Тяжелый вертолет ми-6: история создания, описание и характеристики

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Созданием небывалой гигантской винтокрылой машины занималось КБ Миля. Именно с нее началась эпоха тяжелых вертолетов. Технические характеристики вертолета Ми-6 сделали его уникальным транспортным средством. Он стал не только передовым достижением советской науки и техники, но и настоящим прорывом в мировом вертолетостроении.

Этот винтокрылый исполин вывел отечественную инженерную школу на первые позиции в создании тяжелой транспортной авиатехники. В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР большое внимание стали уделять повышению мобильности сухопутных сил.

Мобильность достигалась за счет внедрения большого количества самоходной техники. Ее также надо было научиться десантировать, в то время как техника становилась все более тяжелой и многофункциональной.

Для быстрой переброски техники и вооружений по воздуху военные стали применять транспортную авиацию, в том числе и вертолеты. В то время их осуществляли вертолеты Ми-4 и Як-24. В новых условиях ресурсов этих машин было уже недостаточно, и требовалось создать новый тяжелый вертолет для переброски огромных грузов внутри салона и на внешней подвеске.

История создания

Невзирая на мнение крупнейших авиационных авторитетов, которые предлагали применить в тяжелых аппаратах продольную схему с двумя несущими винтами, Миль предпочел строить машину с одним несущим винтом.

Конструктор владел сведениями, по которым в то же время в США успешно шли испытания тяжелого экспериментального вертолета XH-17 с двухлопастным ротором диаметром почти 40 метров. В инженера эта информация вселила уверенность в создании такого большого несущего винта.

В отличие от Ми-4, на новой машине в качестве силовой установки впервые в отечественной истории предполагалось использовать газотурбинный двигатель. Однако коррективы внес Минобороны. Главный заказчик потребовал увеличить грузоподъемность новой техники в два раза. И проект по этой причине пришлось переработать уже под два двигателя.

Это повлекло за собой необходимость создания мощного редуктора, который был способен пропускать через себя всю мощность силовой установки. В итоге проект утвердили в июне 1955 года. На фото вертолета Ми-6 вы можете увидеть один из первых прототипов будущего труженика.

В 1965 году Ми-6 показали во Франции, на Международном авиасалоне в Ля Бурже. Позднее он неоднократно представлял достижения вертолетостроения на крупнейших форумах и праздниках. А американское вертолетное общество за эту модель винтокрылой машины присудило Михаилу Милю приз имени Сикорского.

Особенности конструкции

Компоновка машины была продиктована применением газотурбинного двигателя. Для сохранения центровки их расположили спереди над большой кабиной. За ними находился главный редуктор, над которым разместили огромный пятилопастный ротор диаметром в 35 метров.

Создание такой необычной конструкции было огромным достижением того времени. Длинные лопасти были сконструированы по новой схеме. Они состояли из цельтрубчатого лонжерона из стали, на них нанизывались отдельные секции. Это помогало избежать излишних деформаций при нагрузках в полете.

Однако в то время цельных труб необходимой длины в производстве не нашлось, их не позволяла готовить ограниченная длина прокатных станов, и первые лонжероны для нового винтокрылого гиганта пришлось составлять из трех отдельных секций.

5 июля 1957 года заводской летчик-испытатель Рафаил Капрэлян впервые оторвал гигантский вертолет от земли. В октябре Ми-6 установил сразу два мировых рекорда грузоподъемности, улетев на высоту в 2 километра с грузом в 12 тонн. Максимальный взлетный вес шестерки к тому времени составлял 46 тонн.

Для стабилизации на второй опытной машине установили управляемое в полете крыло. На крейсерских режимах полета оно разгружало несущий ротор и позволяло уменьшить его амортизацию.

В августе 1958 года обе опытные машины удивили зрителей на авиапараде в Тушино. А спустя год вертолет запустили в серийное производство. Позднее он без особых трудностей прошел все стадии заводских и государственных испытаний и был принят на вооружение в ВВС СССР.

К концу 1962 года у Ми-6 на счету уже было 15 мировых рекордов в скорости и грузоподъемности. Впервые в мире он поднял в небо 20-тонный груз и преодолел рубеж в скорости для вертолетной техники в 300 км/ч. Военные получили многофункциональный и надежный воздушный транспорт.

Вместимость салона впечатляла. Его створки, позаимствованные у Ми-4, позволяли удобно фрахтовать боевую технику и десантировать живую силу. Он перевозил пусковые установки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия и другое оборудование. На внешней подвеске транспортировали самолеты и другую негабаритную технику массой до 8 тонн. ТТХ тяжелого военно-транспортного вертолета Ми-6:

  • диаметр главного ротора – 36 м;
  • длина – 33,2 м;
  • максимальная взлетная масса – 41,7 т;
  • силовая установка – 2 ГТД Д-25 В мощностью 5900 л/с каждый;
  • максимальная скорость – 250 км/ч;
  • практическая дальность – 500 км;
  • расход топлива – 3100 кг/час;
  • экипаж – 5 человек;
  • грузоподъемность вертолетов Ми-6 – 61 солдат, 12 тонн техники и вооружений, 8 тонн на внешней подвеске.

