Эскадренные миноносцы проекта 956 «сарыч»: последние эсминцы ссср

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч»

МОДИФИКАЦИИ:• 956 – базовый серийный проект (1980 г.)• 956-А – серийный проект с новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (1991 г.)• 956-Э – экспортный серийный проект для ВМС НОАК (1999 г.)• 956-У – проект с улучшенным вооружением (недостроен)

• 956-ЭМ – модернизированный проект для ВМС НОАК с новым составом вооружения (2005 г.)

Корабли проекта 956 ознаменовали собой возрождение класса эскадренных миноносцев после 20-летнего перерыва. Это единственные за всю историю отечественного флота эсминцы официально причисленные к кораблям 1 ранга.

При подготовке тактико-технического задания, выданного в 1970 году, проект первоначально задумывался как ракетно-артиллерийский корабль водоизмещением около 5000 тонн для обеспечения высадки десанта, но потом его сделали более универсальным по назначению чтобы корабль мог действовать не только в составе ордера, но и самостоятельно.

Специально для пр.956 начали разработку 130-мм артустановки.
Проектирование осуществлялось с 1971 г. в Ленинграде коллективом профессора В.Юхина в Северном ПКБ, главный конструктор И.И.Рубис, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем – кап. 2 ранга В.Г.Басов.

По конструкции корпуса корабль имеет полубачную архитектуру с симметричным размещением артиллерии и ЗРК. Имея мощное ударное вооружение, эсминец пр.956 был оснащен средствами ПЛО, обеспечивающими лишь защиту от подводных лодок. Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей. Корабль УРО и ПВО — пр.

956, и специализированный корабль ПЛО, создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.

Корабль вооружили новейшим противокорабельным комплексом «Москит» с двумя четырехконтейнерными ПУ вместо первоначально предлагавшихся ПКР П-15. Активно-пассивная система управления ракетами «Минерал» расположена в обтекателе на крыше носовой надстройки.

130-мм универсальные артустановки главного калибра АК-130 предназначены для уничтожения морских, воздушных и береговых целей, для управления ими служит станция МР-184.

Одно из новшеств – оптико-локационная станция, находящаяся в носовой части между мостиком и ПУ ЗРК, и совмещающая в себе лазерный дальномер и локатор для управления стрельбой артиллерии и целеуказания.

ПВО помимо двух спаренных 130-мм универсальных скорострельных артустановок и двух батарей 30-мм шестиствольных комплексов АК-630 было значительно усилено за счет ЗРК коллективной звщиты М-22 «Ураган» с двумя однобалочными пусковыми установками и многоканальной системой наведения, состоящей из шести антенных постов.

Ангар для временного базирования противолодочного вертолёта Ка-27, размещенный за грот-мачтой значительно выше главной палубы, из-за дефицита свободного пространства был сделан раздвижным.

Противолодочное вооружение ЭМ состоит из двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов и двух 6-ствольных реактивных бомбометов РБУ-1000 (выполняют также функцию противоторпедной защиты). Относительно небольшая ГАС «Платина-С» расположена в носовом бульбе, имеется также специальная станция МГ-7 для обнаружения подводных диверсантов.

На фок-мачте расположены РЛС общего обнаружения «Фрегат-М» и другие радиотехнические средства. Грот-мачта ажурная и использована, в основном, для размещения средств связи и РЭБ.

Эсминцы пр.956 являются единственными в мире кораблями 3-го поколения с котлотурбинной установкой (первоначально в проекте рассматривалась ГТУ).

Котлотурбинная энергетическая установка корабля позволяет развивать высокую скорость – свыше 30 узлов. Высоконапорные паровые котлы имеют меньшую удельную массу (по сравнению с предыдущими моделями) и увеличенный КПД при полной нагрузке. Однако впоследствии выявились и недостатки: снижение КПД при малых и средних нагрузках и низкий ресурс, а также сложная эксплуатация, требующая высокой квалификации. Ограничения в финансировании оборонного ведомства в 1990-х гг. привели к тому, что часть кораблей, нуждавшихся именно в ремонте ГЭУ были выведены из состава флота. Для обеспечения электроэнергией ЭМ имеет два турбо- и четыре дизель-генератора.

