Харакири и сэпукку – что это и в чем отличия японских ритуалов?

Харакири и Сэпукку – что это и в чем отличия японских ритуалов?

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи, на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой.

Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня.

Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее.

Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Самурай сеппуку

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение.

Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным.

Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений.

В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

Правила сэппуку

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку.

В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е.

способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет.

Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском.

Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Ритуал

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо.

Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

    Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство.

Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы.

Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание.

Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Девушка самурай

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Нож тантоCэппуку

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее.

Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи.

Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ.

Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций.

Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Харакири японских солдат

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку.

Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/harakiri-i-sepukku-chto-eto-i-v-chem-otlichiya-yaponskih-ritualov.html

Харакири или сеппуку — что это и в чем разница, как проводится обряд, какой нужен нож

Главная > Полезно знать > Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами

Ритуальные убийства известны многим народам мира: рабов и наложниц убивали вместе с их повелителем, чтобы они служили ему в загробной жизни, пленников приносили в жертву богам.

Но помимо убийств существовали и самоубийства — добровольное решение по какой-либо причине уйти из жизни.

Например, в Древнем Риме было распространено отравление и падение на меч, но наиболее известные ритуальные самоубийства — это японские харакири и сеппуку.

Что такое харакири

В буквальном переводе это значит «вспарывать живот». Это ритуальный суицид, обряд, принятый среди самурайского сословия. Харакири могло быть:

  1. добровольно-принудительным: назначалось в виде наказания. Самурай, приговоренный к смерти, мог добровольно покончить с собой таким способом, чтобы сохранить честь семьи;
  2. добровольным: применялось исключительно по своей воле. Обычно самураи принимали такое решение, если оказывалась затронута их честь или честь феодала-начальника (даймё).

Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая. Простые крестьяне не имели права проводить ритуал. Проведение харакири должно было не только убить человека, но и продемонстрировать его непоколебимость, силу и твердость духа.

Чем отличается сеппуку

Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку», которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:

  1. харакири – иероглиф «живот» + иероглиф «резать». Используется кунъёми – японское чтение (перевод по смыслу) китайского иероглифа. Используется в разговорное речи. Некоторые считают, что харакири могли делать и простые крестьяне, не соблюдая никаких ритуалов, а просто вонзив кинжал в живот;
  2. сеппуку – иероглиф «резать» + иероглиф «живот». Используется онъёми – японская интерпретация китайского иероглифа. В основном встречается в письменной или официальной речи.

Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.

Откуда пошло

Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.

Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:

  1. «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремления»;
  2. «Хара-но най хито» — «Человек без живота» или «Человек без души»;
  3. «Хара-но курой хито» — «Человек с черным животом» или «Человек с черной, жестокой душой»;
  4. «Харагитанай» — «Грязный живот» или «Подлый человек»;
  5. «Харадацу» — «Подняться к животу» или «Рассердиться»;
  6. «Хара о ваттэ ханасимасё» — «Давайте поговорим, открыв животы» или «С чистыми помыслами».

Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.

Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:

  1. вспарывание живота должно было продемонстрировать, что душа самурая чиста, намерения – невинны, а сам он прав;
  2. некоторые считают, что таким способом самураи в последний раз оправдывались перед людьми и небом;
  3. еще одним вариантом считают более практичную причину – постоянное ношение при себе оружия. Самураю как представителю воинской прослойки было удобно применять нож, а не огонь или веревку, найти которые не всегда удавалось в короткие сроки, например, при угрозе плена. Также важно помнить, что рана, полученная подобным способом, являлась смертельной всегда – предотвратить гибель было невозможно. Аналогом можно посчитать обычай древних римлян умирать, бросаясь на меч, или «привычку» европейских офицеров стреляться, используя служебные пистолеты.

В древней Японии ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.

Впоследствии необходимость сеппуку была прописана в самурайском кодексе чести — Бусидо.

