Советский зрк «оса»: история его создание, описание и технические характеристики

Советский ЗРК «Оса»: история его создание, описание и технические характеристики

ЗРК «Оса» — это советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности, принятый на вооружение в 1971 году. Он был специально разработан для защиты от ударов с воздуха танковых и мотострелковых как непосредственно во время боевых действий, так и на марше.

Это всепогодное, самоходное и автономное средство ПВО предназначено для уничтожения самолетов и вертолетов противника, его БПЛА , а также крылатых ракет. ЗРК «Оса» способна выполнять свои задачи даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника.

Несмотря на свой преклонный возраст, ракетный комплекс «Оса» не только до сих пор используется российской армией, но и является наиболее многочисленным оружием войскового ПВО. В 2007 году вооруженные силы РФ эксплуатировали около 400 подобных комплексов.

В настоящее время ЗРК «Оса» эксплуатируется вооруженными силами бывших советских республик, а также армиями Польши, Болгарии, Греции, Кубы, Индии, Иордании, Сирии, Эквадора.

Неоднократно проводилась модернизация ЗРК «Оса», причем как в Советском Союзе, так и в других странах. Существует несколько его модификаций: советские «Оса-АКМ» и «Оса-АК», белорусский комплекс «Оса-1Т», польский SA-8 Sting.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» неоднократно участвовал в реальных боевых действиях, можно сказать, что без участия этого средства ПВО не обходился ни один из крупных военных конфликтов последних десятилетий прошлого века.

Впервые в реальных условиях он был использован на Ближнем Востоке еще в начале 80-х годов. Затем была Ангола, война в Персидском заливе, российско-грузинская война 2008 года.

В настоящее время ЗРК «Оса» используется обеими сторонами гражданского конфликта в Сирии.

Необходимость создания нового зенитного комплекса, который бы мог эффективно прикрывать сухопутные подразделения от воздушных атак с малых высот, возникла уже в конце 50-х годов прошлого столетия.

Дело в том, что к этому времени серьезно изменилась тактика боевой авиации: широкое распространение зенитных управляемых ракет заставило самолеты спуститься с заоблачных высот практически к самой земле.

Атакуя с малых и предельно малых высот, самолеты и вертолеты представляли серьезную опасность, наиболее уязвимы были войска на марше. Нужен был специализированный ЗРК, который бы мог бороться с такими воздушными целями.

Попытки создания такого средства ПВО предпринимались в разных странах, но наилучшего результата удалось добиться советским конструкторам.

Новый ЗРК должен был уверенно поражать цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности до 10 км. Для того времени это была очень нетривиальная техническая задача.

Кроме того, конструкторам предписывалось создать комплекс с высокой степенью автономности, в котором бы на одном шасси размещались все боевые элементы ЗРК: управляемые ракеты, РЛС, а также средства связи, навигации и источники электропитания.

Еще одним пожеланием заказчика была возможность комплекса обнаруживать цели прямо в движении и поражать их во время коротких остановок.

Головным разработчиком проекта было назначено НИИ-20, а главным конструктором – В. Тарановский, которого позже заменил М. Косичкин.

Созданием ракеты занимался Тушинский машиностроительный завод, а пусковой установки – КБ компрессорного машиностроения. Кутаисскому автомобильному заводу было поручено разработать самоходное шасси.

Одновременно с сухопутным комплексом шли работы над созданием модификации «Оса-М», предназначенной для ВМФ страны.

Проект продвигался очень тяжело, к 1962 году он практически не сдвинулся с места. Серьезные нестыковки между разными элементами комплекса возникли уже на этапе аванпроекта.

Неудачи во время реализации советского проекта стоили должностей не только нескольким главным конструкторам, в ходе работ менять пришлось целые организации, которые не смогли выполнить добиться результатов.

Самой сложной задачей стало создание управляемой зенитной ракеты, и Тушинский машзавод с ней откровенно не справился. Поэтому в 1964 году эта работа была поручена ОКБ-2, а созданием самоходного шасси занялся Брянский автомобильный завод. Кроме того, был заменен главный конструктор всего проекта.

Описание конструкции

ЗРК «Оса» — это средство ПВО малой дальности, которое способно поражать практически любые воздушные цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров на дальности до 10 км даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника. Кроме того, комплекс имеет хорошую автономность, проходимость, его время развертывания составляет всего лишь 5 минут.

В состав комплекса входят следующие боевые элементы:

  • Боевая машина (БМ) 9А33Б, на которой размещены средства наведения, разведки и пуска ракет;
  • Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М33.

Для полноценного функционирования комплекса также необходимы следующие технические средства:

  • машина для технического обслуживания;
  • юстировочная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная подвижная станция;
  • машина группового ЗИП;
  • комплект наземного оборудования.

Основным вооружением комплекса является зенитная ракета 9М33. Она выполнена по классической схеме «утка», оснащена твердотопливным двигателем, радиокомандной системой наведения и осколочной боевой частью.

Неконтактный взрыватель производит подрыв БЧ в пяти метрах от выбранной цели. В хвостовой части ЗУР находятся трассеры для ее сопровождения оптическим визиром.

Комплекс может выпускать две ракеты по наиболее приоритетным целям с интервалом 3-5 с.

Вес боевой части ракеты 9М33 составляет 15 кг, общая масса – 128 кг, а ее средняя скорость составляет 500 м/с. Перед пуском ЗУР не нужно проводить предстартовую подготовку, при поражении цели ракета выходит на нее сверху, что значительно уменьшает вероятность ошибки.

Транспортно-заряжающая и боевая машины комплекса выполнены на базе трехосного шасси БАЗ-5937. Это обеспечивает им отличный уровень проходимости и мобильности. Шасси комплекса может преодолевать водные препятствия, используя для этого водометы.

