Российский экспериментальный истребитель су-47 (су-37) «беркут»

Самолет Су 47 «Беркут» – Авиация России

Су 47 с крылом обратной стреловидности напоминает крылатого хищника и название «Беркут» этот экспериментальный самолёт заслужил способностью резко менять угол атаки и траекторию полёта, продемонстрировав феноменальную маневренность на трансзвуковых скоростях.

История создания истребителя Су 47

Изначально проект носил обозначение Су 37 и предназначался для экспериментальных разработок машины с крылом обратной стреловидности. Главный конструктор проекта М.А. Погосян рассчитывал отработать ряд передовых технологий, необходимых для создания нового поколения самолётов.

су 47 фото

В 1988 году по недальновидности военного руководства ВВС СССР программа перестала существовать.

Спустя некоторое время к экспериментальной машине проявил интерес ВМФ СССР и проект продолжили как палубный истребитель для авианесущих крейсеров под индексом Су-27КМ.

Но и здесь его постигла неудача, последовавший распад Советского Союза и финансовый кризис переложили бремя ответственности за дальнейшее существование проекта на ОКБ Сухого.

Надо отдать должное работникам ОКБ, работа хотя и со скрипом, но продвигалась, и уже в 1997 году в конце сентября машина под обозначением Су-47 выполнила первый 30-минутный полёт. На выставке авиационной техники МАКС-1999 самолёт был продемонстрирован широкой общественности, а на МАКС-2001 Су-47 получил название «Беркут».

Описание самолёта Су 47

Аэродинамическая схема машины – неустойчивый интегральный триплан с крылом верхнего расположения обратной стреловидности и передним горизонтальным оперением (ПГО). Хвостовое и переднее оперение выполнены по схеме цельноповорачивающихся поверхностей. Предусмотрено осуществление динамического торможения на малых и сверхзвуковых скоростях с выходом на большие углы атаки.

Су 47 беркут

Передовая технология изготовления обшивки фюзеляжа делает возможным производить конструкции длиной до восьми метров сначала в виде плоских поверхностей, после чего преобразовывать их в форму двойной кривизны любой конфигурации, делая стыки более точными и гладкими. Это не только позволило улучшить аэродинамику и свести к минимуму стыковочные узлы, но и значительно снизить вес машины и увеличить её радиопрозрачность.

Если корпус самолёта изготовлен из сплавов алюминия и титана с небольшой долей композита, то консоли крыла и центроплан на 90% выполнены из композиционных материалов.

Крыльевые консоли сделаны складными с отклоняемым носком, по всей задней части, исключая корневые наплывы расположены закрылки, состоящие из одной секции и элероны.

ПГО выполнено в форме трапеции и закреплено в месте сопряжения крыла и фюзеляжа, кили с рулями направления конструктивно схожи с Су-27 и имеют развал во внешнюю сторону.

«Беркут» оснащён силовой установкой из двух турбореактивных двигателей Д-30ФБ с нерегулируемыми воздухозаборниками. В дальнейшем предполагают установить на машину два ТРДДФ АЛ-41Ф с всеракурсным вектором тяги.

Основные стойки шасси в убранном положении размещаются в нишах между воздухозаборниками двигателей, носовая стойка убирается вперёд в корпус самолёта против воздушного потока.

Фонарь кабины пилота такой же, как у Су-27, главное отличие внутри – катапультируемое кресло, установленное под углом 300, при этом воздействие перегрузок снижается, что очень ценно для пилота при выполнении резких маневров. Цифровое оборудование и дисплеи отображают необходимую информацию для пилота, управление машиной осуществляется боковой ручкой с малым ходом и тензоРУДом.

Су 47 над ниагарским водопадом

Современное ЭДСУ российского производства многоканальной схемы в цифровом формате, автоматическая система управления, включающая инерциальную систему навигации с лазерными гироскопами и навигация по спутнику и «цифровой карте» — всё это оснащение Су 47 широко применяется на поздних модификациях машин Сухого.

Бортовое радиолокационное оборудование включает в себя помимо основного локатора в носовом обтекателе, две антенны, контролирующие заднюю полусферу, размещены между соплами силовой установки и крылом.

РЛС с плоской фазированной решёткой и электронно-механическим сканированием увеличивает обзорный сектор до 600 во всех направлениях, позволяет находить цели на расстоянии до 245 км, вести одновременно 24 самолёта и поражать разом восемь целей.

Технология «стелс» предполагает размещение вооружения внутри самолёта – управляемых ракет средней и малой дальности и высокоточного вооружения УР и КАБ класса «воздух – земля». В левом корневом наплыве размещена 30-мм пушкаГШ-301.

Су 47 технические характеристики

  • Площадь крыла – 56 м2.
  • Длина самолёта – 22,6 м.
  • Высота самолёта – 6,4 м.
  • Силовая установка – 2 х ТРДДФ Д30-Ф6.
  • Тяговооруженность – 2 х 15500 кгс.
  • Нормальный взлётный вес – 25670 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 34 т.
  • Скорость у земли – 1400 км/час.
  • Скорость на высоте – 2200 км/час.
  • Перегоночная дальность полёта с ПТБ – 5500 км.
  • Боевой радиус на сверхзвуке – 800 км.
  • Дозвуковой боевой радиус – 2 тыс. км.
  • Вооружение – одна 30-мм пушка ГШ-301, УР различного назначения до 8 тыс. кг.

Интересные факты о истребителе Су 47

Су 47 используется как летающая лаборатория, многие наработки в процессе исследований этой машины легли в основу применения самолёта пятого поколения Т-50.

Су 47 Беркут

«Беркут» первый российский самолёт с крылом обратной стреловидности, который признан перспективным в отличие от подобных проектов западных конструкторов.

Занимательная история произошла после публикации «Воздушным вестником» снимка с заседания Военного Совета, где на столе стояла модель «Беркута» с характерной формой крыла обратной стреловидности. До этого руководство ОКБ вообще отрицало существование такого самолёта, но западные специалисты смогли по снимку подготовить рисунки этого перспективного самолёта.

