Ударный вертолет ми-24: история создания машины, ее модификации и технические характеристики

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24

Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — «Батрак») — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.

Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол».  Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14. Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением, экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей. С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года. Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V −12 градусов и удлинённую кабину.

Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска. Ми-24А строились заводом в Арсеньеве.

Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением. Ми-24Б (изд.

«241») получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П».

Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242».

Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный «вариант пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Конструкция

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трехстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тендемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним летчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0.3м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной летчика.

Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабженных системой обогрева и вентиляции, для пре­дот­вра­ще­ния по­па­да­ния за­ра­жен­но­го воз­ду­ха и ра­дио­ак­тив­ной пы­ли в них под­дер­жи­ва­ет­ся не­боль­шое из­бы­точ­ное дав­ле­ние. Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак.

Кресло летчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронированная перегородка, лобовые стекла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стекла силикатные, не бронированные.

Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников, и зад­ней ко­ну­со­об­раз­ной час­ти для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния и ниш убор­ки глав­ных ног шасси.Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолете Ми-8. Вал несущего винта наклонен не только вперед на 4.5°, но и вправо на 2.

5°, чтобы обеспечить устойчивость при по­сту­па­тель­ном пря­мо­ли­ней­ном по­ле­те. Одной из главных особенностей вертолета является крыло площадью 6.75м2 с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъемной силы, в зависимости от скорости и других факторов. Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Некоторые модификации вертолета Ми-24

  • Ми-24А — модифицированный серийный вариант с двигателями ТВ3-117ВМ мощностью по 1610кВт и крылом большего размаха с отрицательным поперечным V, на концах которого расположены пилоны для крепления пусковых установок ПТУР «Фаланга М» с полуавтоматическим управлением с помощью прицельной системы «Радуга Ф». В носовой части установлен пулемет А-12.7. Производились на заводе в г. Арсеньеве, построено около 250 вертолетов Ми-24А;
  • А-10 — рекордный вариант вертолета Ми-24А без вооружения и крылом с уменьшенной взлетной массой. В 1975 и 1978гг. на рекордном варианте А-10 было установлено 7 международных рекордов, среди которых были абсолютный рекорд скорости 303.4км/ч на базе 15-25км (установлен Г.Р.Карапетяном), а также абсолютные женские рекорды скорости и скороподъемности;
  • Ми-24Б — был вооружен пулеметом ЯкБ-12 калибром 12.7мм на подфюзеляжной турельной установке УСПУ-24, управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АБ с аналоговым вычислителем и системой бортовых датчиков и комплексом ПТУР «Фаланга П» с полуавтоматической системой наведения «Радуга Ф» и гиростабилизированным прицелом, обеспечивающим маневрирование по курсу ±60° при наведении ПТУР. Вертолеты прошли испытания в 1971-72 гг.;
  • Ми-24ВП — модификация Ми-24П с подвижной пушечной установкой с двуствольной пушкой ГШ-23 в носовой части вместо подвижной пулеметной установки УСПУ-24; серийное производство начато в 1989 г.;
  • Ми-24М — противолодочный вариант вертолета разработан в 1974г. для ВМС;
  • Ми-35М — модифицированный экспортный вариант вертолета Ми-24Б с электронным оборудованием французских фирм «Секстант Авионикс» и «Томсон CSF»;

    Вооружение

    Вооружение состоит из встроенного и подвесного. Встроенное вооружение: на вертолетах Ми-24 и Ми-24А установлена носовая подвижная пулеметная установка НУВ-1 с одноствольным пулеметом А-12.7 (12.7мм), Ми-24Д оснащен установкой УСПУ-24 с электродистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12.7 конструкции Якушева-Борзова (12.

    7мм, 4000 выстр/мин, 1400 патронов) с вращающимся блоком стволов. Ми-24П вооружен неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 конструкции Грязева-Шипунова (30мм, 250 патронов) в правом фюзеляжном обтекателе, а Ми-24ВП — спаренной пушкой ГШ-23 в подвижной носовой установке НППУ-25.

    Подвесное вооружение: первые вертолеты Ми-24 вооружали четырьмя (по две на рельсовых направляющих по бокам фюзеляжа, а затем на концевых пилонах крыла) дозвуковыми ПТУР «Фаланга» с ручным радиокомандным управлением (позднее с полуавтоматической системой управления).

