Зил -5301 «бычок», история появления, его достоинства и недостатки

Натура «Бычка» — Автоцентр.ua

В этом году у «ЗИЛа» юбилей. Ровно 10 лет назад на Московском автосалоне была представлена модель 5301 грузоподъемностью 3 тонны. За характерную внешность эта машина вскоре получила и имясобственное – «Бычок».

Первоначально автомобиль планировали комплектовать дизелем Caterpillar мощностью 110 л. с. Однако выяснилось, что цена автомобиля в таком исполнении приблизится к стоимости импортных аналогов. И это при том, что надежность и уровень комфорта остаются

«российскими».

Немаловажным было и то, что ресурс силовой установки превышал ресурс шасси минимум в два раза. Единственным выходом стала установка двигателя от трактора «Беларус» немного измененной конструкции. И это несмотря на

все его недостатки. Но с другой стороны, а что же вы хотели за такие деньги?

Снаружи и внутри

В Украине встречаются в основном «Бычки» в четырех вариантах кузова (с колесной базой 3650 или 4250 мм). Во-первых, это бортовой грузовик ЗИЛ-5301АО. Он может быть как с обычной, так и со сдвоенной кабиной (5301ТА).

А для перевозок на дальние расстояния предусмотрена модификация со спальным местом. Вторая версия – интегрированный с кабиной фургон (5301 СС). Третья – шасси с установленным на нем специальным кузовом. Как правило, это изотермический или хлебный фургон.

И, наконец, четвертый вариант – автобус на 16 – 20 мест. Обычно он «зиловского» изготовления. Впрочем, попадаются и машины,

сделанные на других предприятиях: например, КАвЗ -3244.

Сразу скажем, что ни высоким уровнем комфорта, ни хорошей защитой от коррозии российское изделие похвастаться не может. К недостаткам машины стоит отнести и отделку из дешевой пластмассы, неудобный тонкий руль с ненадежной регулировкой. К тому же штатная «печка» слабовата. А провода, ведущие к задним фонарям, быстро повреждаются летящими из-под колес песком,

гравием и грязью.

Для долива тосола приходится становиться на табуретку, а чтобы проверить уровень масла – забираться на бампер.

Кроме того, часто заедает замок зажигания, а кнопка выключения массы расположена в неудобном месте – за аккумуляторным ящиком, и ее заливает водой.

Для защиты от влаги кнопку можно прикрыть «кожухом» из пластиковой бутылки. Из других «минусов» стоит отметить ненадежность крепления бачка омывателя и слабые дверные замки,

которые разбалтываются буквально через пару месяцев работы.

Двигатель

Практически все «зиловские» «трехтонки», поступившие на наш рынок, оснащены автомобильной версией тракторного дизеля Д245.12 минского моторного завода. Хотя иногда попадаются и бензиновые модификации, оборудованные мотором

ГАЗ-52.

Дизель – четырехцилиндровый, с нижним распредвалом и штанговыми толкателями клапанов. Он снабжен турбокомпрессором без охладителя. Ресурс двигателя до капремонта – не менее 100 тыс. км. Очистка масла производится в центрифуге, которую трудно демонтировать для ремонта. С 2001 года ставится фильтр

со сменным бумажным элементом.

Главный недостаток мотора ММЗ – шумность и вибрации, которые иногда даже приводят к повреждениям радиатора. При сильном морозе дизель запускается нелегко. Впрочем, можно найти модификации, оснащенные штатными предпусковыми

подогревателями ПЖД-8 или ПЖД-12А, или приобрести их отдельно.

Пружину рядного ТНВД приходится часто менять. Эту проблему можно решить, установив модернизированную с автомобилей более поздних выпусков. Кроме того, каждые 1500 км следует подтягивать болты головки блока, иначе придется менять прокладку. Владельцам автомобиля нужно быть готовыми и к частому

ремонту стартера.

Интересно, что «Бычок» снабжен 24-вольтовой системой пуска. И это несмотря на то, что напряжение в бортовой сети – 12 В. По этой причине машину пришлось снабдить двумя аккумуляторами 6СТ-110А, соединенными последовательно. Подобная схема приводит к тому, что одна из батарей не подзаряжается.

Поэтому время от времени их нужно менять местами.

Трансмиссия

Коробка передач от ЗИЛ-130 в целом надежна, хотя передаточные числа в ней не совсем соответствуют возможностям дизеля. Особенно это заметно при переходе с первой передачи на вторую. Слабое место трансмиссии – дифференциал, который быстро выходит из строя.

Как правило, при буксовании на льду сателлиты намертво прикипают к крестовине. В результате может оторваться чашка дифференциала, повредиться подшипники и шестерни, из-за чего приходится менять весь картер заднего моста.

На некоторых экземплярах, которые активно эксплуатируются

зимой, задний мост «вылетает» через 2-3 тыс. км пробега.

Сцепление, как и КПП, позаимствованное у ЗИЛ-130, достаточно долговечно – до замены выхаживает 60 – 80 тыс. км. Правда, манжеты цилиндра привода

сцепления нередко подтекают.

Ходовая

Зависимая рессорная подвеска «трехтонки» сделана добротно и нареканий не вызывает (если не считать непрочные крепления передних амортизаторов у некоторых партий). Тормоза на «Бычке» оригинальные: гидравлика с пневмоусилителем. Последний приводится в действие компрессором, который работает вместе

с двумя ресиверами емкостью 20 литров.

Все это, как для постсоветской техники, работает нормально. Только колодки в городе выхаживают не более 15 тыс. км. А тормозные диски на некоторых

новых машинах склонны к короблению и требуют частой проточки.

Рулевое управление с гидроусилителем, позаимствованным у «взрослой» модели 130, вполне надежно, хотя точностью работы не отличается. Особое внимание стоит обратить разве что на кронштейн крепления усилителя, который требует

постоянной подтяжки.

Вывод

Эти российские грузовики изначально создавались по принципу обеспечения максимально низкой себестоимости.

Их преимущества – в невысокой цене, доступности запчастей и простоте ремонта, который можно сделать в любом автопарке или прямо под домом.

Тем более что большинство агрегатов известны еще с незапамятных времен и хорошо изучены. Стоит ли за это платить низкой надежностью и почти полным отсутствием комфорта в современном его понимании

– решать вам.

