Надежда и опора механизированных войск – машина технической помощи мтп-1 на базе бтр-50п

БТР-50

БТР-50П — бронетранспортёр на базе шасси лёгкого плавающего танка ПТ-76. Имеет высокую вместимость — 20 десантников. Также способен перевозить на крыше, на плаву, до 2 тонн груза, например миномёт или 85-мм орудие, причём из него на плаву можно вести огонь.

 БТР-50 – видео

БТР-50ПК

Разработанное ГБТУ тактико-техническое задание предусматривало разработку двух боевых машин – легкого плавающего танка и бронетранспортера созданного на его базе с максимальной унификацией.

Проектированием бронетранспортера, получившим обозначение «объект 750», занималось ленинградское ВНИИ-100 параллельно с ПТ-76 («объект 740»), однако с небольшим отставанием. Отставание было связано с тем, что большое количество конструктивных решений, таких как водометные движители, должны были испытываться на ПТ-76.

Успешные испытания танка стали основанием того что конструкторы были уверены, что бронетранспортер будет не менее удачным.

БТР-50ПУМ

При создании бронетранспортера особые затруднения были связаны с разработкой погрузочного устройства, которое необходимо для перевозки, на машину тяжелого вооружения включая дивизионные пушки и автомобили ГАЗ-69.

Было предложено два варианта погрузочного устройства: лебедка имеющая привод от основного двигателя для погрузки грузов по откидным аппарелям; крановая установка имеющая электропривод.

Последний вариант отвергли, поскольку наблюдалась чрезмерная конструктивная и эксплуатационная сложность.

Первый опытный образец бронетранспортера изготовили в апреле 1950 г., в июле прошли его заводские испытания, включавшие пробег на 1,5 тыс. км. Во время одного из испытаний, которое было связано с проверкой грузоподъемности на плаву, проводившегося в заброшенном карьере, едва не произошел несчастный случай.

После первого заплыва с грузом 2000 кг (соответствует техническому заданию), и проведения осмотра, который показал отсутствие воды и исправность машины, руководитель испытаний принял решение повторить заплыв с дополнительной нагрузкой. Для этого почти все присутствовавшие – 20 человек – забрались на бронетранспортер.

Машина вошла в воду и начала движение, однако на середине водоема она начала погружаться в воду.

БТР-50 из музея в Латруне

Избежать жертв позволило то, что глубина карьера была небольшой и люди, которые находились на крыше моторно-трансмиссионного отделения, стояли в воде лишь по колено. На крышу выбрались и испытатели, которые сидели на местах членов экипажа.

После того как машину вытащили на берег, выяснилось, что во время поспешной подготовки к повторному заплыву механиками не были поставлены на место некоторые болты крепления нижних лючков и сливные пробки.

Данный «опыт» стал причиной того что внимание к подготовке машины для испытаний повысили и подобных досадных эпизодов не повторялось.

В другом конструкторском бюро под руководством А.Ф. Кравцева, одновременно с разработкой «объект 750», на базе плавающего танка К-90 создали плавающий бронетранспортер К-78. На ВРЗ № 2 летом 1950 г. изготовили опытный экземпляр.

На плаву БТР-50 перемещается при помощи гидрореактивного водомётного движителя

У боевой машины имеющей массу 10760 кг имелся открытый сверху корпус, сваренный из 15-миллиметровых катаных бронелистов. В бронетранспортере размещались 2 члена экипажа, 22 десантника.

Посадка/высадка пехотинцев производились через корму и борта корпуса Вооружение – 7,62-миллиметровый пулемет СГ-43 – устанавливалось в десантном отделении в передней части левого борта на кронштейне. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

Ходовая часть, трансмиссия, двигатель и водоходный движитель были такими же, как и у танка К-90. При движении по шоссе максимальная скорость составляла 34,3 километра в час (запас хода – от 180 до 200 км), на плаву – 9,7 километров в час (запас хода – 80 км).

Данный бронетранспортер мог быть конкурентом объекта 750, но танк К-90 к концу лета 1950 г. проиграл сравнительные испытания с «объект 740», в связи с чем работы по К-78 были прекращены.

В тоже время на ЧКЗ было изготовлено еще два экземпляра «объект 750» (в машинах учли результаты заводских испытаний) и в августе 1950 г. они были предъявлены их на гос. испытания, проводимые с 4 по 29 сентября в районе г. Бровары Киевской области. Программу, утвердили первый зам.

военного министра Маршал Советского Союза Соколовский и министр транспортного машиностроения Максарев. Проводившая их комиссия, посчитала, что БТР не выдержал испытаний на гарантийный километраж. Поэтому, в соответствии с постановлением СМ СССР от 31 декабря 1950 г., ВНИИ-100, ЧКЗ и Минтрансмаш были обязаны изготовить к 01.05.

1951 два БТР с устраненными недостатками и предъявить их госкомиссии.

БТР-50ПУ

Новые бронетранспортеры были изготовлены к июлю, а из государственные испытания прошли в августе. Августовские испытания были признаны успешными. По основным параметрам БТР соответствовали тактико-техническому заданию, а по некоторым показателям, как и ПТ-76, превосходили их.

Еще три машины, изготовленные к августу 1952 г., были предназначены для проведения войсковых испытаний, состоявшихся в сентябре – октябре того же года.

Во время испытаний по инициативе конструкторов, вне программных требований, провели стрельбы на плаву и на суше из 57-миллиметровой пушки ЗИС-2 и 85-миллиметровой Д-44 (по тактико-техническому заданию предусматривалась лишь их перевозка).

Испытания стрельбой прошли успешно, в ходовой части поломок не произошло. Запас плавучести был достаточным для ведения огня без затопления или опрокидывания, что только подтвердило исключительные амфибийные качества бронетранспортера.

Однако штатная установка пулемета ДШК не выдержала программных испытаний. При условии устранения недостатков госкомиссия рекомендовала БТР к принятию на вооружение СА. Постановлением СМ СССР № 175-89сс от 30.01.1954 бронетранспортер – объект 750 приняли на вооружение. Машине присвоили обозначение БТР-50П.

