Тяжёлый атомный ракетный крейсер тарк проекта 1114 орлан типа «киров»

Статья 35.История создания головного корабля проекта 1144 «Орлан», тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» («Адмирал Ушаков»).Часть 1.Разработка и строительство

Крейсер назван в честь Серге́я Миро́новича Ки́рова (15(27).03.1886 г. — 1.12.1936 г.) – советского государственного и политического деятеля.

Главный конструктор ТАРКР пр.1144 Борис Израилевич Купенский

Главный наблюдающий от ВМФ по пр.1144, на период назначения капитан 2 ранга Анатолий Александрович Савин

Командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга Александр Сергеевич Ковальчук, к тому времени уже в течение трех лет командовавший РКР “Адмирал Зозуля”

Строительство ТАРКР пр.1144 «Киров». На стапеле.

Спуск на воду Краснознаменного тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Киров», 27 декабря 1977 года

Головной тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров» был спущен на воду 27 декабря 1977 года (почетное звание «Краснознаменный» присвоено 25 июля 1977 года).

«Киров» после спуска на воду 27 декабря 1977 года

Достройка «Кирова»

  Программа строительства атомных кораблей предполагала 7 единиц крейсеров. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирала Кузнецова».

9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), о других кораблях проекта 1144.

2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».

Проекции атомного ракетного крейсера «Киров» — головного пр.1144

  Первый отечественный надводный корабль с атомной энергетической установкой проекта 1144 «Орлан» с середины 60-х годов разрабатывался сначала как атомный сторожевой корабль. В эскизном проекте (1969 г.

) корабль классифицировался как «атомный большой противолодочный корабль», а в решении об его утверждении (1970 г.) уже как «атомный противолодочный крейсер».

Предназначался он для длительного непрерывного слежения за атомными подводными лодками противника с целью немедленного поражения их после начала военных действий.


Облик тяжёлого атомного ракетного крейсера он приобрёл лишь в ходе длившегося почти 10 лет проектирования, сопровождавшегося широкими военно-экономическими исследованиями по оптимизации его тактико-технических характеристик.

В июне 1977 года приказом Главкома ВМФ корабль проекта 1144 был переклассифицирован в «тяжёлый атомный ракетный крейсер».
  На заключительном этапе разработки ТТЗ в состав вооружения корабля были включены ПЛРК «Метель», УЗРК С-300Ф, 100- и 30-мм. артиллерия, два пилотируемых противолодочных вертолёта, а также противокорабельный ракетный комплекс 4К-85 «Малахит», который заменили потом на «Гранит». Водоизмещение в тактико-техническом задании не оговаривалось.

На фото: М.В.Егоров — Министр судостроительной промышленности (1976-85гг), Герой Социалистического труда, инженер – вице-адмирал.

   В связи с намечавшимся в то время проектированием второго корабля с атомной энергетической установкой – ракетного крейсера пр. 1165 «Фугас» с ПКР оперативно-тактического назначения «Гранит» (32-45 ракет) и УЗРК С-300Ф, в августе 1971 года на основании Постановления правительства обе разработки были объединены в одну.

Началось проектирование многоцелевого атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным оружием ПКР «Гранит» (16 ракет).
В разработанном Северным ПКБ, ранее ЦКБ-53, (главный конструктор Б. И.

Купенский) в 1971 году техническом проекте 1144 впервые в мировой практике было реализовано размещение подпалубных пусковых установок вертикального (УЗРК С-300Ф) и наклонного (ПКР комплекса «Гранит») старта.

Кормовой антенный пост ЗРК «Форт» на атомном крейсере пр. 1144 «Киров»

Носовой антенный пост и пусковые установки Б-203А ЗРК «Форт» на атомном крейсере пр. 1144 «Киров»

Предусматривалось использование автоматизированного гидроакустического комплекса, способного обнаруживать подводные лодки в первой дальней зоне акустической освещённости.
В ходе разработки рабочих чертежей число размещаемых на корабле ПКР комплекса «Гранит» было увеличено до 20 единиц.

Воздушный снимок переднего борта «Киров»: — 4×30 мм. шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок ПВО АК-630; — 2 зенитно-ракетные пусковые установки «класса «Земля-воздух»; — 20 пусковых установок крылатых ракет «Гранит»; — 12 пусковых установок ракет С-300Ф; — Противолодочная ракетная установка «Метель»

1979г. Балтийский завод. Первый ряд, справа налево: первый командир корабля А.С.Ковальчук, директор завода В.Н. Шершнев, Главком ВМФ С.Г.Горшков при посещении «заказа 800″

  Командир Ленинградской военно-морской базы адмирал Аркадий Петрович МИХАЙЛОВСКИЙ вспоминает: “… В марте 1980 г меня волновало предстоящее заселение экипажа Александра Ковальчука на построенный “КИРОВ”, поскольку с момента вселения командир берет на себя полную ответственность за корабль и людей… В субботу , 29 марта, после завтрака в береговой казарме командиры боевых частей и дивизионов перевели свои подразделения на корабль. Обедать им в этот день не пришлось. Матросы ограничились сухим пайком, а многие офицеры обошлись и без оного. Зато вечерний чай пили организованно. Каждый член экипажа уже в первую ночь спал на своей штатной койке…

Один из первых разводов суточного наряда на корабле еще в заводе. Дежурным по кораблю заступает капитан-лейтенант В. Питерцев (бч-7), дежурным по низам — ст.лейтенант С. Лизенко (бч-3).

