Президент азербайджана: обязанности и основные сферы влияния

Почему президент Азербайджана назначил жену вице-президентом :: Политика :: РБК

Президент Азербайджана Ильхам Алиев за «многогранную и успешную деятельность» назначил свою супругу Мехрибан первым вице-президентом. Оппозиция критикует президента за установление феодальной модели власти

Мехрибан Алиева и Ильхам Алиев (Фото: Philippe Wojazer / Reuters)

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 21 февраля назначил первым вице-президентом страны свою супругу Мехрибан Алиеву.

Представляя первую леди в новом качестве на заседании Совета безопасности страны, президент рассказал, что Алиева «долгие годы играет важную роль в общественно-политической, культурной жизни страны», с 2005 года проделала огромную работу на посту депутата, успешно руководила Оргкомитетом первых Европейских игр, которые прошли в Баку в 2015 году, занималась благотворительностью. «Эта многогранная и успешная деятельность сыграла основную роль в принятии мною данного решения», — сообщил президент (цитата по ТАСС).

На новом посту Алиева пообещала руководствоваться принципами человеколюбия, милосердия и превыше всего ставить интересы Азербайджана.

Пост первого вице-президента был учрежден в Азербайджане недавно, после того как в Конституцию на референдуме в сентябре прошлого года были внесены изменения.

Институт вице-президентства — это усиление «исполнительной воли» государства, объяснял необходимость введения нового поста зампредседателя комитета по правовой политике парламента Ровшан Рзаев.

В соответствии с Конституцией первый вице-президент берет на себя полномочия президента, если тот не способен исполнять свои обязанности.​ Новая Конституция предусматривает и пост простого вице-президента. Однако о назначении на этот пост пока не сообщалось.

Председатель оппозиционной партии «Мусават» Ариф Гаджили заявил РБК, что назначение супруги президента подтверждает «давно установленный факт» создания в стране «семейного правительства».

Это решение президента «тянет Азербайджан в средневековье, к феодализму, может привести и правящие органы, и общество в целом к обострению отношений», полагает в разговоре с РБК бывший кандидат в президенты от партии «Мусават» Иса Гамбар (в 1992 году политик недолго исполнял обязанности президента).

Не было ни одного решения главы государства, которое оппозиция не критиковала бы, указывает азербайджанский политолог Тофик Аббасов.

Ключевую роль при выборе первого вице-президента сыграла успешная работа Алиевой на посту депутата, активность в социальном блоке, высокий рейтинг среди избирателей, уверен он.

Аббасов отмечает, что Мехрибан Алиева — креативный человек, а к работе правительства у президента были претензии. Алиева сможет активизировать поиск новых моделей развития и программ для страны, уверен эксперт.​

Династия Алиевых

Ильхам Алиев руководит Азербайджаном с 2003 года. До этого в течение десяти лет (вплоть до своей смерти) во главе страны стоял его отец — Гейдар Алиев. В 2009 году референдумом были отменены ограничения на количество сроков пребывания на посту президента одного и того же лица.

Благодаря изменениям в Конституции, утвержденным осенью прошлого года, срок президентских полномочий был увеличен с пяти до семи лет. Также были отменены возрастные ограничения для кандидата в президенты. Единственный сын Ильхама и Мехрибан Алиевых — Гейдар — родился в 1997 году.

К выборам 2025 года он достигнет 28-летия и с учетом изменения правил выдвижения сможет претендовать на пост президента, указывал доцент РГГУ Сергей Маркедонов.

В азербайджанском истеблишменте давно ходили разговоры о том, что власть нужно удерживать в семье и необходим если не наследник, то некая дополнительная фигура в поддержку президента, поэтому назначение супруги на пост вице-президента нормально и ожидаемо, рассказывает эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко. Главное в этом решении то, что власть остается в одной семье, в одной династии, уверен Малашенко.

У Мехрибан Алиевой и так был крайне высокий статус в иерархии власти, назначение его лишь формализовало. На случай форс-мажорных обстоятельств или обострения внутриполитической ситуации лучше, чтобы власть оставалась у того, кому доверяют элиты, говорит старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.

Путь Мехрибан Алиевой

Мехрибан Алиева родилась 26 августа 1964 года в Баку.

В 1988 году с отличием окончила 1-й Московский государственный медицинский институт им. И.М. Сеченова. В 2005 году защитила диссертацию на тему «Эвтаназия и проблема гуманности в медицине».

С 1983 года в браке с Ильхамом Алиевым. У них трое детей: две дочери, Лейла и Арзу, и сын Гейдар.

В 2004 году стала президентом фонда Гейдара Алиева, учрежденного в честь скончавшегося в 2003 году президента.

Мехрибан Алиева — член исполнительного комитета Национального олимпийского комитета Азербайджанской Республики. Алиева является заместителем своего мужа на посту председателя правящей партии «Новый Азербайджан».

C 2005 года — депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана​. ​

В 2011 году была награждена французским орденом Почетного легиона, в 2015 году — орденом Гейдара Алиева.

Источник: https://www.rbc.ru/politics/21/02/2017/58ac51c19a794746ae2b4bbe

Президент Ильхам Алиев: Азербайджан успешно выполнил все основные задачи в сфере энергетики (версия 3) (ФОТО)

Азербайджан, Баку, 4 июня /корр. Trend С. Алиев/

Двадцатилетний юбилей международной выставки Caspian Oil & Gas 2013 является большим историческим событием. В течение 20 лет эта выставка ежегодно привлекает все больше компаний, в этот раз в выставке участвуют около 400 компаний, сказал Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении во вторник на открытии выставки Caspian Oil & Gas 2013.

По словам главы государства, это сам по себе показатель, и несмотря на то, что прошло 20 лет, выставка не утратила своей значимости, а наоборот ее значимость еще более возросла.

«Несмотря на то, что основные нефтяные и газовые контракты уже подписаны и зарубежные компании на протяжении долгих лет успешно работают в Азербайджане, тем не менее значимость выставки растет.

И традиционно направляемые в адрес участников выставки поздравительные письма президента США и премьер-министра Великобритании, конечно же, еще раз доказывают, какое большое значение имеет эта выставка», -заявил Ильхам Алиев.

По его словам, за 20 лет Азербайджан прошел большой путь, в энергетическом секторе страны достигнуты большие успехи.

«Двадцать лет назад мы были на начальном этапе работы, и выставка оказала очень большую поддержку и сыграла большую роль в развитии нефтегазового сектора Азербайджана. Во время проведения первой выставки в 1994 году об Азербайджане не так много знали в мире.

Компании, осуществляющие деятельность в нефтяной сфере, знали, что Азербайджан издавна является нефтяной страной, но не имели достаточной информации о реальном потенциале и будущих планах развития страны.