С 1959 по 1980 годы было произведено 860 гигантов, которые совершали ежедневные подвиги в мирной жизни, перемещая сложные многотонные грузы на стройках, и в локальных военных конфликтах в Афганистане и Чечне.

Статистика катастроф вертолетов Ми-6 не произведена, известно о некоторых фактах крушения грузовых машин в 1985 году в Хабаровском крае и в 1992 году в Алтайском крае. Последний вылет военно-транспортного вертолета состоялся в 2002 году, во время второй чеченской кампании. При этом вертолет уже был снят с вооружения еще в начале 90-х годов. На смену «шестерке» пришел Ми-26.

Источник: http://samoleting.ru/vertolety/vertolet-mi-6-tth-foto-kabiny.html

Вертолет ми-6. фото. характеристики. история

Ми-6 – тяжелый многоцелевой коммунистический вертолет. По классификации НАТО взял кодовое имя «Крюк» (Hook).

В конце 50-х годов на вооружение в СССР поступили ракетные комплексы «Луна», для перевозки которых появилась необходимость в тяжелом вертолете с громадной грузоподъемностью.

Ми-6 – первый в собственном роде серийный вертолет, на котором установлены два турбовальных двигателя со свободной турбиной. Схема его конструкции забрана за классику при производстве последующих моделей тяжелых вертолетов громадной грузоподъемности. На время собственного создания вертолет Ми-6 был самым грузоподъемным в мире.

В первый раз вертолет подняли в атмосферу 5.06.1957 г. Летные опробования Ми-6 велись в 1959?1963 гг. В 1959 производился в Ростове в гражданском и армейском вариантах.

В 1964?1978 гг. тяжелый вертолет Ми-6 направляли на экспорт.

модификации и Назначение Ми-6

Ми-6 есть вертолетом второго поколения. Довольно летно-технических черт вертолет превзошел многих собственных отечественных и зарубежных аналогов, совершив невиданный прыжок в сфере вертолетостроения на то время. Компоновка Ми-6 была забрана за базу для производства многих советских и зарубежных вертолетов.

Транспортно-десантный Ми-6 имел назначение в переброске армий и бронетехники. Транспортная кабина Ми-6 может вместить в себя до 150 человек, БТР БТР-152 либо 2 самоходные автомобили АСУ-57, разные виды оружия: пушки, гаубицы и т.п.

«Летающий кран» как вариант Ми-6 обширно употреблялся при исполнении краново-установочных работ, транспортировке буровых установок, иного оборудования для разведки нужных ископаемых.

Санитарный вариант вертолета рекомендован для перевозки и эвакуации больных и раненых. Грузовая кабина снабжена местом для двух носилок и 40 медработников.

Пассажирский вариант Ми-6 имеет хорошую теплоизоляцию. Из удобств на вертолете имеется гардероб и туалет. Удобный салон вмещает до 70-80 пассажиров.

Модификация Ми-6ПС предназначена для эвакуации и поиска экипажей космических судов. В состав его оборудования входят: спускаемый модуль, стрелы-лебедки, контейнеры со лодками и спасательными плотами. Кроме этого имеет удобный салон для отдыха астронавтов.

Противопожарный вариант Ми-6ПЖ рекомендован для локализации лесных пожаров. В конструкцию входит бак с центральной сливной горловиной, что может поместить в себе до 12 т воды, шесть подвесных баков, емкостью по 1,5 т, пенообразователь, насосы и опускаемые штанги, противопожарное и спасательное оборудование.

Кроме этого выпущена серия вертолетов Ми-6 армейского назначения с установленным оружием.

Ми-6ПРТБВ рекомендован для приведения и перевозки в воздействие ракетно-силовых установок, боеголовок баллистических либо тактических ракет стратегического значения.

Эта модификация прекрасно оснащена маскировочными элементами.

Ми-6 противоразведочный рекомендован для противодействия радиоразведке соперника. На нем установлены станции система и РЭП АФУ снаружи на фюзеляже. Осуществляет защиту и радиоэлектронную борьбу навигационно-локационных совокупностей ПВО страны от рассекречивания ее соперником.

Ми-6ТЗ – топливозаправщик сухопутной и авиационной техники.

Ми-6ВКП рекомендован для командного пункта, с которого ведется управление сухопутными и авиационными армиями. В нем присутствует салон узла и аппаратура связи для связистов. Часть АФУ находится снаружи фюзеляжа вертолета, а вторая размещается на земле для командного пункта.

