Американский самолет истребитель f-16 fighting falcon (сражающийся сокол)

Истребитель F-16 Fighting Falcon

Боевой радиус 1 361-1 759 км
Максимальная взлётная масса 21 772 кг
Максимальная скорость соответствует M=2,0
Практический потолок 15 240 м

Американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Спроектирован в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.

В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года собрано свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран). Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет выпускаться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Разработка

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний произошёл 2 февраля того же года. В 1975 году появился F-16A, а в 1977 году — двухместный F-16B.

Модификации F-16

-Block 1

Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация

-Block 5

Выпущено 197 самолётов

-Block 10

312 собрано до 1980

-Block 15

Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота оборудован кондиционер. Выпущенно 983 за 14 лет.

-Block 15OCU (Operational Capability Upgrade)

Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.

-Block 20

Модернизация 150 F-16OCU

-Block 25

19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, может работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.

-Block 30/32

1985—1989 год. Собрано 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88

-Block 40/42

1989—1995, для Египта выпуск возобновлен в 1999. Собрано 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120

-Block 50/52

Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Выпускается с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних версиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Выпущено более 830.

-Block 52+

Установлен радар V9, с возможностью картографирования, оборудованы дополнительные баки на фюзеляже.

-Block 60

Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг выупщено 80 для ОАЭ.

-QF-16

В 2010 году ВВС США подписали контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс. Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4. 19 сентября 2013 г. произошёл первый полет QF-16.

Перспективные программы

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» способен нести УР AGM-88B.

С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 года стали производиться серии «блок 50» и «блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек.

Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО.

Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», которые могут поражать объекты за пределами визуальной видимости.

F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

F-16CJ и F-16DJ

F-16CJ в модификации Block 50 были разработаны для замены устаревших противорадиолокационных самолётов F-4G Wild Weasel V, которые стояли на вооружении ВВС США на протяжении 20 лет.

В отличие от прошлых «Диких Ласок» (подразделения ВВС США, предназначенные специально для борьбы с зенитно-ракетными комплексами) F-16CJ является одноместным самолётом — компьютер перенимает почти всю работу второго пилота.

Также существовало несколько двухместных самолётов F-16DJ, но они являются исключением из правила.

С новым одноместным самолётом изменилась также тактика применения Ласок — самолёты стали применять парами, в то время как прошлые самолёты (F-100F, F-105G и F-4G) эксплуатировались в группе с простыми истребителями-бомбардировщиками (обычно F-4G применялся вместе с обычными F-4E или F-16C), которые атаковали наземные цели, после того как F-4G разделывался с РЛС.

F-16CJ несут ракеты AGM-88 HARM и/или AGM-45 Shrike для уничтожения РЛС, а также AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM для защиты от истребителей противника.

F-16V

Американская компания Lockheed Martin объявила о создании новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon — F-16V. V в индексе самолёта обозначает Viper, «гадюка».

Новая версия самолёта будет оснащена радаром с активной фазированной решёткой, новым бортовым компьютером и некоторыми доработками в кабине пилота.

По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.

F-16I

F-16I — двухместный вариант модификации Block 52, созданный по специальному заказу ВВС Израиля. В сентябре 1997 года Израиль устраивает конкурс на поставку новых истребителей. В конкурсе принимают участие F-16I и F-15I. В июле 1999 года объявляется о победе F-16.

14 января 2000 года в рамках программы «Peace Marble V» был заключён первоначальный контракт на 52 машины. 19 декабря 2001 года контракт был расширен до 102 самолётов. В ВВС Израиля F-16I получил обозначение Sufa (Гроза). Первый полёт произошёл 23 декабря 2003 года. 19 февраля 2004 года начались поставки в боевые части.

Приблизительная стоимость каждого самолёта — 70 миллионов долларов (на 2006 год).

Одним из главных отличий F-16I от Block 52 является замена приблизительно 50 % бортового оборудования на израильские аналоги: так, например, противоракетная система ALE-50 Towed Decoy System была заменена на Israeli Aerial Towed Decoy.

На самолёт была установлена система Autonomous Air Combat Maneuvering Instrumentation «Ehud», позволяющая имитировать реальные действия во время проведения учебных упражнений.

Также самолёт получил нашлемную систему наведения, индикатор на лобовом стекле (HUD), новую центральную бортовую ЭВМ, а также дисплей для отображения картографической информации. F-16I может нести израильские ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой системой самонаведения Rafael Python.

Для увеличения дальности на самолёт монтируют съёмный конформный подвесной топливный бак производства Israel Aerospace Industries. Базовыми американскими системами являются турбореактивный двухконтурный двигатель F100-PW-229 (совместимый с F-15I) и радар APG-68(V)9.