Изготовителем новой машины, как и в случае с ПТ-76, был определен СТЗ, что являлось вполне логичным. Согласно распоряжению Совета Министров Сталинградский тракторный завод был обязан в 1954 г. изготовить первую партию БТР состоящую из 10 машин. В 1955 г. началось массовое производство БТР-50П.

Сербская модернизация БТР-50S

Необходимо отметить, что на серийных машинах, в отличие от прототипов, штатным вооружением являлся пулемет СГМБ калибра 7,62 мм – турельная установка пулемета ДШК установленная на люке командира на вооружение принята не была.

На том же месте в 1956 году был размещен другой крупнокалиберный пулемет – КПВТ калибра 14,5 мм с бронеспинкой, на турели. Его боекомплект состоял из 800 патронов. Угол возвышения – +85°.

Но машину объект 750М, которая получила обозначение БТР-50ПА, также не приняли на вооружение.

Еще два бронетранспортера так и остались опытными образцами. Их создали на базе БТР-50П в 1955 году. Речь идет о самоходных зенитных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4 (данные машины иногда именуются как БТР-50П2 и БТР-50П4).

По сути ЗТПУ-2 представляла собой бронетранспортер БТР-50П в десантном отделении которого устанавливалась тумба имеющая форму усеченного конуса, состоявшая из двух кольцевых поясов, соединенных четырьмя стойками расположенными симметрично. Нижний пояс крепился к опорам тумбы болтами.

Опоры к днищу корпуса были приварены. К верхнему поясу было приварено основание нижнего погона пулеметной установки. Чтобы увеличить устойчивость тумбы во время ведения огня ее передние стойки с верхним лобовым листом корпуса соединялись съемными распорками.

Угол вертикального наведения пулеметов КПВТ – от -3°20′ до +91°. Механизм наведения имел ручной привод. Максимальная скорость наведения: по горизонтали 46°30′ в сек., по вертикали 37°20′ в сек.

Для веления огня по воздушным целям использовали коллиматорный прицел ВП-4, по наземным – телескопический ОП-1-14. Боекомплект пулеметов 1280 патронов. Скорострельность – 484 выстрела в минуту. Установку обслуживали один наводчик и два заряжающих.

Бронетранспортеры БТР-50 на Красной площади. 7 ноября 1961 года. На крышах МТО боевых машин хорошо видны наружные топливные баки и складные аппарели для погрузки тяжелого вооружения

Машина ЗТПУ-2 обеспечивала эффективное уничтожение воздушных целей, летящих со скоростью до 600 километров в час на высоте от 500 до 1000 метров. Горизонтальная дальность эффективной стрельбы 2 тыс. метро.

От ЗТПУ-2 ЗТПУ-4 отличалась главным образом количеством пулеметов КПВТ, которых теперь четыре. Это потребовало усилить постамент и увеличить боекомплект. Эффективность огня повысилась, другие характеристики остались прежними.

Серийное производство наиболее массовой модификации бронетранспортера – БТР-50ПК (объект 750ПК) началось в 1958 году. Основным его отличием от базовой версии была крыша над десантным отделением в которой имелось три люка для посадки/высадки десанта.

Установка бронекрыш была осуществлена на всех неплавающих и плавающих гусеничных и колесных бронетранспортерах по опыту венгерских событий 1956 года. Отсутствие крыш у отечественных бронетранспортеров стало причиной значительных потерь в личном составе. Машины открытые сверху забрасывались бутылками с зажигательной смесью и гранатами из верхних окон домов.

Кроме того, у плавающих бронетранспортеров с закрытыми полностью корпусами лучшие характеристики при плавании во время волнения.

БТР-50ПК возвращается с парада на Красной площади. Прямоугольный люк в крыше десантного отделения закрывался двухстворчатой крышкой. В правом переднем углу крыши корпуса хорошо виден колпак нагнетательного вентилятора

БТР-50ПК был способен перевозить до 2 тонн груза или 20 солдат, однако доставлять на себе тяжелое вооружение и технику он был уже не в состоянии.

В конструкцию бронетранспортера во время серийного производства вносились такие же изменения, что и в танк ПТ-76. Например, на БТР-50ПК в конце 1950-х гг. начали устанавливать радиостанцию Р-113, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, автоматическую противопожарную углекислотную установку и ТДА. Бронетранспортеры БТР-50ПК начиная с 1962 г.

стали выпускаться на базе ПТ-76Б и оснащались системой противоатомной защитой и универсальным автоматическим противопожарным оборудованием. Установка третьего топливного бака объемом 140 литров дала возможность повысить запас хода машины по сравнению с БТР-50П и БТР-50ПК на 150 км. С 1968 г.

пулемет СГМБ начали заменять на ПКБ, а радиостанцию Р-113 заменять на Р-123.

На базе БТР-50ПК в 1958 году сконструировали командно-штабную машину БТР-50ПУ (объект 750К), которая предназначалась для обеспечения управления в мотострелковых и танковых соединениях и частях.

БТР-50ПК финской армии, 1974 год. Пулемет ПКБ начали устанавливать на серийных бронетранспортерах после 1968 года. Устанавливали их и на машинах более раннего выпуска в ходе капитального ремонта

В отличие от БТР-50ПК, в правой части лобового верхнего листа корпуса командно-штабной машины была установлена ниша штурмана, имеющая три призменных прибора наблюдения ТНП-Б.

У бортовых листов корпуса обзорные лючки отсутствовали, вентиляторы, установленные на них в предыдущих моделях, были перенесены на крышу штабного отделения, его задняя стенка выполнялась без откидного листа сплошной. В походном положении на ней крепилась телескопическая антенна. На крыше штабного отделения размещалась вращающаяся башенка кругового обзора, оснащенная прибором ТПКУ-2Б.

Два посадочных люка имеющих откидные крышками и иллюминатор, закрывавшийся броневой крышкой, располагались за башенкой. Иллюминатор давал возможность работать в машине днем без использования искусственного освещения.

В отделении управления имелось три сиденья: командира соединения, штурмана и механика-водителя.

