Президенты киргизии и этапы становления государственности в республике

Становление и развитие национальной государственности

Национальная политика советской власти. Среди основных пунктов программы партии большевиков, возглавляемой В. И. Лениным, было уничтожение социального и национального гнета.

2 января 1918 года Советское правительство публикует Декларацию прав народов России, которая провозгласила: “Народы, живущие в России, свободны и равноправны”. Поначалу среди народа Туркестана царило недоверие к советской власти. И этим умело пользовались ее враги. “Большевики обманывают народ.

Они насильно объединят людей разных национальностей. Семья будет ликвидирована” — такие провокационные слухи вызывали в народе сомнения относительно справедливой политики советской власти. Некоторые советские руководители своим высокомерным отношением к коренному населению унижали их национальные чувства.

В созданном в ноябре 1917 года правительстве Туркестана ни один из 15 народных комиссаров не являлся выходцем из коренного населения. Такие непродуманные действия отчуждали местное население от новой власти, вызывали недовольство людей.

Именно эти ошибки и обусловили создание под руководством Мустафы Чокаева Кокандской автономии в составе России. Было избрано даже ее правительство, сформированы собственные вооруженные силы. Политические лидеры автономии хотели создать государство в границах бывшего Кокандского ханства.

Таким образом, в Туркестане установилось двоевластие. Коренное население Туркестана больше поддерживало Кокандскую автономию, чем Совет народных комиссаров Туркестана.

Встревоженное таким положением, советское правительство объявило Кокандскую автономию незаконной, арестовало ее руководителей как контрреволюционеров. Вооруженные силы автономии были разгромлены частями Красной Армии.

Советское правительство приняло меры для того, чтобы исправить допущенные перекосы в национальной политике, завоевать доверие местного населения, привлечь его на свою сторону. Была принята “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”.

На ее основе в 1918 году была образована Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (Туркестанская АССР), объединившая народы Средней Азии (или Центральной Азии). К государственному управлению стали больше привлекать представителей местных народов.

Возобновили деятельность мечети, прекратилось гонение верующих мусульман. Русские националисты были отстранены от власти. Был издан указ “расстреливать красноармейцев, грабивших и притеснявших кыргызов, узбеков, таджиков, казахов, туркменов”. Принятые меры повысил или доверие местного населения к большевикам.

Возвращение беженцев-кыргызов на родину.

После установления советской власти в Кыргызстане прекратилось преследование и привлечение к ответственности кыргызов, принимавших участие в восстании 1916 года.

Советская власть проявляла о них всемерную заботу. Была создана специальная комиссия по переселению кыргызов-беженцев на исконную родину, выкупу кыргызов, попавших в долговую яму китайских богачей.

Правительство выделило в помощь беженцам-кыргызам 100 миллионов рублей. Они получили в безвозмездное пользование скот, сельскохозяйственный инвентарь, юрты, строительные материалы. Им выделили землю, на пять лет освободили от налогов.

Размежевание Средней Азии в составе СССР. После окончания гражданской войны были созданы условия для создания на территории Туркестана нескольких национально-государственных образований.

Этому способствовало также провозглашение 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Народы Средней Азии — кыргызы, узбеки, таджики, туркмены — выразили желание иметь свою государственность в рамках Союза. Согласно воле народов, 14 октября 1924 года были образованы Узбекская ССР (в ее состав вошла Таджикская АССР), Туркменская ССР, Кара-Калпакская автономная область, вошедшая в состав Казахской ССР, и Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР.

В Кара-Кыргызскую автономную область вошло подавляющее большинство территорий, где проживали кыргызы. Однако решение о предоставлении народам Средней Азии прав внутрисоюзной государственности принималось далеко, в центре, и, следовательно, в нем не были полностью учтены интересы местных народов.

В итоге некоторые кыргызские территории оказались в пределах границ других республик. Несмотря на предъявленные претензии, советское правительство не сочло нужным изменить установленные границы.

Кыргызский народ, и это главное, приобрел свою государственность.

Партийную организацию автономной области возглавили М. Каменский и Ю. Абдрахманов. Председателем революционного (исполнительного) комитета был назначен И.

Айдарбеков, председателем Исполнительного комитета Кыргызской автономной области — активный борец за советскую власть, бывший батрак, рабочий Абдыкадыр Орозбеков.

Столицей автономной области стал город Пишпек. Население Кыргызской автономной области составляло около 800 тысяч человек, из них 63 процента составляли кыргызы, 17 процентов — русские, 16 процентов — узбеки, 4 процента — представители других национальностей.

Обретение своей государственности, политически хотя и ограниченной, было огромным событием в новой истории Кыргызстана. Кыргызский народ устремился в будущее, к строительству новой жизни, к возрождению.

Кыргызская автономная республика.

Еще до образования Кара-Кыргызской автономной области кыргызы ходатайствовали перед центральными властями о создании автономной республики в составе РСФСР.

И просили убрать слово “Кара” из ее названия, потому что оно содержало в себе оттенок высокомерия и пренебрежения, с которым относились в свое время царские чиновники к кыргызам. С мая 1925 года область стала называться Кыргызской автономной областью.

1 февраля 1926 года Кыргызская автономная область была преобразована в Кыргызскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. На этот раз основанием для принятия такого решения стали многие объективные условия, имеющиеся в республике: размеры территории, наличие границ с иностранными государствами, экономическое значение, численность населения. Статус кыргызской государственности поднялся еще на одну ступеньку. Расширились права республики. Главой правительства, Совета народных комиссаров Кыргызской АССР был назначен Юсуп Абдрахманов.

30 апреля 1929 года была принята Конституция (Основной закон) Кыргызской АССР. Конституция закрепила государственное и политическое устройство республики, равноправие всех граждан.

В ней записано: “Все проживающие в Кыргызстане народы равноправны, могут получать образование на родном языке”. Государственными языками объявлены кыргызский и русский.

Государственные служащие обязаны были одинаково владеть обоими языками. Это привело к возрастанию роли кыргызского языка.

Конституция Кыргызской АССР закрепила символы государства — флаг и герб. Столицей республики стал город Фрунзе.

Провозглашение Кыргызской Советской Социалистической Республики. Государственные и политические лидеры республики Ю. Абдрахманов, Б. Исакеев, А.

