Советская боевая машина бм-14-17м – первая послевоенная реактивная система залпового огня

Боевая машина БМ-14-17 (индекс 8У36)

Боевая машина БМ-14-17 (БМ-14-17М индекс 8У36М) представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и модифицированного шасси грузового автомобиля.

Артиллерийская часть состоит из семнадцати стволов (верхний ряд – 9, нижний ряд – 8), люльки, основания с поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и механизмом стопорения по-походному, прицельного устройства, электрооборудования и специального оборудования шасси. Люлька служит для крепления стволов, прицельного устройства и электрооборудования. Люлька – жесткая сварная коробка, соединяясь с помощью осей с основанием, образует качающуюся часть боевой машины. Основание состоит из штыря, кожуха штыря, поворотного, подъемного и уравновешивающего механизмов и механизма стопорения по-походному. Штырь, установленный на подшипниках в кожухе штыря, вместе с качающейся частью и поворотным механизмом, а также подъемным и уравновешивающим механизмом представляет собой вращающуюся часть боевой машины.

Поворотный механизм червячного, а подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служит для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма.

Механизм стопорения по-походному предназначен для стопорения вращающейся и качающейся частей машины в походном положении.

С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины).

Прицельное устройство состоит из прицела и панорамы. При стрельбе ночью шкала прицела и панорамы освещаются специальной системой, питающейся от аккумуляторов автошасси боевой машины.

В качестве базы для БМ-14-17 использовалось модифицированное шасси грузовых автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-63А.

Модифицированное шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, размещенной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля.

Специальное оборудование автошасси боевой машины состоит из сиденья, защиты кабины, переднего и среднего настилов, стойки для тента, ящика ЗИП, кронштейна запасного колеса и домкратов. Боевая машина БМ-14-17М размещалась на шасси автомобиля ГАЗ-66 (см. схемы в боевом и походном положении).

При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над грунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется около 1.5 минут.

Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта на расстоянии до 60 м от боевой машины.

Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 1.5-2 минут. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной.

Боевая машина, заряженная 17 снарядами может совершать марш до 650 км без дополнительной заправки горючим и открывать залповый огонь через 1-2 минуты после команды “К бою”.

Основным типом снаряда для БМ-14-17 (БМ-14-17М) являлся 140-мм неуправляемый турбореактивный снаряд М-14-ОФ (см. описание).

Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14ОФ в боекомплект этих боевых машин входили дымокурящие снаряды М-14Д (см. описание).

Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами.

Смотрите галерею на нашем сайте: Боевые машины БМ-14-17 и БМ-14-17М (индекса 8У36, 8У36М). Руководство службы.

Источник: http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/bm_14_17/bm_14_17.shtml

Советские реактивные системы

Реактивная артиллерия — вид полевой артиллерии, в котором для поражения цели используются неуправляемые реактивные снаряды.

Поскольку эти снаряды имеют существенное рассеивание, необходимая эффективность огня достигается применением многозарядных пусковых установок, стреляющих залпом по площадным и групповым целям.

В настоящее время в экспозиции историко — культурного комплекса «Линия Сталина» представлены три реактивные системы залпового огня (РСЗО) – это БМ — 13 «Катюша», БМ — 14 и БМ — 21 «Град».

Боевая машина реактивной артиллерии БМ — 13 «Катюша»

БМ – это боевая машина, калибр – 13 сантиметров. Вскоре БМ — 13 получила у советских солдат название «Катюша» по имени героини популярной в то время песни.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям партии и правительства СССР и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М — 13 и пусковой установки.

Залп из 16 снарядов боевая машина производила за 7 — 10 секунд, для ее заряжания требовалось 5 — 8 минут. Время перевода боевой машины из походного положения в боевое не превышало 2 — 3 минуты. В качестве базового шасси использовались отечественные автомобили ЗИС — 5, ЗИС — 6 и поставляемые по ленд — лизу «студебеккер», «форд — мармон».

Напротив сиденья командира боевой машины был смонтирован «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей. При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел.

