Летающий помощник российской бронетехнике

Российскую бронетехнику оснастят автопилотом

Уже со следующего года российские танки, зенитные и стратегические ракетные тягачи смогут передвигаться колоннами по пересеченной местности или шоссе в сложных климатических условиях даже при полном отсутствии видимости.

Для этого машины оснастят системами круиз-контроля, способными не только предупредить водителя об опасном сближении с впереди идущей машиной или препятствием, но и автоматически снизить скорость, а в критической ситуации полностью остановить тяжелую колесную или гусеничную технику, предотвратив аварию.  

Новая разработка Военной академии войск противовоздушной обороны имени маршала Советского Союза А.М.

Василевского состоит из отечественного аналога микроконтроллера семейства МCS 51, оригинального программного обеспечения, ультразвукового дальномера и датчиков, размещенных спереди и сзади военного грузовика или гусеничного транспортера.

Ее работа основана на постоянном измерении ультразвуком расстояния до препятствия или впереди идущего транспортного средства и снятии показаний текущей скорости и оборотов двигателя и коленвала. На основе сопоставления этих данных рассчитывается оптимальный режим движения техники.  

— В настоящее время мы завершили этап моделирования, — сообщил «Известиям» начальник кафедры автоматизированных систем боевого управления академии полковник Андрей Морозов.

— Весной следующего года вместе с представителями промышленности начнем практические испытания новейшего изделия. В частности, круиз-контроль мы планируем установить на тягачи зенитно-ракетных систем «Бук» и С-300.

Впоследствии, если всё пройдет успешно, разработку можно будет ставить на любые военные машины, в которых есть цифровая система управления двигателем.   

В отличие от «гражданского» варианта круиз-контроля, где водитель может вручную выставить скорость, но тормозить должен самостоятельно, военный вариант работает без участия водителя.

Перед рейсом в систему вводится текущий вес автомобиля, выбираются погодные условия: «норма», «дождь» или «гололед», на основании которых потом рассчитывается тормозной путь.

Во время движения водитель выбирает оптимальное расстояние до впереди идущего транспортного средства и, нажав кнопку «круиз», активирует работу микроконтроллера, который самостоятельно будет управлять дальнейшим движением техники.

Ближайший аналог российской системы — разработка фирмы Volvo City Safety. Она страхует водителя от фронтального столкновения на скорости до 30 км/ч. По статистике, около 70% столкновений происходит именно при таком монотонном движении.

Принцип работы City Safety построен на сканировании пространства лазерным лучом, который измеряет скорость и расстояние до впереди идущей машины. Расчет происходит 50 раз в секунду, определяя, какая требуется скорость торможения для предупреждения наезда.

В российской системе лазер заменен ультразвуковым дальномером.

По словам Морозова, инфракрасные датчики требуют сложной фильтрации спектра сигнала для исключения случайных срабатываний, а ультразвуковые надежно работают в любых погодных условиях: при тумане, снегопаде и температурах ниже 50 градусов, стабильно гарантируя движение техники с заданной скоростью и безопасной дистанцией.

— Автоматизация управления движением позволяет посадить в головную машину самого подготовленного механика-водителя, и все остальные в колонне поедут, полностью повторяя его маневры, что не только повысит безопасность движения, но и скорость перемещения техники, — полагает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Источник: https://iz.ru/news/648082

Российский робот получил летающего «помощника»

В России разработан новый боевой роботизированный комплекс. Сегодня информационное агентство ТАСС сообщило о том, что благодаря новой системе автоматического управления гусеничная платформа «Нерехта» и дрон ТБ-29В смогут совместно выполнять боевые задачи.

«Беспилотные платформы различного назначения должны взаимодействовать в единой группе и выполнять операции по тактическому управлению в полностью автоматическом режиме», – прокомментировал новую разработку технический директор компании «Тайбер» Сергей Тыцык.

Возможности боевого робота «Нерехта»

По замыслу разработчиков, беспилотный летательный аппарат ТБ-29В будет использоваться в качестве разведчика и ретранслятора данных для вооружённого наземного робота.

Задачей дрона является отслеживание целей и передача «Нерехте» их координат. В компании «Тайбер» отмечают, что беспилотник также сможет нести лёгкое вооружение для самостоятельного поражения целей. «Нерехта» и ТБ-29В будут работать в автоматическом режиме.

По словам Сергея Тыцыка, «система управления САУ-9.0 должна повысить автономность боевого комплекса, улучшить его надёжность и эффективность выполнения миссии.

Модульная архитектура системы автоматического управления позволяет внедрять дополнительные беспилотные платформы, добавлять функционал и интегрировать необходимый тип полезной нагрузки».

«Нерехта» – гусеничная платформа грузоподъёмностью 700 кг. Робот может вывозить раненых с поля боя, вести разведку с помощью камер и датчиков, а также нести боевые модули с пулемётами или противотанковым оружием. Осенью прошлого года завод им. В. А. Дегтярёва и Фонд перспективных исследований объявили о завершении разработки «Нерехты» и готовности производить его для российской армии.

Робот «Нерехта» с пулемётным модулем defence.ru

БПЛА ТБ-29В впервые был продемонстрирован в феврале текущего года в качестве дрона-перехватчика, предназначенного для борьбы с беспилотниками-нарушителями. Аппарат имеет строение вертолётного типа, может совершать вертикальные взлёт и посадку и развивать скорость до 150 км/ч.

Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 19,6 кг, длина корпуса – 1,6 м, длина главного ротора – 1,8 м. Дрон оснащён двухтактным бензиновым двигателем мощностью 7,2 л.с. и способен поддерживать связь с операторским пультом на расстоянии до 100 км.

ТБ-29В преодолевает до 540 км на одной заправке, находясь в воздухе до шести часов, а также поднимается на высоту до 5000 м и «зависает» в воздухе даже при сильном ветре.

Беспилотник ТБ-29В defence.ru

Источник: https://warspot.ru/5938-rossiyskiy-robot-poluchil-letayuschego-pomoschnika

Поддержка с воздуха: как Россия усиливает мощь вертолётного флота

28 октября в России отмечается День создания армейской авиации. Это формирование на протяжении почти 70 лет является незаменимым помощником сухопутных войск. Армейская авиация РФ состоит из вертолётов и транспортных самолётов.

