Чинкуэда: история итальянского оружия

Клинок Чинкуэда

Каждый вид холодного оружия присутствует в определенной эпохе, историческом отрезке времени. Чинкуэда – кинжал, пришедший «ниоткуда» и исчезнувший «никуда» за один век. Столетие оружие было популярно не только у дворян, но и обычных бродячих торговцев или простолюдинов, ведь его использование не подразумевало наличие специальной подготовки.

Происхождение

Первый аналог, имеющий аналогичную конструкцию, был найден археологами. В ходе исследований было установлено, что клинок был изготовлен около 2000 лет назад, до времен Средних веков.

История Чинкуэды (второе название – «Чинкведеа», что в переводе с итальянского означает «божественная пятерня)» начинается в 1460 году, в Италии. Ровно через столетие клинок потерял актуальность.

Оружейники не могут дать вразумительный ответ, что могло подвигнуть мастера на создание столь неординарного оружия.

Но клинок, за один век своей популярности доказал, что может защитить простолюдина в вечернее время, на небезопасной улице.

Во времена рыцарей использовались широкие мечи, но к середине 15 века, вошла мода на тонкие и грациозные клинки. Приблизительно в это время появились первые шпаги и рапиры. Историки предполагают, что появление шпаги заставило выйти из моды Чинкуэду.

Северо-итальянская знать быстро адаптировалась к оружию, и высокопоставленные лица носили клинок в качестве аксессуара. В Италии присутствовало множество любителей диковинок, которым кинжал пришелся «по вкусу».

Вооружение знати весомо отличалось от клинка, используемого простолюдинами и бродягами. Рукоять и ножны изготавливались в тон официального костюма. На рукояти присутствовала печать или личный знак владельца. Гарда изготавливалась из золота, на лезвии присутствовала позолоченная рисовка.

На лезвие особо дорогих кинжалов мастера наносили целые композиции, ведь ширина клинка у основания составляла 8 сантиметров, что позволяло выгравировать картину.

Если лезвие достигало в длину свыше 50 сантиметров, то изготавливали двуручную Чинкуэду, чтобы компенсировать вес орудия. Устойчиво удерживать тяжелый клинок за короткую рукоять было невозможно.

Кинжал распространился по Европе, и к концу 15 века появился в Германии, Англии и Испании. «Закат» оружия был одновременно во всех странах. Это означает, что в Германии оружие было популярным 40-50 лет.

Особенности конструкции

Строение кинжала можно сопоставить с коротким мечом. Треугольное лезвие, одноручная или двуручная рукоять. Но Чинкуэда имеет массу характерных лишь этому орудию сторон.

Рукоять изготавливали из дерева или слоновьей кости. Преимуществом выступало наличие специальных отверстий для пальцев. Лезвие изготавливалось в виде треугольника из обычного железа. Ширина у основания варьировалась от 6 до 10 сантиметров, длина – 40-60 сантиметров. В принципе, это был стандартный короткий меч.

Единственной модификацией, произведенной за 10 лет до выхода из моды кинжала, считается зазубренные края. Эта особенность позволяла наносить рваные раны, зачастую с последующим летальным исходом.

Оружие использовалось всеми: от дворцовой знати до простого люда. Среди версий появления на свет этого орудия прослеживается высокая заинтересованность к античной культуре. Об этом свидетельствует строение рукояти, присутствующие у древних греков.

Источник: https://oruzhie.guru/holodnoe/klinok-chinkueda

Блоги / Diletant.media: Холодное оружие. Чинкуэда

История чинкуэды начинается лишь во второй половине XV века, не ранее 1460 – 1470-х годов. При этом уже приблизительно через сто лет, во  второй половине века XVI она выходит из моды.

По словам известного оружиеведа Экварта Окшотта, не совсем понятно, что сподвигло итальянских мастеров на  создание такого кинжала: в целом он выбивается из тенденции изготовления клинкового оружия, которая началась еще в средние века, однако всего за сто лет своей наибольшей популярности чинкуэда приобрел славу оружия, способного защитить простого горожанина на узких и опасных улицах итальянских городов.

Действительно, со времен эпохи рыцарей широкие клинки мечей уступали место более узким, с заточенным для укола острием. Это в конечном итоге привело к появлению шпаг и рапир, ставших популярными именно в XVI веке. Чинкуэда же является чем-то средним между кинжалом и мечом.

Вместе с тем, как утверждает Окшотт, она в большей степени напоминает древнегреческие и микенские образцы. Даже перекрестьем чинкуэда, которая скошена в сторону клинка, напоминает то, что было на древних мечах.

Исследователь предполагает, что появление оружия такого типа могло быть связано как раз с возрождением интереса «к классической культуре», что проявлялось и «в скульптурах и росписях на вазах в Италии XV века».

Клинок чинкуэды мог быть абсолютно разной длины: говорят и о наличии совсем небольших образцов с лезвием не более 20 см. Однако принято считать, что в среднем лезвие этого оружия составляло от 38 до 60 см. При этом в ширину, она была чуть ли не с ладонь: например, возле перекрестья, она могла достигать 8, а то и 10 см. Отсюда и название – «длань Господня».