Страны эксплуатанты

Состоит на вооружении

-Бахрейн — 16 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год-Бельгия — 50 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год-Колумбия — 60 F-16C/D блок 50-Венесуэла — 17 F-16A и 4 F-16B, по состоянию на 2012 год-Греция — 115 F-16C и 41 F-16D, по состоянию на 2012 год-Дания — 43 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год-Египет — 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, по состоянию на 2012 год-Израиль — 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, по состоянию на 2012 год

-Индонезия — 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год. В рамках программы Peace Bima-Sena Индонезии было продано 12 F-16A/B Block 15OCU (в том числе восемь F-16A и четыре F-16B) в 1989—1990 годах. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 1992 и 1997 годах).

-Иордания — 3 F-16A/B и 39 F-16AM/BM, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года в Пакистан поставлено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15.

-Нидерланды — 79 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год-Норвегия — 47 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год-ОАЭ — 53 F-16Е и 25 F-16F, по состоянию на 2012 год-Оман — 8 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год-Пакистан — 24 F-16А, 21 F-16В, 12 F-16С Block 52 и 6 F-16D Block 52, по состоянию на 2013 год.

В феврале 2014 года у Иордании куплено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15, самолёты поступили на вооружение ВВС Пакистана в марте 2014 года. 18 истребителей F-16 модернизированных до версии Block 52 проданы в 2010—2012 годах.

-Польша — 48 F-16C «блок-52M», по состоянию на 2011 год

-Португалия — 28 F-16AM и 6 F-16BM, по состоянию на 2012 год ВВС Португалии получили в общей сложности 45 самолётов (включая 38 F-16A и 7 F-16B).

Было приобретено две партии: в рамках программы Peace Atlantis I в 1994 году поставлены 20 F-16A/B Block 15OCU и в рамках программы Peace Atlantis II в 1999 году поставлены 25 F-16A/B Block 15, ранее состоявшие на вооружении ВВС США (из них пять машин предназначались для разбора на запчасти).

Самолёты, закупленные в 1999 году, постепенно проходят модернизацию до стандарта MLU. Первый модернизированный самолёт поступил в 301-ю эскадрилью в 2003 году. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 2002 и 2008 годах).

F-16 состоят на вооружении двух эскадрилий, базирующихся на авиабазе Монте-Реал — 201-й «Falcоes» и 301-й «Jaguares».-Республика Корея — 118 F-16C и 47 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии.

-Сингапур — 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год

-Ирак — Ирак заказал у США 36 самолетов на сумму $65 млн, но первоначальные поставки в 2014 году были задержаны из соображений безопасности, после того как боевики ИГИЛ захватили обширные районы Ирака. В итоге, поставка первых четырех истребителей из США в Багдад была осуществлена в июле 2015 года.

-Таиланд — 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, по состоянию на 2012 год-Тайвань — 117 F-16A и 28 F-16В, по состоянию на 2012 год-Турция — 195 F-16C и 42 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии. 23 мая 2011 года ВВС Турции получили первый F-16 «блок-50» местной сборки.

До декабря 2012 года турецкой компанией Turkish Aerospace Industries будет построено 50 F-16 «блок-50».-Чили — 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, по состоянию на 2012 год

-Марокко — 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», по состоянию на август 2012 года. F-16 ВВС Марокко оборудованы двигателями F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) компании «Пратт энд Уитни» и РЛС AN/APG-68(V)9. В 2007 году ВВС Марокко заказали 24 F-16C/D «блок-52» на общую сумму $2,4 млрд.

-США:-ВВС США — 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год-ВМС США — 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год

Читайте также:  Обзор пассажирского самолета airbus a321

-ВВС Национальной гвардии США — 209 F-16C/D

Состоял на вооружении

-Италия — 34 F-16 в лизинге с марта 2001 по июнь 2012 год по программе «Мирный Цезарь».

ТТХ

Технические характеристики

-Экипаж: 1 пилот-Длина: 15,03 м-Размах крыла: 9,45 м; с ракетами на концах крыла: 10,0 м-Высота: 5,09 м-Площадь крыла: 27,87 м2-Профиль крыла: NACA 64A-204-Коэффициент удлинения крыла: 3,2-Стреловидность по передней кромке: 40 град.

-База шасси: 4,0 м-Колея шасси: 2,36 м-Масса пустого: -с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.