БТР-50ПУ финской армии. Весна 1976 года. Машина штатно комплектовалась 11-, 10- и тремя 4-м антеннами

Источник: https://soldat.pro/2018/07/04/btr-50/

Машина технической помощи МТП-1 на шасси ГАЗ-3308

МТП-1 предназначена для обеспечения продвижения автомобильных колонн и эвакуации автомобильной техники, вооружения и военной техники на ее базе подразделений типа патрульного батальона (патрульной, автомобильной роты и т.п.), а так же для оказания помощи водителям в устранении неисправностей, проведении технических обслуживаний и текущих ремонтов автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-3309, автомобиля патрульной службы УАЗ-31519АП.

Технические характеристики МТП-1

Основные характеристикиМТП-1
Шасси ГАЗ-3308
Габаритные размеры (в походном положении),мм;
– длина 6800
– ширина 2350
– высота 3500
Масса снаряженная, кг 6216
Полная масса МТП (технически допустимая), кг 6366
Распределение массы снаряженной МТП, кг:
– на переднюю ось 2770
– на заднюю ось 3446
Максимальная масса груза на платформе, кг 150
Максимальная масса буксируемых автомобилей, кг 4100
Краноманипуляторная установка:
– грузовой момент наибольший, тм ИМ-15
– грузоподъемность, т: 1,4
– максимальная 0,99
– на максимальном рабочем вылете 0,43
– максимальный рабочий вылет крюка, м 3,1
Способы эвакуации:
– вытаскивание прямым перемещением лебедкой
– транспортирование буксированием на жестких буксирах, буксирных тросах
Максимальная скорость при буксировании автомобилей, км/ч,:   
– по дорогам с твердым покрытием 50
– по грунтовым дорогам 30
– по местности 8
Лебедка:
– максимальное тяговое усилие на первом ряду намотки троса, кН(кгс) тяговая, однобарабанная, горизонтальная с червячным редуктором 39-44 (4000-4500)
– длина троса, м 50
– привод механический
Источник электроэнергии, род и напряжение потребляемого тока:
– штатный режим внешняя электрическая сеть, переменный, 50Гц, 230В
– автономный режим электроагрегат АДП 5-230 ВЯ-БС, переменный, 50Гц, 230В
– аварийный режим от двух АКБ 6СТ-190АП, соединенных последовательно, постоянный, 24В
Рабочий отсек закрытого типа каркасно-панельной конструкции из трёхслойных панелей с системой отопления и вентиляции
Грузовая платформа металлическая с алюминие-выми откидывающимися борта-ми и тентом
Условия эксплуатации (температура окружающей среды, °С): 
– для умеренного и холодного климата От –40 до +40
Читайте также:  Президент колумбии: особенности власти в одной из самых бедных стран мира

1 – верстак левый;

2,5 – ящик;

3 – тиски слесарные;

4 – электроагрегат;

6 – верстак передний;

7 – поддон для слива масла;

8 – комплект аварийного гидрооборудования;

9 – банка для краски;

10 – лампа паяльная;

11 – шприц для жидкой смазки;

12 – шприц рычажно-плунжерный;

13 – сумка для документов;

14 – футляр для аптечки;

15 – огнетушитель;

16 -электрооборудование;

17 – кувалда;

18 – кружка;

19 – точило ТЭ 175/350;

20 – стул откидной;

21,25 – светильник;

23 – выпрямитель В-ОПЕД-22-24/12-1;

24 – станок сверлильный электрический СС-13;

26 – машина ручная шлифовальная угловая МШУ-1.8-230

Оснащение

Для обеспечения выполнения работ, по техническому обслуживанию, текущему ремонту и эвакуации автомобильной техники и ВВТ на ее базе в состав МТП-1 включено:

Ремонтное оборудование:

  • сварочное оборудование;
  • выпрямитель;
  • инструмент электрифицированный и принадлежности к нему;
  • комплекты инструмента;
  • ключи специальные;
  • приспособления и съёмники;
  • напильники, надфили;
  • свёрла;
  • приборы, инструмент для измерения механических величин;
  • приборы электроизмерительные;
  • оборудование диагностическое;
  • оборудование смазочно-заправочное.

Эвакуационное оборудование:

  • буксир двойной жесткий;
  • буксир-штанга предназначен для транспортирования поврежденных автомобилей буксированием при нахождении водителя в эвакуируемом автомобиле;
  • трос буксирный в сборе, из комплекта базового шасси, и трос 4954-3503180 (по 2 шт.);
  • тяга;
  • держатель передних колес;
  • приспособление для подвески мостов.

Гидравлическое оборудование для эвакуационных работ.

Грузоподъемное оборудование.

Грузоподъемное оборудование.

ЗИП.

Функциональные возможности, конструкция и комплектация

При проведении технического обслуживания итекущего ремонта оборудование МТП-1 обеспечивает выполнение следующих работ: контрольно-диагностических;

  • контрольно-диагностических;
  • демонтажно-монтажных;
  • смазочно-заправочных;
  • ремонтно-слесарных;
  • сварочных;
  • грузоподъемных работ;
  • зарядка и обслуживания аккумуляторных батарей.

Машина технической помощи МТП-1 может использоваться как:

  • средство для обеспечения выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники;
  • эвакуационное средство;
  • грузоподъёмное средство.

При выполнении эвакуации автомобильной техники МТП-1 обеспечивает:

  • выполнение аварийно-спасательных работ;
  • вытаскивание легко застрявших машин прямым перемещением с использованием штатной лебедки, максимальным усилием 39 кН (4,0 тс);
  • подготовку машин к буксированию;
  • буксирование на гибкой и на жесткой сцепке типа «треугольник» порожних грузовых автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-3309, автомобиля патрульной службы УАЗ-31519АП.

Мы изготавливаем подвижные реанимации в двух вариантах, имеющих разные допустимые температуры:

  • вариант для умеренных и холодных климатических зон эксплуатируется в диапазоне от –50 до +50°С.
  • в исполнении для тропического климата имеет рабочую температуру от –10 до +60°С.

Для получения подробной консультации или оформления заказа обращайтесь к специалистам нашей компании по телефону +7 (495) 775-62-90.

Источник: https://www.pr-t.ru/catalog/masterskie-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya/mashina-tekhnicheskoy-pomoshchi-mtp-1-na-shassi-gaz-3308/

Читать

«Бронеколлекция»

№ 4 (31 )*2000 г.

