Реактивная торпеда «шквал»

Модернизация суперкавитационной торпеды » Шквал»

?wod_1958 (wod_1958) wrote,
2017-08-17 17:07:00wod_1958
wod_1958
2017-08-17 17:07:00Оригинал взят у aleks070565 в Модернизация суперкавитационной торпеды » Шквал»Оригинал взят у kstk71 в Модернизация суперкавитационной торпеды » Шквал»Модернизация суперкавитационной торпеды » Шквал» заложена в российскую госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Об этом недавно сообщил руководитель корпорации » Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Суперкавитационная торпеда способна идти под водой в воздушной каверне со скоростью свыше 300 километров в час за счет прямоточного гидрореактивного двигателя. Принята на вооружение в 1977 году. Изначально имела ядерную боевую часть мощностью 150 килотонн, затем получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Сегодня находится на вооружении ВМФ России. Впереди у нее большое будущее.

Созданный в 1970-е годы » Шквал» обогнал свое время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — невероятная маршевая скорость: 100 метров в секунду. Она же определяет ряд недостатков, включая высокую шумность, малую дальность (до 10 километров) и глубину погружения лишь до 30 метров.

Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводят непосредственно перед пуском. В прошлом веке ядерная боевая часть компенсировала все упомянутые недостатки. Современная неядерная модификация торпеды будет значительно улучшена с учетом новых целей и задач.

Интерес к ней в мире огромен, а экспортный вариант торпеды » Шквал-Э» стоит около шести миллионов долларов за единицу.Высокая цена такого оружия оправданна. Даже обычные торпеды — основное и весьма эффективное средство защиты и нападения сил флота. Это оружие совершенствовалось более ста лет.

Если первые самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, то современные торпеды стали умнее и быстрее, способны наводиться с помощью гидролокатора или по электромагнитным полям кораблей и поражают цели на расстоянии свыше 50 километров.

» Шквал» выделяется из общего ряда, потому что создан » за гранью возможного» , с использованием космических технологий.Появление такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авианосных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегии и тактики боевого применения сил флота.

Вопреки законам физикиТорпедное оружие появилось на российском флоте в 1865 году, значительно раньше ракетного, и вскоре серийное производство торпед началось на двух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансия закономерна. Торпеды не зависят от погодных условий, им не страшны штормовой ветер и сильное волнение. Они малозаметны. Их сложнее уничтожить.

Торпеды могут быть опаснее, нежели противокорабельные ракеты (боевая часть торпеды больше, и вся энергия взрыва направлена на разрушение корпуса корабля, ведь вода не сжимается). И все же суперкавитационная торпеда — особая история.Законы физики на нашей планете позволяют большинству кораблей и подводных видов оружия достигать скорости 50 узлов.

Гидрореактивный двигатель делает торпеду еще быстрее, но ускорение движения под водой встречает значительный эффект торможения. Для наращивания скорости необходимо убрать воду с пути торпеды, оптимально — превратить плотную жидкость в газ.

Как это делается?Горячий выхлоп из ракетного двигателя частично направляется в каналы носовой части, и вода впереди торпеды превращается в пар. Таким образом, в движении создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочка.

Торпеда соприкасается с водой только узкой головной частью, в газовой среде испытывает значительно меньшее сопротивление и достигает скорости свыше 300 километров в час.Есть и другая проблема: суперкавитация усложняет маневрирование. Изменение направления движения выводит часть массивного корпуса торпеды из каверны, и резко возрастает сопротивление среды.

Многие знают, как трудно на высокой скорости высунуть руку из автомобиля, преодолевая сопротивление воздушного потока. Вода гораздо плотнее. Удалось решить и эту гидродинамическую задачу.Кавитационную головку на носу » Шквала» сделали отклоняемой, то есть маневрирует сама кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своих » объятиях».

На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора (по ранее заложенной программе).Аналогов в мире нетТорпеды нередко конфликтуют с гидрологией, то есть с перепадами плотности и температуры воды на разных глубинах, меняющейся электромагнитной проводимостью морской среды. » Шквал» создавали представители различных областей науки.

