Президент армении: основные обязанности и полномочия главы государства

открытая библиотека учебной информации

Глава государства — президент

Глава государства — монарх

Институт главы государства своим появлением обязан абсолют­ной монархии.

Правда, современные монархии далеко не те, какими они явля­лись в эпоху средневековья. Во многих монархических государствах под влиянием демократических сил монархи в соответствии с нормами кон­ституций были лишены своих широких прерогатив и за ними остались в основном представительские и церемониальные функции.

Так, соглас­но Конституции Швеции 1974 года король лишен права вето, права выступать в парламенте с тронной речью (он лишь официально откры­вает сессии), а также назначать и увольнять членов правительства, су­дей и высших чиновников государственного аппарата.

Принадлежав­шие ему ранее функции главы исполнительной власти полностью пере­даны правительству.

Аналогичным ограничениям подвергаются полномочия глава го­сударства Японии в соответствии с Конституцией 1947 года. В случае если Кон­ституция 1889 года провозглашала, что «император занимает престол на вечные времена и правит в силу своего происхождения» (ст.

1), что «личность императора священна и неприкосновенна» (ст. 26) и что он «глава империи, которому принадлежит суверенитет» (ст.

4), то в соот­ветствии с Конституцией 1947 года «император является символом го­сударства и единства народа, его статус определяется волей народа, ко­торому принадлежит суверенная власть» (ст. 1).

Правовое положение монарха в отличие от президента характе­ризуется двумя основными особенностями.

Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса.

Он властвует бессрочно (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всœей государственной власти в стране.

Даже в парламентарных монар­хиях законодательный процесс, государственное управление, отправ­ление правосудия реализуются от имени монарха, хотя за этим стоят парламент, правительство, суды.

Во-вторых, власть монарха наслед­ственна и переходит от одного представителя царствующего дома (ди­настии) к другому в установленном законом порядке. Этот порядок зак­репляется либо конституцией, либо конституционными законами, ко­торые нередко дополняются обычаями.

Во всœех монархических государствах за их главой признается пра­во на содержание двора, ᴛ.ᴇ. особого штата должностных лиц, ведающих не государственными, а частными делами монарха. Штат это весь­ма большой и обходится налогоплательщику довольно дорого.

Денежное содержание монархов складывается из доходов от их личных имуществ и ассигнований из государственного бюджета. Раз­мер содержания монарха, а также круг членов его семьи, получающих содержание, обычно устанавливается законом парламента в начале каж­дого царствования и выплачивается по цивильному листу.

Главная причина сохранения института монарха в условиях сегод­няшнего дня состоит по сути в том, что он выгоден определœенным полити­ческим силам.

Несмотря на то, что во всœех парламентарных монархиях (а их абсолютное большинство в сравнении с дуалистическими и абсолют­ными) наблюдается практическая нуллификация полномочий монарха, заинтересованные в монархе силы доказывают и добиваются сохране­ния этого анахронизма прежней эпохи.

Дело состоит по сути в том, что прерогативы монарха значительно шире президентских. Это и абсолют­ное «вето», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в отличие от президентского отменить нельзя, это и досрочный роспуск нижней палаты парламента͵ это и смещение прави­тельства.

Даже наделœенный широкими полномочиями президент США всœем набором таких действенных прерогатив не обладает. Сохранение монархии и широких полномочий монарха позволит в кризисных ситуа­циях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтов использовать данный институт силам, находящимися у власти.

Говоря о причинах сохранения монархий, как формы правления, и монарха, как главы государства при этой форме организации власти, нельзя не отметить такой фактор, как дань традиции, консерватизму в организации функционирования государственной власти.

Главное отличие президента от монарха состоит по сути в том, что президент — это должность выборная, во-первых, и должность сроч­ная, во-вторых.

Обычно президентов избирают в соответствии с кон­ституцией на срок от четырех до семи лет.

На 4 года избирается прези­дент в США, Колумбии, Коста-Рике, на 5 лет — в ФРГ, Индии, Китае, Болгарии, Венгрии, Чехии, на 6 лет — в Австрии, Польше, Финляндии, на 7 лет — во Франции, Италии.

Несомненным преимуществом президентской должности перед монаршей с позиции демократии является то, что на эту должность мо­жет быть избран любой гражданин республики в соответствии с его заслугами и достоинствами в глазах соотечественников, отвечающий установленным цензам.