По вашим многочисленным просьбам мы приводим полный перечень монографий и справочников, опубликованных в журнале «Бронеколлекция» в 1995 – 2000 годах:

№1/95 – «Советские танки Второй мировой войны» (справочник).

№2/95 – «Тяжелый танк Т-35».

№3/95 – «Бронетанковая техника Японии 1939 – 1945» (справочник).

№1/96 – «Легкие танки БТ-2 и БТ-5».

№2/96 – «Бронетанковая техника Германии 1939 – 1945: танки, самоходные артиллерийские установки» (справочник).

№3/96 – «Советские тяжелые послевоенные танки».

№4/96 – «Бронетанковая техника Великобритании 1939 – 1945: танки, самоходные артиллерийские установки» (справочник).

№5/96 – «Легкий танк БТ-7».

№6/96 – «Танки кайзера. Германские танки 1-й мировой войны».

№1/97 – «Бронеавтомобили «Остин». '

№2/97 – «Тяжелый танк «Пантера».

№3/97 – «Бронетанковая техника США 1939 – 1945» (справочник).

№4/97 – «Легкие танки Т-40 и Т-60».

№5/97 – «Бронетанковая техника Германии 1939 – 1945: бронеавтомобили, бронетранспортеры, тягачи и спецмашины» (справочник).

№6/97 – «Боевые машины пехоты НАТО».

№1/98 – «Бронетанковая техника СССР 1939 – 1945» (справочник).

№2/98 – «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки».

№3/98 – «Тяжелый танк ИС-2».

№4/98 – «Бронетанковая техника Франции и Италии 1939 – 1945» (справочник).

№5/98 – «Средний танк «Чи-ха».

№6/98 – «Тяжелый танк «Тигр».

№1/99 – «Средний танк «Шерман».

№2/99 – «Бронетанковая техника Великобритании 1939 – 1945: бронетранспортеры, бронеавтомобили» (справочник).

№3/99 – «Средний танк Т-34».

№4/99 – «Средний танк Т-34-85».

№5/99 – «Бронетанковая техника стран Европы 1939 – 1945» (справочник).

№6/99 – «Средний танк Panzer IV».

№1/2000 – «Самоходные установки на базе танка Т-34».

№2/2000 – «Легкий танк Panzer I».

№3/2000 – «Советская бронетанковая техника 1945 – 1995».

Часть этих выпусков (№6/96, №1/97, №4/97, №6/97, №2/2000, №3/2000) можно приобрести в редакции. Для этого нужно отправить письменную заявку по адресу:

125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а, редакция журнала «Моделист-конструктор».

По ее получении за вами будет зарезервирован нужный номер и сообщена его стоимость с учетом почтовых расходов. Не забудьте прислать и пустой конверт с обратным адресом – это ускорит получение ответа.

Вместе с тем, настоятельно рекомендуем оформить подписку, поскольку только это гарантирует получение всех номеров «Бронеколлекции». Подписка принимается в любом отделении связи.

Наш индекс по каталогу ЦРПА «Роспечать» – 73160

В начале Второй мировой войны был создан и получил широкое распространение новый вид боевой техники – бронетранспортер. Его появление отразило радикальные изменения в тактике ведения боевых действий сухопутными войсками. Без участия бронетранспортеров не проводилась ни одна наступательная операция.

О роли и значении этого вида боевой техники во Второй мировой войне можно судить по объемам производства: в Германии было выпущено 22 578 единиц, в США – 67 706, в Великобритании и странах Содружества – около 76 ООО.

Советский Союз во время войны БТРы не выпускал, но получил по ленд-лизу 8522 единицы, которые неплохо зарекомендовали себя в Красной Армии. Два из них – колесный полноприводной «Скаут» МЗА1 и полугусеничный М2 – послужили прототипами для первых отечественных бронетранспортеров послевоенного периода – БТР-40 и БТР-152.

Эти машины стали первыми массовыми БТРами Советской Армии и способствовали созданию мотострелковых войск, пришедших на смену стрелковым.

Разработка новых советских многоколесных БТРов началась в 1957 – 1958 годах и велась фактически на конкурсной основе.

К началу 60-х были построены опытные образцы шестиколесного ЗИЛ-153, восьмиколесного ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного «объекта 19», мытищинского «560» и кутаисских «1015Б» и «1020Б».

Принятый на вооружение БТР-60П (ГАЗ-49) стал родоначальником целого семейства боевых бронированных машин, представители которого – БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80 – состоят сегодня на вооружении Российской Армии, пограничных и внутренних войск, а также морской пехоты.

Высокая проходимость и относительная дешевизна колесных бронетранспортеров, по-видимому, обусловили ограниченное распространение гусеничных БТРов в Советской Армии. Образцов последних всего два – БТР-50 и МТ-ЛБ.

Причем МТ-ЛБ, являясь машиной многоцелевого назначения, создавался как артиллерийский легкобронированный тягач и грузовой транспортер и используется в качестве бронетранспортера только в нескольких мотострелковых соединениях, главным образом на Севере, где в полной мере реализуются его отличные вездеходные качества.

По данным контрольной комиссии, следящей за соблюдением Венских соглашений по ограничению обычных вооружений в Европе, в частях Советской Армии, дислоцированных западнее Урала, в 1990 году имелось 10 564 бронетранспортера всех типов, включая 1300 МТ-ЛБ.

В отличие от бронетранспортеров в процессе создания самоходно-артиллерийских установок в СССР в послевоенные годы имел место ярко выраженный период застоя. В течение 20 лет в Советском Союзе были приняты на вооружение только пять САУ. Две из них – АСУ-57 и СУ-85 (АСУ-85) – получили локальное распространение только в воздушно-десантных войсках.

Противотанковая СУ-122 выпускалась в ограниченном количестве и была быстро вытеснена ПТРК. Сравнительно немного изготовили и ЗСУ- 57-2. Практически единственной массовой САУ этого периода стала- «Шилка». Самоходных же установок огневой поддержки – гаубиц и минометов, широко использовавшихся в армиях всех наших тогдашних потенциальных противников, – в Советской Армии не было.

Эти задачи возлагались на буксируемые артсистемы.