Орозбеков продолжали деятельность по расширению и упрочению национальной государственности. Веско аргументируя свои доводы, они ходатайствовали перед Верховным Советом СССР об уравнении Кыргызской АССР в правах с союзными республиками. Их старания увенчались успехом.

Согласно Конституции СССР 1936 года, Кыргызская АССР была преобразована в Кыргызскую ССР, а 23 марта 1937 года принята Конституция Кыргызской ССР — равноправной республики СССР.

Источник: https://www.open.kg/novosti/paraglayding/545-individualnyy-podhod-pri-obuchenii-parashyutistov-sportsmenov.html

Государственно-политический режим в Кыргызской Республике и этапы становления института президента

Проблемы и вопросы теории государства и права,конституционного и административного права

УДК 342.5(575.2)+342.413(575.2) йО!: 10.14529/^170113

ББК Х400.53(5Кир)+400.612(5Кир)

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА

Ж. Т. Аширов

Академия управления МВД России, г. Москва

В статье рассматривается трансформация института президента в Кыргызской Республике. Анализируются этапы развития института президента, политические режимы президентов А. Акаева и К.

Бакиева, их правовой статус по Конституциям 1993, 2007 гг.

, место и роль главы государства в государственно-политическом режиме Кыргызстана в настоящее время по Конституции 2010 года, перспективы развития института президента Кыргызстана.

Ключевые слова: президент, конституция, форма правления, политический режим, парламентаризм, революция, реформа, правовое государство.

Политическое развитие Кыргызстана уникально для Центральной Азии, и это связано прежде всего с институтом президента. Эволюцию поста Президента можно делить на два этапа: 1) Киргизская ССР; 2) Кыргызская Республика.

В Кыргызстане после развала СССР в период конституционных преобразований был учрежден пост Президента. Верховный Совет Киргизской ССР 12-го созыва принял закон «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР» от 24 октября 1990 г.

Первым Президентом Кыргызстана был избран А. Акаев. Он занимал этот пост в 1990-2005 гг.

На основе Закона «О реорганизации системы органов государственной власти и управления в Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституции Киргизской ССР» были изменены параметры института президентства: 1) президент получил полномочия как главы государства, так и главы высшей исполнительной власти республики; 2) он формировал состав Кабинета министров с последующим утверждением Верховным Советом; 3) он получил право отменять

или приостанавливать действие постановлений правительства, актов министерств, государственных комитетов и ведомств Киргизской ССР в случае их несоответствия Конституции и законам Киргизской ССР; 4) он наделялся правом законодательной инициативы.

Следовательно, институт президентства был совмещен с институтом главы правительства или, как считает А. А. Акунов, «вмонтирован» в исполнительную ветвь власти [1, с.

96], чтобы президент мог принимать решения по неотложным экономическим и политическим вопросам, не дожидаясь сессии Верховного Совета.

Это позволило покончить с искусственным соединением в рамках должности председателя Верховного Совета Киргизской ССР полномочий главы государства и полномочий спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей [2].

Новым этапом в развитии института президентства стало провозглашение независимого, суверенного Кыргызстана.

5 мая 1993 г. Верховный Совет Республики Кыргызстан принял первую Конституцию независимого государства.

Распределение полномочий по формированию и контролю исполнительной власти

между президентом и парламентом Кыргызстана в Конституции 1993 года характеризует смешанную форму правления в государстве.

Однако, несмотря на широкие полномочия Жогорку Кенеша в данном процессе, трудно охарактеризовать форму правления Кыргызской Республики на период 1993-1996 гг. как полу-парламентскую [9, с. 12].

Например, по Конституции 1993 года в данном процессе Президент КР имел следующие полномочия:

• определяет структуру Правительства Кыргызской Республики и вносит ее на утверждение Жогорку Кенеша;

• назначает с согласия Жогорку Кенеша Премьер-министра Кыргызской Республики;

• назначает по представлению Премьер-министра и с согласия Жогорку Кенеша членов Правительства;

• освобождает от должности членов Правительства и руководителей административных ведомств Кыргызской Республики;

• принимает прошение Правительства об отставке, по своей инициативе с согласия Жо-горку Кенеша принимает решение о досрочном сложении полномочий Правительства;

• назначает по представлению Премьер-министра и с согласия соответствующих местных кенешов глав государственных администраций областей и города Бишкека;

• утверждает назначение Премьер-министра с согласия местных кенешов глав государственных администраций районов и городов по представлению глав государственных администраций областей и города Бишкек.

Кроме того, после принятия Конституции 1993 года постепенно развивается курс на усиление президентской власти, происходит реформирование изначально аморфного института президентства в сильный центр власти. Институт президентства превращается в центр авторитарной власти, подмявшей под себя всю систему государственного управления.

Референдум, состоявшийся 10 февраля 1996 г., внес значительные изменения и дополнения в Конституцию Кыргызской Республики, расширив полномочия президента за счет Жогорку Кенеш.

Новое в правовом статусе главы государства выражалось в следующих конституционных формулах: 1) президент «является главой государства, высшим должностным лицом»,

«символом единства народа и государственной власти»; 2) верховенство власти народа представляется и обеспечивается всенародно избираемым главой государства – президентом; 3) президент «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», «обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом» (ст. 42).

Конституция на первое место поставила не принцип разделения властей, а «верховенство власти народа, обеспечиваемого главой государства», который к тому же является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Результаты референдума 1996 года способствовали дальнейшему усилению власти президента с одновременным снижением роли парламента и «стягиванием новых структур к центру власти, каковым является президент» [3, с. 31].

В период президентства А. Акаева постоянно изменялась Конституция (1994, 1996, 1998, 2003 гг.) с целью усиления президентской власти, что привело к установлению авторитарного режима А. Акаева, который в конечном счете был свергнут революцией 24 марта 2005 г.

После мартовский революций Президентом страны избран К. Бакиев, который занимал эту должность в 2005-2010 гг.

По Конституции Кыргызской Республики от 21 октября 2007 г. Президент фактически узурпировал государственную власть, влияя своими действиями на формирование законодательной власти, избрание депутатов Жогор-ку Кенеша.

