152-мм пушка-гаубица д-20 в истории советской артиллерии

152-мм пушка-гаубица Д-20

«Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20 — история создания, характеристики и особенности конструкции»

История создания 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20 создавалась вместе с 122-мм пушкой Д-74, как «корпусной дуплекс».

«Дуплекс» из двух специализированных, и в то же время собранных по большей части из одних и тех же блоков артсистем, позволял во-первых, решать полный спектр задач стоящих перед корпусной артиллерией, а во-вторых, позволял снизить расходы и упростить ремонт и эксплуатацию, улучшить снабжение запасными частями и подготовку артиллерийских расчетов.

И 122-мм пушка Д-74 и 152-мм пушка-гаубица Д-20 были спроектированы сразу после окончания Второй мировой войны в ОКБ-9 под руководством Ф. Ф. Петрова. Первый опытный образец 122-мм пушки Д-74 был изготовлен заводом № 9 в начале 1950 года, и 23 февраля 1950 г. был впервые опробован стрельбой на заводском полигоне.

С Д-20 получилось сложнее — моноблок 152-мм гаубицы, изначально звавшейся Д-72 был готов в том же 1950-м. В качестве лафета для неё использовали лишь немного измененный лафет Д-74. Но спустя 2 года (1952 г.), гаубицу Д-72 переквалифицировали в пушку-гаубицу Д-20 (Д индекс завода, а цифра 20 по аналогии с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 обр. 1937 года).

К 1953 г. было изготовлено 2 батареи «корпусного дуплекса», которые приступили к испытаниям, продлившихся до 1955 года. После завершения испытаний было развернуто серийное производство обоих орудий на заводе № 221 «Баррикады», однако из-за накладок производства, фактически первые серийно изготовленные Д-74 и Д-20 стали выпускаться серийно только с 1956 года.

Схема 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Д-20 стала одной из первых советских артсистем, способных вести огонь тактическими ядерными и химическими боеприпасами, а также первой 152-мм орудийной системой с полуавтоматическим клиновым затвором с вертикальным перемещением клина. В модификации Д-22 (2А33) пушка-гаубица Д-20 использована в качестве основного оружия САУ 2С3 «Акация».

Кроме СССР/России, пушка-гаубица состояла или состоит на вооружение трех десятков стран, среди которых: Азербайджан, Афганистан, Ангола, Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Молдавия, Мьянма, Никарагуа, Польша, Румыния, Сербия, Сирия, Туркмения, Украина, Хорватия, Шри-Ланка, Финляндия, Югославия.
По состоянию на 2015 год, пушки-гаубицы Д-20 армии РФ, выведены в резерв и сняты с вооружения.

Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20

Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.

Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним.

Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.

Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град.

Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок.

 На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.

Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20

  • Д-22 (Россия) — Орудие для САУ 2С3 «Акация».
  • Тип 66 (Китай) — лицензионный китайский вариант Д-20.
  • Д-20М «Хитин» (Россия) — модернизированный вариант с автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7-8 выстр./мин. Модификация ориентирована на экспорт.
  • Тип 83 (Китай) — китайский вариант САУ 2С3 «Акация», с орудием Тип 66.
  • A411 (Румыния) — 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 копирующая Д-20, но использующая собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км.

Выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Источник: http://armedman.ru/artilleriya/1946-1960-artilleriya/152-mm-pushka-gaubitsa-d-20.html

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 (52-П-546)

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП «Баррикады»).Гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза.

Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов. Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1.

Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами «Краснополь».
ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов.

В процессе капремонта конструкторы ОАО «Мотовилихинские заводы» произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт.

систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов.

При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения.

Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 килограмм с наведением по лазерному лучу «Краснополь».

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 метров в секунду, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.

Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20.

Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:

Первый опытный образец — конец 1940-х годов;Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;Боевой расчет – 10 чел.

;Полная боевая масса – 5650 кг;Длина ствола – 8690 мм;Общая длина в походном положении – 75580 мм;Ширина в походном положении – 2320 мм;Максимальная дальность огня 17410 м;Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс.