Также боевая машина имеет системы навигации, топопривязки, электроснабжения и связи, что и обеспечивает комплексу высокий уровень автономности. Размеры и вес элементов комплекса позволяют транспортировать его самолетомИл-76 или по железной дороге.

Станция обнаружения целей ЗРК «Оса» довольно надежно защищена от помех. Это РЛС кругового обзора, стабилизированная в горизонтальной плоскости, которая вращается со скоростью 33,3 оборота в минуту. Антенна РЛС способна обнаружить вражеский истребитель, летящий на высоте 5 тыс., на дистанции 40 км. Маловысотные цели (50 метров) могут быть обнаружены на расстоянии 27 км.

Транспортно-заряжающая машина способна обеспечить транспортировку и заряжание 12 зенитных ракет.

Серийное производство ЗРК «Оса» было налажено на Ижевском электромеханическом заводе, там делали боевые машины комплекса. Зенитную ракету для него изготавливали на Кировском машиностроительном заводе.

В 1975 году на вооружение был принят новый модернизированный комплекс, он получил название «Оса-АК». Боевая машина данной модификации получила шесть ракет 9М33М2 (вместо четырех 9М33 у базовой версии комплекса), кроме того, «Оса-АК» отличалась от своего предшественника более продвинутыми характеристиками.

При создании радиоэлектронной аппаратуры «Осы-АК» была использована новая элементарная база, что значительно уменьшило ее габариты и повысило надежность работы. Был доработан счетно-решающий прибор, улучшена защищенность электронного оборудования от помех.

Благодаря внесенным усовершенствованиям, повысился уровень эффективности комплекса: он способен сбивать цели типа истребитель на высоте 50 метров с вероятностью 0,35-0,4, а на высоте более 100 метров – 0,42-0,85. Также была увеличена зона поражения комплекса и его способность бороться с высокоскоростными целями.

ЗРК «Оса», (а также «Оса-АК» и «Оса-АКМ») стояли на вооружении зенитных полков мотострелковых дивизий. В каждый такой полк входило пять зенитно-ракетных батарей и полковой командный пункт.

В составе одной батареи находилось четыре комплекса «Оса» и командный пункт. Получалось, что каждый полк располагал двадцатью боевыми машинами с 80 ракетами, постоянно готовыми к бою.

Если же полк был вооружен модификациями «Оса-АК» или «Оса-АКМ», то количество ЗУР увеличивалось до 120 штук – весьма серьезная сила.

Боевое использование и эксплуатация

ЗРК «Оса» состоял не только на вооружении советской армии, но и активно поставлялся на экспорт. Им были вооружены многочисленные союзники СССР в разных регионах планеты: страны Варшавского договора, Индия, Ирак, Ливия, Сирия и другие.

Несмотря на то что серийное производство «Осы» уже давно прекращено, этот комплекс до сих пор стоит на вооружении сухопутных сил России, Украины, Белоруси, Польши, Сирии и других стран.

Вскоре после распада СССР 18 ЗРК «Оса» были проданы Греции, которая стала первой страной НАТО, взявшей его на вооружение.

Боевое крещение комплекса состоялось в начале 80-х годов на Ближнем Востоке. Сирийцы активно использовали «Осы» для противодействия израильской авиации. В 1982 году сирийская ПВО и военно-воздушные силы, практически полностью укомплектованные советской техникой, были наголову разбиты израильтянами (операция «Медведка 19»).

Несмотря на это, «Оса» показал себя на этом сложном театре боевых действий, как весьма эффективное и надежное оружие. Даже если РЛС комплекса была подавлена помехами, наличие оптического канала наведения позволяло обнаруживать и сопровождать цели.

Сирийским (или советским) зенитчикам удалось сбить большое количество израильских БПЛА и истребитель-бомбардировщик F-4E.

Во время первой кампании в Персидском заливе американцы уделяли огромное внимание нейтрализации ЗРК «Оса», которые находились на вооружении армии Саддама.

Они считали этот комплекс одним из наиболее боеспособных элементов системы ПВО Ирака, особенно опасным для крылатых ракет.

Чтобы поближе познакомиться с советским оружием, американский спецназ предпринял дерзкий рейд, во время которого один из комплексов был захвачен и вывезен из страны вместе с документацией и пленными зенитчиками.

ЗРК «Оса» использовались обеими сторонами во время российско-грузинской войны 2008 года. Российской армии удалось захватить пять боевых машин в качестве трофеев.

Несмотря на то что ЗРК «Оса» тяжело назвать современным видом вооружения, он продолжает активно эксплуатироваться. За многие десятилетия службы этот комплекс противовоздушной обороны зарекомендовал себя, как оружие, способное выполнять свои задачи в самых сложных условиях.

В последние годы было разработано несколько вариантов модернизации ЗРК «Оса». В 2003 году была представлена белорусская модификация комплекса под названием «Оса-1Т».

Радиоэлектронное оборудование комплекса было переведено на современную элементарную базу, что уменьшило его габариты, повысило надежность и помехозащищенность. Белорусам удалось значительно повысить боевые качества ЗРК, особенно его способность работать по высокоскоростным и маневренным целям.

По словам разработчиков, ЗРК «Оса-1Т» может эффективно поражать малозаметные цели, выполненные с использованием технологий «стелс».

В 2003 году широкой общественности был представлен SA-8 Sting – вариант модернизации комплекса «Оса», разработанный польскими специалистами.

Технические характеристики

Масса ракеты 9М33М3, кг 126,3
Скорость полета ЗУР, м/с 500
Дальность обнаружения цели, км до 45
Дальность поражения цели, тыс. м 1,5-10
Высота поражения цели, тыс. м 0,025-5
Макс. скорость цели, м/с 500
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,5..0,85
Количество ракетных каналов 2
Время реакции, сек. 16…26
Время развертывания в боевое положение, мин до 4
Число ЗУР на боевой машине, шт. 6
Макс. скорость передвижения по шоссе, км/ч 70
Боевой расчет, чел. 4

Источник

Источник: https://4kolesa.mirtesen.ru/blog/43493819301/next

Зенитный ракетный комплекс 9К33 «Оса»

Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного комплекса «Оса» (9К33) началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 года.

Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания.

Читайте также:  Бронированный автомобиль «тигр»

Новыми были и требования по обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем с коротких остановок. Вес ЗУР не должен был превышать 60–65 кг, что позволяло бы двум военнослужащим осуществлять вручную операции по заряжению пусковой установки.

Основным предназначением комплекса было прикрытие от низколетящих целей сил и средств мотострелковых дивизий. Одновременно Постановлением задавалась разработка корабельного ЗРК «Оса-М» с использованием ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса «Оса».

Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9А33 комплекса 9К33 было определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса и машины был назначен М. М.Косичкин. Разработку ракеты поручили КБ завода № 82 Мосгорсовнархоза во главе с А. В.Потопаловым.

На формирование концепции построения ЗРК «Оса» определенное влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию автономного самоходного ЗРК «Маулер» с размещением всех его средств на шасси широко внедряемого в те годы гусеничного многоцелевого бронетранспортера (БТР) М-113. Отметим, что, в конечном счете, американцам не удалось создать этот комплекс.

Разработка комплекса «Оса» и в СССР шла очень не просто. Неоднократно срывались сроки отработки узлов ракеты, шасси и всего комплекса. В итоге к 1962 году работы фактически так и не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем.

Эта неудача была предопределена излишним оптимизмом в оценке перспектив развития отечественных твердых топлив и элементной базы бортовой аппаратуры системы управления.

На стадии разработки тактико-технических требований комплекс носил наименование «Эллипсоид»

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 года, завод № 82 (Тушинский Машиностроительный завод) был освобожден от работ по ракете 9МЗЗ с подключением вместо него ОКБ-2 ГКАТ во главе с Грушиным, устанавливался и новый срок начала испытаний — II кв. 1965 года. Корректировались требования к ракете.

Допустимое значение стартовой массы было удвоено и доведено до реально достижимого уровня — 110–115 кг.

Предписывалось обеспечить поражение целей с ЭПР МИГ-19, летящих со скоростью 500 м/с на дальности 8–10 км при высоте полета от 50–100 м до 5 км, а тех же целей на дозвуковых скоростях — на дальности до 10–13 км и высотах до 6–7 км.

Распоряжением СМ СССР были установлен и новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания — II кв. 1970 года. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ МРП (бывшего НИИ-20 ГКРЭ) В. П.Ефремов, его заместителем — И.

М. Дризе. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам разработку плавающего корпусного колесного шасси 937 (позднее — 5937 или «Основа») для ЗРК «Оса» поручили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома.

В марте-июне 1970 года на Эмбенском полигоне успешно прошли заводские испытания ЗРК, а с июля 1970 года по февраль 1971 г. — совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М. М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 года. Одновременно ЗРК «Оса-М» поступил на вооружение кораблей ВМФ.

На западе комплекс получил обозначение SA-8 «Gecko».

ЗРК 9K33 «Оса» состоял из:

  • боевой машины 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М33,
  • транспортно-заряжающей машины 9Т217Б с восемью ЗУР,
  • средств контроля и технического обслуживания, смонтированных на автомобилях.

Боевая машина 9А33Б размещалась на трехосном шасси БАЗ-5937, снабженном водометом для движения на плаву, с мощным ходовым дизельным двигателем, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя). Обеспечивалась авиатранспортабельность самолетом Ил-76 и перевозка по железной дороге в пределах габарита 02-Т.

Размещенная на боевой машине 9А33Б за транспортно-пусковыми контейнерами РЛС обнаружения целей представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной, что позволяло производить поиск и обнаружение целей при движении комплекса. РЛС осуществляла круговой поиск вращением антенны со скоростью 33 об./мин, а по углу места — пререброской луча в одно из трех положений при каждом обороте антенны. При импульсной мощности излучения 250 кВт, чувствительности приемника порядка 10Е-13 Вт, ширине луча по азимуту 1°, по углу места — от 4° в двух нижних положения луча и до 19° в верхнем положении (общий сектор обзора по углу места составлял 27°) станция обнаруживала истребитель на дальности 40 км при высоте полета 5000 м (27 км — на высоте 50 м). Станция была хорошо защищена от активных и пассивных помех.

Установленная на боевой машине РЛС сопровождения цели сантиметрового диапазона волн при импульсной мощности излучения 200 кВт, чувствительности приемника 2×10Е-13 Bт и ширине луча 1° обеспечивала захват цели на автосопровождение на дальности 23 км при высоте полета 5000 ми 14 км при высоте полета 50 м. СКО автосопровождения цели составляли 0,3 д. у. по угловым координатам и 3 м по дальности. Станция имела систему селекции движущихся целей и различные средства защиты от активных помех. При сильных активных помехах возможно сопровождение с помощью телевизионно-оптического визира и РЛС обнаружения.

В системе радиокомандного наведения комплекса «Оса» применялись два комплекта антенн широкого и среднего лучей для захвата и ввода в луч станции сопровождения цели двух ЗУР при пуске с минимальным интервалом (3–5 с).

При стрельбе по низколетящим целям (на высотах 50–100 м) использовался метод «горки», обеспечивающий подлет ЗУР к цели сверху, что позволяло снизить ошибки выведения ракеты на цель, исключив срабатывание радиовзрывателя от земли.

ЗУР 9М33 выполнена по схеме «утка». Ракета не стабилизируется по крену, в связи с чем, в бортовой аппаратуре предусмотрен раскладчик команд.