Исполнительная власть непосредственно зависела от Президента. Правящая коалиция, в которую входили пропрезидентская партия и его приближенные, избирала Премьер-министра по прямому усмотрению Президента Кыргызской Республики.

Судебная власть также оказывалась под давлением Президента.

К началу 2008 года, во время президентства К. Бакиева, в Кыргызстане окончательно сложилось суперпрезидентское правление, в котором неформальные структуры управления – так называемая «семья», ближайшее окружение «семьи» – стояли над официальными государственными институтами. В октябре 2009 года президент К. Бакиев создал

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2017. Т. 17, № 1, С. 80-85

так называемое «ЦАРИИ» (Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям), которое уже к концу года превратилось фактически в «суперведомство», «над-правительственный орган», решения которого были обязательным для исполнения всеми государственными органами, в том числе и Правительством. Руководителем ЦАРИИ президент К. Бакиев назначил своего сына М. Бакиева, который с конца 2009 года до апреля 2010 года фактически был вторым должностным лицом в государстве [8].

Спутниками суперпрезидентского режима К. Бакиева стали непотизм, клановость, коррупция, криминализация власти, политическая и экономическая монополия президентской «семьи», подавление свободы слова и жестокое преследование инакомыслия и оппозиции.

Это привело к тому, что ситуация в Республике вновь обострялась до крайности, вновь произошли события, именуемые революцией.

В результате революции 7 апреля 2010 г. власть перешла к Временному правительству. 19 мая 2010 г. специальным декретом Временного правительства Кыргызстана Р. Отун-баева была провозглашена Президентом Кыргызстана на переходный период. Согласно декрету срок полномочий Президента Кыргызстана на переходный период был установлен до 31 декабря 2011 г.

Как отметила Р. Отунбаева, в стране сильная президентская власть фактически не оправдала себя. Такой политический режим, как показала жизнь, в конечном итоге обязательно ведет к семейному – клановому правлению, в результате чего в государстве начинают процветать коррупция, криминал и вседозволенность [7].

Учитывая все эти моменты, в апреле 2010 года новое Временное правительство поставило своей основной целью реформирование политический системы, построение парламентской формы правления в Кыргызстане [4].

Члены Временного правительства предложили провести конституционную реформу. Для разработки проекта новой Конституции Временное правительство образовало Конституционное совещание под председательством О. Ч. Текебаева.

Конституция Кыргызской Республики, принятая 27 июня 2010 г., установила правовые гарантии ограничения влияния Президента Кыргызской Республики на исполнительную, законодательную и судебную власти. Конституционная реформа создала возможности для демонтажа авторитарной системы и установления парламентско-президентской формы правления.

Конституция от 27 июня 2010 г. предусматривает парламентскую форму правления. Полномочия главы государства существенно сокращены, за ним закреплены в основном представительские функции.

Кроме того, президент в качестве главы государства обеспечивает согласованное функционирование трех ветвей государственной власти.

Он выступает арбитром, который в большинстве случаев должен оставаться над ситуацией и вне текущих взаимоотношений правительства и Жо-горку Кенеш.

Мы солидарны с С. К. Косаковым в том, что хотя Кыргызстан провозглашен парламентской республикой, юридически Президент остается на деле полномочным и сильным главой государства [5].

Как отмечает А. Б. Найманбаев, фактически по форме правления Кыргызстан является не парламентской, а смешанной республикой. Это вытекает из права президента издавать нормативные указы и распоряжения, которые действуют на всей территории страны, что совершенно не характерно для парламентской республики [6].

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-politicheskiy-rezhim-v-kyrgyzskoy-respublike-i-etapy-stanovleniya-instituta-prezidenta

Шпаргалка по Истории Кыргызстана

Сохрани ссылку в одной из сетей:

34. Этапы становления кыргызской государственности в советский период.

После победы Октября советское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России», провозгласившую равенство и суверенность народов России, право их на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, а 20 ноября 1917г.

было принято обращение «Ко всем трудящимся мусуль­манам России и Востока», в котором трудящиеся мусульмане России призывались устраивать свою жизнь свободно.

Однако кыргызский народ получил возможность частично воспользоваться плодами декларации и обращения только спустя 7 лет после революции.

В 1924г. в результате практической реализации национальной политики партии большевиков и советской власти кыргызский народ после больше чем тысячелетнего периода вновь обрел свою государ­ственность. Но процесс этот был далеко не простым и легким.

Сказывалось влияние сил и факторов, как противоборствовавших, так и способствовавших естественно-исторической мечте кыргызского народа.

К числу первых относились: велткодержавная и унитаристская позиция части советских политических и государственных деятелей центра; действия шовинистически настроенной части общетуркестан­ских руководителей, не признававших самостоятельности отдельных малочисленных народов, в том числе и кыргызов и др.

Но были обстоятельства, способствовавшие положительному решению вопроса. Первый и главный фактор состоял в объективной реальности этнической самостоятельности кыргызского народа, имеющего все народо- и нациеобразующие признаки.

Определяющее значение имели победа ленинской позиции в национальной политике советской власти и директивно-политическое, конституционно-правовое закрепление прав наций на самоопределение.

Ленинская линия национальной политики во многом облегчила решение задачи обретения государственности, начало процесса практической реализации в масштабе всей страны этого права путем создания самостоятельных государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Тува) или национальных образований с ограниченной автономией (союзные, автономные республики, области, округа). В России было создано более 70 самостоятельных или автономных государственных образований.

Впервые вопрос об образовании самостоятельной админис­тративной кыргызской области в составе Туркестанской АССР поднимался в 1921г.

Необходимость образования области мотивир­овалось тем, что, во-первых, разрозненность кыргызского населения по отдельным областям, уездам и даже участкам Туркестанской респуб­лики мешала социально-экономическому и культурному развитию народа.

Во-вторых, это положило бы конец обостряющейся борьбе между отдельными группами казахских и кыргызских работников Джетысуйской областной структуры управления.

В-третьих, самостоятельное государственное образование кыргызов должно было способствовать ускорению ликвидации басмачества в южной части Кыргызстана. Дело в том, что некоторые руководители басмаческого движения выставляли в качестве одного из условий прекращения борьбы образование отдельной административной кыргызской области.