Мы и сами тогда не могли видеть полную картину будущего, как будет развиваться Азербайджан, несмотря на то, что в середине 90-х годов под руководством Гейдара Алиева в Азербайджане была разработана и представлена новая нефтяная стратегия», — сказал Ильхам Алиев.

Сегодня Азербайджан успешно выполнил все стоявшие перед ним основные задачи в сфере энергетики, обеспечил свою независимую экономику, укрепил свою независимость, что является результатом именно этой стратегии, отметил он.

«Азербайджан является прекрасным пространством для международного сотрудничества. У нас есть точные, конкретные планы и на последующие годы, тогда как 20 лет тому назад были только программы, намерения по развитию Азербайджана. Конечно, подписание Контракта века было историческим событием, поворотной точкой. Неслучайно в 1994 году этот контракт был назван Контрактом века.

Сейчас, в 21-м веке, мы можем сказать, что это контракт двух столетий, потому как и сегодня контракт, подписанный в рамках проекта разработки блока нефтегазовых месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли», не потерял своей значимости.

Наоборот, в результате реализации этого контракта открытые новые маршруты и сегодня создают основу для успешного развития и реализации других проектов», заявил Ильхам Алиев.

По его словам, о значимости Контракта века говорилось достаточно. «Хотел бы отметить, что Азербайджан первым открыл Каспийское море для совместной с иностранными компаниями разработки.

И впервые создана транспортная инфраструктура, соединяющая Каспийское море с Черным морем и Средиземным морем, что, в свою очередь, дало толчок для успешного развития и других проектов», — отметил Ильхам Алиев.

По словам главы государства, Азербайджан накопил большой опыт в международном сотрудничестве.

«В Азербайджане в результате реализации Контракта века началось развитие и в других секторах. Создан прекрасный инвестиционный климат, и сегодня Азербайджан занимает первое место на пространстве СНГ по объему прямых зарубежных инвестиций.

Нам удалось превратить нефтяной капитал в человеческий, а доходы от нефтяного сектора направить на развитие ненефтяного сектора.

Ни одно из высказанных в свое время некоторыми аналитиками мнений о том, что Азербайджан ожидает «голландский синдром» или «нефтяное проклятие», не осуществилось, поскольку у нас была продуманная политика, и наша политика в полной мере обеспечивает интересы азербайджанского народа», — сказал Президент Ильхам Алиев.

По его словам, 17 лет тому назад, в 1996 году, в ходе выставки был подписан контракт по разработке азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз».

«Тогда в Европе и в мире в целом газовый фактор не воспринимался серьезно. Поэтому подписание контракта по месторождению «Шахдениз» не вызвало большого резонанса в мировом масштабе.

Но мы знали, что придет время, когда Азербайджан будет известен в мире не только как нефтяная, но и как газовая страна.

Мы знали, что у нас есть очень богатые месторождения газа, и знали, что в результате разработки этих месторождений будет обеспечено долгосрочное и устойчивое развитие страны», — сказал Президент.

В результате реализации проекта «Шахдениз» и успешного международного сотрудничества сегодня именно газоконденсатное месторождение «Шахдениз» оказывает решающее влияние на энергетическую безопасность региона, отметил он.

«Сегодня без проекта «Шахдениз» невозможно представить энергетическую безопасность региона. Говоря об энергетической безопасности, мы подразумеваем в первую очередь природный газ. Если бы не был подписан Контракт века и построен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, то под большим вопросом была бы реализация проекта «Шахдениз».

Именно благодаря наличию маршрутов и успешному трехстороннему сотрудничеству между Азербайджаном, Грузией и Турцией мы добились реализации проекта «Шахдениз».

И в 2006 году, после начала эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, в том же коридоре был построен и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум», — сказал Президент Ильхам Алиев.

Глава государства отметил значение проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP).

«На этой выставке я особо хочу отметить начало реализации проекта Трансанатолийского газопровода как самое важное событие последнего года. Меньше чем через месяц после прошлогодней выставки между Азербайджаном и Турцией было подписано соглашение по проекту TANAP.

Проект имеет очень большое и историческое значение. Я очень рад, что Азербайджан взял на себя основное финансовое бремя, и таким образом для реализации проекта TANAP есть все возможности. Проект является составной частью Южного газового коридора, а может быть, и главной его частью.

TANAP является проектом, требующим больших финансовых затрат. Также должны быть продемонстрированы очень большие технические возможности.

Мы совместно с партнерами готовы это сделать и сделаем это, так как проект TANAP является основным условием успешной реализации Южного газового коридора», — сказал Ильхам Алиев.

В то же время, по словам главы государства, начало реализации проекта TANAP означает реализацию Южного газового коридора.

«Выдвигаются различные мнения по Южному газовому коридору — будет он реализован или нет. Так было и раньше, и сегодня тоже так. Существуют большие проблемы. Как известно, уже длительное время ведутся переговоры по Южному газовому коридору, но кроме переговоров не предпринимается других реальных шагов.

И мы увидели, что если Азербайджан и в этот раз не возьмет на себя основную ответственность, то, вероятнее всего, эти переговоры затянулись бы на несколько лет. Однако мы не можем терять время, так как в этих вопросах фактор времени играет очень важную роль.

Поэтому Азербайджан взял на себя эту большую ответственность, и сегодня для реализации проекта TANAP нет никаких препятствий»,- сказал Ильхам Алиев.

В то же время проект TANAP является очень важным в обеспечении энергобезопасности Европы, отметил он.

«Конечно, это и впредь обеспечит долгосрочное развитие страны. Азербайджан располагает богатыми нефтяными месторождениями, и они еще десятилетия будут служить нам.

Однако мы должны смотреть в будущее, как будет развиваться Азербайджан через 50, 60, 70 лет.

Наличие больших газовых месторождений диктует нам сегодня необходимость вложить инвестиции в этот большой проект, чтобы будущее поколение могло воспользоваться этими возможностями», — отметил Ильхам Алиев.

По его словам, газовых запасов хватит Азербайджану как минимум на сто лет, а может, и больше.

«Таким образом, Азербайджан превратится в незаменимую для Европы страну, экспортирующую газ. Естественно, это имеет и экономические, и другие аспекты. Таким образом, реализация Южного газового коридора имеет для нас очень большое значение.

Я рад, что все стороны, занятые в реализации этого проекта, имеют единое мнение, и считаю, что мы и здесь являемся еще одним примером успешной деятельности энергетической семьи мира, когда производители, поставщики и потребители действуют в одной команде. Между нами нет никаких расхождений во мнениях. Только баланс интересов этих трех сторон может привести к успеху.

