Джихад: определение, виды и история

ДЖИХАД

ар. война за веру ср. газават

Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (глоссарий, проект Vostlit)

война за веру, священная война, борьба мусульман с иноверцами

Источник: Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973 г. (глоссарий, проект Vostlit)

священная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

священная война против иноверцев, предписанная исламом и позволяющая применять любые средства для его распространения и утверждения. См. также Газават.

Источник: Словарь исторических терминов

(арабск. — «священная война», война за веру; букв. — усердие, рвение) в широком смысле слова — любая борьба «на пути к Аллаху». Подразумевал нравственное усовершенствование, наказание нарушителей законов и, главное, вооруженную борьбу с «неверными». (См. также газават).

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

слово из Корана, означающее, с одной стороны, борьбу за духовное развитие, а с другой, оказание сопротивления несправедливости посредством вооруженной борьбы. К сожалению, в настоящее время содержание Джихада сведено к «священной войне», а духовные, интеллектуальные и социальные составляющие смысла этого термина утрачены.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

араб. рвение, старание) — по Корану, священная война за ислам. Павшие в д. сразу и навсегда попадают в рай, их не коснется страшный суд во время конца света. Лозунг д. сыграл важную роль в араб, завоеваниях, он активно использовался правителями мусульманских государств. Однако уже в Средневековье появились толкования д. как духовного самоусовершенствования на пути к Аллаху.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Джихад (Jihad, араб. — «рвение», «усердие»), обычно термин понимается как «священная война». Одна из гл. обязанностей мусульманина, предписываемая «Кораном, — защищать от внеш. угроз благополучие ислам, сооб-ва и соблюдать свящ. законы ислама. Теоретически Д.

подчиняется строгим правилам, определяющим условия объявления войны — обычно против иноверцев, угрожающих исламу. На практике же его часто используют амбициозные мусульм. вожди в собственных полит, интересах. «Арабские завоевания, захват Османом дан Фодио в рез-те восстания гос-в хауса в Сев.

Нигерии велись в нач. 19 в. под знаменем Д.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

араб., букв. — старание, рвение, борьба) — «священная война», в к-рой по предписаниям Корана (не вполне ясным и противоречивым) полагается участвовать каждому боеспособному мусульманину. В мусульм. праве — шариате — только нек-рые правоведы считали Д. безусловно обязательным, рассматривая его как одну из осн.

обязанностей мусульманина. В ср. века и новое время одни мусульм. богословско-юридич. авторитеты полагали, что Д. — наступат. война в целях расширения терр. мусульм. гос-в и обращения иноверцев в ислам; другие считали Д. только оборонит. войной. В условиях упадка феод. мусульм.

гос-в (Турции, Ирана, Могольской Индии и др.) Д., как проявление религ. фанатизма, служил средством внеш. агрессии, отвлекавшей верующие массы от клас. борьбы, и орудием подавления нар. восстаний. В новое и новейшее время Д. часто по наущению англ. колонизаторов (в Иране, Ср. Азии, отчасти на Сев.

Кавказе) и герм. империалистов (в Турции во время 1-й мировой войны) использовался реакц. феод. кругами в антинар. целях. Однако в нек-рых мусульм. странах Д. служил идеологич. выражением стихийной борьбы нар. масс против колонизаторов (напр., в Судане в кон. 19 в., в Ливии в 10-20-х гг. 20 в.

, во время Иракского восстания 1920, в Омане после 2-й мировой войны).

М. С. Лазарев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

усилие, борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать для этого свои материальные средства, умственные способности и все свои силы. В случае крайней необходимости необходимо подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры.

Джихадом является также борьба со своими духовными, или с социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.). Таким образом, джихад–это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии Аллаха и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха. В Исламе джихад является обязательным (См.

Фард), так как о нем говорится в Коране: – «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас–зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете» (2: 216); – «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха» (2: 193); – …

объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами все [вместе] (9: 36). Обязанность по ведению джихада может возлагаться как на определенную часть мусульман (фард аль–кифая), если они способны защитить честь и достоинство остальных мусульман, так и на каждого мусульманина в отдельности (фард аль–айн), если в этом есть необходимость.

Целью джихада является утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Причем джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа других людей или захвата и порабощения различных народов. Его проведение необходимо, чтобы устранить в обществе пороки и восстановить справедливость. Не ведется также джихад для насильственного обращения в Ислам.

Необходимо ознакомить людей с положениями религии и создать условия для того, чтобы Ислам могли принять те, кто этого пожелает. Во время войны, перед началом сражения, мусульмане обязаны сделать все от них зависящее, чтобы не допустить кровопролития.

Для этого необходимо: а) Предложить противнику принять Ислам; б) Если это предложение будет отвергнуто, необходимо предложить ему выплатить джизья, в обмен на защиту от мусульман (См. Джизья). Сражение можно начинать в случае отказа противника принимать эти условия.