Была и другая причина. В 1921г. ЦИК Киргизской (Казахской) АССР ходатайствует перед Президиумом ВЦИК о включении Сыр-дарьинской и Джетысуйской областей в состав образованной в 1920г. автономии казахов. Предложение находит поддержку в Наркомате национальностей, и вопрос в принципе решается положительно.

Устраивалась судьба казахского населения Сырдарьинской и Джеты­суйской областей. Однако усложнялась проблема национального суверенитета кыргызского народа; создавалась реальная помеха для его консолидации. В этой обстановке народ (особенно его образован-ная часть) не мог оставаться безучастным. В марте 1922г. по инициативе Ю-Абдрахманова, ИАрабаева, А.

Сыдыкова вновь поднимается вопрос о вьщелении кыргызских уездов в отдельную Горную область.

25 марта 1922г. секретариат ЦК КП(б) Туркестана принимает постановление о районировании Джетысуйской области.

Президиуму ТуркЦИКа поручается опубликовать декрет об организации Горной области в составе Туркестанской республики, которая образуется из Пишпекского, Пржевальского, Нарынского уездов и горного участка Аулие-Атинского уезда.

Вопрос о горной части Ферганы, населенной кыргызами, был оставлен открытым до перехода Ферганы на мирное положение.

Однако принципиально решенный вопрос об образовании Горной области вызывает сопротивление со стороны части кыргызских работников во главе с Р.Худайкуловым. Они начинают вести работу против созыва съезда.

Их поддерживает и часть казахских руково­дителей, как в Ташкенте, так и в Алма-Ате, рассматривающих кыргыз-ов как часть казахов и считающих, что не может быть и разговора о различии между кыргызами и казахами.

Все это привело к тому, что сьезд, созванный в июне 1922 года с санкции туркестанских и джетысуйских властей, был распущен по указанию И.В.Сталина.

Таким образом, на неопределенное время было отложено испол­нение естественного стремления кыргызского народа на самостоя­тельное государственное образование (даже с ограниченной автономией).

10 марта 1924г. в качестве одной из подготовительных мер национально-государственного размежевания Средней Азии сос­тоялось совещание членов и кандидатов в члены ЦК КПТ, других руководящих работников Туркестанского края.

Из 12 выступивших на совещании лишь ИАрабаев выразил недовольство тем, что кара-кыргызам, хотя они и многочисленны и резко отличаются от кайсак-кыргызов и интересы которых ущемляются больше всех, не предоставлены права на образование самостоятельной республики.

Он предлагал безотлагательно решить вопрос о кыргызской автономии и предоставить право самому кара-кыргызскому народу решить вопрос о присоединении к Туркестану, к Киргизской (Казахской) республике с обеспечением автономии для кара-кыргызов.

Следующий этап борьбы за создание Киргизской автономной области сопровождался острейшим противоборством между кыргыз­скими работниками по вопросу, в составе какой республики быть Кара-Киргизской автономной области – Российской Федерации или Казахстана?

Вновь созданная Кара-Киргизская автономная область, считали Абдрахманов, Арабаев, Сыдыков, должна входить в состав РСФСР, а не оставаться в составе Киргизской (Казахской) АССР, за что ратовали Худайкулов и его сторонники.

14 октября 1924г. П сессия ВЦИК Советов утвердила постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размеже­вании. В этот же день было принято постановление ВЦИК об образовании Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР.

Впервые кыргызы и их исконные территории в основном вос­соединялись в рамках самостоятельного государственного образо-вания, хотя и с ограниченной автономией.

Это способствовало оформ-лению устойчивой территориальной, экономической и культурной общности народа, ускорило процессы социально-экономических преобразований и консолидации народа в нацию. Непреходящее истори-ческое значение акта 14 октября 1924г.

заключается в том, что именно он и последующий исторический путь развития кыргызского народа стали правовой основой провозглашения без политических ослож-нений полного суверенитета и самостоятельности Кыргызстана в 1991 г.

21 октября 1924г. создается Революционный комитет (Ревком) Кара-Киргизской автономной области как временный орган высшей государственной власти на территории Кыргызстана, председателем которой назначается И.Айдарбеков (1884-1938).

Учитывая жизненную важность и неотложность справедливого территориального размежевания Кыргызстана и других новых государ­ственных образований Туркестана, и правильного районирования автономной области, Ревком ККАО на своем первом же заседании создал комиссию по районированию и принял специальное решение об уточнении границ Кыргызстана.

Территориальные интересы кочевников, в том числе и кыргызов, больше всего пострадали из-за принципа экономической целесо­образности, когда предпочтение отдавалось узбекам и таджикам, имевшим давнюю традицию хлопководства.

Принцип недопущения чрезмерных чересполосиц, кривых линий в границах и вкраплений в чужие территории применялся однобоко и в ущерб интересам Кыргызстана. Ни одна республика Средней Азии, кроме него, не имеет таких кривых линий границы и чужих анклавов внутри себя, хотя регионы компактного проживания кыргызов имеются и в Узбекистане, и в Таджикистане.

Первый Учредительный съезд Советов Кара-Киргизской автоном­ной области РСФСР проходил с 27 по 30 марта 1925г. Председателем облисполкома был избран активный участник установления советской власти в Кыргызстане Абдыкадыр Орозбеков (1889-1938).

В конце мая 1925г. Кара-Киргизская автономная область постановлением ВЦИК РСФСР была переименована в Киргизскую автономную область. Ш сессия Исполкома КАО (25-27 ноября 1925г.) провозглашает преобразование Киргизской автономной области в Киргизскую автономную республику, а 1 февраля 1926г. Президиум ВЦИК принимает соответствующее решение.

Первым председателем Совнаркома КАССР избран 25-летний Юсуп Абдрахманов. 7 марта 1927г. открылся первый учредительный съезд Советов Киргизской АССР. Он принял «Декларацию об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики», избрал Центральный Исполнительный Комитет. 12 марта 1927г.

на первой сессии ЦИК Киргизской АССР первого созыва был избран Президиум ЦИК Киргизской АССР – высший орган государственной власти в период между сессиями. Председателем Президиума ЦИК стал А.Орозбеков. Сессия утвердила председателя Совета Народных Комиссаров (Ю.