Этапным для отечественной самоходной артиллерии стал 1967 год, когда Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым началась разработка сразу нескольких современных САУ – пушек, гаубиц и минометов.

В результате Советская Армия в короткие сроки оснастила свои танковые и мотострелковые соединения самоходной артиллерией.

По данным уже упомянутой Венской комиссии, в 1990 году в советских войсках, дислоцированных в Европе, имелось 6849 САУ различных типов.

В 80-е годы начался процесс сокращения номенклатуры как типов САУ, так и их калибров. Фактически стандартным образцом самоходной артиллерии стала САУ 2С19 «Мста-С», унифицированная по баллистике с буксируемой системой 2А64 «Мста-Б».

Задачи ближнего огневого боя возложили на универсальные самоходные артиллерийские орудия – САО, сочетающие в себе свойства гаубицы и миномета.

В случае поступления на вооружение САО 2С31 «Вена» эффективность этого вида самоходной артиллерии возрастет еще больше.

* * *

В заключение несколько слов о структуре справочника. Во 2-ю часть вошли главы, посвященные бронетранспортерам и самоходно-артиллерийским установкам. (Последние формально не относятся к бронетанковой технике, так как находятся в ведении ГРАУ, а не ГБТУ.

) Как бронетранспортеры, так и самоходные установки расположены по хронологии принятия их на вооружение. Исключение сделано только для МТ- ЛБ.

Поскольку эту машину можно считать бронетранспортером условно, то информация о ней помещена в конце соответствующей главы.

В ряде случаев после армейских обозначений боевых машин в скобках указываются номер объекта и (или) год принятия на вооружение.

Особенности конструкции или модернизации боевых машин, выпускавшихся по советской лицензии (или без нее) за рубежом, в данном справочнике не рассматриваются.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=158468&p=4

Невский бастион, военно-технический сборник, вооружения, военная техника, военно-технический сборник, современное состояние, история развития опк, бастион втс, невский бастион, журнал, сборник, впк, армии, выставки, салоны, военно-технические, новости, последние новости, военные новости, события факты впк, новости опк, оборонная промышленность, министрество обороны, силовых структур, красная армия, советская армия, русская армия, зарубежные военные новости, вивт, пвн

С 1958 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК (объект 750ПК). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии стала крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта.

Читайте также:  Ручной противотанковый гранатомет рпг-7: ттх и боевое применение

Установка бронированных крыш была осуществлена на всех плавающих и неплавающих колесных и гусеничных бронетранспортерах по опыту событий в Венгрии в 1956 году. Отсутствие крыш на отечественных бронетранспортерах привело к ощутимым потерям в личном составе.

Бронетранспортер БТР-50ПК предназначен для транспортировки по суше и на плаву личного состава (десанта) мотострелковых подразделений или различных военных грузов в условиях возможного огневого воздействия противника. БТР-50ПК – боевая бронированная гусеничная машина легкого типа.

Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5×1,4×1,3 м. Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика-водителя.

Бронетранспортер БТР-50ПК отличается от плавающего танка ПТ-76Б (ПТ-76) отсутствием башни с пушечным вооружением, конструкцией надводной части корпуса и оборудованием обитаемых отделений. Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи.

На бронетранспортере имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей. Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное. В связи с этим корпус танка ПТ-76Б, на базе которого выпускается бронетранспортер, конструктивно изменен.

Лобовая часть корпуса отличается наличием верхнего лобового листа, в который слева вварено основание люка командира бронетранспортера с крышкой и тремя шахтами – в них размещены призменные приборы наблюдения ТНП-Б. Крышка люка снабжена стопором, фиксирующим ее в вертикальном положении. Для облегчения ее открывания и предупреждения травм при закрывании на крышке установлен торсион.

В закрытом положении крышка люка изнутри запирается замком. В средней части верхнего лобового листа расположен люк механика-водителя с крышкой, в которой находится призменный прибор наблюдения ТНП-Б, используемый при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом. С целью защиты экипажа от свинцовых брызг, отлетающих от пуль, люк имеет ограждение, приваренное снаружи по его периметру.

Внутри, вдоль нижнего края люка, прикреплена легкосъемная предохранительная подушка для предупреждения травмирования лица механика-водителя при вождении по-походному с открытым люком. Ниже люка механика-водителя размещены три прибора наблюдения ТНП-Б. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2Б ставится на место ТНП-Б в крышке люка или на место центрального – в лобовом листе.

Справа от люка механика-водителя в верхнем лобовом листе сделан вырез, куда устанавливается прибор наблюдения МК-4 командира десанта. В ночное время он заменяется на монокулярный прибор ночного видения ТКН-1Б или ТКН-1БС. ИК-осветитель ОУ-3 крепится при этом на его броневом ограждении.

По сравнению с танком у бронетранспортера увеличена высота верхних бортовых листов, образующих боковые стенки десантного отделения. На левом верхнем бортовом листе смонтирован поворотный броневой стакан антенного ввода. В правый верхний бортовой лист вварен кожух приточного вентилятора.

В обоих этих листах имеются по два обзорных лючка, которые могут использоваться для стрельбы из личного оружия. БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но доставлять на себе технику и тяжелое вооружение он уже был не в состоянии. В отличие от БТР-50П эта машина не имеет лебедки и не может перевозить артсистемы и автомобили.

В процессе серийного производства в конструкцию бронетранспортера вносились те же изменения, что и в базовый танк ПТ-76. Так, в конце 1950-х годов на БТР-50ПК начали устанавливать ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, радиостанцию Р-113, автоматическую углекислотную противопожарную установку и ТДА. С 1962 года бронетранпортеры БТР-50ПК стали выпускаться на базе танка ПТ-76Б и оснащались системой ПАЗ и УА ППО. Установка третьего топливного бака емкостью 140 л позволила повысить запас хода бронетранспортера на 150 км по сравнению с БТР-50П и БТР-50ПК ранних выпусков. С 1968 года пулемет СГМБ стал заменяться на ПКБ, а радиостанции Р-113 — на Р-123. На базе шасси БТР-50ПК были созданы и приняты на вооружение машина управления БТР-50ПУ и командно-штабная машина БТР-50ПУМ, а также самоходная установка разминирования УР-67. Кроме того, на базе шасси БТР-50П были изготовлены антарктический вездеход «Пингвин», опытная боевая машина пехоты «Объект 914″, зенитные самоходные установки ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4.

