Оруженосец – претендент в настоящие рыцари

Оруженосец – претендент в настоящие рыцари

Нет таких людей, которые не слышали бы об оруженосцах. Большинство считает, что оруженосцы рыцарей были кем-то вроде крепостных слух, которым приходилось прислуживать своим хозяевам. На самом деле оруженосец весьма почётное звание, после нескольких лет службы на этом поприще молодые люди могли стать рыцарями.

Как можно было стать оруженосцем

Слуга-оруженосец в Англии, Франции или Германии был далеко не простым человеком. Все претенденты на эту должность должны были быть знатного происхождения и, как правило, прослужить около 5-7 лет в качестве пажей при знатном рыцаре или короле.

Будущий оруженосец в Англии становился пажом в 7-10 лет. Чем раньше ему удавалось это сделать, тем более умелый рыцарь мог из него получиться впоследствии. Мальчики должны были выполнять все поручения, которые возлагал на них хозяин замка.

К ним относились:

    Уборка;Прислуживание за столом;Сопровождение рыцаря и членов его семьи.

Так как большинство пажей приходились родственниками или детьми друзей хозяина замка, их обучали следующим премудростям:

    Придворным манерам;Плаванию;Борьбе;Основам владения оружием.

После того, как молодой паж безукоризненно начинал выполнять свои обязанности, он мог рассчитывать на получение более высокого статуса – оруженосца.

Каждый оруженосец рыцаря в Англии мог занимать одну из следующих должностей:

    Быть камердинером;Ловчим;Конюшим;Кравчим и занимать другие подобные должности, которые доверяли им рыцари.

Личный оруженосец рыцаря в Англии являлся наиболее значимым во всей системе должностей оруженосцев.

Главные занятия средневековых оруженосцев

Начиная с 14 лет, бывшие пажи становились полноправными оруженосцами. Они по-прежнему должны были исполнять все указания, поручаемые рыцарем, но с этого времени их начинали обучать владеть различным оружием.

Испытание оруженосца

Главное испытание оруженосца происходило на рыцарском турнире. Молодые люди участвовали в поединках, чтобы доказать, что они достойны звания рыцарей. Чтобы не сильно травмировать молодых людей, их оружие для турниров было лёгким и ломким. Турниры оруженосцев служили своеобразным «разогревом» перед турнирами настоящих рыцарей.

Молодые воины, которые побеждали в турнирах оруженосцев, могли быть приглашены для участия в рыцарских турнирах, что говорило о том, что заветная мечта стать рыцарем очень близка.

Какие титулы присуждались оруженосцам в различных странах Европы

Титул министериал носили представители мелкого рыцарства в Германии. Как правило, данные рыцари не имели больших богатств и очень дорожили своей службой у крупного феодала.

Стать министериалом мог даже представитель оброчного населения, начав военную службу в качестве легковооружённого всадника в дружине феодала.

Прислуживая рыцарю (как оруженосец) он мог получить земельный надел и перейти в тяжёлую конницу.

Оруженосцы на Руси

В России существовала особая прослойка воинов, подобных европейским оруженосцам. Их называли рындами, и они служили в качестве телохранителей князей и царей. Они стояли по обе стороны трона государя с топориками на плечах. Попасть в рынды могли только юноши знатного происхождения.

Оруженосцы были весьма уважаемой прослойкой средневекового общества. Даже короли не считали зазорным присваивать данный титул своим сыновьям.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/oruzhenosets-pretendent-v-nastoyashhie-ryitsari.html

Оруженосец рыцаря в Англии и Франции, испытания и обязанности, доспехи и оружие, ритуал посвящения и перспективы службы,как выбирался господином

Эпоха средневековья дала рождение рыцарству – новому сословию, которое в определенной степени стало частью развития человеческого общества, культуры и технического прогресса. На фоне общего упадничества именно в лице рыцарей Европа получила мощный инструмент дальнейшего развития.

Рыцарские кодекс и законы заложили не только основы новой военной иерархии. Рыцари вместе со своими слугами – оруженосцами представляли основу и ударную силу любого войска. Это в свою очередь наложило отпечаток на последующее формирование культурных традиций и национальных обычаев.

Личная доблесть, честь и человеческое достоинство возводятся в ранг высших добродетелей мужчин знатных фамилий.

Перед тем как стать рыцарем, молодому человеку необходимо было пройти испытание огнем и мечом, доказать своими поступками право носить такое звание. Стать рыцарем означало посвятить себя целиком и полностью служению Богу и королю, стать защитником и проповедником христианской веры, поборником высокой морали.

Соответственно, состоять на службе у рыцаря считалось почетной обязанностью. В некоторых странах Западной Европы оруженосец имел достаточно высокий статус, сравнимый по весу с мелкой знатью.

Тем более, что в большинстве случаев подготовка к посвящению в рыцари предусматривала наличие определенного ритуала, службу в качестве оруженосца своего покровителя, наставника и господина.

Звание оруженосца. История происхождения

В наследство от Римской Империи Средневековая Европа получила не только устои государственного управления и формы организации гражданского общества. Созданные на обломках империи новые государства переняли от римлян и военную организацию.

Всадники, тяжеловооруженные воины – элита гражданского общества, становятся рыцарями, пехота и вспомогательные войска набираются из числа зависимых крестьян и простолюдинов. В римской армии всадники представляли собой не только особую касту, но и составляли основу римской конницы.

Знатные воины самостоятельно участвовали в военных походах, обходились без слуг и помощников. Этому способствовал тогдашние воинские традиции, предусматривающие аскетичный лагерный образ жизни.

В средневековой Европе все кардинально изменилось. Началось стремительное деление гражданского общества на богатых и бедным, на знатных и простолюдинов. Знатный вельможа обязательно состоял на военной службе у своего сюзерена. В компании со своим господином в военных походах принимали участия его подданные и слуги.

Возникший в средневековье институт рыцарства, предполагал наличие при господине оруженосца. Возникло новое военное сословие со своими устоями и традициями. Как и рыцарское звание, которое надо было заслужить, стать оруженосцем мог далеко не каждый. Это была почетная служба и обязанность.

Оруженосец в Англии, во Франции, в Испании и в германских государствах становился постоянным спутником рыцаря, его тенью, сопровождая его во время военных походов и баталий.

Название говорит о том, какие обязанности возлагаются на оруженосца. Это не просто слуга, отвечающий за бытовое обслуживание своего господина. Этот человек является помощником рыцаря в его ратных делах.

Впоследствии полномочия оруженосца становятся значительно шире, о чем свидетельствуют многочисленные хроники и летописи.

Лицо, приближенное к рыцарю, становится представителем своего господина в обществе, защищает его честь, достоинство и имущество.

