Проект 20386: российский корвет современного образца

Проект 20386: новый тип корветов, сроки строительства кораблей, какие перспективы развития, вооружение и ТТХ, зарубежные аналоги

Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль — корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота.

Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса.

Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380.

Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом.

Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами.

Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время.

Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Несмотря на все перипетии вокруг нового российского корвета, Министерство обороны РФ еще в апреле 2014 года подписало контракт с Центральным МПКБ «Алмаз» на выполнение опытно-конструкторских работ.

Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме.

Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию.

В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности.

Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные.

Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту.

В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.

Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО — систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400.

Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах.

Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи.

Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно.

К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства.

Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона.

Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме.

Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения.

Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части.

По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт.

Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа.

Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

Корвет проекта 20386 в разрезе

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля.

Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи.

Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля.

Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей.

По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения.

Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия.

Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-20386/

Проект 20386, перспективы и новости, описание, ТТХ и вооружение корвета Дерзкий, предназначение и задачи, постройка корабля на верфях

28 октября 2016 года в ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен первый корабль проекта 20386. Корветы, которые должны быть собраны в рамках проекта 20386 являются самыми перспективными из всей линейки проекта 20380. Корвет «Дерзкий» — первый корабль из серии 20386 — является модернизированным боевым кораблём, который взял лучшие черты от корветов серий 20380 и 20385.

История появления проекта 20386

История проекта 20386 началась с появления более раннего проекта 20380. Корветы данной серии – это совершенно новые суда, которые оснащаются мощнейшей системой противоракетной обороны «Редут». В данную систему входят ракеты 9М96М, а так же ПЗРК С-400, предназначенная специально для флота.

Следующим витком развития проекта 20380 стали боевые корабли проекта 20385, которые получили ещё более мощное вооружение, даже по сравнению с корветами предыдущего проекта.

Если сравнивать корабли по боевой мощи, то корветы проекта 20385 (да и корветы проекта 20380 тоже) можно поставить на одну доску с мощными фрегатами проекта 11356.

Несмотря на столь высокую боевую мощь, новые корветы имею вдвое меньшие размеры и водоизмещение.

Почему проект 20386 стал развиваться по другому сценарию?

Хотя, казалось бы, конструкторам стоит продолжить наращивать мощность вооружения новых корветов, на самом деле, делать это не желательно. Против этого говорит целый ряд факторов:

  • Корветы с мощным и дорогим вооружением слишком дорого обходятся военно-морскому флоту;
  • Строительство таких кораблей чрезвычайно затягивается, что приводит к их моральному старению ещё до их официального выпуска в серию;
  • Постройка с таким мощным вооружением автоматически выводит их из класса, так как в задачи корвета никак не входит обязанность быть плавучим комплексом ПВО;
  • Высокая стоимость мешает наладить массовое производство.

Именно поэтому было принято решение сделать новые корветы проекта 20386 более дешёвыми за счёт уменьшения количества вооружения. Кроме того, после уменьшения количества вооружения на борту корвета, существенно повышалась скорость и маневренность судна. Корветы вовсе не созданы для того, чтобы наносить мощные удары по противнику. Их основной задачей являются следующие функции:

  • Патрулирование территориальных вод;
  • Эскорт транспортных и торговых кораблей;
  • Защита от нападений на основной флот в режиме быстрого реагирования.

Новый проект по созданию корвета было решено максимально удешевить, с целью увеличения скорости их производства.

Хотя неоднократно высказывались мысли о том, что в качестве «базы» для создания  следует воспользоваться уже готовыми кораблями предыдущих проектов, было решено спроектировать новый корабль с «чистого листа».

По техническому заданию, он должен иметь небольшое водоизмещение и нести на борту достаточно легкое, но сбалансированное вооружение.

Каким будет корвет «Дерзкий»?

Первый корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий» является корветом будущего. Он представляет собой некий промежуточный класс между патрульным кораблём и полноценным фрегатом. В результате, хотя формально корабль «Дерзкий» относится к классу корветов, по своим характеристикам он больше похож на полноценный эсминец.

В соответствии с планом разработок, первый корвет проекта 20386 должен вести бой не только в ближних водах, но и противостоять противнику на дальних рубежах территориальных вод России.

Перед конструкторами нового корабля стоит поистине сложная задача – сделать универсальную боевую единицу, которая сможет заменить боевые корабли сразу нескольких классов.

Итак, в соответствии с техническим заданием, корвет «Дерзкий» должен уверенно справляться со следующими боевыми задачами:

  • Новые корабли должны защищать морские коммуникации в пределах 200 мильной зоны;
  • Оказывать противодействие противнику, который находится как на близком, так и на дольнем расстоянии от мест базирования Российского флота;
  • Обеспечивать своей системой противовоздушной обороны защиту кораблей флота от внезапных воздушных налётов противника;
  • Искать, находить и уничтожать подводные лодки противника в зоне, контролируемой корветом;
  • Обеспечивать прикрытие атакующего десанта, как за счёт своих систем ПВО, так и обычной огневой подготовкой.
Читайте также:  Российский вертолет ми-28 и его модификации

Получается, что конструкторы, заложив в потенциал нового военного корабля опять наступают на те же грабли. Вряд ли удастся реализовать подобный проект в короткие сроки, тем более, что и стоимость будет достаточно высокой.