)-с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)-Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)-с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)-с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)-Максимальная взлётная масса: 21 772 кг-Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)-с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)-с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)-Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг-Объём топливных баков: 3 986 л-Подвесные топливные баки: 1 х 1 136 л или 2 х 1 402 л-Конформные баки: 1 703 л-Силовая установка: 1 х ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)-Бесфорсажная тяга: 1 х н/д-Форсажная тяга: 1 х 13100,6 кгс-Силовая установка: 1 х ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)-Бесфорсажная тяга: 1 х 7900,2 кгс

-Форсажная тяга: 1 х 12900,4 кгс

Лётные характеристики

-Максимальная скорость: соответствует M=2,0 на высоте 12 200 м-Боевой радиус: (Block 50)-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км-с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км-без конформных баков, 3 940 л в ПТБ, 2хAIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км-Перегоночная дальность: (Block 50)-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км-без конформных баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км-Практический потолок: 15 240 м-Скороподъёмность: прим. 275 м/с-Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м2 (при максимальной взлётной массе)-Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)

-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение

-Стрелково-пушечное: 1 х 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)-Точки подвески: 9-Боевая нагрузка: (при +5,5 g)-под фюзеляжем: 1 000 кг-внутренние: 2 х 2 041 кг-центральные: 2 х 1 587 кг-внешние: 2 х 318 кг-на законцовках: 2 х 193 кг-дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 х 408 кг-Управляемые ракеты: -ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6хAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2-ракеты «воздух-поверхность»: 6хAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2хAGM-84, 4хAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3-Бомбы: -корректируемые: 4хGBU-10, 6хGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM-корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,-свободнопадающие: Mark 82, 8хMark 83, Mark 84-Пушечные контейнеры: 1 х GPU-5/A с 30-мм пушкой-БРЛС (бортовая радиолокационная станция):-AN/APG-66-AN/APG-68 (авиационная БРЛС с дальностью порядка 160 миль (250 км))

-AN/APG-80

Боевой радиус 1 361-1 759 км
Максимальная взлётная масса 21 772 кг
Максимальная скорость соответствует M=2,0
Практический потолок 15 240 м

Источник: http://wartools.ru/vvs-usa/istrebitel-4-go-pokoleniya-f-16-fayting-falkon

Многофункциональный лёгкий истребитель F-16 «Fighting Falcon»

F-16 «Fighting Falcon» — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics.

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на 2010 год построено свыше 4450 машин) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Хотя последний из 2,231 F-16 для ВВС США был передан заказчику в 2005 году, он будет производится на экспорт как минимум до 2013 года, с высокой вероятностью продления производства в случае поступления дополнительных заказов.

Перспективные программы

F-16CGПрограммы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16. Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 80-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «Блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B.

С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 г. стали выпускаться серии «Блок 50» и «Блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек.

Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО.

Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способных поражать объекты за пределами визуальной видимости.

F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

Боевое применение

Гражданская война в Ливане

26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков.

28 апреля были одержаны первые воздушные победы — самолетами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане.

14 июля того же года F-16 (пилот — Амир Нахуми, командир 110-ой эскадрильи) одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.

Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН.

По израильским данным, всего в апреле—июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери.

В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.

По советским и российским данным, в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича (служившего военным советником в единственной сирийской эскадрилье МиГ-23МФ) «МиГ-23МФ в ливанской войне», все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений (например ссылаясь на конкретные документы или официальные заявления уполномоченных лиц Сирии или СССР), по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.

Налёт на иракский ядерный центр

7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был необратимо повреждён.

Вторая Интифада

С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.

Налёт на Сирию

5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.

Вторая Ливанская война

В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле—августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили. 

В ходе неудавшейся попытки переворота в Венесуэле в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников. 


Боснийская война

F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось сбить 4 штурмовика боснийских сербов.

В августе—сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force».

За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.

Военная операция против Югославии

В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами.

За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован.

Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий — не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.

Военная операция в Афганистане

В воздушных операциях октября—декабря 2001 года принимали участие только американские F-16.

В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих).

С 2002 года на авиабазе Манас (Киргизия) дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.

Война в Персидском заливе

F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника («Дикие ласки»).

Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны (как по боевым, так и по небоевым причинам).

Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10 (6 потерь при 8100 вылетах), F-15E (2 потери при 2100 вылетах), «Торнадо» (8 потерь британских самолётов при 2000 вылетов).

Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.

Ирак, 1992—1993

В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для самолётов американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фалконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону — МиГ-25 и самолёт неустановленного типа (МиГ-23 или МиГ-29).

Ирак, 1998—2003

В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фалконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.

Вторая иракская кампания

Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март—апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС.

С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака.

Читайте также:  Пулемет fn minimi (mini mitrailleuse)

7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фалконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.

Афганская война


Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана.

