Су 35 против f 22 raptor, f 35 и eurofighter typhoon — мнения экспертов, кто лучше?

Су-35 и Т-50 разгромили F-15 и F-22A в виртуальном бою

На днях авторитетный американский журнал National Interest сравнил истребители России и США. В виртуальном поединке на страницах издания сошлись Су-35 против F-15 и Т-50 против F-22A.

В обоих случаях американские машины зарекомендовали себя не лучшим образом, а ведь еще совсем недавно господство в воздухе «звезднополосатых» истребителей ни у кого в Соединенных Штатах сомнений не вызывало.

Посмотрим, что же заставило экспертов переменить свое мнение.

Какими будут российские боевые самолеты XXI века

Су-35 и F-15 «Eagle»

Начнем с того, что F-15, гордость американского неба, находится на службе уже почти 40 лет! Да, за эти годы машина претерпела множество доработок и модификаций, но факт остается фактом — этой пожилой даме косметикой возраст не скрыть. Су-35 официально в ВВС России находятся чуть больше 1,5 лет.

Российский истребитель является представителем поколения 4++, а это значит, что по характеристикам он практически сравнялся с уникальными истребителями пятого поколения. Такая прыть для F-15 недостижима даже просто конструктивно.

«Орел» не обладает фактором «сверхманеренности» — качества, которое позволяет самолету оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. Чуть выигрывая у Су-35 в максимальной скорости (2650 километров в час против 2500), F-15 безнадежно проигрывает по части ускорения или форсажа.

В реальном бою против Су-35 американец бы выглядел нерасторопным и неловким, а все потому, что двухконтурные турбореактивные двигатели «АЛ-41Ф1С» российского истребителя по факту являются двигателями для машины пятого поколения.

На истребителях установлены радиолокационные станции разных типов.

Су-35 обладает РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», а F-15 оборудуется радаром с активной фазированной антенной Raytheon APG-63 (v) 3 .

На бумаге предпочтительнее выглядит последний, но российский истребитель имеет значительное преимущество в области пассивных сенсоров и инфракрасной оптико-локационной системы.

Наверное, самое большое преимущество Су-35 над F-15 кроется в средствах радиоэлектронной борьбы. Даже автор статьи в National Interest признает:

«Су-35 имеет очевидный козырь — цифровую систему радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания. Эта система способна одурачить ракеты AIM-120 AMRAAM F-15 и, вероятно, для попадания по российскому истребителю их понадобится значительно больше».

На деле же мы имеем в некоторой степени «неуязвимость» Су-35, по крайней мере, до того момента, пока истребитель не окружен парой звеньев F-15.

Количество (22) и разнообразие (Р-27ЭР, Р-27Т, РВВ-АЕ, Р-73, и это только противовоздушные!) ракет в арсенале Су-35 заставляет понервничать пилота американского истребителя. Ко всему прочему F-15 имеет морально устаревшую систему защиты от ракет «воздух-воздух» — вот к чему приводит непоколебимая уверенность в собственном превосходстве.

Отметим, что свою заинтересованность в приобретении Су-35 уже долгое время обозначают Индонезия, Китай и страны Латинской Америки.

Т-50 ПАК ФА и F-22 «Raptor»

Другим объектом сравнения стали истребители пятого поколения двух стран. F-22 на вооружении американских ВВС находится с 2005 года, а ПАК ФА поступит в части в 2016 году.

Подход к созданию заветной «пятерки» у двух стран сильно различается. F-22, как и его младший брат F-35, ставит во главу угла малозаметность и общую динамику движения самолета.

Совокупность такого развития привела к практически полной автоматизации процесса, личные качества пилота и виртуозная техника владения машиной отодвинулись на второй план, все свелось к автоматике — «нажал кнопку — убил».

Российские же конструкторы от такого «конвейера» отказались. Главной идеей машины стала сверхманевренность. Об этом в статье говорится с нескрываемым сожалением:

«Если у F-22 и есть преимущества по характеристикам малозаметности, то русский истребитель даст ему фору по маневренности. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и очевидно, что это даст ему значительный плюс в области маневров».

Помимо удивительной подвижности, это качество делает более совершенной и систему наведения бортового оружия, когда им можно прицелиться и вне направления движения. Этот боевой прием называется «заход в заднюю полусферу противника», является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками.

Уникальный двигатель для самолета был разработан НПО «Сатурн». Он имеет единственную в своем роде плазменную систему зажигания, что позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, и имеет цифровую систему управления.

Этот двигатель обладает повышенной силой тяги по сравнению с двигателями предшественников, что как нельзя лучше помогает раскрыть главный козырь Т-50 — маневренный бой.

Один Су-27 уничтожит три F-35

За счет худшей маневренности F-22 имеет большие проблемы с поражением целей, находящихся вне вектора движения. В реальном бою заход в заднюю полусферу корпуса американца будет означать для последнего верную гибель.