А.МИХАЙЛОВСКИЙ: «… Целое воскресенье на крейсере шел аврал…Зато в понедельник заводчане и контрагенты, прибывшие утром на свои рабочие места, не узнали корабль. Он сиял чистотой, и в нем витал дух слаженного воинского коллектива. О четкой работе экипажа и высоких организаторских способностях командира крейсера капитана 1-го ранга Ковальчука я не преминул в этот же день доложить Главкому, на что Сергей Георгиевич Удовлетворенно хмыкнуть… В последние дни апреля (1980) меня больше волновал пуск 1-го реактора крейсера “КИРОВ”

… Физический пуск ставит последнюю точку в летописи строительства корабля. …Неудивительно, что физический пуск реактора издавна воспринимается на всех атомоходах как корабельный праздник. Вот с каким праздником я поздравлял капитана 1-го ранга Александра Ковальчука и в его лице весь экипаж крейсера, когда принимал доклад о физическом пуске 1-го реактора на этом корабле

…Я не только поздравлял, но и подписал документ о предоставлении Александру Сергеевичу и его семье отдельной благоустроенной квартиры в очередной секции огромного дома на улице Чекистов. Правда, для этого пришлось заручиться поддержкой самого Г.Романова. Бесквартирный командир атомного ракетного крейсера – позор для флота. Подобного позора я допустить не мог. … А 2-го мая на “КИРОВЕ” был успешно пущен второй реактор. …»

1980г. Главный конструктор проекта 1144 «Орлан» Б.И.Купенский, командир крейсера А.С.Ковальчук и ответственный сдатчик корабля — Б.Харламов

  Командир дивизиона БЧ-7 В.Питерцев вспоминает: «…Физический пуск 1-го реактора крейсера был проведен 17 апреля 1980 года, об этой дате не упоминается, я её для себя «записал в памяти» и в личный альбом, так как я, командир 2 дивизиона РТС(АБУ), капитан-лейтенант Питерцев В.В. в этот день был дежурным по крейсеру. Командир дал команду прибыть к нему с вахтенным журналом, где он сделал своей рукой, красным цветом запись: «Произведен физический пуск 1 реактора» и произнес слова: «С этого дня экипаж будет получать денежную надбавку за ОУС»

А. МИХАЙЛОВСКИЙ: “К середине мая директор Балтийского завода доложил о полной готовности крейсера “КИРОВ” к переходу в Кронштадт, а в Ленинград прибыл адмирал Г.Бондаренко, назначенный председателем государственной комиссии по приемке этого уникального корабля в состав флота. Однако коварный уровень воды в Неве колебался ниже допустимого, гарантирующего безопасный выход крейсера из акватории порта. Волновались не только мы с Бондаренко, непосредственно отвечающие за сроки начала испытания крейсера. …Звонил 1-й заместитель министра судостроительной промышленности Игорь Белоусов.

… Дважды звонил Г.Романов, выражая уверенность в том, что моряки не подведут. Волновался и начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Г.М.Егоров, требуя от меня личного присутствия на мостике корабля во время его первых шагов по морям. Еще бы: цена “КИРОВА” составляла солидную долю в бюджете города и отрасли. В ответ на мой вопрос: Не многовато ли двух адмиралов на одного капитана 1-го ранга? –Георгий Михайлович мрачновато пошутил, сказав, что Ковальчук отвечает за экипаж, Шершнев за корабельное железо, Бондаренко пока ни за что, а вот за состояние пути, безопасность проводки крейсера и даже за уровень невской воды – весь спрос с меня…»

  Выполнив перечень доковых работ, 13 июля 1980 года крейсер вышел из дока и перешел на Красногорский рейд. Заводские ходовые испытания продолжились в акватории ЛенВМБ. ТАРКР «Киров» готовился к переходу в Балтийск

Адмирал Аркадий Петрович МИХАЙЛОВСКИЙ вспоминает: «…13 июля “Киров” был выведен из дока и поставлен на рейд, а 7 августа на Красногорском рейде от имени Главкома ВМФ в торжественной обстановке на построении экипажа и многочисленной заводской сдаточной команды я вручил командиру крейсера “КИРОВ” Военно-морской флаг СССР. Заводской флаг спустили, а над кораблем взвилось бело-голубое полотнище с красным символами армии и народа. Это означало, что крейсер готов к ходовым испытаниям. Вскоре “КИРОВ” взял курс в Балтийск с последующим переходом на Северный флот…”

Командир Лен ВМБ адмирал А.П.Михайловский в торжественной обстановке от имени ГК ВМФ на построении 7 августа 1980 года вручил командиру военно-морской флаг СССР

 14 августа 1980 года “Киров” прибыл на рейд ВМБ Балтийск. В течение месяца проводились испытания оружия и техники, были выполнены десятки артиллерийских и торпедных стрельб, отработаны боевые упражнения ракетными комплексами самообороны и ПЛО. В период испытаний корабль непрерывно находился под наблюдением кораблей и авиации НАТО.