Модификации. На 4-м и 5-м кораблях установлена РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2» с фазированной антенной решеткой, введены также другие незначительные усовершенствования. Начиная с 6 корабля устанавливается новая РЛС МР-750 «Фрегат-МА». Начиная с 14 корпуса эсминцы оснащались новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (пр.956-А). После подписания контракта с Китаем в 1997 г. два корпуса (з/н 878 и 879) были достроены по экспортному проекту 956-Э, рарзаботанному в Северном ПКБ специально для ВМС НОАК. Они отличаются в основном экспортным исполнением систем вооружения: ПКРК «Москит-Э», ЗРК «Штиль», РЛС «Фрегат-М2ЭМ» и др. Оба корабля вошли в состав ВМС НОАК в 1999 и 2000 годах. Последний корабль (з/н 880) строился по проекту 956-У с улучшенным вооружением (ПКРК «Москит-М» с увеличенной дальностью стрельбы), но его строительство было прекращено в начале 1990-х гг. Испытания противокорабельной ракеты «Москит-М» в июле 2004 г. были проведены на ЭМ «Бесстрашный» (ныне «Адмирал Ушаков»). В 2002 году Россия заключила новый договор с Китаем на поставку еще двух эскадренных миноносцев. Но на этот раз был разработан значительно усовершенствованный проект получивший обозначение 956-ЭМ. На нем был изменен состав вооружения (ПКРК «Москит-МЭ», ЗРАК «Каштан» и др.), несколько перекомпонована архитектура надстройки. Два корабля были заложены на стапелях ОАО «ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге в 2002 году. Программа строительства. 19 кораблей строились на ленинградском судостроительном заводе №190 имени А.А.Жданова («Северная верфь») с 1976 года. В настоящее время в Санкт-Петербурге на том же ССЗ находился недостроенным еще один (20-й) корпус. Кроме того, завод располагал корпусными секциями не заложенных на степеле еще двух кораблей, но в 1994 г. они были исключены из планов строительства, а затем попали под утилизацию. Эсминец «Внушительный» был заложен на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве, но вскоре он был снят со строительства и в 1987 г. превращен в плавсклад при заводе. Два корпуса (18-й «Екатеринбург» и 19-й «Александр Невский») после долгого простоя были достроены по экспортному проекту 956-Э для китайских ВМС. Контракт на продажу был подписан 19 ноября 1997 г., а в 1999 г. первый корабль уже был сдан комиссии и вошел в состав ВМС НОАК. Второй корабль прошел приемосдаточные испытания в 2000 г. и также вошел в состав ВМС НОАК (оба – в Восточный флот). При этом эсминцы совершили беспрецедентный переход через 13 морей и 3 океана без каких-либо отказов техники. В течение последующих лет рассматривался вопрос о постройке Китаю ещё двух таких кораблей и в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики на постройку новых эсминцев пр.956-ЭМ. Корабли были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». По предварительным оценкам новые корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 г. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов.

Статус на 2005 г. В составе Российского флота находится 11 кораблей этого проекта, в том числе 5 в КСФ, 2 в ДКБФ и 4 в КТОФ. Выведенные из состава флота эсминцы могли бы продолжать службу, но из-за отсутствия финансирования плановый ремонт, как правило, не проводился и материальная часть кораблей быстро выходила из строя.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ( • – корабли, находящиеся в строю)

Источник: http://gosha.clan.su/publ/korabli/ehskadrennye_minonoscy_proekta_956_sarych/6-1-0-45

Эсминец проекта 956

Бизнес 5 апреля 2015

Корабли этого проекта могли стать самыми массовыми в своем классе. Их планировали спускать на воду в огромных для нашего ВМФ количествах. Полсотни эсминцев первого ранга – такой армады довольно для комплектации целого флота.

К тому же многоцелевое назначение предполагало использование их для решения самых разнообразных задач. Головной эсминец «Современный» (проект 956) был заложен в 1975 году, последний корабль серии спущен на воду в конце 1993-го.

Из планируемых пятидесяти единиц на вооружение Военно-морского флота СССР и России поступили 17. Еще четыре ходят под китайским флагом. Два корабля законсервированы, два находятся в стадии модернизации, еще два – в боевом составе Северного флота, остальные списаны.

В чем причина столь массовой резки на металл нестарых, по военно-морским понятиям, единиц?

