Танк т-34-85: модификация знаменитой «тридцатьчетверки»

Танк Т-34-85 — Модификации и боевое применение

Боевое применение танков Т-34-85

Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной воины и в разгроме Квантунской армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы.

В феврале — марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Но, эффект от первого боевого применения был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли «тридцатьчетверки» с 76-мм пушками. И очень мало времени отводилось на переподготовку экипажей.

Из воспоминаний Маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова, который командовал 1-й танковой армией (с апреля 1944 переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию), во время боев на Украине в апреле 1944 г.: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких — приход танкового пополнения.

Получила армия, правда в небольшом количестве, новые «тридцатьчетверки», вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые «тридцатьчетверки», пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли.

Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».

Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть имела смешанный состав: помимо Т-34-85 в ней находились и огнеметные танки ОТ-34. Все боевые машины полка были построены на средства Русской Православной церкви и несли на своих бортах название «Димитрий Донской».

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года.

Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году.

В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.

До середины 1945 г. на вооружении советских танковых частей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке, состояли в основном устаревшие легкие БТ и Т-26. К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях.

6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и уже на месте получила 408 танков Т-34-85 с заводов N9183 и №174.

Таким образом, машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

После окончания Второй мировой войны Т-34-85 почти до середины 50-х годов составляли основу танкового парка Советской Армии — танк Т-44 поступил на вооружение в ограниченных количествах, а Т-54 слишком медленно осваивался промышленностью.

По мере насыщения войск современной бронетанковой техникой Т-34-85 передавались в учебные части, а также ставились на долговременное хранение. В учебных частях ряда военных округов эти боевые машины эксплуатировались до начала 70-х годов.

Формального приказа министра обороны о снятии танка с вооружения Российской Армии пока не было.

В составе Советской Армии танки Т-34-85 в послевоенные годы участия в боевых действиях не принимали.

Известны факты боевого применения «тридцатьчетверок» в некоторых «горячих точках» на территории СНГ, например в ходе армяно-азербайджанского конфликта.

За пределами же Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 32,0 т
Размеры:
длина 6100 мм
ширина 3000 мм
высота 2720 мм
Экипаж 5 человек
Вооружение 1 х 85-мм пушка ЗИС-С-53 2 х 7,62-мм пулемета ДТМ
Боекомплект 56 снарядов 1920 патронов
Бронирование:
лоб корпуса 90 мм
лоб башни 90 мм
Тип двигателя дизель В-2-34М
Максимальная мощность 500 л.с.
Максимальная скорость 55 км/час
Запас хода 350 км

Основные модификации танка Т-34 и машины на их базе

  • А-32 — опытный гусеничный танк (1939 г.) Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • А-32 — опытный гусеничный танк массой 24 тонны (1939 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. Вместо дизельного двигателя В-2 установлен авиационный карбюраторный двигатель М-17Т-34, выпущено 638 танков;
  • Т-34 — средний танк с экранированной броней (1942 г). Серийный средний танк с усиленной броневой защитой за счет установки дополнительных броневых листов на лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни;
  • Т-34-76 — средний танк (1942- 1943 гп). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ, башня имеет два входных люка (выпускались модификации с литой и штампованной башнями);
  • Т-34С — средний танк (1942 г.). Вооружение. 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. Установлены: командирская башенка (типа КВ-1С), двигатель В-2К, экипаж увеличен до 5 человек. Выпущены опытные образцы.
  • ОТ-34 — средний огнеметный танк (1942-1944 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-32 (или Ф-34), огнемет АТО-41 и 1 пулемет ДТ, выпущено 1170 машин;
  • Т-34-76 — средний танк (1943- 1944 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. На литой (штампованной) башне установлена командирская башенка с входным люком.Всего средних танков Т-34, вооруженных 76,2-мм танковыми пушками различных марок, было выпущено 33805 машин.
  • Т-34-76 — средний командирский танк (1942-1944 гг.). Отличался от линейных танков установкой более мощной радиостанции, выпущено 195 машин;
  • Т-43 — средний танк (1942 г). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. Введена торсионнаяподвеска и усилено бронирование, выпущены опытные образцы;
  • Т-43 — средний танк (1944 г). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 2 пулемета ДТ. Установлена новая башня, выпущены опытные образцы;
  • Т-34-85 — средний танк (1944- 1947 гг.). Вооружение: 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 и 2 пулемета ДТ. Введена новая башня, экипаж увеличен до 5 человек. За период 1944-1945 гг. выпущено 22609 машин;
  • Т-34-85 — средний танк (1944 г.). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 2 пулемета ДТ, выпущена небольшая серия машин;
  • Т-34-85 — средний командирский танк (1944-1945 гг.). Отличался от линейных танков установкой более мощной радиостанции РСБФЗТ (РСБ-1), выпущено 274 машины;
  • ОТ-34-85 — средний огнеметный танк (1944-1945 гг.). Вооружение: 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53, огнемет АТО-42 и пулемет ДТ, выпущена 331 машина;
  • Т-34-100 — средний танк (1945 г.). Вооружение: 100-мм танковая пушка Д-10Т и пулемет ДТ, выпущен опытный образец;
  • СУ-122 — самоходно-артиллерийская установка (1942-1943 гг.). Вооружение: 122-мм гаубица МЛ-30 образца 1938 года, выпущено 638 машин;
  • СУ-122М — модернизированная самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 122-мм гаубица Д-11, выпущен опытный образец;
  • СУ-85-I — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 85-мм пушка С-18-1, выпущен опытный образец;
  • СУ-85-II — самоходная артиллерийская установка (1943-1944 гг.). Вооружение: 85-мм пушка Д5-С85, выпущено 2329 машин;
  • СУ-122-III — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 122-мм гаубица Д-11, выпущен опытный образец;
  • СУ-85-IV — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 85-мм пушка С-18, выпущен опытный образец;
  • СУ-85БМ-1 — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 85-мм пушка увеличенной мощности Д5-С85БМ, выпущен опытный образец;
  • СУ-100 — самоходная артиллерийская установка (1944-1947 гг.). Вооружение: 100-мм пушка Д-10С, за период 1944-1945 гг. выпущено 2495 машин;
  • СУ-85М — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 85-мм пушка Д5-С85, установленная в корпусе СУ-100, выпущено 315 машин;
  • СУ-100-2 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 100-мм пушка С-34, выпущен опытный образец;
  • СУ-85БМ-II — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 85-мм пушка увеличенной мощности, выпущен опытный образец;
  • СУ-122П — самоходная артустановка (1944 г.). Вооружение: 122-мм пушка Д-25, выпущен опытный образец;
  • СУ-101 «Уралмаш-1» — самоходная артиллерийская установка (1945 г.). Вооружение: 100-мм пушка Д-10С и пулемет ДШК Выполнена новая компоновка агрегатов, боевое отделение расположено сзади. Выпущен опытный образец:
  • СУ-102 «Уралмаш-1» — самоходная артиллерийская установка (1945 г.). Вооружение: 122-мм пушка Д-25 и пулемет ДШК Выпущен опытный образец.

