Зил-4102 автомобиль для последнего президента ссср

ЗИЛ-4102. Последняя полноценная разработка завода ЗИЛ. — DRIVE2

Вдохновившись статьей про заброшенную редкую Волгу ГАЗ 3111 (можно прочитать вот тут ) я решил написать про еще одну разработку. К сожалению в серийный выпуск так и не попала. Более пяти метров длины, задний привод, 7,8-литровый V8 и коробка-автомат.

Этот автомобиль разрабатывался по указанию первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041. В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit.

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка». Планировалось, что на базе этой модели будет построено целое семейство автомобилей, однако, новая разработка не понравилась Михаилу Сергеевичу. На доводку автомобиля не нашлось средств, и проект был свернут.

Несмотря на то, что в качестве «образца» брался Rolls-Royce, дизайн экстерьера и интерьера был выполнен с оглядкой на американские автомобили. Автомобиль очень похож на Cadillac Fleetwood Limousine 1985 года: низкая плечевая линия, плоские фары и молдинги по бокам. При взгляде сбоку форма окон напоминает модели Volvo 760 тех лет.

Неудивительно, ведь в Союзе шведские автомобили были в почете. По сравнению со своим монументальным предшественником ЗИЛ-41041, новый седан смотрелся «демократичнее».

Райка

Мишка

Седан ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.

В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова. Новый седан был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041.

Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были сделаны из стеклопластика.

На автомобиль установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 рабочим объемом 7,68 л мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.

За счет уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд.

Расход топлива на 100 км составлял 18 л при скорости 90 км/ч и 21 л при120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны, так что вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырех персон, включая водителя.

Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров. Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель.

В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона, отделанного белой кожей с коврами «под леопарда» и деревянными панелями.

Электрические стеклоподъемники, радиоприемник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическая система с 10 динамиками сейчас не кажутся чем-то особенным, но не стоит забывать, что это был конец 1980-х. Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована.

В Журнале rusautomobile были выложены новые уникальные подробные фотоматериалы и описание последнего сохранившегося ЗИЛа 4102. Вот как автор описывает этот автомобиль:

Время, конечно, оставило на ней свой отпечаток – на кузове меньше, на элегантном светло-кремовом салоне – больше. Чувствуется, машину не очень берегли и уж совсем не лелеяли. Кажется, на ней проехали не одну сотню тысяч километров, в то же время известно: машина ездила не так уж много, на одометре всего 10 000 км.

Много в этой машине сделано на скорую руку – обходные технологии не очень позволяют идеально подогнать пластиковые панели.

Под салазками водительского кресла — деревянные проставки, в моторном отсеке обнаружились медные трубочки, не ведущие никуда… Большую часть багажника занимает бензобак, а в правой нише должен стоять аккумулятор, которого здесь, разумеется, не было.

Машину вообще не заводили много лет и даже на выставке катали по залу вручную. Никто и не знает, как быстро можно её реанимировать.

Любопытный прибор забыли испытатели в переднем бардачке – это двадцатиканальный цифровой термометр четвертьвековой давности. Впрочем, не уверен, что это испытатели, не исключено, что прибор входил в комплектацию климатической установки. Очень заинтересовала кассетная магнитола.

Это явно специальный образец, сделанный непосредственно для этой машины, серийно таких наша промышленность не выпускала.

Там куча наворотов для кассетной деки – программное управление, поиск по паузам, автореверс с бесконечным режимом, продвинутые звуковые регулировки… Смешно, но привод ЛПМ остался механическим – не было в 1986 году в СССР ни одной «электронного» автомобильного лентопротяжного механизма!

В 2011 году состоялась выставка «XVII Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина» посвещённая 90-летию ГОНа, на которой впервые на всеобщее обозрение были представлены редкие и эксклюзивные автомобили. Среди них был представлен чудом сохранившийся ЗИЛ-4102 «Райка». По непроверенным слухам, машина находится в частной коллекции одного из топ-менеджеров «Лукойла».

В статье использованы материалы и фотографии из журнала Rusautomobile

Источник: https://www.drive2.ru/b/461798183274547789/

ЗИЛ-4102. Ветер перемен

Бытует мнение, что ЗИЛ-4102 разрабатывался по непосредственному указанию Горбачева. Действительно, единственный президент СССР неоднократно высказывался о целесообразности проекта нового, демократичного, правительственного автомобиля. А впоследствии дал «стартовую отмашку» на изготовление опытных экземпляров.

Впрочем, альтернативу, морально устаревшему «членовозу» ЗИЛ-4104 в «зиловском» бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей начали осмысливать еще в 1982 году.

Процесс выработки концепции шел туго, и финальная ее версия была принята лишь три года спустя. После чего для изучения и вдохновения был приобретен образцовый Rolls-Royce Silver Spirit.

Затем заказ на изготовление двух экземпляров был передан в шестой цех ЗИЛа, который занимался созданием правительственных автомобилей.

В 1988 году «4102» появился вживую. Принципиальным отличием нового автомобиля от предшественников был несущий кузов. Причем отсутствие рамы спровоцировало появление паразитных вибраций.

Из-за отсутствия опыта создатели машины долго боролись с этим неприятным явлением и в конце концов победили его, доведя уровень колебаний кузова до «комфортных» собственных частот 25–28 Гц. Все кузовные детали изготавливались вручную.

Затем тщательно подгонялись друг к другу, формируя кузов как единое целое.

Еще одним «ноу-хау» новинки было широкое использование стеклопластика, из которого были сделаны панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы. Это позволило существенно снизить вес автомобиля. Он был легче предшественника на целых полтонны, что положительно повлияло на ходовые характеристики.

Унаследовав силовой агрегат — V-образную «восьмерку» рабочим объемом 7,68 л и мощностью 315 л.с. — от «ноль четвертого», ЗИЛ-4102 стал темпераментнее при разгоне на 2,5 секунды. Для набора 100 км/ч ему требовалось 10,5 с.