Действительно, cinquedea в переводе с итальянского означает «пять пальцев»: как считается, так ее называли именно за уже несвойственную для того времени ширину клинка. Одновременно с этим, лезвие имело несколько долов, которые сужались к острию.

Несмотря на это, само острие по-прежнему оставалось достаточно широким, но  пригодным для нанесения не только рубящего или режущего, но и колющего удара.

Чинкуэда в сравнении с кончаром 

Считается, что на заре производства она выполняла функции хозяйственного кинжала, но впоследствии стала одним из излюбленных орудий самообороны городского населения.

Родиной чинкуэды называют то Верону, то  Феррару (города на северо-востоке Италии). Оттуда ее популярность к концу XV  века распространилась и на остальную часть Италии, а также в Германию.

Правда, там чинкуэду называли не так изящно – «бычий язык».

Если обычные кинжалы и шпаги носили в основном на бедре, то  чинкуэду зачастую крепили на поясе за спиной с направленной чуть вниз рукоятью. В отличие от классического оружия дворян XVI века этот кинжал не был приспособлен для фехтования.

Напротив, относительно короткий, но широкий клинок должен был выполнять одну функцию – мгновенно поразить противника с одного удара. Поскольку чинкуэда была зачастую прикрыта плащом, перед тем, как выхватить оружие, мантию могли бросить в глаза в качестве отвлекающего маневра, после чего наносился удар.

Причем рана, оставленная таким клинком, могла привести к обильному кровотечению, учитывая размеры лезвия.

К началу XV века клинки стали богато украшать, что говорит о  том, что их в том числе использовала и знать. Около перекрестья чинкуэды декорировали различной гравировкой, сценами из античной мифологии, растительными орнаментами и т.д. Рукоять помимо дерева могла быть сделана из кости или цветных металлов.

Иногда в качестве декора использовались и драгоценные металлы. А вот ножны мастерили из обычной вываренной кожи. Дополнительным элементом могли стать металлические накладки.

Однако, несмотря на то, что качества чинкуэда оценили не только простые горожане, развитие клинкового вооружения, а также огнестрельного оружия, быстро отодвинуло чинкуэду на второй план. 

Источник: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2021010-echo/

Чинкуэда – кинжал средневековых вельмож и бродяг

24 мая 2017 | Категория: Италия | Метки: холодное оружие

Различные виды холодного оружия имеют свой период использования, свое назначение и свою историю.

Отличительными особенностями итальянской чинкуэды является то, что этот полумеч-полукинжал появился из «ниоткуда» и исчез в «никуда» в течение всего одного столетия и имел огромную популярность у различных слоев населения! Это холодное оружие отличалось удобством применения.

По мнению историков, первые аналоги чинкуэды появились примерно на 2 тысячелетия раньше эпохи Средних веков.

Чинкуэда – холодное оружие, представляющее собой нечто среднее между мечом и кинжалом. Его характерной чертой является наличие небольшого треугольного клинка. Чинкуэда появилась в северной Италии в середине XV столетия и активно использовалась местными жителями для самообороны на протяжении всего лишь одного века.

Конструкция ножа пришлась итальянцам по вкусу, так как не вызывала неудобств при ношении и позволяла нанести сильный удар при схватке.

Первыми хозяевами чинкуэды были флорентийцы и венецианцы, но очень быстро это оружие оценили жители других регионов Италии, французы, а немного позже и немцы, которые дали ему название «воловий язык».

Конструкция этого вида кинжала имеет много общего с коротким мечом парозониумом и древнеримским ножом пугио. Но все же есть у чинкуэды и много индивидуальных черт.

Для изготовления рукояти использовалось дерево либо кость. На ней присутствовали специальные выемки для пальцев. Рукояти чинкуэд, найденных археологами, в основных чертах аналогичны моделям рукоятей кинжалов микенского и древнегреческого периодов. Единственным большим отличием является закругленное перекрестье, изогнутое в сторону лезвия под острым углом.

Клинок, имеющий форму вытянутого равнобедренного треугольника, традиционно изготавливался из железа. В отличие от других небольших разновидностей холодного оружия клинок чинкуэды был тяжелым и имел широкое основание, соразмерное ширине ладони.

Отсюда и произошло название этого ножа, которое с итальянского переводится как «пять пальцев». К острию лезвие сильно сужается. Клинок мог иметь два, но чаще несколько долов. Общая длина меча составляла 50 – 55 см при длине клинка в 35 – 40 см; значительно реже встречались экземпляры с клинком в 15 – 20 см.

Носился нож в горизонтальном положении за спиной, чтобы можно было одним движением выхватить его и бросить в противника.

Это оружие было популярно среди различных слоев населения. В экземплярах, которые носили знатные дворяне, на рукояти зачастую присутствовала инкрустация, а на клинке – позолота и протравленный рисунок. Наилучшими мастерами гравировки являлись два итальянских мастера – Эрколе Гранди и Эрколе де Фидели. На многих артефактах до настоящего времени сохранился сложный сюжетный текстурный рисунок.