Для уменьшения кренового момента, создаваемого воздействием на крылья возмущенного рулями воздушного потока, крыльевой блок был выполнен свободно вращающимся на подшипнике относительно продольной оси ракеты, Основные блоки ракеты — аппаратура радиоуправления (командный радиоблок) и радиовизирования (литерный ответчик), автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом — располагались в носовой части ЗУР. В хвостовой части ракеты были расположены двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, а также трассеры для сопровождения ракеты с помощью телевизионно-оптического визира. ЗУР не требовала предстартовой подготовки, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ.

Ракета поставлялась в войска в боеготовном виде и не требовала подстроечных и проверочных работ при эксплуатации (кроме регламентных проверок раз в год).

Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200–5000 м в диапазоне дальностей от 2,2–3,6 до 8,5–9 км (с уменьшением максимальной дальности до 4–6 км для целей на малых высотах — 50–100 м).

Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с дальняя граница зоны поражения не превышала 7,1 км на высотах 200–5000 м. Параметр составлял от 2 до 4 км.

Рассчитанная по результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С («Фантом-2») одной ракетой составляла 0,35–0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42–0,85 на высотах более 100 м.

Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения комплекса по грунтовым дорогам днем — 36 км/ч, ночью — 25 км/ч при максимальных скоростях по шоссе до 80 км/ч. На плаву скорость достигала 7…10 км/ч.

Серийное производство боевых средств ЗРК «Оса» было организовано: боевой машины 9А33Б — на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М33 — на Кировском машиностроительном заводе им. ХХ партсъезда МАП.

В ЗРК «Оса» при относительно небольшой дальности удалось обеспечить высокое энергетическое отношение отраженных от цели сигнала к помехам, что позволяло даже в условиях интенсивных помех использовать для обнаружения и сопровождения цели радиолокационные каналы, а при их подавлении — телевизионно-оптический визир. По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» превосходил все войсковые зенитные комплексы первого поколения. Поэтому при применении ЗРК «Оса» в боевых действиях в южном Ливане в начале восьмидесятых годов противником наряду со средствами радиоэлектронного противодействия широко использовались разнообразные тактические приемы, направленные на снижение боеспособности комплекса, в частности, массовый пуск имитирующих боевые самолеты беспилотных летательных аппаратов с последующей атакой ударной авиации на позиции израсходовавших боекомплект ЗРК.

Перед началом операции «Буря в пустыне» специальное подразделение многонациональных сил с использованием вертолетов проникло на территорию Кувейта, захватило и вывезла ЗРК «Оса» со всей технической документацией, заодно пленив и боевой расчет, состоящий из иракских военнослужащих. По сообщениям прессы, в ходе боевых действий в начале 1991 года иракским ЗРК «Оса» была сбита американская крылатая ракета.

Источник: http://war-arms.info/raketnoe-oruzhie/zenitnie-raketnie-kompleksi/sssr-rf/zenitniy-raketniy-kompleks-9k33-osa.html

Зрк «оса» – 45 лет в строю

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (24) за 2016 г.

В 2015 году исполнилось 10 лет со дня открытия возле здания заводоуправления монумента боевой машины зенитно-ракетного комплекса «Оса».

Этот памятник был открыт в преддверии 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 35-летия с момента серийного производства комплексов.

Отмечая в 2016 году 45-летие принятия на вооружение ЗРК «Оса», давайте вспомним, как начиналась эра легендарной «Осы».

ЗРК «Оса» – один из видов оборонительного оружия, в котором были воплощены лучшие конструкторские разработки, высокий интеллект и творческий замысел многих создателей этого изделия.

И, в первую очередь, необходимо вспомнить имя генерального конструктора Научно-исследовательского электромеханического института Вениамина Павловича Ефремова.

Вениамин Павлович всю жизнь проработал в военно-промышленном комплексе, начинал свой путь с должности техника в Научно-исследовательском электромеханическом институте и вырос до генерального конструктора – академик Российской академии наук, один из крупнейших ученых в области создания современных средств ПВО. Под его руководством были освоены в производстве и приняты на вооружение армии такие известные в стране и за рубежом зенитно-ракетные комплексы и системы, как «Круг», «Оса», «Тор», «С-300В», «С-300ВМ».

Изделия «Круг», «Оса», «Тор» сделали имя не только институту, они способствовали становлению и развитию Ижевского электромеханического завода. Советская техника должна была опережать образцы зарубежных конкурентов по основным тактико-техническим требованиям и приниматься на вооружение, по крайней мере, на десяток лет раньше.

Комплексы «Круг», «Оса», «Тор», каждый в свое время, являлись основой противовоздушной обороны Сухопутных войск России. За созданием этих комплексов и систем стоят высочайшая эрудиция, неординарные способности, глубокие технические знания генерального конструктора.

По боевым характеристикам все изделия в период разработки не имели себе равных в мире.

Основные вехи в истории создания и производства ЗРК «Оса».

1971-1980 годы можно смело назвать десятилетием «Осы». Для ИЭМЗ – это период расцвета творческой активности инженерно-технических работников, передовых рабочих и руководителей всех звеньев управления.

После проведения заводских испытаний в июле 1970 года и совместных государственных испытаний в феврале 1971-го постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР комплекс был принят на вооружение.

Читайте также:  Ручная осколочная граната рго: история создания, описание, особенности

В апреле 1971 года климатические испытания боевой машины были завершены, полученные данные использовались при разработке плана мероприятий по результатам государственных испытаний ЗРК.

Главный конструктор боевой машины Иосиф Матвеевич Дризе (на фото) и его заместитель Андрей Михайлович Рожнов оказали заводу большую помощь при организации работы на полигоне, а при проведении климатических испытаний был незаменим ведущий специалист института Николай Николаевич Покрамович. Первую партию комплексов отгрузили в декабре 1971-го, а с 1972 года ЗРК «Оса» (9А33Б) был запущен в серийное производство.