Вести войну можно только при наличии у мусульман военной и политической организации (государства), и при отсутствии каких–либо договоренностей с противоборствующей стороной. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население. Необходимо гуманно относиться к военнопленным. Если противник предложит мир, то нужно склоняться к миру.

Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле этого смысла означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в аяте Корана: «Верующие–это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха.

Онито и есть искренние [верующие]» (49: 15). Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада. В частности существуют следующие виды джихада: 1. Джихад против своих пороков.

Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Когда пророк Мухаммад вернулся из похода на Табук, он сказал: «…мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

То есть он назвал военный поход малым джихадом, а борьбу с пороками–великим. В другом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведет борьбу со своими пороками» (Тирмизи, Джихад 2). 2. Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству.

Поэтому этот процесс также расценивается в качестве джихада: «Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (16: 125). 3. Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества, недвижимости.

Истинные мусульмане не должны жалеть своих средств, которые даны им Аллахом для развития мусульманского общества. Об этом виде джихада говорится во многих сурах Корана, например: «Воистину, те, которые уверовали, переселились [из Мекки в Медину] и не щадили ни своего имущества, ни своей жизни ради дела Аллаха, а также те, которые дали [мухаджирам] убежище и помогли им,–они и есть помощники друг другу» (8: 72). 4. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в Исламе. Об этом говорилось ранее. Мусульмане, участвующие в войнах называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами (См. Шахид). Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (См. Гази).

Источник: Исламский энциклопедический словарь

Источник: http://interpretive.ru/termin/dzhihad.html

Джихад, его виды и история, афганские моджахеды в Сирии, в России на Кавказе и в Чечне

В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий.

Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.

Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.

Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам.

Увы, это является правдой.

У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.

Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма.

По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика.

Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.

В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков.

Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад.

Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Читайте также:  Президенты и правители грузии: как народ получил долгожданную свободу и что из этого вышло

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад.

К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось.

Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру.

Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести.

Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед.

Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.

Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.

Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.

Источник: https://MilitaryArms.ru/armii-mira/chto-takoe-dzhixad/

Понятие джихада в исламском вероучении

В современных реалиях довольно-таки часто мы сталкиваемся с термином «джихад», которое в медиа-пространстве, как правило, предстает исключительно в негативном ключе. Что же собой представляет джихад на самом деле? 

Арабское слово «джихад» в переводе означает «борьба на пути Всевышнего». То есть джихад мы можем определить как борьбу, которую верующие ведут на пути Аллаха. В связи с этим возникает вопрос, с кем или с чем ведётся данная борьба, в каких условиях и какими средствами. 

Мусульманскими богословами выделяется два вида джихада: большой и малый.

В понятие большой джихад, который также именуют духовным, вкладывается духовная борьба человека со своими пороками и недостатками, а также оказание духовной поддержки на данном пути своим единоверцам.

Каждый мусульманин должен быть вовлечён в большой джихад, так как у каждого человека имеются определённые недостатки, связанные с его характером, мировоззрением и так далее.

Усердствуя на пути Господа, верующий, тем самым, обретает довольство Аллаха и получает награду от своего Творца. 

В одном из хадисов говорится: «Я гарантирую дом в окрестностях Джанната (Рая) для того, кто оставил ссору, хотя он был прав. Я гарантирую дом в центре Джанната тому, кто оставил ложь, даже если это была шутка. Я гарантирую дом на высших степенях Джанната тому, кто стремится улучшить свой характер» (Абу Дауд). 

Большой джихад также можно подразделить на несколько видов: 

  • Джихад сердца – индивидуальная внутренняя борьба человека со своими пороками. Данный вид джихада требует наибольшего усердия со стороны верующего, так как сложнее всего, зачастую, бороться именно со своими внутренними недостатками. 

Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Самые любимые и близкие для меня в День Суда будут те из вас, у кого наилучший характер» (хадис привёл ат-Тирмизи).

  • Джихад руки – действия верующего, направленные на воспрепятствование совершению какого-либо греховного деяния другим верующим. Совершая джихад руки, верующий мешает своими действиями другому человеку совершить какой-либо грех, тем самым уберегая его от запретного и обретая награду для себя.

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Помогайте своему брату обидчику или обиженному». После чего один человек спросил о том, как можно помочь человеку, который является злодеем, на что Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Не давать совершить ему злой поступок – это и есть помощь» (Бухари).

  • Джихад языка – действия верующего, направленные на словесное предостережение и просвещение (дагват) других людей. Совершая джихад языка, человек пытается словами убедить другого отказаться от совершения греховного, приводя ему доводы и аргументы в защиту своей позиции.

В одном из хадисов говорится следующее: «Твоя улыбка брату мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака…» (ат-Тирмизи).

Наряду с духовным джихадом, выделяется также малый джихад, который иногда именуют как «джихад меча» и «священная война». Малый джихад – вооружённая борьба, которую ведут верующие с напавшими на них агрессорами. Однако в каком случае дозволяется ведение войны с противниками? 