Я считаю, что наш успешный опыт в этой области может быть изучен. Этот опыт еще раз показывает, что энергетическая политика не должна превращаться в поле боя. Энергетическая политика должна превратиться в площадку для сотрудничества.

Мы так относимся к этому, и считаю, что опыт, накопленный нами за 20 лет, доказывает, что посредством сотрудничества мы можем достичь больших успехов. Таким образом, Азербайджан, транзитные страны и европейские страны настаивают на реализации Южного газового коридора», — заявил Ильхам Алиев.

Читайте также:  Пассажирский турбовинтовой самолет ан-24

По его словам, в начале 2011 года Азербайджан и ЕС подписали меморандум о стратегическом партнерстве по Южному газовому коридору, который успешно реализуется.

Глава государства отметил, что этот проект привнесет новые моменты в энергетическую карту Европы.

«То есть мы сообща составляем энергетическую карту. Конечно, мы очень хорошо осознаем всю ответственность.

Мы рады, что решения, принимаемые в Азербайджане, в том числе переговоры, проводимые во время этих выставок, и принимаемые решения, превращаются в события большой значимости в мировом масштабе.

Одним словом, успешная энергетическая политика страны давно вышла за пределы Азербайджана. Мы успешно решили все вопросы, связанные с нашей энергетической безопасностью. Нет ни одной невыполненной задачи», — сказал Ильхам Алиев.

По его словам, все усилия Азербайджана связаны с вкладом, который он может внести в международное энергетическое сотрудничество.

«Хочу отметить, что сегодняшний Азербайджан является самым прекрасным примером работ, осуществляемых в энергетическом секторе. Об успешном развитии страны можно многое сказать.

Достаточно посмотреть на города Азербайджана, чтобы каждый увидел, как азербайджанская нефть действительно отвечает национальным интересам азербайджанского народа. Считаю, что продуманной политикой нам удалось направить доходы, получаемые от нефти, на развитие ненефтяного сектора.

Мы смогли вложить большие инвестиции в человеческий капитал. Мы смогли обеспечить полную прозрачность в этой сфере, и сегодня действующий на протяжении около 15 лет Государственный нефтяной фонд Азербайджана занимает одно из передовых мест среди суверенных фондов мирового масштаба.

Государственный нефтяной фонд в полном смысле слова отличается по прозрачности, управлению и соответствию всем критериям», — сказал глава государства.

По его словам, созданная в энергетическом секторе прозрачность позволяет перенести эту положительную практику во все другие сферы, чтобы и там обеспечить эту прозрачность.

«Сегодня мы работаем над этими вопросами. Успешная деятельность Госнефтефонда является для нас стимулом и прекрасной основой.

Прозрачность доходов и расходов в то же время создает возможность, чтобы каждый полученный манат был израсходован правильно и направлен на развитие азербайджанского народа и страны.

Естественно, что мы использовали и используем эти доходы, чтобы развивать страну», — добавил Ильхам Алиев.

С каждым годом увеличиваются доходы Нефтяного фонда, и это является прекрасным опытом, отметил он. В то же время для решения основных проблем в стране ежегодно средства направляются и в другие сферы.

«Именно поэтому нам удалось значительно снизить зависимость от нефтяного фактора, именно поэтому основная часть ВВП Азербайджана формируется в ненефтяном секторе», — сказал Ильхам Алиев.

По его словам, это очень хороший показатель, который подтверждает, что многовекторная политика приносит свои плоды. «Итоги четырех месяцев этого года еще раз подтверждают сказанное мною.

За четыре месяца ненефятной сектор вырос на 11 процентов, что свидетельствует о том, что реализуются все наши инициативы по диверсификации и обеспечивается устойчивое развитие страны», — отметил глава государства.

Президент сказал, что Азербайджан инвестирует крупные средства в инфраструктурные проекты и в новые технологии, в запуск спутника и всестороннее развитие страны. По его мнению, в последующие годы в связи с реализацией концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» страна войдет в ряды развитых стран.

Уже сегодня азербайджанская экономика занимает 46-е место в мире по индексу глобальной конкурентоспособности, и финансовые показатели Азербайджана могут быть примером для любой страны.

По словам главы государства, уровень безработицы в стране составляет 5,2 процента, бедности — 6 процентов, стратегические валютные резервы составляют 70 процентов ВВП, внешний государственный долг — 7 процентов ВВП, создано свыше одного миллиона новых рабочих мест.

«Все это реалии, и, конечно, в основе этих достижений лежит нефтяной фактор. Однако не только нефтяной фактор, но и государственная политика по успешному использованию нефти, потому что в мире много нефтегазодобывающих стран и стран-экспортеров, и я считаю, что опыт Азербайджана достоин одобрения», — сказал Ильхам Алиев.

Глава государства выразил уверенность, что в последующие годы будет продолжено успешное развитие страны, все инициативы в сфере энергетики будут реализованы, проделанные за 20 лет работы и опыт показывают, что любой начатый Азербайджаном проект успешно завершается.

«Что касается успешного развития страны, то в связи с этими вопросами имеются конкретные программы, и они реализуются.

На этом юбилейном мероприятии выражаю особую благодарность всем компаниям, которые в середине 90-х годов поверили нам, вложили инвестиции в Азербайджан и таким образом дали толчок экономическому развитию.

Хочу им сказать, что Азербайджан и дальше будет успешно работать со своими стратегическими партнерами. Уверен, что значимость этой выставки постоянно будет расти, и в следующем году мы увидим еще больше компаний», — заявил Президент Ильхам Алиев.

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

Источник: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/2157677.html

Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Азербайджан — член ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, ММО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и другие). Является членом ОБСЕ (с 1992 года); СНГ (с 1993 года); ГУАМ; ОЧЭС; ОИК; Интерпола; ЕБРР и других.

Основными внешнеполитическими партнёрами Азербайджана являются: Турция, Россия, Иран, США, страны ЕС.

С момента провозглашения в 1991 году независимости лидеры Азербайджана установили тесные отношения с Турцией в целях получения технической и финансово-экономической помощи и создания противовеса российскому влиянию. Отношения между Азербайджаном и Турцией стали ещё интенсивнее после победы в 1992 году на выборах А.

 Эльчибея, кандидата Народного фронта Азербайджана, который обещал Турции всемерное участие в эксплуатации азербайджанских нефтяных богатств. Однако в середине 1990-х годов ни Азербайджан, ни Турция не смогли в полной мере использовать потенциал сотрудничества. Пришедший к власти Г.

 Алиев дезавуировал обещание своего предшественника о широком допуске Турции в нефтяные проекты в Азербайджане.