Специалисты провели огромный объем исследований. Достигнутые устойчивость и управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в области гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как минимум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серийно выпускается только в России.По тематике суперкавитационных торпед работают специалисты нескольких стран мира.

В 2004 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании суперкавитационной торпеды » Барракуда» , оснащенной новейшей системой самонаведения. Якобы скорость ее настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде.

Обнаружить такую торпеду очень сложно, но по факту » Барракуда» так и не доведена до уровня реализуемого изделия.Соединенные Штаты разрабатывают подобную торпеду с 1997 года, но и там готовых образцов до сих пор нет. В 2000 году американский гражданин Эдмонд Поуп пытался тайно приобрести в России документацию на » Шквал». Успешнее идет модернизация американской торпеды большой дальности Mark 48, размещаемой на подводных лодках. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 километров. Но и это, как легко понять, далеко от » Шквала».Российские суперкавитационные торпеды уже сорок лет не имеют аналогов в мире и, если верить Борису Обносову, уходят в отрыв. Кстати, и антиторпедами располагает только ВМФ России.

Разумеется, вооружение флота важно не само по себе. Морская мощь страны — основа ее безопасности, экономического роста, присутствия и влияния в Мировом океане.

  • Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского…
  • Любые не связанные между собой события оказываются звеньями одной цепи. Теория Хаоса.…
  • краткий обзор произошедшего с 31 августа 2018г. и внимательное чтение Конституции ДНР, а именно Глава 4. ГЛАВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ…
  • Ни для кого не секрет, что спровоцировать нас и зачистить хотят уже давно, но будете смеяться, — я даже диплом на истфаке защищал по теме…
  • Пн, 18:26: Извечная проблема России — чиновники_дураки (что то много перлов в последнее время от них) https://t.co/aA8QMuOEkn Пн, 18:44:…
  • Post Views: 2,349 В 1772 году французский математик Жозеф Луи Лагранж, решая уравнение движения друг относительно друга двух массивных тел,…
  • https://wod-1958.livejournal.com/6171664.html ============================== . — местные власти кулуарно просят СМИ не педалировать тему…
  • Российское руководство предупредило “Израиль”, что боевая операция в Сирии является “красной чертой” для Москвы. НПО…
  • https://t.me/aleksandr_skif/661

Источник: https://wod-1958.livejournal.com/5409468.html

Максимальная Скорость Торпеды Под Водой

Ракето-торпеда Шквал ВА-111.

Основные тактико-технические характеристики:

Габаритные размеры, мм:

Диаметр, мм 533,4

Длина, мм 8200

Масса, кг

торпеды 660

ВВ 200

Скорости хода, уз до 200

Максимальная дальность хода, м до 11000

Разработка противолодочной торпеды Шквал началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП Регион ).

Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке — 100 м/с (метров в секунду) — свыше 194 узлов.

Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.

Создан экспортный вариант подводной ракеты Шквал-Е . Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении.

Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и сбрасывает эти данные в автопилот Шквала .

Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у Шквала нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. Шквал-Е разрешен для экспорта .

Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии.

Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г.

противолодочный комплекс Шквал с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.

Российская ракето-торпеда Шквал , по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ. Более того, в конце

1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение. технически невозможно. После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную дезу и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, — скоростные подводные кавитирующие ракеты.

Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной.

При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания.

Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.

Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.

При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания.

Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.

), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.

Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива — гидрореагирующих металлов.

Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова.

Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М.

Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны.

При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления.

Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов.

Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.

Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова.

На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты Шквал класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК.

Читайте также:  В небе норвегии из-за россии схлестнулись американские f-22 и f-35

Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г.

коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П.

Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие.

Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными.

Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели.

Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса — ПЛ — вода — ПЛ — затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед.

Использование ракет Шквал существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.

Литература:

ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ Е.С. ШАХИДЖАНОВ доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии

Вернуться на страницу ОРУЖИЕ

Когда сверхзвуковая торпеда в воде преодолевает звуковой барьер, раздается ли громкий бумс , как в случае с самолетами?

А кто сказал, что торпеды сверзвуковые?

