Президент республики беларусь: становление государства и особенности власти в стране

«Становление института президентства в Республике Беларусь» (Ипатов В.Д., Полещук Д.Г.)

Институт президентства имеет продолжительную историю своего развития и становления.

Впервые термин «президент» был использован в Конституции США 1787 года, в которой заложена идея о том, что исполнительная власть возлагается на одно должностное лицо – Президента, наделенного существенным объемом полномочий и занимающего ведущее место в политической системе общества.

Среди европейских государств первыми президентскими республиками стали Франция и Швейцария (1848 год). В дальнейшем на протяжении ХХ столетия в различных формах институт президентства нашел свое закрепление и в других странах.

На сегодняшний день институт президентства учрежден более чем в 150 государствах, характерен для всех современных государств республиканской формы правления, в том числе и для стран Содружества Независимых Государств. При этом, несмотря на смысловое единство, в мировой практике встречаются различные наименования данного института.

Например, во Франции используется термин «президент Французской Республики» (President de la Republique Francaise), в Перу – «президент республики» (presidente de la republica), в Германии – «Федеральный президент» (Bundesprasident), в Казахстане – «Первый Президент Республики Казахстан – Лидер Нации» (Елбасы).

Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно новым. Несмотря на провозглашение Беларуси суверенным и независимым государством в 1990 году, на протяжении еще нескольких лет в стране сохранялась структура высших органов государственной власти, характерная для БССР.

Ситуация изменилась в 1994 году с принятием Республикой Беларусь – новым суверенным государством – важнейшего политико-правового акта, обладающего высшей юридической силой, – Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года Президент являлся Главой государства и исполнительной власти.

Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Президент наделялся полномочиями по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве.

Вместе с тем анализ положений Конституции 1994 года позволяет сделать вывод о том, что ее нормы не обеспечивали достаточный баланс интересов различных ветвей власти для политической и экономической стабильности в государстве. В этой связи возникла необходимость перераспределения полномочий между ветвями власти и пересмотра роли Главы государства в обеспечении их взаимодействия и слаженной работы.

В результате конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции.

Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года № 52-З), принятом на основе и во исполнение конституционных положений.

В новой редакции Конституции сохранены требования к кандидатам в Президенты, установленные Конституцией 1994 года. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом.

В то же время наряду с предусмотренными ранее требованиями закреплены дополнительные требования к кандидатам в Президенты: быть гражданином Республики Беларусь по рождению и постоянно проживать в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Это обусловлено необходимостью обеспечения более тесной связи кандидата в Президенты, призванного отстаивать интересы собственного народа, с Республикой Беларусь, а также направлено на исключение влияния других государств на формирование высших органов государственной власти.

Аналогичные требования относительно гражданства по рождению и ценза оседлости реализованы в конституционных нормах зарубежных государств.

В частности, требование быть урожденным, а не натурализованным гражданином предъявляется к кандидату на пост президента США, Болгарии, Греции, Финляндии, Казахстана, Мексики, Монголии.

В США кандидат в президенты должен проживать на территории страны не менее 14 лет, в Казахстане – не менее 15 лет.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Статья 81 Конституции также предусматривает, что Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь.

Тем самым закреплен важный демократический принцип проведения всеобщих прямых выборов Президента Республики Беларусь.

В отличие от нашей Конституции в некоторых государствах выборы президента косвенные, что в определенной степени ограничивает активное избирательное право граждан и препятствует их непосредственному волеизъявлению.

Например, в США Президент избирается коллегией выборщиков; в Греции, Венгрии, Чехии, Турции, Израиле – Парламентом; в Италии – специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами Парламента также из представителей территорий, на которые делится государство.

Конституция закрепляет важнейшие функции Президента, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества, и определяет его не только Главой государства, но и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Функция Президента как гаранта Конституции, обеспечивающего эффективное взаимодействие между органами государственной власти, имеет важнейшее значение для практической реализации принципа разделения властей, предусмотренного статьей 6 Конституции.

Согласно Конституции Президент занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей. Наиболее наглядно роль Президента в системе разделения властей иллюстрируют его взаимоотношения с различными ветвями власти.

Так, например, в сфере законодательной ветви власти Президент:

  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • подписывает законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами самоуправления, имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их законодательству.

В отношении исполнительной ветви власти Президент:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
  • назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления, отменяет решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Следует отметить, что на протяжении всего периода развития рассматриваемого института Президентом пересматривается система республиканских органов государственного управления, уточняются функции органов исполнительной власти с учетом их адаптации к изменяющимся экономическим и социальным процессам в государстве.