Из-за давления партнёров по НАТО Турция к неудовольствию официального Баку была вынуждена занять пассивную позицию в вопросе карабахского урегулирования, а также отказаться после предупреждений России от планов военной интервенции для вытеснения армянских вооружённых формирований с ряда территорий на границе с Нахичеванской Автономной Республикой. Имело значение и то, что в середине 1990-х годов Турция стремилась к установлению более тесных двусторонних отношений с Россией и была крайне осмотрительной в своём стремлении конкурировать с официальной Москвой в Закавказье.

Учёт Турцией и Азербайджаном российского фактора в Закавказье не помешал реализации проекта транспортировки азербайджанской нефти через Грузию в турецкий порт Джейхан на Средиземном море (трубопровод Баку—Тбилиси—Джейхан; сокращённо: БДТ), рассчитанного на прокачку 50 миллион тонн нефти в год. Полное введение БДТ в эксплуатацию состоялось 13 июля 2006 года. В 2006 году было закончено строительство газопровода Баку—Тбилиси—Эрзурум, который также имеет стратегическое значение для Азербайджана и Турции.

В течение последних 10 лет Турция остаётся важнейшим военно-политическим и экономическим партнёром Азербайджана. Турция является страной НАТО, ответственной за выполнение программы индивидуального сотрудничества, которая была принята Азербайджаном и НАТО в начале 2005 года.

Двумя странами создан Координационный центр военного сотрудничества, военные образовательные учреждения Азербайджана ведут подготовку офицеров по турецкой системе. Связи между официальными Анкарой и Баку в сфере политического взаимодействия являются весьма активными и развиваются на двустороннем, региональном и международном уровнях.

Сотрудничество с Турцией усиливает международные и региональные позиции Азербайджана.

Отношения с Ираном также являются одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Азербайджана.

Религиозная близость Азербайджана к Ирану (в обеих странах большинство населения — шииты) не привела к тесному сотрудничеству между двумя государствами.

Иран стремится к сохранению дружественных отношений с Арменией, несмотря на армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Между Турцией и Ираном существует соперничество по поводу влияния на Азербайджан, которое до сих пор выигрывала Турция.

США развивают отношения с официальным Баку, основываясь на своих стратегических интересах, включая не только контроль над каспийским нефтеносным районом (превращается в третий в мире по значимости), но и маргинализацию роли Исламской Республики Иран.

В первые годы независимости Азербайджана США сдержанно относились к официальному Баку, законодательно через конгресс ввели санкции на оказание помощи этой стране из-за «низкого уровня соблюдения прав человека» и «агрессивной политики» в карабахском урегулировании. Поддержка Азербайджаном объявленной президентом США Дж.

Бушем войны с терроризмом, ряд других внешнеполитических шагов навстречу США, предпринятых Азербайджаном с 2001 года, привели к улучшению американо-азербайджанских отношений, к устранению санкций в отношении помощи Азербайджану. США усиливают, в том числе через своего союзника Турцию, влияние на Азербайджан.

При этом размеры американского финансирования в Азербайджане с каждым годом увеличиваются. По данным Международного бюро информационных программ Госдепартамента США, в 2005 году Вашингтон оказал помощь Азербайджану в размере 70, 5 миллионов долларов, треть из которых была израсходована на поддержку демократии и гражданского общества в республике.

Цель подобной политики — любыми средствами добиться стабильности в стратегически важном для США регионе. В этом вопросе интересы официального Вашингтона совпадают с интересами других западных стран, также усиливающих давление на президента Ильхама Алиева.

Двусторонние отношения России и Азербайджана характеризует позитивная динамика.

Уже в первый год существования независимого Азербайджана Россия, несмотря на эскалацию азербайджано-армянского конфликта, открыто заявляла о заинтересованности в обеспечении стабильности в этой стране.

Игнорируя обвинения в свой адрес о предоставлении помощи противоборствующим сторонам, Россия оказала Азербайджану (равно как и Армении) существенную помощь в обеспечении создаваемой азербайджанской армии вооружениями и военной техникой.

Президент Г. Алиев поддерживал тесные связи с Россией, хотя за десятилетний период его пребывания у власти российско-азербайджанские отношения не всегда были ровными.

Со стороны официального Баку имели место обвинения в причастности России к попытке переворота 1995 года с целью свержения действующего президента.

Однако прагматические соображения сторон одерживали «верх», и российско-азербайджанские отношения развивались поступательно.

Основополагающим документом для двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, подписанный 3 июля 1997 года.

Между двумя странами заключено около 80 межгосударственных и межправительственных соглашений. 9–10 января 2001 года состоялся официальный визит в Азербайджанскую Республику президента России В. В. Путина. 5–7 февраля 2004 года президент Азербайджана И.

Алиев нанёс официальный, а в последующем несколько рабочих визитов в Москву. В июле 2008 года состоялся официальный визит президента России Д. А. Медведева в Баку, в рамках которого было подписано несколько двухсторонних соглашений.

В частности, лидеры двух стран поставили подписи под декларацией о дружбе и стратегическом партнёрстве между Россией и Азербайджаном.

Рабочим механизмом, регулирующим решение конкретных вопросов двусторонних отношений на государственном уровне, является Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК) между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.

Торгово-экономическое сотрудничество неуклонно развивается. Однако доля Азербайджана в общем объёме внешней торговли России со странами СНГ относительно невелика, что не соответствует потенциальным возможностям обеих стран.

По данным МИД России, в 2008 году внешнеторговый оборот России с Азербайджаном увеличился по сравнению с 2007 года на 39,3 % и составил 2,403 миллиарда долларов США, экспорт вырос на 42,6 % — до 1 991,1 миллионов долларов США, импорт увеличился на 25,4 % — 411,4 миллионов долларов США. В основе взаимопоставок: из России — оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, продукция химической промышленности, металлы и металлические изделия; из Азербайджана — плодоовощная продукция, чай, вина, коньяк, продукция текстильной промышленности.

Наметились подвижки в развитии военно-технического сотрудничества России с Азербайджаном. 27 февраля 2003 года в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. На регулярной основе осуществляется обмен визитами руководителей оборонных ведомств обеих стран.

25 января 2002 года подписано Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции, входящей в российскую систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Пограничное сотрудничество остаётся важным компонентом российско-азербайджанских связей, с учётом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма.

Субъекты Российской Федерации развивают прямые связи с Азербайджанской Республикой.

В 2008–2009 годах стороны занимались укреплением культурно-образовательного сотрудничества, в частности, в феврале 2009 года в Баку был официально открыт филиал МГУ им. М. В. Ломоносова.

Руководитель Администрации президента России С.

Нарышкин во время визита в столицу республики заявил, что Азербайджан является главным партнёром России в регионе как в экономической, так и в политической сферах.

←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/79.html

Помощник I вице-президента: «Азербайджан переживает важный период реформ»

Интервью АПА с завотделом по вопросам молодежной политики и спорта Администрации президента, помощником I вице-президента Юсифом Мамедалиевым.