«Улучшенным» вариантом чинкуэды считалось изделие, по краям клинка которого имелись неглубокие зазубрины. Благодаря их наличию оружие становилось более опасным, смертоносным. Несмотря на это, «воловий язык» никогда не применялся в сражениях. Его носило лишь гражданское население всевозможных сословий: от королей до нищих.

Читайте также:  Новый ручной пулемет калашникова рпк-16

Об истории возникновения чикнуэды

По мнению оружейных историков, появление чинкуэды объясняется веянием моды того времени, которое заключалось в повышении интереса к классической античной культуре. В определенной степени доказательством данной версии служит уникальная конструкция рукояти, которая напоминает изделия эпох этрусков и древних греков.

В Британском музее находится артефакт, датируемый III столетием до нашей эры и являющийся единственным реальным аналогом чинкуэды. Этот кинжал найден на юге Европы. Форма его клинка как две капли похожа на клинок описываемого итальянского холодного оружия, относящегося к эпохе Ренессанса.

Удивительно, что этот кинжал и чинкуэду разделяют целых 18 столетий!

Недолгий век этого оборонительного оружия объясняется тем, что во второй половине XVI столетия чинкуэду сменили шпаги и кинжалы. Первые полюбились дворянам, а вторые нашли широкое распространение у простых людей. Но чинкуэда не была сразу же забыта – ее удобные рукояти были высоко оценены спустя несколько веков, когда их стали использовать для изготовления классических мечей.

Источник: http://ArcheoNews.ru/chinkueda-kinzhal-srednevekovyx-velmozh-i-brodyag/

Чинкведеа. Как итальянский «божественный» меч стал немецким «городским кинжалом»?

Чинкведеа характеризуется очень тонкой рукояткой и очень широким треугольным клинком. Сначала изготовлялся больше как дорогой новодел, реплика античных древнегреческих коротких мечей для тяжелых воинов — паразониума (длинного) и пугио (короткого). Чисто «для понтов», повыделываться друг перед другом. Оружие быстро стало частью одежды северо-итальянской знати.

«Чинкуэда, или чинкведеа (от итал.

„cinquedea“ — дословно „божественная пятерня“), может быть отнесен как к мечам, так и к кинжалам… Чинкуэда имеет несколько характерных особенностей, которые выделяли его среди остального клинкового оружия.

Его клинок, имеющий широкое основание (откуда и происходит его название „пять пальцев“), резко сужается к острию. Еще одной характерной особенностью является его большой вес». Источник: Википедия.

Богато украшенные короткие мечи такой своеобразной формы сначала изготовляли как украшение парадного гражданского костюма.

Каждый меч украшался тонкой рукояткой с костяными накладками (под старину, как делали оружейники Древней Греции) и позолоченной гардой (перекрестьем для защиты кисти). На дорогих экземплярах золотая насечка покрывала и часть клинка.

На очень дорогих клинках гравировались целые картины, благо ширина клинка (до 8 см) позволяла. Иногда очень длинные мечи делали двуручными, держать за тонкую рукоятку тяжеленный меч было очень неудобно.

Именно из-за этой неудобности и большого веса, спрос на такое оружие, за неполные 50 лет разошедшееся по всей Италии и большей части Франции, резко упал.

И тогда итальянские кузницы города Вероны, где ковалось это уникальное оружие, стали расширять сферу своего влияния не только на богатых дворян, но и на поднимавших голову зажиточных торговцев и ремесленников. Длину клинка стали резко сокращать, и чинкведеа стал больше напоминать не меч, а кинжал.

Но оружейники и торговцы оружием называли его по прежнему «меч», чтобы набить цену, статусную составляющую. Чтоб было всё как у богатых, итальянских нобелей и французских шевалье…

Насытив и этот рынок, итальянские оружейники ещё больше сократили длину клинка и снизили цену. Популярное, «раскрученное», хотя довольно тяжелое и неудобное, оружие стали покупать бедные и горожане и разбойники для скрытого ношения. За сто лет с начала производства в середине 15-го века длина клинка уменьшилась более чем в три раза.

Такие короткие и простые в изготовлении кинжалы изготовлялись не только по всей Италии, но и во Франции и Бельгии, поближе к потребителям, потому что вслед за Италией и Францией оружие это распространилось среди зажиточных горожан промышленных бельгийских и немецких городов. Носили такие короткие кинжальчики за спиной, чтобы можно было одним рывком выхватить и метнуть нож в противника. Чтобы не запоминать мудрёное итальянское название, его называли просто «бычий язык» из-за своеобразной формы клинка.

Как показатель статуса этот меч в Италии и Франции «убила» дворянская шпага ещё в 16-м веке, а вот городская беднота таскала тяжёлый, не совсем удобный, но крепкий и устрашающего вида «воловий язык» ещё очень долго. Есть сведения, что как средство самообороны этот своеобразный кинжал использовался жителями немецких городов до начала 19-го века.