Зачем СССР были нужны новые эсминцы

Причины отказа от большого количества кораблей проекта 956 следует искать во временах уже далеких. Именно тогда, в середине пятидесятых годов, произошло прискорбное явление, названное военными моряками «хрущевским разгромом». Опьянение успехами отечественных ракетостроителей привело к крупному стратегическому просчету.

Вероятность глобального конфликта снизилась по причине гарантированности взаимного уничтожения, но это вовсе не означало, что отпала необходимость в региональном присутствии Советского ВМФ, а обеспечить его без наличия в арсенале крупных кораблей оказалось крайне сложно.

Действия эскадр, находящихся на боевом дежурстве в разных удаленных секторах Мирового океана, затруднялись (по причине малого количества единиц, образующих их «ядро» и обуславливающих устойчивость). Авианосцы в СССР не строились из-за их дороговизны, эсминцы ранних проектов (пр. 30-2 и 78) и крейсера (пр.

68), построенные при Сталине и «недорезанные» Хрущевым, не только морально устарели, но и износились физически. Флот требовал пополнения современными кораблями крупного водоизмещения, оснащенными – наравне с ракетными пусковыми установками – мощной артиллерией.

Именно таким задумывался новейший эсминец проекта 956, насущная необходимость в котором была вполне осознана после масштабных учений «Океан», прошедших весной 1970 года.

Что такое эскадренный миноносец и зачем он нужен

Эскадренный миноносец – понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками.

Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам БПК (большим противолодочным кораблям), составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых.

Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр.

1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.

Видео по теме

Внешний вид и пропагандистское значение эстетики

Считается, что для военной техники внешний вид не так важен, как ее функциональные возможности, но это не совсем так. От того, насколько внушительно выглядит образец, зачастую зависит производимое им на вероятного врага впечатление, что в условиях отсутствия войны может сыграть немаловажную роль в развитии конфликта, а возможно, и предотвратить его.

Исходя из этой посылки, создавался и эсминец проекта 956. Модель, фото которой была представлена Главкому МВФ Адмиралу С. Г. Горшкову в конце 1971 года, была одобрена во многом благодаря грозному виду корабля, его зловещему экстерьеру и тому пропагандистскому эффекту, который мог произвести его силуэт после появления судна на океанских просторах.

Макет, построенный в масштабе 1:50, флотскому начальству понравился: он вполне соответствовал внешнеполитической доктрине СССР и демонстрировал прогресс в науке и технике второй половины XX века. Но, конечно же, дело было не только во внешнем виде – не так прост был С. Г. Горшков, чтобы по общему впечатлению оценивать эсминец проекта 956.

Характеристики корабля были важнее, и они говорили об очень хороших мореходных качествах.

Новшества судостроения

Аванпроект специалисту в области судостроения нравился не только эстетически.

Главными чертами внешнего облика корабля стала гладкопалубность корпуса, седловатость его носовой части, удачное размещение артиллерийских вооружений главного калибра, расположение зенитных комплексов по бортам (что обеспечивало отличные возможности постановки заградительного огня) и большое возвышение антенн РЛС (для улучшения локационного обзора). Длина корпуса лимитировалась возможностями верфей завода им. А. А. Жданова и не должна была превышать 146 метров при ширине 17 м. При разработке общей судостроительной идеологии корабля впервые применялись многие технологии. Форма носовой части задавала незаливаемость (до 7 баллов волнения) встречной волной, борт выполнялся с двойным изломом поверхности для понижения заметности. Были и другие особенности, которыми отличался эсминец проекта 956. Чертежи палуб выполнены с соблюдением их строгой горизонтальности независимо от обводов, что значительно улучшало технологичность установки оборудования. Корпус делится на пятнадцать водонепроницаемых отсеков, носовая «бульбовая» подводная часть не только снижает сопротивление, но и служит для размещения в ней поста гидроакустики (МГК-335МС, он же комплекс «Платина). Рационально применены элементы силового упрочнения в местах наибольших напряжений.

Энергоустановка

К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е.

Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с.

Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом.

В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.

Читайте также:  Автомат томпсона — история появления и обзор ттх

Пушечное вооружение

Недооценка в прошедшие десятилетия роли артиллерии на морском театре военных действий побудила КБ «Севмаша» вооружить эсминец «Современный» (проект 956) двумя спаренными установками АК-130, оснащенными многоканальными системами управления «Лев-218» (МР-184).