Там говорилось, что самурай должен постоянно думать о смерти и умереть, если была задета его честь или честь господина, если проигран бой или нанесена смертельная рана, если в проигранном бою убит его господин.

Сделать это он должен спокойно, с достоинством, до конца сохраняя присутствие духа и твердость намерения. Иными словами, при любой странной ситуации самурай всегда мог совершить самоубийство и остаться в памяти людей, как достойный и благодетельный воин.

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота. Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Читайте также:  Чего стоил день победы, и как отмечают этот праздник сегодня?

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

  1. одной раной горизонтально с левого бока к правому;
  2. двумя ранами: горизонтальной слева направо, затем вертикально от диафрагмы до пупка;
  3. накрест буквой «Х»;
  4. вонзив клинок в живот, навалиться на него телом. Этот метод применяли в более поздние времена, так как вариант был менее болезненным, чем остальные.

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем.

После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Некоторые особенности

Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:

  1. если самурай выглядел «ненадежным», трусливым или вовсе не желал умирать, его ритуальный кинжал заменяли веером. Самурай символически касался веером живота, «вспарывая» его, а помощник в это время обезглавливал его;
  2. женщина могла перерезать горло или вонзить нож в сердце. Для этого использовался кайкен – короткий кинжал, которые женщины самурайского сословия всегда носили для самообороны. Женщины могли совершить самоубийство с мужем или семьей, если это было дело чести, но правила все же гласили, что она должна умереть в одиночестве, без зрителей. При этом женщина должна была наклонить голову на бок в момент смерти – это был символ увядшего цветка;
  3. в редких случаях сеппуку могли проводить бамбуковым мечом. Разрезать кожу и органы им было намного сложнее, и от самурая требовалась огромная выдержка и самообладание. На такое обычно шли только самые преданные и мужественные люди либо те, кого решили помучить перед смертью;
  4. при желании самурай мог умереть стоя – «татабара» или «в естественном положении».

Вывод

Среди ритуальных самоубийств наиболее известным является харакири — японский вариант суицида. Он был распространен в Средние века и имел большое значение для представителей самурайского сословия.

Среди самых последних самоубийц выделают нескольких военных деятелей, умерших после поражения во Второй мировой войне (в том числе «отца камикадзе» Такадзиро Ониси), писателя Юкио Мисима и дзюдоиста Исао Инокума, умершего в 2001 году.

Смерть многих из них вызвала некоторое одобрение в японском обществе, поскольку эти люди умерли, как подобает самураям.

Ритуал сеппуку

Источник: https://turisti.guru/polezno-znat/harakiri-ili-seppuku-v-chem-raznitsa-mezhdu-etimi-obryadami.html

Сеппуку и харакири: разница и значение :

Большинство из вас знает о знаменитых японских ритуальных убийствах, которые называются сеппуку и харакири. Разница между этими понятиями есть, но небольшая. Чтобы в ней разобраться, необходимо хорошо знать японскую культуру и историю.

Ритуальные самоубийства

Особенно были популярны в средневековой Японии сеппуку и харакири. Разница между ними будет описана в этой статье. Они были приняты в среде самураев. Заключались во вспарывании себе живота.

Такая форма сведения счетов с жизнью применялась либо в качестве наказания (существовал даже подобный вид приговоров), либо самостоятельно и добровольно. В последнем случае это происходило, когда была задета честь воина. Совершая такое ритуальное самоубийство, самураи демонстрировали свое бесстрашие перед лицом смерти, а также чистоту и нетронутость своих помыслов.

Если самоубийство совершалось по приговору, то не всегда злоумышленник был согласен с таким наказанием. Поэтому вместо ритуального кинжала применяли веер. Обвиняемый едва касался им живота, а помощник в этот момент обезглавливал его.

Необходимо знать, что японские самураи не случайно выбрали именно этот способ. Дело в том, что проникающие ранения брюшной полости считаются самыми болезненными. Женщины, которые относили себя к самурайским родам, вместо сеппуку могли перерезать себе горло или ударить себя ножом в сердце.