Валерий Тимофеев Просветленный (33037) 7 лет назад

Нет. Шлёп.

Граф де Валль Искусственный Интеллект (370158) 7 лет назад

Скорость звука в воде совсем другая — намного выше.

Ни одна торпеда не может преодолеть в воде звуковой барьер, кроме ракет подводной стрельбы с атомными боеголовками.

Быстрый убийца

Скоростной противолодочный комплекс  «Шквал» появившийся в Советском Союзе, осенью 1977 года, до сих пор является уникальным подводным оружием. Создать аналоги этой сверхскоростной торпеды на западе удалось только в 2005 году (немецкий комплекс «Барракуда»).

  Принцип кавитации, когда  торпеда под водой обволакивается облаком газов, позволяет идти  с крейсерской скорость около 200 морских узлов, или 380 км/час. На испытаниях подводный снаряд удавалось разогнать до скоростей близким к 500 км/час, что совершенно беспрецедентный показатель.

 Фактически это не торпеда в обычном понимании, а ракета перемещающаяся скрыто, под водой.

Удивительно, но существует легенда, что причиной создания этого смертоносного «убийцы авианосцев»  послужила дезинформация ЦРУ о том, что в США полным ходом идут и близки к завершению работы по принятию на вооружение супер торпеды способной развивать 200-300 узлов в час.

Долгое время достижение таких скоростей под водой считали просто невозможными, ведь сопротивление водяной среды почти в 1000 раз выше, чем воздушной, поэтому, что бы разгоняться до такой скорости нужен невероятно мощный двигатель.

Хотя версия с разведывательной дезой, скорее всего полностью неправильная. Исследовать поведения реактивных снарядов, под  водой, в СССР начали еще в 40-е годы, а заниматься эффектом кавитации началось в гидродинамической лаборатории ЦАГИ, под Питером.

Итогом работы по теме с секретным названием «Белка» стало появление снарядов с устойчивым прямолинейным подводным ходом на дистанцию 500-700 метров (неуправляемый реактивный снаряд м-6).

 Тогда же был начаты работы по  созданию «кавитирующей торпеды» #8212 тема РКТ-45, а  параллельно с этим, в НИИ-1 проводились попытки, совместит управление реактивным двигателем с акустической головной самонаведения.

Поэтому, когда Постановлением Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 года, головной организацией по проведению работ по проекту «Шквал» назначили НИИ-24, все наработки из НИИ-1 были переданы туда.

Что же в итоге получилось?  Общая длинна торпеды 8 метров, вес свыше двух с половиной тонн, вес боевой части 150 в ядерном, или 210 в «обычном» исполнении. Твердотопливный реактивный ускоритель разгоняет торпеду до крейсерской скорости  375 км/в за 4 секунды. Казалось бы оружие мечты, стремительный подводный убийца, идущий на глубине 6 метров к своей цели. Но тут, не все так просто.

Первый заметный недостаток это радиус действия. Максимально возможный ход около 13 км, а то и еще меньше. Второе это повышенный шум. Из-за того, что боевой снаряд не просто рассекает воду, а фактически вспенивает ее вокруг себя, работа двигателя очень шумная. Заметить ее просто легко.

Да конечно во время отреагировать на атаку «Шквалом» и совершить маневр ухода невозможно, он быстрый, и за те несколько секунд подводного хода, крупная цель не успеет, сколько ни будь существенно изменить свой путь, но зона пуска становится однозначно определенная, т.е. по простому «Шквал» демаскирует подводную лодку перед противником, что очень и очень неприятно.

 Третий недостаток вытекает из логического преимущества. Ход сверхскоростной системы под водой немного «трамвайный», поворачивать она фактически не успевает. Поэтому ее запуск требует повышенной точности определения местоположения атакуемой цели.

Возможно именно из-за этого подводники #171 Шквал#187 не очень любят, она не позволяет подводной лодке пользоваться своим естественным преимуществом #8212 скрытностью. Тем более, что для того что бы произвести выстрел ПЛ приходится всплывать, максимальная глубина пуска #171 Шквал#187 всего 30 метров.