Абдрахманов), его двух заместителей, председателя Киргизской АССР при Президиуме ВЦИК, народных комиссаров республики.

30 апреля 1929г.

П на съезде Советов Киргизской АССР утверждается первая Конституция республики, которая, несмотря на известную декларативность и идеологизированностъ, конституционно закрепила государственность, структуру и функции органов власти и управления, взаимоотношения республиканских и общефедеративных органов, установила систему и порядок выборов в Советы, гарантировала равенство всех трудящихся независимо от расовой и национальной принадлежности (за исключением так называемых эксплуататорских элементов), зафиксировала основные права и обязанности граждан.

Согласно Конституции, компетенция республики заключалась в разработке, принятии Конституции, внесении изменений и дополнений в нее, а также контроль за ее соблюдением.

Распределение компетен-ций СССР, РСФСР и Киргизской АССР отвечало реалиям складывающейся сверхцентрализированной административно-команд-ной системы.

Структура органов государственной власти и управления, их функции определялись по образцу РСФСР.

Основной чертой кыргызской государственности тех лет, несмотря на позитивные моменты, была ограниченность функций и компетенций. Она была обусловлена многими причинами: 1) сам конституционно-правовой статус вначале автономной области, в последующем автономной республики обуславливал значительную срезанность прав и полномочий государственной власти Кыргызстана.

2) как и во всей стране, органам советской власти республики никогда не были предоставлены права самостоятельного определения стратеги-еской линии социально-экономической, хозяйственной политики.

Советы, призванные быть высшим органом государственной власти, превратились в аппарат по реализации указаний и директив партии, выполнению хозяйственных заданий и фактически стали своеобразным придатком наркоматов и хозяйственных ведомств. 3) кыргызская государственность с самого начала оказалась в тройном подчинении.

С конституционно-правовой точки зрения Кыргызстан являлся составной частью РСФСР и подчинялся ей. По характеру экономики и географическому положению он был неразрывной частью экономи­ческой единицы – Средней Азии. Следовательно, подчинялся и обще­среднеазиатским органам – Средазбюро ЦК ВКП(б), СредазЭКОСО, Средазводхоз и т.п.

Будучи составной частью единой страны — СССР, Кыргызстан, конечно, обязан был руководствоваться установками союзных органов. Такая тройственная подчиненность Кыргызстана сильно ограничивала его автономию, сказывалась негативно на оперативном решении многих социально-экономических проблем.

VUL Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936г. принял третью за 23-летнюю историю страны Конституцию СССР. Она провозгласила, что СССР является союзным государством, образован­ным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В соответствии с новой Конституцией СССР Киргизская АССР была преобразована в союзную республику.

20 марта 1937г. V чрезвычайный съезд Советов Кыргызстана принимает новую Конституцию Киргизской ССР, которая законо­дательно закрепила исторические успехи кыргызского народа по пути от раздробленности – к единой государственности, достигнутые за кратчайший исторический срок – 12 лет.

Источник: http://works.doklad.ru/view/cN3CPpSdFWA/10.html

Home

8 декабря 1991 г. руководителями трех союзных республик: Председателем Правительства РФ Б.Н. Ельциным, Президентом Украины Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета Белоруссии С.С.

Шушкевичем было подписано соглашение «О роспуске СССР» и создании «Содружества Независимых Государств» [1, с. 14]. Ратификация этого соглашения 10 декабря 1991 г. подвела итоговую черту существования Союза Советских Социалистических Республик.

Одним из членов СНГ стала Киргизия, которая еще в декабря 1990 г. на III сессии Верховного Совета сделала первый шаг к независимости. 15 декабря 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики.

На ее основе Верховный Совет Кыргызской Республики принял 31 августа 1991 г. «Декларацию о независимости Республики Кыргызстан» [2]. С этого дня страна вступила в новый этап развития своей государственности.

12 октября 1991г. были проведены впервые всенародные выборы президента республики [3, с. 21]. Им был избран А.

Акаев, который сразу же издал ряд указов, изменивших политическую систему республики: взамен упраздненного КГБ был учрежден Государственный комитет Кыргызской Республики по национальной безопасности (20 октября 1991 г.), создана Национальная гвардия (3 декабря 1991 г.

), сформированы внутренние войска на базе частей МВД СССР, дислоцированных на территории Кыргызстана (19 декабря 1991 г.). В 1992 г. был образован Государственный комитет по делам обороны, который с 1993 г. стал называться Министерством обороны.

Суверенитет государства подтверждается наличием атрибутов, определяющих независимость государства. 3 марта 1992 г. Верховным Советом Республики был утвержден Государственный флаг Кыргызской Республики, 18 декабря – Государственный гимн, 14 января 1994 г. – Государственный герб.

Законодательным органом страны стал Жогорку Кенеш (избранный как Верховный Совет Киргизской СССР), первая сессия которого состоялась 10–15 апреля 1990 г. Впервые в истории страны были проведены выборы на альтернативной основе.

Основным правовым документом Кыргызстана стала Конституция, принятая Верховным Советом Республики 5 мая 1993 г.

В ее основу были положены следующие принципы:

  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • всенародное избрание главы государства – Президента;
  • разделение государственной власти и местного самоуправления.

Каждая из ветвей власти существует самостоятельно, но при этом они тесно взаимодействуют друг с другом. Конституция предоставила Президенту Кыргызской Республики широкие полномочия: он является главой государства, гарантом незыблемости Конституции и единства государственной власти.

Президент имеет право принимать по своей инициативе решение о досрочном сложении правительством своих полномочий и распускать парламент по результатам общенародного референдума.

Жогорку Кенеш также обладает правом на исключительное принятие решений по вопросам административно-территориального устройства, изменения границ, утверждения республиканского бюджета.

Таким образом, за короткий период Кыргызская Республика обрела необходимые компоненты реального суверенитета – демократическую Конституцию, Национальную гвардию, собственный золотой запас, таможенную службу, национальную валюту и др.

Однако, провозгласив в стране демократические принципы государственного устройства, правительственные органы в своей последующей деятельности стали отступать от них. В итоге это привело к кризису политической системы в стране – в ответ на постоянное усиление президентской власти в адрес правительства со стороны депутатов Жогорку Кенеш были предъявлены многочисленные обвинения.