В чем отличие?

По сути, и то, и другое является ритуальным самоубийством, но все же есть отличия между сеппуку и харакири. Разница в том, кто его совершает.

Первое обязательно проводится по строго определенным правилам. Его совершали японские самураи, которые допустили гибель своего хозяина (его называли дайме), либо по приговору.

Харакири — слово, которые японцы активно используют в разговорной речи. Примечательно, что в японском языке оба термина пишутся одинаково, двумя одними и теми же иероглифами. Только в зависимости от значения они меняются местами.

Таким образом, сеппуку предполагает строгое следование всем правилам и традициям. Харакири же означает обычное самоубийство, вспарывание живота без какого-либо ритуала. Как правило, харакири совершали обычные, рядовые простолюдины, сеппуку -только самураи. При этом, по своей сути, одно и то же — сеппуку и харакири. Разница не такая уж и большая. Особенно для европейского человека.

Как проходило самоубийство?

Теперь подробнее разберемся в том, что собой представляли сеппуку и харакири. Описание ритуала приводится в многочисленных японских средневековых текстах.

Самое главное, самоубийца прорезает себе живот поперек слева направо. Причем сделать это нужно дважды. Сначала по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого. А потом вертикально — от диафрагмы до самого пупка.

Со временем этот способ стали применять не только для самоубийства, но и для привилегированной смертной казни. Для нее разработали свой, отдельный ритуал. Он заключался в том, что помощник приговоренного к смерти в определенный момент срубал ему голову.

При этом между обезглавливанием по сеппуку и обычным обезглавливанием, которое также существовало в Японии, имелась большая юридическая разница. Лишиться головы через сеппуку могли только привилегированные особы. Обычным же людям её просто рубили.

Идеология сеппуку

Интересно, что имели важное идеологического значение сеппуку и харакири. Определение этих способов самоубийства сводилось к тому, что первоый ритуал полностью соответствовал догматам буддизма, распространенного в Японии. Он подтверждал идею о бренности и сущности земного бытия и непостоянстве всего, что происходит в человеческой жизни.

Примечательно, что в буддийской философии центр жизнедеятельности концентрировался не в голове, как во многих других религиях, а как раз в животе. Считалось, что именно там находится усредненное положение, которое способствует гармоничному развитию человека, его уравновешенному состоянию.

Как следствие, вскрытие живота методом сеппуку самураи осуществляли, чтобы продемонстрировать чистоту своих помыслов и устремлений. Доказать свою внутреннюю правоту, окончательно оправдать себя перед людьми и небом.

Кто совершил сеппуку?

Немало известных и знатных японцев совершили сеппуку. Например, генерал императорской армии Корэтика Анами. Незадолго до поражения во Второй мировой войне он был назначен руководителем армии. Уже на следующий день после подписания капитуляции он совершил традиционное ритуальное японское самоубийство. Так что эти традиции не остались в Средневековье, а активно применялись и в XX веке.

Еще один известный случай произошел в XVI столетии. Военный и политический лидер страны Ода Нобунага покончил собой после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны. Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершить сеппуку, находясь в окружении свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается одним из самых выдающихся самураев в японской истории.

Источник: https://www.syl.ru/article/335647/seppuku-i-harakiri-raznitsa-i-znachenie

Разница между харакири и сеппуку

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Содержание статьи

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

к содержанию ↑

Сравнение

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности.

Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом.

Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам.

Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности.

Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Харакири является преимущественно разговорным вариантом обозначения самоубийства посредством вспарывания живота, порой носящим некий уничижительный смысл. Сеппуку – письменный вариант термина.
  2. Словом «харакири» зачастую называют сам процесс вспарывания живота мечом, тогда как сеппуку считается священным ритуалом, выполненным по всем правилам кодекса самураев.
  3. Термин «харакири» больше распространен в Европе, что связано с его благозвучностью и привычностью для европейцев.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-xarakiri-ot-seppuku/

Что такое харакири и сэппуку?