Источники:

  • Военное издательство МВС СССР (1949), «Руководство по материальной части танка Т-34-85»;
  • Воениздат НКО СССР (1942), «Танк Т-34 в бою. Краткое пособие»;
  • Военное издательство Народного комиссариата обороны. Москва, 1944 «Танк Т-34 (руководство)»;
  • Военное издательство МO СССР (1968) «Руководство по войсковому ремонту танка Т-34-85 и самоходной артустановки СУ-100»;
  • Воениздат, 1962; Селивохин В. М. «Танк»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • М. Коломиец «Т-34. Первая полная энциклопедия «;
  • Максим Коломиец «Наследники «Тридцатьчетверки» — Т-34М, Т-43, Т-34-100, Т-44″;
  • Михаил Барятинский «Т-34 в бою»;
  • М.Барятинский. Средний танк Т-34-85. (Бронеколлекция);
  • Рязанцев Н.К. «Моторы и судьбы»;
  • T-34-85 Medium Tank 1944-94 (Osprey — New Vanguard 020);
  • Zaloga Steven J., Grandsen James, T-34 in Action;
  • Zaloga, Steven J. (2010). T-34-85 vs. M26 Pershing, Korea 1950;
  • Steven J. Zaloga «Carros De Combate 18: El carro medio T-34/85»;
  • Leszek Grot, Tadeusz Konecki, Edward Nalepa, Pokojowe dzieje Wojska Polskiego;
  • Matthew Hughes, Chris Mann: T-34-Panzer.

Источник: http://pro-tank.ru/teh-dok/110-t-34-85?start=1

Т-34-85

Разработчик: КБ завода №112
Год начала работ: 1943
Год выпуска первого прототипа: 1944
Средний танк Т-34-85 в различных модификациях выпускался до 1958 г. включительно.

Танк Т-34-85 был разработан и принят на вооружение в декабре 1943 года в связи с появлением у противника Т-V “Пантера” и Т-VI “Тигр” с сильной противоснарядной броней и мощным вооружением. Т-34-85 создан на базе танка Т-34 с установкой на него новой литой башни с 85-мм пушкой. Рассказывает  wofmd.com

На первых серийных машинах устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т, которую впоследствии заменили пушкой ЗИС-С-53 того же калибра.

Ее бронебойный снаряд массой 9,2 кг с расстояния 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню, а подкалиберный снаряд с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 138-мм. (Толщина брони “Пантеры” равнялась 80 – 110-мм, а “Тигра” – 100-мм.

) На крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На всех машинах устанавливались радиостанция 9РС, прицел ТШ-16, средства постановки дымовых завес.

Хотя вследствие установки более мощной пушки и усиления броневой защиты вес танка несколько увеличился, благодаря мощному дизельному двигателю подвижность танка не снизилась. Танк широко использовался во всех сражениях завершающего этапа войны.

Описание конструкции танка Т-34-85

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.

На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная – 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная – 500 л.с. при 1800 об/мин.

Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Топливо – дизельное, марки ДТ. Емкость топливных баков 545 л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.

Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса НК-1.

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов – два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л.

Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, устанавливались два воздухоочистителя “Мультициклон”.

Пуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом (два баллона устанавливались в отделении управления).

Читайте также:  Отечественное ружьё мр-153 для охоты

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач – пятискоростная.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ.
Применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм. Подвеска – индивидуальная, пружинная.

Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса – литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.

Гусеницы – стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500-мм, шаг трака 172-мм. Масса одной гусеницы 1150 кг.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
Выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Потребители: электростартер СТ-700, электромотор поворотного механизма башни, электромоторы вентиляторов,контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

СРЕДСТВА СВЯЗИ.
На Т-34-85 устанавливались коротковолновая приемопередающая симплексная телефонная радиостанция 9-РС и внутреннее танковое переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Из истории создания (модернизации) среднего танка Т-34-85

Производство танка Т-34 вооруженного 85-мм пушкой, началось осенью 1943 года на заводе № 112 “Красное Сормово”. В литой трехместной башне новой формы устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Ф. Ф. Петрова и спаренный с нею пулемет ДТ.