Источник: http://razgromflota.ru/statya-34-istoriya-sozdaniya-golovnogo-korablya-proekta-1144-orlan-tyazhelogo-atomnogo-raketnogo-krejsera-admiral-ushakov-kirov-chast-1-razrabotka-i-stroitelstvo/

Модернизация крейсеров проекта «Орлан». Вопросы без ответа

Год назад, в апреле 2013-го, министерство обороны России и завод «Севмаш» (г. Северодвинск) подписали контракт, в соответствии с которым в течение нескольких следующих лет будут проведены ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 11442 «Орлан».

Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй.

Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, из-за чего он нуждается в срочном ремонте.

Кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны заказало ремонт и обновление ракетного крейсера.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 в отстое на ОАО «ПО «Севмаш», г.Северодвинск.

По имеющимся данным, программа модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» рассчитана на несколько лет. В течение этого времени специалисты должны обследовать корабль, определить его состояние и составить список необходимых работ.

Так, на создание технического проекта модернизации корабля был отведен 21 месяц с момента подписания контракта. Разработкой проекта занимается Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург).

Проект модернизации предполагается обозначать индексом 11442М.

Программа модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов» является сложной и дорогой – примерные расходы на ремонт и переоснащение корабля оцениваются в 50 млрд. рублей.

Кроме того, работы продлятся несколько лет. Крейсер вернется в боевой состав Северного флота не ранее 2018 года.

После этого, по некоторым данным, завод «Севмаш» начнет модернизацию другого корабля проекта 11442 – крейсера «Пётр Великий».

В настоящее время идут подготовительные работы, после которых начнется ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера.

Сейчас рабочие судостроительного завода «Севмаш» строят два понтона, при помощи которых крейсер будет переведен через порог батопорта и помещен в наливной бассейн завода.

Согласно планам на текущий 2014 год, крейсер «Адмирал Нахимов» в течение нескольких следующих месяцев будет заведен в наливной бассейн предприятия. Кроме того, в этом году должны быть проведены некоторые подготовительные работы.

По имеющимся данным, в ходе грядущей модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» должен получить новое радиоэлектронное оборудование и новое вооружение.

Установленные на корабле системы имеют достаточно высокие характеристики, однако для сохранения крейсера в составе военно-морского флота следует их заменить.

По понятным причинам точные планы на замену оборудования и оружия пока не оглашались.

Основным ударным вооружением крейсеров проекта 11442 являлся ракетный комплекс 3К45 «Гранит». Каждый из кораблей «Орлан» несет 20 наклонных пусковых установок для ракет этого типа. Ракеты «Гранит», согласно разным источникам, способны поражать цели на дальностях до 500-550 км.

Для осуществления противовоздушной обороны крейсера проекта «Орлан» оснащены зенитным ракетным комплексом С-300Ф «Форт с боекомплектом из ракет нескольких типов. Для защиты от авиации или ракет противника на малых дальностях крейсера несут ЗРК «Оса-М» и «Кинжал».

Кроме того, корабли проекта 11442 имеют несколько артиллерийских комплексов. В состав артиллерийского вооружения кораблей входят две установки АК-130 с орудиями калибра 130 мм и восемь автоматических пушек АК-630М. Для уничтожения подводных лодок противника крейсера могут использовать ракетный комплекс УРПК-6 «Водопад-НК» и реактивные бомбовые установки РБУ-6000 или РБУ-1000.

Читайте также  Вердикт ВМФ США: каждый пятый к бою не готов!

Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Пётр Великий»

Все имеющиеся системы вооружения позволяют выполнять поставленные боевые задачи, однако в некоторых ситуациях их характеристики могут быть недостаточными.

Кроме того, большинство вооружений крейсеров «Орлан» было разработано сравнительно давно и устаревает как морально, так и материально.

В связи с этим замена вооружений выглядит правильным и логичным путем развития корабля «Адмирал Нахимов», а в перспективе, возможно, и его «систершипов».

В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы двух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр».

Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше.

По некоторым данным, на крейсер проекта 11442 могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения.

Ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» имеют как преимущества, так и недостатки. Они способны доставлять боевую часть на дальность до 300 км, но при этом имеют разные летные характеристики.

Так, ракеты комплекса «Оникс» в полете развивают скорость до 750 м/с, а боеприпасы системы «Калибр» проходят маршевый участок полета с дозвуковой скоростью. Несмотря на отличия в летных данных и массе боевой части, обе ракеты могут дополнить друг друга.

Поэтому высказывается предположения, согласно которым в ходе модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» получит пусковые установки сразу двух ракетных комплексов.

Использование нескольких разных типов ракет, в том числе входящих в состав одного комплекса, позволит обеспечить большую гибкость применения такого ударного вооружения. Следует отметить, подобная идея уже несколько десятилетий используется на американских крейсерах типа Ticonderoga и эсминцах типа Arleigh Burke.

Эти корабли оснащены универсальными пусковыми установками Mark 41, благодаря которым могут нести 122 (крейсера Ticonderoga) или 96 (эсминцы Arleigh Burke) ракет разных типов. Пусковая установка Mark 41 может использоваться с зенитными, противокорабельными и противолодочными ракетами нескольких типов.

Конкретный состав боекомплекта ракетного вооружения определяется в соответствии с поставленной задачей.

Архитектура комплекса ударного ракетного вооружения при определенных доработках позволяет оснастить крейсера проекта 11442 универсальными пусковыми установками. Однако не следует забывать некоторые особенности имеющегося вооружения.