Изначально обязанностями оруженосца были:

  • ношение оружия своего господина;
  • подготовка рыцарской амуниции к турнирам и к военным походам;
  • уход за боевым конем и оружием;
  • сопровождение рыцаря во время военных походов;
  • подношение оружия своему господину во время турнира или боя;
  • защита своего господина, бытовая помощь и поддержка в трудных ситуациях.

Следует отметить, что оружие рыцаря в сравнении с вооружением римских всадников стало куда мощнее. Основное оружие воина составлял массивный и тяжелый меч, которым воин должен был умело владеть как сидя в седле, так и в пешем строю.

Ударным вооружением рыцарской конницы становится длинное и тяжелое копье, выполняющее функцию боевого тарана. В качестве дополнительного вооружения рыцари используют в бою булаву и кистень, боевые топоры и арбалеты.

Одним словом, значительно увеличился арсенал рыцаря и самостоятельно справиться со всем этим хозяйством нормальный человек не в состоянии.

Значение оруженосца в жизни рыцаря. Кто мог получить должность?

Оруженосец рыцаря в Англии – это не просто лицо, сопровождавшее знатную особу в военных компаниях. Этот человек выполнял целый ряд других функций. Учитывая, что большую часть жизни рыцарь проводил вне дома, в военных и в лагерных условиях, оруженосец становится его правой рукой, доверенным лицом. На этом фоне появился целый ритуал посвящения в оруженосцы.

Аналогичным образом сложилась ситуация в Итальянских государствах, во Франции и в германских государствах. Пик славы рыцарства пришелся на период Крестовых походов. Именно в это время основная масса славных родов и фамилий Западной Европы приняла участие в походах на Святую Землю.

Сложности и трудности походной жизни, с которыми столкнулись вельможи, вывели должность оруженосца на первые позиции.

В эпоху Крестовых походов произошла трансформация положения оруженосца в обществе. Прослеживалось деление лиц, занимающих эту должность, по социальному статусу. Распространение получили следующие два статуса:

  • оруженосец из числа простолюдинов;
  • знатная особа, представляющая благородный род или фамилию.

В первом случае помощником рыцаря становился его слуга, с которым господин контактировал в обычной мирной бытовой обстановке. В Германии и в Англии оруженосцами часто становились рядовые воины, из числа личной охраны господина. Как правило, оруженосец в таких случаях не только обслуживал своего господина в походе, но и сам принимал участие в битве, будучи телохранителем своего сюзерена.

Служба оруженосцем в данном случае засчитывалась в качестве рыцарского стажа.

В отличие от простолюдинов, которые сопровождали своих вельмож в походах и выполняли вспомогательные бытовые функции, благородные оруженосцы сами принимали активное участие в сражениях, следуя неотлучно за своим покровителем.

Во время боя именно этой части воинского окружения рыцарей приходилось тяжелее всего, они выполняли функции тяжелой пехоты. Воинская доблесть, проявленный героизм в бою становился своеобразным боевым крещением оруженосца перед его последующим посвящением в рыцари.

Оруженосцем можно было стать в раннем возрасте. В Англии, в Испании и во Франции подготовка будущего оруженосца начиналась с 14 лет, когда подростка отдавали под покровительство, какого-нибудь знатного вельможи.

С этого момента вся жизнь молодого человека была посвящена обучению военного искусства. Испытание оруженосца часто становилось довольно жестокой процедурой. В немалой степени ритуал посвящения в оруженосцы средневековых рыцарей был очень похож на посвящение самураев.

Тяжелые физические упражнения, сменялись длительной голодовкой и затворничеством. В будущем помощнике рыцаря вырабатывались твердость духа, чувство самоотверженности и пренебрежение к опасности.

Помощник рыцаря должен был в совершенстве владеть приемами боя, быть обученным верховой езде и искусству владения всеми видами оружия.

Источник: https://WarWays.ru/roda-vojsk/oruzhenosec.html

Оруженосцы – «без пяти минут» рыцари

Когда мальчик проходил полный пажеский «курс», он поднимался на следующую ступень, отделявшую его от рыцарского звания, и становился оруженосцем. Оруженосцы разделялись на классы в зависимости от налагаемых на них обязанностей: камергеры, конюшие, кравчие и т.п. 

Самой почетной должностью была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. Поднявшись на новую ступень обычно в возрасте 14 лет, молодые люди могли участвовать беседах сеньора с другими рыцарями.

Наблюдая за старшими, оруженосцы стремились приобрести не только благоразумие и сдержанность в разговорах, но и развязность, когда она была нужна.

 

Оруженосец

Молодые люди прислуживали на пирах, убирали со стола и, наконец, приготавливали следовавшие после обеда развлечения.

Тогда они присоединялись к обществу и участвовали в нем вместе с девицами из свиты дам. Потом они подавали лакомства, вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, это называлось на сон грядущий. Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты.

В обязанности оруженосцев-конюших входила забота о лошадях.Они обучали лошадей военным приемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавали им это искусство. Оруженосцы также содержали оружие своих господ в порядке и чистоте.

Все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и дворы замка.

Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали перчатки, шлем, щит, копье и меч, помогали облачиться в доспехи.

Так они и сами учились вооружаться: собрать и укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало; часто от этого зависели успех и безопасность сражающихся. Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч.

, когда он снимал их при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя.

Служба оруженосца

И все-таки оруженосцы были не совсем праздными зрителями.

При столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг на друга с опущенными копьями, одни – раненные и опрокинутые – поднимались, выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить; другие старались воспользоваться своим преимущественным положением над побитым неприятелем.

Каждый оруженосец внимательно следил за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимая его, подводя свежего коня, он должен был оказать своевременную помощь. Кроме того, своим оруженосцам рыцари вверяли пленных, взятых в пылу сражения.

Пока еще слабую и неопытную молодежь не подвергали серьезным опасностям, пока не узнавали, есть ли в ней достаточно сил. Воинскими играми, в которых приобретается необходимая в настоящем бою ловкость и сила, заранее приучали оруженосцев к турнирам.

Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимую для этого силу с ловкостью и галантным поведением. Поэтому не удивительно, что звание оруженосца было в большом почете. 

Значительная часть дворян не имела другого звания; даже Карл VIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это звание старшего своего сына.

Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на справедливом опасении, что родительская любовь не решится подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской службы.

По прошествии некоторого времени, проведенного молодыми людьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке сеньора, они начинали посещать дворы своих государей, затем в военное время находились при войске, а в мирное время странствовали, отправляясь в качестве послов в отдаленные края. Таким образом они приобретали навыки владения оружием, участвовали в турнирах и знакомились с обычаями других народов.

Рыцарский турнир

В канун рыцарских турниров проводились игры, называвшиеся пробными турнирами, приготовлением к большому ристалищу, в которых лучшие оруженосцы испытывали свои силы оружием более легким, ломким и не так опасным, как рыцарское. Оруженосцы, отличившиеся и удостоенные награды на пробных турнирах, иногда получали право участвовать и в больших.  Это было знаком, что очень скоро оруженосец может быть произведен в рыцарское звание.