Читайте также:  Русский «кулибин» доработал антенну ценой в 75 000 $

Ми-6-ретранслятор оборудован замечательной радиолокационной аппаратурой.

Ми-6АЯ ? командный центр для управления армиями без связи с почвой.

Ми-6А – усовершенствованная модификация, имеющая увеличенный ресурс главных узлов и новое приборное оборудование.

Конструкция Ми-6

Вертолет составлен по одновинтовой схеме с рулевым и крылом винтом. В носовой части размещена кабина пилота. Грузопассажирская кабина находится под топливным и двигательным отсеками.

Благодаря усиленному полу со швартовочными узлами стало возмможно транспортировать тяжелые грузы, а также бронетехнику. Внешняя подвеска может демонтироваться, это помогает для перевозки крупногабаритных грузов весом до 8 т.

Запасной гидравлическая совокупность снабжает управление створками, трапами и стеклоочистителями. Лопасти ходового винта изготовлены из цельной железной трубы. Чтобы не было обледенения лопасти рулевого винта оснащены спиртовой противообледенительной совокупностью, а лопасти несущего винта – электротепловой.

На Ми-6 установлено неубирающееся трехопорное шасси, колеса спереди сдвоенные и самоориентирующиеся.

Рекорды Ми-6

На протяжении национальных летных опробований Ми-6, каковые проходили в 1959?1963 гг., были установлены 16 мировых рекордов.

Самые значимые рекорды:

  • подъем груза неспециализированной массой 5 тысячь киллограм на высоту 5600 м;
  • поднятие груза весом более чем 20 т на более чем 2000 м высоты;
  • комплект скорости в 300 км/час при перемещении груза 5 т на 1000 км;
  • развитие скорости 320 км/час по замкнутому кругу на 500 км;
  • достижение показателя скорости в 340 км/час на расстоянии 100 км – данный рекорд не превзойден до нынешнего времени.

Рекорды сделали Ми-6 самым грузоподъемным и скоростным вертолетом в мире.

За достижение безотносительного рекорда скорости 320 км/час на Ми-6 конструкторское бюро им. М.Л. Миля взяло приз – Интернациональный приз им.

Сикорского И.И. «за выдающиеся успехи в развитии сферы вертолетостроения».

История создания Ми-6

Начало проектирования припало на конец 1952 г. Макет вертолета уже готовься в декабре 1953 г. Первый полет совершен 5.05.1957. Серийно создавать Ми-6 начали в конце 1959 г на вертолетном заводе в г. Ростов, кроме этого наладили серийный выпуск в Москве на заводе имени Хруничева. В сумме выпустили 860 вертолетов Ми-6 , выполненных в гражданских и военных модификациях.

Многие из произведенных вертолетов были поставлены на вооружение в ВВС СССР, часть направлена на экспорт в Индию, Вьетнам, Египет, Польщу, Сирию, Перу, Китай, Ирак и Эфиопию. Гражданские вертолеты Ми-6 стали неотъемлемым элементом гражданской авиации СССР и других государств мира. Снят с серийного производства в 1980 г. Эксплуатировать Ми-6 в Российской Федерации прекратили в 2002 г.

Интересные факты

  • На протяжении создания конструкции тяжелого вертолета Ми-6 с неспециализированной взлетной массой более 40 т кроме того тяжелые зарубежные аналоги того времени имели граничную взлетную массу до 15 т.
  • На Ми-6 в первый раз в Советском Альянсе предусматривалась перевозка груза с внешней стороны фюзеляжа.
  • Ми-6 стал первым в СССР вертолетом с газотурбинным двигателем.
  • В общем итоге Ми-6 побил 16 мировых рекордов.
  • Данной модели удалось в 1961 г преодолеть порог скорости в 300 км/час, что считался недоступным для вертолетов того времени.
  • Учавствовал на протяжении ликвидации трагедии на чернобыльской атомной станции в 1986 г., где его довольно часто путали с Ми-26, что также принимал участие в операции. В нынешнее время большое количество экземпляров находится в уничтоженном виде на площадках радиоактивной техники, потому, что предстоящая их эксплуатация небезопасна. Одна из таких находится в районе села Рассоха (Киевская обл.).
  • 12.10.2012 в музее авиации г. Москва, на Ходынском поле, группою вандалов был распилен вертолет Ми-6 на мелкие части.

катастрофы и Аварии

Источник: http://stroimsamolet.ru/vertolet-mi-6-foto-harakteristiki-istorija/

Армии мира

Ми-6 (по классификации НАТО — Hook (Крюк) — тяжёлый военный транспортный вертолёт.