Алексей КоноваловЧастный предприниматель. Водительский стаж – 27летЭтот автомобиль для хороших дорог. Для грунтовки его колеса слишком маленькие. Подвеска в целом нормальная, но мне кажется излишне «мягкой». Уровень комфорта оставляет желать лучшего. Тесновато, шумновато, временами затягивает дым от дизеля… На жестком сиденье с короткой спинкой долго не высидишь – начинает болеть позвоночник. А востальном машиной доволен.
Александр РемневЧастный предприниматель. Водительский стаж – 18летКупил «Бычок» из-за его доступной цены и большей, чем у «Газели», грузоподъемности. Я занимаюсь перевозкой фруктов, и для работы мне был необходим изотермический фургон с большим внутренним объемом, способный выдержать нагрузку в 2-3 тонны. ЗИЛ показался мне самым лучшим вариантом. Запчасти – дешевые, ремонт двигателя можно сделать в любом селе. Правда, досаждает шум мотора, а из-за сильной вибрации двигателя трескается и течет радиатор. Из других недостатков отмечу слабые пыльники тормозов. А вот к подвеске претензий нет. Может быть, потому что я ее усилил – добавил по одному листу в каждую рессору. Правда, поначалу часто вырывало нижнее крепление передних амортизаторов. Но после небольшой доработкиэтот узел больше не беспокоит.
Общие данные
Тип грузовик с борт. платформой
Габариты, Д/Ш/В, мм 6195/2319/2885
Колесная база, мм 3650
Грузоподъемность, кг 3000
Cнаряженная масса, кг 3800
Внутр. размеры борт. платформы, Д/Ш/В, мм 3750/2215/490
Радиус поворота, м 7,0
Объем бака, л 125
Двигатель
Тип/марка турбодизельн./ММЗ Д245.12
Рабочий объем, см куб. 4,75
Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/2
Мощность, л. с./об/мин 109/2400
Макс. кр. момент, Нм/об/мин 350/1400 – 1700
Трансмиссия
КПП мех. 5-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн. завис. рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн. диск./бараб.
Шины 225/75 R16C
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч 95
Средний расход, л/100 км 17
Цена, $ 4000 – 10000
Фильтр масляный (бумажный) 10
Фильтр топливный 7
Фильтр воздушный 45
Распылитель форсунки 25
Пружина рейки ТНВД 15
Амортизатор передн./задн. 240/260
Колодки тормозные передн./задн. 67/100
Диск сцепления 120
Наконечник рулевых тяг 10
Рулевая тяга 140
Подшипник ступичный передн./задн. 40/50

Юрий Голубовский
Фото автора и Юрия Нестерова

Редакция благодарит фирмы «Атолл Авто» и «Янтарь Плюс»
за предоставленные для съемок автомобили

Источник: https://www.autocentre.ua/kommercheskie/obzor-kommercheskie/natura-bychka-309898.html

Автомобилей семейства ЗИЛ-5301 «Бычок» история создания

30 декабря 1994 г. с конвейера в АСК сошел последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и тогда же началось мелкосерийное производство автомобилей семейства ЗИЛ-5301. Его шасси стало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью 15+1, 21+1.

На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучшие работы года – Дизайн-95», коллектив авторов: К.В.Потехин, В.Г.Мазепа, А.Н.Митрофанов, А.Н.Горчаков, Э.С.Дамьяно, В.И.Бобр и Э.И.Грицай за разработку малотоннажного грузовика удостоен Гран При в номинации «Промышленный дизайн».

Основой семейства в 1996 г. стала серийная сборка автомобилей ЗИЛ-5301. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и Д-245.9Е2(136 л.с.) Минского моторного завода.

На автомобили устанавливается 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина с некоторыми изменениями кабина ЗИЛ-4331.

«Бычок» оснащен гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиус поворота (7 м) и небольшую погрузочную высоту.

Основные модификации семейства малотоннажных автомобилей производятся с колесными базами 3650 и 4250 мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; с семиместной двухрядной кабиной. На них предлагаются соответствующие бортовые варианты, несколько видов универсальных, изотермических и рефрижераторных фургонов-кузовов. На базе малотоннажных автомобилей создана большая гамма коммунальной, строительной и специальной техники.

Автомобили семейства ЗИЛ-5301, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяют потребности российских покупателей.

В 1999 г. было изготовлено 13745 «бычков», что составило 63,4% общего производства завода.

В 1996 г. был представлен магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 (6×4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком, способный буксировать автопоезда полной массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.

1998 году на производство был поставлен автомобиль ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722 предназначается для монтажа специализированных надстроек коммунально -дорожных служб.

Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно отразились на положении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами «Кенворт» (Kenworth), «Катерпиллар» (Caterpillar), «Вольво» (Volvo) и «Рено» (Renault) особого успеха не принесла.

С 1999 г. в ыпускались новые 10-тонные грузовики ЗИЛ-6309 (6×4) и самосвал ЗИЛ-6409 с 195-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-236А массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.

К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более чем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которые выпускали 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них изготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков — это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.

С момента начала своей деятельности на предприятии в период с 1924 по 2000 годы произведено: грузовых автомобилей 7 769 902 шт.; автобусов 38 988 шт; легковых автомобилей высшего класса 11 515 шт.

В 2000 году три полноприводных автомобиля ЗИЛ-433420 совершили уникальный автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва.

Первый этап кругосветной экспедиции длиной 13500 км был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка). Всего экспедиция преодолела 45 000 км.

Автопробег проводился клубом «Приключение» совместно с АМЛ ЗИЛ и правительством Москвы.

Источник: http://maservice.ru/articles/7.html

Электросхема зил 5301 бычок

ЗИЛ -5301 «Бычок», история появления, его достоинства и недостатки

➡ Download: Электросхема зил 5301 бычок

Не допускаются длительная работа на автомобиле с неработающим рулевым усилителем, так как в этом случае чрезмерно нагружается механизм рулевого управления.

Плюсы и минусы Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом.

Подводим итоги Автомобиль обладал множеством достоинств, потому пользовался большим спросом как со стороны частных перевозчиков, так и со стороны крупных компаний.

У тебя ТВБ стоит старого образца? Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля. Технические характеристики Надежности отечественному агрегату не хватало, и в жестком городском ритме он иногда подводил.

Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью. «Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность.

Новый автомобиль вышел в серию в 1995 году и выпускался вплоть до 2014 года. Сведения об основных из них приведены ниже.

Запрещается установка при движении автомобиля ключа выключения приборов и стартера в положение «Стоянка», так как это может заблокировать рулевое управление и автомобиль при этом становится неуправляемым.

Читайте также:  Советский микроавтобус зил-118 «юность»

Then you shouldnʼt be bothered by this page for a long time.

Itʼs possible that these automated requests were sent from another user on your network.

Схема покраски довольно простая. Для этого надо включив соответствующий прибор, проверять наличие напряжения переносной лампой, двигаясь с конца, пока переноска не загорится. Я так понял оранжевый провод с твб оставить воткнутым в него.

ЗИЛ -5301 «Бычок», история появления, его достоинства и недостатки — Автомобиль ЗИЛ-5301ТО 5301-0000017 с бортовой платформой и базой 4250 мм, оборудованный четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенный для обслуживания ремонтно-технологических служб.

Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.