Несмотря на снижение веса, автомобиль по-прежнему оставался довольно прожорливым. На скорости 90 км/ч он расходовал 18 литров бензина, а при 120 км/ч — больше 21 л. Питание двигателю обеспечивали два электрических бензонасоса и 4-камерный карбюратор. Система зажигания при этом была транзисторного типа. А в системе смазки использовалась пара масляных радиаторов.

В соответствии с традицией создания машин представительского класса некоторые узлы и электрические системы автомобиля были продублированы.

Например, ЗИЛ-4102 имел два аккумулятора, два бензонасоса, дублирующую систему зажигания, а также тормозную систему, в которой использовались механизмы с автоматической регулировкой зазора и вентилируемые диски.

Привод у тормозов был гидравлический, с одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями. Система была снабжена двумя независимыми контурами, каждый из которых активизировал тормоза всех колес.

На автомобиле использовалась автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что ступеней в трансмиссии было всего три, благодаря потенциалу двигателя тяга к задним ведущим колесам передавалась плавно, без явно ощутимых толчков. Плавность хода подчеркивала независимая подвеска. Спереди — на продольных торсионах, сзади — пружинная.

Салон ЗИЛ-4102 был рассчитан на четырех человек. Спереди подразумевалось присутствие водителя-охранника и просто охранника, а сзади находилась зона обитания двух вип-персон.

Демократизм «ноль второго» подчеркивался отсутствием дополнительных откидных сидений — страпонтенов, характерных для автомобилей представительского класса.

Задние сиденья, разнесенные по сторонам из-за широкого трансмиссионного тоннеля и регулируемые с помощью электроприводов, отделялись от фронтальной части машины мощными напольными перегородками с откидными упорами для ног пассажиров.

В потолочной консоли была расположена панель управления кондиционером и осветительными плафонами. К слову, система кондиционирования воздуха состояла из двух независимых климатических установок. В целом салон был отделан светлыми велюром, кремовой кожей и деревянными лакированными панелями, а его нижняя часть «обшита» гранитовым ковролином.

Элементы дополнительного комфорта представляли собой полный электропакет, тюнер с цифровой настройкой частот, проигрыватель компакт-дисков и акустику, состоящую из десяти динамиков. Помимо этого автомобиль имел бортовой диагностический компьютер с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Для удобства и безопасности пассажиров стекла всех окон были атермальными, трехслойными.

Несмотря на то, что особых откровений в дизайне и конструкции нового правительственного ЗИЛа не было, некоторыми решениями создатели машины очень гордились. Это, в частности, относится к «эргономичной» передней панели и особенно — к колесным дискам, оригинальный «орнамент» которых был защищен специальным патентом.

В перспективе новый ЗИЛ-4102 должен был обзавестись целой гаммой модификаций: от «базовой» версии для региональной номенклатуры до статусного бронированного лимузина для первых лиц государства. Более того, благодаря перестройке и связанному с ней ветру перемен новый седан даже мог поступить в продажу.

Разумеется, не в широкую, но доступную для «персональных граждан»: известных деятелей культуры и искусства, выдающихся спортсменов, космонавтов, передовиков производства и т. д.

Под выпуск новинки планировалось глобально переосмыслить производство, закупить новые линии, станки и оснастку, освоить новые технологические процессы и в результате довести количество произведенных машин с единиц до тысяч.

Новая разработка была воочию представлена делегатам XIX партийной конференции и непосредственно президенту.

ЗИЛовцы думали, что выпуск «скромного» правительственного автомобиля впишется в тенденцию горбачевской борьбы с номенклатурной роскошью. Но Горбачев не одобрил проект.

Возможно, ему банально не понравился натурный образец. Может быть, президента смутило слишком затратное внедрение в производство.

Поговаривают также и о гораздо более прозаической причине провала проекта. Дело в том, что двум опытным образцам автомобиля рабочие дали «народные» имена — «Мишка» и «Райка». Информация о вольном сленге дошла до первого лица. И, мягко выражаясь, не воодушевила его. Так или иначе, на реализацию проекта не нашлось средств, и работы по ЗИЛ-4102 были постепенно свернуты.

Источник: http://5koleso.ru/articles/obzory/zil-4102-veter-peremen

Зил 4102: что стало с последним «членовозом» ссср

По мнению российских автоэкспертов, данный автомобиль для перевозки первых лиц государства не прошел самый главный тест-драйв, потому что был забракован лично первым и последним Президентом СССР М. С. Горбачевым. Из двух опытных моделей «членовоза» осталась только одна, «женская».

Замена, которая не состоялась

Как пишет авторитетное интернет-издание «Мotor.ru», ЗиЛ-4102 должен был по своей «начинке» превзойти устаревший «членовоз» ЗиЛ-4104. К 1988 году специалисты завода имени Лихачева успели сделать два седана.

Принципиальными отличиями от предыдущих автомобилей правительственного премиум-класса в плане функциональности были несущий кузов и независимые подвески. За 10 секунд новый ЗиЛ набирал скорость да 100 километров в час, из «членовоза» можно было выжать 190 км/ч.

Салон лимузина отделали натуральным деревом, для конца 80-х у автомобиля была более чем современная «начинка» — аудиопроигрыватель компакт-дисков западного образца, бортовой компьютер, синтезирующий речь. По данным «Мotor.

ru», ключевые агрегаты ЗиЛ-4102 имели свои дубликаты на случай форс-мажорных ситуаций.