В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина БТР-50ПУ (объект 750К), предназначавшаяся для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях.

Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций.

БТР поставлялся на экспорт в страны – участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Афганистан, Вьетнам,, Гвинею, Египет, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Йемен, Конго, Кипр, КНДР, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу , Сирию, Сомали, Судан, Финляндию, Югославию и в некоторые другие, причем во многих из них машина остается на вооружении национальных армий до сих пор. Некоторое количество трофейных БТР-50ПК и БТР-50ПУМ состояли на вооружении армии обороны Израиля. БТР выпускался по лицензии в Чехословакии (ОТ-62, TOPAS). В Китае на основе БТР-50 был создан и серийно выпускался БТР «тип-60″.
В настоящее время БТР-50 находится на вооружении многих стран мира: России, Хорватии, Финляндии, Сомали, Словении, Сирии, Ливии, Кубы, Ирана, КНДР, Египта, Индонезии, Алжира, Конго и некоторых других.

МОДИФИКАЦИИ • БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный БТР • БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2 • БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом • БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина • БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г.

– командно штабная машина • БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина • БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1)обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина. • Объект 750 вып.1952 г. – опытный БТР, прототип • БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке • БТР-50П4 вып.1955 г.

– опытный БТР с установкой ЗТПУ-4 • Вариант модернизации БТР-50 (ОТ-62 «Topaz») заводом им. Малышева в 2010 году. Схема модернизации этих машин предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17.

Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.

• TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша) • БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия) • БТР-50ПУМ 1988 г.

– командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия) • БТР-50 – модернизированный, оснащённый комплексом вооружения М-90, аналогичным БМП М-89 (Сербия) • Вариант модернизации БТР-50 ОАО «Муромтепловоз». Схема модернизации предусматривает установку боевого модуля МБ2-03, с 30-мм автоматической пушкой 2А72, 7,62-мм пулемётом ПКТМ и автоматическим гранатомётом АГ-17.

Устанавливается новый 4-тактный дизель ЯМЗ-7601 с турбонаддувом мощностью 300 л.с., с механической трансмиссией с гидрообъёмным механизмом управления поворотом. В результате скорость по шоссе увеличилась до 63,1 км/ч. Масса возросла до 15 670 кг.

• БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации, бронетранспортёров семейства БТР-50 (БТР-50П, БТР-50ПУ, БТР-50ПК, ПТ-76, ПТ-76Б) и машин, имеющих однотипное шасси (ОТ-62 «Топаз»). Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км.

Также улучшены эргономические характеристики. • БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК, предназначена только на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами. • БТР-50ПМ — индонезийская модернизация. На машине установлен новый двигатель мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

• PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

МАШИНЫ НА БАЗЕ • БТР-50ПУ — командно-штабная машина; • Пингвин (объект 209) — антарктический вездеход; • объект 210 — вездеход на базе БТР-50П для личного состава Северного флота (1958); • объект 211 — опытный, с ГТД-350 мощностью 350 л.с.

(1963—1964); • УР-67 — самоходная установка разминирования, обр.1969 г. – дивизионная система дистанционного разминирования • МТП-1 — машина технической помощи, МТПобр.1971 г. – машина технической помощи подразделениям оснащённым гусеничной техникой.

• МТП-50М — белорусская машина технической помощи, производства «Минотор-сервис»;

• МТП-300Т — белорусская машина технической помощи, производства «Минотор-сервис».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 14,2 Габаритные размеры, мм длина 7070 ширина 3140 высота 2030 клиренс 370 Удельное давление, кг/см2 0,5 Двигатель дизельный, шестицилиндровый В-6 Мощность двигателя, л.с. 240 при 1800 об/мин Удельная мощность, л.с/т 16,7 Макс.

скорость движения, км/ч по шоссе 44,6 на плаву 10,2 Запас хода, км по шоссе 360 на плаву 70 Преодолеваемые препятствия • угол подъема, град. 38 • высота стенки, м 1,1 • ширина рва, м 2,8 • угол входа с берега в воду, град. 30 • угол выхода из воды на берег, град.

25 Толщина брони, мм • лоб 10 • 6орт 8-10 • корма 6 Грузоподъемность (на суше и на воде), т 2 Экипаж, чел. 2

Десант, чел. 20

ВООРУЖЕНИЕ

7,62-мм пулемет СГМБ (ПКБ) Боекомплект, патрон. 1250 Средства постановки дымзавес ..ТДА Прибор наблюдения ТНП-Б Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2Б Прибор наблюдения командира десанта МК-4 Прибор ночного видения ТКН-1Б или ТКН-1БС ИК-осветитель ОУ-3

Радиостанция Р-113 (10-РЕ-26Э)

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., army.lv, ru.wikipedia.org, Журнал «Мир оружия» №2 2004г., «Бронеколлекция» спецвыпуск Плавающий танк ПТ-76 2004г., www.oruzie.su и др.

Источник: http://nevskii-bastion.ru/btr-50p/

ЛитВек – Скачать бесплатно без регистрации – Самиздат – Книги читать онлайн

размещена ниша штурмана с тремя призменными приборами наблюдения ТНП-Б. Бортовые листы корпуса не имели обзорных лючков, а вентиляторы с них перенесли на крышу штабного отделения, задняя стенка которого выполнялась сплошной, без откидного листа. На ней в положении по- походному крепилась телескопическая мачта антенны.

На крыше штабного отделения находилась вращающаяся башенка для кругового обзора с прибором ТПКУ-2Б. За ней располагались два посадочных люка с откидными крышками и иллюминатор, также закрывавшийся броневой крышкой. Иллюминатор обеспечивал возможность работы в машине днем без искусственного освещения.

В отделении управления размещались три сиденья: командира части (соединения), механика-водителя и штурмана.