И ещё одна историческая справка: «воловий язык» никогда не был военным оружием. Носило его только гражданское население. Но уж зато… от королей до бродяг.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/53900/

История итальянского оружия

В XV-XVI веках среди итальянцев широкую известность получил один уникальный вид холодного оружия. Он ярко выделился из множества клинков той поры. Это чинкуэда, причисленная историками к одной из разновидностей кинжалов, невзирая на имеющиеся признаки, относящие его к полноценному мечу.

Еще до середины XV столетия европейцы о такой разновидности оружия по всей видимости не слышали, потому что до сих пор не найдены ранние образцы чинкуэды.

Все известные экземпляры найдены на севере страны, где жители использовали их в основном для самообороны.

Принято считать, что чинкуэда впервые появилась у флорентийцев и венецианцев, а основным местом по производству этого холодного оружия считали венецианскую область — Верону.

от итальянского слова «пять», и переводилось как «божественная пятерня». По своей конфигурации клинок у кинжала был довольно-таки необычным для той поры. Так в районе рукоятки ширина клинка была в точности на уровне пяти пальцев.

Далее происходило сужение в район острия, которое дальше вытягивалось в треугольник. Была еще и вторая версия наименования чинкуэды. Кинжал называли «бычьим языком» по причине схожести формы клинка с клиновидной формой языка животного.

В кинжальных черенках проделывались выемки для пальцев, что добавляло удобства держания их в руке. Чинкуэды знатных итальянских горожан, как правило, были богато украшены и инкрустированы.

Некоторая часть чинкуэд обладает чрезвычайно маленькими размерами, с клинками длиной до 15 см, иные крупнее  — до 20 см.

Тем не менее, большинство этого старого итальянского холодного оружия имело огромные клинки до 45 см, и ширину в местах соединений с рукоятками до 9 см.

Иногда рукоятки делались даже в двуручном исполнении, потом, что удерживать тяжелый меч за тонкий черенок рукоятки было крайне неудобно.

Собственно вследствие этих неудобств и большой массы оружия, спрос на него резко упал. И это при том, что почти за пятьдесят лет чинкуэды успели широко распространиться по всей итальянской территории и даже охватили большую часть французской.

После возникшего спала популярности оружия северо-итальянские веронские кузницы стали расширять сферу влияния. Они больше не ориентировались только лишь на богатое дворянство, начали обращать внимание и на зажиточное негоциантство и ремесленничество.

Была пересмотрена длина клинка в сторону резкого сокращения. С тех пор чинкуэды стали более сходны не с мечами, а с кинжалами. Однако оружейниками и торговцами оружием они по-прежнему назывались «мечами», только лишь для того, чтобы набивать цену, а также для повышения статусной составляющей.

Когда насыщение этого рынка произошло в достаточной степени, северо-итальянские оружейники еще больше сократили длину клинка и, естественно, снизили общую стоимость изделия. Таким образом, более чем за столетний промежуток времени с начала производства первых изделий к середине XV столетия длина клинка у чинкуэд сократилась более чем троекратно.

Нередко чинкуэды обладали воронеными клинками с протравленными рисунками, и украшались позолотой. Большинство травленых узоров историками приписываются двум северо-итальянским умельцам.

По своему качеству травленые рисунки на клинках были превосходными.

Так на множестве найденных экземпляров до нашего времени сохранились и видны великолепные текстурные рисунки, со скрупулезно прорисованной геральдикой, а также с известными сюжетами того времени.

Как бы то ни было, но главной загадкой истории этого оружия стали вопросы:

  • Что послужило причиной возникновения этого итальянского оружия?
  • В чем секрет быстрого роста популярности?
  • Почему это северо-итальянское оружие так быстро исчезло, не сохранив после себя достойное наследие?

Однако свято место пусто не бывает, и чинкуэда не исключение. Так, уже в XVI столетии места повседневных дворянских мечей были заняты шпагами.

Источник: https://qoqao.ru/?p=31071

Чинкуэда или чинкведеа — итальянский «божественный» меч

Чинкведеа – полумеч, полукинжал, появившийся в эпоху итальянского Ренессанса на волне интереса итальянских дворян-нобелей к античной (древнегреческой и древнеримской) культуре. Это оружие не перепутаешь ни с каким другим.

Чинкуэда или чинкведеа — итальянский «божественный» меч.

Чинкведеа характеризуется очень тонкой рукояткой и очень широким треугольным клинком . Сначала изготовлялся больше как дорогой новодел, реплика античных древнегреческих коротких мечей для тяжелых воинов – паразониума (длинного) и пугио (короткого). Чисто «для понтов», повыделываться друг перед другом. Оружие быстро стало частью одежды северо-итальянской знати.

Чинкуэда или чинкведеа — итальянский «божественный» меч.

