродрома Баграм

Модификации Ил-76

Ил-76 стал удобной платформой для множества модификаций как серийных военных и коммерческих самолетов, так и специальных машин, изготовленных в единичныхэкземплярах.

Всего можно насчитать несколько десятков различных версий самолета.
Наиболее поздней версией самолета является Ил-76МД-90А (Изделие-476) — глубокая модернизация самолёта.

Строится Ульяновским авиационным заводом «Авиастар-СП», входящим в состав ОАК.

Применение Ил-76

Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиацииРоссии и Украины. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.

Самолёты военно-транспортных модификаций принимали участие во всех военных конфликтах начиная с Афганистана, а позже и на территории бывшего СССР. Самолеты показали там свою высокую эффективность.

Многочисленные коммерческие компании используют гражданские модификации для транспортных перевозок.

На 28 ноября 2010 года в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно 63 самолёта, из них 14 машин — в результате боевых действий.

Схема Ил-76

Тип Тяжелый военно-транспортный самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя 4 ТРДД Д-30КП по 12 000 кгс каждый
Максимальная полезная нагрузка 60 тонн груза, 140 солдат или 128 парашютистов
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 6100 км (20 т груза), 3000 км (47 т груза)
Максимальная взлетная масса 170 т
Крейсерская скорость 800 км/ч
Размах крыла 50,5 м
Площадь крыла 300 кв. м
Длина 46,59 м
Высота 14,76 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=3694

Ил-76 (военно-транспортный самолет)

Описание самолета

Средний военно-транспортный самолетИл-76разработан в КБ С.В.Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивными двигателями. Первый полет на нем совершен в 1971 г., а в 1974 г. он начал поступать в части ВТА.

Высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с мощной механизацией, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение являются отличительными особенностями этого самолета. Многоколесное шасси обеспечивает его эксплуатацию с искусственных и грунтовых ВПП прочностью 0,6 МПа.

Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволяет осуществлять парашютное десантирование тяжелой техники массой до 21 т и перевозку тяжелой техники массой до 43 т (Ил-76М, -МД).

Как и все отечественные ВТС, Ил-76 снабжен верхним и нижним десантно-транспортным оборудованием, включающим грузовые балки и четыре электротельфера грузоподъемностью по 2,5 т, рольганговые дорожки и грузовые лебедки для погрузки несамоходной техники и грузов. Самолеты первых модификаций имеют взлетную массу 172 т, грузоподъемность — 28 т, дальность полета с максимальной нагрузкой — 4200 км.

В ходе модернизаций взлетная масса самолета возросла до 190 т (-МД), грузоподъемность — до 42 т (-М, -МД), при этом дальность полета составляет 4000 км. Грузовая кабина обеспечивает размещение 145 или 225 (модификации Ил-76М, — МД в двухпалубном варианте) солдат или 126 десантников, до трех БМД-1 или другой техники на ее базе.

Самолет Ил-76 способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции П.А.Соловьева с тягой по 12000 кгс.

Это дало возможность повысить крейсерскую скорость до 750-800 км/ч и расширить диапазон скоростей до 260-825 км/ч, что позволило сократить сроки выполнения задач, поднять вероятность преодоления ПВО противника, улучшить условия парашютного десантирования личного состава и боевой техники.

На данном типе самолетов выполнен основной объем перевозок (около 90% личного состава и 75% грузов) в ходе войны в Афганистане. При этом выполнено 14700 самолето-рейсов в условиях противодействия ПВО противника с минимальными потерями.

Самолет Ил-76 строился Ташкентским авиазаводом и поставлялся гражданской авиации (Ил-76Т, Ил-76ТД), а также в Ливию, Сирию, Ирак, Индию. В настоящее время он составляет основу самолетного парка ВТА России и Украины.

Кроме того, самолеты Ил-76 имеются и в других государствах СНГ.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1976 Размах крыла — 50,5 м Длина самолета — 46,59 м Высота самолета — 14,76 м Площадь крыла — 300,0 кв.

м Масса, кг – пустого самолета — 40000 – максимальная взлетная — 170000 Внутреннее топливо — 81830 л Тип двигателя — 4 ТВД Авиадвигатель Д-30КП Тяга — 4 х 12000 кгс Максимальная скорость — 850 км/ч Крейсерская скорость — 800 км/ч Практическая дальность — 6700 км Дальность действия — 5000 км Практический потолок — 14500 м

Экипаж — 7 чел

Источник: http://www.combatavia.info/index3il76.html

Военно-транспортный самолет Ил-76

Обозначение НАТО: CANDID

Средний военно-транспортный самолетИл-76разработан в КБ С.В.Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивными двигателями. Первый полет на нем совершен в 1971 г., а в 1974 г. он начал поступать в части ВТА.

Высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с мощной механизацией, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение являются отличительными особенностями этого самолета. Многоколесное шасси обеспечивает его эксплуатацию с искусственных и грунтовых ВПП прочностью 0,6 МПа.

Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволяет осуществлять парашютное десантирование тяжелой техники массой до 21 т и перевозку тяжелой техники массой до 43 т (Ил-76М, -МД).

Как и все отечественные ВТС, Ил-76 снабжен верхним и нижним десантно-транспортным оборудованием, включающим грузовые балки и четыре электротельфера грузоподъемностью по 2,5 т, рольганговые дорожки и грузовые лебедки для погрузки несамоходной техники и грузов. Самолеты первых модификаций имеют взлетную массу 172 т, грузоподъемность – 28 т, дальность полета с максимальной нагрузкой – 4200 км.

В ходе модернизаций взлетная масса самолета возросла до 190 т (-МД), грузоподъемность – до 42 т (-М, -МД), при этом дальность полета составляет 4000 км. Грузовая кабина обеспечивает размещение 145 или 225 (модификации Ил-76М, – МД в двухпалубном варианте) солдат или 126 десантников, до трех БМД-1 или другой техники на ее базе.

Самолет Ил-76 способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции П.А.Соловьева с тягой по 12000 кгс.

Это дало возможность повысить крейсерскую скорость до 750-800 км/ч и расширить диапазон скоростей до 260-825 км/ч, что позволило сократить сроки выполнения задач, поднять вероятность преодоления ПВО противника, улучшить условия парашютного десантирования личного состава и боевой техники.

На данном типе самолетов выполнен основной объем перевозок (около 90% личного состава и 75% грузов) в ходе войны в Афганистане. При этом выполнено 14700 самолето-рейсов в условиях противодействия ПВО противника с минимальными потерями.

Самолет Ил-76 строился Ташкентским авиазаводом и поставлялся гражданской авиации (Ил-76Т, Ил-76ТД), а также в Ливию, Сирию, Ирак, Индию. В настоящее время он составляет основу самолетного парка ВТА России и Украины.

Читайте также:  Арапник и другие разновидности кнута

Кроме того, самолеты Ил-76 имеются и в других государствах СНГ.

Модификации самолета:

Ил-76 – первая серийная модификация.

Ил-76Т – модификация с дополнительным топливным баком.

Ил-76ТД – модификация Ил-76Т с ТВД Д-30КП-1.

Ил-76ТДП – пожарный самолет;

Ил-76М – специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех.

Ил-76МД – военная версия Ил-76ТД.

Ил-76ЛЛ (1991 г.) – летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей.

Ил-78 – модификация Ил-76МД в роли топливозаправщика с двумя топливными баками.

А-50 – самолет ДРЛО на базе Ил-76.

Adnan 1 – самолет ДРЛО на базе Ил-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.

Baghdad – другое обозначение Adnan 1.

Adnan 2 – вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей.

Тактико-технические характеристики самолета:

Год принятия на вооружение – 1976

Размах крыла – 50,5 м

Длина самолета – 46,59 м

Высота самолета – 14,76 м

Площадь крыла – 300,0 кв.м

Масса, кг

– пустого самолета – 40000

– максимальная взлетная – 170000

Внутреннее топливо – 81830 л

Тип двигателя – 4 ТВД Авиадвигатель Д-30КП

Тяга – 4 х 12000 кгс

Максимальная скорость – 850 км/ч

Крейсерская скорость – 800 км/ч

Практическая дальность – 6700 км

Дальность действия – 5000 км

Практический потолок – 14500 м

Экипаж – 7 чел

Полезная нагрузка: 140 солдат или 128 парашютистов или 40000 кг груза.

Вооружение (опционально): 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л0


Источник: http://www.zelezki.ru/aviacatalog/russia/3190-voenno-transportnyi_samolet_il-76.html

Ил-76

Вернуться на страницу : Авиатехника

Разработка турбореактивного самолета  ИЛ-76 началось на основании приказа Министра авиационной промышленности СССР от 28 июня 1966 г. Разработку проводил коллектив ОКБ Илюшина.