    Начиная с Ми-24В их заменили сверхзвуковыми ПТУР 9К113/9М114 «Штурм-В», число которых на концевых и подкрыльевых пилонах могло достигать 12.

    Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могут быть установлены УР ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с НАР С-5 (32х57мм или 20х57мм) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР С-13 калибра 130мм, пусковые установки НАР С-24 калибра 250мм, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л (калибр 23мм, боекомплект 250 патронов), контейнеры ГУВ с двумя пулеметами ТКБ-621 калибра 7.62мм и одним ЯкБ-12.7 калибра 12.7мм или гранатометами АГС-17 «Пламя» калибра 30мм, до 1500кг обычных или химических бомб, универсальные контейнеры для разбрасывания мин, блоки осветительных ракет и другое вооружение. Вертолет может осуществить посадку и перезарядить оружие с помощью боезапасов в кабине. 

    Лётно-технические характеристики

  • Экипаж: 2-3 чел.
  • Пассажиров: 8 чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 320 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м 
  • Источник: https://3mv.ru/publ/transportno_boevoj_vertoljot_mi_24/4-1-0-8953

    Армейский ударный вертолет Ми-24

    Советский (ныне российский) вертолет Ми-24 (по натовской кодификации «Hind») стал вторым в мире после американской ударной винтокрылой машины «Кобра» специализированным вертолетом, предназначенным для решения исключительно боевых задач. Сегодня армейский вертолет «Ми-24» и его многочисленные модификации («В», «ПН», «35», «Super Hind» и другие) по своему использованию лидируют в мире, уступая пальму первенства только американскому изделию AH-64 — «Apache».

    Конструкция вертолета

    Основная силовая установка Ми-24В включает два турбовинтовых двигателя, суммарная мощность которых достигает 4400 лошадиных сил.

    Основной экипаж – пилот и стрелок размещается в кабине с бронированным остеклением не в ряд, а по тандемообразной схеме, кресло пилота несколько смещено к задней стороне кабины.

    Читайте также:  Новейший микроскопический дрон

    За рабочим местом пилота имеется откидное сиденье для размещения бортмеханика, который, как правило, в реальных боевых действиях участия не принимает.

    Кабина герметизирована и оснащена системой кондиционирования и очистки воздуха, которая надежно защищает экипаж в случае применения боевых ядовитых веществ и от пыли радиации. Сзади кабины имеется грузопассажирский отсек, в котором могут быть размещены до 8 десантников с полной боевой выкладкой или двое тяжелораненых (на носилках) и двое легкораненых бойцов, в сопровождении двух медработников.

    Отличительной особенностью Ми-24 является расположенное в средней части фюзеляжа крыло, которое на различных скоростях увеличивая подъемную силу на 22 %…28 %.

    Ми-24 «Super Hind»

    После появления первых образцов Ми-24 в советских частях за свой необычный вид, вертолет получил шутливое название «крокодил». Американские военные эксперты после изучения тактико-технических характеристик вертолета и анализа его боевых возможностей, за отличные скоростные качества «обозвали» его «ланью».

    Вооружение

    Помимо надежного бронирования Ми-24 армейский ударный вертолет имеет не менее впечатляющее вооружение. В арсенал Ми-24, в зависимости от модификации, входят различные типы стрелково-пушечного оружия, размещаемого на 6 точках подвески.

    В зависимости от решаемых задач на вертолете могут устанавливаться управляемые «Штурм-В» или «Гермес-А» и неуправляемые «С-пять/восемь/13/24» ракеты, предназначенные для борьбы с наземными (включая бронированные) целями. Для отражения воздушных атак Ми-24 вооружен ракетными комплексами Р-63 В или «Игла-В».

    Кроме того, на нем могут подвешиваться бомбовые кассеты весом 50…500 килограммов.

    Летные характеристики

    Крейсерская скорость модификации Ми-24В составляет 270, а максимальная — 335 километров в час. Боевая дальность полета 450 километров; перегоночное расстояние – 1000 километров. Максимальная высота полета может достигать 4,25 километра. Вертолет способен совершать виражи с углом крена достигающим 50°.

