Американский боевой самолет lockheed f-117 nighthawk

F-117 Nighthawk. История, фото, видео, характеристики

Разработчик  Lockheed Martin
Первый полет  1981
Единиц произведено (1981-1990)  64
Стоимость единицы (1997 год)  $112 млн

Lockheed F-117 Nighthawk — американский тактический бомбардировщик, разработанный компанией Lockheed Martin в конце 1970-х годов. Первый серийный самолет, основанный на применении технологий Стелс.

История F-117

Возможность создания боевого самолета, который был бы невидим для радаров противника была мечтой военных с момента появления радаров ПВО.

Еще во времена Второй Мировой войны немецкие авиаконструкторы пытались сделать своим машины невидимыми, эти работы продолжались и после войны в рамках тех или иных исследовательских программ.

В 1960-х годах, в рамках проекта по созданию скоростного разведчика SR-71 некоторые методики активно применялись, однако, из-за огромной мощности двигателей и скоростей, буквально раскалявших корпус — самолет невидимым не стал. Тем не менее, потенциал был заметен.

В 1977 году в Пентагоне был сформирован экспериментальный комитет «XCom», задачей которого было вывести технологии Стелс на уровень практической применимости.

Именно тогда, на базе наработок по SR-71, а так же результатах испытаний по секретной программе XST, комитет санкционировал программы Senior Prom (из нее выросла крылатая ракета-невидимка ACM), ATB (ставший бомбардировщиком B-2), и, наконец, Senior Trend, результатом которого стал F-117.

Так как большая часть работ по Senior Trend проводилась в лабораториях Skunk Works, контракт на разработку достался владельцу лабораторий — компании Lockheed Martin.

Требования режима секретности были сверхвысокими, свидетелством этого является название самолета — F-117 выпадал из общей линейки самолетов: F-14, F-15, F-16 и так далее.

По негласному правилу, в ВВС США трехзначные номера получали секретные самолеты.

Конструкция F-117

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением.

Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия, лишь 10% конструкции выполнено из металлов.В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

Lockheed F-117 Nighthawk — первый стелс. Видео канала Skyships

Стоит отметить, что за высокие характеристики малозаметности пришлось заплатить низкими летными характеристиками. Самолет очень трудно управляем — была разработана сложная система автоматического контроля только для того, что бы он мог держаться стабильно в воздухе.

Естественно, в случае визуального обнаружения истребителями противника, F-117 был обречен — маневренность у него едва выше, чем у Шаттла. Кроме того, форма самолета полностью исключала возможность преодоления звукового барьера.

Тем не менее, при критике машины стоит учитывать, что F-117 — тактический бомбардировщик, а не истребитель и маневренный бой  в целепологании для такого самолета вообще не предусматривался.

Отсек вооружения — двухсекционный, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

Производство

Все серийные самолёты были выпущены в модификации «A». Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

Эксплуатация F-117

Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. На авиасалоне в Ле Бурже самолет был впервые представлен лишь в 1991 году после операции Буря в пустыне.

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин, в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий.

Боевое применение

  • Вторжение США в Панаму(1989)
  • Война в Персидском заливе(1991)
  • Операция «Лиса пустыни»(1998)
  • Война НАТО против Югославии(1999)
  • Иракская война(2003)

Снятие с вооружения

ВВС США планировали применять F-117 до 2018 года, однако рост затрат на программу F-22 Raptor и моральное устаревание бомбардировщика перед новым истребителем заставили отказаться от F-117 в пользу F-22.

22 апреля 2006 года F-117 Nighthawk официально были выведены из состава ВВС США.

Схема F-117

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-117

Тип Тактический бомбардировщик
Силовая установка два ТРДД General Electric F404 тягой по 4,85 тс
Максимальная боевая нагрузка 2,3 тонны
Практический потолок 13 716 м
Дальность полета 2 000 км
Максимальная взлетная масса 23,6 т
Максимальная скорость 970 км/ч
Размах крыла 13,3 м
Площадь крыла 105,9 кв. м
Длина 20,3 м
Высота 3,78 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=11169

Локхид F-117 Найт Хок Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ

Локхид F-117 «Найт Хок» (англ. Lockheed F-117 Night Hawk) — американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.).

F-117 Найт Хок — видео

Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

F-117 достаточно успешно применялся в ряде военных конфликтов. В середине 2008 года самолёты этого типа были полностью сняты с вооружения, преимущественно из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.

Обозначение и название

Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk — англ. Ночной Ястреб), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям.

Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (Stealth Fighter), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач.

Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.

Конструкция

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением.

Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника.

Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов.

Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы.

В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта.

В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у орбитера Спейс шаттл), в результате оказывается невозможным полёт на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и манёвренность.

Следует заметить, что, несмотря на расхожее в России мнение, конструкторами F-117 никогда не декларировалась неуязвимость этого самолёта для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить.

Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела. Кроме того видимость цели на радаре зависит от расстояния до неё. Например, при налётах на Югославию F-117 был обнаружен радаром P-18 на расстоянии около 50 км и сбит из С-125 с расстояния около 10 км.

Это стало возможным во многом благодаря однотипным маршрутам самолётов НАТО, которые удалось вычислить югославским ПВО.

Самолёт управляется при помощи ЭДСУ с четырёхкратным резервированием каналов управления. Поскольку F-117 нестабилен по тангажу и рысканию, используется автоматическая система обеспечения устойчивости. С 1991 года в дополнение к ней устанавливался автомат тяги.

На самолёте не установлена РЛС. За исключением лазера подсветки цели, все системы прицеливания и навигации пассивные. Для наведения используется система ИК-камер, для навигации — инерциальная система и приёмник системы спутниковой навигации. Активных систем РЭБ нет.

Отсек вооружения — двухсекционный, длиной 4,7 м и шириной 1,75 м, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг.

Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов.