Максимальная скорость ПАК ФА выше его американского коллеги — 2600 против 2410 километров в час.

Не забывают упомянуть в материале и о новом шлеме пилота: «У русских в шлеме также может быть смонтированная система отображения информации».

Действительно, наиболее важная информация будет поступать на стекло шлема пилота напрямую.

Также летчик получает все данные о состоянии самолета, наведении на цель, окружающей обстановке на двух многофункциональных индикаторах МФИ-35.

Помимо них есть еще несколько индикаторов меньшего размера, которые дают исчерпывающую информацию о ситуации внутри и за бортом. За все это отвечает специальная интеллектуально-интуитивная бортовая система Т-50.

Если говорить об «интеллектуальной» системе F-22, то стоит вспомнить о двух падениях истребителя, когда система оповещения и информирования противоречила сама себе и ставила пилота в тупик. Т-50 имеет в арсенале передовую систему оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе «ОЛС-50М».

Его преимущество над заокеанскими радарами, в особенности над радаром F-22, признается мировыми экспертами. Также НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова разработало многофункциональную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками.

Для непосвященного эта информация почти ничего не значит, но именно эта система может стать козырем в современном воздушном бое. Ведь чем раньше замечена цель, тем больше времени на ее захват и выбора средств противодействия.

Помимо этого в крыльях самолета установлена станция активной обороны «Гималаи», которая способна создавать помехи вражеским радарам и вести радиолокацию.

Вооружение у истребителей схожее, а его список довольно условен. Оба самолета несут ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». В 2014 году было объявлено о создании целого арсенала ракет и бомб для ПАК ФА. Разнообразие снарядов позволит еще более гибко использовать машину в небе.

Сомнения американских экспертов в собственном воздушном превосходстве не случайны. Долгое время наличие самолетов пятого поколения рассматривалось ими как знак полного превосходства. Но, похоже, настают другие времена. Король умер. Да здравствует король!

Источник: https://rg.ru/2015/09/18/istrebitel-site.html

Су-35С против F-22 Raptor: русские обходят на крутых виражах

С российскими боевыми самолетами сравнения самолетов американских идут с переменным успехом. То вдруг одни западные эксперты выясняют, что «русские господствуют в воздухе», то тут же другие «знатоки» начинают это опровергать.

Где же отыскать истину, спросите вы? Искомого результата можно достичь, если убрать политическую подоплеку, когда желаемое выдают за действительное.

В качестве объектов для очистки от «информационного мусора» выберу американский самолет F-22 Raptor и российский Су-35С.

Итак, начнем.

F-22 Raptor — этот хищник задыхается на бегу

В создании истребителя по программе ATF (Advanced Tactical Fighter — «Прогрессивный тактический истребитель») принимало свыше 80 организаций, в том числе авиационные гиганты — Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. При проектировании истребителя ATF/F-22 впервые была использована система автоматизированного проектирования (САПР) CATIA французской фирмы Dassault Systemes и был создан испытательный комплекс COMOC.

Дело в том, что главной технической характеристикой F-22 была выбрана технология «стелс», или пониженной радиолокационной заметности, под которую подгонялись все узлы и агрегаты, конструкция и обшивка самолета.

F-22 на четверть состоит из композитных материалов, а титановых сплавов в нем — около 40%. При этом соотношение титана, алюминия и композитных материалов в конструкции самолета в процессе проектирования постоянно менялось.

В итоге титановых сплавов оказалось больше, а от этого самолет только стал дороже.

Интересный казус вышел с самолетной бортовой РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Да-да, той самой, которая видит цели на дальности 300 км, а крылатые ракеты — с расстояния 150 км.

При этом работа БРЛС грубо нарушает технологию «стелс». F-22 будет светиться на радарах российских ЗРС, таких как С-300 и С-400,  словно прожектор маяка.

А отказаться от такой БРЛС было уже нельзя: все же 4,5 млн долларов за штуку на ветер не выкинешь!

Поэтому конструкторы придумали и применили иное решение, уже отработанное прежде на практике.

Существует командная линия связи и передачи данных между самолетом ДРЛО AWACS, истребителем F-16 и ЗРК Patriot, связывающая их в единый информационный контур. Так же поступили и с F-22.

В реальной боевой обстановке он будет пользоваться не своей БРЛС, а данными с AWACS , который станет его «глазами и ушами» для корректировки данных по местоположению атакуемой цели.

Как известно, основным оружием F-22 Raptor являются ракеты класса «воздух-воздух» — AIM-120 AMRAAM. Они имеют активную радиолокационную головку самонаведения, но включают ее тогда, когда до цели остается около 8-10 км.

При этом самолет корректирует полет ракеты до цели с помощью данных от своей БРЛС.

Только так — и никак иначе! По другому выход в зону захвата цели головкой самонаведения ракеты не получится — из-за узкого луча ее бортовой РЛС.