    Благодаря своей живучести в боевых условия, принятый на вооружение в 1971 году вертолет до настоящего времени находится на вооружении российских космическо-воздушных сил, военно-морского флота, пограничной службы ФСБ и десантных войск.

    В частности, одно боевое крыло, состоящее из нескольких модификаций Ми-24П было развернуто на землях Арабской Сирийской Республики.

    Однако все-таки находящиеся на вооружении Ми-24 не отвечают современным боевым критериям. Их дальнейшая модернизация признана нецелесообразной и им на смену в российскую военную авиацию приходят Ка-50 «Акула», Ка-52 «Hokum» и Ми-28Н «Ночной охотник».

    Источник: https://www.techcult.ru/technics/2808-mi-24

    Армии мира

    Ми-24 (по классификации НАТО — Hind(Лань)) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.

    Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом.

    Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин летчиков, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

    ТТХ:

    Принят на вооружение: 1971

    Всего построено: 2525

    Габариты

    Диаметр несущего винта: 17,3 м

    Диаметр рулевого винта: 3.908 м

    Высота с вращ. винтами: 5,47 м

    Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м

    Ширина фюзеляжа: 1,7 м

    Высота: 5,7 м

    Размах крыла: 6,4 м

    Основные массы

    Пустой: 7580 кг

    Нормальная взлётная: 10500 кг

    Максимальная взлётная 12500 кг

    Масса боевой нагрузки: 1780 кг

    Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг

    Масса груза на внешней подвеске: 2000 кг

    Внутренний запас топлива: 2100 кг

    Запас топлива в ПТБ: до 3000л кг

    Силовая установка

    Количество, тип, марка: 2 двигателя ВК-2500

    Мощность: 2 х 2800 л.с.

    Лётно-технические характеристики

    Экипаж: 2-3 чел.

    Пассажиров: 8 (опционально, отделение СпН за счет уменьшения подвесного вооружения) чел.

    Крейсерская скорость: 260 км/ч

    Максимальная скорость
    в горизонтальном полёте: 340 км/ч

    максимальная скорость: 360 км/ч

    Дальность полёта практическая: 450 км

    Дальность полёта перегоночная: 1000 км

    Средний расход топлива: 780 л/час

    Статический потолок: 1500 м

    Динамический потолок: 4500 м

    Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3

    Допустимый угол крена: 70 град.

    Допустимый угол тангажа: 90 град.

    Вооружение

    Число точек подвески: 6 (8)

    Подвесное стрелково-пушечное: ГШ-23МВ2 23мм 3400в/м 890м/с б/к 460

    Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А

    Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-24  «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»

    Модификации вертолета Ми-24:

    В-24 — опытный вертолет с двумя двигателями ТВ3-117 мощностью по 1510кВт, Ми-24 — первый серийный вертолет с двумя двигателями ТВ3-117 и крылом без поперечного V.

    Ми-24А — модифицированный серийный вариант с двигателями ТВ3-117ВМ мощностью по 1610кВт и крылом большего размаха с отрицательным поперечным V.

    Ми-24У — учебно-тренировочный вариант вертолета Ми-24А без пулемета

    Ми-24Б — был вооружен пулеметом ЯкБ-12 калибром 12.

    7мм на подфюзеляжной турельной установке УСПУ-24, управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АБ с аналоговым вычислителем и системой бортовых датчиков и комплексом ПТУР «Фаланга П» с полуавтоматической системой наведения «Радуга Ф» и гиростабилизированным прицелом, обеспечивающим маневрирование по курсу ±60° при наведении ПТУР. Вертолеты прошли испытания в 1971-72гг.