И, несмотря на все это подводный комплекс,  своим появлением вызвал на западе большой интерес, и даже стал героем ряда шпионских скандалов.

Во всяком случае, совершенно точно известно о  попытках приобрести техническую документацию, на разработку и производство торпеды «Шквал».

5 апреля 2000 года гражданин США, Эдмонтон Поуп, был арестован сотрудниками ФСБ при передаче 30 тысяч долларов одному из технических специалистов, отвечающих за разработку и модернизацию системы «Шквал»

За, без малого 40 лет на службе, торпеда Шквал пережила несколько модернизаций, от версии м-1 до м-5. Основной упор делался на дальность хода. Первый рабочий образец имел совсем никуда не годную дальность – 2 км, последующие образцы понемногу наращивали этот показатель, до нынешних 13. Современное развитие ракетостроения, позволила сделать еще более компактный и мощный маршевый двигатель.

В  планах появление подводных ракет с дальностью хода около 15-20 километров, правда в этом случае, скорее всего, придется решать задачи с оперативным наведением ракеты на цель, т.к. «шкал» обладает инерционным управлением,  задача которого не сбиться с курса. Поставить головку самонаведения пока не удается т.к. в головной части ракеты, расположен механизм, отвечающий за кавитацию.

Источники: http://www.kremalera.narod.ru/shkval.htm, http://otvet.mail.ru/question/13569804, http://allbiggun.ru/byistryiy-ubiytsa/

Источник: http://informatik-m.ru/vo-techno/maksimalnaja-skorost-torpedy-pod-vodoj.html

Комплекс «Шквал»

Основные тактико-технические характеристики:

Габаритные размеры, мм:Диаметр, мм 533,4Длина, мм 8200Масса, кгторпеды 660ВВ 200Скорости хода, уз до 200Максимальная дальность хода, м до 11000Разработка противолодочной торпеды «Шквал» началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г.

Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП «Регион»). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке — 100 м/с (метров в секунду) — свыше 194 узлов!.

Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.

Создан экспортный вариант подводной ракеты «Шквал-Е». Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении.

Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и «сбрасывает» эти данные в автопилот «Шквала».

Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у «Шквала» нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. «Шквал-Е» разрешен для экспорта .

Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5.

Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс «Шквал» с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.Российская ракето-торпеда «Шквал», по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ.

Более того, в конце1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение… технически невозможно.

После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную «дезу» и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, — скоростные подводные кавитирующие ракеты.

Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной.

При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания.

Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.

Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.

При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания.

Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.

), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.

Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива — гидрореагирующих металлов.

Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова.

Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М.

Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны.

При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления.

Читайте также:  Динамит: история создания, описание и классификация

Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов.

Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.

Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова.

На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты «Шквал» класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК.

Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г.

коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П.

Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие.

Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными.

Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели.

Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса — ПЛ — вода — ПЛ — затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед.

Использование ракет «Шквал» существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.

Литература:

» ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ» Е.С. ШАХИДЖАНОВ доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии

Вернуться на страницу «ОРУЖИЕ»

Источник: http://www.kremalera.narod.ru/shkval.htm

Российский «Шквал» одна из лучших подводных ракет в мире

Российская ракета «Шквал», предназначенная для поражения целей под водой и уничтожения подводных лодок, вошла в перечень лучших вооружений подобного типа, по версии американского издания We Are The Mighty.

«»Шквал» передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает «воздушный карман», что уменьшает трение и позволяет «Шквалу» буквально «пролетать» под водой на скорости свыше 380 км/ч»

Боеголовка ракеты в 463 фунта, детонирующая в установленное время, способна разрушить «близлежащие вражеские подводные лодки и приближающиеся торпеды», — отмечает обозреватель We Are The Mighty.

 

Автор рейтинга отмечает, что «Шквал» передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает «воздушный карман», что уменьшает трение и позволяет «Шквалу» буквально «пролетать» под водой на скорости свыше 380 км/ч.

«Шквал» выпускается из стандартного 533-миллиметрового торпедного аппарата на глубине около 100 м, а сама ракета выходит из аппарата на скорости, близкой к 93 км/ч. После этого происходит запуск ракетного двигателя, что приводит оружие к скорости, которая в 4-5 раз превышает возможности обычных ракет-торпед.