Таким образом, в любом случае F-22 в гипотетическом бою будет, хоть и кратковременно, светиться на радарах наших РЛС.

Мало того, самолет будут облучать в разных диапазонах волн БРЛС наших истребителей и ЗРК ПВО, а, как известно, у самолета показатель ЭПР с разных ракурсов — разный.

К тому же при открытии оружейного отсека, в котором размещаются шесть AIM-120 AMRAAM, показатели ЭПР также увеличатся.

За маневренность самолета отвечают не только механизация крыла, но и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). В наших самолетах они представляют собой единое целое с двигателем и являются всеракурсными.

На F-22 УВТ вынесен как конструкция планера: с щитками из жаропрочных сплавов, отклоняющих тягу из сопла двигателя только вверх-вниз. Получается, что с таким УВТ американский «хищник» не может резво крутить петлю Нестерова и другие фигуры простейшего пилотажа — восьмерку, горку и другие.

К тому же и УВТ также повлиял на заметность истребителя, немного снизив ее в инфракрасном диапазоне.

Второй причиной ограничения маневренности стали неполадки с кислородной системой самолета.

Она состоит из комплекса OBOGS (On-board oxygen generating system — бортовая система генерации кислорода) и ее дополнения — комплекса EOS «классического» образца, в которую входят кислородный баллон и сопутствующее оборудование.

Суть проблемы была в переключении между этими системами во время полета при больших перегрузках. То есть пока полет нормальный, работает OBOGS, а как только начинается боевое маневрирование, должен работать EOS.

Но в результате летчики при выполнении полета с перегрузкой попросту задыхались, а в 2010 году был случай, когда из-за неполадок в кислородной системе даже погиб пилот. Неполадки случались так часто, что командование ВВС США вынуждено было ограничить F-22 по перегрузке и провести целый ряд дорогостоящих мероприятий по устранению их причин.

Хотя в Америке не любят «выносить сор из избы», все равно всякое тайное становится явным. Так произошло и с главным секретом F-22 — его фактической стоимостью. 29 июля 2018 года американский журнал Military Watch опубликовал статью, срывающую покров с тайны — во сколько же самолет обходится бюджету США.

Вот приблизительный подсчет экспертов: «Стоимость F-22 составляет около 150 миллионов долларов, стоимость его эксплуатации в течение 40 лет жизни — около 550 миллионов долларов или даже больше с учетом старения техники. Таким образом, за время его службы один F-22 Raptor обойдется американским налогоплательщикам как минимум в 700 миллионов  долларов (!)».

Сенсация? Безусловно. Получается, что 195 стоящих на вооружении ВВС США F-22 — золотые.

Читайте также:  Булатные ножи: методы изготовления

Я предполагаю, что скоро F-22 будут числиться в составе стратегического резерва, как Старая гвардия Наполеона во время Бородинского сражения 1812 года.

Су-35С — универсальный охотник за хищниками

Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания — от двигателя до комплексов вооружения — была разработана для решения главной задачи: это  агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.

Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.

Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.

Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».

Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват — на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.

Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны — РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах.

С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение).

С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.

В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.

В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.

В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» — истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.

Источник: https://zvezdaweekly.ru/news/t/20188101127-crziZ.html

F-22 Raptor, F-35 Lightning II и ПАК ФА Т-50|Кто кого

ПАК ФА Т-50

В небе над планетой Земля ещё не случалось воздушного боя, в котором бы сошлись истребители пятого поколения. Однако, совсем скоро в российской армии «встанут на крыло» истребители пятого поколения  ПАК ФА Т-50, которые предположительно будут именоваться Су-50, и уже известные характеристики этого самолёта позволяют спрогнозировать исход такого боя.

Семь лет конструкторы и испытатели доводят до совершенства ПАК ФА – уже известно о появлении Т-50 с индексом 11, который далеко ушёл вперед от единички. Одиннадцатый вариант спал существенно мощнее, незаметнее, «зорче» и «ударнее».

Истребитель пятого поколения – это что?

F-22 Raptor

Нужно сказать, что сегодня практически все страны, производящие истребители, претендуют на присутствие в «клубе пятерок». Безусловно, на первое место претендуют США со своим F-22.

Производство Раптора на настоящий момент закрыто из-за космической цены машины, а кроме того из-за ряда выявленных дефектов. Однако, военные США наличие серьезных проблем с истребителем отрицают.

Как бы там не было, а американцы успели выпустить более 200 F-22 Raptor и снимать их с весов возможной войны сегодня не стоит.

В 2016 году армия США получила упрощенный вариант F-22 Raptor – это F-35 Lightning II (в трех модификациях). Истребитель не такой «золотой» и не столь «умелый», как дорогой Раптор. Впрочем, и «тридцать пятый» совсем не прост – есть у него свои толстые плюсы, которые мы обязательно обсудим.