Боевое крещение «Катюши» приняли в составе батареи под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова.

Свои первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися там немецкими эшелонами.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флёрова способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения.

140 — мм реактивная система залпового огня БМ — 14 — 16

Реактивная система залпового огня БМ — 14 — 16 принята на вооружение Советской Армии в 1952 году. «БМ» — боевая машина, «14» — калибр снаряда в сантиметрах, «16» — число направляющих. Пусковая установка выпускалась на шасси автомобилей повышенной проходимости ЗИЛ — 157, ЗИЛ — 131, ГАЗ — 63А.

Пакет направляющих состоит из шестнадцати гладкоствольных труб, расположенных в два ряда по восемь в каждом. Длительность залпа составляет 7 — 10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или c помощью выносного пульта. Боевой расчет установки состоит из 7 человек.

На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета – на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Стрельба ведется 140 — мм неуправляемыми турбореактивными снарядами.

Эта система в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью и, кроме Советской армии, поступала на вооружение стран — участниц Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Египет, Северную Корею, Вьетнам. Во многих этих странах система БМ — 14 — 16 эксплуатируется и сегодня. 

122 — мм реактивная система залпового огня БМ — 21 «ГРАД» (9К51)

РСЗО БМ — 21 «Град» принята на вооружение Советской Армии в 1963 году.
Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.

Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости до +55 градусов. Угол горизонтального обстрела равен 172 градуса (102 градуса влево от автомобиля и 70 – вправо).

Для системы «Град» был разработан 122 — мм неуправляемый реактивный снаряд. Максимальная дальность стрельбы составляет почти 21 километр. Продолжительность залпа составляет 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта.

Стрельбу можно вести в широком температурном диапазоне от — 40 до +50 градусов С. Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал — 375Д». При движении по шоссе он развивает скорость 75 км/ч.

Запас хода составляет – 750 км.

В настоящее время БМ — 21 «Град» находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. 

Источник: https://stalin-line.by/ekspozitsiya/ploshchadka-boevoj-tekhniki/sovetskie-reaktivnye-sistemy

Внук «Катюши». Реактивная система залпового огня «Град»

«Град» — известнейшая военная разработка СССР после AK-47, поспорят тут разве что Су и МиГ. Реактивные системы залпового огня — отдельная глава истории войн. Читайте о РСЗО «Град» — вершине инженерной мысли, смертоносной машине и музейном экспонате.

Перед «Градом»

«Катюша», или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.

Чем же была так хороша «Катюша» и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.

Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное — осколочно-фугасное. Дальность стрельбы — километры и десятки километров. Скорость перемещения машины — как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние — за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.

Первой послевоенной попыткой развить идеи «Катюши» была БМ-14, то есть «боевая машина, модель 14». Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.

Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.

БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом — ЗИС-157, а в середине 60-х — ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.

До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену — БМ-21, получившую собственное имя «Град».

Снаряды «Града»

Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) — вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть — в реактивном снаряде.

Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть.

Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны — уже третьей мировой — «Град» и проектировался.

Первым и основным боеприпасом для «Града» стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.

Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас — ГНПП «Сплав»), выступавшего головным разработчиком всей системы «Град», корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.

Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда.

В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола.

Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг — ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг — взрывчатка.

При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с.

На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия.

Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.

«Град», заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км.

Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше — например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на «Граде» малые углы возвышения и прямую наводку.

Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и «другие цели в малой тактической глубине».

Впоследствии для «Града» было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.

Артиллерийская часть и шасси

Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм.

Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную.

Угол возвышения (максимальный — 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.

Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 «Береза» на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке»Град» — механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО «Град» длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.

Шасси «Града» — это самая понятная «гражданским» автомобилистам часть «Града», хотя вариаций у нее было не мало.

Изначально «Град» базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.

Читайте также:  Парабеллум — подробный обзор немецкого пистолета

Колесная формула грузовика — 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост — со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление — с гидроусилителем.

