Проект 22160: малый патрульный корабль

Проект 22160 – многоцелевой патрульный корабль, надводные сторожевые корветы: Василий Быков, Павел Державин, Сергей Котов

Российский флот давно испытывает нужду в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне и сохранять в неприкосновенности морские рубежи нашей страны.

Переход от концепции большого океанского флота времен «холодной войны» к идее современного флота, оснащенного универсальными боевыми кораблями, инициировал разработку и постройку малых боевых кораблей. Необходимость многоцелевого военного корабля для действия во внутренних акваториях осознавали в высших военно-морских эшелонах давно.

Сторожевые корабли старой советской постройки могли лишь частично заполнить образовавшуюся брешь. По своим тактико-техническим характеристикам такие корабли уже не отвечают поставленным задачам.

Отечественному флоту требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и при необходимости нанести сокрушительный удар по противнику.

Решением проблемы могли стать корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным они относились скорее к ударному типу и обходились в постройке и обеспечении значительно дороже. Требовалось другое техническое решение, и вскоре оно было найдено.

В недрах Северного ПКБ был разработан проект 22160, который предполагал строительство современного патрульного корабля.

Рождение корвета проекта 22160

Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
  • спасательные операции на море;
  • охрана и сопровождение судов;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн).

Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания.

Корабль, задуманный для патрулирования прибрежных вод, должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс.

миль.

Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями.

Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы.

В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

«Василий Быков»: головной корабль проекта 22160

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, способным успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты нередко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, одним ударом из пращи сразившим великана Голиафа.

Верфи Зеленодольского ССЗ

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 — корвет «Василий Быков» — был заложен в феврале 2014 года. В процессе строительства корабелам удалось найти выход из непредвиденной ситуации, эффективно решив проблему импортозамещения.

Для оснащения корабля используют в основном детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Пуск корабля на воду планируется в 2018 году, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон на Черное море. Новый корабль планируется приписать к Новороссийской военно-морской базе.

Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был заложен на той же Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда решено строить на Керченском ССЗ «Залив».

В феврале 2018 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае, осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Немного увеличили длину судна и соответственно нарастили огневую мощь. Водоизмещение корветов, строящихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное.

Они и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи назначен на 2020 год.

Особенности конструкции проекта 22160

Основной и отличительной особенностью, которая отличает конструкцию новых судов проекта 22160, является их модульная компоновка.

Эта методика постройки боевых судов проходит обкатку на строительстве новых патрульных кораблей впервые в России.

Ввиду того, что основная часть узлов и агрегатов, включая образцы вооружения, на кораблях однотипны, их монтаж и установку производят непосредственно на месте строительства судна.

Универсальность конструкции судов заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может меняться уже в процессе эксплуатации.

Корпус судна и архитектура надстроек созданы с применением технологии «Стелс», существенно снижающей радиолокационную заметность корабля. Борта судна имеют высокие обратные завалы, снижающие качку.

По своим размерам надстройка на судах проекта 22160 в два раза меньше, чем у фрегатов класса «Стерегущий». Верхняя палуба и обширные палубные пространства защищены композитными материалами с низкими отражающими свойствами.

Даже носовая артиллерийская установка имеет угловатую башню с минимальной площадью отражающей поверхности.

Следует отметить, что на головном кораблей корвете «Василий Быков» стоят двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие отличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность.

Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности могут преодолевать огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев.

Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться такими показателями.

При необходимости крылатые ракеты 3М54Э могут быть переоборудованы из тактического оружия в стратегическое орудие сдерживания, способное нести ядерные боезаряды.

На сегодняшний день ни один корвет в мире не имеет вооружения, сравнимого по силе с огневой мощью корабля данного проекта. Корветы 22160 проекта имеют осадку 4 метра, что позволяет им свободно действовать не только на морском театре, но и заходить в морские заливы и действовать на речных фарватерах.

Система ПВО кораблей представлена 12 канальным ЗРК «Штиль-1», который оснащается 24 ракетами 9М317Э. Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка». Артиллерийское вооружение корабля представлено 57-мм артустановкой А220М.

На корабле впервые установлена гидроакустическая система обнаружения аквалангистов «Паллада», способная на расстоянии до полукилометра выявить подводных диверсантов.

Следом за корветом «Павел Державин» на верфи в Керчи сегодня строится третий серийный патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов». Оба корабля могут войти в строй в следующем году.

Они вместе со своими старшими братьями — корветами «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» способны создать на Черном море эффективную ударную группировку патрульных судов. Корабли этого класса будут способны полностью нейтрализовать силы турецких ВМС на Черноморском морском театре.

Последний шестой корабль пока существует лишь в чертежах. Информация о том, где и когда будет заложен последний серийный корабль, из высших эшелонов Министерства Обороны не поступала.

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-22160/

Корвет проекта 22160: корабль Василий Быков, многоцелевой, патрульный, нового поколения, противопиратский

Эволюция сторожевых кораблей (СКР) пошла по пути универсальности их боевого применения. В результате были внесены изменения в классификацию, принятую в ВМФ РФ. Так, появился класс универсальных кораблей, к которым относятся фрегат, корвет и патрульный корабль.

Фрегат и корвет условно соответствуют сторожевикам дальней и ближней морской зоны. Патрульный корабль, как правило, заметно отстает от них по своим боевым возможностям. Основная его задача – охранная служба.