ТТХ

Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 x ГТД Д-25В

Взлётная мощность, л.с. — 2х5500

Экипаж — 6

Пассажиры — 90

Макс. взлетная масса, кг — 41 700 / 44 000

Норм. взлетная масса, кг — 39 700 / 40 500

Масса пустого, кг — 26 500 / 27 240

Нагрузка в кабине, кг — 12 000

Нагрузка на подвеске, кг — 8000

Макс. скорость, км/ч — 250/304

Крейсерская скорость, км/ч — 200/250

Стат. потолок, м — 2250

Практический потолок, м — 4500

Практическая дальность, км — 1450

Дальность действия, км — 620-1000

Продолжительность полета, ч — 3

Размеры планёра:

Длина, м — 33,16

Высота, м — 9,16

Ширина, м — 3,2

Размеры кабины:

Длина, м — 12

Высота, м — 2,65

Ширина, м — 2,5

Диаметр НВ, м — 35

Первый из пяти опытных вертолетов совершил первый полет 5 июня 1957 года, а 30 октября этого же года на опытном вертолете Ми-6 был установлен международный рекорд подъема максимального груза 12004кг на высоту 2432м, свидетельствующий об огромных потенциальных возможностях вертолета и положивший начало выдающимся абсолютным международным рекордам, установленным на Ми-6.

В конце 1959г. началось серийное производство вертолетов Ми-6 на Ростовском вертолетном заводе, продолжавшееся по 1981г., а также на заводе им.

Хруничева в Москве; всего было построено 860 вертолетов в военных и гражданских вариантах, поставленных советским вооруженным силам и гражданской авиации, а также за рубеж: во Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Китай, Перу, Польшу, Сирию и Эфиопию.

Разработан вариант Ми-22 — воздушный пункт наблюдения с большой антенной на хвостовой балке.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с крылом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, каркасной конструкции. В носовой части размещаются кабины экипажа, передняя для штурмана, средняя для двух летчиков и задняя для радиста и борттехника. В центральной части фюзеляжа размещается грузовая кабина размерами 12 х 2.65 х 2.5м и объемом около 80м3, грузовым люком размерами — 2.65 х 2.

7м с открывающимися в стороны створками и грузовым трапом, рассчитанная на перевозку грузов массой до 12т, или до 65 пассажиров на откидных сиденьях (в экстремальных ситуациях в кабине перевозилось до 150 пассажиров), или 41 раненый на носилках с двумя санитарами на откидных сиденьях; на правом борту кабины расположены дверь и девять окон, на левом — две двери и семь окон.

В полу грузовой кабины имеется грузовой люк, закрывающийся створками.

Хвостовая балка полумонококовой конструкции, отделяемая, крепится к фюзеляжу болтами, заканчивается концевой балкой. На хвостовой балке установлен управляемый стабилизатор, а на концевой балке — фиксированный руль направления.

Крыло разрезное, имеет центропланную балку и консоли с лонжероном кессонного типа, носовой и хвостовой частями и законцовкой. Крыло рассчитано на максимальную нагрузку, равную 25% полетной массы, имеет профиль ЦАГИ П35 с относительной толщиной у корня 15% и на конце 12%. Левая консоль имеет угол заклинения14╟15′, а правая — 15╟45′.

Шасси трехопорное, неубирающееся, с жидкостно-газовыми амортизаторами; передняя опора с двумя самоориентирующимися колесами размерами 720 х 310мм; главные опоры форменного типа имеют по одному тормозному колесу размерами 1320 х 480мм и давлением 7 кг/см2; на хвостовой балке имеется хвостовая опора; шасси позволяет производить взлет и посадку вертикально и по самолетному типу.

Несущий винт пятилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами наклонен вперед на 5╟. Лопасти цельнометаллической конструкции, прямоугольной формы в плане, с профилями NACA 230М и ЦАГИ с относительной толщиной 17.5% у конца и 11% на конце и углом закрутки- 6╟. Хорда лопасти 1м.

Лопасти имеют стальной лонжерон из цельной холоднокатаной трубы из стали 40ХНМА длиной 15.61м с различной толщиной стенки и формой поперечного сечения. К лонжерону присоединяется 20 секций, состоящих из носовой части с противовесом и противообледенительным пакетом и хвостовой части с сотовым заполнителем, и концевой обтекатель.

Лопасти имеют электрическую противообледенительную систему, окружная скорость концов лопастей 220м/с.

Рулевой винт четырехлопастный, толкающий/ диаметром 6.3м с лопастями трапециевидной формы в плане, с профилем NACA 230 и переменной относительной толщиной. Лопасти деревянные, с лонжероном из дельтадревесины и стальным наконечником, имеют оковку носка и противообледенительную систему.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД-25В Пермского НПО «Авиадвигатель» со свободной турбиной, установленных рядом сверху фюзеляжа в обтекателе, двигатель имеет девятиступенчатый компрессор и двухступенчатую турбину. Длина двигателя 2.74м, ширина 1.09м, высота 1.16м, сухая масса со всеми агрегатами 1344 кг, взлетная мощность двигателя 4045 кВт.