F-35 Lightning II

У России есть ПАК ФА или Т-50, который значительно посуровел за последние годы и скоро (уже в 2017 году) поступит в войска.

Известно, что этот триумвират в ближайшие годы попытается разбавить Китай своими истребителями Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О «тридцать первом» говорить сегодня рано – машины скорее нет, чем она есть.  А вот Chengdu J-20 на «пятерку» совсем не тянет. Это, в лучшем случае, «4++».

  Незаметность у машины на уровне 0,5 на метр квадратный. Незаметность у профессионалов называется ЭПР – эффективная площадь рассеивания. ЭПР – это способность рассеивать направленную электромагнитную волну. И чем меньше ЭПР, тем меньше шансов у самолета появиться на экране радара.

По нынешним временам самолет входит в категорию «невидимка», если его ЭПР меньше 0,4 на квадратный метр. Вот у исходного (до модернизации) бомбера Т-160 этот показатель равняется 25 (какой ЭПР у модернизированного Т-160 мне неизвестно. И не только мне), а у танка «Т-90» – 30, у среднего человека – около единицы, что существенно больше, чем у самолета пятого поколения.

Так вот, у китайского Chengdu J-20 ЭПР высоковат для пятого поколения. А ещё этот истребитель не умеет перемещаться в пространстве со сверхзвуковой скоростью без форсажа.

Японский Shinshin ещё только доводится до уровня «невидимки» без оружия. И не известно, когда у японцев получится невидимка вооруженный. Несколько дальше японцев продвинулись к желаемому результату турки с TF-X, иранцы с  Qaher F-313 и индонезийцы с KF-X/IF-X. Однако, их машины сегодня – это только 4+. Ну, может быть 4++. И всё.

Европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon  и французский Dassault Refale имеют некоторые отличительные характеристики «пятёрок», однако у нашего СУ-35С этих признаков существенно больше. И смоделированный бой показал, что у «европейца» и «француза» нет шансов даже против 35-го Сухого.

Получается, что в современном небе у нашего ПАК Фа (Т-50) только два реальных конкурента: F-22 Raptor и F-35 Lightning II. И тут, как мне кажется, самые лучшие в мире истребители ждёт сюрприз. И не один сюрприз. Целая коробочка сюрпризов.

F-22 Raptor,  F-35 Lightning II и ПАК ФА. Сила силу ломит

ПАК ФА Т-50

Ещё одно существенное требование к истребителю пятого поколения – это сверманёвренность.

Что такое сверманёвренность? Это способность самолёта сохранять управляемость и устойчивость при перегрузках самого высокого уровня на закритических углах атаки, а ещё – возможность изменять своё положение в воздушном потоке, что в итоге позволяет атаковать самолёты противника под углом к текущим траекториям.

Однако, сверхманёвренность – это российская фишка. Американцы для своих истребителей считают сверхманёвренность лишней, поскольку предполагают поражать противника на дальних или (в крайнем случае) средних дистанциях.

Это совсем не значит, что F-22 Raptor – это ступа с мотором. Истребитель сверхманевренностью обладает. Возможно, американцы понимали, что конкуренты уже дышат им в спину и удержать противника исключительно на дальних дистанциях не удастся.

Изначально первые версии ПАК ФА вооружались двумя двигателями АЛ-41Ф1, которые создавали суммарную тягу в 30 000 кгс. Эти двигатели, на сегодняшний день, имеют наивысшей скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет истребителю буквально вертеться на месте веретеном.

Что касается двигателей F119-PW-100, которые стоят на «Рапторах», то и у них сопла отклоняются на 20 градусов, однако исключительно по вертикали. И со скоростью «целых» 20 градусов в секунду, против 60 градусов у Т-50.

А вот суммарная тяга у «американцев» составляет 32 000 кгс, а это, по мнению НАТОвских специалистов, даёт их самолету преимущество по тяговооруженности. И они, специалисты, тут же объявили, что их самолёт будет доминировать на вертикалях. Утверждение несколько спорное. Так могло бы случиться, если бы «Раптор» взлетал не с полным комплектом вооружения и меньшей заправкой по топливу.

А ещё если бы на ПАК ФА, начиная с шестой модели, не начали устанавливать модернизированную версию АЛ-41Ф1, суммарная тяга которых уже 35 000 кгс. А ещё КБ им. Люльки объявило, что у серийного двигателя тяга будет 36 000 кгс.  И кто теперь будет доминировать на вертикалях? При бесспорном доминировании во всех остальных ракурсах.

При такой мощности ПАК ФА может брать на борт больше топлива (ёмкость внутренних баков 13 т) и только на внутренних баках, в полном комплекте вооружения, истребитель будет работать в радиусе 1 000 километров. А без использования сверхзвукового режима – 2 700 километров. Самолет может взлететь в районе Москвы, сгонять в центр Европы, «завалить» там пару-тройку партнерских истребителей и вернуться домой.