Три батареи, прошедшие войсковые испытания, участвовали в параде войск на Красной площади 7 ноября 1973 года и произвели настоящий фурор. Химкинский полк, сформированный первым, более пятнадцати лет выводил на парад боевые машины 9А33Б и 9А33БМ2.

После трех одновременно проведенных в конце 1973 – начале 1974 годов модернизаций авторитет комплекса «Оса-АК» стал непререкаемым в среде военных специалистов не только Советской Армии, но и других армий мира. Комплекс стал известен как лучший зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия по своим тактико-техническим характеристикам, надежности, боевой эффективности и себестоимости.

Успешно проведенные модернизации комплекса «Оса» окрылили не только коллектив разработчиков и трудовые коллективы предприятий, участвовавших в изготовлении комплекса, они укрепили стремление Министерства обороны ежегодно разворачивать пять-шесть полков, вооруженных комплексом «Оса-АК».

В начале 1979 года комплекс «Оса-АК», доработанный для поражения низколетящих и зависающих вертолетов, был предъявлен на совместные испытания, которые прошли успешно. И в том же году комплекс с шифром «Оса-АКМ» принят на вооружение. 

В 1976 году за освоение серийного производства боевой машины ЗРК «Оса» и организацию работ по ее модернизации в кратчайшие сроки большая группа рабочих, ИТР, служащих и руководители завода награждены орденами и медалями.

Большая заслуга в налаживании серийного производства комплексов «Оса» – Александра Васильевича Воскресенского, возглавлявшего в то время Ижевский электромеханический завод.

В 1978 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за организацию серийного производства изделий спецтехники ему была присуждена Государственная премия.

Первые экспортные поставки ЗРК «Оса» были осуществлены в ГДР, Польшу, Болгарию, Венгрию. Обеспечить поставки на экспорт в страны Варшавского договора больших трудностей не представляло. Поставки осуществлялись с эксплуатационными надписями и документацией на русском языке.

Более сложные задачи коллективу завода пришлось решать при подготовке к экспортным поставкам в развивающиеся страны, которые осуществлялись в более поздний период.

В течение пяти лет была разработана и издана эксплуатационная документация на русском, английском, французском и испанском языках, а также создана система вариантного изготовления боевых машин для эксплуатации в различных климатических условиях.

Через эти испытания прошли не только боевые машины, но и все регулировщики цеха 33. Самые ответственные испытания доставались бригадирам: В.В. Карпову, А.Н. Евчуку, В.Т. Кондратьеву, Н.И. Шатеркину. Не проходили испытания и без ведущих конструкторов: В.Г. Дубовика, С.А. Постнова, В.П. Никонцева, В.А. Пономарева, В.Г. Львова, Н.М.

Вылегжанина. Всеми работами специалистов ОКБ со средствами комплекса «Оса» начиная с 1977 года руководил Е.Ф. Мокрушин – заместитель начальника ОКБ. Огромный вклад в создание, разработку и производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» внесли Иванов Л.Б., Дмитриев Г.Г., Попов В.А., Пенкин С.В., Рамильцев Б.Н., Ахатов В.А., Набоков Г.Н.

, Левин С.К., Закурдаев Г.А., Наговицын Г.Ф., Самарин В.А., Безумов Ю.А., Дурыманов В.А., Афанасьева Н.Ф. и многие другие замечательные специалисты. Государственную премию «За освоение и организацию серийного выпуска ЗРК «Оса» присвоили директору ИЭМЗ А.В. Воскресенскому, а также начальнику ОКБ Попову В.А.

и регулировщику РЭАиП Братчикову В.Г.

Этому зенитно-ракетному комплексу особое внимание уделял Дмитрий Федорович Устинов, к тому времени министр обороны СССР. Он любил ездить по заводам и всегда брал с собой главных конструкторов.

Вениамин Павлович Ефремов не без улыбки вспоминал такой эпизод: «В одну из таких поездок Дмитрий Федорович заглянул в свою «вотчину» – город Ижевск, где посетил несколько оборонных заводов. Решил посмотреть и на «Осу». У директора Ижевского электромеханического завода А.В.

Воскресенского состоялось совещание, на котором министр обороны поставил вопрос об увеличении выпуска этого зенитно-ракетного комплекса для Сухопутных войск. Были намечены мероприятия по оказанию помощи заводу в его развитии, приобретении необходимого оборудования, развитии социальной сферы предприятия.

После совещания гости и сопровождающие их лица пошли в цех, где им продемонстрировали серийные образцы комплекса «Оса». Я рассказал Дмитрию Федоровичу о комплексе и его достоинствах, заводчане – о технологии производства. Выслушав мой доклад, министр обороны сказал: «Вениамин Павлович, вы разместили на боевой машине четыре ракеты.

Необходимо удвоить боекомплект!» Все мои возражения о невозможности размещения, дефиците веса и габаритов на автомобильной базе были жестко отвергнуты: «Это ваша забота. Об исполнении доложите!» По возвращении в Москву я связался с разработчиком ракеты – генеральным конструктором Петром Дмитриевичем Грушиным, рассказал ему о поручении Устинова.

Тот выслушал и сказал: «Это серьезно, надо работать». В конце концов, была найдена возможность размещения шести ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Боевая машина приобрела элегантный внешний вид. Я позвонил Дмитрию Федоровичу и сказал: «Мы проработали с Грушиным ваше поручение. Восемь не получилось, но хорошо размещается шесть ракет».

Он немного подумал и сказал: «Ладно. Как в той русской поговорке: с паршивой овцы хоть шерсти клок». Вопрос был закрыт». За разработку этого комплекса Вениамину Павловичу Ефремову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден вторым орденом Ленина.

Портрет грозной «Осы»

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения, летящих на малых и средних высотах.

В состав комплекса входит:

  • боевая машина (БМ) 9А33БМ4;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2 на 12 ракет;
  • зенитная управляемая ракета 9М33М3;
  • машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции 9В242-1;
  • юстировочная машина 9В914Н;
  • машина технического обслуживания 9В21ОН;
  • комплект наземного оборудования 9Ф16М2.