Ракеты «Гранит», которыми вооружены корабли проекта «Орлан», размещаются в наклонных пусковых установках, что накладывает соответствующие ограничения на модернизацию ударного вооружения. Как будет решаться эта проблема – до конца не ясно.

Возможно, в рамках проекта модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» будет создана перспективная пусковая установка с соответствующими габаритами, предназначенная для использования новых ракет.

Основой зенитного вооружения крейсера «Адмирал Нахимов», по-видимому, останутся ракетные комплексы семейства С-300Ф.

При этом существует версия, согласно которой корабль получит вертикальную пусковую установку ЗРК «Полимент-Редут».

Состав средств противовоздушной обороны малой дальности может остаться прежним, но при этом нельзя исключать возможность установки новых систем, таких как ЗРАК «Палаш» и тому подобных.

Читайте также  Таких ремонтников Пётр I отправлял на плаху

Модернизация ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» должна завершиться к 2018 году.

Вскоре после этого в док будет поставлен другой корабль проекта «Орлан» – «Пётр Великий». Сроки завершения работ по обновлению второго корабля пока остаются неизвестными.

Вероятно, на модернизацию уйдет не менее 2-3 лет, из-за чего флагман Северного флота вернется в строй лишь в начале следующего десятилетия.

Головной корабль проекта 1144, крейсер «Киров» в начале девяностых годов был выведен из боевого состава Северного флота. По имеющимся данным, у этого корабля серьезно повреждена энергетическая установка, из-за чего он не может продолжать службу.

Имеющиеся проблемы не позволяют быстро вернуть его в строй, а проведение ремонтных работ может быть нецелесообразным ввиду характера имеющихся повреждений. Дальнейшая судьба крейсера «Киров» до сих пор не определена.

Возможно, решение будет принято в течение нескольких следующих лет.

Вызывает вопросы и будущее первого корабля, построенного по обновленному проекту 11442. Крейсер «Адмирал Лазарев» с конца девяностых годов находится в отстое. Более того, в то время появились предложения утилизировать корабль, поскольку страна не имела возможности вовремя проводить все необходимые ремонтные работы. Тем не менее, крейсер был сохранен.

В 2011 году, когда появилась первая информация о модернизации крейсеров проекта «Орлан», неоднократно утверждалось, что «Адмирал Лазарев» будет отремонтирован и модернизирован вскоре после «Адмирала Нахимова». В дальнейшем информация по теме возможного ремонта корабля «Адмирал Лазарев» не была подтверждена или опровергнута.

Имеющиеся сведения о планах на модернизацию крейсеров проекта 1144 можно трактовать по-разному. В частности, есть повод для опасений за судьбу кораблей «Киров» и «Адмирал Лазарев». В случае с головным «Орланом» основной проблемой являются повреждения агрегатов. Вполне возможно, что их характер не позволит отремонтировать крейсер, вследствие чего он будет списан и утилизирован.

Примерные сроки ремонта и модернизации кораблей «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» намекают на незавидное будущее «Адмирала Лазарева».

Производственные мощности завода «Севмаш», на которых возможно проведение всех необходимых работ, освободятся только в начале двадцатых годов. В каком состоянии к этому времени будет «Адмирал Лазарев» – большой вопрос.

Стоимость и целесообразность ремонта и модернизации старого корабля (к этому времени ему будет больше 35 лет) определят его дальнейшую судьбу.

Программа модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» и других кораблей проекта 1144 представляет большой интерес.

Тем не менее, работы стартовали сравнительно недавно, из-за чего большая часть подробностей проекта пока остается неизвестной для широкой общественности. В результате программа модернизации вызывает массу вопросов, которые пока остаются без ответа.

Хотелось бы надеяться, что все нынешние и будущие работы дадут простой и понятный ответ: «Орланы» с новым вооружением вернутся в строй ВМФ России и повысят его боеспособность.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2014/04/modernizaciya-krejserov-proekta-orlan-voprosy-bez-otveta/

Крейсера проекта 1144 «Орлан»

Воздушный снимок носовой части «Кирова»:      4× 30-мм артиллерийских орудия      2 зенитно-ракетные пусковые установки «Оса-М» класса «Земля-воздух»      20 пусковых установок крыл. ракет «Гранит»      12 пусковых установок ракет С-300Ф      Противолодочная ракетная установка «Метель»

П-700 Гранит — противокорабельные сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения с пониженным профилем траектории полёта к цели. Длина ракеты — 10 м, диаметр — 0,85 м. При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 625 км.

Боевая головка — моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полёта и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км).

Двигательная установка: кольцевой твердотопливный ускоритель и маршевый турбовентиляторный двигатель КР-93.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-27 или космической системой SATCOM («Легенда-М»).

Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооружённых конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью.

При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

Корабельный ЗРК С-300 Форт-М использует ракеты 48Н6, которые были представлены в 1990 году. Максимальная скорость поражаемых целей была увеличена до 1800 м/с. Вес боеголовки был увеличен до 150 кг.

Радиус поражения был увеличен до 5—93 км (ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км), а диапазон высоты до 25 м — 25 км.

Новые ракеты используют систему наведения через РЛС ракеты и могут перехватывать баллистические ракеты малого радиуса действия.