Руководство ВМФ России продолжает придерживаться своей странной тактики, которая выражается в строительстве многофункциональных кораблей, выпускающихся очень ограниченными партиями.

Если такой вариант будет приемлем при строительстве нескольких огромных авианосцев, то корветов одной серии должно быть сразу выпущено не менее нескольких десятков.

Разрабатывая каждый раз новый проект, военная промышленность банально не успевает обеспечить военно-морской флот России необходимым количеством современных боевых кораблей.

Большинство крупных морских держав выпускают корабли подобного класса достаточно крупными сериями (в СССР тоже так поступали). Например, знаменитые американские эсминцы «Оливер Перри» были произведены в количестве 71 боевого корабля.

Подобным образом поступают и китайцы, которые в последние годы тратят огромные деньги на оборонную промышленность.

В Китае за 10 лет было построено более 20 корветов типа 056, причём закрывать их производство планируется не раньше, чем будет произведено 60-80 кораблей подобного типа.

Особенности конструкции нового крейсера «Дерзкий»

Так как новый корвет «Дерзкий» представляет собой многофункциональный боевой корабль, в его конструкции будет множество нестандартных решений:

  • В качестве силовой установки предполагается использовать новейшая газотурбинная установка, которая частично будет работать за счёт электричества. Это целый комплекс, состоящий из двух российских газотурбинных дизелей, каждый из которых будет развивать до 27 500 л/с. Кроме того, каждому из этих двигателей будет помогать специально для этих целей сконструированный электродвигатель, развивающий мощность до 2 200 л/с. В автомобильной промышленности такие силовые установки используются уже давно. Их знают как гибридные моторы;
  • Надстройку нового военного корвета ВМФ РФ планируют сделать из прочных полимерно-композитных материалов нового поколения, что значительно облегчит вес боевого корабля;
  • Появятся принципиально новые грузовые люки, которые будут располагаться в надводных частях бортов. Это поможет кораблю реализовать весь потенциал технологии Уже сейчас корабль часто называют «корвет-призрак»;
  • Корабль получит совершенно новые системы гидравлики, новую систему управления, жизнеобеспечения и электрооборудования.

Вооружение первого корвета проекта 20386

Вооружение корвета «Дерзкий» значительно превышает потенциал его зарубежных «коллег». Например, американский USS Montgomery, который считается новейшим кораблём того же класса, обладает значительно более слабым боевым потенциалом. Если бы два этих корабля встретились один на один, то шансов уцелеть у американского корабля было бы немного.

Первый корвет проекта 20386 будет оснащаться следующим вооружением:

  • Универсальной автоматической артиллерийской установкой А190 калибра 100 мм, которая будет установлена в новой сплюснутой башне;
  • На борту корабля будут установлены два ракетных комплекса «Уран» либо «Уран-У», которые предназначаются для поражения кораблей противника на расстоянии от 130 до 260 км. Возможно, что это будет ракетный комплекс «Калибр», ракеты которого способны поражать надводные корабли на расстоянии до 375 км. Для того, чтобы снизить заметность данных комплексов, они спрятаны в походном положении корабля за специальными щитами, которые расположены в центральной части надстройки корабля;
  • В носовой части корвета расположены пусковые установки ЗРК «Редут». Они служат для уничтожения воздушных целей, как на средних, так и на малых дистанциях;
  • В средней части корпуса побортно будут установлены специальные пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Данный комплекс предназначен для противоторпедной защиты корвета;
  • На корме с двух сторон от бортов будут расположены автоматические шестиствольные артиллерийские установки, предназначенные для отражения атак пиратов, диверсантов, а также расстрела плавающих мин.

Кроме этого, на борту корвета «Дерзкий» будет размещён корабельный вертолёт КА-27 и несколько беспилотных летательных аппаратов вертолётного типа «Горизонт».

Радиооборудование корвета «Дерзкий»

На данный момент, на корвет «Дерзкий» планируется установить радиотехническое вооружение, идентичное тому, которое размещается на корветах проекта 20385. Так как за несколько лет данные системы могут усовершенствоваться, возможно, что на новый корвет установят более совершенное радиооборудование. Сейчас предполагаемый комплект радиовооружения выглядит следующим образом:

  • Боевая информационно-управляющая система «Сигма»;
  • Радиолокационная станция «Фуркэ-2»;
  • РЛС целеуказания;
  • Две РСЛ навигационного типа;
  • Средства навигации;
  • Комплекс связи «Рубероид»;
  • Средства РЭБ;
  • ОГАС «Анапа-М»;
  • Станция «Минотавр-М».