Су 47 «Беркут» видео

Источник: http://aviarf.ru/samolyot-su-47-e-ksperimental/

Су-47 «Беркут» – уникальное военное самолётостроение России

ПодробностиКатегория: СамолетыОпубликовано: 05.10.2016

Су-47 “Беркут” – российский проект истребителя пятого поколения с обратной стреловидностью крыла.

Пережив нелёгкие времена 1990-х, из копилки советских технологий достаются интересные разработки. Уникальность работ впечатляет, будет или нет выпускаться серийно истребитель с КОС (крылом обратной стреловидности) пока неизвестно, а может просто засекречено.

Благодаря этому проекту у российских конструкторов много результатов испытательных полётов с уникальными крыльями и с корпусом из композитных материалов. За это Су-47 прозвали летающей лабораторией. Что ещё за этим скрывается пока останется тайной.

Мы уже заметили, что ПАК ФА появился не на пустом месте.

История Су-47

Работы над Су-47 начались с 1980-го г., когда уже был получен качественно новый истребитель-бомбардировщик Су-27. На его базе и разрабатывался перспективный тяжёлый истребитель пятого поколения. Известны несколько названий проекта: И-90, С-22, С-32 и предшественник С-37.

С конца 60-х уже были попытки использовать в КБ «Сухого» КМ (композитные материалы) для облегчения конструкции, но их характеристики (углепластика) не были устойчивыми на тот период времени. Сейчас это качественный материал до 8 м длины, из него и сделаны панели для «Беркута».

Особенностью конструкции самолёта являются КОС (крылья обратной стреловидности). Свою историю они начали с 1930-х гг., когда впервые в августе 1934-го планер БП-2 принял участие в соревнованиях в Коктебеле (СССР, Крым). Это была разработка советского учёного В.Н.Беляева.

Преимуществом конструкторского решения стали высокие показатели управляемости и устойчивости полётов. Тогда же были проведены испытания в ЦАГИ (центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Е.Жуковского) в аэродинамической трубе, а также совершён полёт Коктебель-Москва.

 В авиастроении советской России такая конструкция не применялась до 1950 г., с ней вновь столкнулись в 1944 г., когда Германия начала поставлять на фронт реактивный бомбардировщик Ju-287 со скоростью 815 км/ч. В 1945 – 1947 гг. конструктор П.П.Цыбин создаёт планер ЛЛ-3 с КОС, скоростью 1150 км/час.

С конца 1946-го г. ОКБ Ильюшина поручено создать пассажирский самолёт с безопасным завершением взлёта в случае отказа одного из двух двигателей. Так, на замену Ил-12 в 1950 г. приходит Ил-14 с КОС, после доработки это уже был Ил-14П, который в 1952 г.

становится безопасным, и легче в пилотировании и при коротком взлёте-посадке, скорость увеличена на 30 км/ч.

Итак, с 1983 по 1988 гг. С-22 разрабатывается для ВВС СССР в качестве проведения исследовательских работ, которые должны дать результаты для создания истребителей нового, уже пятого поколения. С 1988 г. прекращено финансирование и проект закрывается. К этому времени в Советском Союзе успешно создаются и производятся авианосцы. В 1988 г.

на него получен заказ от ВМФ, не имевшего в своём арсенале скоростных истребителей для длительного выполнения задач. Новый проект был назван Су-27КМ. С поражением в «Холодной войне» от Запада, с приходом 1990-х финансирование работ прекращается. КБ «Сухого» продолжает работы в режиме экономии.

Результатом становится появление С-37 в воздухе в 1997-м году. Общественность увидела его после доработки в 1999 г. под аббревиатурой Су-47 в салоне МАКС. В иностранной прессе 1994 – 1996 гг. говорилось о проведении разработок в России самолёта с КОС.

Представители «Сухих» отрицали любые просочившиеся сведения, пока не вышел журнал «Вестник воздушного флота» в 1996 г., где был силуэт Су-27М с КОС.

Известные преимущества КОС

О лучшей управляемости машин с крыльями обратной стреловидности уже много написано и доказано практикой полётов, что полностью соответствует концепции КБ «Сухого» о сверхманевренности. Поэтому этот проект обязательно будет когда-нибудь доработан.

Компоновка КОС удачная для распределения давления, где часть нагрузки принимает ПГО (переднее горизонтальное оперение). Выход истребителя из состояния «Штопор» намного легче.

 Одним из главных преимуществ, которых нет в западных технологиях, это большая подъёмная сила сорокатонных «Сухих», позволяя сократить взлётный разбег до 90 м. без толкателей и трамплина.

Это грозное технологическое превосходство отечественных авианосцев, которые давно нужны для страны. Вторым из основных преимуществ является уменьшенная обнаруживаемость для РЛС, что важно при разработке стелс-технологий.

Недостатки КОС

Главным недостатком есть упругая дивергенция крыла. Это когда при достижении высоких скоростей КОС скручиваются, так возникает опасность разрушения. Поэтому приходится дополнительно применять продольную балансировку, из-за смещения аэродинамического фокуса.

Сделав конструкцию более жёсткой, конструкторы получили следующую проблему – увеличилось лобовое сопротивление.

Взамен алюминию и титану пришли лёгкие композитные материалы из углепластика, которые сегодня уже высокого качества и с успехом применяются на Су-47 и ПАК ФА, но и они ещё несовершенны.

Вот в США недовольны своим невидимкой Раптор-22 за то, что машина менее живуча от традиционных материалов. Да и понятие «Невидимка» ещё очень даже условное. Правда, об этом все подробности не говорятся, а самолёты стелс из углепластика производятся в США, а с 2016 г.

будут и в РФ. Но Су-47 «Беркут» так и не принимается к серийному производству, оставаясь летающей лабораторией для следующих перспективных поколений. Возможно, он уже лишён недостатков и полностью готов к службе, а последняя его версия достанется обновлённому ВМФ России.

Читайте также:  Советский многоцелевой вертолет ми-4: история, описание и характеристики

Материалы для Су-47 «Беркут»

Материалы для производства схожи с моделями на базе Су-27, отдельного внимания заслуживает конструкция крыльев.