Ситуация еще более обострилась, когда разразился так называемый «золотой скандал», и общественности стали известны имена главных коррупционеров страны.

К осени 1994 г. кризис в отношениях президента и парламента достиг апогея, когда сторонники Акаева (143 депутата) объявили о своем отказе от участия в работе Жогорку Кенеш. Президиум парламента и большая часть депутатов собирались продолжить свою работу, несмотря на отсутствие необходимого кворума (Жогорку Кенеш того времени насчитывал 350 депутатов).

Правительство подало в отставку, и президент был вынужден ее принять, распустить парламент и назначить референдум по изменению Конституции. Он состоялся 22 октября 1994 г., а в феврале 1995 г. были проведены парламентские выборы.

Впервые в истории Кыргызстана  появился двухпалатный парламент (Законодательное Собрание и Собрание Народных представителей), что усложнило процедуру обсуждения государственных дел.

Источник: http://www.vipstd.ru/index.php/en/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8-2016/%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8-2016-%D0%BC%D0%B0%D0%B9/338-a-10

Становление государственного суверенитета Кыргызстана

Конституционное законодательство Советского Кыргызстана сформировалось и получило значитель­ное развитие на основе и в рамках советского конституционного законодательства в качестве его состав­ной части. Так, Конституция Киргизской АССР 1929 г., конституции Киргизской ССР 1937 и 1978 гг.

разрабатывались и принимались соответственно на основе установлений Конституции РСФСР 1925 г., конституций Союза ССР 1924, 1936 и 1977 гг. При этом, по справедливому мнению И.В. Петелиной [1. 178], частая смена конституций в советский период объяснялась изменениями, происходящими в социальной структуре общества, в его политической и экономической системах.

К сожалению, это не исключало порой использование принятия новой Конституции в качестве средства для решения определенных политических, а иногда и конъюнктурных задач.

Им же обусловливалась внутренняя противоречивость конституций тридцатых и семидесятых годов: с одной стороны, они отражали объек­тивную тенденцию к углублению демократических основ организации общества, а с другой – юридиче­ски закрепляли авторитарно-бюрократическую систему.

Советские конституции отличала декларативность их норм. Формально они закрепляли широкий перечень прав и свобод человека и гражданина; демократические принципы организации государствен­ной власти и системы ее органов. Фактически же действовала лишь одна конституционная норма – о политической монополии и руководящей роли КПСС, которая стояла и над государством, и над правом.

Ибо цель Конституции социалистического государства состояла не столько в закреплении правовой системы, сколько «в выполнении ею пропагандистской и программной функций – дезавуировании реаль­ной власти, фиксации стадий продвижения к коммунизму и в выдвижении перспективных политических установок» [2. 492].

Как верно отмечает С.С. Алексеев, общей чертой советских конституций является «фальсификация политико-государственной действительности – сосредоточения неограниченной политической власти в высшем партийно-политическом аппарате (номенклатуре, партократии)» [3. 25].

Отсюда вполне очевидно превращение Конституции советского периода из способа регулирования общественных отношений, ограничения власти в инструмент ее социальной политики, в «средство модер­низации общества или консервации существующих отношений» [4. 494].

Иначе говоря, в условиях советской системы организации власти, где уникально сочетались деклара­ции конституционных прав и принципиальный отказ от каких-либо конституционных гарантий, отрица­ние права вообще и Конституции, в частности, право теряет свою самостоятельную ценность и становит­ся одной из форм идеологического воспитания и принуждения. В таком качестве право, в особенности Конституция как ядро правовой системы служит и, как показывает история советской Конституции, служила маскировке диктатуры партии [5. 483].

Декларативность конституций Кыргызстана советского периода обусловливалась еще и тенденцией к унитаризму в СССР, что находило выражение в ограничении самостоятельности союзных республик, в единстве правового регулирования и, наконец, в единстве государственной власти в СССР, которая находилась в руках ее партийно-государственных органов в «центре».

Тем не менее, нельзя не признать определенную ценность советских конституций, ибо в них аккуму­лирован опыт юридического закрепления конституционного развития Союза ССР, в том числе и Совет­ского Кыргызстана. И в таком качестве они выступают исходной базой, основой для развития конститу­ционализма в Кыргызской Республике.

Ценность конституций Кыргызстана советского периода и в том, что каждая из них, представляя в отдельности определенный этап в развитии республики, в целом отражает историю Кыргызстана и пути его политического и конституционно-правового становления и развития.

Поскольку принятие каждой из них, с точки зрения Р.Т.

Тургунбекова, «знаменовало существенные изменения в жизни общества, подво­дило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций» [6. 82].

В этом смысле значителен вклад в конституционное развитие Кыргызстана и Деклараций о государ­ственном суверенитете и государственной независимости Республики Кыргызстан.

Дело в том, что Союз Советских Социалистических Республик, формально-юридически являвшийся федеративным государством, постепенно отходил от исходных принципов своей организации и деятель­ности и фактически стал «строго централизованным, бюрократически управляемым государством.

Порожденные устоями административно-командной системы, центробежные силы и многие другие деформации развития национального самосознания и межнациональных отношений вызвали стремление союзных республик отстоять свой суверенитет.

Так называемые «парад суверенитетов», «триумфальное шествие суверенитета», «лихорадка суверенитета», в сущности, были естественной реакцией на десятиле­тия тоталитарного подавления национальных чувств, достоинства и экономических, политических прав союзных республик» [7. 8].

Иначе говоря, провозглашение государственного суверенитета союзными республиками явилось не самоцелью, а актом вынужденным, средством обеспечения своих государственно-национальных интересов [8. 3].

Поэтому только провозглашением государственного суверенитета и независимости Кыргызстана, закреплением качественно иных конституционных принципов и положений, составивших основу новой Конституции суверенной Кыргызской Республики, были созданы необходимые условия для самостоя­тельного развития собственно национального конституционного законодательства.

В то же время, до принятия Конституции Кыргызской Республики в 1993 г. реформа конституционно­го законодательства в Кыргызстане проводилась в основном путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Киргизской ССР 1978 г.