Также сообщается, что оружие сохраняет высокий уровень вероятности поражения цели (80%) на расстоянии до 7 км.

В топ-лист подводного оружия We Are The Mighty также включило французские торпеды F-21, американские торпеды серии MK и еще одну российскую ракету Т-5, сообщило РИА Новости.

Техническая справка 

«Шквал» (ВА-111) — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей.

Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

История29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт,  впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.

Недостатки

Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.

Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.

Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.

Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки, кроме того носовая часть торпеды не позволяет установить на нее головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.

Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Источник: https://defence.ru/article/3933/

Новая торпеда на смену «Шквалу»

В конце семидесятых годов на вооружение советского военно-морского флота поступила реактивная торпеда (также нередко применяется термин ракета-торпеда) ВА-111 «Шквал». Она имела большое преимущество в скорости перед существующими образцами.

Во время движения боеприпас, образуя вокруг себя крупную кавитационную полость, мог разгоняться до скорости порядка 500 километров в час. В то же время, новая торпеда не была совершенной и имела несколько недостатков. Она была слишком шумной, а дальность стрельбы не превышала нескольких километров.

Кроме того, система управления торпеды «Шквал» позволяла ей двигаться только в соответствии с заданной программой. Собственная аппаратура наведения не предусматривалась.

Комплекс «Шквал» состоял на вооружении около пятнадцати лет: в первой половине девяностых флот отказался от него. Примерно в это же время был создан экспортный вариант торпеды под названием «Шквал-Э».

После снятия с вооружения регулярно появлялись слухи и новости отрывочного характера, говорившие о возможном создании новой версии высокоскоростной суперкавитирующей торпеды, которая в дальнейшем придет на смену списанному образцу.

Однако до последнего времени факт разработки обновленного «Шквала» или даже полностью новой торпеды аналогичного класса оставался под вопросом.

На днях пришло подтверждение тому, что работы над новой торпедой уже идут, но пока находятся на стадии научных исследований и теоретических расчетов. В понедельник 17 июня РИА Новости опубликовало интервью с генеральным конструктором завода Дагдизель и первым председателем российского научного совета по торпедостроению Ш. Алиевым.

Предприятие, где он работает, ранее выпускало торпеды «Шквал», а сейчас, как стало известно из интервью, ведет исследовательские работы по теме подобных боеприпасов.

Судя по приведенной Алиевым информации, пока еще рано говорить о сроках воплощения проекта, поскольку он находится на самых ранних стадиях и ряд серьезных вопросов до сих пор не решен.

Так, в настоящее время сотрудники конструкторского бюро Дагдизеля совместно с несколькими научно-исследовательскими организациями работают над гидродинамическим обликом перспективной высокоскоростной торпеды. Самый важный вопрос на нынешнем этапе работ – граница кавитационной полости.

При движении торпеды внутри полости отсутствует четкая линия, разделяющая воздух и воду, из-за чего проработка гидродинамической части проекта приобретает особую сложность.

На решение этой проблемы требуется время и только после завершения формирования гидродинамического облика возможно продолжение работ.

Только после того, как будет определен гидродинамический облик перспективной торпеды, начнутся прочие конструкторские работы. Облик позволит сформировать основные черты проекта, как то полезная нагрузка, компоновка и т.п.

Иными словами, в настоящее время рано говорить о характеристиках будущей торпеды. Единственный параметр, о котором можно строить предположения, – ее скорость.

Поскольку перспективный боеприпас будет использовать эффект суперкавитации, то и скорость его движения будет соответствующей, несколько сотен километров в час.

Также можно предположить, что перспективная высокоскоростная торпеда в общих чертах будет напоминать сам «Шквал»: удлиненный корпус с максимальным диаметром 533 миллиметра, реактивный двигатель в хвостовой части и кавитатор в носовой.

Под вопросом, однако, остаются конкретные технические решения, касающиеся того или иного элемента конструкции. Кроме того, при разработке перспективной реактивной торпеды нужно будет решить ряд проблем, свойственных предыдущему «Шквалу».