Статья 84 Конституции Италии 1947 устанав­ливает, что «президентом Республики может быть избран любой граж­данин, которому исполнилось пятьдесят лет и который пользуется граж­данскими и политическими правами». В соответствии со ст. 92 (2).

Кон­ституции Республики Болгария «президентом может быть избран бол­гарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране».

Сегодня в зарубежных странах сложилось несколько способов избрания президентов: прямые, косвенные и внутрипарламентские выборы. На этом вопросœе следует остановиться подробнее, поскольку способ избрания президента имеет большое по­литическое значение, влияет на взаимоотношения президента с парла­ментом и правительством.

Припрямых выборах президента (Франция, Авст­рия, Болгария, Польша, Румыния, Чехия) последний получает мандат на должность главы государства от избирательного корпуса, избравше­го его. Это позволяет ему проводить независимый от парламента поли­тический курс, а при определœенных обстоятельствах даже действовать вопреки воле парламента.

При косвенных выборах

Источник: http://oplib.ru/random/view/58074

Разбор: какие полномочия и обязанности останутся у нового президента?

Совсем немного осталось до дня Х, который определит нового президента Кыргызстана. На пост главного лица страны претендуют 11 человек. Последним о своем желании отказаться от места в кандидатской гонке заявил Азимбек Бекназаров, но он все же примет в ней участие, потому что пропустил сроки подачи заявления.

Читайте также:  Истребитель су-35 (су-27м) на вооружении ввс россии

Выборы могут пройти как в один, так и в два тура. Все зависит от активности и предпочтений граждан. Но в любом случае к ноябрю страна получит нового президента. При этом с 1 декабря этого года вступят в силу некоторые поправки в Конституцию, принятые год назад.

Главное, что нужно знать о распределении полномочий между президентом и премьер-министром, это то, что у главы государства их станет меньше, а у главы правительства — больше. Президент главным образом будет заниматься внешней политикой и внешней безопасностью, а многие назначения окажутся в руках премьер-министра.

Но в ослабление президентской власти на практике, а не на бумаге мало кто верит.

Тем не менее редакция Kaktus.media решила обратиться к двум самым главным законам, которыми регулируется деятельность главы государства — Конституции и Закону «О гарантиях деятельности президента КР», чтобы напомнить, какие права и полномочия есть у главы государства.

Зачем Кыргызстану президент?

Президент является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти.

Какие обязанности у президента?

  1. назначает текущие и досрочные выборы в Жогорку Кенеш;
  2. назначает выборы в местные кенеши;
  3. подписывает и обнародует законы; а если они ему не нравятся, то возвращает их в Жогорку Кенеш;
  4. представляет кандидатов на должности судей Верховного суда и Конституционной палаты;
  5. назначает и освобождает судей местных судов;
  6. назначает с согласия ЖК генерального прокурора и освобождает его от должности;
  7. назначает и освобождает от должности членов правительства – руководителей госорганов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей;
  8. предлагает кандидатуру на должность главы Нацбанка;
  9. вносит кандидатуры для 1/3 состава ЦИК и Счетной палаты;
  10. назначает председателя Счетной палаты;
  11. представляет КР внутри страны и за ее пределами;
  12. ведет переговоры и подписывает по согласованию с премьер-министром международные договоры и другие важные международные документы;
  13. назначает послов республики в посольства и представителей в международные организации. При этом он принимает грамоты от глав дипломатических представительств иностранных государств;
  14. решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства КР;
  15. награждает госнаградами и присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания и может помиловать заключенных.

Кем еще является президент?

Президент по-прежнему является главнокомандующим Вооруженными силами и руководит Советом безопасности. Он может назначить и отменить чрезвычайное и военное положение.

У президента остается право неприкосновенности?

Да. Никакое лицо или госорган не имеют права посягать на неприкосновенность президента КР.

Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий президента КР, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Неприкосновенность президента распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, на его транспорт, средства связи, принадлежащие ему архивы, иное имущество, документы, багаж и на его переписку.

Неприкосновенность распространяется на членов его семьи.

Президент находится под защитой государства, и его интересы представляет генпрокурор.

Получается, глава государства просто неприкасаемый?