— Как Вы оцениваете Ваше назначение президентом на новую должность? Хотелось бы узнать Ваши мысли по этому поводу.

— В первую очередь отмечу, что структурные изменения на основе распоряжения президента преследуют цель обеспечить динамичность, скорость и оптимальность в деятельности высшего исполнительного органа страны в соответствии с новой ситуацией и вызовами. Сильный институт президентства, несомненно, является важным условием стабильного и устойчивого управления. Как вы знаете, лица, назначенные на должность помощников президента, обладают многолетним опытом управленческой работы. Создание внутри структуры АП отдела молодежной политики и спорта преследует цель успешной реализации определенного господином президентом курса реформ с тем, чтобы более эффективно исполнять поставленные задачи. И я в свою очередь выражая еще раз благодарность господину президенту, осознавая возложенную на меня ответственность, постараюсь оправдать оказанное мне доверие. 

Читайте также:  Алебарда: самое популярное оружие средневековой пехоты

— Также стало известно, что Вы назначены помощником I вице-президента. Так ли это?

— Да, это так. В целом, сегодня Азербайджан переживает важный период, характеризующийся реформами.

Каждому ясно, что после референдума 26 сентября 2016 года в Азербайджане начался период формирования эффективного механизма государственного управления, укрепления вертикали исполнительной власти и исполнительской дисциплины и совершенствования механизма управления экономикой.

Создание в Азербайджане института вице-президентства и назначение на должность I вице-президента Мехрибан ханум Алиевой является составной частью важных реформ. Заслуги перед народом Мехрибан ханум как общественно-политического деятеля и президента Фонда Гейдара Алиева на виду.

Ее работы и неоценимые заслуги встречаются с одобрением каждым гражданином Азербайджана, а также со стороны зарубежных государств и структур. Именно по этой причине я хорошо понимаю очень важные обязательства и ответственность, которые возложила на меня должность помощника I вице-президента.

— Ваша должность учреждена недавно. Было бы интересно узнать Ваши мнения в связи с соответствующими сферами и направлениями. Предусматриваются ли какие-либо проекты?

— Вопросы молодежи и спорта являются одними из приоритетных направлений государственной политики, которую определил общенациональный лидер Гейдар Алиев и успешно продолжает президент Ильхам Алиев. Внимание и забота к молодежи со стороны государства растет с каждым годом.

По моему мнению, в настоящее время приоритетными направлениями являются проведение интенсивного обмена мнениями с молодежью и, самое главное, формирование конкурентоспособного персонала. В развитых странах мира интеллектуальные и физические возможности энергичного и продуктивного молодого поколения сказываются на экономическом, культурном и социальном развитии страны.

Сейчас во всех сферах Азербайджана среди профессиональных кадров молодежи становится больше.

Хочу отметить, что основные цели, стоящие сегодня перед молодежной политикой в Азербайджане, это воспитание в них высокого духа патриотизма, предоставление хорошего образования, плодотворное проведение свободного времени, достижение еще больших успехов в области спорта, оказание поддержки в вопросах занятости, здоровья и др.

В результате проводимой в Азербайджане спортивной политики страна превратилась в место проведения престижных международных соревнований. Мы всегда будем оказывать поддержку молодежи и их будущим детям.

Благодаря созданию такой структуры в ответ на вызовы современного мира, при поддержке главы государства и I вице-президента в результате нашей деятельности азербайджанская молодежь добьется успеха.

Источник: https://azru.org/pomoshhnik-i-vitse-prezidenta-azerbajdzhan-perezhivaet-vazhnyj-period-reform/

Азербайджан: общие сведения, история, экономика, наука и культура

Официальное название — Азербайджанская Республика. Расположен в восточном Закавказье. Площадь 86,6 тыс. км2, численность населения 8,2 млн чел. (2002). Государственный язык — азербайджанский. Столица — г. Баку (2 млн чел., 2002).

Государственные праздники: День Республики 28 мая (с 1918), День независимости 18 октября (с 1991), День Конституции 12 ноября (с 1995), День национального возрождения 17 ноября. Денежная единица — манат.

Член СНГ, ООН и её специализированных организаций, ОБСЕ, Совета Европы, ВТО (наблюдатель), ЕБРР, МБРР, МВФ, ОЭСР и др.

Достопримечательности Азербайджана

Заповедник ГобустанДевичья башня в БакуДворец шекинских ханов в ШекиГандзасарский монастырьАзербайджанский музей ковра

География Азербайджана

Расположен между 44° и 52° восточной долготы и 38° и 42° северной широты. Омывается Каспийским морем, протяжённость береговой линии 800 км.

В состав Азербайджана входят три полуострова: Абшеронский (2000 км2), Сара (100 км2) и Куринская коса (76 км2), а также многочисленные острова: Артёма (Пир-Аллахи) (14,4 км2), Жилой (Чилов) (11,5 км2), Булла (Хера-зире) (3,5 км2), Наргин (Беюк-зире), Глиняный (Гильзире), Свиной (Сенки Мугань), Дуванный (Зембиль), Вульф (Даш-зире). На севере Азербайджан граничит с РФ, на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юге с Ираном и на крайнем юго-западе с Турцией.

На территории Азербайджана сочетаются обширные плоские низменности, лежащие ниже уровня Мирового океана, и горные вершины, пустыни и альпийские луга, солончаки и субтропические леса. На севере Азербайджан поднимается Большой Кавказ — Главным и Боковым хребтами.

Высшие точки: Базар-Дюзи (4466 м), Шахдаг (4243 м), Туфандаг (4191 м), Салаватский перевал (2895 м). На юго-западе Азербайджана расположен Малый Кавказ. Высшие точки: Капыджик (3906 м), Гямышдаг (3724 м), Биченекский перевал (2345 м).

Между хребтами и отрогами Малого Кавказа расположено Карабахское вулканическое нагорье, высшей точкой которого является Большой Ишихлы (3552 м).

На юго-востоке Азербайджан расположены Талышские горы, которые спускаются к Ленкоранской низменности, высшие точки: Кёмуркёй (2477 м) и Кызюрду (2438 м).

Более 1/2 территории Азербайджана занято низменностями. Самая большая — Кура-Араксинская, окаймлённая наклонными равнинами и низкогорьями. Кроме того, на территории республики есть приподнятые Кусарская и Шаруро-Ордубадская наклонные равнины и Самур-Дивичинская низменность.

По территории Азербайджана протекает более 1000 рек, но только 21 из них имеет протяжённость более 100 км. Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, крупнейшие: Кура (1364 км) и Аракс (1072 км). В республике действует оросительная система, регулируемая водохранилищами.