Все боевые средства комплекса вошли в состав одной боевой машины ЗРК “Оса-АКМ” на самоходной колесной базе. Боевая машина ЗРК “Оса-АКМ” автономна и может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и боевой обстановке. Наиболее опасные цели могут быть обстреляны одновременно двумя ракетами.

В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения (СОЦ) и сопровождения цели (ССЦ), система наземного радиозапросчика (НРЗ), двухканальные радиолокационные станции визирования ракет (СВР) и передачи команд (СПК), телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и НРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

В качестве базы комплекса “Оса-АКМ” используется плавающее шасси БАЗ-5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). На нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л.с.).

Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе до 80 км/ч.

Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя.

Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке.

Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса “Оса-АКМ” имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке – от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя.

Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения ТЗМ 9Т217БМ2 размещается на аналогичном колесном шасси.

В связи с переходом на выпуск более совершенных средств ПВО, предприятие с 1990 года  не производит комплекс, однако, учитывая интересы потребителей и большой парк изделий, находящихся в эксплуатации, оказывает полный комплекс сервисных услуг по ЗРК «Оса-АКМ», в том числе по капитальному ремонту и модернизации находящейся в эксплуатации техники.

Почти за 20 лет работы было выпущено 1791 изделие. 506 зенитно-ракетных комплексов «Оса» находятся на вооружении около 15-и стран мира. Есть они в Польше, Болгарии, Чехии, Словакии, Ливии, Алжире, Иордании и ряде других стран. В Российской армии ЗРК «Оса» стоит на вооружении ПВО Сухопутных войск, кроме того, есть дивизионы «Ос» в полках морской пехоты.

Боевое применение ЗРК «Оса»

Впервые комплекс был использован в боевых действиях в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам при этом было сбито несколько самолетов. Для борьбы с “Осой” стали использоваться самые различные приемы снижения его боеспособности.

Кроме радиоэлектронного подавления, на позиции ЗРК запускались беспилотные летательные аппараты, имитирующие действия боевых самолетов. После того как был израсходован запас ЗУР, по позициям комплексов наносила удар израильская авиация.

Так, в одном из боев в результате такой атаки были уничтожены три сирийских ЗРК “Оса”, но четвертый смог уничтожить израильский самолет РР-4Е.

“Оса” неоднократно использовалась в боевых действиях в Анголе против ВВС Южной Африки. Так, в период 1987-1988 гг. подразделением ЗРК “Оса” были сбиты два ДПЛА и один самолет. ЗРК использовались Ливией при отражении воздушных ударов американских самолетов в апреле 1986 г.

При подготовке операции “Буря в пустыне” военные специалисты США рассматривали комплекс как одно из самых эффективных средств ПВО Ирака.

Поэтому накануне самой операции подразделения спецназа многонациональных сил захватили на территории Кувейта ЗРК “Оса” вместе с расчетом и технической документацией с целью изучения и организации эффективной борьбы с ним. В ходе начавшихся боевых действий эти ЗРК стали одними из первоочередных объектов для подавления различными средствами.

Однако и в такой сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК “Оса” показал себя одним из наиболее эффективных средств ПВО, особенно в борьбе с крылатыми ракетами “Томагавк”. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» ЗРК «Оса» сбил американскую крылатую ракету.

Комплекс был настолько хорош, что спецподразделение многонациональных сил, проведя спецоперацию, проникло на территорию Кувейта и похитило его вместе с техдокументацией и иранским боевым расчётом, для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ним.

Снова в строю.

Средства комплекса постоянно совершенствуются в интересах повышения эффективности обороны и снижения затрат на эксплуатацию и обеспечение боевой работы.

Данные направления модернизации на протяжении последних лет широко представляются на международных выставках вооружений и военной техники.

В 2015 году на международном авиасалоне «МАКС-2015» был представлен модернизированный вариант ЗРК – комплекс «Оса-АКМ1».

«Действительно, «Ос» в войсках много. И – да, конечно же, «Торы», в особенности новейших модификаций, значительно превосходят «Осу».

Но говорить о том, что ЗРК «Оса» устарел, на мой взгляд, преждевременно, – сообщил журналу «Арсенал Отечества» Генеральный директор АО ИЭМЗ «Купол» Фанил Газисович Зиятдинов – Не будем забывать, что боевые машины ЗРК «Оса» также модернизируются. Их возможности растут.

Читайте также:  Хозяйственный самосвал камаз-55111

По сравнению с базовой моделью у модернизированной «Осы» заметно увеличена помехозащищенность, введены оптико-электронная система с тепловизионным каналом, спутниковая навигационная система.

За счёт внедрения цифровой обработки сигналов, новых методов наведения, автоматизации работы боевого расчета удалось увеличить максимальную скорость поражаемых целей с 500 м/с до 700 м/с и, одновременно, решить задачу поражения малоразмерных тихоходных целей типа беспилотных летательных аппаратов. Сегодня можно говорить о том, что проведение капремонта и модернизации используемых комплексов «Оса» позволяет продлить их жизненный цикл ещё как минимум на 10 лет».

Обслуживание и модернизацию поставленной на вооружение ЗРК «Оса» можно производить на базе сервисно-технических центров, для которых была разработана техническая документация.

Модернизации подлежит элементная база и электрические цепи комплекса.  Обновленный ЗРК «Оса-АКМ1» получит помехоустойчивую аппаратуру, новую оптико-электронную систему с ИК-каналом и спутниковую систему связи и навигации ГЛОНАСС.

Также модернизацию пройдет и система радиоуправления ЗУР 9М33М3.

Основная причина такого долголетия состоит в том, что, создавая «Осу» в 70-80-е годы прошлого столетия, гениальные конструкторы заложили в эту машину большой модернизационный потенциал, который не исчерпал себя и сегодня.