На практике да. Согласно ст. 67, президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением генпрокурора о наличии в действиях президента признаков преступления.

Еще президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности.

Что есть у президента, чего нет у других?

Помимо всего вышеописанного, у первого лица государства появляются собственные вещи — атрибуты власти — круглая гербовая печать с надписью «Президент Кыргызской Республики», специальные бланки с государственным гербом КР, а также нагрудный знак и штандарт президента КР.

Кстати, нагрудный знак изготавливается для каждого президента индивидуально.

Какие материальные блага есть у президента?

Президенту положены:

  1. Заработная плата
  2. Служебное жилое помещение
  3. Транспорт специального назначения
  4. Специальная охрана
  5. Средства на расходы на представительские цели внутри страны и за рубежом
  6. Специальное медицинское, санаторно-курортное и бытовое обслуживание президента и его семьи
  7. Государственное страхование
  8. Государственная дача.

Все это осуществляется за счет республиканского госбюджета, то есть за счет наших налогов. Это одна из причин, почему президента выбирают граждане (налогоплательщики).

У него также будет страховка и отпуск в соответствии с законодательством.

Что-то остается у экс-президента после ухода с поста?

Президенту нельзя приватизировать здания и помещения, которыми он пользовался во время своего руководства страной. Но законы предусматривают и обслуживание экс-президентов. Экс-президент имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% от зарплаты президента, а также пенсию в размере 75% месячной заработной платы.

Экс-президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он также имеет право на бесплатное пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций.

Честь и достоинство экс-президента Кыргызской Республики неприкосновенны и защищаются законом.

Источник: https://kaktus.media/doc/364353_razbor:_kakie_polnomochiia_i_obiazannosti_ostanytsia_y_novogo_prezidenta.html

Законодательство Армении

В соответствии с Конституцией 1995 года Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством. Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.

Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами — на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Читайте также:  Почетный караул в россии: история престижной роты

Власть в Республике Армения принадлежит народу. Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Президент Армении является главой государства и обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения.

Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет.

Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Президент Республики:

  • обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;
  • после получения принятого Национальным Собранием закона в 20 дневный срок подписывает и обнародует его;
  • распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы;
  • назначает Премьер-министром лицо, Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства;
  • в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;
  • формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;
  • представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях;
  • представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты;
  • назначает четырех членов Koнституционного Суда;
  • по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;
  • объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;
  • объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.
  • разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;
  • награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;
  • осуществляет помилование осужденных.

Высшим законодательным органом Республики Армения является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата (75 избраны по мажоритарному, а 56 — по пропорциональному принципу, в 2007 году пропорция изменилась — 41 депутат избран по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов по пропорциональной системе). Национальное Собрание избирается посредством всенародных выборов, на пятилетний срок. Последние парламентские выборы состоялись в мае 2007 года.

Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Национальное Собрание по предложению Президента Республики:

  • объявляет амнистию;
  • ратифицирует, приостанавливает или денонсирует международные договоры Республики Армения;
  • принимает решения об объявлении войны и установлении мира. В случае невозможности созыва заседания Национального Собрания вопрос объявления войны решает Президент Республики.

Национальное Собрание по предложению Правительства устанавливает  административно-территориальное деление Республики.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения. Правительство состоит из Премьер-министра и министров.

Президент, на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании, назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов.

Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю политику Республики Армения. Внешнюю политику Республики Армения Правительство разрабатывает и осуществляет совместно с Президентом Республики. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Правительство:

  • представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;
  • представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
  • управляет государственной собственностью;
  • осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;
  • осуществляет государственную политику регионального развития;
  • осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;
  • обеспечивает оборону, национальную безопасность и осуществление внешней политики Республики;
  • обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;
  • осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды — в соответствии с Конституцией и законами.

В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный Суд и Кассационный Суд, а в предусмотренных законом случаях и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный Суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным Судом.

Независимость судов гарантируется Конституцией и законами. В установленном Конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.