Следует отметить, что агрессия в исламе категорически запрещена. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Верующий – это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи).

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны и защиты своей Родины, семьи мусульманин наделяется правом защищать себя и своих близких. Именно такая борьба именуется малым джихадом. В Священном Коране говорится: 

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

Таким образом, следует осознавать, что вооружённая борьба является дозволенной лишь в том случае, когда мусульманам угрожает опасность и они вынуждены встать на защиту своей семьи или своей страны.

Достоинство джихада

Ведение духовного джихада, будучи повелением Господа, несёт в себе множество благ для людей как в мире нынешнем (так как он способствует морально-нравственному совершенствованию человека), так и в мире вечном (поскольку верующий, по воле Аллаха, за своё усердие обретёт награду от своего Господа).

В жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.), приведённом Абдуллой ибн Масудом, говорится: «Однажды я спросил посланника Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Молитва, совершаемая в установленное для неё время».

Я спросил: «А потом какое?» На что получил ответ: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А потом какое?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха» (Бухари, Муслим, Ахмад).

По мнению подавляющего большинства богословов, здесь подразумевается именно большой джихад.

Кроме того, как сказано об этом в одном из хадисов, «дела, совершаемые на пути Аллаха, лучше мира этого и всего того, что в нём есть» (Бухари). Таким образом, любое усердие на пути Господа миров, которое является составной частью большого джихада, несёт в себе множество благ, которые способны привести человека к счастью в обоих мирах. 

Источник: https://www.islam.global/verouchenie/vera/ponyatie-dzhikhada-v-islamskom-verouchenii/

ДЖИХАД

0 комментариев

ДЖИХАД (от араб. «усилие») — в исламской догматике — борьба за веру.

Зна­че­ние ме­ня­лось с раз­ви­ти­ем му­сульманского об­ще­ст­ва.

Ко­ран со­дер­жит про­ти­во­ре­чи­вые ука­за­ния о джихаде, от­ра­жаю­щие по­ли­тическуб так­ти­ку му­сульманской об­щи­ны, ме­няв­шую­ся в раз­ные пе­рио­ды дея­тель­но­сти Му­хам­ме­да в Мек­ке и Ме­ди­не: из­бе­гать от­кры­то­го воо­руженного столк­но­ве­ния с не­му­суль­ма­на­ми, скло­няя их к ис­ла­му «муд­ро­стью и хо­ро­шим уве­ще­ва­ни­ем»; вес­ти обо­ро­нительную вой­ну с вра­га­ми ис­ла­ма; на­па­дать на не­вер­ных, но не во вре­мя свя­щен­ных ме­ся­цев му­сульманского ка­лен­да­ря; вое­вать с ни­ми все­гда и вез­де.

Позд­нее зна­че­ние джихада бы­ло диф­фе­рен­ци­ро­ва­но в му­суль­ман­ском пра­ве. «Ве­ли­ким джихадом» при­зна­но ду­хов­ное са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ние му­суль­ма­ни­на, «ма­лым джихадом» — вой­на с не­вер­ны­ми в за­щи­ту и за рас­про­стра­не­ние ис­ла­ма.

Му­сульманские пра­во­ве­ды раз­ра­бо­та­ли бо­лее дроб­ную гра­да­цию: внутреннего «джихада серд­ца» с дур­ны­ми на­клон­но­стя­ми; «джихада язы­ка», или об­щественный за­прет по­ри­цае­мых и по­ощ­ре­ние одоб­ряе­мых по ша­риа­ту дей­ст­вий; «джихада ру­ки» в ка­ра­тель­ной дея­тель­но­сти му­сульманского го­су­дар­ст­ва про­тив пре­ступ­ни­ков и на­ру­ши­те­лей ис­лам­ской нрав­ст­вен­но­сти; «джихада ме­ча» как воо­руженную борь­бу с не­вер­ны­ми, в ко­то­рой пав­шим му­суль­ма­нам уго­то­ва­но веч­ное бла­жен­ст­во в раю (см. Ша­хид). Су­физм дал джихаду мис­тическое ду­хов­ное ис­тол­ко­ва­ние.

Обя­за­тель­ность воо­руженного джихада ос­па­ри­ва­лась уже в ран­нем ис­ла­ме. Суфь­ян ас-­Сау­ри (715-777 или 778) ре­ко­мен­до­вал его лишь в слу­чае на­па­де­ния внеш­не­го вра­га. В Но­вое вре­мя эту точ­ку зре­ния при­ня­ли ба­би­ды и ах­ма­дие.