Диаметр башенного погона был увеличен с 1420-мм до 1600-мм. На крыше башни имелась командирская башенка, двустворчатая крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой.

Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливался телескопический шарнирный прицел и панорама ПТК-5. Боекомплект состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Радиостанция размещалась в корпусе, а вывод ее антенны находился на правом борте – так же, как у Т-34-76.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменении практически не претерпели.

Все изменения в конструкцию танка Т-34 могли вноситься только с согласия двух инстанции – Управления командующего бронетанковыми и механизированными воисками Красной Армии и Главного конструкторского бюро (ГКБ-34) на заводе № 183 в Нижнем Тагиле.

вои варианты 85-мм танковой пушки предложили ЦАКБ (Центральное артиллерийское конструкторское бюро), руководимое В. Г. Грабиным, и КБ завода № 92 в Горьком. Первое разработало пушку С-53. В. Г.

Грабин предпринял попытку установить пушку С-53 в башню Т-34 образца 1942 года без уширения башенного погона, для чего полностью была переделана лобовая часть башни: цапфы пушки пришлось выдвинуть вперед на 200-мм.

Испытания стрельбой на Гороховецком полигоне показали полную несостоятельность этой установки. Кроме того, испытания выявили конструктивные недостатки как в пушке С-53, так и в ЛБ-85. В результате на вооружение и в серийное производство приняли синтезированный вариант – пушку ЗИС-C-53.

Ее баллистические характеристики были идентичны пушке Д-5Т. Но последняя уже выпускалась серийно и кроме Т-34 устанавливалась в КВ-85, ИС-1 и в варианте Д-5С в СУ-85.

Постановлением ГКО от 23 января 1944 года танк Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53 был принят на вооружение Красной Армии. В марте первые машины стали сходить с конвейера 183-го завода. На них командирская башенка была сдвинута ближе к корме башни, что избавило наводчика от необходимости сидеть буквально в коленях у командира.

Электропривод механизма поворота башни с двумя степенями скоростей заменили электроприводом с командирским управлением, обеспечивающим поворот башни как от наводчика, так и от командира экипажа. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы стали устанавливать только нового типа – МК-4. Командирскую панораму ПТК-5 изъяли.

Остальные агрегаты и системы остались в основном без изменений.

Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, ведущего колеса заднего расположения с гребневым зацеплением и направляющего колеса с натяжным механизмом.

Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных рессорах.

В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи.

В 1945 году двустворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую Один из двух вентиляторов. установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучшей вентиляции боевого отделения.

Выпуск танка Т-34-85 осуществлялся на трех заводах: №183 в Нижнем Тагиле №112 “Красное Сормово” и №174 в Омске. Всего за три квартала 1945 года (то есть до конца Второй Мировой войны) было построено 21048 танков этого типа включая огнеметный вариант Т-034-85. Часть боевых машин оборудовалась катковым минным тралом ПТ-3.

Общий выпуск танков Т-34-85

1944 1945 Всего
Т-34-85 10499 12110 22609
Т-34-85 ком. 134 140 274
ОТ-34-85 30 301 331
Всего 10663 12551 23 214

Боевое применение танков Т-34-85

Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной воины и в разгроме Квантунской армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы.

В феврале – марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Но, эффект от первого боевого применения был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли “тридцатьчетверки” с 76-мм пушками. И очень мало времени отводилось на переподготовку экипажей.

Из воспоминаний Маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова, который командовал 1-й танковой армией (с апреля 1944 переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию), во время боев на Украине в апреле 1944 г.: “Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения.

Получила армия, правда в небольшом количестве, новые “тридцатьчетверки”, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые “тридцатьчетверки”, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли.

Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой”.

Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть имела смешанный состав: помимо Т-34-85 в ней находились и огнеметные танки ОТ-34. Все боевые машины полка были построены на средства Русской Православной церкви и несли на своих бортах название “Димитрий Донской”.

Танкисты 1-го Украинского фронта на танке Т-34-85 с бортовым № 109 преодолевают реку в Чехословакии. Машина позднего выпуска 1944 года. Установлены нештатные грязевые щитки, вероятно, в ходе ремонта. На снимке хорошо видны полностью открытые «ресницы» — броневые крышки призм приборов наблюдения механика — водителя

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года.

Они составляли уже более половины из 811 “тридцатьчетверок”, принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году.

В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной

Колонна советских танков Т-34 движется по улице Берлина. Головная машина Т-34-85, за ней следует Т-34

До середины 1945 г. на вооружении советских танковых частей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке, состояли в основном устаревшие легкие БТ и Т-26. К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях.

6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и уже на месте получила 408 танков Т-34-85 с заводов N9183 и №174.

Таким образом, машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

Бронетехника и артиллерия 1-го Белорусского фронта в разрушенном немецком городе в Померании. В центре и слева танки Т-34-85, рядом тягач с 203-мм гаубицей Б-4 на прицепе. В кадре четыре тяжелых танка ИС-2, возле легковушки стоит САУ ИСУ-152

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

После окончания Второй мировой войны Т-34-85 почти до середины 50-х годов составляли основу танкового парка Советской Армии – танк Т-44 поступил на вооружение в ограниченных количествах, а Т-54 слишком медленно осваивался промышленностью.