После появления в открытом доступе изображений корабля «Дерзкий» многим бросились в глаза его внешние сходства с американским литоральным боевым кораблём типа «Фридом», который также оснащен системой модульного вооружения. Через несколько лет можно будет сверить характеристики этих двух кораблей и проверить, у какой страны корвет получился более перспективным.

Источник: https://WarWays.ru/flot/korabli/proekt-20386.html

Вмф россии планирует получить больше десяти корветов нового проекта 20386

Многоцелевой корвет (сторожевой корабль). Является дальнейшим развитием семейства корветов проектов 20380 и 20385. Проект разработан Центральным морским конструкторским бюро “Алмаз” (Санкт-Петербург) в 2010-х гг.

Предназначен для выполнения задач в составе корабельных ударных групп, разнородных группировок сил ВМФ в ближней и дальней морских зонах.

В частности, корвет сможет поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами, вести поиск и уничтожение подводных лодок, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от ударов средств воздушного нападения противника, защищать коммуникации и проводить артиллерийскую поддержку десанта.

По сообщению представителя департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ Игоря Дыгало, радиолокационная заметность корвета будет существенно снижена по сравнению с родственными кораблями пр. 20380 и 20385.

На проектных изображениях корпус и надстройка “Дерзкого” серьезно отличаются от примененных на 20380 и 20385. В частности, в надстройке не будет выделяться мачта с радиолокационным оборудованием.

В основу проекта также заложен принцип модульности – корвет сможет нести временно устанавливаемое вооружение, что позволяет расширить круг решаемых кораблем задач.

Тактико-технические характеристики

По сообщению “Северной верфи”, водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина – 109 м.

Корабль будет оснащаться двумя газотурбинными двигателями М90ФР (производство НПО “Сатурн”, Рыбинск) мощностью 27,5 тыс. лошадиных сил каждый и два вспомогательных электродвигателя мощностью по 2,2 тыс.

лошадиных сил. Дальность плавания составит 5 тыс. морских миль (9 тыс. 260 км), экипаж будет состоять из 80 человек.

Вооружение

О точном составе комплекса вооружений проекта 20386 не сообщалось. Как и проекты 20380 и 20385, “Дерзкий” сможет нести на борту палубный вертолет, но также и беспилотные летательные аппараты. Гендиректор ЦМКБ “Алмаз” Александр Шляхтенко отметил, что эти корабли могут оснащаться ракетным комплексом “Калибр”.

Семейство корветов пр. 20380 и 20385

В настоящее время в составе ВМФ России несут службу четыре корвета проекта 20380. Первый из них, “Стерегущий”, вступил в строй в 2008 г., в 2011-2014 гг. за ним последовали “Сообразительный”, “Бойкий” и “Стойкий”. До конца 2016 г. в состав флота должен войти “Совершенный”.

На “Северной верфи” и Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре) строятся еще пять корветов этого проекта – “Громкий”, “Ретивый”, “Строгий”, “Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов” и “Резкий”. По модернизированному пр. 20385 (оснащается ударным ракетным комплексом “Калибр”) строятся корветы “Гремящий” и “Проворный”.

Передача флоту корвета “Дерзкий” пр. 20386 ожидается в 2021 г. Согласно заявлению заместителя главкома ВМФ РФ Виктора Бурсука, всего флот рассчитывает получить более десяти корветов данного проекта.

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/3741522

Маленький «Дерзкий» монстр: новый корвет-невидимка способен испугать любой вражеский корабль

Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков.

Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть.

Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».  

Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х.

Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий».

Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).

«Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.

Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля.

Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.  

И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.

Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.

Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.  

В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением.

В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил.

Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».  

Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.  

Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.  

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).

«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне.

На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.

В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях.

Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК».

В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.  

Читайте также:  Джихад: определение, виды и история

Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».  

Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385.

А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.

Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201611220802-sf4l.htm

Корвет «Дерзкий» проекта 20386 ВМФ РФ

Корвет «Дерзкий» проекта 20386 будет построен судостроительным заводом «Северная верфь» (входит в АО «ОСК») для Военно-Морского Флота РФ.

Назначение корвета проекта 20386 – вести боевые действия против морского противника в ближней и дальней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности.

В частности: должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса; вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса; обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от ударов средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом; оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.

Разработчик проекта – АО «ЦМКБ «Алмаз».

Особенностями нового корвета являются сбалансированный состав вооружения, интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы.

Также особенностью проекта является уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении.

В основу проекта 20386 заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач.

В проекте предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27 500 л. с. и два главных электродвигателя мощностью по 2200 л. с.

Благодаря инновационным технологиям корвет проекта 20386 станет принципиально новым кораблем отечественного флота. В частности, его надстройка будет выполнена из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных, закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию «Стелз». Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления.

Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.

Основные характеристики корабля: Водоизмещение 3400 тонн. Длина 109 метров, ширина 13 метров. Скорость 30 узлов. Дальность плавания 5000 морских миль. Экипаж 80 человек.

Корвет «Дерзкий» проекта 20386 (строительный номер 1009): Заложен 28 октября 2016 года. Должен быть передан заказчику в 2021 году.

Источник: http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/derzkiy

На “Северной верфи” заложен головной корвет пр. 20386 “Дерзкий”

?dambiev (dambiev) wrote,
2016-10-28 23:48:00dambiev
dambiev
2016-10-28 23:48:00Оригинал взят у nortwolf_sam в На “Северной верфи” заложен головной корвет пр.

20386 “Дерзкий”Судостроительный завод “Северная верфь” построит для Военно-Морского Флота РФ корвет «Дерзкий» проекта 20386. Он должен быть передан военным морякам в 2021 году.

Назначение корвета – вести боевые действия против морского противника в ближней и дальней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности.

Закладная доска корвета пр. 20386 “Дерзкий”. Фото подписано автором.

В частности, корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса; вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса; обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от ударов средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом; оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.
ТТХ корвета пр. 20386 “Дерзкий”. Фото подписано автором.

Корвет пр. 20386 “Дерзкий”. Изображение: http://flotprom.ru

Разработчик проекта – АО «ЦМКБ «Алмаз». Конструкторы «Алмаза» отмечают, что особенностями нового корвета являются сбалансированный состав вооружения, интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы. Также особенностью проекта является уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении. В основу проекта 20386 заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач.В проекте предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27 500 л. с. и два главных электродвигателя мощностью по 2200 л. с.Благодаря инновационным технологиям корвет проекта 20386 станет принципиально новым кораблем отечественного флота. В частности, его надстройка будет выполнена из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Новым станет и применение крупногабаритных, закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию «Стелз». Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.Основные характеристики корабля:· Водоизмещение 3 400 тонн· Длина 109 метров· Ширина 13 метров· Скорость 30 узлов· Дальность плавания 5 000 морских миль· Экипаж 80 человек

“Янтарь” может получить заказ на корветы проекта 20386

По словам генерального конструктора ЦМКБ “Алмаз” Александра Шляхтенко, высока вероятность того, что строительством серии корветов проекта 20386 будет заниматься два судостроительных завода. Всего планируется передать флоту более 10 подобных кораблей.

“Мы думаем, что вторым заводом будет “Янтарь”. “Янтарь” тоже хочет и умеет строить”, — сообщил журналистам на церемонии закладки головного корабля Шляхтенко. —”Я думаю, два завода построят хорошую серию”.Он также добавил, что ВМФ планирует получить в серии не менее 10 кораблей.

Готовая секция. Фото подписано автором.  

Корветы проекта 20386 получат 100-мм артустановки

Корветы проекта 20386 получат артустановки А-190, сообщил журналистам генеральный директор ЦМКБ “Алмаз” Александр Шляхтенко. Конструкторское бюро предпочло артиллерию производства рыбинского “Буревестника” артустановкам А-192 петербургского “Арсенала”, установку которых допускало водоизмещение новых корветов.”Будет установлена А-190 с технологией “стелс”.

Ее сделает “Буревестник””, — сообщил на церемонии закладки головного корабля “Дерзкий” Александр Шляхтенко.Речь идет о 100-мм артиллерийской установке А190-01, башня которой выполнена по технологиям “стелс”, снижающей заметность корабля.При этом водоизмещение “Дерзкого” (3400 тонн) позволяло установить на корабль артустановку А-192 калибра 130 мм.

Не исключено, что выбор в пользу артиллерийской установки А-190 был сделан по причинам трудностей, возникших с передачей “Арсеналом” установки А-192М на головной фрегат проекта 22350 “Адмирал Горшков”. Еще одной причиной может являться стремление разработчиков стандартизировать вооружение корвета с кораблями других проектов.

А-190 устанавливается также на фрегаты проекта 11356, корветы проекта 20380, МАК проекта 21630 и МРК проекта 21631, а также на строящиеся арктические патрульные корабли проекта 23550.Корвет будет оснащен двумя 30-миллиметровыми артустановками АК-630М, зенитным ракетным комплексом “Редут”, противолодочными торпедами “Пакет-НК” и противокорабельными ракетами “Калибр”.

Стоимость головного корабля превысит 20 млрд рублей.

Из поста Ильи Курганова

Закладочная доска крупно. Фото подписано автором.