м;Начальная скорость снаряда – 655 м/с;Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:

Баллистические данные:Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:- полный заряд – 655 м/с;- уменьшенный заряд – 511 м/с;Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;Наибольшая дальность огня – 17410 м;Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.Конструктивные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:Калибр – 152 миллиметра;Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 миллиметров;Длина нарезной части – 3467 миллиметров;Число нарезов — 48;Ширина нарезов – 6,97 миллиметров;Крутизна нарезов – 25 клб.;Глубина нарезов – 3 миллиметра;Ширина поля – 3 миллиметра;Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 миллиметра;Наибольший угол склонения — —5°;Наибольший угол возвышения — 45°;Горизонтальный обстрел — 58°;Количество стеола в накатнике — 13,4 литров;Количество стеола в тормозе отката — 14,7 литров;Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;Предельная длина отката — 950 миллиметров;Нормальная длина отката — 910 +20/-120 миллиметров;Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:

Параметры орудия в походном положении:Длина – 8690 миллиметров;Ширина – 2317 миллиметров;Высота – 2520 миллиметров;Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:Высота – 1925 миллиметров;Длина – 8100 миллиметров;Высота линии огня — 1220 миллиметров;Клиренс – 380 миллиметров;Ширина колеи — 2000 миллиметров;Диаметр колес — 1167 миллиметров;Ширина шины колес – 337 миллиметров;Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;Масса:- орудия в походном положении – 5700 кг;- орудия в боевом положении – 5650 кг;- затвора – 96 кг;- ствола с затвором – 2556 кг;- откатных частей – 2720 кг;- качающейся части — 3086 кг;- люльки – 280 кг;- тормоза отката без ствола – 85,4 кг;- тормоза отката со стволом – 101,6 кг;- накатника без ствола – 88,6 кг;- накатника со стволом – 103,3 кг;- верхнего станка — 208 кг;- уравновешивающего механизма — 58 кг.

Читайте также:  210-мм пушка бр-17– мощное оружие второй мировой

Эксплуатационные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:

Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;Скорость перевозки:- по бездорожью – 15 км/ч;- по булыжной дороге – 30 км/ч;- по хорошим дорогам – 60 км/ч.

Источник: https://topwar.ru/17653-152-millimetrovaya-pushka-gaubica-d-20-52-p-546.html

Пушка-гаубица Д-20 152-мм Фото. Видео. Устройство

152-мм гаубица-пушка Д-20 являет собой еще один пример старой советской традиции объединять компоненты имеющихся артиллерийских систем, получая новые.

В данном случае новый 152-мм ствол был установлен на лафет 122-мм полевой пушки Д-74.

Эта 152 мм гаубица-пушка была разработана сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941—1945), однако промышленное производство Д-20 началось только в начале 50-х годов, и впервые пушка была показана в 1955 году.

Гаубица-пушка Д-20 — видео стрельб

В основе своей Д-20 аналогична более ранней модели 152-мм гаубицы Д-1, но у нее иное расположение противооткатных амортизаторов, а масса лафета Д-74 такова, что для перемещения Д-20 необходимы дополнительные колесики на передке станин. Также другой является форма щита.

Однако основным отличием Д-20 от Д-1 является выбор боеприпасов. Из Д-20 по-прежнему можно стрелять большинством типов боеприпасов Д-1, но у нее есть собственное семейство боеприпасов. Д-20 стала одной из первых советских артиллерийских систем, способных вести огонь тактическими ядерными боеприпасами.

Также имелся большой выбор химических боеприпасов (в настоящее время снятых с вооружения). Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности позволила увеличить максимальную дальность выстрела Д-20 до 17 410 метров, а применение активно-реактивного снаряда позволяет довести дальность до 24 000 метров.

Одним из последних нововведений является использование противотанкового снаряда с наведением по лазерному лучу «Краснополь» весом 50 кг.