Обе корабельные системы могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Также ракете разрешается уничтожать цели за пределами видимости радара, такие, как военные корабли или противокорабельные ракеты.

ЗРК «Кинжал» («Клинок», кодовое обозначение НАТО — «SA-N-9») — зенитно-ракетный комплекс, главная задача которого поражать прорвавшиеся сквозь первую линию защиты корабля цели на расстоянии от 1,5—12 км. Ракеты этого ЗРК — 9М 330 2 — одноступенчатые, твердотопливные, телеуправляемые, унифицированные с ракетой сухопутных войск «Тор-М1» (кодовое наименование НАТО «SA-15»).

Старт ракеты — вертикальный, под действием катапульты, то есть с неработающим двигателем. Перезарядка — автоматическая, с интервалом пуска 3 сек.

Дальность обнаружения цели в автоматическом режиме — 45 км, число одновременно обстреливаемых целей — 4, время реакции — 8 сек.

Длина ракеты — 2280 мм, масса — 165 кг.

Скорость полёта — 910 м/сек.

Дальность до поражаемой цели — 1,5—12 км, высота полёта цели — 10-6000 м, скорость — до 700 м/с.

Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть массой 15 кг, импульсный радиовзрыватель.

Автоматический режим (без участия личного состава) работает на принципе искусственного интеллекта. ЗРК «Кинжал» не имеет аналогов в мире. На борту корабля проекта 1144 размещается 64 такие зенитные ракеты (8*8).

ЗРАК «Кортик» («Каштан», кодовое обозначение НАТО — «CADS-N-1») — зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс.

ЗРАК «Кортик» в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Установка имеет по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тыс.

выстрелов в минуту и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем.

В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, способна поражать противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолёты, вертолёты.

Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРАК «Каштан» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта.

Весь процесс — от поиска целей и до их уничтожения — полностью автоматизирован.

Дальность действия ракетного вооружения — 1,5-8 км, дострел артиллерийским — 1500—50 м. Высота поражаемых целей — 5-4000 м. Две установки ЗРАК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПКР «Гранит», а четыре другие — в кормовой надстройке. Всего на кораблях проекта по 6 таких ЗРАК.

АК-130 — универсальный артиллерийский комплекс. Скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями.

Длина стволов — 70 калибров. Дальность полёта снаряда — 25 км, начальная скорость снаряда — 850 м/сек. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели.

Углы вертикального наведения: −10…+85°, угол горизонтального наведения: +180°. Дальность сопровождения цели — 40 км. К стрельбе готов весь имеющийся боезапас.

Система управления стрельбой МР-184 (разработка КБ «Аметист») позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

РПК-6М «Водопад» — противолодочный ракетно-торпедный комплекс. Его ракеты-торпеды способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км.

В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1 (скорость движения — 41 узел, дальность хода — 8 км, глубина — до 500 м).

Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а после чего боевая головка УМГТ-1, снова оказывается в воде.

РКПТЗ-1 «Удав-1М» — противоторпедный ракетный комплекс. 10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек, дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг.

РБУ-1000 «Смерч-3» — дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг. Установлены в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

На каждом борте крейсеров проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит».

Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции).

Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система. Включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Оценка проекта

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными неавианесущими кораблями, построенными после Второй мировой. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А.

Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по АУГ ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении.

Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что усложнило обслуживание и создало проблемы с определением технической ниши корабля.

Современный статус

По словам замминистра обороны РФ Владимира Поповкина, министерство обороны России разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, министерство обороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил замминистра.

Как сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ».

Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем корабль пойдет на Северный флот в пару к крейсеру того же проекта «Петр Великий».

Сейчас ведутся работы по определению параметров обновления силовых установок, агрегатов радиотехнического оборудования и и вооружения. Выбор делается в сторону повышения боевой мощи корабля.

До конца 2012 года Военно-промышленная комиссия при правительстве России заслушает все варианты модернизации корабля и примет решение, на каком остановиться.

Источник: https://3mv.ru/publ/krejsera_proekta_1144_orlan/4-1-0-16318

Крейсер Киров: тяжёлый атомный, корабль, проект 1114, экипаж, технические характеристики (ТТХ), применение

Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира.

Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.

Первый «Киров»

Сергей Киров, разумеется, не был флотоводцем, но в молодом СССР выбор знаменитых имён, которыми не стыдно назвать военный корабль, был невелик.

Однако предыдущий боевой «Киров» смог покрыть это имя заслуженной славой. Это был лёгкий крейсер, построенный во второй половине 30-х по проекту, приобретённому в Италии.

Вооружённый девятью орудиями калибра 180 мм, он участвовал в обороне Таллинна, а после перехода в Кронштадт до конца войны вёл обстрел немецких сил, блокирующих Ленинград.

«Киров» прослужил на Балтийском флоте до конца 50-х, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.

Долгая служба подошла к концу в 1974 году – крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с пушками.

Но, когда старый крейсер выводили из списков флота, уже был заложен новый «Киров» — атомный, ракетный.

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась.

Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года.

Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Конструкция

Атомный ракетный крейсер «Киров» имеет пятипалубный корпус с «клиперским» форштевнем и традиционными для советских кораблей крупными мачтами в виде пирамид.