Большая часть стоящей на вооружении техники была выпущена в советский период. Однако отечественные предприятия наращивают выпуск модернизированных и новых винтокрылых машин.

О текущем состоянии и перспективах развития армейской авиации — в материале RT.

Армейская авиация — формирование в составе Воздушно-космических сил России. Принято считать, что история армейской авиации началась 28 октября 1948 года. В этот день в подмосковном Серпухове была сформирована первая в СССР авиационная вертолётная эскадрилья.

От вспомогательной до боевой

Появлению вертолётной техники предшествовало создание автомата перекоса российским и советским учёным Борисом Юрьевым. Автомат перекоса — механизм для управления несущим винтом вертолётов, автожиров и конвертопланов. Устройство обеспечивает вертикальное перемещение винтокрылой машины.

Также по теме

Конвертопланы на будущее: какие авиагибриды могут поступить на вооружение российской армии

Холдинг «Вертолёты России» планирует создать к 2019 году прототип первого в РФ электрического конвертоплана массой 1,5 тонны. Речь…

Несмотря на то что автомат перекоса был изобретён ещё в 1911 году, рывок в вертолётостроении произошёл в конце 1950-х. СССР наряду с США стал флагманом развития винтокрылых машин.

Первые два десятилетия после Второй мировой войны вертолёты выполняли функции вспомогательной авиации — перевозили грузы, обеспечивали связь, проводили разведку и корректировку артиллерийского огня.

В середине 1960-х годов ведущие мировые державы начали искать способы боевого применения вертолётов. Первым серийным ударным вертолётом стал американский AH-1 Cobra компании Bell Industries. Машины хорошо зарекомендовали себя во Вьетнамской войне (1964—1975), где их массово использовали в борьбе против Вьетконга.  

В 1971 году на вооружение СССР был принят ударный вертолёт Ми-24. Машина была предназначена для огневой поддержки сухопутных войск и получила прозвище Летающая БМП. С появлением Ми-24 вспомогательная авиация была переименована в армейскую.

Винтокрылые помощники

Армейская авиация разделяется на боевую, военно-транспортную и транспортную. Боевые вертолёты предназначены для огневого прикрытия сухопутных войск и уничтожения бронетехники, вертолётов и укреплений противника. Транспортные вертолёты обеспечивают переброску грузов, техники и личного состава.

Военно-транспортные вертолёты отличаются от транспортных наличием специализированного военного оборудования. Военно-транспортные вертолёты подразделяются на транспортно-боевые (многоцелевые, общего назначения) и транспортно-десантные.

В этой кампании СССР потерял большое количество вертолётов (по данным генерал-майора Александра Ляховского, 332 машины). Однако нужно сказать, что армейская авиация хорошо себя зарекомендовала. Винтокрылые машины выполняли широчайший спектр боевых задач — от разведки и обнаружения противника до бомбардировок и ракетных атак техники и укреплений моджахедов.

  • Вертолёты «Ми-24» на аэродроме Кабула
  • РИА Новости
  • © Лулишов Соломон

В Афганистане применялись военно-транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, транспортные Ми-10 и ударные Ми-24.

После 1991 года армейская авиация участвовала в Первой (1994—1996) и Второй (1999—2001) чеченских кампаниях, грузино-осетинском конфликте (2008) и операции российских ВКС в Сирии (с сентября 2015 года).

В САР российская группировка использует ударные Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». Армейская авиация выполняет поисково-спасательные задачи, сопровождает вылеты боевой авиации, обеспечивает безопасность военной базы Хмеймим и оказывает огневую поддержку с воздуха.

На передовой

В период с 1997 по 2016 год число стран, эксплуатирующих боевые вертолёты, увеличилось, как и количество их видов в производстве. Однако флот боевых вертолётов сократился почти на треть. Это связано с постепенным выводом из эксплуатации вертолётов Ми-24 и AH-1.

По данным Международного института стратегических исследований (IISS), в 1997 году 42 страны имели на вооружении 4800 ударных вертолётов, а в 2016 году у 78 государств было в общей сложности 3100 машин подобного типа.

  • Вертолёт Ка-52 «Аллигатор» во время боевой операции в окрестностях освобождённого от боевиков города Эль-Карьятейн
  • РИА Новости
  • © Михаил Воскресенский

Разведывательно-ударный вертолёт Ка-52 стал заменой Ка-50 «Чёрная акула», являясь, по сути, его модернизированной двухместной версией. Данная машина предназначена для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолётов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.

«Аллигатор» снабжён устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия, самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. На Ка-52 установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500, обеспечивающих возможность полётов на высотах свыше 5000 м.

Недостаток финансирования в 1990-е годы негативно сказался на вертолётной отрасли. Парк армейской авиации состоял преимущественно из устаревших Ми-24 и требовал обновления. В качестве замены Ми-24 и ответа США на создание ударного AH-64 Apache в России был разработан вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник».

Также по теме

Учебно-боевые «Ночные охотники» готовы поступить на вооружение ВКС России

Предприятие «Роствертол» изготовило вертолёты Ми-28УБ с двойным управлением для Министерства обороны. Машины, разработанные для ВКС…

В 2009 году Ми-28Н был принят на вооружение в качестве нового основного боевого вертолёта. Машина оснащена современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и необычайно манёвренна (в частности, способна выполнять целый ряд фигур высшего пилотажа).

Ещё одно достоинство Ми-28Н заключается в высокой живучести, которая обеспечивает не менее высокий уровень безопасности экипажа. Ми-28Н вооружён ракетами класса «воздух — воздух», комплексами управляемых и неуправляемых ракет, 30-мм пушкой 2А42. На вертолёте предусмотрены четыре точки подвески вооружений.

Одним из самых популярных российских вертолётов за рубежом остаётся многоцелевой Ми-8. Вертолёт претерпел множество модификаций и до сих пор является надёжной многофункциональной машиной.