И установка на пьедестале одного из самых уникальных изделий, освоенных Ижевским электромеханическим заводом, – это дань уважения послевоенному поколению, которое самоотверженным трудом создавало самые современные образцы оружия во имя укрепления обороноспособности нашей Родины, во имя мира и созидания.

Алексей Леонков

Источник: http://arsenal-otechestva.ru/article/852-zrk-osa-45-let-v-stroyu

Зенитно-ракетный комплекс «Куб»: история создания, описание, характеристики

Новости и общество 27 ноября 2016

В каждом государстве для защиты от воздушного вторжения предусмотрены специальные зенитные ракетные комплексы (ЗРК).

С 18 июля 1958 года, в соответствии с Постановлением Центрального Комитета КПСС, в НИИ приборостроения начались конструкторские разработки ЗРК «Куб».

Зенитно-ракетный комплекс предназначался для обеспечения защиты сухопутных войск и танковых дивизий от нападения с воздуха путем уничтожения вражеских целей на средней и малой высоте.

Что собой представляет ЗРК СССР?

«Куб» – зенитный ракетный комплекс, состав которого состоял из боевых средств:

  • Зенитной управляемой ракеты 3М9.
  • Самоходной установки, выполняющей разведку и наведение (1С91).
  • Самоходной пусковой установки 2П25.

Кто занимался созданием ЗРК в СССР?

Все боевые средства, входящие в зенитно-ракетный комплекс «Куб», конструировались по отдельности. За каждым участком был закреплен свой главный конструктор, руководитель, ответственный за результат. Самоходная установка 1С91 создавалась под руководством А. А. Растова.

Полуактивная радиолокационная головка 2П25, выполняющая самонаведение ракеты, до 1960 года разрабатывалась главным конструктором Ю. Н. Веховым. Его преемником в данной работе в 1960 году стал И. Г. Акопян.

Ответственным за весь зенитный ракетный комплекс «Куб» и его конструктором стал начальник ОКБ-15 В. В. Тихомиров.

Видео по теме

Конструкция и задачи пусковой установки

Самоходная пусковая установка размещалась на шасси ГМ-578, на специальных лафетах, которые содержали направляющие для ракет. 2П25 содержала электрические силовые приводы, навигационную аппаратуру.

Кроме этого, самоходная установка оснащалась счетно-решающим прибором, автономным газотурбинным электроагрегатом и средствами, выполняющими топопривязку, телекодовую связь и предстартовый контроль установки. Для стыковки ракеты с пусковой установкой использовались два разъема. Они располагались в ракете.

Процедура ее предстартового наведения осуществлялась при помощи приводов лафетов, которые отрабатывали полученные данные от 1С91. Радиотелекодовая линия связи обеспечивала 2П25 необходимой информацией. Боевой расчет установки составлял три человека. Вес 2П25 достигал 19,5 тонны.

Устройство ракеты

Зенитно-ракетный комплекс «Куб» оснащался ракетой 3М9, выполненной по схеме «поворотное крыло». От своего аналога 3М8 она отличалась наличием дополнительных рулей. Вследствие их использования габариты поворотного крыла конструкторам удалось уменьшить. Кроме этого, рулевые машинки не нуждались в высокой мощности. Гидравлический привод был заменен более легким пневматическим.

Захват цели со старта и ее сопровождение по частоте Доплера выполняла самонаводящаяся полуактивная радиолокационная головка 1СБ4, расположенная в передней части ракеты, содержащей комбинированную двигательную установку.

Вес осколочно-фугасной боевой части составлял 57 кг. Автодиодный двухканальный радиовзрыватель давал команду для осуществления ее подрыва. Размер ракеты составлял 5,8 метра, диаметр – 33 см.

Собранная ракета перевозилась в специальных контейнерах, которые создавались путем складывания консолей стабилизаторов.

Как устроена камера дожигания ракеты?

Заряд газогенератора после своего сгорания поступал через воздухозаборники в камеру дожигания, в которой выполнялось окончательное сгорание горючего. Сам заряд твердого топлива представлял собой 172-килограммовую шашку диаметром 29 см и длиной 1,7 метра.

Для ее изготовления использовалось баллистическое топливо. Воздухозаборники были рассчитаны для сверхзвуковых условий работы. Во время старта ракеты все отверстия воздухозаборников плотно закрывались при помощи стеклопластиковых заглушек.

Начало запуска ракеты производилось на стартовом участке, перед тем как включался маршевый двигатель.

Старт длился до 5 секунд. Внутренняя часть сопла ракеты, которую удерживала стеклопластиковая решетка, по истечении 5-6 секунд отстреливалась, и наступала фаза работы на маршевом участке.

Состав и задачи 1С91

Самоходная установка разведки и наведения состоит из:

  • Радиолокационной станции РЛС, с помощью которой производится обнаружение и сопровождение воздушной цели.
  • Подсвета 1С31. При помощи данного средства осуществляется распознавание цели, навигация, топопривязка, радиотелекодовая связь со всей системой «Куб». Зенитный ракетный комплекс (фото внизу) комплектовался двумя вращающимися антеннами РЛС: 1С11 и 1С31.

Они осуществляли круговой обзор со скоростью 15 оборотов в минуту. Антенны имели разнесенные несущие частоты. Приемо-передающие каналы были оборудованы излучателями, точкой расположения которых являлась единая фокальная плоскость. Обнаружить, опознать и сопроводить воздушную цель можно было на расстоянии от 300 до 70 000 и высоте от 30 до 7000 метров.

Самоходная установка 1С91 располагалась на шасси ГМ-568. Вес средства составлял 20,3 тонны. Боевой расчет по управлению состоял из четырех человек.