Их всего шесть: Мингечаурское, Варваринское, Сарсангское, Джейранбатанское, Акстафинское, Арпачайское. Самое крупное Мингечаурское, в среднем течении Куры. От него берут начало магистральные оросительные каналы — Верхнекарабахский и Верхнеширванский.

В Азербайджане насчитывается 250 озёр, 6 из них имеют площадь более 10 км2.

Растительность Азербайджана отличается разнообразием видов (св. 4100), среди которых имеются редкие и исчезающие. В лесах распространены широколиственные породы. Встречаются отдельные реликтовые массивы вековых деревьев.

В пустынях и полупустынях равнинных районов господствует полынная, полынно-солянковая и полукустарниковая растительность. На равнинах обитают грызуны, пресмыкающиеся и рептилии, а также джейраны. На склонах Большого Кавказа обычны представители европейских лесов.

В мелководных заливах Каспия разнообразен мир птиц.

В Азербайджане разведаны крупные запасы нефти, промышленные месторождения газа, магнитного железняка (Дашкесан), каменной соли (Нахичевань), мрамора, туфа, пемзы.

В различных районах республики разведаны месторождения полиметаллических руд, содержащих золото, серебро, медь.

Всего на территории Азербайджана расположено более 70 месторождений нефти и газа, более 40 рудных и св. 300 нерудных месторождений.

Большая часть Азербайджана находится в субтропическом поясе. Выделяются несколько типов климата — от сухого и влажного субтропического (Ленкорань) до горного тундрового. Почвы: от горно-луговых альпийских высокогорий до серозёмов полупустынь и желтозёмов в ленкоранских субтропиках.

Население Азербайджана

Рождаемость 18,44‰, смертность 9,55‰ (2001). Средняя продолжительность жизни 63 года (58,6 года для мужчин и 67,5 года для женщин). Детская смертность 83,08 чел. на 1000 новорождённых. По оценкам, в 2001 дети и подростки в возрасте до 15 лет составляли 32%.

Женщин в республике больше, чем мужчин (4,4 млн и 3,9 млн чел. соответственно). Преобладание женского населения объясняется высокой смертностью среди мужчин и их более интенсивной миграционной способностью. В городах живет 51% населения.

Динамика прироста сельского населения превышает городские показатели почти в 2 раза.

Численность экономически активного населения — 3,776 млн чел. (2002). За 1991—2001 примерно 1,5 млн. человек выехали в Россию на заработки. Численность пенсионеров 1215 тыс. чел. (кон. 2001). Возраст выхода на пенсию: для мужчин 62 года, для женщин 57 лет.

Образовательный уровень населения достаточно высок. Среднее образование имеют 98% взрослого населения страны. Азербайджанцы составляют 91% населения страны, дагестанцы 3,2%, русские 2,5%, другие (украинцы, татары, таты, курды, аварцы, турки, грузины) 3,3%. Несмотря на то, что государственным языком является азербайджанский, в обиходе нередко используется русский язык.

К 2000 русское население уменьшилось более чем в 2,5 раза, составив в 2002 150 тыс. чел. Численность армян, живущих преимущественно в Нагорном Карабахе, к 2001 составляла примерно 130 тыс. чел. Основная религия — ислам. Большинство мусульман являются приверженцами джафаритской школы (мазхаба) в шиизме. Примерно 70% всех мусульман — шииты, 30% — сунниты.

В Азербайджане имеются также православная и иудейская общины.

История Азербайджана

Первые государства на территории Азербайджана возникли в начале 1-го тыс. до н.э. и находились под властью Персии. Позднее территория Азербайджана входила в состав племенного объединения Кавказская Албания, подчинённого сасанидскому Ирану, затем Арабскому халифату. С 8 в.

начался процесс тюркизации, формировался азербайджанский язык. В 15 в. сформировалось азербайджанское государство Ширваншахов. В 16—18 вв. Азербайджан был полем противоборства между Турцией и Персией, к сер. 18 в. на его земле сформировались около 15 ханств. В 1-й трети 19 в.

они были присоединены к России.

После Октябрьской революции в России в Баку 15 ноября 1917 была установлена советская власть, но 28 мая 1918 Азербайджанский национальный совет провозгласил Азербайджанскую республику, тут же оккупированную Турцией, затем Великобританией, которая вывела войска лишь в августе 1919.

Советский период Азербайджана начался с 28 апреля 1920, когда части Красной Армии вступили на его территорию.

После провозглашения независимости Азербайджана 30 августа 1991 президентом был избран Аяз Муталибов, вынужденный уйти в отставку в марте 1992 в результате военных неудач в Нагорном Карабахе.

В июне 1992 президентом был избран лидер Народного фронта Азербайджана Абульфаз Эльчибей, который также терпел военные неудачи. В условиях обострившейся внутриполитической обстановки осложнилось экономическое положение.

В июне 1993 Эльчибей бежал из Баку в связи с поднятым против него военным мятежом. Власть перешла к Гейдару Алиеву, руководившему Азербайджанской ССР в 1969—82 в качестве первого секретаря ЦК. В октябре 1993 он был избран прези-дентом. В октябре 1998 Алиев был переизбран на должность главы государства. В 2003 Гейдар Алиев умер, президентом стал его сын Ильхам Алиев.

Государственное устройство и политическая система Азербайджана

Азербайджана — демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Действует Конституция 1995 года.

Административное деление Азербайджана: 59 районов, Нахичеванская автономная республика. Не решён вопрос о Нагорном Карабахе, вокруг которого продолжается многолетний конфликт. Общее число городов — 69, из них 11 являются городами республиканского подчинения, наиболее крупные: Баку, Гянджа (294,7 тыс. чел.), Сумгаит (279,2 тыс. чел.), Мингечаур, Али-Байрамлы, Нахичевань, Ленкорань.

Источник: http://materiki.ru/azerbajdzhan-obshhie-svedeniya-istoriya-ekonomika-nauka-i-kultura/

Президент Ильхам Алиев: «Устойчивое развитие Азербайджана

15:53

13 февраля Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в рамках Мюнхенской конференции по безопасности принял участие в панельном обсуждении на тему «Климатическая и энергетическая безопасность. Продолжается ли потепление?»

В мероприятии также приняли участие Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева и дочь Лейла Алиева.

Об этом Day.Az сообщает со ссылкой АЗЕРТАДЖ.

Ведущая панельного обсуждения Мелинда Крейн сказала, что тема мероприятия посвящена климатической и энергетической безопасности в мире. Далее она сообщила, что в мероприятии принимают участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев, много влиятельных гостей, и передала слово главе нашего государства:

— Господин Президент, хочу начать свой вопрос с Вас. В Азербайджане наблюдаются опустынивание, наводнения, засуха. Вы делите важные водные ресурсы с Арменией, с которой на протяжении многих лет находитесь в состоянии приграничного конфликта. Как по-Вашему, обострит ли еще больше климатическое давление геополитическую напряженность на Кавказе?