До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась «раздатка» с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. «Град» на базе «Урала» считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.

Кроме «Урала», артиллерийскую часть «Града» ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант).

В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков.

Помимо этого, известны многочисленные «пиратские» копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды «Града».

Испытания и постановка на вооружение

Установку «Град» начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов.

Сроки были сжатыми — всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне «Ржевка» под Ленинградом состоялись государственные испытания.

По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 — сломался лонжерон шасси.

Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее — теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта «госприемки» разработчиком удалось искоренить все «недуги».

Ранней весной 1963 года РЗСО «Град» завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву.

Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.

И Ленина (он же завод №172), и в том же году «Град» успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).

В своем конечном виде БМ-21 «Град» имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.

Конфликт с Китаем

Боевым крещением системы «Град» и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться «стратегические противники», стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури.

Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников.

15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.

С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар — китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, «обрабатывая» остров минометным огнем.

Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 «Град», и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было.

В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров.

Противник тем временем усилил минометный огонь по острову — было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.

В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град».

В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории.

В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.

Считается, что решающее значение в том бою — и по разрушительному действию, и по деморализации противника — оказали именно установки «Град».

Идеальная цель для этих машин — это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары «Града» практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады.

В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено — китайцы были выбиты с Даманского острова.

«Град» нашего времени

Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 «Град». В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.

Тактика применения системы «Град» за эти годы в разных армиях была различной.

Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин.

В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.

А «Организация освобождения Палестины» в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 «Град» наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение — скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.

Небо без ракет

Кроме указанных «горячих точек», «Град» применялся Азербайджаном в карабахском конфликте, Россией — в обоих чеченских кампаниях, а также в Южной Осетии в 2008-м. Использовали эти установки в вооруженных конфликтах в Анголе и Сомали, в гражданских войнах в Ливии и Сирии. А сейчас в вооруженном конфликте на востоке Украины такая техника применяется обеими противоборствующими сторонами…

Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему «Град» — боевая машина 9А51 «Прима» должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у «Града», что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. «Приму» даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.

Но и в своем нынешнем виде «Град», некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно.

«Град» представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей.

«Град» — прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место — в музее военной техники.

Источник

Источник: https://ribalych.ru/2015/02/10/reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-grad/amp/

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 «Катюша»)

Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой.

Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г.

21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя.

На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.

Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И.

Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

Состав

В состав БМ-13″Катюша» входят следующие боевые средства:

Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ; Реактивные снаряды .

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор.

Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло.

Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда.

Читайте также:  Спутник ио — самый активный и самый загадочный объект солнечной системы

Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности).

Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение.

Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО»Катюша»:

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант — МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 — имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля.

Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов.

Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля.

Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой». В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее.

В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.

Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою.

Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1.

Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию.

Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами.

Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

Пусковая установка БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker (6×4)При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд.

Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль «Студебеккер US 6х6», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ.

Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А.

Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек.

Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Источник: https://topwar.ru/643-tajny-russkogo-oruzhiya-proekt-bm-13-zagadki-i-legendy-reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-bm-13-16-katyusha.html

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»)

Реактивные снаряды для реактивного миномета БМ-13 «Катюша»

В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух».

Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.

К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13.

По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива.

Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка.

Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля.

Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину.

Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая

С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года.

Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.

Эксплуатация боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Ситуация с дальнейшей судьбой «Катюши» резко изменилась после того, как 21 июня 1941 года (за день до начала войны!) на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства.

В тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства БМ-13 и снарядов к ней на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском заводе «Компрессор».

Основным предприятием по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Ленина.

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.Л.Флерова, была вооружена всего семью установками БМ-13, изготовленными Реактивным НИИ.

Первый бой этой батареи случился в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года, когда «Катюши» стерли с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

Гвардейские минометы ведут огонь по врагу

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек.

Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров.

Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, а БМ-13 «Катюша», соответственно, гвардейским реактивным минометом.