Значимым шагом по упорядочиванию системы республиканских органов государственного управления, сокращению их общего количества стал переход от трехзвенной системы республиканских органов государственного управления (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь) к двухзвенной (министерства и государственные комитеты).

Кроме того, Президентом на постоянной основе проводится оптимизация структуры государственных органов и численности их работников.

Ярким примером такой деятельности является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г.

№ 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников», которым на 25 % сокращена численность государственных служащих в Республике Беларусь.

В целях обеспечения независимости и беспристрастности выполнения специальных задач и функций, а также повышения эффективности межведомственного взаимодействия в Беларуси создан целый ряд специализированных государственных органов, подчиненных непосредственно Главе государства (Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и др.).

В сфере взаимодействия с судебной ветвью власти Президент:

  • с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  • осуществляет помилование осужденных.

Вопросы совершенствования судебной системы и осуществления правосудия также находятся в центре внимания Главы государства. Основы такого совершенствования заложены в Послании о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г.

№ 454 «О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь».

Кроме того, в целях обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г.

№ 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» образован единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Некоторыми полномочиями Президент наделен в силу своего особого конституционно-правового статуса.

Так, Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.

Кроме того, Президент как Глава государства решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Источник: http://www.pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/tsikl-publikatsiy-pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/stanovlenie-instituta-prezidentstva-v-respublike-belarus-/

Обозначение места президента республики беларусь в системе разделения властей

ОБОЗНАЧЕНИЕ  МЕСТА  ПРЕЗИДЕНТА  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ  В  СИСТЕМЕ  РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТЕЙ

Полещук  Ольга  Олеговна

выпускница,  кафедра  теории  и  истории  права  БГЭУ,  Республика  Белоруссия,  г.  Минск

E-mail:  mor-olechka14@mail.ru

Как  известно,  в  настоящее  время  всё  ещё  происходит  реальное  становление  системы  органов  государственной  власти  в  Республике  Беларусь  на  основе  принципа  разделения  властей.

  Одной  из  самых  дискуссионных  тем  среди  учёных  является  обозначение  места  Президента  Республики  Беларусь  в  системе  разделения  властей.

  Перед  каждым  из  них  до  сих  пор  стоит  ряд  не  разрешённых  вопросов:  в  какую  из  традиционной  триады  власти  (законодательную,  исполнительную  или  судебную)  входит  Президент  Республики  Беларусь?  Какое  место  он  занимает  в  системе  высших  государственных  органов? 

Следует  рассмотреть  подробно  позиции  некоторых  учёных  по  этому  поводу.

Но  хотелось  бы  начать  разговор  с  того,  что  в  последние  годы  в  правовой  литературе  подробно  обсуждается  проблема  «суперпрезидентства»  или  «сверхпрезидентства».  Как  правило,  она  актуальна  для  республик  либо  с  президентской,  либо  с  комбинированной  формой  республиканского  правления,  где  Президент  наделён  обширными  полномочиями.

  Белорусские  учёные  В.П.  Горбачёв  и  В.В.  Колесников  считают,  что  «нынешнее  положение  Президента  Республики  Беларусь  можно  охарактеризовать  как  статус  всесильного  субъекта,  возвышающегося  над  всем  государственным  аппаратом  с  огромными  полномочиями,  которые  позволяют  ему  контролировать  деятельность  всех  ветвей  власти»  [1,  169—170].

Читайте также:  Засапожный нож – старинное оружие, популярное в наши дни

Необходимо  отметить  тот  факт,  что  в  настоящее  время  актуален  вопрос  о  создании  эффективной  президентской  власти  в  Республике  Беларусь,  которая  бы  ограничила  риск  создания  «суперпрезидентства»  в  белорусском  государстве.  И  это  одна  из  причин,  по  которой  необходимо  уточнить  место  Президента  Республики  Беларусь  в  системе  разделения  властей,  а  точнее  в  системе  высших  органов  государственной  власти.

Некоторые  российские  учёные-правоведы  и  белорусские  конституционалисты  высказывают  мнение  о  том,  что  наряду  с  классической  триадой  власти  следует  выделить  четвертую  ветвь  —  президентскую.

Следует  вспомнить,  что  теоретик  конституционалист  Б.  Констан  пересмотрел  классическую  теорию  разделения  властей  и  пришел  к  выводу,  что  в  конституционных  монархиях  должны  существовать  не  три,  а  четыре  власти.

  Четвертую  власть  он  считал  необходимым  предоставить  королю  для  того,  чтобы  ликвидировать  конфликты  между  тремя  другими  властями.  Поэтому  он  назвал  ее  сдерживающей  или  уравновешивающей  властью.