Контракт Н/1/1/0201/ГК-14-ДГОЗ на выполнение опытно-конструкторской работы «Проект 20386» между Министерством обороны и АО «ЦМКБ «Алмаз» был подписан 17 апреля 2014 года. В ходе выполнения опытно-конструкторских работ были разработаны и поставлены на доработку применительно к проекту 20386 следующие комплексы и системы:- многофункциональный радиолокационный комплекс МФ РЛК «Заслон» (разработчик АО «НТЦ «Заслон»);- гидроакустический комплекс «Минотавр-ИСПН-М» с подкильной антенной на базе МГК 335 ЭМ-03 (разработчик АО «Концерн «Океанприбор»);- автоматизированный комплекс навигации и гидростабилизации типа «Чардаш» (разработчик ОАО «ЦНИИ «Дельфин»);- интегрированный комплекс внутрикорабельной связи и аппаратура безбатарейной телефонной связи (разработчик ЗАО «Аврора-Сервис»);- комплекс постановки помех КТ-216-06.04-СМ01 (разработчик ОАО «Конструкторское бюро машиностроения»);- система совместного безопасного применения оружия «Блокировка» (разработчик АО «НПФ «Меридиан»);- гиростабилизированная оптико-электронная система обнаружения и автосопровождения целей «Сфера-05» (разработчик АО «НПО «Карат»);- навигационная радиолокационная станция МР-231-3 (разработчик ОАО «Горизонт»);- боевая информационно управляющая система «Сигма-20380» в части реализации функций изделий «Трасса-НК» и «Трасса-КП» (разработчик ФНПЦ «НПО «Марс»);Кроме того, заключены соглашения на:- разработку технического проекта редукторов и межредукторной передачи для газотурбинной ГЭУ с частиным электродвижением (разработчик ОАО «Звезда»);- разработку технического проекта газотурбинных двигателей М90ФР в капоте для газотурбинной ГЭУ с частичным электродвижением (разработчик ПАО «НПО «Сатурн»).- разработку перечня средств палубного обслуживания и другого оборудования, необходимого для постоянного базирования изделий вертолетов типа Ка-27 и Ка-29 в подпалубном ангаре (разработчик ОАО «Камов»).

Обратная сторона закладочной доски. Фото подписано автором.

Главная энергетическая установка представляет из себя комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе: два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью 27500 л.с., два электродвигателя мощностью 2200 л.с. и редукторный агрегат 6РП.Согласно планов, ВМФ получит головной корабль в 2021 году, а всего в серии планируется иметь не менее 10 кораблей. Как ожидается, стоимость головного заказа превысит 20 млрд. рублей.Основные тактико-технические характеристики:Водоизмещение – 3400 тонн.Длина – 109 метров.Ширина – 13 метров.Скорость – 30 узлов.Дальность плавания – 5000 миль.Экипаж – 80 человек.Вооружение (планируемый состав):1х1 – 100-мм универсальная артиллерийская установка типа А-190.2х6 – 30-мм автомата типа АК-630М.2х8 – вертикальных пусковых установок ЗРК типа «Редут».2х4 – пусковых установок ПКР «Уран» и (или) комплекса «Калибр-НК».2х4 – пусковых установок комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК».

Мои замечания убраны в комментарий под пост.

PS: наши адмиралы (и Шляхтенко) получили свой LCS.
PS №2: по кораблю можно сказать определённо – это уже не корабль БМЗ (ближней морской зоны) – 5000 миль дальности и автономность уже явно больше 15 суток. Кроме того, кроме водоизмещения я бы обратил внимание еще и на одну деталь, что не сразу бросается в глаза сокращение экипажа по сравнению с корветами пр. 20380 на 20 моряков.

Источник: https://dambiev.livejournal.com/560888.html

Вопрос оснащения перспективных корветов сменным вооружением требует доработки

Только появились первые изображения перспективного корвета проекта 20386 со сменными боевыми модулями, как корабль этот сразу же окрестили «Российской «Свободой».

Известная доля правды в этом шутливом названии есть.

Корвет архитектурно и компоновочно напоминает американский литоральный боевой корабль (ЛБК) типа «Фридом» (Freedom в переводе с английского – «Свобода») с модульным вооружением.

Компьютерный рисунок корвета проекта 20386

Всю центральную часть обоих занимает надстройка, расположенная от борта до борта, в профиль смахивающая на ограждение выдвижных устройств подводной лодки. За надстройкой, под взлетно-посадочной площадкой, – большой отсек, где размещаются сменные модули. Есть и другие схожие элементы.

«ИВАН ВАШИНГТОН»

Ничего необычного в подобной практике нет. Ведь специфика схожих систем оружия или агрегатов требует, как правило, аналогичных технических решений при их размещении, что влияет на облик корабля.

Классический пример из относительно недавнего прошлого – американская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Джордж Вашингтон» и советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А «Навага».

Американцы проектировали атомные подводные лодки с размещением трех шахт с баллистическими ракетами (БРПЛ) в ограждении выдвижных устройств, но не строили, а в Советском Союзе такие лодки служили долгие годы (проект 658).