    Ми-24Д — вариант с новой носовой частью с размещением летчика и стрелка-оператора тандемом в отдельных кабинах с системой герметизации и кондиционирования и системами вооружения как на вертолете Ми-24Б; рулевой винт размещен слева по борту, что стало принятым на всех последующих вертолетах вместо прежнего правого размещения;

    Ми-24ДУ — учебно-тренировочный вариант вертолета Ми-24Д без пулеметной носовой установки, снабжен двойным комплексом управления и пилотажно-навигационных приборов;

    Ми-24В — модифицированный вариант Ми-24Д с комплексом сверхзвуковых ПТУР «Штурм В» нового поколения и автоматическим прицелом летчика АСП-176, являющимся модификацией прицела, разработанного для истребителя-бомбардировщика Су-17; воздухозаборники двигателей снабжены ПЗУ; вертолеты Ми-24В и Д приняты па вооружение 29 марта 1976г. и серийно производились до 1986г; построено более 1000 вертолетов Ми-24В. С конца 1978г. усовершенствованные вертолеты Ми-24Д и В стали поставляться странам Варшавского Договора;

    Ми-24П — пушечный вариант с неподвижной установкой с двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30мм с удлиненными стволами в обтекателе сбоку фюзеляжа; разработка начата в 1974г, серийное производство — в 1981г, до 1991г. выпущено 620 вертолетов Ми-24П;

    Ми-24ВП — модификация Ми-24П с подвижной пушечной установкой с двуствольной пушкой ГШ-23 в носовой части вместо подвижной пулеметной установки УСПУ-24; серийное производство начато в 1989г;

    Ми-24Р — вертолет-разведчик (на основе Ми-24Д) химической и радиационной обстановки; на концевых крыльевых пилонах подвешиваются контейнеры со средствами радиационной (химической), бактериологической разведки, вертолет оснащен дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.

    Экипаж, дополненный инженером и оператором разведывательных систем, размещается в герметических кабинах; на вертолете сохранено вооружение с пулеметом на турельной установке и НАР, но отсутствует ПТУР и их системы управления; вертолеты Ми-24Р использовались для определения масштабов бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС;

    Ми-24К — вертолет-разведчик и корректировщик артогня; снабжен длиннофокусной автоматической камерой в центральной кабине для наблюдения за артогнем и управляемой камерой на турельнои установке под фюзеляжем;

    Ми-24М — противолодочный вариант вертолета; разработан в 1974г. для ВМС, которые выбрали противолодочный вертолет Ка-25;

    Ми-24БМТ — вариант вертолета — минного тральщика; разработан на базе вертолета Ми-24А, с которого были сняты вооружение, броня и крыло, шасси сделано неубирающимся. В фюзеляже размещались траловое устройство и дополнительный топливных бак. В 1974г. построен опытный вертолет, который проходил испытания;

    Ми-24ПС — патрульно-спасательный вертолет, предназначен для решения специальных задач по охране правопорядка и поисково-спасательных работ в труднодоступных районах; снабжен системой глобальной спутниковой навигации и метеолокатором, поисковыми фарами и лебедкой ЛПГ-4; впервые демонстрировался на МАКС-95; планируется серийное производство.

    Для поставок на экспорт разработаны следующие варианты вертолетов, которые поставлялись странам Варшавского Договора, а затем и в другие страны:

    Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д;

    Ми-35 — экспортный вариант вертолета Ми-24В;

    Ми-35П — экспортный вариант вертолета Ми-24П;

    Ми-35М — модифицированный экспортный вариант вертолета Ми-24Б с электронным оборудованием французских фирм «Секстант Авионикс» и «Томсон CSF»; демонстрировался на Парижской авиакосмической выставке в 1995г.

    и на авиакосмической выставке МАКС-95 в г. Жуковском; снабжен ИК-системой обзора передней полусферы и телевизионной камерой, нашлемным прицелом и очками ночного видения и другими системами, разработанными для вертолета Ми-28.

    Вооружение составляют двуствольная пушка калибром 23мм, гранатомет калибром 30мм, УР «воздух-воздух» «Игла-Б», блоки с НАР калибром 70мм и ПТУР «Атака» и «Штурм-Б».

    По сравнению с Ми-24 имеет меньшую массу конструкции и больший статический потолок; планируется серийное производство.

    Серийное производство вертолетов Ми-24 началось в 1970г, а в 1971г. вертолеты в исходном варианте Ми-24 начали поступать в части.