«Михаила» разобрали, «Раиса» осталась

Поскольку новый автомобиль предназначался для конкретных высокопоставленных лиц (а к моменту изготовления опытных образцов ЗиЛ-4102 уже было известно, что Михаила Сергеевича часто на официальных мероприятиях сопровождает супруга Раиса Максимовна), то на заводе конструкторы и дизайнеры в шутку дали двум готовым машинам имена первого лица государства и его жены. Обозреватель журнала «За рулем», автор автомобильных энциклопедий Сергей Канунников писал, что две модели ЗиЛ-4102, черную и золотистую, вместе с М. С. Горбачевым оценивали делегаты XIX партконференции КПСС. В результате опытные образцы одобрены не были — по одной из версий, Михаил Сергеевич решил, что не стоит тратиться на производство данного автомобиля из-за его чрезмерной затратности. В конечном итоге «черную», «мужскую», модель в середине 90-х годов разобрали на металлолом, а «женская» сохранилась до наших дней в качестве экспоната уходящей эпохи.

Читайте также:  Оруженосец – претендент в настоящие рыцари

С чего его копировали

Автоэксперты говорят, что ЗиЛ-4102 скопировали с модели «Роллс-Ройс Сильвер Спирит». Длина «членовоза» была больше на 50 см, чем у «Волги», но вес у нового автомобиля оказался на 500 кг меньше, чем у его предшественника. Именно за счет этой особенности данный правительственный агрегат так быстро разгонялся до максимальной скорости. В ЗиЛ-4102 помимо аудиосистемы и компьютера было полно других «наворотов» — электроприводы, регулирующие сиденья, велюр и кожа в салоне, агрегаты-«близнецы», дублирующие аккумулятор, зажигание, тормоза и бензонасос… … О конкретных обоснованиях отказа в запуске ЗиЛ-4102 в серийное производство на сегодняшний день доподлинно ничего не известно — все это на уровне догадок. Российские автоэскперты утверждают, что одной из главных причин, по которой «зарубили» данный проект, могла стать кризисная ситуация, сложившаяся в отечественном автопроме, которая к концу 80-х уже давала о себе знать. Во всяком случае, косвенно данное предположение подтверждается тем, что современная российская политическая элита до сих пор предпочитает пользоваться иностранными автомобилями премиум-класса.Читать ещё •••

Источник: https://auto.rambler.ru/other/41090259-zil-4102-chto-stalo-s-poslednim-chlenovozom-sssr/

История создания ЗИЛ-4102. Неизвестный «членовоз». — Статьи

 История создания ЗИЛ 4102 «Мишка» и «Райка»

ЗИЛ-4102 «Мишка» ЗИЛ-4102 «Райка»
    Этот автомобиль разрабатывался по указанию первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041. В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка». Планировалось, что на базе этой модели будет построено целое семейство автомобилей, однако, новая разработка не понравилась Михаилу Сергеевичу. На доводку автомобиля не нашлось средств, и проект был свернут. Несмотря на то, что в качестве «образца» брался Rolls-Royce, дизайн экстерьера и интерьера был выполнен с оглядкой на американские автомобили. Автомобиль очень похож на Cadillac Fleetwood Limousine 1985 года: низкая плечевая линия, плоские фары и молдинги по бокам. При взгляде сбоку форма окон напоминает модели Volvo 760 тех лет. Неудивительно, ведь в Союзе шведские автомобили были в почете. По сравнению со своим монументальным предшественником ЗИЛ-41041, новый седан смотрелся «демократичнее».
Caddillac Fleetwood Limousine 1985 Volvo 760 Rolls-Royce Silver Spirit купленный ЗИЛом для изучения

Сейчас у вас есть уникальная возможность посмотреть, как делался ЗИЛ 4102, 

от макетов до готовых машин. 

 Так называемые «поисковые» макеты, ранние. Видно влияние американской дизайнерской школы и монументальности «ноль четвёртой». Собственно, начиналось всё с попыток рестайлинга предыдущей модели:

А здесь уже поздние двусторонние макеты, на них уже есть окончательный индекс модели:

   Для аэродинамических испытаний создали масштабные модели поисковых макетов. Заметим что аэродинамика ЗИЛ-4102 заметно улучшилась по сравнению с ЗИЛ-41041 за счёт более покатого лобового стекла и обтекаемому кузову.  

Ну и наконец готовый автомобиль:

  Седан ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.

В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова. Новый седан был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041.

Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были сделаны из стеклопластика.

   На автомобиль установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 рабочим объемом 7,68 л  мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию. За счет уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд. Расход топлива на 100 км составлял 18 л при скорости 90 км/ч и 21 л при120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто. 

   В салоне отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны, так что вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырех персон, включая водителя.

Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров. Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель.

В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона, отделанного белой кожей с коврами «под леопарда» и деревянными панелями.

Электрические стеклоподъемники, радиоприемник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическая система с 10 динамиками сейчас не кажутся чем-то особенным, но не стоит забывать, что это был конец 1980-х. Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована. 

 В Журнале rusautomobile были выложены новые уникальные подробные фотоматериалы и описание последнего сохранившегося ЗИЛа 4102. Вот как автор описывает этот автомобиль:

   Время, конечно, оставило на ней свой отпечаток – на кузове меньше, на элегантном светло-кремовом салоне – больше. Чувствуется, машину не очень берегли и уж совсем не лелеяли. Кажется, на ней проехали не одну сотню тысяч километров, в то же время известно: машина ездила не так уж много, на одометре всего 10 000 км. 

   Много в этой машине сделано на скорую руку – обходные технологии не очень позволяют идеально подогнать пластиковые панели.

Под салазками водительского кресла — деревянные проставки, в моторном отсеке обнаружились медные трубочки, не ведущие никуда… Большую часть багажника занимает бензобак, а в правой нише должен стоять аккумулятор, которого здесь, разумеется, не было.

Машину вообще не заводили много лет и даже на выставке катали по залу вручную. Никто и не знает, как быстро можно её реанимировать.

   Любопытный прибор забыли испытатели в переднем бардачке – это двадцатиканальный цифровой термометр четвертьвековой давности. Впрочем, не уверен, что это испытатели, не исключено, что прибор входил в комплектацию климатической установки. Очень заинтересовала кассетная магнитола.