Расположение люков, агрегатов и ЗИПа на крыше БТР-50ПУ:

1 — ниша штурмана; 2 — броневой колпак приточного вентилятора; 3 — передний лист крыши; 4 — вращающаяся башенка; 5 — крышка правого посадочного люка; 6 — задний лист крыши; 7 — броневой колпак нагнетателя; 8 — брезент; 9 — трап; 10 —ящики для бачков с бензином; 11 — буй; 12 — ящики для ЗИПа; 13 — зарядный агрегат; 14 — телескопическая мачта; 15 —броневой колпак вытяжного вентилятора; 16 — патрубок индивидуального забора воздуха двигателем; 17 — крышка левого посадочного люка; 18 — броневая крышка иллюминатора; 19 — люк командира

Читайте также:  Английская штурмовая винтовка l85a2: подробный обзор с фото

БТР-50ПУ (вид сзади). Хорошо видны открытые люки штабного отделения и ящики ЗИП на крыше МТО

В штабном отделении машины находился узел связи, включавший в себя комплекс радио-, радиорелейных и проводных средств.

В состав его входили радиостанции Р-112, Р-113, Р-105 или Р-105У, радиорелейная двухканальная телефонная станция Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор П-193А на 10 номеров, 4 телефонных аппарата, 4 катушки с 600 м двухпроводного кабеля на каждой.

Для внутренней связи между членами экипажа БТР-50ПУ использовались два комплекта переговорного устройства Р-120. На машине имелась и навигационная аппаратура — датчик курса (гирокурсоуказатель КМ-2), датчик пути ДП и курсопрокладчик КП-2М1.

Для обеспечения работы радиостанций и навигационной аппаратуры машина оснащалась четырьмя аккумуляторными батареями 6-СТЭН- 140М (вместо двух на БТР-50ПК), переносным зарядным бензозлектрическим агрегатом АБ-1-П/30, пятью запасными аккумуляторными батареями 2-НКН-24 и различными вспомогательными электроприборами. КШМ БТР-50ПУ была оборудована фильтровентиляционной установкой, термодымовой аппаратурой, автоматической системой ППО и отопителем штабного отделения. В средней части штабного отделения устанавливался раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ — 9 человек.

Командно-штабная машина БТР-50ПУ впоследствии неоднократно модернизировалась, в основном за счет изменения состава оборудования, что привело к появлению в войсках машин БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последняя принята на вооружение в 1972 году.

Одновременно с БТР-50ПУ была создана командно-штабная машина БТР- 50ПН (объект 905), с несколько иным составом оборудования.

Серийное производство БТР-50ПК завершилось в конце 1960-х годов. По западным данным, было изготовлено 6500 бронетранспортеров, однако автору это число представляется несколько завышенным.

Снятые с вооружения мотострелковых войск боевые машины послужили базой для создания нескольких образцов специальной техники. Так, на базе БТР-50ПК изготавливалась система дистанционного разминирования УР-67.

Она представляла собой обычный бронетранспортер, на крыше МТО которого размещалась пусковая установка с двумя направляющими.

С нее могли запускаться неуправляемые реактивные снаряды со шнуровыми зарядами — при подрыве они расчищали проход в минных заграждениях, достаточный для движения техники. УР-67 состояли на вооружении инженерных войск.

Модернизированная командно- штабная машина БТР-50ПУМ (вверху) отличалась от своей предшественницы усиленным бронированием и более современным радиооборудованием. Внизу — машина технической помощи МТП с кран-стрелой в рабочем положении

МТП

В 1970-х годах часть бронетранспортеров БТР-50П была переоборудована в машины технической помощи МТП, являвшиеся подвижным средством технического обеспечения мотострелковых подразделений, имевших на вооружении боевые машины пехоты БМП-1.

При переоборудовании БТР-50П вместо открытого десантного отделения создавалось производственное отделение с бронированной крышей, причем его высота обеспечивала проведение работ стоя.

В производственном отделении устанавливались оборудование, приспособления, инструмент и принадлежности для эвакуации, ремонта и обслуживания БМП-1. МТП оснащалась двигателем В-6ПГ с генератором Г-74 и подогревом картера.

Для снятия и установки агрегатов и узлов при ремонте и обслуживании БМП-1 машина технической помощи МТП имела кран-стрелу, элементы которой в положении по-походному укладывались снаружи.

Описание конструкции бронетранспортеров БТР-50ПК И БТР-50П

Бронетранспортер БТР-50ПК предназначен для транспортировки по суше и на плаву личного состава (десанта) мотострелковых подразделений или различных военных грузов в условиях возможного огневого воздействия противника.

БТР-50ПК — боевая бронированная гусеничная машина легкого типа. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5×1,4×1,3 м.

Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика- водителя.

Бронетранспортер БТР-50ПК отличается от плавающего танка ПТ-76Б (ПТ- 76) отсутствием башни с пушечным вооружением, конструкцией надводной части корпуса и оборудованием обитаемых отделений.

Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи. На бронетранспортере имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное. В связи с этим корпус танка ПТ-76Б, на базе которого выпускается бронетранспортер, конструктивно изменен.

Лобовая часть корпуса отличается наличием верхнего лобового листа, в который слева вварено основание люка командира бронетранспортера с крышкой и тремя шахтами — в них размещены призменные приборы наблюдения ТНП-Б.

Крышка люка снабжена стопором, фиксирующим ее в вертикальном положении. Для облегчения ее открывания и предупреждения травм при закрывании на крышке установлен торсион.

В закрытом положении крышка люка изнутри запирается замком.

Антарктический вездеход «Пингвин» (объект 209) был разработан в КБ ЛКЗ на базе бронетранспортера БТР-50П в конце 1950-х годов.

Закрытый высокий корпус сварили из металла, способного выдерживать сверхнизкие температуры, применили уширенные гусеницы с развитыми грунтозацепами, двигатель оснастили нагнетателем для устойчивой работы в разряженной атмосфере, установили мощный отопитель и астрономические приборы. В 1958 году была выпущена небольшая партия антарктических вездеходов

В средней части верхнего лобового листа расположен люк механика-водителя с крышкой, в которой находится призменный прибор наблюдения ТНП-Б, используемый при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом.

С целью защиты экипажа от свинцовых брызг, отлетающих от пуль, люк имеет ограждение, приваренное снаружи по его периметру.