Источник:

«История рыцарства», Руа Ж.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com. 

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2016/04/blog-post.html

Возвращение к себе

Никуда не хожу, нигде не бываю. Сегодня хотя бы погуляла в потустороннем мире. Проспала полдня. Когда засыпала, поймала себя на немыслимом ощущении: я была здесь (в сознании) и одновременно не здесь (ходила по потусторонним улицам). Перед тем как уснуть окончательно, подумала: “Это ж надо!”

Читайте также:  Меч спата – самое известное оружие римской кавалерии

Сны – это наши альтернативные жизни. В них и мы – альтернативные. Я уже сбилась со счета, сколько раз я просыпалась не той, которой являюсь в настоящем. Меняется все: поведение, слова, мысли, чувства.

Эта временная замена происходит только в критические периоды, когда у настоящей меня нет больше сил. Тогда и меняемся с версией. Версия – намного сильнее. Интересно, кто выступает инициатором… А может, моей воли здесь совсем нет.

Может, Кто-то, кто знает меня лучше меня, решает таким образом мне помочь. Однажды в мои мысли вторглась я из будущего (не та, которая из альтернативной жизни, а настоящая я, только из будущего) и так отчитала меня (себя в прошлом) за уныние, что стало совестно.

Если коротко, она практически крикнула, что я дива. Я еще так удивилась: никогда это слово не употребляю. Поэтому и поняла, что мысль – не моя.

В том мире мне очень нравится. Я путешествую из пространства в пространство. Делаю это не очень умело, но учусь. Столько нужно концентрации! В одном из снов я проходила через портал. Была в городе, а очень хотелось побыть на природе.

Так вот, перешла границу (с трудом), оказалась возле осеннего леса. Повосхищалась, подышала свежим воздухом – и обратно, в город. Кстати, когда перешла на то поле, удивилась, какое это пространство ясное, зрение было, наверное, стопроцентным.

В городе ставила над своими способностями опыты. Чтобы купить еду, нужны были деньги. Я сконцентрировалась, но получить тысячу из воздуха не вышло. Дальше помню, как я говорю собеседнику: “Смотри, что сейчас будет!” И, сконцентрировав энергию в руке, начинаю ощущать в ней бумажку.

Пятьсот рублей. Ощущение было такое, что я сотворила Вселенную. Счастье Господа. На еду, кстати, хватило.

Неделю назад приснилось, что я умерла. Точнее, не так. Приснилось, что я воскресла. Воскресла и вспоминаю, как умерла, как лежала в луже крови. Все меня видят, только почему-то не особо удивлены.

Я говорю: “Как это могло случиться? Как я могу жить, ведь у меня есть могила?!” Они кивают, мол, да, мы тебя похоронили, могила действительно есть. Очень хотелось на нее посмотреть, но не хватило времени. Я целый сон выясняла, призрак я или нет. Все меня видят или только избранные. Оказалось, что все.

Чувство во сне было невозможное: я жила, но ощущала себя мертвой. Сейчас вот думаю: притча о Лазаре? Меня она, кстати, ужасала и ужасает.

Так что вы не одиноки. У вас есть целая когорта (это слово я тоже не употребляю, мне его подкинули в мысли полчаса назад) вас, живущих в альтернативных реальностях, прошлом и будущем. Несколько лет назад я написала, что умирать театром МХТ еще больней, имея в виду, что содержу в себе не только себя.

В критические периоды, а их ох как много, приходят не только версии меня, но и Кто-то другой. Я чувствую тепло за спиной (а она у меня постоянно мерзнет). Снисходит такая благодать, что плакать хочется. Как в церкви. Будто обрел друга, которого давно потерял. Или отца (Отца?). Иногда Он молчит, иногда дает советы. Всегда по-разному.

Но Его присутствие не спутаешь ни с чем.

Сейчас я начинаю занимать свою истинную позицию. Всю жизнь я была не на своем месте. Ела не свою еду. Носила не свою одежду. Общалась не со своими людьми. То есть делала все это и понимала, что делаю-то чуждое. Так вот, “свои” еда и одежда периодически появляются. Обычно это что-то дорогое.

Купила пальто за крупную сумму и теперь, надевая его, чувствую себя в своей ценовой категории. Мне в нем (больше ни в чем) спокойно. Такое же со мной было, когда я волей судьбы и одного хорошего человека попала в дорогой ресторан.

Я оказалась на своем месте, при чем было четкое переплетение эпох (все было будто из прошлого). Рядом с дорогими вещами я не испытываю восторга, зависти, досады. Я просто знаю, что вот оно, то, что должно быть у меня (и если я захочу, непременно будет). А мысли действительно материальны.

Так я попала в музей (спустя десять дней после моего мимолетного желания там побывать, потом, кстати, забытого напрочь) и получила в подарок бусы из горного хрусталя (их получила на следующий день после мысли, вот бы мне их иметь!). Я знаю, что работаю совсем не на той работе, которая мне причитается.

Общаюсь в большинстве своем не с теми, с кем должна. Но, видимо, стоит пройти и это. Чтобы то, в чем я буду счастлива, не мелькало, как перегорающая лампочка, а горело святым огнем.

Возможно, именно по этой причине меня часто обвиняют в высокомерии. Я не высокомерна. Я просто знаю, что вы не мои люди. Я не хочу себя тратить на вас. Мне себя на себя-то не всегда хватает. Я, конечно, могу убиваться над тем, что у меня нет друзей (зато есть судьбоносные – всегда! – знакомые), но это будет досадой одинокого дитя.

Я все это время – время неписания – не жила. Бытовала. Существовала. Функционировала. Но не жила. Дышала с помощью искусственной вентиляции легких. А сейчас вышла к тому самому лесу, и все стало ясно.

Живу я лишь в двух вещах – в любви и словах. Один хороший человек сказал мне: “Любовь – это твоя среда обитания”. Я хочу дополнить его. У меня есть еще одна среда, не менее любимая, чем любовь.

И зовется она – литературой.

Источник: http://lady-absurd.blogspot.com/2017/11/blog-post.html

Как проходила церемония посвящения в рыцари

Церемония посвящения в рыцари описана во многих исторических очерках, в художественных произведениях, обыграна в кинематографе и т.д. Как и любая другая традиция, ритуал посвящения в рыцари имеет свою собственную историю и свои нюансы в проведении.

Содержание статьи

  • Из истории посвящения в рыцари
  • Церемония посвящения в рыцари: как это было?

История возникновения данного обряда уходит своими корнями в древние германские племена за много лет до того, как появились первые рыцари. Тогда после достижения юношей своего совершеннолетия отец или старшина общины вручал ему копье и меч.