История создания

Потребность в обновлении корабельного состава флота назрела еще в 90-е годы. В настоящее время крейсера и эсминцы еще имеют потенциал для глубокой модернизации.

Что касается сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, то они нуждаются в срочной замене.

Цели проектирования

На основе анализа потребностей ВМФ было решено создать патрульный корабль проекта 22160. Основное назначение – охрана водных районов и выполнение эскортных функций. Предусмотрено решение следующих задач мирного времени:

  • патрулирование назначенных районов;
  • пограничные функции;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • участие в поисково-спасательных операциях.

В военное время будут стоять следующие задачи:

  • дозорная служба по охране береговых объектов с моря;
  • защита морских коммуникаций;
  • огневая поддержка высадки десанта;
  • обеспечение действий сил специальных операций.

По утверждению руководителя группы разработчиков, Алексея Наумова, специализацией проекта 22160 является именно борьба с пиратством.

Проектирование

Проект 22160 разработан в Северном проектно-конструкторском бюро в соответствии с основными требованиями:

  • низкая радиолокационная заметность;
  • модульная компоновка;
  • увеличенная до 6000 миль дальность плавания.

Исходя из назначения корабля, его сначала планировалось оснастить артиллерийской установкой и средствами ПВО ближней зоны. Модульная компоновка позволила дополнительно разместитьУВП для крылатых ракет (КР).

Строительство

Всего намечено передать флоту шесть единиц этого проекта. Не исключено, что их количество будет увеличено. Постройка головного корабля «Василий Быков» начата 26 февраля 2014 г. в Зеленодольске. Спуск со стапелей прошел 28.08.2017 г. и с ноября того же года начато его дооборудование на предприятии «Залив» (Керчь).

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/proekt-22160/

Уникальные инновации: как корабли проекта 22160 изменят тактику антипиратской борьбы

Модульная концепция морского вооружения впервые в России реализована на патрульном корвете проекта 22160 – корабле дальней морской зоны, масштабный заказ на создание серии которых выполняется сейчас судостроителями татарстанского АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

Разработчики проекта, специалисты Северного проектно-конструкторского бюро, учли основные аспекты применения подобных кораблей, их востребованность и целевое предназначение.

А это и несение погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, и патрулирование 200-мильной особой экономической зоны, и обеспечение безопасности кораблей и судов при морских переходах, и защита баз и водных районов, и антипиратская деятельность.

В получившееся в итоге изделие оказались органично вписаны технологии и решения, учитывающие весь спектр будущего применения кораблей этого типа, отражающие их многопрофильную направленность.

Об уникальных новациях, реализованных при создании этого корабля, способного нести на борту не только набор различного вооружения, но комплекс специального оснащения, о его непревзойденных боевых и маневренных возможностях расскажет журналист Алексей Егоров, посвятивший проекту 22160 очередной выпуск программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда».

«Ювелиры» речных переходов

Конечно, в сравнении с флотскими гигантами, такими, например, как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», этот корабль по своим размерам выглядит куда скромнее. Но и миниатюрным его тоже не назовешь.

Читайте также:  Президент колумбии: особенности власти в одной из самых бедных стран мира

Во всяком случае для речного перехода, которым предваряется боевая служба любого из построенных в Зеленодольске «плавсредств», габариты более чем внушительные. Просторы даже самых крупных российских рек для таких кораблей зачастую тесноваты. Судите сами: водоизмещение – около 1,8 тысячи тонн, длина – 94 метра, ширина – 14.

Некоторые участки пути, по которому приходится идти корвету, особенно шлюзовые зоны (всего их 18), преодолеваются с ювелирной осторожностью. Расстояние от бортов до бетонных стен шлюзовой камеры измеряется в буквальном смысле сантиметрами.

Кроме того, учитывая речное мелководье, корабль приходится ставить на понтоны, а это добавляет сложностей с управлением.

Этот корабль в свое время стал первым в линейке данного проекта. Свое имя он получил в память о Герое Советского Союза контр-адмирале Василии Быкове.

В августе 1944 года командир дивизиона торпедных катеров Северного флота старший лейтенант Быков во время атаки вражеского конвоя в районе Северной Норвегии потопил 14 транспортов противника.

Это был самый значительный и один из наиболее успешных боев североморских торпедоносцев. Сегодня корвет «Василий Быков» готовится заступить на службу в российский Военно-Морской Флот.

Перечислять внедренные здесь инновации можно долго. В их числе, например, технология «стелс», обеспечивающая незаметность в радиолокационном поле. Это достигается за счет особой архитектуры обводов корпуса. Вообще, надо сказать, что при создании корабля большая работа была выполнена специалистами Крыловского государственного научного центра.

На специально построенной модели был проведен полный цикл испытаний по определению ходовых качеств и исследований на воздействие различных условий и сред. Учтены и потребности экипажа в составе 80 человек. К услугам моряков – обустроенные каюты, сауна, спортзал с баскетбольным кольцом, библиотека.

Во время многодневных походов и плаваний, дальность которых может исчисляться несколькими тысячами миль, такой комфорт будет нелишним.

В приоритете скорость

Теперь о главном – о боевом предназначении. Те, кто следил за перипетиями недавних историй с вылазками сомалийских пиратов, обратили вниманию на тактику действий этих «флибустьеров XXI века». Стремительный бросок на скоростных лодках, жесткий абордаж и мгновенный захват команды и груза.