  Следовательно,  нынешнее  представление  о  президентской  власти  как  о  новой  (четвёртой)  ветви  власти  —  это  по  своей  сути  вариант  констановского  учения  о  четырёх  властях,  модифицированный  к  республиканской  форме  правления.

Для  обобщения  взглядов  учёных  по  поводу  выделения  четвёртой  ветви  власти,  думается,  необходимо  учесть  следующее.

  Во-первых,  исходя  из  логики  построения  Конституции  Республики  Беларусь,  а  она  соответствует  принципу  разделения  властей,  законодательную  власть  осуществляет  Парламент,  исполнительную  —  Правительство,  а  судебная  власть  представлена  системой  судов.

  Встаёт  вопрос:  в  какую  из  этих  трёх  властей  входит  Президент  Республики  Беларусь?  Раньше  (до  1996  года)  Президент  определялся  как  руководитель  государства  и  исполнительной  власти,  и  поэтому  относился  к  исполнительной  ветви  власти.

  В  соответствии  с  новой  (действующей)  редакцией  Конституции  Президент  Республики  Беларусь  является  Главой  государства  (статья  79  Конституции)  и,  таким  образом,  не  входит  в  традиционную  систему  разделения  властей.  Это  позволяет  утверждать  то,  что  Президент  Республики  Беларусь  занимает  самостоятельное  место  в  системе  высших  органов  государственной  власти.

Во-вторых,  следует  взглянуть  на  последовательность  разделов  Основного  Закона  белорусского  государства.  Раздел  о  Президенте  открывает  список  разделов,  которые  посвящены  высшим  органам  государственной  власти  Республики  Беларусь.

  В  первоначальной  редакции  Конституции  этот  раздел  был  размещён  после  раздела  о  высшем  представительном  и  законодательном  органе,  действовавшем  в  то  время,  —  о  Верховном  Совете  Республики  Беларусь.

  И  это  было  вполне  обоснованно,  потому  что  Президент  определялся  как  Глава  государства  и  исполнительной  власти.

  Поэтому  место,  которое  занимает  в  новой  (действующей)  редакции  Конституции  раздел  про  Президента,  является  доказательством  того,  что  Президент  Республики  Беларусь  занимает  самостоятельное  и  главенствующее  положение  в  иерархии  высших  государственных  органов.  Он  фактически  доминирует  в  системе  управления  белорусским  государством.

В-третьих,  статья  79  Конституции  Республики  Беларусь  определяет  функции  Президента,  которые  предопределяют  его  полномочия  и  касаются  основ  жизнедеятельности  государства  и  общества.  В  частности,  думается,  можно  выделить  арбитражную,  гарантийную,  контрольную  и  представительскую  функции.

Гарантийная  функция  заключается  в  том,  что  Президент  Республики  Беларусь  является  гарантом  Конституции,  прав  и  свобод  человека  и  гражданина;  контрольная  —  в  том,  что  Президент  по  Конституции  наделён  рядом  контрольных  полномочий  в  отношении  трёх  властей;  представительская  функция  —  в  том,  что  он  (Президент)  представляет  Республику  Беларусь  в  отношениях  с  другими  государствами  и  международными  организациями.

Но  хотелось  бы  обратить  особое  внимание  именно  на  арбитражную  функцию  Президента.  Её  Президент  выполняет  в  случае  конфликтов  в  органах  власти,  являясь  таким  образом  посредником,  предотвращая  эти  конфликты,  которые  могут  подорвать  белорусскую  государственность.

  Также  при  выполнении  данной  функции  Президент  осуществляет  координационные  действия,  направленные  на  эффективное  выполнение  органами  власти  своих  полномочий.  Он  обеспечивает  равенство  ветвей  власти.

  По  своей  сути  арбитражная  функция  является  так  называемой  посредническо-координационной.

Следует  обратиться  к  конституционной  практике  Франции,  которая  наиболее  отчётливо  закрепила  за  Главой  государства  арбитражную  функцию.

  Статья  5  Конституции  Франции  1958  года  устанавливает,  что  Президент  «обеспечивает  своим  арбитражем  нормальное  функционирование  публичной  власти».

  Следует  указать  на  то,  что  нынешняя  редакция  Конституции  Республики  Беларусь  весьма  схожа  с  Конституцией  Франции.

Если  взглянуть  на  конституционное  закрепление  аналогичной  формулировки  в  Конституциях  стран  бывшего  СССР,  то  хотелось  бы  отметить  Конституцию  Армении  1995  года,  49  статья  которой  обозначает  арбитражную  функцию  Президента  как  «обеспечение  нормального  функционирования  законодательной,  исполнительной  и  судебной  власти».