Вертолёты Ми-8МТВ-5/Ми-17В-5 и Ми-8АМТШ/Ми-171Ш предназначены для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут использоваться для спасательных операций, а также нести вооружение.

Арсенал управляемого оружия

В состав вертолётного флота России по-прежнему входят легендарные Ми-24. Однако данный тип ударного вертолёта представлен в основном модернизированными версиями Ми-24ВМ (Ми-35 в экспортном варианте).

Обновлённая машина отличается от базовой модели современным оборудованием, изменённым автоматом перекоса и втулкой несущего винта с эластомерными подшипниками.

Читайте также:  Пикирующий бомбардировщик junkers ju-87: главный символ немецкого блицкрига

Также по теме

В зоне поражения: какое оружие применяет российская армия в борьбе с террористами в Сирии

Миссия Вооружённых сил РФ в Сирии стала крупнейшей зарубежной военной операцией современной России. Благодаря российским военным…

В Сирии задействован Ми-24ПН «Лань» с более мощным двигателем в 2500 лошадиных сил, увеличенным боезапасом ракет и системами для ведения боя в ночных условиях.

Арсенал управляемого оружия Ми-24ПН, Ми-35М и Ми-28Н, выполняющих боевые задачи в Сирии, включает противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Штурм-В», «Атака-В» и «Атака-ВН». На Ка-52 установлен многоцелевой комплекс управляемого ракетного вооружения «Штурм-ВУ».

Российские ударные вертолёты применяются для огневой поддержки действий сирийской армии и российских Сил специальных операций. В конце ноября 2015 года транспортный вертолёт Ми-8 участвовал в операции по спасению штурмана сбитого бомбардировщика Су-24М Константина Мурахтина.

За период сирийской операции ВКС потеряли два Ми-8, Ми-35 и Ми-28. Традиционно опасность для вертолётов представляют зенитные орудия и противотанковые комплексы. Известно, что боевики в Сирии вооружены советской зенитной установкой ЗУ-23-2 и американскими ПТРК TOW.

Вертолёт будущего

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в беседе с RT отметил, что вертолёты стали неотъемлемой частью наземных операций со времён Вьетнамской войны. По его словам, армейская авиация останется неизменным спутником сухопутных войск. 

«Вертолёты будут в строю до тех пор, пока требуется поддержка с воздуха, обеспечение аэромобильности войск и транспортировка грузов, пока нужно уничтожать вражеские танки и бронетехнику, вести спасательные и поисковые операции, а также высаживать десант», — сказал Корнев. 

  • Макет вертолёта Ка-92
  • РИА Новости
  • © Михаил Кутузов

«На данный момент повысить горизонтальную скорость собираются за счёт установки дополнительных толкающих винтов. Такие разработки ведут конструкторы Sikorsky, Камова и Миля.

Sikorsky представили свою модель S-97 Raider, развивающую скорость до 444 км/ч. Бюро Миля ведёт работы над созданием вертолёта Х-1, сейчас ряд решений отрабатывается на опытном Ми-24. Проект Камова называется Ка-92.

К сожалению, о российских разработках известно не очень много»,— констатировал Корнев.

Собеседник RT напомнил, что летающая лаборатория на базе Ми-24 смогла достичь скорости в 400 км/ч. В основном на данном вертолёте отрабатываются технологические решения, касающиеся несущего винта. Корнев полагает, что конструкторы пытаются улучшить лётные характеристики, бортовое оборудование и вооружение будущего вертолёта. 

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/443892-rossiya-vertolety-flot

Танк Т-60 — Летающие танки

У Т-60 есть еще один очень интересный факт, связанный с попыткой сделать его летающим. В начале Великой Отечественной войны ряд конструкторских коллективов получил срочное задание Наркомата авиационной промышленности на создание десантно-транспортных планеров. К работам был привлечен О. К. Антонов, имевший к тому времени опыт создания спортивных планеров.

В конце 1941 г. он предложил вариант крылатого танка, который на буксире за самолетом мог быстро перебрасываться в район боевых действии.

Предполагалось, что планер, представлявший собой танк, снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета за 20-26 километров до цели, бесшумно перемещаться и производить посадку, после чего крылья будут сбрасываться, а машина вступать в бои.

Для реализации проекта, который назвали «Крылья танка» и обозначили индексом «КТ», выбрали состоящие на вооружении Красной Армии легкий танк Т-60 и бомбардировщик ТБ-3.

Об этом речь пойдет ниже, а сначала небольшой исторический экскурс.

Летающие танки

После первой мировой войны появилось много новых видов боевой техники. Танки и самолеты заставили военных теоретиков пересмотреть многие положения тактики, стратегии. Не обошлось без крайностей.

Например, в 20-е годы большой популярностью пользовалась теория итальянского генерала Дуэ, согласно которой судьбы скоротечных войн отныне будут решать удары бомбардировщиков. Напротив, англичанин Фуллер, будущий президент Франции де Голль считали, что главную роль в грядущей войне сыграют крупные соединения танков и бронеавтомобилей.

Ту, же идею декларировал в своей книге «Танки, вперед» немецкий генерал Гудериан. Появились первые воздушно-десантные части — маневренные, способные быстро преодолевать солидные расстояния, высаживаться в тылу противника. Их предстояло оснастить не только легким, но и тяжелым вооружением, в том числе танками, артиллерийскими орудиями.

Решили эту проблему сразу во многих странах по-разному, но анализ проведенных тогда работ показал — специалисты шли по трем основным направлениям.

Первое предусматривало переброску танков на тяжелых планерах. Сначала эта идея была высказана в нашей стране, в организации, которой руководил известный летчик и изобретатель П. Гроховский, где в 1932 году построили первый в мире 16-местный десантный планер.

Однако реализовали ее много позже, в годы второй мировой войны. Многие десантные планеры оборудовали авиадвигателями. А Гроховский и его коллеги в том же 1932 году разработали подвеску для перевозки танкеток «под брюхом» аэроплана.

Кроме того, ее можно было сбросить на парашюте с диаметром купола 30 м, который укладывали в отдельный короб. Через три года на вооружение Красной Армии приняли универсальную ПГ-12 (подвеска грузовая, 12-я), к бомбардировщикам ТБ-3. К ней можно было цеплять легкий танк Т-37А весом 3,5 т.