Вряд ли удастся избавиться от шума, производимого торпедой при движении. Реактивный двигатель является слишком громким для скрытого применения с подводных лодок. Ассиметричным решением проблемы шума может оказаться значительное увеличение дальности хода торпеды.

Оригинальный комплекс ВА-111 «Шквал» позволял атаковать цели на дальностях не более 8-10 километров, что явно недостаточно для незаметного пуска.

Прогресс последних десятилетий в области твердотопливных реактивных двигателей, вероятно, поможет сделать реактивную торпеду с радиусом действия, значительно превышающим аналогичный параметр «Шквала».

Значительное увеличение эффективной дальности стрельбы перспективной торпедой подразумевает создание некой новой системы управления. Боеприпас «Шквал» оснащался инерционной системой управления, которая удерживала его на расчетном курсе.

При сравнительно большой дальности до цели подобные системы непригодны для практического применения. Инженеры Дагдизеля понимают это. В своем интервью Ш. Алиев вспомнил американские идеи относительно управления высокоскоростными торпедами.

Так, предлагалось оснастить боеприпас несколькими группами датчиков и передавать информацию с них на пульт оператора, для того чтобы тот мог вносить коррективы в траекторию движения торпеды.

Имеются сведения о подобных работах и в нашей стране, но они носят крайне скудный и отрывочный характер. Более того, по нынешнему состоянию отечественных реактивных торпед можно сделать соответствующие выводы.

Похоже, советским, а затем и российским конструкторам так и не удалось создать или, как минимум, довести до серийного производства высокоскоростную суперкавитирующую торпеду с какой-либо системой наведения.

Таким образом, сотрудникам Дагдизеля придется решать и проблему управления боеприпасом на больших дистанциях.

Если проект завершится удачно, конструкторам удастся соединить все возможные преимущества и ликвидировать большую часть недостатков, то новая торпеда, несомненно, заинтересует ВМФ.

Однако, судя по имеющимся данным, полноценная разработка технического проекта начнется не сегодня и не завтра.

Поэтому в обозримом будущем военным морякам придется использовать не слишком быстрые, но имеющиеся в наличии торпеды традиционной схемы.

vpk.name

Источник: http://wartelegraph.ru/novaya-torpeda-na-smenu-shkvalu/

Противолодочный ракетный комплекс BA-111 «Шквал» (СССР)

Разработка высокоскоростной торпеды (подводной ракеты) «Шквал», движущейся в режиме развитой кавитации со скоростью 100 м/с, заданна Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 году. Работа была поручена НИИ-24 (НИМИ, гл. конструктор М.С.Меркулов), который до этого занимался разработкой артиллерийских боеприпасов.

Из НИИ-1 были переданы результаты исследований и документация по экспериментальному подводному снаряду РТК-45.

Первоначально в НИИ-24 и институтах ВМФ были выполнены исследования, показывающие, что для борьбы с атомными подводными лодками противника можно создать подводную сверхскоростную противолодочную ракету, скорость движения под водой у нее должна была быть в 4-5 раз выше, чем у обычной торпеды.

Для увеличения скорости движения в воде была применена каверна.

По предложению М.С.Меркулова для ракеты создавался прямоточно-гидрореактивный двигатель с использованием твердого гидрореагирующее топлива, которое разрабатывалось в НИИ «Прикладной химии» (НИИПХ). Отработка топлива и стендовые испытания двигателей проводились на стендах на о. Коневец.

Вскоре была создана экспериментальная модификация подводной ракеты М-1 (изготовлена заводе в Алма-Ате). В дальнейшем было создано еще семь модификаций изделия до создания боевой ракеты «Шквал». Были спроектированы, изготовлены и прошли стендовые и морские испытания модификации: черт. М-1, М-3, М3-М, М-4, М4-В1, М4-1М.

Морские испытания проводились на базе №1 на озере Иссык-Куль. Первоначально по канатной дороге, оставшейся от испытаний ракеты РКТ-45, затем в свободном движении. В 1961 году в бухте Ирдык канатную дорогу разобрали и начались пуски модификации ракеты «Шквал» в свободном движении на дистанцию в один километр в глубь бухты, несколько позже был построен пусковой стенд со штатными торпедными аппаратами.

