Торпедный катер «комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы великой отечественной войны

Торпедный катер — изначально их называли минными катерами

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – торпеды.

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как миноносцы. Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Первые торпедные катера

Одними из первых торпедных катеров были созданны англичанами. Их называли катерами «40-фунтовый» и «55-фунтовый» Они очень удачно и активно участвовали в боевых действиях в 1917 году.

Первые модели обладали рядом характеристик:

  • Маленькое вымещение воды – от 17 до 300 тонн;
  • Маленькое количество торпед на борту – от 2 до 4;
  • Высокая скорость от 30 до 50 узлов;
  • Легкое вспомогательное оружие – автомат от 12 до 40 – мм;
  • Незащищенная конструкция.

Торпедные катера модели Г-5

Торпедные катера Второй мировой войны

На начало войны катера такого класса не имели большой популярности среди стран-участниц. Но в военные годы их количество увеличилось в 7-10 раз. Советский союз же развивал строительство легких судов, и к началу боевых действий на вооружении у флота стояло примерно 270 лодок торпедного типа.

Малые корабли использовались совместно с авиацией и другой техникой. Помимо главной задачи – нападения на корабли, лодки имели функции разведчиков и дозорных, охраняли конвои у берегов, устанавливали мины, атаковали субмарины в прибрежных зонах. Также использовались в роли транспортного средства для перевозки боеприпасов, выброса десанта и играли роль тральщиков донных мин.

Мицубиси Т-14 Япония 1945 год

Вот основные представители торпедных лодок в войне:

  1. Катера Англии МТВ, скорость которых составляла 37 узлов. Оснащались такие катера двумя однотрубными устройствами для торпед, двумя пулеметами и четырьмя глубинными минами.
  2. Немецкие боты, водоизмещение которых составляло 115 тысяч килограммов, длина почти 35 метров и скорость хода — 40 узлов. Вооружение лодки Германии состояло из двух устройств для торпедных снарядов и двух автоматических зенитных пушек.
  3. Итальянские катера MAS конструкторской организации «Бальетто» развивали скорость хода до 43-45 узлов. Они были снабжены двумя торпедными установками 450-мм калибра, одной пулеметной установкой на 13 калибров и шестью бомбами.
  4. Двадцатиметровый торпедный катер типа Г-5, созданный в СССР обладал рядом характеристик: Вытеснение воды составляло около 17 тысяч килограммов; Развивал ход до 50 узлов; Он был оснащен двумя торпедами и двумя мелкокалиберными пулеметами.
  5. Катера торпедного класса модели РТ 103, состоящие на службе у ВМС США, вытеснял около 50 тонн воды, длина составляли 24 метра и развивали скорость хода в 45 узлов. Их вооружение состояло из четырех торпедных установки, одного 12,7-мм пулемета и 40-мм зенитных автоматических установки.
  6. Японские пятнадцатиметровые торпедные катера модели «Мицубиши» имели маленькое водное вытеснение до пятнадцати тонн. Лодка типа Т-14 была оснащена бензиновым двигателем, который развивал скорость 33 узла. В вооружении были одна пушка 25 калибра или пулемет, два торпедных снаряда и бомбометы.

СССР 1935 год — катер г 6Минный катер MAS 1936 год

Корабли торпедного класса обладали несколькими преимуществами перед другими боевыми суднами:

  • Небольшие габариты;
  • Высокие скоростные способности;
  • Высокая маневренность;
  • Маленький экипаж;
  • Небольшая потребность в снабжении;
  • Катера могли быстро атаковать врага и также молниеносно скрыться.

Шнелльботы и их характеристики

Шнелльботы – немецкие торпедные судна времен Второй мировой войны. Его корпус был скомбинирован из дерева и стали. Это было продиктовано желанием увеличить быстроходность, водоизмещение и уменьшить финансовые и временные ресурсы на ремонт. Рубка была сделана из легкого сплава, имела коническую форму и была защищена броневой сталью.

Катер имел семь отсеков:

  1. – располагалась каюта на 6 человек;
  2. – радиопост, каюта командира и два топливных бака;
  3. – находятся дизели;
  4. – топливные цистерны;
  5. – динамо-машины;
  6. – пост рулевого управления, кубрик, склад боеприпасов;
  7. – топливные цистерны и рулевое устройство.

Силовая установка к 1944 году была усовершенствована до дизеля модели МВ-518. В результате чего скорость увеличилась до 43 узлов.

Главным оружием были торпеды. Как правило, устанавливались парогазовые G7a. Вторым эффективным оружием катеров были мины. Это были донные снаряды типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1МВ или якорные ЕМС, UMB, EMF, LMF.