В соответствии с приказом коллективу предписывалось провести исследовательские работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолета с четырьмя турбовентиляторными двигателями, “предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов”.

Фото 1 – Ил-76. Ночная стоянка.

25 февраля 1967 г. 27 ноября 1967 г. Генеральный конструктор С.В. Ильюшин утвердил техническое предложение.  Создание самолета проходило под руководством заместителя Генерального конструктора Г. В. Новожилова. Работы по созданию эскизного проекта велись под руководством Д.В. Лещинера.

Фото 2 – Ил-76. Перед вылетом.

Одно из требований  к самолету было обеспечение эксплуатации самолета на грунтовых аэродромах ограниченных размеров и получения в этих условиях сравнительно коротких для такого класса самолетов длин разбега и пробега. Поэтому было разработано специальное многоколесное шасси повышенной проходимости.

Фото 3 – Ил-76. Кабина экипажа.

Короткий разбег и пробег обеспечивается аэродинамической компоновкой крыла умеренной стреловидности с высокоэффективной механизацией, повышенной тяговооруженностью за счет установки на самолет четырех двигателей с взлетной тягой по 11760 даН (12 000 кгс), снабженных реверсивными устройствами тяги для торможения самолета при пробеге и высокоэффективной тормозной системой колес основных опор самолета.

Фото 4 – Ил-76. Взлет.

В процессе создания самолета на его конструкцию и системы было получено более двухсот авторских свидетельств на изобретения и более тридцати иностранных патентов.

Фото 5 – Ил-76. Взлет. Красота линий…

Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны. Постройку самолета возглавляли директор предприятия Д. Е. Кофман и главный инженер В. А. Юдин.

Фото 6 – Ил-76. Взлет. Полет начался…

Первый, опытный образец самолета был готов в начале 1971 года. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы, знаменитая Ходынка. 25 марта 1971 года экипаж во главе с Заслуженным летчиком-испытателем Э. И. Кузнецовым выполнил первый полет на первом опытном самолете Ил-76, посадку самолет совершил на аэродроме Раменское.

Фото 7 – Ил-76. Горизонтальный полет.

Заводской этап летных испытаний по разделу определения летно-технических и взлетно-посадочных характеристик самолета начался после перелета самолета на летную базу предприятия.

Показ самолета руководителям государства состоялся в мае 1971 года, на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые был представлен на XXIX международном авиационно-космическом салоне в Париже.

Фото 8 – Ил-76. Счастливого полета!

Второй экземпляр самолета Ил-76 был построен через  два года и поднят в воздух экипажем, во главе с летчиком-испытателем Г.Н. Волоховым и ведущим инженером по летным испытаниям П.М. Фоминым, позднее инженером по летным испытаниям  был В.В. Смирнов.

Первые самолеты Ил-76 поступили  в 339 военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк, в городе Витебске.

Фото 9 – Ил-76. На Дальний восток…

Первые модификации самолета Ил-76 имели взлетную массу 170 т, грузоподъемность 28 т и дальность полета с максимальной нагрузкой 4 200 км. В ходе модернизации взлетная масса возросла до 190 т, грузоподъемность до 43 т, а дальность с этой нагрузкой достигла 4 000 км.

Грузовая кабина Ил-76 позволяет разместить 145 солдат или 115 десантников, а при установке второй палубы количество возрастает до 225 человек.

Грузовая кабина позволяет разместить три боевые машины десанта БМД-1 как в варианте посадочного десантирования, так и в варианте парашютного десантирования в платформенном или бес платформенном виде.

Самолет может десантировать четыре груза массой по 10 т или два моногруза массой по 21 т.  Длина грузовой кабины 20 м (без учета рампы).

Фото 10 – Ил-76. Грузовая кабина.

Для Ил-76 была выбрана такая конфигурация хвостовой части фюзеляжа, которая обеспечивала свободную и быструю загрузку самолета со стороны хвоста, а также свободный выход грузов при их парашютном десантировании.

Грузовой люк закрывается рампой и тремя створками: средней, открывающейся вверх и двумя боковыми лепесткового типа, открывающимися наружу (в полете боковые створки не оказывают заметного влияния на внешнюю аэродинамику фюзеляжа).

Грузовая рампа является одной из створок грузового люка и служит для его закрытия, для заезда в грузовую кабину техники (при опущенном до земли положении рампы), а также сброса грузов в полете при горизонтальном ее положении.