Клас­сическое му­сульманское пра­во ос­во­бо­ж­да­ло от уча­стия в джихаде не­со­вер­шен­но­лет­них, жен­щин, боль­ных и не­мощ­ных, ума­ли­шён­ных, слуг, не­иму­щих, не­спо­соб­ных при­об­ре­сти во­ен­но­го сна­ря­же­ния, долж­ни­ков, не по­лу­чив­ших раз­ре­ше­ния от кре­ди­то­ров, и луч­ших му­сульманских учё­ных. Объ­ек­та­ми воо­руженного джихада слу­жи­ли внут­рен­ние и внеш­ние вра­ги му­сульманского со­об­ще­ст­ва, ве­ро­от­ступ­ни­ки, не­му­суль­ма­не, от­ка­зы­вав­шие­ся пла­тить джи­зию, при­тес­ни­те­ли и раз­бой­ни­ки. Во вре­мя джихада бы­ло за­пре­ще­но уби­вать не­со­вер­шен­но­лет­них и жен­щин, а так­же про­тив­ни­ков, не сра­жав­ших­ся про­тив му­суль­ман. Взрос­лых муж­чин, взя­тых в плен, по ша­риа­ту мож­но каз­нить, ос­во­бо­дить за вы­куп или про­дать в раб­ст­во, но нель­зя под­вер­гать му­че­ни­ям. По во­про­су об унич­то­же­нии иму­ще­ст­ва про­тив­ни­ка в джихада ме­ж­ду му­сульманскими пра­во­ве­да­ми нет един­ст­ва.

Вы­рос­шая из до­ис­лам­ско­го обы­чая на­бе­гов бе­ду­ин­ских пле­мён (см.

Га­за­ват), прак­ти­ка джихада в сред­ние ве­ка ос­вя­ща­ла тер­ри­то­ри­аль­ную экс­пан­сию му­сульманских го­су­дарств, а с эпо­хи ко­ло­ни­аль­ных за­вое­ва­ний на му­сульманском Вос­то­ке в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя ста­ла по­ни­мать­ся как обо­ро­нительное дей­ст­вие. Джихад не раз слу­жил ло­зун­гом ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го со­про­тив­ле­ния. Идеи джихада ши­ро­ко ис­поль­зу­ют ра­ди­каль­ные и тер­ро­ри­стические ис­лам­ские ор­га­ни­за­ции.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Читайте также:  Пистолет colt m1911: история его создания, описание и характеристики

Литература

  • ал-Джи­хад фи-л-ис­лам. Ка­ир, 1967
  • Peters R. Islam and colonialism: the doctrine of Jihad in modern history. The Hague, 1979
  • Schwartz W. Giha̅d unter Muslimen // Stu­di­en zum Minderheitenproblem in Islam. Bonn, 1980. Bd 6

Статью разместил(а)

Личман Георгий Евгеньевич

редактор

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dzhikhad

Что такое джихад

Джихад  дословно переводится с арабского как «усилие». В широком смысле это усердие, которое должен проявлять мусульманин на пути Аллаха.

Усилие может проявляться в работе, учебе, помощи близким. Борьба с пороками,  устранение социальной несправедливости также считаются проявлениями джихада. Вершина ислама: отдача всех своих сил во имя благого пути.

Джихад бывает двух видов – большой и малый. Большой джихад – борьба с самим собой, собственными пороками. Малый – внешняя борьба. Большой в исламе всегда ставится выше малого.

Любое решение в исламе, имеющее правовой статус, выносится одним из главных духовных лиц – муфтием (высшее духовное лицо), факихом (богослов-юрист) или улемом (ученый-знаток ислама) после высшего духовного собрания. Такое решение называется фетва. Фетва всегда опирается на главный кодекс ислама – шариат. Она состоит из введения, постановки проблемы и решения по этому вопросу.

Решение об объявлении джихада не может обходиться без ссылок на Коран. Основной мотив – наличие реальной «борьбы за веру», притеснений мусульман и насильственного принуждения к отказу от веры.

Малый джихад объявляли России различные организации, религиозные и политические деятели мусульманского мира. Еще в XVIII веке Шейх Мансур, чеченский имам, объявлял газават России во время Кавказской войны.

Дагестанский священник Гази-Мухаммад, а также Имам Шамиль в XIX веке также вели войну с Россией под знаменем джихада.

В XX веке джихад России объявляли чеченские боевики Шамиль Басаев и Ахмат Кадыров (1994-1996 гг.), однако после Хасавюртовских соглашений он был отменен. Джихад объявляли международные организации исламских боевиков «Талибан» и «ИГИЛ» (террористическая организация, ее деятельность запрещена на территории России).

Джихад не стоит путать с газаватом – (изначально) военными походами с участием пророка Мухаммеда. В переводе «поход», «набег», «нашествие».

Позднее газаватом стали называть военные походы по распространению ислама вообще – «священную войну».

Газават называют «джихадом меча», в отличие от «джихада сердца» — борьбы с собственными пороками или «джихада руки» — охраны жизни и защиты от агрессии. Существует и «джихад познаний» — изучение наук и эрудиция.

Черное полотно с белыми каллиграфическими арабскими буквами, составляющими надпись «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Используется различными организациями, объявляющими «священную войну» (по сути, газават, разновидность малого джихада). Иногда сопровождается изображением меча.