Читайте также:  Новая боевая машина пехоты бмд-4м — описание и видео испытаний

Топливная система выполнена по двухпроводной схеме, топливо содержится в 11 мягких баках общей емкостью 3250л, для увеличения дальности полета предусмотрена установка двух подвесных баков по 2250л и дополнительных баков емкостью 4500л в грузовой кабине.

Тансмиссия состоит из главного, промежуточного и хвостового редукторов, тормоза несущего винта и привода вентилятора. Главный редуктор Р-7 четырехступенчатый и обеспечивает также привод вентилятора для охлаждения маслорадиаторов, редуктора и двигателей.

Система управления дублированная, с жесткой и тросовой проводкой и гидроусилителями. На вертолете установлен автопилот, обеспечивающий стабилизацию по курсу, крену, тангажу и высоте полета.

Оборудование: две гидравлические системы давлением 12.8-15.

3МПа обеспечивают привод гидроусилителей и агрегатов управления, вспомогательная система обеспечивает привод стеклоочистителей грузовых створок и трапов и т. д. Воздушная система давлением 4.

95МПа служит для торможения колес, управления заслонками перепуска воздуха и системы отопления. На вертолете установлены УКВ- и КВ-радиостанции, СПУ, радиовысотомер и радиокомпас.

Вооружение. На некоторых военных вертолетах в носовой части устанавливается пулемет А 12.7 калибром 12.7мм на ограниченно подвижной установке НУВ-1В с коллиматорным прицелом К-10Т.

Источник: http://army-world.ru/?page_id=1264

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-6

Обозначение НАТО: HOOK

Вертолет Миль Ми-6(в отчетах НАТО Нook (крюк, багор), совершил первый полет в сентябре 1957г. и был в то время самым большим вертолетом в мире.

Его максимальная полезная нагрузка превышала общий вес вертолета Sikorsky S-64A, который появился десятью годами позже. В 1960 г. Ми-6 стал первым в СССР вертолетом с газотурбинными двигателями, запущенным в серийное производство.

Вертолет имел традиционную конфигурацию, был оснащен двумя легкосъемными крыльями небольшого размаха, которые на 20% разгружали несущий винт в крейсерском полете.

Во время подъема тяжелых грузов эти крылья удалялись, чтобы обеспечить увеличение полезной нагрузки. Ми-6 установил в 1962 г. не менее 14 рекордов скорости и высоты с полезной нагрузкой, утвержденных Международной федерацией авиации (FAI); четыре из них оставались непревзойденными до 1983 г.

Главным серийным вариантом являлся Ми-6А, программа выпуска которого к моменту окончания производства в 1981 г. составила 800 экземпляров. Вертолеты Ми-6 экспортировались в Алжир, Египет, Эфиопию, Ирак, Сирию, Вьетнам и Перу.

Ми-6 также широко эксплуатировался Аэрофлотом в гражданском строительстве и как универсальный тяжелый транспорт.

Навигационное оборудование и трехканальный автопилот позволяют производить полеты днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Установлены также УКВ и КВ радиостанции, СПУ, радиовысотомер, радиокомпас, приемник маркерного маяка.

Система управления грузовыми створками и трапами грузовой кабины гидравлическая

Существовали следующие варианты вертолета:

– базовый военно-транспортный вариант Ми-6А, способный перевозить 70 экипированных солдат или 65-90 гражданских пассажиров; при использовании в качестве санитарного в нем размещались носилки (41) и два медицинских работника; в противопожарном варианте оснащался оборудованием для сброса воды; как грузовой мог перевозить внутри до 12000 кг (26455 фунтов) полезной нагрузки;

– военный вариант штабного вертолета Ми-6Б;

– усовершенствованный военный вариант, обозначенный Ми-22 и узнаваемый по дополнительным антеннам.

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-6:

Год принятия на вооружение – 1960

Диаметр главного винта – 35,00 м

Диаметр хвостового винта – 6,30 м

Длина – 33,18 м

Высота – 9,86 м

Масса, кг

– пустого – 27240

– нормальная взлетная – 40500

– максимальная взлетная – 42500

Внутренние топливо – 6315 + опционально 3490 кг

Тип двигателя – 2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В (ТВ-2БМ)

Мощность – 2 х 5575 л.с.

Максимальная скорость – 300 км/ч

Крейсерская скорость – 250 км/ч

Практическая дальность – 1450 км

Дальность действия – 620-1000 км

Скороподъемность – 310 м/мин

Практический потолок – 4500 м

Статический потолок – 2500 м

Экипаж – 5 чел

Полезная нагрузка: 90 пассажиров или 70 солдат или 41 носилок и 2 сопровождающих или 12000 кг груза в кабине или 9000 кг на подвеске.