БМ-13 на базе ЗИС-6 находилась в производстве до 1943 г., пока не была сменена более тяжелой и мощной реактивной системой БМ-13Н выполненной на шасси американского грузового «Студебеккера».

Кроме варианта на самоходном грузовом шасси, применялся также варианты «Катюши» в виде стационарных установок (в основном на кораблях и речных мониторах), а также облегченных переносных установок на базе снарядов М-8 («горная катюша») и даже гусеничном шасси легких танков Т-70.

Страна: СССР
Тип: Реактивный миномет
Дата выпуска: 1940 г.
Длинна: Как ЗИС-6
Ширина: Как ЗИС-6
Высота: Как ЗИС-6
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 5-7 человек
Двигатель: Как ЗИС-6
Дальность хода: Как ЗИС-6
Максимальная скорость: Как ЗИС-6
Масса: Как ЗИС-6
Вооружение: 16 реактивных снарядов М-13 калибра 132 мм, на 16 направляющих.

Конструкция боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 изготавливалась на базе трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 (4х6) и имела 16 направляющих для установки реактивных снарядов М-13, расположенных вдоль продольной оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой», число которых составляло восемь.

При стрельбе машина дополнительно фиксировалась с помощью двух домкратов расположенных близко к центру тяжести, благодаря чем раскачивание установки при стрельбе стало минимальным. Экипаж БМ-13 состоял из 5-7 человек: наводчика, водителя, командира машины и 2-4 заряжающих.

Заряжание установки производилось с заднего конца направляющих, что было удобнее для персонала и позволяло значительно ускорить операцию загрузки боекомплекта. Установка имела простейшей конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины.

Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Против сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающей диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 секунд.

Читайте также:  Охотничье ружьё мц-20 с богатой историей

Чертеж боевой машины реактивной артиллерии БМ-13

Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Корпус реактивного снаряда М-13 представлял собой сварной цилиндр из трех отсеков — боевого , двигательного (камера сгорания с топливом) и реактивного сопла. Реактивный снаряд М-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.

Не смотря на не самые большие размеры, каждый снаряд М-13 имел очень сильное поражающее воздействие, достигаемое за счет максимального увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации.

Подрыв заряда взрывчатого вещества осуществлялся сразу с двух сторон, и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого корпус снаряда разрывался на множество осколков, к тому же раскаленных до температуры от 600 до 800 градусов.

 Естественно, что кроме убойного действия, осколки имели и очень хорошее зажигающее действие.

Вообще же, осколочное действие при разрыве реактивного снаряда М-13 в 2 раза превосходило аналогичное действие обычного артиллерийского снаряда сходного калибра.

Источник: http://armedman.ru/artilleriya/1937-1945-artilleriya/boevaya-mashina-reaktivnoy-artillerii-bm-13-katyusha.html

Реактивные системы залпового огня

• Реактивные системы залпового огня (РСЗО) – оружие известное даже дилетантам и людям, которые военным делом не интересуются. Хотя бы потому, что именно к ним относятся знаменитые гвардейские минометы «Катюши».

Ведь кто бы что ни говорил, но именно «Катюши» (БМ-13) стали первыми настоящими РСЗО, воплощающими все основные ТТХ этого вида вооружений: малогабаритность, простоту, возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, внезапность и высокую мобильность.

• После 1945 года на вооружение Советской армии поступил целый ряд образцов реактивной артиллерии, разработанных с учетом опыта прошедшей войны, – таких как БМ-24 (1951 год), БМ-14, 200-мм четырёхствольная БМД-20 (1951 год) и 140-мм 16-ствольная РСЗО БМ-14-16 (1958 год), а также ее буксируемый 17-ствольный вариант РПУ-14 (на лафете пушки Д-44). В начале 50-х была разработана и испытана достаточно мощная и дальнобойная РСЗО «Коршун», но в серию так и не пошла. Однако все эти установки были, по сути, лишь вариациями БМ-13 «Катюши»– то есть фактически машинами поля боя.