В борьбе с пиратами были задействованы военно-морские силы многих государств, в том числе российского ВМФ. Действовали наши моряки слаженно, четко, сорвав не одну атаку бандитов на мирные гражданские конвои.

Однако опыт участия в противодействии морским разбойникам подсказал необходимость совершенствования боевых средств флота, придания им большей маневренности, многофункциональности. Можно сказать, что корветы проекта 22160 – реализация как раз этих потребностей.

К примеру, именно у этих кораблей есть то, чего нет ни у кого из «одноклассников», – десантно-штурмовая лодка, способная покидать корабль-носитель и возвращаться обратно прямо во время движения.

Важно отметить, что лодка эта бронированная, а на борт она может брать до десяти морских пехотинцев плюс двух членов экипажа. По словам главного конструктора кораблей проекта 22160 Алексея Наумова, для спуска на воду ДШЛ достаточно 30 секунд.

Специальное устройство приема-отдачи по максимуму использует гравитационный режим: после отдачи концов лодка под собственным весом соскальзывает по слиповой дорожке наружу.

Скорость движения бронированного плавсредства по воде достигает при этом 80 километров в час, а незначительные габариты и слабый шум двигателя позволяют лодке приближаться к противнику (в том числе к объекту, захваченному пиратами) незаметно.

К слову, значительную скорость может развивать и сам корвет. Как отмечает Алексей Наумов, это достигается особой формой корпуса, позволяющей поддерживать полный ход в течение нескольких часов.

Ну и конечно, оперативности действий добавляет наличие на борту корабля штатного воздушного судна – вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31.

Для размещения винтокрылой машины в конструкции корвета предусмотрен специальный закрытый ангар.

Корабль повышенной «зубастости»

Модульность – та самая новация, которая делает этот корабль поистине универсальным. В зависимости от типа монтируемых контейнеров «Василий Быков» может из патрульного превратиться, например, в корабль артиллерийский или санитарный.

«Мы можем погрузить сюда одновременно два контейнера, обеспечить погрузку как ракетного комплекса, так и водолазного, санитарного, – говорит генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького» Ренат Мистахов.

– Все зависит от поставленной задачи».

Сегодня настало такое время, когда при разработке новых видов вооружения принцип модульности выступает одним из главным. Такой особенностью отличаются, к примеру, наши боевые машины проекта «Армата»: за счет той самой модульности их можно «формировать» под конкретные задачи, да еще и ремонтировать прямо в боевой обстановке.

Не случайно и то, что все более многофункциональными становятся и морские суда. Один из ярких примеров – спущенный недавно на воду ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», созданный специально для ВМФ России.

Как отмечает замглавкома Военно-Морским Флотом во вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, это судно предназначено для круглогодичной эксплуатации: в период, когда море будет свободно ото льда, ледокол будет обеспечивать проведение гидрографических, гидрометеорологических работ, бороться с разливами нефти, оказывать помощь в тушении пожаров.

При этом корабельные модули – понятие далеко не условное, а вполне осязаемое, практичное. Например, на корабле проекта 22160 в санитарном исполнении можно разместить помещения медицинского назначения, скажем операционную, принять значительное количество раненых.

Что же касается вооружения, которым может оснащаться этот корабль, то оно представлено штатной 57-миллиметровой автоматической артиллерийской установкой А-220М, двумя 14,5-миллиметровыми морскими тумбовыми пулеметными установками, турельной зенитной установкой «Гибка», комплектами ПЗРК типа «Игла-С», гранатометами.

Набор оружия для противодиверсионной группы составят подводные автоматы и пистолеты, для корабля в ракетном исполнении – наши знаменитые «Калибры».

«Это уникальный высокоманевренный и очень “зубастый” корабль», – отзывается о корветах проекта 22160 вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отмечает, что созданные зеленодольскими судостроителями корабли – патрульные, ближней морской зоны, малые ракетные – уже стали предметом гордости вооруженных сил и Военно-Морского Флота страны. Стоит отметить, что сразу после новогодних праздников на АО «Зеленодольский завод имени А. М.

Горького» состоялась торжественная церемония закладки нового патрульного корабля проекта 22160, получившего наименование в честь советского морского офицера, командира дивизиона сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Николая Ивановича Сипягина.

Это шестой по счету и пятый в серии корабль, заложенный на стапелях предприятия. Как и предыдущие, корвет будет оснащен новейшими средствами поиска, радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия, получит высокие маневренные качества и достойную мореходность.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201801281447-arub.htm

Новейшие патрульные корабли проекта 22160

ПодробностиКатегория: Военно-морской флотОпубликовано: 25.05.2018

Корабли проекта 22160 – новейшие российские патрульные корабли дальней морской зоны, построенные по технологии “стелс” и с возможностью применения ракет “Калибр”.

В 2010 году гражданский танкер “Московский университет” был захвачен сомалийскими пиратами. Инцидент произошел в Аденском заливе Индийского океана. На помощь прибыл большой противолодочный корабль “Маршал Шапошников”. Экипаж танкера был освобожден в ходе штурма, который длился 22 минуты.