Планер рассматриваемого самолёта состоит из большого количества композитных материалов, что позволяет снизить вес, увеличить эксплуатационный ресурс в 1,5 – 3 раза, сократить затраты на сборку на 50%.

Эти материалы позволяют выдерживать огромные тепловые нагрузки, изолировать металлический корпус и кабину пилота от высоких температур.

Как решались недостатки технологии

На раннем этапе, при работе над С-22 определились с конструкцией для КОС. Принято было решение сделать жёсткое крыло из лёгкого углепластика, количество металла сократилось максимально. Кроме того, у крыла стали отклонятся носки для лучшей обтекаемости на больших углах атаки – получились отличные характеристики.

Поэтому С-47 внешне не отличить от С-22 (середина 1980-х). Этот проект был сделан по аэродинамической схеме «Утка». С-22 имел одну однотипную силовую установку, нужен был новый двигатель. Так и появился С-32, с двумя двигателями ТРДДФ РД-79М, тяговое усилие которых составляло 18 500 кгс.

Длительность полёта увеличилась при сверхскоростях без форсажа.

В 1988 г. ВМФ СССР остро нуждался в палубной авиации типа Су-27 и Миг-29. Адмиралам идея с С-32 для авианосцев пришлась по вкусу. Через несколько месяцев они получили готовый проект Су-27КМ, после доработки С-32-го. Вооружённость его была та же, что и на Су-33. Вес снаряжённого истребителя составил 40 тонн.

Двигатели РД-79М не справлялись с взлётом с трамплина авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова». Проект С-32 был не нужен руководителям времён распада страны, в 90-е он имел статус «Инициативный».

В таком случае от чудо-правителей полагался единственный самолёт для получения результатов испытаний, это был уже С-37.

Характеристики «Беркута»

Самолёт С-37 был переименован в Су-47 к международной выставке 2001 г. – это интегральный продольный триплан, он легко выполняет все элементы кобрирования, угол атаки 1200. Вес машины 19 500 кг, 13% из углепластика.

Бортовые системы, шасси, фонарь и много чего другого те же, что и у всех последних моделей Су. Возможности нести боевую нагрузку соответствуем новейшим «Сушкам» – 8 т. Крыло самолёта (на 90% композиционное) в передней кромке -200, в задней -370.

Вертикальное оперение меньшей площади, чем у семейства Су.

Сверху на крыле есть дополнительные воздухозаборники, нужные при взлёте, посадке и маневрировании. Их каналы изгибаются, так что лопатки компрессора не видно спереди – вражеские РЛС имеют трудности с фронтальным обнаружением «Беркута».

Двигатели: два Д-30Ф11 (15600 кгс) с обратным вектором тяги легко поднимают машину 25,6 т, давая возможность летать при 2200 км/ч и на 1400 км/ч низко над землёй, подниматься до 18 км высоты. Есть все средства связи. Закрытый и большой грузовой отсек ПАК ФА достался от Су-47, в 2006 и 2008 он обновлялся – это одно из значимых новых технологических решений.

Перспектива

Люди спорят, будут или нет лететь «Беркуты». Натовцы заняты аналогичными разработками. А в ВВС России уже располагают большой положительной и отрицательной информацией о КОС и КМ, возможностях РЛС и РЭБ.

Наверное, пока что машины типа Су-47 не обладают такими преимуществами, чтобы стать на вооружение. Всё равно это «Туз» в рукаве отечественных конструкторов и Армии России.

Может быть, наработки ещё не достигли логики научных знаний, как это было не раз в нашей истории.

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/25-voennaya-aviatsiya/193-su-47-berkut-unikalnoe-voennoe-samoljotostroenie-rossii

Су-47 «Беркут». Перспективный истребитель. (Россия)

Су-47 «Беркут». Перспективный истребитель. (Россия)

Су-47 «Беркут» — проект российского перспективного многоцелевой истребитель, разработанный в ОКБ им. Сухого. В 1980 году в ОКБ им. П.О. Сухого совместно с отраслевыми научными центрами начались исследования проекта истребителя с крылом обратной стреловидности (КОС).

Работы по нему велись параллельно с исследованиями истребителей, имеющих другие аэродинамические компоновки. При создании самолета возникала весьма сложная проблема упругой дивергенции крыла.

Попытки увеличения жесткости КОС, имеющих традиционную конструкцию, приводили к недопустимому возрастанию массы. Однако В 80-х годах был разработан метод борьбы с дивергенцией посредством специального расположения осей жесткости крыла (т. е.

путем направленной деформации кручения), компенсирующего поворотом сечений рост углов атаки на изгибе. Требуемый эффект можно получить специальным выбором направлений армирующих нитей композитного крыла.

Су-47 «Беркут». Перспективный истребитель. (Россия)

В рамках программы создания истребителя пятого поколения рассматривался самолет с крылом обратной стреловидности (КОС).

Основными преимуществами данной компоновки являются: значительное увеличение аэродинамического качества при маневрировании, особенно при малых скоростях; большая подъемная сила по сравнению с крылом прямой стреловидности, имеющим одинаковую площадь, а следовательно, и большая грузоподъемность (до 30%); увеличение дальности полета на дозвуковых режимах за счет меньшего балансировочного сопротивления; лучшая управляемость на малых дозвуковых скоростях (и, как следствие, улучшение ВПХ); улучшение условий работы крыльевой механизации (что также сокращает взлетную и посадочную дистанции); меньшая скорость сваливания; улучшенные противоштопорные характеристики; увеличение внутренних объемов планера, особенно в местах стыка крыла и фюзеляжа, что обеспечивает лучшие условия для формирования внутренних грузоотсеков.

Несмотря на предпочтение, отданное ВВС проекту истребителя ОКБ им. А.И.Микояна, работы в ОКБ Сухого по самолету с КОС были продолжены. В огромной степени это заслуга генерального конструктора Н.П.Симонова, сумевшего сохранить перспективную тематику вопреки неблагоприятным «внешним обстоятельствам».