На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

Производство

Все серийные самолёты F-117 были выпущены в модификации F-117A. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

Эксплуатация

Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию[9]. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. В 1991 году после войны в Персидском заливе «Найт Хок» был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.

Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы на авиабазе Тонопа, Невада, Tonopah Test Range Airport. В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла.

В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло.

Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).

Пилоты F-117 называли себя «Бандитами» (Bandit). Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Найт Хоке», имел свой порядковый номер; таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) «Бандит 261» был 261-м пилотом, допущенным к полётам.

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий. «Найтхоки» налетали в общей сложности около 220 000 часов, то есть налёт на одну потерю составил около 31 000 часов.

— 20 апреля 1982 — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.- 11 июля 1986 — F-117A (сер.

номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.- 14 октября 1987 — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) «Бандит 231».

Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.- 4 августа 1992 — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе.

Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.- 10 мая 1995 — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта.

Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.

Читайте также:  Грузовой газ-51 как замена «полуторке»

— 14 сентября 1997 — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался.

Боевое применение

— Вторжение США в Панаму (1989)- Война в Персидском заливе (1991)- Операция «Лиса пустыни» (1998)- Война НАТО против Югославии (1999)

— Иракская война (2003)

Потери

— 27 марта 1999 года — F-117A (серийный № 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой.

Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани).

Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь».

Существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21: по утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотировавшимся подполковником Гвозденом Дюкичем (в то же время сербская газета «Политика» сообщает, что «Гвозден Дюкич» (Gvozden Đukić) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны). Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.

— 30 апреля 1999 года — был повреждён F-117A, зенитно-ракетным комплексом С-125.

F-117 «Найт Хок» сбитый в ходе военной операции НАТО против Югославии

Снятие с вооружения

ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября 2006 года.

Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.

Снятые с вооружения самолёты по состоянию на 2014 год находятся на хранении в специальном «хранилище 1000» и поддерживаются в полётопригодном состоянии. В 2016 году Конгресс США принял решение отправить имеющиеся F-117 на авиабазу Дэвис-Монтен в штате Аризона для хранения на открытой площадке. 

Тактико-технические характеристики F-117 Найт Хок

Экипаж F-117 Найт Хок

— 1 человек

Размеры F-117 Найт Хок

— Длина самолёта: 20,08 м- Высота самолёта: 3,78 м- Размах крыла: 13,2 м

— Площадь крыла: 73 м²

Вес F-117 Найт Хок

— Масса пустого: 13380 кг- Масса нормальная: 21150 кг- Масса максимальная: 23815 кг- Боевая нагрузка: 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива)

— Топливо: 5500 кг

Двигатель F-117 Найт Хок

— Тип двигателя: 2 х ТРДД General Electric F404-F1D2
— Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс

Тяговооруженность F-117 Найт Хок

— при нормальной взлётной массе: 0,46
— при максимальной взлётной массе: 0,41

Скорость F-117 Найт Хок

— Максимальная скорость: 993 км/ч (М=0,91)
— Крейсерская скорость: 905 км/ч (М=0,83)

Дальность полета F-117 Найт Хок

— 1720 км

Боевой радиус F-117 Найт Хок

— 860 км

Практический потолок F-117 Найт Хок

— 13700 метров

Максимальная перегрузка F-117 Найт Хок

+6 G

Вооружение F-117 Найт Хок

— боевая нагрузка — 2268 кг.- УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM.- 2х 907кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или или BLU-109 c лазерным или ядерные бомбы B-61(100/500 килотонн) или 2 бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM

  — 2 боеприпаса WCMD

Фото F-117 Найт Хок

Компоновочная схема F-117 «Найт Хок»

F-117 в Кувейте, 1998 год

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/117-f-117

Самолет Lockheed F-117 Nighthawk

Lockheed F-117 Nighthawk – первый в мире малозаметный, дозвуковой, тактический ударный самолет. Данный самолет предназначен для скрытого прохода через ПВО противника и уничтожение наземных целей.

В 70-х годах за разработку и постройку F-117 взялась американская фирма Lockheed Martin, и к 18 июня 1981 г в небо поднялся первый экземпляр. При разработке корпуса F-117 были взяты идеи советского ученого Петра Яковлевича Уфимцева в области дифракции электромагнитных волн.

В результате корпус приобрел треугольную граненую форму, с большой, для дозвуковых самолетов, стреловидностью крыла. Данный тип фюзеляжа был назван летающее крыло.

Для поглощения радиоволн локаторов корпус F-117 был сделан из композиционных материалов, где доля металлических сплавов составило всего 10 процентов. И также все вооружение находилось внутри корпуса, тоже для снижения заметности.

Все это конечно и улучшило самолет в плане незаметности от радаров, но самолет лишился из-за этого маневренности и прочих боевых качеств. В результате F-117 стал легкой целью для самолетов противника, а также из-за своей необычной формы корпуса пилот в случае отказа электроники не сможет управлять самолетом.

На F-117 Nighthawk были установлены два дозвуковых турбореактивных двигателя General Electric F404-F1D2. Которые развивали максимальную скорость 993 км/ч и могли нести максимальную массу самолета 23815 кг. Также для снижения заметности сопла на F-117 были плоские и имели размеры 165 х 25 см.

F-117 Nighthawk изначально планировалось эксплуатировать до 2018 года, но его списали раньше 22 апреля 2008 года. Это произошло из-за того, что самолет не полностью оправдал надежды разработчиков, т. к.

не смотря на все старания конструкторов, F-117 оказался не очень уж незаметным.

Дело в том, что самолет с легкостью могут поразить советские зенитные комплексы С-200 и С-300, а также более старые модернизированные зенитные комплексы С-125.