Лодка снабжалась дополнительным артиллерийским вооружением, включающим в себя:

  • Одну кормовую пушку MGC/30;
  • Две переносные пулеметные установки MG 34;
  • В конце 1942 года некоторые катера снабжались пулеметами «Бофорс».

Катера Германии были оснащены сложным техническим оборудованием для обнаружения противника. Радар FuMO-71 представлял собой антенну малой мощности. Система позволяла обнаруживать цели только на близких расстояниях: от 2 до 6 км. Радар FuMO-72 с вращающейся антенной, которая помещалась на рубке.

Станция «Метокс», которая могла фиксировать вражеское радарное облучение. С 1944 года катера были оснащены системой «Наксос».

Мини шнелльботы

Мини катера типа LS были предназначены для размещения на крейсерах и больших кораблях. Лодка имела следующие характеристики. Водоизмещение всего 13 тонн, а длина – 12,5 метра.

Команда экипажа состояла из семи человек. В катере была установлены два дизельных двигателя Даимлер Бенц MB 507, которые разгоняли катер до 25-30 узлов.

Лодки вооружили двумя торпедными установками и одной пушкой 2-х см калибра.

Катера типа KM были на 3 метра больше, чем LS. Лодка вымещала 18 тонн воды. На борту было установлено два бензиновых двигателя BMW. Плавательный аппарат имел скорость 30 узлов. Из вооружения на лодке стояло два устройства для стрельбы и хранения торпедных снарядов или четыре мины и один пулемет.

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».

Торпедные лодки Советского союза

Советские катера торпедного класса – это военные корабли, используемые в годы ВОВ. Эти легкие, маневренные были незаменимыми машинами в боевых условиях, с их помощью высаживали десантные войска, транспортировали оружие, производили траление и постановку мин.

Торпедные катера модели Г-5, серийное производство которого осуществлялось с 1933 по 1944 годы. Всего было выпущено 321 судно. Водоизмещение составляло от 15 до 20 тонн. Длина такой лодки была 19 метров. На борту устанавливали два двигателя ГАМ-34Б по 850 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 58 узлов. Экипаж – 6 человек.

торпедный катер «Комсомолец»

Из оружия на борту были установлен 7-62-мм пулемет ДА и два 533-мм кормовых желобковых торпедных аппарата.

Вооружение состояло:

  • Два парных пулемета
  • Два трубных торпедных устройства
  • Шесть бомб М-1

Катера модели Д3 1 и 2 серий были глиссирующими суднами. Габариты и масса вымещенной воды практически не отличались. Длина -21,6 м у каждой серии, водоизмещение – 31 и 32 тонны соответственно.

Лодка 1 серии имела три бензиновых двигателя Гам-34ВС и развивала скорость в 32 узла. В экипаж входило 9 человек.

Катер серии 2 имел более мощную силовую установку. В ее состав входило три бензиновых мотора «Паккард» мощностью 3600 лошадиных сил. Экипаж состоял из 11 человек.

Вооружение практически не отличалось:

  • Два двенадцатимиллиметровых пулемета ДШК;
  • Два устройства для запуска торпед 533-мм калибра модели БС-7;
  • Восемь глубинных бомб БМ-1.

На Д3 2 серии дополнительно была установлена пушка «»Эрликон».

Лодка «Комсомолец» — усовершенствованный торпедный катер во всех отношениях. Его корпус изготавливался из дюралюминия. Катер состоял из пяти отсеков. Длина составляла 18,7 метра. На катере устанавливали два бензиновых двигателя «Паккард». Судно развивало скорость хода до 48 узлов.

Источник: https://vmflot.ru/katera/torpednyj-kater/

Первый советский торпедный катер

В начале 20-х годов флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. 

С апреля 1925 года над его созданием работали С.С. Четвериков, А.А. Архангельский, Н.В. Грибов, В.М. Петляков, Н.С. Некрасов. Возглавил бригаду А.Н. Туполев. Катер под индексом «АНТ-3» был заложен в августе 1925 года, строился в Москве, а испытывался под Севастополем.

Это был реданный катер из гофрированного алюминия водоизмещением 11 тонн, вооруженный одной 450-мм торпедой образца 1912 года в лотковом аппарате и 2 пулеметами. Экипаж — 3 человека.

14 марта 1927 года катер, символически названный «Первенцем», был доставлен по железной дороге в Севастополь, и 17 марта спущен на воду Черного моря.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ. Главное требование — катер должен превысить скорость трофейных.

С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода — строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец».

Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

Оснащенный двумя бензиновыми моторами «Райт-Тайфун» мощностью по 600 лошадиных сил, катер на испытаниях развил на спокойной воде скорость в 54 узла — скорость по тем временам поразительную даже для глиссера. Но испытания выявили, что при отличных ходовых качествах «Первенец» не обладал достаточной мореходностью. Несмотря на это, катер 12 августа 1927 года вошел в состав Морских сил Черного моря. 

В серийном производстве катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей.

В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого — назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин.

, охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений — забортной.

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем — из нержавеющей.

Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) — в течении часа, экономическую (36 уз) — чуть больше семи часов.

Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30
% спирта 

Читайте также:  На китайском заводе роботы будут заниматься производством других роботов

 

Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и 3 сентября 1928 года был спущен на воду серийный катер «АНТ-4».

Головной катер нового типа «ГАНТ-5» или «Г5» (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ.

За 10 лет было построено более 300 торпедных катеров. В 1944 на смену «Г-5» пришли более совершенные катера «Комсомолец» и «Д-3». Во время войны торпедные катера успешно действовали против кораблей и конвоев противника, используя торпеды, мины, глубинные бомбы, а часть катеров была вооружена реактивными установками.

Источник: https://defence.ru/article/8178/

Торпедный катер пр.123 «Комсомолец»

спроектированы группой конструкторов завода №194 имени Андре Марти под руководством главного конструктора П.И. Таптыгина в 1939 году и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах.

Корпус катера дюралевый с реданными обводами в носовой части и прямой транцевой кормой.

В днище по всей длине корпуса проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам, в средней части корпуса, ниже ватерлинии имелись боковые плоские кили, уменьшавшие качку. Расстояние между шпангоутами в носовой части (шпация) равнялось 20 см, а в кормовой части — 25 см.

Палуба выполнялась прямой в кормовой части с незначительными скосами у бортов для лучшего слива воды, и покатой с небольшим подъёмом её уровня в носовой части корпуса. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами.

Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Моторный;
  3. Управления;
  4. Топливный;
  5. Ахтерпик.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34Ф по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа.

Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу — 1200. Время работы двигателя на задний ход — 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70.

После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов.

    Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со «стопа».

  2. Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин.

    при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами.

    Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки — нет данных.

  3. Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения — до 5 метров.

    Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией «Штиль-К».

Радиостанция «Штиль-К» могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй Черноморского флота 25 октября 1940 года.

Водоизмещение:   стандартное 15,27 тонны, полное 17,2 тонны.  
Длина наибольшая:  18 метров  
Ширина наибольшая:  3,4 метра  
Осадка полная:  1,2 метра  
Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,2 винта, 2 руля  
Скорость хода:  полная 52 узла, экономическая 17 узлов  
Дальность плавания:  345 миль при 17 узлах  
Мореходность:  4 балла  
Автономность:  1 сутки  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  1х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
торпедное:  2 бугельных 533-мм ТА  
противолодочное:  1 бомбосбрасыватель, 4глубинные бомбы БМ-1  
радиотехническое:  1 радиостанция «Штиль-К»  
навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. — 1 единица.

это улучшенный вариант катеров разработанный группой Ф.Л. Ливенцева при ЦКБ-32 в 1942 году, отличались от предыдущей версии усиленной конструкцией корпуса, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами «Паккард», усиленным артиллерийским и обновлённым торпедным вооружением.

Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя бензиновыми авиационными моторами «Паккард» по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 48 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.

  2. Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один в кормовой части катера. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин.

    на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека.

    Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки — нет данных.

  3. Из 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм.

    Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения — до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

В итоге водоизмещение катеров возросло на 5 тонн, скорость полного хода снизилась на 4 узла.

Но главный «минус» заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки и усиление корпуса.

Катера комплектовались дымаппаратурой ДА-7, которая монтировалась на корме и являлась кислотной — в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Строительство проводилось на заводе №639 в г. Тюмени.

Головной катер вступил в строй в 1944 году.

Водоизмещение:   стандартное 19,2 тонны, полное 20,5 тонны.  
Длина наибольшая:  18,7 метра  
Ширина наибольшая:  3,44 метра  
Осадка полная:  0,75 метра  
Силовая установка:  2 бензиновых мотора «Паккард» по 1200 л.с.,2 винта, 2 руля  
Скорость хода:  полная 48 узлов, экономическая 17 узлов  
Дальность плавания:  250 миль при 17 узлах  
Мореходность:  4 балла  
Автономность:  1 сутки  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
торпедное:  2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45  
противолодочное:  1 бомбосбрасыватель, 6 глубинных бомб БМ-1  
радиотехническое:  1 радиостанция «Штиль-К»  
навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
химическое:  дымаппаратура ДА-7  
Экипаж:  7 человек (1 офицер)  

Всего построено катеров с 1944 г. по 1955 г. — 118 единиц.