Это явно специальный образец, сделанный непосредственно для этой машины, серийно таких наша промышленность не выпускала.

Там куча наворотов для кассетной деки – программное управление, поиск по паузам, автореверс с бесконечным режимом, продвинутые звуковые регулировки… Смешно, но привод ЛПМ остался механическим – не было в 1986 году в СССР ни одной «электронного» автомобильного лентопротяжного механизма!

Источник: http://max-models.ru/ZIL-4102

ЗИЛ-4102 — автомобиль для партийного руководства СССР

Уникальный автомобиль, который был собран на мощностях некогда великого завода ЗиЛ, для элиты СССР, но как и многие проекты того времени, был заброшен и оставлен пылиться в кулуарах истории.

Седан представительского класса ЗиЛ-4102 — одна из наименее известных страниц истории советского автомобилестроения. Данный автомобиль создавался по личному указанию тогдашнего главы СССР — Михаила Горбачева.

Всего в 1988 году было построено только 2 опытных экземпляра этой оригинальной машины, которым заводчане дали соответствующие шутливые названия — “Мишка” и “Райка” — в честь главного заказчика и его первой леди.

 До наших дней уцелела только коричнево-серая “Райка” с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 черного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь “морда” с фарами, облицовкой радиатора и бампером.

ЗиЛ-4102 изначально задумывался в качестве базовой модели абсолютно нового семейства автомобилей для высшего партийного руководства страны.

Параллельно с обычным 4-дверного седаном, в бюро по доводке и исследованию легковых автомобилей ЗиЛ разрабатывалась и его удлиненная версия с кузовом лимузин — ЗиЛ-4101, но закончить ее не успели. Первый и последний президент Союза М. С.

Горбачев не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство, поэтому проект нового ЗиЛ-4102 был полностью свернут и быстро забыт.

От своих монументальных рамных предшественников — седанов ЗиЛ-117 и 41041, новая машина отличалась, прежде всего, более легкой конструкцией с несущем кузовом и независимой подвеской всех колес.

Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Все эти меры позволили снизить массу седана, который был на 0.

5 метра длиннее серийной “Волги” почти на 1,5 тонны (по сравнению с ЗиЛ-41041).

А вот силовой агрегат и коробка передач осталась прежней. Карбюраторная V-образная “восьмерка” рабочим объемом 7,7 литров развивала мощность 315 л.с. и работала в паре с 3-диапазонным “автоматом”.

От 0 до 100 км/ч крупный седан разгонялся за 10,5 секунд. Максимальная скорость составляла 190 км/ч, а средний расход топлива достигал 21 л/100 км.

Основные системы автомобиля были продублированы: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

Несмотря на крупные габариты, роскошный салон ЗиЛ-4102 сделали 4-местным. Сзади находилась пара раздельных кресел с электроприводами регулировок. На потолке был смонтирован блок управления освещением и климатической установкой.

На полу находились откидные упоры для ног пассажиров — как в самолетах. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.

Тогдашний “полный фарш” включал в себя комплексный электропакет, продвинутую аудиосистему с кассетным проигрывателем, цифровым радиоприемником и 10 громкоговорителями, бортовой компьютер, кондиционер.

Интересно, что передние блок-фары итальянской фирмы Carello были позаимствованы у одной из моделей шведской компании Volvo. ЗиЛ-4102 имел огромный топливный бак, который “съел” львиную долю полезного пространства в багажника.

Сегодня “Райка” хранится в запасниках московского Завода имени Лихачева. Автомобиль уже довольно давно не заводили, а общий пробег на сегодняшний день составляет порядка 10000 километров.

Взято отсюда.

Похожее

Источник: https://autoedition.ru/articles/zil-4102-avtomobil-dlya-partijnogo-rukov/

Зил 4102: что стало с последним «членовозом» ссср | хомад.ру — лучший выбор для вашего дома

По мнению российских автоэкспертов, данный автомобиль для перевозки первых лиц государства не прошел самый главный тест-драйв, потому что был забракован лично первым и последним Президентом СССР М. С. Горбачевым. Из двух опытных моделей «членовоза» осталась только одна, «женская».

Замена, которая не состоялась

Как пишет авторитетное интернет-издание «Мotor.ru», ЗиЛ-4102 должен был по своей «начинке» превзойти устаревший «членовоз» ЗиЛ-4104. К 1988 году специалисты завода имени Лихачева успели сделать два седана. Принципиальными отличиями от предыдущих автомобилей правительственного премиум-класса в плане функциональности были несущий кузов и независимые подвески.

За 10 секунд новый ЗиЛ набирал скорость да 100 километров в час, из «членовоза» можно было выжать 190 км/ч.
Салон лимузина отделали натуральным деревом, для конца 80-х у автомобиля была более чем современная «начинка» – аудиопроигрыватель компакт-дисков западного образца, бортовой компьютер, синтезирующий речь. По данным «Мotor.

ru», ключевые агрегаты ЗиЛ-4102 имели свои дубликаты на случай форс-мажорных ситуаций.

«Михаила» разобрали, «Раиса» осталась

Поскольку новый автомобиль предназначался для конкретных высокопоставленных лиц (а к моменту изготовления опытных образцов ЗиЛ-4102 уже было известно, что Михаила Сергеевича часто на официальных мероприятиях сопровождает супруга Раиса Максимовна), то на заводе конструкторы и дизайнеры в шутку дали двум готовым машинам имена первого лица государства и его жены.
Обозреватель журнала «За рулем», автор автомобильных энциклопедий Сергей Канунников писал, что две модели ЗиЛ-4102, черную и золотистую, вместе с М. С. Горбачевым оценивали делегаты XIX партконференции КПСС. В результате опытные образцы одобрены не были – по одной из версий, Михаил Сергеевич решил, что не стоит тратиться на производство данного автомобиля из-за его чрезмерной затратности. В конечном итоге «черную», «мужскую», модель в середине 90-х годов разобрали на металлолом, а «женская» сохранилась до наших дней в качестве экспоната уходящей эпохи.