Любому специалисту известно, что посылать против шайки налетчиков корабль, предназначенный для поиска подводных лодок, нецелесообразно. Тогда на флоте и было принято решение создать новые корабли специально для решения подобных проблем.

Именно так и появился головной патрульный корвет проекта 22160 “Василий Быков”, который 25.03.2018 вышел на государственные испытания из Керчи в Новороссийск.

Всего Зеленодольским ССЗ планируется построить для Черноморского флота 6 кораблей этого типа.

Общее описание

Патрульные корабли проекта 22160 разработаны для дальней морской зоны, предназначены для патрулирования и охраны судов в закрытых и открытых морях, борьбы с пиратами и контрабандистами, отслеживания экологической обстановки, помощи пострадавшим при крушениях, проведения поисково-спасательных работ. Кроме того, эти корабли могут быть использованы для охраны водных районов и военно-морских баз, для обнаружения и предупреждения нападения сил противника, для проведения военных операций как в дальней морской, так и в океанской зонах.

Основным отличием корвета проекта 22160 от подобных ему кораблей – модульность. В зависимости от выполняемых задач и пожеланий заказчика, некоторое оборудование и вооружение достаточно просто заменить под конкретные цели.

На кораблях проекта 22160 достигнута высокая степень автоматизации, установлены подруливающие устройства, обеспечивающие высокую маневренность на небольших ходах, что полезно, например, при швартовке. На скорости до 5 узлов управление всеми ходовыми системами производится одним джойстиком, а управление главными двигателями осуществляется с ходовой рубки.

Конструкция

Килеватая острая форма подводной части корпуса позволяет развивать кораблю полную скорость до 30 узлов. Применение технологии “Стелс” значительно снижает заметность для средств радиолокационной разведки. Надводная часть корпуса имеет угловатую форму, покрыта композитными материалами с низкой отражающей способностью, использована специальная краска.

На верхней палубе практически отсутствуют какие-либо выступающие конструкции, кроме ходовой рубки (корпус выполнен под углом к палубе), корабельной артиллерийской установки, волнореза и съемного ограждающего леера. Последний монтируется только на стоянках.

Такая конструкция позволяет снизить риск захвата судна практически до минимума, обеспечивает незаметность по технологии “Стелс”. Снижение заметности достигается и за счет размещения швартовочного оборудования под верхней палубой.

Швартовка производится посредством выбрасывания легости в закрываемый лацпорт.

Одной из главных особенностей корвета проекта 22160 является размещенная на внутренней закрытой палубе бронированная десантно-штурмовая лодка проекта 02800, способная развивать скорость до 80 км/ч. Выход в море она способна осуществлять прямо во время движения корабля – базы, что обеспечивает оперативность выполнения поставленных десантникам задач.

Корвет приводится в движение главной энергетической установкой типа CODAG, состоящей из 2-х маршевых дизельных и 2-х форсажных газотурбинных двигателей общей мощностью 34 000 л.с. Электро-энергетическая установка включает 5 дизельных генераторов, один из которых аварийно-стояночный. В качестве движителей выступают 2 винта.

Вооружение

В зависимости от выполняемых задач, на корветы проекта 22160 может быть установлено следующее вооружение:

  • Радиолокационное – навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” и станция обнаружения “Позитив-МЭ1”
  • Радиоэлектронное – гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидролокаторы “Паллада” и ”Виньетка-ЭМ”, комплексы радиоэлектронного подавления ПК-10 и ТК-25
  • Тактическо-ударное – ракетный комплекс “Калибр-НК” с установкой вертикального пуска
  • Артиллерия – артустановка АК-176МА
  • Ракеты – противокорабельная ракета ЗМ54, ЗМ55, зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 “Гибка” и “Штиль-1” с пусковыми установками
  • Противолодочное – гранатометы ДП-65, ракето-торпеды 91Р1 и 91РТ2

Корвет оборудован вертолетной площадкой, способен нести вертолеты массой до 12 тонн, например, Ка-27, Ка-29 или Ка-31. По необходимости они могут быть заменены несколькими БПЛА.

Читайте также:  Как правильно выбрать туристический нож

Защита

Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн.

Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.

Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.

Основные технические характеристики

  • Длина – 94 м.
  • Ширина – 14 м.
  • Водоизмещение в 1300 – 1800 тонн.
  • Осадка – 3,4 м.,
  • максимальная скорость хода составляет 30 узлов.
  • При дальности плавания с крейсерской скоростью (16 узлов) 6000 миль
  • Автономность плавания составляет 60 суток.
  • Включая офицеров, экипаж судна может достигать 80 человек.  

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/72-voenno-morskoj-flot/1129-novejshie-patrulnye-korabli-proekta-22160

Пятый патрульный корабль проекта 22160 заложат 25 ноября

25 ноября на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького (Зеленодольск, Татарстан) состоится торжественная церемония закладки пятого патрульного корабля проекта 22160 – “Виктор Великий”. Об этом сообщает интернет-портал TatCenter.ru.

Напомним, головной корабль проекта 22160 “Василий Быков” был заложен на стапеле Зеленодольского судостроительного завода 26 февраля 2014 года. Закладка второго корабля проекта – “Дмитрий Рогачев” – состоялась 25 июля 2014 года.

Третий корабль – “Павел Державин” – был заложен в феврале 2016 года.

Четвертый корабль получил название в честь контр-адмирала Военно-морского флота СССР, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Сергея Николаевича Котова, был заложен 8 мая 2016 года.