Но все-таки F-117 Nighthawk принял участие во многих военных конфликтах: – Вторжение США в Панаму (1989) – Война в Персидском заливе (1991) – Операция «Лиса пустыни» (1998) – Вторжение НАТО в Югославию (1999)

– Вторжение США в Ирак (2003)

Всего было построено 64 самолета F-117, и каждый обошелся правительству США в 111,2 млн. долларов. Из них было потеряно около 9 штук:

20 апреля 1982 г. F-117A (80-0785) разбился при взлете из-за отказа электроники, летчик хоть и не успел катапультироваться, но все-таки выжил. 11июля 1986 г. F-117A (81-0792) разбился при ночном полете в районе Бейкерсфилд (Калифорния) из-за дезориентации пилота. Летчик погиб. 14 октября 1987 г.

F-117A (83-0815) разбился при ночном полете в районе Тонопы из-за дезориентации пилота. Летчик погиб. 4 августа 1992 г. F-117A (85-0801) Самолёт загорелся во время ночного вылета у авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе. Из-за ошибки обслуживающего персонала перед вылетом. Летчик катапультировался и выжил. 10 мая 1995 г.

F-117A (85-0822) разбился при ночном полете в районе Зуни (Нью-Мексико) из-за дезориентации пилота. Летчик погиб. 14 сентября 1997 г. F-117A (81-0793) разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик (Мэриленд).

Катастрофа произошла из-за технической неисправности, в результате чего 4 человека пострадало, сам же пилот катапультировался. 27 марта 1999 г. F-117A (82-0806) был сбит у деревни Будановци во время боевых действий НАТО против Югославии. Зенитным комплексом С-125 под командованием югославского командира Золтан Дани.

Пилот катапультировался и был подобран спасательной командой НАТО. 1 апреля 1999 F-117A был поврежден и совершил вынужденную посадку.

5 апреля 1999 F-117A был сбит югославскими ПВО у телебашни «Црвени Кот». Американцы эту потерю официально не признают.

Также необычный дизайн F-117 Nighthawk вдохновил на создание Lamborghini F-117, стилизованный тюнинг для Ferrari 458 Italia и ноутбук ASUS ROG G73Jh. Еще F-117 Nighthawk принял участие в таких фильмах как: «Захват 2: темная территория», «Перехватчик», «Приказано уничтожить», «Филадельфийский эксперимент 2».

Характеристика: Длина – 20.08 м Высота – 3.78 м Размах крыла – 13.2 м Площадь крыла – 73 кв.м Масса: пустой – 13380 кг взлетная – 21150 кг максимальная – 23815 кг топлива – 5500 кг Двигатели – 2 дозвуковых турбореактивных General Electric F404-F1D2 Скорость: крейсерская – 905 км/ч максимальная – 993 км/ч Боевой радиус – 860 км Практический потолок – 13700 м Экипаж – 1 человек Стоимость – 111,2 млн. долларов Произведено – 64 шт.
Видео про самолет Lockheed F-117 Nighthawk:

Источник: http://unikteh.ru/2011/samolet-lockheed-f-117-nighthawk/

Самолет Локхид F- 117А «Найт Хок»

Публикация в 1988 году официальных изображений самолета F- 117А произвела эффект разорвавшейся бомбы — оказывается, такая машина действительно существует!

Созданию F-117A предшествовали длительные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в США с 1965 года.

Десять лет спустя, в ноябре 1975-го министерство обороны выбрало для дальнейшей практической разработки в рамках программы XST проекты двух фирм — «Нортроп» и «Локхид».

Работа во многом была новаторской: если ранее обводы самолета определялись в основном аэродинамикой, то теперь она отступала на второй план, а главенствующим являлось снижение эффективной площади рассеивания (ЭПР) — параметра, определяющего радиолокационную заметность самолета.

Проекты XST фирм-конкурентов оказались достаточно близки: оба имели «фасеточные» обводы фюзеляжа, образовывающиеся большим числом плоских поверхностей, крыло большой стреловидности и двухкилевое оперение с килями, заваленными внутрь.

По результатам испытаний моделей фирма «Локхид» вышла победителем, получив заказ на постройку небольшого опытного самолета «Хэв блю». Его испытания, проведенные в 1977-1978 годах, позволили уточнить облик будущей боевой машины.

Контракт на ее разработку фирме «Локхид» выдали в ноябре 1978 года.

ОБЛИК «НОЧНОГО ЯСТРЕБА»

«Найт Хок» — «Ночной ястреб» — именно такое название получил новый боевой самолет в дополнение к официальному обозначению F-117. От опытного «Хэв блю» он отличался, прежде всего, увеличенными размерами, меньшим углом стреловидности крыла и килями с развалом наружу.

При разработке «невидимки» впервые в истории авиации преследовалась цель снизить все без исключения демаскирующие факторы: способность отражать радиолокационные волны, самому излучать электромагнитное излучение, издавать звук, оставлять дымный и инверсионный следы, быть заметным в инфракрасном и видимом диапазонах. Для этого во время полета в режиме «стеле» бортовая радио-станция, ответчик системы «свой-чужой» и радиовысотомер отключаются, а навигационная система и все оборудование для поиска цели работают в пассивном режиме. Единственное исключение составляет лазерная подсветка цели, но она включается на короткое время непосредственно в момент атаки.

Фасеточные формы, реализованные в архитектуре самолета, обеспечивают основную долю — до 90 % — снижения ЭПР. Происходит это за счет отражения радиолокационных лучей поверхностями планера вверх и вниз, а не в направлении на облучающую РЛС. Весь планер покрыт радиопоглощающими материалами.

Внешние поверхности окрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует «стеле» в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла.

В итоге ЭПР самолета F-117А при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета схожих размеров.

Для снижения теплового излучения выхлопные сопла прикрыты щитками. Площадь воздухозаборников сделали большей, чем требуется для нормальной работы двигателей, а избыточный холодный воздух смешивается с горячими выхлопными газами, снижая их температуру. Узкие сопла формируют практически плоскую форму выхлопной струи, что способствует ее быстрому охлаждению.