Харакири — это не банальное, а ритуальное самоубийство.

Издавна сделать себе харакири мог только настоящий самурай, испытывающий презрение к смерти и защищающий свою честь и достоинство, свои взгляды, помыслы и суждения.

Потом уже в период Эдо, после того как харакири сформировался как достойный способ ухода из жизни, его стали даже применять в качестве наказания за совершенное преступление.

Чем харакири отличается от сэппуку?

Дело в том, что в японском языке оба эти слова записываются одними и теми же иероглифами, но в разном порядке, читаются по-разному, а вот переводятся на русский язык одинаково.

Не вдаваясь в подробности о появлении иероглифов и разницей между китайской и японской письменностью, отмечу только, что иероглифы, которые в японский язык пришли из китайского языка, имеют два чтения — одно китайское, одно японское.

В результате получается, что сэппуку — это китайское чтение иероглифов, а харакири — японское чтение тех же самых иероглифов.

Но не все так просто.

Что касается прочтения «харакири», то в японской литературе оно используется очень редко и только в том случае, когда хотят отметить, что кто-то просто совершил самоубийство, вспоров себе живот.

А европейцы его чаще всего используют только потому, что оно более благозвучно. Что-то типа «суши». Никто из японцев никогда так не скажет, потому что правильно говорить «суси».

Просьба людей впечатлительных и со слабой нервной системой дальше не читать, дабы не испытать отрицательных эмоций.

В кодексе бусидо (кодексе поведения самурая) указано, что сэппуку — это ритуальное самоубийство, которое является самым достойным видом смерти, и совершенное самураем идеальным образом (т.е. по всем правилам). А правил здесь очень много.

Во-первых, настоящее ритуальное сэппуку могло использоваться в виде казни самурая, которое заключалось в обезглавливании по приказу, а не вспарывании живота самостоятельно.

Во-вторых, сэппуку — это ритуал, который позволяет показать чистоту своих помыслов и намерений, что оправдывает самурая перед небом и людьми. Например, самурай во время боевых действий потерял хозяина, тогда сделав себе сэппуку, он показывает, что не спас его не из-за трусости, что не предал его и уходит из жизни, следуя за своим хозяином.

Читайте также:  Ручной крупнокалиберный пулемет браунинг м2 (browning m2)

В-третьих, имело очень большое значение и способ вспарывания живота, и оружие, и положение тела. Обычно его совершали сидя, спустив верхнюю часть кимоно до колен, что предотвращало позорное падение тела назад.

Владению оружием и благородному способу ухода из жизни самураев обучали с детства в школах.

Я не буду рассказывать о способах детского самоубийства из соображений гуманности, а о женском упомяну только, что им полагалось не разрезать живот, а вонзать себе кинжал в сердце или просто перерезать себе горло, при этом они связывали себе ноги, дабы принять смерть в целомудренном положении.

Женщина обязана была покончить жизнь самоубийством в случае смерти мужа или нарушения слова, данного мужу. При этом использовать нужно было кинжал, который муж подарил в день свадьбы или отец на день совершеннолетия.

С 1968 совершение обряда харакири законом запрещено, но неофициально до сих пор встречаются подобные случаи.
Например, олимпийский чемпион по дзюдо Инокума решил расстаться с жизнью по той причине, что компания, которой он руководил, несла убытки.

Во время Второй мировой войны были целые отряды пилотов-смертников, которых называли камикадзе (в переводе на русский язык означает «божественный ветер»), они самоуничтожались во имя Родины. И этот факт до сих пор в Японии считается проявлением доблести.

Среди европейцев самоубийство считается грехом, а для японцев вся жизнь ради смерти. Они считают, что главное — красиво умереть. И проснувшись утром, японец думает о смерти и каждый день старается прожить как последний.