Вооружение (опционально): 1 12.7-мм пулемет.


Источник: http://www.zelezki.ru/helicatalog/russia/3104-mnogocelevoi_transportnyi_vertolet_mi-6.html

Ми-6 (вертолет): модели, фото, технические характеристики и грузоподъемность

Закон 7 мая 2015

Вертолет Ми-6, фото которого находятся ниже, представляет собой многоцелевую тяжёлую модель советского производства. Первый её экземпляр был построен конструкторским бюро имени Миля в пятидесятых годах прошлого века. Его кодовое название по международной классификации НАТО звучит как «Крюк».

Общее описание

Ми-6 – вертолет, основным предназначением которого является транспортировка тяжёлых грузов, а также перевозка на откидных местах (установленных по обеим сторонам борта и в центре грузовой кабины) пассажиров в количестве от 65 до 90 человек.

Кроме этого, существует ещё санитарный вариант машины, который предусматривает возможность размещения внутри 41 пациента и двух медицинских работников на специально оборудованных креслах.

С целью обеспечения перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске здесь используется лебёдка, управление которой осуществляет оператор. Модель стала первым в истории серийным вертолетом, оборудованным двумя турбовальными силовыми установками со свободной турбиной.

Нельзя не отметить и тот факт, что на момент своего создания геликоптёр стал самым грузоподъёмным на планете среди такого рода машин. При создании моделей тяжёлых вертолётов в следующие годы зачастую за основу бралась именно конструкция Ми-6.

История разработки и строительства

В начале пятидесятых годов прошлого века на вооружении Советского Союза появились ракетные комплексы, известные как «Луна». С целью обеспечения их транспортировки государство нуждалось в тяжёлых вертолётах, что характеризовались большой грузоподъёмностью. Разработать и построить такую машину правительство поручило конструкторскому бюро имени Миля.

Проектирование модели стартовало в конце 1952 года. Макет нового геликоптёра был готов уже через год. После некоторых доработок 5 июня 1957 года впервые поднялся в воздух тестовый образец Ми-6. Вертолёт серийно производился на заводах в городах в Ростове и Москве.

В общей сложности этими предприятиями было построено 860 таких машин, выполненных в военной и гражданской модификации.

Большинство из созданных геликоптёров поступило на вооружение Советского Союза. Вместе с этим в период с 1964 по 1978 год модель активно экспортировалась за рубеж. Основными её заказчиками стали Индия, Египет, Китай, Вьетнам, Ирак, Перу, Сирия и Эфиопия. В 1980 году серийное производство вертолёта было свёрнуто, а в 2002 году прекратилась и эксплуатация машины в нашей стране.

Видео по теме

Конструкция

Модель построена по одновинтовой схеме с рулевым винтом и крылом. Грузопассажирская кабина находится под двигательным и топливным отсеками.

Усиленный пол оборудован швартовочными узлами, благодаря чему геликоптёр способен транспортировать тяжёлые грузы, включая военную технику. Что касается крупногабаритных объектов, то они перевозятся при помощи внешней подвески, способной выдержать нагрузку до 8 тонн.

Кабина пилота располагается в носовой части. Лопасти ходового винта созданы из металлической цельной трубы. Для того чтобы не допустить обледенения, все узлы машины, которые могут от этого пострадать, оборудованы специальной системой.

В модели используется шасси, что держится на трёх опорах и не убирается. Что касается колёс, то они являются сдвоенными спереди, а их ориентация осуществляется самостоятельно.

Основные характеристики

Сразу же после создания модели в иностранной прессе появилось множество статей, гласивших о том, что любой из западных гигантов с полной нагрузкой может без проблем самостоятельно поднять вертолет Ми-6.

Технические характеристики машины, разработанной более полувека назад, даже сегодня вызывают много положительных отзывов экспертов. Она оборудована двумя двигателями Д-25В, конструкция которых разработана П. Соловьёвым. Каждый из них развивает мощность в 5500 лошадиных сил.

Нормальная взлётная масса модели составляет 40,5 тонны, в то время как максимальное значение этого показателя – 42,5 тонны. Крейсерская скорость геликоптёра равняется 250 км/ч. С 8 тоннами груза на борту он способен преодолеть дистанцию в 620 километров.

При уменьшении нагрузки появляется возможность дозаправки внутренних баков, в связи с чем дальность полёта увеличивается. Наибольшее её значение достигает отметки в 1450 километров.

Достижения

На стадии испытаний, которые вертолет Ми-6 проходил в период с 1959 по 1963 год, им было установлено шестнадцать мировых рекордов, сделавшие его не только наиболее грузоподъёмным, но и самым быстрым геликоптёром на планете.