Как ранее сообщалось, всего до 2020 года для Черноморского флота предприятие построит шесть патрульных кораблей проекта 22160.

Патрульный корабль проекта 22160 — справка

Проект патрульного корабля дальней морской зоны был разработан ОАО “Северное проектно-конструкторское бюро” (Санкт-Петербург).

Корабль предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, для охраны кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время.

Оснащен радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия. Главная энергетическая установка корабля представлена установкой типа CODAG мощностью до 25 000 кВт. Для увеличения поискового потенциала и проведения поисково-спасательных операций на корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета.

Водоизмещение — около 1800 т

Автономность – 60 суток 
Дальность плавания – до 6000 миль

Максимальная скорость – до 30 узлов Экипаж —  80 человек.  Вооружение:

Артиллерийское  – 1 х АУ А-220М, 57-мм
 

Зенитное

-ракетное 2 х «Гибка»

-ПЗРК 16 х «Игла»
 

Стрелковое
2 х МТПУ 14,5Средства противодействия 1 х ТК-25Э, 1 х ПК-10

Радиотехническое
-РЛС обнаружения воздушных и надводных целей “Позитив-МЭ1” или “Фрегат-МАЭ-4к”

-НРЛС типа “Наяда” или “Пал-Н”

Иллюстрация: oborona.ru

Источник: http://sudostroenie.info/novosti/17659.html

Патрульный корабль «Василий Быков» проекта 22160

ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») приступил к строительству патрульного корабля проекта 22160, спроектированного ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро».

Патрульный корабль предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, кроме этого, для охраны кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время.

Основные характеристики патрульного корабля проекта 22160: Водоизмещение стандартное около 1300 тонн. Длина 94,0 метра, ширина 14,0 метров, осадка 3,4 метра. Скорость полного хода до 30 узлов, патрульного хода около 16 узлов. Дальность плавания до 6000 миль. Автономность 60 суток. Вместимость до 80 человек.

Главная энергетическая установка: типа CODAG полной мощностью до 25000 кВт.

Электроэнергетическая установка: 4 дизель-генератора мощностью по 300 кВт; 1 аварийно-стояночный дизель-генератор мощностью около 100 кВт.

Вооружение:

Артиллерийское оружие: 1х57-мм артиллерийская установка А-220М.

Зенитное ракетное оружие: 1 турельная зенитная ракетная установка «Гибка»; 8 ПЗРК 9К38 «Игла».

Дополнительное оружие: 2х14,5-мм морских тумбовых пулеметных установки.

Дополнительное вооружение, устанавливаемое по требованию заказчика: 1 ЗРК «Штиль-1» с двумя модульными ПУ 3С90Э.1; 1 интегрированная ракетная система «Калибр-НКЭ».

Противодиверсионное вооружение: 2 гранатометных комплекса ДП-65; 1 ГАС обнаружения подводных пловцов «Паллада».

Радиотехническое вооружение: 1 РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Позитив-МЭ1»; 1 НРЛС «Пал-Н».

Гидроакустическое вооружение: 1 ГАК МГК-335ЭМ-03; 1 ГАС «Виньетка-ЭМ».

Средства радиоэлектронного противодействия: 1 корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э; 1 комплекс постановки помех ПК-10.

Авиационное вооружение: Телескопический ангар и взлётно-посадочная площадка со средствами обеспечения взлёта, посадки и обслуживания поисково-спасательного вертолёта массой до 12 тонн типа Ка-27 ПС.

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков», строительный номер 161, был заложен 26 февраля 2014 года. По сообщению от 11 апреля 2016 года компания «Кронштадт Технологии» (входит в Группу «Кронштадт») продолжает участие в проекте по оснащению корабля.

Компания «Кронштадт Технологии» является разработчиком уникального комплекта интегрированной мостиковой системы, которая будет поставляться на судостроительный завод для установки на корпус корабля. По сообщению от 18 мая 2017 года в Объединенном учебном центре ВМФ России прошли тренировки экипажа. В 2017 году спущен на воду.

По сообщению от 11 января 2018 года в Новороссийской военно-морской базе полностью завершено формирование экипажа. В настоящее время корабль завершает цикл достройки и готовится к заводским и государственным испытаниям.

По сообщению от 28 марта корабль прибыл в город Новороссийск и проходит этап подготовки к ходовым и государственным испытаниям, которые начнутся в ближайшее время. Также экипаж прибыл и разместился на вновь построенном корабле. По сообщению от 08 мая приступил к ходовым испытаниям.

По сообщению от 18 июня вышел из Севастополя в морской полигон для проведения первых артиллерийских стрельб в рамках плановой боевой подготовки. По сообщению от 25 октября проходит государственные испытания.

Источник: http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/proekt-22160

Первый модульный корвет проекта 22160 готовится к спуску

Головной корабль – «Василий Быков» – выкатят из эллинга 15-16 июня 2017 года. Его планируют спустить на воду в конце месяца. «Потом – док-камера, швартовные испытания, перегон, а сдача корабля флоту, получается, уходит на следующий год», – сказал источник.

Он добавил, что сроки сдачи ВМФ первого серийного корабля – «Дмитрий Рогачев» – серьезно не изменятся. 22 мая корреспонденту FlotProm не удалось получить официальный комментарий представителей верфи.