это модернизиронный вариант катеров разработанный группой В.М.

Бурлакова при ЦКБ-19 в 1946 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы «Паккард».

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.

Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.

Головной катер вступил в строй Черноморского флота в 1949 году.

Водоизмещение:   стандартное 20,2 тонны, полное 21,5 тонны.  
Длина наибольшая:  18,7 метра  
Ширина наибольшая:  3,44 метра  
Осадка полная:  0,76 метра  
Силовая установка:  2 дизеля М-50 по 900 л.с.,2 винта, 2 руля  
Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 17 узлов  
Дальность плавания:  500 миль при 17 узлах  
Мореходность:  4 балла  
Автономность:  1 сутки  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
торпедное:  2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45  
радиотехническое:  1 радиостанция «Штиль-К»  
навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
химическое:  дымаппаратура ДА-7  
Экипаж:  7 человек (1 офицер)  

Всего построено катеров с 1949 г. по 1951 г. — 50 единиц.

это корректиронный вариант катеров разработанный группой В.М.

Бурлакова при ЦКБ-19 в 1950 году и отличались от предыдущей версии тем, что управление катером вынесли из ходовой рубки на открытый мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками — МДШ, а броневую защиту рубки убрали.

Кроме этого на катера установили две РЛС: госопознавания «Факел» и обнаружения целей «Зарница» за счет снятия пулеметной установки.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры.

В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета).

Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45-52 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
  2. Из 1 спаренного 14,5-мм пулемёта 2М-5 с длинной ствола 138 калибра, который распологался в кормовой части катера.

    Установка имела 2 горизонтально установленных пулемета КПВ, которые наводились вручную стрелком, механизмы приводов наведения отсутствовали. Расчёт включал 3 человека. Для предохранения расчета от пуль и мелких осколков установка снабжалась горизонтальной броней толщиной 8 мм для передней стенки и 4 мм для — задней.

    Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, прицельная дальность стрельбы до 2,5 км, потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов на ствол. Стрельба велась только очередями. Прицел позволял вести огонь по воздушным целям, движущимся со скоростью до 250 м/с.

    Вес установки — 550 кг.

Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.

Головной катер вступил в строй флота в 1951 году.

Водоизмещение:   стандартное 21,1 тонны, полное 22,5 тонны.  
Длина наибольшая:  19,3 метра  
Ширина наибольшая:  3,6 метра  
Осадка полная:  0,8 метра  
Силовая установка:  2 дизеля М-50 по 900 л.с.,2 винта, 2 руля  
Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 17 узлов  
Дальность плавания:  400 миль при 17 узлах  
Мореходность:  4 балла  
Автономность:  1 сутки  
Вооружение:  .  
артиллерийское:  1х2 14,5-мм пулемёт 2М-5  
торпедное:  2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45-52  
радиотехническое:  1 радиостанция  
навигационное:  1 магнитный компас КИ-11  
химическое:  3 дымовые шашки МДШ  
Экипаж:  7 человек (1 офицер)  

Всего построено катеров с 1951 г. по 1955 г. — 205 единиц.

Источник: http://and-kin2008.narod.ru/pr123.html

Торпедный катер проекта 123-К (Санкт-Петербург)

?myauu (myauu) wrote,
2015-03-02 09:24:00myauu
myauu
2015-03-02 09:24:00Памятник установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).

Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости. Остановка «Средний проспект (улица Наличная)».Рядом расположена бесплатная парковка.Доступ свободный (даже слишком свободный), можно трогать, лазить.

Охраны нет (кроме охраны Ленэкспо).Дата съёмки — 03 мая 2014 года. В этот день на территории Ленэкспо был «Праздник корюшки». Площадь была заполнена выставками, торговыми рядами, уличными кафе. Поэтому в кадре много людей.

В 400 метрах к северу от катера, расположен другой военно-морской мемориал — «Подводная лодка Д-2 «Народоволец».01.

02. Катер мы обнаружили совершенно случайно, когда зашли на упомянутый праздник, после осмотра «Народовольца».

03. Никаких признаков типа/проекта/номера/названия на самом катере и его постаменте нет.

Для определения корабля я перечитал несколько справочников, любезно выложенных на сайте Энциклопедия кораблей Андрея Пупко.

Кстати, по моему мнению, самая лучшая русскоязычная энциклопедия на корабельную тематику.

04. Также, путём итеративного поиска мне удалось предположительно определить какой именно катер установлен в качестве этого памятника.