Ствол калибром 155 мм, установленный на самоходной гаубице 2С5, является модифицированным стволом Д-20.

Бывшая Югославия предлагала на экспорт модификацию Д-20 со стволом длиной 39 калибров, принятую на вооружение югославской армией — состояние дел в настоящее время неизвестно.

В румынской армии стоит на вооружении буксируемая гаубица собственной разработки, известная под обозначением Модель М1985, в конструкции которой просматриваются некоторые черты Д-20. Модификация китайского производства имеет обозначение 152-мм Тип 66.

Модификации

Д-20 находится на вооружении, по крайней мере в 13 странах и производилась по лицензии в КНР, как Тип 66 (или модернизированный вариант Тип 66-1).

САУ на её базе известная, как Тип 83, была впервые представлена в середине 1980-х годов.

Югославия также изготавливала пушку-гаубицу М84 NORA-A разработанную на базе Д-20, а Сербия спроектировала на основе 155-мм модификации М84 NORA-A САУ Nora B-52 на четырёхосном колёсном шасси FAP-2632.

Россия

Д-20М «Хитин» (Индекс ГАУ — 52-П-546М) — модернизированный вариант, оснащённый автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7—8 выстр./мин. Модернизация выполнена ЦКБ «Титан». Предлагается на экспорт.

КНР

— Тип 66 (англ.)русск. — китайский вариант Д-20 производимый по лицензии. Модернизированный вариант известен, как тип 66-1.
— Тип 83 — самоходная артиллерийская установка созданная на основе артчасти от гаубицы тип 66, по конструкции идентична САУ 2С3 «Акация».

Румыния

A411 — гаубица разработана Arsenal Armatei, в основном подобна Д-20. Данный вариант использует собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км (24 км со снарядом ОФ-550). В румынской армии A411 известна как 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 (рум. Tun/Obuzier calibrul 152-mm tractat M1981).

Также, Румыния изготавливала 130-мм пушку A412 (на базе артчасти 130-мм китайского варианта пушки Д-74 тип 59-1) известную под обозначением M1982 (или M82) и 152-мм гаубицу A425 (по китайским технологиям) известную под обозначением M1985 (или M85), в которых применялся лафет от дуплекса Д-74/Д-20.

Боеприпасы пушки Д-20

— Осколочно-фугасный, ОФ-32 — дальность 17400 м- Кумулятивно-осколочный- Зажигательный- Снаряд постановщик помех- Химический- Снаряд со стреловидными поражающими элементами- Управляемый Краснополь-М

— ядерный снаряд 3ВБ3

Вид сзади пушки Д-20

Тактике-технические характеристики пушки Д-20

— Конструктор: ОКБ-9- Разработан: 1947- Производитель: Завод №9, ПО «Баррикады», Мотовилихинские заводы

— Варианты: 52-П-546, 52-П-546М, М-390

Экипаж (расчёт): 8 человек

Калибр: 152 мм

Вес пушки Д-20

— Полный боевой вес, кг: 5650

Габаритные размеры пушки Д-20

— Клиренс, мм: 380- Длина, мм: 8690- Длина ствола, мм: 5195 (34 клб)- Ширина, мм: 2317

— Высота, мм: 1925..2520

— Затвор: Вертикальный полуавтоматический клиновой затвор- Противооткатное устройство: гидравлический буфер и гидропневматический рекуператор

— Лафет: с раздвижными станинами

— Угол возвышения: от −5° до 45°
— Угол поворота: 58°

Скорострельность пушки Д-20

— 5-6 (пиковая) выстрелов/мин

Начальная скорость снаряда, м/с: ОФС: 511..655, БС: 600, БКС: 680

Дальность стрельбы пушки Д-20

— Прицельная дальность, м: 17410
— Максимальная дальность, м: 24000 (АРС)

— Прицел: ПГ-1М и ОП-4М

— Скорость возки по шоссе, км/ч: до 60

Фото пушки Д-20

Источник: http://oruzhie.info/artilleriya/582-d-20

Д-20 на Донбассе

Д-20 на ДонбассеУважаемый kloch4 любезно поделился своим материалом про украинские Д-20 их примерные количество и дислокацию. Оригинальный пост можно прочесть по ссылке.