СИСТЕМЫ САМОЛЕТА

Необычная аэродинамическая форма F-117А обусловила то, что самолет статически неустойчив. Пилот управляет им посредством электродистанционной системы управления (ЭДСУ), разработанной на основе аналогичной системы истребителя F-16A. Резервная механическая система управления отсутствует — в случае отказа ЭДСУ летчик все равно не сможет пилотировать самолет.

Силовая установка F-117А состоит из двух двухконтурных ТРД F404-GE-F1D2, представляющих собой бесфорсажный вариант двигателя, устанавливающегося на истребителях F/A-18A.

Самолет оборудован прицельно-навигационной системой «Хоневелл» Н-423/А и приемником спутниковой навигационной системы GPS. Для поиска целей и прицеливания в ночных условиях используются инфракрасные станции FUR и DLIR. Определение дальности до цели и ее подсветка осуществляется лазерным дальномером-целеуказателем.

Вооружение размещается только на внутренней подвеске — в двух бомбоотсеках. Типовым вариантом считаются две управляемые авиабомбы (УАБ) с лазерным наведением GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг. Возможна также подвеска УАБ GBU-15 с тепловизионной системой наведения. Теоретически F-117А может нести и ядерные бомбы В-61 или В-83.

С самого начала разработки самолет F-117А не рассматривался военными как массовая машина — он должен был лишь дополнить обычные боевые самолеты, став средством прорыва ПВО.

В случае войны малозаметные самолеты должны были нанести удар по наземным радарам, «ослепив» вражескую противовоздушную оборону и дав возможность относительно свободно действовать истребителям-бомбардировщикам и штурмовикам.

Читайте также:  Ручной крупнокалиберный пулемет браунинг м2 (browning m2)

Первоначальные планы предусматривали постройку пяти предсерийных экземпляров и 100 серийных машин. Первый предсерийный «Найт Хок» вышел на испытания в январе 1981 года. Испытания шли достаточно быстро, и уже 23 августа следующего года ВВС США получили свою первую машину.

Однако в дальнейшем планы закупок F-117А были пересмотрены в сторону сокращения. Причин тому было две.

С одной стороны, в условиях вызванного горбачевской перестройкой снижения международного напряжения на первый план выходили экономические параметры систем вооружения, а по этим показателям F-117 А значительно проигрывал таким самолетам, как F-15Е или F-16C.

С другой — в СССР появились ЗРК нового поколения С-ЗООВ, способные поражать цели с малой ЭПР. В итоге до момента завершения производства в 1990 году сборочный цех покинули 64 «Найт Хока» (5 предсерийных и 59 серийных). Самолетами F-117А вооружили 4450-ю тактическую группу (в 1992 году переименованную в 49-е истребительное крыло).

В состав этого соединения вошло три эскадрильи — 415-я и 416-я боевые, а также 417-я учебно-боевая (с 1992 года — соответственно, 8,9 и 7-я).

Каждая боевая эскадрилья согласно штату располагала 18 самолетами, в учебно-боевой постоянно находилось от 6 до 10 машин, остальные либо проходили техобслуживание, либо использовались в разнообразных исследовательских программах. Базировалась группа (крыло) на аэродроме Тонопа (шт. Невада).

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Боевой дебют F- 117А состоялся 21 декабря 1989 года в ходе операции «Джаст Коз» в Панаме, когда два «Найт Хока» сбросили по одной УАБ на казармы панамской национальной гвардии в Рио Хато. Но по-настоящему широкомасштабным применение F-117А стало лишь во время войны против Ирака в январе — марте 1991 года.

К операции «Буря в пустыне» привлекли в общей сложности 42 «Найт Хока»: по 18 из 415-й и 416-й эскадрилий, а также 6 — из 417-й. Первая волна F-117А, состоявшая из 10 самолетов, нанесла в ночь с 16 на 17 января ряд ударов по стратегическим объектам, поразив два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи и др.

Всего же в первые сутки войны по целям в Ираке отработали 36 «Найт Хоков». До конца операции каждый из пилотов F-117A налетал в боевых условиях от 100 до 150 часов. Действуя, как правило, ночью, в режиме радиомолчания, в одиночку (лишь несколько вылетов были совершены парами), «Найт Хоки» систематически поражали важные объекты инфраструктуры и элементы системы ПВО.

Операция «Буря в пустыне» стала звездным часом для F-117 А — впоследствии им уже не удавалось добиться столь высокой эффективности. А над Ираком таким самолетам приходилось еще действовать в 1993, 1998, 2000, 2001 и 2003 годах. В марте — июне 1999 года F-117А участвовали в операции против Югославии.

С первого дня (точнее — ночи) войны они наносили удары по позициям ЗРК, радиолокационным станциям, а также по другим важным стационарным целям. В ходе этой кампании была зафиксирована единственная за всю историю службы боевая потеря F-117А — самолет этого типа был сбит вечером 27 марта в 32 км от Белграда. Вероятнее всего, «Ночной ястреб» стал жертвой ЗРК С-125.

Существуют также версии, приписывающие уничтожение F-117А зенитному ракетному комплексу «Куб» либо истребителю МиГ-29. Как бы то ни было, «невидимый» самолет оказался не таким уж неуязвимым.

ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ

ВВС США намеревались эксплуатировать самолеты F-117А до 2018 года. Однако нехватка средств на закупку новых истребителей F-22A вынудила снять «Найт Хоки» с вооружения гораздо раньше.

О намерении поставить точку в карьере F-117А объявили осенью 2006 года, а в декабре того же года «на пенсию» отправились первые 10 машин. К началу 2008 года в строю ВВС США оставалось 15 самолетов этого типа, последние из которых покинули боевой состав 22 апреля.

В настоящее время «Найт Хоки» находятся на консервации на авиабазе Дэвис-Монтейн.