Белорусская  учёная  Т.С.  Масловская  считает,  что  «Конституцией  же  Республики  Беларусь  на  Президента  возлагается  задача  обеспечения  взаимодействия  органов  законодательной,  исполнительной  и  судебной  власти.

  Именно  Президент  «осуществляет  посредничество  между  органами  государственной  власти»  (часть  2  статьи  79  Конституции  Республики  Беларусь).  Это  означает,  что  он  обеспечивает  их  выгодное  взаимодействие  и  разрешает  конфликты  между  ними.

  Глава  государства  занимает  положение  некоторого  «арбитра»  для  других  органов  государственной  власти»  [4,  с.  34].

При  определении  термина  «арбитр»  необходимо  исходить  от  латинского  «arbitrum»  —  «мнение»,  «решение»,  «решать  власть».  Таким  образом,  Конституция  Республики  Беларусь  даёт  Президенту  власть  решать,  действовать,  управлять.

В  белорусском  государстве  Президент  осуществляет  активное  посредничество,  вмешивается  в  деятельность  государственных  органов,  он  настоящий  Глава  государства.  Президент  также  сам  может  активно  управлять  государством.

Концепция  четвёртой  арбитражной  власти  с  недавнего  времени  обсуждается  в  белорусской  науке  конституционного  права.  Нужно  согласиться  с  позицией  Т.С.

  Масловской,  что  «невозможно  представить  функционирование  органов  государственной  власти  в  современном  государстве  на  основе  принципа  разделения  властей  без  авторитетного  арбитра,  который  обеспечивает  политическую  и  экономическую  стабильность,  без  Президента,  осуществляющего  охрану  основ  конституционного  строя,  существенные  ценности  общества,  который  не  только  олицетворяет  единство  народа,  но  обеспечивает  необходимое  взаимодействие  государственных  органов,  стабильность  механизма  государственной  власти»  [4,  с.  35].

Выполняя  арбитражную  функцию,  Президент  Республики  Беларусь  представляется  «сильным»  и  авторитетным  правителем,  сосредоточившим  в  своих  руках  значительные  полномочия.  Президентская  власть  как  бы  выносится  за  рамки  триады  властей,  представляя  собой  особую  власть,  возвышающуюся  над  классической  триадой.

В  этой  связи,  думается,  необходимо  поставить  Президента  над  ветвями  власти,  но  не  в  качестве  лица,  которое  концентрирует  в  своих  руках  властные  полномочия  других  властей,  а  в  качестве  арбитра  в  отношениях  с  ними,  а  его  власть,  соответственно,  назвать  президентской.

Но  хотелось  бы  обратить  внимание  на  мнение  белорусского  учёного  Д.А.  Лагуна,  который  говорит,  что  «исходя  из  предназначения  поста  Главы  государства  —  выступать  посредником  в  конфликтах  между  ветвями  власти  —  предлагается  возглавляемую  им  власть  (ветвь  власти)  называть  арбитражной,  а  главу  государства  —  арбитром»  [2,  с.  73].

Но  представляется,  что  власть  Президента  должна  быть  названа  именно  президентской.

  Президент  хотя  и  занимает  положение  некоторого  арбитра,  но  им  не  выступает  официально,  то  есть  не  имеет  законодательного,  а  именно  конституционного  закрепления  за  собой  данного  статуса.  Глава  белорусского  государства  —  Президент,  соответственно  власть  Президента  —  президентская.

Необходимо  отметить,  что  президентская  власть  в  Республике  Беларусь  выступает  как  самостоятельный  политико-правовой  феномен.  Невозможно  не  согласиться  с  белорусской  учёной  С.Г.

  Паречиной  в  том,  что  «в  Республике  Беларусь  Президент  не  просто  вынесен  за  рамки  разделения  властей,  но  оказывает  существенное  воздействие  на  формирование  и  деятельность  всех  государственных  органов.  Полномочия  Президента  чрезвычайно  широки  и  касаются  по  существу  всех  направлений  организации  и  осуществления  государственной  власти.

  Эти  полномочия  формируются  за  счёт  полномочий  других  властей,  что  даёт  основания  утверждать  о  чётком  оформлении  четвёртой  ветви  власти  —  президентской»  [5,  с.  16].

Представляется,  что  она  является  самой  мощной  и  решающей  властью.  Президентскую  власть  по  праву  можно  считать  отдельной  формой  государственной  власти  в  системе  разделения  властей  в  Республике  Беларусь.

Для  сравнения  можно  обратиться  к  Конституции  Литовской  Республики,  которая  четко  указывает  на  президентскую  власть.  Статья  5  Конституции  Литвы  говорит,  что  «государственная  власть  в  Литве  осуществляется  Сеймом,  Президентом  Республики  и  Правительством,  Судом».