Зил бычок зарядка

Автомобиль ЗИЛ-5301 Автомобили семейства ЗИЛ-5301 предназначены для перевозки различных грузов по любым автомобильным дорогам с твердым покрытием, а также для переоборудования в автомобили специализированного назначения. Автомобили предназначены для эксплуатации без прицепа. На базе автомобиля ЗИЛ-5301 выпускаются более 35 модификаций.

Сведения об основных из них приведены ниже. Автомобиль ЗИЛ-5301 АО 5301-0000014 — с бортовой платформой и базой 3650 мм, предназначенный для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием. Автомобиль ЗИЛ-5301ДО 5301-0000019 — с бортовой платформой и базой 4250 мм, предназначенный для перевозки длинномерных грузов и грузов малой плотности по дорогам с твердым покрытием.

Автомобильное шасси ЗИЛ-5301 БО 5301- 0001014 с базой 3650 мм, предназначенное для дооборудования специальным кузовом или установкой. Автомобильное шасси ЗИЛ-5301ЕО 5301- 0001015 с базой 4250 мм, предназначенное для дооборудования специальным кузовом или установкой.

Автомобильное шасси ЗИЛ-5301ГА 5301-0001017 с базой 4250 мм, оборудованное четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенное для дооборудования специальным кузовом или установкой. Автомобиль ЭИЛ-5301АА 5301-0000020-02 -с кузовом-фургоном, оборудованный удлиненной кабиной с двумя спальными местами, предназначенный для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием.

Автомобиль ЗИЛ-5301ТО 5301-0000017 с бортовой платформой и базой 4250 мм, оборудованный четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенный для обслуживания ремонтно-технологических служб. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ 1.

Исправная работа автомобиля и его долговечность могут быть обеспечены только при внимательном и регулярном обслуживании его с соблюдением всех правил, изложенных в настоящей инструкции. Запрещается транспортирование шасси автомобилей своим ходом на расстояние более 300 км. Запрещается начинать движение при горящих красных сигнализаторах на щитке приборов.

Движение автомобиля следует начинать после прогрева двигателя до устойчивой его работы в режиме холостого хода. Сразу после пуска холодного двигателя нельзя развивать большую более 1500 мин'1 частоту вращения коленчатого вала, особенно при отрицательных температурах окружающей среды.

При летней эксплуатации — топливо марки «Л»; при зимней: при температурах от 0 до минус 30 °С топливо марки «3», при температуре ниже минус 30 °С — топливо марки «А». Не рекомендуется работа двигателя на холостом ходу более 15 мин. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.

Запрещается выключать двигатель до полной остановки автомобиля или при движении автомобиля на спусках, так как это приведет к резкому увеличению усилия на рулевом колесе и прекращению подачи сжатого воздуха в пневмопривод тормозов.

Запрещается установка при движении автомобиля ключа выключения приборов и стартера в положение «Стоянка», так как это может заблокировать рулевое управление и автомобиль при этом становится неуправляемым.

При работе в подкапотном пространстве с работающим двигателем нужно соблюдать осторожность во избежание возможных травм, которые могут причинить вращающиеся лопасти вентилятора и приводные ремни. Запрещается прогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления выхлопными газами.

Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя, следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка, приводящее к ожогу лица и рук. Этиленгликолевые низкозамерзающие смеси токсичны. При попадании их на кожу следует это место насухо вытереть и промыть теплой водой с мылом.

Не допускаются длительная работа на автомобиле с неработающим рулевым усилителем, так как в этом случае чрезмерно нагружается механизм рулевого управления.

При выезде автомобиля из колеи и при маневрировании нельзя двигаться более 15 с с повернутым в крайнее положение рулевым колесом и приложенным к нему усилием для поворота, так как при этом насос рулевого усилителя работает на максимальном давлении и может отказать вследствие перегрева масла.

Следует употреблять для рулевого усилителя только чистое отфильтрованное масло; доливать масло через воронку с двойной сеткой. При использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и рулевого усилителя.

Установка коробок отбора мощности на коробку передач для привода специальных механизмов допускается только после согласования с Управлением конструкторско-экспериментальных работ УКЭР AM О ЗИЛ режима работы и порядка эксплуатации механизма.

Установка коробок отбора мощности без согласования с УКЭР лишает потребителя права предъявлять заводу-изготовителю рекламации на преждевременный выход из строя деталей автомобиля. Нельзя отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание повреждений диодов генератора и других полупроводниковых приборов.

Нельзя, даже кратковременно, включать в сеть аккумуляторную батарею, соединяя положительный вывод генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи. Присоединять провода к генератору и регулятору напряжения следует в строгом соответствии с маркировкой, имеющейся на этих изделиях.

Все работы по ремонту и замене приборов электрооборудования следует проводить только после отсоединения клемм аккумуляторных батарей от электросети автомобиля. Это нужно делать и при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника тока. Запрещается разбирать пружинный энергоаккумулятор стояночной тормозной системы, так как в цилиндре находится в сжатом состоянии мощная пружина. Разбирать его можно только в мастерской с использованием специального приспособления. Следует соблюдать осторожность в обращении с тормозной жидкостью, так как она ядовита. Нельзя находиться под автомобилем, поднятым на домкрат. Домкрат следует устанавливать только в места, указанные в данной инструкции. Во избежание пожара нельзя допускать подтекания топлива и масла, а также пользоваться открытым пламенем для прогрева агрегатов. При мойке автомобиля не допускается попадание воды в воздушный фильтр во избежании гидравлического удара при запуске двигателя. Не допускается промывать внутренность кабины водой из шланга или ведра из-за возможности повреждения приборов электрооборудования. Запрещается сверлить, прорезать,, а также ослаблять какими-либо другими способами горизонтальные полки лонжеронов рамы. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ Срок службы автомобиля, а также надежность и экономичность его работы в большой степени зависят от приработки деталей в начальный период эксплуатации. В этот период необходимы более тщательное обслуживание автомобиля и строгое соблюдение особых правил эксплуатации, изложенных ниже. В начальный период особое внимание следует обращать на крепление рулевой сошки, рулевого механизма, шаровых пальцев рулевых тяг, поворотных рычагов, клиньев шкворней, фланцев полуосей, фланцев карданных валов, стремянок рессор. Следует подтягивать гайки крепления колес через каждые 100 км пробега до стабилизации момента затяжки 360… После 1000 км пробега автомобиля необходимо выполнить все операции технического обслуживания, изложенные в разделе ТО первая 1000 км пробега.

read more

Источник: https://elektroskhema-zil-5301-bychok.peatix.com/

Вернемся к истокам появления марки — бортжурнал ЗИЛ 5301 Бычок с характером 1998 года на DRIVE2

Зил бычок начал выпускаться с 1996 года. Название бычок он получил, благодаря народной молве, ну и некоторой схожести. ЗИЛ «Бычок» является основоположником пятого поколения среднетоннажных грузовиков.