В 1986—1989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности.

29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана. 

Греция

И турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран.

Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб.

Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году

Официальная статистика воздушных побед и поражений

Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.

Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.

Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет около 50 самолётов.

Технические характеристики

ЛТХ:
Модификация   F-16/79 FX
Размах крыла, м   9.95
Длина самолета со штангой ПВД,м   15.06
Высота самолета,м   4.98
Площадь крыла, м2   27.87
Масса , кг
  пустого самолета   7730
  взлетная нормальная   11633
  максимальная боевая   17010
Тип двигателя:   1ТРД General Electric J79-GE-17X
Максимальная тяга, кгс   1 х 8165
Максимальная скорость
  у земли   1420
  на высоте 12200 м   2124
Практическая дальность, км   1520
Практический потолок, м   16750
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн. 
  • Точки подвески: 9 
  • Боевая нагрузка: (при +5,5 g) 
  • под фюзеляжем: 1 000 кг 
  • внутренние: 2 × 2 041 кг 
  • центральные: 2 × 1 587 кг 
  • внешние: 2 × 318 кг 
  • на законцовках: 2 × 193 кг 
  • дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2 
  • ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3

Бомбы:

  • корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM 
  • корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105, 
  • свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84 
  • Пушечные контейнеры: 1× GPU-5/A с 30 мм пушкой

Источник: https://3mv.ru/publ/mnogofunkcionalnyj_ljogkij_istrebitel_f_16_fighting_falcon/5-1-0-9172

Самолет истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon (США)

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.

Данный самолет разрабатывался компанией «General Dynamics». Первый полет прототипа самолета F-16 Fighting Falcon состоялся в 1974 году.

Стоит отметить, что с 1993 года ответственность за разработку F-16 взяла на себя компания «Lockheed Martin», сменив «General Dynamics». Самолет F-16 Fighting Falcon признан самым массовым истребителем четвертого поколения (на момент 2014 года было построено уже 4540 единиц).

Относительная дешевизна этих истребителей спровоцировала стабильный экспорт этих самолетов (F-16 состоит на вооружении 25 стран).

На момент своего появления самолет F-16 Fighting Falcon имел довольно яркую окраску, состоявшую из цветов фирмы «General Dynamics». Позже цвета стали более приглушенными, что было необходимо для достижения максимальной маскировки.

Тактико-технические характеристики General Dynamics F-16 Fighting Falcon
Размах крыла 9,95 м
Длина 15,06 м
Высота 4,98 м
Площадь крыла 27,87 м кв.
Масса пустого истребителя 7730 кг
Максимальная боевая масса 17010 кг
Двигатель   1ТРД General Electric J79-GE-17X
Практическая дальность 1520 км
Экипаж 1 пилот
Вооружение
Стрелково-пушечное: 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн.
УР — ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2;— ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3.
Бомбы: — корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM;— корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105;— свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84.

Данный истребитель имеет ряд модификаций:

Block 1 – базовая модификация истребителя. Первый полет был осуществлен в августе 1978 года.

Block 5 – доработанная базовая модель (изготовлено 197 единиц).

Block 10 – модификация, существовавшая до 1980 года (построено 312 F-16 Fighting Falcon).

Block 15 – модель, разработанная в ноябре 1981 года. Самолет F-16 Fighting Falcon оснастили новым хвостовым оперением, радаром AN/APG-66, а также ракетами AIM-7. Уже в этой модели появилась возможность подвешивать 1000-фунтовые бомбы на подкрыльевые точки подвески. Кабину пилота оснастили кондиционером. За 14 лет было изготовлено 983 Block 15.

Block 15OCU (Operational Capability Upgrade) – модернизированная модель 1987 года, вышедшая в количестве 217 самолетов. F-16 оснастили двигателем F100-PW-220 и новым вооружением: AGM-119 и AGM-65 и AIM-120 AMRAAM. Этот вариант самолета оснастили радиовысотомером.

Block 20 – модернизированная версия Block 15OCU — F-16OCU, вышедшая на авиарынок в количестве 159 истребителей.

Block 25 – вариант самолета 1984 года. Были установлены новые двигатели — 100-PW-200E, а также радар AN/APG-68. Стоит отметить, что эта модель способна работать в режиме «воздух — земля». Block 25 реализовал принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120 и AGM-65. Также была установлена помехозащищённая КВ станция.

Block 30/32 – модель, которая выпускалась в 1085 – 1989 годах (изготовлено 733 самолета). Этот самолет был укомплектован новым двигателем. Основным вооружением были AIM-120, а также добавлена AGM-88.