«Чинкуэда, или чинкведеа (от итал. «cinquedea» – дословно «божественная пятерня»), может быть отнесен как к мечам, так и к кинжалам… Чинкуэда имеет несколько характерных особенностей, которые выделяли его среди остального клинкового оружия. Его клинок, имеющий широкое основание (откуда и происходит его название «пять пальцев»), резко сужается к острию. Еще одной характерной особенностью является его большой вес». Источник: Википедия. Богато украшенные короткие мечи такой своеобразной формы сначала изготовляли как украшение парадного гражданского костюма. Каждый меч украшался тонкой рукояткой с костяными накладками (под старину, как делали оружейники Древней Греции) и позолоченной гардой (перекрестьем для защиты кисти). На дорогих экземплярах золотая насечка покрывала и часть клинка. На очень дорогих клинках гравировались целые картины, благо ширина клинка (до 8 см) позволяла. Иногда очень длинные мечи делали двуручными, держать за тонкую рукоятку тяжеленный меч было очень неудобно. Именно из-за этой не удобности и большого веса, спрос на такое оружие, за неполные 50 лет разошедшееся по всей Италии и большей части Франции, резко упал. И тогда итальянские кузницы города Вероны, где ковалось это уникальное оружие, стали расширять сферу своего влияния не только на богатых дворян, но и на поднимавших голову зажиточных торговцев и ремесленников. Длину клинка стали резко сокращать, и чинкведеа стал больше напоминать не меч, а кинжал . Но оружейники и торговцы оружием называли его по прежнему «меч», чтобы набить цену, статусную составляющую. Чтоб было всё как у богатых, итальянских нобелей и французских шевалье… Насытив и этот рынок, итальянские оружейники ещё больше сократили длину клинка и снизили цену. Популярное, «раскрученное», хотя довольно тяжелое и неудобное, оружие стали покупать бедные и горожане и разбойники для скрытого ношения. За сто лет с начала производства в середине 15-го века длина клинка уменьшилась более чем в три раза. Такие короткие и простые в изготовлении кинжалы изготовлялись не только по всей Италии, но и во Франции и Бельгии, поближе к потребителям, потому что вслед за Италией и Францией оружие это распространилось среди зажиточных горожан промышленных бельгийских и немецких городов. Носили такие короткие кинжальчики за спиной, чтобы можно было одним рывком выхватить и метнуть нож в противника. Чтобы не запоминать мудрёное итальянское название, его называли просто «бычий язык» из-за своеобразной формы клинка. Как показатель статуса этот меч в Италии и Франции «убила» дворянская шпага ещё в 16-м веке, а вот городская беднота таскала тяжёлый, не совсем удобный, но крепкий и устрашающего вида «воловий язык» ещё очень долго. Есть сведения, что как средство самообороны этот своеобразный кинжал использовался жителями немецких городов до начала 19-го века.

Читайте также:  Создание в россии новейшего гиперзвукового оружия

И ещё одна историческая справка: «воловий язык» никогда не был военным оружием. Носило его только гражданское население. Но уж зато… от королей до бродяг.

Комбинированное холодное оружие

Источник: https://vilingstore.net/Chinkueda-ili-chinkvedea—italyanskiy-bozhestvennyy-mech-i113801

Чинкуэда

На рубеже XV-XVI веков на территории Италии стало популярным уникальное оружие, выделяющееся среди остальных клинков того времени — чинкуэда, которую историки причисляют к кинжалам, несмотря на наличие многих признаков полноценного меча.

До 1450 года в Европе о подобном оружии, вероятно, не знали, поскольку неизвестно ни одного образца чинкуэды раннего времени. Все найденные экземпляры изготовлены в Италии и использовались, в основном, для самообороны жителями северных регионов. Городами, в которых чинкуэда появилась впервые — считаются Флоренция и Венеция, а основное место производства этих кинжалов — город Верона.

Название «чинкуэда» кинжал получил благодаря итальянскому числу «5» — «cinque».

Форма клинка кинжала была исключительно необычной для того времени — у самой рукояти ширина его достигала как раз пяти пальцев, сужаясь к острию в виде вытянутого треугольника.

Второй вариант названия чинкуэды – кинжал «бычий язык», из-за схожести формы клинка, имеющего клиновидную форму, резко сужающегося к острию.

Рукояти найденных археологами старинных итальянских кинжалов сделаны в общем стиле, напоминающем модели рукоятей старинных кинжалов микенского и древнегреческого периодов, с единственным серьезным отличием – у чинкуэды резко выгнутая крестовина, напоминающая рога, направленные к острию кинжала.

Впоследствии, многие из рукоятей чинкуэд были приделаны к клинкам более поздних классических мечей. На черене кинжала имелись подпальцевые выемки. Чинкуэда, принадлежавшая знатным гражданам итальянских городов обычно богато украшалась и инкрустировалась.

Во многом, конструкция чинкуэды перекликается также с древним римским ножом пугио и коротким мечом паразониумом.

Итальянский кинжал

Некоторые чинкуэды имеют очень маленькие размеры, с длиной клинка всего около 15 см, другие кинжалы – покрупнее, уже с 20-сантиметровым клинком; но основная доля этих старинных итальянских кинжалов имеет огромный внушительный клинок до 45 см, шириной в месте соединения с рукоятью в 9 см.