Технические характеристики ЗИЛ 5301

Масса перевозимого груза, кг 3450Масса снаряженного автомобиля, кг 3350Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс):передних колес 19000 (1900)заднего моста 14500 (1450)Допустимая полная масса автомобиля, кг 6950Допустимые нагрузки на дорогу от полной массычерез шины, Н (кгс):передних колес 23500 (2350)*заднего моста 49000 (4900)Внутренние размеры платформы, мм 3750х2254х450Радиус поворота, м 7,8Максимальная скорость, км/ч 95

* перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг

Двигатель

Модель ММЗ Д-245.9 Е3Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздухаРабочий объем, л 4,75Мощность, л.с/кВт 95,7/130

при мин-1 2400

Сцепление
Однодисковое

Коробка передач
Пятиступенчатая

Ведущий мост
Одноступенчатый гипоидный

Карданная передача
Два карданных вала с тремя шарнирами, скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой

Колеса и шиныКолеса дисковые 6,5Jх16Н2,

Шины бескамерные 225/75R16С

Рулевой механизм
Со встроенным гидравлическим усилителем

Тормозные механизмыПередние дисковые

Задние барабанные

Электрооборудование
Однопроводная система с номинальным напряжением 24В.

Кабина
Двухместная, удлиненная, двухдверная с двумя спальными местами

Технические характеристики модификаций зил бычок (кликабельно, большая картинка)

зарактеристики зилов

На грузовом автомобиле установлен тракторный дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра и развивает мощность 109 л.с. Двигатель для «Бычка» поставляется Минским моторным заводом.

Кабина рассчитана на 3-х человек, включая водителя, и имеет некоторые схожести с кабиной ЗИЛ – 4331.

Также на грузовом автомобиле установлен рулевой механизм с гидроусилителем, сцепление и тормозной механизм имеют гидропривод.

Главная передача является гипоидной. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних- барабанные. Коробка передач механическая, имеет пять ступеней.

Колеса в диаметре достигают 16-ти дюймов, на них установлены бескамерные шины. Грузовой автомобиль имеет радиус поворота, который составляет 7 метров. Масса автомобиля составляет примерно 4 тонны.

Максимальная скорость, которую может развить грузовой автомобиль, составляет 95 км/ч.

Грузовик может перевозить до 3 тонн груза, при этом максимальная его масса не должна превышать 6950 кг. Передние колеса допустимо нагружать до 2350 кг, задние колеса до 4900 кг.

Металлическая платформа, которая оснащена тентом, имеет следующие внутренние размеры: длина – 3.75 м, ширина – 2.215 м, высота – 0.49 м. При скорости 60 км/ч грузовой автомобиль «Бычок» расходует на 100 км. 12 литров дизельного топлива.

А до этих 60 км/ч «Бычок» может разогнаться за 30 секунд. Дизельный двигатель имеет марку ММЗ Д-245.12.

Имеется несколько разновидностей «Бычка», к ним можно отнести грузовые автомобили, оснащенные укороченной кабиной, удлиненной или двойной, которая рассчитана на 7 человек. На таком бычке можно устанавливать борта с вместимостью до 3, 2.9 и 2.7 тонн. Также грузовики «Бычок» выпускаются и фургонного типа, могут использоваться, как рефрижераторы или изотермический фургон.

С 1998 года начался выпуск «Бычка», который имеет цельный металлический фургон. В городе можно встретить специализированные грузовые автомобили «Бычок», такие как самосвалы, цистерны, эвакуаторы, пожарные автомобили и даже автобусы. Выпускается и 3-х осный «Бычок», при этом ведущими остаются только задние колеса, существует также и полноприводный «Бычок» с колесной формулой 4х4

Источник: https://www.drive2.ru/l/8235564/

ЗИЛ-5301 «Бычок»: технические характеристики и особенности эксплуатации модели

В 90-е годы был довольно популярен малотоннажный грузовик производства автомобильного завода имени Лихачева.

Он обладал множеством достоинств, потому пользовался большим спросом как со стороны частных перевозчиков, так и со стороны крупных компаний. С течением времени его модернизировали, он стал более экологичным и удобным в управлении.

Описание двигателя

Оснащался рассматриваемый грузовик в разные периоды несколькими видами двигателей:

  • ММЗ Д-245.12С (Евро 0);
  • ММЗ Д-245.9 Е0 (Евро 0);
  • ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро 2);
  • ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро 3).

С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели ЗИЛа-5301 комплектуются моторами, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.

Двигатель ММЗ Д-245.9 имеет следующие характеристики:

  • тип – дизельный, четырехтактный;
  • охлаждение – жидкостное (антифриз);
  • образование топливной смеси – непосредственный впрыск;
  • общее количество цилиндров – 4 шт.;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • длина хода поршня – 125 мм;
  • общий объем камеры сгорания – 4,75 л;
  • сжатие (расчетная величина) – 15,1;
  • максимально возможная мощность при номинальных оборотах – 136 л. с. (100 кВт);
  • скорость вращения коленчатого вала – 2 400 об/мин;
  • расход топлива – 215 г/кВт;
  • крутящий момент (максимальный) – 460 Н×м;
  • масса – 430 кг (сухая), 500 кг (с заправочными жидкостями).

Рассматриваемый двигатель помимо всего прочего оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува (промежуточного).

Габаритные размеры мотора относительно невелики, несмотря на годы разработки:

  • длина – 1 016 мм;
  • высота – 1 035 мм;
  • ширина – 719 мм.

Расход составляет приблизительно 12 л на каждые 100 км пути при скорости не более 60 км/ч.

Читайте также:  Исламское государство (игил): история, экономика, цели и методы борьбы

«Бычок» довольно резв и сможет потягаться даже со своими заграничными аналогами: предельная скорость с максимальной нагрузкой, согласно сопроводительной документации, составляет 95 км/ч.

Фактическая скорость данного автомобиля несколько больше. До 60 км/ч ЗИЛ-5301 разгоняется за 30 секунд.

Массово-габаритные параметры

ЗИЛ-5301 относится к малотоннажным автомобилям, но, даже учитывая это, можно сказать, что он очень компактный. Его габаритные размеры следующие:

  • высота от нижней части протектора до верхней части тента – 2 365 мм;
  • длина от переднего бампера до задней части грузовой платформы – 6 195 мм;
  • ширина от края левого колеса до края правого – 2 319 мм;
  • расстояние от передней колесной оси до задней – 3 650 мм.

Габаритные размеры могут сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации автомобиля. Например, ЗИЛ-5301 ТО имеет длину 7 165 мм – почти на целый метр больше обычного. А у модификации АО эти технические характеристики идентичны базовой модели.