Определенный вклад в формирование облика истребителя пятого поколения с КОС внес и генеральный конструктор НПО «Звезда» Г.И.Северин, предложивший принципиально новую концепцию катапультного кресла изменяемой геометрии, обеспечивающего летчику возможность ведения маневренного воздушного боя со значительно более высокими, чем на прежних истребителях, перегрузками.

Это позволяло максимально использовать маневренные преимущества самолета с крылом обратной стреловидности.

Однако в ходе проектирования самолета выяснилось, что конструкция машины перетяжелена. Это потребовало радикального пересмотра проекта, создания фактически нового истребителя. Учтя опыт работ и основываясь на имеющемся научно-техническом заделе, в ОКБ им. П.О.

Сухого приступили к разработке нового истребителя с КОС, получившего индекс «С-32». По одному из вариантов С-32 предполагалось оснастить двумя ТРДДФ РД-79М (2 х 18.

500 кгс) с системой управления вектором тяги (модернизированный вариант двигателя РД-79, созданного для самолeтa вертикалиного взлета и посадки Як-141), В дальнейшем было принято решение установить на истребитель двигатель пятого поколения АЛ-41Ф.

При создании самолета С-32 самое серьезное внимание уделялось вопросам снижения радиолокационной заметности (в этой области ОКБ им. П.О.Сухого располагало значительным опытом, полученном в ходе разработки тяжелых бомбардировщиков, в частности – самолета Т-4ТМ).

Первоначально, до 1991 года, совместно с Иркутским авиазаводом предполагалось построить несколько опытных машин (для летных и статических испытаний).

В дальнейшем, когда государственное финансирование программы фактически прекратилось и она приобрела статус “инициативной”, было принято решение о постройке лишь одной “экспериментальной” машины, получившей индекс “С-37”.

После “обжатия” на статиспытаниях до нагрузок, не превышающих эксплутационные, самолет предполагалось использовать и для летных испытаний. Современные методы статических испытаний позволили с высокой точностью оценить прочность конструкции, не доводя ее до разрушения.

В результате удалось значительно ускорить программу и снизить ее стоимость. Из за отсутствия “штатных” двигателей было решено в качестве временной меры установить на машину два ТРДДФ Д-30Ф6 (2 х 15.

600 кгс), созданных для истребителя МиГ-31. В дальнейшем самолет должен быть переоснащен двигателями пятого поколения АЛ-41Ф, снабженных системой УВТ.

С новыми ТРДДФ он получит способность совершать длительный крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Летом 1997 года опытно-демонстрационный самолет, получивший обозначение «С-37» (позднее ставший Су-47) и имя «Беркут» уже находился на территории ЛИИ им. Громова в г. Жуковском.

В сентябре начались скоростные рулежки, а уже 25 числа того же месяца самолет С-37 «Беркут», пилотируемый летчиком-испытателем Игорем Вотинцевым, совершил свой первый полет Первая серия испытаний продолжалась до весны 1998 года после чего самолет был поставлен на доработку. Позже летные испытания возобновились.

Су-47 «Беркут». Перспективный истребитель. (Россия)

В 1999 году самолет Су-47 «Беркут» был включен в государственный оборонный заказ, что должно улучшить финансирование программы.

Сегодня Су-47 «Беркут» рассматривается, в первую очередь, как экспериментальный самолет, предназначенный для летной проверки новых технических решений и демонстрации технологий (в частности, средств снижения заметности), а также отработки элементов сверхманевренности. В дальнейшем он должен стать прототипом высокоманевренного многофункционального истребителя пятого поколения.

Самолет Су-47 «Беркут» выполнен по аэродинамической схеме «интегральный неустойчивый триплан» с высокорасплoженным крылом обратной стреловидности, цельноповоротным ПГО и цельноповоротным задним хвостовым оперением относительно небольшой площади.

Обеспечивается возможность выполнять динамическое торможение с выходом на углы атаки до 120° на скоростях от предельно малых до сверхзвуковых.

При создании самолета реализована принципиально новая технология, позволяющая изготавливать детали обшивки в плоском виде, после чего формообразовыватъ их в поверхности двойной кривизны, имеющие сложную конфигурацию и стыковать между собой с высокой точностью.

Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности самолета и свести к минимуму крепеж. Это не только облагородило аэродинамику и снизило массу планера, но и уменьшило его радиолокационную заметностъ.

Конструкция планера на 13% по массе выполнена из композиционных материалов (в дальнейшем процент использования КМ должен быть существенно увеличен).

На самолете применены принципиально новые «интеллектуальные» композиционные материалы для самоадаптирующихся и саморазгружающихся конструкций.

Ряд элементов (фонарь, шасси, некоторые бортовые системы), для снижения стоимости и ускорения работы но программе, заимствован у серийных истребителей семейства Су-27.

Крыло обратной стреловидности (по передней кромке -20°, по задней -37°) в консольной части и прямой стреловидности – в корневой имеет удлинение порядка 4,5 и выполнено на 90% из композиционных материалов. Консольная часть крыла выполнена складной.

Ее передняя поверхность снабжена отклоняемым носком, а всю заднюю поверхность занимают одно секционный закрылок и элерон. Имеется развитый корневой наплыв, к которому крепится цельноповоротное ПГО, имеющее трапециевидную в плане форму Стреловидность ПГО по передней кромке +50°, по задней кромке -16°.

Цельноповоротное заднее хвостовое оперение имеет стреловидность по передней кромке 50°.

Су-47 «Беркут». Перспективный истребитель. (Россия)

Фюзеляж выполнен, и основном, из алюминиевых и титановых сплавов. Его сечение близко к овальному. Передняя часть носового обтекателя выполнена «приплюснутой», с оребрением. В хвостовой части расположены два обтекателя, которые в дальнейшем могут быть использованы для размещения различного радиоэлектронного оборудования.

Вертикальное оперение конструкционно подобно оперению самолета Су-27, однако имеет значительно меньшую относительную площадь (это достигнуто за счет аэродинамической компоновки, обеспечивающей повышенную эффективность работы ВО на больших углах атаки).