КАК Я РАД, КОГДА ПАДАЕТ «ГРАД»!

• Наконец, в 1963-м была поставлена на вооружение первая в мире система второго поколения РСЗО.

Это была всемирно знаменитая БМ-21 «Град» калибром 122 мм, которая по уровню технологичности и сегодня не имеет равных в мире.

Технические решения, возникшие в ходе разработки «Града», так или иначе, повторяются во всех существующих в мире системах – к примеру, «складывающееся» оперение, обеспечивающее компактность блока направляющих.

• И главное, пожалуй, достоинство машины, выгодно отличающее её от, чего греха таить, многих образцов отечественного вооружения, – большой модернизационный запас. Например, за прошедшие 40 лет дальнобойность «Града» удалось увеличить с 20 до 40 км.

Были созданы модификации системы для ВДВ и ВМФ. В 1965 году за три месяца была сдана в серийное производство легкая переносная РСЗО «Град-П» с дальностью стрельбы 11 км.

Вскоре она прошла «боевые испытания» во Вьетнаме, по результатам которых партизаны Вьетнама сложили поговорку: «Как я рад, когда падает «Град!».

• И сегодня «Град» является самой эффективной системой залпового огня в мире по совокупности технических, тактических, экономических и военно-логистических характеристик. Не случайно его скопировали – легально и нелегально во множестве стран.

Например, в 1995-м его – через 32 года после создания – решила поставить на поток Турция.
• Еще в 1964 году, когда производство «Града» только начинало осваиваться, его конструктор Ганичев начал разработку более мощной системы залпового огня.

Ее разработка завершилась в 1976-м – так войска получили «Ураган» с дальнобойностью 35 км и с кассетными боеприпасами.

• Не останавливаясь на достигнутом, в конце 60-х годов специалисты НПО «Сплав» начали проектирование 300-мм РСЗО с дальностью стрельбы до 70 км. Однако им было отказано в финансировании – министр обороны маршал Гречко лично указал лоббистам РСЗО из ГРАУ, что советский бюджет не бездонный. В результате работы по созданию систем третьего поколения затянулись почти на 20 лет.

• Лишь в 1987 году на вооружение Советской армии поступила 300-мм РСЗО «Смерч»: — дальность стрельбы увеличилась до 90 км; — топографическая привязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы; — была применена система коррекции полета вращающегося реактивного снаряда с помощью газодинамического руля, управляемого индивидуальным электронным блоком; — «Смерч» был оснащен полностью механизированной системой заряжания, использующей снаряженные на заводе транспортно-пусковые контейнеры одноразового применения.

• Это оружие можно считать самой мощной неядерной системой вооружений в мире – залп шести «Смерчей» способен остановить продвижение целой дивизии или уничтожить небольшой город.

Оружие получилось настолько совершенное, что многие военные специалисты говорят об избыточности «Смерча». А, между прочим, в НПО «Сплав», по сообщениям экспертов, разрабатывается новая РСЗО, имеющая пока условное название «Тайфун». Все упирается лишь в деньги – которых в бюджете ныне куда меньше, чем во времена маршала Гречко.Читайте также  Современные гусеничные БРЭМ иностранных армий

АМЕРИКАНСКИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

• После Второй мировой войны в США уделяли мало внимания развитию РСЗО. По мнению западных военных теоретиков, данный вид оружия не мог сыграть существенной роли в будущей Третьей мировой. Практически до начала 80-х годов американские РСЗО уступали советским РСЗО.

Они рассматривались как оружие практически исключительно поля боя и поддержки пехоты и скорее были развитием того направления, что представлял немецкий «Небельвельфер». Таковой, например, была 127-миллиметровая «Зуни».

Что любопытно, главным техническим требованием был универсальный характер систем залпового огня, снаряжавшихся обычными авиационными реактивными снарядами.

• Только в 1976 году по заказу военного ведомства началась разработку новой РСЗО, призванной ликвидировать отставание от «потенциального противника».