Наведение стволов осуществляется на основании информации, поступившей от РЛС, дальномера (лазерного) и телевизионных устройств, и обработанной цифровым вычислителем параметров стрельбы. Подача боеприпасов механизирована, скорострельность достигает 90 выстр./мин, дальность превышает 24 км.

По артиллерийской мощи эсминец проекта 956 превосходит линейные корабли времен Первой мировой войны, не имевшие других вооружений, кроме пушечного. Вес доставляемых к цели снарядов (за одну минуту) превышает шесть тонн.

Зенитные артиллерийские средства обеспечивают защиту от сложных целей (в том числе и крылатых ракет) и представлены двумя расположенными побортно 30-мм комплексами АК-630М. Эти установки включают шестиствольные системы с водяным охлаждением, управляемые АСУ «Вымпел». Они способны поражать скоростные объекты на расстоянии до 4 км со скорострельностью в 4 тыс. выстрелов в минуту.

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами.

В боекомплекте каждой из двух ПУ – 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» – оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или торпедных катеров).

Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей – до шести (при запуске каждые 12 секунд).

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда.

Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении – три центнера.

Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м².

Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна.

В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Тяжелые времена

Проект создавался исключительно для внутреннего использования, и до распада СССР о продаже кораблей этого типа даже речи не было.

Четырнадцать эсминцев вошли в состав ВМФ СССР в период 1976-1881 годов, каждый из них строился в среднем четыре года.

Корабли поступали на Северный (шесть) и Тихоокеанский (восемь) флоты, принимали участие в масштабных военно-морских учениях, совершали дальние походы и дружественные визиты в иностранные порты.

В последние советские годы и сразу после распада СССР ситуация изменилась. Резко снизилось государственное финансирование. Содержание военного корабля обходится недешево.

За десятилетие дюжину их списали, в строю осталось пять эскадренных миноносцев этого типа, остальные разобрали или законсервировали. Еще через десять лет (в 2011 году) боевую службу нес на Северном флоте уже единственный эсминец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

«Настойчивый» был флагманом Балтфлота, а «Быстрый» находился в Тихом океане. Осталось всего три действующих корабля из семнадцати построенных.

К этому времени большинство систем вооружений класса «Сарыч» устарели. Планировавшаяся модернизация эсминцев проекта 956 предполагала переоснащение крылатыми ракетами и новыми системами ПВО и ПРО.

Требовалась замена противолодочной и противоторпедной обороны. При этом ходовые характеристики эсминцев оставались очень неплохими. Дальность автономного плавания в 4,5 тыс.

миль, высокая скорость и мощная бортовая артиллерия побуждали командование флота воздерживаться от полного вывода кораблей из боевого состава.

Модернизация и экспортные поставки

Два недостроенных корабля, получившие при закладке названия «Важный» и «Вдумчивый», а затем переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский», на рубеже тысячелетний были завершены и проданы в КНР. Проект в экспортном исполнении подвергся изменениям и получил код 956 Э.

Названия китайских кораблей – «Ханьчжоу» и «Фучжоу», они с 2000 года по настоящее время несут службу в составе Восточного флота ВМС Народно-освободительной армии Китая.

Модернизация эсминцев проекта 956 серии «Э» (экспортных) касалась только энергоустановки и некоторых систем вооружений.

Более серьезным изменениям подверглись следующие две единицы, предназначенные для китайского флота.

Эсминец проекта 956ЭМ отличается от модификации «Э» размерами, противокорабельными ракетами повышенной дальности «Москит-МЭ» (они достают цели в радиусе 200 км) и новыми зенитными ракетно-артиллерийскими модулями «Каштан».

Кормовая артустановка заменена вертолетным ангаром. По этому проекту в 2005 и 2006 годах построены два эсминца («Тайчжоу» и «Нинбо»).

Если продажа КНР первых двух кораблей объяснялась преимущественно сложной финансовой обстановкой начального постсоветского периода, то контракт на поставку следующей пары можно назвать успешной внешнеторговой операцией.

В середине первого десятилетия нового века уже обозначилась линия на системную модернизацию российских вооруженных сил, в том числе и флота. На тот момент проектировались корабли более совершенные, чем эсминец проекта 956, фото которого уже вызывало ассоциации с минувшей эпохой.