После этого парень считался полноправным и полноценным членом племени.Данная традиция возрождалась и в христианские времена. Например, в XV веке рыцарем мог стать юноша пятнадцати лет отроду, и не важно, какой социальный статус он имел – рыцарями становились и знатные люди, и крестьяне.

Шло время – государство (королевство) развивалось, накапливало мощь, укреплялось. Совершенствовалось и рыцарство: рыцари становились элитной и замкнутой группой людей.Чтобы юноша в дальнейшем стал рыцарем, его отдавали на воспитание в знатную семью. Там он был оруженосцем.

Сам ритуал посвящения в рыцари проводился в основном среди молодых мужчин в возрасте от 21 года. Проведение данного обряда было связано с огромными финансовыми затратами. Именно этим и объясняется тот факт, что к началу XVIII века некоторые небогатые князья и бароны так и оставались непосвященными в рыцари.

Данный ритуал, без всякого сомнения, являлся важным этапом в жизни любого мужчины эпохи средневековья. Чтобы стать рыцарем, молодому оруженосцу необходимо было обратиться с соответствующей просьбой к своему сеньору или к другому высокопоставленному лицу.

Далее следовало детальное изучение биографии кандидата в рыцари, анализировались его поступки, его поведение, его взаимоотношения в обществе и т.д. Все это позволяло убедиться в смелости, честности, прямодушии, отваге и прочих личностных качеств кандидата.

Если молодой человек удовлетворял этим требованиям, то начинался второй этап подготовки к ритуалу.

За некоторое время до церемонии молодой кандидат в рыцари должен был обязательно придерживаться поста, проводить львиную долю своего времени за молитвами и покаянием. Ночь перед торжеством будущий рыцарь должен был провести в церкви. Ритуал посвящения обычно приобщался к тому или иному религиозному празднику. Это максимально подчеркивало всю важность происходящего события.

На рассвете молодой человек проходил процедуру омовения. Он надевал на себя свободную льняную тунику, а на шею вешал перевязь с мечом. Сам ритуал посвящения в рыцари проводился в заранее назначенном месте: это могла быть церковь или часовня, замок или вообще чистое поле.

Уже на месте виновнику торжества помогали облачиться в доспехи, после чего священник проводил специальную литургию. Затем зачитывалась книга рыцарских законов. Только так будущий рыцарь узнавал о своих обязанностях перед королем, сеньором и церковью.

Кандидат в рыцари все это время обязан был стоять на коленях.

Далее наступал самый ответственный шаг – непосредственное посвящение в рыцари. Для этого к молодому человеку подходил его сеньор или сам король и слегка ударял плоской стороной меча по плечу кандидата.

В это время новобранец должен был произносить клятву рыцаря. После этого на юного рыцаря надевались золотые шпоры, символизирующие достоинство.

Новоиспеченному рыцарю выдавался в личное пользование щит с гербом королевского рода и оружие для сражения – именной меч.

Завершалась процедура посвящения в рыцари передачей юному защитнику королевства его боевого коня.

С этого времени еще вчерашний оруженосец являлся благородным человеком и мог проезжать по улицам городов под восторженные крики собратьев по оружию, крестьян и прекрасных дам.

С этого момента рыцарь был обязан участвовать во всех военных кампаниях своего королевства и защищать, а также укреплять оборону его пограничных территорий.

Распечатать<\p>

Как проходила церемония посвящения в рыцари

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-885499-kak-prohodila-ceremoniya-posvyascheniya-v-rycari

ОРУЖЕНОСЕЦ

а). ОРУЖЕНОСЕЦ – звание, которое получали молодые дворяне, состоявшие при рыцарях; оно составляло переходную (после пажа) степень к получению звания рыцаря. О.

повсюду сопровождал рыцаря и защищал его в бою, в котором нередко О. и сам принимал участие. На О. лежала забота об оружии рыцаря, которое находилось во время пути на руках его. О.

называли также почетных лиц, носивших в торжественных церемониях государственные меч и щит, а иногда и знамя.

«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона.

б). ВОСПИТАНИЕ ДВОРЯНСКОГО СЫНА

«Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства. Семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальными уроками детей отсылали к главнейшим рыцарям, с которыми были в дружбе или родстве.

Их советы и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture).

Отец читал отроку наставление, мать дарила связанный ею в зимние вечера кошелек с небольшими деньгами и повязывала на шею сына ковчежец с мощами, чтобы предохранить его от заговора, напасти и порчи.

Сын уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождении старого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. Пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столов.

Почтительно, с опущенными глазами молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубокое молчание, отвечать на вопросы умно.

Помогая камергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовения странствующим рыцарям.

Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой он не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельных дам замка.

Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимое уважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательниц порождали в сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасному полу, что составляло отличительную черту рыцарства…Но более всего старались развить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговение к тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям. Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем. Они строили иногда городки и брали их приступом; городки эти назывались именами некоторых местностей Палестины: они осаждали глиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста. Поляна снабжала их султанами, а роща – стрелами: все это было зарей их будущей славы…

Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили молодого пажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви или военной славы.

Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастах и состояниях, усиливалось с каждым днем, или из желания перейти на службу к другому, более знаменитому и более уважаемому рыцарю, или из желания попасть в оруженосцы того же дома: часто это был последний шаг в рыцари.

Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительности и других доблестей не только для пажей и оруженосцев, но и для молодых девушек. Там они с ранних пор изучали свои будущие обязанности. Там развивали и совершенствовали в них грацию и те нежные чувства, для которых они созданы, кажется, самой природой.

Молодые девушки учились там оказывать будущим своим мужьям те услуги, какие вправе ожидать знаменитый воин от нежной супруги. Они первые смывали с рыцарей пыль и кровь, кровь, пролитую за них же. Дамы и девицы учились ботанике и хирургии, и с горячим участием и ловкостью оказывали раненым необходимую помощь.

Оруженосцы. Чтобы показать молодежи назначение меча,- при переходе пажа в оруженосцы, когда меч впервые влагался ему в руки,- совершали религиозный обряд.

Отец и мать, или восприемники, держа восковые свечи, подводили к алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола меч и пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина.

Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемым на них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаря или его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцев или камергеров, на конюших или шталмейстеров; на кравчих или форшнейдеров; на мундшенков, мундкохов и т.

Читайте также:  Планета солнечной системы земля: загадки и тайны живой планеты

п. Почетнейшая из должностей была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря.

В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали в 14 лет, молодые воспитанники ближе допускались к своим сеньорам и свободнее участвовали в их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которым должны были воспитываться.

Они с большим вниманием наблюдали за ними, стараясь заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцам и придворным своего патрона; они стремились приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие, сдержанность в разговорах и развязность, когда она была нужна.