Так появилась MLRS, разработанная фирмой Lockheed Martin Missiles and Fire Control и принятая на вооружение в 1983 году.

Надо отдать должное – машина получилась весьма неплохой и удобной, по уровню автоматизации и автономности превосходящей советские «Ураганы».

• Пусковая установка MLRS не имеет традиционных постоянных направляющих, которые заменяет бронированная коробчатая ферма – «качающаяся часть» пусковой установки, куда ставятся одноразовые пусковые контейнеры, благодаря чему MLRS может без проблем использовать снаряды двух калибров – 227 и 236 мм. Все системы управления сосредоточены в одной машине, что тоже облегчает боевое использование, а применение в качестве шасси боевой машины пехоты М2 «Брэдли» повысило безопасность расчетов. Именно американские РСЗО стали основными для стран – союзниц НАТО.

• В 1990–2000-е годы для армии США был разработан ряд других РСЗО — не столь мощных. Например, РСЗО RADIRS, использующая авиационные 70-мм НУРС типа HYDRA. Что любопытно, это самая многоствольная РСЗО в мире – число направляющих может достигать 114. Или десантная система залпового огня ARBS, включающая в себя две шестиконтейнерные пусковые установки калибра 227 мм.

ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ ДРАКОНА

• Возможно, это прозвучит неожиданно, но на сегодняшний момент КНР по уровню разработок РСЗО занимает почетное второе место после России.

Широко известна «патриотическая легенда», что создание своей системы залпового огня началась в КНР лишь после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский, когда боевое использование «Града» произвело сильное впечатление на командование НОАК.

• На самом деле разработки собственных РСЗО в КНР начались гораздо раньше.

Первой стала 107-мм буксируемая реактивная система залпового огня «Тип 63», принятая на вооружение Народно-освободительной армией Китая в еще в 1963 году.

Экспортные поставки этой дешевой и относительно эффективной системы осуществлялись в Сирию, Албанию, Вьетнам, Камбоджу, Заир, Пакистан и ряд других стран. Лицензионное производство было организовано в Иране, КНДР и ЮАР.

• Нынешняя основная модель китайской РСЗО 122-мм 40-ствольная «Тип 81» действительно во многом является копией советской БМ-21 «Град». В 1983 году эта система была запущена в серийное производство, и начались ее поставки в дивизионы реактивной артиллерии НОАК.

• Более поздние варианты 122-мм РСЗО – с размещением на бронированном гусеничном шасси «Тип 89» и на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости Tiema SC2030 «Тип-90». Эти достаточно качественные машины имеют современную улучшенную автоматизированную систему управления огнем, активно предлагаются Китаем на международном рынке вооружений.

• В последние годы у НОАК появились несколько типов новых реактивных систем, заметно превосходящих предшествующие, – 40-ствольная WS-1, 273-мм 8-ствольная WM-80, 302-мм 8-ствольная WS-1 и, наконец, самая крупнокалиберная в мире – 400-мм 6-ствольная WS-2. • Из этого числа следует выделить опережающую по ряду показателей даже отечественный «Смерч» 300-мм 10-ствольную А-100 с дальностью стрельбы до 100 км.

Одним словом – КНР располагает в лице РСЗО весьма боеспособным и мощным оружием.

ЕВРОПЕЙСКИЕ, И НЕ ТОЛЬКО

• Однако не только крупные военные державы производят РСЗО. Военные очень многих стран пожелали получить столь мощное средство ведения войны, на которое к тому же не распространяются разнообразные международные ограничения.

Читайте также  Су-33 остаётся в морской авиации: «длинная рука» ВМФ

• Первыми стали оружейники ФРГ, в 1969 году поставившие в бундесвер 110-мм 36-ствольную РСЗО LARS, и поныне состоящую на вооружении в двух модификациях (LARS-1 и LARS-2).

• За ними последовали японцы, в 1973 году, следуя обычной национальной политике делать все в одиночку, начавшие производство 130-мм РСЗО, спустя два года поставленных на вооружение под названием «Тип 75».