Внешне крейсер выделяет очень длинный полубак, в котором размещаются шахты ракетных установок. В бульбообразном носу поместили антенну гидроакустического комплекса. В конструкции предусмотрено, что необычно для ракетных кораблей того времени, бронирование – защита жизненно важных узлов доходит до 100 мм.

Главная силовая установка – два водо-водяных двухконтурных реактора, есть резервные паровые котлы, для которых в фок-мачте есть дымоходы. При передвижении на резервных котлах «Киров» может развить до 17 узлов – примерно половину максимальной скорости.

Вооружение

Главным оружием всех «Орланов» стали тяжёлые противокорабельные ракеты «Гранит». Эти крылатые ракеты могли оснащаться ядерной боевой частью и поражать любой корабль противника на дальностях свыше 600 км. Комплекс «Гранит» стал единственной системой вооружения, которая оставалась неизменной на всех кораблях проекта. Все остальные могли существенно отличаться.

Это морская версия знаменитого ЗРК С-300, способная перехватывать даже баллистические ракеты. К моменту вступления «Кирова» в строй система ещё не была готова, и флоту он был сдан без «Форта». Первые три «Орлана» имелись по две пусковые установки, а на «Петре Великом» вторую точку заменили на установку для запуска модернизированных ракет «Форт-М».

Для самозащиты от «близколетящих» ракет и самолётов использовались зенитные ракеты «Оса», унифицированные с армейскими. Усовершенствованный ЗРК «Кинжал», более подходящий для флотской службы, успели установить только на «Пётр Великий».

Артиллерия «Кирова» оказалась уникальной среди всех «Орланов». В кормовой части крейсера разместили две артустановки АК-100, калибра 100 мм. Пушки комплектовались осколочно-фугасными снарядами и зенитными (с радиовзрывателями). Уже на следующем корабле эти орудия заменили одной двухпушечной установкой АК-130 с орудиями калибра 130 мм.

Малокалиберную зенитную артиллерию ближнего радиуса действия составили восемь установок с шестиствольными автоматическими пушками калибра 30 мм. На последнем корабле их заменили ракетно-артиллерийскими установками «Кортик».

Уже на следующем корабле – «Фрунзе» — использовались ракето-торпеды «Водопад», которые запускались из штатных торпедных аппаратов, не требуя отдельной пусковой установки. Бомбомёты РБУ-6000, начиная с третьего корабля – «Калинина» — заменили на РБУ-12000. Авиационное вооружение представлено тремя противоодочными вертолётами Ка-27, ангар для которых разместили под палубой.

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров», вступив в строй, обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, сражавшегося с нацистами, ему перешли награды предшественника и звание краснознамённого.

При вручении ордена и флага присутствовали ветераны экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нёс службу, участвовал в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземноморье.

В 1989 году принял участие в операции по спасению субмарины «Комсомолец».

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе отрицательную роль. Поломка редуктора, усугубленная затем проблемами с энергетической установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжёлый крейсер в море не выходил, ожидая ремонта. Сорвалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «дождались» развала Советского Союза и отсутствия средств на любой ремонт. Все «Орланы», кроме находящегося в достройке «Юрия Андропова», зачислили в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» — «Адмиралами» «Лазаревым» и «Нахимовым».

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «систершипов». В условиях экономического кризиса «Петра Великого» удалось достроить и ввести в строй, сделав флагманом Северного флота.

«Адмирал Ушаков», активно прослуживший всего десять лет, и даже «Нахимов», вступивший в строй только в 1988 году, ветшали в резерве без должного ухода.

Кроме того, выяснилось, что крейсера проекта 1164 по боевым возможностям уступают «Орланам» не так сильно, а в эксплуатации гораздо проще и дешевле.

В 1999 году объявили о начале ремонтных работ на «Ушакове», ожидалось проведение модернизации. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув ему при этом имя «Киров».

Здесь стоит оговориться, что в СССР нередко переименовывали продаваемые на слом корабли, во избежание публикаций типа «Россию» продали на металл». Первое десятилетие нового века крейсер провёл в отстое.

За него пытались бороться.

Ветераны крейсера обращались в правительство с просьбами спасти «Киров», символизирующий престиж флота – им отвечали, что атомоход вернут в списки флота и модернизируют.

На практике же было принято окончательное постановление об утилизации корабля. В 2016 году начали выгрузку топлива из реакторов. Демонтажа ожидает и «Адмирал Лазарев», пробывший в строю всего пять лет.

Вероятно, что после модернизации вступит в строй «Адмирал Нахимов».

Технические характеристики

Атомные крейсера проекта 1144 прямых аналогов не имели и не имеют. В американском флоте просто не было кораблей, перед которыми бы ставились аналогичные задачи.

Уникальность подтверждает и то, что в англоязычных источниках «Орланы» официально считаются линейными крейсерами – кроме них, ни один современный корабль к этому классу не причисляли. В США были построены четыре атомных ракетных крейсера типа «Вирджиния», но и по размерам, и по боевым возможностям они уступали советским.

Другой возможный «аналог» «Кирова», как ни странно, модернизированные в 80-е годы линкоры типа «Айова». Во всяком случае, их расконсервация была прямо связана с постройкой советских кораблей, и они должны были служить флагманами особых соединений, так называемых «Battleship Battle Groups».