Самыми значимыми достижениями считается подъём на высоту 5600 метров груза весом 5 тонн, подъём на высоту более 2000 метров груза весом 20 тонн, развитие скорости полёта до отметки в 340 км/ч на участке длинной 100 километров и другие. Следует отметить, что последний из упомянутых рекордов остаётся действующим и сегодня.

Читайте также:  Президенты уганды: их влияние на становление государства в восточной африке

Такие достижения конструкторского бюро имени Миля не остались незамеченными – за них оно было удостоено международного приза имени И.И. Сикорского.

Самые известные катастрофы

В истории эксплуатации вертолёта значатся две серьезные катастрофы Ми-6. Первая из них произошла в Новоаганске 3 января 1984 года. Тогда машиной выполнялась транспортировка пассажиров и груза в рамках экспедиции по разведке нефтяного месторождения.

Ей не удалось набрать необходимую высоту, вследствие чего геликоптёр ударился об землю и, перевернувшись на левую сторону, сгорел. Трагедия привела к гибели 38 пассажиров.

Как показали результаты расследования этого случая, причиной случившегося стал излишний вес вертолёта.

11 декабря 1990 года неподалёку белорусского городка Корбин потерпел крушение ещё один Ми-6. Вертолёт производил посадку в очень сложных метеорологических условиях. Экипажу не удалось справиться с управлением, что привело к достижению критического угла тангажа. Как результат, машина рухнула на землю и загорелась. Все четыре члена экипажа тогда погибли от полученных травм.

Интересные факты

На стадии проектирования конструкции модели предусматривалось, что её общая взлётная масса должна составлять 40 тонн. Максимальное значение этого показателя у зарубежных аналогов на тот момент составляло 15 тонн.

Машина стала первым в СССР геликоптёром, оборудованным газотурбинной силовой установкой.

Ми-6 – вертолёт, в котором впервые в истории советского авиационного строительства была воплощена в реальность возможность транспортировки груза вне фюзеляжа.

Вертолёты этой модели принимали активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Несколько экземпляров геликоптёра сейчас находятся на площадках с радиоактивной техникой, поскольку их использование после участия в упомянутой выше операции было бы опасным.

Ми-62

Отдельных слов заслуживает еще одна интересная разработка конструкторского бюро имени Миля. После того как на вооружении российской армии появился боевой вертолёт Ми-28, оно получило правительственный заказ на разработку очередной модели.

Главное требование, которое выдвигалось перед новинкой – это полное соответствие реалиям 21 века. Работа над проектом стартовала в 2000 году и длилась около десяти лет. Её результатом стало то, что на свет появился принципиально новый вертолет – Ми-62.

Принцип его работы отличается от аналогичных машин, выпущенных в начале текущего столетия. Если конкретнее, то верхний ротор служит исключительно для взлёта и посадки, а для того, чтобы машина достигла крейсерской скорости, применяются реактивные маршевые двигатели АИ-222-25.

Каждый из них развивает мощность, составляющую 5500 лошадиных сил. Даже невзирая на постоянную нехватку финансовых средств, в нынешнем году машина была принята на вооружение отечественной армии.

Источник: fb.ruАвтомобили
Седан Latitude Renault: фото, технические характеристики и отзывы владельцев

Latitude Renault – это автомобиль бизнес-класса, который был анонсирован еще пять лет тому назад, в 2010-м. Впервые его представили широкой публике в августе того же года в Москве. Данная машина производится в Р…

Автомобили
Автомобиль “Тойота-Краун”: фото, технические характеристики и отзывы

“Тойота-Краун” – это довольно известная модель, которая выпускается в свет популярным японским концерном. Интересно, что впервые появилась она в 50-х годах прошлого столетия. Однако и в наше время, в…

Автомобили
“Пежо 605”: фото, технические характеристики и отзывы

Официальный дебют автомобиля «Пежо 605», фото которого представлены ниже, состоялся во время международной выставки во Франкфурте в 1989 году. Модель серийно выпускалась на протяжении следующих десяти лет….

Технологии
Смартфон начального уровня ZTE Blade HN. Обзор модели, анализ технических характеристик и отзывы об этом девайсе.

Смартфон начального уровня с отменными техническими параметрами и приемлемым быстродействием — это все об ZTE Blade HN. Обзор

Автомобили
“Волга Сибирь”: фото, технические характеристики и комплектации, отзывы владельцев

Серийное производство автомобиля “Волга Сибирь” стартовало в 2008 году и свернулось к 2010 ввиду низкого спроса на обновленную версию “Волги”. Встретить данную модель на дорогах крайне сложно, к тому же далеко не все …

Автомобили
Кавасаки W650: фото, технические характеристики и отзывы о мотоцикле

История ретромотоцикла “Кавасаки W650” началась в 1999 году и закончилась только в 2008-м окончательным снятием модели с производства. В 60-х прошлого века выпускалась аналогичная модель мотоцикла со схожим названием …