Читайте также:  «летающая парта» – реактивный учебно-тренировочный самолет aero l-39 «albatros»

Кили имеют развал во внешнюю сторону, что, в сочетании с уменьшенной площадью ВО, снижает радиолокационную заметность самолета.

Фонарь кабины практически аналогичен фонарю самолета Су-27.

Кресло К-36ДМ, установленное на экспериментальном самолете, имеет спинку, наклоненную на 30°, что уменьшает воздействие на летчика высоких перегрузок, характерных для маневренного воздушною боя (в перспективе самолет может быть оснащен усовершенствованным катапультным креслом, обеспечивающим, в частности, спасение летчика на малых высотах из перевернутого положения). Основные опоры шасси снабжены одним колесом и убираются в ниши по бокам воздушных каналов воздухозaбopника. Передняя двухколесная стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед.

Экспериментальный самолет Су-47 «Беркут» снабжен двумя ТРДДФ Д-30Ф6 (2×15.600 кгс) расположенных в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем предполагается переоснащение самолета двигателями АЛ-41Ф с системой управления вектором тяги.

Нерегулируемые воздухозаборники, форма сечения которых близка к сектору круга, расположены под крыльевыми наплывами. Воздушные каналы имеют S-образную форму, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров ТРДДФ.

На верхней поверхности фюзеляжа расположены две створки, служащие для дополнительного забора воздуха при маневрировании и на взлетно-посадочных режимах.

На самолете Су-47 «Беркут» установлена интегрированная система дистанционного управления полетом, способная решать задачи вывода из штопора и пилотирования посредством боковой ручки, разработанная специалистами МНПК «Авионика» и используемая, также на истребителе Су-37 (поколение «4+»), Ведутся работы по созданию для «Беркута» «борта» пятого поколения.

Предусмотрено оснащение истребителя, созданного на базе экспериментального самолета Су-47 «Беркут», современным комплексом БРЭО, включающим импульсно-доплеровскую полнофункциональную БРЛС переднего обзора и радиолокационную станцию заднего обзора.

Перед козырьком остекления фонаря кабины, со смещением вправо, установлен обтекатель оптической головки оптиколокационнй станции.

На  Су-47 «Беркут» вооружение отсутствует. Серийный истребитель, созданный на базе «Беркута», должен нести часть управляемых средств поражения на внутренних узлах подвески. Предусмотрена возможность установки и подкрыльевых узлов внешней подвески. В левом крыльевом наплыве установлена встроенная пушка типа ГШ-301 (30 мм).

Су-47 «Беркут». Перспективный истребитель. (Россия)

Характеристики:

  • Экипаж: 1 человек;
  • Длина: 22,6 м;
  • Размах крыла: 16,7 м;
  • Высота: 6,4 м;
  • Площадь крыла: 56 м²;
  • Площадь ПГО: 5,7 м²;
  • Масса пустого: 19500 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 26500 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 38500 кг;
  • Масса топлива: 12000 кг;
  • Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой;
  • Модель: Р-179-300 (для серийного самолета), Д-30Ф6 (для опытного образца);
  • Тяга: максимальная – 2 × 12400 кгс (Р-179-300), на форсаже – 2 × 17500 кгс (Р-179-300) 2 × 15500 (Д-30Ф6);
  • Предельная скорость на высоте: 2500 км/ч (ограничена на 900 км/ч в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан), у земли – 1400 км/ч;
  • Предельная бесфорсажная скорость: более 1200 км/ч (М=1);
  • Дальность полета: перегоночная (с 2 ПТБ) – 5500 км, на дозвуковой скорости – 4000 км, на сверхзвуковой скорости – 1600 км;
  • Боевой радиус: дозвуковой – 2000 км, сверхзвуковой – 800 км;
  • Продолжительность полета: 6,5 ч;
  • Практический потолок: 20000 м;
  • Длина разбега/пробега: 90 м (возможность взлета по баллистической траектории);
  • Нагрузка на крыло: при максимальной взлетной массе – 624 кг/м², при нормальной взлетной массе – 429 кг/м²;
  • Тяговооруженность: при максимальной взлетной массе – 0,91 кгс/кг, при нормальной взлетной массе – 1,32 кгс/кг;
  • Стрелково-пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1;
  • Боевая нагрузка нормальная: 1000 кг (4 × Р-77 + 4 × 9М100 (планировалось));
  • Боевая нагрузка максимальная: 8000 кг.

Источник: https://modernweapon.ru/aviatsiya/istrebiteli/su-47-berkut-perspektivnyj-istrebitel-rossiya

Российский истребитель Су-47 ( С-37) . Красавец «Беркут»

Российский истребитель Су-47 «Беркут» или С-37 прототип истребителя пятого поколения. Эта красивая мощная машина имеет чёрный цвет, что делает её ещё более грозной и внушительной.

Требования к российскому истребителю пятою поколения предусматривают достижение значительно более высокого, чем у самолетов четвертого поколения, боевого потенциала.

Новые истребители должны отличаться от предшественников повышенной боевой автономностью при круговой осведомленности о тактической обстановке, всережимностью применения, сверхзвуковой крейсерской скоростью, малозаметностью и сверхманевренностью.

Истребитель Су-47 ( С-37) «Беркут» – видео

Часть поставленных задач может быть решена только за счет реализации принципиально новых аэродинамических компоновок. Одной из таких компоновок является компоновка с крылом обратной стреловидности (КОС), позволяющая улучшить, в первую очередь, маневренность самолета на дозвуковых скоростях. В 1980 г. ОКБ им.

П.О. Сухого совместно с отраслевыми научными центрами приступило к разработке истребителя с КОС. До 1991 г. предполагалось построить совместно с Иркутским авиазаводом три опытные машины (две для летных и одну для статических испытаний).

В дальнейшем число самолетов было решено ограничить двумя, а во второй половине 1990-х годов, когда государственное финансирование программы фактически прекратилось и она приобрела статус “инициативной”, было принято решение о постройке лишь одной «экспериментальной» машины получившей индекс С-37.