152-мм пушка-гаубица Д-20 (Индекс ГРАУ 52-П-546)

Она на фото из г. Ильичёвск:Разработанное сразу после Великой Отечественной войны орудие вобрало в себя весь огромный накопленный опыт и снискало должное уважение.

Ни одна страна-эксплуатант до сих пор не сняла его с вооружения (единственное исключение — пушки, доставшиеся ФРГ после аннексии ГДР не вписались в стандарт НАТО по калибру и боеприпасам и были проданы в Финляндию).На его базе была разработана и массово выпускалась САУ 2С3 «Акация», и сейчас составляющая основу самоходной артиллерии многих стран.

В целом очень удачная и востребованная артсистема.Согласно справочнику «The Military Balance» за 2013 год (стр. 239) в наличии должно быть не менее 215 единиц — очень внушительное количество.Сделаю небольшое отступление в историю. Огромные сокращения, недофинансирование и прочие «успехи» новосозданной армии будущей Украины практически не коснулись буксируемой артиллерии.

Запас орудий и боеприпасов от СССР оставался значительным, что позволило проводить постоянную боевую подготовку артиллерийских подразделений, затраты были необходимы только на топливо и поддержание парка тягачей. Такой подход привел к тому, что орудия постепенно исчерпывали ресурс, однако ремонт матчасти и приобретение стволов не проводились.

Можно было бы просто менять матчасть на ту, что оставалась от ликвидированных батарей. Но не тут то было. Все «излишки» были проданы, ведь орудие до сих пор пользуется повышенным спросом на вторичном рынке вооружений.С началом боевых действий на Донбассе эта сказка стала былью — на фронт была отправлена ОДНА батарея в составе ЧЕТЫРЁХ орудий.

На фото весь состав батареи:В это верится с трудом, но никаких других данных найти не смог.

Самое раннее фото по теме — из статьи за 2013 год «Запорожские артиллеристы стреляли из пушек на общевойсковом полигоне», где присутствует шестиорудийная батарея из состава 55-й артиллерийской бригады:

Есть еще одно фото из соцсети, датированное 3 декабря 2013 года, одно орудие просто в неприличном состоянии:Еще одно орудие отмечено в расположении артдивизиона 17-й танковой бригады в г.

Кривой Рог, фото от 18 февраля 2014:С началом военной истерии после мирного ухода Крыма батарея засветилась еще раз в урезанном составе из четырёх орудий:

(http://timenews.in.

ua/32755/zaporozhskie-artilleristy-zachetno-postrelyali-foto)

Ранней весной 2014 года при мобилизации на войну с Россией материальная часть указанной неполной батареи обнаружилась под навесом, но почему-то в расположении 93-й механизированной бригады в пгт Черкасское Днепропетровской области.

Все четыре орудия имели затрапезный вид — не красились со времён СССР, покрышки одного орудия были покрыты серебрянкой (снято с постамента?), стволы просто ржавые.

Следующее их явление миру произошло мае-июне в так называемой «Южной кишке» — пограничной области между Донецкой и Луганской Народными республиками и Российской Федерацией, куда командование украинской армии загнало эту батарею в безрезультативной попытке перекрыть людям кислород.