Форшнейдер присутствовал на пирах и, ловко разрезая яства, опрятно подавал их благородным гостям. В это время он молча изучал искусство говорить красиво. Товарищи его заботились о столе: они приносили блюда и надзирали за хлебом и вином; все это делалось с постоянным вниманием, чтобы присутствующие ни в чем не нуждались.

Они же подавали мыться после обеда, убирали со стола и, наконец, приготовляли следовавшие после обеда удовольствия. Тогда они присоединялись к обществу и участвовали в нем вместе с девицами из свиты почетных дам. Потом они подавали лакомства, вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, это называлось на сон грядущий.

Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты.

Из этих должностей, которые были только подготовкой к более трудной, переходили в шталмейстеры. Обязанность шталмейстеров состояла в попечении о лошадях: такое занятие не могло быть унизительным у дворянства, сражавшегося только на коне.

Искусные конюшие обучали лошадей ратным приемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавали им это искусство. Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой.

Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и дворы замка.

Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки, шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно.

Боевых рослых коней конюшие вели с правой стороны, поэтому они назывались destries, их подводили рыцарю при виде неприятеля. Шлем и другие оборонительные и наступательные доспехи подавались рыцарю оруженосцами; все они вооружали его с одинаковой поспешностью.

Так они сами приучались вооружаться с предусмотрительностью: собрать и укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало – требовало и ловкости, и умения; часто от этого зависели успех и безопасность сражающихся. Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч.

, когда он снимал их при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя.

Но оруженосцы были не совсем праздными зрителями; их присутствие, полезное для безопасности рыцарей, не менее полезно было и для них самих.

При страшном столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг на друга с опущенными копьями, одни – раненные и опрокинутые – поднимались, выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить; другие старались воспользоваться своим преимущественным положением над побитым неприятелем.

Каждый оруженосец внимательно следил за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимая его, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно. Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения.

Тут молодой воин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переносить столько трудов и опасностей. Но слабую и неопытную молодежь не подвергали таким опасностям, пока заранее не узнавали, есть ли в ней достаточно сил.

Воинские игры, в которых приобретается гибкость, ловкость и сила, необходимые для боя, скачка через кольцо и препятствия, на конях и с копьями, задолго приучали их к турнирам – слабому подобию войны. Дамы находили особенное удовольствие быть свидетельницами этих игр и своим присутствием возбуждали дух соревнования в желавших отличиться.

Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимую для этой трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличного кавалера. Поэтому не удивительно, что и звание оруженосца было в большом почете.

Значительная часть дворян не имела другого звания; даже Карл VIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это звание старшего своего сына.

Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на справедливом опасении, что родительская нежность не решится подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской службы.

По прошествии некоторого времени, проведенного молодыми людьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке патрона, они начинали посещать дворы своих государей, затем в военное время находились при войске, а в мирное время странствовали и отправляли должности послов в отдаленных краях. Таким образом они приобретали навык владеть оружием, участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями. Эти три рода занятий назывались les trois metiers des armes, а исполнявший их porsuivants d'armes. В канун турниров проводились игры, называвшиеся пробными турнирами, приготовлением к большому турниру, в которых лучшие оруженосцы испытывали свои силы оружием более легким, ломким и не так опасным, как рыцарское. Оруженосцы porsuivants d'armes, отличившиеся и удостоенные награды на пробных турнирах, иногда получали право участвовать и на больших, среди славного сословия рыцарей. Это было одной из ступеней, по которой оруженосцы восходили к храму чести, т. е. сами делались рыцарями».

Ж.Ж.Руа «История рыцарства».

В). ПОСВЯЩЕНИЕ ОРУЖЕНОСЦА В РЫЦАРИ

«Рыцарь, подвергающий оруженосца испытанию, должен быть глубоко преданным рыцарскому ордену…

Прежде всего следует спросить оруженосца, желающего стать рыцарем, любит ли он Господа и трепещет ли он перед ним.

Подобно тому как рыцарь без коня не может выполнять рыцарские обязанности, оруженосец, лишенный душевного благородства, не достоин вступить в рыцарский орден…

Отсюда следует, что если оруженосец с низменными запросами хочет стать рыцарем, тем самым он хочет уничтожить орден, присоединиться к которому так жаждет; если же ему чужда природа ордена, зачем он в него стремится?…

Не по словам суди о душевном благородстве, ибо слова нередко бывают лживы; и не по роскоши одеяний, ибо роскошное платье подчас скрывает жалкую и подлую душонку, обиталище низости и лжи.

И не по коню суди о душевном благородстве, ибо не получишь ты от него ответа; не суди о душевном благородстве по упряжи и по доспехам, ибо богатое убранство может скрывать под собой мелочную и низкую душонку.

Иными словами, если ищешь ты душевное благородство, то ищи его в вере, надежде, милосердии, справедливости, отваге, преданности и иных добродетелях, ибо в них заключается душевное благородство…

Возраст рыцаря должен быть соответствующим, ибо если оруженосец, вознамерившийся стать рыцарем, слишком молод, не сумеет он перенять те обычаи, которые обязан он будет усвоить, прежде чем станет рыцарем; и не сможет он вспомнить, что обещал он во славу рыцарства, если был он посвящен в рыцари в детстве. Если же рыцарем хочет стать оруженосец старый и немощный, то оскорбление рыцарству он нанес еще до того, как одряхлел, ибо составляют его сильные духом и телом воители, а позором его покрывают немощные, убогие и оставляющие поле битвы….

Если оруженосцу достаточно иметь привлекательные черты лица или ладную фигуру, белокурые волосы или зеркальце в суме, дабы быть посвященным в рыцари, то в оруженосцы и рыцари вполне можно было бы принять миловидного крестьянского парня или привлекательную женщину; но в этом случае мы бы покрыли позором древнее и славное сообщество…

Между дворянином и рыцарем есть несомненная связь и близость; ибо дворянин прежде всего хранит доставшийся ему по наследству кодекс чести, а рыцарь неукоснительно соблюдает свод правил и установлений, не подлежащих обсуждению с момента своего возникновения и по сей день.

Отсюда следует, что коль скоро между дворянином и рыцарем есть соответствие, то если посвятить в рыцари человека, дворянином не являющегося, неизбежно возникнет противоречие между дворянином и рыцарем…

что же такое будет в таком случае рыцарство? По своей земной природе деревья и животные ничем не уступают человеку, однако душа, присущая лишь человеку, как разумному существу, придает его природе достоинство, недоступное природе животного.