Когда в Соединенных Штатах были созданы относительно компактные БРПЛ «Поларис», то американские конструкторы нашли оригинальное решение: они разместили 16 ракетных шахт – по восемь в двух рядах – в специальном отсеке, который врезали в корпус за ограждением выдвижных устройств строящейся многоцелевой атомной подводной лодки «Скорпион» типа «Скипджек». Эта субмарина и получила затем новое имя «Джордж Вашингтон». В свою очередь, когда в Советском Союзе были разработаны баллистические ракеты Р-27, то самым рациональным способом их размещения на подлодках проекта 667А сочли такой же, что и на американских субмаринах.

Наши флотские остряки обратили внимание на похожесть двух лодок и стали именовать проект 667А не иначе как «Иван Вашингтон», хотя по той же компоновочной схеме строились и строятся атомные подводные лодки с баллистическими ракетами в Великобритании, Франции и Китае, а теперь вот еще и в Индии. Кстати, и новейшие российские РПКСН проекта 955 «Борей» являются прямыми наследниками «Ивана Вашингтона».

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Читайте также:  Карибский кризис: «горячая» фаза холодной войны

Но вернемся к корвету проекта 20386 и литоральному боевому кораблю «Фридом». Прежде всего, обратим внимание на их различия. А они значительные. При приблизительно одинаковом полном водоизмещении в 3500 т, корабли несут совершенно разный состав постоянного, то есть не сменяемого вооружения.

На ЛБК «Фридом» имеется одна носовая универсальная автоматическая 57-мм артиллерийская установка, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) обороны ближнего рубежа RAM на вертолетном ангаре, а на крыше надстройки – две 30-мм автоматические пушки Mk44 «Бушмастер» II для стрельбы по малоразмерным надводным целям. Есть и четыре пулемета калибра 12,7 мм. Все это оружие самообороны и не более того.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал:
– одна универсальная автоматическая 100-мм артустановка А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне;

– две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности до 130–260 км. Для нулевой заметности в походном положении «ураны» спрятаны за щитами в центральной части надстройки;

– в носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях;

– побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установлены пусковые установки противолодочного/противоторпедного комплекса «Пакет-НК»;

– в кормовой части надстройки – также побортно – установлены два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, которые, очевидно, предназначаются для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

То есть при встрече один на один перспективный российский корвет расправится с американской «Свободой» как нечего делать. И все-таки к вооружению российского корабля есть вопросы.

Почему блок пусковых установок «Редута» разместили перед универсальной артиллерийской установкой, а не за ней, как это принято? Ведь если придется работать ЗРК, орудие стрелять уже не сможет. Таких ситуаций можно смоделировать множество.

Например, корвет оказывает артиллерийскую поддержку десанту, а противник пытается помешать этому, нанося по кораблю удар с применением средств воздушного нападения. Чтобы отбить атаку, придется «выключать» артиллерийскую установку.

Судя по модели корабля проекта 20386, выставлявшейся на Международном военно-морском салоне этого года (МВМС-2015), на перспективном корвете будет установлен радиолокационный комплекс с плоскими фазированными антенными решетками (ФАР) на скосах носовой и кормовой части надстройки.

Несомненно, речь идет о весьма продвинутом решении, которое заставляет предполагать наличие на корвете высокоавтоматизированной скоростной системы боевого управления по типу американской «Иджис». Но что это за РЛС, неизвестно. На том же салоне демонстрировались макеты элементов РЛС «Заслон» с плоскими фазированными решетками.

Однако не беремся утверждать, что на перспективном корвете будут установлены именно они.

Читайте также  Новейшая АПЛ Британии медлительна и протекает

В любом случае на реальных кораблях такой комплекс никогда не размещался.

В то же время известно, что на корветах проекта 20380, уже входящих в состав российского Военно-морского флота, до сих пор не решены проблемы с вполне традиционной РЛС «Фуркэ-2», которая кое-как справляется с выдачей целеуказания ЗУР малой дальности, но пока ничем не может помочь ракетам средней дальности.

Кстати, впервые комплекс «Полимент-Редут» должен был размещаться на сторожевом корабле «Новик» проекта 12441 «Гром».

Он был заложен с большой помпой 26 июля 1997 года, но из-за неготовности ЗРК и ряда других систем его строительство в конце 90-х годов было остановлено.

Потом корабль решили переоборудовать в учебно-опытовый по проекту 12441У и переименовали в «Бородино». Однако до реализации дело не дошло.

Теперь корпус недостроенного сторожевика, в который вложили сотни миллионов рублей бюджетных средств, ржавеет в акватории Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Впрочем, и сейчас «Новик-Бородино» числится на балансе Министерства обороны, и военное ведомство по-прежнему продолжает финансировать его содержание.