Очень часто чинкуэда имела вороненый клинок, с протравленным рисунком и украшенный позолотой.

Основную часть рисунков травления историки приписывают двум итальянским мастерам с одним именем – Эрколе де Фидели и Эрколе Гранди.

Качество травления на клинках кинжалов было превосходным – на многих найденных экземплярах до сих пор виден великолепный текстурный рисунок, с тщательно прорисованными гербами, с сюжетом.

Главная загадка этого старинного холодного оружия состоит в том, что неизвестно — по какой причине чинкуэда появилась, приобрела бешеную популярность, но только в Италии; и почему этот итальянский кинжал столь же быстро исчез — меньше, чем через век, — не оставив после себя наследников в последующих веках. Место чинкуэды в XVI веке, в качестве повседневного дворянского меча самообороны, заняли шпаги.

Чинкуэда, по своей конструкции и логике, совершенно не соответствует развитию средневекового европейского оружия. Одна из версий оружейных историков состоит в том, что чинкуэда появилась на волне моды, интереса к классической античной культуре во времена Эпохи Возрождения.

В какой-то степени, эта версия подтверждается уникальной рукоятью кинжала, не похожего ни на что, кроме изделий времен этрусков и древних греков.

Единственный реальный аналог древнего оружия, который мог бы пролить свет на рождение столь нестандартного клинка уже в позднее Средневековье – находится в Британском музее.

Это кинжал III века до нашей эры, найденный на юге Европы, который имеет клинок, по форме похожий как две капли воды на клинок итальянского кинжала Ренессанса. Между этим кинжалом и чинкуэдой – целых 18 веков, но ни до, ни после подобного оружия не изготавливалось.

Источник: http://www.holodnoe-oruzhie.ru/chinkueda

Чинкуэда, Италия. Клинок №6, 2014

Некоторые источники классифицируют чинкуэду как короткий меч, другие — как кинжал.

Почти все виды кинжалов обладают довольно короткими и узкими клинками и являются колюще-режущим оружием. Их нецелесообразно использовать в качестве рубящего оружия именно из-за их небольших размеров.

Уникальным исключением из этого является итальянская чинкуэда, появившаяся в середиине XV века в Италии. Чинкуэда была создана именно как рубящее, а не как колющее оружие.

Именно поэтому клинки ее различных модификаций очень широкие и массивные.

Чинкуэды изготавливались самых разных размеров — одни имели достаточно длинный клинок, другие — относительно небольшой. Именно благодаря такому «разлету» в размерах и возникают определенные трудности при классификации чинкуэды — чем же она является — мечом или кинжалом.

Фактически чинкуэда представляет собой оружие с коротким клинком треугольной формы — очень сильно вытянутый равнобедренный треугольник клинка и достаточно широкое его основание.

Практически по всей длине клинка чинкуэды расположены кованные ребра (долы). Обычно два параллельных ребра были расположены у острия, три — в середине клинка, и четыре — у его основания.

Хотя встречались варианты и с меньшим количеством дол.

К 1500 году клинки чинкуэд стали украшать гравировкой в неоклассическом стиле или сценами из древней греко-романской мифологии, а также позолотой и воронением.

Эфес чинкуэды был столь же своеобразным, как и клинок. Гарда представляла собой изящную дугу с изогнутыми к клинку выступами. Поскольку ширина клинка у основания была очень большой, за клинок выступали лишь концы гарды. Гарду очень часто украшали выгравированными изображениями скрученной виноградной лозы или орнаментом в виде листьев.

Эргономичная рукоятка облицовывалась, как правило, слоновой или обычной костью (реже из дерева), сверху и снизу от центрального утолщения была снабжена углублениями для пальцев. Пустотелые заклепки, скреплявшие накладки рукояти с хвостовиком, обычно украшались вставками с великолепным геометрическим орнаментом.

Округленная головка, представлявшая единое целое с рукоятью, практически всегда увенчана позолоченным металлическим колпачком.

Длина клинка достигала 35-40 см, а общая длина — 50-55 см.

В соответствии с вышеизложенным можно утверждать, что чинкуэда имеет несколько характерных особенностей или признаков. Именно эти внешние признаки и выделяли ее среди всего многообразия коротко-клинкового (или относительно коротко-клинкового) оружия. Среди них стоит отметить такие:

— клинок чинкуэды имел очень широкое основание, резко сужающееся к острию;

Источник: http://klinokmag.com.ua/article.php?id=907

Холодное оружие. Чинкуэда | Стефанка Червенкова

История чинкуэды начинается лишь во второй половине XV века, не ранее 1460 – 1470-х годов. При этом уже приблизительно через сто лет, во второй половине века XVI она выходит из моды.

По словам известного оружиеведа Экварта Окшотта, не совсем понятно, что сподвигло итальянских мастеров на создание такого кинжала: в целом он выбивается из тенденции изготовления клинкового оружия, которая началась еще в Средние века, однако всего за сто лет своей наибольшей популярности чинкуэда приобрел славу оружия, способного защитить простого горожанина на узких и опасных улицах итальянских городов. 