Масса самого автомобиля, без груза, невелика, что является очень большим преимуществом – при необходимости можно с легкостью преодолевать практически все инженерные коммуникации:

  • масса снаряженного автомобиля с тентом и всеми заправочными емкостями, без груза – 3 695 кг;
  • полная масса снаряженного автомобиля с заправочными емкостями и максимально допустимым грузом – 6 950 кг.

Клиренс относительно невелик, особенно по сравнению с собратьями по цеху, и составляет всего 180 мм. Этого обычно недостаточно для комфортного передвижения по проселочным дорогам или пересеченной местности.

Именно поэтому ЗИЛ-5301 «Бычок» позиционируется как городской малотоннажный грузовик.

К преимуществам габаритных характеристик также можно отнести небольшие колеи передних и задних колес:

  • колея передних колес – 1 832 мм;
  • колея задних колес – 1 690 мм.

Такие размеры позволяют передвигаться в местах, где пространство крайне ограничено, например, по узким улочкам, заставленным большим количеством припаркованного автотранспорта.

Весовые характеристики отдельных узлов, агрегатов:

  • механизм рулевой – 29 кг;
  • колесо в сборе (с шиной) – 42 кг;
  • радиатор (сухая масса) – 15 кг;
  • вал (карданный) – 35 кг;
  • рама целиком, с каркасом и тентом – 740 кг;
  • рессора передняя – 30 кг;
  • рессора задняя – 64 кг;
  • мост задний – 250 кг;
  • рама – 250 кг;
  • механическая коробка переключения передач – 85 кг;
  • силовой агрегат в сборе с заправочными емкостями и дополнительным оборудованием – 620 кг;
  • дисковое сцепление – 36 кг.

Трансмиссия и ходовая часть

Оснащается рассматриваемый автомобиль механической пятиступенчатой коробкой переключения передач. Тип главной передачи – гипоидный.

Сцепление используется стандартное, дисковое, в масляной ванне. Присутствует синхронизатор, действующий на всех передачах (включая заднюю), за исключением 1-й и 3-й.

Колеса применяются типовые (6.5j×16H2) в виде штампованных дисков из высокопрочного металла. Сплав имеет довольно большую твердость, что позволяет переживать дискам без особых проблем даже экстремальные нагрузки.

Учитывая то, что применяются они на грузовике, это немаловажный фактор. Штампованные диски обуваются в обычные бескамерные шины – 227/75R16C.

Основным передающим механизмом является карданная передача, оснащенная шарнирами в количестве трех штук, промежуточной опорой, скользящим шлицевым соединением.

Воздействие на дорожное покрытие незагруженного автомобиля через шины распределяется следующим образом:

  • колеса передние – 2 300 кгс;
  • колеса задние – 2 190 кгс.

Нагрузка на дорожное покрытие грузовика с грузом составляет:

  • колеса передние – 2 350 кгс;
  • задние колеса – 4 900 кгс.

Важно! Радиус поворота, несмотря на относительно компактные размеры автомобиля, составляет 7,8 м, что делает управление «Бычком» в городе не всегда комфортным.

Рулевое управление оснащается гидроусилителем, существенно упрощающим маневрирование.

Тормозная система

Оснащается рассматриваемый автомобиль двухконтурной системой торможения. Каждый контур является абсолютно независимым. Один из них осуществляет торможение переднего правого и заднего левого колеса.

Второй — переднее левое и заднее правое. Таким образом, достигается максимальная безопасность на дороге: даже если один из узлов системы вышел из строя, экстренное торможение остается вполне возможным.

Приводятся в действие тормоза гидравликой. Усилитель воздушный (пневматический). Ручник также имеется, он механически (стальным тросом) соединен с задними механизмами. Тормоза имеют следующую конструкцию:

  • передние – дискового типа;
  • задние – барабанного.

Самые последние модели, выпущенные совсем недавно, оснащаются антиблокировочной системой (АБС).

Рама

В качестве прототипа автомобиля использовалась одна из моделей малотоннажного грузовика от концерна Mercedes Benz под названием Vario.

От него же была унаследована конструкция рамы – лестничного типа, в которой имеются лонжероны с сечением типа «швеллер».

Такие конструктивные особенности позволяют «Бычку» быть довольно безопасным, поскольку даже при лобовом столкновении на большой скорости вероятность складывания рамной конструкции минимальна. Рама имеет следующие габаритные размеры:

  • ширина – 845 мм;
  • полки лонжерона (в ширину) – 70 мм;
  • толщина металла, из которого изготавливается лонжерон, – 5 мм.

В передней части рамы имеется специальное устройство, позволяющее осуществлять буксировку автомобиля.

Заправочные емкости

Заправочные емкости автомобиля довольно велики, и это обосновано мощностью двигателя и его предназначением:

  • бачок для заливки омывающей жидкости – 2,2 л;
  • сцепление (гидропривод) – 0,4 л;
  • тормозная жидкость – 1 л;
  • система ГУР – 3,2 л;
  • количество масла в амортизаторе (верно для любого) – 0,45 л;
  • коробка передач (масло) – 5,1 л;
  • задний мост (масло) – 3,3 л;
  • емкость системы охлаждения (для полного заполнения) – 16 л;
  • смазка двигателя и радиатора (суммарное количество) – 11,5 л;
  • емкость топливного бака – 125 л.

Кабина и ее наполнение

Кабина ЗИЛа-5301 довольно комфортабельна, несмотря на непритязательный внешний вид. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз. Руль двухспицевый, большого диаметра.

Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Существуют модификации кабин (удлиненные), оснащенные люком и спальным местом.

Кабина имеет рамную конструкцию, обшитую листами металла.

Благодаря этому водитель и пассажиры всегда будут в безопасности – различные ДТП с участием «Бычков» происходят обычно без серьезных травм.

Простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Его приобретают и эксплуатируют как крупные организации, занимающиеся различного рода перевозками, так и частные извозчики, промышляющие транспортировкой грузов на небольшие расстояния в пределах одного региона.

Большую часть систем и узлов можно легко отремонтировать прямо в дороге. Конечно, ЗИЛ не лишен определенных недостатков, но все они перекрываются дешевизной его эксплуатации.

Именно поэтому он является одним из самых популярных малотоннажных автомобилей на сегодняшний день.

Источник: http://magistraltrade.ru/5301-byichok-harakteristiki-i-osobennosti-ekspluatatsii-modeli.html

«Бычок» в хозяйстве – вещь полезная

Т. Лысов, фото автора и Ю. Петрова

Верхом на «звезде»

ЗИЛ-5301 – без году юбиляр: первый серийный «Бычок» покинул заводские ворота в 1995-м. Менее чем за 10 лет модель обзавелась модификациями спецназначения от различных предприятий и… многотомной историей «болезней». Впрочем, доступность низводит вопросы качества и долговечности до чего-то факультативного.