Несмотря на завершение карьеры, F-117 А вошел в историю авиации как пример блестящего решения инженерной задачи, впервые встретившейся в практике в столь радикальной постановке. Чтобы достичь практически полной невидимости современными средствами ПВО, конструкторам пришлось проявить такую смелость мышления, что это сделало F-117А абсолютно уникальным летательным аппаратом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛОКХИД F-117А «НАЙТ ХОК»

Тип: одноместный ударный самолет
Двигатели: ТРДД «Дженерал Электрик» F404-GE-F1D2 максимальной тягой 4900 кгс Размеры, м: длина: 20,4 высота: 3,9 размах крыла: 13,2 площадь крыла, кв. м: 73

Вес, кг:

пустого самолета: 13 600 нормальный взлетный: 21 150 максимальный взлетный: 23 815

Технические характеристики:

максимальная скорость, км/ч: 993 дальность полета, км: 1720 практический потолок, м: 13 700

Вооружение: УАБ и УР различных типов массой до 2270 кг в двух бомбоотсеках

    2992      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/samolet-lokhid-f-117a-nayt-hok/

Малозаметный тактический ударный самолет Lockheed F-117A Nighthawk

Самолет Локхид F-117 стал победителем в конкурсе секретных («black») проектов экспериментальной технологии «невидимки» (XST — Experimеntal Stealth Technology) 1975-76 гг. Оснащенный турбореактивными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) CJ610, первый самолет XST впервые поднялся в воздух в декабре 1977 г. с базы Грум Лэйк в штате Невада.

Было создано два уменьшенных опытных образца самолета для отработки различных вариантов экспериментальной технологии. Хотя оба самолета в 1978 и 1980 гг. потерпели катастрофы, многообещающие результаты испытаний привели к разработке двух опытных полномасштабных машин YF-117A-LO, за которыми последовали 57 серийных самолетов F-117A.

Самолет F-117А был объявлен действующим в 1983 г., но для соблюдения секретности программы самолет взлетал только ночью с секретной базы в Тонопа. Только в конце 1989 г., когда программу, наконец, окончательно рассекретили, самолет начал свои полеты в дневное время.

F-117А, красноречиво прозванные «Воблин Гоблин» («Wobblin Goblin»), больше соответствовали прозвищу своих пилотов «Блэк Джет» («Black Jet»), а официально назывались Найт Хоук (Night Hawk). Первая из этих машин была использована в декабре 1989 г. в одной из фаз операции «Джаст Коз», проводимой США по перевозке панамского генерала Мануэля Норьеги.

Следующей акцией было участие в конфликте в Персидском заливе, когда один из этих самолетов нанес первый бомбовый удар в операции «Буря в пустыне» 17 января 1991 г.

F-117 — это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей в ходе автономных одиночных вылетов.

Он может также использоваться для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО противника. F-117 радикально отличается от машин предыдущих поколений. Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило место высокоточному оружию.

Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается не столько бронированием, сколько скрытостью полета.

F-117, впервые взлетевший в 1981 г., долгое время держался в тайне, поскольку на нем впервые применена новая малоотражающая форма и его основной секрет — внешние обводы. И только 21 апреля 1990 года состоялась его первая публичная демонстрация.

Малая заметность F-117 позволяет самолету осуществлять полет над территорией, прикрытой средствами ПВО противника, на повышенной высоте. Это улучшает осведомленность летчика о тактической обстановке, облегчает поиск наземных целей на большой дальности и обеспечивает более отвесную траекторию бомб, а это повышает точность бомбометания и увеличивает проникающую способность боеприпаса.

Возможность полета не на предельно малой высоте повышает также эффективность лазерной подсветки цели для собственных управляемых бомб. По свидетельству лиц, видевших в 1990 г. полеты, F-117A обычно осуществляет крейсерский полет на высоте 6100—7600 м, затем снижается до высоты 600—1525 м для повышения точности бомбометания.

Оно производится с горизонтального полета, и его точность около 1 м.

F-117 — самолет с низкорасположенным крылом, V-об-разным оперением и надкрыльными воздухозаборниками двигателей. Широко используются фасеточные формы, которые обеспечивают основную долю (90%) снижения ЭПР. Прежде всего это относится к фюзеляжу, имеющему необычную пирамидальную конфигурацию.

Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции, пять панелей остекления имеют многослойное электропроводящее золотосодержащее покрытие для предотвращения РЛ облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика.

Крыло большой стреловидности, трапециевидное, со скошенными фасеточными законцовками, имеет двухлонжеронную конструкцию.

Кабина одноместная с обзором только вперед. За ней, сверху фюзеляжа, есть приемник системы дозаправки топливом в полете, который подсвечивается ночью с помощью фары, размещенной в выступе сверху кабины летчика. Самолет неустойчив по тангажу и рысканию, и поэтому используется сложная система обеспечения искусственной устойчивости.

С 1991 г; по программе ОСПР устанавливается автомат тяги. Система воздушных сигналов имеет четыре ПВД на штангах фасеточной формы в носовой части машины. Датчики угла атаки убирающиеся. Автопилот обеспечивает полет по запрограммированному маршруту. Автомат тяги позволяет самолету выйти на рубеж применения оружия с точностью до нескольких секунд.

Применена также оптоэлектронная система навигации, обнаружения и сопровождения целей.

Первые широкомасштабные операции с использованием F-117 развернулись во время войны с Ираком в 1991 году. Самолеты выполнили 1271 вылет и сбросили 2000 т бомб с лазерным наведением. Генерал-лейтенант Ч. Горнер, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива, заявил, что малозаметные самолеты типа F-117A и В-2 и в будущем будут незаменимы в локальных чрезвычайных конфликтах.

Характеристики малозаметного тактического ударного самолета F-117A:

Размах крыла — 13,21 м.

Длина самолета — 20,09 м.

Высота самолета — 3,78 м.

Площадь крыла — 105,9 м2.

Масса пустого самолета — 13600 кг.

Взлетная масса — 23815 кг.