Бизнес
Ми-2 (вертолет): технические характеристики и фото

Конструкция вертолета Ми-2 представляет собой турбинное развитие Ми-1, в котором путем установки над фюзеляжем двух небольших газотурбинных двигателей была освобождена для полезной нагрузки вся площадь салона. О созда…

Бизнес
Вертолет Ми-38: технические характеристики и фото

В 2015 году Казанским вертолетным заводом запланирован старт серийного выпуска вертолета Ми-38. Фото новой машины и ее макетов в натуральную величину представлены еще в 1989 году во время международной аэрокосмической…

Образование
Вертолет МИ-17: технические характеристики и фото

Когда в далеком XV веке гениальный изобретатель и художник Леонардо да Винчи создал свой проект летательного аппарата, он и не подозревал, насколько опередил свое время. Только в ХХ ст. появились первые действующие ма…

Автомобили
Модели “Газель”: технические характеристики, сравнение и фото

Автомобили Горьковского автозавода имеют давнюю положительную репутацию среди населения. Среди впечатляющего ряда моделей нам интересны легкие грузовики, имеющие звучное название – «Газель». Этот авт…

Источник: http://monateka.com/article/76907/

Ми-6 – Тяжелый транспортный вертолет

Ми-6 – Тяжелый транспортный вертолет

Номер – 09 красный (з/н 10680704B) (заводской номер расшифровывается так: 10 – 1960 г. 68 – завод № 168 (Ростов-на-Дону) 07 – серия 04 – номер в серии)

Первый полет вертолета Ми-6 – 5 июня 1957. На то время это был самый большой вертолет в мире. В 1959-1963 годах Ми-6 прошел госиспытания, после которых вертолет был принят на вооружение. Хотя поставки в СВ, ВМФ, ВВС начались намного раньше.

Фюзеляж – цельнометаллический клёпанный. В передней части находилась кабина экипажа, за ней – грузовая кабина объёмом 80 м3 (как у самолётов Ан-8 и Ан-12). В задней части фюзеляжа находится грузовой люк 2,65х2,7 м с двумя распахивающимися в стороны створками и грузовым трапом. В полу кабины тоже имеется грузовой люк, закрывающийся створками.

Использовался в Аэрофлотe и в войсках . Первый вертолёт 2-го поколения в СССР. На Ми-6 установлены 16 мировых рекордов, в том числе абсолютный мировой рекорд скорости – 340,15 км/ч по замкнутому маршруту 100 км, установленный 26 августа 1964 г, остающийся непревзойдённым до настоящего времени.

Ми-6 активно пpименялся в Афганистане: “Носил официальное прозвище “контейнер”, неофициальное “кичкалдак”, “кич”. Крыло позволяло Ми-6 набирать значительную высоту. К примеру наличие инверсионного следа за Ми-6А, в Афгане никого из бывалых не удивляло.

В то же время крыло, мешает на посадках (взлётах) по вертолётному. Поэтому, взлёты и посадки в большинстве случаев выполнялись по самолётному. Ми-6А доставлял грузы туда, где короткие полосы (300-500м) не позволяли садится самолётам. Ходили “караванами”, по 10-12 машин.

Обязательно сопровождала пара Ми-8МТ. На всякий случай.” – Капитан Шурави (ОКСВА) ©.

924 машины – oбщее количество вертолетов выпущенных заводами в Ростове и Mocкве в период 1959-1980 гг… Производился в 1959-1980 гг.. На стапелях завода в Ростове Ми-6 сменил Ми-26.

В ВВС России эксплуатировался до 2001 года, в гражданских авиакомпаниях – до августа 2002 года(запрет на полеты всех Ми-6 после катастрофы 10.07.2002 на Таймыре)

B музеe имeeтcя очень paнняя модификация Ми-6 – 1960 годa выпускa. Музейный экспонат перелетел из Каунасского 367-ого Отдельного Вертолетного Полка в самом нaчaлe 90-x гoдoв. Виктор Талпа лично встречал экипаж и принимал Ми-6. Этот Ми-6 планировали списать “по старости”, но Талпа добился через Министерство обороны СССР чтобы вертолет передали музею.

Летно-технические характеристики Ми-6А:

Модификация Ми-6
Диаметр главного винта, м 35.00
Диаметр хвостового винта, м 6.30
Длина, м 33.18
Высота, м 9.86
Масса, кг
пустого 26500
нормальная взлетная 39700
максимальная взлетная 41700
Тип двигателя 2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В
Мощность, кВт 2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 4500
Статический потолок, м 2500
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка до 61 солдата или 6000 кг в кабине (до 12000 кг максимально) или 8000 кг на внешней подвеске один 12.7-мм пулемет

Источник: http://aviamuseum.org/RU/MI6.html

Ссылка на основную публикацию