Испытание ЗРК

В 1959 году зенитно-ракетный комплекс «Куб» прошел свое первое тестирование. В результате проведенной работы были выявлены следующие недостатки:

  • Воздухозаборники имели неудачную конструкцию.
  • Камера дожигания была с некачественным теплозащитным покрытием. Данный недостаток был обусловлен тем, что для изготовления камер использовался титан. После тестирования этот металл был заменен сталью.

В 1961 году главные конструкторы, занимавшиеся разработкой «Куба», были заменены. Тем не менее это не повлияло на ускорение работ по усовершенствованию зенитно-ракетного комплекса. С 1961 по 1963 годы было запущено 83 ракеты. Из них удачными получились только три запуска.

В 1964 году была выпущена первая ракета, содержащая боевую часть. Был сбит Ил-28, пролетающий на средней высоте. Дальнейшие запуски были успешными. В результате в 1967 году Центральный Комитет КПСС постановил принять зенитно-ракетный комплекс «Куб» на вооружение сухопутных войск.

Началась реализация проекта создания модели на экспорт.

Экспортная модификация 2К12 «Куб»

Зенитный ракетный комплекс, характеристики которого отличались от своего базового аналога, был собран в 1971 году. Отличия коснулись систем, выполняющих распознавание воздушных целей.

Зенитный ракетный комплекс «Куб» («Квадрат» – наименование установок, предназначенных для экспортных поставок) был обеспечен измененным уровнем защиты от помех, что давало возможность различать цели по государственным принадлежностям. Экспортная модель была пригодна к эксплуатации в тропических широтах.

Зенитный ракетный комплекс «Куб-М1»

После проведенных работ по модернизации в 1973 году на вооружении армии СССР появился улучшенный вариант – ЗРК «Куб-М1».

Выполненные конструкторские доработки расширили границы поражающей зоны, улучшили защиту самонаводящейся головки от различных помех, стартовый период не превышал 5 секунд.

Антенны радиолокационной станции были обеспечены защитой от действия противорадиолокационных ракет.

Где использовался ЗРК?

С 1967 года по 1982-й зенитно-ракетная установка «Куб» широко экспортировалась в различные страны, где велись активные боевые действия. Не без помощи данного ЗРК в Арабо-израильской войне был разгромлен военно-воздушный флот Израиля.

В 1999 году с целью предотвратить бомбардировки сил НАТО активно использовала данный комплекс Югославия. Недостатком ЗРК считалось несовершенство его телевизионных каналов, не приспособленных к ночной работе.

В это время суток преимущественно наносились удары со стороны НАТО.

В данном случае работа «Куба» была малоэффективной. Отражая ночные авиационные удары, войска Югославии потеряли три ЗРК.

Сегодня ЗРК «Куб» применяет Словакия. ЗРК содержит самоходную пусковую установку и три ракеты. Во всей серии комплекса данная модификация считается самой усовершенствованной и известна под названием «Куб-М2».

Источник: fb.ruНовости и общество
Крылатая ракета «Томагавк»: история создания, описание, характеристики

После Второй мировой войны на западных флотах сложилось достаточно сложное положение. С одной стороны, с их количеством проблем не было. С другой – были сложности с их качественным составом. В то время у нашей страны …

Бизнес
Ме-163: история создания, описание, характеристики

На рубеже 30-х-40-х годов прошлого века самолет на реактивном топливе разрабатывался многими, но преуспели в этом только немцы. Они разработали, воплотили в металл, облетали, запустили в серию и даже «кинули&raq…

Новости и общество
Зенитно-ракетный комплекс С-300: технические характеристики

Высокие боевые качества советских систем противовоздушной обороны неоднократно были оценены как друзьями нашей страны, так и ее противниками. Комплексы ПВО защищали небо Кубы во время Карибского кризиса, они противост…

Бизнес
ЗРК “Витязь”: характеристики зенитного ракетного комплекса

Отечественный ЗРК «Витязь» представляет собой зенитно-ракетный комплекс средней дальности, используемый для противовоздушной обороны. Оружие серии С-350 50 Р6А разработано конструкторами известного концерн…

Новости и общество
Измайловский Кремль: отзывы туристов, история создания, описание комплекса. Музей Измайловского Кремля в Москве

На востоке Москвы находится знаменитый исторический комплекс. В нем примечательно то, что построен он был в наше время, но по чертежам 17 века. Стройка велась примерно 10 лет, после ее окончания Измайловский Кремль бы…

Автомобили
МАЗ-530: история создания, технические характеристики

Спустя несколько лет после того, как закончилась война, промышленность Советского Союза постепенно восстанавливалась. Темпы работ по добыче полезных ископаемых возрастали. Грузоподъемности серийных автомобилей, работа…

Бизнес
Зенитный ракетный комплекс. Зенитно-ракетный комплекс “Игла”. Зенитно-ракетный комплекс “Оса”

Необходимость в создании специализированных зенитно-ракетных комплексов назрела еще в годы Второй мировой войны, но детально к вопросу ученые и оружейники разных стран начали подходить только в 50-е годы. Дело в том, …

Искусство и развлечения
«Белоснежка, новая история»: создание, описание, отзывы

Мультипликационный фильм «Новая история Белоснежки» – это американо-германский проект, вышедший в прокат 24 марта 2009 года без предварительного показа в кинотеатрах.

Искусство и развлечения
Перов, картина «Охотники на привале»: история создания, описание полотна и немного о самом художнике

Василий Григорьевич Перов создал много удивительных полотен. Среди них картина «Охотники на привале». Хоть ее художник и написал в конце XIX века, но до сих пор ценители живописи с удовольствием рассматрив…

Искусство и развлечения
“Христос в пустыне”, картина Крамского: история создания, описание и фото

Искушение является частью жизни человека. Хочет он этого, или нет. Зачастую люди стоят перед выбором: поступить честно, правильно, справедливо или же, наоборот, сделать нечто предосудительное, незаконное или аморально…

Источник: http://monateka.com/article/162712/

Ссылка на основную публикацию