    Вертолеты Ми-24 серийно производились на заводах в Арсеньеве и Ростове, где было построено более 5200 вертолетов различных модификаций, из них более половины для стран СНГ, остальные на экспорт в 15 стран мира (Афганистан, Алжир, Ангола, Куба, Чехословакия, Германия, Венгрия, Индия, Ирак, Ливия, Мозамбик, КНР, КНДР, Никарагуа, Перу, Польша, Вьетнам, Йемен).

    В 1992г. серийный выпуск вертолетов Ми-24 был прекращен. В 1995г. на вооружении армейской авиации России находилось около 1500 вертолетов Ми-24 и более 1000 вертолетов в других странах, которые еще долго останутся в строю.

    Боевой  вертолет огневой поддержки МИ-24 является основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил.

    Вертолет, главным образом, предназначен для авиационной поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника.

    Кроме этого, вертолет может выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи.
    За прекрасные лётные характеристики, высокую огневую мощь и хорошую защищенность экипажа этот вертолет в войсках прозвали «летающим танком».

    Читайте также:  Реактивная установка бм-13 «катюша» история и характеристики преимущества и недостатки

    Ми-24 отлично зарекомендовал себя при ведении боевых действий в Афганистане, а также в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х годов и в военном конфликте на Северном Кавказе.

    Во время ирано-иракской войны иракские вертолеты Ми-24 успешно вели воздушные бои с иранскими боевыми вертолетами Bell АН-1J “Sea Cobra” и, обладая значительным преимуществом в вооружении, поражали их или заставляли удаляться и вызывать на помощь истребители.

    В одном из таких воздушных боев 27 октября 1982 года с вертолета Ми-24 на встречном курсе выпущенными НАР был сбит иранский истребитель F-4 “Phantom II”, обладавший мощным вооружением и вдвое превосходивший Ми-24 по взлетной массе. Это был первый и единственный в мире случай в практике воздушных боев, когда вертолетом был сбит боевой самолет.

    Источник: http://army-world.ru/?page_id=1222

    Боевой вертолет поддержки Ми-24

    Обозначение НАТО: HIND

    Разработка вертолета Ми-24 началась в 1967 году. Первый полет опытного образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году начался серийный выпуск этой машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976 год), Ми-24В и Ми-24П (1980 год).

    Эти боевые машины выпускались на вертолетных заводах в Арсеньеве и Ростове с 1971 года по 1991 год. Более чем за 20 лет было построено 2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин.

    К 1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен, но вертолет еще не одно десятилетие будет оставаться в строю.

    Несущая система Ми-24 создана на базе вертолета Ми-8, но имеет множество особенностей конструкции: несущий винт меньшего диаметра, но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава.

    На вертолете установлено полностью убирающееся в полете трехстоечное шасси, двигатели оборудованы системой для уменьшения инфракрасного излучения, на воздухозаборники установлены пылезащитные устройства. В грузовой кабине могут разместиться до восьми десантников.

    Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, а также участвовал в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х гг. Ми-24 широко экспортировался и продолжает поставляться во многие страны. К 1991г. было построено более 2300 машин. Рекорды Международной федерации авиации (FAI), установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета Ми-24, дают некоторое представление о его возможностях; так, например, 2 сентября 1978 г. вертолет достиг скорости 368,4 км/час.

    В состав оборудования входят — оптико-электронная (ТВ для низких уровней освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ или (на Ми-24В) ИЛС, приемник предупреждения о РЛ облучении, ИК система создания помех «Липа», система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену, курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная курсовая система «Гребень-1». В состав приборного оборудования входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию «Карат», самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65.

    На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения.

    Фонари кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения.

    Вертолет Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с боекомплектом 1400 патронов.

    На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке.

    На внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32*57 мм или 20*57) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР калибра 240 мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами, до 1500 кг бомб. Вертолет оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной системой, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, системой инфракрасных помех «Липа» и системой опознавания госпринадлежности. На вертолете установлено пилотажно-навигационное оборудование, состоящее из системы автоматического управления САУ-24-1 с автопилотом ВУ-АП-1 для автоматической стабилизации машины по курсу, крену и тангажу, высоте и скорости. Также имеются автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, курсовая система «Гребень-1», УКВ-радиостанция Р-863, самолетное переговорное устройство СПУ-8, речевой информатор РИ-65 и бортовой регистратор полетных данных САРПП-12. На вертолетах Ми-24 в 1975 и 1978 годах был установлен ряд мировых рекордов. В вооруженных силах России вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, Ми-28 и Ка-52.