На самолете Су-47 применены принципиально новые «интеллектуальные» композиционные материалы для самоадаптирующихся и саморазгружающихся конструкций (на долю КМ приходится 13% массы планера).

В фюзеляже, изготовленном в основном из алюминиевых и титановых сплавов, сформировано шесть грузоотсеков, что позволяет отработать элементы размещения вооружения на малозаметных маневренных самолетах.

Консоли крыла Су-47, почти на 90% изготовленного из КМ, выполнены складывающимися. Это, а также применение убирающегося в фюзеляж тормозного гака, позволяет оценить возможности использования С.37 в качестве истребителя корабельного базирования.

Ряд элементов конструкции (фонарь кабины летчика, шасси, некоторые бортовые системы) для снижения стоимости и ускорения работы по программе заимствован у серийных истребителей Су-27 и Су-33. Для самолета создана интегрированная система дистанционного управления полетом, способная решать задачи вывода из штопора и пилотирования посредством боковой ручки.

Пилотирование Су-47 осуществляется без снятия рук с РУС и РУД. Это осуществлено не наращиванием количества управляющих элементов, а посредством более полного использования функциональных возможностей традиционных органов управления и различных комбинаций стереотипных действий.

Многофункциональные пульты управления позволили более рационально организовать работу летчика, обеспечив его в каждый конкретный момент необходимым набором органов управления, локализованных в одном удобном для работы месте. Такие пульты являются ядром комплекса управления БРЭО.

Первый полет самолета Су-47 состоялся 25 сентября 1997 г. К марту 2000 г. было выполнено более 70 испытательных полетов, достигнута сверхзвуковая скорость.

В настоящее время Су-47 рассматривается, в первую очередь, как экспериментальный самолет, предназначенный для летной проверки новых технических решений и демонстрации технологий (в частности, средств снижения заметности), а также отработки элементов сверхманевренности.

В дальнейшем он должен эволюционировать в прототип многофункционального истребителя пятого поколения.
Су-47 оснащен ТРДДФ Д-30Фб. В дальнейшем самолет предполагается оснастить двигателями АЛ-41Ф в классе тяги 20 000 кгс с системой управления вектором тяги.

Другим вариантом является оснащение самолета ТРДДФ Р79М-300 (18 500 кгс) с системой УВТ (обеспечивающей отклонение вектора тяги в вертикальной плоскости на угол ±20°), цифровой системой управления и усовершенствованной камерой сгорания. Использование новых двигателей обеспечит самолету способность выполнять сверхзвуковой крейсерский полет на бесфорсажном режиме.

Тактико-технические характеристики истребителя Су-47 (С-37) «Беркут»

Двигатель, тип х кол, название ТРДДФх2, Д-30Ф6
Тяга: форсажная, кгс 15 600
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 16,70 / 56,00
Длина самолета / высота самолета, м 22,60 / 6,40
Масса: максимальная взлетная, кг 34 000
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч 2200 / 1400
Практический потолок, м 18 000
Максимальная дальность, км 3300
Экипаж, чел.  1

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zagopod.com/blog/43554001787/prev

Самолёт Су-47 Беркут или С-37

Су-47 Беркут (также известен как С-37, НАТО – Firkin) – российский палубный самолет, с обратной стреловидностью крыла.

В 80-х годах в конструкторском бюро им. Сухого обсуждалось модернизация Су-27 путем установления на самолет крыла с обратной стреловидностью, позже поступил заказ от ВМФ на такой самолет, в результате проект получил название Су-27КМ.

После распада СССР проект заморозили, и только благодаря самостоятельным финансированию ОКБ Сухого 24 сентября 1997 года прототип самолета поднялся в воздух.

В 1999 году на выставке МАКС самолет был представлен под именем С-37 Беркут, а в 2001 году на этой же выставке его переименовали в Су-47 Беркут.

Корпус Су-47 Беркут представляет собой продольный интегральный триплан с крылом обратной стреловидности. На корпусе имеются отсеки, куда прячется оружие, с целью снижения заметности самолета на радарах (эта идея позже была применена на самолете Т-50). Сам же фюзеляж Су-47 сделан из композитных материалов, этот материал хоть и хорош, но не настолько крепок как алюминий и титан.

На прототип Су-47 Беркут установлено два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой двигателя Д-30Ф6. На серийный самолет будет установлены два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой двигателя Р-79М-300.

С максимальной тягой в 12400 кгс (на форсаже 17500 кгс), способные разогнать Су-47 до 2500 км/ч. Двигатели способны разогнать самолет еще быстрее, но, к сожалению, не выдержит корпус, и поэтому скорость снижена на 900 км/ч.

Максимальная боевая нагрузка Су-47 Беркут составляет 8000 кг. На самолет установлена 30 мм пушка ГШ-301 и планировалось установить 4 ракеты Р-77 и 4 ракеты 9М100.
Сейчас в ОКБ Сухого строят второй экземпляр Су-47 Беркут, что дает надежду на дальнейшее развитие этого уникального самолета.

Больше картинок и фотографий самолётом Су-47 Беркут вы можете посмотреть в нашей галерее.

Характеристика: Длина – 22,6 м Высота – 6,4 м Размах крыла – 16,7 м Площадь крыла – 56 кв.

м Масса: пустого – 19500 кг максимальная – 38500 кг топлива – 12000 кг Боевая нагрузка – 8000 кг Двигатель – два ТРДДФ Д-30Ф6 (серийный Р-79М-300) Максимальная тяга: обычный полет – 12400 на форсаже – 17500 кг/см Скорость: максимальная – 2500 км/ч крейсерская – 1200 км/ч Дальность полета – 4000 км Боевой радиус – 800-2000 км Практический потолок – 20000 м Максимальная перегрузка – 9 g Экипаж – 1 пилот

Читайте также:  Пассажирский турбовинтовой самолет ан-24

Произведено – 1 шт.