 «Киров»USS VirginiaUSS Iowa
Длина, метров 250 179 270
Водоизмещение, тонн 25860 11666 58400
Скорость хода, узлов 31 33 35
Ракетное вооружение 20 ПУ ПКР «Гранит», 2 ПУ ЗРК «Форт», 2 ПУ ЗРК «Оса», 2 универсальные ПУ Мк26, 2 ПУ ПКР «Гарпун», 2 ПУ КР «Томагавк» 4 ПУ ПКР «Гарпун», 8 ПУ КР «Томагавк»
Артиллерийское вооружение 2 х 100 мм пушечные установки, 8 х 30мм зенитных автоматов АК-630 2 х 127мм пушечные установки, 2 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс», 2 х 25мм автоматические пушки, 6 х 12,7мм пулемётов х 3 406мм пушечные установки, 12 х 2 127мм пушечные установки, 4 х 20мм зенитных автомата «Фаланкс»
Противолодочное вооружение ПУ ПЛРК «Метель», 2 х РБУ-1000, 1 х РБУ-600, 2 х 533мм торпедных аппарата, 3 противолодочных вертолёта 4 х 324мм торпедных аппарата, 3 противолодочных вертолёта
Численность экипажа, человек 809 809 1800

Крейсера «Вирджиния», в отличие от «Кирова», предназначались для сопровождения авианосцев.

Их роль в ударной группе, прежде всего, обеспечивать противовоздушную и противолодочную защиту с помощью ракет «Стандарт» и противолодочных ракет ASROC.

Пусковые установки крылатых ракет «Томагавк» для обеспечения ударных возможностей был добавлены позже. Корабли достаточно быстро списали, сочтя их эксплуатацию слишком невыгодной.

Сравнивать современные корабли с заложенными ещё до Второй Мировой воде бы некорректно, но сразу бросается в глаза, что зенитное и противолодочное вооружение модернизированных линкоров сводилось к «средствам самообороны». Задачи по прикрытию эскадры на них не возлагались – наоборот, это корабли ударной группы должны были прикрывать флагман.

Разумеется, артиллерийское вооружение «Айов» было несравнимо мощнее. Большой вес брони сильно увеличивал водоизмещение старых кораблей, а артиллерийские системы требовали большого количества обслуги.

Все реально имевшиеся недостатки кораблей были не просчётами конструкторов, а следствием проблем, существующих в самом государстве. Вины «Кирова» в том, что адмиралы не очень точно представляли, как его надо использовать, нет.

И тем более корабль не виноват в том, что страна уже к 1990 году с трудом изыскивала средства на его содержание. Хорошо, что хотя бы один корабль уникального класса удалось сохранить в боеготовом состоянии. И жаль, что головной «Киров», совершив всего один боевой поход, буквально сгнил в отстое.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/kirov/

Атомный первенец: тяжелый ракетный крейсер «Киров»

Атомный первенец: тяжелый ракетный крейсер «Киров»

В структуре отечественного ВМФ Северный флот занимает особое место. Это самый молодой из всех флотов России, ведущий свою историю всего лишь с 1933 года, но вместе с тем — и самый мощный. Причиной тому — специфическая роль, которую Северный флот играл в годы «холодной войны».

Балтийский и Черноморский флоты оказались существенно ограничены в возможностях из-за особенностей акватории базирования — внутренних морей, тогда как Тихоокеанский и Северный были флотами именно открытого океана.

При этом с точки зрения безопасности и недосягаемости баз в более выгодном положении оказался именно флот на севере страны, и потому на его плечи легла основная нагрузка противостояния с потенциальными противниками в послевоенное время.

Именно поэтому в составе Северного флота, как правило, новые корабли появлялись в первую очередь. Так было и с уникальными крейсерами проекта 1144 — типа «Орлан», первыми и единственными в России надводными боевыми кораблями с ядерной энергетической установкой.

На сегодняшний день моряки-североморцы — единственные, которые несут службу на входящим в боевой состав флота корабле этого проекта: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» с конца 1990-х является их бессменным флагманом.

А начало строительству кораблей проекта «Орлан» было положено 26 марта 1974 года, когда на стапелях Балтийского завода в Ленинграде был заложен первый крейсер серии — «Киров».

История создания этих кораблей начинается в 1964 году, когда руководство СССР, вдохновленное успехом первого в мире атомного надводного корабля — ледокола «Ленин» — и стремясь не отстать от США, которые в 1961 году ввели в боевой состав флота первый в мире атомный ракетный крейсер «Лонг Бич», решило создать собственный корабль такого же класса. По первоначальной задумке главной целью нового корабля должны были стать подводные ракетоносцы противника. То есть фактически в СССР собирались строить атомный крейсер-рейдер, который в мирное время контролировать бы американские ПЛАРБ в местах несения ими боевого дежурства, а в военное — охотился за ними и уничтожал.

Замах был серьезный: первоначальная идея постройки атомных противолодочных кораблей предусматривала, что на каждую американскую подлодку-ракетоносец будет приходиться по отдельному «рейдеру». Получалось, что серия таких кораблей включала бы не менее 35-40 единиц.

С одной стороны, опыт строительства крупных серий кораблей с атомными энергетическими установками в СССР был — а с другой, это были подводные лодки, имеющие гораздо более узкие задачи. Надводных же проектов подобного масштаба и сложности страна еще не реализовывала.