Фотографии любезно предоставлены артиллеристами и укропограничниками, также принимавшими участие в боевых действиях:На первом фото момент выдвижения батареи:Остальные фото с позиций в Свердловском районе ЛНР:После разгрома украинских вооружённых сил на данном театре военных действий, материальная часть перешла новому владельцу — армии НовоРоссии:Есть и видеофрагмент боевого применения ополчением Д-20:Со стороны ВСУ больше не отмечено попыток выкатить данные артсистемы на фронт, хотя осенью две из них засветились в каких-то странных военных учениях:Возможно, они просто тренируются к переброске в Индокитай для боев на рисовых полях.Косвенным подтверждением отсутсвия матчасти стало и то, что офицера из батареи Д-20 перекинули в батарею 2А65 «Мста-Б»:Что-бы жителям ВГН не забыть, как выглядит эта красивая пушка-гаубица, можно посетить несколько мест, где она выставлена в качестве экспоната:1. Парк Победы в г. Запорожье, два орудия:2. Музей военной техники там же:3. Экспозиция в парке Ленинского комсомола в г. Донецк:4. Парк Победы г. Одесса:5. Аллея Победы в г. Ильичёвск Одесской области — сразу два орудия:6. Экспозиция возле военной академии:7. Выставка под открытым небом в г. Коростень Житомирской области (на заднем плане видно здание школы №2, где Ваш покорный слуга проучился восемь лет):И ещё одно фото с парада в День Победы в г. Кременчуг Полтавской области в 2009 году:1. В подтверждение написанному приведу сообщение со страницы в соцсети (грамматику подправил):

http://vk.com/club21910757, г. Симферополь, в/ч 1743, 406-я отдельная береговая артиллерийская группа.

Александр Павленко:»Куда делись гаубицы Д-20?Владимир Проскурин:»Я служил в 2010 году, были Д-30.»Александр Павленко:»С 2005 по 2006 годы в нашей части было 2 дивизиона гаубиц Д-20 полной комплектации, Я думаю их списали и продали, как и казармы на заднем плане фото. И территорию за автопарком — поле дураков.

Читайте также:  Охотничье ружьё мц-20 с богатой историей

Мое впечатление, что основная задача срочной службы полагалась не в обучении военному делу и защите Родины, а для охраны 7-го городка, что-бы никто не сп…л казенное имущество, пока его не продадут оружейные бароны. PS Печально все это»Владимир Проскурин:»))даа…

«Прямо говорится о том, что в период правления «рук, що ничого не кралы» из этой части было вывезено в неизвестном направлении минимум 36 орудий.По приложенной фотографии можно определить, что техника находилсь в нормальном состоянии и была законсервирована:2. По комментарию к статье с мест сообщают, что одесское орудие убрали с глаз долой.

3.

По сообщению камрада Алтын с форума http://militarizm.ipb.su/index.php?showtopic=94&st=250, что согласно Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) на 1990 год должно быть:

71-й артполк (Фастов) — 36 ед.55-я артдивизия (Запорожье) — 48 ед.983-й артполк (Виноградов) — 48 ед.3621 ЦАБВ (Каменец-Подольский) — 20 ед.Всего 152 единицы, возможно это количество и более точное.4. В 2011 году одно орудие находилось в учебном центре «Десна», Черниговская область:5. Весной 2014 года это фото выложил солдат-срочник 72-й механизированной бригады, г. Белая Церковь Киевской области. Возможно по одному орудию оставляли в мехбригадах для тренировок расчётов САУ 2С3 «Акация».6. Фото из воинской части где-то на юге (видны пирамидальные деревья), выложено в сеть 16 сентября 2014 года. Орудие зачехлено и имеет нестандартный окрас:7. Из украинских новостей за февраль 2015 года «В Ровно начали восстанавливать Д-20», состояние прекрасно вино на снимках. Засветили пять орудий:8. Где-то от меня ещё прячется одно орудие — это оно на фото из соцсети:

Источник: https://ru-artillery.livejournal.com/323394.html

Гаубица-пушка МЛ-20 152-мм

152-мм пушка-гаубица

МЛ-20

С1937 по 1946 годы выпущено 6 884 единицы

152-мм пушка-гаубица МЛ-20 проектировалась в конструкторском бюро завода №172 под руководством Ф.Ф. Петрова. После проведения войсковых испытаний система МЛ-20  22 сентября 1937 года была принята на вооружение под названием «152-мм ГП обр. 1937 года».

МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной  и открыто расположенной живой силе противника, его заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу.


Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152.

По отношению к 152-мм пушке обр. 1910/34 гг.

, от которой были заимствованы многие детали и узлы, МЛ-20 имела целый ряд отличий: новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, устройства изменения длины отката и выключения подрессоривания.

Вертикальное наведение орудия осуществлялось секторным подъемным механизмом на угол до 65°. Уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитовым прикрытием.

Широкая номенклатура используемых снарядов сделала это орудие уникальным. К пушке-гаубице МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: осколочно-фугасный ОФ-540; бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника, при попадании в башню он срывал ее с погона.

Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию  лафета — с раздвижными станинами — и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок.

МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание.

Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела.

Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет,  МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов.

В результате универсальное орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда.

Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн».

Тактико-техническая характеристика

Расчет 9 чел.
Калибр 152.4  мм
Масса в боевом положении 7 270 кг
Длина пушки в походном положении 8 180 мм
Длина ствола 4 412 мм
Скорострельность 3-4 выстр./мин
Масса снаряда осколочно-фугасного 43.56 кг
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 655 м/с
Максимальная дальность стрельбыбронебойным снарядом 17 230 м
Время перевода установки из походного положения в боевое 8-10 мин
Скорость транспортировки по шоссе 20 км/ч

Источник: http://gvtm.ru/gaubica-pushka_ml-20

152-мм гаубица-пушка Д-20 (бывший Советский Союз) — Современная артиллерия: РСЗО, орудия, минометы

152-мм гаубица-пушка Д-20 являет собой еще один пример старой советской традиции объединять компоненты имеющихся артиллерийских систем, получая новые.

В данном случае новый 152-мм ствол был установлен на лафет 122-мм полевой пушки Д-74 (см.).

Эта 152 мм гаубица-пушка была разработана сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941–1945), однако промышленное производство Д-20 началось только в начале 50-х годов, и впервые пушка была показана в 1955 году.

В основе своей Д-20 аналогична более ранней модели 152-мм гаубицы Д-1 (см.), но у нее иное расположение противооткатных амортизаторов, а масса лафета Д-74 такова, что для перемещения Д-20 необходимы дополнительные колесики на передке станин. Также другой является форма щита.

Однако основным отличием Д-20 от Д-1 является выбор боеприпасов. Из Д-20 по-прежнему можно стрелять большинством типов боеприпасов Д-1, но у нее есть собственное семейство боеприпасов. Д-20 стала одной из первых советских артиллерийских систем, способных вести огонь тактическими ядерными боеприпасами.

Также имелся большой выбор химических боеприпасов (в настоящее время снятых с вооружения). Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности позволила увеличить максимальную дальность выстрела Д-20 до 17410 метров, а применение активно-реактивного снаряда позволяет довести дальность до 24000 метров.

Одним из последних нововведений является использование противотанкового снаряда с наведением по лазерному лучу «Краснополь» весом 50 кг.

Ствол калибром 155 мм, установленный на самоходной гаубице 2С5, является модифицированным стволом Д-20.

Бывшая Югославия предлагала на экспорт модификацию Д-20 со стволом длиной 39 калибров, принятую на вооружение югославской армией – состояние дел в настоящее время неизвестно.

В румынской армии стоит на вооружении буксируемая гаубица собственной разработки, известная под обозначением Модель М1985, в конструкции которой просматриваются некоторые черты Д-20. Модификация китайского производства имеет обозначение 152-мм Тип 66.