Block 40/42 – модель 1989 – 1995 гг., разрабатываемая для Египта. Производство этого варианта возобновилось в 1999 году. Изготовлено 615 истребителей. F-16 оснастили радаром APG-68V, GPS навигацией, ловушкой ALE-47 и ЭДСУ. Стоит отметить, что вес самолета увеличился до 19200 килограмм. В 1989 году вооружение пополнили AGM-88 HARM II.

Block 50/52 – модель с двигателем, тяга которого достигает 12,9 КН. Производство началось в 1990 году. Установлен радар AN/APG-68V5, а также добавлены ракеты AGM-84, AGM-154. Было произведено более 830 таких самолетов.

Block 52+ — появился новый радар V9 с возможностью картографирования. На фюзеляже разработчики установили дополнительные баки.

Block 60 – модель самолета F-16 Fighting Falcon с двигателем тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Было произведено 80 единиц на экспорт – для ОАЭ.

Первое боевое крещение F-16 произошло 26 апреля в 1981 года в Ливане. После этого истребитель участвовал во многих военных операциях: «Налёт на иракский ядерный центр», «Вторая Интифада» (Палестина), «Налёт на Сирию», Вторая Ливанская война, «Налёт на Тунис», Боснийская война, военная операция против Югославии, Война в персидском заливе, американские бомбардировки иракского реактора и т. д.

На вооружении американской армии находятся около 1030 истребителей F-16 Fighting Falcon по состоянию на 2012 год. В Бельгии – 60 самолетов F-16, в Греции – 160, Дании – 54 F-16, в Египте – около 200 единиц, в Израиле — более 300 самолетов, в ОАЭ – 78 истребителей F-16 Fighting Falcon.

Источник: https://enovosty.com/armiya/full/346-camolet-istrebitel-general-dynamics-f-16-fighting-falcon-ssha

Ввс сша модернизируют свои истребители f-16 fighting falcon. обои f-16 на рабочий стол

ВВС США модернизируют свои истребители F-16 Fighting Falcon. Обои на рабочий стол F-16.

F-16 Fighting Falcon

Военно-воздушные силы (ВВС) США запланировали модернизацию истребителей F-16 Fighting Falcon, в количестве 1018 штук, а также часть истребителей F-15C/D Eagle. (по информации агенства Air Force Times). Истребитель F-16 сегодня составляет основу ВВС США.

Срок службы фюзеляжа в ходе модернизации самолетов увеличиться на 8-10 лет. Также модернизации подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование самолета.

Также ещё ВВС США планирует пополнить свой состав 19-ю истребителями F-35A, и общее количество самолетов этого типа увеличится до 30 штук. России тоже бы не помешало увеличить свой численный состав ВВС.

Боковик истребителя F-16

Всего ВВС США планируют купить приблизительно 2400 новых истребителей F-35, из которых большая часть заменит уже устаревшие истребители F-15 и F-16. Стоимость самолётов приблизительно составит 382 миллиарда долларов США.

Самолёты F-16 выпускает фирма Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии США авиакорпорациями ТАI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.

Тактико-технические характеристики F-16:

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина самолёта: 15,03 метров
  • Размах крыла: 9,45 метров
  • — с ракетами на законцовках крыла: 10 метров
  • Высота: 5,09 метра
  • Площадь крыла: 27,87 м?
  • База шасси: 4 метра
  • Колея шасси: 2,36 метра
  • Масса пустого:
  • -с двигателем F100: 8 910 кг/ 9 358 килограмм (без/с конформными баками)
  • -с двигателем F110: 9 017 кг/ 9 466 килограмм (без/с конформными баками)
  • Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
  • -с двигателем F100: 12 723 кг/ 14 548 килограмм (без/с конформными баками)
  • -с двигателем F110: 12 852 кг/ 14 661 килограмм (без/с конформными баками)
  • Максимальная взлётная масса: 21 772 килограмм
  • Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
  • -с двигателем F100: 8 855 кг / 9 635 килограмм (без/с конформными баками)
  • -с двигателем F110: 8 742 кг / 9 190 килограмм (без/с конформными баками)
  • Объём топливных баков: 3 986 литров
  • Подвесные топливные баки: 1 ? 1 136 литров или 2 ? 1 402 литров
  • Конформные баки: 1 703 литров
  • Силовая установка: 1 ? ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
  • Бесфорсажная тяга: 1 ? н/д
  • Форсажная тяга: 1 ? 13100,6 кгс
  • Силовая установка: 1 ? ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
  • Бесфорсажная тяга: 1 ? 7900,2 кгс
  • Форсажная тяга: 1 ? 12900,4 кгс
  • Максимальная скорость: 2,0 Маха на высоте 12 200 метров
  • Максимальная дальность: 4 472 километров
  • Практический потолок: 15 240 метров
  • Тяговооружённость: 1,03
  • Мax эксплуатационная перегрузка: 9 g