Массивные надстройки и многочисленные антенны соответствовали облику флотов прошлого века. Впрочем, и Китай не прогадал, купив мощные и надежные боевые единицы, усилившие его ВМС.

Источник: fb.ruАвтомобили
ЗАЗ-968А: технические характеристики и фото

Цена этого автомобиля в начале 70-х составляла всего 3500 рублей. Его по праву считали наиболее демократичным и самым народным средством передвижения во всем СССР. И при этом ЗАЗ-968А был мечтой для каждой советской с…

Автомобили
ЗАЗ 1103: технические характеристики и фото

ЗАЗ-1103 – это компактный легковой автомобиль В-класса. Машина производилась серийно с 1999 по 2011 год на Запорожском автомобильном заводе. После выхода в широкие массы модель стала поистине народной, особенно …

Автомобили
645 ЗИЛ: технические характеристики и фото

С дизельным мотором 645 ЗИЛ серии 4331 стал одной из самых массово выпускаемых отечественных моделей. Произведено было более полутора миллионов экземпляров. Машина отличается большой грузоподъемностью, хорошей проходи…

Автомобили
ТагАЗ С190: технические характеристики и фото

Наверное, одно из самых удачных изобретений и разработок, сделанных в области автомобилестроения – это создание внедорожника. Настоящий вездеход имеет повышенную проходимость на плохих дорогах и способен проехат…

Автомобили
«Вольво 240»: технические характеристики и фото

В далёком 1974 году стартовало производство автомобилей «Вольво 240». Эти модели позиционировались как практичные, безопасные и вместительные машины. В те времена такие автомобили пользовались популярность…

Автомобили
Отзывы владельцев “Лада Калина Универсал”. Технические характеристики и фото

Семейство «Калина» – это переднеприводные отечественные автомобили, которые любимы российскими автовладельцами. В 2007 году на рынке появилась «Лада Калина-1 Универсал». Отзывы владельцев о мод…

Автомобили
Отзывы владельцев МАЗ-5440, технические характеристики и фото машины

Двухосные седельные тягачи МАЗ-5440В9, 5440В5, 5440В3, 5440В7 являются совершенными для перевозок грузов в составе поезда на автомобильных трассах, как гласят отзывы владельцев. МАЗ-5440 допускает нагрузку, указанную …

Автомобили
Мопед “Карпаты”: технические характеристики и фото

На постсоветском пространстве мопед «Карпаты» является одним из самых популярных малых транспортных средств на двух колесах. На фоне аналогичных агрегатов, рассматриваемый аппарат отличался хорошим качеств…

Автомобили
Погрузчик “Амкодор 342В”: технические характеристики и фото

Многие трудоемкие операции требуют обязательного использования мощной, мобильной, достаточно простой в эксплуатации техники, которая при этом еще должна обладать ремонтопригодностью, унифицированностью и долговечность…

Автомобили
Вилочный автопогрузчик: технические характеристики и фото

Техническое обеспечение современного склада невозможно представить без средств погрузки. На объектах, обслуживающих средние по габаритам грузы, применяются вилочные погрузчики. Это сравнительно небольшие машины, котор…

Источник: http://monateka.com/article/8677/

От А до Я – ЭМ «Сарыч» пр.956

Когда в конце 1960-х гг. было признано, что корабельная артиллерия среднего калибра имеет свою перспективу, — например в качестве средства уничтожения малоразмерных целей на берегу при решении задач огневой поддержки десанта, — находившиеся в составе ВМФ СССР корабли со 130…

152-мм артиллерией (ЭМ пр.З0бис, 56 и 56А, крейсеры пр.68бис) уже достигли солидного возраста, и для их замены нужны были новые. Учитывая эти обстоятельства, в конце 1960-х — начале 1970-х гг.

специалисты начали работы по исследовательскому проектированию «корабля огневой поддержки десанта».

Эскадренный миноносец пр.956 (шифр «Сарыч») разработан Северным ПКБ под руководством И.И. Рубиса. Проектирование корабля оказалось весьма сложным, поскольку в процессе работы изменилось его целевое назначение.

Здесь значительное воздействие оказала начатая в США программа создания нового поколения ЭМ типа DD963 «Raymond D. Spruancе» — первых многоцелевых кораблей американских ВМС (головной был заложен в 1972 г.). В пр.