По мере насыщения войск современной бронетанковой техникой Т-34-85 передавались в учебные части, а также ставились на долговременное хранение. В учебных частях ряда военных округов эти боевые машины эксплуатировались до начала 70-х годов.

Формального приказа министра обороны о снятии танка с вооружения Российской Армии пока не было.

Советские танкисты на танках Т-34-85 эвакуируют раненых красноармейцев в районе Будапешта

В составе Советской Армии танки Т-34-85 в послевоенные годы участия в боевых действиях не принимали.

Известны факты боевого применения “тридцатьчетверок” в некоторых “горячих точках” на территории СНГ, например в ходе армяно-азербайджанского конфликта.

За пределами же Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ
Т-34, Т-34-85 и Teski Tenk А-1“Vozilo A” (A-1)

Т-34обр.1943 г. Т-34-85обр.1944 г. Т-34-85обр.1960 г. “Vozilo A” (A-1)обр.1949 г.
БОЕВАЯ МАССА 25600 кг 32500 кг 32500 – 33000 кг 33500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4 4-5 5 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5964 (полная)5920 (по корпусу) 8100 (полная)6100 (по корпусу) 8100 (полная)6100 (по корпусу) 6000 (по корпусу)
Ширина, мм 3000 3000 3000 3225
Высота, мм 2405 2700 2700 2700
Клиренс, мм 400 400 400 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка Ф-34 и два 7,62-мм пулемета ДТ одна 85-мм пушка С-53 и два 7,62-мм пулемета ДТ одна 85-мм пушка С-53 и два 7,62-мм пулемета ДТМ одна 85-мм пушка С-53, два 7,92-мм пулемета MG42 один 12,7-мм пулемет Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 77 выстелов и 2898 патронов 56 выстрелов и 1953 патрона 56 выстрелов и 1953 патрона 50 выстрелов, 2000 патронов калибра 7,92-мм и 500 патронов калибра 12,7-мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический ТОД-6 обр.1940 г., перископический ПТ-6 обр.1940 г. телескопический орудийный прицел ТШ-16, телескопический пулеметный прицел ППУ-8Т телескопический прицел ТШ-16, телескопический пулеметный прицел ППУ-8Т ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 45 мм лоб башни – 45 мм борт башни – 45 мм борт корпуса – 45 мм корма – 40 мм крыша корпуса – 16 мм крыша башни – 15 мм днище (передний лист) – 16 ммднище (задний лист) – 13 мм лоб корпуса – 45 мм лоб башни – 90 мм борт башни – 75 мм борт корпуса – 45 мм корма верх – 45 мм корма низ – 40 мм крыша – 16-20 мм днище (передний лист) – 20 ммднище (задний лист) – 13 мм лоб корпуса – 50 мм лоб башни – 100 мм борт башни – 82-86 мм борт корпуса – 45 мм корма – 40 мм крыша – 20-25 ммднище (передний лист) – 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с. В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 500 л.с. при 1700 об.мин.; ёмкость баков – 550 литров В-2-34, дизельный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 500 л.с. при 1700 об.мин.; ёмкость баков – 550+330 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная КПП (4 передачи вперед и 1 назад), бортовые редукторы и фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; гусеницы стальные, мелкозвенчатые, гребневого зацепления, по 72 трака в каждой
СКОРОСТЬ 54 кмч по шоссе25 кмч по местности 52 кмч по шоссе25 кмч по местности 50 кмч по шоссе12 кмч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 290-300 км по шоссе220-250 км по проселку 290-300 км по шоссе220-250 км по проселку 220 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 36° 35° 35° 35°
Спуск, град. 40° 40° 40° 40°
Высота стенки, м 0,75 0,73 0,73 0,73
Глубина брода, м 3,40 2,50 2,50 2,50
Ширина рва, м 1,30 1,30 1,30 1,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 9Р, переговорное устройство ТПУ-3 адиостанция 9РМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-3-бис-Ф радиостанция 10-РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-47 радиостанция SET-19WF
Читайте также:  152-мм пушка-гаубица д-20 в истории советской артиллерии

Источник: http://wofmd.com/2016/05/07/srednij-tank-t-34-85/

Танк Т-34-85

Т-34-85 — советский танк Второй мировой войны, модернизация знаменитой «тридцатьчетверки». Состоял на службе не только в СССР, но и целом ряде зарубежных стран, куда не только поставлялся, но и изготавливался по лицензии. Последние эпизоды боевого применения относятся к нашим дням.

Причины появления Т-34-85

Ситуацию, сложившуюся к лету-осени сорок третьего года в механизированных и бронетанковых войсках можно вполне назвать тяжелой. Компания проходила в условиях, когда впервые с начала войны, превосходство советских танков по части вооружения и бронирования было утрачено, а качественное превосходство немецких танковых войск стало нетерпимым.

К тому времени большая часть дефектов конструкции, из тех что можно было преодолеть «малой кровью», была исправлена.

Однако, к тому времени, немецкая промышленность смогла поставить армии достаточное число танков «Тигр» и «Пантера», для того что бы они представили большую проблему. Помимо этого не останавливалась модернизация танков Pz.

Kpfw III и Pz. Kpfw IV. в результате чего их удалось, как минимум довести до уровня советского среднего танка.