    Модификации вертолета:

    Ми-24 — кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М» (внешне — это такие маленькие, с довольно большим для такой ракеты крылом). Опытные машины.

    Ми-24А — практически то же самое (немного удлиннена кабина), только в серии. Построено около 250 машин. Часть выпущена в учебном варианте Ми-24У. От боевого он отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

    Ми-24Б — аналог Ми-24А, кроме вооружения — в носу стояла подвижная пулеметная установка УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯКБ-12,7. В серию не пошел из-за неудовлетворительного обзора из кабины.

    Ми-24В — раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и противотанковый комплекс «Штурм-В». Однако из-за неготовности комплекса, под который изначально создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом «Фаланга-М» под названием Ми-24Д (с 1973 г. Всего до 1977 г. построили около 350 таких машин).

    Часть машин выпущена в варианте Ми-24ДУ, с кабиной инструктора вместо оператора). Hа экспорт Ми-24Д поставлялся под обозначением Ми-25. Собственно Ми-24В (в том варианте, в котором он был задуман т.е.

    с комплексом «Штурм-В»: до 8 ракет в длинных цилиндрических контейнерах) пошел в серию c 1976 года (построено около 1000 машин, на экспорт шел под обозначением Ми-35).

    Ми-24РХР — вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной / химической / бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной системами в носовых обтекателях.

    Ми-24П — аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с правого борта двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими насадками на концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено 620 машин.

    Ми-24ВП — то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой HППУ-23 с двухствольной пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был с 1989 года.

    Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.

    Ми-24Р — разведчик химической и радиационной обстановки на базе Ми-24В. Оснащен контейнерами со спецоборудованием на подкрыльевых пилонах и дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.

    Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолет для сухопутных войск (также на базе Ми-24В). Построено примерно по полторы сотни Ми-24Р и Ми-24К.

    А-10 — специально обегченный бескрылый вариант Ми-24А для рекордных полетов (1975 год). В единственном экземпляре.

    Ми-24ПС — милицейский патрульно-спасательный вертолет. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом.

    Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек.

    Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным вооружением.

    Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.

    Читайте также:  Возвращение крейсера «маршал устинов»

    Ми-24ВМ — проект модернизации существующих Ми-24ВП с новым РЭО, комплексом вооружения «Атака-В» + возможностью подвески ракет класса «воздух-воздух» комплекса «Игла-В», рулевым винтом по типу Ми-28 и рядом доработок по планеру.

    Ми-24Л — вариант с отрицательным поперечным V крыла, на концах которого расположены пилоны для подвески ракет, и с размещением (на вертолетах позднего выпуска) рулевого винта слева по борту (вместо прежнего правого размещения).

    Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д.

    Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.

    Ми-35П — экспортный вариант Ми-24Д.

    Основные тактико-технические характеристики Ми-24Д:

    Год принятия на вооружение (Ми-24Д) –  1973

    Диаметр главного винта – 17,3 м

    Диаметр хвостового винта – 3,91 м

    Длина – 17,51 м

    Высота – 6,5 м

    Масса, кг

    — пустого – 8200

    — нормальная взлетная – 11200

    — максимальная взлетная – 12000

    Внутренние топливо – 1500 кг + 1000 опционально

    ПТБ – 1200 (4 х 500 л)

    Тип двигателя – 2 х ГТД Климов ТВ3-117

    Мощность – 2 х 1620 кВт (2 х 2220 л.с.)

    Максимальная скорость – 335 км/ч

    Крейсерская скорость – 270 км/ч

    Практическая дальность – 1000 км

    Дальность действия – 224 км

    Скороподъемность – 750 м/мин

    Практический потолок – 4500 м

    Статический потолок – 1500 м

    Экипаж – 2 + 1 (опционально) чел.

    Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок

    Вооружение: 1 х 12.7-мм пулемет или 1  х12.7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 или 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30. Боевая нагрузка — до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм НУР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НУР, и 4 ПТУР М-17П Скорпион.