С чего его копировали

Автоэксперты говорят, что ЗиЛ-4102 скопировали с модели «Роллс-Ройс Сильвер Спирит». Длина «членовоза» была больше на 50 см, чем у «Волги», но вес у нового автомобиля оказался на 500 кг меньше, чем у его предшественника. Именно за счет этой особенности данный правительственный агрегат так быстро разгонялся до максимальной скорости.

Читайте также:  Президент франции: долгий путь от монархии к современной республике

В ЗиЛ-4102 помимо аудиосистемы и компьютера было полно других «наворотов» – электроприводы, регулирующие сиденья, велюр и кожа в салоне, агрегаты-«близнецы», дублирующие аккумулятор, зажигание, тормоза и бензонасос…
… О конкретных обоснованиях отказа в запуске ЗиЛ-4102 в серийное производство на сегодняшний день доподлинно ничего не известно – все это на уровне догадок.

Российские автоэскперты утверждают, что одной из главных причин, по которой «зарубили» данный проект, могла стать кризисная ситуация, сложившаяся в отечественном автопроме, которая к концу 80-х уже давала о себе знать.

Во всяком случае, косвенно данное предположение подтверждается тем, что современная российская политическая элита до сих пор предпочитает пользоваться иностранными автомобилями премиум-класса.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Зил 4102: что стало с последним «членовозом» ссср

Источник: http://homad.ru/zil-4102-chto-stalo-s-poslednim-chlenovozom-sssr/

Автомобили первых лиц России и СССР. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года в церемонии инаугурации Владимира Путина, вступившего в должность президента России, впервые использовался новый российский лимузин серии «Кортеж» (проект «Единая модульная платформа», реализуется с 2013 года, общая стоимость работ — более 12 млрд руб.).

Черный седан доставил Владимира Путина из Первого корпуса Московского Кремля, где находится его рабочий кабинет, к Большому Кремлевскому дворцу.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об автомобилях, которыми пользовались первые лица Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

Николай II

Первым автомобилем в распоряжении российских монархов стала машина французской марки Delaunay-Belleville, которую предоставил императору Николаю II князь Владимир Орлов. Он же вызвался исполнять обязанности шофера. Осенью 1905 года Николай II распорядился приобрести пять автомобилей немецкой фирмы Mercedes, «чтобы не злоупотреблять добротой Орлова».

Николай II и барон Фредерикс в автомобиле, 1912 год

Годом позже для растущего монаршего автопарка был построен гараж в Царском Селе. Другая часть машин размещалась в здании Конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге, еще одна — в Петергофе.

В структуру министерства императорского двора гараж официально вошел в феврале 1907 года, руководил им князь Орлов. Весной 1911 года гараж на 25 машин появился и в Ливадии — для нужд двора во время пребывания в Крыму.

К марту 1917 года в царском гараже насчитывалось 56 автомобилей — Меrсеdes, Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot, Rolls-Royce различных моделей.

Николай II по репутационным соображениям предпочитал открытые лимузины — царь считал, что должен быть виден народу.

Владимир Ленин (Ульянов)

После Февральской революции 1917 года императорский гараж был реквизирован и стал автомобильной базой Временного, а после Октябрьской революции — советского правительства.

Первым служебным автомобилем основателя Советского государства, первого председателя Совета народных комиссаров Владимира Ленина был французский ландо-лимузин Turcat-Mery (по разным данным, 1908 или 1915 года выпуска).

Этой машиной до февраля 1917 года пользовалась вторая дочь Николая II, великая княжна Татьяна.

В декабре 1917 года автомобиль был угнан со двора Смольного, позднее был найден на границе с Финляндией и возвращен в гараж.

Также предводитель партии большевиков пользовался семиместным Delaunay-Belleville 45 1912 года выпуска. Ленин находился в нем 1 января 1918 года, когда автомобиль был обстрелян неизвестными.

Основатель РСДРП(б) не пострадал, однако машина получила значительные повреждения и была списана.

Владимир Ленин перед отъездом с Ходынского поля после военного парада, 1918 год

После переноса столицы из Петрограда в Москву в 1918 году бывший царский гараж разместился на территории Московского Кремля. Известно еще об одном происшествии с автомобилем Ленина: 6 января 1919 года Renault 40CV, в котором глава государства направлялся в Сокольники, был остановлен бандитами, которые Ленина высадили, а саму машину угнали.

1 января 1921 года кремлевский Особый гараж был выведен из подчинения автобазы Совнаркома в самостоятельное предприятие — Гараж особого назначения (ГОН, ныне — Гараж особого назначения Федеральной службы охраны, ГОН ФСО России). Автопарк пополнила закупленная в Великобритании партия из 15 автомобилей марки Rolls-Royce Silver Ghost. Один из них в 1921 году был переоборудован в автосани — снабжен гусеницами и лыжами для передвижения по снегу.

Иосиф Сталин (Джугашвили)

С 1925 года в кремлевский гараж стали поступать американские автомобили различных марок — Buick, Cadillac, Lincoln, Packard.

Генеральный секретарь ЦК КПСС (1922-1953), председатель Совета народных комиссаров (1941-1946) и Совета министров (1946-1953) СССР Иосиф Сталин сначала ездил на 8-цилиндровом лимузине Packard, но в 1933 году пересел на 12-цилиндровый фаэтон этой же марки.

В 1935 году американский посол передал руководителю СССР подарок президента США Франклина Рузвельта — бронированный лимузин Packard Twelve массой свыше 6 т.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Иосиф Сталин у автомобиля ЗиС

В 1933 году ленинградский завод «Красный путиловец» создал по образцу американского Buick-32-90 автомобиль Л-1 («Ленинград-1»), но в крупную серию эта машина не пошла. Разработку лимузинов для первых лиц советского государства перепоручили автомобильному заводу им. Сталина (ЗиС, позднее — автозавод им. И. А. Лихачева, ЗиЛ; Москва), создавшему в 1942 году автомобиль высшего класса ЗиС-101.