Президент Ильхам Алиев: Конечно, это — опасность, с которой столкнулись мы все. Что касается Азербайджана, то за последние 25 лет нам удалось снизить выбросы газа в атмосферу. В 1990 году выбросы превышали 70 миллионов тонн, сегодня они превышают примерно 50 миллионов тонн, причем это произошло, несмотря на резкий рост нашей экономики в данный период.

Но, конечно, вызовы и угрозы существуют. Для нас основная угроза заключается в том, что основные реки, обеспечивающие нас водой, берут свои истоки в соседних странах, и, в частности, в Армении наблюдается очень серьезное загрязнение реки Араз. А это угроза для всех нас.

Несмотря на все наши обращения о прекращении загрязнения реки, Армения, к сожалению, продолжает эту политику. Как вы отметили, мы уже более двадцати лет страдаем от агрессии и оккупации. 20 процентов наших территорий находятся под оккупацией.

Читайте также:  Турецкий компактный травматический пистолет streamer 1014

Страдают не только люди, но и наша природа, так как на этих территориях, где отсутствует какой-либо международный контроль, осуществляется всякого рода незаконная деятельность, в частности, происходит вырубка лесов. Ведь эти территории знамениты своими реликтовыми деревьями и лесами.

А сейчас эти леса вырубаются в коммерческих целях.

Мы сажаем деревья. Ежегодно мы сажаем миллионы деревьев. Мы продолжаем политику газификации. Сегодня для генерации электроэнергии мы используем, в основном, воду и газ.

Хотя Азербайджан не имеет никаких обязательств по Киотскому протоколу, это наш вклад в данное дело.

Мы очень привержены этому вопросу, и наша деятельность в годы независимости свидетельствует о том, что мы являемся надежными партнерами в данном процессе.

Ведущая: Хочу вкратце продолжить вопрос. Побуждает ли Азербайджан перспектива столкнуться с нехваткой воды в важном Кура-Аразском бассейне к более тесному сотрудничеству с Арменией в деле управления совместным использованием данных ресурсов?

Президент Ильхам Алиев: Конечно, мы хотим иметь больше взаимопонимания со страной, продолжающей оккупацию. Могу вам сказать, что недавно — в январе Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, осуждающую Армению за чинимые проблемы в обеспечении соседних регионов водой.

В этой резолюции, принятой большинством в Парламентской Ассамблее, звучит призыв прекратить доставлять людям страдания. К сожалению, они используют водохранилище, построенное в годы, когда Нагорный Карабах де-факто являлся частью Азербайджана, для того, чтобы создавать проблемы гражданскому населению.

Конечно, воды рек Кура и Араз очень важны для нас. Несмотря на это, мы построили водопровод, по которому вода с наших гор поступает в город Баку, и относительно мало зависим от региона.

Тем не менее, это все равно является для нас серьезной проблемой. Вместе с тем, у нас есть такой большой водный бассейн, как Каспийское море.

Мы приступили к процессу опреснения морской воды в ирригационных целях и для использования ее в дальнейшем в качестве питьевой воды.

Ведущая: Господин Президент, как отмечено в Парижском соглашении, в принятых Вами климатических обязательствах перечислен ряд факторов по модернизации энергетического сектора.

Если Ваша страна действительно всерьез воспринимает обязательства Парижского соглашения, то не следует ли ожидать больших усилий, чем те, которые Вы в настоящее время предпринимаете для диверсификации экономики с энергетической основой? По-моему, энергия составляет 70 процентов доходов Вашей страны.

Президент Ильхам Алиев: Мы работаем над этим вопросом. Но не следует забывать, что когда Азербайджан восстановил независимость, его экономика была полностью уничтожена, широкий размах получили бедность и застой.

Единственный путь определения своего места на карте мира был в использовании энергетических ресурсов для развития нашей страны. Поэтому меньше чем через три года после восстановления независимости — в 1994 году мы пригласили основные энергетические компании мира приехать в Азербайджан и вложить инвестиции.

В то время Каспийское море впервые стало территорией непосредственного привлечения американских и европейских нефтяных компаний.

Тогда энергетическая безопасность и энергетическая политика были для нас путем модернизации, диверсификации и вложения инвестиций в инфраструктуру, так как средства от реализации нефти хранились в суверенном фонде благосостояния, а также использовались для вложения в качестве инвестиций в инфраструктуру с тем, чтобы сократить зависимость от нефти.

В результате этой политики диверсификации сейчас более 70 процентов нашего внутреннего валового продукта приходится на долю ненефтяного сектора. Конечно, в экспортных операциях мы зависим от цен на нефть. 90 процентов нашего экспорта составляют нефть и газ.

В настоящее время для сокращения зависимости от нефти и газа мы осуществляем крупномасштабные реформы, включая приватизацию, диверсификацию экономики и улучшение бизнес-среды.

Кстати, резкое снижение цен на нефть — в четыре раза — стало для нас возможностью с точки зрения вложения инвестиций больше в технологии, ненефтяную экономику, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии.

Я абсолютно уверен в том, что если в предстоящие годы мы сможем успешно претворить в жизнь все наши планы, то Азербайджан полностью устранит зависимость от нефти.

Как я уже отметил, из-за недавнего падения цен на нефть постнефтяной период для Азербайджана уже начался, и мы должны найти свое место на мировом рынке как страна, экспортирующая не только нефть и газ, но и другую продукцию.

Ведущая: Интересно, что в Ваших климатических обязательствах в качестве основного потенциального ограничения, препятствующего достижению провозглашенных вами целей, указано снижение цен на нефть.

Президент Ильхам Алиев: Конечно, это отразится на наших доходах. Однако считаю, что это станет серьезнее побуждать нас к проведению реформ, и дальнейшее развитие Азербайджана не будет зависеть от цен на нефть или объема добычи.

Одновременно мы реализуем проект «Южный газовый коридор», который создаст тысячи, десятки тысяч рабочих мест и предоставит Европе возможность диверсификации. Кстати, Европа получит дополнительный объем природного газа, а также сократит выброс в атмосферу углекислого газа, создающего тепличный эффект.

Это — энергетическая безопасность, проект диверсификации не только маршрутов, но и источников, проект, который принесет пользу нам — производителям, странам-транзитерам и потребителям.

Ведущая: Концентрируя основное внимание на адаптации, вновь хочу задать вопрос Президенту Алиеву. На устранение негативного влияния на экологию направляются крупные средства.

Но выделяются ли достаточные средства на адаптацию для оказания помощи таким странам, как Азербайджан? По-моему, Ваша страна предполагает, что расходы на адаптацию составляют, по меньшей мере, 3 миллиарда евро.