Поэтому устав рыцарского ордена позволяет принимать в рыцари человека и не древнего рода, в том случае, если он по своему нраву и своим поступкам того заслуживает и если за него поручится какой нибудь достойный вельможа…

Принимая оруженосца в рыцари, надлежит справляться о его нравах и обычаях…

Надлежит выяснить, с какой целью оруженосец хочет стать рыцарем; ибо если он добивается рыцарства, дабы разбогатеть, получить владение или же прославиться, а не затем, чтобы принести славу рыцарству или же славным рыцарям, покрывающим ее славою, то в стремлении к рыцарству он стремится его ославить, и его бесславное стремление к тому, чтобы рыцарство принесло ему богатство, благополучие и славу, недостойно. Подобно тому как разоблачаются клирики, купившие столь желанные для них места прелатов, разоблачаются и оруженосцы, вознамерившиеся стать рыцарями вопреки установлениям рыцарства…

Не бывает рыцарей без доспехов, отличает рыцарей достойное поведение, и связаны с рыцарством большие расходы.

Поэтому не может быть рыцарем безоружный оруженосец, не располагающий определенными средствами, ибо из за нехватки денег он не сможет приобрести доспехов, а из за недостатка доспехов и средств он станет грабителем, изменником, вором, лжецом, лицемером, и ничего в нем не будет от рыцарства.

Горбун, толстяк, равно как и тот, кто имеет какой либо иной телесный изъян, не должен вступать в рыцарский орден, ибо было бы большой ошибкой принимать в рыцарский орден хилых, худосочных и непригодных к ратному делу.

Столь высоко призвание рыцарства и столь громкой славой оно окружено, что увечному оруженосцу не помогут ни богатство, ни душевное благородство.

Следует выяснить, не совершил ли оруженосец какого нибудь низкого поступка, противоречащего установлениям рыцарства, ибо не исключено, что он его совершил, а в таком случае он недостоин вступить в рыцарский орден и быть одним из тех, кто печется о славе рыцарства.

Если оруженосец тщеславен, вряд ли он может быть членом рыцарского ордена, ибо тщеславие принадлежит к числу тех грехов, которые подрывают даруемые рыцарством заслуги и преимущества.

Подобострастному оруженосцу также не следует быть рыцарем, ибо под подобострастием скрываются низкие цели, которые сводят на нет благие намерения и сердечные порывы рыцаря.

Оруженосец, обуреваемый гордыней, необразованный, речи которого столь же грязны, как и его одежды, пьяница, чревоугодник и клятвопреступник, жестокосердый, корыстолюбивый, лживый, вероломный, ленивый, вспыльчивый и сластолюбивый или погрязший в иных пороках, не должен быть рыцарем.

В противном же случае, если бы в рыцарский орден вступали те, кто ему чужд, получалось бы, что нет разницы между хаосом и гармонией.

Отсюда следует, что, поскольку рыцарство – это приведенная в гармонию отвага, каждый оруженосец, прежде чем быть принятым в рыцарство, должен быть подвергнут испытанию».

Р.Льюис «Книга о рыцарском ордене» (1275).

Источник: http://yos.ru/glossary/8/109.html

Кто такой оруженосец рыцаря в средневековой Англии

В теперешнее время, услышав «рыцарь» сразу же представляем самого честного и благородного человека, который готов в любую минуту подоспеть на подмогу слабым и обиженным обидчиками. Я стала интересоваться, откуда пошли корни рыцарства? Как они вообще появились, и нашла некоторую информацию, которой я хотела бы поделиться.

Рыцари были особым привилегированным слоем средневекового общества. Они занимались военным делом. Возникновение рыцарства было связано с появлением схемы феодального землевладения. Также я выяснила, что начало рыцарского вооружения были тяжелый меч и копьe.

Чаще всего снаряжение включало в себя и дополнительный кинжал, алебарду, булаву и боевой молот. Сам оруженосец рыцаря в средневековой Англии  был защищен кольчугой. Честно говоря, узнав об этом, я даже не представляю, как они ее носили ведь она настолько тяжелая. Я бы и одного метра не смогла пройти в такой кольчуге.

Это я уже точно знаю, потому что у меня знакомая работает в музее, и давала мне в руки эту кольчугу, чтобы я поняла, сколько она весит. Это просто невероятно, как ее носили люди в прошлом. Как хорошо, что в наше время придумали бронежилеты. В то время они бы точно пригодились.

Сама же кольчуга состояла из железных колец, а позже рифленые цельнометаллические снаряжения.

Доспехи и занятия оруженосцев рыцарей в средневековой Англии

Но это еще не все. Я до сих пор не могла прийти в себя узнав настоящий вес доспехов, но у оруженосца рыцаря в средневековой Англии еще был и железный шлем или же стальной шлем.

Как все это можно было носить на себе, не понимаю. Со временем форма шлема менялась. От открытого «шишака» до закрытого «салада» с активным забралом.

Такой шлем очень хорошо мог защитить лицо рыцаря, а это очень важный момент.

Конечно же, какой рыцарь без щита. Я выяснила, что обязательным элементом подобных защитных доспехов был щит, сделанный из металла в форме миндаля. Он способен был защитить воина от головы и до самых колен.

Также необходимо сказать, что с помощью такого снаряжения можно было защитить лошадь, которая катала рыцаря по полю боя. Поэтому общий вес доспехов мог составить около 50 кг. Рыцарское мастерство требовало колоссальной подготовки, и просто человек с улицы не мог им стать.

Нужно было много уделять времени, чтобы добиться больших результатов.

Мне всегда нравились рассказы о рыцарских турнирах. Ведь рыцари настолько отчаянно сражались за победу, и призом в сражении могла быть какая-то барышня, в которую обязательно один из рыцарей был влюблен.

Но формирование нового современного движения — капитализма, повлекли за собой консервативное рыцарство, и оно в итоге уже не успевало за повелениями периода. Оружейные пули просто могли пробить снаряжение, а пушечные ядра превращали в развалины стенки сооружений.

Читайте также:  Вертолет ка-52к оснастили ракетой-«убийцей» кораблей

В особенности светло эти веяния проявились в ходе Столетней борьбы меж Францией и Англией. Потому с завершения пятнадцатого столетия представители рыцарских родов формируют офицерский корпус наемных армий Новейшего времени.

Также мной было выяснено, что рыцарство было убрано со сцены истории. Рыцарство оставило после себя лишь составляющие собственной военной стратегии (внедрение схожих рыцарским танковых клиньев в крупномасштабных военных деяниях).

И на сегодняшний момент времени в Англии награждают рыцарскими званиями ученых, актеров и спортсменов. Вся эта информация, на мой взгляд, очень интересная и полезная, ведь рыцарство и по сей день вызывает лишь чувство уважения.

Также, если вам интересна история, обратите внимание на статью чартистское движение в Англии.

Источник: http://england-today.ru/interesnoe/kto-takoj-oruzhenosec-rycarya-v-srednevekovoj-anglii.html

Средневековье

В древние времена, обученные и благородные воины становились элитными франкскими военными подразделениями, и это широко распространенное движение получило широкое распространение по всей Европе.