    или 12 ПТУР Штурм-В или УР «воздух-воздух» Р-60, или ПУ УВ-20-57 20х55-мм НУР С-5 или 240-мм НУР, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые, дымовые.

    Возможно установка поставщика мин ПФМ-1.


    Источник: http://www.zelezki.ru/helicatalog/russia/3110-boevoi_vertolet_podderjki_mi-24.html

    Вертолет Ми-35 — экспортный вариант ударного вертолета

    ПодробностиКатегория: Военные Вертолеты РоссииОпубликовано: 13.08.2016

    МИ-35 — многоцелевой ударный вертолет является продуктом модернизации известной заслуженной боевой машины МИ – 24. По своему предназначению может выполнять следующие действия.

    •  Поддержка огнем сухопутных родов войск – пехоты, десантных подразделений.
    •  Локализация бронетехники неприятеля, транспортных средств.
    •  Санитарные функции. Эвакуация раненых с поля боя.
    •  Перевозка грузов. Транспортировка в кабине вертолета и на шасси.

    История создания

    Вертолет Ми — 35 является практически копией Ми — 24 В, но с конструированного для экспорта. Эта модель начала разрабатываться в 1969 году в московском конструкторском бюро М.Л. Миля. В середине семидесятых модель была принята на вооружение советской армией.

    На рубеже двух веков ростовская авиакомпания ОАО «Роствертол» получило заказ на модернизацию этих вертолетов, учитывая большой спрос на эти машины за рубежом. В 2000 году усовершенствованный Ми – 35 увидел свет.

    В настоящее время эти боевые машины находятся на вооружении семи стран Южной Америки, Азии, Европы.

    Кабина Ми-35

    На переднем плане в кабине вертолета находится стрелок – оператор вооружения. Сзади него располагается летчик, рабочее место которого, для лучшего обзора, приподнято на треть метра над местом стрелка.

    За летчиком располагается механик. Все отсеки полностью герметизированы, внутри кабин – повышенное давление, препятствующее попаданию некачественного воздуха вовнутрь.

    Для сохранения комфортных условий во время полета в кабины подается тепло и вентиляция.

    При разработке модели позаботились о безопасности, как членов экипажа, так и самой боевой машины. Хотя это понятие в боевых условиях – вещь относительная, но тем не менее.

    Установленные стальные плиты создали бронированный щит для кабины вертолета, баков ГСМ, гидробака, редукторного узла, приводной коробки. Аналогичная защита установлена между кабиной оператора и летчика, а также между бортмехаником и командиром экипажа.

    Кресло последнего снабжено стальными откидными защитными листами за спиной и головой. Лобовое панорамное стекло также забронировано.
    Оборудование вертолета.

    Электронная «Начинка»

    Проведенная в конце двадцатого века модернизация боевой машины существенно улучшило ее боевые качества, что позволяет совершать полеты в любое время суток и при всевозможных погодных условиях.

    Применяемая новая наблюдательная тепловизионная система IR TV позволяет обнаружить объект в районе пяти километров. Найти месторасположение боевой машины в пространстве помогает современная навигационная система GPS 115L Garmin.

    Полученные данные навигации выводятся на экран монитора приборной панели и дублируется для записи на видеоноситель.

    Экипаж вертолета снабжен очками ночного видения (ОНВ), позволяющими выполнять боевые задачи в ночных условиях. Также приборная панель Ми – 35 имеет системы — ГОЭС – 342, стабилизированную оптико-электронную станцию,- ПрВК – 24, расчетный прицельный комплекс,- КНЭИ – 24, навигационную систему и многие другие устройства, позволяющие выполнять сложные боевые задачи.

    Существенно улучшено взлетно-посадочное устройство. Оно регулирует клиренс, существенно облегчает нагрузки при поднятии или приземлении боевого вертолета.

    Технические характеристики

    На этом военном вертолете установлены два турбовальных мотора «Климов» ТВЗ — 117 ВМА по 2225 л.с. каждый. Они позволяют создать Ми – 35 следующие показатели.