Специально для Сталина выпускалась бронированная версия этой машины — ЗиС-115 массой 5 т, с двигателем мощностью 162 лошадиных силы. Однако руководитель СССР продолжал пользоваться и лимузинами Packard.

Никита Хрущев

Первый секретарь ЦК КПСС (1953-1964), председатель Совета Министров СССР (1958-1964) Никита Хрущев первоначально пользовался бронированным ЗиС-115 и кабриолетом ЗиС-110. В 1958 году конструкторами завода им. Лихачева с учетом американской автомобильной моды того времени были разработаны представительский ЗиЛ-111 и модификация ЗиЛ-111В в кузове фаэтон.

Тогда же программа выпуска в СССР легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с 200-250 ЗиС-110 в год до 10-12 ЗиЛ-111.

Сборку перенесли с главного конвейера завода в спеццех, она стала ручной, штучной и очень дорогой.

В 1962 году был создан обновленный вариант лимузина, ЗиЛ-111Г, отошедший от оформления в «аэродинамическом» стиле и менее походивший на ГАЗ-13 «Чайка» — советский автомобиль для чиновников в ранге от министра и выше.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время визита в Албанию, 1959 год

Из поездки в США осенью 1959 года советский руководитель привез подаренный ему лимузин Cadillac Fleetwood 75.

Полученные в подарок иномарки Хрущев не использовал в качестве автомобилей для официальных выездов и зачастую дарил другим советским гражданам и организациям.

Так, Mercedes-Benz 300 SL был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, кабриолет Renault Florida получила дочь Хрущева Рада, двухместный Fiat 2300 достался сыну Сергею. Лимузин Rolls-Royce Silver Cloud был передан дому-интернату пожилых большевиков.

Леонид Брежнев

Первый (1964-1966), а затем генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982) Леонид Брежнев в качестве официального автомобиля использовал ЗиЛ-114.

За то время, когда Брежнев занимал высшие государственные посты, экстерьер этой модели обновлялся трижды — в 1967, в 1971 и в 1978 годах (тогда машина получила новый индекс 4104). Кроме того, в 1975 году обслуживавшее генсека четвертое управление Минздрава СССР получило универсал экстренной медицинской помощи ЗиЛ-114А.

Охотничье хозяйство Завидово обслуживала полноприводная ГАЗ-24-95 «Волга» с трансмиссией от УАЗ-469.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев у автомобиля «Чайка», 1972 год

В отличие от большинства других руководителей СССР, Брежнев серьезно увлекался автомобилями. Еще в 1939 году на посту одного из руководителей Днепропетровского обкома партии он пользовался американской легковой машиной Buick 90 Limited.

В числе автомобилей, в разные годы подаренных Брежневу, были Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска, от американского предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte 1968 года выпуска (от коммунистов Италии), несколько Mercedes-Benz различных моделей (включая подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), Cadillac Eldorado 1972 года (подарок президента США Ричарда Никсона) и Lincoln Continental 1973 года (был передан советскому лидеру американскими бизнесменами) и др.

Брежнев регулярно пользовался подаренными ему автомобилями. По воспоминаниям окружения генерального секретаря, поездки за рулем были его любимым хобби.

Юрий Андропов, Константин Черненко

Официальной автомашиной генерального секретаря ЦК КПСС (1982-1984), председателя Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984) Юрия Андропова был основной «кремлевский» лимузин ЗиЛ-4104, подвергнутый незначительному изменению внешнего вида и получивший индекс ЗиЛ-41045.

Константин Черненко, занявший руководящие посты в партии и правительстве после смерти Андропова, также пользовался этими представительскими машинами.

Основным официальным автомобилем последнего генерального секретаря ЦК КПСС (1985-1991), первого и единственного президента СССР (1990-1991) Михаила Горбачева был ЗиЛ-41047 (модель 1985 года) традиционных для 1970-х годов угловатых форм. В середине 1980-х годов на заводе им. Лихачева была разработана обновленная модификация ЗиЛ-4102 с более плавными обводами кузова, однако проект свернули в рамках принятого властями СССР курса на борьбу с привилегиями.

Автомобиль президента СССР Михаила Горбачева ЗИЛ-41052 на выставке старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея», 2011 год

В 1988 году в гараже первого лица СССР появился защищенный вариант ЗиЛ-41047 — ЗиЛ-41052 массой около 5,5 т, с бронекапсулой производства Курганского машиностроительного завода.

Борис Ельцин

Первый президент России (1991-1999) Борис Ельцин первоначально пользовался бронированным ЗиЛ-41052 и его модификациями. Позднее в гараже особого назначения появились Mercedes-Benz S500, изготовленные в Германии по специальному заказу. В 1994 году было выпущено два таких автомобиля синего цвета, еще два темно-синих пополнили президентский гараж в 1997 году.

Президент РФ Владимир Путин (2000-2008, 2012 — н. в.) ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W220. Эта модель имеет заводское бронирование, пулестойкие стекла, удлиненный на 1 м кузов и систему аварийного пробега, позволяющую машине ехать не менее 30 км со скоростью до 80 км/ч даже при резком падении давления воздуха в шинах).

Для зарубежных визитов президента РФ также иногда использовались бронированные ЗиЛ-41052 (последний экземпляр был выпущен в 2000 году).

Автомобиль президента России Владимира Путина у президентского дворца «Кубба», 2015 год

Третий президент РФ Дмитрий Медведев использовал Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W221. Кузов этой машины был удлинен на 1,15 м, а высота крыши над задней частью салона — увеличена. Автомобили этого типа после 2012 года также используются президентом РФ Владимиром Путиным.