Вот такая тема. Берегите себя и помните, что из любой, даже самой безвыходной ситуации всегда найдется выход.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/5375/

«Харакири» или «Сэппуку»

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири.

В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл.

Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности.

Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом.

Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам.

Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности.

Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно.

И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним. Например, олимпийский чемпион по дзюдо Инокума решил расстаться с жизнью посредством харакири, это произошло 28 сентября 2001 года.

Первое задокументированное сэпукку — оно же харакири, было совершено, в 1156 году. Побеждённый самурай в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку стало быстро популярным среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что накосячивший самурай прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Довольно мучительная смерть, самурай не умирал мгновенно, а мучился, истекая кровью, придерживая рукой свои вываливающиеся кишки.

Сэппуку не происходило так, чтоб никто не видел, все должны были узнать, что самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), а сзади обычно стоял его лучший друг, который одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, как только тело начинало заваливаться — взмах меча обрывал его жизнь.

Настоящие фото, как японский офицер Второй Мировой войны делает себе сэппуку.

Источник: https://lifeinjapan.ru/article/show/8754

Сэппуку (харакири) в истории Японии

Одна из первых мыслей, которая приходит на ум при слове самураи, это «харакири», хотя правильнее назвать это сэппуку. Откуда же пошла данная традиция? Зачем самураи делали такой безрассудный поступок? Об этом вы узнаете в этой статье. Если вы особенно впечатлительный человек, то воздержитесь от прочтения.

Давняя японская идея преданности своему господину нашла своё высшее проявление в таких ужасных традициях, как дзюнси, сэппуку (харакири), катаки-ути, синдзю и иккансиндзю. Все названия обозначают различные формы самоубийства.

Общее понятие для обозначения самоубийства в японском языке – это дзисацу, в то время как сэппуку – это привилегия лишь самурайского класса. Катаки-ути является древней японской традицией, изначально носившей религиозное значение.

Это не что иное как месть, когда на могилу человека, за которого мстили, клали голову поверженного врага. Люди, не глубоко разбирающиеся в японской истории и культуре, наверняка в первую очередь вспомнят о знаменитых «камикадзе».

Однако пилоты камикадзе и пилоты бомбардировщиков-торпедоносцев скорее жертвовали собой во благо страны, нежели совершали самоубийство. Отличительной чертой древнего японского общества является явное стремление узаконить различные виды добровольной смерти и самоубийств.

Эти виды включают в себя самурайский ритуал вспарывания живота (сэппуку или харакири), самоубийство как протест против неугодного правителя (канси), самоубийство преданного своему феодалу самурая (дзюнси) и другие. Все они окружены героической, моральной, романтической и эстетической атмосферой.

Совершение сэппуку (постановка). 

В XV веке военное сословие ввело харакири в качестве традиции и привилегии. Согласно военным традициям Японии, самурай может совершить сэппуку вместо того, чтобы становиться жертвой позорной казни. Впоследствии самурай был обязан убить себя по приказу командира.

Все самураи попадали под этот дисциплинарный закон, даже феодалы провинций. В самурайских семьях как юношей, так и девушек учили, как правильно совершать самоубийство.

Женщины делали не сэппуку, а дзигай, суть которого в том, чтобы перерезать горло так, чтобы повредить артерию и вызвать обильную кровопотерю одним резким движением. Как правило, женщина кончала с собой после смерти своего мужа.

В самурайской среде женщин учили, что муж – это их феодал, поэтому они, как и самураи, должны были последовать за своим господином. Убить себя по приказу господина было долгом, который ни один преданный самурай не поставил бы под сомнение.

В XVI веке добровольная смерть вслед за смертью господина продолжала существовать, и обычным делом была смерть пятнадцати или двадцати приспешников феодала. Великий сёгун Токугава Иэясу решил положить конец этой традиции. Он приказал прекратить обучение ритуалу среди своих вассалов, однако традиция осталась и возродилась после его смерти.