Сражавшийся на лошади обладал неким благородным статусом, он пользовался большой славой в бою, он очень быстро перемещался по полю брани, имел весовое преимущество над пешим противником, и просто напросто мог давить их своим боевым конем.

Когда кавалерия встречалась лицом к лицу, то лишь опыт, маневрирование и сноровка были решающими в этом сражении. Чтобы стать рыцарем, надо было обладать достаточно крупным состоянием, так как лошади, экипировка и оружие стоили очень дорого.

Владыки, правящие в последующий Феодальный Период, не имели достаточно средств, чтобы содержать прекрасно экипированную кавалерию. Воины становились вассалами своего сюзерена и получали от него небольшой удел земли. На все что они получали со своих земель, они могли приобретать себе экипировку для лошадей и разнообразное оружие.

В большинстве случаев, сами вассалы содержали небольшие отряды воинов-профессионалов для защиты своих собственных замков. В те времена, когда централизованная власть была слаба, вассалы были полностью в ответе за все то, что происходило на территории их уделов.

За право владения своей феодальной собственностью, вассал предоставлял своих воинов своему сюзерену, когда последнему угрожала какая-нибудь опасность. Исходя из этого короли и высшие дворяне могли собирать армии своих вассалов практически тогда когда им вздумается. Как правило, элитные воины этих войск составляли конные воины.

В Средние Века, элитные конные воины Западной Европы стали именоваться рыцарями. В те времена и образовалось такое понятие, как рыцарство, был также создан некий кодекс рыцарства, которым руководились рыцари.

В основном эти воины были благородными, как на поле битвы, так и в повседневной жизни, хотя это проявлялось в большей мере при общении со своими повелителями, а не с обычными мелкими дворянами и крестьянами. Рыцари вскоре стали одним из руководящих классов государства, они контролировали свои земли и собирали с них дань, которая незамедлительно поступала в их казну. В основном рыцари были людьми с дворянскими т итулами, или же обыкновенными солдатами, которые за свою смелость и ярость в бою были возведены в этот ранг. Позднее их статус и престиж был основан на передаче по наследству и на важности боевого опыта в сражениях.

Рыцарство

После появления термина “рыцарство” сразу же стали говорить о конной подготовке воинов. Элитные Средневековые рыцари в основе своей просто вышли из мелкого дворянства и духовенства, и каждый из них обладал собственным способом ведения боя, и конной подготовки.

Быстрые и сильные лошади, превосходное и эффективное вооружение, прекрасный броневой панцирь стали для рыцарей самыми ценными приобретениями. К 12-тому столетию, рыцарство стало просто жизненным определением. Базовыми правилами рыцарского кодекса было следующее: * Защищать женщин и слабых. * Нести правосудие среди зла и беззакония. * Любить свою родину.

* Защищать Церковь, даже под угрозой смерти. На практике, рыцари и аристократы игнорировали правила этого рыцарского кодекса. Вместо правил кодекса, феодалы часто начинали междоусобные войны, и чаще всего это случалось по следующей причине.

Еще издавна было принято правило, что после смерти отца семейства, все имущество и земли предоставлялись старшему из его сыновей, и именно по этой причине младшие браться становились на путь распрей и внутренних конфликтов. Хотя эти гражданские междоусобные войны велись в основном дворянами-феодалами, чаще всего от этих войн страдало крестьянство.

В позднее Средневековье, короли создавали целые рыцарские ордена, которые были организациями включавшими в себя только высокородных рыцарей, которые клялись на преданность своему королю и заключали между собой дружественные союзы.

Стать в те времена членом одного из рыцарских кланов было очень престижным, человек получивший этот статус становился очень заметным и известным человеком в своих краях. В 1347 году, на протяжении Столетней Войны, Эдвард 3 Английский основал Орден Гартера, который существует и в наше время.

Этот орден состоит из 25 благороднейших рыцарей Англии, и стал крепким оплотом монархической власти в этой европейской стране. Орден Золотого Руна был основан Филиппом Бургундским в 1430 году и стал одним из самых богатейших и могущественных орденов по всей Европе. Французский король Луи Одиннадцатый основал Орден Святого Михаила для улучшения контроля над своими подчиненными дворянами. Ордена Калатравы, Сантьяго, и Алкантара были основаны для того, чтобы изгнать мавров из Испании. Все они были объединены в одну сильную организацию Фердинандом Арагонским, первым королем Испании.

Посвящение в Рыцари

В возрасте семи или восьми лет, мальчики из благородных дворянских семей высылались в замок своего сюзерена в качестве слуг. Та, они обучались официальным базовым навыкам, и начинали тренироваться в пользовании оружием и управлении лошадьми. В возрасте около 14 лет они становились оруженосцами, или же обучающимися рыцарями.

Оруженосцы часто отдавались на воспитание к рыцарям, которые дальше обучали молодых людей искусству сражений и боевой тактике. Оруженосцы были самыми основными помощниками и слугами рыцарей.

В обязанности оруженосца входило полирование брони и оружия (от ржавчины и грязи), помощь рыцарю при облачении в доспехи, присмотром за вещами рыцаря, и даже то, что он должен спать недалеко от двери своего господина в качестве охранника. На турнирах и в битве, оруженосец помогал рыцарю, если это было по настоящему необходимо.

Он занимался сменой оружия и лошадей, обрабатывал легкие раны, выносил тяжело раненого рыцаря с поля боя, и даже должен был с почестями похоронить своего павшего в сражении господина. В большинстве случаев, оруженосец шел в сражение вместе со своим господином, где они сражались бок о бок.

В сражении, оруженосцу позволялось отыскивать наиболее важного и могущественного соперника для своего сюзерена, который был равен с ним по рангу или даже был выше чином. С другой стороны, оруженосцам самим позволялось нападать на вражеских рыцарей, зарабатывая тем самым себе славу в бою.

В дополнение к боевому обучению, оруженосцы проходили некоторую официальную подготовку, обучались по крайней мере читать, иногда и писать, играть на музыкальных инструментах, танцу и пению. В возрасте 21-го года, оруженосец получал возможность стать рыцарем. Подходящие кандидатуры 'посвящались” в рыцари своим повелителем, обычно феодалом определенного надела земли.

Церемония посвящения в рыцари была очень проста, обычно на плечо будущему рыцарю “возлагался” меч, который после церемонии прикреплялся на пояс рыцаря. К процедуре становления рыцарями была приобщена и Церковь. Кандидаты на право стать рыцарями принимали ванную, подстригали свои волосы, и в течении ночи начитывали молитвы у ближайшего алтаря.