Конец 40-х годов
1954 или 1955 год
Страны СНГ, Китай, Афганистан, Алжир, Эфиопия, Египет, Венгрия, Никарагуа, Индия и другие
10 человек
5650 кг
8,69 м
7,558 м
2,32 м
17410 м;АРС-24000 м
655 м/с
43,51 кг (ОФС)
-5/+63
58

Чертеж

http://zw-observer.narod.ru

Содержание

Источник: http://zw-observer.narod.ru/books/artillery/152-mm_howitzer_gun_D-20.html

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

 В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина, в их числе были:

  • дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10;
  • высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета;
  • сложность ремонта и обслуживания орудия;
  • занятость заводов № 9 и № 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

 Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе — сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Кроме того, 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной артиллерии. В свете этих решений 152-мм гаубицы в 1942 году в СССР не производились; таким образом, советские войска лишились мобильных, но мощных орудий, особенно необходимых в артиллерии корпусного звена.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса, и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно.

Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (то есть низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова (ОКБ-9) начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.

Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного комитета обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Читайте также:  Травматический пистолет гроза-04: удачным ли получилось продолжение комплекса?

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

Производство

 Серийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года. Их производство велось исключительно на заводе № 9 и продолжалось до 1949 года. Однако во время войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30. Негативным следствием этого обстоятельства для РККА стал дефицит мощных 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии.

Описание конструкции

Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол орудия, практически идентичный стволу гаубицы М-10, оснащался двухкамерным дульным тормозом ДТ-3.

К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы Д-1 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник.

Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов.

Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную.

Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой.

Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой — до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.

Организационно-штатная структура

 Гаубицы Д-1 предназначались для вооружения корпусной артиллерии и частей резерва Верховного Главного Командования (РВГК).

Организационно-штатная структура стрелковых корпусов в 1944 году включала артиллерийские полки пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которых и входили гаубицы Д-1 наряду с другими 152-мм гаубицами, 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20 и 107-мм пушками обр. 1910/30 гг.

В составе артиллерии РВГК были гаубичные полки (48 гаубиц) и тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). В свою очередь, полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944 — 1945 годах.

Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Д-1 за рубежом

 Гаубица Д-1 продавалась или передавалась в большое количество стран мира. Она до сих пор стоит на вооружении армий некоторых стран СНГ, а также вооружённых сил Китая, Афганистана, Ирака, Венгрии, Мозамбика, Сирии, Вьетнама, Кубы, Албании и ряда других государств.

Ещё более широким было распространение этой гаубицы в недавнем прошлом, когда она состояла на вооружении государств-участников организации Варшавского договора, например, Польши.

Орудие использовалось в боевых действиях в арабо-израильских войнах, а также в конфликтах на территории бывшего СССР.

Опытные образцы на базе Д-1

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 была предпринята попытка разработать её танковый вариант.

Переход Красной армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2.

Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые нужды. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5.

Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется.

С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой, и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.

Проекты САУ, вооружённых гаубицей Д-1

 Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким.

Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С.

Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины.

Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.

36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 15-см гаубица K4 (немецкое название s.F.H.

37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг).

Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году.

Характеристики и свойства боеприпасов

 Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов, за исключением мортирной фугасной гранаты 53-Ф-521, стрельба которой из гаубиц М-10, Д-1 и гаубицы-пушки МЛ-20, была категорически запрещена.

При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.

Кумулятивный снаряд 53-БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.

Бетонобойный снаряд 53-Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.

Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов.

Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда 54-Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха.

Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом 53-БП-540 предназначался «специальный» заряд.

К концу 1950-х годов из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов, и в нём остались только осколочная граната 53-О-530, осколочно-фугасная граната 53-ОФ-530, кумулятивный снаряд 53-БП-540 и бетонобойные снаряды 53-Г-530 и 53-Г-530Ш (также не исключено и наличие химических боеприпасов, но по соображениям секретности они не фигурируют в обычных таблицах стрельбы). Позже был разработан 152-мм специальный (ядерный) боеприпас (для орудия 2С5 «Гиацинт»), однако возможность его использования из Д-1 не выяснена.

Интересные факты

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.

  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.

  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия.

    Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.

  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.

http://ru.warriors.wikia.com/wiki/152-%D0%BC%D0%BC_%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1943_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%28%D0%94-1%29

Источник: http://bayanay.info/index.php?newsid=11604

Ссылка на основную публикацию