956, кроме артиллерийского вооружения, состоявшего из двух 130-мм АК-130, значительно усилили компонент ПВО, приняв вместо планировавшегося изначально ЗРК самообороны зональный комплекс «Ураган», а также более мощное ударное вооружение — новый комплекс «Москит» вместо ПКР П-15М.

Противолодочное вооружение включало два РБУ-1000 и столько же двухтрубных 533-мм ТА, ВПП со сдвижным ангаром-укрытием для противолодочного вертолёта Ка-25 (позже— Ка-27) временного базирования и ГАС «Платина-С» с антенной в носовом бульбовом обтекателе.

Основным назначением кораблей данного типа стало нанесение ударов и борьба с надводными кораблями противника, а также огневая поддержка морских десантов. Кроме этого, эсминцы также могут решать задачи противовоздушной и противокатерной обороны соединений боевых кораблей и конвоев.

Корпус корабля стальной с полубаком, двойным дном на большей части длины, сильным развалом шпангоутов в носовой части со сломом на уровне главной и второй палуб. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 16 отсеков.

Для обеспечения маневрирования в районе огневой позиции при стрельбе по берегу эсминец оснащен подруливающим устройством в виде выдвижных винторулевых колонок. Надстройки выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. За дымовой трубой на крыше надстройки располагается телескопический ангар и ВПП для вертолета.

Благодаря такой компоновке удалось приблизить ВПП к центру килевой качки, что улучшило условия посадки вертолета при значительном волнении.

Эсминцы пр.956 являются единственными в мире кораблями третьего поколения с котлотурбинной ГЭУ. Выбор этого типа установки был обусловлен исключительно производственными соображениями. Агрегаты ГЭУ размещаются в двух машинно-котельных отделениях.

В каждом из них установлены два котлотурбинных агрегата и один ГТЗА с обслуживающими механизмами.

В носовой и кормовой оконечностях установлены выдвижные винторулевые колонки, которые могут использоваться для повышения маневренных качеств эсминца, а также как резервные средства движения.

Эсминцы пр. 956 оснащаются ПКР «Москит», расположенными в двух 4-х контейнерных ПУ, установленных побортно в передней части корабля под углом 15 град. Всего корабль несёт восемь ракет «Москит» 3M80E. ПКР «Москит» имеет скорость полёта 2.5М, оснащается боевой частью неядерного типа весом 300 кг или ядерной боеголовкой мощностью 200 кт. Дальность применения составляет от 10 до 130 км.

На ЭМ пр.956 размещен штатный вариант ЗРК «Ураган» с двумя ПУ, одна из которых находится в носу, на надстройке полубака, а вторая — на кормовой надстройке, за ВПП. Масса ЗРК — 96 т (КСУ — 36 т, ПУ — 60 т); масса ЗУР — 690 кг; боезапас — 2×24 ЗУР; темп стрельбы — 6 с; количество одновременно обстреливаемых целей — 4-6; дальность стрельбы — около 25 км.

Расчетное количество поражаемых комплексом ПКР «Harpoon» на момент его проектирования определялось в 14-15 ед. Благодаря значительной простоте СУ, состоящей из вычислительного комплекса и небольших прожекторов подсвета цели (для работы полуактивной радиолокационной ГСН ЗУР), ЗРК «Ураган» мог размещаться на кораблях стандартным водоизмещением 3000 т.

На корабле установлены два артиллерийских комплекса АК-130. Масса артиллерийской установки А-218 — 98 т, СУ «Лев» —12 т, механизмов погреба — 40 т, снаряда — 32 кг, выстрела — 53 кг, начальная скорость снаряда — 850 м/с, дальность стрельбы — до 23 км, темп стрельбы АК-130 — до 90 выстр./мин.

Наличие механизмов погрузки и перезарядки позволяет вести огонь до полного исчерпания боезапаса практически без ручной перегрузки — в отличие от зарубежных АУ калибра 127 мм. В качестве СУ может использоваться и специальный визирный пост, что наиболее эффективно для ведения огня по береговым целям.

По своим параметрам (особенно по боевой скорострельности и массе снаряда) А-218 превосходит зарубежные аналоги – 127 мм АУ США и Италии. Также на ЭМ пр.

956 установлены две батареи 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-630 (по одной с каждого борта) в составе двух AУ и одной СУ «Вымпел» каждая.