Затем в 1664 году сёгунат издал указ, что семья любого человека, совершившего дзюнси, должна быть наказана. Когда один самурай не подчинился указу и вспорол себе живот после смерти своего господина, правительство немедленно конфисковало все земли у его семьи, казнило двух его сыновей и отправило всю остальную семью в ссылку.

Затем вместо сэппуку вассалы стали совершать постриг в буддийские монахи.

В массовой культуре японское сэппуку представлено так, словно жестокие японские воины убивают самих себя в пылу сражения или дисциплинированные самураи педантично вспарывают себе живот, чтобы спасти собственную честь после совершения серьёзного проступка. Однако сами японцы считают харакири одновременно ужасным и восхитительным поступком и ни в коем случае не критикуют его.

Для самурая, находившегося в верхах социальной иерархии, идеология чести была всем. Она была центральным элементом мировосприятия самурая. Для самурая честь была превыше всего.

Практически любой элемент самурайской культуры можно рассматривать через призму чести, которая также породила концепцию благородной смерти. Смерть виделась им важным событием, чтобы продемонстрировать свою честь. Честь – это сила в жизни самурая куда более важная, чем жизнь как таковая.

Поскольку они принадлежали к верхам общества, преданность идеологии чести считалась наивысшей целью в культуре в эпоху Токугава. Истоки этой идеологии неразрывно связаны с самурайским сословием и ритуалом самоубийства в Японии.

Прямую связь идеологии чести и самоубийства можно наблюдать уже в XII веке, когда Минамото Ёримаса совершил самоубийство. Во время одного из сражений войны Гэмпэй он был ранен и обеспокоен продвижением войск Тайра.

В свои 47 лет Ёримаса решил, что не хочет быть схвачен или обезглавлен наступающими самураями из рода Тайра, что было бы величайшим позором. Тогда Ёримаса вонзил свой меч в живот и совершил самоубийство. Его смерть можно считать отправной точкой, после которой ритуальное самоубийство стало частью культуры.

Сэппуку в период Мэйдзи

Лучшим примером идеологии чести в период Мэйдзи (1868–1912 гг.) является генерал Ноги. Он совершил самоубийство в традиционной форме после смерти своего мастера (императора). Он был видным японским генералом, который вёл войска против самурайского восстания в Сацума.

Похороны императора Муцухито, который был для него мастером, ознаменовали конец эпохи Мэйдзи и конец традиционной Японии. Нью Йорк Таймс немедленно рассказали о его смерти, как о прекрасной иллюстрации патриотизма и преданности долгу. Идеология чести не была заменена новой идеологией, как не была и уничтожена.

С появлением всё большего количества идеологий такого плана идея чести угасла и ушла на второй план.

Современность

Почему же японцы прекратили совершать подобные ритуальные самоубийства? Во-первых, сейчас в Японии людям с самого детства прививают идею, что нужно заботиться о своём теле, ему нельзя вредить.

Во-вторых, поскольку общая обстановка в мире и обществе изменилась, сами японцы теперь не такие сильные духом, чтобы совершить сэппуку.

В-третьих, для совершения сэппуку по всем правилам необходим помощник, который обезглавит человека, чтобы тот не мучился от боли. 

Источники: 1, 2, 3

Источник: https://konnichiwa.club/page/502/

Сеппуку и харакири: в чем разница?

Сеппуку и харакири – это часть культурного и религиозного наследия Японии. Оба эти явления относят к способам самоубийства, но исполняются они практически одинаково.

Что такое сеппуку?

Сеппуку – это ритуальное самоубийство, совершаемое самураем согласно кодексу Бусидо. К такому способу смерти прибегают тогда, когда самурай оказывается покрыт позором, смыть который можно только его смертью. Чтобы сеппуку было проведено правильно, необходимо строго соблюсти свод правил, которые четко регламентируют этот страшный процесс.

Ритуал сеппуку самурай мог совершить по приговору или по собственному желанию. Например, если он терял своего хозяина в бою, или плохо исполнял свой долг, другие воины могли заставить его совершить сеппуку.