Во время военного джихада ислам запрещает убивать людей, обслуживающих военных, женщин, стариков, детей, мирных граждан и священнослужителей.

Отменить джихад может только собрание высших духовных лиц, которое постановит считать задачи джихада выполненными или установит вредный характер джихада, не выполняющий своих истинных целей. Для этого собрание выносит отдельную фетву.

Проявлениями первого малого джихада стали походы Мухаммеда на различные города Аравийского полуострова в 20-х годах VII века, нападения на караваны курайшитов – древнего правящего племени Мекки.

Источник: http://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-dzhikhade/

Что такое джихад? Религиозные войны. Ислам :

Слово «джихад», являющееся исламским религиозным термином, на самом деле имеет довольно широкий комплекс смыслов. Чаще всего люди воспринимают его как обозначение священной войны, но и здесь все может быть не так однозначно.

И все же что такое джихад? Некоторые мусульманские теологи уверяют, что это понятие имеет мирное значение. Чтобы понять истинный смысл слова «джихад», необходимо проанализировать этот термин в контексте его исторического развития.

Неоднозначность понятия

Как уже говорилось, многие современные мусульманские богословы склонны утверждать, что термин джихад носит мирный характер, а его цель – это, скорее, духовная борьба, нежели физическая война.

Но тут сразу вспоминаются религиозные войны Средневековья.

Результатом крестовых походов стало распространение джихада именно в значении «священной войны», когда мусульмане были вынуждены обороняться от крестоносцев, стремившихся захватить Святую землю, населенную последователями пророка Мухаммеда.

Понятие джихада практически невозможно охарактеризовать однозначно, ведь оно имеет свое историческое развитие. В зависимости от места и времени, а также от того, как понимают и трактуют этот термин отдельные люди и лидеры мусульманской общины, он может приобретать несколько различное значение.

Значение слова «джихад» в Коране

Смысл его – это борьба. Но какая это борьба, и что такое джихад в данном контексте? В исламской литературе весьма часто встречается вот какая более расширенная форма определения этого слова: джихад – это борьба на пути Аллаха.

Изучив Коран, можно увидеть, что примерно в 275 из более чем 6 тыс. аятов речь в том или ином смысле идет о борьбе, войне и т. п. Слово «джихад» используется лишь 41 раз, при этом во многих случаях оно явно не имеет какого-либо агрессивного смысла. Примером может служить фраза «al-jihad bi anfousikoum», которая переводится как «борьба с упрямством своей души».

Проведя более подробный анализ употребления слов с корнем -jhd в Священном Писании мусульман, можно сделать следующий вывод: в шести случаях его использования джихад означает борьбу за Бога, при этом она явно не имеет насильственного характера.

В большинстве случаев это борьба несколько другого смысла – за свое имущество или землю. И лишь в двух примерах слово «джихад» можно трактовать как призыв к борьбе против неверующих, с суровостью по отношению к ним.

Тем не менее исламский джихад сегодня в основном воспринимается именно в контексте этих двух последних случаев.

Использование слова в других источниках

В иных источниках исламского богословия, некоторые из которых пользуются значительным авторитетом, джихад довольно часто трактуется как средство вооруженной борьбы.

Причиной тому может быть то, что эти источники формировались в период противостояния халифата и европейских христианских государств, отчего понятие «джихад» зачастую приобретает на их страницах агрессивный и воинственный оттенок.

Стоит отметить, что большинство исламских теологов и богословов понимают смысл джихада в первую очередь именно в военном контексте. Мусульманское общество, на которое распространяется их влияние, может воспринимать его в значении войны против неверных, в то время как правильней было бы понимать это как необходимость бороться с самим собой и своими страстями.

Джихад как служение высшей цели

Столпы ислама в их классическом варианте не включают в свое число джихад. Однако некоторые религиозные группы склонны добавлять борьбу с собственными страстями к пяти столпам ислама, а самые радикальные из них считают своим долгом использовать его в качестве борьбы против неверных.

Здесь же прослеживается заметное превосходство джихада – иногда его приравнивают по значимости и даже ставят выше таких важных вещей, как молитва или строгий пост. Он становится духовным действием, равного которому нет ничего в мире, совершающий его заслуживает материальных благ и даже освобождается от некоторой ответственности, а погибший во время него должен немедленно войти в рай.

При этом важно понимать, что джихад – священная война, в которой нет места корысти или еще каким-либо личным интересам. Совершать его – значит служить Аллаху, возвеличивая его имя и всецело посвящая себя высшим идеалам.

Виды джихада

Современные мусульманские богословы, ссылаясь на своих предшественников, считают, что существует несколько разновидностей джихада. Так, его можно условно разделить на четыре вида:

  • Джихад сердца – это борьба с самим собой, противостояние собственным страстям и наклонностям.
  • Джихад языка. Совершается с помощью проповеди, слова. Здесь можно привести пример пророка Мухаммеда, который, прежде чем брать в руки меч, мирно проповедовал неверующим свое слово.
  • Джихад руки — исполняется посредством наказания преступников. Закон для этого существует только один – это шариат.
  • И наконец, джихад меча — само собой, осуществляется путем ведения вооруженной борьбы. По этой причине и могут вестись религиозные войны.