При этом конституционные реформы 1989-1992 гг. имели в своей основе два направления.

Во-первых, они в республиканском аспекте отражали союзные конституционные реформы, то есть соответствующие нормативные правовые акты Кыргызстана принимались на основе и в развитие союзных законов.

Во-вторых, принятие республиканских конституционных актов было непосред­ственным образом связано с происходящими в Кыргызстане общественно-политическими и социаль­но-экономическими преобразованиями.

Следовательно, только изучение в тесном сочетании проблем преемственности и новизны конституци­онных принципов и положений позволит выявить основные этапы, особенности происходящего в Кыргызстане конституционного процесса.

Итак, начало современного периода развития конституционного законодательства Кыргызстана связа­но с изменениями в Конституции СССР 1977 г. и соответствующих союзных законах, принятых Верхов­ным Советом СССР в 1988 г.

1 декабря 1988 г. Верховным Советом СССР были приняты законы об изменениях и дополнениях в Конституцию СССР, о выборах народных депутатов СССР [9. 729].

В соответствии с их установлениями учреждался Съезд народных депутатов СССР как высший орган государственной власти, правомочный рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к ведению СССР; статус Верховного Совета СССР был определен как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти, избираемый Съездом и подотчетный ему; были предприня­ты важные шаги по реформе избирательной системы: впервые предусматривались состязательные выборы депутатов, закреплялось положение о несовместимости депутатского мандата и должности в исполнительных органах, отраслевых органах управления, судах; впервые провозглашалась привержен­ность идеям и принципам правового государства и в этих целях была дана установка на такие важные меры, как учреждение Комитета конституционного надзора, увеличение срока полномочий судей с пяти до десяти лет, избрания судей вышестоящими по уровню Советами [10. 90].

На их основе Верховный Совет Киргизской ССР 23 сентября 1989 г.

принял соответственно законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР», «О выборах народных депутатов Киргизской ССР», «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Киргизской ССР» [11. 138], положившие начало современным конституцион­ным реформам в Кыргызстане.

Во-первых, результатом этих реформ явилось придание Верховному Совету статуса постоянно действующего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти Киргизской ССР и соответственно расширение его полномочий (ст.97, 98 Конституции Киргизской ССР).

Во-вторых,

Источник: https://articlekz.com/article/10329

Становление и развитие кыргызской советской государственности

После победы Октября опубликована «Декларация прав народов России», затем обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, в кот-х все народы имели право на свободное самоопределение и устроение своей жизни. Но кырг.народ частично воспользовался этими правами только через 7 лет – в 1924 г. – вновь обрел государственность.не просто и не легко – великодержавная и унитарная позиция части сов.деятелей, шовинизм.

Но ленинская национ.политика облегчила решение задач государственности, создание самостоятельных гос-в, автономий, областей, округов (70). В 1921 г. – вопрос о создании кырг.области в составе Туркестан.АССР. Мотивы: разрозненность населения по отд.областям,борьба отд.групп казах. и кырг.работников Джетисуйской областной структуры управления, ликвидация басмачества на юге.

В 1921 г. ЦИК Киргизской (Казахской) АССР ходатайствует о включении Сырдарьеин. и Джетисуйской областей в состав автономии казахов. Решение положительное, но в марте 1922 г. по иницативе Абдрахманова Арабаева Сыдыкова – вопрос о выделении кырг.уездов в отдельн. Горную область. 25 марта 1922 г. ЦК КП(б) Туркестана принимает постановление о районировании Джетисуйской обл.

, орг-и Горной области в составе Туркестан.республики, кот-я образ-ся из Пишпек, Пржевальск, Нарын.уездов и горн.участка Аулие-Атинского уезда. Но это вызывает сопротивление части кырг.работников во главе с Худайкуловым, против созыва сьезда, их поддерживает часит казах.руководителей, считающих кыргызов частью казахов. в итоге сьезд и июне 1922 г.

– распущен, отложен вопрос о самост-ти кыргызов.

10 марта 1924 г. на совещании ЦК КПТ, Арабаев предлагал безотлагательно решить вопрос о кырг.автономии. решался вопрос, в составе какой республики должна быть Кара-Кирг.автономия – РФ или Казахстана. Абдрахманов, Арабаев, Сыдыков – РСФСР, Худайкулов – Казахская.

14 марта 1924 г. – постановление об образовании Кара-Киргизской автоном.области в составе РСФСР. Исконные терр-и воссоединялись в рамках самост.гос-ва.

21 октября 1924 г. создается Ревком Кара-Кирг.авт.области как орган высшей гос.власти, председатель – И. Айдарбеков. Принял решение об уточнении границ КР. Май 1925 г. – Кара-Кирг.АО переименована в Кирг.АО, 25-27 ноября 1925 – переименована в Кирг.АР.

Март 1927 г. – Декларация об образовании Кирг.АССР, избран Президиум ЦИК, председатель – А.Орозбеков30 апреля 1929 г. на 2 сьезде принята Конституция, структура органов гос.власти и управления, их функции.

Осн.черта кырг.госуд-ти тех лет – ограниченность функций и компетенций. Причины: – статус автономии, – советы – аппарат по реализации указаний и директив партии, – тройное подчинение (констит-прав. – в составе РСФСР, эконом.,географ. – Ср.Азия, составная часть СССР – установки союзных органов. Это сильно ограничивало автономию, негативно сказывалось на оперативном решении проблем.

5 дек.1936 г. – принята нов.Конституция СССР, КиргАССР преобразована в КирССР. 20 марта 1937 г. – нов.Конституция Кирг.ССР, закрепила истор.успехи кырг.народа, подчеркивалось единство и централизация управления, расширена компетенция общесоюзн.органов.

1957 г. – по решению 20 сьезда – в компетенцию союз.республик отнесено законодательство о судоустройстве, вопросы краевого и област.адм.-терр.устройства

1977 г. – углубились сферы совм.компетенции.

В ходе перестройки – разработка схемы гос. и хоз.управления, расширение прав республик. Приостановили снижение темпов произв-ти труда, поворот к соц.ориентации производства. Росли кап.вложения в строительство жилья, увеличились доходы населения. Но гл.проблема – несбалансированность потребит.рынка, разрыв экон.связей союз.республик.