Как следствие, к началу осени советские танковые части могли противостоять и побеждать противника только реализуя численное и позиционное преимущество. Необходимость глубокой модернизации имеющегося среднего танка стала носить безотлагательный характер.

Однако не следует считать, что ранее такие усилия не предпринимались.

Работы по проектированию машины, в которой были бы учтены выявленные недостатки, прекращенные с началом боевых действий и срочной необходимостью освоения и ликвидации выявленных недочетов Т-34, были вновь возобновлены в сорок втором году.

Примером таких работ, можно назвать конструирование танка Т-43. В данной разработке было использовано многое из опыта, полученного при работах по Т-34М и основными направлениями можно считать:

  • усиление бронирования;
  • улучшение обитаемости боевого отделения, по сравнению с Т-34;
  • улучшение подвески.

С целью упрощения выпуска и обслуживания степень унификации с Т-34 достигала 78%.

Помимо усиления защиты и внедрения торсионной подвески, следует отметить отказ от нескольких топливных баков по оба борта в пользу единственного, размещенного в носу машины за противопожарной перегородкой.

Но все же особенно важным нововведением стала 3-х. местная башня увеличенных размеров, оборудованная командирским куполом.

С весны сорок третьего года две опытные машины Т-43 прошли испытания, в том числе и фронтовые, в ходе которых удалось выявить и некоторые недостатки:

  • запас хода, в связи с введением единственного сто литрового бензобака, снизился по сравнению с Т-34, на сто километров;
  • возросшая масса привела к снижению максимальной скорости до 48 км/ч;
  • торсионная подвеска благоприятно сказалась на плавности хода.

Башня увеличенного размера обеспечивала вполне комфортные условия работы для трех челнов экипажа. После окончания испытаний, в конце лета, новая машина была принята на вооружение и приступили к подготовительным работам по ее освоению в производстве.

Характерной особенностью осенне-зимнего периода были и многочисленные потери танков. Которые вызвали определенные опасения о наступлении кризисного положения, при котором промышленность не сможет компенсировать потери матчасти существующих подразделений и и вооружать новые формирования.

Вполне очевидно, что эти страхи и могли сыграть решающую роль в прекращении работ по освоению в производстве танка Т-43. На нем, серийном производстве, как прежде остался Т-34, оборудованный командирской башенкой.

85-мм пушка среднего танка

Танк Т-34-85 с пушкой Д-5Т-85

Лето сорок третьего наглядно показало, что имеющиеся 76-мм орудие советского среднего танка не обладает должной мощностью для противодействия новым и прошедшим модернизацию танкам противника.

К проектированию танкового орудия способного заменить Ф-34, в начале сорок третьего года привлекли коллектив конструкторов завода №9, которым заведовал Ф.Петров.

Под его руководством было спроектирована 85-мм ТП Д-5Т-85.

Пушка, заимствовала лучшие черты немецких танковых и самоходных орудий, выгодно отличалась не очень большой массой и малой длиной отката. Д-5Т-85 удалось успешно вписать в танки КВ-85 и ИС-1, а также в самоход СУ-85, только монтаж в башню Т-34, оказалась проблемным, так как потребовал создания специальной башни и пагона большего диметра.

К проектированию башни привлекли группы конструкторов заводов №183 и «Красное Сормово». Оба коллектива спроектировали сходственные башни под погон требуемого размера. Внешне эти две конструкции походили на башню Т-43, но по сути являлись самостоятельными разработками.

Вооружение из 85-мм ТП в потенциально решало множество проблем, если бы хорошие ее массогабаритные характеристики не были достигнуты за счет усложнения конструкции. Противооткатные устройства были расположены над орудийным стволом, по типу 7,5 cm KwK 40, но за основным бронированием.

В целях уравновешивания орудия, цапфы сдвинуты вперед, а казенник — назад, как следствие расположен достаточно близко к корме башни, что крайне усложняло манипуляции с орудием на ходу.

Даже при плавном движении по ровной местности, заряжание не обходилось без нескольких ударов корпусом снаряда по казеннику.

Д-5Т-85 в танке Т-34-85 по ряду причин было отвергнуто, поручив Грабину создать специальное орудие, однако позволили «Красное Сормово» использовать, как временную меру, с тем, чтобы к апрелю сорок четвертого приступить к сборке танков Т-34-85.

Характерной особенностью Т-34-85 с вооружением из Д-5Т-85 была двухместная башня, которая внешне и внутренне отличалась от более поздних вариантов. 

Башня оборудована командирским куполом, который имел крышку из 2-х створок, и наблюдательный прибор МК-4. Наведение пушки и пулемета осуществлялось при помощи панорамы ПТК-5 и прицела ТШ-15.

Оба борта башни имели щели наблюдения закрытые стеклоблоками, а также бойницы. Ходовая и МТО остались прежними.

Танки Т-34-85 данной модификация несколько отличались между собой, в исходя из времени выпуска.

Необходимо заметить, что данный танк как Т-34-85 в документации того времени еще не упоминается. Как следствие имеются значительные несоответствия относительно изготовленных машин с Д-5Т-85. Если западные источники оценивают выпуск в 500-700 машин, то отечественные дают более конкретное число — 225 штук.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53

Согласно правительственному заданию на проектирование 85-мм ТП, заводом №92 и ЦАКБ были изготовлены три пушки. От завода №92 представлена пушка ЛБ-85. От ЦАКБ С-53 и С-50. После испытаний, которые длились до конца сорок третьего года, наиболее подходящим орудием оказалась С-53.