• Почти одновременно бывшая Чехословакия разработала оригинальную машину РМ-70 – 40 направляющих калибра 122-мм, снабженную первым в мире устройством автоматической перезарядки (в другом варианте – два 40-зарядных пакета, направляющих на одной платформе).

• В 70-е годы в Италии создана серия РСЗО FIROS калибра 70-мм и 122-мм, в Испании – Teruel калибром 140 мм, с зенитным вооружением.
С начала 80-х в ЮАР выпускается 127-мм 24-ствольная РСЗО Valkiri Mk 1.22 («Валькирия»), специально спроектированная для южноафриканского ТВД, а также РСЗО ближнего боя Mk 1.5.

• Не отличающаяся как будто развитой инженерной мыслью, Бразилия создала в 1983-м РСЗО Astros-2, имеющую ряд весьма интересных технических решений и способную вести огонь пятью типами ракет разного калибра – от 127 до 300 мм.

Бразилия производит также РСЗО SBAT – дешевую пусковую установку для стрельбы авиационными НУРС.

• В Израиле в 1984 году принята на вооружение РСЗО ЛАР-160Ю на шасси французского легкого танка АМХ-13 с двумя пакетами по 18 направляющих.

• Бывшая Югославия выпускала ряд РСЗО – тяжелый 262-мм M-87 Orkan, 128-мм M-77 Oganj с 32 направляющими и системой автоматической перезарядки (аналогичной РМ-70), а также легкий РСЗО Plamen, лицензионную копию китайского «Тип 63». Хотя их производство прекращено, но на вооружении они состоят и активно применялись в югославском конфликте 90-х, показав неплохие результаты.

КНДР оперативно скопировала (упростив) советский комплекс «Ураган», создав 240-мм РСЗО «Тип 1985/89». И, как в этой стране принято, начала его продавать всем, кто может заплатить, а потом продала и лицензию своему давнему партнеру – Ирану.

Там комплекс был переделан в очередной раз и получил имя «Фаджр». (Кстати говоря, РСЗО в Иране производит фирма под названием «Шахид Багери индастриз» – именно так, это не шутка.

) Кроме того, Иран выпускает РСЗО Аrash с 30 или 40 направляющими калибра 122 мм, очень похожую на систему «Град».

• Даже Египет с 1981 году разработал РСЗО Sаkr («Сокол»), 30-ствольную пиратскую копию все того же «Града».
Из самых последних выделяется индийская 214-мм реактивная система залпового огня Pinaka, явившаяся результатом многолетних стараний индийского ВПК создать собственное производство РСЗО.

Система разработана для выполнения боевых задач в специфических индийских условиях, с упором на сложный рельеф и горную местность, а также исходя из требований максимально быстрой смены позиций.

Войсковые испытания начались в феврале 1999 года, а летом того же года состоялось и боевое применение – во время индо-пакистанского конфликта в штате Джамму и Кашмир.

ОРУЖИЕ ПРОШЛЫХ БИТВ

• Надо сказать, многие военные теоретики современности считают РСЗО своеобразным тупиковым видом вооружений, чей расцвет приходится на эпоху, когда стратеги готовились к Третьей мировой войне.

А в нынешних локальных конфликтах их мощь, как уже говорилось, сильно избыточна.

Тем более что по своей стоимости и сложности современные РСЗО приближаются к оперативно-тактическим ракетам и для своего обслуживания требуют достаточно подготовленного персонала.

• Например, в ходе арабо-израильских конфликтов даже сирийцы, не говоря уже о боевиках «Хезболлах», ухитрялись промахиваться при стрельбе РСЗО не только по израильским войскам, но даже по городским кварталам.
• Однако хотя РСЗО и не «боги войны», но и в отставку пока не собираются.

/ По материалам Владимира Лещенко  topwar.ru /

  • ТЕГИ
  • вооружение
  • оружие России
  • система залпового огня

Источник: https://army-news.ru/2010/07/reaktivnye-sistemy-zalpovogo-ognya/

Ссылка на основную публикацию