Американский ЛБК «Фридом» имеет слабое вооружение

Между тем потребность в таком учебно-опытовом корабле чрезвычайно высока. На нем могли бы монтироваться перспективные образцы вооружения и другого снаряжения и «обкатываться» в море. Например, РЛС с ФАР. Их на корвете проекта 20386 предполагается монтировать на надстройке, выполненной из композитного материала.

Некоторые специалисты утверждают, что «пластмасса» будет плохо держать плоские фазированные антенные решетки, и они будут нуждаться в постоянной юстировке, то есть в настройке, что, конечно же, абсолютно неприемлемо для боевого корабля.

Проверку и отработку новые электронные «гаджеты» как раз и могли бы пройти на учебно-опытовом корабле, прежде чем их устанавливать на головные и серийные корветы.

БЛИЖНИЙ РУБЕЖ ОКАЗАЛСЯ ОГОЛЕН

Насмешки у посетителей МВМС-2015 вызвало оснащение перспективных корветов автоматическими артиллерийскими установками АК-306. Да, они идеально подходят для расстрела плавающих мин и отражения атак диверсантов.

Но вот обеспечивать оборону на ближнем рубеже от прорвавшихся через заслон ЗРК противокорабельных ракет АК-306 не способны. Для этой роли лучше подошла бы хорошо освоенная флотом артиллерийская установка такого же калибра АК-630М.

Почему от этих установок отказались?

Мы полагаем, из-за большей ее массы (она на 2,7 т тяжелее АК-306), не совсем удачного размещения стрельбовых модулей на крыше надстройки (они находятся прямо за козырьками дымовых труб) и в связи с этим трудностей размещения РЛС управления огнем «Вымпел» (АК-306 управляется с помощью визирной колонки). В итоге отсутствие противоракетных средств обороны ближнего рубежа снижает боевые возможности корвета.

Американцы на своей «Свободе» для обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны ближнего рубежа используют зенитный ракетный комплекс RAM, в компактной пусковой установке которой Mk49 находится 21 готовая к немедленному применению зенитная управляемая ракета. Они способны поражать воздушные цели на дальности до 9 км. Из той же пусковой установки можно стрелять по малым надводным целям ракетами «Гриффин». К сожалению, ничего подобного у российского ВМФ сегодня нет.

КОРАБЛЬ-ТРАНСФОРМЕР

У перспективного российского корвета не будет традиционного вертолетного ангара, примыкающего к надстройке.

Ангар разместится под палубой, а вертолет (на корабле предполагается базирование вертолетов размерности Ка-27) будет подаваться наверх мощным подъемным устройством, которое также будет использоваться для транспортировки вверх и вниз контейнероризированного сменного вооружения. Создатели проекта 20386 считают такой вариант оптимальным.

Позволим с ними не согласиться. Есть сомнения относительно существования такого лифта отечественного производства. Но не только в этом загвоздка. Мощный подъемник, способный перемещать вверх-вниз вертолет массой 10–12 т, потребует расхода значительной энергии, что неэкономично.

Обслуживание вертолета в тесном подпалубном ангаре, несомненно, будет затруднено. А ведь там его придется и заправлять топливом, и подвешивать различное вооружение.

Раздвижные створки ангара на палубе должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес вертолета, а механизмы их открытия и закрытия – мощными, что опять же потребует избыточного расходования энергии.

Как заметил один из посетителей МВМС-2015, «корабельный ангар не на авианосце – это «личный гараж». Он должен быть легко открываем и доступен при любых обстоятельствах. Подпалубный этому критерию не соответствует». Не можем не согласиться с этим мнением.

Задержимся в кормовом, как у нас его называют, «трансформенном отсеке». На американской «Свободе» его именуют «отсеком модулей миссий». Там находятся те самые сменные модули-контейнеры с вооружением, из-за которых такие корабли и строятся.

Некоторые отечественные военно-морские эксперты утверждают, что благодаря сменным модулям, корабли будут служить лет 50.

Американцы отводят своим литоральным боевым кораблям значительно меньший срок – 20 лет, что заметно ниже возрастной планки других боевых единиц ВМС Соединенных Штатов, составляющей 30–35 лет.

Может быть, это связано с высокими скоростными характеристиками литоральных боевых кораблей, которые по спецификации должны развивать чуть ли не 50-узловую скорость, которая так и не была достигнута.

А после аварии на ЛБК «Фридом» одной из двух турбин, которая просто рассыпалась, полную скорость этим кораблям ограничили 40 узлами.

Скорее всего, американская «Свобода» и ее систер-шипы все-таки дослужат до 25-летнего возраста, но вряд ли протянут больше.

Читайте также  АПЛ «Северодвинск» начала ходовые испытания

Однако не это обстоятельство оказалось главной проблемой литоральных боевых кораблей. Нескончаемую головную боль доставляют сами сменные модули. Американцы бьются над ними около 15 лет, и конца этой работе пока не видно.