Но, часто, самурай сам хотел оправдаться перед Богами и людьми. Поэтому принимал решение вспороть себе живот особым образом. Вспарывать живот нужно было сидя, чтобы не упасть на спину и не опозориться. Оголив живот, самурай делал два крестообразных движения мечом или вспарывал свою плоть от одного бока до другого, а после от пупка до груди.

Позднее самоубийство сеппуку совершали, наваливаясь на меч. Данный способ считался более гуманным. Кричать и корчиться во время совершения ритуала самураям не полагалось. Поэтому некоторые из них пользовались услугами специального помощника, который после разрезания самураем живота, отрубал ему голову, но не до конца, чтобы голова не упала на пол.

Женщины из сословия самураев в случае позора, измены мужу, предательства или недержания слова тоже совершали этот обряд. Поступить так могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по ее вине.

Женское сеппуку совершалось ножом, который японке подарил муж или отец. Им она прокалывала себе сердце, или, согласно другим сведениям, перерезала горло. Перед ритуалом женщина сама связывала себе ноги, чтобы умереть в достойной и целомудренной позе.

Читайте также:  Дизельный грузовой автомобиль газ-4301

Что такое харакири?

Харакири – это все то же ритуальное самоубийство, только это слово больше прижилось на Западе, поэтому находится на слуху. В переводе с японского этот термин означает «живот» и «резать». Слово сеппуку пишется теми же иероглифами, но читается со слова «резать». Такая транскрипция относится к китайским лингвистическим корням.

Так что можно смело посчитать «сеппуку» более японским обозначением процесса. Во всем остальном харакири и сеппуку мало отличаются друг от друга.

История сеппуку

В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор, многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.

Затем, с течением времени сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне. Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место.

Ритуальные самоубийства сегодня

В японской культуре крайне важно сохранить лицо перед окружающими. Так же важны и живы понятия чести и достоинства. Поэтому японцы до сих пор выбирают самоубийства, как панацею от многих бед.

Религия Японии не осуждает самоубийства. Наоборот, такой способ смерти считается обдуманным и достойным. Не мешает уйти в лучший мир, помогает смыть позорные пятна с репутации.

Самоубийства во всем мире совершаются по разным причинам. Например, это может быть крах бизнеса, финансовые проблемы, романтические трудности или болезни, мешающие полноценно жить.

Во многих мировых религиях харакири осуждается, считается слабостью, бегством от проблем. Но не в Японии.

Так как японцы полагают, что для сеппуку нужна большая сила воли, а также способность признавать свои ошибки.

Харакири и сеппуку изначально были привилегией дворянства. Но затем ими стали пользоваться не только военные, но и простые люди. Совершают ли сеппуку сегодня? Конечно, такие случаи можно встретить и в нашем веке. Но они менее распространены, и более обоснованы современными реалиями.

Сеппуку и харакири отличаются друг от друга лишь звучанием иероглифов. В остальном, данное явление характеризуется, как обряд, в конце которого человека ожидает неотвратимое наступление смерти.

Плохо это или хорошо? Пусть на этот вопрос ответят сами японцы, потому что их культура кардинальным образом отличается от культуры других народов. Их жизнь устроена совсем по-другому. Ценности основаны на почтении к предкам и исторически сложившихся устоях общества.

Для них харакири – это часть жизни, а смерть – закономерное явление, которое необходимо встретить достойно.

(1

Источник: https://MirJapan.ru/seppuku-i-xarakiri/

Интересно о Японии. Обряд сэппуку (харакири)

Previous Entry | Next Entry

katia_lexxСэппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот»), а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот» «хара» — живот и «киру» — резать). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок.

Сущность обряда

Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами Бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, когда обряд сформировался окончательно) — по приговору суда как наказание за совершенное преступление.Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека, средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.Для японцов живот это центр чувств и эмоций. И не случайно в связи с этим в японском языке имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что значит «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагитанай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления).