Читайте также:  Спецназ гру: история, структура, основные задачи

С 1961 года комплекс «Шквал» прорабатывался для установки на титановую мало-габаритную АПЛ пр. 705. При испытании ракеты М-3 в 1963 году была выявлена необходимость создать двигатель, обеспечивающий жесткие требования при переходе от разгонного участка движения к маршевому без временного разрыва, что не обеспечивалось автономным разгонным двигателем.

Созданный вскоре комбинированный двигатель привел к изменению конструкции ракеты и задержке ее отработки. Во время проведения ОКР «Шквал» возникло противостояние некоторых министерств и предприятий, так 4 ГУ Минсудпрома, ЦНИИ «Гидроприбр» (НИИ-400), ЦНИИ им. акад. А.Н.

Крылова (ЦНИИ-45) — с одной стороны предпринимали попытки закрыть работу, а ВМФ, Минмаш и ЦАГИ с другой стороны настояли на продолжении работ по теме «Шквал».

Новое Постановление СМ №1111463 на разработку подводной ракеты «Шквал» вышло 13 октября 1963 года. Эскизный проект торпеды был выполнен в 1963 году. Подводная реактивная торпеда «Шквал» имела дальность стрельбы 15-20 км при скорости хода в 200 узлов, в качестве системы управления предполагалось применить автономную систему.

«Шквал» оснащалась специальным зарядом тактической мощности. Для целеуказания использовались данные гидроакустической станции подводной лодки.

По проекту ракета «Шквал» стартовала с ПЛ с глубины 30 метров, после выхода из торпедного аппарата она под углом 15 градусов поднималась к поверхности воды и совершала движение на глубине 8-12 метров, при подходе к цели ракета резко меняла траекторию движения и пикировала на подводную лодку противника.

В 1964 году начались опытные пуски на озере Иссык-Куль с самоходного испытательного стенда СИС-48А с глубин до 30 метров. На модификации опытной ракеты «Шквал» в 1965 году впервые получено устойчивое движение в кавитационном режиме.

Разработка опытной ПЛ пр. 613РВ (С-65) под «Шквал» была поручена СКБ-143 (гл. конструктор Р.А.Шмаков). Опытная ПЛ была переоборудована в 1965 году силами ЧСЗ и предприятия «Эра» в Севастополе, в работах принимали участие специалисты завода «Красное Сормово», ЦКБ-18, НИИ-24 и СКБ-143.

В мае-апреле 1966 года с ПЛ в районе Феодосии прошли отстрелы макетов. В 1969 году на базе подразделений НИИ-24 (НИМИ) и ГСКБ-47 создается НИИ «Прикладной гидромеханики» (НИИПГМ) — головной разработчик подводных ракет. Разработка ракеты «Шквал» НИИПГМ была задана Постановлением СМ № 1111-463 от 13 октября 1969 года.

Была заново разработана техническая документация на ракету «Шквал». В дальнейшем проводились испытания модификации ракеты М-4 до 1972 года. На ней в 1969 году была подтверждена устойчивость движения в кавитационном режиме.

После доработки ракета получила индекс М-5, с 27 января 1972 по 28 мая1976 года было проведено 43 пуска этой ракеты с испытательного стена в рамках государственных испытаний. С июня по декабрь 1976 года Госиспытания проводились с ПЛ проекта 613РВ, было выполнено семь пусков ракеты М-53.

Дальнейшие испытания проводились на Северном флоте с атомной подводной лодки. В 1977 году были завершены Государственные испытания и ракета «Шквал» была принята на вооружение ВМФ в 1978 году под обозначением ВА-111.