Тип двигателя — ТРДД Дженерал Электрик F404-GE-F1D2 (2х48,0 кН/2х4900 кгс).

Максимальная скорость — 1M.

Крейсерская скорость — 0,9M.

Посадочная скорость — 278 км/ч.

Боевой радиус действия — 1060 км.

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 6.

Вооружение: встроенное подфюзеляжное вооружение со способностью размещения полного арсенала, предписанного тактическим истребителям ВВС США, но обычно — две бомбы GBU-10/GBU-27 с лазерным наведением массой по 907 кг (2000 фунтов) или ракеты класса «воздух-земля» АGM-65 Маверик (Maverick) или AGM-89 HARM.


Источник: http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa/3317-malozametnyi_takticheskii_udarnyi_samolet_lockheed_f-117a_nighthawk.html

Lockheed F-117 Nighthawk

Lockheed F-117 Nighthawk

  В 1974 году Агентство по перспективным оборонным разработкам МО США объявило о необходимости создания полноценного самолета, изготовленного по стелс-технологиям. В конструкции такого самолета должны были найти воплощение

радиопоглощающие материалы, специальные конструктивные элементы, позволявшие отражать радиолокационный сигнал в сторону, и другие элементы теории обеспечения малозаметности.

  Говоря проще, при использовании фасеточных форм радиолокационный сигнал отражается не обратно в сторону источника излучения, что позволяет РЛС найти самолет, а в разные стороны — радар просто не видит самолет, поскольку не получает от него ответный сигнал.

Самолет имеет угловатую многогранную конструкцию, практически все края в элементах его конструкции выполнены «пилообразными», а фонарь кабины пилота был покрыт тонкой золотой пленкой.

  Подразделение «Skunk Works» компании «Lockheed» получило контракт на разработку нового самолета в апреле 1976 года — необходимо было вначале построить два масштабных прототипа, первый из которых поднялся в воздух в 1977 году. Хотя оба этих масштабных прототипа были потеряны, полученный опыт оказался очень важным в ходе реализации программы создания F-117.

В ноябре 1978 года «Lockheed» получила контракт на разработку полномасштабного самолета. В машине был реализован ряд улучшений, включая установку переработанного хвостового оперения — кили были наклонены не внутрь, а наружу.

    Первый из пяти полномасштабных опытных самолетов был облетан 18 июня 1981 года, данные самолеты имели хвостовое оперение меньшей площади — в сравнении с серийными машинами.

В октябре 1983 года состояния оперативной готовности достигло первое подразделение — в его составе было пять F-117A Nighthawk и 18 самолетов Vought A-7D (последние использовались в качестве самолетов поддержки и обеспечения).

Пентагон признал существование F-117A только в ноябре 1988 года, а 19 декабря 1989 года самолет получил боевое крещение — две машины атаковали казармы в Рио Хата во время интервенции США в Панаму.

Однако звездным часом самолета стала операция «Буря в пустыне», в рамках которой 42 самолета совершали ночные вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии для поражения важных целей в Ираке и оккупированном Кувейте.

В конце 1990-х годов F-117A применялись против сербской армии, причем эта операция стала трагичной страницей в истории F-117A — в ходе одного из налетов один самолет-«невидимка» был сбит.  ВВС США планировали использовать F-117 Nighthawk лишь для уничтожения целей высокой степени важности — таких как узлы связи и командные пункты, командные центры системы ПВО, важные мосты, аэродромы и пр.

Читайте также:  Парабеллум — подробный обзор немецкого пистолета

Для эффективного решения данной задачи самолеты оборудовались высокоточной инерциальной навигационной системой и ИК-системой переднего обзора. После обнаружения цели пилот наводит перекрестие на экране ИК-системы переднего обзора на нее и выполняет захват цели, после чего данные целеуказания передаются в систему управления вооружением. В рассчитанной бортовой ЭВМ точке происходит сброс управляемых бомб с лазерным наведением, в определенный момент цель подсвечивается лучом лазера.  После войны в Персидском заливе компания «Lockheed» приступила к реализации программы повышения боевых возможностей самолета, получившей наименование OCIP («Offensive Capability Improvement Program»). Под действие программы попадали 57 оставшихся F-117A — из поставленных 59 серийных самолетов и пяти предсерийных машин. Самолет снят окончательно с вооружения в 2008 году.ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  Lockheed F-117A Nighthawk   Тип: одноместный ударный самолет   Силовая установка: два ТРДД General Electric F404-GE-F1D2 сухой тягой по 48,4 кН  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 1040 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м — 904 км/ч; практический потолок 11 765 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 1814 кг — 862 км  Масса: пустого 13 608 кг; максимальная взлетная 23814 кг   Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 20,08 м; высота 3,78 м; площадь крыла 105,9 м2

  Вооружение: до 2268 кг авиационных средств поражения в двух отсеках вооружения, размещенных в нижней части фюзеляжа, обычно — высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением

Один из первых «стелс-истребителей» подготавливается к испытательному полету на стоянке в Гоум-Лэйк. Данная экспериментальная модель камуфлирована тремя цветами, чтобы скрывать самолет в расчехленном виде.

18 июня 1981г.: в обстановке строгой секретности на авиабазе в пустыне Невада поднялся в воздух самолет Lockheed F-117.

Have Blue стал базой для постройки установочной партии из пяти самолетов, известных как YF-117A. Эти машины были окрашены в серый цвет, пока ВВС США не издали приказ, чтобы все F-117A полностью окрашивались в теперь хорошо знакомый черный цвет.

Огромные усилия были предприняты для распространения дезинформации о настоящей конфигурации F-117 и его возможностях. В пресс-релизах специально занижались летные данные самолета и делался упор на якобы очень плохую управляемость.

На первые сообщения о F-117 быстро отреагировали производители пластиковых моделей, наводнившие рынок ни на что не похожими поделками. Программа F-117 подавалась «всего-навсего» как попытка США создать революционный авиационный комплекс.