Схема истребителя F-16

  • Обои на рабочий стол истребителя ВВС США F-16 Fighting Falcon

Истребитель Fighting Falcon F-16 разрешение картинки 3000 х 1895 px

Истребитель Fighting Falcon F-16 разрешение картинки 3000 х 2250 px K.Chandler

Обои истребителя F-16 Fighting Falcon разрешение изображения 2560х1600

Истребитель F-16 Fighting Falcon разрешение обоев 3000 х 2394 px

Истребитель F-16 Fighting Falcon разрешение обоев 1600 х 1200 px

Источник: https://rusplane.ru/vvs-ssha-moderniziruyut-svoi-istrebiteli-f-16-fighting-falcon.php

Истребители F-16 для Ирака

Окончательное одобрение со стороны Миноброны США получили планы Ирака по приобретению партии истребителей F-16. И как результат – контракт с “Локхид Мартин” стоимостью 835 миллинов долларов. Контракт также предусматривает оказание материально-технической поддержки.

В рамках Программы поставок вооружений за рубеж, сообщается в уведомлении Пентагона от 05.12.2011 года, будет построено 12 одноместных истребителей F-16C и шесть учебно-тренировочных самолетов F-16D в конфигурации “блок-52” (использование двигателя F100-229 производства “Пратт энд Уитни”).

К 30 мая 2018 г. “Локхид Мартин” должна закончить сборку иракских самолетов F-16 на заводе в городе Форт-Уорт, штат Техас.

В сентябре 2010 года Управление военного сотрудничества министерства обороны США оценивало потенциальную сделку на поставку 18 истребителей F-16 в 4,2 миллиарда долларов.

Эта стоимость включала, в том числе, двигатели, БРЛС APG-68(V)9 производства “Нортроп Грумман”, авиационное вооружение и другое сопутствующее оборудование.

Lockheed Martin Corporation – компания США, которая специализируется в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения, автоматизации почтовых служб и аэропортовой логистики. Штаб-квартира в городе Бетесда (Мэриленд), США.

Число сотрудников по всему миру составляет 130 тыс. человек. По данным на 2010 г. корпорация Lockheed Martin – крупнейшее в мире предприятие ВПК.

95 % доходов компания получает от заказов Министерства обороны США, других агентств и департаментов правительства США, а также от зарубежных заказчиков.

Самолёты компании Lockheed Martin:

Читайте также:  Флаг украины: история и значение символики
Военно-транспортные
  • C-130 Hercules
  • C-141 Starlifter
  • C-5 Galaxy
Разведывательные
Пассажирские
  • Vega
  • Model 18 Lodestar
  • L-188 Electra
  • L-1011 TriStar
  • L-049 Constellation
Тяжеловооруженные
Общего назначения
  • Model 10 Electra
  • Model 12 Electra Junior
Учебно-тренировочные

Коротко про истребители F-16

Дженерал Дайнэмикс F-16 “Файтинг Фалкон” (General Dynamics F-16 Fighting Falcon – Сражающийся сокол) – американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.

Разработан компанией General Dynamics (General Dynamics в 1993 году продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation – в настоящее время – Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на 2010 год построено свыше 4450 машин) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран.

F-16: A Worldwide Succes Story:

С декабря 1988 года начался выпуск серии “Блок 40/42” “Night Falcon”, с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. “Night Falcon” может нести УР AGM-88B.

С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 г. стали выпускаться серии “Блок 50” и “Блок 52”. Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек.

Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Нажмите на изображение F-16 для увеличения

Статистика воздушных побед и поражений

Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.

Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.

Следовательно, общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет около 50 самолётов.

Таблица воздушных побед F-16 без учёта побед ВВС Израиля

Дата
27.12.1992

Источник: http://pro-samolet.ru/blog-pro-samolet/337-f-16-fighters-for-iraq

Многоцелевой истребитель Lockheed F-16 Fighting Falcon

Самолет F-16 составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.

F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа.

Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке.

Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы. 4,2% — углепластик и 3,7% — сталь.

Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 м.

Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР на 40%.

Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки.

Разновидности истребителя F-16:

F-16А — одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается только для иностранных заказчиков.

F-16В — двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 г.

F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.

F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г.

F-16ADF — истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989—1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.

RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS.

Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмами ТАI —Турция, SABCA — Бельгия и “Фоккер” — Нидерланды.