Читайте также:  Проект 20386: российский корвет современного образца

В качестве противолодочного вооружения на ЭМ пр.956 размещены два двухтрубных 533-мм ТА (в средней части корабля на верхней палубе, побортно), из которых могут применяться различные торпеды калибра 533 мм., в т.ч.

универсальная УСЭТ-80. Дополняют противолодочное вооружение корабля две РБУ-1000, размещенные в корме, на надстройке (в районе ВПП).

Они предназначены для уничтожения ПЛ в ближней зоне на малых глубинах, а также для поражения идущих на корабль торпед.

На ЭМ пр.956 устанавливаются РЛС последнего поколения, созданные в конце 1970-х гг. с учетом возможности обнаружения малоразмерных низколетящих целей типа ПКР «Harpoon». Это РЛС см-диапазона «Фрегат-M», «Фрегат-М2» и «Фрегат-МА» (с 1-го по 3-й корпус устанавливались РЛС «Фрегат-М», а далее — «Фрегат-М2», затем «Фрегат-МА»).

В качестве средства целеуказания корабельному УРО используется комплекс «Минерал». Он имеет как активный радиолокационный канал с возможностью загоризонтного обнаружения НЦ, так и пассивный радиолокационный канал.

Кроме того, существует канал приёма целеуказания от вертолётов и самолётов. Для обнаружения ПЛ и торпед на корабле установлена разработанная в 1970-х гг.

ГАС «Платина-С», а для обнаружения подводных диверсантов — специальная станция МГ-7.

Головной корабль «Современный» был заложен 3 марта 1976 года, спущен на воду 18 ноября 1978 года и введен в строй 25 декабря 1980 года. Вся серия этих кораблей была ограничена позже 20 единицами, из которых флоту были переданы 17. Основным противолодочным кораблем, дополнявшим проект 956, должен был стать новый БПК проекта 1155.

Оценивая корабль пр.956 в сравнении с американским ЭМ «Spruance» — кораблем, в ответ на который наш ЭМ, согласно откорректированному ТТЗ, создавался, можно заключить, что ЭМ пр.956 значительно превосходит «Spruance» как по решению задачи ПВО, так и ударной, уступая в ПЛО (которую, как уже говорилось, должен был решать БПК пр. 1155). При сравнении корабля пр.

956 с американским ЭМ «Kidd» превосходство сохраняется, но несколько сглаживается в решении задач ПВО и УРО. Но следует помнить, что «Kidd» создавался в свое время для ВМС Ирана и попал в ВМС США «случайно» (после расторжения контракта из-за произошедшей в Иране исламской революции), поэтому они представлены серией всего из 4 ед. (ЭМ типа «Spruance» — 31 ед.).

По ряду боевых возможностей «Сарыч» уступает последним американским ЭМ типа «Arleigh Burke», но незначительно. Сравнивать же наш корабль с английскими, французскими и итальянскими ЭМ постройки 1970-1990-х гг. бесполезно, т.к. боевые возможности ЭМ пр.956 здесь вне конкуренции (по меткому выражению специалистов, «это просто щенки по сравнению с волкодавом»).

Источник: http://www.ot-a-do-ya.org/Enc/RI-SSSR-RF/Warships/EM956.aspx

Последние эсминцы Советского Союза – проект 956

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» – эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.

В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:– обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;- поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;- вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);- обнаружение коммуникаций противника;- готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;- выполнение внешнеполитических задач.Были пересмотрены различные варианты решения данных задач:- соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;- массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-КБ подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения – ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.

Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоритически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок.

Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину – 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч».

Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта.

В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец.

Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:- наличие площадки для вертолета типа Ка-252;- установка ЗРК «Ураган»;- пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);- артустановки АК-130;- установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей. Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев.

Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов – их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Строительство ЭМ проекта 956

1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России.

2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года.

Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование

У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения.

Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии.

Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности. Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью.

Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.ЭМ проекта 956 – единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с.

Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом. Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара.

На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара.

Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн.

Дальность хода от 1300 до 3900 миль.Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна». Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек.

Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения.

В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:

– ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект – 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК – 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;

– Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство.

Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост.

СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок. – Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров.

Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» – 0.4 -1.0. – ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М.

Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения – 0.94-0.99;

– РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра. – 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.- РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы.