К утру, кандидат получал меч и шпоры рыцаря. Рыцарство в основном светило только самым настоящим дворянам, которые имели крупные наделы земли и обладали крупным богатством. Повелители земель, а также епископы могли собирать под свои знамена приличный контингент рыцарей, однако, все решали обстоятельства. Например, оруженосцы, которые превосходно, с доблестью и яростью сражались на поле боя, могли стать посвященными в рыцари за совершенные подвиги прямо на поле брани.

Турниры

Учебные сражения между рыцарями, называемые турнирами, начали проводиться в 10-том столетии, и их сразу невзлюбили Папа и королевские монархи за то, что в этих ненужных сражениях, рыцарь мог получить серьезные повреждения или даже быть убитым. А мертвые вассалы не очень то и помогут своим сюзеренам в реальном бою.

Турниры не приветствовались, но они стали важной частью в рыцарской жизни. Турниры начинались с простых состязаний между отдельными рыцарями, но со временем они переросли в настоящие сражения между несколькими парами рыцарей. Они стали важной частью общественной жизни и привлекали участников и зрителей с больших расстояний.

На специально подготовленных полянах располагались трибуны со зрителями и шатры для сражавшихся. Рыцари продолжали сражаться как поодиночке, так и в составе определенных команд. Они сражались друг против друга с помощью разнообразного оружия и часто сталкивались в ближнем бою с большинством из выступающих соперников.

Турниры, или же сражения на копьях верхом, наверное, являлись одним из самых основных событий любого средневекового ристалища, когда два рыцаря пытались сбросить своего противника с коня с помощью длинных копий.

Рыцари в те дни сражались за кубки и призы с той яростью, что в наши дни сражаются за них обычные спортсмены, они также сражались за свой престиж, и за тех дам, которые посещали эти турниры. Из-за того, что многие рыцари были убиты в турнирах в течение 13-го столетия, монархи стран, а также сам Папа забили тревогу.

Например, шестьдесят рыцарей погибли во время прохождения в 1240 году турнира в Колоньи. Папе же было необходимо, чтобы большинство рыцарей пошло в Крестовые Походы на святую Землю, нежели они все будут перебиты на турнирах. Оружие было затуплено и правила ужесточены, но все равно рыцарство несло потери среди убитых и покалеченных.

Король Франции, Генрих 2-ой например, был смертельно ранен, на турнире который проходил в честь свадьбы его дочери. Обычно такие состязания проводились как дружественные поединки, но нередко они заканчивались тем, что два рыцаря сталкивались в смертельном бою.

Проигравшие в турнире обычно становились чьими то заложниками, и должны были выплатить выкуп своему противнику за свою лошадь, оружие и броню для своего освобождения. Герольды сохраняли записи обо всем, что происходило на турнире, примерно тоже самое, что происходит на обычном футбольном матче. Рыцари с низким достатком могли на таких турнирах заполучить победу и отыскать себе прекрасную молодую леди с немереным запасом приданного.

Рыцарские Ордена

В течении Крестового Похода, военные ордена рыцарей должны были создать прикрытие и поддержать Христианские цели продвижения в Святые Земли. Эти рыцари стали самыми яростными из всех Крестоносцев, и самыми кровными врагами Арабов. Эти ордена по-прежнему существовали, даже когда Крестовые Походы в Палестину оказались неудачными.

Первыми из этих орденов были Рыцари Храма, или же просто Храмовники, они были основаны в 1108 году для защиты Священного Гроба Христова, который находился в Иерусалиме.

Храмовники были облачены в белые мантии, которые окантовывались большим крестом красного цвета, и они придерживались тех же взглядов что и Бенедиктинские монахи, а именно охрану бедняков, целомудрие и покорность. Храмовники были одними из самых храбрых защитников Святой Земли, но получили плохую репутацию за свою жестокость к пленным.

Эти рыцари были самыми последними из крестоносцев, которые покидали Святую Землю. В последующие годы, они стали очень богатыми людьми, награбив огромное количество, сокровищ и удерживаясь от всяких политических пактов, испытывая недоверие к монархам.

В 1307 году Король Франции, Филипп 4-тый обвинил их во многих совершенных преступлениях, включая в ереси, все рыцари ордена были арестованы, а их земли конфискованы. Остальные европейские лидеры последовали его примеру, и Храмовники окончательно перестали существовать.

Рыцари святого Иоанна Иерусалимского, или же просто Госпитальеры, были организованы для предоставления помощи ослабевшим или больным пилигримам которые посещали Священное захоронение Мессии. Вскоре они были переформированы в полностью военный орден. Они носили красную мантию с большим белым крестом и придерживались канонов церкви Святого Бенедикта.

Госпитальеры представляли собой хорошо подготовленную организацию, в которой ее членам не позволялось грабить обездоленных и убивать пленных. После того, как им пришлось покинуть свою твердыню на Святой Земле, замок Крак де Шевалье, они отступили и поселились на острове Родос, и усиленно обороняли его в течение многих лет.

После того как их изгнали с Родоса турки, они разместились на островах Мальта. Третий великий военизированный орден носил название Тевтонский, и был основан в 1190 году для защиты Германских пилигримов, которые путешествовали в Святую Землю. После окончания Крестовых походов они начали развивать свою деятельность на северных границах Пруссии, в прибрежных к Балтийскому морю землях. Тевтонские рыцари были одними из правителей части Польши и Пруссии, до того как Наполеон не захватил их владения в 19-том столетии.

Геральдика

Для того чтобы различать рыцарей в сражении, была разработана определенная система эмблем, которую назвали геральдикой. Специальные эмблемы были разработаны для каждого дворянского рода, и отображалась на его щите, мантии, флагах и родовой печати.

Мантия с отображенным на ней гербом стала называться родовой, и по ней можно было узнать, к какому роду принадлежит тот или иной рыцарь. Независимая организация под названием Колледж Герольдов разрабатывал индивидуальные гербы, и каждый из них был уникальным в своей среде. Гербы записывались герольдами в специальную книгу, которая бережно хранилась.

Родовые мантии переходили от одного поколения в следующее и могли модифицироваться только при браке. Некоторые эмблемы стали характеризовать причисление той или иной династии к монархической семье. В позднее Средневековье города, гильдии, и даже житель города не принадлежащий к дворянскому роду имел свой гербовый знак.

На поле брани, воины использовали свои родовые мантии, для того чтобы определить по ним своего союзника или противника, и для того чтобы выбрать более стоящего противника в ближнем бою. Герольды выполняли список рыцарей, которые собирались сражаться, основываясь на их родовые гербы.

Герольды также исполняли роль нейтралов и могли свободно перемещаться между двумя воюющими армиями. Пользуясь этим, они могли отсылать свои сообщения между защитниками замка и его противниками. После сражения, герольды опознавали мертвых по их родовым мантиям.

Источник: http://middleag.narod.ru/Knights.htm

Ссылка на основную публикацию