Первые три вида джихада, основанные на нравственных принципах, относятся к группе «большого призыва». Борьбой, в прямом смысле этого слова, можно называть только джихад меча, который относится к «малому призыву».

Условия для призыва к реальной борьбе

Призыв к джихаду меча должен иметь веские основания, назовем причины, по которым это возможно:

  • Против ислама имеет место замысел, который носит явно агрессивный характер. Подобные условия также могут стать причиной призыва к джихаду сердца в случаях, когда посягательства на ислам осуществляются в духовной сфере.
  • К исламскому государству и мусульманской общине, умме, применяется военная сила, происходит открытая агрессия, вторжение.
  • Джихад личного характера, когда существует вероятность убытков, потери имущества, территории.

Некоторые исламские богословы уверены, что в случае реальной военной угрозы со стороны неверных каждый мусульманин, способный держать в руках оружие, обязан встать на защиту государства.

Роль главнокомандующего выполняет правитель страны – никто, кроме него, не имеет права объявить или закончить джихад, и только он обладает полномочиями заключать мирный договор или какое-либо другое соглашение.

О мусульманском праве

Мусульманское представление о мире имеет множество особенностей и аспектов, свойственных исключительно исламу. Только разобрав их, можно понять, что такое джихад и какова суть причин призыва к нему.

В первую очередь нужно отметить, что исламскому праву свойственно делить мир на разные зоны, имеющие свой особый статус. Так, дом ислама — или «дар аль-ислам» – это территории, на которых проживают мусульмане и где действует шариат. Все остальные земли, на которых проживают неверные – это дом войны, по-другому «дар аль-харб». Исходя из этих условностей и проводится политика джихада.

В чрезвычайных условиях мусульманское общество должно беспрекословно подчиняться своему лидеру, что дает ему определенные возможности для манипулирования. Отсюда получается, что значение термина «джихад» находится в абсолютной зависимости от мнения правителя.

Взаимосвязь между формами джихада

Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость.

И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм.

Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.

Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению.

Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить.

Для этого и нужен шариат — свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.

Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.

Награда совершающему джихад

Чтобы понять, что такое джихад и какое значение он имеет для мусульманина, не будет лишним упомянуть о том, что совершающий его заслуживает награды, которая может быть двух видов: духовной и материальной.

Как уже говорилось, участие в джихаде означает, что в случае своей гибели мусульманин становится шахидом (мучеником).

Это, в свою очередь, гарантирует ему возможность немедленно попасть в рай, где он вправе занять достойное место.

Материальная награда – это те земные блага, имущество, которое удастся захватить у врага в ходе боевых действий.

В этом случае важно понимать, что джихад не должен быть средством для личной наживы, а награда подразумевается как поощрение, как нечто второстепенное или побочное. Другими словами, мусульманин имеет право завладеть имуществом поверженного противника.

Но джихад совершается не для этого. В противном случае это всего лишь газу – грабительский набег, не содержащий духовного контекста.

Война или все-таки борьба?

Что касается военных действий, то в исламской исторической литературе для их обозначения применяются слова «харб» или «киталь», поэтому термин «джихад» было бы правильней понимать как борьбу определенного рода.

Читайте также:  Американская магазинная винтовка springfield m1903

При этом данное слово имеет некий духовный и даже сакральный оттенок.

Священный джихад – это борьба, проводимая исключительно с целью защиты ислама, ограждения внутренней веры каждого отдельного представителя уммы от всякого негативного воздействия.

Джихад является объединяющим средством, он выступает гарантом защиты абсолютных и непреложных истин и догм ислама, ограждая как все общество в целом, так и каждого отдельного человека от посягательств любого рода.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие «джихад» не обязательно должно нести агрессивный или негативный смысл. Все гораздо сложнее.

Даже флаг джихада, как бы угрожающе он ни выглядел, является всего лишь надписью на черном фоне (иногда на зеленом), гласящей «нет бога, кроме Аллаха».

Меч, изображающийся на этом знамени, символизирует борьбу, которая, как уже не раз говорилось, не всегда может вестись путем применения реальной военной силы.

Радикальные исламисты, использующие термин «джихад» для обозначения своих действий, которые, к сожалению, иногда сопряжены с кровью и смертью, попросту манипулируют значением этого слова, истолковывая его по-своему.

Весьма часто это делается с подачи авторитетных исламских духовных лидеров. Поэтому если вам довелось услышать о джихаде из уст умеренных мирных мусульман, то, скорее всего, нет повода для беспокойства.

Что касается агрессивно настроенных мусульман, то разве имеет значение то, какими словами они обозначают свою деятельность?