В 2012 году в единственном экземпляре был выпущен новый лимузин ЗиЛ-4112Р, но в качестве автомобиля первого лица РФ он не использовался.

В 2013 году завод ЗиЛ прекратил существование, штучную сборку лимузинов этой марки, а также реставрацию ранее выпущенных экземпляров продолжает московская компания «Механосборочный цех №6 завода им. Лихачева».

Президент РФ Дмитрий Медведев на Красной площади перед началом встречи с участниками дискуссионного клуба «Валдай», 2009 год

Источник: https://tass.ru/info/5181355

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

?Сергей Плахов (detonator666) wrote,
2016-04-29 16:51:00Сергей Плахов
detonator666
2016-04-29 16:51:00

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 разрабатывался по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041.

В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка».

В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова.

ЗИЛ-4102 был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041.

Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Оригинальный дизайн колёсных дисков был защищён специальным патентом.

На автомобиль ЗИЛ-4102 установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 объёмом 7756 см³ мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.

За счёт уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд.

Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди.

В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя.

Читайте также:  Ракетные войска россии: рвсн и рвиа

Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона.

Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.

<\p>

ЗИЛ-4102 имел электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическую систему с 10 динамиками.

Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи.

Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров.

И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же.

Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.

Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.

Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью.

Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты.

До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером.

В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

Кузов — четырёхдверный седан
Компоновка:двигатель — спередиведущие колёса — задниеМаксимальная скорость, км/ч — 190Двигатель — ЗИЛ-4104, бензиновый, карбюраторный, V-образныйчисло цилиндров — 8объём двигателя — 7756 см³число клапанов — 16расположение — верхнеемощность, л.

с/кВт — 315/231,8 при 4600 об/минКоробка передач — автоматическая трехступенчатая (первая передача — 2,02, третья — прямая, главная пара — 3,6)Подвески:передняя — независимая, на продольных торсионах задняя независимая, пружиннаяТормоза — гидравлические, с вакуумным и двумя гидровакуумными усилителямиспереди — дисковыесзади — дисковыеЭлектрооборудование — 12 ВРазмер шин — 9.35-15

Источник: https://detonator666.livejournal.com/2054798.html

На чем ездили лидеры страны: «Кортеж» президента, «Чайка» генсека и «ЗИС» вождя

В Минпромторге отчитались о технической готовности семейства представительского класса «Кортеж», куда войдут лимузин, седан и минивэн. На чем еще выезжали на дорогу лидеры нашей страны за последние сто лет?

Семейство автомобилей представительского класса «Кортеж», разработанное специально для нужд правительства, технически готово к эксплуатации, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.

 Новый президентский лимузин с самым мощным двигателем, который когда-либо устанавливали на российскую машину, прошел все необходимые испытания на безопасность и краш-тесты, так что вполне способен повезти главу государства Владимира Путина на инаугурацию 7 мая, пишет 360.

Машины создавались в НИМА при содействии специалистов Sollers, они отличаются классическим дизайном внутри и снаружи, выглядят достойно и дорого, как то и положено для тех, кто везет первых лиц большой и сильной страны. Мы надеемся, что вскоре увидим «Кортеж» на подъезде к Кремлю, а пока вспомним самые интересные представительские автомобили, на которых ездили лидеры России и СССР последние сто лет.

С броневика на rolls-royce
 

Вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин начался как легенда с броневика «Остин-Путиловец» у Финляндского вокзала, с крыши которого произнес ту самую речь, запалившую огонь мировой революции. Вполне себе автомобиль, однако в быту он предпочитал совсем другие средства передвижения.

Нельзя забыть проTurcat-Mery 28, ставшую первой машиной Ленина в новом статусе и больше всего им любимую (настолько, что когда ее угнали, Владимир Ильич приказал преследовать контрабандистов, пока те не бросили машину у финской границы), и целых три роскошных Rolls-Royce Silver Ghost.

Но особую роль в судьбе Ленина сыграл Renault 40 CV из царского гаража, который в 1918 году домчал раненого Фанни Каплан вождя с завода Михельсона в Кремль, где врачи спасли его жизнь.

 В 1919 году машину, спасшую лидера молодой Советской России, совершенно наглым и возмутительным образом угнали, злоумышленников не нашли.

А последней машиной Ильича стали автосани на основе того самого Rolls-Royce Silver Ghost, специально для  вождя сконструированные рабочими Путиловского завода, чтобы тот мог ездить с комфортом по снегам в подмосковных Горках, где из-за болезни проводил все больше времени. Именно на них личный водитель вождя Степан Гиль, ранее служивший шофером царской семье, повез гроб с телом умершего Ленина в Москву.

«Паккард» и ЗИС-115 генералиссимуса
 

Иосиф Виссарионович Сталин такой любви к роскошным автомобилям не питал и не особо стремился пополнить коллекцию. Первым служебным автомобилем народного комиссара по делам национальностей стал резвый Vauxhall, заказанный когда-то для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, после он успел поездить и на «ленинском» Rolls-Royce Silver Ghost, однако эта машина ему не нравилась.

Больше всего Сталину полюбился основательный, быстрый и надежныйамериканскийPackard Twelveнового поколения, присланный в подарок от президента США Франклина Делано Рузвельта.

Специально для Сталина лимузин перекрасили в строгий черный, и этот цвет надолго станет стандартом представительских авто.

На нем вождь ездил по Ялте, Тегерану и Потсдаму, из его окна смотрел на покоренный в 1945 году Берлин.

Несмотря на любовь к «Паккарду», Иосиф Сталин верил в молодой советский автопром и поставил ему масштабную задачу  — создать отечественный лимузин для первых лиц, поручив это инженерам завода Завода имени Сталина. Первый семидверный советский лимузин ЗИС-101 появился еще в 1936 году, его построили на основе американского «бьюика».