А у «Раптора» возможности существенно скромнее. Заявленные 2 500 километров возможны для практически пустой машины с лётчиком в средней весовой категории (про лётчика – шутка). Реальный радиус действия Раптора (с полной загрузкой и при крейсерском «сверхзвуке») не более 800 км.

На фоне ПАК ФА и F-22 Raptor  «упрощенный» F-35 Lightning II выглядит совсем скромно. Сверхманевренным его можно считать лишь условно (тяга 20 000 кгс), шансы тягаться с Т-50 в ближнем бою мизерные.

Однако, я всё про ближний бой. А североамериканцы и Ко не собираются меряться силами с ПАК Фа на ближних дистанциях. А что будет, если бой случится «там вдали».

А зачем тебе такие большие глазки?

Идеальный вариант для воздушного боя на дальней дистанции – я противника вижу, а он меня ещё нет. И при этом я могу этого противника «завалить» и быстро-быстро удрать с места героического боя. Именно так видели бой американские конструкторы, когда создавали свой F-22 Raptor.

Но опять что-то пошло не так.

ЭПР у всех истребителей (2 из США и один наш) примерно одинаков. Правда у ПАК ФА кормовая проекция даёт более серьезную засветку в инфракрасном режиме. Такая вот плата за более резвый двигатель и повышенную манёвренность. Однако, как выяснилось, это совсем не страшно. Для нашего истребителя совсем не критично, где находится противник.

У «американцев» стоят новейшие бортовые РЛС, которые находят противника с ЭПР от 0,1 до 0,5 на метр квадратный за 100-220 километров. На ПАК Фа стоит похожая РЛС. Но не одна, а целых шесть штук, по «периметру», что позволяет пилоту «видеть» небо на 360 градусов во всех плоскостях.

  На 10 и 11 модели ПАК ФА в качестве «фронтального» ока приспособили РЛС с РОФАР (радиооптической фазированной антенной решеткой).

Все параметры этой РЛС неизвестны, однако известно, что усовершенствование позволило захватывать цели с ЭПР  менее 0,1 (!!!!) на дальности свыше 300 (!!!) километров.

А ещё РЛС установленные на борту Т-50 позволяют истребителю решать ещё целый ряд задач. Например, истребитель может лететь на сверхмалых высотах по рельефу местности. F-22 и F-35 так летать не могут.

Самолеты (все три) имеют примерно аналогичные системы предупреждения о пусках ракет. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что установленная на F-35 система DAS позволяет отслеживать не только пуски ракет, но и обнаруживать тепловое излучение двигателя самолета, который летит на бесфорсажном малозаметном режиме. Изящненько.

Однако, изящество можно исправить одним мощным ударом.

Вооружение F-22 Raptor, F-35 Lightning II и ПАК ФА Т-50

F-22 Raptor

Основательный F-22 Raptor может нести 12 ракет: 8 во внутренних отсеках и 4 ракеты на внешней подвеске. У более легкого F-35 Lightning II в «закромах» всего 4 ракеты.

Читайте также:  Полноприводный грузовой внедорожник камаз-5350

Русский ПАК ФА может взять 10 ракет внутрь и шесть на подвеску. Впрочем, от внешней подвески разработчики «Сухого» решили отказаться (для повышения незаметности) и оставить только «внутренние» ракеты. На серийных машинах будет их 12 штук самого разного назначения.

И самыми разными (часто невероятными) характеристиками.  Например, ракета Х-74М2 (воздух-воздух) может разгоняться до гиперзвуковой скорости (более 4М) и поражать цели на дальности более 300 км. Весит ракета около 400 кг с соответствующей разрушительной мощностью.

Очень хочется «нарисовать» схему возможного боя между F-22 Raptor и ПАК ФА Т-50 (F-35 Lightning II вне игры изначально). У американца есть шанс, если ему удастся подкрасться с нижней задней полусферы – будет несколько секунд, чтобы запустить ракету.

Во всех остальных случаях ракета Х-74М2 долетит до Раптора быстрее, чем американская ракета до нашего истребителя. У ПАК ФА есть примерно 50% вероятность увернуться от американской AIM-9Х. У F-22 Raptor нет ни одного шанса избежать встречи с Х-74М2.

Эксперты говорят, что если самолеты встретятся на дальности 20-30 км, то тут всё будет зависеть исключительно от мастерства пилотов. Однако, на истребителях такие РЛС, что сближение на 20-30 километров – это уже из области чистой теории или закона подлости.

Почему я «убрал из боя» F-35 Lightning II? Имеющихся у него 4 ракет «маловато будет», чтобы со 100 % вероятностью поразить ПАК ФА. Круизная скорость ПАК ФА позволит ему легко убежать от ракет американца (без маневра). А потом он вернётся.