Характеристики истребителя F-16:

Год принятия на вооружение — 1976

Размах крыла — 9,45 м.

Длина самолета со штангой ПВД — 15,03 м.

Высота самолета — 5,09 м.

Площадь крыла — 27,87 кв.м.

Угол стреловидности по передней кромке — 40 град.

Масса пустого самолета, кг:

— F-16A — 7365; — F-16В — 7655;

— F-16C с ТРДД F100-PW-220 — 8275;

— F-16D с ТРДД F110-GE-100 — 8855.

Масса топлива, кг:

— F-16A/C — 3105; — F-16B/D — 2565;

— в подвесных баках — 3065.

Взлетная масса, кг:

— расчетная с полным запасом топлива: F-16A/B—11113; F-16C/D —11839;

— максимальная с внешней нагрузкой: F-16A/B—16057; F-16C—19190.

Тип двигателя:

— F-16A/B/C/D — 1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200;

— F-16C/D (партии 50/52) — 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129.

Максимальная тяга форсированная/нефорсированная:

— F100-200 — 106,0/65,3 кН (10810/6655 кгс);

— F100-229 — 129,4/79,2 кН (13200/8075 кгс);

— F100-129 — 129,0/75,6 кН (13155/7710 кгс).

Максимальная скорость — у земли — М=1,2; — на высоте 12200 м — М более 2,0.

Посадочная скорость — 226 км/ч.

Практический потолок — 15240 м.

Практическая дальность — 1315 км, перегоночная дальность — 3890 км.

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9.

Вооружение:

Шестиствольная пушка Дженерал Электрик М61-А-1 (20 мм, 6000 выстр./мин, 511 патронов), до шести УР ближнего боя AIM-9L/M/P “Сайдуиндер”.

В варианте истребителя-бомбардировщика — может нести УР класса “воздух—поверхность”, а также управляемые бомбы с лазерной и оптоэлектронной системами наведения, обычные бомбы Mk.82, Mk.83 и Mk.84.

Суммарная расчетная нагрузка на девяти внешних узлах при перегрузке 5,5 составляет 9280 кг.

F-16ADF могут нести УР класса “воздух—воздух” средней дальности AIM-7 “Спэрроу”.

Возможно использование УР класса “воздух—поверхность” AGM-65A/B/D “Мейврик”, подвеска контейнера GPU-5/A с пушкой калибра 30 мм.


Источник: http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa/3307-mnogocelevoi_istrebitel_lockheed_f-16_fighting_falcon.html

Lockheed martin f-16 fighting falcon. создание f-16

Первым пилотам F-16 скоро стало ясно, что эта машина, созданная как лёгкий истребитель, имеет многообещающее будущее. В середине 1960-х годов, в то время, когда США наращивали военное присутствие во Вьетнаме, а над Ханоем развернулись воздушные сражения, американские истребители уже стали более тяжёлыми, дорогостоящими и сложными.

Главный американский истребитель F-4 Phantom II воображал собой громоздкую машину с отклонёнными вниз консолями крыла и хвостового горизонтального оперения, оснащённую двумя двигателями, имевшую экипаж из двух человек и потребовавшую громадных количеств технического обслуживания.

В то время ВВС Соеденненых Штатов по большому счету увлеклись тяжёлыми и сложными автомобилями, предполагая в будущем эксплуатировать смешанный парк в составе самолётов F-4 и F-111.

Конечно, это привело бы к более высоким эксплуатационным затратам, большей сложности в обслуживании и снабжении и, как следствие, к сокращению числа закупленных самолётов.

В 1965 году ВВС Соеденненых Штатов инициировали разработку истребителя ADF (Advanced Day Fighter – усовершенствованный дневной истребитель) – недорого самолёта с высокими лётными чертями.

Истребитель должен был иметь большую массу не более 11 340 кг, высокую тяговооружённость и нагрузку на крыло, и на 25% превосходить по главным чертям советский МиГ-21.

Самолёт должен был быть несложен в обслуживании и иметь относительно низкую цена, дабы ВВС имели возможность эксплуатировать громадный парк этих автомобилей.

Вопрос цены

Казалось, программе ADF уготовлено судьбой увязнуть в бюрократических недрах Пентагона.

Появление во второй половине 60-ых годов XX века советского истребителя-перехватчика МиГ-25 «Foxbat» игралось на руку традиционалистам, вычислявшим, что американские армейские самолёты должны становиться всё более дорогими и сложными.

Но в Пентагоне в 1966-1967 годах было совершено первое изучение вида истребителя по программе F-X, целью которого было изучение возможности стремительного усиления тактической составляющей ВВС Соеденненых Штатов для действенного продолжения войны во Вьетнаме.