Развитие обряда.

В древности в Японии при смерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т. д., дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире.. Впоследствии, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство здесь же, на могиле их хозяина.

Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил этот обряд, а слуг, хоронимых вместе с господином вокруг его могилы , приказал впредь заменять фигурами из глины.

Однако обычай смерти вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальное время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири на могиле феодала. Самураи ни во что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своему господину.

Обычно 10-30 (и более) ближайших слуг феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку после его кончины.
В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер, для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё (землевладельца).

Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири.

Этот случай считался самураями одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории.Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воин этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть.

Бывали случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себе перед самоубийством лицо холодным оружием с тем, чтобы воины противника не смогли их опознать.Но часто самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам.М. Хан описал случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда буси проходили по дворцовой лестнице.Подобная легкость лишения себя жизни была обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзэнского учения, а также наличием в среде буси культа смерти.

Совершение обряда.

Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.

Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель (самоубийство) вполне оправдывалась средством (харакири); после этого страшного ранения остаться живым было уже невозможно.Кроме крестообразного вскрытия живота, применялись также и другие способы.

Способ вскрытия живота зависел, в основном, от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определенную роль здесь также играла договоренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания «помощи» при совершении харакири.

В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по приказанию.

Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения, когда человек касается коленями пола, а туловище покоится на пятках ног), причем одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела после произведения харакири навзничь, так как упасть на спину при столь ответственном действии считалось позором для самурая.Иногда харакири делалось воинами в стоячем положении. Этот способ получил у японцев название «татабара» — сэппуку стоя (в естественном положении).Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири — кусунгобу, имевшим длину около 25 см и считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома (ниша в центральной комнате)Харакири самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота. А. Бельсор, например, описал случай харакири семилетнего сына самурая, совершившего самоубийство перед наемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другого человека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибку для спасения жизни родителя как бы в отчаянии выхватил меч и безмолвно распорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман, удалились, считая свое дело сделанным.Для жен и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным, однако женщины в отличие от мужчин разрезали себе не живот, а только горло или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее этот процесс тоже назывался харакири. Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось женами самураев специальным кинжалом (кайкэн), свадебным подарком мужа, или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Были известны случаи применения для этой цели и большого меча. Обычай предписывал хоронить совершивших харакири с оружием, которым оно было исполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних женских погребениях мечей и кинжалов.В соответствии с нормами кодекса Бусидо для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правильному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе..История сэппуку имеет немало примеров, «когда после вскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещание своей собственной кровью». Однако, несмотря на воспитание в духе Дзэн и умение владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и умереть «некрасиво»: с выражением страдания, упав навзничь, с криком и т. д., опозорив тем самым свое имя. В связи с этим и был введен кайсякунин — ассистент осужденного на харакири, в обязанность которого входило прекратить мучения самурая, вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.
Когда голова была отрублена, кайсяку отходил от трупа, держа меч острием вниз, вставал на колени и протирал лезвие белой бумагой. Если у кайсяку не было других помощников, он сам брал отрубленную голову за пучок волос и, держа меч за лезвие, поддерживая рукояткой подбородок головы осужденного, показывал профиль свидетелю (слева и справа). В случае если голова была лысая, положено было проткнуть левое ухо кодзукой (вспомогательным ножом, имеющимся при ножнах меча) и таким образом отнести ее для освидетельствования. Для того чтобы не запачкаться кровью, «секундант» должен был иметь при себе золу.С началом переорганизации государственного строя на европейский образец,официальное применение сэппуку было отменено.Но случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке, и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая ореол славы и величия. Одним из таких «героев» оказался знаменитый японский писатель Юкио Мисима, покончивший с собой в 1970 году.

Источник

Источник: https://katia-lexx.livejournal.com/73647.html

Ссылка на основную публикацию