Из  всего  вышеизложенного  следует  вывод  о  том,  что  было  бы  логичнее  указать  в  статье  6  Конституции  Республики  Беларусь  на  президентскую  власть.

  Это  бы  позволило  не  только  уточнить  место  Президента  Республики  Беларусь  в  системе  разделения  властей,  но  и  поставить  на  конституционную  основу  его  взаимоотношения  с  другими  ветвями  власти.

  Это  также  позволит  избежать  трактовки  его  статуса  некоторыми  учёными  и  политиками  как  возвышающегося  над  всеми  ветвями  власти.  Такой  подход  также  не  будет  противоречить  теории  разделения  властей.

Думается,  что  целесообразно  поставить  президентскую  власть  в  формулировке  6  статьи  Конституции  Республики  Беларусь  на  первое  место,  то  есть  перед  законодательной,  исполнительной  и  судебной.

  Это  объясняется  тем,  что  Президент  Республики  Беларусь  занимает  самостоятельное  и  главенствующее  положение  в  системе  высших  органов  государственной  власти  Беларуси.

  Он  фактически  доминирует  в  системе  управления  белорусским  государством.

Как  известно,  в  настоящее  время  всё  ещё  происходит  становление  системы  органов  государственной  власти  в  Республике  Беларусь  на  основе  принципа  разделения  властей.  Разделение  властей  предполагает  их  самостоятельность,  юридическое  равенство  и  полноправность.  Как  указывает  в  своей  диссертации  Т.С.

  Масловская,  «для  нормального  функционирования  всей  государственной  системы  необходима  не  изоляция  властей,  а  их  организационная  обособленность,  сотрудничество  и  взаимодействие.  Потому  точнее  было  бы  говорить  не  о  «разделении»,  а  о  «распределении»  функций  и  полномочий».

  Она  говорит  о  новом  для  науки  конституционного  права  понятии  «субсидиарности,  которое  означает  следующее:  если  один  субъект  (уровень  управления,  ветвь  власти)  не  имеет  возможности  выполнять  свои  функции  и  полномочия,  другой  субъект  может  помочь  ему  (дополняет  его)  частично  либо  полностью,  беря  на  себя  выполнение  этих  функций  и  полномочий,  если  это  согласуется  с  Конституцией».  Т.С.  Масловская  предлагает  «зафиксировать  принцип  субсидиарности  как  принцип  взаимодополнения  ветвей  власти  на  конституционном  уровне».  В  связи  с  чем  предлагает  «уточнить  статью  6  Конституции  Республики  Беларусь,  в  полной  мере  отразив  новые  идеи  конституционной  теории  о  совместимости  единства,  разделения  властей  и  их  субсидиарности,  поскольку  преувеличенной  значение  разделения  властей  ослабляет  единство  государства»  [3,  с.  8—9].

Читайте также:  Комплекс с-500: устройство и конкуренты

Необходимо  согласиться  с  данной  позицией  автора.

  Принцип  субсидиарности,  закреплённый  в  Конституции  Республики  Беларусь,  позволит  по-другому  взглянуть  на  принцип  разделения  властей:  позволит  говорить  не  о  разделении  властей,  а  о  распределении  функций  и  полномочий  между  ветвями  власти,  их  взаимодополнении,  согласованном  функционировании,  выгодном  взаимодействии  и  сотрудничестве.

Из  всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  необходимо  дополнить  статью  6  Конституции  Республики  Беларусь,  изложив  её  в  следующей  редакции:  «Государственная  власть  в  Республике  Беларусь  едина,  осуществляется  на  основе  принципа  разделения  властей  на  президентскую,  законодательную,  исполнительную,  судебную,  и  их  субсидиарности»  (далее  —  по  тексту).

Список  литературы:

  1. Горбачёв  В.П.,  Колесников  В.В  Особенности  организации  президентсткой  власти  в  Республике  Беларусь  //  Проблемы  правоприменительной  деятельности  в  Республике  Беларусь:  материалы  республиканской  научной  конференции  (  Гродно,  28—29  марта  2003  г.).  Гродно,  —  2003.  —  Ч.  1.  —  С.  168—171.
  2. Лагун  Д.А.  Президент  Республики  Беларусь  —  глава  государства  //  Основы  конституционного  строя  Республики  Беларусь:  проблемы  и  перспективы:  сборник  материалов  III  республиканской  научно-практической  конференции  студентов  и  аспирантов  (Брест,  30  мая  2002  г.).  Брест,  2002.  —  С.  72—74.
  3. Масловская  Т.С.  Институт  президентства  в  Республике  Беларусь:  Автореф.  дис.  канд.  юр.  наук.  Минск,  2004.  —  18  с. 
  4. Маслоўская  Т.С.  Кіраўнік  дзяржавы  —  гарант  Канстытуцыі  //  Весці  Нацыянальнай  акадэміі  навук  Беларусі.  —  2003.  —  №  2.  —  С.  34—37.
  5. Паречина  С.Г.  Президентство  в  политической  системе  общества:  сравнительный  анализ:  Аврореф.  дис.  канд.  полит.  наук.  Минск,  2001.  —  20  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxii/38730