АМО ЗИЛ, не имея собственного опыта разработки и производства автомобилей грузоподъемностью 3 т, воспользовался уже имеющимся у Daimler-Benz AG (ныне DaimlerChrysler AG). Так на рубеже 1992–1993 гг.

появилось около полусотни первых опытных образцов «Бычка», базировавшихся на шасси, узлах и агрегатах Mercedes-Benz T2 – предшественника современного Vario. Инженеры ЗИЛа, изучив долговечную и незамысловатую конструкцию «немца», перекроили ее, учитывая российские реалии – дорожные, рыночные и, главное, производственные.

Однако называть «Бычок» калькой с Т2 абсурд, поскольку заимствование чужого опыта в международной индустрии любого профиля – явление общепринятое.

В угоду удешевлению производства инженеры примеряли к опытным «Бычкам» конструкторские решения с выпускаемых – и давно! – моделей.

Например, просторная кабина с хорошей обзорностью досталась от ЗИЛ-4331 и, обзаведясь оригинальным «оперением» и выразительными фарами, собрала немало положительных отзывов. У подрессоренного сиденья водителя есть набор регулировок, у пассажира – место статичное, но довольно удобное.

Для муниципальных служб изготовили модификации с четырехдверной двухрядной кабиной (6 пассажирских мест), дополнительно – удлиненную модель со спальным местом.

Памятные решения

В оснащение решили включить традиционные для «городовых» рессорные подвески обоих мостов, двухконтурную гидравлическую тормозную систему с дисковыми «тормозами» спереди и барабанными – сзади, пневмоусилителем и регулятором тормозных усилий.

Главная передача заднего моста – одноступенчатая гипоидная. В механизме рулевого управления использован гидроусилитель – впервые, к слову сказать, на отечественном грузовике такого класса.

Сцепление – однодисковое, с корзиной от ЗИЛ-130 с периферийными пружинами и гидроприводом с пневмоусилителем.

В качестве базового двигателя выбрали 4,8-литровый турбодизель ММЗ Д-245.10 мощностью 105 л.с., ведущий родословную от атмосферных дизелей Д-240 тракторов «Беларусь».

Благодаря хорошим тягово-динамическим параметрам и умеренному «аппетиту» мотор, работающий в паре с пятиступенчатой «механикой» (широко унифицирована с коробкой передач ЗИЛ-131), снискал уважение водителей.

Однако надежности в жестком городском режиме stop-and-go ему не хватало, а потому завод освоил мелкосерийное производство вариантов с импортными дизелями, в числе которых – американский Caterpillar 3054 (Euro 1) мощностью 135 л.с., французский Renault MIDR 040226F4/040226A4 в 136 л.с. и болгарский Vamo мощностью 120 л.с.

Эти двигатели можно и сейчас заказать на АМО ЗИЛ – спрос определяет предложение. Кстати, CAT устанавливают в комплекте со сцеплением Automotive products 310DS и механической пятиступенчатой КП марки Turner (она же – Spicer). В 1999 году «245-й» двигатель заменили его модернизированным вариантом – ММЗ Д-245.

12С (Euro 1) – с чешским ТНВД Motorpal, турбокомпрессором Schwitzer и интеркулером, благодаря чему мощность увеличилась до 109 л.с. Осенью 2001-го появился более мощный турбодизель – ММЗ Д-245.9 (Euro 2) с интеркулером и турбонаддувом, регулятором давления воздуха, развивающий мощность 136 л.с.

Московские «городовые»

Первенцем семейства «Бычок» стало 6,9-тонное двухосное шасси ЗИЛ-5301 БО грузоподъемностью 3,78 т. Шасси, оснащенные бортовой платформой с тентом, «фургоном» или изотермическим кузовом, нашли немало покупателей – мелких оптовиков, типографий, торговых центров.

Позже АМО ЗИЛ приступил к мелкосерийной сборке под заказ ЗИЛ-5302 – шасси с колесной формулой 6х2 (последняя ось не ведущая – «ленивец») полной массой 12 т, грузоподъемностью 7 т. ЗИЛ-5302 успехом у покупателей не пользовался, а потому завод сконцентрировал внимание на развитии модификаций для 7-тонного сектора. В 1997 г.

появились (опять-таки в мелкой серии) двухосные полноприводные шасси и бортовые автомобили ЗИЛ-4327. Они получили иную трансмиссию, барабанные тормозные механизмы всех колес, шины большей размерности. Увеличение до 335 мм дорожного просвета обеспечило неплохую для провинциальных дорог проходимость.

Длина колесной базы этих модификаций меньше стандартной – 3 340 мм (по заказу – 4 140 мм) вместо базовых 3 650 мм. Машины полной массой 7,1…8,46 т принимают на борт 2,4…4 т груза.

Осенью 1998 года в производство пошел фургон ЗИЛ-5301СС с цельнометаллическим кузовом. В грузовом отсеке вместимостью 15,5 м3 он перевозит до 3 т груза. Водительская кабина отделена от «тыла» перегородкой с оконцем.

Погрузка-разгрузка производится через проем задних распашных дверей. Размеры проема 1 740х1 655 мм позволяют использовать мини-погрузчик. За дополнительную плату устанавливают боковую сдвижную дверь справа.

ЗИЛ-З34362 – тяжелая перспектива «Бычка»

Годом позже появились ЗИЛ-5301НС – короткобазный фургон полной массой 6,95 т, грузоподъемностью 3,2 т, с грузовым отсеком на 10 «кубов»; ЗИЛ-5301ГС – длиннобазный вариант с 20-кубовым грузовым отсеком, перевозящий до 2,62 т груза; ЗИЛ-5301А3 – грузопассажирский автомобиль с четырьмя дополнительными пассажирскими сиденьями (за ними – изолированный грузовой отсек на 5,5 м3). Последней по времени появления модификацией «Бычка» стал седельный тягач ЗИЛ-540100 с укороченной до 3 245 мм колесной базой. Дебютант 2002 года понемногу набирает первых заказчиков, но до крупносерийного производства пока далеко.

«Бычки» спецзначения

«Бычок» с простой в переоборудовании конструкцией открыл многим предприятиям прибыльный бизнес-сектор – разработку и выпуск специализированного оборудования. Спустя несколько лет после начала производства спецавтомобили на базе «Бычка» стали непременными участниками профильных выставок в РФ и странах СНГ. Предприятие «Пожтехника» (г.

Торжок, Тверская обл.) с 1999 года выпускает на базе «Бычка» пожарные автомобили, оснащенные цистерной, насосом, электрогенератором, прожекторами, гидравлическим инструментом и др. Примерно в то же время московское ателье «ИРИТО» приступило к сборке шасси с эвакуаторной платформой, катафалков, автобусов с салоном на 24 и 30 мест.