22 сентября 2016 года гендиректор завода Ренат Мистахов заявил РИА Новости, что корабль спустят на воду в марте 2017 года и пообещал сдать «Василия Быкова» флоту до конца года.

В субботу, 20 мая 2017 года, Мистахов рассказал «Интерфаксу», что первые два корабля проекта 22160 – «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» – сдадут лишь в начале и в конце 2018 года соответственно.

«Василия Быкова» заложили 26 февраля 2014 года.

Первые шесть кораблей серии планируют передать Черноморскому флоту до 2020 года. Их вооружат, в частности, крылатыми ракетами «Калибр».

Эксперт «Независимого военного обозрения» в области ВМФ Владимир Щербаков считает, что задержка спуска на воду «Быкова» объяснима, ведь это головной корабль. «У нас вообще редко сдают военную технику в срок.

А корабль будет посложнее авиационной или сухопутной техники, – рассказал FlotProm эксперт.

– Тем более, что головной корабль сдается с гораздо большими трудностями, чем серийные проекты – особенно, когда на нем много нового оружия и радиоэлектроники».

По словам Щербакова, задержка, скорее всего, не связана с установкой «Калибров», ведь этот процесс уже отработали на малых ракетных кораблях проекта 21631 «Буян-М» (головной корабль – «Град Свияжск»). Речь может идти о затруднениях с другим вооружением или оборудованием.

Щербаков подчеркнул, что отработка модульной компоновки проекта позволила применить ее на корветах типа «Совершенный». Вместе с тем он отметил некоторую избыточность для флота кораблей типа «Быкова» при наличии МРК проекта 22800 «Каракурт».

«Корабли типа «Каракурт» – наследники «Буяна-М» с лучшей мореходностью, – сказал эксперт. – Не забываем, что «Буяны» изначально создавались для Каспия. Кроме того, эти маленькие корабли способны решать задачи почти стратегического значения. Более современные «Каракурты» во многом устраняют недостатки «Буянов».

«Можно поспорить, нужен ли проект 22160 флоту. Изначально он создавался как патрульный корабль для пограничников, и уже на его базе флот заказал то, что получается, – рассказал Владимир Щербаков. – Корабли такого класса нам нужны. Но нужны ли два похожих типа, проектов 22800 и 22160, – это вопрос. К «Каракуртам» таких вопросов нет».

Сроки сдачи флоту головного МРК проекта 22800 также сдвинулись вправо: «Ураган» обещали передать в декабре 2017 года; но в мае стало известно, что сроки перенесли на первую половину 2018 года.

Патрульные корабли (корветы) проекта 22160 разработаны Северным проектно-конструкторским бюро. Корабли предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, они также могут выполнять поисково-спасательные функции, сопровождать караваны судов и бороться с пиратами.

Корабли водоизмещением 1300 тонн развивают скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6 тысяч миль, автономность – 60 суток. Они спроектированы с учетом обеспечения комфортных условий экипажу (до 80 человек).

На борту может базироваться вертолет Ка-27ПС.

В качестве штатного вооружения корветы оснащают пусковыми установками крылатых ракет «Калибр», новой 76,2-мм артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом и пулеметами.

Источник: http://k-politika.ru/pervyj-modulnyj-korvet-proekta-22160-gotovitsya-k-spusku/

«Корабль-лего»: патрульное судно «Василий Быков» отправили в Керчь

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» по внутренним водным путям отправили из Зеленодольска в Черное море. Спущенный на воду без особой огласки «Быков» предполагается доукомплектовать в Керчи на судостроительном заводе «Залив». Предположительно там же будут проводиться заводские ходовые испытания.

Программа пополнения корабельного состава Черноморского флота новыми вымпелами, стартовавшая еще до воссоединения Крыма с Россией, продолжает осуществляться.

В текущем году к уже вошедшим в состав флота новым фрегатам, многоцелевым дизельным подводным лодкам, малым ракетным кораблям, противодиверсионным, патрульным и десантным катерам, должен был присоединиться и головной патрульный корабль проекта 22160.

Однако, судя по тому, что «Быков» был спущен на воду с трехмесячной задержкой, скорее всего, его передача флоту состоится все же не в этом, а уже в следующем году.

Задержку со сроками постройки головного корабля проекта для отечественного кораблестроения следует считать уже устоявшейся традицией. Причины ее кроются не столько в неспособности российских предприятий вовремя осваивать постройку кораблей новых проектов, сколько в массе изменений, постоянно вносимых по инициативе заказчика в проект уже строящегося корабля.

Читайте также:  Советский бронетранспортёр бтр-60

И «Василий Быков» тут не стал исключением, тем более, что сама концепция данного корабля от момента ее появления на бумаге и до начала реализации в металле претерпела изрядную эволюцию.

Согласно имеющейся в свободном доступе информации, исходно проект 22160 виделся своим создателям как нечто среднее между пограничным сторожевым кораблем проекта 22100 и пограничным сторожевым кораблем проекта 22460.

То есть 22160-й должен был быть меньше первого, но больше второго.

Несущий довольно скромное вооружение 22460-й, имел одну любопытную «фишку» — резервирование помещений под размещение противокорабельных ракет «Уран».