Видео:

Воздушный бой с Су-47:

Источник: http://unikteh.ru/2011/palubnyj-samolet-su-47-berkut/

Фото Су-47 “Беркут”

Су-47 – созданный в единственном экземпляре истребитель палубной авиации, проектная разработка ОКБ Сухого для ВМФ России. Опыт создания и испытаний этой машины был впоследствии применен при разработке первого российского истребителя 5-го поколения ПАК ФА.

Первоначально (с 1983 года) Су-47 разрабатывался в качестве конструктивной задачи по созданию перспективной машины с крылом обратной стреловидности (С-37). В 1988 году данный проект был передан в ВМФ и трансформировался в палубный истребитель (Су-27КМ). Кризис начала 1990-х годов привел к остановке финансирования проекта, но работа над ним продолжилась в виде собственных исследований КБ.

Су-47 “Беркут”

Летающий прототип машины был создан в 1997 году и показан на МАКС-1999. Свое окончательное наименование Су-47 «Беркут» самолет получил на МАКС-2001. Созданный опытный экземпляр машины остается единственны.

Как отмечает само КБ, самолет изначально воспринимался как экспериментальная разработка для изучения нестандартной схемы планера и решения других исследовательских задач, и не планировался к серийному производству.

Су-47 “Беркут” на МАКС-2001Су-47 “Беркут” на МАКС-2001Су-47 “Беркут” на МАКС-2003Су-47 “Беркут” на МАКС-2003Су-47 “Беркут” на МАКС-2003

Су-47 строился с активным использованием композитных материалов, в частности углепластика. Это позволило добиться желаемых характеристик при одновременном снижении трудозатрат на производство.

В планере применяется крыло обратной стреловидности (КОС), образующее вместе с фюзеляжем общую систему. Такая схема придает истребителю чрезвычайно характерный внешний вид, резко отличающий его от других российских машин.

Использование КОС в сравнении с обычной схемой дает самолету следующие преимущества:

  • повышенная маневренность на дозвуковых скоростях;
  • увеличена подъемная силы крыла в сравнении с обычным крылом того же размера;
  • лучшая управляемость при взлете и посадке;
  • повышенная способность сопротивляться сваливанию, в том числе в штопор;
  • такое размещение крыльев дает возможность вынести грузовые отсеки (в том числе с вооружением) практически в центр тяжести самолета.

В то же время, такое крыло подразумевает и целый ряд минусов (например, недостаточная прочность крыльев для полетов на высоких скоростях), которые в основном удалось преодолеть на Су-47.

В целом конструкция Су-47 делает его высокоманевренным, способным быстро изменять угол атаки и направление полета как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях. Его максимальная скорость на высоте достигает 1,6 М (с форсажем).

Серийные машины предполагалось оснащать современной цифровой авионикой (включающей навигационный комплекс), подобной системе, реализованной на Су-30. Размещение радарных систем предполагало полный круговой обзор РЛС самолета.

Су-47 “Беркут”Су-47 “Беркут”Су-47 “Беркут”Су-47 “Беркут”

Концепция этого самолета предполагала использование в качестве основного оружия УР средней дальности. Ракеты типа РВВ-АЕ способны выполнять самонаведение на цель и могут быть расположены в грузовых отсеках Су-47. Их последние модификации имеют большие скорость и дальность поражения.

В качестве основной ракеты ближнего боя предполагалось использовать прошедший испытания вариант ракеты Р-73, названный К-74. Эти ракеты отличались улучшенной системой самонаведения и тепловой головкой новой конструкции, позволяющей выполнять поражение целей на расстоянии до 40 км.

Вооружение для ударов по наземным и морским целям предполагалось стандартное: УР «воздух-поверхность» и корректируемые авиабомбы различных калибров.

Стандартной оставалась и 30-мм авиапушка ГШ-30-1.

Поскольку существующий экземпляр использовался для изучения полетных характеристик, вооружение на него не монтировалось.

Су-47 “Беркут” на МАКС-2005Су-47 “Беркут” на МАКС-2007Су-47 “Беркут” и Су-35 на МАКС-2003Су-47 “Беркут”: картинка

Источник: http://komotoz.ru/photo/aviaciya/su-47.php

Су-47 (С-37) «Беркут»

    Первоначально, до 1991 года, совместно с Иркутским авиазаводом предполагалось построить несколько опытных машин С.32 (для летных и статических испытаний).

В дальнейшем, когда государственное финансирование программы фактически прекратилось и она приобрела статус «инициативной», было принято решение о постройке лишь одной «экспериментальной» машины, получившей индекс «С-37». После «обжатия» на статиспытаниях до нагрузок, не превышающих эксплуатационные, самолет предполагалось использовать и для летных испытаний.

Современные методы статических испытаний позволили с высокой точностью оценить прочность конструкции, не доводя ее до разрушения.
    В результате удалось значительно ускорить программу и снизить ее стоимость.
Из-за отсутствия «штатных» двигателей было решено в качестве временной меры установить на машину два ТРДДФ Д-30Ф11 (2 х 15.

600 кгс) – модификацию Д-30Ф6, созданных для истребителя МиГ-31. В дальнейшем самолет мог быть переоснащен двигателями пятого поколения АЛ-41Ф (2 х 20.000 кгс), снабженных системой УВТ.     Крупногабаритные толстостенные панели крыла из углепластика были изготовлены на «Обнинском научно-производственном предприятии «Технология».

    Постройка планера машины была завершена к середине 1996 г. и после цикла прочностных испытаний в конце года он был передан для достройки. К маю 1997 г. были закончены все основные монтажно-сборочные работы и в середине июля самолет перевезли на ЛИС ОКБ на территории ЛИИ им. Громова в г.Жуковском.

    В сентябре начались скоростные рулежки, а уже 25 числа того же месяца самолет, получивший обозначение «С.37» и имя «Беркут» совершил свой первый полет. Его пилотировал летчик-испытатель И.В.Вотинцев. Первая серия испытаний продолжалась до весны 1998 года после чего самолет был поставлен на доработку. Позже летные испытания возобновились.

    С марта 1998 г. (согласно пресс-релизу АООТ “ОКБ Сухого”, 2000 г.) главным конструктором самолета является С.С.Коротков.