В нескольких источниках, например http://russian-ships.info/katera/123.htm, этот катер обозначается как ТК-23 проекта 123-К.

Про номер других подтверждений не нашёл, но по найденным мной в справочниках чертежам и описанию вооружения (тип пулемётов, наличие РЛС, общая компоновка), это действительно «Торпедный катер пр.123-К».

05. Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 «Комсомолец» (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).123-К — это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.Увеличена скорость, изменено вооружение.

06. Всего было построено 205 катеров этого проекта.Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР

07.

Технические характеристики
Полное водоизмещение, т 22,5
Основные размеры, м
длина ширина осадкавысота борта 19,33,60,81,8
Силовая установка Дизели (М50) 2х1000 л.с.
Скорость, уз 50
Дальность плавания, миль 450 (на 35 узлах)
Экипаж, чел 7
Вооружение два 457-мм трубных торпедных аппарата;два 14,5-мм пулемёта 2М-5 (спаренная установка);РЛС «Зарница;Станция опознавания «Факел-М»

08. Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.Некоторые были установлены в качестве памяти о войне. Точно такой же катер стоит у морского вокзала в Новороссийске.

09. На постаменте, рядом с крупной надписью «1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики», естьмаленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.(сам катер, напомню, был выпущен в 1950-х годах и участия в боях Великой отечественной не принимал)

10. Спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.Младший на месте стрелка.

11. Вдоль стволов.

12. Носовая часть палубы (бак).Под большой прямоугольной крышкой должен быть моторный отсек с двигателем.

13. Мачта с антенной РЛС и задняя часть рубки.По девушке в кадре видно насколько крохотными были эти катера.

14. Основное оружие торпедного катера располагалось в двух торпедных аппаратах.Задняя часть одного из них с внешней стороны.

15. С внутренней.

16. Передняя крышка, защищающая торпеду в походном положении.И я.

Ссылки:

Wikimapia

Источник: https://myauu.livejournal.com/77660.html

Торпедные катера СССР

Дата обновления 8 месяцев ago

Начнем как в учебниках, сначала с самого определения этого вида морского вооружения. Торпедные катера — это быстроходные маломерные боевые суда, главным вооружением которых, являются торпеды. Другое вооружение, если оно присутствует является сугубо дополнительным.

Интересно, что к старту Второй мировой во флотах западных держав основой являлись крупные артиллерийские корабли, такие как линкоры и крейсеры. Этот класс кораблей в их флотах был представлен слабо, за исключением Германии (в связи с Версальскими ограничениями по вооружению).

Но как только загрохотали орудия — интерес к катерам резко вырос.

В нашей стране, в отличие от западных крупных морских держав, активно занимались разработкой торпедных катеров еще до начала войны, связано это было с объективными трудностями, с которыми столкнулась молодая страна в области проектирования и строительства крупного надводного флота.

Еще во время первой советско-финской войны наших моряков впечатлили решительные действия торпедных катеров ВМФ Великобритании. Первой жертвой подданных ее величества 17 июня 1919 года стал крейсер «Олег», который был потоплен торпедным ударом в упор. Хотя тут свою роль сыграла и соответствующая дисциплина среди «братков в клешах».

Далее 18 августа 1919 года британские катера опять атаковали российские корабли, стоявшие на рейде. От первой торпеды подорвался учебный корабль «Память Азова», еще одна торпеда отметила линкор «Андрей Первозванный». Но тут последовала соответствующая реакция — катера были тут же потоплены ответным огнем эсминцев.

В истории этот набег торпедных катеров известен как «Кронштадтская побудка». Позже советские моряки провели работы по поднятию английских катеров.

После успешного поднятия со дна одного катера, командование флотом запросило создать такие катера и у нас, но в то время у Советской России не было никакой реальной возможности освоить производство катеров реданного или глиссирующего типа. Такие катера и были использованы англичанами во время торпедной атаки кораблей Балтийского флота.

Уже в 1922 году ими заинтересовалось и так называемое «Остехбюро» Бекаури. Позже в феврале 1923 г. издается решение о создании быстроходных катеров собственной конструкции. У нас проектированием катеров занялся Туполев, но Бекаури решил подстраховаться и продублировал заказ французской фирме «Пиккер». Но французы заказ так и не выполнили.

Туполев же всерьез занялся разработкой такого проекта. В основе своего первого катера АНТ-3 он попросту использовал поплавок от гидросамолета. Поэтому палуба по сути отсутствовала из-за выпуклой поверхности корпуса. В конечном итоге отказались от неудобной конструкции англичан торпедных аппаратов, сбрасывающие торпеды назад по ходу движения.