Возможно, именно это стало отправной точкой для закладки в проект 22160 концепции модульной архитектуры, теоретически позволяющей в случае необходимости путем установки дополнительных модулей с оборудованием и вооружением превратить пограничный сторожевой корабль в полноценный флотский сторожевик с соответствующим ударным и зенитным вооружением.

Генеральный директор разрабатывавшего проект 22160 «Северного проектно-конструкторского бюро» Владимир Спиридопуло описал концепцию так: «Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве.

Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач».

В общем, на выходе должен был получиться этакий «корабль-лего», в корпус которого что хочешь, то и ставишь.

Идея, безусловно, красивая.

Но вот насколько она реализуема на практике? Зачем ОПК производить модули, которые до поры до времени не будут смонтированы на корабле? Как экипаж корабля будет осваивать эти находящиеся где-то на берегу модули? Сколько времени будет занимать монтаж и демонтаж модулей? Где и какими средствами эта операция будет осуществляться? Наконец, съемная конструкция по определению сложнее и дороже станционарной. В общем, сомнений в реализуемости заявленного создателями корабля принципа модульности довольно много. Но вернемся к истории проекта 22160.

В силу пожеланий военных моряков, по мере дальнейшей разработки проекта 22160, корабль все менее напоминал «пограничника» и все больше, по своим ТТХ, превращался в корвет с управляемым ракетным оружием (УРО). Правда, получившийся в итоге у Северного проектно-конструкторского бюро корабль корветом называть не стали.

Возможно — во избежание закономерного вопроса от Минобороны, уже получающего спроектированные «Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» корветы проекта 20380: «Зачем нам еще один корвет УРО?» Но по факту проект 22160, хотя и получил нейтральное название патрульного корабля, как раз новым корветом УРО и стал.

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) заложили на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 26 февраля 2014 года.

По имеющейся в свободном доступе информации, корабль должен иметь водоизмещение 1800 тонн, в качестве главной энергетической установки — 2 маршевых дизельных двигателя, полную скорость хода в 30 узлов, дальность плавания 6000 миль на 16 узлах, автономность плавания — 60 суток.

Кроме того, судно должно иметь надстройки с минимальной радиолокационной сигнатурой, 76-мм артиллерийскую установку АК-176МА, 8 установок вертикального пуска ракетного комплекса «Калибр-НК», многоканальный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», зенитный ракетный комплекс ближнего действия 3М-47 «Гибка», 2 малогабаритных дистанционно-управляемых противодиверсионных гранатометных комплекса ДП-65 и новейший корабельный комплекс РЭП ТК-25. Далее — сразу 3 гидроакустических комплекса, две радиолокационные станции, вертолет массой до 12 тонн или несколько БПЛА, экипаж до 80 человек.

Если исходить из этих характеристик, то флот должен пополниться полноценным корветом УРО.

Однако, та самая модульность вкупе с относительно небольшим водоизмещением патрульного корабля проекта 22160, не дают уверенности в том, что «Быков», как и пять его законтрактованных к постройке «систершипов» (кораблей близнецов), получат «Калибр-НК», «Штиль-1», «Гибку» и вертолет.

По крайней мере, при знакомстве с фотографиями «Быкова», следов присутствия на корабле «Калибра-НК», «Штиль-1» и «Гибки» не просматривается. Отсутствие этих систем вооружения в значительной мере обесценивает этот корабль и даже, по мнению ряда специалистов, сделает постройку «Быкова» и других судов этого типа банально не нужной.

Но, как говорится, будем верить в лучшее.

Иными словами в то, что до 2020 года Черноморский флот получит шестерку патрульных кораблей проекта 22160, каждый из которых по своим ударным возможностям будет равен куда более крупным (полное водоизмещение — 4035 тонн) фрегатам проекта 11356.

Тем более, первый заместитель гендиректора «Зеленодольского судостроительного завода» Александр Карпов 23 октября 2015 года объявил, что «Калибры» будут устанавливаться на корабли проекта 22160.

Источник: https://riafan.ru/983869-korabl-lego-patrulnoe-sudno-vasilii-bykov-otpravili-v-kerch

В татарстане заложили «геройский» сторожевой корабль

На судостроительном заводе имени Горького в Зеленодольске (Татарстан) заложен патрульный корабль проекта 22160, названный в честь Героя Советского Союза, капитана 1 ранга ВМФ СССР Виктора Великого.

Головной корабль данного проекта — «Василий Быков» — будет передан заказчику в следующем году, а к 2020 году Минобороны должно получить уже партию из шести кораблей.

Об этом со ссылкой на первого заместителя директора завода Александра Карпова сообщает ТАСС.

Именами Героев

Как гласят открытые источники, в 1944 году тогда еще старший лейтенант Виктор Великий командовал 1-м отрядом 3-его дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии. В ночь со 2 на 3 ноября во время высадки десанта на Керченский полуостров, он, «несмотря на массированный шквалистый огонь, смог обеспечить высадку штурмового отряда.

Будучи назначенным комендантом пристани, Виктор Великий умело организовал прием десантных войск, продовольствия, вооружения и боеприпасов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, старший лейтенант Виктор Великий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»…

Стоит отметить, что будущий патрульный «Виктор Великий» должен стать пятым кораблем проекта 22160.