Кабина экипажа была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, в которой размещается штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования. Конструкция кабины обеспечивает штурману хороший обзор вниз.

Фото 11 – Ил-76. Кабина экипажа.

В нижней части кабины  размещена антенна локатора. Позади кабины пилотов находится технический отсек с оборудованием, дополнительным откидным сиденьем бортоператора по десантно-транспортному оборудованию и местами для отдыха экипажа.

Фото 12 – Ил-76. Кабина штурмана.

Кабина экипажа и грузовая кабина самолета Ил-76 герметизированы. Благодаря этому до высоты полета 6 700 м в кабинах поддерживается нормальное атмосферное давление, а на высоте 11 000 м давление в кабинах соответствует высоте полета 2 400 м.

Фото 13 – Ил-76. Механизация выпущена.

Пилотно – навигационный пилотажный комплекс (ПНПК-76) позволяет в автоматическом режиме  осуществить полет по маршруту, выход в точку десантирования, прицеливание, десантирование. ПНПК-76 позволяет также осуществить заход на посадку как в автоматическом так и деректорном режиме. Оборудование самолета позволило полностью автоматизировать полет в боевых порядках.

Фото 14 – Ил-76. Через минуту касание.

Четыре основные опоры самолета Ил-76 включают в себя колеса размером 1 300×480 мм, оборудованы высокоэффективными тормозами большой энергоемкости и расположены по четыре на общей оси каждой опоры, что позволило значительно улучшить проходимость самолета по грунту.

Уборка основных опор с разворотом колес вокруг стойки на 90о выполняется под пол грузовой кабины в обтекатели специальной формы со створками.

Створки  открываются только в момент при их выпуске или уборке шасси, что исключает попадание в отсеки воды, снега и грязи при движении самолета по аэродрому, что особенно важно при эксплуатации самолета на грунтовом аэродроме. На передней опоре установлены четыре колеса размером 1x100x300 мм.

Колеса передней опоры могут поворачиваться на угол 50 град., что обеспечивает разворот самолета на полосе шириной 40 м. Специальное многоколесное шасси позволяет самолету Ил-76 использовать значительно большее число грунтовых аэродромов, чем самолету АН-12.

Фото 15 – Ил-76. Посадка.

К середине 1980-х годов Ил-76 стал основным самолетом ВТА как по численности (около 50% самолетного парка), так и по боевым возможностям группировки (более 60%). К 1991 году (год развала СССР и мощной армии) эти показатели достигли соответственно 69% и 70%.

Фото 16 – Ил-76. Заруливание на стоянку.

На самолете Ил-76 были установлено около 30 авиационных мировых рекорда. В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 м. В этот же день экипаж Заслуженного летчика-испытателя А. М.

Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полета 857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1 000 км и с грузом 70 т на дальности 2 000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч. Несколько дней спустя экипаж А. М.

Тюрюмина в полете с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяженностью 5 000 км достиг рекордной средней скорости полета 815,968 км/ч. Всего в эти дни на самолете Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов. Еще три мировых рекорда были установлены с помощью самолета Ил-76.

4 апреля 1975 года советскими парашютистами установлен новый мировой рекорд – они покинули борт самолета Ил-76 на высоте 15 386 м и пролетели в свободном падении 14 780 м. Командиром экипажа самолета Ил-76 был генерал-майор С.Г. Дедух.

Фото 17 – Ил-76. На стояке.

Читайте также:  Нервно-паралитические газы: зарин, зоман, табун и vx

С помощью самолета Ил-76 осуществлялась доставка грузов в трудно доступные места, в том числе и на дрейфующие научные станции, с 1982г., в Северном Ледовитом океане. Практически во всех принимали участие экипажи Авиационного комплекса имени С.

В. Ильюшина во главе с Заслуженным летчиком-испытателем Героем Советского Союза С. Г. Близнюком и Заслуженным летчиком-испытателем Героем Российской Федерации И. Р. Закировым.

Причем в ходе этих экспедиций специалистами ОКБ и летного комплекса разработан новый способ десантирования грузов на парашютно-грузовых системах с использованием гравитации (сброс грузов в режиме набора высоты), который сегодня довольно часто применяется при решении задач по доставке грузов в экстремальных ситуациях.

Фото 18 – Ил-76. На закате.