Внутри, вдоль нижнего края люка, прикреплена легкосъемная предохранительная подушка для предупреждения

Источник: https://litvek.com/br/373242?p=13

Танки

Главная>>Бронетранспортеры

Опытный образец бронетранспортера “объект 750”

Тактико-техническим заданием, разработанным ГВТУ согласно программы создания средств переправки через водные преграды и десантирования в конце 40-х годов, предусматривалось создание двух боевых машин – плавающего легкого танка и бронетранспортера на его базе с максимально возможной степенью унификации.

Проектирование бронетранспортера “объект 750” велось ВНИИ-100 в Ленинграде параллельно с танком ПТ-76 (объект 740). Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, а в июле состоялись его заводские испытания, в том числе и пробегом на 1500 км. В августе 1950 г.

бронетранспортеры были представлены на государственные испытания, на которых они не выдержали испытания на гарантийный километраж. В 1951 г. были изготовлены две машины с учетом недостатков, которые в этом же году успешно прошли госиспытания. В 1952 г.

были изготовлены еще три машины для проведения войсковых испытаний, которые они с успехом выдержали, за исключением штатной установки пулемета ДШК. В 1954 года бронетранспортер объект 750 был принят на вооружение под обозначением БТР-50П.

Серийный вариант бронетранспортера БТР-50П

Изготовителем бронетранспортера стал Сталинградский тракторный завод. На серийных машинах штатное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ.

На базе БТР-50 были созданы зенитных самоходных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4, которые представляли собой тот же БТР-50, у которого в десантном отделении устанавливалась тумба, на которую закреплялась зенитная пулеметная установка с двумя пулеметами КПВТ у ЗПТУ-2 и четырьмя у ЗПТУ-4.

Однако эти машины остались только в опытных вариантах. С 1958 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК (объект 750ПК). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии стала крыша над десантным отделением с тремя люками дли посадки и высадки десанта.

БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но тяжелую технику или вооружение уже перевозить на себе не мог.

БТР-50ПК – модификация бронетранспортера БТР-50П (1958 г.). Основное отличие – наличие крыши над десантным отделением

В процессе серийного производства в конструкцию бронетранспортера вносились те же изменения, что и в базовый танк ПТ-76. В конце 1950-х годов на БТР-50ПК начали устанавливать ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, радиостанцию Р-113, автоматическую углекислотную противопожарную установку и ТДА.

С 1962 года бронетранспортеры БТР-50ПК стали выпускаться на базе танка ПТ-76Б и оснащались системой ПАЗ и УА ППО. С 1968 года пулемет СГМБ стал заменяться на ПКБ, а радиостанции Р-113 – на Р-123.

В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина БТР-50ПУ (объект 750К), предназначавшаяся для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях.

КШМ впоследствии неоднократно модернизировалась, в основном за счет изменения состава оборудования, что привело к появлению в войсках машин БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последняя принята на вооружение в 1972 году. Серийное производство БТР-50ПК завершилось в конце 1960-х годов.

Снятые с вооружения мотострелковых войск боевые машины послужили базой для создания нескольких образцов специальной техники. Так, на базе БТР-50ПК изготавливалась система дистанционного разминирования УР-67. В 1970-х годах часть бронетранспортеров БТР-50П была переоборудована в машины технической помощи МТП.

Командно-штабная машина БТР-50ПУ на базе
БТР-50ПК. Отличалась наличием рабочих мест, комплектацией средств связи и другого оборудования

БТР-50ПК – боевая бронированная гусеничная машина легкого типа. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5×1,4×1,3 м. Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика-водителя.

Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи. Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой части корпуса.

В нем кроме механика-водителя располагаются командир бронетранспортера и командир десанта. В средней части верхнего лобового листа находится люк механика-водителя. Десантное отделение занимает среднюю часть корпуса машины. Над ним есть два люка для выхода десанта. Там же размещен по-походному пулемет ПКБ.

По-боевому пулемет вместе с турельной установкой крепится или на крыше десантного отделения, или на откидывающемся листе задней стенки. Турельная установка обеспечивает стрельбу по курсу в секторе 113° и на корму в секторе 93°. Боекомплект пулемета состоит из 1250 патронов.

Моторно-трансмиссионное отделение (в том числе двигатель и трансмиссия), ходовая часть (в том числе водоходный движитель) такие же, как у танка ПТ-76 или ПТ-76Б.

Бронетранспортерами БТР-50 вначале комплектовались мотострелковые батальоны танковых полков танковых и механизированных дивизий, где они стояли на вооружении почти до середины 1970-х годов.

Ими же комплектовали разведывательные подразделения танковых и мотострелковых дивизий. В 1958 году Чехословакия получила лицензию на выпуск БТР-50П, где он выпускался до 1977 г. под маркой ОТ-62.

Кроме Советского Союза бронетранспортеры БТР-50 и ОТ-62 поставлялись в 27 стран.

Модернизированная командно-штабная машина БТР-50ПУМ. Отличалась от своей предшественницы усиленным бронированием и более современным радиооборудованием
Машина технической помощи МТП, переоборудованная из БТР-50П, в которую устанавливались оборудование, приспособления, инструмент и принадлежности

для эвакуации, ремонта и обслуживания БМП-1

Тактико-технические характеристики
Боевая масса 14,2 т
Грузоподъемность (на суше и на воде) 2 т
Экипаж 2 чел.
Десант 20 чел.
Габаритные размеры:
высота 2030 мм
длина 7070 мм
ширина 3140 мм
клиренс 370 мм
Бронирование:
лоб 10 мм
борт 8-10 мм
корма 6 мм
Вооружение:
пулемет 7,62-мм пулемет ПКБ
Боекомплект 1250 патронов
Двигатель В-6, 6-цилиндровый, 4-тактный,
дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя 240 л.с.
Скорость:
по шоссе 44,6 км/ч
на плаву 10,2 км/ч
Запас хода:
по шоссе 260 км
на плаву 70 км
Удельное давление на грунт 0,5 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем 38°
угол входа с берега в воду 30°
угол выхода из воды на берег 25°
ширина рва 2,8 м
высота стенки 1,1 м

Главная>>Бронетранспортеры

Источник: http://sermonak.narod.ru/btr/btr_50.html

Ссылка на основную публикацию