Из-за этого, при залпе торпедами катеру необходимо было резко уходить в сторону, а скорость должна была быть не ниже 17 узлов. Иначе само судно попадало под удар собственных торпед. В марте 1927 года катер АНТ-3, позже названный «Первенцем», выехал по ж/д из Москвы в Севастополь, где он был спущен на воду.

Летом этого же года АНТ-3 успешно прошел все ходовые испытания.

Статьи по теме  Басилашвили и Путин

На основе АНТ-3 впоследствии был создан новый катер АНТ-4, он мог развивать скорость 47,3 узла (87,6 км/ч), чем порадовал руководство ВМФ. По этому типу было начато валовое производство торпедных катеров Ш-4. Производились они в Ленинграде на заводе им.

Марти, ранее Адмиралтейский судостроительный завод. Силовая установка — 2 бензиновых двигателя «Райт-Тайфун» производства США.

Вооружение — 2 торпедных аппарата желобкового типа для 45-см торпед образца 1912 года, 1 пулемет винтовочного калибра и постановщик дымовой завесы.

Всего было выпущено 84 единицы Ш-4.

Торпедный катер Г-5

Но более массовым являлся торпедный катер типа Г-5, который также являлся катером ближнего действия. 13 июня 1929 года Туполев начал разработку глиссирующего катера АНТ-5, оснащенного двумя 53-см торпедами, корпус которого был дюралевый.

В результате испытания АНТ-5 с торпедами развил скорость 58 узлов (т.е. 107,3 км/ч), а без торпед – 65,3 узла (т.е. 120,3 км/ч). Он стал тогда самым быстроходным катером того периода. Они производились с 1933 по 1944 гг. При водоизмещении около 18 тонн катер имел две 53-см торпеды в аппаратах желобного типа.

Первые советские катера создавались специалистами из авиационной промышленности, и это отразилось на их конструкцию. Они оснащались авиационными двигателями, имели профили из дюраля, не простую форму корпуса, в том числе и надводной части.

Главным минусом была низкая мореходность, так как они были катерами реданного типа. Всего было выпущено 329 катеров типа Г-5, из них 76 — уже в военные годы.

На замену ему последовала серия катеров «Комсомолец», где конструкторы улучшили мореходность и дальность плавания. Понимая, что линейку торпедных катеров, надо обновить катерами большего радиуса действия. Эти катера имели два трубных 45-см торпедных аппарата, четыре крупнокалиберных пулемета или столько же мелкокалиберных зенитных пушек.

Сами катера были более технологичны для производства на судостроительных заводах. В начале на них ставили американские моторы «Паккард», а после окончания войны стали устанавливать более мощные советские дизельные двигатели М-50.

Советское командование понимало, что к катерам ближнего действия нужно добавить суда с большей мореходностью и дальностью плавания («Комсомолец» все же по своим ТТХ не дотягивал до катеров этого типа).

Торпедный катер Д-3

Логично, что вскоре на морские просторы вышел торпедный катер Д-3. Первые образцы стали поступать во флот в 1941 г. Они отличались своим корпусом из дерева с безреданными обводами и развитой килеватостью. Оснащались они 53-см торпедными аппаратами бортового сбрасывания открытого типа.

По своему водоизмещению Д-3 существенно превосходили своих предшественников, что обеспечивало улучшенную остойчивость и большую дальность плавания. Но по стандартам западного кораблестроения Д-3 скорее относились к среднему типу. К сожалению, их в советском военно-морском флоте на 1941 год было, откровенно говоря, мало, а на Севере насчитывалось всего два торпедных катера подобного типа.

Только с началом войны на этот флот было переброшено еще некоторое количество катеров.

Статьи по теме  Репрессии в США. Продолжение.

По статистике наши катера выпустили по противнику около 11 % всех растраченных торпед за годы войны. Дело в том, что возле советских баз было мало соответствующих целей для атаки краснозвездных торпедных катеров.

Вместе с тем катера этих типов командованием использовались часто не по прямому назначению, а в целях разведка шхер, высадка разведки или десантников. Если бы в составе ВМФ СССР имелось необходимое количество катеров дальнего действия, то торпедные атаки на морских коммуникациях проводились бы чаще.

Начиная с 1943 года, стали применять катера типа Г-5 с установками залпового огня М-8-М, которые активно использовались для огневой поддержки десантов или во время набегов флота на побережье занятое врагом.

Но не смотря, на недостатки торпедного флота были у советских катерников и удачные удары по конвоям противника. Первое боевое крещение катера прошли 13 июля 1941 года . Тогда они атаковали конвой противника, который насчитывал в своем составе 48 судов.