Пушка могла использоваться в танках Т-34-85 с обычным, и уширенным погоном, отличалась простотой, так что ее цена была меньше чем у 76-мм пушки. Кроме этого противооткатные приспособления установили под затвором, а промежуток промеж казенника и кормой стало достаточным для удобного заряжания.

Танк Т-34-85 в вооружением из ТП С-53 принят на вооружение 23.01.44 г. Со временем на производство Т-34-85 перешел завод №112. Переход происходил плавно и с конвейера сходили машины имевшие черты танков с Д-5Т-85:

  • сормовскую башню, которая применялась и в Т-34-85;
  • характерной формы рамы;
  • места установки баков.

Источник: http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/srednie-tanki-sssr/tank-t-34-85

Танк Т-34-85

Обозначение Т-34-85 носило последнее поколение «тридцатьчетверки». Это был танк последнего года войны и послевоенного времени. Число 85 обозначало новый увеличенный калибр орудия. Место 76-мм орудий прежних выпусков заняла новая 85-мм пушка Д-5Т или ЗИС-С-53.

Сразу отметим, что марка ЗИС обозначала «Завод имени Сталина», но к знаменитому московскому автозаводу никакого отношения не имела.

Совсем другой завод с тем же именем, расположенный в подмосковных Подлипках (в наше время город Королев), выпускал артиллерийские орудия, разработанные в СКБ-38 (позднее ЦАКБ), которым руководил знаменитый конструктор В.А. Грабин.

Новое орудие главного калибра позволяло экипажу «тридцатьчетверки» поразить цель на расстоянии до 1,5-2 километров. В радиусе километра от танка снаряд, выпущенный из Д-5Т или ЗИС-С-53, пробивал броню толщиной до 100 мм. Подкалиберный снаряд справлялся с броней до 138 мм, но только на расстоянии максимум полкилометра.

Такие параметры закладывались в техническое  задание, сформулированное на основе опыта, приобретенного во время Курской битвы, Орловской наступательной операции, боев за Прохорвку – крупнейших танковых сражений войны. Советским танкистам пришлось выдержать тяжелые бои с «Тиграми», «Пантерами», самоходными орудиями «Фердинанд», поэтому они нуждались в танке с более мощным вооружением.

   

Танки с пушкой Д-5Т отличались от машин с пушкой ЗИС-С-53, прежде всего, маской пушки: у первых она была уже. Вместо прицела ТШ-15 (телескопический, шарнирный) на Т-34 с пушкой Д-5Т стоял прицел ТШ-16. Танки с пушкой ЗИС-С-53 имели электропривод поворота башни, которым мог управлять как командира танка, так и наводчик.

Для более мощной пушки танку потребовалась усиленная башня. Т-34-85 отличался от своих предшественников полностью новой литой башней. Для нее понадобилось делать новую опору – более крепкий погон. Таким образом, корпус Т-34-85 отличался от корпуса Т-34-76 верхним подбашенным листом.


Новая большая башня позволила увеличить экипаж на одного человека. Механик-водитель, сидящий справа от него пулеметчик-радист и находившийся справа в башне заряжающий остались на своих местах.

А вот командира экипажа удалось освободить от обязанностей наводчика. Эту роль возложили на появившегося в машине пятого бойца.

Теперь командир мог полностью сосредоточится на основных обязанностях: наблюдать за местностью, выявлять цели, уничтожать их из пушки и пулемета.  

Улучшить условия для экипажа были призваны мощные вентиляторы. Они находились в видимых снаружи характерных «грибках» на башне. У орудий того времени еще не было эжекторов, и стреляные гильзы наполняли внутренность танка токсичными газами, от которых угорали многие танкисты. Экипажи старались поскорее выбросить гильзу из танка.

Вентиляторы, появившиеся на Т-34-85, позволили эффективно бороться с концентрацией вредных газов. У танков, которые выпускало в Горьком «Красное Сормово» (оно же завод №112), грибки располагались иначе, чем у машин уральских заводов. У Т-34-85 послевоенного выпуска вместо двухстворчатого люка командирской башенки устанавливали новый одностворчатый.

Двигатель, силовая передача и ходовая часть «тридцатьчетверки» остались практически неизменными. Еще во времена Т-34-76 в 1943 году у танка появилась пятиступенчатая коробка передач вместо четырехступенчатой. Тогда же в 1943 году под руководством Главного конструктора А.А. Морозова были стандартизированы узлы танков Т-34, выпускаемых разными заводами.


Модель Т-34-85 считается «моделью 1943 года». Осенние и зимние месяцы ушли на проектирование нового вооружения для Т-34 совместными усилиями артиллерийских и танковых конструкторов. Первую машину новой модели собрали на «Красном Сормове» 31 декабря 1943 года.

В январе и феврале новые машины выпускали только в Горьком, причем понемногу – всего 100 машин за два месяца. И лишь в марте 1944 года их производство освоило головное предприятие №183 – «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. А летом Т-34-85 пошел в серию и на заводе №174 в Омске.

Читайте также:  Охотничье ружьё мц-20 с богатой историей

Самыми массовыми были нижнетагильские танки – их в 1944-1945 строили примерно по 720-730 в месяц. На втором месте шли сормовские – месячная производительность завода составляла примерно по 315 машин. Наконец, в Омске выпуск «тридцатьчетверок» держался на скромном уровне 150-200 машин каждый месяц.

Массовость производства и разница в технологиях на разных заводах определяла различную себестоимость танков. В 1945 году нижнетагильский Т-34-85 стоил 136 800 рублей, горьковский – 173 тысячи рублей, омский – 170 тысяч рублей.