Теория разделения властей и её реализация в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

.1 Возникновение и развитие идеи правового государства

.2 Современное понимание концепции правового государства

ГЛАВА 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

.1 Зарождение института разделения властей

.2 Конституция Соединенных Штатов Америки, как один из первых документов, закрепивших принцип разделения властей

.3 Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках

.4 Республика Беларусь — правовое государство. Разделение властей в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, разработчиком классической теории разделения властей считается историк и философ Ш. Монтескье. На его взгляды о данной теории существенное повлияли мыслители и историки: Дж. Локк, Гpоций Г., Спинозa, Гоббс, Д. Дидpо, П. Гольбaх, Т. Джeффepсон и многие дpугиe.

Д.Локк считал важным структурное и организационное разделения власти на законодательную, осуществляемую парламентом; исполнительную, где правительство претворяет законы в жизнь; а также союзную власть, которая должна была осуществлять внешнеполитическую деятельность. Судебная власть рассматривалась Локком как составная часть исполнительной власти.

По мнению Монтeскьe, всe погибло бы, eсли бы в одном и том жe лицe были соeдинeны всe тpи влaсти: создaвaть зaконы, пpиводить в исполнeниe общeобязaтeльныe постaновлeния и судить пpeступлeния или тяжбы чaстных лиц.

Eсли зaконодaтeльнaя и исполнитeльнaя влaсти будут создaны в одном лицe или учpeждeнии, то свободы пpи этом нe будeт, тaк кaк можно опaсaться, что тот, кто этой влaстью облaдaeт, стaнeт издaвaть тиpaничeскиe зaконы для того, чтобы тaкжe тиpaничeски их пpимeнять[27, с. 256].

Данная концепция получила множественнную поддежку со стороны.

Монтескье считал, что полное равнопавие и независимость властей, их свзяность при этом — это объективная необходимость, в связи с тем, что необходимо концентрацию власти в руках одного человека исключить, так как это ведет к злоупотреблению им властью. Для исключения злоупотребления властью каждая из ветвей должна сдерживать и отслеживать действия друг друга, в следствии чего была заложена система сдержек и противовесов.

Дугой мыслитель — Дарендорф Р. отмечал, что разделение властей в практике не рально, так как их функции в процессе работы смешиваются и в каждом государстве будут иметь индивидуальную и особенную связь.

В нашей стране принцип разделения властей впервые закрепила Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 года. Разделение властей в нашей стране означает, что каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная или судебная) обладает только ей присущими возможностями и полномочиями.

Каждая из ветвей власти действует в пределах, отведенных для нее полномочий, и не вмешивается в деятельность других властей. Это не означает, что разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную влечет за собой отсутствие между ними взаимодействия.

При этом для организации их совместной деятельности был учрежден пост главы государства — Президент, который выступает должностным лицом и занимает высшее место в системе государственных органов.

Государственные органы в рамках своих обязанностей и полномочий обособлены и самостоятельны.

Их самостоятельность закреплена Конституцией и другими нормативно-правовыми актами и законами Республики Беларусь через закрепление за ними определенных полномочий, порядка формирования их организации, а также через обеспечение гарантий деятельности данных органов.

Обладая самостоятельностью, государственные органы взаимодействуют друг с другом, так как они организованы для осуществления функций государства, призванные распространять свою власть на общество в целом, применяя при необходимости средства и меры принуждения.

В виду данных особенностей работы органов власти система «сдержек и противовесов» призвана обеспечить возможность контроля властей и создания условий для их сотрудничества.

Данная идея реализована при помощи применения Конституции Республики Беларусь через механизм формировании властей (Национальное собрание и Президент избираются гражданами Республики Беларусь, между Президентом и Советом Республики распределены функции по формированию судебной власти); с помощью системы принятия законов, используя возможность смещения Президента с должности в случаях, предусмотренных статьей 88 Конституции; а также через работу Конституционного Суда, который обеспечивает контроль за конституционностью нормативных актов государства — все эти обстоятельства обусловили актуальность выбранной темы. [1]

В Республике Беларусь Президент является Главой государства, гарантом Конституции прав и свобод граждан страны, то есть играет особенную роль в системе государственных органов.