Впрочем, сейчас за океаном стараются не употреблять слова «контейнер» или «модуль». Там предпочитают термин package, то есть «комплект», что более точно отражает суть этих сменных систем вооружений.

Ведь в каждый из трех основных комплектов (противоминного, противолодочного и предназначенного для борьбы с надводными целями) входят вертолеты MH-60 разных модификаций и два беспилотных летательных аппарата MQ-8B «Файр Скаут», а также до полудюжины других необитаемых подводных аппаратов, катеров, технических средств и систем вооружения. Все это хозяйство ни в один контейнер не поместится.

МОДУЛИ НЕ ГОТОВЫ

В этом году американские ВМС должны получить первый сформированный противоминный комплект для ЛБК. Но если это и произойдет, то «модуль» будет насыщен только на две трети.

В нем будут отсутствовать система COBRA информационного обеспечения данных о минной опасности в прибойной зоне и на берегу, безэкипажный катер-буксировщик магнитного и акустического тралов, необитаемый подводный аппарат «Найффиш», предназначенный для обнаружения заиленных мин.

Достичь готовности этих «гаджетов» предусмотрено только к 2019 году, а то и позже. А от буксируемого вертолетом MH-60 трала создатели противоминного «модуля» в итоге отказались вовсе. Мощности этой винтокрылой машины просто не хватает для такой операции.

Еще хуже дело обстоит с противолодочными и противокорабельными комплектами, которые неизвестно когда появятся на американских литоральных боевых кораблях. Между тем «модули» стоят все дороже и дороже.

Если в 2012 году затраты на закупку Министерством обороны США 64 комплектов всех трех модификаций (24 противоминных, 24 противокорабельного оружия и 16 ПЛО) оценивались в 3 млрд. 382 млн. долл., то в прошлом году эта сумма выросла до 7 млрд. 212 млн. долл.

За эти деньги можно приобрести три многоцелевые атомные подводные лодки типа «Вирджиния» или три с половиной ракетных эсминца типа «Арли Берк».

Это не считая того, что сами ЛБК стоят очень недешево. Головная «Свобода» вместо обещанных 220 млн. долларов обошлась налогоплательщикам в 637 млн. Теперь, по данным исследовательской службы конгресса США, стоимость каждой единицы в долларовом выражении «весит» 479 млн.

, хотя промышленность клятвенно обещала понизить цену до 362 млн. Вот почему ВМС США ограничили строительство двух серий литоральных боевых кораблей типов «Фридом» и «Индепенденс» (это литоральные боевые корабли с тримаранными корпусами) 32 единицами вместо ранее планировавшихся 55.

Скорее всего, программа будет подвергнута дальнейшему сокращению.

При всех огромных затратах боевая ценность ЛБК с модулями сомнительна. По мнению ряда американских экспертов, эффективность литоральных боевых кораблей окажется крайне низкой не только в океанской, но и прибрежной зоне, где они и призваны действовать.

ОН УЛЕТИТ…

А как обстоят дела со сменными модулями у нас? У нас есть один. Это ракетный комплекс «Клаб-К», размещаемый в стандартном 20-футовом контейнере с КРК «Уран» и 40-футовом с ракетами семейства «Калибр», предназначенными для нанесения ударов по морским и береговым целям. Поскольку КРК «Уран» на корвете проекта 20386 уже имеется, то более востребованным станет модуль с «калибрами».

На выставке МВМС-2015 демонстрировался компьютерный ролик работы модуля с «Калибром».

В сюжете было показано, как контейнер занимает место вертолета в подпалубном пространстве, затем раздвигаются створки, после чего пусковая установка принимает вертикальное положение, и вот уже стартуют ракеты.

А где в это время находится вертолет? «Улетай, тучка, улетай?» Мне так и разъяснили: «Он улетит». Куда и зачем? А если погодные условия не позволят?

Ответов на эти вопросы не довелось услышать. Вообще вертолет будет мешать выкатке и работе на верхней палубе любых других модулей, которых пока, правда, нет. Получается какая-то игра в «пятнашки», где место свободной 16-й клетки тоже занято костяшкой.

При продуманной компоновке на корвете проекта 20386 можно найти место и для вертолетного ангара на верхней палубе, и для стационарного размещения пусковых установок для ракет «Калибр». Сейчас же, в отсутствие реальных сменных модулей, мы стараемся наступить на те же грабли, о которые уже расшибли лоб американцы.

«Утром – деньги, вечером – стулья» – так формулировал условия сделки монтер Мечников из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». То же самое можно сказать о контейнероризированном вооружении: «Сначала – модули, а потом – корабли для них». Иначе перспективный корвет будет ожидать та же участь, что выпала на долю «Новика-Бородино».

/Александр Мозговой, nvo.ng.ru/

Источник: https://army-news.ru/2015/08/vopros-osnashheniya-perspektivnyx-korvetov-smennym-vooruzheniem-trebuet-dorabotki/

Ссылка на основную публикацию