Официально танки Т-34-85 выпускали до 1946 года. Но пришедший им на смену новый танк Т-54 был еще практически не готов к производству. Чтобы перевести заводы на его выпуск, модернизировать оснастку потребовался целый год.

Все это время в Нижнем Тагиле, Челябинске и Горьком из запаса комплектующих собирали «тридцатьчетверки», поэтому их выпуск завершился только в 1947-м.

Лицензии на производство Т-34-85 были переданы братским социалистическим странам – Польше и Чехословакии, где их модернизированные варианты производили в 50-е годы.

Хотя поздние «тридцатьчетверки» с 85-мм вооружением предстали перед всей Европой в последний год войны, а потом участвовали в послевоенных конфликтах, до 1958 года Т-34-85 официально оставался секретным танком.

Лишь после снятия грифа старые танки начали устанавливать на постаменты в качестве памятников. Чаще всего, для этого использовали Т-34-85, так как их сохранилось намного больше, чем Т-34-76.

Также именно поздние «восемьдесят пятые» обычно снимались в художественных фильмах о войне.

Но Т-34-85 и в послевоенные десятилетия нередко использовался по прямому назначению во время различных вооруженных конфликтов, ведь он состоял на вооружении стран-участниц Варшавского договора, а также Албании, Анголы, Конго, Кубы, Вьетнама, Китая, Северной Кореи, Монголии, Египта, Гвинеи, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Мали, Сирии, Финляндии, Югославии.  Например, во время ближневосточных войн, начавшихся в 1967 году, арабские войска сражались против Израиля на чешских Т-34. «Тридцатьчетверки» в начале 50-х участвовали в Корейской, а в 60-70-е – во Вьетнамской войне. Последние случаи массового применения Т-34-85 отмечены во время гражданской войны в Югославии в 1990-е годы. Интересно, что у себя на родине Т-34-85 был окончательно снят с вооружения уже не в Советской а в Российской армии. Соответствующий указ вышел в сентябре 1997 года, то есть после первой войны в Чечне.

 

Техническая характеристика

Экипаж 5 человек
Габаритные размеры 8150х3000х2700 мм 
Дорожный просвет 400 мм 
Двигатель Дизельный, V-образный, двенадцатицилиндровый В-2-34
Рабочий объем 38 880 см3
Мощность 500 л.с.
Вооружение   85-мм пушка ЗИС-С-53, два 7,62-мм пулемета
Боекомплект 56 снарядов, 1920 патронов
Боевая масса 32 т
Максимальная скорость        55 км/ч
Запас хода 250 км 

Источник: http://gvtm.ru/tank_t-34-85

Советский танк Т-34-85

Дата обновления 6 месяцев ago

Очень символичное фото. Т-34-85 проезжает мимо подбитого летом 41 года Т-26. Символ поражений Красной Армии и будущий символ Победы в одном кадре.

Еще раз приветствую посетителей моего персонального сайта о военной истории. Эту статью посвящаю советскому среднему танку Т-34-85. Он очень известный и не только в нашей стране танк.

Он является дальнейшим развитием Т-34-76, который кстати из-за детских болезней и конструктивных недостатков не был образчиком технической надежности.

О чем свидетельствуют различные рапорты и доклады командиров советских танковых подразделений в 1941 году.

Немцы осматривают оставленный экипажем Т-34-76 ранних выпусков. Лето 1941 года. Танк в полной сохранности и отсутствует лобовой пулемет (при оставлении танка полагалось снять пулеметы). Что говорит о том, что танкисты бросили его из-за технической неисправности или отсутствия горючего при отступлении.

Конечно в ходе войны, а именно в 1942 году «тридцатьчетверка» изменилась: поставили новую коробку передач, заменили тупо не работающий воздушный фильтр двигателя на новый — «Циклон», который был более эффективным; установили более вместительную башню и командирскую башенку. Вооружение осталось такое же. На базе Т-34 образца 1942 года и был создан герой этой статьи.

После грандиозной битвы на Курской Дуге, советскому командованию стало очевидным, что советские средние и тяжелые танки перестали превосходить немецкие аналоги. Больше того, немецкие танки ощутимо были более сильны в огневой мощи и бронезащищенности. Даже Pz-IV модификации G и H стали опасными противниками для советских танкистов.

Новые модификации «четверки» были более опасными противниками для Т-34.

Рассмотрев все варианты, руководство СССР решило не создавать с нуля новый танк (как это было у американцев, которые так и не смогли с 1942 г. довести до ума Т20, в результате в Нормандии массово участвовал все тот же «Шерман»), а установить на Т-34 более мощное вооружение.

В результате на него установили 85-мм орудие. На первых серийных танках устанавливали Д-5Т-85 в 85-мм, позже эту пушку заменили на ЗИС-С-53.

Бронебойный снаряд этого орудия на дистанции 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню, а подкалиберный снаряд с 500 метров пробивал уже броню толщиной 138 мм.

Статьи по теме  Советская пропаганда в годы войны

Для того чтобы разместить новое вооружение у танка появилась новая литая башня, толщина лобовой части которой достигала 90 мм. Борта башни имели защиту брони в 75 мм под углом в 20 градусов, корма башни — 52 мм под углом в 10 градусов. Эта башня уже была более вместительной, и в ней размещались уже три члена экипажа — командир танка, наводчик и заряжающий.