В полете танкисты находились в машине, а после посадки мгновенно высвобождали танк движением рычага, приводившего в действие быстроразъемные замки.

Впервые этот способ открыто продемонстрировали в 1935 году на маневрах в Киевском особом военном округе.

Но прикрепленный «под брюхом» груз увеличивал аэродинамическое сопротивление самолета-носителя, ухудшал его летные характеристики. Пушки, танки и автомобили стали помещать в обтекаемые контейнеры.

Например, после войны для десантного варианта стратегического бомбардировщика Ту-4 сделали парашютную кабину П-90, имевшую каплевидную форму.

Конструкторы думали и о создании просто летающего танка. Впервые такую идею предложил осуществить в 1932 году американский инженер Кристи. Сначала он попробовал научить летать легкий 5-тонный колесно-гусеничный танк своей конструкции.

На него Кристи задумал установить бипланную коробку, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестовидное хвостовое оперение. На верхней плоскости, спереди, был пропеллер с редуктором.

Кристи вовсе не исключал и моноплановой схемы, но бипланная обеспечивала меньшую удельную нагрузку на крыло, а значит, и уменьшенную тяговооруженность столь необычного летательного аппарата. Колеса помогали ему разгоняться до 120-135 км/ч. На этой скорости конструкция могла взлететь.

Экипаж состоял из двух человек, причем один совмещал обязанности водителя и пилота. То, что самолет-танк приземлялся на гусеничное шасси, приспособленное для движения по пересеченной местности, позволяло ему садиться прямо на поле боя. Для этого Кристи оборудовал все колеса независимой подвеской с большим ходом в вертикальном направлении.

При взлете машина первые 70-80 м должна была разгоняться как обычно, на гусеницах, затем водитель переключил бы мотор на воздушный винт, и, пробежав еще 90-100 м, она оторвалась бы от земли.

После посадки пилот с помощью специального рычага сбросил бы крыло и оперение и превратился бы снова в водителя.

По мнению изобретателя, сотня его танков, внезапно налетев (в буквальном смысле) на противника, разгромила бы батальон.

Естественно, возникает вопрос — а мог «летающий танк» вообще подняться? Если учесть, что его планерная часть весила 1,5-2 т, то нагрузка на единицу мощности выходила около 9,0 кг/л. с. Не так уж и много — ведь у транспортных самолетов начала 30-х годов она составляла примерно 4-10 кг/л. с. Значит, задумка Кристи была вполне реальна.

Кстати, Кристи прорабатывал варианты «летающего танка» с более мощным двигателем — в 1 тыс. л. с. Предлагал и просто возить танки на транспортных самолетах специальной конструкции. Причем приземляться они должны были так же непосредственно на поле боя. Подобный способ получил развитие в 50-е годы.

Отрабатывались и испытывались другие способы, в частности, точечный сброс боевых машин на парашютах и без них. Например, у нас в 1936-1937 годах проводились экспериментальные сбросы плавающего танка Т-37 с бреющего полета на воду. В частности, на одно из подмосковных озер с бомбардировщика ТБ-3, летевшего со скоростью 160 км/ч на высоте 5-6 м, приводнили Т-37.

Он благополучно проглиссировал 25-30 м и остановился. Его переделка перед прыжком состояла в установке дополнительного деревянного днища, крепившегося тросами. В заключении экспертов по испытаниям рекомендовалось продолжить столь перспективную работу и добиться приводнения техники с экипажами.

Ее прервали, а многих командиров и инженеров, участвовавших в ней, репрессировали.

Вслед за Кристи идею «летающего танка» выдвинул и советский авиаконструктор А. Рафаэлянц. Судя по немногочисленным сохранившимся материалам, проект был схож с американским, но и имел ряд отличий и преимуществ.

Во-первых, толкающий, а не тянущий винт с приводом монтировался на кормовой части танка, что делало ненужной специальную трансмиссию. Во-вторых, грузовой планер был монопланной схемы на собственном шасси, что позволяло использовать его и для транспортировки других грузов. В этом варианте вместо танка к нему крепили кабину, в которой размещали грузы и находилось место для пилота.

С конструктивной точки зрения планер представлял собой крыло большой площади.

По концам прямоугольного центроплана крепились стойки шасси ферменного типа с большей колеей (значит, устойчивые при движении по земле), между которыми и размещали танк типа БТ с экипажем.

К крылу и фермам шасси четырьмя трубчатыми балками присоединяли однокилевое хвостовое оперение. Собственное шасси позволяло использовать планер многократно. Для авиатанка Рафаэлянца были сделаны необходимые расчеты и чертежи, но найти их пока не удалось.

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/94-t-60%3Fstart%3D1

Российская бронетехника не хуже западной

Завершил свою работу II Международный форум «Технологии в машиностроении — 2012» (ТВМ-2012). Помимо яркого техно-мюзикла с танцующими танками и летающими мотоциклами, на нем впервые можно было увидеть боевую технику, которая определит лицо Вооруженных сил России. Или не определит…

Одна из действительно сенсационных новостей форума была обнародована в пятницу, 29 июня. Заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов заявил, что совместно с Францией ведется разработка новой боевой машины пехоты. Также, по словам Севастьянова, французы предложили спроектировать и новый российско-французский бронетранспортер.

Даже США якобы проявили интерес к совместным российско-американским разработкам военной техники будущего. Это подтверждает высокий уровень отечественных конструкторских разработок в области колесно-гусеничной боевой техники. И в этой связи непонятно, почему же наше родное военное ведомство относится к отечественной бронетехнике с каким-то брезгливым пренебрежением.

Какая база будет у российско-французской БМП, которую обещают показать в готовом виде уже через пару лет, пока не совсем ясно. Может быть, она будет похожа на гусеничную БМП-3, а, может, и на колесную французскую бронемашину VBCI. Во всяком случае, начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров на салоне Eurosatory-2012 уделил этому бронетранспортеру повышенное внимание.