Читайте также:  Обзор бесствольного травматического пистолета «оса» пб-4

В 2000 году появился даже электромобиль «ЗИЛ-Электро» грузоподъемностью 2,5 т. Его разработали ОАО «АВЭКС» и ЗАО «Оптимум-электро» по заказу фонда экологизации транспорта «Мосэкотранс». «Электроника» оснастили асинхронным трехфазовым электродвигателем мощностью 120 кВт, двухступенчатым редуктором вместо коробки передач и аккумуляторами под кузовом.

В режиме городского движения «ЗИЛ-Электро» проходит без подзарядки до 70 км, время полной зарядки аккумуляторных батарей от бытовой сети – 7 ч. Однако отсутствие необходимой инфраструктуры, цена около 30 тыс. USD, бетонные стереотипы и проч. поставили на проекте крест.

Работать надо – какая тут экология!

Бронированный вариант для инкассации

Тем временем автобусы на базе «Бычка» становились все более популярны и понемногу вытесняли с междугородных линий автобусы Павловского завода. Летом 2001 года ателье «Вика» (г.

Курган) вывело на рынок автобус с оригинальным кузовом увеличенной на 150 мм ширины, позволившим установить в салоне сиденья в четыре ряда.

Примерно с того же времени ООО «ДИСА» выпускает бронированные фургоны ЗИЛ-5301 А3 для инкассации.

К числу наиболее «свежих» спецвариантов «Бычка» относится реанимобиль ЗИЛ-5401Н (дебют 2002 г.) производства ООО «Самотлор-НН», оснащенный пневматической подвеской заднего моста, механизмом принудительной блокировки межосевого дифференциала, с полным набором медицинского оборудования для реанимации человека «на борту».

Рекламационная пауза

На правах автомобиля российского производства «Бычок» обладает букетом хронических «болезней» и рядом предрасположенностей. Последнее обусловлено пресловутым «человеческим фактором» («тут не дотянул», «там не проверил» и т. п.), что свойственно большинству автозаводов России и стран СНГ.

В большинстве случаев первые серьезные проблемы начинаются с кабины: краска с капота облетает за два-три месяца; тепло- и шумоизоляция не выдерживает критики – двигатель назойливо урчит даже на холостых оборотах; после получасовой стоянки на морозе в кабине не остается и намека на тепло.

Эти недостатки водители устраняют, прокладывая кабину «шумовкой» или войлоком. «Печка», говорят, работает без проблем, однако ржевский автономный отопитель (устанавливают на заводе за дополнительную плату) не очень-то долговечен.

Водители также отмечают, что вентиляционный люк в кабине – «вещь хорошая, но постоянно протекает»; малоэффективны лампы дальнего света. В целом же кабину «Бычка» чаще хвалят, нежели критикуют.

«Бычок» с удлиненной кабиной

Источник: https://os1.ru/article/7135-bychok-v-hozyaystve-veshch-poleznaya

Поближе познакомимся с «Бычком»

С. Ионес, фото автора

Отзывы водителей, длительное время работавших на «Бычках», далеко не такие доброжелательные, как отзывы испытателей, откатавших новое исполнение машины на коротком тесте. Все, с кем удалось побеседовать, дружно жаловались на конструктивные недочёты, частые поломки, откровенный заводской брак.

Для начала, немного «лирики».

Интересно, о чем думали те, кто давал машине эту «торговую марку»? Они, наверное, забыли, что «Бычок» – не только молодой самец коровы и не только мелкая рыбка, из которой делают консервы «Бычки в томате».

Вспомните, что сигарета становится «бычком» после первой затяжки. Водители и механики шутят, что характер автомобиля во многом соответствует именно третьему, жаргонному значению слова «бычок».

И только одну модификацию «Бычка» никак не хочется сравнивать с окурком. К сожалению, очень редкую. Речь идет о машинах с индексом ЗИЛ-53012. Это была самая первая небольшая партия, построенная в 1995 г.

Она представляла собой кабину и платформу «Бычка», установленные на шасси Mercedes-Benz 709 D. Главный недостаток этого автомобиля заключается в том, что его крайне сложно купить. Большинство экземпляров, благодаря надежности немецкого шасси, дожило до наших дней.

Только вот хозяева всё ещё не спешат избавляться от 10-летних грузовиков: так хороши «мерседесовские» агрегаты.

Кстати, у «Бычка» странный отраслевой индекс: ЗИЛ-5301. Получается, что машина полной массой около 7 т по классу выше, чем 11,5-тонный ЗИЛ-4331. Согласно действующему ГОСТ, индекс «Бычка» должен был начинаться на тройку, в крайнем случае, на четвёрку.

Но как так случилось, что его «превратили» в одноклассника базовой модели КамАЗа? Достаточно достоверное объяснение звучит так. Для регистрации нового индекса требовались деньги, которых тогда, в начале 90-х, заводу катастрофически не хватало. А номер 5301 был зарегистрирован ЗИЛом раньше для какой-то тяжелой модели.

Чтобы сэкономить, новинку обозначили тем индексом, который просто был в наличии.

Конечно же, создавая эту машину, конструкторы пытались по максимуму использовать узлы, уже освоенные в производстве – рациональный, оправданный подход. А если вспомним, какая ситуация в экономике страны в целом, и в автомобильной промышленности в частности, сложилась в первой половине 90-х, когда создавали «Бычка», то придем к выводу, что иного выхода у завода просто не было.

Кабина от «большого брата», дизель от трактора, коробка передач от «сто тридцатого», дисковые передние тормоза от бронированной модификации легкового представительского «членовоза»: эти агрегаты пришлось в той или иной мере модернизировать и адаптировать к новой модели.

Как это всё «срослось» вместе? Насколько приспособлены такие агрегаты и системы к автомобилю другого класса? Как изменились технические и потребительские свойства, а главное, ресурс узлов по сравнению с теми машинами, с которых их взяли? И как чувствуют себя оригинальные агрегаты «Бычка» в условиях реальной эксплуатации? Эти вопросы, согласитесь, заслуживают обсуждения на страницах журнала.

Кстати, как и в случае с «Газелью», некоторые недостатки «Бычка» можно объяснить предельно сжатыми сроками подготовки производства. Чтобы отрабатывать все тонкости конструкции автомобиля, требовались годы полигонных испытаний и огромные денежные средства. А автомобиль требовался уже вчера, и количество денег было крайне ограничено. Отсюда – многочисленные компромиссы.

Но перейдем от «лирики» к «физике». Кабина от большого грузовика, без сомнения, просторная и с хорошей обзорностью. Даже в некоторых близких по размеру японских грузовиках втроём в кабине более тесно. С «Газелью» вообще никакого сравнения.

Двойная кабина – просто огромное помещение. В ней чувствуешь себя, как в салоне автобуса. Например, можно без проблем пройти с передних сидений на задние, и обратно, в щель между шоферским и пассажирским сиденьями. Но вот сами сиденья оставляют желать лучшего.