Машина стала настоящим прорывом в области технологий, ее запустили в серию и собирали с 1937 по 1941 год, создав всего 8752 экземпляров. На нем ездила вся верхушка СССР,  хотя сам Сталин пока оставался верным «Паккарду». На время Великой Отечественной войны производство этих машин прекратили и запустили только после Победы.

Новая модификация советского лимузина — ЗИС-115, получилась воистину великолепной  — настоящий символ победившей страны.

Она получила признание и одобрение лично Сталина — с 1947 года этот тяжелый бронированный автомобиль с мощным двигателем в 162 силы стал его официальной служебной машиной и так было до самой смерти вождя, тогда как старенький, но по-прежнему любимый «Паккард» остался для частных поездок.

Догнать и перегнать Америку

Никита Хрущев также предпочитал американские автомобили.

До войны первый секретарь ЦК  Коммунистической партии Украины ездил на «линкольне», а после 1945 и до своего назначения на должность первого лица СССР рассекал на Cadillac Fleetwood, который ему доставили из ставки Гитлера в Виннице.

После того, как он переехал работать в Москву, с «американцем» пришлось расстаться, Хрущев пересел на ЗИС-115. Побывав в Женеве в 1955 году, он увидел «Крайслер» Эйзенхауэра и поручил разработать похожий автомобиль в СССР — так появился ЗИС -111 «Москва».

Хрущев был вполне доволен советским лимузином до визита в США, но там его поразил в самое сердце новейший Lincoln Continental, на котором его встретил президент Джон Кеннеди, и стало видно, что автомобиль Хрущева выглядит совершенно неактуально. Однако машину инженеры переименованного в ЗИЛ (Завод имени Лихачева)  ЗИСа не забросили — именно ее потом превратили в легендарный кабриолет ЗИЛ-111B, на котором проехал по столице улыбающийся космонавт Юрий Гагарин.

Из США советский лидер привез обновленный Cadillac Fleetwood 75 и в рамках призыва «догнать и перегнать Америку» началась разработка нового советского правительственного автомобиля. Эта машина станет одним из прототипов легенды автопрома развитого социализма — «Чайки» ГАЗ-13, которую до самого конца СССР можно было видеть на парадах.

Не выпуская руль

Тема великой любви Леонида Ильича Брежнева к автомобилям достойна не просто отдельной статьи, а целой книги. Мало кто так искренне и всей душой обожал хорошие машины, начиная с 1930-х годов, когда впервые сел в кабину Opel. Мировые лидеры об этой страсти советского вождя знали и были щедры на подарки.

В гараже орденоносного генсека СССР побывали Mersedes-Benz, Rolls-Royce нескольких модификаций, Cryslers и другие автомобили высшего класса. В отличие от предшественников, Брежнев любил и очень хорошо умел водить, поэтому в представительских лимузинах скучал, выбирая для себя машины пошустрее и с характером.

Американский дипломат Генри Киссинджер в своей книге вспоминал, как на отдыхе советский лидер впервые лихо прокатил его на бешеной скорости по сельской дороге с крутыми извивами в «Кадиллаке Эльдорадо» 1972 года, подаренном президентом США Никсоном.

После этого Киссинджер еще не раз сидел в пассажирском кресле рядом с Брежневым и поражался, как агрессивно и опасно он водит машину, пусть и говорил о своем страхе иронически, отмечая, что дипломатия — не всегда легкое искусство.

Возможно, после одной из таких совместной поездки по Москве — тогда Брежнев вел голубой «Ниссан», подарок премьер-министра Японии, а в салоне сидел еще и Ричард Никсон, и пошел знаменитый анекдот с концовкой «Не знаю кто такие, но ты только взгляни, кто у них шофер!».

Страсть — страстью, а протокол требует жертв, и официально Леонид Брежнев выезжал на черном ЗИЛ-114. За долгое время правления генсека с душой гонщика его модифицировали трижды. Хотя подаренную ему вишневого цвета «Чайку» — ГАЗ-14 1976 года выпуска, он привечал и любил гораздо больше.

Время Mersedes уходит

Константин Черненко и Юрий Андропов не успели оставить автомобильного следа в истории страны, первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев для парадных выездов использовал очередную модификацию ЗИЛ  —  и «Чайки» в разных модификациях.

Сам Горбачев успел поездить и на последнем советском ЗИЛ-4102 — в серию машина не пошла, было собрано два экземпляра, которые фамильярно звали «Миша» и «Райка» — в честь Горбачева и его супруги Раисы, но в целом руководство СССР перестроечной поры предпочитало держаться скромнее и чаще отказывалось брать «парадные» лимузины.

Когда стало понятно, что советские машины безнадежно устарели, для главы государства заказали Mersedes-Benz. Красавицы «Чайки» и «ЗИЛы» из кремлевского гаража пошли по рукам и осели в частных коллекциях, хотя некоторые кабриолеты долго еще использовали во время парадов.

Именно на машинах Mersedes-Benz S-класса будут выезжать президент Борис Ельцин и другие члены правительства. До сего дня эта марка остается любимой в «кремлевском гараже», хотя сам бронированный лимузин первого президента России и выставили на продажу, как сообщил телеканал 360 , он достался пожелавшему остаться неназванным коллекционеру за 20 миллионов рублей.

«Кортеж» —  первая завершенная разработка отечественных машин представительского класса с советской поры.

Многие уже отметили, что эта серия знаменует новую эпоху в истории отечественного автопрома и не удивительно, что новинку ждут с нетерпением не только фанаты техники.

 Если 70 лет назад монументальный красавец ЗИС-115 выступил символом подъема страны после войны, то и «Кортеж» может повторить успех и стать добрым знаком уверенного прорыва к благополучию и процветанию.

Источник: https://nation-news.ru/360944-na-chem-ezdili-lidery-strany-kortezh-prezidenta-chaika-genseka-i-zis-vozhdya

Ссылка на основную публикацию