На выставке «Оборонэкспо-2012», которая проходила в рамках форума ТВМ-2012, французы показали макет VBCI.

Девиз разработчиков группы компаний NEXTER, которая создала этот бронетранспортер: «СОХРАНЯЯ ЖИЗНИ», именно это, наверное, импонирует руководителям Минобороны.

Сейчас активно декларируются лозунги о сбережении личного состава Вооруженных сил, о том, что ратная служба должна быть не обременительной и как можно более комфортной.

В чем же суть сохранности жизней бойцов, с точки зрения NEXTER? Без лишней скромности, это «несравненная способность выстоять». Гарантирована она следующими технологическими приемами:

Читайте также:  Президенты ливана: особенности становления и развития государства на ближнем востоке

— Баллистическая защита благодаря кузову, изготовленному из сплава алюминия с сообщающейся модульной броней или типа Hard Kill. — Защита против мин. — Защита против самодельных взрывных устройств. — Функция «Невидимка», обеспечиваемая специальными покрытиями.

— Защита Soft-Kill против самонаводящихся ракет за счет инфракрасного излучения и постановки дымовых ракет.

Позиционируется и «эффективность в бою», которая достигается: — Тактической мобильностью. — Высокой огневой мощью. — Аэромобильностью. — Легкой выгрузкой и погрузкой. — Хорошей маневренностью, в том числе, в условиях города. — Комфортом экипажа.

— Готовностью принимать на борт солдат, работающих с цифровой техникой высокого уровня.

Все это здорово, но ведь абсолютно все наши БМП и БТР, особенно глубоко модернизированные, строятся по точно таким же принципам.

И если бы, к примеру, провести сравнительные испытания еще советского БТР-90 и новейшего французского VBCI, то неизвестно, какая машина бы выиграла тесты, в том числе по комфортности и защищенности.

Но БТР-90 забракован по одной причине — у него моторно-трансмиссионный отсек сзади, а это будто бы противоречит мировой практике проектирования боевых машин для пехоты.

Читайте также  Китайская противотанковая установка WMA301 Assaulter

Конечно, когда выход десанта осуществляется через большую заднюю аппарель, опущенную на землю, это удобно.

Но, как утверждают военные эксперты, даже неприцельная автоматная очередь в огромный задний проем открытой аппарели гарантированно уничтожает весь десант — прямыми попаданиями и рикошетом. А вот попасть в боковые двери БТР-80 или БТР-90 практически невозможно.

Но решение принято, и российские конструкторы сейчас проектируют новые бронетранспортеры с выходом через заднюю аппарель.

Тульское КБП в который уже раз показывает станковый гранатомет АГС-30. В войсках хорошо знают АГС-17 «Пламя», созданный еще в 1968 году в КБ им. Нудельмана и принятый на вооружение в 1971 году. Он хорошо себя показал во время боевых действий в Афганистане. Единственный его недостаток – вес, равный 30 кг. Впрочем, американский аналог Мк-19 весит вообще больше 50 кг.

Так вот, туляки в первой половине 1990-х смогли спроектировать, испытать и подготовить к серийному производству гранатомёт АГС-30. Обладая всеми характеристиками «Пламени», тульский станковый гранатомет весит всего 17 кг.

Это позволяет гранатометчику на поле боя быстро менять позицию, что очень важно для «сохранения жизней» своих воинов. Казалось бы, давно надо было заменить в арсеналах армии все АГС-17 на АГС-30.

Но этого не произошло, и вряд ли произойдет в ближайшем будущем.

Помимо классического вооружения, предприятиями ОПК создаются боевые системы уже нового века. Компания RHEINMETALL показала тот тренировочный комплекс, который немцы строят сейчас в учебном центре Мулино.

В нем действительно будет реализовано много интересного — в России аналогичных полигонных центров обучения нет. Но дело в том, что немцы продали нам идеологию комплексных учебных центров, как минимум, десятилетней давности.

В то же время, в России есть гораздо более интересные предложения, в которых реализуется идеология будущего.

К примеру, компания «ТРАНЗАС» продемонстрировала целый ряд тренажеров для обучения экипажей боевых вертолетов, танков, легких бронемашин, а также виртуальные комплексы стрелковой подготовки.

Особенность их в том, что они позволяют обучать не только экипаж одной машины или отдельного стрелка, но и целые боевые подразделения.

При этом экипаж каждой машины знает местоположение других боевых единиц, в перспективе — и вертолетов, обменивается целеуказаниями и поддерживает их огнем.

Читайте также  Новая ракета Griffin: летает по лазеру и GPS

В нашей стране такие тренажеры появились впервые. Однако невероятно другое — они начинают поступать в войска. Если их эксплуатация подтвердит заявленные характеристики, то надобность в закупках учебных центров за границей отпадет сама собой.

Впервые показан готовый к эксплуатации комплект систем сетецентрического управления войсками. Создаются эти системы концерном «Созвездие».

Интересно, что сама программа перевода войск на сетецентрическое управление тоже называется «Созвездие». Это техника, в которой используется только цифровая связь и компьютерное обеспечение.

В Жуковском показывались различные системы управления, смонтированные на базе БТР-80.

Казалось бы, можно радоваться прорыву в компьютерное будущее Российской армии, но не все так гладко. Как сказали разработчики, техника автоматических систем управления на базе высоких технологий — это не АК, в котором для стрельбы надо только курок нажать.

Чтобы успешно работать и воевать в системе «Созвездие» необходима серьезная техническая подготовка личного состава. А как ее обеспечить, если солдат-срочник служит год? К тому же, для того, чтобы в совершенстве овладеть компьютерной техникой военного назначения, у человека должна быть психологическая предрасположенность к такой работе.

А такого понятия как тестирование на предмет выявления именно компьютерных способностей у призывников, в армии просто нет. Что делать? Никто не знает.

То, что проблема действительно существует, подтвердил мне начальник аппаратной МП-1ИМЕ — одной из основных машин всего комплекса управления — Шамиль Фисханов, солдат срочной службы. Он как раз представлял на выставке БТР-80, ощетинившийся антеннами.