Читайте также:  Австрийский пистолет glock и его модификации

Действительно, со времен эпохи рыцарей широкие клинки мечей уступали место более узким, с заточенным для укола острием. Это в конечном итоге привело к появлению шпаг и рапир, ставших популярными именно в XVI веке. Чинкуэда же является чем-то средним между кинжалом и мечом.

Вместе с тем, как утверждает Окшотт, она в большей степени напоминает древнегреческие и микенские образцы. Даже перекрестьем чинкуэда, которая скошена в сторону клинка, напоминает то, что было на древних мечах.

Исследователь предполагает, что появление оружия такого типа могло быть связано как раз с возрождением интереса «к классической культуре», что проявлялось и «в скульптурах и росписях на вазах в Италии XV века».

Клинок чинкуэды мог быть абсолютно разной длины: говорят и о наличии совсем небольших образцов с лезвием не более 20 см. Однако принято считать, что в среднем лезвие этого оружия составляло от 38 до 60 см. При этом в ширину, она была чуть ли не с ладонь: например, возле перекрестья, она могла достигать 8, а то и 10 см. Отсюда и название — «длань Господня».

Действительно, cinquedea в переводе с итальянского означает «пять пальцев»: как считается, так ее называли именно за уже несвойственную для того времени ширину клинка. Одновременно с этим, лезвие имело несколько долов, которые сужались к острию.

Несмотря на это, само острие по-прежнему оставалось достаточно широким, но пригодным для нанесения не только рубящего или режущего, но и колющего удара.

Чинкуэда в сравнении с кончаром

Считается, что на заре производства она выполняла функции хозяйственного кинжала, но впоследствии стала одним из излюбленных орудий самообороны городского населения.

Родиной чинкуэды называют то Верону, то Феррару (города на северо-востоке Италии). Оттуда ее популярность к концу XV века распространилась и на остальную часть Италии, а также в Германию.

Правда, там чинкуэду называли не так изящно — «бычий язык».

Если обычные кинжалы и шпаги носили в основном на бедре, то чинкуэду зачастую крепили на поясе за спиной с направленной чуть вниз рукоятью. В отличие от классического оружия дворян XVI века этот кинжал не был приспособлен для фехтования.

Напротив, относительно короткий, но широкий клинок должен был выполнять одну функцию — мгновенно поразить противника с одного удара. Поскольку чинкуэда была зачастую прикрыта плащом, перед тем, как выхватить оружие, мантию могли бросить в глаза в качестве отвлекающего маневра, после чего наносился удар.

Причем рана, оставленная таким клинком, могла привести к обильному кровотечению, учитывая размеры лезвия.

К началу XV века клинки стали богато украшать, что говорит о том, что их в том числе использовала и знать. Около перекрестья чинкуэды декорировали различной гравировкой, сценами из античной мифологии, растительными орнаментамии т. д.Рукоять помимо дерева могла быть сделана из кости или цветных металлов.

Иногда в качестве декора использовались и драгоценные металлы. А вот ножны мастерили из обычной вываренной кожи. Дополнительным элементом могли стать металлические накладки.

Однако, несмотря на то, что качества чинкуэда оценили не только простые горожане, развитие клинкового вооружения, а также огнестрельного оружия, быстро отодвинуло чинкуэду на второй план.

Источник: http://maxpark.com/community/6315/content/5921186

Еженедельник «Вооружение и боеприпасы»

Случайно наткнулся на просторах инета на неизвестные ранее мне образцы клинкового оружия)

Конча́р — древнерусское и восточное колющее холодное оружие. Представляет собой меч с прямым длинным (до 1,5 м) узким трёх- или четырёхгранным клинком.

Кончар был заимствован славянами у тюркских народов, которые, в свою очередь, взяли идею китайского дааба. Такой меч был эффективен для пробития кольчуг, бехтерцев, шерстяных бурок. Также преимущество гранёного клинка было в том, что он был прочнее плоского, и при том же весе его можно было сделать длиннее.

Применялся кончар в XII—XVI вв. (упоминается применение кончара в летописях Хорезма во времена нашествия Чингисхана), в основном конными воинами.

В конном бою он удерживался одной рукой и удар наносился за счёт скорости и массы коня (нередко он использовался как «запасная пика»), в пешем бою, чтобы пробить латы, его держали двумя руками.

источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80

(вот интересно, это какая же антропометрия должна передать через локтевой и запястный суставы энергию «скорости и массы коня»??? — прим. yarillo )

Эсток (фр. Estoc) — двуручный кончар, предназначенный для силового пробивания рыцарских лат, из-за чего в Германии его называли нем. Panzerstecher — буквально «протыкатель брони». Клинок длиной более метра, гранёный, иногда с ребром жёсткости.

В Средние века эсток носили всадники, прикрепляя его с правой стороны от седла. Это был длинный, узкий меч с четырёхгранным клинком, он предназначался для уколов в случае потери или поломки пики. А собственно меч всадник носил на поясе.