Источник: https://www.syl.ru/article/201834/new_chto-takoe-djihad-religioznyie-voynyi-islam

Что такое джихад?

Что такое джихад?

В Священном Коране слово джихад употребляется довольно часто. На сегодняшний день почти все люди стали бояться этого выражения. Почему? Главной причиной этого является то, что слово «джихад» начали ассоциировать с убийствами, поджогами, взрывами и другими проявлениями экстремизма и беззакония.

Но правы ли те, кто ставит знак равенства между категорией «джихад» и творящимися от имени ислама преступлениями? И не менее важный вопрос – верно ли то распространенное понимание джихада как «войны против неверных», которым его наделяют, специально или по незнанию, средства массовой информации?

Думаю, что если бы люди знали и понимали поистине прекрасный смысл этого  слова, то джихад стал бы для них самым дорогим и важным делом. С арабского слово «джихад» переводится как «борьба на пути Аллаха». Борьба со злом и несправедливостью.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разделил джихад на две категории — малый джихад и большой джихад.

Малый джихад – это борьба с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов. И это, обратите внимание, малый джихад.

Большой джихад мусульманина – это борьба со своим нафсом или своим внутренним «я». Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами – борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств.

Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира. Однаджы к пророку Мухаммаду подошел один человек и попросил его, чтобы его взяли в поход против врагов. Пророк спросил его: «А живы ли твои родители?» Тот ответил: «Да, живы».

Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и осуществи джихад заботясь о них и ухаживая за ними».

Как же сегодня нуждается наше общество в таком джихаде! Сколько детей бросают своих родителей в старости, оставляют их в домах престарелых, не понимая, какой пример они подают своим детям.

Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь честным трудом, обеспечивать свою семью относиться к ним наилучшим образом, воспитывать своих детей так, как указывает на это Аллах и Его посланник.

Это и есть повседневный джихад настоящего мусульманина.

Как говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «наилучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье, и я самый лучший из вас, кто хорошо относится к своей семье».

Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – это джихад?!! НЕТ! Это не джихад на пути Аллаха, а джихад на пути сатаны! Мы не можем называть таких людей мусульманами. Мусульмане не подрывают себя, а также невинных людей. Потому что самоубийство – это смертный грех перед Аллахом.

Самоубийство, повлекшее гибель ни в чем не повинных людей – это ужасное и жестокое преступление против государства, против народа и, конечно же, против ислама. Можем ли мы называть таких людей шахидами? Ведь шахид – это не смертник, а мученик за веру.

Шахид не убивает себя, а умирает за веру, защищая религию, семью и страну.

В последнее время участились поджоги христианских церквей и молельных домов. Мы, мусульмане, очень обеспокоены этим. Мы уверены, что это не могли сделать мусульмане, более того, мы вообще сомневаемся, что это могли сделать люди, верующие в Бога.

Однажды пророка Мухаммада спросили: «Кто такой мусульманин?» Он ответил: «Мусульманин – это тот человек, который не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками».

Это значит, что мусульманину запрещены сквернословие и грубость и, тем более, запрещены действия, наносящие вред кому-либо.

Джихад не ведется против своего народа и граждан своей страны. Это не джихад, это страшное преступление.

Если человек убивает себя привязав к себе бомбу и тем самым убивает ни в чем не повинных людей – это двойное преступление и нет этому никакого оправдания! Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас не убивать себя и не убивать невинных людей.

Если кто-нибудь прольёт кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете, а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле. Жизнь человека ценна и неприкосновенна перед Всевышним Аллахом.

Я призываю верующих к сплотиться против наших общих врагов в эти непростые времена. Молю Аллаха даровать нам терпения, мудрости в делах и победу над недоброжелателями.

С уважением имам-хатыйб мечети с. Зиреклы Новошешминского района РТ Ильяс хазрат Сулейманов.

Источник: https://islam-today.ru/veroucenie/cto-takoe-dzihad/

Джихад

Джихад одно из предписаний Ислама, опирающееся на Коран (например, сура 9, стих 29), согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести «священную войну» против «неверных». По учению о Д., разработанному мусульманскими законоведами, весь мир делится на «область ислама» (или «область веры») и «область войны» (страны, населённые немусульманами — «неверными»).

Идея Д. широко использовалась правящими слоями мусульманских феодальных государств для разжигания фанатизма и сплочения мусульман под флагом религии. Лозунги Д. часто применялись и против «внешних врагов».Иногда, в условиях борьбы против колонизаторов, призывы к Д. служили интересам оборонительной войны и о…Джихад`Большой энциклопедический словарь`ДЖИХАД (араб.

— священная война — война за веру; букв. — усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.Джихад`Средневековый мир в терминах, именах и названиях`Джихад (араб. рвение, старание) — по Корану, священная война за ислам. Павшие в д.