Шамиль имеет высшее образование, полгода проходил подготовку в учебном подразделении. По его словам, быть начальником столь сложной аппаратной действительно тяжело, и если бы у него был выбор, он бы лучше в артиллеристы пошел.

Это сказал человек с высшим образованием.

А что взять с парня, который приходит в армию после школы? Стоявший рядом младший сержант Дмитрий Чебаков — командир отделения прикрытия БТРа с аппаратной системой управления честно сказал, что вряд ли бы освоил эту самую МП-1ИМЕ, даже если бы просидел в ней целый год.

Так что мало поставить в войска боевую технику пятого поколения, надо еще найти тех, кто сможет профессионально этой техникой овладеть. Тем не менее, радует одно — боевая техника XXI века в нашей стране создается, и форум ТВМ-2012 это подтвердил.

/Сергей Птичкин, www.rg.ru/

Источник: https://army-news.ru/2012/07/rossijskaya-bronetexnika-ne-xuzhe-zapadnoj/

Новая бронетехника: совершенно несекретно!

Министерство обороны РФ раскрыло информацию о бронетехнике, которая примет участие в параде, посвященном Дню Победы 9 мая.

Всего публике было представлено семь фигурантов предстоящего парада: танк «Армата», тяжелая боевая машина пехоты на базе «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Курганец-25», БТР «Бумеранг», самоходная арт-установка «Коалиция-СВ», самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1».

Наиболее интересной премьерой стал именно танк «Армата» с его шасси, на базе которого впоследствии планируют выпустить целый модельный ряд инженерных и боевых транспортных средств. Его действительно можно назвать танком нового поколения, так как до этого момента подобные машины никогда не демонстрировались. 

Интересно, что первые разработки в сфере создания принципиально нового танка единого образца начались ещё в 80-х годах в СССР. Проект получил кодовое название «Молот» и предполагал разработку уникального шасси, которое может быть использовано в создании как танков, так и ракетных систем, тяжелых комплексов ПВО и инженерных машин. Разработка нового танка проходила на конкурсной основе.

Всего в мероприятиях принимали участие три крупных предприятия из Нижнего Тагила, Ленинграда и Харькова. Наибольших успехов достигло именно Ленинградское КБ под руководством Николая Попова, где в качестве базы для будущего танка был выбран Т-80. Танк был практически готов, когда Советский Союз развалился окончательно — отсутствие финансирования не позволило завершить перспективный проект.

 

Однако спустя несколько лет был разработан невероятно похожий на ленинградский прототип «Черный орел», который даже показали во время выставки вооружений. Впрочем, на этом всё закончилось, а в серийное производство перспективный танк так и не попал. А вскоре Министерство обороны всё-таки решило завершить проект «Молот» на производстве в Нижнем Тагиле. 

В конце 90-х был построен первый прототип тяжелого танка нового поколения, поступивший на полигон для испытаний. Очевидцы рассказывают, что техника получилась более чем внушительной — она произвела благоприятное впечатление на тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева.

Он даже сказал, что обязательно принял бы на вооружение именно этот танк, если бы лично у него были деньги на массовое производство.

Пресса тогда считала поступление Т-95 в серийное производство вопросом решенным, однако реальность оказалась иной: машина так и осталась прототипом. 

Работы над танком возобновились только тогда, когда Минобороны возглавил Сердюков. Именно он активно поддержал проект, на тот момент получивший новое название — «Армата». Но это был уже не Т-95 того формата — его значительно облегчили, уменьшили в размерах и доработали.

Наиболее примечательными в новом танке являются «пустая» башня и специальная бронированная капсула для экипажа, разделенная с боеукладкой. Та, в свою очередь, располагается в корпусе «Арматы».

Конструкторы считают, что в такой ситуации у танкистов есть шансы выжить даже при подрыве боекомплекта или после пробивания башни.

К слову, сама форма башни у «Арматы» достаточно необычная, ведь до этого в отечественном танкостроении были приняты «прилизанные» вариации. 

Американская армейская газета Stars and Stripes отмечает: российские и часть западных военных экспертов говорят, что «Армата» превосходит все западные версии.

В танке, получившем официальное название Т-14, башня собрана из бронированных листов, сваренных между собой под разными углами.

Данная технология позволяет значительно повысить маскировочные возможности машины в зоне действия радиолокаторов и теплодетекторов.

Также подобное расположение защищает боковые проекции и переднюю полусферу от попадания из гранатомета или управляемыми ракетами. Помимо прочего, башня и гусеницы Т-14 со всех сторон имеют динамическую защиту нового поколения. 

По периметру башни и корпуса танка расположены различные оптико-электронные приборы, среди которых системы ночного видения, управление огнем и камеры высокого разрешения. На башне установлен пулемет, управление которым экипаж может осуществлять дистанционно, не покидая бронированную капсулу. 125-миллиметровая пушка имеет высокую точность поражения заданной цели.

Примечательно, что на пушке танка нет инжектора — специального утолщения, благодаря которому в башне не скапливаются продукты горения. Это связано с тем, что башня Т-14 необитаема, поэтому создавать комфортные условия для наводчика нет необходимости. За башней «Арматы» спрятан специальный отсек, где хранятся дополнительные боеприпасы и инструмент для мелкого ремонта.

 

Авторитетное международное издание Janes Defense Weekly отмечает, что новый дизайн танка — это самое большое изменение в семействе российских бронированных машин с 1970-х годов. А обозреватель издания The Washington Post Айзек Таррор опубликовал свою колонку под названием «Россия победила Гитлера танками. Сейчас она демонстрирует танк будущего».

Боевая машина, разработанная на базе этого танка, не менее интересна, чем основной «продукт». Она представляет собой симбиоз транспорта танковой поддержки «Теминатор-2» и гусеничного бронетранспортера, предназначенного для перевозки мотострелков.

Двигатель в этой боевой машине располагается в передней части, что позволяет обеспечить дополнительную защиту экипажа и организовать высадку десанта с кормовой стороны.

К тому же БМП «Армата» сама по себе отличается эффективной динамической защитой — пожалуй, она даже более мощная, нежели у «танка-родителя». 