    • Скоростной «потолок» — 340 км/час.
    • «Рабочая» скорость – 280 км/час.
    • Скоростная максималка – 320 км/час.
    • Дальность при перегоне – 1000 км.
    • «Рабочая» дальность полета – 450 к.
    • Максимальная высота в динамике – 4500 м.
    • Статистическая – 1750 м.
    • Вес боекомплекта – 1780 кг.
    • Допустимый взлетный вес – 11 500 кг.

    Большим преимуществом считается следующий показатель: в конструкции боевой машины Ми – 35 задействованы многие унифицированные узлы, применявшиеся в хорошо зарекомендовавших себя моделях Ми – 8 и Ми – 14.

    Вооружение

    Для обеспечения первого пункта – поддержки огнем наземных подразделений, на борту МИ – 35 установлено следующее вооружение

    • Ракетная система «Фаланга С» или «Фаланга П».
    • «Штурм – В», система с установкой до восьми ракет 9М 114, управляемые, противотанковые.
    • Ракеты С – 80 и С – 240 с калибром, соответственно, 80 и 240 мм, неуправляемые.
    • Оружие, находящееся в гондоле в подвешенном состоянии. Могут применяться разнообразные типы
    • пулеметы 9А – 629, с калибром 12,7 мм
    • 9А – 622, 7,62 мм калибра
    • Як Б, имеющий скорострельность в 4500 выстрелов в минуту
    • Бомбы весом в диапазоне 50 – 500 кг
    • Мины.
    • Возможна установка высокоточного орудия, для решения специфических задач на поражение.
    • Пушка двуствольная ГШЛ 23Л, калибра 23 мм.

    Осуществляя контроль с воздуха, вертолет Ми – 35 помимо огневой поддержки пехотный частей, может осуществить высадку десанта в количестве восьми вооруженных солдат в полной амуниции, которые размещаются во время полета в кузове вертолета.

    Орудийные установки позволяют уничтожить бронированную технику противника, транспорт, находящийся в стоящем или движущемся состоянии, укрепленные зоны, группировки вражеских сил, объекты на водной поверхности, низколетящие воздушные средства.

    Неспроста, неофициальное название Ми – 35 – летающая боевая машина пехоты.

    Помимо разрушительных боевых заданий вертолет может выполнять и гуманные действия: забирать контуженных и раненых бойцов с зоны военных конфликтов и перенаправлять их в госпиталь.

    В кабине вертолета можно разместить двое носилок с пострадавшими людьми, двух сидячих больных и медицинского работника.

    Неосновной функцией вертолета может быть транспортировка грузов различного типа в кабине – до полутора тонн, или на подвесном устройстве. Общая грузоподъемность составляет 2,4 тонны.

    Модификации Ми – 35

    Существует несколько вариантов этого многоцелевого боевого вертолета.
    Ми – 35 М. Посадочное шасси не складывается, что позволяет гасить часть энергии удара при падении. Конструкция располагает укороченными крыльями, снабжена лазерным дальномером, высотные силовые агрегаты «Климов» ВК – 2500.

    Ми – 35 П. Имеет аналоговую несущую систему, как на Ми – 24, трехлопастной рулевой винт, стандартные крылья, в качестве орудийной пушечной установки размещена модель ГШ 30 К с используемыми снарядами 30- мм калибра.

    Ми – 35 ПН. Используется для вылетов в темное время суток. Имеется соответствующее оборудование: «ночные» очки, устройство наведения «Зарево», позволяющая правильно устанавливать прицел в темное время суток.

    Ми – 35 ПМ. В этой модели применяется новый рулевой винт, а материалом для лопастей служит новейшее композиционное сырье.
    Преимущества.

    Детище КБ Миля Ми – 35 в настоящее время пользуется большим спросом на рынке мировом вооружения. Перечислим основные достоинства этой боевой машины.

    • Многофункциональность. Позволяет выполнять различные боевые задачи.
    • Удобство в эксплуатации. Способен совершать вылеты в любое время суток, время года, при большом температурном разбалансе.
    • Отличная маневренность.
    • Наличие большой орудийной базы, позволяет вести огонь из различного вида оружия и разным калибром.
    • Надежность. Эта модель, впрочем, как и ее предшественники, находились в строю долгое время. 

    Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/24-vertolety/101-vertolet-mi-35

    Ссылка на основную публикацию