Модификации самолета

Летно технические характеристики Ил-76Т:

На страницу Авиатехника

Вернуться на страницу : Авиатехника

Источник: http://www.kriliagranici.ru/tecnich_detal.php%3Fid%3D37

Военно-транспортный самолёт Ил-76 (стр. 1 из 5)

Содержание

Сведения о генеральном конструкторе

Сведения о самолёте: история создания

Описание и лётно-технические характеристики

Классификация самолёта

Устройство фюзеляжа

Характеристика силовой установки

Устройство шасси

Топливная система

Бортовые системы и оборудование

Потеря самолетов

Модификации самолета

Список источников информации

Сведения о генеральном конструкторе.

Ильюшин

Сергей Владимирович

(1894-1977)

Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968),генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941,1957,1974).В Советской Армии с 1919 года, сначала авиамеханик, затем военком, а с 1921 года начальник авиаремонтного поезда. Окончил Военно-воздушную академию им.профессора Н.Е.Жуковского (1926).

С 1935 года Ильюшин-главный конструктор, в 1956-1970 годах генеральный конструктор.

Под его руководством созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, серия военно-транспортного самолёта Ил-76, самолёт-заправщик Ил-78, разведывательный самолёт А-50, а так же ряд опытных и экспериментальных самолётов.

Ильюшину присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Бронзовые бюсты лётчика установлены в Москве и Вологде. Имя Сергея Владимировича носит Московский машиностроительный завод.

Сведения о самолёте: история создания

К разработке турбореактивного самолета Ил-76 коллектив ОКБ приступил в соответствии с приказом Министра авиационной промышленности СССР от 28 июня 1966 г.

Приказом предписывалось провести исследовательские работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолета с четырьмя турбовентиляторными двигателями, “предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов”.

По результатам проведенной совместно с ЦАГИ проектно-исследовательской проработки было разработано техническое предложение по созданию военно-транспортного самолета с турбовентиляторными двигателями Д-ЗОКП конструкции ОКБ П.А. Соловьева. Техническое предложение Генеральный конструктор С.В. Ильюшин утвердил 25 февраля 1967 г. 27 ноября 1967 г.

Совет Министров СССР принял Постановление о создании военно-транспортного самолета Ил-76. Выполняя это постановление, коллектив ОКБ приступил к разработке конструкторской документации на самолет. Все работы по созданию самолета проходили под руководством заместителя Генерального конструктора Г. В.

Новожилова (28 июля 1970 года его назначили Генеральным конструктором опытного конструкторского бюро московского машиностроительного завода “Стрела” – в настоящее время Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина). Работы по созданию эскизного проекта и подготовке к Макетной комиссии велись под руководством Д.В. Лещинера.

Работа Макетной комиссии по рассмотрению разработанных материалов и макета самолета, построенного в натуральную величину, проходила в ОКБ с 12 по 31 мая 1969 г. Макетную комиссию возглавлял командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Г.Н. Пакилев.

Одним из разделов работы комиссии было проведение натурных примерок размещения в самолете военной техники, предназначенной для транспортировки на этом самолете.

Этот раздел работы Макетной комиссии со стороны ОКБ возглавил Заместитель Главного конструктора Р.П. Папковский. С 1976 г. – Главный конструктор по самолету Ил-76 и его модификациям. Пол макета был построен силовым, с силовой рампой, что позволило полностью провести загрузку, швартовку и разгрузку самоходной и несамоходной техники в макет самолета.

Кроме того, были проведены примерки размещения личного состава войск в вариантах посадочного и парашютного десантирования. Две недели, практически круглосуточно, шла напряженная работа Макетной комиссии. Результаты ее работы позволили более глубоко и тщательно вести работы по выпуску конструкторской документации на самолет.

20 ноября 1969 года Акт работы Макетной комиссии был утвержден Главнокомандующим ВВС П. С. Кутаховым. Проектирование транспортного самолета с предъявляемыми к нему разнообразными требованиями, диктуемыми универсальностью применения самолета, является технически трудной задачей.

Для самолета Ил-76 эта задача еще более усложнялась требованиями по обеспечению эксплуатации самолета на грунтовых аэродромах ограниченных размеров и получения в этих условиях сравнительно коротких для такого класса самолетов длин разбега и пробега. Поэтому необходимо было изыскивать новые технические решения и проводить дополнительные исследования.

В частности потребовалось создать специальное многоколесное шасси повышенной проходимости. Сравнительно короткий разбег и пробега обеспечивались следующими конструктивными решениями:

· аэродинамической компоновкой крыла умеренной стреловидности с высокоэффективной механизацией;

· повышенной тяговооруженностью за счет установки на самолет четырех двигателей с взлетной тягой по 11760 Н (12 000 кгс), снабженных реверсивными устройствами тяги для торможения самолета при пробеге;

· высокоэффективной тормозной системой колес основных опор самолета.