Транспортные корабли и самоходные баржи, с войсками и боевой техникой, шли под защитой миноносцев, сторожевиков и тральщиков. Отряд из четырех торпедных катеров под командованием старшего лейтенанта Гуманенко В.П. с ходу атаковали вражеские корабли и отправили на дно два транспорта, один миноносец и десантную баржу.

Несмотря на численное и качественное превосходство врага, советские катера показали, что являются серьезным соперником для кригсмарине.

Торпедный катер «Воспер» в порту освобожденной Одессы.

Кроме торпедных катеров собственного производства, в ВМФ Советского Союза эксплуатировали также иностранные катера, поставлявшиеся по ленд-лизу. Западные союзники сами предложили поставлять в СССР корабли и катера в сентябре 1941 г.

Советская сторона естественно от такой инициативы союзников не отказалась. В результате за годы войны в Советский Союз поступило более 200 маломерных судов типа «Воспер», «Хиггинс» и «Элко». Тактико-технические характеристики всех трех типов катеров были почти схожи.

Водоизмещение от составляло от 45 до 50 т; скорость полного хода была в 38—41 уз., экономического — 21—22 уз.; дальность плавания с экономической скоростью равнялась 450—500 морским милям.

Торпедное вооружение составляло 2 аппарата 53-см калибра, дополнительное — 20-мм зенитная автоматическая пушка «Эрликон». В Советский Союз эти торпедные катера поставлялись караванами морским путем.

Несмотря на отдельные недостатки катеров, советские моряки проявили себя с лучшей стороны, нанеся потери противнику как при перехватах морских конвоев, так и при обстреле наземных войск. К примеру, за военные годы 3584 орденами и медалями были награждены только катерники Балтийского флота.

Источник: https://ammoussr.ru/history/torpednyie-katera-sssr/

Как экипаж торпедного катера типа «Комсомолец» с урезанием пайка боролся

Моряки у нас традиционно получают лучшее питание, чем те, кто служит в «сухопутных» войсках. Так было и в годы Великой Отечественной войны,  и после ее окончания.  Николай Кусенко (сайт «Я помню»), воевавший  на торпедном катере, вспоминал: «Нас кормили как смертников: у нас был хлеб белый, давали нам масло, шоколад. Снабжение было на высоте».

Вот только однажды такое замечательное снабжение все же оказалось под угрозой.

Прославленный командир катерников Александр Шабалин (за время Великой Отечественной звания Герой Советского Союза удостоен был дважды) рассказал Николаю Кусенко о прибытии комиссии, намеревавшейся отменить часть из этих благ жизни для моряков. Шабалин приказал ему в течение двух с половиной часов «катать» комиссию на торпедном катере типа «Комсомолец».

«Комсомолец» — серия советских малых торпедных катеров (к сожалению, в воспоминаниях ветерана не указано, какой именно был  катер – проекта 123, 123бис, М-123бис или 123К). Максимальная скорость  хода — 48 узлов.

Как раз очень кстати пришелся начавшийся четырехбальный шторм. Николай Кусенко со своим экипажем добросовестно принялся  исполнять полученный приказ – катали  комиссию «носом к волне».

Судя по указанным званиям – полковники и подполковники, моряков среди ее членов не было. Надо полагать, что это были интенданты.

Можно себе представить, что они испытывали, участвуя в этакой  морской «прогулке».

Страдальцам из комиссии предложили перейти в матросский кубрик, но никто из них просто не смог этого сделать – сил не было. Настоятельную просьбу руководителя комиссии вернуться Кусенко проигнорировал, сославшись на полученный приказ – еще 40 минут оставалось «кататься» из назначенного Шабалиным срока.

После окончания «прогулки» идея с урезанием дополнительного питания моряков как-то стремительно перестала быть актуальной. Кроме того,  отпал вопрос и об отмене дополнительных денежных выплат морякам. А ведь вместе с урезанием пайка и это намеревались сделать. Но после морской «прогулки» комиссия передумала.

Качка на море – для тех, кто на собственном печальном опыте не сталкивался с тем, как она на организм воздействует, звучит как-то не очень серьезно. Между тем результаты такого воздействия могут быть  самыми печальными.

Кусенко приводит такой пример – как-то во время войны пришлось вывозить на торпедном катере с одной из временных флотских баз двух женщин-военнослужащих, «комиссованных» по беременности. Одну из них не довезли – скончалась, не выдержав качки. Самому Николаю Кусенко повезло – он качку легко переносил.

Еще в учебном плавании из трехсот человек он был одним из семерых счастливчиков, которые не искали места, где меньше качает.