Три одинаковых двухместных «диванчика» в двойной кабине – правый пассажирский и два задних – сделаны действительно как в салоне городского автобуса: жесткие, нерегулируемые, с очень низкими спинками. В случае сильного удара сзади, всем сидящим гарантирована травма позвоночника.

Между прочим, в двойной кабине большого ЗИЛа – та же картина.

Мне возразят: эти сиденья рассчитаны на короткие поездки. А, скажем, рабочие городских ремонтных бригад ездят недалеко и носят спецодежду, в которой незачем садиться в кресла. Но, во-первых, те же сиденья установлены и в бортовом «Бычке», который используют в дальних рейсах. Во-вторых, если это сиденья для рабочих в спецовках, то зачем им тканевая обивка?

Шоферское сиденье стоит особняком: высокое, с регулируемым наклоном подушки и целой системой пружин и амортизаторов, позволяющих регулировать жесткость крепления сиденья к полу кабины.

Механизмы регулировки, правда, исполнены грубовато. То же самое можно сказать об устройствах, позволяющих регулировать рулевую колонку и педали.

Обычно водители «выставляют» их один раз по своему вкусу, а если за руль садится кто-то другой, просят «не трогать».

Несомненное достоинство «Бычка» – эффективная система отопления. Даже в двойной кабине тепло в сильные морозы. Прямо на полу в ней стоит не прикрытый никаким кожухом печной агрегат с видимой издалека «жигулевской» клавишей включателя. Он не позволит замерзнуть задним пассажирам.

Ещё что можно отметить в кабине – обивка потолка и стоек приятная на вид, ковровая. Но все обшивки на абсолютно новом автомобиле провисают посередине волнами, так как основание обивок кривое и покоробленное.

Заходить в кабину «Бычка», не спорим, проще, чем во многие импортные машины: большой проём, плюс невысокая посадка, плюс отсутствие колёсной арки.

Помогают поручни, установленные на дверях и краях приборной панели. А вот выходить из кабины сложнее.

Надо соскочить на исключительно узкую подножку, и сделать это, не обтерев брюками порог кабины, практически невозможно. На большом ЗИЛе такой проблемы нет: там подножка шире.

Многие водители жалуются на шум и вибрацию в кабине. Запустив «тракторный» дизель, выясняем, что это утверждение похоже на правду. В самом деле, уровень шума и вибрации у большинства «Бычков» превышает допустимую норму. Но «бывалые» говорят, что это поправимо.

Прежде всего, надо оклеить внутреннюю поверхность капота и моторный щит внутри кабины обычным шумоизоляционным ковром. Сложностей никаких: подобную операцию тюнинговые фирмы делают отечественным легковым машинам.

Совсем исключить шум, конечно, не удастся, но наша задача – просто понизить его уровень.

Проблема вибрации серьёзнее. По мнению специалистов, она возникает из-за неудачных опор силового агрегата на раме. Один водитель горько пошутил: «Замените резиновые подушки крепления двигателя «Жигулей» стальными болванками – получите то, что творится в «Бычке».

А ведь изначально низкорамный ЗИЛ собирались сделать с кабиной над двигателем. В начале 90-х даже был опубликован снимок этого прототипа. Та машина была всего лишь макетом. «Накрыть» двигатель кабиной от ЗИЛ-4331 никак не удавалось. И это, наверное, хорошо. Представляете, в какой «аттракцион» она бы превратилась?

Водители, впервые севшие за руль «Бычка», теряются, не зная, по какой схеме здесь включаются передачи: как на больших ЗИЛах или как на легковых машинах. Даём правильный ответ: передачи у «Бычка» включаются, как у его «старших братьев» ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4333. Только почему бы на рукоятку рычага не нанести схему переключения?

Мы слышали жалобы на ненадёжное сцепление. Оно, кстати, не имеет ничего общего со сцеплением трактора «Беларусь». И не позволяет водить «Бычок», как нормальный отечественный грузовик.

Водители тяжелых ЗИЛов на дороге с твердым покрытием всегда трогаются со второй передачи, даже если машина гружёная или с прицепом. На «Бычке» это, конечно, физически можно сделать, но сцепление не выдержит большого количества таких стартов.

Здесь придётся «по-легковому» трогаться с первой передачи.

«Бычок» выпускается уже 10 лет, а недостатки всё ещё остаются и усугубляются удручающе низким качеством заводской сборки. Хотя доводилось слышать, что самым катастрофическим качество автомобилей было примерно в 2000–2002 гг. Сейчас, говорят, стало чуть-чуть лучше…

…Год 2005. На небольшой автобазе одной московской хозяйственной организации рассматриваем новый «Бычок», только что пришедший с завода и зарегистрированный в ГАИ.

Два опытных электрика никак не могут разобраться с проводкой. Множество перепутанных, не совпадающих друг с другом по цвету и никуда не присоединенных проводов. Грузовичок аварийной службы должен работать с прицепом-генератором. Чтобы заработали световые приборы прицепа, приходится «перебирать» весь разъём фаркопа.

Затем начинаются долгие и безуспешные попытки включить предпусковой подогреватель. В инструкции по эксплуатации ничего не сказано о том, по какому принципу это устройство должно работать.

Схема подключения подогревателя, описанная в инструкции, имеет мало общего с тем, что установлено на машине. В контрольной лампе, сигнализирующей о работе подогревателя, обнаруживаются два минусовых (!) и ни одного плюсового (!) провода.

Приходит ещё один механик, который вспоминает, что на «Бычке» его знакомого, эксплуатируемом года с 1998-го, включить предпусковой подогреватель не удалось совсем.

На улице –10, но машина ночует в гараже, и дизель легко заводится без помощи подогревателя. Пока он прогревается, сиденье водителя превращается в настоящий вибрационный стенд, но это, как мы говорили выше, нормальное явление. После прогрева несколько перегазовок, и тяжелая двойная кабина стоящего грузовика начинает неприятно раскачиваться вправо-влево. Это ещё что?

Включаем аварийную сигнализацию – контрольная лампа на приборной панели нормально мигает. Двигаем рычаг, включая правый и левый указатели поворотов, и та же лампа отказывается работать, моргнув один-два раза, гаснет. Опять проводка? Это, говорят, ещё не самое худшее.

Ремонтник, имевший дело с машиной 1998 г., вспоминает, что на ней «с завода» хронически не хотели работать тормоза задних колёс. Неоднократные прокачки не давали результата.

Долгое время водителю приходилось ездить, тормозя только передними дисковыми механизмами. Наконец, руки дошли до полной разборки.

Оказалось, что задние тормозные цилиндры заполнены консервационной смазкой, которую «забыли» удалить на конвейере.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/3123-poblije-poznakomimsya-s-bychkom/

Ссылка на основную публикацию