Боезапас 22 мины.- КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.- 21-КМ – салютные орудия.

В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:

-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;- систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ. – комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;- ГАК «Платина-С» – станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;- станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:

Читайте также:  Вертолет ми-26: история и ттх

– МП-401 – комплекс РТР;- МП-407 – станция постановки активных помех;- ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;- СУ «Смета» – система управления ПК-2М- с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;- СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:

– списаны корабли: “Отчаянный”, “Современный”, “Отличный”, “Окрыленный”, “Безупречный”, “Расторопный”, “Боевой”, “Безудержный”/”Гремящий”.- проданы КНР: “Важный”/”Екатеринбург”/”ХАНЬЧЖОУ”, “Вдумчивый”/”Александр Невский”/ “ФУЧЖОУ”, “Внушительный”/ “ТАЙЧЖОУ”, “Вечный”/”НИНБО”.- утилизация: “Осмотрительный”, “Стойкий”, “Внушительный”.- недостроенный: “Внушительный”.

В составе ВМФ России:

– КТОФ –”Бурный” (ремонт), “Быстрый”, “Безбоязненный”(резерв)- КСФ – “Адмирал Ушаков”.- ДКБФ – “Беспокойный” (резерв), “Московский комсомолец”/”Настойчивый”.

Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы

Основные характеристики:– водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;- длина по ватерлинии/макс – 145/156.5 метра- ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра;- осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра;- автономность до 30 суток;

– дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://super-arsenal.ru/blog/43353205518

Последние эсминцы Советского Союза – проект 956

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» – эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ.

Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.

В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:

– обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;- поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;- вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);- обнаружение коммуникаций противника;- готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;- выполнение внешнеполитических задач.Были пересмотрены различные варианты решения данных задач:- соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;- массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-КБ подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения – ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину – 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:- наличие площадки для вертолета типа Ка-252;- установка ЗРК «Ураган»;- пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);- артустановки АК-130;- установка паротурбинной энергоустановки.В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей. Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов – их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Строительство ЭМ проекта 956

1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование

У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения.

Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии.

Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности. Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью.

Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.ЭМ проекта 956 – единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с.

Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом. Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара.

На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара.

Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн.

Дальность хода от 1300 до 3900 миль.Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна». Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек.

Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения.

В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:

– ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект – 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК – 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;- Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок. – Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» – 0.4 -1.0. – ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения – 0.94-0.99;- РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра. – 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.- РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.- КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.- 21-КМ – салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:

-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;- систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ. – комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;- ГАК «Платина-С» – станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;- станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:

– МП-401 – комплекс РТР;- МП-407 – станция постановки активных помех;- ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;- СУ «Смета» – система управления ПК-2М- с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;- СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:

– списаны корабли: “Отчаянный”, “Современный”, “Отличный”, “Окрыленный”, “Безупречный”, “Расторопный”, “Боевой”, “Безудержный”/”Гремящий”.- проданы КНР: “Важный”/”Екатеринбург”/”ХАНЬЧЖОУ”, “Вдумчивый”/”Александр Невский”/ “ФУЧЖОУ”, “Внушительный”/ “ТАЙЧЖОУ”, “Вечный”/”НИНБО”.- утилизация: “Осмотрительный”, “Стойкий”, “Внушительный”.- недостроенный: “Внушительный”.

В составе ВМФ России:

– КТОФ –”Бурный” (ремонт), “Быстрый”, “Безбоязненный”(резерв)- КСФ – “Адмирал Ушаков”.- ДКБФ – “Беспокойный” (резерв), “Московский комсомолец”/”Настойчивый”.

Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы

Основные характеристики:

– водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;- длина по ватерлинии/макс – 145/156.5 метра- ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра;- осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра;- автономность до 30 суток;- дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.Источники информации:http://korabley.net/news/esminec_sovremenii_proekta_956/2008-12-06-72http://voencom.net/index.php?id=103http://azlok.livejournal.com/482183.html

http://shipwiki.ru/voennye_korabli_2/drugie_voennye_korabli/esminec_sovremennyy_proekta_956.html

Источник: https://topwar.ru/19455-poslednie-esmincy-sovetskogo-soyuza-proekt-956.html

Ссылка на основную публикацию