Бен Рич позирует на фоне гордости отдела «Skunk Works» — истребителя F-117 Nighthawk.

Вероятно, самыми известными самолетами в этой войне стали Lockheed F-117A, вызывавшие гипертрофированный интерес у средств массовой информации с момента своего появления в этом районе. Они использовались в качестве «серебряной пули» — оружия, предназначенного для поражения особо важных целей. Это было первое официальное развертывание F-117 за пределами США.

Этот Nighthawk с отметками о 16 боевых вылетах в ходе операции «Iraqi Freedom» вернулся на свою базу в Нью-Мексико 16 апреля 2003 года.

«Black Jet» над Багдадом. Полковник Барри Хорн, пилот «самолета-невидимки», буквально боготворит свой самолет. «Мы совершили перелет на 45 самолетах из 37-го тактического истребительного авиакрыла с авиабазы Тонопа через Лэнгли в Вирджинии на авиабазу Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии.

Нашей главной задачей было уничтожение важных, сильно защищенных целей, для чего необходимо было применять авиабомбы с лазерным наведением. Согласно плану, мы должны были вылетать во второй половине дня с тем расчетом, чтобы работать у цели в ночное время.

Некоторые цели находились недалеко друг от друга, а другие — на значительном удалении. F-117A требовали намного меньшего обеспечения, чем другие самолеты.

Иногда нас прикрывали EF-111A Raven и F-4G Phantom Wild Weasel, но ввиду того, что «Black Jet» мог работать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, мы не особо зависели от этих самолетов».

До 1988 года все полеты F-117 выполнялись только в темное время суток, отчего на пилотов ложилась дополнительная нагрузка. Отчасти по этой причине разбились два или три F-117, включая самолет майора Росса Малхэра, погибшего в июле 1986 года. Катастрофа произошла над национальным парком «Секвойя».

Спереди F-117 больше похож на героя «Звездных войн». На зтом снимке хорошо видны фонарь кабины с широким переплетом и держатели для подвески боеприпасов.

Покров секретности, окружавший F-117, был частично снят в 1988 году, после чего самолеты приступили к выполнению дневных тренировочных полетов.

F-117 выпускался отделением «Skunk Works» фирмы «Lockheed» в Палмдзйле, штат Калифорния. Следуя своим принципам, производители передали заказчику 59 серийных F-117A Nighthawk точно в срок, уложившись при этом в удивительно малый бюджет для столь сложного самолета.

F-117A из 8-й экспедиционной эскадрильи выруливает на старт, авиабаза Эль-Удейд, Катар, 14 апреля 2003 года. Операция «Iraqi Freedom» завершилась, самолету предстоит перелет в США. В ходе этой операции 12 Nighthawk выполнили более 100 боевых вылетов, сбросили 98 бомб EGBU и 11 бомб LGB.

В операции «Allied Force», воздушной кампании против Югославии, приняли участие 24 F-117. Изначально самолеты действовали с авиабазы Авиано на северо-востоке Италии, но потом их перебросили на германскую авиабазу Шпангдалем. На фотографии — F-117 выруливает на старт, Авиано, 24 марта 1999 года.

Двухместного учебно-тренировочного варианта F-117 не существовало. На ранней стадии программы обсуждался вопрос о переделке в двухместный вариант потерпевшего аварию одноместного самолета, но работы по данной теме остались незавершенными. Пилотов F-117 готовили на самолетах A-7D, причем все они уже имели большой налет на реактивной технике.

Малозаметные тактические бомбардировщики F-117A «Найтхок» широко применялись для внезапных ночных ударов по инфраструктуре югославской ПВО, узлам связи и другим военным объектам.

D полете родоначальник «невидимок» — F-117

На пресс-конференции 10 ноября 1988 года помощник министра обороны США впервые публично продемонстрировал фотографию F-117. И хотя снимок был очень плохого качества, он вызвал фурор и бурные дискуссии о конструкции и характеристиках самолета.

Ударный самолет F-117A проложил дорогу на службу в ВВС США для более совершенных малозаметных самолетов.

Самолет из состава 49-го истребительного авиакрыла в полете над Уайт-Сэндз, неподалеку от «родной» авиабазы Холломан, штат Нью-Мексико.

В окончательном варианте F-117 представляет собой компромисс между малой заметностью и боевыми возможностями. Арсенал самолета ограничен бомбами с лазерным наведением, свободнопадающими ядерными бомбами и, возможно, ракетами AGM-88 HARM. Столь скудный набор негативно сказывается на боевой эффективности самолета.

Nighthawk был продемонстрирован широкой общественности лишь тогда, когда уже пять лет состоял на вооружении. Самолеты данного типа применялись в ходе операций в Панаме, Ираке (1991 и 2003 годы) и Югославии.

В 2008 году большинство F-117 поставили на хранение на авиабазе Тонопа, но небольшое количество самолетов продолжало летать по различным испытательным программам.

Благодаря необычной форме, уникальным средствам противодействия РЛС и повышенной секретности, а также отличной разработке и удачному участию в операции «Буря в пустыне», Lockheed F-117 Nighthawk стал самым известным военным самолетом в мире. Способный незаметно проникать в воздушное пространство противника, он мог использовать сложную систему обнаружения и целеуказания для нанесения точечных ударов пожизненно важным объектам.

Хотя фасетчатые поверхности Nighthawk снижают его ЭПР, отражая излучение РЛС в различных направлениях, их острые углы негативно сказываются на аэродинамике и эстетике самолета. Во время одного из испытаний на определение ЭПР отраженный сигнал оказался необычно высоким. Причиной оказался недостаточно закрученный винт. Когда его затянули правильно, ЭПР F-117 резко снизилась.

Благодаря своему участию в операции «Буря в пустыне» и восторженным статьям в прессе «невидимка» F-117, снятый с вооружения в 2008 году, стал, пожалуй, самым известным боевым самолетом в мире.