(Egerton Castle « Schools and Masters of Fencing»)Некоторые образцы XVI века (например, образец номер Neg.Nr FD 197026, хранящийся в Дрезденском Historiches Museum) имеют сложную гарду как у шпаги (они не считаются шпагами, так как современные им шпаги имели лезвие).

отсюда: http://ru.

wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA

Панцербрехер (нем. Panzerbrecher) — короткий четырёхгранный кинжал, который использовали рыцари в XI—XII веках для пробивания полного доспеха, против которого обычный меч был бессилен.

Панцербрехер, в основном, был цельным, то есть не состоял из отдельных частей, что повышало его прочность. Нередко панцербрехер использовали в качестве «последнего оружия», когда всё остальное ломалось.
отсюда: http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B5%D1%80

Мизерикорд, мизерикордия, кинжал милосердия (фр.

misericorde — «милосердие, пощада») — кинжал с узким трёхгранным либо ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов.

Кинжал милосердия использовался для добивания поверженного противника, иными словами — для быстрого избавления его от смертных мук и агонии, либо для убийства противника, бесполезного с точки зрения выкупа. Появился в Западной Европе в XII веке и представлял собою кинжал с узким 3-4-хгранным клинком длиной 20-40 см.

Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и было известно под названием «ёрои доси» («сокрушитель доспехов»). В то время ёрои доси затыкали за пояс сзади, но позднее стали чаще носить на правом боку. Мизерикорд и ёрои доси использовались для добивания противника и в случае борьбы в доспехах.

Наибольшее распространение мизерикорд получил у рыцарского ордена госпитальеров, у которых подобный стилет входил в обязательную часть гардероба.С прекращением использования полных доспехов мизерикорд также постепенно исчез из военного обихода, уступив место кинжалам с более широким клинком, пригодным для нанесения также рубящих и режущих ударов.

отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4

теперь от колющего перейдём к режуще-рубящему:

Чинкуэда или «чинкведеа» (от итал. «cinquedea» — дословно «божественная пятерня») может быть отнесен как к мечам, так и к кинжалам. Он представляет собой оружие с коротким клинком треугольной формы.

Был распространен в северной Италии в период с 1450 по 1550 гг. Использовался горожанами как длинный нож для самообороны. Он был удобен при ношении и в схватке на близкой дистанции.

Появившись во Флоренции и Венеции, он быстро распространился по всей Италии, Франции и Бургундии, а затем полюбился жителям немецких городов, где его еще называли «воловий язык».

Чинкуэда имеет несколько характерных особенностей, которые выделяли его среди остального клинкового оружия. Его клинок, имеющий широкое основание (откуда и происходит его название «пять пальцев»), резко сужается к острию. Еще одной характерной особенностью является его большой вес. Клинок часто имел несколько долов. Гарда его была изогнута к острию.Чинкуэда XV-го века из Musée du Louvre in ParisРукоять делалась из дерева или из кости с выемками для пальцев. Перекрестье было опущено вниз под острым углом. Помимо простых горожан этот меч носили и знатные дворяне, и в этом случае клинок украшался гравировкой и позолотой, а рукоять — инкрустацией. Основным местом производства Чинкуэды был город Верона во Флоренции. Длина клинка достигала 35-40 см, а общая длина меча — 50- 55 см. Окончательно вышли из употребления во второй половине XVI в. в связи с широким распространением среди дворян шпаг, а среди простонародья — кинжалов.Носился Чинкуэда в горизонтальном положении за спиной.

отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%8D%D0%B4%D0%B0

Особенно умиляет «Использовался горожанами как длинный нож для самообороны.

» Боюсь спросить что за гопники тогда жили, если от них оборонялись такими тесаками?Вот эта замечательная пара инструментов формально не должна считаться у нас клинковым оружием:ввиду отсутствия лезвия и острия.

Но всё очень легко сделать оружием:ГОСТ Р 51215-98ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочном)

ПРИЗНАКИ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ИЗДЕЛИЯ ОТНОСЯТ К ХОЛОДНОМУ ОРУЖИЮ:

«Соответствие массы и габаритных размеров изделия физическим возможностям человека, позволя-ющим носить эти изделия и управлять ими вручную.»»Достаточность мускульной энергии человека для эффективного поражения живой цели при одно-кратном применении изделия.»»Отсутствие прямого и удобного способа применения изделия для выполнения хозяйственно-бытовых или производственных работ.»

Вот так не смотря на отсутствие «сосредоточенной массы и твердой поверхности» оружием становится всё: и сай, и ножка табурета, и 30-см отрез арматуры любого диаметра в рюкзаке. Вот например: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%28%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5%29

Дзюттэ (яп. 十手 дзюттэ?, «десять рук») — японское холодное оружие, применяемое ниндзя и некоторыми подразделениями японской полиции в период Эдо. В наше время применяется в японском боевом искусстве дзюттэ-дзицу.

Источник: https://live-yarillo.livejournal.com/340661.html

Ссылка на основную публикацию