ПАК ФА Т-50

10 Фев 2017      admin    

Источник: http://typrishol.ru/voennaya_texnika/pak-fa-t-50-protiv-f-22-raptor-virtualnyj-boj.html

Су-35 vs F-22: кто сильнее в воздушном бою

Американский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.

Отдавая дань сверхманевренности Су-35С и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale.

Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.

В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам.

По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.

Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе.

С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным.

И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.

Читайте также

Авианосец «Шторм» входит в штопор

Что для ВМФ РФ полезнее — плавучий аэродром или универсальный десантный корабль?

Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35.

И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги.

Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.

Самый маневренный из американских «пятерочников» — F-22 Raptor — способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости.

Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится.

То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».

Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника.

И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35.

И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.

Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м.

Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км.

В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение.

Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км.

Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.

Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех.

Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН.

По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля.

Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН.

И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.

При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения.

Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя.

Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.

Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС — 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.

F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.

Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения прибрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».

Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США — AIM-9X Sidewinder.

Читайте также

Парад последнего резерва флота

На Балтике сотни миллионов рублей вылетят в корабельные трубы ради небывалого праздника

Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным — самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции.

Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели.

Еще одно достоинство этой ракеты — управляемый вектор тяги.

Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.

К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 — РВВ-МД. В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.

Источник: https://svpressa.ru/war21/article/177764/

В небе европы: су-35 против eurofighter typhoon

Последнее время сравнения российской и западной военной техники регулярно проводятся зарубежными СМИ. Как нетрудно догадаться, западные эксперты считают, что их техника лучше. Точно так же думают и российские специалисты.

Журнал National Interest на прошлой неделе сравнил возможности Су-30 и F22. Сейчас очередь дошла до европейских истребителей. Военный обозреватель американского издания Дейв Мажумдар попытался выяснить, кто победит в воздушном бою: российский многоцелевой истребитель Су-35 или европейский Eurofighter Typhoon.

Выбор для сравнения не случаен, потому что Eurofighter стоит на вооружении ВВС многих европейских стран, включая Великобританию, Германию, Италию и Испанию. NI считает, что он без проблем сумеет выстоять в воздушном бою против лучших российских истребителей. Таких, например, как Су-35.

Недавние тренировочные полеты Typhoon ВВС Великобритании с Су-30 МКИ индийских ВВС показывают, что эти самолеты вполне сопоставимы по летным и другим характеристикам.

«Первые впечатления от Flanker (таково название Су-35 в терминологии НАТО) очень положительные,- заявил в интервью NI командир британской эскадрильи Крис Мун, участвовавший в тех полетах.- Это великолепный самолет, и мы очень гордимся, что нам удалось летать рядом с ним на наших Typhoon».

У индийских летчиков впечатления об европейских истребителях тоже самые благоприятные. Они считают, что Су-35 и Eurofighter Typhoon примерно равны.

«Оба самолета четвертого поколения,- объяснил командир индийской эскадрильи Ави Арья.- Оба обладают вполне сопоставимыми характеристиками. На первое место выходит пилот, сидящий за штурвалом».

Главное в случаях противоборства примерно равных самолетов состоит во всемерном использовании сильных сторон воздушной машины и избегании слабостей.

Главным достоинством Су-35, по мнению NI, его прекрасная маневренность благодаря двигателям с управляемым вектором тяги.

У европейских истребителей значительно лучше, считает Дейв Мажумдар, кабина пилота и его интерфейс, а также датчики.

Однако главным преимуществом уже в самом ближайшем будущем станут ракеты «Метеор», управляемые ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности с активной радиолокационной ГСН. До тех пор, пока на Су-35 не появится оружие такой же мощности и эффективности, Eurofighter Typhoon будет обладать определенным преимуществом в бою.

С этим выводом не согласны российские военные специалисты. Например, военный обозреватель Виктор Литовкин, считающий, что Су-35 более функционален и способен не только бороться с противником в воздухе, но и уничтожать цели на земле и воде, а также поддерживать наступление сухопутных войск.

По боекомплекту Су-35 превосходит Typhoon в полтора раза: 9 и 6,5 тонн соответственно.

Наш истребитель способен обнаружить цель на расстоянии 400 км, а европейский – лишь 300. К тому же, утверждает Виктор Литовкин, Typhoon в отличие от Су-35 не оборудован системой предупреждения о пуске ракет противника. Между тем, эта система дает летчику несколько драгоценных секунд для маневра.

В заключение российский эксперт делает вывод, что именно у Су-35 благодаря лучшей маневренности больше шансов победить Eurofighter Typhoon в воздушном бою.

Источник: http://expert.ru/2015/09/29/v-nebe-nad/

F-22 против Су-35 – американский «Raptor» проигрывает дуэль вчистую!

С началом антитеррористической операции Вооруженных сил РФ в Сирии значительно возрос интерес к российской военной авиации, и в особенности к передовым разработкам в этой области.