В 2005 году нижние поверхности третьего из пяти полноразмерных опытных F-117 окрасили в цвета флага США в ознаменование завершения 24-летней карьеры самолета. Nighthawk официально сняли с вооружения 11 марта 2008 года на церемонии в Райт-Паттерсон, Огайо.

После снятия с вооружения машины F-117 B-2 остается единственным малозаметным самолетом ВВС США. Ударные возможности истребителя F-22 крайне ограничены, a F-35 пока находится в стадии отработки.

Демонстрация с четвертого предсерийного YF-117A возможности применения управляемой авиабомбы GBU-17 ((LGB) GBU-27/B Paveway III ???). Разрушающая мощь и высокая точность LGB была продемонстрирована во время войны в Персидском заливе.

F-117A из 57-го истребительного авиакрыла сбросил GBU-27A/B с инертной боевой частью. GBU-27A/B возможно применять и с самолетов других типов, но разработана она специально для F-117. Данная КАБ с большим эффектом применялась в операции «Буря в пустыне».

Первым бомбы на противника в операции «Буря в пустыне» сбросили пилоты F-117A, совершавших вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит (Саудовская Аравия). Беспрепятственно проникнув вглубь Ирака, они поразили ключевые объекты противника.

Дозаправка в воздухе была жизненно важной для F-117, наносивших удары по удаленным целям. В ходе тренировок отрабатывалась дозаправка в режиме радиомолчания, причем ночью процедура стыковки с заправщиком производилась лишь при свете небольшой фары над кабиной пилота.

В среднем боевой вылет F-117A продолжался 5,4 часа, и неоднократные дозаправки были обычным делом. Взлет, полет по маршруту и дозаправка всегда проводились парами, но атаковали самолеты обычно поодиночке. Хотя известны случаи, когда одну цель одновременно бомбили шесть машин.

Окно и перископ обеспечивают отличный обзор с рабочего места оператора заправки, позволяя контролировать все маневры заправляемой машины в процессе стыковки и дозаправки. Оператор KC-10 управляет заправкой из сидячего положения, а вот на KC-135 оператор делает это лежа. На снимке — оператор на своем рабочем месте в процессе дозаправки F-117.

F-117 дозаправляется от танкера KC-135R, операция «Allied Force», 27 марта 1999 года. В ходе данной операции один F-117 был сбит ПВО Югославии.

Дозаправка в воздухе во многом определяла успех или неудачу едва ли не каждого задания F-117. Снимок сделан во время дневного тренировочного полета — F-117 дозаправляется от танкера KC-10 Extender. Возможность выполнять тренировочные полеты днем сделала их более безопасными.

Разработка F-117 была одной из наиболее секретных программ ВВС США.

Начав свой жизненный цикл в мире ночных полетов на тайной базе Тонопа, F-117 постепенно влился в ряды обычных боевых средств, хотя многие основные технологические приемы и технические решения остались секретными.

Получивший официальное название Nighthawk, но известный также как «Stink Bug» («Жук-щитовик»), F-117 был снят с вооружения 11 марта 2008 года. Оставшиеся самолеты поставлены на консервацию на базе Тонопа.

F-117 неоднократно перебрасывались за пределы США. На фотографии: F-117 из 9-й экспедиционной истребительной эскадрильи с раскрытым тормозным парашютом выполнил посадку после учебного полета на авиабазе Кунсан в Южной Корее, август 2004 года.

F-117A из 49-го истребительного авиакрыла буксируют из ангара перед боевым вылетом, авиабаза Ахмат Аль Джабир, Кувейт, операция «Southern Watch», 1998 год.

F-117A из состава 37-го тактического истребительного авиакрыла были очень дорогими, но зато и высокоэффективными самолетами ВВС США.

Местом базирования этих самолетов была выбрана авиабаза Хамис-Мушайт — новая авиабаза в горной местности в юго-западной части Саудовской Аравии.

Причем за свою схожесть с авиабазой Тонопа, где дислоцировалось 37-е авиакрыло, она получила кодовое обозначение «Тонопа Восточная» («Tonopah East»).

Установленные в носовой части ИК-датчики станции переднего обзора FLIR использовались для обнаружения цели. В дополнение к этому в верхней системе FLIR также имелся выверенный лазерный целеуказатель. Блоки обеих ИК-систем переднего и нижнего обзора были взаимозаменяемы.

ИК-система нижнего обзора DLIR использовалась для нанесения удара, ее подвес нес лазерный целеуказатель для наведения соответствующих боеприпасов. Оба подвеса часто отворачивались назад, для защиты оптики.

Боевая часть и оперение монтируются на КАБ на стандартном транспортере непосредственно под самолетом, до подвески бомбы в отсек вооружения. Сначала устанавливается ГСН, а затем ПГО. На фотографии хорошо видны отличия ГСН двух разных типов.

На F-117A использованы специальные бомбодержатели, которые одновременно облегчают подвеску бомб и сокращают время их сброса. Отсек вооружения расположен между двигателями.

F-117 предназначен для уничтожения хорошо защищенных целей высшего приоритета. КАБ с лазерным наведением долгое время были основным средством точечного поражения объектов.

Командир подразделения F-117 полковник Эл Уитли осматривает GBU-27A/B с боевой частью BLU-109 перед очередным боевым вылетом в операции «Буря в пустыне». В силу высокой стоимости такое оружие не являлось массовым, но им были выведены из строя ключевые объекты Ирака.

КАБ GBU-27 калибра 907 кг широко применялись с F-117, но с 2003 года им на смену пришли боеприпасы с GPS наведением, такие как EGBU-27 и JDAM. Фотография сделана на соревнованиях по подвеске бомб на авиабазе Холломэн в Нью-Мексико, 2008 год.

The nar­row slot used on the F-117 Nighthawk to diffuse heat.

Источник: http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft20148.htm

Ссылка на основную публикацию