Только на этой модификации убрали известный недостаток нашего танка — в башне ранее были только командир, он же наводчик и заряжающий.  Совмещение функций командира и наводчика снижало боевую эффективность экипажа. Так как командиру приходилось одновременно следить за обстановкой на поле боя, командовать экипажем, наводить орудие на цель и производить выстрел.

Также как и на Т-34-76 производимых в 1942 году, на башне установили командирскую башенку. На некоторых ресурсах и в публикациях можно встретить мнение, что таким образом отказались от танкового перископа в пользу башенки. Что несколько не верно, так как она имела перископический наблюдательный прибор МК-4. А вот 5 визирных щелей в башенке являлись резервным средством наблюдения.

В результате модернизации, советские танкисты уже могли более уверенно вступать в перестрелки с «Тиграми» и «Пантерами». Кроме того, Т-34-85 был более маневренным и подвижным, нежели новинки панцерваффе. И самое главное более надежным и ремонтно пригодным во фронтовых условиях. Также немаловажным фактором является не привередливость дизельного двигателя В-2 по отношению к топливу.

Советский блицкриг: Т-34-85 пересекают поле в районе Бреслау (ныне Вроцлав (Wrocław) в составе Польши). Над ними пролетают штурмовики Ил-2. Источник: visualrian.ru

Первое танковое подразделение, получившее Т-34-85 с пушкой Д-5Т-85 является 38-й отдельный танковый полк. Эти новые «тридцатьчетверки» являлись вкладом в общее дело Русской Православной Церкви, на бортах этих танков имелись надписи «Дмитрий Донской». В марте 1944 года полк поступил в распоряжение 53-й общевойсковой армии и затем принял участие в освобождении Западной Украины.

Другим подразделением, получившим их в тот же период, был 119-й танковый полк. Эти машины построили на сбережения жителей Армянской ССР и на бортах для отличия нанесли надпись на армянском шрифте «Давид Сасунский». 20 марта 1944 года этот полк  вошел в состав 2-го Украинского фронта.

В марте 1944 года  новые танки поступили в распоряжение 2, 6, 10 и 11-го танковых корпусов. Машины с пушками С-53 стали поступать на вооружение с конца марта 1944 года и первыми получили их танкисты 64-ой отдельной танковой бригады, которая входила в состав 1-й танковой армии.

Новая бронетехника в войсках была встречена с воодушевлением среди танкистов. Теперь встречи с немецкими средними танками Pz-IV должны были быть более успешными для советских танкистов. Тем более, что этот танк мог оказать достойное сопротивление и кошачьему отряду панцерваффе.

Делиться своим мнением ветеран Железнов Н.Я. (63-я гвардейская танковая бригада Уральского добровольческого танкового корпуса):

«Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200— 1500 метров! Наглые были! По существу, пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от «Тигров» бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было.

Если ты видишь, что на расстоянии 800-1000 метров стоит «Тигр» и начинает тебя «крестить», то, пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке, как только начал водить вертикально — лучше выпрыгивай! Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один».

В основном наши ветераны описывая бои с немецкими танками указывают, что с появлением «тридцатьчетверки» с 85-мм орудием, выигрывал бой, тот, кто первым заметил противника, первым выстрелил и попал. Ведь танковые дуэли велись в основном на дистанции менее 1 км.

А уничтожение советских танков на дистанции в полтора, а то и два километра, скорее носит характер баек. Так как такие случаи были единичными.

Кроме того, как на поле сражения, которое все в дыму и в пыли на таких дистанциях можно не то что точно попасть, а вообще заметить вражеский танк? Тогда не было современных приборов наводки. Я бы с большим сомнением относился к таким утверждениям в мемуарах немецких танкистов.

Кроме того, в 43-44 г. в большинстве случаев поле боя оставалось за Красной Армией, поэтому реально подтвердить уничтожение советского танка, немцы никак не могли.

Во время отражения нападения американских наемников в заливе Свиней. Фидель Кастро, дав указание кубинским танкистам, спрыгивает с Т-34-85.

Советский танк прожил долгую жизнь. После окончания Второй мировой войны, он также активно использовался во многих вооруженных конфликтах. Его можно было увидеть в Северной Корее, в джунглях Вьетнама или на побережье революционной Кубы. И наш танк показал себя достойно, несмотря на появление бронемашин нового поколения у западных стран.

К примеру, в апреле 1961 года произошло знаменитое сражение в Заливе Свиней, где высадился десант контрреволюционеров, поддерживаемый ЦРУ США. На тот момент у кубинцев было десять Т-34–85, чехословацкого и советского производства.

Их противниками стали американские легкие танки M41 Walker Bulldog, по боевым характеристикам, которые значительно им уступающие. Один Т-34–85 оказался уничтожен, но «гусанос», как называли кубинцы контрреволюционеров, потеряли все свои танки.

Кстати, один из них ныне находится в экспозиции парка «Патриот».

У нас «тридцатьчетверку» сняли с вооружения только в 1993 году. До сих пор имеются такие танки в вооруженных силах разных банановых республик. Его модернизационный запас оказался большим.

На него ставили более мощные орудия, современные приборы связи и наблюдения, и он опять мог эффективно использоваться в боях. Часто наш танк превращали в артиллерийские и противотанковые самоходки.

Так что Т-34-85 несет службу и в наши дни.

Подростки у Т-34-85. Сомали.

Источник: https://ammoussr.ru/history/sovetskiy-tank-t-34-85/

Ссылка на основную публикацию