сразу и навсегда попадают в рай, их не коснется страшный суд во время конца света. Лозунг д. сыграл важную роль в араб, завоеваниях, он активно использовался правителями мусульманских государств. Однако уже в Средневековье появились толкования д. как духовного самоусовершенствования на пути к Аллаху.Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь Е. Д.

Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик 1999Джихад`Религиозный словарь`В исламе священная война во имя Аллаха. В Коране и Сунне различают две категории врагов ислама. Это «многобожники», окончательно заблудшие и погибшие, и «люди Писания», т.е. христиане и иудеи, почитающие Библию, в какой-то мере заблюждающеся, но все же близкие к истине.

Первыю категорию Коран призывает истреблять и оставлять в живых только в случае принятия ими ислама, мнение же о второй группе достаточно противоречиво.Джихад`Словарь синонимов`джихад усердие, священная война, газаватСловарь русских синонимовДжихад`Энциклопедия Брокгауза и Ефрона`Джихад (араб.) — название религиозной войны у мусульман. Первоначально Д.

означало только воззвание к неправоверным о принятии ислама. Д. не дозволен против тех, с кем магометанский государь прежде заключил мирный договор. В Д. обязан участвовать всякий способный носить оружие мусульманин. Павший в бою почитается мучеником, которого ожидают в раю награды, подробно описываемые в Коране и народных легендах.Ср. Baillie.

«Of Jihad in Mohammedan law» (1871).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907Джихад`Толковый словарь Кузнецова`джихад ДЖИХА́Д -а; м. [от араб. jihād — столкновение, борьба] У мусульман: предписанная Кораном священная война против неверующих, язычников с целью распространения ислама; газават.

Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998Джихад`Энциклопедия Кольера`(араб. «усердие») обычно толкуют как борьбу против безбожников и врагов мусульманского государства и общины. Как сугубо исламское явление джихад в ранней исламской истории был непосредственно связан с необходимостью вооруженной борьбы за новую веру.

Вместе с тем достаточно рано возникла концепция двух джихадов, малого («джихада меча») и большого («джихада сердца»), отдающая предпочтение ненасильственному толкованию понятия «джихад» и основывающаяся на некоторых хадисах. Во время войны власти всегда обращались за поддержкой к религии, но религиозные мотивы все же имели второстепенное значение.

В период упадка Османской империи в 19 и начале 20 вв. организованный джихад был нежелателен по политическим соображениям. В 1914 государство в последний раз использовало джихад как собственно религиозное явление. Османская Турция, выступая в союзе с немусульманскими странами, официально призвала верующих воевать против Антанты.

Единственными мусульманскими правителями, откликнувшимися на этот при…Джихад`Толковый словарь Ефремовой`м. Священная война, объявляемая мусульманами иноверцам; газават.Джихад`Русское словесное ударение`джихадджиха́д

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. М.В. Зарва. 2001.

ДЖИХАД`Словарь кроссвордиста`1. Борьба за веру в исламе.2. Как мусульмане называют борьбу, которую каждый мусульманин обязан вести против своих недостатков?3. Священная война мусульман против иноверцев.

Джихад`Энциклопедия культурологии`ДжихадДжихадсвященная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

джихад`Русский орфографический словарь`джихад

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

Джихад`Советская историческая энциклопедия`(араб., букв. — старание, рвение, борьба) — «священная война», в к-рой по предписаниям Корана (не вполне ясным и противоречивым) полагается участвовать каждому боеспособному мусульманину. В мусульм. праве — шариате — только нек-рые правоведы считали Д. безусловно обязательным, рассматривая его как одну из осн. обязанностей мусульманина.

В ср. века и новое время одни мусульм. богословско-юридич. авторитеты полагали, что Д. — наступат. война в целях расширения терр. мусульм. гос-в и обращения иноверцев в ислам; другие считали Д. только оборонит. войной. В условиях упадка феод. мусульм. гос-в (Турции, Ирана, Могольской Индии и др.) Д., как проявление религ. фанатизма, служил средством внеш.

агрессии, отвлекавшей верующие массы от клас. борьбы, и орудием подавления нар. восстаний. В новое и новейшее время Д. часто по наущению англ. колонизаторов (в Иране, Ср. Азии, отчасти на Сев. Кавказе) и герм. империалистов (в Турции во время 1-й мировой войны) использовался реакц. феод. кругами в…Джихад`Политология. Словарь.`Джихад (араб. священная война, война за веру; букв.

усердие, рвение)предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И.

2010Джихад`Современная энциклопедия`ДЖИХАД (арабское — священная война, война за веру; буквально — усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее применение любых средств для его распространения и утверждения, вплоть до так называемой «священной войны» против иноверцев (газават).

Джихад`Исторический словарь`— священная война против иноверцев, предписанная исламом и позволяющая применять любые средства для его распространения и утверждения. см. также Газават.Джихад`Словарь иностранных слов`[арабск.] — то же, что ГАЗАВАТ.(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

Источник: http://endic.ru/islam/Dzhihad-154.html

Ссылка на основную публикацию