Социально-экономическое преобразования в Кыргызстане в 1920-1930 годах.

Кыргызстан в годы ВОВ.

Кыргызстан был далеко от театра военных действий, но народ его воспринял войну так, будто фашисты вторглись в Чуйскую или Ферганскую долину, осадили города Фрунзе и Ош. Поразительно, что народ, не пожелавший отдать на войну с той же Германией в 1916 г.

ни одного человека даже на тыловые работы и поднявший в связи с этим восстание, в 1941-1945 гг. в действующую армию отправил лучших своих сыновей и дочерей. (В.Воропаева, Д.Джунушалиев, Г.Харченко. Краткий курс истории. Под ред. Профессора В.Плоских. Изд.

Кыргызско-Российского Славянского университета, Бишкек, 2002, с. 103.)

Хотя фюрер (вождь) нацистов Гитлер (Адольф Шикльгрубер) не собирался даже не только не трогать кыргызов, но более того он считал их единственным народом, пред которым «истинным арийцам» следовало показывать и доказывать мощь и величие Германии. Вот какую цитату из Гитлера приводят Мельников Д.Е. и Черная Л.Б. в книге «Преступник номер 1.

Нацистский режим и его фюрер»: «При заселении русского пространства «имперский крестьянин» (т.е. немецкий поселенец. — Авт.) должен жить в прекрасных поселках. Немецкие учреждения и ведомства должны размещаться в роскошнейших зданиях, губернаторы — во дворцах; вокруг этих центров будет построено все необходимое для поддержания жизни.

В окружности радиусом в 30—40 километров от города мы разместим красивые деревни, соединенные превосходными дорогами. Все остальное пространство будет принадлежать как бы другому миру — миру русских… Мы станем их господами, а в случае бунта сбросим на их города несколько бомб и дело с концом.

Один раз в год можно будет проводить по столице отряд киргизов, чтобы, глядя на ее каменные памятники, они получили представление о мощи и величии Германии».

На фронтах Великой Отечественной войны в боях участвовало более 360 тыс. кыргызстанцев. И воевали они достойно… При обороне Москвы насмерть стояла 316-я стрелковая двизия, сформированная в Кыргызстане. Командовал дивизией бывший военком республики генерал-майор И.В.

Панфилов. Дивизия навечно вошла в историю как Панфиловская. Примеров героизма кыргызстанцев немало. Но приведем только один из боевых эпизодов боев под Москвой. На прорыв обороны у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. гитлеровцы бросили 50 танков.

Оборону держали 28 панфиловцев. Они погибли, но не пропустили врага. Всем им посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. (В.Воропаева, Д.Джунушалиев, Г.Харченко. Краткий курс истории. Под ред. Профессора В. Плоских. Изд.

Кыргызско-Российского Славянского университета, Бишкек, 2002, с. 104.)

Наши земляки-кыргызстанцы на фронте не щадили врага, не жалели ради победы собственной жизни, вступая в смертельные схватки с превосходящими его силами, закрывали своим телом амбразуру пулеметов (Чолпонбай Тулебердиев), бросались с гранатами под танки (Дуйшенкул Шопоков), горели в истребителях и штурмовиках (Талгат Бегельдинов), подбивали немецкие танки и бронемашины (Даир Асанов).

Во время одного из сражений, 6 августа 1942 г., бессмертный подвиг совершил кыргызский юноша из Таласской долины Чолпонбай Тулебердиев. Он скрытно подобрался к доту, который вел шквальный пулеметный огонь, не давая возможности советским войскам переправиться через реку Дон. Чолпонбай бросил несколько гранат, но пулемет не умолкал.

Тогда уже раненный потомок Манаса, собрав последние силы, поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дота. Пулемет захлебнулся, а товарищи Чолпонбая поднялись в атаку и выполнили приказ. (В. Воропаева, Д. Джунушалиев, Г. Харченко. Краткий курс истории. Под ред. Профессора В. Плоских. Изд.

Кыргызско-Российского Славянского университета, Бишкек, 2002, с. 104.)

Чолпонбай Тулебердиев

Через год, 27 февраля 1943 г., этот же самый подвиг повторил Александр Матросов.

Вторая мировая война была самой кровавой в истории человечества. 27 миллионов советских людей погибло в этой войне. Не вернулись с полей битвы и тысячи кыргызстанцев.

За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, 73 кыргызстанца удостоены высшей награды – Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза.

21 стал кавалером ордена Славы трех степеней, более тысяч награждены орденами и медалями.

В эти тяжелые годы вся экономика Кыргызстана работала на нужды фронта. В целом шел подъем промышленного производства в республике.

Резко отрицательно сказалась война на сельском хозяйстве. На фронт ушли основные работники – трудоспособные мужчины-колхозники. Большое количество тракторов, автомашин и лошадей было взято для нужд армии. В хозяйствах оставалась изношенная и нуждавшаяся в серьезном ремонте техника, не поступали запасные части, резко сократилась поставка горюче-смазочных материалов.

В этих тяжелейших условиях крестьянство Кыргызстана увеличило по сравнению с довоенным периодом сдачу государству зерна, картофеля, овощей, мяса, шерсти на 10-60%. За свой изнурительный труд колхозники получали символическую плату, а зачастую не получали ничего. Но люди не роптали.

Далекие от идеологических фантазий, стиснув зубы и затянув пояса, работали день и ночь ради победы.

И отдавали свои личные сбережения, последние ценности, облигации госзаймов, веря, что приближают этим разгром врага и, следовательно, скорейшее возвращение мужа, сына, брата, любимого…

И в тылу кыргызстанцы в эти годы совершали трудовые подвиги. Так, чтобы увеличить производство продовольствия, необходимо было решить задачи ирригации – дать воду на поля. И в 1941 г. начинается строительство Большого Чуйского канала.

В тяжелейших военных условиях республика становится местом, куда как в глубокий тыл переводятся многие госпитали. Здесь проходят лечение тысячи раненых. И вновь возвращаются в строй. Выхаживать защитников помогала вся республика, отдавая им из своего минимума лекарства, продовольствие и главное – человеческое тепло и заботу.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s8922t9.html

Ссылка на основную публикацию