Успехи наших Воздушно-космических сил в Сирии подтвердили: в этом компоненте у Российской армии – полный порядок, даже при том, что на боевые вылеты с базы в Латакии отправляются самолеты, разработанные еще в 1970-е годы (основу авиационной группы ВКС составляют Су-24М и Су-25, а также истребители прикрытия Су-30М).

Гордость нашего военного авиастроения – Су-35 – в Сирийской операции не участвует. Впрочем, и тех сил, и средств, что задействованы в Сирии, хватает для выполнения поставленных руководством России задач. Хотя, думаю, многим было бы интересно сравнить боевые возможности Су-35C 4++ поколения с основным истребителем 5-го поколения ВВС США F-22A «Raptor».

Кто-то может спросить, почему F-22, а как же более современный F-35? Дело в том, что F-35 еще окончательно не принят на вооружение – ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 аж на 2019(!) год из-за серьезных проблем с двигательной установкой и программным обеспечением самолёта. Есть у него недоработки и с несущими элементами вооружения.

Перспективы F-35 вообще довольно туманны – многие страны НАТО уже отказываются от покупки этого «кота в мешке», или значительно сокращают количество закупаемых машин, поэтому уместнее сравнивать наш Су-35 именно с F-22, стоящим на вооружении ВВС США с 2005 года.

Читайте также:  Охотничий костюм: выбор для разного времени года

История появления на свет динозавра, «Раптора» («Raptor») – как окрестили F-22, очень интересна. Идея создания истребителя 5-го поколения возникла в Пентагоне еще в конце 1970-х, конечно, в свете противостояния с СССР.

В 1981 году, на пике холодной войны, командование ВВС США начало формировать задание на разработку передового фронтового истребителя (ATF) пятого поколения, который должен был заменить уже устаревающий F-15 Eagle.

В июле 1986 года был объявлен конкурс на проект истребителя пятого поколения, а к началу 1990 году было построено 2 прототипа будущего флагмана истребительной авиации США — YF-22 и YF-23.

Однако, на программу ATF к концу 80-х годов были затрачены столь огромные средства, что в итоге начальные требования к истребителю были существенно снижены, — дабы избежать дальнейшего увеличения стоимости разработки и испытаний, а затем самих и серийных самолётов.

Спустя год, 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/ Boeing/ General Dynamics победителем в конкурсе на разработку и выпуск истребителя пятого поколения, названного F-22 «Raptor».

Его основными особенностями стали сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15.

Немаловажной особенностью самолета должна была стать и его малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, достигаемая в результате применения технологии «стеллc» (stells). Первая предсерийная машина F-22 поднялась в воздух 7 сентября 1997 года.

Но прошло целых восемь лет, прежде чем 15 декабря 2005 года на авиабазе Лэнгли (Вирджиния, США) была проведена торжественная церемония сдачи в эксплуатацию ВВС США многоцелевого истребителя Локхид Мартин F-22A «Raptor». СМИ рассыпались в хвалебных эпитетах в честь нового истребителя, военного руководства Америки и ВПК США. Казалось, господство в воздухе обеспечено американцам навсегда…

Но недолго музыка играла. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в городе Мариэтта, (Джорджия, США) покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195.

Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем F-22A, переданным ВВС США.

Что же стало причиной того, что вместо почти 1000 истребителей, планировавшихся к выпуску, в итоге на вооружение ВВС США было принято менее 200 единиц. Ответ прост — цена!

На текущий момент самолёт F-22A является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении ВВС.

По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22A (с учётом всех косвенных затрат, в том числе стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн. долларов.

Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта — в связи с распадом СССР и окончанием холодной войны из первоначально запланированных 750-900 было закуплено всего 187 единиц.

В 2006 появилась шутка, что F-22 идет «на вес золота» («costs more than its weight in gold»), что буквально соответствовало действительности — на тот момент стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого «Раптора») составляла те же 400 млн. долларов. Почти полмиллиарда за один самолет – как вам?

Ну да, Бог с ним, с «Раптором», нас должны больше интересовать свои передовые разработки. С военным бюджетом Пентагона мы тягаться, конечно, не можем, зато всегда брали другим — надежностью, высоким эксплуатационным ресурсом и прорывными техническими решениями. И Су-35 – как раз живое воплощение российской военной инженерной мысли, всегда опережавшей свое всемя.

Су-35 (по кодификации НАТО «Flanker-Е+») — российский многоцелевой сверх- манёвренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Серийная модификация для ВКС России обозначается как Су-35С.

Обозначение «поколение 4++» является условным и указывает, что характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам машин пятого поколения; «Сушка» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Разработка Су-35 явилась ответом на появление в США (и планах — в ряде стран НАТО) истребителей пятого поколения. Задание на разработку нового истребителя было направлено в ОКБ «Сухой» в начале 2000-х, а в 2006 году было начато производство установочной партии.

Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Прошло три с лишним года, прежде чем 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С (С – значит серийный).

И дальше дело пошло куда быстрее – уже 25 декабря 2012 года Минобороны получило на вооружение первые шесть серийных истребителей. А 9 мая 2015 4 Су-35С ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка – торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги.

Данные двигатели удовлетворяют всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Истребитель имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР.

Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, цифровой комплекс управления вооружением.

Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим атаки наземных целей, возможность картографирования земной поверхности, позволяет обнаруживать и «вести» воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км. Согласно данным ОКБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет эксплуатации.

А теперь самое интересное, — в 2013 году стоимость Су-35С, производимого для ВС РФ, составляла в пересчете на доллары США — 45 млн $ (экспортный вариант Су-35 стоит 82-85 млн.$, в зависимости от комплектации). После падения курса рубля, стоимость «Сушки» в долларовом эквиваленте упала до 20 млн.

$, что сделало наш самолет абсолютным лидером на рынке истребительной авиации по соотношению цена/качество. Судите сами – один F-22A обходился американской армии в 450 млн.$., а Су-35С обходится российской – в 20 млн.$.

В двадцать раз дешевле! Один F22 против 20 Су-35?! Можно услышать возражения, ну так «Раптор» – это пятое поколение, а наша «Сушка» – это всего лишь 4++? И пусть, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов, но мы им не поверим, а попробуем разобраться, насколько Су-35 уступает американским F-22 и F-35, – и уступает ли вообще.

В июле 2008 г. было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против нескольких американских истребителей – F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, с крайне печальным для заокеанских военных итогом – всего одна победа американских истребителей в более чем 20 воздушных боях против Су-35.

Моделирование было проведено на базе ВВС США Хикам (Гавайские острова), чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС США и два – военной разведки Австралии.

Депутат австралийского парламента Денис Дженсен заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-22 и F-35 были «беспощадно избиты русским истребителем Су-35». Его способность сбивать «стеллс»-самолеты во многом объясняется его сверхманевренностью.

Силовая установка Су-35 позволяет выполнять ряд сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и уникальный «блин» (или «Pancake» – горизонтальный разворот на 360 градусов с минимальной потерей скорости).

Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». «С появлением Су-35 эта тактика должна быть пересмотрена.

F-22 или F-35, возможно, первым обнаружит русский истребитель, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга.

В этом случае преимущество стеллс-невидимости значительно снижается, – считает Свитман, военный эксперт Defense Industry Daily, – технологии стеллс очень полезны, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера».

В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника.

Тактическое преимущество выполнения маневров на сверхвысоких углах атаки с резким изменением скорости полета состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает (моделирует), где будет находиться цель через некоторое время, – но только не в случае с «коброй» или «блином». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, заметно снижают дальность эффективного пуска ракет противника», – считает Свитман.

Может быть, «Raptor» хорош в преодолении насыщенной противовоздушной обороны противника? По данным другого исследования, проведенного в 2012 г. по заказу командования ВВС США, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже многоцелевой истребитель пятого поколения F-22.

По результатам этого исследования, для того, чтобы в случае войны с Россией достичь подавляющего превосходства в воздухе, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400-500 самолетов F-22 «Raptor». В ином случае американская авиация не сможет преодолеть эшелонированную систему противовоздушной обороны России.

Для примера: комплекс С-400 «Триумф» способен обнаружить и поразить сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), которую имеет пятирублевая монета – 0,002 м2 (ЭОП F-22 составляет около 0,3 м2, что, 150 раз больше площади монеты).

На испытаниях С-400 в штатном режиме поражал воздушные цели, которые выполнены по технологии «стеллс», то есть самолеты-«невидимки» (в том числе с ЭОП менее 0,1 м2, что превосходит показатели как F-22, так и F-35).

Итак, что же получается: F-22, вовсе не так хорош, как это расписывают американские СМИ и НАТОвские «эксперты», а Су-35С, наоборот, по соотношению эффективность/стоимость не просто наравне с американскими истребителями пятого поколения, а на порядок превосходит их. Кошмарный сон для Пентагона и НАТО.

Еще страшнее для американских ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят все недостатки и проблемы нового F-35, когда тот еще даже не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся «самолеты будущего» – истребители-невидимки «Сухого» ПАК ФА.

Впрочем, это – тема для отдельной статьи…

P.S. 1 февраля 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С для испытания в боевых условиях. Свершилось – лучший истребитель в мире появился в небе Сирии! Приближая день победы сирийского народа – в союзе с Россией – в войне против терроризма!

Андрей Князев, специально для News Front

  • Ратное дело
  • Истребительная авиация
  • Армия России
  • НАТО

Источник: https://cont.ws/post/222727

Ссылка на основную публикацию