    В 1999 году самолет С.37 был включен в государственный оборонный заказ, что должно улучшить финансирование программы.

«Беркут» рассматривается, в первую очередь, как экспериментальный самолет, предназначенный для летной проверки новых технических решений и демонстрации технологий (в частности, средств снижения заметности), а также отработки элементов сверхманевренности. В дальнейшем он должен стать прототипом высокоманевренного многофункционального истребителя пятого поколения.

    В августе 1999 г. С-37 впервые продемонстрировал пилотаж на авиасалоне МАКС'99. Позднее ему было присвоено наименование Су-47.     В марте 2000 г. «ОКБ Сухого» приступило к следующему этапу испытаний «Беркута», уже включая диапазон сверхзвуковых скоростей. В 2000 года С-37 завершил программу «Сверхзвук», его общий налет составил 149 часов.

    Летные испытания С-37, продолжавшиеся несколько лет, показали, что справиться с тряской, к сожалению, ОКБ Сухого не удалось.

  • Описание конструкции, ТТХ и схема.

Источники информации:

Источник: https://TestPilot.ru/russia/sukhoi/s/37/s37.php

Су-47 “Беркут” | Армия и вооружение

В конце 1970-х годов в Советском Союзе стартовали работы по проекту «И-90″  истребителя 5-го поколения. Целью программы было изучение разнообразных аэродинамических решений для летательного аппарата, в том числе и идея с обратной стреловидностью крыла.

Данная схема предвещала многочисленные позитивные качества будущего самолета.

Так, значительно возрастали аэродинамического качества при малых скоростях во время маневров; снижение балансировочного сопротивления при малых скоростях давало меньший расход топлива; равное по площади крыло обратной стреловидности давало большую подъемную силу, чем обычное.

В 80-м году опытно-конструкторское бюро им. П.О.Сухого начало проектировать истребитель под индексом С-22, который имел крыло обратной стреловидности. Руководил программой главный конструктор В.С.Конохов, вскоре его заменил М.А.Погосян, а с 1998 года проект возглавил Коротков С.С..

В процессе изысканий инженеры встретили значительное затруднение, касающееся закручивания с последующим разламыванием крыла (упругая дивергенция). Упрочнение конструкции, за счёт увеличения металлической составляющей, приводило к существенному возрастанию массы крыла. На выручку пришёл новый на тот момент материал – углепластик.

Армирование нитями углепластика производили с целью создания ребер жесткости, и за счёт индукционной упругой дивергенции компенсировали возрастание углов атаки на изгибе.

Су-47 “Беркут”

Несмотря на новые технологические решения, разработчики всё-таки столкнулись с проблемой излишней массы самолета. Параллельно менялись и изощрялись желания заказчика. Исходя из этого, в 1980-х
опытно-конструкторское бюро затеяло новый проект под индексом С-32.

Обсуждались варианты установки двигателя с устройством регулирования вектора тяги Р-79М-300 (усовершенствованная модель от Як-141). Затем были планы по установке двигателя 5-го поколения АЛ-41Ф. Злополучный 1991 год повлиял на потоки финансирования программы, теперь она обеспечивалась средствами ОКБ.

В связи с недостатком денег конструкторы построили один опытный экземпляр под индексом С-37, имеющего миговский двигатель Д-30Ф6.

Прототип C-37 изначально существовал для экспериментов в статике, поводящихся при нагрузках, которые не больше эксплуатационных. 25 сентября 1997 года самолет впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ в Жуковском под управлением лётчика-испытателя Вотинцева.

Чуть позже перспективный истребитель был продемонстрирован правительству. Вплоть до 1998 года проходили летные испытания нового самолета. Летом 1999 года летательный аппарат был выставлен на экспозиции Московского аэрокосмического салона.

В 2001 году истребитель получил индекс Су-47 и наименование “Беркут”.

«Беркут« вместе с Су-35УБ

Необычный самолет выполнен по конструкции «триплан-тандем» с высокорасположенным крылом обратной стреловидности (-20° по передней кромке). Крыло имеет цельноповоротное ПГО с уголом стреловидности по передней кромке 50°.

Цельноповоротный стабилизатор имеет угол стреловидности по передней кромке 75°. Консоли крыла складывающиеся.  Фюзеляж типа полумонокок овального сечения, изготовлен из титановых  и алюмининевых сплавов.

Передняя часть носового обтекателя создана приплюснутой, с оребрением.

Истребитель имеет трёхопорное шасси, с носовой стойкой, и после взлета оно складывается в фюзеляж. Силовая система представлена двумя двухконтурными ТРД Д-30Ф6.

Ряд агрегатов схемы (фонарь, шасси, катапультное кресло К-36ДМ) взяты от самолета Су-27. В состав устройств истребителя включены интегрированный комплекс дистанционного управления полётом (такая же как и на Су-37).

Вооружение состоит из ракет средней дальности Р-27, 30-мм пушки ГШ-301, ракет ближнего боя Р-73.

Схема Су-47

При изготовлении Су-47 “Беркут” применяется перспективная технология, которая позволяет создавать детали обшивки в плоской форме, затем изменять в поверхности двойной кривизны, имеющие сложную конфигурацию, и стыковать их между собой с высокой точностью.

Использование крупногабаритных панелей (до 8 м длиной) позволяет свести к минимуму крепёж и достигнуть значительной гладкости поверхности. В целях обеспечения низкой РЛ-заметности применяется особенное покрытие и уникальные инженерные решения (крыло обратной стреловидности , изменение каналов воздухозаборников, конформная подвеска оружия).

В схеме обширно применяются композиционные материалы (крыло — на 90% по весу).

В 1999 году самолёт С-37 был включён в государственный оборонный заказ. Сейчас истребитель является экспериментальным, необходимым для лётной проверки новых технологических решений, демонстрации технологий и отработки элементов сверхманевренности. В дальнейшем он должен стать прототипом сверхманевренного многофункционального истребителя.

Источник: http://warinform.ru/News-view-258.html

Ссылка на основную публикацию