Из вооружения в БМП ключевую роль играют 30-миллиметровая пушка, четыре управляемых пулемета и столько же противотанковых ракет. Пусковые установки последних дополнительно защищены бронированными листами, чтобы ракеты не стали серьезной угрозой для самой БМП.

На машине снаружи установлено чувствительное оптико-электронное оборудование, позволяющее без труда отыскивать и поражать даже самые незаметные и незначительные цели в любое время суток.

Примечательно, что управляемые ракеты подходят не только для поражения наземной техники, но также для сбивания вертолетов-беспилотников, попавших в зону огня. 

Для пехоты была изготовлена отдельная боевая машина «Курганец-25», которая отличается от «Арматы» более легкой броней.

Читайте также:  Возвращение крейсера «маршал устинов»

Однако нельзя сказать, что эта машина защищена хуже — мощные динамические системы сделали обе БМП практически неуязвимыми для стандартного оружия.

Если взять общий комплекс технических характеристик, которые включают в себя и защитные, и атакующие возможности, то обе эти машины в значительной мере превосходят все остальные мировые БМП. У «Арматы» действительно просто нет аналогов. 

Конечно, «Курганец-25» защищен чуть хуже, однако это позволяет сделать его производство более дешевым. «Курганец-25» значительно быстрее «Арматы» на поле боя, что в некоторых ситуациях сделает его даже более безопасной машиной, чем основательный собрат. К тому же именно он может представлять интерес для других стран на мировом рынке вооружений. 

Ещё одна новинка от Министерства обороны — БТР «Бумеранг», бронетранспортер нового поколения. От широко распространенного БТР-80 он отличается противоминной конструкцией корпуса. Интересно, что на Западе уже достаточно давно сконструированы бронетранспортеры, способные выдержать подрыв даже непосредственно под днищем.

У нас же «Бумеранг» станет первой машиной такого толка. Из-за этого бронетранспортер смотрится больше и тяжелее, нежели его советские собратья, однако всё это компенсируется прекрасной динамической защитой. К тому же выход десантников из «Бумеранга» осуществляется с кормы, что повысит защищенность стрелков во время боя.

Шасси бумеранга будет использовано для создания инженерных, санитарных и штабных машин. 

Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», которая также будет продемонстрирована во время Парада 9 мая, является предсерийным вариантом.

Ранее заявлялось, что «Коалиция-СВ» будет выпускаться на базе шасси «Армата», однако пока её продемонстрируют с классической «Мсты-С».

Новая установка получила более совершенную 152-миллиметровую пушку, а также обновленные системы наведения и управления огнем.

Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1», разработанный на базе бронированного автомобиля «Тигр», создан специально для поражения любых наземных целей, а также низколетящих воздушных транспортных средств. Этот комплекс окажется крайне эффективным при необходимости вести военные действия в населенных пунктах, так как с ним
значительно меньше шансов «зацепить» гражданское население. 

Напомним, в День Победы КАМАЗ покажет новый бронированный автомобиль, прототип которого был продемонстрирован ещё в 2013 году.

Таким образом, во время Парада Победы Россия готовится продемонстрировать принципиально новую систему вооружения, призванную доказать первенство страны в данном вопросе.

Источник: http://carobka.ru/publications/articles/34081/

Российская бронетехника вне конкуренции

Во времена моей юности не утихали споры о том, кто круче: «Абрамс» или Т-90? Новые модификации как «Абрамсов», так и Т-90 подкидывали топливо в пламя этого спора, и он не утихал годами.

Когда появился Т-14 на базе «Арматы» споры приняли следующую форму рассуждения: как быстро «Абрамс» будет разделан на металлолом и сколько их может быть уничтожено за бой. У самых же фанатичных поклонников американской бронетехники на все аргументы оставался один ответ: «у вашего Т-14 картонная броня на проволоку примотана».

Поэтому споры быстро утихли, до того времени, пока Т-14, готовящийся к массовому производству, не начнет крупными партиями поступать в войска. Вот и я предлагаю оставить тяжелую бронетехнику и взглянуть на не менее, а может быть даже более важный аспект любой сухопутной армии – средства доставки пехоты.

На переднем крае взламывают вражескую оборону танки и пехота при поддержке БМП. Задача этих машин — сберегая бойцов от огня противника, «подбросить» их до первой линии обороны, поддержать дружественным огнем и не дать пехоте отстать от танков во время развития наступления.

Задача бронетранспортеров — транспортировка солдат по занятой территории, в отдалении от гремящего боя. Эти машины должны защитить солдат от взрыва мины, от случайной стрельбы противника, от осколков снарядов и обеспечить огневую поддержку в случае попадания в засаду. По сути, бронетранспортеры — альтернатива обычным грузовикам, что возили солдат в середине прошлого века.

Интересно сравнить российскую и американскую технику в рамках данного направления.

Humvee

Техники в американской армии очень много. Наглядно это видно по количеству наклепанных внедорожников «Хамви» — четверть миллиона самых разных модификаций.

Это хороший автомобиль — надежный, мощный, харизматичный. Но главное — это все же автомобиль и его бронирование защищает только от легких осколков, но ни в состоянии защитить даже от выстрела из АК-47. Модификации с противопульной защитой появились только в новом веке и проходят под номерами M-1114 и M-1116.

Когда американцы принимали на вооружение эту машину, они предлагали солдатам маневренность и скорость вместо защиты, а армии — уменьшенные потери при поражении: экипаж всего 4 человека. В общем, это автомобиль для самого глубокого тыла. Попытка вывести его в район боевых действий оборачивается большими потерями среди личного состава, что и показала война в Ираке.

Многим из машин «Хамви» сейчас уже больше 30 лет. Все мы знаем, что случается с машиной через три десятка лет. Военные, конечно, покрепче будут, но тем не менее. Сейчас «Хамви» заменяются на International MaxxPro.

International MaxxPro

Принят на вооружение в 2007 году. Представляет собой четырнадцатитонную бронированную машину с экипажем в шесть человек, включая водителя. На крыше имеется башня для стрелка с тяжелым или средним пулеметом.