Цель работы — рассмотреть принцип разделения властей, закрепленный Конституцией Республики Беларусь.

Данная цель формирует необходимость решения следующих задач:

проанализировать классический подход принципа разделения властей;

рассмотреть особенности принципа разделения властей в Конституции Республики Беларусь;

выявить проблемы реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципа разделения властей, как одного из основных признаков правового государства. Предметом курсовой работы является исследование реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

.1 Возникновение и развитие идеи правового государства

Исторически сложилось много поучительных и плодотворных историй о том, как совместимо государство и право. Однако понятие «правового государства» продукт скорее нового времени, так как в древности и средние века не имели представления о сущности и особенностях правового государства.

Некоторые исследователи, однако, полагают, что идеи правового государства были заложены еще в античном обществе. Еще на ранних этапах развития цивилизации были сформированы представления о государстве, как об организации, осуществляющей свою деятельность на основании законов.

Еще тогда идея совершенной и справедливой жизни связывалась с внедрением законов правового государства.

Гармоничное функционирование общества, по мнению мыслителей античности, зависело от особенностей взаимодействия между правом и государством, государственной властью.

В древности ученые пришли к выводу, что наиболее справедливой является та форма жизни людей, при которой закон обязателен не только для граждан, живущих в данном государстве, но и для самого государства. Там не было разделения понятий «общество» и «государство».

К примеру, народное собрание Афин выступало одновременно также высшим органом политического управления. При этом публичная власть государства к сожалению все равно доминировала над обществом.

Это проявлялось и в форме восточной деспотии, в форме Римской империи, а также в средневековой монархии.

Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. То есть, по мнению древних мыслителей, справедливой властью государства признавалась власть, которая была ограничена правом и одновременно основанная на праве.

Еще Цицерон говорил о государстве как о деле народа, как о правовом общении и общем правопорядке [16, с. 37].

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Когда же начал разлагаться феодализм, в это время появились прогрессивные мыслители того времени Боден и Макиавелли, которые изложили идеи правовой государственности.

Макиавелли предпринял попытку очертить контуры совершенного на его взгляд государства, которое бы отвечало потребностям того времени. Главной целью государства по его мнению было обеспечение безопасной жизни для каждого и возможности пользования имуществом.

При наступлении периода ранних буржуазных революций в идею правового государства начали вносить коррективы прогрессивные мыслители того времени: Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Дидро, Монтескье и многие другие.

Гроций — первый выдающийся теоретик школы естественного права, который считал, что охрана частной собственности должна быть обеспечена посредствам таких прав и законов, которые бы смогли обеспечить каждому человеку пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза — определил демократическое государство, как структуру, которая заключена в ряд законов, но при этом может обеспечить действительные права и свободы граждан.

По его мнению, государство может обладать могущественностью, только при условии гарантии им самим гражданам не только сохранение жизни, но и удовлетворение их интересов.

Спиноза пытался предостеречь современных правителей от посягательств на имущество, безопасность, свободу и иные блага граждан.

Исследователь Гоббс, в свою очередь, разработал различные прогрессивные исследования о господстве закона и права в общественной жизни, такие, как, к примеру, обоснование формального равенства перед законом и строгое выполнение заключенных договоров. При это Локк был с ним солидарен. По его мнению, закон должен господствовать и обеспечивать естественные и неотчуждаемые права собственности, а также индивидуальную свободу и равенство.

Еще один исследователь проблемы равенства закона — Монтескье, считал, что правовая государственность это необходимость для обеспечения свобод в гражданском обществе. Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане[26, с. 37].

Читайте также:  Граната ф-1, или просто «лимонка»: оружие оборонительного боя

Таким образом, правовая и политическая свобода по Монтескье — это главенствование законности и безопасности.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что:

Настой законов и их содержание определяют формы правления и формы государственного устройства;

Демократия — это добродетель, любовь к общему благу;

Источник: http://diplomba.ru/work/124341

Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь

Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, он — Глава государства.

Наделение Президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов.

Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации.

Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (Президент — беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.

Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни Президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу Президента.

Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти.

Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

Глава государства определяет — целесообразность принятия того или иного решения, а также устанавливает порядок взаимодействия правительства с республиканскими органами государственного управления.

Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В настоящее время ряд Министерств и ведомств (Таможенный комитет.

Министерство обороны) подведомственны как Премьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией.

Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаются положения, определяющие то или иное конкретное направление деятельности правительства, причем в ряде случаев на длительный срок.

Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени.

А часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие, в связи с чем, лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона.

Такой подход характерен для правовой системы многих западных стран.

Конституция Республики Беларусь предусматривает два вида декретов.

Первый — это временные декреты, издаваемые Президентом по собственной инициативе или по предложению правительства в силу особой необходимости и представленные в трехдневный срок для последующего рассмотрения палатами парламента.

Возможность действия временного декрета самостоятельно как нормативного акта высшей юридической силы без придания формы закона до рассмотрения его парламентом является своего рода гарантией осуществления Главой государства своей деятельности по оперативному управлению государством.

В то же время Закон «О Президенте Республики Беларусь» определяет круг вопросов, по которым временный декрет не может быть издан.

Второй вид составляют декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента Парламентом, который делегирует главе государства законодательные полномочия на определенный срок и по определенному предмету регулирования. При этом законодательный орган определяет срок и границы полномочий, круг вопросов, по которым Президент наделяется этим правом.

Нормативные акты Главы белорусского государства (указы и декреты) направлены на формирование социально ориентированной экономики, повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования, укрепление правовой базы и, в целом, на развитие белорусской государственности.

Наделение Президента Республики Беларусь рядом полномочий во всех сферах государственного управления привело к формированию в республике особого института президентской власти.

Президент Республики Беларусь призван в рамках своих задач объединять все власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию.

В Беларуси посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и существа.

Конституция Республики Беларусь уходит от прямого закрепления юридической природы президентских полномочий с точки зрения разделения властей.

Они не вписываются в классическую триаду властей и не включены каким-либо образом в структуру одной из них, а выделены в отдельную главу, с которой начинается изложение полномочий основных органов государственной власти.

В этом заключается главная отличительная черта белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей.

Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата. На этом основании в научной литературе получило определенное признание представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республики как о четвертой власти.

Следует отметить, что идея о необходимости конституциирования четвертой ветви власти не нова.

В 18 веке учёными было разработано учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии.

Суть концепции сводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая бы заботилась о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Нынешнее представление об институте президентства как о новой ветви власти, по сути, вариация учения о четырех властях, модифицированная к республиканской форме правления. При этом происходит специфическая интерпретация разделения властей, т.е. вынесение института президентства за рамки привычной триады властей, придание ему «вневластного» статуса.

Наделение Президента таким статусом и объемом полномочий необходимо для осуществления им функций, возложенных Конституцией (реализация основных направлений внутренней и внешней политики; защита суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности; поддержка стабильности в государстве, гражданского мира). Это также обусловлено необходимостью обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления государственными делами, согласованного функционирования ветвей власти.

Однако его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов.

Так, назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия Парламента, а нормотворческая деятельность Главы государства может быть проверена на соответствие Конституции.

Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.

Институционализированная президентская власть имеет свое структурно-функциональное назначение в государственном механизме Республики Беларусь. Можно выделить следующие функции, которые президентская власть выполняет в политической системе общества.

Во-первых, гарантийная функция. Президент — гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности.

Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений.

Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпринимает все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, которая вытекает из «вневластного» характера президентской власти. Конституция стремится поставить Президента над ветвями власти, над другими государственными институтами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними.

Наличие такой функции в системе государственной власти объясняется логикой ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также необходимостью их согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства.

Невозможно представить функционирование современной государственности на основе принципа разделения властей без авторитетного арбитра, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, без хранителя основ конституционного строя, существующих ценностей общества, который не только олицетворяет единство народа и государства внутри страны и вовне, но и обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.

Президент координирует действия государственных органов, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. В случае недостижения согласованного решения он может передать рассмотрение дела на разрешение соответствующего суда.

Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами Парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. В данной ситуации президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения.

Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является обращение Президента к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум или досрочного роспуска Парламента, что позволяет цивилизованным путем разрешать конфликты между властями, возникающие на основе двойной демократической легитимности.

В-третьих, контрольная функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих Президенту по Конституции или установленных им фактически.

В отношении исполнительной власти это достигается посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, отмены нормативных актов правительства. В отношении Парламента и суда — это фактически складывающиеся отношения.

Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции Республики Беларусь. Все это свидетельствует об определенном фактическом контроле Главы государства в отношении законодательного органа.

Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть — атрибут практически всех (за малым исключением) переходных обществ. Это признают западные ученые и государствоведы.

Считается, что сильный президент — это единственный в своем роде руководитель, который может принести государству наибольшую пользу, и можно предположить, что для стран Восточной Европы и бывшего СССР наличие сильного президента является условием для проведения необходимых реформ.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/90378

Ссылка на основную публикацию