Именно уникальность задачи, поставленной перед проектировщиками ленинградского ЦКБ № 53, которое в январе 1966 года было переименовано в Северное проектно-конструкторское бюро, и особые условия, которым должен был соответствовать новый проект, и стали причиной десятилетнего периода проектирования.

В итоге первоначальное водоизмещение в 8000 тонн, о котором говорили правительство и военные, выросло в три с лишним раза — до почти 26 000 тонн. Постепенно расширился и список задач, которые должны были выполнять корабли нового проекта.

Стало понятно, что в качестве охотников за баллистическими подлодками США они привлекут особое внимание противника, а значит, их нужно обеспечить достаточным количеством защитного вооружения. Так к номенклатуре чисто противолодочных средств нападения добавились средства ПВО и противокорабельные ракеты.

А необходимость обеспечить длительную автономность плавания привела к тому, что пришлось существенно пересматривать бытовые условия для экипажа, что не могло не сказаться на увеличении водоизмещения.

Эскизное проектирование корабля нового проекта было завершено в 1969 году. Но просто перейти от эскиза к техническому проекту не получилось.

25 мая 1971 года вышло очередное постановление правительства, которым проект большого противолодочного корабля 1144 «Орлан» объединили с проектом атомного ракетного крейсера 1165 «Фугас», который, по идее, предназначался для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами противника.

Стало понятно, что из «Орланов» получаются уже не противолодочные корабли, пусть и очень большие, а скорее крейсеры, и в итоге новинке присвоили окончательную классификацию атомного ракетного крейсера.

Наконец, в 1972 году, после всех дополнений и изменений, завершилось техническое проектирование корабля, а еще через два года первенец серии, получивший имя «Киров», был заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.

Головной крейсер получил это имя не только в честь Сергея Кирова, но и как преемник первого легкого крейсера советской постройки, вступившего в строй в 1938 году.

Поэтому первенец надводного атомного военного флота получил вместе с именем и почетное звание Краснознаменного, а также и кормовой флаг с изображением ордена Боевого Красного Знамени — награды своего предшественника.

Поскольку совершенно скрыть постройку столь крупного — а наибольшая длина «Кирова» составляла ни много ни мало 250 метров! — корабля было невозможно, на Западе очень быстро узнали, что Советский Союз строит что-то вроде линкора. Правда, позднее специалисты НАТО пришли к выводу, что к спуску на воду готовится все-таки не линкор, а первый в СССР атомный ракетный крейсер, и присвоили проекту наименование «Kirov class».

Корабль получился действительно необычный и во многом новаторский для российского судостроения.

Например, на нем впервые использовали такое решение, как размещение основной части оружейных комплексом в подпалубных помещениях: так расположили и пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит», и шахты системы ПВО С-300 «Форт» — флотской модификации комплекса.

Так же скрыто разместили на борту крейсера и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата: их установили на второй палубе, и чтобы вести торпедную стрельбу, нужно было открыть закрытые в походном положении бортовые лацпорты.

Кроме того, «Киров» был оснащен зенитно-ракетным комплексом «Оса-МА», имел неплохое артиллерийское вооружение — две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 и восемь шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М, — и приличное противолодочное: 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000. Наконец, на его борту постоянно базировался вертолетный отряд, в который могли входить два вертолета Ка-27 или три Ка-25.

27 декабря 1977 года атомный ракетный крейсер «Киров», классификация которого к этому времени пополнилась еще одним определением — «тяжелый» — был спущен на воду, а через три года, 30 декабря 1980-го, ступил в строй.

Через четыре года флот получил второй корабль проекта 1144, который существенно отличался от головного и потому формально считался построенным по проекту 11442 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». В 1988 году моряки получили еще один крейсер проекта 11442 — «Калинин».

Четвертый и последний корабль серии — «Куйбышев», который еще на стапеле переименовали в «Юрий Андропов» — заложили в 1986 году и спустили на воду в 1989-м, но в боевой состав флота он по очевидным причинам вошел только девять лет спустя, в 1998 году.

К этому времени он уже получил новое имя — «Петр Великий», и сегодня это единственный из крейсеров проекта «Орлан», который несет боевую службу.

А самый первый из «Орланов» — «Киров», в 1992 году получивший имя «Адмирал Ушаков», — в 2002 году был выведен из состава флота и сейчас готовится к утилизации. За два с лишним десятка лет своей боевой службы он пережил многое.

Например, в 1984 году, когда на складе боеприпасов в Североморске начался пожар, сопровождавшийся многочисленными взрывами, «Киров» был единственным кораблем, который остался в гавани базы. Он и только он мог, если бы из-за взрывов начали стартовать складированные в арсенале ракеты и полетели в сторону города, уничтожить их с помощью своих бортовых средств ПВО.

А пять лет спустя «Киров» был одним из кораблей, которые на всех парах шли на помощь тонущей в Норвежском море подлодке «Комсомолец» — но не дошел из-за серьезной поломки двигательной системы.

Далее в рубрике Героическая оборона Козельска25 марта 1238 года началась длившаяся семь недель оборона Козельска, его героические защитники дольше всех русских городов сопротивлялся татаро-монгольским захватчикам

Источник: http://rusplt.ru/wins/atomnyiy-pervenets-tyajelyiy-raketnyiy-kreyser-kirov-22439.html

Ссылка на основную публикацию