С бронированием много непонятного: с одной стороны, четырнадцать тонн веса все же не дают возможность разместить сколько-нибудь серьезного бронирования, с другой стороны, производители декларируют устойчивость к выстрелу из РПГ.

Не говорится, правда, какого РПГ и какого года выпуска.

Пулеметный огонь её, естественно, поражает, но не это её главная проблема. Забронирован только корпус с экипажем, а двигательный отсек и трансмиссия полностью открыты вражескому огню, а это значит, что вывести бронетранспортер из рабочего состояния достаточно просто.

Высокий, трехметровый профиль машины — мечта гранатометчика. Американцы пытаются уберечь машины от мин и задирают их как можно выше. V-образное днище опять же не защищает двигатель, а четыре колеса не оставляют надежд на подвижность при поражении даже небольшой миной — на трех колесах далеко не уедешь.

Кстати, о минах. Защита машины обещает спасти экипаж при подрыве на семи килограммах взрывчатки. А это значит, что даже старая советская противотанковая ТМ-62 с боевой массой в 7,5–8 кг будет «собирать хороший урожай» с этих бронетранспортеров. Аналогично и с 152 мм снарядом, который очень любят использовать различные партизанские силы.

Таким образом, перед нами слабо бронированная машина, у которой защищен только экипаж и только от противопехотных мин, стрелкового огня и осколков.

На бронеавтомобиле RG-33 подробно останавливаться не станем. Хоть он и тяжелее — 17 тонн, но принципиально не отличается от предыдущего экземпляра — уверенная защита всей машины от ручного стрелкового оружия, противопехотных мин и осколков. Вместительность увеличена до восьми человек, отсюда, вероятно, и возросшая масса. Высота машины еще больше — 3,45 метра.

С бронетранспортером M-ATV ситуация аналогична — всего пять посадочных мест, включая стрелка. Высота 2,7 метра, защита от противопехотных средств ведения огня. Они сейчас активно горят в Йемене.

Чуть интереснее тяжёлая бронемашина «Кугуар». Ее вместимость всего 6 человек, но при этом масса доходит до 17 тонн. Возможно, ее броня выдерживает очередь из пулемета калибра 7,62 мм, возможно, противоминная защита несколько лучше, но в целом машина типичная для американской армии, включая высоту в 2,64 метра.

Как вы видите, американские бронетранспортеры, несмотря на свое разнообразие, меж тем имеют много общего — слабое противопульное бронирование, или вовсе его отсутствие, и противоминные конструкции корпуса.

Нельзя сказать, что у американцев какие-то проблемы с армией, скорее, это проблема всех армий мира — тяжелая бронетехника слишком дорогая, но слишком уязвимая. Каждый этот недостаток устраняет по-своему.

БТР

Как только не ругали наши БТР в недавнем прошлом — «гробы на колесах», «жестянки», «машины смерти». Бронетранспортеры действительно горели в кавказских горах, на узких перевалах, под огнем РПГ и на заложенных фугасах, в засадах ваххабитов.

Только очень часто забывают, что любые другие бронетранспортеры горели бы там еще ярче. БТР-80 — машина из 1980-х, а значит, он ровесник «Хамви». Однако это единственная их общая черта. Наш бронетранспортер собран на восьмиколесной базе.

На ходовых качествах это сказалось лучшим образом — очень высокая проходимость и преодолевание препятствий. Однако, благодаря восьми колесам, этот бронетранспортер и сложно остановить: мины могут рвать его колеса — и пока четыре из них целы и жив механик-водитель, БТР будет продолжать движение.

Еще в Афганистане, чтобы гарантированно остановить наш бэтээр, моджахеды закладывали по 30 кг тротила (!) на дороге.

БТР-80 приземист — 2,35 метра в высоту, что делает его менее заметным. Наши военные традиционно готовятся к войне с серьезным противником, а в этом случае фугас на дороге будет не единственной проблемой бронетранспортеров.

Двигатель и трансмиссия спрятаны в забронированном корпусе и отделены от экипажа переборкой. БТР не так просто вывести из строя. Наши конструкторы не стали заморачиваться и выбирать между тяжелым или средним пулеметом и поместили в закрытую башню оба: 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Вместимость этой чудо машины достигает 10 человек. Кроме того, российский БТР умеет плавать.

Слабое место машины — катаная стальная 7–10 мм броня и недостаточная противоминная защита. Все-таки современные материалы выигрывают, а всякие V-образные днища и прочие примочки делают машину безопаснее.

Но у нас есть еще БТР-82А — к нему перешли все сильные стороны от предшественника и были учтены слабые места. Изнутри корпус обзавелся противоосколочной защитой, была повышена противоминная устойчивость, модернизирована система пожаротушения, а десант и экипаж усадили на энергопоглощающие сидения. А еще там есть кондиционер, чтобы бойцам не нужно было превозмогать.

Однако по-прежнему сильно не хватает откидной аппарели в корме корпуса, чтобы быстро покинуть машину под прикрытием брони — у нас там двигатель. Вместо башни появился боевой модуль, а крупнокалиберный пулемет в модификации БТР-82А заменяется на скорострельную 30-мм пушку.

Вывод

Наши БТР непохожи на американские бронетранспортеры: они не имеют гражданских черт. Их не спутать ни с внедорожником, ни с грузовиком, ни с автобусом. Однако они имеют те же проблемы, что «Кугуары» и MaxxPro, но также и превосходят их по многим параметрам.

Решает же эти проблемы новый БТР на колесной платформе «Бумеранг» — 20–25 тонн веса, металлокерамическая многослойная броня, выдерживающая в лоб выстрел малокалиберной пушки и очередь крупнокалиберного пулемета по бортам, а также комплекс активной защиты — вот это действительно серьезный бронетранспортер. Добавляем сюда боевой модуль «Бумеранг-БМ» с 30-мм орудием и получаем ту машину, которую жаждет любой командующий механизированного подразделения.

Но это уже совсем другая история, не сравнивать же наш «Бумеранг» с американским «Кугуаром», это несколько разные эпохи.

Сергей Черкасов
http://politrussia.com

Источник: https://www.nasha-strana.info/archives/1650

Ссылка на основную публикацию