Это изучение дало много доводов против господствующей тенденции и за создание недорогого и несложного самолёта. Действительно, единственным результатом стала закупка ВВС Соеденненых Штатов самолётов Vought A-7D для «работы по земле».

На протяжении лётных опробований первый YF-16 нёс броскую окраску из «фирменных» цветов «General Dynamics». На момент появления, компоновка новой автомобили смотрелась очень революционно.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века в меморандуме Пентагона о развитии тактической авиации, ВВС Соеденненых Штатов и авиации флота предлагалось принять на вооружение вместо истребителей F-14 и F-15 лёгкие самолёты F-XX, что разрешило бы удвоить число закупаемых автомобилей.

Но это предложение встретило протест как со стороны ВВС, так и со стороны ВМС США. Истребители F-14 и F-15 уже пребывали в высокой стадии готовности и скоро стали красивыми боевыми самолётами, не смотря на то, что однако были намного тяжелее, чем F-XX либо каждый лёгкий истребитель.

Всё сперва

Заместитель министра обороны Дэвид Пакард был одним из немногих в Пентагоне, кто был заинтересован в «несложном» истребителе.

Он же поддерживал идею расширенного тендера, дабы прототипы самолётов от разных компаний-разработчиков проходили сравнительные опробования, перед тем как принималось ответ о начале их серийного производства.

При Пакарде показалась и программа «Лёгкого истребителя» (LWF), в рамках которой 6 января 1972 года индустрии были выданы запросы на представление предложений. Новая программа строилась на концепции F-XX и потребовала от разработчиков обеспечения солидной тяговооружённости, коэффициента перегрузки 6.

5, оптимальной неспециализированной массы самолёта 9072 кг и высокой маневренности автомобили. В марте 1972 года, по окончании рассмотрения проектов от пяти компаний, ВВС отдали предпочтение проекту Boeing Model 908-909, за которым следовали проекты General Dynamics (GD) Model 401 и двухдвигательный Northrop Model P-600 Cobra.

Но после этого отборочная рабочая группапод руководством генерал-лейтенантом Джеймсом Стюартом, поменяла выбор, дав предпочтение GD YF-16 и Northrop YF-17. Это решение и стало окончательным, подтверждённым министром ВВС Робертом К. Симэнсом, а программа LWF вошла в стадию постройки полноразмерных прототипов.

Необыкновенное управление

Сначала неповторимым отличием F-16 Fighting Falcon было применение боковой ручки управления, установленной в кабине справа от пилота.

И сейчас пилоты многих вторых истребителей вычисляют боковую ручку неудобной, не смотря на то, что полковник Джон Берринджер, большое количество летавший на F-16, говорит, что управление с её помощью – «самая естественная вещь, которую я когда-либо делал». Пилоты-левши кроме этого легко применяют боковую ручку.

Единственной настоящей проблемой, распознанной уже на позднем этапе разработки программы F-16, стали опасения израильских пилотов о возможности утраты управления самолётом из-за ранения в правую руку.

F-16A и F-16В на участке окончательной сборки на заводе «General Dynamics» в Форт-Уорте. Неповторимой изюминкой этого предприятия была сборочная линия протяжённостью в одну милю.

Прототип YF-16 (72-1567) выкатили из сборочного цеха в Форт-Уорте 13 декабря 1973 года, а 8 января 1974 года самолётом C-5A Galaxy он был доставлен на авиабазу Эдвардс.

Первый полёт нового истребителя был незапланированным.

На протяжении скоростной рулежки, 20 января 1974 года, лётчик-испытатель Фил Острикер столкнулся с колебаниями с возрастающей амплитудой, и у него было единственное ответ – «вылететь из данной ситуации».

Первый официальный полёт, совершённый им же 2 февраля 1974 года, длился 90 мин..
Мене чем через год, 13 января 1975 года, министр ВВС Мак-Лукас сказал, что на вооружение будет принят YF-16.

Цена серийного самолёта, как считалось, была на 250 000 долларов меньше, чем у YF-17.

Госслужащие ВВС Соеденненых Штатов кроме этого полагали, что YF-16 имеет меньшую цена техобслуживания, громадную лучшую манёвренность и дальность полёта.

Последовавшие после этого закупки ВВС Соеденненых Штатов и союзниками по Североатлантическому альянсу обеспечивали истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon продолжительную и успешную судьбу.

Lockheed Martin F-16 Legacy

Увлекательные записи:

Источник: http://stroimsamolet.ru/lockheed-martin-f-16-fighting-falcon-sozdanie-f-16/

Ссылка на основную публикацию