Головной «Василий Быков» (Василий Быков — Герой Советского Союза, контр-адмирал, особо отличился в августе 1944 года при атаке вражеского конвоя в районе Северной Норвегии – тот бой при мысе Кибергнес считается чуть ли не самой значительной победой североморских торпедных катеров) был заложен еще в феврале 2014 года, затем состоялась закладка «Дмитрия Рогачева», а уже в текущем году — «Павла Державина» и «Сергея Котова».

Зеленодольский флагман

Наверняка, не только у меня при словосочетании «судостроение», «верфь», сразу возникают ассоциации с Балтикой, Северодвинском и Мурманском.

Вместе с тем, Зеленодольский судостроительный завод имени Горького, основанный в позапрошлом (!) веке и расположенный на самой границе Татарстана с Чувашией, также смело можно отнести к числу ведущих российских судостроительных предприятий.

Ведь в свое время именно в Зеленодольске выпускались легендарные «Метеоры» на подводных крыльях (на самом заводе говорят, что он вообще стоял у истоков создания первых таких судов).

Не имевшие мировых аналогов малые ракетные корабли «Бора» и «Самум» для Черноморского флота, «рабочие лошадки советского флота» — противолодочные корабли серии «Альбатрос», сторожевые «Гепарды» с их стелс-технологиями, флагман Каспийской флотилии ВМФ России корабль «Татарстан», сторожевой «пограничник» ледового класса «Океан» с практически неограниченными возможностями ледового хода, малый ракетный корабль «Каракурт» – все это лишь часть наиболее знаковой продукции Зеленодольского судостроительного. Говорят, что завод участвовал даже в программе строительства подводных лодок из титана… А примерно с конца девяностых завод освоил новое направление деятельности — изготовление крупных металлоконструкций. В частности, как заявляет пресс-служба предприятия, именно там был изготовлен каркас для купола Кул Шариф — главной соборной мечети Республики Татарстан.

Что же касается непосредственно патрульных кораблей проекта 22160, то их биографию обычно отсчитывают от такого «недосостоявшегося» проекта 90-х, как перспективный сторожевой корабль «Гром» (проект 12441), и попыток придания малым боевым кораблям некоторых возможностей эсминцев и крейсеров.

«Громы» (а их предполагалось целое семейство) должны были стать своеобразными конкурентами упомянутым «Гепардам». С одной стороны они оставались сторожевыми кораблями для прибрежной зоны с компактными размерами и небольшим водоизмещением.

С другой — получали мощный ракетный противокорабельный комплекс, противолодочный комплекс, универсальную артиллерийскую установку, радиолокационную станцию, вертолет для поиска подводных лодок — так и хочется добавить, как у классика: «картонку и маленькую собачонку».

В итоге «Гром» вполне ожидаемо так и не смог войти в заданные параметры компактности и, по словам очевидцев тех событий, начал «подпирать» класс гораздо более внушительных морских сторожевых кораблей.

В результате он не пошел даже как учебный и опытовый (для отработки новых типов вооружения) — по некоторым данным, готовый почти на половину корабль в нулевых годах решили просто разобрать на металл.

Впервые в России

Когда в 2014 году стало известно о строительстве в Зеленодольске первых патрульных кораблей нового проекта для Черноморского флота, гендиректор Северного проектно-конструкторского бюро (разработчика проекта 22160) Владимир Спиридопуло заявил, что эти корветы не только будут отличаться высокой автономностью и мореходностью (чуть ли не на уровне многоцелевых «Буревестников», который вдвое больше по размерам) — на них еще и впервые в России будет реализована модульная концепция морского вооружения. «Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач», — объяснял он. Тогда же Lenta.ru со ссылкой на свой источник в Минобороны рассказала о планах оборонного ведомства увеличить вдвое (то есть как минимум до 12 штук) заказы на перспективные сторожевые корабли этого проекта и отправить их служить как собственно на Черноморский, так и на Северный флот. Якобы причиной такого увеличения заказа стала острая нехватка в составе ВМФ России современный кораблей дальней морской зоны.
По официальным данным, корабли проекта 22160 относятся к классу корветов с управляемым ракетным оружием. Предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, охранения военно-морских баз и кораблей на переходе морем, пресечения пиратской и контрабандной деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, проведения экологического мониторинга — перечень можно продолжать очень долго. Помимо прочего корабли отличаются дальнобойностью комплекса вооружения, а также пониженной радиолокационной заметностью и «в разы более совершенной» конструкцией корпуса и архитектурой надстройки. Один из кораблей проекта был продемонстрирован на военно-морской выставке «Euronaval-2014» (причем, было заявлено, что на нем (опять-таки впервые) будут базироваться сразу несколько беспилотников, а не только вертолет) и, как отмечали СМИ, вызвал особый интерес у делегации из Китая.

«Уникальные патрульники со сверхмалым водоизмещением 1300—1700 тонн, обладая в разы меньшей стоимостью и требующие меньше ресурсов для обслуживания, могут строиться ускоренными темпами для скорейшего насыщения всех флотов нашего ВМФ.

Дальностные возможности проекта 22160 открывают возможность действовать в составе любой дружественной корабельной ударной группировки, а модульная конструкция исполнения и стелс-возможности — сохранить целесообразность проекта на протяжении ещё нескольких десятилетий», — убежден автор статьи «Военного обозрения» Евгений Даманцев.

Источник: http://pfo.svpressa.ru/war21/article/6120/

Ссылка на основную публикацию