Совет правосудия в установленном законом порядке:

  • составляет и представляет на утверждение Президента Республики список кандидатур судей и списки служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения;
  • дает заключение по представленным кандидатурам судей;
  • предлагает кандидатуры председателей и судей Кассационного Суда, его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • по запросу Президента Республики высказывает мнение по вопросам помилования;
  • привлекает судей к дисциплинарной ответственности, представляет Президенту Республики предложение о прекращении полномочий судьи, о даче согласия на арест судьи, его привлечение в качестве обвиняемого или его привлечение к административной ответственности в судебном порядке.
Читайте также:  Граната ргд 5: устройство и ттх

Кассационный Суд — это суд, пересматривающий решения, приговоры и определения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, и решения, приговоры и определения апелляционных судов в пределах указанных в них оснований по кассационному протесту, принесенному на эти акты.

Решение Кассационного Суда вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит.

В Республике Армения действует один Кассационный Суд (в соответствии с Законом «О судоустройстве» ).

Конституционный Суд состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре — Президентом Республики.(В соответствии с законом «О конституционном суде» )

Конституционный Суд в соответствии со статьей 100 Конституции и в установленном настоящим Законом порядке:

  • определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства;
  • до ратификации международного договора определяет вопрос соответствия Конституции закрепленных в нем обязательств;
  • разрешает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов;
  • признает непреодолимыми либо устраненными препятствиия, возникшие для кандидата в Президенты Республики;
  • дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности Президента Республики;
  • дает заключение о мерах, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 55 Конституции;
  • дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий;
  • дает заключение о прекращении полномочий члена Конституционного Суда, его аресте, привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответственности;
  • в предусмотренных законом случаях принимает постановление о приостановлении или запрещении деятельности партии.

Местное самоуправление

Армения делится на 11 провинций:

  1. Арагацотн  г. Аштарак;
  2. Арарат  г. Арташат;
  3. Армавир  г. Армавир;
  4. Гегаркуник г. Гавар;
  5. Котайк г. Раздан;
  6. Лори г. Ванадзор;
  7. Ширак г. Гюмри;
  8. Сюник г. Капан;
  9. Тавуш г. Иджеван;
  10. Вайоц Дзор г. Ехегнадзор;
  11. Ереван г. Ереван

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление.

Органы местного самоуправления  совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста)  избираются на трёхлетний срок.

Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.

В республике 953 села, 48 городов, 932 общины, из которых 871 сельская и 61 городская (1999).

Источник: http://www.am.spinform.ru/stroi.html

Выборы президента Армении, 1991-2008 гг

Пост президента был впервые учрежден в Армении 1 августа 1991 года, на основании закона, принятого Верховным Советом республики.

В 1995 году должность президента была закреплена в одобренной на всенародном референдуме Конституции Армении.

Полномочия и порядок выборов Президента определены в главе 3 Конституции. Президент является главой государства, обеспечивает соблюдение Конституции, функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Согласно Основному закону Республики Армения, Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны (ст.49). Конституция Республики Армения предусматривает возможность обжалования результатов выборов президента в Конституционном суде страны (ст.51).

После избрания Президент приносит присягу на специальном заседании Национального Собрания (ст.54).

В 2005 году в Конституцию Армении был внесен ряд изменений, предполагающих ограничение полномочий президента, но сам институт в рамках реформы сохранился.

Согласно нормам Конституции, Президент Республики Армения, обращается с посланием к народу и Национальному Собранию, обладает правом подписать законодательный акт, или вернуть его на доработку в Национальное Собрание, распускать Национальное Собрание в порядке, предусмотренном ст.74.1.

Конституции, и назначать внеочередные выборы, имеет право назначать премьер-министра, и назначать или освобождать членов правительства, по представлению премьер-министра. В функции президента входит также принятие отставки правительства, в порядке определенном Конституцией, и назначения на государственные должности, в случаях определенных законодательством страны.

Президент формирует Совет национальной безопасности и др. консультативные органы.

Президент представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные грамоты. Согласно Конституции Армении, Президент представляет парламенту кандидатуры на должности Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. Президент назначает четырех членов Koнституционного Суда, а также судей, в случаях, определенных законом. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, в случае необходимости объявляет военное положение, общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил. Президент вправе объявить чрезвычайное положение, он также разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства страны, политического убежища, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и другие классные чины, осуществляет помилование осужденных (ст.55). Конституция Армении предусматривает возможность отстранения президента от должности (ст.57), а также возможность досрочного прекращения его полномочий.

Порядок избрания президента

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/218783/

Ссылка на основную публикацию