Принятая на вооружение ракета «Шквал» состоит из следующих основных частей: боевой части; бортовой системы управления и блоков питания; турбоводометного маршевого двигателя на твердом гидрореагирующем топливе с большой тягой; твердотопливного стартового двигателя; отклоняемых поверхностей управления с приводами. В 1977-1980 годах в районе г. Пржевальска был построен сборочно-снаряжательный комплекс для подготовки ракет «Шквал» к опытным и серийным испытаниям. Всего в процессе создания и испытаний ракеты «Шквал» было проведено свыше 300 пусков, из них 95 % выполнено на озере Иссык-Куль с плавучих испытательных стендов и 5 % с подводных лодок на Черно-морском и Северном флотах. Правительство РФ в 1992 году приняло решение разрешить продажу ракет «Шквал» на экспорт. Подводная ракета «Шквал» впервые была представлена на международной выставке вооружений в Абу-Даби в 1995 году.

Совершенствование ракеты — варианты «Шквал-15» («Шквал-15Б») было продолжено и в 80-х годах. Для испытаний был введен в строй буксируемый мощный плавучий стенд «Шельф».

В 1998 году на Тихоокеанском флоте ВМФ РФ были проведены первые испытания модернизированной ракеты «Шквал», которая была выполнен в обычном неядерном исполнении и оснащена системой самонаведения на цель. В настоящее время ракеты «Шквал» имеются у России, Украины и Казахстана.

С конца 90-х годов Китай ведет переговоры с Казахстаном о закупке подводных ракет «Шквал», которые там проходили испытания. Более двух лет канадская разведка вела переговоры с Киргизией о продаже ей подводных ракет «Шквал», сумма контракта оценивалась в 6-10 млн.

долларов, предполагалось закупить пять ракет и документацию к ним. Сделка сорвалась по не выясненным причинам в 2000 году. В настоящее время ГНПП «Регион» предлагает подводную ракету «Шквал-Э» («Шквал-Е») на экспорт для поражения надводных кораблей.

Ракету предлагается применять с подводных лодок, надводных кораблей и берега. «Шквал-Э» не имея аналогов, обладает высоким поражающим действием, сочетающим нанесение ущерба как от взрыва ВВ, так и от кинетического воздействия на цель. Скорость хода «Шквал-Э» — до 200 узлов.

Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет основные части и конструкцию аналогичную «Шквалу». В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты.

Тактико-технические характеристики BA-111 «Шквал»Корабль-носитель- ПЛ проекта 613РВ (испытания), все АПЛ второго и третьего поколенияБоевая часть: СБЧ или фугасная (экспортный вариант «Шквал-Э»)- мощность заряда, кт.

186 (по зарубежным данным — 200 и 300)- вес, кг  210 (тротиловый эквивалент при использовании фугасной БЧ)- глубина подрыва, м до 20Система управления — автономнаяТип старта — из торпедного аппаратаГлубина старта, м до 30Глубина хода, м 10 (8-12)Дальность стрельбы, км до 7-12 (по проекту — 15-20, 6 миль)Скорость хода, узл. 194-200 (по ТТЗ) (90-100м/с)Отклонение по скорости +5% VmaxТочность стрельбы (КВО), м. 1 %DЧисло ступеней 1Длина ракеты, м 8,2Макс. диаметр корпуса, м 0,53Стартовый вес, т 2,66-2,7Пусковая устаповка: специальный 533-мм торпедный аппарат

Средства целеуказания — ГАС подводной лодки

Источник: http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/6743-protivolodochnyi-rak.html

Торпеда «Шквал»: на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»

Пойдем от противного. Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий (это практически официальная оценка Пентагона), у нее есть свои минусы.

Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20.

Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.

Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров.

Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины – из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа.

Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.

Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» – на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.

Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.

Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами.

Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов.

Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.

И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное.

Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности.

В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.

Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 6070 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.

Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе.

Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей.

В этой ракетоторпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.

Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная адская смесь позволяет поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!

Еще одна изюминка скорости «Шквала» – в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоскую пластину с заточенными краями.

Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу.

При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует пузырь, который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление.

«Шквал» буквально летит в этом облаке, который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.

И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна пробиться сквозь газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.

«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, – говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, что превращает ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.

Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном, прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».

Американцы неслучайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели.

И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции.

И последним, что увидят с авианосца потенциального противника, будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201511011509-uh1f.htm

Ссылка на основную публикацию