Если данный показатель не превышает эту цифру, то получаете ли Вы необходимую Вам помощь?

Президент Ильхам Алиев: На самом деле, политика Азербайджана, вообще, заключается в том, что мы должны расходовать меньше, чем зарабатываем.

Источником основных инвестиционных проектов, в том числе инвестиций в энергетический сектор, были в основном наши собственные финансовые ресурсы и финансовые ресурсы наших партнеров.

Поэтому мы не ожидаем никакой капитальной финансовой поддержки.

Учитывая то, что в последнее время Азербайджан накопил основательные финансовые ресурсы, даже резкое падение цен на нефть не смогло повлиять на наше экономическое развитие.

В минувшем году наш внутренний валовой продукт увеличился более чем на 1 процент, а в ненефтяном секторе зафиксирован более чем 8-процентный рост. Это стало возможным в основном благодаря политике диверсификации и вложения инвестиций в ненефтяную инфраструктуру.

Поэтому это очень важно как для нас, так и, конечно, для ситуации в регионе в целом. Устойчивое развитие — наша цель и задача.

Что касается вопроса изменения климата, то, как я уже сказал, несмотря на отсутствие каких-либо обязательств перед Киотским протоколом, наша экономическая политика, инвестиции, вкладываемые в возобновляемые источники энергии, строительство более 10 гидроэлектростанций — все это наш вклад.

Хочу еще раз отметить, что если бы мы вместе с партнерами, к примеру, не вложили инвестиций в нефтегазовый сектор, то сегодня наши электростанции работали бы на жидком топливе, как это было во времена Советского Союза.

Сегодня все наши электростанции работают либо на природном газе, либо на воде. Таким образом, это — инвестиции, вложенные в энергетический сектор, и они, в свою очередь, оказывают позитивное влияние на сокращение выброса в атмосферу углекислого газа.

Все эти вопросы взаимосвязаны, и мы, конечно, будем продолжать играть важную роль в управлении данными рисками.

Х Х Х

Заместитель председателя Европейской комиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович, член комитета Сената США по проблемам окружающей среды и общественным делам Шелдон Уайтхаус, генеральный исполнительный директор компании Allianze SE, член Консультативного совета Мюнхенской конференции по безопасности Оливер Бате, бывший исполнительный директор организации Green Peace International Куми Найду отметили важность проведения работы, направленной на формирование общественного мнения, связанного с изменением климата. Было подчеркнуто, что изменение климата оказывает влияние на природные ресурсы, образ жизни людей, поэтому люди превращаются в климатических мигрантов. Кроме того, необходимо больше делать для предотвращения расселения людей на территориях, опасных с точки зрения повышения уровня воды. Выступавшие поделились мнениями об энергетической безопасности. Затем были проведены обсуждения.

Сотрудник Министерства иностранных дел Армении: Я представляю Министерство иностранных дел Армении и у меня вопрос к Президенту Алиеву. Господин Президент, Вы обвиняете Армению в загрязнении воды и других серьезных политических вопросах, в связи с чем у нас в Армении иная позиция.

Как Вы можете объяснить то, что Азербайджан обвиняет Армению в любом происходящем в Азербайджане негативном факте? К примеру, когда международная общественность критикует Азербайджан за положение дел в области прав человека, Азербайджан обвиняет Армению.

Когда Парламентская Ассамблея Совета Европы и Европейский парламент принимают серьезные резолюции в связи с Азербайджаном, Азербайджан вновь критикует Армению и армянское лобби. Даже когда в Азербайджане сократилась добыча нефти компания British Petroleum подверглась критике за сговор с Арменией.

Господин Президент, не легче ли дать на все эти сложные вопросы один ответ?

Президент Ильхам Алиев: Прежде всего, хочу отметить, что высказанные в вашем вопросе мысли абсолютно ошибочны. Мы обвиняем Армению не по отмеченным вами причинам.

Во-первых, не только Азербайджан, но и Армения подвергается критике Советом Европы, Европейским парламентом за грубое нарушение прав человека, фальсификацию президентских и парламентских выборов и многое другое, совершенное вашим правительством.

Мы обвиняем Армению в оккупации, и это делаем не только мы. Это делает и высшая международная структура — Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, требующие незамедлительного и безоговорочного вывода армянских сил с оккупированных территорий.

Мы обвиняем не армянский народ, а правительство Армении за Ходжалинский геноцид, когда армянские вандалы убили невинных людей только за то, что они были азербайджанцами, и этот геноцид признан уже более чем 10 странами. Мы обвиняем Армению в страданиях миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, ставших беженцами на родной земле.

Из них 40 тысяч — из Нагорного Карабаха, 750 тысяч — из других оккупированных районов Азербайджана, а 200 тысяч были изгнаны из Армении и подверглись этнической чистке.

Все это — результат вашей оккупации. Это результат политики, проводимой вами против соседней страны, и оккупации должен быть положен конец. Главное условие для достижения мира в регионе — это освобождение азербайджанских земель от оккупации.

Ведущая: Президент Алиев, разрешите адресовать Вам другую сторону вопроса, заданного в начале нашего обсуждения. Некоторые считают, что проведение работы по конкретному сотрудничеству в области воды может повысить доверие сторон друг к другу и стать шагом в направлении большего сотрудничества в некоторых других вопросах. По-Вашему, это верно?

Президент Ильхам Алиев: Конечно, в резолюции, принятой меньше месяца назад Парламентской Ассамблей Совета Европы в Страсбурге, обращается внимание на очень важный элемент по данному вопросу, и на Армению, в частности, возлагается ответственность за проблемы, чинимые в связи с управлением водными ресурсами.

Поэтому для налаживания сотрудничества между Арменией и Азербайджаном должен начаться процесс освобождения земель от оккупации. Лучший путь для повышения доверия — это начало освобождения земель от оккупации, так как полностью уничтожены не только Нагорный Карабах, являющийся исконной азербайджанской землей, но и прилегающие к нему 7 районов.

Оккупация продолжается уже более 20 лет.

Армения хочет, чтобы статус-кво оставался неизменным. Мы же хотим изменить статус-кво. Таким образом, первый шаг — это освобождение земель от оккупации, после этого мы приступим к сотрудничеству.

Ведущая: Большое спасибо.

———-
00:49

13 февраля Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в рамках Мюнхенской конференции по безопасности принял участие в панельном обсуждении на тему «Климатическая и энергетическая безопасность. Продолжается ли потепление?».

В мероприятии также приняли участие Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева и дочь Лейла Алиева.

Об этом Day.Az сообщает со ссылкой АЗЕРТАДЖ.

Источник: https://news.day.az/politics/749107.html

Ссылка на основную публикацию