Эта счастливая способность и пригодилась во время «перевоспитания» комиссии…

Максим Купинов

Источник: https://vpk-news.ru/articles/43884

Торпедный катер пр.123К (Калининград)

?Оригинал взят у myauu в Торпедный катер пр.123К (Калининград)Макет торпедного катера проекта 123К установлен в Калининграде на берегу реки Преголя у пересечения Московского проспекта и Октябрьской улицы.Доступ свободный, постамент высокий. Охраны нет.Состояние — не историческое.Дата съёмки — 01 июня 2015 года. 01.

02. Катер является центральным элементом мемориального комплекса «Морякам-балтийцам».

03. На памятных табличках (1, 2) мемориала перечислены части и соединения Балтийского флота принимавшие участие в Великой Отечественной войне.

04. Памятник истории муниципального значения Памятный знак морякам-балтийцам1974 г.

05. На постаменте установлен макет торпедного катера проекта 123К с элементами 123-бис и оригинальными деталями.Оригинальный катер, установленный в 1974 году, был сильно повреждён временем и вандалами.

06. Местная пресса так писала о восстановлении:

Больше месяца он находился на реконструкции на Прибалтийском судостроительном заводе янтарь, где корабелы изготовили новый корпус. Старый проржавел. С прежней боевой машины сняли уцелевшие торпедные аппараты, руль и винты. «Родные» детали установили на свежий металлический корпус.«Комсомольская правда. Калининград» (04.04.2010)

Специалисты «Янтаря» провели серьёзную исследовательскую работу, в результате которой за основу модели был взят проект 123-бис, торпедные катера которого принимали участие в военных действиях на Балтике.

Новый памятный знак будет отличаться внешним видом от своего предшественника – представителя более позднего, уже послевоенного проекта. От «Комсомольца» образца 1978 года на новом катере остались только торпедные аппараты.

«Новый Калининград» (01.04.2010)

Сложно понять почему упоминается проект 123-бис, хотя катер больше всего похож на 123К.От 123К — надстройка, мачта для радара, форма кормовой оконечности.Кроме того, у 123К только одна пулемётная установка 2М-5, а у 123-бис — две 2-УК-Т. Различия в силуэтах очевидны:

Определённо 123К.Скорее всего, желание выдать его за 123-бис связано с тем, что 123К — строго послевоенная серия катеров, а 123-бис успели успешно повоевать.

07. Настоящий контр-адмирал даёт интервью телевизионщикам на фоне катера и «Дома советов» — самого эпического Калининградского недостроя ещё советских времён.

08. «Комсомолец» — серия советских малых торпедных катеров проектов 123, 123бис, М-123бис и 123К.Головной катер проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода N 194 (стапельный N С-505). Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября 1940 года. 12 марта 1941 года был зачислен в состав Черноморского флота. По характеристикам значительно отличался от катеров последующих серий.

09. После спуска на воду головного катера проекта 123, КБ судостроительного завода N 639 начало доработку проекта, и в ноябре 1943 года флот получил новый проект катеров типа «Комсомолец», получившего обозначение «123бис». До конца Второй мировой войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошёл 31 катер проекта 123бис.

10. В послевоенное время проект катеров типа «Комсомолец» ещё 2 раза подвергался доработке, и в 1946—1953 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода № 831 сошло ещё 205 торпедных катеров «Комсомолец» (50 — проекта М-123бис и 155 — проекта 123К).

11. Реданный катер с дюралюминиевым корпусом. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м.Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов — трубные, а не желобные.

12. Винты. Возможно, оригинальные.

13. Макет установки 2М-5 со спаренным 14,5 мм пулемётом Владимирова.

Как выглядит оригинальная установка я видел в Санкт-Петербурге.

Странные бочонки на переднем плане (и в левой части снимка, на другом борту) — имитация глубинных бомб БМ-1

14. БМ-1 (Бомба малая, первая) предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны Большой Бомбы ББ-1. Кроме того, «Бомба малая» стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника.

15. Торпедные аппараты — похоже единственная оригинальная деталь памятника.

16. Главное вооружение катера — две 450 мм торпеды 45-36Н, 45-36НУ в торпедных аппаратах ТТКА-45 (на II-VI серии ТТКА-45-52).

17. Аппаратура пуска торпеды — на месте.

18. Редан == скорость.Максимально — 50 узлов (92.6 км/ч).Это очень быстро для кораблей.

    Где находится:

  • Wikimapia
  • Панорама на Yandex
  • KMZ-файл

Источник: https://techmonuments.livejournal.com/380260.html

Ссылка на основную публикацию