Эти особенности выгодно отличают самолет Ил-76 от существующих транспортных самолетов, как в СССР, так и за рубежом. Кроме того, при разработке самолета большое внимание было уделено обеспечению безопасности полета, надежности и автономности эксплуатации.

В процессе создания самолета на его конструкцию и системы было получено более двухсот авторских свидетельств на изобретения и более тридцати иностранных патентов.

Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы. Возглавляли постройку самолета директор предприятия Д.Е. Кофман и главный инженер В.А. Юдин.

Постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы. Как известно, знаменитая Ходынка расположена всего в шести километрах от Кремля, но первый полет предстояло выполнить именно отсюда.

Аэродромные отработки самолета проводили коллективы цеха общей сборки под руководством В.М. Орлова, лабораторно-стендового комплекса под руководством В.П. Боброва и бригады самолета под руководством старшего наземного механика В.В. Лебедева. Общее руководство работами по подготовке к первому вылету самолета было возложено на ведущего инженера по летным испытаниям самолета М.М. Киселева.

25 марта 1971 года экипаж во главе с Заслуженным летчиком-испытателем Э.И. Кузнецовым выполнил первый полет на первом опытном самолете Ил-76, совершив посадку на аэродроме Раменское.

Сразу же после перелета самолета на летную базу предприятия начался заводской этап летных испытаний по разделу определения летно-технических и взлетно-посадочных характеристик самолета.

В мае того же года самолет был продемонстрирован руководителям страны, на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые был представлен на XXIX международном авиационно-космическом салоне в Париже.

5 мая 1973 года совершил первый полет первый серийный самолет, он же стал третьим опытным самолетом, который с аэродрома ташкентского авиационного завода поднял экипаж летчика-испытателя A.M. Тюрюмина.

Этот самолет приступил к летным испытаниям по разделу боевого применения (отработка вопросов посадочного и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники). Ведущим летчиком-испытателем этого раздела испытаний самолета Ил-76 был Александр Михайлович Тюрюмин.

В августе 1974 года он был удостоен звания “Заслуженный летчик-испытатель СССР”, а в марте 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР “за испытания и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм” ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Штурманам В.А.

Щеткину, С. В. Терскому и В. Н. Яшину, которые работали с ним в одном экипаже при выполнении программ по десантированию, были также присвоены высокие звания “Заслуженный штурман-испытатель СССР”. Бригаду испытателей возглавил ведущий инженер по летным испытаниям В. С.

Кругляков, который впоследствии возглавлял летные испытания таких самолетов, как первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86, штурмовик Ил-102, пассажирские самолеты Ил-96-300 и Ил-96МО.

23 ноября 1973 года выполнил первый полет второй серийный самолет. Этот самолет поднял в воздух экипаж летчика-испытателя С.Г. Близнюка. Испытания проводила бригада под руководством ведущего инженера Г.Д. Дыбунова, а затем П.М. Фомина. На этом самолете отрабатывалось его вооружение.

15 декабря 1974 года завершились Государственные испытания военно-транспортного самолета Ил-76. Этот этап испытаний проводили испытательные бригады Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института имени В. П. Чкалова.

Всего на четырех опытных самолетах выполнено 964 полета с налетом 1676 часов.

Первые самолеты Ил-76 начали поступать в 339 военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк, который базировался в белорусском городе Витебске. Это был именно тот полк, на базе которого проходил испытания по боевому применению первый серийный самолет Ил-76.

Командиром полка в это время был полковник А. Е. Черниченко, который вместе с командиром гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии ВТА В.А. Грачевым, оказывал огромную помощь в проведении летных испытаний самолета Ил-76.

Если говорить о помощи, которую оказывали войска в проведении испытаний, то ее переоценить невозможно. Огромную помощь оказывали лично командующий военно-транспортной авиацией генерал-полковник Г.Н. Пакилев и командующие воздушно-десантными войсками генерал армии В.Ф.

Маргелов и его приемник генерал армии Д.С. Сухорукое. Видя эту помощь, их подчиненные также оказывали всестороннюю помощь и поддержку.

Источник: http://MirZnanii.com/a/23330/voenno-transportnyy-samolyet-il-76

Ссылка на основную публикацию